Совет у багратиона война и мир. Багратион (Война и мир Толстой Л. Н.)

Одним из реальных героев романа Льва Николаевича Толстого, был Багратион. Он был не только военачальником, но и героем Отечественной войны 1812 года. Толстой описывает его как человека невысокого роста, с проявлением в лице восточного типа, не молодым, но еще и не старым. В романе «Война и мир» именно он был благословлен Кутузовым во спасение армии, именно его назначили руководящим Шенграбенским сражением. Хотя он и выполняет свой долг героя войны.

До начала сражение он приставлен как замученный, уставший полководец, который кажется, абсолютно равнодушен к тому, что происходит вокруг него. Но ситуация резко меняется когда сражение начало набирать обороты, вся его усталость как будто растворилось, глаза восторженно загорелись и это казалось как будто совершенно другой человек. Он не боялся ни какой опасности, он мог встать с рядовыми солдатами в один строй, тем самым пытаясь поддержать настрой своих бойцов. За отвагу его очень любили и уважали, он не давал явных приказов. Багратион на своем примере показывал солдатам, как нужно сражаться и всегда вел их в атаку с чувством уверенности в победе.

Л.Н.Толстой описывает Багратиона как человека знающего какими путями следует достигать поставленных целей, и практически всегда доводит дело до конца. Он не влезал в течение событий происходящих на Шенграбене, со стороны это казалось абсолютным бездействием. На самом деле, его поведение говорило об обратном. Это была тактика полководца, особый стратегический ход. Он был весьма решителен, тверд и честен, как военачальник Багратион считает бессмысленным принимать участиев военных советах. Считая, что это пустая трата времени.

Автор считает, что героев в романе не нужно выставлять на показ, ведь истинные герои в основном всегда играют второстепенную роль. Они скромны и незаметны. Таким был изображен и Багратион. Хотя он и считается второстепенным персонажем, читателю виден его героизм и стремление к победе. Еще во время Аустерлицкого сражения уже было показан его героизм и отвага.

В поэме четко подчеркнуто, что герой, так пылко сражавшийся на войне, в светских кругах ведет себя абсолютно скованно. Во время обеда посвященного в его честь, он описывается автором как застенчивый и робкий человек. Ему было спокойней ходить под пулями, нежели на глазах стольких людей чувствовать себя неловко

Багратиона можно охарактеризовать как идеального полководца, который стремиться к исполнению своего долга.

Сочинение 2

Багратион был настоящим, реально существующим героем романа. Помимо того, что он являлся военачальником, он был ещё и героем, прошедшим Отечественную войну в 1812 году. Описывая его внешность, автор выделил его невысокий рост, в некоторой степени восточные черты лица. По возрасту он был ещё не старик, однако уже и не молодой человек. Этого то героя и благословляет Кутузов на руководящую должность в Шенграбенском сражении.

За некоторое время до этой войны, Багратиона Толстой представляет нам ка измученного и уставшего генерала, которому будто бы всё равно что происходит. Однако он сразу же превращается в другого человека, когда сражение уже близко. Его глаза начинают сверкать жизнерадостным блеском, а его прежняя усталость мигом улетучивается. В разгаре боя он не боялся быть раненым или вовсе убитым. Он мог запросто встать в одни ряды с простыми солдатами. Этим он сильно повышал моральный дух войска. Его весьма уважали и почитали как обычные рядовые, так и офицеры за то, что он был бесстрашным и смелым человеком. Однако внятных приказов он практически никогда не отдавал. Подражая Багратиону, солдаты брали с него пример и бодрым шагом шли в атаку, не боясь смерти. Герой никогда не сомневался в победе русского воинства.

Этому человеку вполне понятно, каким образом необходимо достичь поставленных перед собой целей. По сути, он во всё время своего существования доводил все дела до конца. Однако в жаркие события Шенграбена он старался не совать свой нос. С другой стороны можно было принять это за отсутствие какого либо действия с его стороны в этом сражении. Но на самом же деле это была его особенная тактика. Так сказать стратегический манёвр. Его основными положительными качествами были решительность и уверенность в собственных возможностях. На военные советы он приходить не любил, так как считал, что они по большей части бесполезны.

