Типичные ошибки публичных выступлений. Отказ от юмора. Ошибки, связанные с низкой самооценкой

Вы можете дать лучшую презентацию в мире по своему содержанию, но, если вы не знаете основ публичного выступления , все пойдет насмарку. Это как разговаривать по поврежденной телефонной линии, когда вам есть что сказать, но на другом конце глухо, и вы не слышите собеседника.

На курсах ораторского мастерства разбирают распространенные ошибки оратора, которые не дают найти связь со слушателями.

1. Слушатели не ассоциируют себя с оратором.

Когда, например, вы бесконечно говорите о своих успехах и как вы этого добились, слушатели могут подумать: «Эти стратегии сработали для него, потому что он особенный. Но со мной это не сработает».

2. Слушатели не понимают, зачем им это нужно

Ваше введение, вся структура публичного выступления и заключение должны говорить аудитории о том, какую пользу принесет им эта информация.

Ораторы часто совершают эти ошибки – не учитывают мотивы аудитории.

3.Слушатели перегружены информацией.

Очень легко сбить слушателя с толку обилием цифр и фактов, только это мешает найти контакт. Люди попросту отсекут ненужное и перестанут внимательно слушать. Нельзя просто положиться на надежду, что они все усвоят. Нужно знать, что делать, если речь перенасыщена информацией .

4. Слушатели не вовлечены

Не вовлечены – значит, не заинтересованы. Сделайте свою аудиторию участниками диалога, а не просто слушателями. Также избегайте 10 фраз, которые никогда не говорят искусные ораторы , ведь именно такие фразы отбивают интерес.

5. Аудитория чувствует, что ваша речь не нова

Вероятнее всего, вы уже выступали по такой теме и говорили то же самое перед другой аудиторией. Не допустите этой ошибки оратора – слушатели должны чувствовать, будто вы говорите о своей теме впервые. Сделайте выступление свежим, наполните его новыми необычными идеями, идите в ногу со временем.

6. Оратор не вовлечен эмоционально

Если вы оставляете эмоции в стороне, не надейтесь заслужить доверие слушателей. Вы должны проживать каждую свою историю, используя хотя бы некоторые из 17 секретов ораторского мастерства для эмоционального выступления .

7. Оратор недостаточно узнал об аудитории

Мы часто говорим то, что хотим сказать, но не то, что хочет услышать аудитория. Что они хотят слышать? Узнайте и проанализируйте заранее.

8. Энергетика оратора и слушателей не совпадают

Не пытайтесь быть чересчур громким и энергичным, не бегайте по залу, если вы видите, что аудитория подобралась спокойная. Это будет их только раздражать. Почувствуйте, какая энергетика исходит от слушателей, и постарайтесь соответствовать.

Именно поэтому нужно также бороться со страхом выступлений и не допускать 10 самых вредных мыслей оратора .

9. Оратор не заинтересовал слушателей своим началом

В первые 30 секунд вашей речи аудитория решит, нужно им это слушать или нет. Пусть же эти 30 секунд озадачат, удивят, заинтересуют, поставят их в тупик… Только не оставят равнодушными и скучающими. Ошеломите их каким-то невероятным фактом, дайте пищу для размышлений или рассмешите. Одним словом, зацепите аудиторию с самого начала речи . Они должны быть «ваши» с первых секунд, иначе позже их внимание уже не вернешь.

10. Оратор не поддерживает зрительный контакт

Среди ошибок оратора это одна из грубейших.Зрительный контакт – обязательное условие публичного выступления. Таким образом, вы достигаете контакта с вашей аудиторией и одновременно следите за их реакцией. Если слушатели скучают, подбросьте дровишек в огонь, оживите свое выступление каким-то остроумным замечанием. Можно также обратиться к аудитории, задать вопрос. Главное – не терять контакт.

Мы рассказали вам о самых распространенных ошибках оратора, но есть и другие.

Например, оратор рассказывает о третьих лицах, вместо того чтобы заинтересовать слушателей своим опытом, своей историей.

Оратор только и говорит, что о себе, а его выступление превращается в автобиографию.

Оратор пытается подражать кому-то еще.

Можно вспомнить очень много таких недостатков. Ведь умение заинтересовать и убедить с помощью слова – сложнейшее искусство. Главное – вовремя анализировать и делать правильные выводы. В конце концов, ошибки – это ценный опыт.

