Согласный звук, буквы Ж, ж. Конспект занятия по обучению грамоте «Звук

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

дети познакомятся с новым звуком [ж] и его артикуляцией;

научатся различать звуки [ж] и [ш], установят их сходство и различие;

повторят всё о звонких и глухих согласных звуках, парных согласных, шипящих согласных;

повторят правописание сочетаний жи и ши;

отработают навыки чтения с новыми буквами.

2. Мотивация учебной деятельности

- Прочитайте пять слов шалаши, корова, осы, луна, автобус. Какое слово спряталось в первых буквах этих слов? (Школа.) Какую ещё орфограмму вы увидели в этих словах? (ши)

Слоговое лото. Составьте и напечатайте слова.

- Прочитайте текст «Шум, Машина и Тишина» (с. 23). Почему проснулась Тишина? О чём спросила Тишина у Машины? Что ответила Машина?

Расскажите всё, что вы знаете про ш. (Буква «ша» обозначает согласный звук, шипящий, парный, глухой, твёрдый.)

3. Работа по теме урока

- Отгадайте загадки.

Я на ветке сижу,

Свою букву всё твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Жук)

Чёрен - да не ворон.

Рогат - да не бык,

Шесть ног - да без копыт.

(Жук)

Произнесите первый звук в нашей отгадке. (Ж-ж-ж-ж.)

Какой это звук? (Согласный, шипящий, звонкий. Произносится с препятствиями.)

Найдите новый звук в словах, назовите место, где слышится звук [ж]. (Жёлудь, ужи, уши, ежи, снежинка, жуки, камыши, лыжи, лыжник.)

Послушайте загадку. Назовите отгадку.

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он...

(Жираф)

Назовите первый слог. Как слышится в этом слоге звук [ж]? Что слышится за звуком [ж]? (Звук [ж] слышится твёрдо. Слышится за ним звук [ы]. Но в слоге-слиянии жи пишется буква и . Пользуемся правилом: жи пиши с буквой и .)

Прочитайте слова шалашик - шала ш [ ш ], ножик - но ж [ ш ].

Какую букву нужно написать на конце слова? На какой звук очень похож звук [ж] на конце слов? (На звук [ш]. Нужно изменить слово и услышать ясный звук.)

Какой буквой обозначается на письме звук [ж]? (Ж, ж.)

Давайте прочитаем слог-слияние жи.

Слог жи выставляется на доске рядом со слогом ши .

- Прочитайте слоги сверху вниз. Почему слоги же и жи поставили в другой столбик?

Подумайте, как бы вы изобразили букву ж?

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у неё

Шесть жучиных ножек.

Если сноп, как пояском,

Подпоясать колоском,

Сноп пшеницы на меже

Превратится в букву ж.

Рассмотрите картинку. Чем заняты дети? (Играют.)

Прочитайте текст «Жмурки» (с. 25). Расскажите, о чём вы прочитали? Что бы вы посоветовали играющим детям? (Я бы рассказал им новую считалку. Я бы посоветовал, что место для игры нужно выбирать ровное, без луж.)

В какие игры играете вы во дворе? Найдите грустное предложение. (Никого Женя догнать не может.)

Прочитайте столбики слов наверху. Какие орфограммы заметили?

Чтение и объяснение смысла пословиц читающими детьми (с. 24).

Работа с иллюстрацией.

- Найдите слова со звуками [ч], [ш], [ж].

Прочитайте рассказ «Первые снежинки» (с. 26).

Давайте представим хорошую зимнюю погоду и подумаем, что же произошло дальше? Что делает Маша? Что увидел Женя? Продолжайте.

Прочитайте слова в столбиках. Какие правила мы здесь увидели?

Подчеркните орфограмму с согласными, (ж и ш)

4. Рефлексия учебной деятельности

- В чём сходство и различие звуков [ж] и [ш]?

Какая орфограмма объединила эти два звука?

Март (4 неделя)

Тема: «Звук и буква «Ж».

Цели:

Образовательная: Закрепить звук «ж», особенности его артикуляции , зрительный образ. Учить выделять «ж» в потоке речи, определять место звука в слове, подбирать слова с заданной позицией звука в слове. Закреплять навык анализа и синтеза прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов.

Коррекционно – развивающая: Развивать фонема тическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.

Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно

Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

2. Сообщение темы

Логопед читает загадку:

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу

Букву ж все твержу

Зная твердо букву эту

Я твержу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.(картинка жук)

Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

2. Артикуляционная гимнастика.