Как считает Толстой, героев совсем не обязательно показывать всему свету. Ведь настоящие герои не кричат о себе, чтобы на них обратили внимание. Багратиона автор изображает именно таким героем, скромным и непримечательным.

Персонажу было не ловко чувствовать себя в светском кругу. Ему больше нравилось находиться под свистом пуль.

Вариант 3

Знаковое произведение, которое внесло огромный вклад в развитие мировой литературы Толстого, содержит в себе огромное количество персонажей, которые тем или иным образом влияют на само повествование картины, что делает данное произведение одним из самых интересных и речи табельных. Потому и можно бесконечно говорить об образах персонажей в произведениях, об особенностях их характеров и взаимоотношений. Одним же из самых запоминающихся в произведении стал Князь Багратион.

Князь Багратион – знаменитый полководец, который также весьма талантлив в своём деле, ведь многие окружающие люди в произведении говорят о нём, как о лучшем полководце своего времени, что как никак характеризует персонажа, как достаточно хорошего полководца. Он выиграл множество сражений, и отнюдь немалое количество с помощью своей тактики и хитрости. Благодаря данным победам он очень сильно прославился, что сделало из него человека, о котором все говорят.

По характеру же Багратион достаточно добродушный, но в тоже время его добродушие не мешает ему быть очень строгим начальником, который не потерпит от своих подчинённых каких либо низменных поступков, ведь Князь Багратион человек чести. Он очень сильно дорожит своими человеческими идеалами. Князь Багратион никогда не поступит так, как запрещает поступать доброму господину честь, что и корректирует его действия при ведении боя. Он хоть и понимает, что противника необходимо уничтожить, но при этом он также понимает, что по ту сторону баррикад люди, точно такие же люди, как и он, как и любой другой солдат в армии, со своими проблемами, семьями, и переживаниями. Но так как железную волю этого человека не сломить, он не даёт вольностей чувствам, понимая важность своей работы, что и делает его отличным командующим.

В мирной же жизни он проявляет себя как сдержанный, достаточно руководимы разумом человек, который не позволяет себе вольностей, всегда думая о том, что, и кому он, что либо говорит. Его друзья характеризуют его как очень доброго, приятно в общении человека, однако он часто доходит до крайностей в своём стремлении соответствовать своим моральным идеалам, зачастую заходя слишком далеко в попытках их достичь. Потому многие люди считают его нелицеприятным человеком, который не умеет веселиться, однако, в любом случае уважают его, так как он человек чести.

Так или иначе, Князь Багратион прекрасный персонаж, который одним своим присутствием очень сильно дополняет литературную картину произведения, добавляя в неё огромное количество красок, и делая её более живой, и более насыщенной.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Был ли иной путь у Катерины? (Гроза Островского)

    Катерина – одна из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Это молодая девушка, выросшая в любви и почитании Бога. Детство её было беззаботно и счастливо. Однако девушка была выдана

  • Сочинение Дубровский благородный разбойник 6 класс

    Жил на белом свете сын помещика Владимир Дубровский. Мать рано умерла, и отец отдал его в кадетское училище. Сам отец, бывший поручик гвардии, придерживался смелых взглядов, мог не побояться правду в глаза сказать

  • Архип в романе Дубровский Пушкина сочинение

    Архип - это кузнец, один из второстепенных героев романа А.С. Пушкина Дубровский. Он хоть и является простым слугой в доме хозяина, но обладает таким свойством характера, как самостоятельность

  • Характеристика и образ Милона в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    В комедии Фонвизина «Недоросль» высмеиваются невежественные дворяне, которых в России было очень много. Такие персонажи кажутся еще более смешными, на фоне воспитанных и благородных людей, таких как Милон.

