Сообщение про африку история. Тенденции развития древнейшей и древней истории. История Азии и Африки в средние века


Древнейшие археологические находки, свидетельствующие об обработке зерна в Африке, датированы тринадцатым тысячелетием до н. э. Скотоводство в Сахаре началось ок. 7500 до н. э., а организованное сельское хозяйство в районе Нила появилось в 6 тысячелетии до н. э.
В Сахаре, бывшей тогда плодородной территорией, обитали группы охотников-рыболовов, о чём говорят археологические находки. По всей Сахаре обнаружено множество петроглифов и наскальных росписей, датируемых от 6000 до н. э. до VII века н. э. Наиболее знаменитым памятником первобытного искусства Северной Африки является плато Тассилин-Аджер.

Древняя Африка

В 6-5-м тысячелетиях до н. э. в долине Нила складывается земледельческие культуры (Тасийская культура, Файюм, Меримде), на основе цивилизация христианской Эфиопии (XII-XVI век). Эти очаги цивилизации были окружены скотоводческими племенами ливийцев, а также предками современных кушито- и нилотоязычных народов.
На территории современной пустыни Сахары (бывшей тогда благоприятной для обитания саванной) к 4-му тысячелетию до н. э. складывается скотоводческо-земледельческое хозяйство. С середины 3-го тысячелетия до н. э., когда начинается высыхание Сахары, население Сахары отступает к югу, оттесняя местное население Тропической Африки. К середине 2-го тысячелетия до н. э. в Сахаре распространяется лошадь. На основе коневодства (с первых веков н. э. - также верблюдоводства) и оазисного земледелия в Сахаре складывается городская цивилизация (города Телги, Дебрис, Гарама), возникает ливийское письмо. На средиземноморском побережье Африки в XII-II веках до н. э. процветала финикийско-карфагенская цивилизация.
В Африке южнее Сахары в 1-м тысячелетии до н. э. повсеместно распространяется металлургия железа. Здесь не сложилось культуры бронзового века, и произошёл непосредственный переход от неолита к железному веку. Культуры железного века распространяются как на западе (Нок), так и на востоке (северо-восточная Замбия и юго-западная Танзания) Тропической Африки. Распространение железа способствовало освоению новых территорий, прежде всего - тропических лесов, и стало одной из причин расселения по большей части Тропической и Южной Африки народов, говорящих на языках банту, оттеснивших к северу и югу представителей эфиопской и капоидной рас.

Появление первых государств в Африке

По данным современной исторической науки первое государство (южнее Сахары) появилось на территории Мали в 3 веке – это было государство Гана. Древняя Гана торговала золотом и металлами даже с Римской империей и Византией. Возможно это государство возникло значительно раньше, но за время существования там колониальных властей Англии и Франции все сведения о Гане пропали (колонизаторам не хотелось признавать что Гана значительно древнее Англии и Франции). Под влиянием Ганы в Западной Африки появились позднее другие государства – Мали, Сонгаи, Канем, Текрур, Хауса, Ифе, Кано и другие государства Западной Африки.
Другим очагом появления государств в Африке являются окрестности озера Виктория (территория современных Уганды, Руанды, Бурунди). Первое государство там появилось примерно в 11 веке – это было государство Китара. По моему мнению государство Китара было создано переселенцами с территории современного Судана – нилотскими племенами, которых с их территории вытесняли арабские поселенцы. Позднее там появились другие государства – Буганда, Руанда, Анколе.
Примерно в это же время (согласно научной истории) – в 11-м веке, на юге Африки появилось государство Мопомотале, которое исчезнет в конце 17 века (будет уничтожено дикими племенами). Я считаю, что Мопомотале начало существование значительно раньше, и жители этого государства являются потомками самых древних металлургов мира, которые имели связи еще с асурами и атлантами.
Примерно в середине 12 века появилось первое государство в центре Африки – Ндонго (это территория на севере современной Анголы). Позднее в центре Африки появились другие государства – Конго, Матамба, Мвата и Балуба. В процесс развития государственности в Африке начиная с 15 века начали вмешиваться колониальные государства Европы – Португалия, Нидерданды, Бельгия, Англия, Франция и Германия. Если сначала их интересовало золото, серебро и драгоценные камни, то позднее главным товаром стали рабы (и эти занимались страны, которые официально отвергали существование рабства).
Рабов тысячами вывозили на плантации Америки. Только значительно позднее в конце 19 века, колонизаторов стали привлекать природные ископаемые на территории Африки. И именно по этой причине в Африке появились обширные колониальные территории. Колонии в Африке прервали развитие народов Африки, исказили всю ее историю. До сих пор значительных археологических исследований в Африке не проводится (сами африканские страны бедны, а Англии и Франции правдивая история Африки не нужна, также как и в России, в России тоже хороших исследований по древней истории Руси не проводится, деньги уходят на покупку замков и яхт в Европе, тотальная коррупция лишает науку реальных исследований).

