Справочник по русскому языку. «Правописание приставок Когда мы пишем приставку рас или раз

Ра...пирает от желанья ра..бираться в написанье?

Тогда начнём.

Приставки на -з и -с

В нашем языке действует морфологический принцип орфографии, который основывается на том, что все морфемы пишутся обычно одинаково. Морфема - это часть слова, имеющая какое-то значение: изменяет словоформу (окончание), образует новое слово (приставка или суффикс) или заключает в себе главное лексическое значение (корень). В соответствии с этим принципом правописание согласных и гласных в приставках определяется таким правилом:

Приставки всегда одинаково пишутся, и их правописание не зависит от того, как они произносятся.

Примеры вы можете видеть ниже.

Так обычно пишутся приставки, но не приставка рас- и раз- . Правило правописания для этого случая своеобразное, так называемое фонетическое: как слышится так и пишется. Правило это имеет отношение ко всем приставкам, у которых на конце есть буквы -з или -с.

раз-, рас-: развести, раскрыть;

из-, ис-: изливать, искоренить;

воз-, вос-: возвыситься, восходящий;

вз-, вс-: взвесить, вскрыть;

без-, бес-: безгрещный, бесхитростный;

низ-, нис-: низвергать, нисходить;

через-, черес-: черезвычайный, чересстрочный.

Правило на -З и -С

Правописание приставок на з-с, раз-, рас- в том числе, определяется правилом:

Буква з пишется перед согласными звонкими , буква с пишется перед согласными глухими .

Теперь не помешает вспомнить, что мы называем согласными звонкими, а что глухими:

Звонкие согласные

Глухие согласные

Так пишется приставка рас- и раз-, правило обозначено выделением

разжалобить

раззадорить

разморило

разнести

разрубить

расправить

расфокусировать

раскатать

раструбить

расширить

рассорить

расходиться

расцепить

расщелина

Итак, из всего вышеизложенного следует подтверждение фонетического принципа написания приставки с -с и -з на конце.

Приставки на -з и -с необходимо отличать от приставки с-

Главное отличие приставкис- от приставок на -з и -с в том, что с- состоит из одной буквы и всегда пишется одинаково, а перед -з и -с должны быть какие-то буквы.

Сделать - разделаться, сбросить - разбросать, сживать - разжиться, сжигать - разжигать, сжимать - разжимать, сдобрить - раздобрел, сговор - разговор, сберечь - разбирать, свить - развить, сгинуть - разгибаться, сгрести - разгрести.

Слова без приставок

Приставку с- и приставки на - з и -с (правило, регулирующее правописание дано выше) нельзя путать со словами без приставок: здание, здесь, здоровье, зрение, зги (не зги не видать).

В начале этих словах пишется буква з.

Приставки раз-, рас-, роз-, рос- имеют чередование гласных

Существует ещё одна трудность, которую может преподнести приставка рас- и раз-. Правило правописания для приставок на -з и -с не единственное. Есть в этой приставке ещё одна орфограмма.

Правописание гласных в приставке раз-, рас- - роз-, рос- представлено морфемой с чередованием и не подчиняется общепринятому правилу. Как пишется раз-, рас-, роз-, рос-? Для этой орфограммы существует особое правило: без ударения пишем раз-(рас-), а в ударном положении будем писать роз-(рос-): раздать - розданный, разливать - розлив, разыграть - розыгрыш, расписывать - роспись, расчеркать - росчерк.

Повторим изученное

В начале нашего исследования мы задались вопросом:

Ра...пирает от желанья ра..бираться в написанье?

Вернёмся к нему.

Как пишутся приставки на -з и -с? Правило о правописании -з и -с на конце приставок даёт возможность произвести следующее рассуждение:

В слове «распирает» - приставка рас-, потому что после приставки находится глухой согласный звук - [п].

В слове «разбираться» - приставка раз-, так как следует после неё звонкий согласный - [б].