Говорите хотя бы немного громче, чем звучит ваша обычная речь. Во первых – это придает речи эмоциональную окраску, во вторых - привлекает внимание.

Медленная речь . Еще один шанс вздремнуть. Если ваши слушатели думают быстрее, чем вы говорите, слушать они вас не будут. Они будут думать о своем, а ваш голос, в лучшем случае, будет звучать, как фоновый шум.

Если вам приходится подыскивать слова - старайтесь готовиться к выступлению заранее. Если вы от природы флегматичны, ни чего не поделаешь, темп речи придется ускорять искусственно.

«Смотри на Джона Смита». В пособиях, для ораторов часто встречается совет – выбрать в аудитории симпатичное лицо и всю лекцию обращаться именно к этому человеку. Авторы утверждают, что это помогает снять нервозность. На самом деле ваш «Джон Смит» став объектом пристального внимания начинает нервничать и выражение его лица точно не даст вам адекватной обратной связи. А остальные присутствующие, в это время, чувствуют себя «третьим лишним», потому что обращаются явно не к ним.

Ни чего страшного не случится от того, что вы будете поворачивать голову. Чем меньше аудитория, тем больше внимания нужно каждому члену группы. При работе с большой группой, не пробуйте охватить взглядом аудиторию целиком, а переводите взгляд с одного на другого.

Слишком сложно - слишком скучно? Даже, если вы говорите об очень серьезных вещах, не стоит перегружать речь терминами, формальными оборотами, цитатами. Не становитесь похожим на словарь. Информация может быть очень полезной, но аудитория быстро утомится и начнет отвлекаться.

Не бойтесь использовать живой, разговорный язык, приводите примеры.

И пара полезных советов в заключении:

Вы читаете эту лекцию в тысяча первый раз. Вам смертельно надоело. Аудитория тоже об этом догадывается... Начните жестикулировать. Прохаживайтесь по залу, нарисуйте что-нибудь на доске (зачем то же она там висит). Это оживит речь. А если нарисуете что-нибудь не связанное с темой лекции – это гарантированно оживит аудиторию.

Вы волнуетесь, язык заплетается, постоянно забываете, что хотели сказать. Начинайте следить за дыханием. Мы произносим слова на выдохе, обратите внимание на то, как это происходит, вдыхайте (и говорите) осознанно.

Вы тщательно подготовились к выступлению, смогли преодолеть скованность, но отчего-то выступление получилось неудачным. Возможно, вы допустили некоторые ошибки. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение начинающих докладчиков и профессиональных ораторов. Их советы я хочу предложить вашему вниманию: используя приведенные ниже рекомендации на практике, вы сможете обрести уверенность, а ваше выступление пройдет намного удачнее, чем в прошлый раз.

Ошибка 1: несоответствие.

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, -- у слушателей сразу появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям.

Ошибка 2: оправдания.

Публике зачастую все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Посыл честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».

Ошибка 3: мимика.

Контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Особенно важно следить за выражением глаз и бровей, потому что этой области лица публика уделяет наибольшее внимание. Кроме того, брови -- главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови -- признак неуверенности и некомпетентности.

Ошибка 4: отсутствие юмора.

Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность -- слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации -- это доказано нейропсихологами.

Ошибка 5: всезнайство.

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов -- ораторы надменные. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас.

Ошибка 6: суетливость.

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией.

Найдите подходящее место и займите позицию. Вы можете сидеть или стоять -- это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и прочих факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве в следующую точку и т.п. Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления.

Ошибка 7: отсутствие пауз.

Когда нечего сказать -- лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами.

Ошибка 8: никакой кухни!

Ошибка заключается в следующем: выступающий, полагая, что речь еще не началась, встает с места, идет на сцену, по дороге поправляя одежду, судорожно поводя плечами, застегиваясь, почесывая затылок, потирая подбородок и причесываясь пятерней. Затем он торопливо вытирает нос, одергивает одежду на ходу. К тому времени, пока он дойдет до места, можно считать, что выступление уже закончилось. Психологами подсчитано, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется. И какое впечатление складывается в эти семь секунд? Любая подобная суета работает против оратора. Люди в зале не должны видеть никакой «кухни» и никаких приготовлений.