Африка в средние века

Очаги цивилизаций Тропической Африки распространялись в направлении с севера на юг (в восточной части континента) и отчасти с востока на запад (особенно в западной части) - по мере удаления от высоких цивилизаций Северной Африки и Ближнего Востока. Большинство крупных социокультурных общностей Тропической Африки имели неполный набор признаков цивилизации, поэтому точнее они могут быть названы протоцивилизациями. С конца III века н. э. в Западной Африке в бассейнах Сенегала и Нигера развивается западносуданская (Гана), с VIII-IX века - центральносуданская (Канем) цивилизации, возникшие на базе транссахарской торговли со странами Средиземноморья.
После арабских завоеваний Северной Африки (VII век) арабы надолго стали единственными посредниками между Тропической Африкой и остальным миром, в том числе через Индийский океан, где господствовал арабский флот. Под арабским влиянием появляются новые городские цивилизации в Нубии, Эфиопии и Восточной Африке. Культуры Западного и Центрального Судана слились в единую западноафриканскую, или суданскую, зону цивилизаций, простиравшуюся от Сенегала до современной Республики Судан. Во 2-м тысячелетии эта зона была объединена политически и экономически в мусульманских империях: Мали (XIII-XV век), которой подчинялись мелкие политические образования народов фульбе, волоф, серер, сусу и сонгай (Текрур, Джолоф, Син, Салум, Кайор, Coco и др.), Сонгай (середина XV - конец XVI века) и Борну (конец XV - начало XVIII века) - преемника Канема. Между Сонгай и Борну с начала XVI века усиливались хаусанские города-государства (Даура, Замфара, Кано, Рано, Гобир, Кацина, Зария, Бирам, Кебби и др.), к которым в XVII веке от Сонгай и Борну перешла роль главных центров транссахарской торговли.
К югу от суданских цивилизаций в 1-м тысячелетии н. э. складывается протоцивилизация Ифе, ставшая колыбелью цивилизации йоруба и бини (Бенин, Ойо). Её влияние испытали дагомейцы, игбо, нупе и др. К западу от неё во 2-м тысячелетии сформировалась акано-ашантийская протоцивилизация, расцвет которой пришёлся на XVII - начало XIX века. К югу от большой излучины Нигера возник политический центр, основанный моси и др. народами, говорящими на языках гур (т. н. комплекс Моси-Дагомба-Мампруси) и превратившийся к середине XV века в вольтийскую протоцивилизацию (раннеполитические образования Уагадугу, Ятенга, гурма, дагомба, мампруси). В Центральном Камеруне возникла протоцивилизация бамум и бамилеке, в бассейне реки Конго - протоцивилизация вунгу (раннеполитические образования Конго, Нгола, Лоанго, Нгойо, Каконго), к югу от него (в XVI веке) - протоцивилизация южных саванн (раннеполитические образования Куба, Лунда, Луба), в районе Великих озер - межозёрная протоцивилизация: раннеполитические образования Буганда (XIII век), Китара (XIII-XV век), Буньоро (с XVI века), позднее - Нкоре (XVI век), Руанда (XVI век), Бурунди (XVI век), Карагве (XVII век), Кизиба (XVII век), Бусога (XVII век), Укереве (конец XIX века), Торо (конец XIX века) и др.
В Восточной Африке с X века процветала суахилийская мусульманская цивилизация (города-государства Килва, Пате, Момбаса, Ламу, Малинди, Софала и др., султанат Занзибар), в Юго-Восточной Африке - зимбабвийская (Зимбабве, Мономотапа) протоцивилизация (X-XIX век), на Мадагаскаре процесс государствообразования завершился в начале XIX века объединением всех раннеполитических образований острова вокруг Имерина, возникшего около XV века.
Большинство африканских цивилизаций и протоцивилизаций переживало подъём в конце XV-XVI веков. С конца XVI века, с проникновением европейцев и развитием трансатлантической работорговли, продолжавшейся до середины XIX века, происходит их упадок. Вся Северная Африка (кроме Марокко) к началу XVII века вошла в состав Османской империи. С окончательным разделом Африки между европейскими державами (1880-е годы) наступил колониальный период, насильственно приобщивший африканцев к индустриальной цивилизации.

Колонизация Африки

В античную эпоху объектом колонизации со стороны Европы и Малой Азии была Северная Африка.
Первые попытки европейцев подчинить себе африканские территории датируются ещё временами древнегреческой колонизации 7-5 вв до н.э, когда многочисленные греческие колонии появились на побережье Ливии и Египта. Завоевания Александра Македонского положили начало довольно длительному периоду эллинизации Египта. Хотя основная масса его жителей, коптов, так и не была эллинизирована, правители этой страны (в том числе и последняя царица Клеопатра) восприняли греческий язык и культуру, которая полностью доминировала в Александрии.
Город Карфаген был основан на территории современного Туниса финикийцами и был одной из важнейших держав Средиземноморья до IV века до н. э. После Третьей Пунической войны он был завоёван римлянами и стал центром провинции Африка. В раннем средневековье на этой территории было основано королевство вандалов, а позднее она входила в состав Византии.
Нашествия римских войск позволили консолидировать под контролем римлян всё северное побережье Африки. Несмотря на обширную хозяйственную и архитектурную деятельность римлян, территории подверглись слабой романизации видимо в силу чрезмерной засушливости и непрекращающейся активности берберских племён, оттеснённых, но непокорённых римлянами.
Древнеегипетская цивилизация также подпадала под власть сначала греков, а потом римлян. В условиях упадка империи, активизированные вандалами берберы окончательно разрушают очаги европейской, а также и христианской цивилизации в Северной Африке в преддверии вторжения арабов, принесших с собой ислам и оттеснивших Византийскую империю, всё ещё контролировавшую Египет. К началу VII века н. э. деятельность раннеевропейских государств в Африке полностью прекращается, наоборот, экспансия арабов из Африки имеет место во многих регионах Южной Европы.
Атаки испанских и португальских войск в XV-XVI вв. привели к захвату целого ряда опорных пунктов в Африке (Канарских островов, а также крепостей Сеута, Мелилья, Оран, Тунис, и многих других). Итальянские мореплаватели из Венеции и Генуи также ведут активную торговлю с регионом начиная с XIII века.
В конце XV века португальцы фактически контролировали западное побережье Африки и развернули активную работорговлю. Следом за ними в Африку устремляются другие западноевропейские державы: голландцы, французы, англичане.
С XVII века арабская торговля с Африкой к югу от Сахары привела к постепенной колонизации Восточной Африки, в районе Занзибара. И хотя в некоторых городах Западной Африки появились арабские кварталы, они не стали колониями, и попытка Марокко подчинить себе земли Сахеля завершились неудачно.
Ранние европейские экспедиции были сконцентрированы на колонизации необитаемых островов, таких, как Кабо-Верде и Сан-Томе, а также на основании фортов на побережье как торговых баз.
Во второй половине XIX века, особенно после Берлинской конференции 1885, процесс колонизации Африки приобрёл такой масштаб, что получил название «гонки за Африку»; практически весь континент (кроме оставашихся независимыми Эфиопии и Либерии) к 1900 был разделён между рядом европейских держав: Великобританией, Францией, Германией, Бельгией, Италией, свои старые колонии сохранили и несколько расширили Испания и Португалия. В ходе Первой мировой войны Германия утратила (в основном уже в 1914) свои африканские колонии, которые после войны перешли под администрацию других колониальных держав по мандатам Лиги Наций.
Российская империя никогда не претендовала на колонизацию Африки, несмотря на традиционно сильные позиции в Эфиопии, кроме инцидента в Сагалло, произошедшего в 1889 году.