Правило о чередовании о/а в приставке рас- - рос-, раз- - рас- применяем в рассуждении:

В словах «распирает» и «разбираться» безударная приставка, значит, нужно писать букву «А» в этих словах.

Тест

Итак, нами получено знание о том, как пишется приставка рас- и раз-, правило правописания усвоено и отработано. Самое время перейти к практической части и выполнить тест.

Из данных предложений из произведения А. Грина выпишите слова, в которых есть приставки с изученными орфограммами.

1) Пройдёт немало лет, и расцветёт одна сказка, которая запомнится надолго. Однажды, когда ты будешь большой, в морской дали сверкнёт алый парус. Корабль с алыми парусами, рассекая волны, поплывёт прямо к берегу. На берегу будет стоять толпа людей, и ты будешь там. Корабль будет приближаться под звуки прекрасной музыки, и от него поплывёт лодка, вся в коврах, цветах и золоте. В лодке будет стоять прекрасный принц, он протянет к тебе руки и скажет: "Здравствуй, Ассоль! Ты приснилась мне во сне, и вот я приехал за тобой". Ты сядешь с ним в лодку и уплывёшь далеко-далеко в волшебный край, где просыпается солнце. И звёзды опустятся с небес, чтобы увидеть тебя и поздравить с прибытием.

2) Она жила в полусне обеспеченности. Но странная привязанность к сыну была, наверное, одной из склонностей, которые смутно ощущаются, оставляя волю бездейственной. Холодная и неприступная, Лилиан Грэй, оставаясь наедине с сыном, становилась просто мамой, разговаривавшей ласковым голосом о всяких сердечных пустячках, вся сила которых не в смысле, а в чувстве. Она решительно не могла в чём бы то ни было отказать ему и прощала всё.

3) В четырнадцать лет Артур тайком покинул дом. Вскорости из порта вышла шхуна, увозя юнгу с внешностью девочки, переодевшейся для маскарада. Этим юнгой был Грэй. В течение года Артур помотал своё имущество, состоящее из лакированных сапожек и тонкого батистового белья, на пирожном, а остальную часть промотал в карты. Он пил, задыхаясь, водку, с замирающим сердцем на купанье прыгал головой вниз с борта корабля в морскую глубину. Он понемногу растерял всё, кроме своей странной души, летящей и устремлённой. Он потерял слабость и изящество стана, став широк в кости и крепок мускулами, благородная бледность сменилась тёмным загаром, движений исчезла, уступив место уверенной точности работающей руки. Речь утратила текучесть, стала точной и короткой.

Капитан шхуны, суровый моряк, увидев однажды, как мастерски Артур вяжет парус на рею, позвал его к себе в каюту и сказал, раскрыв истрёпанную книгу:

Слушай внимательно. Начинаем делать из щенка капитана.

4) Она уходила на берег и, дождавшись рассвета, волнуясь и робея, совершенно серьёзно всматривалась в горизонт, ожидая появления алых парусов. Эти минуты были для неё самыми счастливыми среди серых будней, и ей было трудно отказаться от них, хотя они отделали её от всех других людей, делая её посмешищем и изгоем. Одиночество безмерно тяготило её, и у губ уже легла та страдальческая морщинка, которую не изгладить ничем, только радостным оживлением.

5) Ассоль спешила к морю. Иногда крыши домов или сараев скрывали от неё белый корабль и алые паруса. Тогда Ассоль, боясь исчезновения видения, торопилась изо всех сил, и только снова увидев алые паруса, останавливалась, облегчённо вздохнув. Как только Ассоль появилась в толпе, все замолкли и расступились перед ней в страхе, и она осталась одна в пустоте, растерянная, счастливая и пристыженная. С щеками не менее алыми, чем паруса, с которых она не сводила глаз, она беспомощно протянула руки к чудесному высокому кораблю. От волнения, блеска воды и сияния алого шёлка девушка уже не могла различать, что движется: она сама, корабль или лодка, отделившаяся от корабля.

