Стратегия уолта диснея нлп. Креативная стратегия уолта диснея. Чтобы все это осуществить, на киностудии Уолта Диснея используют такой подход

Описание Александр Любимов

Роли в технике:

Мечтатель

Творчески мечтает на "полную катушку". Он создаёт максимально совершенную и восхитительную мечту. При этом он может быть довольно сильно оторваны от "текущей" реальности. Мечтатель не отвлекается на мысли о том, как этого можно достичь или какие могут быть проблемы – это задачи Реалиста и Критика соответственно.
Мечтатель по типу Визуал .

Реалист

Человек дела. Фокусируется на достижении поставленной цели. Думает о том что нужно сделать. Не отвлекается на возможные препятствия – это задача Критика.
Реалист по типу Кинестетик .

Критик

Критик фокусируется на возможных препятствиях. Но при этом он остаётся максимально "конструктивным" по отношению как к самой мечте, так и к способам её достижения. Его задача найти и сообщить о возможных трудностях и ошибках.
Критик преимущественно говорит в форме "что добавить".
Реалист по типу Дигитал .

Наблюдатель

Нейтральное лицо. Эта позиция служит в первую очередь для "разбивки" состояний.
Метапозиция (3-я позиция в трёхпозиционном описании).

По шагам

0. Цель.

Определите цель или желание, которую вы хотели бы реализовать.

1. Определите четыре места в пространстве для каждой роли

Чаще всего используются четыре стула, каждый из которых является пространственным якорем . Но так же можно просто передвигаться в пространстве. В принципе, можно вообще обойтись без передвижений, но при этом крайне важно разделить и заякорить каждое состояние.

2. Войдите в позицию Мечтателя

Создайте максимально восхитительную и привлекательную мечту. Разрешите себе быть максимально творческим.

3. Войдите в позицию Наблюдателя

Кратко сообщите о том, что придумал Мечтатель.

4. Войдите в позицию Реалиста

Подумайте и расскажите о том, что нужно сделать для достижения цели, описанной Мечтателем.

5. Войдите в позицию Наблюдателя

Кратко сообщите о том, что рассказал Реалист.

6. Войдите в позицию Критика

Подумайте и расскажите о возможных препятствиях и трудностях. Старайтесь говорить преимущественно о том, что нужно добавить.

7. Войдите в позицию Наблюдателя

Кратко сообщите о том, что рассказал Критик.

8. Повторение цикла

Войдите опять в позицию Мечтателя, но трансформируйте свою мечту с учётом полученной информации.

Продолжайте перемещаться по шагам 2-7 до тех пор, пока проектом реализации мечты не будут удовлетворены все "участники" его разработки.

9. Интеграция

Поочерёдно войдите в позиции Мечтателя, Реалиста и Критика, минуя позицию Наблюдателя. Сфокусируйтесь на характерных особенностях каждого состояния. Интегрируйте их в себе.

11. Подстройка к будущему

Каковы будут ваши первые шаги по реализации задуманного?

Создателя великих мультфильмов можно назвать одним из ярчайших творческих мыслителей. Со своим талантом Дисней преобразовал всю эту индустрию и построил чрезвычайно успешную коммерческую империю. Он был одержим высокими стандартами качества, творчества и совершенства. Его фильмы-это сочетание преувеличенных черт характера, волнующей музыки, сюжетов, основанных на нравах людей, и ярких крайностей в неподвижности и движении, проводящих зрителей через широкий спектр эмоциональных состояний. Среди его самых известных фильмов-"Бемби" (1943), "Пиноккио" (1939), "Остров сокровищ" (1950) и "Белоснежка" (1938), все они и сейчас демонстрируются на экранах во всем мире. Роберт Дилтс, разработчик НЛП с большим опытом, изучил стратегии Уолта Диснея и создал модели, чтобы их могли использовать другие люди. Для создания новых героев, сюжетов и постановок Дисней использовал вполне определенный стиль мышления. Он состоял из трех этапов:
— Мечтатель
— Реалист
— Критик
Мечтатель. Этап мечтателя нацелен на воображение, на поиск возможностей в будущем. С этим образом мышления не связано никаких ограничений, условий и оценок. Это в основном визуальный способ с синтезом звуков и ощущений. Дисней действительно визуализировал симфоническую музыку, придавая ей форму, используя музыку как ключ к своей преобладающей визуальной модальности. Физиология, связанная с мечтателем,-это прямая осанка, голова немного откинута вверх, глаза направлены вправо вверх (визуальное конструирование).