История Африки – история загадок.

Современные африканские государства появились на политической карте мери в основном после 1959 года, многие из них были колониями Англии и Франции, Португалии. Колониальный период наложил сильный отпечаток на африканскую историческую науку. Колонизаторы считали себя переносчиками цивилизации в «дикие» африканские страны. Многие древние исторические памятники были уничтожены. Поэтому современная африканская историческая наука начинаеи с пустого места (за исключением Египта и Эфиопии). Так ли было на самом деле то, что до появления англичан,португальцев и французов, в Африке были только дикие племена. (кстати западные ученые постоянно пытаются и россиянам внушить, что история древней Руси началась с появлением варягов (норманнов, англо-саксонцев со Скандинавии, а до появления их русичи не имели никакой цивилизации и государства).

Так ли это было, я кратко раскажу в этой статье. Начну с некоторых невыясненных фактах.

Металлургия железа появилась в Африке значительно раньше, чем на территории Европы. В Африке железо выплавляли еще в 1-м тыс.днэ. Древние государства Востока привозили железо из Африки и это железо было значительно качественнее, чем в странах Древнего Востока (Египте, Палестине, Вавилонии и Индии). Даже Римская империя привозила железо и золото из Западной Африки (эти страны назывались странами Золотого Берега). А древние египтяне называли страны Африки страной Офир, откуда привозились многие редкие товары.

В Африке существовало много древних государств, которые очень плохо изучены из за деятельности стран-колонизаторов.

А теперь расскажу свою точку зрения на древнюю историю Африки (которая коренным образом не будет совпадать с официальной исторической наукой).

17 млн.лет днэ материка Африка еще не было, на месте Африки были небольшие острова (особенно в восточной его части). Крупнейшим на Земле материком была Лемурия и населели ее первые люди (их можно назвать лемурийцами или асурами) и у них была очень развитая цивилизации.

4 млн.лет днэ – в то время материк Лемурия стал уходить на дно Индийского океана, а материк Африка (его восточная часть) стал подниматься над из вод Мирового океана. Часть асуров с Лемурии стала переселяться с Лемурии в Восточную Африку. Они в последствии стали пигмеями, бушменами, готтентотами, хадза, сандаве.

1 млн.лет днэ – от материка Лемурия остался один остров – Магадаскар. Африканский материк еще более сильно поднялся над уровнем океана.

Примерно 800 тыс.лет днэ материк Лемурия полностью исчез на дне Индийского океана, а в Атлантике появился большой материк Атлантида и цивилизацией Атлантов. Кто первым стал использовать природные ископаемые Африки (железо, цветные металлы, золото и серебро) неизвестно. Это могли быть потомки асуров, но могли быть и атланты. Их цивилизации тоже требовалось много железа, цветных металов и золота. Ведь именно цивилизация атлантов начала уводить все человечество на неправильный путь развития (путь обогащения, путь захватов). Именно атланты изобрели новый статус для подчиненных людей – рабство. Именно в это время началось поклонение человека новому фетишу (богу) – деньгам, роскоши, золоту.

Примерно к 79 тыс.лет днэ. материк Атлантида постигла участь древней Лемурии – материк ушел под воды Атлантики, от него остался лишь остров Посейдонис, где жили поздние атланты. Часть атлантов тоже стали переселяться на территорию Африки. Материк Африки в основном приобрел современный вид, но территория Сахары еще была под водой.

Примерно в 9500 году днэ остров Посейдонис полностью ушел по воды Атлантики. Часть потомков атлантов поселилась на севере Африки (племена оранской и себилькой археологической культуры). На остальной территории жили племена пигмеев и койсанцев (это потомки деградированных асуров). Вполне вероятно, что и в эти времена цивилизация африканских металлургов в Южной Африке (территория Замбии и Зимбабве)продолжала существовать, ведь железо и золото требовалось новым цивилизациям Древнего Востока (Египта и Палестины, Иерихонскому государству).

Примерно к 9000 году днэ Африка была такой же как и сейчас, только Сахара была не пустыней, влажными субтропиками и жили там потомки атлантов (племена оранской и себильской культуры). Южнее Сахары (на стыке северных племен и южных племен пигмеев и койсанцев) начинают складываться негроидные народы.

Примерно к 5700 году днэ на севере Африки склаывается новая группа народов – сахарские народы (это племена капсийской археологической культуры). Возможно и в это время в южной Африке продолжала существовать металлургия железа и других металлов. Ведь новые государства Ближнего Востока продолжали развиваться. Еще возможно, что на основе африканской металлургии асуры (не те которые деградировали, а те которые продолжали развиваться в направлении покорения космоса – они жили в Тибете, материке Му) и атланты (которые тоже стремились в космос) строились первые космические корабли.

