Сочинение на тему: Был ли у Лизы другой выход в повести Бедная Лиза, Карамзин. Лиза и Эраст: влюбленность набирает силу


Когда к очередному занятию университета нам дали довольно сложное задание (найти и провести литературные, сюжетные, жанровые параллели между классической и современной литературой), я долго думала, вспоминала классические произведения, ломала голову, опрашивала знакомых и подруг, в общем, находилась в творческом поиске. И вот в этот момент к нам в библиотеку приходит молодой автор, желающий разместить своё произведение на сайте в разделе «Творчество наших читателей». Начинаю читать и понимаю - так это ведь то, что мне нужно. Сквозь строки рассказа «Листок» Дмитрия Кечина проглядывает сентиментальный сюжет «Бедной Лизы» Н. Карамзина . Конечно, ведь самая актуальная тема всех времён и народов - это тема любви, тем более любви несчастной!

Надо сказать, что Николай Карамзин первый обратился к человеческой душе после века, духовная атмосфера которого была пропитана интересами общества. Писателю до такой степени удалось точно предать переживания современной ему юной девушки, страстно полюбившей и так жестоко покинутой, что по стране прокатилась волна самоубийств - не одна девица того времени увидела себя в главной героине повести и решила последовать её примеру… Но и в наше время произведение остаётся актуальным, ведь сегодня мы так же влюбляемся, страдаем, радуемся, малодушничаем, гибнем.

Современную «Бедную Лизу» в рассказе Дмитрия Кечина зовут Александра. «Александра была единственным ребенком в семье и воспитывалась в строгости. Слово матери - закон, а слово отца - больше, чем закон. Однако родители не были тиранами, они лишь хотели воспитать нравственную, интеллектуально и духовно развитую дочь».

Девушка повзрослела, уехала в столицу и поступила в медицинский институт. В Москве и познакомилась с Антоном. Современный Эраст был зеленоглазым блондином, менеджером фирмы, занимающейся продажей компьютерной техники. Он красиво ухаживал, дарил цветы, заваливал изысканными комплиментами. Девушка полюбила страстно, она просто летала на крыльях любви и уже строила планы на совместное счастливое будущее. Поэтому, почувствовав, что она ждёт ребёнка, Александра радуется - это ведь логическое продолжение их с Антоном любви.

А рад ли герой? К сожалению, по закону жанра, Александру ждёт горькое разочарование - оказывается, со стороны Антона любви-то и не было. Он, по просьбе подруги героини, освобождал юную провинциалку от комплексов! Таковы реалии современной жизни…

Далее на долю нашей героини выпадают ещё более тяжёлые испытания: родители отвернулись от «распутницы», друг детства не понимает. Всё это приводит Александру на лодочную станцию. Казалось бы, далее уже всё понятно, но тут случается очередной зигзаг судьбы - с ней начинает разговаривать её внутренний голос:«Живи, люби, радуйся… Отпусти прошлое и прости всех, прости саму себя. Жизнь только начинается…только начинается…».

(Я читаю эти строки и думаю: почему же молчал внутренний голос бедной Лизы у Карамзина?)

В итоге, несмотря на падение в воду, конец у этой истории счастливый, Александра находит своё счастье с другом детства: «Она положила голову на плечо Сергея, и в сознании осталась только одна мысль: жизнь только начинается. Вот он, рядом, человек мечты: надежный, верный, заботливый, ЛЮБИМЫЙ…».

«Бедная Лиза» - стала отправной точкой творчества 26-летнего Николая Карамзина. В своём творчестве он провозглашал право человека на естественное счастье, на «нежную дружбу» двух сердец. Наш земляк Дмитрий Кечин тоже молод, ему 23 года . Также как у русского классика центральное место в его рассказах отведено любовной линии, переживаниям героев, стремящихся удовлетворить одну из главных потребностей человека - потребности любить и быть любимым.

XVIII век, который прославил многих замечательных людей, в том числе и писателя Николая Михайловича Карамзина. К концу этого столетия он публикует свое самое знаменитое творение – повесть «Бедная Лиза». Именно оно принесло ему громкую славу и огромную популярность среди читателей. В основе книги лежат два характера: бедной девушки Лизы и дворянина Эраста, которые проявляются по ходу сюжета в их отношении к любви.