Реалист. Этап реалиста связан с тем, "как" осуществить планы, как выданное мечтателем можно провести в жизнь и реализовать. В нем мы не оцениваем и не критикуем, а исследуем альтернативные способы осуществления грез мечтателя. Чтобы быть эффективным реалистом, главное уметь вовлекаться (ассоциироваться) в разные роли, занимать разнообразные точки зрения на тонкие подробности грез мечтателя. В связи с этим может быть полезно заимствовать физиологию каждой роли.
Критик. Этап критика - этап логики и последствий. Критик ищет проблемы с помощью рамки "а что, если". Чтобы эффективно критиковать работу мечтателя и реалиста, критику нужно быть достаточно отстраненным от ситуации. Критик занят тем, чтобы все получилось как надо. Все должно согласовываться, без никаких неувязок и неоконченных дел.
Это не пессимистическая поза, а ценный вклад в проверку идей и гарантию того, что они будут соответствовать заданным критериям. Критик может быть настолько же творческим, как и мечтатель, определяя недостающую или неподходящую часть плана. Критику нужно постоянно задавать вопрос: "А что, если?". Физиология критика-поза критической оценки со слегка наклоненной вниз головой и рукой, касающейся лица или подпирающей подбородок.
Использование стратегии. Нужно помнить, что у мечтателя нет монополии на идеи. Это творческий процесс выработки идей, и все этапы в равной степени дают свой вклад в творчество. Без реалиста и критика идеи мечтателя вряд ли дошли бы до действий. Есть два способа, которые дополняют вышеназванную стратегию.


Коуч-техники «Стратегия Уолта Диснея», «Мировое кафе» и «Колесо развития» как инструмент проектной деятельности, самооценки и самоконтроля обучающихся

Виткина

Ирина

Владимировна

учитель географии

МБОУ СОШ № 5

Г. Красный Сулин


В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Разработка практических технологий реализации личностно-ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки учителей к новому подходу, пока находится на стадии зарождения.

Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.

Как известно, творчеству научить нельзя. Однако, можно научить творчески учиться. Добиваться успеха позволяет новый метод в образовании – педагогический коучинг.

Методы и техники коуч-подхода, применяемые на уроках

  • Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов.
  • Лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений.
  • Тоны голоса.
  • Партнерское сотрудничество.
  • Колесо жизненного баланса.
  • Шкалирование.
  • Линии времени.
  • Метод планирования Гантта.
  • Стратегия творчества У.Диснея.
  • Мозговой штурм WORLD CAFE

Техника «Стратегия Уолта Диснея»

Модель Уолта Диснея направлена на создание творческого креативного плана достижения мощной и привлекательной мечты с учетом всех рисков реализации. Устойчивым эффектом выполнения техники является появление целей, которые начинают организовывать вас, мотивировать и мобилизовать внутренние ресурсы, наполняя вашу жизнь смыслом и удовольствием.

Мечтатель – «Все возможно» Мечтатель придумывает новые идеи и новые цели для будущего. С этим образом мышления не связано никаких ограничений, условий и оценок.

Реалист – «Как это сделать?» Реалист превращает идеи в конкретные воплощения. Здесь мы не оцениваем и не критикуем, а исследуем альтернативные способы осуществления грез мечтателя.

Критик - «Что не сработает?» Критик является фильтром и стимулом для улучшения. Критик ищет проблемы с помощью вопроса “А что, если?”. Критик занят тем, чтобы все получилось как надо. Это ценный вклад в проверку идей и гарантию того, что они будут соответствовать заданным критериям.

Интеграторы. В технике «Мировое кафе» добавляется еще одна роль – интеграторы, которые будут работать над окончательным вариантом проекта, собирая и группируя все предложения, сделанные мечтателями, реалистами и критиками. Они же и защищают проект.


