Тема покорение космоса старшая группа. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Покорение космоса. Прилетела в стаю звезд

Екатерина Толстенева

Задачи : закреплять и расширять знания детей о первооткрывателях космоса, о подготовке, быте и значении космонавтов; расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Космос» (космос, космонавт, корабль, ракета, спутник и др.); формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Ход занятия

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Они хотели летать, хотели узнать о небе. Воплощая мечты о полете, люди придумали волшебный ковер-самолет. Затем, с развитием науки, - дирижабль, самолет. И вот К. Э. Циолковский первым заявил о том, что человек может полететь в космос. А С. П. Королев сконструировал первую ракету «Восток».

Сначала в космос полетели спутники, затем собаки (Белка и Стрелка). После множества испытаний в космос отправился человек: Ю. А. Гагарин. Он один раз облетел вокруг Земли за 108 мин. За этот подвиг он получил звание Героя Советского Союза. С 12 апреля 1961 г день полета А. Ю Гагарина в космос был объявлен Днем космонавтики. С тех пор люди начали покорять космос. Первую женщину-космонавта звали В. Терешкова. Первый космонавт, вышедший в открытый космос был А. Леонов.

Физкультминутка «Подготовка космонавтов»

Прежде чем космонавты летят в космос, они проходят специальные тренировки. Например, они делают упражнения. Давайте мы с вами тоже попробуем сделать эти упражнения.

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Вправо-влево повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать…

Презентация «Покорение космоса» (продолжение)

Космонавты готовятся к выходу в космос от 5 до 10 лет. Занятия проходят в учебных классах, спортивных залах, на стремительно вращающейся центрифуге(«космическая карусель»). Будущие космонавты много внимания уделяют полетам на самолетах, прыжкам с парашютом, работе в «гидробассейне невесомости», учатся переносить перегрузки и невесомость, жару и холод.

Основной станцией, на которой находятся космонавты в наши дни, является международная космическая станция. Космонавты могут находится на ней продолжительное количество времени (до нескольких месяцев).

Что едят космонавты?

Космонавты во время полётов едят из тюбиков. Ну и консервы пришлись очень кстати. Или же пища должна быть в виде высушенного концентрата, герметично упакована и стерилизована облучением. Еда после такой обработки уменьшается чуть ли не до размера жвачки. Все, что нужно сделать - залить ее горячей водой. И можно подкрепляться!И никаких крошек на орбите Ведь попади какая-нибудь мелкая частица в прибор, может случиться непоправимое. Пюре, в которое превращена еда, хоть и похоже на детское питание внешне, по вкусу вполне годится для взрослых людей. Мясо с овощами, с черносливом или крупами, смородиновый, яблочный или сливовый соки, супы и шоколадный сыр, котлеты, жареное мясо, сэндвичи, спинки воблы, свежие фрукты - далеко не полное меню космонавтов. А сейчас на космических кораблях и станциях есть даже специальные печки, в которых можно подогревать еду.

Подвижно-дидактическая игра «Подбери еду для космонавтов»

На столе находятся разные наборы еды: тарелки с муляжами продуктов, чашки с жидкостью, тюбики и консервные банки. Детям предлагают объединиться в две команды. Одной команде нужно собрать в корзину продукты, которые могут употреблять космонавты на орбите, другая команда собирает продукты, которые нельзя употреблять в космосе.

Презентация «Покорение космоса» (продолжение)

Чем занимаются космонавты на орбите и какую пользу они приносят людям?

Исследования в космосе:

Биологические (выращивают растения, проводят различные опыты).

Медицинские наблюдения (влияние космоса на организм);

Технические наблюдения (обеспечивают космическую и радиотелевизионную связь, изучает поверхность земли, сообщают о местах где обнаружены полезные ископаемые).

Викторина по слайдам презентации


Имя человека, впервые заявившего о возможности полета в космос?

Имя человека, сконструировавшего первую ракету?

Что впервые запустили в космос?

Кто первый полетел в космос?

Кто из людей первым побывал в космосе?

Как назывался первый космический корабль?

Как звали первую-женщину-космонавта?

Как готовят космонавтов?

Что едят в космосе?

Чем занимаются космонавты на орбите?

Конспект

организованной образовательной деятельности по ФЦКМ

с использованием информационно-коммуникативных технологий

на тему: «Космос»

для детей старшей группы

Воспитатель
Зорина Виктория Алексеевна
ГБДОУ детский сад №9 комбинированного вида
Пушкинского района СПб

Цель: Систематизация знаний о космосе, космонавтах и их работе.

Задачи:

Обучающие:

    вспомнить ранее изученный материал о космосе;

    уточнить знания по пройденному материалу;

    систематезировать знания по теме «Космос».