Проверь себя

1) Расцветёт, рассекая, восходит.

2) Бездейственной, разговаривавшей.

3) Растерял, раскрыв, истрёпанную.

4) Рассвета, безмерно, изгладить.

5) Вздохнув, растерянная, беспомощно, различать.

Правило

Речь идет о приставках из- (ис-), без-(бес-), раз-(рас-), воз-(вос-), вз- (вс-), низ-(нис-), чрез-(черес-). Считается, что с буквами З и С мы имеем разные варианты написания одних и тех же приставок. В самом деле: ИЗ и ИС имеют одно значение: движение наружу. А раз одно значение, то и приставка одна.

На конце приставки пишется З , если корень или следующая приставка начинается с гласной или звонкой согласной . Перед глухой согласной пишется С . Проще всего запомнить формулу: глухая с глухой, звонкая со звонкой. Хотя в этой формулировке немного некорректно с научной точки зрения употреблены термины, зато её легко запомнить и удобно применять при письме.

Вариативность согласных в этих приставках обусловлена произношением. Перед глухими согласными произносится [С] и пишется С , а перед звонкими согласными и гласными произноссится [З] и пишется З. Звук на конце приставки оглушается или озвончается под влиянием соседних согласных или гласных.

Правило невозможно использовать, если вы не знаете, какие буквы обозначают глухие согласные, а какие - звонкие. Многие считают, что буква Ц обозначает звонкий звук. Действительно, он звучит звонче остальных глухих согласных, но считается глухим. Повторите этот материал.

звонкие б в г д ж з й л м н р
глухие п ф к т ш с х ц ч щ

Примеры

беЗоблачный (перед гласным.);

беСполезный (перед глухим);

беЗжалостный (перед звонким);

раСпаковать (перед глухим)

раЗдавить (перед звонким);

иСцарапиться (перед глухим);

иЗделие (перед звонким);

воСпламениться (перед глухим);

воЗделать (перед звонким);

ниСпадать (перед глухим);

ниЗвергаться (перед звонким);

Запомните написание слов, в которых часто возникают ошибки:

череСчур

иСчезнуть

иСподлобья

иСподнизу

иСподтишка

мировоЗЗрение

мировоСприятие

беЗжизненный

беЗжалостный

беЗвкусный

иСцарапаться

Когда и почему возникло правило

Но Ломоносов написал "мне кажется", оставив носителям языка свободу выбора, к тому же он и сам не всегда придерживался выдвинутого принципа. Поэтому почти до конца 19 века правило имело рекомендательный характер и люди писали приставки без всяких правил, как слышали, "по произволу". И сама собой сложилась традиция написания С в случаях оглушения и З в случаях озвончения согласных. Но при разработке первых правил орфографии филологи 19 века ввели ограничение: "Приставки без- и чрез- всегда пишутся черезъ з: безпечный, безмЕрный, чрезполосный. Остальныя приставки (раз-, из-, воз- и другія) сохраняютъ з передъ с и звонкими согласными, а передъ глухими принимаютъ с: разсказъ, возстаніе, возбранить, изжить, распросъ, исходить, воскинуть." Как видите, запомнить, в каких приставках и в каких случаях надо писать З, стало гораздо труднее. Необходимо было писать не как слышится, а иначе. В таком варианте правило просуществовало недолго. Реформа русского языка 1918 года серьёзно упростила его.

По поводу правописания приставки без- (бес-) споры не прекращаются уже почти сто лет, с момента реформы. Именно тогда было принято писать эту приставку на основе фонетического принципа (глухая с глухой, звонкая со звонкой). До реформы был только один вариант - без . Остальные приставки, оканчивающиеся на З и С, к тому времени в большинстве случаев уже было принято писать так, как мы их пишем и сейчас.