Опыт применения коучинга

в учебной и воспитательной работе учителей


1 этап: Вхождение или погружение в тему, актуализация прежних знаний и умений. Формирование ожиданий уч-ся

  • Какие глобальные проблемы человечества мы изучили (заполняем колесо на доске )?
  • Подойдите к колесу и отметьте те проблемы, которые по вашему мнению являются самыми важными и решение которых повлияет на остальные проблемы (выбираем 3 проблемы)
  • Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (формулируем тему: Пути решения глобальных экологических проблем )
  • Открытые вопросы:
  • Чего ты хочешь достичь при изучении данной темы к концу этого урока?
  • На шкале достижений отметьте, где вы находитесь сейчас?
  • Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?
  • Как ты узнаешь, что достиг цели?
  • Насколько от тебя зависит достижение цели?
  • Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения цели?

Этапы урока

Урок: «Глобальные проблемы человечества» (обобщение знаний)

  • коуч-технология
  • стратегия Уолта Диснея, «Мировое кафе»
  • шкала достижений,
  • колесо Глобальные проблемы человечества),
  • метод обучения в малых группа
  • игровые методы

Этапы урока

2 этап: проработка содержания темы

  • Рассказ о «кафе Уолта Диснея».
  • Мировое кафе: мечтатели, критики, реалисты, интеграторы
  • Каждый стол – отдельная проблема. 5 минут на каждый этап.
  • Интеграторы делают проект решения одной из проблем.
  • Защита проектов

Этапы урока

3 этап.

Подведение итогов. Рефлексия

Посмотрите на колесо «Глобальные проблемы человечества».

Как вы думаете, как решение выбранных нами проблем может повлиять на решение других?

Вернитесь к шкале достижений .

Кто продвинулся?

Что помогло?

А что можно сделать, чтобы продвинуться еще к желаемому результату?

Что наиболее ценного было для вас на уроке?

Что вы знаете о путях решения остальных проблем?

Какое домашнее задание вы для себя определите?

4 этап. Благодарность


Коуч-техника «Колесо развития» как инструмент самооценки и самоконтроля обучающихся

  • Обучающиеся научатся ставить перед собой цели в соответствии со своими потребностями в знаниях
  • Обучающиеся научатся самооценке своих знаний
  • Обучающиеся смогут самостоятельно контролировать свою подготовку и ее уровень по предмету
  • Повысится интерес к предмету

1 этап

На этом этапе обучающиеся знакомятся с предстоящей темой, по учебнику определяют, какие параграфы они будут изучать в рамках этой темы. Например, 8 класс – тема «Климат России» – 6 параграфов

2 этап

Обучающиеся начинают работу с Колесом развития: наносят секторы,

подписывают их в соответствии с названиями параграфов.

  • Начинаем работать с колесом по первому из параграфов темы: вместе с учителем обучающеся определяют, что значит для них 1,2,3 и т.д. («Китайское меню» – предлагает учитель; работа в группах; индивидуальная работа)
  • Обучающиеся каждый на своем колесе в тетради отмечают, где находится каждый из них по уровню знаний в данный момент
  • Обучающиеся определяют и отмечают тот уровень знаний по данному разделу, которого они хотят достигнуть

4 этап

В конце каждого урока обучающиеся отмечают, как они продвинулись к своей цели, отвечают на открытые вопросы, определяют, что им еще надо сделать для достижения нужного уровня знаний

5 этап

В начале каждого последующего урока обучающиеся работают с тестом по пройденному материалу, с помощью учителя оценивают свою работу и отмечают, как они продвинулись к своей цели, отвечают на открытые вопросы, определяют, что им еще надо сделать для продвижения.

6 этап

На уроке повторения обучающиеся с учителем анализируют Колесо развития и самостоятельно определяют свой уровень подготовки по данной теме и свою готовность к зачету. Результаты зачета (контрольной работы) обучающиеся отмечают на Колесе развития.

7 этап

По окончании работы с Колесом развития проводится опрос – анкета:

Кто достиг нужного результата?

Что помогло в достижении?

Что мешало достижению цели?

Что было наиболее ценным?


