Составить режим дня для второй смены. Обязателен ли завтрак

Родительское собрание 1
Тема: Режим дня младшего школьника, занимающегося во вторую смену
Цель: показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и
выполнения режима дня школьника; убедить родителей в необходимости
формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
Форма проведения: семинар – практикум.
Вопросы для обсуждения: здоровье ребенка и школьные нагрузки;
особенности рационально организованного режима дня; приемы сохранения
психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.
Подготовительная работа: анкетирование, подбор статистических
материалов, подготовка комплекса упражнений, памятки для родителей.
Результаты анкетирования используются в ходе собрания.
Приглашение
Уважаемые _________________________________!
Родительский комитет, классный руководитель приглашают Вас на
родительское собрание по теме «Режим дня младшего школьника, обучающегося
во вторую смену».
Собрание состоится_____________________
Классный руководитель________/_______________/
Председатель родительского комитета__________/____________/
Анкета для учащихся
1. В котором часу ты встаёшь утром?
2. Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?
3. Ты встаёшь охотно или с трудом?
4. Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
5. Делаешь ли ты зарядку по утрам?
6. Ты делаешь её один или вместе с родителями?
7. Как долго ты делаешь уроки?
8. В какое время ты делаешь уроки?
9. Ты выполняешь их сам или тебе помогают родители?
10. Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?
11. В котором часу ты идёшь спать?
Анкета для родителей
1.Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности
вашего ребенка выполнение им режима дня?
2.Ваш ребенок встает сам лил вы его будите?
3.Он встает охотно или с трудом?
4.Как вы на это реагируете?
5.Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?

6.Делает ли ваш ребенок зарядку?
7.Являетесь ли вы для него в этом примером?
8.Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором, особенно в
вечернее время?
9.Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
10.Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?
11.Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?
12.Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя
здоровым и бодрым?
Ход собрания
Вступительное слово:
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека,
залог его благополучия и долголетия. Основы здоровья закладываются с
детства и факторами, влияющими на здоровье человека являются: 1.
Четкий и правильный распорядок дня; 2. Высокая двигательная
активность и достаточная физическая нагрузка.
Всем нам – и родителям, и педагогам – хочется видеть не только
умное, воспитанное, но и здоровое будущее поколение. Как известно,
все закладывается в детстве, особенно в дошкольном и младшем
школьном возрасте. Человек – совершенство природы. Но для того,
чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой,
очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не все, но без здоровья ничто»,
­ говорил мудрый Сократ. А здоровье детей – забота всех.
Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к
ухудшению. И речь идет не только о физическом здоровье, но и
психическом. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей
среды, предельно­низкий социально­экономический уровень жизни
населения страны привели к снижению защитно­приспособительных
возможностей организма. По мнению специалистов, состояние здоровья
населения в той или иной стране на 15% зависит от генетических
факторов, на 55% ­ от социальных условий и образа жизни, на 15% ­ от
степени загрязнения окружающей среды, т.е. среды обитания, и на 15% ­
от состояния и уровня здравоохранения в стране.
Новые требования школьной жизни, подчас превосходящие
возможности ребенка, изменяют состояние его эмоциональной сферы.
Результаты исследования влияния современной учебной нагрузки на
состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным

программам (традиционной, развивающей) показали, что во всех случаях
школа предъявляет к детям чрезмерную учебную нагрузку. Это ведет к
снижению умственной работоспособности и утомлению к концу
рабочего дня.
По данным исследований низкий уровень работоспособности
обнаруживается примерно у 20% младших школьников, поэтому они
попадают в разряд неуспевающих.
Таким образом, чтобы все эти факторы не ухудшали физическое
здоровье и эмоциональное состояние ребенка, необходимо правильно
организовать учебную деятельность, смену умственного труда
умеренной физической нагрузкой, включение двигательной зарядки.
Особое значение в этом имеет режим дня.
Родители школьников, обучающихся во вторую смену, негативно
относятся к новому распорядку дня, так как он по их словам доставляет
массу неудобств. Также родители жалуются на то, что дети устают, а о
кружках им и вовсе приходится забыть. Специалисты утверждают, что и
во вторую смену ребенок может успешно учиться, успевать отдыхать и
помогать по дому. Все что необходимо для этого сделать – это
правильно организовать режим ребенка.
Режим дня школьника второй смены.
Среди приоритетов при составлении расписания ребенка,
обучающегося во вторую смену можно отметить:
­ здоровое питание,
­ полноценный отдых и сон,
­ учебу в школе и дома,
­ нахождение на свежем воздухе.
Просыпаться следует в 7:00. Утренний туалет, зарядка (желательно
совместно с родителями), уборка постели и завтрак.
В 8:00 школьник должен приступить к выполнению домашнего
задания. (время должно быть зафиксировано и постоянно. Выполнение
уроков в одно и тоже время позволит ребенку быстро войти в рабочее
состояние и способствует лучшему приготовлению домашнего задания).
Время не подготовку д/з в начальных классах отводится от 1,5 до 2
часов. Во время учебы во вторую смену не рекомендуется выполнять д/з
после школы, так как организм ребенка к этому моменту уже
перегружен, и он не может хорошо усваивать информацию.

С 10:00 до 11:00 у детей появляется свободное время, которое они
могут потратить на выполнение домашних дел или хобби, а также
использовать его для прогулок на свежем воздухе.
Обед у ребенка должно быть в одно и тоже время с12:00 до 12:30.
Пообедав ребенок отправляется в школу.
С 13:30 до 18:00 – занятия в школе. В течение часа у учеников
второй смены есть возможность погулять. В 20:00 ребенок должен
ужинать. Следующие 2 часа он занимается своими увлечениями, готовит
одежду и обувь на следующий день и совершает гигиенические
процедуры.
В 21:00 ребенок отправляется спать.
Неоценимое значение для здоровья,
высокой
работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет в 9
– 12 лет – 9­10 часов, в 13 – 14 – 9­9,5 часов, в 15 – 16 – 8,5­9 часов.
бодрости,
Израильские ученые доказали, что недосып ночью даже на 1 час
плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее
устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.
Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать:
яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в
комнате, где спит ребенок должен быть свежим. Сон важно оберегать до
того как ребенок заснул. Понятно, что ребенка не поместить под колпак,
не оградить его от всего, однако разумное ограничение впечатлений
необходимо. Иначе это отразится на сне – будет затягиваться его
наступление, он станет неглубоким.
«Но как быть, спросите вы, если нам самим хочется смотреть
телепередачу, а отправить сына спать сил нет? Он обижается, да и
жалко его: сами смотрим, а ему не даем». Нет ничего страшного, если
телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок будет спать за закрытой
дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так,
чтобы это воспринималось спокойно и просто, есть еще один выход из
положения: не смотреть передачи самим. Это наименьшее зло.
При подготовке к собранию мною была проведена анкета среди
учащихся. В ней было 11 вопросов. Проанализировав полученные
ответы, можно сделать следующие выводы.
1. Просыпаются наши дети в 7, 8 9 , 10 и даже в 11 часов дня. 16
из них встают самостоятельно и охотно. 9 человек встают с
трудом. Зарядку делают по утрам 12 учащихся, 9 – не делают

