Склифосовский биография. Склифосовский николай васильевич. НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского

«Тихий Дон» – конец мифа

В Москве Л. Е. Колодный, кажется, окончательно положил конец постоянным заявлениям относительно того, что лауреат Нобелевской премии Шолохов – плагиатор.

Михаил Шолохов родился в 1905 году и опубликовал два сборника рассказов в 1925 и 1926 годах. В конце 1925 года Шолохов начал работать над шедевром – романом «Тихий Дон». Первые две книги романа появились в 1928 году и вызвали сенсацию. Произведение давало полную картину жизни казачества до Первой мировой войны, прослеживало судьбы наиболее лояльных элементов царской армии. Заканчивалось сочинение трагическим столкновением белых и красных на Дону.

Почти в то же самое время некоторые представители московской интеллигенции задались вопросом: могла ли такая работа выйти из-под пера молодого человека, чье школьное образование прервалось из-за революции в 13 лет? Стали распространяться слухи о плагиате. Специально назначенная комиссия рассмотрела суть вопроса. Возглавил комиссию ветеран советской литературы писатель А. Серафимович. Члены комиссии просмотрели рукопись, которую Шолохов привез в Москву, – около тысячи страниц, написанных его рукой. К своему удовольствию, они заявили, что нет никаких причин обвинять автора в плагиате.

Третья книга «Тихого Дона» встретила при появлении в печати большие трудности. Эта часть романа рассказывает главным образом о казачьих восстаниях против советской власти в 1919 году. Молодые казаки в сущности не были за белых, но они взялись за оружие перед лицом невиданных репрессий, которые обрушили на их станицы большевики, насилуя женщин, вынося бесчисленные приговоры невинным жертвам.

В тот наиболее критический момент гражданской войны продвижение коммунистов на юг было остановлено. Тридцать тысяч лучших российских солдат-казаков взялись за оружие, чтобы сдержать продвижение Красной Армии на Дон, в этот важный регион. Шолохов все эти события пережил сам, будучи ребенком. В двадцатые годы он много общался с бывшими повстанцами, особенно с одним из лидеров казачьего восстания против советской власти – Харлампием Ермаковым, который стал прототипом главного героя произведения – Григория Мелехова.

Шолохов показывал в романе эксцессы советской политики и вынужден был бороться с консервативными редакторами за право издать то, что написал. В 1929 году он продолжил публикацию романа в ультраортодоксальном журнале «Октябрь». Но эта публикация после появления 12-й главы была приостановлена. Е. Г. Левицкая, друг Шолохова, убедила Сталина не делать сокращений в романе, на которых настаивали редакторы (в этом убедили Сталина М. Горький и сам М. Шолохов. – Прим. ред. ). Судя по всему, Сталин внял ее доводам. И благодаря согласию Сталина окончание третьей книги было опубликовано в журнале в 1932 году. На следующий год вышла третья книга.

Колодный недавно показал, что причиной задержки публикации, которая выпала на долю четвертой книги, явилось главным образом мнение окружения Сталина, что Мелехов в соответствии с законами социалистического реализма должен был стать коммунистом. Шолохов не отказывался от своей точки зрения, заявив, что это является фальсификацией философии его главного героя.

Главы последней, четвертой книги романа начали публиковаться в 1937-м. «Тихий Дон» полностью не был опубликован до 1940 года.

Шолохов жил в небольшом городке в центральной части Дона. Справедливости ради надо сказать, что в 30-х годах писатель неоднократно рисковал жизнью, в годы репрессий защищая местных руководителей от неправого суда. Но в послевоенные годы он стал пользоваться дурной славой за нападки на писателей-диссидентов, в частности, Синявского и Даниэля, попавших на скамью подсудимых. В силу этого Шолохов был отвергнут большей частью русской общественности. Старые обвинения в плагиате возобновились в 1974 году в связи с публикацией в Париже анонимной монографии под названием «Стремя «Тихого Дона»». В ней выдвигалась точка зрения, что произведение главным образом написано белым казачьим офицером писателем Федором Крюковым. А. Солженицын написал предисловие к этой изданной им книге. Облако обвинение вновь стало расти в связи с поддержкой этой точки зрения другими писателями, в частности, Роем Медведевым. Авторство Крюкова, тем не менее, отвергнуто Гейром Хетсо, который компьютерным способом исследовал «Тихий Дон» и однозначно установил, что создатель всего произведения – Шолохов. Потенциальный скандал, однако, выглядел слишком привлекательным, чтобы его оставить в покое. И до сих пор некоторые исследователи упражняются в альтернативных теориях;: одна из них, например, пропагандировалась длительное время на ленинградском телевидении.