Николай Михайлович Карамзин внес огромный вклад в культурное развитие отечества конца 18 века. После многочисленных поездок в Германию, Англию, Францию и Швейцарию писатель-прозаик возвращается в Россию, и во время отдыха на даче у известного путешественника Петра Ивановича Бекетова В 1790-х годах он берется за новый литературный эксперимент. Местный антураж неподалеку от Симонова монастыря сильно повлиял на замысел произведения «Бедная Лиза», который он вынашивал во время путешествий. Природа для Карамзина имела огромное значение, он по-настоящему любил ее и нередко менял городскую суету на леса и поля, где читал любимые книги и погружался в раздумья.

Жанр и направление

«Бедная Лиза» — это первая русская психологическая повесть, которая содержит в себе нравственное разногласие людей разных сословий. Чувства Лизы ясны и понятны читателю: для простой мещанки счастье — это любовь, поэтому она слепо и наивно любит. Чувства Эраста, напротив, более запутаны, ведь он сам никак не может их понять. Сперва молодой человек хочет попросту влюбиться так же, как в романах, которые он читал, но вскоре становится понятно, что он не способен жить любовью. Городская жизнь, полная роскоши и страстей, оказала огромное влияние на героя, и он открывает для себя плотское влечение, полностью уничтожающее духовную любовь.

Карамзин является новатором, его по праву можно назвать основоположником русского сентиментализма. Читатели восприняли произведение восхищенно, так как социум уже долгое время желал чего-то подобного. Публику вымотали нравоучения классицистического направления, основой которого служит поклонение разуму и долгу. Сентиментализм же демонстрирует душевные переживания, чувства и эмоции героев.

О чем?

По словам писателя, повесть эта — «сказка весьма незамысловатая». Действительно, сюжет произведения простой до гениальности. Начинается и заканчивается оно обрисовкой местности Симонова монастыря, которая вызывает в памяти рассказчика мысли о трагичном повороте в судьбе бедной Лизы. Это история любви небогатой провинциалки и обеспеченного молодого человека из привилегированного сословия. Знакомство возлюбленных началось с того, что Лиза продавала собранные в лесу ландыши, а Эраст, желая завязать разговор с понравившейся ему девушкой, решил приобрести у нее цветы. Его покорила естественная красота и доброта Лизы, и они начали встречаться. Однако вскоре юноша пресытился прелестью своей пассии и нашел более выгодную партию. Героиня, не выдержав удара, утопилась. Ее возлюбленный жалел об этом всю жизнь.

Их образы неоднозначны, в первую очередь раскрывается мир простого естественного человека, неиспорченного городской суетой и алчностью. Карамзин описал все настолько детально и живописно, что читатели поверили в эту историю и полюбили его героиню.

Главные герои и их характеристика

  1. Главная героиня повести — Лиза — бедная деревенская девушка. В раннем возрасте она потеряла отца и была вынуждена стать кормилицей для своей семьи, соглашаясь на любую работу. Трудолюбивая провинциалка очень наивна и чувствительна, она видит в людях лишь хорошие черты и живет своими эмоциями, следуя зову сердца. Она ухаживает за своей матерью день и ночь. И даже когда героиня решается на роковой поступок, она все равно не забывает о семье и оставляет ей деньги. Главный талант Лизы – дар любить, ведь ради своих близких она готова пойти на все.
  2. Мать Лизы — добрая и мудрая старушка. Она очень тяжело пережила смерть мужа Ивана, так как преданно любила его и счастливо прожила с ним много лет. Единственной отрадой была дочь, которую она стремилась выдать замуж за достойного и состоятельного человека. Характер героини внутренне цельный, но немного книжный и идеализированный.
  3. Эраст — богатый дворянин. Он ведет разгульный образ жизни, думая лишь о забавах. Он умный, но очень непостоянный, избалованный и безвольный. Не задумываясь о том, что Лиза из другого сословия, он влюбился в нее, но все же у него не получается преодолеть все сложности этой неравной любви. Эраста нельзя назвать отрицательным героем, ведь он признает свою вину. Он читал и вдохновлялся романами, был мечтательным, смотря на мир в розовых очках. Поэтому его реальная любовь и не выдержала такого испытания.