К концу 4-тыс днэ Сахара становится все более засушливым регионом, сахарские народы все более уходят на юг от Сахары,их место занимают ливийские племена (будущие берберы). Из за давления сахацев негроидные народы тоже начинают движение на юг и начинают теснить пигмеев центра Африки. Я думаю, что и в этот период металлургия юга Африки развивалась для поздних асуров и поздних атлантов (для освоения космоса), а также для быстро растущих государств Древнего Востока (Египта, Ближнего Востока, Шумера, Северной Индии). В это время начинают появляться мелкие государства в Европе (Крит, Греция).

К 1100 г.днэ в Африке сложилась новая группа народов – банту, они сначала жили на территории современного Камеруна и Нигерии, с этой территории они начали активное движение на юг Африки, вытесняя и уничтожая пигмеев и койсанцев. В это же время на северном побережье Африки появляется новый народ – гараманты (это бывшие жители Древней Греции, вытесненные оттуда греками-дорийцами). По моему мнению в это время металлургия железа на юге Африки стала развиваться слабее, так как асуры уже смогли к этому времени покорить космос и уже не нуждались в продукции африканских металлургов, атланты возможно тоже стали брать меньше железа и цветных металлов, так как в странах Древнего Востока была освоена металлургия железа.

К началу нашей эры народы банту уже достигли территории Замбии, где металлургия к этому времени пришла в упадок, цивилизация металлургов почти исчезла, а банту не владели этим ремеслом. Одновременно с этим в Восточной Африке было открыто много новых месторождений железа, цветных металлов и золота, там начала развиваться металлургия. Возможно это развитие произошло из за появления там гарамантов (ведь они хорошо владели навыками металлургов). Именно с этого времени римские купцы (через Сахару) стали бывать в Западной Африке и покупать там железо, цветные металлы и золото.

Вопрос появления самых ранних государств в Африке (не считая Египта, Судана, Эфиопии и побережья Средиземного моря) является самым непонятным в изучении истории Африки. Не могло быть развитой мкталлургии без цивилизации (без государства). Но возможен и такой вариант, что металлурги юга Африки существовали как часть цивилизации поздних асуров и атлантов. А после того, как асурам и атлантам стали ненужными услуги металлургов (они уже стали космическими цивилизациями), металлургия юга Африки прекратила существование, хотя там еще в конце 17 века существовало государство Мопомотале, которое исчезло в конце 17 века по причине появления там новых племен, не знающих металлургии (именно племена разви уничтожили это государство).

По данным современной исторической науки первое государство (южнее Сахары) появилось на территории Мали в 3 веке – это было государство Гана. Древняя Гана торговала золотом и металлами даже с Римской империей и Византией. Возможно это государство возникло значительно раньше, но за время существования там колониальных властей Англии и Франции все сведения о Гане пропали (колонизаторам не хотелось признавать что Гана значительно древнее Англии и Франции). Под влиянием Ганы в Западной Африки появились позднее другие государства – Мали, Сонгаи, Канем, Текрур, Хауса, Ифе, Кано и другие государства Западной Африки.

Другим очагом появления государств в Африке являются окрестности озера Виктория (территория современных Уганды, Руанды, Бурунди). Первое государство там появилоь примерно в 11 веке – это было государство Китара. По моему мнени госурарство Китара было создано переселенцами с территории современного Судана – нилотскими племенами, которых с их территории вытесняли арабские поселенцы. Позднее там появились другие государства – Буганда, Руанда, Анколе.

Примерно в это же время (согласно научной истории) – в 11-м веке, на юге Африки появилось государство Мопомотале, которое исчезнет в конце 17 века (будет уничтожено дикими племенами). Я считаю, что Мопомотале начало существование значительно раньше, и жители этого государства являются потомками самых древних металлургов мира, которые имели связи еще с асурами и атлантами.

Примерно в середине 12 века появилось первое государство в центре Африки – Ндонго (это территория на севере современной Анголы). Позднее в центре Африки появились другие государства – Конго, Матамба, Мвата и Балуба. В процесс развития государственности в Африке начиная с 15 века начали вмешиваться колониальные государства Европы – Португалия, Нидерданды, Бельгия, Англия, Франция и Германия. Если сначала их интересовало золото, серебро и драгоценные камни, то позднее главным товаром стали рабы (и эти занимались страны, которые официально отвергали существование рабства). Рабов тысячами вывозили на плантации Америки. Только значительно позднее в конце 19 века, колонизаторов стали привлекать природные ископаемые на территории Африки. И именно по этой причине в Африке появились обширные колониальные территории. Колонии в Африке прервали развитие народов Африки, исказили всю ее историю. До сих пор значительных археологических исследований в Африке не проводится (сами африканские страны бедны, а Англии и Франции правдивая история Африки не нужна, также как и в России, в России тоже хороших исследований по древней истории Руси не проводится, деньги уходят на покупку замков и яхт в Европе, тотальная коррупция лишает науку реальных исследований).

Древняя история Африки (и России) таит еще много загадок.

Сохранено

"/>

К середине XIX века на территорию современной Намибии проникли британские и немецкие миссионеры и коммерсанты. Гереро и нама, желая получить ружья и патроны, продавали им скот, слоновую кость и страусовые перья. Немцы утвердились в регионе крепче и в 1884 году объявили прибрежную область от реки Оранжевой до Кунене немецким протекторатом. Они проводили агрессивную политику захвата земель для белых поселений, используя как средство вражду между нама и гереро.

Гереро вступили с немцами в союз, надеясь получить верх над нама. Немцы поставили гарнизон в столице гереро и начали раздавать земли белым переселенцам, в том числе с лучшими пастбищами центрального плато. Кроме того, они установили систему налогообложения и принудительного труда. Гереро и мбандеру взбунтовались, но немцы подавили восстание, а лидеров казнили.