  • Мрія – це те, що завжди важко виконати. Але саме це почуття підтримує в нас життя, прагнення до неї, прагнення до якоїсь мети, і це дуже важливо. Адже коли у людини немає ніякої особливої мети, йому важко живеться

Русские и французские полководцы в романе «Война и мир»

Среди исторических персонажей романа “Война и мир” центральное место занимают и русские, и французские полководцы. Нравственные качества и историческую роль русских полководцев Толстой оценивал по их умению чувствовать настроение армии и народа. В своем романе писатель провел тщательный анализ их роли в Отечественной войне 1812 г. и в кампании 1805 г.

Толстой изображает Кутузова полководцем, воплотившим в себе дух народа. Таким, выражающим нужды и мысли солдат, он выступает и под Браунау, и под Аустерлицем, и когда он ощущает, как свою личную рану, бегство солдат с Праценских высот. Это “старый человек”, с рыхлым телом и изуродованным лицом, быстро утомляющийся и любящий поспать, но, руководя армией, он проявляет тонкую и умную дипломатичность, острый ум и полководческий талант. Для России Кутузова - свой, родной человек, и когда решается вопрос о судьбе России, народ требует назначения его главнокомандующим. Толстой считал, что судить о значении того или иного выдающегося лица можно только по соответствию его действий духу народной жизни, духу добра и правды. Кутузов всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, и он считает своим долгом руководить духом войска и себя чувствует выразителем этого духа. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа. Понимая, как никто, народный характер войны 1812-го года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий. Услыхав о бегстве французов из Москвы, Кутузов сказал дрожащим голосом: “Спасена Россия. Благодарю тебя господи”,- и он заплакал. Цель Кутузова, по мнению Толстого, была достойною и полностью совпала с волею народа. Именно поэтому она была “так совершенно достигнута”.

Багратион - один из немногих, кто обладает качествами, которые по мнению Толстого соответствуют идеалу “народного” полководца. Полководческий талант Багратиона проявился и в его нравственном влиянии на солдат и офицеров. Уже одно только его присутствие на позициях поднимало их боевой дух. Любые, даже самые незначительные слова Багратиона исполнены для них особого смысла. “- Чья рота? - спросил князь Багратион у фейерверкера, стоявшего у ящиков”. Толстой комментирует: “Он спрашивал: “Чья рота?”, а в сущности он спрашивал: “Уж не робеете ли вы тут? “ И фейерверкер понял это.

Багратион накануне Шенграбенского сражения - смертельно уставший человек “с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами” и “неподвижным лицом”, равнодушный к происходящему. Но с началом сражения полководец преобразился: “Не было ни невыспавшихся, тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед очевидно ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность”. Багратион не боится подвергнуть себя опасности в бою, он сражается бок о бок рядом с простыми солдатами и офицерами. Под Шенграбеном его личного примера оказалось достаточно, чтобы воодушевить войска и повести их в атаку. Толстой подчеркивает его талант полководца, который всегда знает, чего он хочет, и, главное, знает, как этого добиться. Кажущаяся бездеятельность в Шенграбенском сражении - это лишь тонкий стратегический ход, который оказался самой эффективной моделью поведения. Он только делал вид, что командует, а на самом деле он старался не мешать естественному ходу событий.

В отличие от большинства других полководцев, Багратион изображен во время сражений, а не на военных советах. Смелый и решительный на поле боя, в светском обществе он робок и застенчив. На банкете, устроенном в Москве в его честь, Багратион оказался “не в своей тарелке”: “Он шел не зная куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене”. Узнав Николая Ростова, он сказал “несколько нескладных, неловких слов, как и все слова, которые он говорил в этот день”.

Багратион многими качествами напоминает Кутузова. Оба полководца наделены высшей мудростью, историческим чутьем, всегда поступают именно так, как нужно в данный момент, проявляют подлинный героизм, непоказное величие. “Неторопливый” Багратион как бы дублирует “бездействующего” Кутузова: не вмешивается в естественный ход событий, интуитивно прозревая их смысл, не препятствует действиям подчиненных.