Тематика

  • Главной темой в сентиментальной литературе являются искренние чувства человека в столкновении с равнодушием реального мира. Карамзин одним из первых принял решение писать о душевном счастье и страдании простого народа. Он отразил в своем произведении переход с гражданской темы, которая была распространена в эпоху Просвещения, на личностную, в которой основной предмет интереса — духовный мир индивидуума. Таким образом, автор, углубленно описав внутренний мир персонажей совместно с их чувствами и переживаниями, начал развивать такой литературный прием, как психологизм.
  • Тема любви. Любовь в «Бедной Лизе» — это испытание, которое проверяет героев на прочность и верность своему слову. Лиза полностью отдалась этому чувству, ее автор возвышает и идеализирует за эту способность. Она – воплощение женского идеала, та, что полностью растворяется в обожании своего любимого и верна ему до последнего вздоха. А вот Эраст не выдержал проверки и оказался трусливым и жалким человеком, неспособным на самоотдачу во имя чего-то более важного, чем материальные блага.
  • Противопоставление города и деревни. Автор отдает предпочтение сельской местности, именно там формируются естественные, искренние и добрые люди, не знающие соблазна. А вот в больших городах они приобретают пороки: зависть, алчность, себялюбие. Эрасту положение в обществе было дороже любви, он пресытился ею, ведь не способен был испытывать сильное и глубокое чувство. Лиза же не смогла жить после этого предательства: если умерла любовь, она следует за ней, ведь без нее не представляет своего будущего.
  • Проблема

    Карамзин в произведении «Бедная Лиза» затрагивает различные проблемы: социальные и моральные. Проблематика повести строится на противопоставлении. Главные герои разнятся как в качестве жизни, так и в характере. Лиза – чистая, честная и наивная девушка из низшего сословия, а Эраст – избалованный, слабохарактерный, думающий только о своих удовольствиях, молодой человек, принадлежащий к дворянству. Лиза, влюбившись в него, не может ни дня без мыслей о нем, Эраст же наоборот начал отдаляться, как только получил, что хотел от нее.

    Итогом таких мимолетных моментов счастья Лизы и Эраста становится гибель девушки, после которой молодой человек не может перестать винить себя в этой трагедии и до конца жизни остается несчастным. Автор показал, как сословное неравенство привело к несчастливому финалу и послужило поводом для трагедии, а также, какую ответственность несет человек за тех, кто ему доверился.

    Главная мысль

    Сюжет — далеко не самое главное в данной повести. Эмоции и чувства, пробуждающиеся во время чтения, достойны большего внимания. Огромную роль играет сам рассказчик, ведь он с печалью и сочувствием рассказывает о жизни нищей сельской девушки. Для русской литературы образ эмпатического повествователя, который умеет сопереживать эмоциональному состоянию героев, оказался открытием. Любой драматичный момент заставляет обливаться кровью его сердце, а также искренне проливать слезы. Таким образом, главная идея повести «Бедная Лиза» заключается в том, что надо не бояться своих чувств, любить, переживать, сострадать полной грудью. Только тогда человек сможет победить в себе безнравственность, жестокость и эгоизм. Автор начинает с себя, ведь он, дворянин, описывает грехи своего же сословия, а сочувствие дарит простой деревенской девушке, призывая людей своего положения стать более гуманными. Обитатели бедных избушек порой затмевают своей добродетелью господ из старинных усадеб. Такова основная мысль Карамзина.

    Отношение автора к главному герою повести тоже стало новшеством в русской литературе. Так Карамзин не винит Эраста, когда погибает Лиза, он демонстрирует социальные условия, которые и послужили причиной трагического события. Большой город повлиял на молодого человека, уничтожив в нем моральные принципы и сделав его развращенным. Лиза же выросла в деревне, ее наивность и простота сыграли с ней злую шутку. Также писатель демонстрирует, что не только Лиза, но и Эраст подвергнулся тягостям судьбы, став жертвой печальных обстоятельств. Герой испытывает чувство вины на протяжении всей жизни, так и не став по-настоящему счастливым.