Колодный дал решительный отпор такого рода спекуляциям, нанес, как говорят французы, «coup de grace», т. е. последний удар палача, лишающий приговоренного жизни, опубликовав несколько оригинальных рукописей Михаила Шолохова. Колодный обнародовал тот факт, что 646 страниц неизвестных ранних рукописей находятся в одном из частных архивов. На некоторых страницах стоят даты, помеченные рукой Шолохова, начиная с «осень 1925 года». В марте 1927 года автор подсчитал, что первая часть к тому времени содержала 140 тысяч печатных знаков, что составляло в среднем три печатных листа текста. Черновики представляют исключительный интерес не только потому, что доказывают авторство Шолохова, но и потому, что они проливают свет на реализацию его планов, технологию творчества. Автор первоначально собирался описать казнь большевиков Подтелкова и Кривошлыкова в 1919 году. Но для того, чтобы дать читателям представление о том, кто такие были казаки, он счел необходимым начать повествование с событий 1912 года, показать жизнь такой, какой она была во времена прежнего режима.

Шолохов делал большое число исправлений в тексте, заменял не только отдельные слова и фразы, но и переписывал целые главы.

Первоначально первая книга начиналась с отъезда Петра Мелехова на военные сборы в лагерь. Благодаря рукописям ясно, что затем писатель решил начать хронику с описания убийства казаками турецкой бабушки Григория Мелехова. В ранней рукописи автор за главным героем оставил фамилию прототипа Ермаков, хотя изменил его имя Харлампий на Абрам. После того, как Абрам Ермаков убил первого германского солдата, он почувствовал отвращение к войне. Эта сцена не осталась в романе, но находит параллель в окончательном тексте «Тихого Дона», в первой книге, третьей части, главе V, где Григорий шашкой рубит австрийского солдата.

4 февраля 1992 года «Московская правда» опубликовала неизвестную 24-ю главу «Тихого Дона», которая описывает первую брачную ночь Григория. Эта сцена резко контрастирует с предыдущими любовными его похождениями, особенно с казачкой, которую он изнасиловал. Она была девственницей. Удивительно, но эту сцену убрал сам автор, поскольку она расходилась с генеральной линией произведения, где Григорий предстает благородным, в отличие от окружавших его зверствовавших сослуживцев.

Сегодня, когда обвинениям в плагиате поставлен надежный заслон, мы можем надеяться, что появится возможность публикации ранних версий «Тихого Дона».

Колодный Л. Вот она, рукопись «Тихого Дона» (с заключением судебно-медицинского эксперта почерковеда Ю. Н. Погибко) // Московская правда, 25 мая 1991 г.

Колодный Л. Рукописи «Тихого Дона // Москва. № 10. 1991 г.

Колодный Л. Рукописи «Тихого Дона». С автографом Шолохова // Рабочая газета, 4 октября 1991 г.

Колодный Л. Кто издаст мой «Тихий Дон»? // Книжное обозрение, 1991 г., № 12.

Колодный Л. Неизвестный «Тихий Дон» (с публикацией первой, ранней версии «Тихого Дона», часть 1, глава 24) // Московская правда, 4 февраля 1992 г.

Рукописи «Тихого Дона» // Вопросы литературы, № 1, 1993 г.

Черные черновики // Вопросы литературы, № 6.,1994 г.

Брайан Мерфи, профессор (Англия)

Из книги Так начиналась война автора Баграмян Иван Христофорович

КРУШЕНИЕ МИФА

Из книги Запрещенный Тесла автора Горьковский Павел

Вместо предисловия Три мифа Николы Теслы Личность Николы Теслы - естествоиспытателя, ученого-физика, талантливого и многогранного инженера - остается одной из самых неоднозначных и загадочных в истории науки. Кем он был? Простым сербским пареньком, талантливым

Из книги Чарльз Мэнсон: подлинная история жизни, рассказанная им самим автора Эммонс Нуэль

Эволюция мифа: от эпохи технического прогресса к неоготике По тесным улочкам промышленного предместья шагал человек. Порывы ночного ветра бессильно разбивались о его высокую, прямую фигуру, а лунный свет подчеркивал гордую осанку и орлиный профиль. Путник с трудом

Из книги Не Сволочи, или Дети-разведчики в тылу врага автора Гладков Теодор Кириллович

Разрушению мифа посвящается Нуэль Эммонс родился в Оклахоме. Еще ребенком вместе с родителями он переехал в Калифорнию. Там Нуэль, детство которого пришлось на времена Великой депрессии, и вырос. С Чарльзом Мэнсоном он познакомился в 1956 году, угодив в тюрьму за