Развивающие:

    Фонематический слух;

    развивать и речь;

    Логическое мышление.

Воспитательные:

    воспитывать интерес к космосу, к космонавтам;

    воспитывать .

Оборудование: ноутбук, презентация «О космосе», «солнышки» для отметки правильных ответов, награда всем участникам викторины.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I . Вводная часть.

Мы с вами много говорили о космосе. Давайте вспомним всё, что мы знаем. Сейчас мы посмотрим презентацию о космосе. Слушайте и смотрите внимательно, потом у нас будет викторина про космос.

II . Основная часть.

1. Просмотр презентации «О космосе».

Мы с вами живём на планете Земля. Вот как она выглядит из космоса. Такой её видят космонавты. Какого она цвета? Голубое и синее это что? А зелёное? А жёлтое?

А это Луна – наш естественный спутник, спутник Земли. Она вращается вокруг Земли.

Но наша планета не одна. Мы живём в Солнечной системе и в ней есть ещё планеты:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И ещё одна планета

Под названием Плутон.

Меркурий – это самая маленькая планета системы, которая находится ближе других к Солнцу. На ней очень жарко. Почему? Венера – вторая по близости к Солнцу планета солнечной системы. Своими размерами Венера лишь немного уступает Земле, поэтому её иногда называют «сестрой Земли». Земля – это единственная известная на сегодня планета во Вселенной, на которой есть жизнь. Марс – «Красная планета». Поверхность Марса – это кратеры и вулканы, долины и пустыни, ледяные полярные шапки. Юпитер – это самая большая планета Солнечной системы. Сатурн . Чем уникальна эта планета? Чем она отличается от других? (Кольца из пыли и камней ледяных и обычных камней). Уран , покрытый льдами – седьмая планета. За ним тоже ледяная планета Нептун . Плутон – самая удалённая планета от Солнца. Там очень холодно. Чем дальше планета от Солнца, тем на ней холоднее. Всего у нас 9 планет.

Ещё с давних времён люди стали думать над вопросами: что такое космос? Если жизнь на других планетах? И тогда учёные и конструкторы создали первый космический корабль «Восток». Посмотрите, вот на таких ракетах-кораблях летают люди в космос. С помощью этой капсулы они возвращаются на землю.

Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные. Первой в космос отправилась собака Лайка. Но в то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве.

Через 3 года после неудачного полета собаки Лайки, в космос отправляются уже две собаки – Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю.

В космос посылали не только собак. Также туда летали обезяны, черепашки, крысы и даже кошки Таким образом, именно животные проложили дорогу в космос человеку.

И 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек. Им стал Гагарин Юрий Алексеевич. Он облетел вокруг нашу планету 1 раз. А что у нас сказал Юрий Гагарин, в момент старта полёта? Полетели, поехали или вперёд?

А это Герман Степанович Титов – он полетел в космос после Юрия Гагарина. Герман Титов – это второй космонавт.

А это Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт.

Вот это Сергей Павлович Королёв – он делал ракеты.

В космосе ничего нет, кроме пустоты и солнечного света. Именно свет питает космический корабль через солнечные батареи. В космосе нет воздуха, чтобы дышать, там нет воды, тем более там нет еды. Всё это загружается на космический корабль на земле и затем расходуется в полёте.

Так как в космосе нет воздуха, то главной одеждой космонавта является скафандр. Космонавты не всегда в скафандре. Они надевают скафандры при запуске и спуске ракеты, или когда выходят в открытый космос.

На корабле, все предметы находятся в состоянии невесомости. Внутри космического корабля все предметы закреплены на специальных держателях. Если их бы не закрепили, то они все бы летали. Посмотрите, здесь человек без скафандра, он дышит воздухом, который был закачан в корабль на земле.

Вот так выглядит корабль снаружи, а вот так внутри.

А вот чем питаются космонавты. Вся пища в космосе упакована в пакетики и тюбики. Пища у космонавтов вкусная. Только в невесомости ощущения меняются. То, что нравилось на Земле, здесь кажется невкусным. И наоборот. Посмотрите, тут и творог, и сосиски в банках, и соус, и колбаса.

Космонавт – это по-настоящему опасная и сложная профессия. Стать космонавтами могут только избранные люди с очень крепким здоровьем. Для отправки в путешествие они проходят трудные испытания. Космонавты должны уметь работать с приборами, суметь отремонтировать поломку на корабле. Космонавты выходят в открытый космос, ремонтируя корабль. Они исследуют планеты, помогают определить, где случится шторм или ураган. В космосе космонавты находятся по полгода. Это сколько? Долгих 6 месяцев или целое лето и осень и даже дольше. Представляете, сколько они не видят своих родных? Трудная профессия космонавта или лёгкая? Полезная? Важная? Почему?