Ошибка 9: правило 90 градусов

Ошибкой будет начинать говорить где-нибудь сбоку, не в центре сцены. Особенно часто так бывает, когда выступление короткое и выступающий внутренне для себя это оправдывает маленьким временем на речь. Что он транслирует в зал в этом случае? Он делает аудитории такое невербальное сообщение -- извините, я тут с краю постою, я здесь ненадолго, я вообще случайно тут зашел, ничего, что я вас отвлекаю…? Кроме центрального расположения, главное место должно удовлетворять «правилу девяносто градусов». То есть сектор охвата аудитории должен быть примерно 90 градусов, если вы вытянете, стоя в центре, руки по флангам аудитории. Если подойдете слишком близко, угол обзора будет уже под 180 градусов, и в этом случае боковые зрители будут выпадать из вашего поля зрения и влияния, а слушатели на первом ряду слишком напрягутся. Если вы отойдете слишком далеко, угол обзора будет примерно 45 градусов и расстояние для выступления будет слишком далекое и неудобное.

Ошибка 10: неправильное положение тела

Оратор выходит и становятся в позу с руками за спиной. Впечатление, что руки связаны за спиной, но он молчать все равно не может. Ощущение закрытости, скованности, жестикуляция работать не будет. Также есть впечатление, что человек что-то там прячет. Если зритель не видит руки, облик оратора подсознательно ассоциируется с некой опасностью.

Другая ошибка. Оратор выходит и становится в позу с руками, скрещенными на груди. Такое положение оратора будет опять же подсознательно восприниматься как подчеркнутая демонстрация превосходства.

И еще одна ошибка - руки в карманах. Это выглядит вульгарно, является грубым нарушением этикета, после которого докладчик просто упадет в глазах публики, да и просто проявлением неуважения к аудитории.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно -- люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика -- не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно -- за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения.

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Ошибка 5: Подбор слов.

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Лучше информативной речи -- только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность -- слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов -- ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. Так, однажды всеми нелюбимому лектору по истории философии студент-психолог прилюдно задал каверзный вопрос: как следует относиться к философу Уоллесу? Преподаватель, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции, долго и убедительно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого философа, выдуманного студентами накануне лекции.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией. Этим горе-ораторам так и хочется дать совет строго по Архимеду: «Найдите же, наконец, точку опоры!»

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Почти каждый день вижу людей, которые выступают. И почти каждый день я вижу ошибки в выступлениях ораторов.

Одни и те же грабли, на которые наступает бесчисленное количество выступающих людей.

Многие люди не умеют выступать, и поэтому совершают ошибки при выступлениях.

Кто-то не смотрит на публику, кто-то слишком торопится, кто-то не знает, куда деть руки…

Все люди разные. И все по-разному выступают на публике.

Но мне, профессионалу, видятся одни и те же ошибки. Об этих ошибках и пойдет речь.

Впрочем, если ошибок мало – все хорошо. Но если ошибок много, если они типичные – тут нужно с этими ошибками что-то делать. Уверен, что прочитав эту книгу, вы станете совершать куда меньше ошибок в своих выступлениях.

С уважением, тренер по ораторскому искусству, .

Глава 1. Главные ошибки ораторов

Несколько слов об ошибках ораторов и видеоблогеров.

Меня часто спрашивают: «Ну, какие у меня были ошибки при выступлении?»

Я ведь тренер по ораторскому искусству. Работа у меня такая. И хобби тоже. Обучаю, как на живых тренингах, так и

Но я не оцениваю выступления по ошибкам . Мне, к примеру, важнее любых ошибок – положительная реакция публики на это выступление.

Если люди слушают – значит оратор состоялся. Можно этим гордиться. Но если не слушают – какая разница, были ли ошибки?

Даже если ошибок у оратора не было – это не значит, что выступление было хорошим.

Уж пусть лучше будут ошибки. Пусть хотя бы ошибками оратор запомнится.

Выступление без ошибок не гарантирует хорошее выступление!

Но, если людей беспокоят ошибки, то почему бы и не написать об этом книгу?
В этой книге собраны самые распространенные ошибки ораторов и видеоблогеров.

В первых главах собраны ошибки очевидные.