Из книги Неповторимое. Книга 1 автора Варенников Валентин Иванович

«Тихий» озверел Старик ждал гостей… По телефону начальник ауссенштелле сообщил ему, что группу захвата он возглавит сам. Напряжение у «Тихого» достигло наивысшего предела. Ему казалось, что сердце у него стучит, словно церковный колокол. Он не выдержал, встал и заглянул

Из книги Ален Делон без маски автора Брагинский Александр Владимирович

Глава V Отдельно об Одере и Берлине. Конец войны в Европе - конец Великой Отечественной. Парад Победы Военно-политическая обстановка на фронтах. Некоторые подробности о втором фронте. Висла - Одер, небывалые темпы. Опять плацдарм, но у Кюстрина. И опять медсанбат. Впервые

Из книги Берлин, май 1945 автора Ржевская Елена Моисеевна

Мой Казанова – это конец мифа «Премьер». Итак, вы стали Казановой. Как бы вы охарактеризовали этот персонаж?А. Делон. Как конец мифа.– Казановы?– Конечно.– Может быть, также Делона?– Если кое-кто на это рассчитывает, им лучше потерпеть. Казанова был выслан из Венеции и

Из книги Эмиль Гилельс. За гранью мифа [с иллюстрациями] автора Гордон Григорий Борисович

Без мифа Тогда нам многое удалось установить, разобраться в фактах, сопоставить их, ощутить атмосферу событий. Но сейчас, разбирая в архиве ценные материалы, хранящие подробности последних дней третьей империи, я получила возможность еще раз вглядеться в события и полнее

Из книги Великие женщины мировой истории автора Коровина Елена Анатольевна

Г. Гордон Эмиль Гилельс За гранью мифа Памяти великого артиста «…Время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии». Иосиф Бродский Интродукция Если книга, сходная по жанру с той, которую раскрыл сейчас читатель, посвящена не вымышленному, а реально

Из книги Пикассо автора Жидель Анри

Героиня великого мифа или жертва оговора? Эта женщина – самая известная из всех дам Древнего мира. Миллионы людей уверены, что отлично знают, как она выглядела: красавица с восточно-миндалевидными глазами, подведенными черной охрой чуть не до висков, точеная фигурка,

Из книги Полвека на флоте (со страницами) автора Пантелеев Юрий Александрович

Из книги Портрет на фоне мифа автора Войнович Владимир Николаевич

ВЕЛИКИЙ, ИЛИ ТИХИЙ… В августе 1951 года мне сообщили, что я назначен командующим Тихоокеанским флотом. Я счел это, конечно, за большую честь. Уже тогда это был наш самый крупный и самый перспективный флот.На рассвете специальным самолетом я отправился во Владивосток. Как-то

Из книги Афон автора Зайцев Борис

Владимир Войнович Портрет на фоне мифа Когда некоторых моих читателей достиг слух, что я пишу эту книгу,они стали спрашивать: что, опять о Солженицыне? Я с досадой отвечал, что не опять о Солженицыне, а впервые о Солженицыне. Как же, – недоумевали спрашивавшие, – а «Москва

Из книги Маэстро миф автора Лебрехт Норман

Из книги Мои путешествия. Следующие 10 лет автора Конюхов Фёдор Филиппович

Введение Сотворение мифа Каждый век создает собственных героев. Воображением людей средневековья владели воин, любовник и святой мученик. Романтики преклонялись перед поэтом и путешественником; перевороты в промышленности и политике возвели на пьедестал ученого и

Из книги автора

Тихий океан сейчас не тихий 21 февраля 1999 года. Тихий океан48°32’ ю. ш., 165°32’ з. д.02:00. Тихий океан сейчас совсем не тихий, а уж слишком бурный. Ураган идет через