Люди помнят о тех, кто первыми побывал в космосе. В Москве открыт памятник первому живому существу, покорившему космос, собаке Лайке. Также поставлен памятник первому космонавту Юрию Гагарину. Все люди будут помнить его подвиг, и каждый год все празднуют 12 апреля праздник День … (Космонавтики).

2. Физминутка.

Раз, два -- стоит ракета (руки вверх).

Три, четыре -- самолет (руки в стороны).

Раз, два -- хлопок в ладоши.

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре -- и на месте походили.

Тик-так, тик-так -- целый день вот так (руки на пояс, наклоны в сторону).

3. Викторина по просмотренной презентации.

А теперь викторина! Сейчас я разделю вас на 2 команды. Я буду задавать вопросы, вы будете поднимать руку и отвечать. За каждый ответ вы получите вот такое «солнышко». Выкрикивать ответы нельзя, они считаться не будут. Та команда, которая получит больше «солнышек» выиграет и получит приз. Как вы должны отвечать на вопросы? (Поднимать руку). Итак, викторина начинается, поехали!

    Как называется планета, на которой мы живём? (Земля.)

    Спутник, который вращается вокруг нашей планеты? (Луна.)

    Почему Меркурий – самая горячая планета? (Находится ближе к Солнцу ближе, чем все остальные планеты.)

    Какую планету называют «сестрой Земли»? (Венера.)

    Какую планету называют «Красной»? (Марс.)

    Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер.)

    Чем отличается планета Сатурн от других планет? (Есть кольца из камней и пыли.)

    Сколько всего планет в Солнечной системе? (9 – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

    Какие животные летали в космос раньше человека? (Собаки, крысы, черепашки, обезьяны и кошки.)

    Как звали первая собаку-косонавта? (Лайка.)

    Кто полетел в космос вслед за Лайкой? (Собаки Белка и Стрелка.)

    Когда был совершён первый полёт человека в космос? (12 апреля 1961 года.)

    Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин.)

    Как звали первую женщину-космонавта? (Валентина Владимировна Терешкова).

    Чего нет в космосе такого, что человеку очень нужно? (Воздух).

    Что есть в космосе, чего нет на Земле? (Невесомость.)

    Специальная одежда космонавта. (Скафандр.)

    В чём хранится еда космонавтов? (В тюбиках, пакетиках и консервных банках.)

    Что делают космонавты в космосе? (Исследуют другие планеты, следят за погодой.)

    В честь подвига Юрия Гагарина 12 апреля каждый год люди отмечают праздник. Как он называется? (День Космонавтики.)

III . Заключительная часть.

    Подведение итогов викторины, награждение.

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности:

«Покорение космоса»

в старшей

Подготовил: воспитатель Степанова Г.Ф.

Виды детской деятельности:

игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Ц е л и: познакомить детей с историей освоения космоса и с пер в ыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности;

Совершенствовать навы ки счета в пределах 10; учить понимать о т нош е ния рядом стоящих ч и сел: 6 и 7, 7 и 8 , 8 и 9 , 9 и 10 .

Р аз вивать умение ориент и роваться на листе бумаги, опре д елят ь с т ороны , углы и середину лис т а .

Про д о л жать формировать ум ение видеть в окружающих предме т а х фор м у з накомы х г ео м е т р ич ес ких ф игу р (п л оск и х ) .

П л а н и р у е м ы е рез у л ь т а ты:

Уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения;

М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е:

Презентация «Он первым на планете подняться к звездам смог»

Книги о космосе, портреты космонавтов

Кар т инк а с изображением космическо г о прос т ранства и к осмич е ско г о корабля , м яч, кар т очки с и з ображе н ие м пре д метов ра з ной фор м ы (по ко л ичеству д ете й ) , си л у э тно е из обра жени е ракеты , состоя щ е й из г еометрических фигур, соответс т в у ющих э мблемам д ете й, шнуры , фи з культурные палки .

Ра з даточный материа л.

Г ео м етрические фигуры- э мбле м ы (по ко л ичест в у д етей), наборы плоски х гео м етрических фи г ур , л и сты бумаг и, круги .

Музыкальное сопровождение

Вводное слово воспитателя.

Отгадай т е загадку:

Чудо - птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.

(Ракета . )

- Сегодня мы с вами совершим путешествие на космической ракете и постараемся узнать, как люди стали осваи в ать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики .

Рассказ воспитателя о покорении космоса.