    Чему учит?

    Читатель имеет возможность научиться чему-то на чужих ошибках. Столкновение любви и эгоизма — злободневная тема, так как любой хотя бы раз в жизни испытывал неразделенные чувства, либо пережил измену близкого человека. Анализируя повесть Карамзина, мы обретаем важные жизненные уроки, становимся человечнее и отзывчивее друг к другу. Творения эпохи сентиментализма имеют единое свойство: они помогают людям душевно обогатиться, а также воспитывают в нас наилучшие гуманные и нравственные качества.

    Повесть «Бедная Лиза» обрела популярность среди читателей. Данное произведение учит человека быть отзывчивее по отношению к другим людям, а также умению сострадать.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Можно ли считать Эраста злодеем или ковар­ным соблазнителем? Каким обрисовывает его Ка­рамзин, как раскрывает свое к нему отношение? Сопоставьте манеру изображения Эраста с мане­рой изображения героев в произведениях русского классицизма на примере известных вам произведе­ний.

Смысл обрисованной в повести судьбы бедной Лизы как раз и состоит в том, что Эраст не злодей и соблазнитель, а вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный. Он искал удовольствий, вел рассеянный образ жизни, «читывал рома­ны, идиллии, имел довольно живое вооб­ражение и часто переселялся мыслями в те времена (бывшие или не бывшие), в ко­торые, если верить стихотворцам, все лю­ди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как гор­лицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали». К Лизе его влекла не только ее внешняя, но главным образом духовная красота, ее чистое, непорочное выраже­ние любви. Ему казалось, что он нашел в ней то, что давно искало его сердце. Эраст совершенно искренне мечтал, что будет жить с ней как брат с сестрой и с презри­тельным отвращением вспоминал уже ис­пытанные ранее сладострастные утехи. На что писатель умудренно прокомменти­ровал: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо­жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» По­роки его коренятся не в его собственной душе, а в нравах общества. Когда отноше­ния Лизы и Эраста достигли чувственного уровня, Лиза сохранила и даже преумно­жила свою любовь к нему, и прежде всего любовь духовную, а чувства Эраста пошли на спад, ибо таковые отношения были для него не новы. Эраст оказывается рабом «обстоятельств», которые заставляют его жениться на богатой невесте и столь бес­церемонно расстаться с Лизой, как он это сделал. Однако Карамзин сострадает и ему, потому что все же видит в нем «доб­рого малого». Узнав о самоубийстве Ли­зы, Эраст глубоко и искренне страдает и «почитает себя убийцею». «Так «нечувст­вительность» общества, закрепленная в социальном и имущественном неравенст­ве, разлучает и губит хороших по природе людей и становится непреодолимым пре­пятствием для их счастья. Но поскольку перед читателем раскрылась печальная история любви двух добрых душ, то их примирение возможно там, где нет обще­ственных условностей и предрассудков, где царит человеческое в его подлинном и чистом виде. Поэтому повесть Карамзина заканчивается умиротворяющим аккор­дом» (В. И. Коровин).

В произведениях классицизма положи­тельные и отрицательные герои резко противопоставлены друг другу. И герой в подобного рода ситуациях, конечно, изо­бражался расчетливым и безжалостным соблазнителем.

Каким вам представляется образ повествова­теля?

Повествователь - современник героев повести «Бедная Лиза». Он знаком с Эрас­том, который и рассказывает ему эту го­рестную историю. Это добросердечный, чувствительный, сентиментально настро­енный человек, глубоко переживающий горе людей. Повествователь - человек об­разованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать лю­дям правильные характеристики. Повест­вователь любит Москву, ее окрестности, природу родного края, часто ходит пеш­ком, чтобы любоваться пейзажными кра­сотами.

Каково назначение лирических отступлений в повести?

Лирических отступлений в повести не­много. Больше у автора развернутых суж­дений, сопутствующих изображению люб­ви героев, которые, правда, можно отнес­ти и к отступлениям, например: «Ах Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?» Но есть и прямые лирические отступления, например, в начале «Бедной Лизы». По­вествователь часто приходит к Данилову монастырю «в мрачные дни осени горе­вать вместе с природой». Это отступление создает лирико-философский настрой, почву для грустных размышлений о жиз­ни и смерти, о горьких страницах истории отечества.