Так кто же написал эпохальный роман? Значение этого произведения выходит даже за рамки Нобелевской премии по литературе, которой удостоено это единственное литературное произведение в жанре «социалистического реализма».
Вот что писал известный литературовед С.Семанов:
"Тихий Дон", явление в мировой литературе удивительное. Мы убеждены, что со времен "Илиады" не создавалось ничего подобного (пусть наше мнение спорно, но многие согласятся)».
Это, повторимся, не восторженное суждение любителя литературы, но-оценка специалиста в сфере литературоведения, то есть объективной (сколь объективность возможна для гуманитарной области)науки, о литературе, ее истории, критериях оценки и анализа произведений и т.д.
Выражаясь на современном сленге - «неслабое» сравнение! - Со времен «Илиады» - ничего подобного!
Даже если кому-то эта оценка покажется преувеличенной-она, по всей видимости, не лишена известных оснований.
Если даже отвлечься от столь сильных суждений-факты говорят сами за себя: роман переведен на массу иностранных языков, а один из самых ранних переводов-на английский. Русская эмиграция в 30-е зачитывалась романом, бурно обсуждая его (не похоже это на «соцреализм», однако!). В 1965году Нобелевская премия по литературе присуждена М.А.Шолохову за роман »Тихий Дон» с формулировкой:» За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
Три экранизации на протяжении 20 века:1930,1958,1992гг. И, кажется, муссируются разговоры о новой экранизации уже в веке 21,и это закономерно: великие произведения экранизируются многократно, затем киноведы и киноманы спорят о достоинствах и недостатках каждой из версий.
Общее сравнение по уровню и значению «Тихого Дона» - только с «Войной и миром» Л.Н.Толстого.
Обсуждение художественных достоинств этого, по оценке нобелевского комитета, эпического по размаху произведения о России в переломное для нее время, - выходит за рамки нашей статьи. На эту тему существует обширная литературоведческая литература: статьи, монографии, прочтение ряда которых обогатит любого умением ч и т а т ь большую литературу.
Мы же попробуем разобраться в тайне, которая буквально со дня публикации первой части романа в конце 20-х гг. 20 в. - многим и многим не дает покоя-в СССР, в эмиграции, в зарубежных кругах читателей и исследователей,в сегодняшней России.Не разрешена эта тайна века и по сей день. Кто написал» Тихий Дон»? - вновь и вновь задаются вопросом тысячи читателей и исследователей. Последних сонм, и они предпринимают самые разнообразные и все более изощренные методы,включая новейшие технологии компьютерного анализа текстов - в попытках установления подлинного авторства. Сама эта история подозрений в плагиате и попыток разрешить тайну-полна самых драматических и увлекательных коллизий, достойна описания в отдельной книге: история попыток установления подлинного авторства»Тихого Дона».
Но чем же »не угодил» сам Михаил Шолохов, как единственный официальный автор романа?В чем его подозревают? Как ни покажется смешно и грустно: в чрезмерной молодости. Не мог двадцатилетний человек создать такое грандиозное полотно эпохи. Ведь даже гении литературы в столь ранние лета создавали в лучшем случае- поэтические шедевры, романтические повести, рассказы о любви.Яркие произведения, дышащие юностью, свежестью чувств-но не жизненным опытом, тонким психологизмом в воссоздании человеческих характеров,наконец, владением массивом специальных сведений,в изобилий, рассыпанных в этом социально-психологическом романе-хронике. Конечно, при определенной эрудиции несложно привести примеры, когда и почти столь же молодые авторы создавали подобные по размаху прозаические произведения.
Романы »Герой нашего времени»Михаила Лермонтова и «Будденброки» Томаса Манна (также нобелевский роман). Это лишь иллюстрация мысли, примеров гораздо больше.
Это не доказательный критерий.
Но есть куда более существенный критерий, ставящий под сомнение авторство Шолохова: образовательный уровень. При наличии большого дарования можно создавать шедевры и в ранней юности, и тому примеров в истории немало.
Как и обратных: когда преклонные лета нисколько не гасили творческой мощи писателей, художников, композиторов, ученых.
Но и самое великое дарование не раскроется в полной мере-без соответствующей подготовленности, уровня образования, специального мастерства, среды обитания-да мало ли что влияет на профессиональное и творческое становление и развитие!
Сергей Есенин мог придти со своим нехитрым образовательным багажом, но природным талантом стихотворца,-прямо на порог с трудом найденного им дома, где жил Александр Блок- и поразить признанного классика самобытностью таланта» крестьянского поэта».
А мог ли Михаил Шолохов со своим четырехклассным образованием, недолгой работой собкора, занятостью в комсомольской работе-все это едва ли оставляло так уж много времени на глубокое общее и литературное самообразование, которое могло бы с лихвой компенсировать недостаток полученного официального, - создать, да еще в кратчайшие сроки, «Тихий Дон»? Роман-эпопея высочайшего художественного уровня.
Зрелость пера даже для большого мастера.
Автор, демонстрирующий владение материалами военных архивов.
Глубокое знание тонкостей межпартийных и межфракционных баталий и контекста жизни Государственной Думы начала 20 века в России.
Со следами в тексте личного участия автора в событиях гражданской войны на Юге, причем на стороне Белой Армии?!
На эти закономерно возникающие вопросы ни сам Михаил Александрович Шолохов, ни партия его защитников и апологетов-сколько-нибудь убедительных ответов так и не дали.
Последующая пятидесятилетняя литературная каръера М.А.Шолохова была увенчана всевозможными наградами официального признания, высокими должностями в литературной и партийной сферах, ранга первого классика советской литературы с изучением в школьной программе. Переводами, переизданиями, экранизациями,переложениями сюжетов произведений на язык драмы и оперы.
Не было только главного: произведения равного по уровню «Тихому Дону». Даже количественно Шолохов за долгую литературную жизнь, в которой ему никто не стал бы чинить препятствий с публикациями и апологетикой, написал совсем немного произведений.