(сопровождается показом презентации)

П ро йдут г о ды, д еся тил е тия, века , н о эт о т день 1 2 апрел я люди бу дут по мнить все гда . именн о с эт о го дн я - 12 ап р е л я 196 1 г о да - чело в ек начал осво ен ие кос м оса . В Росси и мы ча е м Д ен ь к ос мо нав тики в о зн а м енова ни е п е рво г о по ле та че л овека в к ос м ос . Р ань ше , давным- да в н о , ког д а л ю ди толь к о н а чинали уз на ва т ь Зе м лю , о н и пре д ставлял и е е пер е вер н у т о й ч которая п око ит ся на трех гигантских сл о н а х , в аж н о с т оящ их на п а нц и ре о г ро мн о й череп а х и. чудо - черепаха пла в ае т в мо р е - океан е , а весь мир н ак ры т хру с т а ль ны м куп о л о м н еба с о мн ожест вом св е ркающих звезд . С тех пор прошл о несколько тыс я ч л е т . На нашей З емле вырос ло поко л ений до б рых и умных людей . Они п о строили к о рабли и, со в е р ш ив кругосветны е пу т ешествия, узнали, ч т о Зе м ля - ш а р. А астр о н о м ы д о каз а ли , что Зе мл я в ращае т ся в о круг С о лнца , один обор о т з а го д , а во к р уг своей ос и - за 24 ча с а. 12 а пре л я 1 961 г о да - день п олета первого в мире космон ав та, гражд а нина Рос с ии Ю р и я Гага р ина . Эт о т д ень с т а л бо ль ш им все нар одным праздником в честь летчиков - космона в то в , к о нструкт о р ов , инжене р о в , служащих и рабочих, ко т орые со з дают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли .

В космической р акете

С назв а ни е м «В ос т о к»

Он п ерв ым на п ла нете

Поднятьс я к зв ё здам с м о г .

Поёт об этом песни Весенн яя капель:

Навеки будут вместе Гагарин и апр е ль .

В . Сте п а н ов

Кем же был Гагарин?

Юрий Алексее в ич Гагарин родился в семье колхозника в деревне Клушино Гжатского района

С м оленской облас т и . В 1951 г . он с отличием окончил ремесленное училище в по д f ном г . Люберцы (по специальнос т и формовщик - литейщик) и одновременн о школу рабо чей мо лодёж и . В 1955 г. - с отличием индустриальный техникум и аэ р оклуб в Са р атове , поступ и, Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им . К . Е. Во р ошилова, кото р ое о кончил в 1957 го д у . Затем служил военны м л ётчиком в частях истребите л ьной авиации Северно го фло та , с 1960 г. в отряде космонавтов , с 1961 г . с т ал его командиром . В 1968 г . с отличием 1)" воен н о-во з душную инженерную ака д емию им . Н . Е . Жуковского .

После полёта в космос Гагарин пос т оянно совершенств ов ал своё мастерс т во и обуча л ко с мо н автов . Он т р агически погиб в ави а ционной катаст ро фе при выполнении тренировочного полё т а на самолёте. В цел я х увековечения памяти Гагарина город Гжатск и Гжатски й С моленско й области переименованы в горо д Гагарин и Гагаринский ра й он . имя Гагар ин при своено Военно-воз д ушной ака д е ми и в Монино. Учреж д ена стипен д ия и м . Ю. А . Гагар курсан т ов военных авиационны х училищ. Междунаро д но й авиационной федерацией (ФАИ) учреж д ена ме д аль им. Ю . А . Гагарина . имя Гагарина нося т Центр подготовки космонавто в. _ учеб н ы е заведения , улицы и площа д и многих г оро д о в мира . В Москве , Гага р ине , З вё здн о м г Софии установлены памя т н и к и к осмона в ту; мемориальный дом - музей в Гагарине . Имен ем Гага рина назван кратер на Луне .

Да , эт о верно - не забу д ем ни ма л ой мелочи о нём .

И жизнь его изучат люди

Всю - г о д з а годом, д ень за днём .

Он вровень встал с гря д ущим веко м. Но скорбь лишь глубже оттого,

Что до бе с смертья своего

И он был смертным челов е ком .

В. Туркин

В ря д у д есятилетий каждый год Мы м етим новыми Космическими вехами.

После Юрия Гага р ина в косм о се побывало 436 чело в ек .

Но помним:

К звез д а м начался поход

С гагаринского

Русского «П о ехали! »

Игровая ситуация

« Поле т в космос » .

Восп и татель вместе с детьми рассм а тривае т и ллюстрации с изображ ени е м кос м ическо г о прос т ранства и кос мич еско г о к орабля . Пре дл а г ае т совер ш и т ь поле т в космос и р аздает эм б л е мы в фо рм е р аз н ых г еометрическ и х фигу р .

Тренировка « космонавтов » пере д по л е т ом.

Дид а к т ич е ская игр а « Сч ит ай д ал ь ш е» .