Чума крупного рогатого скота между 1896 и 1897 годами разрушила основу экономики гереро и нама и замедлила продвижение белых. Немцы продолжали превращать Намибию в землю белых переселенцев, захватывая земли и отбирая скот и даже пробуя экспортировать гереро на работы в Южную Африку.

В 1904 году гереро подняли восстание. Немецкий генерал Лотар фон Трота применил против них политику геноцида в битве при Ватерберге, что заставило гереро мигрировать на запад от пустыни Калахари. К концу 1905 года выжило только 16 тысяч гереро из 80. Сопротивление нама было раздавлено в 1907 году. Все земли и весь скот нама и гереро конфисковали. Из-за уменьшения населения рабочую силу начали завозить с овамбо.

Нгуниленд

Между 1815 и 1840 годами на юге Африки воцарился беспорядок, который получил название мфекане. Процесс начался в северных корлевствах нгуни Мтетва, Ндвандве и Свазиленд из-за недостатка ресурсов и голода. Когда умер Дингисвайо, правитель Мтетвы, верх взял правитель зулусов Чака. Он установил государство КваЗулу, подчинившее себе ндвандве и вытеснившее свази на север. Миграция ндвандве и свази привела к увеличению области мфекане. В 1820-х Чака расширил границы своих владений до подножия Драконовых гор, ему платили дань даже области на юг от реки Тугела и Умзимкулу. Он замещал вождей покорённых поселений наместниками-индунами, которые подчинялись ему. Чака организовал централизованное, дисциплинированное и преданное войско, вооруженное короткими копьями, равного которому в регионе ещё не было.

В 1828 году Чака погиб от руки своего сводного брата Дингаана, у которого не было таких военных и организационных способностей. В 1938 году воортреккеры попытались оккупировать земли зулусов. Сначала они потерпели поражение, но потом перегруппировались на реке Кровавой и разгромили зулусов. Тем не менее, трекеры не осмелились поселиться на зулусских землях. Дингаана убили в 1840 году во время гражданской войны. Власть взял в свои руки Мпанде, которому удалось укрепить владения зулусов на севере. В 1879 году в земли зулусов вторглись британцы, стремившиеся подчинить себе весь юг Африки. Зулусы одержали победу в битве при Изандлване, но потерпели поражение в битве при Улунди.

Одним из крупнейших государственных образований, которые образовались после мфекане, было Лесото, основанное на плато Таба-Босиу вождём Мошвешве I между 1821 и 1822 годами. Это была конфедерация посёлков, которые признавали власть Мошвешве над собой. В 1830-х Лесото пригласило к себе миссионеров, стремясь получать огнестрельное оружие и лошадей из Капской провинции. Оранжевая республика постепенно уменьшала владения сото, но полностью не смогла их победить. В 1868 году Мошвешве, пытаясь сохранить остатки страны, предложил британцам аннексировать свои владения, которые стали британским протекторатом Басутолендом.

Великий трек

Подробнее: Великий трек

На начало XIX века большая часть земель готтентотов оказалось под контролем буров. Готтентоты потеряли экономическую и политическую независимость и были поглощены бурским обществом. Буры разговаривали на языке африкаанс, происходившего от нидерландского. Они стали называть себя уже не бурами, а африканерами. Часть готтентотов использовалась как вооруженные ополченческие отряды в рейдах против других готтентотов и коса. Возникло смешанное население, которое называли «капскими цветными». В колониальном обществе им отводились низшие ступени.

К нига известного немецкого (ГДР) историка Т. Бюттнер посвящена истории Африки с древнейших времен до территориального раздела континента между империалистическими державами. Написанная с марксистских позиций и с использованием трудов прогрессивных зарубежных ученых, эта работа разоблачает расистские и колониально-апологетические концепции буржуазной историографии.

ВВЕДЕНИЕ

«Африка сама напишет свою историю, славную и почетную для всего континента, от севера до юга», - сказал незабвенный Патрис Лумумба незадолго до того, как он был убит в 1961 г. И действительно, сейчас Африка

с присущим ей революционным энтузиазмом оживляет важнейшие исторические традиции и восстанавливает культурные ценности. При этом ей приходится непрестанно преодолевать барьеры, которые воздвигли и тщательно оберегали колониалисты, чтобы отгородить африканцев от истины. Наследие империализма глубоко проникает в самые различные области жизни. Его идеологическое воздействие на сознание народов Тропической Африки было и остается не менее важным фактором, чем унаследованные от колониализма экономическая и социальная отсталость, нищета, униженное положение и зависимость от иностранных монополий.

Ныне, однако, народы Африки решительно срывают с себя цепи, которыми их связывали колониалисты. В 50-х и начале 60-х годов большинство народов Африки, находившихся под игом империализма, достигли политической независимости. Это явилось важной вехой на трудном пути их борьбы против империализма, за национальный суверенитет и социальный прогресс. Постепенно они приходят к пониманию того, что их борьба составляет часть мирового революционного, процесса, в котором главная роль принадлежит социалистическому содружеству государств во главе с Советским Союзом. Африканские народы прилагают огромные усилия, чтобы укрепить завоеванную политическую независимость и дать отпор многочисленным проискам неоимпериалистов. Перед ними стоят такие сложные задачи, как глубокие социальные и экономические преобразования, демократические аграрные реформы, ликвидация преобладания иностранных монополий, создание самостоятельной национальной экономики. Однако на нынешнем этапе не менее актуальна задача возрождения национальной культуры, частично уничтоженной или приниженной колониальными державами, и восстановления в памяти народной исторических традиций и славны деяний прошлого.