Помимо ранних, и по собственному признанию автора, еще очень неумелых, хотя и не лишенных обаяния, «Донских рассказов» (до «Тихого Дона») - роман» Поднятая целина», интересный, но по оценке литературоведов, не идущий в сравнение с «Тихим Доном». Пронзительнейший рассказ «Судьба человека».Незаконченный роман «Они сражались за Родину». Еще ряд рассказов. Вот, пожалуй, и все. Как ни оценивать эти произведения,уже, несомненно, принадлежащие перу М.А.Шолохова-им далеко до «Тихого Дона».Да и сам Шолохов на склоне лет с горечью признавал в частных беседах, что ему так и не удалось написать что-то хоть отчасти равное по Я думаю, что не только в «угасании таланта» дело-но в донельзя приторной захваленности свыше и отсутствия у критиков права хоть на тень…собственно, нормальной профессиональной критики, а у читателей-естественной разноголосицы суждений: художник должен творить в гораздо более суровых условиях, чтобы не снижать своего уровня.
И все же: если Шолохов не автор-то кто?! И каким образом Шолохову удалось присвоить авторство великого романа (если списал с кого-то)?
Существует давняя и многажды оспариваемая и вновь выдвигаемая версия авторства: Федор Крюков.
Самое, на наш взгляд, интересное в этой небесспорной версии: это наличие гораздо большего числа психологических пунктов, по которым с версией авторства Крюкова согласиться легче, чем – Шолохова. Не доказательства сами по себе, необходимые и достаточные, но все же…Сегодня уже Федора Крюкова называют «запрещенным классиком», стоящим в ряду с Федором Достоевским.
Скрупулезное многолетнее исследование провела Ирина Медведева-Томашевская в 60-е, причем с немалым риском. Монография ее впоследствии была опубликована в 1974г.в Париже-«Стремя Тихого Дона» с предисловием А.Солженицына.В ней она дает обоснование версии авторства в пользу Федора Дмитриевича Крюкова.
Проследим кратчайшим образом биографическую канву этого известного в свое время донского писателя: родился 2(14)февраля 1870г. в станице Глазуновской Усть-Медведицкого округа земли войска Донского в семье казачьего атамана. Зажиточное происхождение дало возможности получить отличное образование:окончил Петербургский историко-филологический институт (литературное образование!). Статский советник в табели о рангах Российской империи. Депутат Первой Государственной Думы (вспомним знание партийно-фракционной борьбы в романе, деталей деятельности Российской Думы!). Заведующий отделом литературы и искусства журнала «Русское богатство» - одного из лучших и передовых литературных журналов в дореволюционной России, выходивший под редактированием В.Г.Короленко, печататься в котором считали престижным лучшие литераторы России. Один из создателей партии «народных социалистов». Преподовал русскую словесность и историю в гимназиях Орла и Нижнего Новгорода. Среди его учеников был поэт Александр Теняков.
И, наконец, в Гражданскую войну был участником Добровольческого Белого движения. Секретарь Войскового круга. Один из тех, кого называют »идеологами Белого движения». Не отсюда ли ошеломившее многих знание изнутри мельчайших деталей быта и нюансов, через которые надо пройти самому, и которые Шолохов знать точно не мог, не будучи даже в Красной Армии. Впоследствии сам Шолохов пытался объяснить, что это-де была поставлена такая художественная задача: писать во многом «от белых», проникнуть во всей глубине во внутренний мир главного героя романа Григория Мелехова, раздираемого противоречиями.
В 1920 г., отступая с остатками армии Деникина к Новороссийску, в дороге Ф.Крюков заболел сыпным тифом и вскоре скончался.
Что сталось с полевой сумкой, где были рукописи, которые Крюков намеревался издать за рубежом, в белой эмиграции? - Есть недоказанная версия, что полевая сумка с рукописями Крюкова перешла в руки сослуживца-белогвардейца и также литератора П.Я Громославского. Последний же был тестем Михаила Шолохова. Последний факт неопровержим, прочие-на уровне слухов.
Возможно ли доказать авторство Крюкова или Шолохова объективно, с применением компьютерного анализа стилевых особенностей, частоты повторяемости тем, мотивов, даже отдельных слов и оборотов речи и пр., и пр. Да, такая работа проводилась, причем за рубежом.
«Тихий Дон» - не анонимное произведение. Оно было опубликовано Михаилом Шолоховым, и соответственно его следует считать единственным автором до тех пор, пока не будет доказано обратное» - резюмировали компьютерное исследование норвежские авторы Г.Хьетсо и др. в монографии »Кто написал «Тихий Дон»?». Лично я, автор этих строк, читала эту работу с обилием цифровой статистики ЭВМ по сопоставлению текстов Крюкова и Шолохова. ЭВМ в 80-е, когда проводилось исследование, выдало: автор в большей долей вероятия-Шолохов.
Может ли умный компьютер выдать очевидный абсурд? Верить ли бесстрастной машине, когда психологически подобный вывод принять почти невозможно? Хьетсо и др.потом упрекали в открытых симпатиях к Шолохову и, следовательно, в тенденциозности и необъективности в построении программы расчетов.
Однако,методология не столь уж тенденциозна,а компьютер,проведший по этой программе исследование,не так уж и врет. Громадная работа по сопоставлению текстов Крюкова и Шолохова, по анализу несоответствий друг другу по стилевым особенностям частей романа, проделанная множеством других исследователей, показала: наличествует своеобразная амальгама, смешение литературных почерков обоих писателей! Час от часу не легче! В конце концов, стала утверждаться точка зрения (Мариэтта Чудакова и др.),что «за основу» романа положены черновики Крюкова, но текст существенно дополнен,переписан,переработан, местами искажен-рукою Шолохова или тех, кто правил оригинальный текст за него.
Это не оговорка: существует еще более эксцентричная версия о том, что Шолохов вообще не написал ни одного из приписываемых ему произведений, а был нобелевским «проектом» КГБ, а за него писали разные другие писатели.(Сейчас такие теневые авторы успешных «брендов« называются «неграми»).
Все же нам эта гипотеза:про то, что Шолохов «вообще ничего не написал из приписываемых ему сочинений» представляется сомнительной, по меньшей мере. Невозможно всю жизнь прожить в такой чудовищной лжи.
А «Тихий Дон»…Я полагаю, это была драма всей жизни Шолохова, когда он просто физически был не в силах открыть всю правду о создании величайшего романа. Да и не позволили бы: в 30-е «Комиссия Марии Ульяновой» по расследованию »лживых измышлений о плагиате» пригрозила самым недвусмысленным образом в печати репрессиями тем, кто усомниться в авторстве М.Шолохова.
Он уже просто не принадлежал самому себе.
Есть еще версии, и еще…Но все равно-недоказательные.
Упоминавшийся в начале нашей статьи С.Семанов писал, что в истории литературы есть случаи анонимности и неустановленности на уровне строгих доказательств авторства великих произведений. В числе прочих называл »Слово о полку Игореве». Так вот,выходит, не только толща столетий, но и современность могут оставлять неразрешимые загадки.
04/09/2011.

Николай Васильевич Склифосовский - выдающийся русский хирург . Является один из известнейших врачей России. Многие считают его первым по заслугам перед отечественной медициной после Н. И. Пирогова . Основными достижениями Склифосовского являются исследования в области военно-полевой хирургии.

Биография Склифосовского

Родился Николай Васильевич 6 апреля 1836 года в Херсонской губернии. Отец его был небогатым письмоводителем, работающим в карантинной конторе. Когда у отца возникли материальные проблемы, Склифосовский вместе с другими детьми попали в приют. В приюте он полностью окунулся в образование. Николаю Васильевичу легко давались иностранные языки, литература, история и естественные науки.

Повзрослев, будущий хирург поступил в Одесскую гимназию . Будучи одним из лучших учеников он заканчивает это учебное заведение в 1854 году с серебряной медалью. Высокие достижения в гимназии позволили Склифосовскому получить льготы для поступления в Московский университет. Он сдает на отлично вступительные экзамены и поступает на медицинский факультет .

В 1859 году Николай Васильевич оканчивает Московский университет и уезжает в Одессу. Там он устраивается ординатором в хирургическое отделение больницы . Ассистируя врачу на своей первой операции, Николай Васильевич упал у в обморок. Но усердие хирурга помогло ему достичь своих целей. Всего за несколько лет он стал одним из авторитетных врачей. Спустя некоторое время Склифосовскому была предложена должность главного врача, но он отказался, отдав предпочтение практике, а не карьерному росту.