Иг ра прово ди тся с мячо м . Восп итат е ль наз ыв а е т чи с л о , пере д а вая м я ч ребенку, а д ети считают от названно г о чис ла до 10.

Игра «Назови сосе д ей » .

Воспи т ате л ь н а з ыва е т число , а де ти е г о с о с едей (на о дин бо льше

и на од и н меньше) . .

Под музыку дети имитируют поле т .

Иг ровое упраж н ение «Найди с в о й с ув е нир» .

Д ети п риземляю т ся н а неи з вес т ную п л ан е ту. Н а с тульчи ка х и под око н никах разложены карточки с из ображ ением п ре дм е т ов р а з н о й формы. Дети находят «сувенир» , форма которо г о соо т ве тст вуе т фор м е э мб л е м ы, и объясняю т свой выбор.

П о д музыкальное сопровождениеден и е д е ти имити рую т п о ле т .

Игровое упражне н ие « Соберем ра ке т ы » .

Воспитатель показывает маке т раке т ы (с ил у эт но е из ображен ие) и пре дл а гает д е т ям помочь иноплане т я на м собр ать к ос миче с кие к ора б ли . Д е ти з апоминают строение ракеты и вык л а дыва ю т та к и е же и з гео метрических фигур , сто я у сто л ов .

П о д м у з ыкальное сопровождение п о л е т п р од о лжается .

В ос питате ль предла гае т про д о л жи т ь по л е т с п о м о щь ю ручн о г о уп равления . Дети берут листы бума г и и устанав лив аю т к руг - п ульт уп р а в л ения в середине лис т а .

Вос питател ь д ае т ко манд ы :

- впер ед и пла нет а Ма рс , ее н а д о обле т е ть, пе р ев е дя пул ь т у пр авл ения в верхний пр а вый у г ол;

- на вс т ре чу на м д в и ж ет с я м е т еор итный дождь , пер ево дим пуль т у пр авл ен ия в ни ж н и й л евы й у г о л ;

- приближае м ся к искусственном у сп утнику З е мли и п ерево дим п у ль т управления в нижний правы й уг о л;

- п е ресекае м со з ве здие Бол ьшой Медведицы и пе р еводим пульт у пр а в л ен и я в верх ний ле вы й у г о л;

- п ереходим на автомати ч еское упр авление, п ере в о д я п у льт у пр а вл ен ия н а сере д ину .

П о л е т п ро д о л ж а е т ся п о д м уз ыку.

Иг ра « На й д и сво й кос м одро м».

Д ет и пр и земляются на свои к ос м одромы , формы которых соответс т вуют формам эмбле м (кос м одро https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

К далеким планетам Пути полегли - По трассам Вселенной Летят корабли. По трассам Вселенной Ведут корабли Отважные люди Земли.

Ежегодно 12 апреля в России и в странах всего мира отмечают Международный День космонавтики - первый полет человека в космос - космонавта Юрия Гагарина. Волей судьбы 1961 год не только для России, но и для всей планеты стал исторической датой - Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль-спутник «Восток». Длительность полета составила 1 час 48 минут. Корабль сделал один виток вокруг Земли и совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров от Земли Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата. Космонавт получил звание Героя Советского Союза, а день 12 апреля объявили государственным праздником - Днем космонавтики.

12 апреля 1961 года, был начат отсчет космической эры человечества - на корабле "Восток" стартовал первый космонавт Юрий Гагарин.

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области), неподалёку от города Гжатск (ныне Гагарин). По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902 - 1973), - плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903 - 1984), - свинарка. Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы и его учёба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась. 24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск.

9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьёй выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.

Мать и сын Вот оно, свершилось, это чудо! …Мать идёт – посторонись, народ: Сын вернулся, да ещё откуда – Из самих космических широт! Это он ворвался в наше завтра, Что самой фантастике под стать… Первого на свете космонавта Обнимает и целует мать. И с такой материнской силой, Радость всенародную деля, Обнимает сына вся Россия, Рукоплещет сыну вся Земля!

Он первый А вы сумели бы, как он, Прорвав земное тяготенье, Раздвинув звёзд столпотворенье, Воздвигнуть над планетой трон? Там звёзды, весело кружа, Ему дорогу освещали, Маня в непознанные дали И расступаясь не спеша. Да! Он был первым из землян! Эпохи космоса – начало! И имя Юрий прозвучало По репродукторам всех стран. С тех пор прошло немало лет. Прогресс шагает с нами в ногу, Но помнят люди ту дорогу, В сердцах оставившую след. (В. Гринцов ■)

Сказал « поехали » Гагарин, Ракета в космос понеслась. Вот это был рисковый парень! С тех пор эпоха началась. Эпоха странствий и открытий, Прогресса, мира и труда, Надежд, желаний и событий, Теперь все это – навсегда. Наступят дни, когда пространство Кто хочет, сможет бороздить! Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй! Никто не сможет запретить! Вот будет жизнь! Но все же вспомним, Что кто-то первым полетел … Майор Гагарин, парень скромный, Открыть эпоху он сумел.