В чем заключается роль пейзажа в повести? Как связан он с настроением и чувствами влюблен­ных?

Пейзаж создает эмоциональный фон для восприятия сюжета повести и судеб ее героев, гармонирует с чувствами влюблен­ных. В начале повести, к примеру, резко контрастируют величественным амфите­атром расположенная Москва с златыми куполами и расположенные у ее подно­жия зеленые цветущие луга и убогая, ра­зоренная хижина, в которой тридцать лет тому назад жила Лиза со своей матерью. От панорамы Москвы повествователь бро­сает взгляд на Симонов монастырь, вспо­минает в связи с ним историю бедной Ли­зы, обозначает характер своего настро­ения, а затем направляет взор на бывшее ее жилище. Так пейзаж композиционно выстраивает подходы к началу горестной истории Лизы и ее любви к Эрасту. На­строение автора («нежной скорби») посте­пенно передается читателю через чтение пейзажа и раздумий повествователя об увиденных картинах.

На фоне прекрасных пейзажных зари­совок зарождается и развивается любов­ное чувство героев. Они встречаются «на берегу реки или в березовой роще, но ча­ще всего под тению столетних дубов - дубов, осеняющих глубокий чис­тый пруд, еще в древние времена ископан­ный». Тихая луна гармонирует с волоса­ми Лизы, «посребряет их». Интересно описано слияние любви и природы: посребренными лунным светом волосами Лизы играют зефир и рука милого друга, что создает воздушный целомудренный образ любовного чувства. О таком слия­нии чувства с восприятием природы мы слышим в словах Лизы, содержащих при­знание в любви к Эрасту: «без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голосу скучен соловей поющий; без твоего дыха­ния ветерок мне неприятен». Наблюдае­мые нами литературные приемы харак­терны для сентиментализма.

На этой странице искали:

  • эраст злодей или жертва своих страстей
  • каково назначение лирических отступлений в повести бедная Лиза
  • было ли чувство эраста к лизе искренним обоснуйте свой ответ
  • сочинение на тему эраст злодей или жертва своих страстей
  • Можно ли считать Эраста злодеем или коварным соблазнителем?

Сочинение по произведению «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина можно написать прекрасное. История трагической любви располагает к этому. В нашей статье мы представим возможные темы для сочинений по данному нетленному творению. Но сначала кратко вспомним сюжет.

Сюжет

Сюжет прост и вечен, как сама жизнь: несчастная сирота по имени Лиза рано потеряла отца. У нее на руках осталась старушка-мать. Девушке рано пришлось пойти работать. Она продавала цветы в городе, а доходы шли на пропитание двум женщинам.

Однажды Лиза увидела на улице красивого юношу - Эраста. Он ей понравился, она ему тоже. Молодой человек даже купил у молодой девушки все цветы, сказав при этом, что эти руки должны собирать цветы только для него. Конечно, молодой человек был аристократом, а Лиза - крестьянкой.

Затем последовали свидания. На одном из них Эраст соблазнил Лизу, а потом ушел на войну, где бился не с врагом, а усиленно пускал по ветру свое состояние. Конечно, когда он пришел с войны, молодой человек не посчитал нужным уведомить об этом Лизу. Их встреча произошла случайно. Бывший возлюбленный рассказал девушке, что у него скоро женитьба на богатой вдове. Лиза не смогла вынести подлости Эраста и утопилась в пруду. Это послужило причиной смерти матери: она слегла и умерла. Такая вот грустная история. А теперь давайте подумаем, что из этого сюжета можно извлечь при написании сочинения по произведению «Бедная Лиза» Карамзина.

Судьба Лизы. Могла ли девушка остаться в живых?

Интересный вопрос, не правда ли? Лиза у Карамзина, пожалуй, персонаж, который не может уйти от авторского замысла никаким образом. Ее судьба предрешена. Устройство психики, необразованность, выражающаяся в фантастической наивности девушки, предполагали такую развязку.