Изучение истории африканских народов получило новое направление. Чтобы успешно бороться против империализма, надо не только знать о славных подвигах борцов против колониализма, но и представлять себе замечательную историю государственных образований доколониального периода. Исследователям удалось почти повсеместно сорвать окутывавший ее флер романтики и мистики, и теперь они стремятся выявить важнейшие прогрессивные и революционные традиции, столь важные для современной национально-освободительной революции. Прогрессивная африканская историография сможет выполнить эту трудную задачу только при поддержке марксистов и других сил во всем мире, борющихся против империализма. Их объединяет общее стремление свергнуть, иго империалистов и неоколониалистов, устранить насаждаемую ими дискриминацию и, конечно, опровергнуть реакционные буржуазные теории истории Африки, представляющие собой апологию колониализма.

К каким только измышлениям не прибегали капиталисты, чтобы оправдать ограбление колоний! Через множество печатных трудов красной нитью проходит мысль, что до прихода колониальных господ африканцы были полностью или почти полностью лишены способности к общественному прогрессу. Эта идея разрабатывалась на все лады и усиленно распространялась. Всего лишь 30 лет назад один колониальный чиновник назвал африканцев «дикарями, которых миновала история». Нет числа высказываниям, относящим народы Африки к «неисторическим» и даже низводящим их до «уровня диких животных». История Африки изображалась в виде постоянных приливов извне и отливов «волн высшей цивилизации», которые в известной мере способствовали развитию африканского населения, обреченного на застой. Европейские колонизаторы приписывали «динамическим, созидательным, культурным импульсам, поступающим со стороны», продолжительное рациональное воздействие, ибо «древнеафриканская культура лишена присущего западной цивилизации фаустианского стремления к вечной жизни, исследованию и открытиям»

По сути дела, история народов Африки к югу от Сахары сводилась к системе чуждых культурных напластований. Для вящей убедительности империалисты изображались «высшими культуртрегерами». Продолжая фальсификацию истории Африки, апологеты колониализма оценивали безжалостное колониальное ограбление африканцев как благодеяние, особенно благотворное для их культуры и якобы открывшее им путь от стагнации к современному прогрессу. Совершенно очевидно, какие политические и социальные функции призваны выполнять подобные теории: они предназначены замаскировать истинную сущность и масштабы колониального угнетения и тем самым лишить антиколониальное и национально-освободительное движение его антиимпериалистической направленности.

Глава I

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ АФРИКА КОЛЫБЕЛЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙШЕЙ И ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ

По-видимому, первые на земле люди появились на Африканском континенте, поэтому он занимает совершенно особое месте в изучении всей истории человечества, и истории древнейших и древних периодов нашей цивилизации в частности. Открытия последних лет в Южной и Юго-Восточной Африке (Стеркфонтейн Таунг, Брокен-Хилл, Флорисбад, Кейп-Флэтс и т. д.), в Сахаре особенно же в Восточной Африке показали, что прошлое человечества исчисляется миллионами лет. В 1924 г. Р. А. Дарт нашел в Южной Африке остатки австралопитеков (человекообезьян), чей возраст насчитывает примерно миллион лет. Но проф. Л. Лики, впоследствии его сын и жена после продолжительных и трудный раскопок на территории Кении и Танзании - в ущелье Олдувай к югу от озера Виктория, и в районе Кооби-Фора и Илерет (1968), а также погребения Лаэтвлил в Серенгети (1976) - нашли костные остатки, возраст которых оценивается уже от 1,8 до 2,6 миллиона, а в Лаэтвлиле - даже в 3,7 миллиона лет.

Установлено, что только на Африканском континенте обнаружены костные остатки, представляющие все ступени развития человека, чем, очевидно, подтверждается на основе новейших ан тропологических и палеонтологических данных эволюционное учение Дарвина, который считал Африку «прародиной человечества». В Олдувайском ущелье в Восточной Африке мы находим остатки представителей всех этапов эволюции, предшествовавших возникновению Ното sapiens. Они эволюционировали (частью параллельно и не всегда получая дальнейшее развитие) от австралопитека к Ното habilis, а затем к последнему звену эволюционной цепочки - неоантропу. Пример Восточной Африки доказывает, что формирование Ното sapiens могло происходить самыми различными путями и что далеко не все они изучены.

Климатические изменения, наступившие в четвертичном периоде и длившиеся больше миллиона лет, особенно три больших плювиальных (влажных) периода, оказали большое влияние на Африку и превратили области, ныне являющиеся пустынями, в саванны, где с успехом охотились доисторические люди. Связанные с плювиалами смещения и изменения уровня вод могут быть использованы в числе других методов для датировки первобытных находок. Уже среди археологических материалов, относящихся к первым плювиальным периодам, наряду с костными остатками прачеловека найдены первые каменные, вернее, галечные орудия труда. На территории Европы подобные им изделия появились значительно позднее - только во время межледниковых периодов.

Находки древнейших галечных и каменных орудий олдувайской и стелленбошской культур, равно как и датируемых началом верхнего палеолита (около 50 тысяч лет назад) многочисленных остатков толстых и тонких обработанных нуклеусов и рубил с черенком, обнаруженных теперь уже во многих районах Магриба (атер, капсий), Сахары, Южной Африки (фаурсмит), Восточной Африки и бассейна Конго (Заир), свидетельствуют о развитии и успехах ранне- и позднепалеолитических людей на африканской земле

Огромное количество усовершенствованных каменных орудий и наскальных изображений, относящихся к мезолиту (среднему каменному веку), говорит о значительном росте населения и высоком уровне доисторической культуры в определенных областях Африки начиная с X тысячелетия до н. э. Культуры лупембе и читоле в бассейне Конго, а также мезолитические центры в Северо-Восточной Анголе, в некоторых районах Уганды, Замбии, Зимбабве и на северном побережье Гвинейского залива представляют важный этап дальнейшего прогресса культуры. Люди лупембской культуры умели делать долота и полые предметы, остроконечники со сбитой спинкой и каменные листовидные наконечники для копий и орудий типа кинжала, которые выдерживают сравнение с лучшими каменными наконечниками, найденными на территории Европы.