«Юрий Гагарин» В космической ракете С название «Восток» Он первым на планете Подняться к звёздам смог. Поёт об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель.

27 марта 1968 года он погиб при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области во время одного из тренировочных полётов. Похоронен у Кремлёвской стены на Красной площади.

КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО (РОСКОСМОС)| Биография Ю.А.Гагарина Биография Ю.А.Гагарина. Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР... federalspace.ru › Федеральное космическое › ?id=88 ещё копия COSMOC ВПТ:: 50 ЛЕТ ПОЛЕТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС » Биография Ю.А. Гагарина БИОГРАФИЯ ЮРИЯ ГАГАРИНА »Биография ». ...Семья, в которой я родился, самая обыкновенная... cosmos.technicum.ru › gagarin /index_1.html ещёкопия OSMOS . TECHNICUM . RUS . TECHNICUM . RU 30сайт научной тематики - стихи, песни Биография Юрия Гагарина. первый полет челов... Первые космонавты. … стихи, песни. Константин СИМОНОВ."САМЫЙ ПЕРВЫЙ". Рассвет. ilmir.ucoz.ru › index / stikhi_pesni /0-13 ещёкопия Гагарин, Юрий Алексеевич - Википедия Биография Семья Психологическая характеристика


МДОУ «Детский сад «Малышок» ст. Тарханы» Саратовского района
Конспект Непосредственной образовательной деятельности Тема: «Освоение космоса» Образовательная область «Познание» старшая возрастная группа
Подготовила воспитатель: Мелихова В.В.
Цели: познакомить детей с понятием «космос» и с понятием «космонавт»
Задачи:
-Познакомить с первой женщиной космонавтом Терешковой В.
-расширять элементарные представления о космосе;
-рассказать об интересных фактах и событиях, связанных с космосом;
-воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине;
-обогащать речевой словарь словами по теме;
-развивать любознательность, логическое мышление, фантазию, воображение;
-закрепить знание цифр и чисел от 1 до 10, умение найти нужное число

Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализазия», «Физическая культура»
Виды деятельности: познавательная, продуктивная, игровая.
Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой, использование ИКТ
Оборудование: картинки, иллюстрации, фотографии космонавтов, рисунки о космосе, кисточки, подставки, цв. картон., ноутбук, обручи, билеты с цифрами, подготовленная презентация на флешнакопителе;
Предлагаю детям сесть свободно на ковер для мотивации на тему образовательной деятельности
Воспитатель. С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чем только не отправлялись в небеса герои сказок. Вспомните, на чем совершают полеты герои ваших любимых сказок?
Но человечество мечтает о полетах не только в воздушном, но и космическом пространстве. Таинственный космос притягивал людей, звал заглянуть в него и разгадать его загадки.

Основная часть НОД

Воспитатель: Однако ученые мечтали о полете в космос человека, но прежде они решили проверить безопасность полета на наших четвероногих помощниках - собаках.
Знает ли кто-то из вас как звали этих собак? (Белка и Стрелка)
Да, это были две собаки - лайки: Белка и Стрелка. Это событие произошло в 19 августа 1960 г. Они тоже благополучно вернулись на землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту - послать в космос человека.
Наконец все было готово для полета человека. 12 апреля 1961 г. был запущен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космонавт. Знаете ли вы его? (Ю Гагарин)

Воспитатель: Правильно, самого первого космонавта звали Юрий Алексеевич Гагарин. Он родился 9 марта 1934 г. под Смоленском. Хорошо учился, увлекался спортом, занимался в аэроклубе. Он закончил авиационное училище и стал военным летчиком, но все время мечтал о полетах в космос. И когда узнал, что создался отряд космонавтов, записался в него. Начались долгие, трудные тренировки. А как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Сильным, ловким, выносливым, терпеливым и трудолюбивым).

Воспитатель: Верно, он должен тренированным, иметь сильную волю, отличаться умом и трудолюбием. Все эти качества были у Юрия Гагарина, поэтому он стал первым космонавтом. Юрий Гагарин принёс славу нашей Родине. Мы с вами можем гордиться им.А в июне 1963 г. на орбиту Земли был выведен космических корабль, который пилотировала первая в мире женщина - космонавт Валентина Терешкова. 2013 год имеет для российской космонавтики особое значение – мы празднуем 50 летний юбилей со дня полета в космос первой женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой. Сегодня В.В. Терешковой 76 лет. Каждый год 12 апреля в наше стране отмечается большой день - День Космонавтики.

Воспитатель: Космонавты должны быть ловкими и внимательными. Сейчас мы поиграем в игру «Ждут нас быстрые ракеты». Перед вами на полу лежат 4 обруча – это ракеты. По сигналу экипажи из четырех человек должны занять места в ракетах.

Дети идут по кругу со словами:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полета на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Космонавты должны хорошо знать Солнечную систему.

Воспитатель спрашивает, знают ли дети какие-нибудь планеты Солнечной системы.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в кинотеатр. (Предлагаю детям пройти к стульям ноутбукам, раздаю им билеты с цифрами и числами от 1 до 10) Проходите. Занимайте свои места согласно билетам.

Демонстрирую детям презентацию «Солнечная система», по ходу презентации беседую.

Воспитатель: В Солнечной системе девять планет. Большинство их аст­рономы назвали в честь греческих или римских богов.

Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Названа в честь крылатого бога - Меркурия. Ее поверхность каме­нистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.

Венера - вторая от Солнца планета. Названа в честь богини любви и красоты - Венеры. Покрыта Венера тол­стыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Там настоль­ко жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера - самая яркая планета на небе.

Земля - третья от Солнца планета. Планета находит­ся на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низ­кой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник - Луну.

Марс - четвертая планета Солнечной системы. На­звана именем бога войны - Марса. Марс - единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напо­минающие высохшие русла рек. До того как ученые уз­нали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа - марсиане.

Юпитер - пятая планета от Солнца, названная в честь самого главного римского бога - Юпитера. Это самая боль­шая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер - гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

Сатурн - шестая планета Солнечной системы. Назва­на в честь бога Сатурна, отца Юпитера. Сатурн - это боль­шой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета извест­на своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

Уран - седьмая планета от Солнца. Названа в честь отца Сатурна - Урана. Это единственная планета Сол­нечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».

Нептун - восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря - Нептуна, потому что она холодная и синяя. Это громадный шар, состоящий из газа и жид­кости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На по­верхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнеч­ной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.

Плутон - девятая (самая удаленная) планета от Солн­ца. Названа в честь бога подземного мира. Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

Воспитатель: Ребята наш сеанс в кинотеатре закончен, сдавайте мне билеты и проходим на ковер где сделаем зарядку для космонавтов.

Проводится физкультминутка «Космодром».

Читаю стихотворный текст и одновременно показываю, ка­кие действия надо выполнять под него.

Движения

Все готово для полета,

Дети поднимают руки сначала вперед, затем вверх.

Ждут ракеты всех ребят.

Соединяют пальцы над головой, изображая ракету.

Мало времени для взлета,

Маршируют на месте.

Космонавты встали в ряд.

Встали прыжком - ноги врозь, руки на поясе.

Поклонились вправо, влево,

Делают наклоны в стороны.

Отдадим земной поклон.

Делают наклоны вперед.

Вот ракета полетела.

Делают прыжки на двух ногах

Опустел наш космодром.

Приседают на корточки, затем поднимаются.

Приглашаю детей пройти к подготовленному для коллективной аппликации столу для продуктивной деятельности - «Ракета в космосе».

Воспитатель: Ребята сначала мы с вами вспомним названия геометрических фигур (показываю детям детали ракеты – прямоугольник, треугольник, круг и спрашиваю названия). Каких геометрических фигур больше?

Рефлексия: Рассматриваем выполненную аппликацию, делимся впечатлениями.

Куда полетела ракета?

Какие планеты есть в нашей солнечной системе?

Как называют людей летающих в космос на космических кораблях?

Как зовут первую женщину- космонавта?

Методическая разработка занятия для детей шести лет по теме "Космос"

Космос – это интересно!

Дулина Наталья Александровна, заместитель директора, методист МКУ ДО – ДДТ «Мастер», Новосибирская область, Новосибирский район, р.п.Краснообск.
Описание: методическая разработка занятия по теме «Космос» для детей шести лет. Данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования и воспитателей дошкольных учреждений.
Занятие в игровой форме направлено на расширение представления детей о многообразии окружающего мира, космическом пространстве, об освоении космоса людьми.
Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина.
Задачи:
- закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине;
- воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
- воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;
- развивать мышление, восприятие, память;
- расширять словарный запас детей.
Оборудование: мультимедиа презентация, экран, проектор, ноутбук, записи музыкальных композиций по теме «Космос», раздаточный материал (картинка-мозаика, картинки предметов по теме «Космос»).
Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система.
Предшествующая работа: разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, чтение отрывков из книг В.Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Дети садятся за столы по группам. Можно придумать названия: ракета, звезда, космонавты и т.д.
Ход занятия
На экран проецируется картинка с названием занятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник. Какой? (ответы детей).
Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. (Слайд№2)


Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях. (Слайд №3)


Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю. (Слайд №4)


Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос.
А 55 лет назад 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос?
(ответы детей - Ю.А.Гагарин) (Слайд №5)


Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.
Полёт Ю. Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!» (Слайд №6)


Ребенок читает стихотворение
В. Степанов
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Ведущий: Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!»
Рассказ ведущего, сопровождаемый слайдами (Слайд №7 -13)
В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля.

Она – одна из планет Солнечной системы.


Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего девять, все они разные.
Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой.


Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.


Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.


С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.


На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия.

Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем. (Слайд №14)


Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос. Как же ракета смогла так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос.
(Ведущий надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами.А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх).
Ведущий: Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.
Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
Если в первой ступени заканчивается топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и мчит ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса долетает только третья ступень - самая маленькая и легкая.
Когда ракета поднимается на нужную высоту и отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится искусственным спутником Земли. (Слайд №15-16)

Все мы знаем, что космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)
Ведущий: Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. (Слайд №17)


Если вдруг произойдет разгерметизация на корабле или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля.
На слайде рассматриваем скафандр. (Слайд №17)
Ведущий: Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (ответы детей)
Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.
Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку.
(Под ритмичную музыку)
Мы в ракету сели смело,
(сели на корточки)
Шлем на голову надели.
(сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим!
(встали, тянемся вверх)
В невесомости парим.
(руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете.
(вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете.
(машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп.
(сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него)
Надавили кнопку стоп.
(хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету!
(повернуться в другую сторону)
И продолжили полет.
(руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет!
(помахали руками).
Ведущий: Молодцы!
Ребенок читает стихотворение (Слайд №20)

Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит,
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Ведущий:
Ребята, сейчас я вам загадаю космические загадки (Слайд №21-28)
(за правильные ответы команды получают картинки с изображением предметов космоса).
Он черен, как ночь,
И звезд там не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит:
«Ведь это же… (космос) »


Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (космонавт)


Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием... (спутник)


С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно… (ракета)


Когда ты в космосе мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты - вот так новость,
Ведь это… (невесомость)


Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… (солнце)


Спутница Земли, планета.
Круглолика и бледна.
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного... (луна)


Что за чудная машина
Смело по луне идет?
Все ее узнали, дети?
Ну, конечно, ... (луноход)


Ведущий: Кто знает, что такое луноход? (ответы детей)
Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, назвали его луноход. (Слайд №29)


Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни. Управляли луноходом с Земли через мощные антенны с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют машинками на радиоуправлении. Сверху у лунохода была большая крышка, которую открывали днем, когда Луна освещалась Солнцем. На этой крышке располагалась солнечная батарея. Эта батарея питала всю аппаратуру на луноходе.
На луноходе было 2 фотоаппарата, с помощью которых он фотографировал поверхность Луны, было сделано 25 000 фотографий!
Для чего нужен луноход? (ответы детей)
Ведущий: Правильно, луноход нужен для изучения поверхности Луны
Он изучал состав ее почвы, искал место для посадки космических ракет, делал фотографии лунных пейзажей. Он проехал более 10 км по Луне. Потом его внутренние батарейки сели, и связь с ним прекратилась.

Задание: Сложите картинку-мозаику «Луноход» (Слайд №30)


Каждая команда складывает картинку. Звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты».
Ведущий: Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос?
(ответы детей).
При помощи телескопа. Что можно увидеть в телескоп? (ответы детей) .
Созвездия, кометы, луну, планеты. (Слайд №31)


Давайте вспомним названия планет Солнечной системы. (Слайд №32)


Ребенок читает стихотворение
А. Хайт
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, какая планета самая горячая и почему? (Меркурий, потому что эта планета ближе всего находится к Солнцу). (Слайд №33)


Мы живем на Земле и называемся - земляне. Скажите, а если бы мы жили на Меркурии, как нас называли бы? (Ответы детей) .
А если бы – на самой дальней от Солнца планете – Плутоне? (Ответы детей) . (Слайд №34)


Игра «Найди лишнее» (Слайд №35-36)
На слайдах представлены картинки. Задача детей найти картинку, которая не относится к теме «Космос» и назвать предметы, соответствующие тематике.
На первом слайде представлены: планета,


ракета,


скафандр,


спутник,


книга.


На втором слайде - шлем танкиста,


шлем космонавта,



луноход,
созвездие

Метеорит

На третьем слайде - космонавт,

Луна,


комета,


телефон,