вовсе, 3 – иногда и в основном одни. Это первые 6 вопросов
анкеты.
2. Следующие 5 вопросов касались школьной жизни. На вопрос
«Как долго ты делаешь уроки?» Дети ответили следующее: 1
час – 8 человек, 2 часа – 9 человек, 3­4 часа – 3 человека. Но
мне хочется остановиться на тех детях, которые выполняют д/з
до 1 часа. Оказывается на выполнение д/з эти дети могут
выполнить за 6 минут, 15 минут, 25 минут. Каков же результат
в обучении?
3. На вопрос «В какое время ты выполняешь уроки?» дети
ответили в основном после школы, т.е. после 7 часов вечера,
когда работоспособность ребенка падает, организм его
перегружен и не способен должным образом воспринимать
информацию.
продолжительность
выполнения уроков (3­4 часа).
Отсюда нервозность,
4. При выполнении д/з лишь 6 учащихся выполняют его
самостоятельно, остальные при помощи родителей. А как
помогают у нас родители? Некоторые просто решают за
ребенка, а он переписывает. В результате в классе ребенок не
может выполнить задание даже по образцу. Потому что нет
рядом мамы или папы. Перед сном гуляют 10 человек, не
гуляют совсем – 14. Ну и последний вопрос «В котором часу
ты идешь спать?» дети ответили следующим образом: в 9 часов
вечера – 11 человек, в 10 часов – 5 человек, в 11 часов – 4
человека, в 12 – 1, после 12 часов ночи – 2. Делайте выводы
товарищи родители.
Я хочу сказать вам, что здоровье, учение наших детей во многом
зависит, конечно от нас с вами. Иногда нужно сказать, что это нельзя
смотреть – лучше пораньше лечь спать и отдохнуть. Ведь многие дети
просто не высыпаются. А отсюда и плохая работоспособность и
утомляемость, нежелание учиться и помогать дома. И все это результат
неправильного режима дня. Вы можете возразить мне. Мы работаем и
утром выполнять уроки нам некогда. Но и при таком режиме можно
найти выход.
Нарушения в установленном распорядке дня
нежелательны, так как это может привести к расстройству
выработанного режима в деятельности организма ребенка.

В заключение хочу предложить вам некоторые родительские
«НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня.
Нельзя:
1. Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу,
объясняя это себе и другим большой любовью к нему;
2. Кормить перед школой и после нее сухой пищей, объясняя это
себе и другим, что ребенку такая еда нравится;
3. Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов
в школе, если он не готов;
4. Сразу после школы выполнять домашнее задание;
5. Лишать детей игр на свежем воздухе из­за плохих отметок в
школе;
6. Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних
заданий в частности;
7. Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
8. Ждать маму и папу, чтобы выполнять уроки;
9. Сидеть у телевизора и за компьютером более 45 минут в день;
10.
Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в
шумные игры;
11.
12.
Ругать ребенка перед сном;
Разговаривать с ребенком о его школьных делах зло и
назидательно;
13.
Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
У каждого человека свое мнение. Каждый живет своей жизнью – это
его право. Но есть много общих закономерностей. Деятельность
человека обусловлена биологическими и социальными условиями. И
специально продуманный ритм своего дня, занятие физкультурой
помогут человеку избежать многих проблем, выйти из трудных
ситуаций.
Режим дня школьника, занимающегося во вторую смену.
7.00
7.30
8.20
10.00
12.30
13.00
13.30­18.00
Пробуждение, гимнастика, утренний туалет
Завтрак
Приготовление уроков
Свободные занятия, пребывание на воздухе
Обед
Дорога в школу
Занятия в школе, полдник

18.00
19.00
20.30
21.00
Дорога из школы
Ужин
Подготовка ко сну
Сон
Памятки для родителей
Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних
заданий
­ оздоровительная минутка проводится через каждые 15­20 минут выполнения
домашнего задания;
­ продолжительность такой минутки не более 3 минут;
­ если ребенок выполнял письменные задания, необходимо выполнить
упражнения для расслабления мышц рук, кистей, шеи;
­ после длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания,
приседания, повороты туловища в разные стороны;
­ если ваш ребенок мало активен, то необходимо выполнять упражнения
вместе с ним;
­ позаботьтесь, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь;
Упражнения по предупреждению зрительного утомления во время
выполнения домашнего задания
­ исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий
вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 5­6 раз.
­ исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки,
крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
­ исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо,
посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть
левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4­5 раз.
­ исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2­3 секунды,
поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15­20 см от
глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3­5 секунд, затем
опустить руку. Повторить 4 раза.
­ исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев,
поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, не поднимая головы,
руки отпустить (выдох). Повторить 5­6 раз.
­ «рисование картины». Найти в комнате какой­либо предмет и «нарисовать»
его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и
внешней стороны.