Барклай де Толли - один из самых известных военачальников 1812 года. Но в редких суждениях героев романа Барклай де Толли назван “непопулярным немцем”, “не внушающим доверия”: “стоит за осторожность”, избегает сражений. Слова капитан Тимохина свидетельствуют о непопулярности Барклая де Толли в армии. Тимохин, выражающий народную точку зрения, на вопрос Пьера Безухова, что он думает о Барклае, ответил уклончиво: “Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший (Кутузов) поступил...”. Ему не находится места в народной войне, несмотря на его честность, “немецкую” исполнительность и аккуратность. Барклай, по мнению писателя, слишком рассудочен и прямолинеен, далек от национальных интересов, чтобы эффективно участвовать в таком стихийном событии, как Отечественная война.

При штабе государя на начальном этапе войны состояло множество генералов, которые “находились без военных должностей при армии, но по своему положению имели влияние”. Среди них Армфельд - “злой ненавистник Наполеона и генерал, уверенный в себе, что имело всегда влияние на Александра”, Паулучи, “смелый и решительный в речах”. Один из “кабинетных теоретиков” - генерал Пфуль, пытавшийся “руководить делом войны”, не участвуя ни в одном сражении. Его кипучая деятельность ограничивалась составлением диспозиций и участием в военных советах. В Пфуле, подчеркивает Толстой, “был и Вейротер, и Мак, и Шмидт, и много других немецких теоретиков-генералов”, но “он был типичнее всех их”. Главные отрицательные черты этого генерала - крайняя самоуверенность и прямолинейность. Даже когда Пфулю угрожала немилость, он больше всего страдал от того, что не сможет теперь доказать превосходство своей теории, в которую фанатично верил.

Толстой показал русскую армию на разных иерархически уровнях. Изображению французской армии и французских полководцев уделяется гораздо меньше внимания. Отношение писателя к французским полководцам крайне негативное. Это обусловлено тем, что армия, возглавлявшаяся французскими полководцами, вела несправедливую, захватническую войну, тогда как русская армия и многие русские полководцы участвовали в справедливой народно-освободительной войне.

Подробно изображены два французских полководца - Мюрат и Даву. Они показаны, в частности, через восприятие Балашова, посланца Александра I, который встречается и с тем и с другим. В авторских характеристиках Мюрата господствует иронический тон, его внешний облик и поведение подчеркнуто комичны: “ На вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями, с черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы”. “Неаполитанский король” Мюрат - всадник с “торжественно-театральным лицом”, весь “в браслетах, перьях, ожерельях и золоте” - напоминает мушкетера из приключенческих романов А. Дюма. В изображении Толстого это опереточная фигура, злая пародия на самого Наполеона.

Маршал Даву - полная противоположность легкомысленному и глуповатому Мюрату. Толстой сравнивает Даву с Аракчеевым: “Даву был Аракчеев императора Наполеона - Аракчеев не трус, но столь же исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе как жестокостью”. Это один из людей, противопоставивших “живой” жизни бюрократическую рутину. Наполеоновскому маршалу нравится внушать страх, видеть в людях “сознание подвластности и ничтожества”. Даву - нравственно мертвый человек, но даже он способен испытать простое человеческое чувство, на мгновение “причастившись” человеческому братству. Это произошло, когда взгляд маршала, судившего “поджигателей” Москвы, и Пьера, его подсудимого, встретились: “Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту одну минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья”. Но “порядок, склад обстоятельств” заставляет Даву творить неправедный суд. Вина “французского Аракчеева”, подчеркивает Толстой, огромна, ведь он даже не пытался сопротивляться “складу обстоятельств”, став олицетворением грубой силы и жестокости военного бюрократизма.

Многие полководцы не выдерживают строгого нравственного суда Толстого-историка и художника. Генералы-”чужеземцы” на русской службе - штабные теоретики. Они много суетятся, думая, что от их диспозиций зависит исход сражений, но реальной пользы не приносят, так как ими руководят только эгоистические соображениями. На поле боя их не увидишь, но зато они участвуют во всех военных советах, где отважно “сражаются” в словесных баталиях, как, например, на военном совете накануне Аустерлицкого сражения. Все, о чем многозначительно рассуждают генералы, продиктовано их мелочностью и непомерным самолюбием. Например, возражения Ланжерона, критиковавшего диспозицию самонадеянного и гордого Вейротера, “были основательны”, но их настоящей целью было “как можно язвительнее оскорбить Вейротера в его авторском военном самолюбии”.

Осенью 1805 года под австрийской деревней Шенграбен состоялась битва между отрядом Багратиона и действующей армией Наполеона.

Лев Толстой, описывая Шенграбенское сражение в романе «Война и мир», показывает разнообразие воинских характеров в сложных условиях боя. Кто-то погибает неизвестным героем, а кому-то совесть позволяет использовать войну в личных целях.

Утро перед Шенграбенским сражением

Когда Андрей Болконский въехал на батарею капитана Тушина, он оценил раскинувшеюся перед ним картину, как военный офицер. Вокруг деревни Шенграбен сновали французские отряды. Русский правый фланг располагался на склоне холма. Довольно высокое положение давало некое преимущество перед врагом, там стояла пехота и драгуны.

Батарея Тушина защищала отлогий склон по центру предполагаемой линии огня. Левый фланг русских тоже занимала пехота, не укрепленная пушками. Князь Андрей видел, что вытянувшаяся армия маршала Мюрата, представляет собой более длинную линию. Опыт войны позволял Болконскому предположить, что неприятелю будет легко окружить войска Багратиона.

Князь Андрей оглянулся назад, чтобы проанализировать варианты отступления. Перед ним раскинулся овраг с крутым спуском. Коннице будет сложно отступать, а об артиллерии нечего было и думать. Ему хотелось обдумать вероятный план сражения, но вдруг совсем рядом разорвался первый снаряд.

Героический образ Багратиона

Генерал понимал, что успех отступления всей русской армии зависит от того, сумеет ли его семитысячный отряд остановить на время 20 тысячное войско князя Мюрата. Его смуглое волевое лицо выражало спокойствие и невозмутимость. Князь Болконский пытался прочитать, что кроется за холодным взглядом славного командира.

Болконский докладывал спешно, пытаясь передать свои опасения и тревогу. Багратион слушал сосредоточенно с полузакрытыми глазами, как будто уже все это знал, отвечал протяжно четко, с расстановкой произнося каждое слово. Торопиться, мол, некуда, ребята. Рядом разорвался снаряд. Генерал повел себя так, будто произошло событие, не стоящее внимания, только поправил на боку саблю, подаренную некогда Суворовым.

Багратион под огнем противника объезжал русские позиции, чтобы свои присутствием успокоить и ободрить солдат. Он приказал батальонам, защищавшим батарею, перейти на правый фланг, там уже началось отступление, драгуны не выдерживали натиск французов. Слева в лесу слышалась частая ружейная трескотня.

Генерал понял, что контроль над сражением утерянный, но благодаря своей невозмутимости и спокойствию, ему удавалось сохранять самообладание солдат. Приказания уже не отдавались командованием, приходилось делать вид, что все происходящее вокруг является закономерным следствием продуманных действий.

Наступил решающий момент, офицеры не могли четко оценить ситуацию, сосчитать людей. Внизу активизировались французы, надо было отбить очередную атаку. Багратион лично возглавил солдат и бросился вместе со всеми в атаку с призывным «Ура»!

Трусливый поступок Жеркова

Правый фланг отряда Багратиона благополучно отходил через овраг, прикрываемый шестым егерским полком и батареей Тушина. Левому флангу грозила гибель от превосходящего числом врага. Багратион послал корнета Жеркова с приказом к командиру левого фланга отступать немедленно.