8 этап

Учитель проводит мониторинг уровня обученности на основании результатов предыдущих контрольных работ и контрольной работы, написанной после использования «Колеса знаний»

8 а класс

Результаты контрольной работы, написанной до использования «Колеса знаний»

Результаты контрольной работы, написанной после использования «Колеса знаний»

Уолт Дисней (5.12.1901 г.–15.12.1966 г.) –создатель Микки Мауса - вошел в историю не только как «мышиный король» и отец еще более чем двух сотен героев мультфильмов, но и как автор одной из методик активизации творческого мышления. Известный режиссер, художник и продюсер в области мультипликации был человеком, все делающим по-своему, революционером, ломающим стереотипы своего времени. Он сумел построить свой бизнес на креативности, превращении фантазий в реальный продукт. Творческий успех Уолта Диснея сопровождался успехом коммерческим - в 53 года он стал миллионером, а первый «Диснейленд» сделал миллиардерами его наследников. Секрет преуспевания Уолта Диснея кроется в особенностях его мышления и оригинальном подходе к решению сложных задач, который он выработал еще в те времена, когда был молод и беден, но переполнен идеями.

Секрет преуспевания Уолта Диснея кроется в особенностях его мышления и оригинальном подходе к решению креативных задач, который он выработал еще в те времена, когда был молод и беден, но переполнен идеями. Собственно, благодаря ему методика Уолта Диснея и стала известной.

Залогом успеха в решении сложных творческих задач является не только умение генерировать новые идеи, но и осмысливать, анализировать их. Метод Уолта Диснея основывается на так называемом трехтактном мышлении. Это мышление включает в себя три взгляда на проблему, которые являются одновременно и тремя этапами ее решения.

Первый взгляд – взгляд Мечтателя, генерирующего различные, нередко совершенно фантастические идеи. Мечтатель не имеет никаких ограничений и преград, для него все возможно, его воображение способно отрываться от реальности. Мечтателю позволено все, он может жонглировать идеями, переворачивать проблему с ног на голову, вообще не относиться к ней серьезно.

Второй взгляд – взгляд Реалиста. Реалист - человек дела. Он точно знает, что нужно сделать и всегда может выбрать из многообразия предложений те, которые возможно реализовать в условиях данной реальности. Оценивая идеи мечтателя, он старается каждую из них «примерить» к решению проблемы.

Третий взгляд – взгляд Критика. Задача Критика - предупредить возможные трудности и ошибки, связанные с воплощением в жизнь идей мечтателя. Он должен предусмотреть все «подводные камни» на пути реализации решений, увидеть все опасности, почувствовать все угрозы.

Эта методика сейчас используется и в группе, но изначально она предназначалась для одного человека. Преимущество данной методики в том, что она создает обстановку, в которой один человек может выступать с трех различных позиций, анализируя, оценивая, критикуя собственные мысли и идеи.

Для облегчения перехода от одной позиции к другой Уолт дисней предложил использовать три стула, стоящие в разных углах комнаты (или в разных комнатах. Прежде чем начинать работать над проблемой необходимо «привязать» каждый из этих стульев к определенной позиции. Посидев на каждом из них и представив себя в роли Мечтателя, Реалиста и Критика, вы как бы поставите «якорь». Теперь в любое время, сев на соответствующий стул, вы сможете войти нужную позицию. Поэтому данная методика еще называется «метод трех стульев»

Для лучшей организации процесса и установления связи между позициями можно ввести роль Наблюдателя, который будет беспристрастно следить за процессом со стороны, записывать идеи Мечтателя, оценку их Критиком и конкретные способы их реализации, предложенные Реалистом.

29 Октябрь 2015

Создатель Микки Мауса - Уолт Дисней - вошел в историю не только как «мышиный король» и отец еще более чем двух сотен героев мультфильмов. Для современного мира он стал эталоном креативной личности.