В 1863 году хирург защитил докторскую диссертацию "О кровяной околоматочной опухоли". Уникальность его исследования заключалась в том, что до него практически не было работ, изучающих данное заболевание.

В 1866 году Николай Васильевич уехал за границу на 2 года. Там он работал в Германии в патологоанатомическом институте профессора Вирохова, в хирургической клинике профессора Лангенбека, в прусской армии на перевязочных пунктах. Позже хирург побывал во Франции, Англии и Шотландии.

Вернувшись на родину с огромным опытом хирурга, Склифосовский написал серию работ, повлиявших в 1870 году на его приглашение в Императорский Киевский университет. Там он продолжил свою исследовательскую деятельность и написал труды:

  1. Резекция обеих челюстей
  2. Оперативное лечение неподвижности коленного сочленения
  3. Вырезывание зоба
  4. Сосочковое новообразование яичника. Иссечение его.

Именно там Склифосовский начал внедрять антисептик . Он стремился, чтобы в палатах было чисто, а в операционных соблюдалась стерильность.

Особо следует отметить участие Склифосовского в военных кампаниях . Он был на фронтах австро-прусской войны (1866-1868), франко-прусской войны (1870-1871), Балканской войны (1876), русско-турецкой войны (1877-1878). Там Николай Васильевич набирался практического опыта в области военной-полевой хирургии и собирал информацию о недостатках оказание медицинской помощи на поле боя.

В 1878 году хирург устроился на кафедру академической хирургической клиники, а через 2 года - на кафедру клиники Московского университета. Именно там Склифосовский внедрил необходимость стерилизовать инструменты кипячением. Больные теперь при поступлении в стационар должны были принимать ванну и одевать чистую одежду. А также, именно Николаем Васильевичем было введено правило ведения истории болезни пациента. Проработав до 1893 года деканом медицинского факультета Московского университета, Склифосовский переехал в Петербург, где до 1900 года обучал врачей практической хирургии в институте усовершенствования врачей. После этого его здоровье начало ухудшаться, и он уехал в Полтавскую губернию в свою усадьбу Яковцы. В 1904 году Склифосовский умер .

Вклад в медицину

Николай Васильевич был одним из выдающихся военно-полевых хирургов . Как уже упоминалось выше, он участвовал в нескольких войнах, что позволило ему получить колоссальный опыт в области военно-полевой хирургии. Особый интерес вызывают его наблюдения за огнестрельными ранениями органов грудной и брюшной полости . Им было выявлено, что не все повреждения груди опасны для жизни. Сквозные пулевые ранения с точечным входящим отверстием без выраженного кровотечения в полость плевры могут не осложняться инфекцией.

Склифосовским была произведена оценка влияния кровяных сгустков на рану . По его заключению кровяные сгустки способствуют герметичному закупориванию раны, что благотворно сказывается на течение раневого процесса при проникающем ранении. Это был первый шаг к тому, чтобы начать хирургическим путем закрывать открытое ранение грудной клетки.

Особое внимание Николай Васильевич уделял гигиеническому режиму военных госпиталей . Повышенные требования хирурга позволили снизить заболевания дизентерией, тифом и другими инфекциями в подведомственных ему учреждениях.

После русско-турецкой войны им были предложены ряд изменений в организации медицинской службы . Среди них было предложение о создании подвижных санитарных команд , появляющихся там, где это необходимо. Идея эта была реализована только во время Великой Отечественной войны Николаем Ниловичем Бурденко .

Склифосовским также была предложена своя методика сортировки раненых . Вместо деления на тяжело- и легкораненых им предлагалось создать 4 группы:

  1. Оставляемые в госпитале
  2. Подлежащие гипсованию
  3. Получающих простую перевязку
  4. Роненых, способных вернуться в строй через 1-2 дня

Эти и другие инициативы Склифосовского значительно повлияли на развитие русской хирургии и гинекологии. В 1923 году в честь Николая Васильевича был назван научно-исследовательский институт скорой помощи в Москве.

Склифосовский Николай Васильевич - (25 марта (6 апреля) 1836 — 30 ноября (13 декабря) 1904) — заслуженный профессор, директор Императорского клинического института великой княгини Елены Павловны в Санкт-Петербурге, автор трудов по военно-полевой хирургии брюшной полости.

Он родился неподалеку от города Дубоссары, а гимназию закончил в Одессе. Врачом Склифосовский решил стать еще в детские годы, поэтому после окончания гимназии он отправился в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Там и определилась его медицинская специальность - хирургия.

Собирание земли русской закончено... а период детства, подражательности и культурных заимствований миновал. Мы заплатили роковую дань исторического ученичества и вступили в колею самостоятельной жизни. У нас есть своя литература, есть наука и искусство и стали мы на всех поприщах культуры деятельными и самостоятельными и вот, за исключением некоторых памятников из эпохи исторического периода нашей истории, нет у нас почти никаких свидетельств пережитого... Народ, имевший своего Пирогова, имеет право гордиться, так как с этим именем связан целый период врачебноведения...

Склифосовский Николай Васильевич

Вернувшись после окончания университета на родину, Склифосовский несколько лет проработал земским врачом, а затем поступил в Одесскую городскую больницу, где вскоре стал заведовать хирургическим отделением. Все свободное время он совершенствовал свои хирургические навыки, а уже через три года защитил докторскую диссертацию. Но и тогда он считал, что еще не обладает достаточными знаниями и опытом.

В 1866 году Склифосовский отправился в заграничную командировку. За два года, в течение которых ему удалось поработать в Англии, Франции и Германии, Николай Васильевич познакомился с различными хирургическими школами и изучил особенности организации медицинской помощи в разных странах. Именно в это время он обратил внимание на работы знаменитого хирурга Листера, который впервые обосновал необходимость стерилизации хирургических инструментов и операционного поля. Теперь трудно себе представить, что еще в середине прошлого века большинство хирургов считали это совершенно необязательным и даже вредным!

Доклады, сделанные Склифосовским на нескольких медицинских съездах, привлекли к нему внимание специалистов. Одним из первых он разработал практическую методику хирургического обеззараживания. Когда началась австро-прусская война, Склифосовский получил разрешение австрийского правительства и отправился на фронт. После заключения мира он вернулся в Одессу, но, как оказалось, ненадолго, потому что началась франко-прусская война и ему снова пришлось отправиться на фронт. Правда, через несколько месяцев он опять вернулся в Россию, но на этот раз в Петербург, поскольку был приглашен в Медико-хирургическую академию - единственное учебное заведение в России, где готовили военных врачей.

В Петербурге Склифосовский проработал пять лет, после чего снова отправился на балканскую, а затем и на русско-турецкую войну. Там он работал вместе с замечательным хирургом Н. И. Пироговым, который дал блестящий отзыв о профессиональной подготовке своего коллеги. В качестве консультанта Красного Креста Склифосовскому приходилось сочетать работу хирурга с многосторонней организаторской деятельностью. Во время тяжелых боев под Плевной и у подножия Шипки он порой не прерывал работу по несколько суток, чтобы оказать помощь всем, кто в ней нуждался. Позже подсчитали, что непосредственно через его руки прошло более десяти тысяч раненых.

После возвращения в Россию Склифосовский становится профессором Московского университета и заведующим хирургической клиникой. Это был смелый шаг, поскольку в то время клиника находилась в совершенно запущенном состоянии. Но Склифосовский энергично взялся за дело, и вскоре клиника стала одним из лучших лечебных учреждений в Европе. Склифосовский одним из первых не только в России, но и в Европе ввел горячую обработку инструментов и медицинского белья и добился практически полного отсутствия послеоперационных осложнений и заражений. Многие тяжелые болезни, которые большинство врачей считало неизлечимыми, были побеждены только благодаря усилиям Склифосовского.

Вокруг медицинской клиники на Девичьем поле скоро был построен целый городок, опять же при непосредственном участии Склифосовского. Для его проектирования ученый создал общественный комитет, в который собрал ведущих специалистов своего времени. Программу гигиенических мероприятий Склифосовский разработал вместе с Ф. Эрисманом, заложившим основы медицинской гигиены. А для того, чтобы получить необходимые средства, ему пришлось несколько раз съездить в Петербург к министру здравоохранения.

Однако Склифосовский не успокоился и после того, как обустроил свою клинику. Он взялся пропагандировать последние научные достижения среди практикующих врачей и для этих целей создал Общество русских врачей. По его инициативе в России впервые стали проводить периодические съезды хирургов. Но наибольший резонанс имел организованный Склифосовским XII Международный съезд хирургов. Он прошел в Москве в 1897 году. На нем присутствовали крупнейшие ученые из многих стран мира и в том числе выдающийся немецкий физиолог Рудольф Вирхов. Посетив клинику Склифосовского, он сказал в интервью: "Вы стоите во главе учреждения, которому завидуют другие народы Европы!"