Называя Африку южнее Сахары «континентом, не имеющим истории», - а такое выражение можно услышать и в наши дни, - люди, по существу, хотят сказать, что мы, европейцы, все еще позорно мало знаем об истории этой части Африки. Причины такой неосведомленности сложны. Во-первых, в основе нашего понятия «история» лежит, вольно или невольно, нелепый этноцентризм; история для большинства из нас - это история национальная или, в лучшем случае, «европейская», «западная». Если же в наши учебные программы просачиваются какие-либо элементы африканской истории, то их обычно преподносят под старомодной рубрикой «европейской экспансии». Во-вторых, что касается истории Западной Африки, то письменные памятники, относящиеся к средневековому периоду ее истории, скажем до 1500 года нашей эры, основываются почти полностью на арабских источниках.

Но в своей работе арабисты нечасто проявляли интерес к Африке, расположенной южнее Сахары. В то же время лишь немногие африканисты - большинство их составляли французы, либо африканцы, воспитанные во французских традициях, - обладали специальной подготовкой, необходимой для работы над арабскими историческими памятниками и документами. Наконец, следует признать, что все мы в той или иной степени продолжаем оставаться жертвами влияния колонизаторской идеологии. Нам бывает трудно осознать, что народы Африки обладали своей собственной самобытной цивилизацией еще за много веков до того, как в конце XV столетия португальцы, а затем и другие европейцы начали навязывать народам Африки свою культуру.

На самом же деле цивилизация - и исключительно интересная - существовала в Африке по крайней мере с VIII века. Она развивалась в районе, известном среди арабов под названием «билад аль-судан» (буквально - «страна черных людей»); название это условно применялось по отношению к широкой полосе саванн, протянувшейся южнее Сахары от Атлантического океана до Красного моря. Крупнейшие государства Западного Судана - Гана, позднее Мали (в верхнем течении Нигера), Гао, расположенное у излучины Нигера, Канем и Борну (в районе озера Чад) - имели ряд общих характерных черт. Своим благосостоянием эти государства обязаны, прежде всего, тому, что они контролировали торговые пути, ведущие через Сахару. Пользуясь этими путями, государства Западного Судана вывозили в Северную Африку и далее в Европу добывавшееся в больших количествах золото, а также рабов, слоновую кость, орехи-кола. В обмен они получали медь, каури - раковины, заменяющие деньги, ткани, лошадей, крупный рогатый скот, бусы.

В этих государствах развились сравнительно централизованные формы управления при господстве династий обожествляемых царей. Династии эти в большинстве случаев сохранялись удивительно долго (династия Сефава в государстве Канем, известном позднее под названием Борну, удерживалась в течение тысячелетия - приблизительно с середины IX до середины XIX века). В государствах Западного Судана существовала сложная иерархия чиновников, тесно связанных с царским двором, жизнь которого проходила согласно тщательно разработанному придворному церемониалу. Были созданы и значительные вооруженные силы. Административная система этих государств обеспечивала в обычных условиях охрану общественного порядка и взимание налогов в отдаленных провинциях.

Начиная с XI века царские семьи и правящие слои этих государств переходят в мусульманство. Ислам либо насаждался в принудительном порядке под нажимом альморавидов, либо распространялся путем мирного проникновения мусульманских миссионеров из Северной Африки. В результате распространения ислама, а также развития связей между государствами Западного Судана и обширным мусульманским миром - эти связи проходили через такие крупные культурные центры, как Фес, Тлемсен, Тунис, Каир и Мекка, - в Западной Африке возникли и свои центры науки. Первое место среди этих центров принадлежит городам Тимбукту и Дженне.

До того как в конце XVIII - начале XIX веков в глубь Западной Африки проникли шотландец Мунго Парк, а вслед за ним Горнеман, Денхэм и Клаппертон, Лайинг и Кайе, Европа почти не сталкивалась с цивилизациями Западного Судана. Отсюда - наша зависимость при изучении истории суданских государств от арабских источников. К ним относятся не только труды арабских географов и историков (начиная с IX века), но и записи местных западноафриканских историков и летописцев, получивших образование в таких центрах, как Тимбукту. К числу источников относятся и немногочисленные арабские надписи, дошедшие до нас.

Откуда, например, нам известно, что правящие династии государств Гана, Мали (или Кангаба, как оно называлось в те времена), Гао и Канем приняли мусульманство в XI веке? Частично из литературных источников. Ибн-Хальдун, крупный тунисский историк, социолог и философ XIV века, дает краткое описание захвата Ганы альморавидами в 1076 году. Что же касается государства Гао, то свидетельства историков подкрепляются несколькими замечательными надгробными памятниками, открытыми в 1939 году в нескольких километрах от Гао.

На этих памятниках, установленных на могилах членов царской династии Гао, вырезаны арабские надписи. Наиболее раннее надгробие датировано 494 годом хиджры по мусульманскому летосчислению (1100 год нашей эры), наиболее позднее - 663 годом хиджры, то есть приблизительно 1264-1265 годами. Надписи на самых древних надгробиях тщательно выгравированы знаками куфического алфавита. Стиль этих надписей навел профессора Соваже на мысль, что они исполнены мастерами- художниками из Альмерии, города в Южной Испании. Соваже высказал предположение, что мастера-каменотесы или даже просто готовые надгробные плиты доставлялись на верблюдах через всю Сахару. Другие надгробия выполнены, несомненно, местными ремесленниками. Приводим перевод одной из таких надгробных надписей:

«Все на земле обречено на уничтожение. Здесь находится могила могущественнейшего благородного царя, поборника истинной религии; он верил в Бога, он выполнял веления Бога, он сражался за дело Божие. Мама, сын Кма, сына Аи, известный под именем Омар ибн-аль-Хаттаб. Да будет милосерден к нему Бог. Бог призвал его к себе в воскресенье, 17 мухаррема, 514 года хиджры (18 апреля 1120 года)».