Вспомните, ведь она мечтала быть барыней. В то время это было практически невозможно, да и кроме того, характер Эраста не подразумевал сражения за любовь, ибо он человек безвольный и слабохарактерный. Единственное, что его интересует в жизни - это разнообразные удовольствия (физические и духовные). Так что, если писать сочинение по произведению «Бедная Лиза», в этом вопросе ответ ясен, хотя каждый автор может рассудить по-своему.

Характер Эраста. Мучился ли он на самом деле после самоубийства Лизы?

Каков Эраст? Насколько он глубок, тонок, образован? Насколько он - человек (в высоком смысле этого слова)? Карамзин пишет в своем произведении, что если бы Эраст был не так ленив, то он смог добиться многого, но ему покорение вершин было малоинтересно, он хотел только наслаждаться.

Потом приключилась история с Лизой. Он девушку использовал в своих низменных целях и бросил, не заботясь о ее чувствах. Такой поступок прекрасно характеризует молодого дворянина, не так ли? Кстати, это может стать отдельной темой, если человек решится писать сочинение по произведению «Бедная Лиза», и будет она звучать примерно так: «Человечен ли Эраст?»

Далее он пошел воевать за Родину, но вместо защиты Отчизны играл в карты и проматывал свое состояние. Придя с войны, он не решил круто изменить свою жизнь, напротив, пошел по пути наименьшего сопротивления и женился на старой, но богатой вдове. Кажется, что падать дальше уже некуда. И после всего этого Карамзин хочет убедить читателя в том, что Эраст мучился после самоубийства Лизы? Так как принято считать, что произведение Карамзина - это драма двух сердец, то интересно было бы ответить на вопрос - а могли бы быть страдания Эраста подлинными или это только игра? Вот какую проблему стоит разрешить в контексте сочинения по произведению «Бедная Лиза» Карамзина.

Образ старушки - матери Лизы

Понятно, что мама Лизы, мягко говоря, далеко не самый главный персонаж, но его тоже можно исследовать. Например, перенести события повести в современную реальность и подумать над тем, как бы могла выглядеть такая «старушка-мать» сегодня.

Если это не слишком интересно предполагаемому автору, и он нацелен на более серьезное исследование, то можно поразмышлять на тему того, как возможность получить образование изменило мышление женщин.

Вот две примерные темы, по которым можно написать сочинение по произведению «Бедная Лиза».

«Вертер» Гете и «Лиза» Карамзина

И самая любопытная тема для продвинутых школьников: сравнение «Страданий юного Вертера» и «Бедной Лизы» Карамзина. Интересные параллели можно обнаружить. Например, именно «Вертер» вдохновил Карамзина на создание своего "ответа Западу". У Гете в его произведении даже есть история (ее рассказывает Вертер Альберту - жениху Шарлотты) о девушке, которую покинул любимый, и она бросилась в воду.

Возможно именно этот образ девушки-утопленницы из «Вертера» послужил прототипом для «Бедной Лизы». Это вполне может быть, учитывая, что произведения вышли с разницей почти в 20 лет.

Если нет желания скрупулезно исследовать текст, можно в контексте этой же темы рассмотреть два образа трагической влюбленности, соответственно, женской и мужской.

Кстати говоря, именно самоубийство Лизы в конце повести, возможно, навеянное «Страданиями юного Вертера», сделало рассказ о судьбе девушки новаторским для России. Неожиданность развязки по сравнению со старыми романами в том, что героиня кончает жизнь самоубийством. Это обстоятельство поставило в один ряд Гете и Карамзина в своих странах. Об этом писал, например, В. В. Сиповский в "Очерках из истории русского романа".

Когда школьник думает о том, на какую тему написать сочинение, «Бедная Лиза» (первое национальное произведение) Н. М. Карамзина сразу же должна обратить на себя его внимание, исходя из всего вышеизложенного.

В заключение остается только сказать, что можно выбрать тему для сочинений из предложенных или выдумать свою. Главное, писать вдумчиво и с душой. Если эти два условия будут соблюдены, то за свое сочинение волноваться не стоит. Благодатную почву для размышлений дает «Бедная Лиза». Карамзин Н. М. только отличные сочинения писал.