Может, не стоило о них писать? Но такие ошибки совершаются – значит, кто-то о них не знает. Пусть эти очевидные ошибки ораторов будут в книге. А вы, уважаемый читатель, пропускайте банальные слова и листайте книгу дальше.

Потом идут ошибки спорные.

Например, о жестах. Много разных мнений по этому поводу. И заблуждений – тоже.

Это опять же, мое личное мнение профессионального тренера, проверенное практикой успешных выступлений.

Еще в книге есть информация, как избежать ошибок.

То есть, по этой книге можно учиться. Пусть это не учебник по риторике – польза от него будет немалая.

Теперь вы будете видеть ошибки других.

Это тоже полезно. Это может стать стимулом решиться на выступление:
“Ведь другие люди выступают, даже с ошибками выступают, причем какими ошибками. А почему я боюсь? Я уж точно буду не хуже.”

С уважением, тренер Болсунов Олег.

Ошибка № 1. Где взгляд оратора?

Куда смотрит оратор?

Первая ошибка – очевидна. Она связана с взглядом оратора.

Вспомните, куда устремлен взгляд плохого оратора?

Вверх, вниз, в окно?

А куда нужно смотреть?

Нужно смотреть в глаза тем людям, которые оратора слушают. Так ведь?

Уважаемый читатель! Возможно, вы являетесь хорошим оратором и всегда смотрите в глаза своим слушателям.
Это хорошо! Тогда вы согласитесь со мной, что это очень важно – видеть каждого человека в зале.

Ко мне на обучение приходят разные люди. В том числе и студенты. И они подтверждают то, что их преподаватели могут вести лекцию, глядя куда угодно: в окно, в пол, на доску, на «любимчиков» из первого ряда.

Часто – просто в потолок.

Учитель занят своим делом – лекцией. А ученики занимаются своими делами.

На уроке у такого учителя можно делать что угодно.

Но есть и другие преподаватели. От их взгляда невозможно скрыться. Стоит только на секундочку отвлечься, как уже пытливый взгляд напоминает: «Не отвлекайся! Слушай внимательно».

Есть такие преподаватели?

Таких преподавателей хочется видеть, хочется слушать.


Найдите разницу между двумя картинками.

Оратор должен научиться смотреть прямо в публику.

Всегда видеть зрителей. Каждому человеку заглянуть в глаза. Переходить взглядом от одних глаз к другим.
Оратор, который не видит публику, подобен слепому человеку. Или человеку, находящемуся в плотном тумане.

Поэтому и страшно выступать. Ведь не видно людей. Не видно эмоций. Не понятно, что думают об ораторе люди.

Такой оратор хочет быстрее рассказать свою речь – и уйти.

Вот и причина спешки. Вот одна из причин страха выступлений.

Зрительный контакт - очень важный навык оратора.

Только по тому, как выступающий смотрит на аудиторию, можно определить, оратор ли это вообще. Без зрительного контакта оратор не может влиять на зрителей, не может добиваться своих целей при выступлениях.

Спокойный взгляд на публику - показатель уверенности в себе человека, показатель психологической зрелости и профессиональной компетенции.

Чтобы наработать навык спокойного взгляда - нужно выступать. Во время выступлений контролируйте себя, не избегайте взгляда с аудиторией. Заставляйте себя смотреть только на людей. И так действуйте до полного закрепления навыка.

О важности взгляда оратора можно говорить долго. И мы еще вернёмся к этой теме. Рассмотрим другие ошибки.

Уважаемый читатель! Посмотрите видео , где я рассказываю об этой ошибке на своем Ютуб-канале

Кстати, на этом канале будет много полезного видео, поэтому рекомендую на него сейчас подписаться:

Ошибка №2. Для чего нужны паузы?

Речь оратора без пауз

Наглядная картина. Видели, как мама кормит маленького ребенка с ложки?

Представьте, как это происходит.
Первое, что делает мама – привлекает внимание ребенка: «Милый малыш, открой ротик!» Так?
Затем мама набирает немного каши в ложку и протягивает по направлению ко рту. Малыш радостно жует.
Когда мама даст следующую порцию каши малышу?
Правильно, тогда, когда малыш не только прожуёт кашу, но еще и проглотит ее.
Что делает мама, пока малыш жует?
Ждет. И думает, сколько каши зачерпнуть ложкой в следующий раз. Так?
Если малыш жует долго – значит, каши можно давать меньше.
Если малыш проглотил кашу сразу – значит, можно увеличить порцию каши в ложке.