Переходя из садика в школу, у ребенка резко меняется распорядок дня и появляется дополнительная умственная нагрузка. Чтобы этот переход произошёл легко для ребенка, нужно четко распланировать часы учебы и отдыха. Весь день младшего школьника должен быть расписан буквально по часам и минутам, с обязательными перерывами на прогулку и свободную деятельность в виде игр. Так малышу будет легче втянуться в учебный процесс и адаптироваться к новым условиям.

Чтобы успеваемость ребенка в школе была максимальной, ему нужно обеспечить полноценный отдых и сон. У ребенка младших классов он должен составлять не менее 11 часов в сутки. Это полезно для поддержания иммунитета ребенка, поэтому ему рекомендуется дневной сон после школьных занятий.

Утренние сборы

Ребенку легче было привыкнуть к новому распорядку дня, если все действия будут четко запланированы по времени, и родители изо дня в день будут придерживаться примерно одинакового распорядка дня. Нагрузки в школе очень сильно влияют на нервную систему младшего школьника. Чтобы не перегружать ее еще больше и не затевать лишние споры дома, старайтесь создать сборы в школу максимально удобными и комфортными для сына или дочки.

  • Готовьте школьную форму с вечера и вешайте ее всегда на одно и то же место.
  • Сбор необходимых книжек и тетрадок для занятий тоже должен осуществляться с вечера.
  • Обязательно проводите утреннюю зарядку с ребенком, это поможет ему быстрей проснуться и зарядиться силами и энергией на весь день.
  • Завтракайте правильно. Потому что это самый важный прием пищи для младшего школьника, и он должен быть очень питательным и что немало важно, полезным. Например, каша с фруктами, сырники с творогом или бутерброд с твердым сыром станут залогом успешного дня в школе.

Отдых и свободное время

Каждый учебный день школьника обязательно должен содержать в себе время для отдыха, от 1 до 1,5 часов. Этот период лучше провести в спокойной обстановке. Если ребенок соглашается на дневной сон, то это идеальный вариант. Потому что отдыхать должен весь организм. В случае если дочка или сын считают себя уже достаточно взрослыми и не желают спать днем, то все равно лучше обеспечить спокойное времяпрепровождение без гаджетов, книжек и телевизора. Чтобы успели отдохнуть глаза и нервная система юного школьника.

Так же для младших школьников очень важно проводить свободное время на свежем воздухе. Причем полезны как активные спортивные игры, так и спокойные прогулки по парку. В этот момент головной мозг насыщается кислородом и юный ученик вновь готов к решению сложных задач и умственным нагрузкам.

Выполнение уроков

Переходя на новый режим дня, ребенку первое время тяжело перестроиться и привыкнуть к четкому выполнению домашних заданий каждый день. Отличной идеей станет расписание, нарисованное своими руками или специальная готовая таблица, заполненная от руки. Повесить ее нужно на видное место, чтобы ваш ребенок легко сам смог по ней сориентироваться. Так же немало важную роль играет домашнее рабочее место юного ученика. Ведь стола и стул должны быть удобными для школьника и соответствовать его росту. Только в таком случае, ему будет комфортно выполнять уроки, и он не будет уставать.

Подготовка домашних заданий, как правило, занимает у школьников начальных классов от 1 до 3 часов в день. За этот промежуток времени они должны успеть выполнить математические задачи, письменные задания по русскому языку и выучить устные предметы. Но только прежде чем приступать к ним, детям нужно как следует отдохнуть от занятий в школе. На это отводиться как минимум 2,5 часа.