Строка из Корана, которой начинается эта надгробная надпись, применение туземных сонгайских имен (сонгаи - народ государства Гао) рядом с мусульманскими именами, очевидность торговых и культурных связей между Западным Суданом и Южной Испанией в течение периода владычества альморавидов - все это подкрепляет выводы историков о том, что распространение ислама в этом районе относится именно к XI веку.

С IX века в трудах арабских географов и историков появляются ценные сведения о государствах Западного Судана. Так, например, Якуби, писавший приблизительно в 872 году, приводит сообщения о государствах Гана и Канем. Из его описаний мы знаем, что в Северную Африку из Ганы вывозили золото, а из государства Канем - рабов, используя для этого торговые пути, ведшие в Феццан. Багдадец Ибн-Хаукаль, путешествуя в первой половине X века, побывал в сахарском городе Аудогаст, расположенном на окраине государства Гана. Аль-Бекри, повествование которого «Масалик ва мамалик» («Пути и государства») относится приблизительно к 1067 году, вскоре после завоевания Англии норманнами, был хорошо осведомлен о жизни государств Западного Судана, несмотря на то что большую часть жизни он провел в мусульманском государстве Кордова (Южная Испания).

Аль-Бекри дает классическое описание государства Гана в период расцвета, до завоевания его альморавидами. По словам аль-Бекри, столица государства Гана состояла из двух поселений, расположенных на расстоянии шести миль одно от другого, - языческого города, в котором жил царь, и мусульманского города. В мусульманском городе было двенадцать мечетей. Царь появлялся перед народом на дворцовой площади. Он восседал на троне, вокруг которого были расставлены царские скакуны, покрытые шитыми золотом попонами. У ног царя лежали его собаки. Царя окружала пышная свита: телохранители со щитами и копьями с золотыми наконечниками, сыновья подвластных царю князей, царские визири, в большинстве мусульмане, а также правитель города. В царской армии насчитывалось 200 тысяч воинов, 40 тысяч из них составляли лучники. Царю принадлежала монополия на золотые самородки; он же распоряжался использованием золотого песка в качестве денег.

Эти свидетельства арабских историков подтверждаются изысканиями современных археологов. Например, историк XVI века Махмуд Кати, живший в Тимбукту, сообщает, что столица государства Гана называлась Кумби. Раскопки, проведенные недавно археологами Мони и Томассеем в Кумби-Сале близ современного города Ниоро во Французской Западной Африке, приблизительно в 300 километрах к северу от Бамако, обнаружили остатки того мусульманского города, о котором сообщал аль-Бекри: добротные каменные дома, мечеть, а за чертой города - надгробные памятники.

В некотором отношении наиболее ценными из всех арабских источников являются дошедшие до нас из первых рук сообщения двух - насколько мне известно, только двух - арабских путешественников-писателей, которые много путешествовали по Западному Судану. Это Ибн-Баттута и Лев Африканский. Оба они были замечательными людьми своего времени. Мухаммед ибн-Абдуллах Ибн-Баттута родился в Танжере в 1304 году. Большую часть своей жизни Ибн-Баттута посвятил путешествиям по странам современного ему мусульманского мира. Он побывал в Малой Азии, Хорасане, Индии, Китае и Индонезии, а также и в Западной Африке, которой он достиг в 1352 году. В то время Западный Судан входил в состав государства Мали. Ибн-Баттута дает весьма интересной, живое описание некоторых сторон организации этого государства.

«Негры имеют замечательные качества. Они редко бывают несправедливы и испытывают большее отвращение к несправедливости, чем любой другой народ. Их султан не щадит никого, кто провинился. В их стране господствует полнейшая безопасность. И путешественник, и местный житель могут не бояться воров и грабителей… Народ тщательно соблюдает часы молитвы… По пятницам, если мужчина не пришел в мечеть рано, он не найдет себе уголка для молитвы, столь велико число верующих… Другая их добрая черта - привычка надевать по пятницам чистые белые одежды. Если даже человек так беден, что имеет лишь одну-единственную старую рубашку, он старательно чистит и стирает ее, отправляясь на молитву в пятницу. Они усерднейшим образом заучивают наизусть стихи из Корана…»

Лев Африканский, известный первоначально под своим полным именем аль-Хасан ибн-Мухаммед аль-Ваззан аз-Зайяти, родился в Гранаде, в Испании, около 1490 года. В семнадцатилетнем возрасте он сопровождал своего дядю, отправившегося по поручению султана Марокко с дипломатической миссией ко двору Мухаммеда Аскиа, властителя империи Гао, которая к тому времени заняла место государства Мали и стала самой сильной державой Западного Судана. Позднее Лев Африканский предпринял новое путешествие по Африке южнее Сахары. Приблизительно в 1518 году он был захвачен сицилийскими корсарами и передан римскому папе Льву X. Папа в 1520 году крестил пленника и дал ему свое имя, назвав его Иоганном Львом де Медичи.

В Риме Лев Африканский написал свое знаменитое «Описание Африки», впервые изданное на итальянском языке в 1550 году. В течение двух последующих столетий Европа черпала в труде Льва Африканского основательную, хотя и значительно устаревшую, информацию о государствах и народах Западного Судана. Сообщения Льва Африканского о расцвете торговли и духовной жизни города Тимбукту и других центров государства Гана во времена их могущества до сих пор не утратили своей ценности: «В Тимбукту, - пишет Лев Африканский, - много судей, врачей и священнослужителей. Все они назначены царем. Он высоко ценит ученых. В Тимбукту продают много рукописных книг, привезенных из страны берберов. Торговля книгами приносит больше прибыли, чем все другие отрасли торговли».