Оратор кормит публику.

Только не кашей, а информацией. Эту информацию публика усваивает. После каждой порции информации необходима пауза.

Если не делать пауз – информация может не усвоиться. Не восприняться. Или не запомнится.

Каждое предложение – это кусочек информации.

Эту информацию нужно проверить на правдивость. Примерить на себе. Подумать о ее пользе. И только после этого, возможно, запомнить что-то из этой информации.
Паузы дают время на все эти операции.

А если нет пауз, то когда нам думать над словами? Без пауз – сложно. А запомнить услышанную информацию без пазу – еще сложнее.

Хотите, чтобы вас понимали – делайте паузы.
Хотите, чтобы ваши слова запомнились – делайте еще большие паузы.

Пауза – это элемент речи. Паузы так же важны, как пробелы между словами в тексте.

Как точки между предложениями. Как запятые, тире и двоеточия.
Есть обязательные паузы, а есть – произвольные.

Паузы великого оратора Мартина Лютера Кинга

Как вам такие паузы? Не маленькие?

У меня на занятиях бывали случаи (один на сто участников), когда кто-то начинал критиковать подобные паузы. У меня есть готовые ответы на подобную критику. Ведь в данном видео выступление на очень большую аудиторию. В таких случаях паузы нужны именно такие, большие паузы.

Пауза – это инструмент оратора.

И этим инструментом необходимо научиться пользоваться.
Есть паузы, которые нужны оратору.

Есть паузы, которые нужны публике.

Обдумать услышанные слова, запомнить…

Оратор должен учитывать всё это. И должен следить, успевают ли люди воспринимать информацию?
По моим наблюдениям большинству ораторов не хватает…
Чего? Нет, не слов.

Не хватает – пауз.
Либо пауз вовсе нет.

Ошибка №3. Нужны ли публике мусорные звуки?

Мусорные звуки

Риторический вопрос:

– Что важнее в автомобиле: педаль акселератора или педаль тормоза?

Сложно ответить на этот вопрос.

Без акселератора машина не поедет. Без тормоза лучше никуда не ехать.

Многие ораторы умеют говорить, но не умеют молчать, то есть, делать паузу.

Пауза в речи оратора – как педаль тормоза в автомобиле.

Ораторы легко и быстро набирают темпы своей речи. Но вот «притормозить» или даже «остановиться» многие совсем не могут.
Что сделает водитель, если вдруг на дороге появилась яма, которую объехать невозможно?

Водитель притормаживает, медленно проезжает препятствие и снова набирает скорость.

Что придется сделать водителю, который не может притормозить?

Ему придется маневрировать влево или вправо, вылетать на обочину или на встречную полосу. Если водитель поедет прямо – его машина может потерять колесо на дороге. В любом из этих случаев может случиться авария.

У спикера тоже могут быть непредвиденные обстоятельства.

Неясно выразился. Сказал не то, что хотел. Или не так, как хотел. Или что-то забыл. Бывает?

Оратор начинает «выкручиваться».

Говорить лишнее. Уходить от темы «влево» и «вправо». Произносить пустые слова.

А ведь всего-то нужно остановиться, подумать, найти нужное слово – и продолжить.

Зачем выступающий человек использует «мусорные звуки»?

Для того, чтобы заполнить пустоту между словами.
Вместо пауз.

– Э… Хочу вам сказать… э… важную речь ммм… то есть слова… э… в общем я подумал, что… э… всем нам нужно… короче, вы меня поняли…

Пример речи с мусорными словами и звуками

Тогда искоренить их не составит труда.

Мусорные звуки могут быть следствием страха замолчать на публике.

Тогда полезно научиться говорить на публике вперемежку с молчанием, то есть, с паузами. Научиться этому не трудно.

Мусорные звуки могут быть следствием невежества или нежелания говорить иначе.

Тут я, увы, бессилен. Как говорится: «Осла можно заставить подойти к реке, но ни один шайтан не сможет заставить его напиться».

Заключительное видео к теме “Мусорных звуков”

Ошибка №4. Где внимание публики?

Выступление без внимания публики

Для наглядности этой ошибки, я продолжу рассказ о маме, каше и малыше.

Напомню: мама кормит малыша и следит внимательно за порцией еды в ложке.
Но! Представьте, вдруг пролетела муха. Малыш отвлекся на нее: «Муха!» Голова малыша поворачивается вслед за летящим насекомым.
Мама будет продолжать кормить малыша? Нет! Она тут же остановится.
Так?
Если мама не будет внимательной, то ее ложка попадет туда, где только что был рот – в ухо.
Внимательная мама сначала привлечет внимание ребенка, убедится в том, что можно продолжить кормление, и, только после этого, продолжит кормить кашей ребенка.
«Это понятно? – тогда продолжаем».

Конечно же, таких мам не бывает, которые могут угодить ложкой в ухо. А ораторы, которые слепо кормят публику, бывают. Так ведь?

К сожалению, такие лекторы встречаются даже в институтах.

Оратор должен следить за вниманием публики.

Зорко следить.
И, если это внимание исчезло, необходимо сделать все возможное для привлечения внимания публики. А уже потом продолжить свою речь.


Оратор может привлечь внимание публики разными способами.

Что может сделать оратор, если его не слушают?

Сделать паузу. Замолчать.

Смысл говорить – если, все равно, никто не слушает?

Оратор должен следовать принципу: «Нет внимания – нет информации!»

Как же привлечь внимание – об этом отдельный разговор. Долгий и подробный. Сейчас мы лишь разбираем ошибки ораторов.

Ошибкой является продолжение речи без внимания публики.

Зачем говорить – если вас не слушают? Зачем разбрасывать слова на ветер?Уж лучше замолчать, нежели продолжать речь.

Оратор должен остановиться. Привлечь внимание.

Например, словами: «Коллеги, прошу внимания!».

Возможно, потребуется выдержать паузу.
Причин для отвлечения внимания у публики может быть очень много.

К примеру, кто-то опоздал на лекцию и шумно заходит в зал, хлопая дверью. Наверняка, большая часть публики повернет голову к двери и частично отвлечется от слов оратора. На несколько секунд внимание публики исчезнет.

Личное дело каждого оратора, как на это реагировать.

Можно сделать замечание, можно отшутиться, можно не заметить. Это не важно.

Важно – вновь собрать внимание публики. Убедиться в этом внимании. И, только после этого – продолжить свою речь.

Ошибка №5. Как читать текст перед публикой?

“Правильное и неправильное” чтение

Вы видели читающего оратора?


Оратор читает лекцию – все занимаются своими делами или разговаривают.

Согласитесь, читающий оратор – печальное зрелище.

Не всегда, есть, конечно же, исключения.

По этой причине, многие мои клиенты высказывают предположение, что лучше не читать, а говорить экспромтом.

Согласен.

Но только наполовину.

Такие ситуации бывают. К этому нужно быть подготовленным. И полезно научить читать текст так, чтобы все слушали. Чтобы никто не отвлекался.

Публичное чтение (чтение перед аудиторией), сложнее обычной речи, и требует особых навыков.

Почему сложнее? Потому что, как и при любом публичном выступлении, здесь важен зрительный контакт с аудиторией, а во время чтения с листа создать, а тем более, удержать этот контакт сложно.

И не только видеть, но и чувствовать, насколько хорошо аудитория принимает и усваивает ваш материал.

Увидеть, почувствовать, поняли ли предыдущее слова мои дорогие слушатели.

Часто, очень часто, оратор не замечает, как быстро он перегружает восприятие слушателей.

Вспомним наши “замечательные” лекции в институте…

Когда вы держите паузу – нужно смотреть в текст. Когда говорите слова – нужно смотреть в глаза своим зрителям.

Вот хороший пример, как оратор читает с листа.

А ведь на этом видео Барак Обама читает свою речь. Читает, даже листики переворачивает. Но это не заметно. Кажется, что сейчас Обама просто разговаривает с журналистами, а не читает.

Нужно отрегулировать скорость речи, длительность пауз и фраз. Все это достигается упражнениями.

Можно эти техники отработать самостоятельно. Лучше – записаться на курсы ораторского мастерства в своем городе.