Для наглядности обычного распорядка дня школьника младших классов, представим таблицу:

Для учеников 1 смены

Подъем 7.00
Умываемся и делаем зарядку 7-7.30
Завтрак 7.30-7.50
Дорога в школу 7.50-8.20
Уроки в школе 8.30-12.30
Дорога домой 12.30-13.00
Обед 13-13.30
Дневной сон или отдых 13.30-15.00
Прогулка на свежем воздухе 15.00-16.00
Полдник 16.00-16.15
Выполнение домашних заданий 16.15-18.30
Ужин 18.30-19.00
Свободное время (игры, чтение, секции) 19.00- 20.30
Подготовка к завтрашнему учебному дню и ко сну 20.30-21.00
Сон с 21.00

Для учеников 2 смены

Подъем 7.00
Зарядка, гигиенические процедуры 7.00-7.20
Завтрак 7.20-7.35
Выполнение домашних заданий 8.00-10.00
Свободное время (игры или прогулка) 10.00-11.00
Второй завтрак 11.00-11.30
Подготовка к школе 11.30-12.00
Обед 12.00-12.30
Дорога в школу 12.30 -13.00
Занятия в школе 13.00-18.00
Дорога домой 18.00-18.30
Ужин 18.30-19.00
Занятия по интересам (секция, чтение или подготовка домашних заданий на завтра) 19.30-20.00
Прогулка или спокойные игры 20.00-21.00
Подготовка ко сну 21.00-21.15
Сон с 21.15

Вторая смена: привыкаем к новому распорядку

Для некоторых родителей и их детей обучение в школе во вторую смену становится настоящим испытанием. Так как по всем правилам правильного распорядка дня, домашние задания в таком случае должны выполняться с утра. Но как показывает практика, именно в это время юным ученикам хочется подольше поспать, особенно если родители уже ушли на работу и никто не контролирует выполнение уроков.

В таком случае тоже нужно придерживаться режима смены труда и отдыха, чтобы придя со школы, ребенок успевал отвлечься от занятий. Но все-таки в вечернее время тоже придется немного поработать над домашним заданием и выполнить хотя бы ее часть. А какую именно решают родители. Потому что работающим мамам и папам удобнее всего решить с вечера более сложные примеры, а на утро оставить самые легкие, с которыми ребенок справится самостоятельно. А для тех кто, например, работает по свободному графику и находится дома в первой половине дня, проще учить все уроки с детьми именно в это время.

Научив школьника управлять своим временем, и грамотно относиться к своему распорядку дня, вы прививаете своему ребенку чувство ответственности и пунктуальности, что очень пригодиться ему в будущем.

Тайм-менеджемент – наше все, когда речь идет о школе. Ведь успеть надо немало: сделать уроки, погулять, отдохнуть. Плюс домашние дела, драмкружок, кружок по фото и вселенское зло в виде компьютера и телевизора. В общем, чем лучше составлен режим дня, тем меньше риск переутомления у ученика. Начинать планирование лучше с самых первых дней: привыкнуть сразу – проще, чем потом перестраиваться. Конечно, многое зависит от смены, в которую учится ребенок.

Первая смена

Основные проблемы: подъем в семь утра, иллюзия большого количества свободного времени. Классика жанра, ее хвалят и врачи, и учителя. Разве что сами дети недовольны: вставать рано, ложиться – тоже. С последним чаще всего возникают проблемы. Кто из родителей не отлавливал чадо, прячущее под одеялом в лучшем случае – книжку с фонариком, а то и вообще гаджет?

Так что правильный день начинается с вечера – хорошо бы, чтоб ребенок лег в кровать вовремя. Во сколько именно?

Специалисты рекомендуют десятичасовой сон для младших и средних школьников, и минимум восемь с половиной – для старших. Будет меньше – накопится усталость, ухудшатся оценки и общее состояние. А еще,увы, нехватка сна в течение недели не компенсируется сном до обеда в выходные. Так что придется постараться с мотивацией и запастись терпением. И – ограничить активные игры, веселые фильмы и компьютер. Как это сделать в реальности, специалисты умалчивают.

Итак, ребенок уложен. Дело за малым – разбудить его утром. Ухищрений для этого множество, от чашки какао возле кровати до специальных программ на телефоне, которые определяют оптимальный момент для пробуждения. И ни одно толком не работает. Особенно, когда за окном темно и холодно.