Бравый корнет, ранее отличающийся необузданным характером и хулиганскими выходками, резво погнал лошадь в сторону бойкой стрельбы. Едва отъехав от генерала, Жерков почувствовал непреодолимый страх гибели. Там, куда он направлялся, слышались взрывы снарядов и шквал ружейных выстрелов.

Корнет свернул лошадь в лесную чащу, делал вид, что ищет генерала в тех местах, в которых начальства и не могло быть в тот опасный момент. Поэтому приказ Багратиона об отступлении передан не был, что имело губительные последствия для конницы и пехоты, составляющей левый фланг. Пока генералы ссорились и принимали решение самостоятельно о наступлении и отступлении, французы их атаковали, отступать было поздно.

Потом два раза Жеркова посылали в батарею Тушина, но трусливый корнет ни разу не передал приказ об своевременном отступлении.

Подвиг батареи капитана Тушина

Тушин был маленького роста, худощавым и веселым человеком. В его обращении часто слышалось ласковое слово. Он командовал батареей из четырех орудий, которая составляла центр оборонительной линии русской армии. Когда начальство пыталось спасти ситуацию на правом крыле обороны, о пушках забыли.

Уже солнце двигалось к вечеру, когда услышали взрывы снарядов в Шенграбе, поняли, что солдаты храбро продолжают оборону. Багратион сразу отдал приказ отступать. Болконский поскакал на помощь. Батарею уже никто не защищал, единственный прикрывающий батальон отошел.

Вражеские генералы не поняли, что против них стоит четыре не укрепленные пушки. Так часто летели снаряды в сторону деревни, Шангребен полыхал огнем. Против батареи Тушина французы выстроили десять орудий. Стало жарко, семнадцать человек прислуги орудий погибло. Оставшиеся в живых артиллеристы продолжали воевать весело и оживленно.

Толстой с любовью рассказывает о подвиге солдат капитана Тушина, спасших сотни жизней товарищей.


Среди героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого можно выделить ряд реальных персонажей, которые подчеркивают реальность происходящих событий. Одним из таких героев является Багратион – известный русский военачальник, князь, герой Отечественной войны 1812 года. Представляя внешнюю характеристику героя, Толстой описывает Багратиона «невысоким, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухим, еще не старым человеком». В романе он руководит Шенграбенским сражением, именно Багратион был благословлен Кутузовым на спасение армии. Задачей отряда военачальника была задержка французов для соединения русских войск. Кутузов говорит Багратиону: «Благословляю тебя на великий подвиг». И герой выполняет свой долг. Перед Шенграбенским сражением полководец изображается смертельно уставшим, “с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами”, “неподвижным лицом”, который совершенно равнодушен к происходящему вокруг него.

Однако как только началось сражение, его облик резко изменился: “Не было ни невыспавшихся, тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед очевидно ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность”. Герой не страшится опасности, он становится в один строй с офицерами и рядовыми солдатами. Уже одно присутствие Багратиона на поле боя помогает бойцам. Герой любим и уважаем за свою отвагу и решительность. В момент наступления наиболее решительного этапа сражения Багратион не отдает никаких видимых приказаний, но сам спешивается и идет в бой, являясь предводителем всего войска.

Своим личным примером воодушевляет он солдат под Шенграбеном и ведет их в атаку. Автор желает подчеркнуть талант Багратиона-полководца, всегда знающего, чего он хочет, а также знающего, при помощи каких средств достигнуть цели. При всей кажущейся бездеятельности в сражении под Шенграбеном поведение военачальника является лишь тонким стратегическим ходом: он старается не препятствовать естественному течению событий.

Характер военачальника тверд и решителен, он честен и бескомпромиссен. Еще перед Аустерлицким сражением мы видим Багратиона как принципиального воина, который не хочет участвовать в военном совете, поскольку считает его бессмысленным.

Толстой, побывавший на войне и испытавший на себе ее тяготы, относился к ней как преступлению, которое «противно человеческому разуму и всей человеческой природе». Автор считает, что настоящий героизм скромен и незаметен, он не выставляется напоказ, напротив, истинные герои в романе имеют подчеркнуто неуклюжие черты, отсутствие командного голоса. Они ведут себя как рядовые солдаты. Таким изображается и Багратион. Однако благодаря используемым художественным деталям читателю ясна роль, выполняемая военачальником, чувствуется его героизм и бесстрашие, стремление любой ценой одержать победу. Так, мы видим проявление героизма Багратиона и во время Аустерлицкого сражения, при битве с неприятелем, явно вдвое превосходящим по силе русское войско. Он же, проводя отступление, смог вывести с поля боя всю свою колонну нерасстроенной. Во время обеда в честь Багратиона, по словам автора, «давалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату...". Но, отважный и решительный в бою, герой застенчив и робок в светском обществе. На обеде в его честь полководец чувствует себя стесненно: “Он шел, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене”.

Багратион, по мнению Толстого, является идеалом “народного” полководца. Он умеет влиять на солдат и офицеров. Само его присутствие на военных позициях способствует поднятию их боевого духа. Когда Багратиону приходится действовать, для него исчезает все личное. Давая характеристику этому герою, даже сложно применить такие слова, как сдержанность, храбрость, спокойствие, характеризующие героическое поведение. Багратион – обычный человек, со своими человеческими слабостями, он не храбрится, он не спокоен, не сдержан, но и не напряжен. Он просто естественен, он выполняет свое дело, руководствуясь лишь чувством долга и чести. Багратион не боится глядеть в лицо смерти, у него даже в мыслях нет страха, поэтому и отсутствует всякое колебание в действиях, ведь он делает все, что может, под влиянием течения событий и собственных человеческих чувств.

Среди героев романа Толстого "Война и мир" немалое место занимают штабные офицеры русской армии 1805-1807 гг.

Что связано с понятием штаба армии? Это мозг, сердце, руководящий центр армии! Штабные офицеры должны быть людьми умными, храбрыми, дальновидными, умеющими принимать быстрые и правильные решения, бескорыстно преданными Родине, умеющими вести армию к победе и в то же время сохранить ее силы.

Как образец такого штабного офицера блестяще показан Толстым Андрей Болконский. Его очень высоко ценил полководец Кутузов: "Ваш сын,- писал он отцу Болконского,- надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного".

Но фигура Андрея Болконского не типична для штабных офицеров. Это явление одиночное. Недаром он разочаровывается в своих товарищах по штабу и уже в 1812 году участвует в войне боевым офицером.

Какими же рисует Толстой большинство штабных офицеров? Он описывает их (Несвицкого и Жеркова) в глубоко психологическом плане. Читатель понимает, что за внешней холеностью и знатным происхождением скрывается душа убогих людей, неумных и недалеких. Они думают прежде всего о своей карьере, наградах, о том, как выслужиться перед начальством.

Для подтверждения сказанного обратимся непосредственно к страницам романа. Противопоставляя князя Андрея штабным карьеристам, писатель заставляет читателя задуматься, в чьи руки была вверена судьба армии. Впечатляюще описана сцена встречи штабных офицеров с австрийским генералом Маком, потерпевшим поражение под Ульмом. Для Болконского ясно, что теперь "половина компании проиграна". А как отнеслись к этому несчастью Несвицкий и Жерков? Они не нашли ничего лучшего, как только глупо посмеяться над поражением своих же союзников. м здесь

Толстой вкладывает свои мысли, полные достоинства и гнева, в уста князя Андрея: " Да ты пойми, что мы - или офицеры, которые служим царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Сорок тысяч человек погибло, и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить".