Если таких курсов нет – записывайтесь к нам на . Для начала можно просто попробовать

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

Ошибка №6. Как выступать за трибуной?

Ошибка №6.
Оратор за трибуной

Трибуну придумали – как место выступления оратора.

На нее удобно положить материалы к выступлению. За ней легко спрятать свое тело. На трибуну можно опереться, заняв делом свои руки.


Оратор за трибуной

За трибуной выступать проще.

Первое. Трибуна делает барьер между оратором и аудиторией.

Это – преграда. Как визуальная, так и энергетическая. А зачем это нужно выступающему оратору?

Второе . Трибуна закрывает телодвижения оратора и сковывает жесты.

Да, плохому оратору, не умеющему жестикулировать – это помощь. Хорошему – ограничение возможностей.

Третье. Да, за трибуной оратор чувствует себя безопаснее.

У него есть своя “территория” – трибуна. И оратор забывает, что его настоящая территория – зал, полный людей. Вот где он должен быть хозяином! Вот, где он должен себя чувствовать комфортно.

Главное.

Не опирайтесь на трибуну! – это одна из самых распространенных ошибок ораторов, выступающих за трибуной.

Не опирайтесь на трибуну. Иначе вся ваша энергия уйдет в трибуну.

А куда эта энергия должна направляться? – Правильно, в публику.

Весь вес тела должен быть на ногах. А руки нужны для того, чтобы делать жесты, а не опираться на трибуну.


Найдите четыре ошибки оратора 🙂

Трибуна – не самое лучшее место для оратора .

Передвигайтесь по всей сцене.

Заходите в зал. Перемещайтесь в разных направлениях. Двигайтесь легко и непринужденно. Останавливайтесь. Снова двигайтесь.

Можно даже за трибуной несколько фраз сказать.

Трибуну можно использовать для того, чтобы на нее положить план-конспект, чтобы освободить руки для активной жестикуляции.
Тем не менее, полезно научиться выступать и за трибуной.

За трибуной оратор смотрится красиво, с точки зрения фотографа или видеооператора. И этому тоже нужно учиться.

Некоторым ораторам приходится выступать за трибуной из-за микрофона. Поэтому заранее поинтересуйтесь у организаторов, как можно снять микрофон. Или где взять другой микрофон

Ошибка №7. Длинные предложения. Кому они нужны?

Ошибки в публичных выступлениях

Длинные предложения

Спикерам хочется блеснуть красноречием.

Чтобы все ахнули: «Какой умный человек!»
Это понятно.

Для этой цели пишутся длинные речи , состоящие из многословных предложений .

Такая речь в написанном виде, возможно, вызовет восхищение некоторых литераторов. Но слушать все это крайне сложно. И утомительно.

Устная речь – это не литература . Здесь не нужно особо извращаться.
Не столь важно, как красиво «завернул» свои слова оратор, сколько важно, чтобы публике в этих словах было все понятно.
Это не единственная причина многословности. Если люди, которые просто не умеют лаконично говорить. И это – не ошибка, а неумение.

Лаконичность

Стиль письма и стиль разговорной речи существенно различаются. Если в письме приемлемы длинные сложные предложения с красочными словесными оборотами. То при разговорной речи такие предложения являются не эффективными.
Литература – это искусство написанного слова, а не разговорного.

Такой вид искусства. Художественная литература.

Писатели прошлых веков, старались писать красиво, используя причастные и деепричастные обороты, вставляя в предложение различные фигуры и тропы. Предложения получались длинными, красочными – это считалось истинным искусством.

Никого не смущало большое количество слов в предложении: ведь читать можно медленно, никуда не торопясь, вдумчиво, смакуя каждое слово, и, если что-то будет не ясно, у читателя всегда есть возможность вернуться к началу абзаца, и прочитать текст еще раз.

Так писали многие. Так было принято. Читатель был элитный, образованный – не жаловался. Даже хвастался: «Прочитал такую трудную книгу – не всем по силам».
Откроем, для примера, роман Достоевского «Преступление и наказание», считающееся классикой литературы. Самое первое предложение:

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-му мосту.

Следующий отрывок – из «Анны Карениной» Льва Толстого. Первая страница романа.