И тут важно набраться терпения и разбудить чадо заранее, чтобы на сборы и завтрак было достаточно времени. Ничто так не нервирует и не портит утро, как спешка и проглоченный наспех бутерброд всухомятку. Если есть силы и задор, можно мотивировать школьника вкусным завтраком и красиво накрытым столом.

Следующий этап квеста – приход из школы, обед и, в идеале – как минимум часовой отдых. Особенно хорошо, если не за телевизором-компьютером. Уроки пока делать не рекомендуется. А вот в три-четыре часа – самое то. Помогите ребенку выработать оптимальный алгоритм. Одним детям лучше начинать со сложных заданий, а легкое оставлять на потом. Другие, напротив, долго раскачиваются – им нужна разминка, настрой на успех: в этом случае первыми хорошо пойдут легкие и любимые предметы. Каждые 20–30 минут можно делать пятиминутный перерыв, а при необходимости – подкреплять силы фруктом или кусочком шоколада.

Родительское собрание

Тема: Режим дня школьника, занимающегося во вторую смену.

Цели: показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня; воспитание здорового образа жизни.

«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы»
Демокрит

Ход собрания I. ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Основы здоровья закладываются в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека.

Поэтому факторами влияющими на здоровье человека являются:

1. первый фактор – четкий и правильный распорядок дня;

2. второй фактор – высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка.

II. ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ШКОЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ

Всем вам родителям и нам педагогам хочется видеть не только умное, воспитанное, но и здоровое будущее поколение. Как известно, все закладывается в детстве, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека».

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья ничто», - говорил мудрый Сократ.

Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром.

Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. По мнению специалистов, состояние здоровья населения в той или иной стране на 15-20% зависит от генетических факторов, на 50-55% – от социальных условий и образа жизни, на 20-25% – от степени загрязнения окружающей среды, то есть среды обитания, и на 10-15% – от состояния и уровня здравоохранения в стране.

Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему.

Новые требования школьной жизни, подчас превосходящие возможности ребенка, изменяют состояние его эмоциональной сферы. Результаты исследования влияния современной учебной нагрузки на состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам (традиционной, развивающей) показали, что во всех случаях школа предъявляет к детям чрезмерную учебную нагрузку. Это ведет к снижению умственной работоспособности и утомлению к концу рабочего дня при всех сравниваемых видах обучения.

По данным исследований низкий уровень работоспособности обнаруживается примерно у 20% младших школьников, поэтому они попадают в разряд неуспевающих. Это вызывает состояние ущербности, чреватое неврологическим явлениям.

Таким образом, чтобы все эти факторы не ухудшили физическое и эмоциональное состояние ребенка, необходимо правильно организовать учебную деятельность, смену умственного труда умеренной физической нагрузкой, включение двигательной разрядки.

Особое значение имеет режим дня.

Родители школьников, обучающихся во вторую смену, негативно относятся к новому распорядку дня, так как он, по их словам, доставляет массу неудобств. Также родители жалуются на то, что дети устают, а о кружках им и вовсе на этот период приходится забыть. Специалисты, между тем, отмечают, что и во вторую смену ребенок может успешно учиться, успевать отдыхать и помогать по дому. Все что необходимо для этого сделать – правильно организовать режим дня ребенка.

III. РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА Режим дня для школьника второй смены

Среди приоритетов при составлении расписания ребенка, обучающегося во вторую смену, можно отметить:

· здоровое питание;

· полноценный отдых и сон;

· учебу в школе и дома;

· нахождение на свежем воздухе.

Начинать утро школьника лучшего всего с зарядки. Она даст возможность проснуться и взбодриться. Просыпаться ребенку следует в 7:00.

После зарядки идут гигиенические процедуры, уборка комнаты и завтрак.

В районе 8:00 школьник должен приступать к выполнению домашнего задания.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

Следует учитывать, что на подготовку уроков детьми младших классов уходит порядка 1,5-2-х часов.

С 10:00 до 11:00 у детей появляется свободное время, которое они могут потратить на выполнение домашних дел или хобби, а также использовать его для прогулок на свежем воздухе.