Споры вызвало совпадение приставки бес- и существительного бес . Противники реформы считают, что в язык впущены бесы, которые обязательно погубят православие, а возможно, и весь русский народ.

Во время той же реформы изменилось также написание приставки через- (черес-). До реформы был только один вариант приставки и слово чересчур писалось так: "черезчур".

Законную силу правило приобрело, как и все остальные правила русской орфографии, в 1956 году. В своде правил оно звучит так: " В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т. п." И именно эта формулировка может быть использована при апелляциях.

На что обратить внимание

  • В русском языке не существует одиночной приставки З , есть только приставка С , которая пишется всегда одинаково и перед звонкими, и перед глухими согласными. Сделал, Сбежал, Сдвинул, Сгрести. Рассмотрим пару слов С бить – ра З бить (в первом слове приставка С , во втором приставка оканчивается на З , так как корень начинается со звонкой согласной).
  • В словах Здание, Здесь, Здоровье, ни Зги (не видно) буква З является частью корня. Эти слова не являются исключениями и вообще не имеют отношения к настоящему правилу, но их лучше запомнить, чтоб не перепутать при письме со словами с приставками.
  • Обратите внимание на написание слов, в которых встречаются удвоенные согласные з или с на стыке приставки и корня. Если корень начинается с З или С, на стыке приставки и корня пишется ЗЗ или СС.
  • Приставка может оказаться не в начале слова. Вот примеры. В слове Мировоз зрение приставка воз оказалась перед вторым корнем. Это не мешает применять правило, касающееся приставок. Приставкой-то она быть не перестаёт. Таким образом возникает удвоенная буква З в середине слова (воз - приставка, зрен - корень). ПереСдача. Некоторые пишут в этом слове З , полагая, что перез - это приставка и на выбор буквы влияет звонкий Д. Но такой приставки не бывает. В этом слове две приставки: пере и С .
  • Согласный звук может оглушаться или озвончаться не в приставке, а в корне, и, разумеется, правило, касающееся приставок, на выбор буквы никак не влияет. Например, в словах близкий, низший З является частью корня, поэтому перед глухими К и Ш мы все равно пишем З . Можно допустить ошибку в лове блиЗсидящий, приняв близ за приставку. Очевидно же, что корень сид . Но близ не является приставкой. Это первый корень. Смотри подробнее Правописание согласных в корне слова
  • Иностранные приставки дис- и дез- пишутся всегда одинаково, соседняя буква на выбор З или С не влияет: диСбаланс, диСгармоничный, диСквалификация, диСграфия, деЗинфекция. Иноязычные приставки и сочетания ДЕЗ(ДЕ)-, ДИЗ(С)-, ЭКЗ(ЭКС)- заканчиваются на - З только перед гласными: дезактивация, дизассоциация, дизъюнкция, экзальтированный – НО! декапитализация, девальвация, дисбактериоз, дискриминация, эксперимент

Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью научиться правильно писать слова с приставками раз- и рас- и выделять приставки в словах.

Предметные:

  • · знать, как пишутся приставки раз-, рас-;
  • · находить в тексте слова с приставками раз-, рас-;
  • · правильно выделять приставки в словах;
  • · уметь работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками раз-, рас-;
  • · уметь работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.

Метапредметные:

Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

Познавательные: различать приставки и предлоги; знать, как правильно писать слова с приставками раз- и рас-; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; уметь самостоятельно создать алгоритм правописания приставок раз-, рас-; уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.

Коммуникативные: уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; помочь осознать смысл изучения правописания приставок и успешного применения их в словах; понимать значимость правильного написания приставок.

Методы обучения.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые. правописание приставка слово речевой

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Предметные: на уроке ученик получит знания о правописании приставок раз-, рас-; научится находить в тексте слова с приставками раз-, рас-; научится правильно выделять приставки в словах; закрепит умение работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками раз- рас-; закрепит умение работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.