« Рупор» - вытянуть губы вперёд в форме рупоры, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, приподняв боковые края и кончик языка.

«Сладкое варенье» - улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу сверху вниз.

3. Представление звука, анализ артикуляции звука (колокольчики)

Построить звук «Ж» (по схеме).

(язык не хотел пропускать воздух, он поднялся вверх, к зубам и поставил воздуху преграду, зубы тоже закрыли выход воздуху. Но воздух прорвал преграду и зажужжал от радости, да так сильно, что губы вытянулись вперёд «рупором», звоночек в горле зазвенел).

Ж – согласный звонкий звук

Он может быть только твёрдым.

4. Игра “Поймай звук”

(хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

*Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж….

*Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

*Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

5. «Распредели картинки под схемы»

:Ж_____________ _____________Ж__________

(в начале слова) (в середине слова)

Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.

6. «Третий лишний».

Дети должны назвать слово, в котором нет звука [ж):

жук, жакет, малина

ружье, ежик, яблоко

ковер, ножи, жираф

пирожок, самолет, желудь

7. Физминутка «ЖУК»

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке. - (имитировать полет)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (круговые движения руками)

Я с ромашками дружу,

Тихо на ветру качаюсь, (наклоны влево-вправо)

Низко-низко наклоняюсь (наклоны вперед)

8. Изменить предложения по образцу

Я жду Женю. Мы ждем Женю.

Вы ждете Женю. Они ждут Женю.

Ты ждешь Женю. Он ждет Женю.

Я лежу на пляже. Я жалею животных.

9. Скороговорка

У ежа - ежата, у ужа - ужата.

Ужата - у ужа, ежата - у ежа.

10 Знакомство с буквой «Ж».

1. Теперь мы наш звук «Ж» обозначим буквой «Ж».

Эта буква широка и похожа на жука.

И, к тому же, как и жук издает жужжащий звук.

«Жила-была буква «Ж». Была она сварливой и вредной. И кто бы не приходил к ней, на всех она жужжала. Придет к ней А, попросить чаю – она ей «ЖЖЖЖЖЖЖЖ», придет к ней О: «Сыграем в мячик!» - она ей «ЖЖЖЖЖЖ». И решила она, что проживет одна. Надоели ей другие буквы. Пошла в лес. Идет, идет, и Жужжжжжит. Увидела паука да как закричит на него «ЖЖЖЖЖЖ!» А паук-то оказался глухой, доделал он свою паутину да убежал, а Ж, пока на паука Жужжжжала, в этой паутине вся и запуталась. Сидит она в паутине и Жужжжжит себе потихоньку (страшно ей стало), заплакала (самое время задать вопрос: «Как «Ж» плачет?» - этот вопрос дети просто обожали, изображать, как кто-то там плачет. Вот только Ж плачет не «хны, хны, хны!» и даже не «иииииии», а «жжжж-жжжж-жжжж», потому как она же все таки Ж). Вот только буквы друг друга в беде не бросают. Пошли они в лес Ж искать, услышали, как она жужжжит, да и помогли ей из паутины выбраться. Буква Ж, так обрадовалась, что Жужжжать стала не сварливо и грозно «ЖЖЖЖЖ», а радостно и благодарно «Жжж! Жжжж!».

На прямую палочку сели уже две галочки:

Одна – справа, другая – слева.

2. Выложить из палочек.

3. Написать в воздухе.

4. Чтение и печатание слогов и слов. Графические схемы.

11. Работа в прописях.

12. Итог. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звука и буквы «Ж» (вырезать, нарисовать).

Яцук Наталья
Конспект занятия «Звук и буква Ж»

Конспект занятия «Звук [Ж] »

Программные задачи

Образовательная

1)уточнение и закрепление правильного произношения звука [Ж] ;

2) развитие фонематического слуха : выделение звука [ Ж] на слух среди слогов и слов;

3) расширение функции языкового анализа и синтеза, закрепление умения делить слова на слоги, определение места звука Ж в слове ;

4) закрепление обозначения звука Ж символами ;

5) знакомство с буквой Ж

Развивающая

1) умение координировать речь с движением;

3) совершенствование психофизических функций : внимания и памяти;

4) развитие речевого дыхание, умение вырабатывать длительную воздушную струю.

Воспитательная

1) воспитание у детей речевого и слухового внимания.

Оборудование : игрушка БОЖЬЯ КОРОВКА, схема для характеристики звуков , «весёлые» язычки, карточки для определения места звука в слове , пирамидка с карманчиками, коробочка, картинки : жук, жаба, ножи, лыжи, пиджак, журнал, одежда, художник, журавли, медвежата.