Обед у ребенка ежедневно должен быть в одно и то же время – в районе 12:30. Пообедав, ребенок отправляется в школу.

С 13:30. - до 18 часов - -занятия в школе, по их окончании ребенок отправляется домой.

В течение часа у учеников второй смены имеется возможность погулять, в начальной школе этого времени немного больше. В 20:00 ребенок должен поужинать. Следующие два часа он занимается своими увлечениями, готовит одежду и обувь на следующий день и совершает гигиенические процедуры. В 21:00 - 22:00 ребенок отправляется спать.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет: в 10-12 лет – 9-10 часов , в 13-14 лет – 9-9,5 часов, в 15-16 лет – 8,5-9 часов.

Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.

Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим.

Сон важно оберегать, если так можно выразиться, до того, как ребенок заснул. Конечно, он не малыш, которому на ночь нельзя рассказывать страшные сказки, и все-таки надо избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно: подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поместить под стеклянный колпак, не оградить от всего, однако разумное ограничение вечерних впечатлений необходимо. Иначе это отразится на сне – будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким.

«Но как быть, – спрашивают родители, – если нам самим хочется смотреть телепередачу, а отправить сына спать сил нет? Он обижается, да и жалко его: сами смотрим, а ему не даем». Думается, чувство вины, которое испытывают родители, напрасное. Нет ничего страшного, если телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок будет спать за закрытой дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так, чтобы это воспринималось им спокойно и просто, есть еще один выход из положения: не смотреть передачи самим. Это наименьшее зло.

Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.

IV. РОДИТЕЛЬСКИЕ «НЕЛЬЗЯ» ПРИ СОБЛЮДЕНИИ РЕЖИМА ДНЯ

Нельзя:

· будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;

· кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;

· требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

· сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

· лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

· заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;

· кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

· заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

· не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

· ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

· сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;

· смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

· ругать ребенка перед сном;

· не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

· разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;

· не прощать ошибки и неудачи ребенка.

V . ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У каждого человека свое мнение. Каждый живет своей жизнью – это его право. Каждый человек имеет свои особенности, но есть много общих закономерностей. Деятельность человека обусловлена биологическими и социальными условиями. И специально продуманный ритм своего дня, занятие физическими упражнениями помогут человеку избежать многих проблем, выйти из трудных ситуаций.

Приложение

Примерный режим дня школьника, занимающегося во вторую смену

Пробуждение, гимнастика, закаливающие процедуры

Приготовление уроков

Свободные занятия (чтение, музыка); пребывание на воздухе

Дорога в школу

Занятия в школе, полдник

Дорога из школы домой

Свободное время, занятия по интересам

Подготовка ко сну

«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы».
Т. Карлейль

Организация режима дня школьника, обучающегося во вторую смену.

В этом году дети пошли учиться во второй класс. Семилетним - восьмилетним гражданам очень трудно включаться в особый, напряженный ритм школьной жизни после летних каникул. Меняется весь уклад жизни ребенка, появляются новые обязанности, заботы. И ко всему этому нужно приспосабливаться, привыкать. Чтобы усидеть, например, все 45 минут урока, нужна особая тренированность, про которую за продолжительный срок отдыха дети забыли. Ограничение в движении дети переносят наиболее тяжело. На протяжении всего урока требуется от ученика и внимание, а способность концентрировать его еще недостаточна. И писать, рисовать на первых порах тоже нелегко, потому что мелкие мышцы кисти, участвующие в этих процессах, еще не полностью развиты.

К этим трудностям, объясняющимся особенностями физического развития, в последние годы прибавились и другие, связанные с восприятием новой, более сложной программы.

Чтобы организм ребенка справился с предъявляемой нагрузкой, чтобы обучение шло успешно и не в ущерб здоровью, необходимо рационально организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок его дня. Другими словами, строго выполнять режим дня.