Метапредметные:

регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату;

познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;

коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников

  • 1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс», учебник, ч.2; ч.3. Москва: Академкнига/ Учебник, 2010.
  • 2. Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2». - Москва: Академкнига/Учебник, 2011.
  • 3. ИКТ

Таблица 1

Тема урока:

Правописание приставок раз-, рас-

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

Цель: Организация

направленного внимания на начало урока

Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок.

Всем, всем - добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться!

(слайд № 2)

Уточнить, как готовы дети к уроку.

Подтвердить свою готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку.

Личностные результаты:

Самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Актуализация знаний

Мотивировать учащихся на изучение темы

Учитель сообщает:

На очередное занятие клуба «Ключ и Заря» Волшебница пригласила Машу и Мишу, и мы являемся участниками заседания клуба

«Ключ и Заря»

(слайд № 3)

  • - А кто такая Волшебница? Как её зовут?
  • -Волшебница начала заседание клуба словами

Я хочу вам РАСсказать

Об Иван Иваныче,

Он однажды РАЗболелся

Лёжа на диванчике.

  • (слайд № 4)
  • - Что вставили?
  • - Как правильно писать приставку и в каких словах пишется раз-, а в каких раз-?

Волшебницу зовут Анишит Йокоповна, так как она любит тишину и покой.

Слушая внимательно друг друга, мы узнаем и изучим что-то новое на уроке.

Учащиеся высказывают свои ответы:

На уроке мы сегодня будем говорить о приставках рас -, раз-..

Предметные: понимают задание, как его надо выполнить, уметь работать с Толковым словарём.

Метапредметные: Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Постановка учебной задачи

Познакомить учащихся с учебной задачей.

Учитель спрашивает:

Кто сможет назвать тему

заседания?

  • - Правильно, тема заседания: «Правописание приставок раз- и рас-»
  • (слайд № 5)

Какие цели вы бы себе поставили, чему хотели бы научиться?

(слайд № 6)

Объяснить задание:

Запишите дату занятия в рабочую тетрадь. Сейчас проведём словарную работу. (Слова с пропусками букв даны на ЭКРАНЕ)

(слайд № 7)

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Праз..ник, а…ея, лес..н…ца, мес…ц, д…кабр.., …нвар.,. р…кета, ф..врал, расстояние

  • - Что вы заметили при спи-сывании? (Слово расстояние не имеет пропусков букв)
  • - Как вы думаете, почему? (Так как это словарное слово мы ещё не учили)
  • - Какая часть слова отличает это слово от всех остальных?

Выделите в этом слове приставку рас-

  • - А что такое приставка?
  • - Чем отличается приставка от предлога?
  • - На уроке вы будете исследовать и открывать что-то новое. Тема заседания записана на доске

«Правописание приставок

раз- и рас-»

И наша задача узнать, в каких случаях надо писать приставку раз-, а в каких словах пишется рас- и почему?

Уже в словарной работе вы повстречались со словом, в котором есть приставка рас- (расстояние).

Откройте учебники на с.17.

Чтение учителем текста интриги между героями о правописании приставок.

Чтобы убедиться в высказывании Анишит Йокоповны, выполним упражнение 10. (слайд № 9)

Высказывают свои ответы:

Мы будем говорить о правописании приставок раз- или рас-.

Значит, тема заседания: «Правописание приставок раз- и рас-»

Прослушиваем высказывания учащихся.

Проговорить, как поняли задание и что будут делать для того, чтобы записать слова правильно.

  • -Слово расстояние не имеет пропусков букв.
  • -Это словарное слово мы ещё не учили.
  • -Приставка рас-
  • (уточняем перед какой буквой написана приставка)

Ответы учащихся:

  • - Приставка - часть слова.
  • - Приставка отличается от предлога тем, что пишется со словом всегда слитно.

Взаимопроверка

написания словарной работы, проверьте работу друг у друга (слайд №7)

Открывают учебники (с.17) и слушают текст интриги.

Чтение учащимися упр.10.

Коллективное составление плана работы с заданием.

Работают по заданию, выписывают слова из Обратного словаря и распределяют их в два столбика.

(В I столбик учащиеся записывают слова с приставкой раз- разломать, разбросать, разболтать, размешать.

Во II столбик слова с приставкой рас- растолкать, распускать, расписать, расхватать, раскатать, распечатать (слайд № 10) (уточняем перед какой буквой написана приставка)

Самопроверка.

(слайд № 10)

Самооценка

(слайд № 11)

Метапредметные:

Анализируют учебную задачу и принимают её,

сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли.

Познавательные: различать приставки и предлоги.

Коммуникативные:

уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

уметь работать

с Обратным словарём и находить в нём слова с данными приставками, обобщают и выстраивают модель алгоритма по написанию приставок раз-, рас- (что я знаю, что не знаю)

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать алгоритм по написанию слов с приставками раз-, рас-.

  • - Продолжаем наше исследование.
  • (слайд № 12)

Отделить все части слова!

Разложить по кармашкам!

  • - разобидеть
  • - разубедить
  • - разоружить
  • - разодеть

После написания: учитель спрашивает:

  • - Какая буква пишется на конце приставки? (Буква З)
  • - С какой буквы начинается корень. Какой звук она обозначает?
  • - Сформулируйте самостоятельно правило о правописании приставок раз- и рас-, не обращаясь к плакату Летучей Мыши.
  • (Приставка раз- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных.

Приставка рас- пишется в словах, корни которых начинаются с глухих согласных).

А теперь познакомьтесь с текстом на плакате Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно писать приставки раз- и рас-. (с. 18 в учебнике).

Разрезают слова, раскладывают по кармашкам (уточняем перед какой буквой написана приставка)

Самопроверка.

(слайд № 13)

Самооценка

  • (слайд № 15)
  • (слайд № 16)

Проговаривают алгоритм:

  • - читаю слово;
  • - определяю, с какого звука начинается корень;
  • - делаю выбор приставки.
  • (слайд № 18)

Затем учащиеся самостоятельно составляют правило о правописании приставок раз- и рас-, не опираясь на плакат Летучей Мыши.

После составления алгоритма и правила о правописании приставок раз- и рас-, учащиеся обращаются к плакату Летучей Мыши и делают соответствующие выводы.

Метапредметные:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании приставок раз-, рас-;

уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.

Предметные результаты:

знать, как пишутся приставки раз-, рас-

Динамическая пауза

Цель: Дать возможность уч-ся отдохнуть

Проведём музыкальную физминутку

Учащиеся выполняют движения под музыку (слайд № 17)

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач

Цель: Обобщить

полученные знания учащихся при выполнении учебного задания.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Тром (над)..осквой ра..дался ра.. катистый гром

(слайд № 20)

Оказание индивидуальной помощи тем учащимся, которые испытывают затруднения в работе.

  • - Проверьте, как вы выполнили это задание.
  • (слайд № 21)

Самостоятельное выполнение задания в тетради.

Начертить луч самооценки.

Учащиеся называют орфограммы и отмечают их на луче.

Самоконтроль и самооценка.

Метапредметные:

Самоопределяются в УД.

Рефлексия деятельности

Цель: Сформировать личную ответственность за результаты своего труда.

Завершается работа клубного заседания «Ключ и Заря». Давайте подведём итог всей работе.

Учитель задаёт вопросы по уроку (слайд № 22).

Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок (уточняем перед какой буквой пишутся приставки)

Личностные:

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.

Домашнее задание

Цель: Дать

инструктаж выполнения домашнего задания.

Домашнее задание:

(слайд № 23)

т. упр.12, с. 11 в учебнике.

стр. 18 правило.

На этом работа клубного заседания «Ключ и Заря» завершена. Волшебница благодарит за хорошую

работу Машу и Мишу и всех участников клуба «Ключ и Заря».

  • (слайд № 24)
  • - Оцените свою работу на уроке.
  • (слайд № 25)

Учащиеся читают задание про себя.

Задают вопросы по выполнению задания.

Понимают, как надо выполнить домашнее задание.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 2. Правописание приставок

Приставка , префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении "не", анти —"против", архи — "очень", контр — "против", пан —"весь", суб — "под", транс — "через" и др.

2.1. Правописание неизменяемых приставок
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:

окликнул, остановка, осадок, онеметь

добраться, дойти, догадка

поверье, подворье, порезать, полагаться

проварить, пробел, проделка, произрастать

В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык

нападение, накрыть, нагнать

задаваться, заключенный, забрать, забить

НАД- (НАДО-)

надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться

ПОД- (ПОДО-)

подтаять, подточить, подсказать, подождать

ОТ- (ОТО-)

отдать, отдых, отодвинуть, открыть

ОБ-(ОБО-)

обстричь, обточить, обтереть, обойти

В- (ВО-)

всласть, вшить, вцепиться, вовлечь

ПРЕД-

председатель, предшественник, предрешать

ПЕРЕ-

перегной, перелить, перекос

С- (СО-)

сдвинуть
сбиться
сберечь
сдаться
сдружиться
сделать
согнуться

Нет приставки в словах:
здесь,
здешний,
здание,
здоровье,
ни зги
и однокоренных.

2.2. Правописание приставок на...з - ...с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З и С :
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)

Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.

Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:



2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Слова, начинающиеся на пре- и при- , имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae- стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре- , которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре- и при- имеют собственно русское происхождение.

Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.

Запомним некоторые случаи:

придать форму, блеск
не придавать значения
приданое невесты
придел храма
радиоприемник
восприимчивый
привратник
притворить окно
прибывать к поезду
прибытие
припирать дверь палкой
приклонить голову к плечу
приклониться в дверях
призреть сироту
приступить к делам
неприступный бастион
приходящий врач
приложить усилия
приуменьшить (немного уменьшить)
приставить стул
приткнуться
неприменимый прием
притерпеться к трудностям
приставать с расспросами
присутствовать на собрании

предать друга, мечты
предавать земле
старинное предание
предел терпения
преемник руководителя
преемственность поколений
превратное представление, превратности судьбы
претворить идеи в жизнь
пребывать на отдыхе
пребывание
препираться по пустякам
преклонить голову в знак почтения,
непреклонный человек, преклонный возраст,
преклоняться перед талантом
презирать трусов
преступить закон
преступник
имеет непреходящее значение
непреложный закон
преуменьшить (значительно уменьшить)
преставиться (умереть)
камень преткновения
непременное условие
претерпеть лишения, изменения
беспрестанный, непрестанный

2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
неопределенных и отрицательных местоимениях,
местоименных отрицательных наречиях.

Примечание. Правило распространяется на слова других частей речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчемный, никудышный, вничью.

2.5. Правописание согласных на стыке приставки и корня.

Пере + сказ = пересказ (-с-)
рас + сказ = рассказ (-сс-)
рас + ссориться = рассориться (-сс-)


Запомните: расчет (рас + чет), но: рассчитать (рас + считать);
бессчетный (бес + с + чет).

В словах разевать, разинуть, разорить пишется одна 3.

Правописание приставок, оканчивающихся на буквы З и С

1. В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», а перед звонкими согласными и гласными произносят [з] и пишут «з».
Рассмотрите примеры:
РАС-ПИЛИТЬ, РАЗ-УЧИТЬ, РАЗ-БУДИТЬ.
Точно так же, как приставка РАЗ-(РАС-), проверяется написание приставок ИЗ- (ИС-), ВОЗ- (ВОС-), БЕЗ- (БЕС-), НИЗ- (НИС-), ВЗ- (ВС-), ВОЗ- (ВОС-) и др.

2. Обратите внимание: приставка С- принадлежит к той группе приставок, которые всегда пишутся одинаково, она не меняется в зависимости от стоящих после нее звуков.
Сравните: С-ДЕЛАТЬ, С-КИНУТЬ.

3. Кроме этого, нужно помнить, что слова ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ всегда начинаются с буквы «З».

Упражнение

1. Посреди леса, на ра_ чищенной и ра_ работанной поляне, во_ вышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
2. Дверь совершенно бе_ шумно ра_ пахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)
3. Офицер, ра_ горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве _ хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
4. Я _ хватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра_ каялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
5. Попробуй в_ глянуть на молнию, когда, ра_ кроивши черные, как уголь, тучи, не_ терпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)
6. Во_ вратясь в гостиную, они уселись втроем: старики в_ помнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра_ мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)
7. Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая бе_ надежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне. (Н. В. Гоголь, «Вий»)
8. Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно бе_ умным лицом, и_ царапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах. (М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
9. … Как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец во_ торжествует и последние волны согретого тумана то _ катываются и ра_ стилаются скатертями, то и_ виваются и и_ чезают в голубой, нежно сияющей вышине… (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
10. Мы сели за стол; хозяин был чре_ вычайно в духе, и скоро веселость его соделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели бе_ престанно, и мы со всево_ можным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага. (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
11. Он осекся и опять уставился на меня с теми же вытаращенными глазами и с тою же длинною, судорожною, бе_ смысленно-вопрошающей улыбкой, ра_ двигающейся все более и более. (Ф. М. Достоевский, «Подросток»)
12. Вид своего ра_ рушающегося двора, вид сильно и_ менившийся, высохшей и странно-тихой, слегка шальной матери, не прои_ вел на него никакого впечатления. (И. А. Бунин, «Веселый двор»)
13. Любопытство начинало меня бе_ покоить, и я надеялся, что пунш ра_ решит язык моего старого знакомца. (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»)
14. Целый день гробовщик ра_ ъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего и_ возчика. (А. С. Пушкин, «Гробовщик»)
15. Как скоро графиня уедет, ее люди, вероятно, ра_ ойдутся, в сенях останется швейцар, но и он обыкновенно уходит в свою каморку. (А. С. Пушкин, «Пиковая дама»)
16. Елена была одна и поэтому не _ держивала себя и беседовала то вполголоса, то молча, едва шевеля губами… (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
17. Чьи-то глаза, черные, черные, и родинки на правой щеке, матовой, смутно _ веркнули в сонной тьме. (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
18. Многие жители Петербурга, проведшие детство в другом климате, подвержены странному влиянию _ дешнего неба. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
19. Какие были его намерения, опасения и надежды, и_ вестно только богу, но, по-видимому, он готов был _ делать решительный шаг, дать новое направление своей жизни. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
20. Наконец, дверь отворилась, и он медленно в_ ошел по широкой лестнице. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
21. Один только кабинет иногда может ра_ облачить домашние тайны, но кабинет так же непроницаем для посторонних посетителей, как сердце… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
22. Странно, – подумал Печорин, садясь в сани, – было время, когда я читал на лице ее все движенья мысли так же бе_ ошибочно, как собственную рукопись, а теперь я ее не понимаю, совершенно не понимаю. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
23. Эти _ дания, которые с первого взгляда вас только удивляют как все великое, со временем _ делаются для вас бе_ ценны, когда вы в_ помните, что _ десь ра_ вилось и выросло наше просвещение… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
24. У _ рубленного дерева, на земле, копошился лесник; он держал под собою вора и закручивал ему кушаком руки за спину. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
25. Бирюк одним поворотом _ дернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, ра_ творил дверь и вытолкнул его вон. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)

Упражнение подготовили Н. В. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).