Ход занятия:

1. Орг. момент – (Позвонить в звонок)

Уже звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Поэтому время не теряем

Работу скорее начинаем.

Воспитатель. - Чтобы глаза засияли огоньком и все у нас на занятии удалось , давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Отгадывание детьми изучаемого звука [Ж] по чистоговорке .

Воспитатель :

Сядет тот, кто послушает внимательно и подскажет мне последний слог чистоговорки.

Жа-жа-жа есть иголки у е (жа)

Жа-жа-жа - видели у (жа)

Жу-жу-жу - на ежа гля (жу) .

Жу-жу-жу как-то уж пришёл к е (жу)

Жи-жи-жи мне ежаток пока (жи)

Же-же-же спят ежата у. (же)

Жа-жа-жа уж уходит от е. (жа)

Воспитатель : «Какой звук чаще других вы слышали в этих чистоговорках?» (звук [Ж] ) .

2. Произнесение звука [Ж]

Воспитатель : «Когда мы произносим звук [Ж] , кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка».

Произнесите звук [Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж]

Воспитатель : «Ребята, пока вы жужжали, к вам на звук прилетел жук – Божья Коровка. Она захотела с вами поговорить. А как разговаривают жуки?» (жужжат)

«Давайте поговорим с Божьей Kоровкой, а она посмотрит, умеете ли вы так же хорошо жужжать, как жуки» (Дети произносят [ж-ж-ж-ж-ж], а логопед следит за артикуляцией)

«Молодцы, ребята, Божьей Коровке понравилось, как вы разговариваете на языке жуков, но она ничего не знает о звуке [Ж] . какой он? Давайте ей расскажем».

3. Характеристика звука [Ж] по схеме

Воспитатель : «Произнесите ещё раз звук [Ж] и подумайте , язык и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта?

Звук [Ж] гласный или согласный?

– Звонкий или глухой? Почему?» (Дети дают ответ : [Ж] – согласный звук , т. к. воздух встречает преграду на пути : язык, зубы, губы. [Ж] произносим с включением голоса, поэтому он звонкий)

4. Выделение звука [Ж] на слух из слогов и слов

Воспитатель : «Молодцы, ребята, вы всё знаете о звуке [Ж] . А сейчас Божья Коровка посмотрит, умеете ли вы слышать звук [Ж] в слогах и словах. Она принесла для вас весёлые жабьи язычки. Вы видели, как жаба ловит мошек? Она открывает рот, мгновенно высовывает свой длинный язык и им ловит мошек. И вы с помощь таких язычков будете ловить звук [Ж] в слогах и словах, которые я буду говорить. Язык высовывать только на звук [Ж]

Среди слогов :

Са-шу-жаЖа-са-ша

Шо-жо-соЖо-со-шо

Со-жу-шаСы-жи-ши

Среди слов :

Сила-шила-жила уши-ужин-узы майка-зайка-лужайка

Вар-жар-дар жук-сук-лук луза-лужа-Луша

5. Игра «Волшебная коробочка» (работа с картинками)

Воспитатель : «Ребята, вы хорошо справились с заданием, и за это Божья Коровка захотела сделать вам подарок. Она принесла с собой волшебную коробочку. В ней лежат разные картинки. Божья Коровка хочет подарить вам картинки со словами на звук [Ж] , но сама затрудняется это сделать. Выберите все картинки со звуком [ Ж] и определите его место в слове (где он находится? в начале, в середине или в конце слова) »

5. Физкультминутка

Я жук, я жук, Плавно размахивать руками,

Я здесь живу ритмично переступая ногами.

Я всё жужжу, жужжу Руки --рупором, «пожужжать» .

Жужжу : ж-ж-ж-ж.

Кружу над лесом Поворот с вытянутыми руками,

И кружу… ладони на груди.

Или на листике сижу… Руки на бёдра, смелая осанка.

И не тужу я, не тужу Взмах руками,прыжок и руки в стороны.

Я – жук, и потому Руки рупором, «пожужжать» .

Жужжу : ж-ж-ж…

Игра «Один-много»

6. Сели за столы. Работа в тетрадях. Упражнение для мелкой моторики пальцев рук :

Это кто к нам ползет

По дороге ловко?

Это маленький жучок

Божия коровка

А на крыльях у нее

Черные кружочки.

А на ножках у нее

Красные сапожки.

Прописать букву Ж .