Если спросить у Вашего ребенка: «Какой у тебя режим дня?», многие ответят: «У меня его нет». Некоторые ответят, что каждый час дня у него распланирован и листок с режимом дня висит над его рабочим столом или над его кроватью. А между тем режим дня имеет каждый ребенок, только у одних он правильный, у других – нет.

Правильно организованный режим дня - одна из основных составляющих здорового образа жизни. Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления. Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний.

Распорядок дня Вашего ребенка строится так, как это удобно и лучше для Вашего ребенка. Важно, чтобы за свой день ребенок успел все, что надо сделать: и не спеша позавтракать, вовремя прийти в школу, и погулять, и сделать уроки, и, конечно, хорошо выспаться, так как недосыпание приводит к быстрому переутомлению, при котором невозможно успешное обучение.

Родители школьников, обучающихся во вторую смену, негативно относятся к новому распорядку дня, так как он, по их словам, доставляет массу неудобств. Также родители жалуются на то, что дети устают, а о кружках им и вовсе на этот период приходится забыть. Специалисты, между тем, отмечают, что и во вторую смену ребенок может успешно учиться, успевать отдыхать и помогать по дому. Все что необходимо для этого сделать – правильно организовать режим дня ребенка.

Среди приоритетов при составлении расписания ребенка, обучающегося во вторую смену, можно отметить:

здоровое питание;

полноценный отдых и сон;

учебу в школе и дома;

физические нагрузки;

нахождение на свежем воздухе.

Начинать утро школьника лучшего всего с зарядки. Она даст возможность проснуться и взбодриться. Просыпаться ребенку следует в 7:00.

После зарядки идут гигиенические процедуры, уборка комнаты и завтрак.

В 8:00 школьник должен приступать к выполнению домашнего задания . Пожалуй, большие затруднения в составлении и выполнении режима дня испытывают учащиеся второй смены. Обычно это связано с тем, что они поздно засиживаются вечером, так как утром не нужно идти в школу, и, чтобы выспаться, встают, естественно, тоже поздно. Родители в это время на работе, а для ребенка начинается ленивый, неорганизованный день. А время летит быстро и, едва выучив уроки, приходится бежать в школу, чтобы не опаздывать на занятия. Сходить погулять, сделать что-то по дому не остается времени.

Некоторые школьники, чтобы освободить себе полдня для отдыха, стараются учить уроки вечером. Они поступают совершенно неправильно. Их учебная нагрузка распределена неверно: занятия в школе во вторую смену и подготовка уроков вечером – слишком большое напряжение для организма. А кроме того этот период самый низкой умственной работоспособности. Поэтому садиться за выполнение домашнего задания школьникам второй смены, конечно, надо с утра.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано . Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

Следует учитывать, что на подготовку уроков детьми младших классов уходит порядка 1,5-2-х часов.

С 10:00 до 11:00 у детей появляется свободное время , которое они могут потратить на выполнение домашних дел или хобби, а также использовать его для прогулок на свежем воздухе.

Обед у ребенка ежедневно должен быть в одно и то же время. Пообедав, ребенок отправляется в школу.

С 13:40 - до 18.15 часов - занятия в школе, по их окончании ребенок отправляется домой.

В течение часа у учеников второй смены имеется возможность погулять, в начальной школе этого времени немного больше. В 20:00 ребенок должен поужинать. Следующие два часа он занимается своими увлечениями, готовит одежду и обувь на следующий день и совершает гигиенические процедуры.

В 21:00 ребенок отправляется спать.

Рано засыпать и рано просыпаться в одно и то же время – эта лучшая привычка, которую родители могут привить ребенку. Она дает возможность полноценно высыпаться, всегда легко просыпаться и быть активным и бодрым в течение дня. Детям младшего школьного возраста недостаточно 8 часов на сон, они должны спать 10 часов.

Привычка соблюдения режима дня не складывается сама собой, она требует наличия волевых усилий самого человека, а в раннем периоде его развития - волевых усилий родителей и других близких людей.

Довольно скоро новые полезные привычки Вашего ребенка заменят старые, и он почувствует, что ему стало легче учиться.