На третий день после ссоры князь Степан Аркадьич Облонский - Стива, как его звали в свете, - в обычный час, то есть в восемь часов утра, проснулся не в спальне жены, а в своем кабинете, на сафьянном диване. Он повернул свое полное, выхоленное тело на пружинах дивана, как бы желая опять заснуть надолго, с другой стороны крепко обнял подушку и прижался к ней щекой; но вдруг вскочил, сел на диван и открыл глаза.

Или вот еще, из Льва Толстого, «Два гусара». Всего одно предложение:

В 1800-х годах, в те времена, когда не было ещё ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стёклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики; когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек,

Вы еще не устали? Дочитываем это предложение до конца:

на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были ещё молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин, из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно или не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили короткие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков; когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света; в наивные времена масонских лож, мартинистов тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, - в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы.

А теперь насладитесь искусством Оскара Уайльда.

С покрытого персидскими чепраками дивана, на котором лежал лорд Генри Уоттон, куря, как всегда, одну за другой бесчисленные папиросы, был виден только куст ракитника — его золотые и душистые, как мед, цветы жарко пылали на солнце, а трепещущие ветви, казалось, едва выдерживали тяжесть этого сверкающего великолепия; по временам на длинных шелковых занавесях громадного окна мелькали причудливые тени пролетавших мимо птиц, создавая на миг подобие японских рисунков, — и тогда лорд Генри думал о желтолицых художниках далекого Токио, стремившихся передать движение и порыв средствами искусства, по природе своей статичного.

Красиво? Да?

Да, конечно же, не все и не всегда писали длинными предложениями. Были и короткие предложения. И были мастера короткой прозы

Чехов, к примеру.
Помните его слова: «Краткость – сестра таланта»?

Современные писатели больше пользуются короткими предложениями. Так проще писать. И, самое важное – так проще читать. Конкуренция на книжных полках вынуждает писателей писать то, что будет читаться.

Нудная литература уже не в почёте.

Если вы, открыв книгу на любой странице, не можете от нее оторваться – там короткие предложения.

И понятные слова.

Не только в письменной речи полезно использовать короткие предложения. В устной речи – тем более важны именно короткие предложения.

Почему же люди говорят длинными предложениями?

Причин много.

Ребёнок подражает взрослым, впитывая манеру говорить. Дети проходят школьную программу, пересказывая наизусть тексты из учебников. Школьники слышат такую речь от учителей, а потом эту речь пересказывают на уроках. Именно так в школе вынуждают писать сочинения – с богатым синтаксисом. Читая художественные книги, мозг школьника надёжно привыкает к словесным оборотам.

Как мы читаем – так мы в этот момент думаем. Чтение и мышление – суть одна и та же.

В результате такого обучения, люди начинают так говорить – длинно и путано. Хуже – они начинают так думать. И не подозревают, что можно думать иначе.
Что делать? Полезно научить себя новому стилю речи – говорить короткими предложениями. И думать. Тоже короткими предложениями.

Не нужно учиться разбивать сложные предложения на простые. Необходимо учиться говорить лаконично: коротко и ясно.

Хороший пример в исполнении Барака Обамы. Короткие предложения. Всё лаконично.

Ошибка №8. Как не стоит отвечать на вопросы публики?

Ошибки при ответах на вопросы

Как бы ни задали вопрос, вы должны на него отреагировать позитивно и доброжелательно.

Можно, конечно же, и не отвечать на вопросы – это ваше право.
Но, раз вы взяли слово для ответа, сделайте это достойно.

Большой ошибкой будет реагировать на вопросы подобным образом:

– Я это уже говорил.
– Это не важно.
– Я удивлен, что вы не поняли.
– Это глупый вопрос.

Кто виноват в том, что публика не услышала слова оратора? Это оратор не смог донести свои слова.

Отвечая на подобные вопросы, удержитесь от реплики:

– Как я уже говорил…

Ничего страшного не произойдет, если вы еще раз повторите свои слова. Такие слова лучше запоминаются.

Если из публики задают вопрос – значит это им важно. И это не может быть «глупым вопросом».

Это еще не всё.

Тема вопросов и ответов – важная. Здесь можно говорить много. Эту тему мы более подробно разбираем на наших занятиях. Используя многочисленные техники, наши ученики учатся хорошо отвечать на любые вопросы или уходить от ответа, если это необходимо.