10. Итог занятия

– Какой звук мы сегодня изучали ?

– Можно его спеть?

– Какие слова со звуком [Ж] вы знаете ?

Тема: Звук [ж], буква Ж,ж.

Цели: - Формировать умение выделять звук [ж] в речи, умение слышать и слушать

Развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами с буквой «ж»

Воспитывать культуру поведения при работе в парах

Задача: Познакомить с буквой «ж», со звуком [ж], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке

Планируемый результат:

Предметные умения:

  1. Формировать умения соотносить согласный звук и букву
  2. Формировать умения различать глухость и звонкость согласного

УУД:

Личностные : формирование индивидуального стиля деятельности;

Регулятивные :

  1. освоение согласного звука и фонетического анализа звука;
  2. формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом учебника

Познавательные:

  1. формируем умение извлекать информацию из схем
  2. формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  3. формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные:

  1. формирование умений слушать и слышать;
  2. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  3. формируем умение работать в паре.

Этапы урока:

I. Оргмомент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

Умницы!

Молодцы!

Желаю вам отлично поработать!

II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

1. постановка проблемы

На слайде неоформленная схема-человечек (звуковик) СЛАЙД

Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? (Урок «открытия» новых знаний, ничего о нём не знаем)

Что же мы сегодня будем «открывать»? (Новый звук и новую букву)

Что необычного заметили у звуковика? (восклицательный знак, обратить внимание на слайд )

Ребята, этим знаком звуковик хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других, изученных вами звуков. Хотите узнать, почему он особенный. Это нам предстоит сегодня узнать.

2. проведение звуковой разминки

Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки. (Слайд)

Кто это?

Произнесите, как жужжит шмель?

Кто видел шмеля? Расскажите, что вы знаете об этом насекомом. Шмели - близкие родственники пчел. Отличаются от них, прежде всего величиной и густыми длинными волосками, покрывающими тело.

Ещё раз произнесите звук [ж].

3. формулирование темы

Сформулируем тему нашего урока. (Должны познакомиться со звуком [ж])

Звук [ж] какой? (согласный). Почему? (когда произносим звук воздух встречает преграду )

Что мы должны узнать об этом звуке?

(кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока),

Обобщим должны уметь характеризовать звук, какой буквой обозначается, уметь читать слова с этой буквой)

III. Выдвижение версий

Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

Тогда давайте решать эту проблему.

Чтобы ответить на эти вопросы, что должны выполнить? (звуковой анализ слова)

V. Поиск решения проблемы - открытие нового знания.

Для этого нужно отгадать ребусы. Посмотрите на экран. (Ужи, жаба) (СЛАЙД )

(учащиеся выполняют индивидуально, используя пеналы-схемы)

Произнесём ж-ж-ж-жаба. Выложим звуковую схему слова жаба.

Проверка по эталону. (На доске ответы, учащиеся проверяют) Аналогичная работа со словом ужи

Вспомните первый шаг. (Звонкий или глухой?)

Произнесём звук. Сделайте вывод. (На звуковике появляется жёлтая шляпа) СЛАЙД

Решили мы с вами первую задачу?

(Убираю один кружок)

Какой второй шаг? (твёрдый – мягкий)

Посмотрите на звуковой анализ слов. Какой вывод можно сделать?

Может быть, в других словах этот звук произносится мягко?

Придумайте слова со звуком [ж]. Какой он?

Сделаем вывод звук [ж] твёрдый.

Закрашивает один башмачок у звуковика синим цветом. СЛАЙД

Ответили на второй вопрос? (Убираю второй кружок)

Физкультминутка

Жили-были три пингвина руки на поясе, наклоны туловища

Вправо-влево

Хорошо и дружно жили ладошка поглаживает ладошку;

Пик, Пак, Пок хлопать в ладоши;

Чтобы жить все время дружно руки на поясе, наклоны туловища

Вправо-влево.

Уступать друг другу нужно ладошка поглаживает ладошку

5. знакомство с буквой

Какой следующий шаг?

Какой буквой обозначим звук [ж]? (На звуковика прикрепляется буква Ж) СЛАЙД

Выложим из пуговиц букву Ж.

Проверьте по образцу.

Работа в тетради

Напечатаем 5 раз.

Что напоминает вам эта буква? (Это –Ж, А-это-К Целый жук И полжука.)