Но, может быть, более выгодно показывают себя Несвицкий и Жерков в боевой обстановке? Обратимся к сцене у моста через реку Энс. Чтобы отрезать неприятеля от русских войск, надо было взорвать мост. Эту операцию необходимо было осуществить как можно быстрее, чтобы избежать больших потерь. Князь Багратион поручил Несвицкому передать распоряжение взорвать мост, но тот по своему легкомыслию не сумел толково передать, кто должен это сделать. Было потеряно много времени. В результате грозила гибель целому эскадрону. Малейшее промедление- и французы форсируют реку. м вот эскадрон Денисова, рискуя жизнью, проводит опасную операцию взрыва. "Зажгут или не зажгут мост? Кто прежде? Они добегут и зажгут мост, или французы подъедут на картечный выстрел и перебьют их? Этот вопрос с замиранием сердца невольно задавал себе каждый из большого количества войск, которые стояли над мостом..." А что думают и как ведут себя люди, по вине которых рискует целый эскадрон храбрецов? "Ох! достанется гусарам! - говорил Несвицкий. - Не дальше картечного выстрела теперь".

Напрасно он так много людей повел,- сказал свитский офицер. м в самом деле,- сказал Несвицкий.- Тут бы двух молодцев послать, все равно бы.

Ах, ваше сиятельство,- вмешался Жерков, не спуская глаз с гусар, но все своею наивного манерой, из-за которой нельзя было догадаться, серьезно ли, что он говорит, или нет. Ах,... как вы судите! Двух человек послать, а нам-то кто же Владимира с бантом даст? А так-то хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить.

Кто перед нами? Карьеристы чистейшей воды!

Если князь Андрей даже в пылу проявляет благородство по отношению к женщине и спасает ее, то ни Жеркова, ни Несвицкого вовсе не интересует такая "мелочь", как человеческая жизнь.

Не забывает своих героев Толстой и перед Шенграбенским сражением. Если Болконский просит позволения Кутузова остаться в отряде Багратиона, чтобы участвовать в самом горячем бою, то Несвицкий готовится к отступлению в тыл. м, сияя от удовольствия, сообщает, что "так перевьючил себе все,... что нужно... на двух лошадей, что хоть через Богемские горы удирать".

От художественного приема противопоставления героев писатель не отказывается до конца. Какими разными мы видим князя Андрея и Жеркова в бою под Шенграбеном! "Багратион послал Жеркова к генералу левого фланга с приказанием немедленно отступать. Жерков бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания". А Болконский? "Через минуту приехал адъютант с тем же приказанием. Это был князь Андрей... Одно ядро за другим пролетало над ним, в то время как он подъезжал, и он почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. "Я не могу бояться",- подумал он и медленно слез с лошади между орудиями... Он решил, что при себе снимет орудия с позиции о отведет их".

До батареи Тушина Жерков струсил доехать, а на офицерском ужине он смело и беззастенчиво смеялся над удивительным героем, но смешным и робким человеком - капитаном Тушиным. Не зная, как мужественно действовала батарея, Багратион ругал капитана за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашел в себе смелости сказать, что батарея Тушина была без прикрытия. м только князь Андрей возмутился этими беспорядками в русской армии и неумением ценить истинных героев. Обращаясь к Багратиону, он сказал: "Ваше сиятельство... Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого". м продолжал: "м ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать мое мнение, то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой".

Толстой отмечает, что такие умнейшие полководцы, как Кутузов и Багратион, отлично знали цену штабным офицерам. Багратион считал их "франтиками, посылаемыми для получения крестика". Кутузов сразу выделяет среди этих "франтиков" князя Андрея Болконского. Почему же ни Кутузов, ни Багратион не хотят изменить состав штаба? Это, очевидно, уже не в их воле. Очень часто люди выдвигались не по уму и заслугам, а по протекции влиятельных лиц.

В том-то и значение великого русского писателя, что он сумел показать, кто истинный герой, а кто карьерист, наблюдающий за боем издалека. Всю жизнь Толстой боролся за то, чтобы в армии были гуманные порядки, чтобы ценили простых солдат и офицеров.