Самый известный режиссер, художник и продюсер в области мультипликации был человеком, все делающим по-своему, революционером, ломающим стереотипы своего времени. Он сумел построить свой бизнес на креативности, превращении фантазий в реальный продукт. Творческий успех Уолта Диснея сопровождался успехом коммерческим - в 53 года он стал миллионером, а первый «Диснейленд» сделал миллиардерами его наследников. Секрет преуспевания Уолта Диснея кроется в особенностях его мышления и оригинальном подходе к решению задач, который он выработал еще в те времена, когда был молод и беден, но переполнен идеями. Дисней жил в убогом отеле в маленькой комнатке, платой за которую была уборка дома. В этой комнатке Уолт сам с собой разыгрывал спектакль, воплощаясь поочередно в разных героев - Мечтателя, Реалиста и Критика .

Место Мечтателя - самый светлый уголок комнаты. Поместившись в него, Дисней предавался фантазиям, давал полную волю воображению, генерировал идеи и мечтал.
Следующая роль - роль Реалиста, чтобы сыграть ее, Уолт Дисней перемещался в другой угол своей каморки. Теперь его задача - отобрать из идей Мечтателя те, которые можно воплотить в жизнь, определить конкретные пути их реализации. И, наконец, перейдя в самый темный закуток своего жилища, Дисней становился Критиком, который отыскивал слабые места и недостатки в полученных идеях и планах. Позже подобный подход к работе над мультфильмами Уолт Дисней внедрил и в своей корпорации. Мечтатели работали в светлом помещении, стены которого были увешаны картинами, рисунками и плакатами с вдохновляющими изречениями. Здесь допускался творческий беспорядок, отсутствовали жесткие требования к дисциплине. Затем идеи и предложения передавались в другое помещение, где трудились Реалисты. Тут все было по-другому - деловая обстановка, современное техническое оснащение. Реалисты дорабатывали идеи Мечтателей, доводя их до состояния, полностью подготовленного к реализации. В конце концов, уже готовые проекты попадали к Критикам, комната которых, окрещенная персоналом «каморкой», располагалась под лестницей. Критики оценивали риски, выявляли слабые места и недостатки. Если требовалось, проект возвращался опять к Мечтателям и Реалистам - движение по этому кругу продолжалось до тех пор, пока проект не становился безупречным. Интересно то, что сам Уолт Дисней мог подключиться к сотрудникам на любом этапе творческого процесса. По словам одного из его мультипликаторов, «…на самом деле Диснеев было три: мечтатель, реалист и критик. И невозможно было угадать заранее, который из них придет на совещание».

«Если ты смог придумать это, значит, ты сможешь сделать это!»
Уолт Дисней

Стратегию творчества Уолта Диснея подробнейшим образом изучил Роберт Дилтс, американский исследователь когнитивных систем, признанный специалист в области НЛП (нейро-лингвистического программирования). Суть стратегии креативности Уолта Диснея заключается в точном разделении творческого процесса на несколько этапов. В отличие от большинства людей, Уолту Диснею было присуще не двухактное мышление (генерация идей, затем критика), а трехактное (генерация, затем поиск путей реализации и только потом критика). Каждый этап требует исполнения определенной роли: Мечтатель формирует новые идеи и цели, Реалист преобразует эти идеи в конкретные предложения, Критик является фильтром и стимулом к усовершенствованию. Результат определяется согласованностью действий всех звеньев - Критик без Реалиста непродуктивен, а Реалист без Мечтателя не знает, куда двигаться.

Каждому состоянию (Мечтателя, Реалиста и Критика) соответствуют определенные психологические и физиологические характеристики - поза, жесты, а также тип информации, с которой преимущественно происходит работа - зрительная, слуховая либо чувственная. Каждый из нас обладает ипостасями и Мечтателя, и Реалиста, и Критика. Но, к сожалению, очень редко эти персонажи находятся в гармонии, на равных участвуя в решении задач, а перекосы в сторону определенных ролей приводят к различным неприятным последствиям.

Если привычными являются позиции Мечтателя и Реалиста, но отсутствует критическое начало, человек неадекватно оценивает обстоятельства и рискует допустить фатальные ошибки. Если слаб Мечтатель - отвергается все новое, упускаются шансы и возможности. Если же из троицы выпадает Реалист, то смелые проекты вряд ли могут быть воплощены в жизнь - придуманное Мечтателем погубит Критик.