Работа с кассой букв

Выложим под звуковым анализом слово жаба. Проверяем по эталону. Затем слово УЖИ . Проверяем по эталону. Посмотрите на доску. Я вижу, вы допустили ошибки. Обратимся к звуковику. СЛАЙД У него один башмачок синего цвета. В русском языке не принято твёрдость согласного обозначать два раза, поэтому буква Ж никогда не дружит с буквой Ы. (слайд) В слове ужи на конце пишется буква И. ЖИ всегда пиши с буквой И. Проговаривают хором.

«Звук [Ж], буква Ж»

Тема урока : Звук [Ж], буква Ж

Цель урока: закрепления знаний о букве Ж, произношения звука [Ж].

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с написанием буквы Ж, которая обозначает звук [Ж];

Учить выделять звук из слов, давать ему характеристику;

Учить узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

Формировать навык чтения слогов и слов с изученной буквой;

Формировать умение следовать устным инструкциям;

Развивающие:

Развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, мышление;

Развивать познавательный интерес учащихся;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к чтению;

Расширять коммуникативные способности детей.

Оборудование: картинка жука, карточки с изображением жука, презентация.

Ход урока.

Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам пришел гость, но чтобы узнать, кто пришел, давайте отгадаем загадку:

Я на ветке сижу,

Букву Ж себе твержу

Знаю твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Жук)

Кто догадался, о каком звуке и о какой букве мы сегодня будем говорить?

(Слайд 2)

Основная часть.

1) - Давайте вместе произнесем звук Ж. Что делают губы, когда произносим звук Ж? Что делает язык? Что делает горлышко? (Когда произносим звук [Ж] губы округлены, язычок «чашечкой», кончик приподнят вверх, горлышко дрожит). (Слайд 3) Какой это звук?(согласный, звонкий, твердый) (Слайд 4).

2) - Звук Ж мы вспомнили. А теперь напомните мне, чем отличаются звуки и буквы? На что похожа буква Ж? (Буква Ж похожа на жука, бабочку, бантик…) (Слайд 5)

3) -Ребята, сейчас я вам буду читать слова, а вы будьте внимательны когда услышите звук Ж, поднимите карточки с изображением жука. Обратите внимание у всех разные жуки, на обороте есть информация про этих жуков, дома прочитаете. Итак приготовили карточки и слушаем внимательно.

Слова: пиджак, каша, кинжал, коза, повозка, флажок, жаба, свет, жатва (процесс уборки урожая, злаковых культур), жажда, мишка, кружка.

4) Игра «ЭХО». Я буду говорить только гласные звуки, а вы верните мне слоги со звуком [Ж]. Добавляют к гласным звукам звук [Ж].

А – О У – Ы (ЖА – ЖО ЖУ – ЖИ)

АА – ЫИ АО – УЭ (АЖА – ЫЖИ АЖО – УЖЕ)

5) Игра «Составь слово». На доске вы видите слова, добавьте недостающий слог, чтобы получилось слово. Полностью произнесите его и запишите в тетрадях. (Слайд 6-10)

Речевой материал: жа... (ба), у... (жи), е... (жиха), же... (ребенок), жи... (раф). Звуковой анализ (в начале, середине, конце)

6) -Ребята, помогите нашему Гостю-Жуку правильно написать слова

Уж, Ёж (Слышим звук [ш], а писать нужно букву [Ж]. Дети объясняют написание этих слов, подбирая проверочные (Проверочное слово - это слово, которым мы проверяем другое родственное слово, неясное нам в правильном написании). (Слайд 11-12) Самостоятельное выведение правила:

Жи-ши пиши с гласной И.

7) Игра «Опрос». Я буду задавать вопросы, а вы поднимаете руку и отвечаете. (Слайд 13-19)

Кличка собаки из сказки "Репка" (Жучка)

Животное с самой длинной шеей (Жираф)

Что у человека дороже всего (Жизнь)

Цирковой артист (Жонглёр)

Детская игра (Жмурки)

Плод дуба (Жёлудь)

Детеныш лошади (Жеребёнок)

Кто унёс Дюймовочку из дома доброй женщины? (Жаба)

8) Жук приготовил для нас скороговорки. Давайте потренируем наш язычок. (Слайд 20)

Не живут ужи, где живут ежи.

У ежа - ежата, у ужа - ужата.

Запишем эти скороговорки в тетрадях, дома вы научитесь красиво, четко и быстро читать эти скороговорки.

9) Послушаем рассказ Л. Н. Толстого "Варя и чиж". (Слайд 21)

ВАРЯ И ЧИЖ

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. - "Пора тебе, чиж, петь". - "Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь".