Синтетический разбор предложения онлайн. В предложениях с обособленными членами речи. Пример синтаксического разбора предложения

Большое количество ошибок при анализе простых предложений связано с непониманием специфики односоставных и неполных предложений, с неумением различать эти типы конструкций.

Односоставные предложения - это предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена. Этот главный член в предложении является грамматически независимым и выражается формами глагола, существительным, а также наречием. Грамматическое и лексическое значение главного члена таково, что наличие второго главного члена исключается.
Тип односоставного предложения определяется по значению главного члена. Все односоставные предложения делятся на два типа: глагольные и именные. К глагольным относятся определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения. Именной тип представлен назывными предложениями.

    В определенно-личных предложениях главный член указывает на принадлежность действия определенному лицу - говорящему или слушающему. Такое значение в русском языке имеют только глаголы 1 или 2 лица: Хож у на охоту. Дай , Джим, на счастье лапу мне .

    В неопределенно-личных предложениях главный член имеет значение неопределенного лица: Некрашеные полы здесь моют с дресвой. Значение неопределенного лица позволяет соотнести действие и с одним единственным лицом, и с большой по численности группой лиц. Значение глагольной формы как бы вообще отвлечено от конкретизации носителя действия. Такое значение в русском языке способны получать глаголы в форме 3 лица множественного числа, глаголы в форме множественного числа прошедшего времени и сослагательного наклонения.

    Обобщенно-личные предложения имеют главный член, значение которого представляет действие как относящееся ко всем лицам без исключения. Такие значения широко представлены в предложениях-пословицах, предложениях-афоризмах: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда . Обобщенно-личное значение выражается в русском языке глаголами 2 лица единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, а также глаголами 3 лица множественного числа изъявительного наклонения: В чужой монастырь со своим уставом не ходят .
    Выражение этого типа значения с помощью глагольной формы 2 лица приводит к тому, что говорящий среди всех лиц, к которым он относит действие, невольно выделяет себя и своего собеседника. Поэтому условно значение обобщенно-личного типа можно представить как "я + ты + все другие".
    Не случайно предложения такого типа не употребляются в научном и официально-деловом стиле.

    Безличное предложение имеет главный член, который выражает действие или состояние безотносительно к лицу:На улицах чисто; Автобус подкидывало все чаще; Уже смеркается.
    Безличное значение в русском языке может выражаться безличными глаголами, личными глаголами в безличном значении, наречиями. Некоторые из этих наречий могут употребляться только в качестве главного члена безличного предложения: можно, нужно, жаль, пора и др.

    Назывные предложения говорят о существовании, бытии какого-либо предмета.
    Главный член назывных предложений выражен существительным в именительном падеже:

    Ночь . улица , фонарь , аптека , бессмысленный и тусклый свет .

    Номинативные предложения могут включать в свой состав указательные частицы:

    Вот дом Петровых.

    Из второстепенных членов предложения в назывных предложениях наиболее часто можно встретить согласованные и несогласованные определения

Цели урока: познакомить учащихся с порядком проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения, научить производить устно и письменно этот синтаксический разбор.

Ход урока.

    Организационный момент.

Домашнее задание: упр. 216.

    Актуализация знаний учащихся.

    Фронтальный опрос.

- В чем разница между односоставными и двусоставными предложениями?

- Назовите виды односоставных предложений.

- Расскажите об односоставных назывных предложениях.

- Перечислите виды односоставных предложений, в которых главный член может быть выражен глаголом.

Чем различаются по значению О-Л, Н-О и БЛ предложения? (в О-Л называется действие, совершаемое лицом, говорящим или собеседником; Н-Л предложения называют действие, совершенное каким-то неопределенным лицом; БЛ предложения –это предложения, в которых не называется тот, кто совершает действие)

Какие односоставные предложения могут употребляться при описании состоянии природы, состояния человека?

Представьте, что ученик не умеет отличать Н-Л предложения от О-Л. Как бы вы разъяснили, чем они различаются?

III . Определение темы и цели урока.

На доске записаны предложения.

Сентябрь месяц. Боюсь грозы. Сердцем чувствую причастность. Здесь не разминуться.

Найдите главный общий признак предложений и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Все эти предложения односоставные. Значит, тема сегодняшнего урока- односоставные предложения).

Отталкиваясь от темы урока и учитывая, что весь учебный материал по ней изучей, восставьте цель урока.

(повторить и систематизировать изученный материал об ОП, учиться различать и виды)

Отталкиваясь от темы урока, составьте связный рассказ по данной схеме:

Сегодня мы завершаем работу над односоставными предложениями. Подводим итог. Завершим работу синтаксическим разбором односоставного предложения.

Какой разбор называется синтаксическим?

Как вы думаете, что нам необходимо знать, для того, чтобы выполнить синтаксический разбор односоставных предложений?

Давайте сравним рассказанную вами схему с той схемой, которая дана в учебнике.

Учебник: стр. 100. Зачитываем вслух сему разбора ОП.

    Объяснение нового материала. Работа по теме урока.

    Синтаксический разбор односоставного предложения.

Опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках, выполним синтаксический разбор предложения.

По хрустящему морозу поспешим на край земли и среди сугробов дымных затеряемся вдали. (Повеств, невосклиц., простое, односоставное, опред-личное, распространенное)

2. Работа с текстом. Работа в парах.

В тексте В. Ф. Тендрякова выделите грамматические основы, определите виды односоставных предложений.

Хорошо бы снова попасть в мир речных туманов, стогов сена, бревенчатых изб. Но это желание не сразу исполняется. Город как омут. Из него быстро не выскочишь.

Несколько лет я мечтал попасть на север. Хотелось ехать без всякой цели, глядеть, ощущать. Просто глядеть! Полные реки. Плоты кувшиночных листьев в черных заводях. Сумрачное серое небо, опускающееся до жесткой щетины еловых лесов. Просто глядеть! Ведь когда-нибудь можно же доставить себе такое скромное счастье.

Самостоятельно выполните синтаксический разбор 2-х односоставных предложений.

3. Выполнение тестового задания с дальнейшей самопроверкой.

1. Найдите ошибку в характеристике предложения.

Преодолели еще один горный перевал.

а) простое

б) односоставное

в) нераспространенное

г) неопределенно-личное

2. Отметьте односоставное предложение.

а) В пять лет мальчик уже читает и пишет.

б) Ты принес мне книгу?

в) Мне нездоровится.

г) В доме кипит самовар.

3. Какая характеристика соответствует данному предложению?

Нечего из мухи делать слона.

а) двусоставное

б) односоставное, безличное

в) односоставное, определенно-личное

г) односоставное, неопределенно-личное

4 . К какому типу односоставных относится данное предложение?

Наш поезд задержали на пограничном разъезде.

а) неопределенно-личное

б) определенно-личное

в) безличное

г) назывное

IV . Подведение итогов урока. Рефлексия.

О каких типах ОП мы с вами говорили?

Назовите их основные признаки.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

У вас остались какие-нибудь вопросы, ответы на которые вы не получили на сегодняшнем уроке?

V . Домашнее задание.

Упр. 216. по заданию.

Сегодня мы продолжаем изучать сложное предложение, на этом уроке научимся делать его синтаксический разбор.

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное ).

2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное ).

3. Выделить простые предложения в составе сложного, определить их основы.

4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзные, бессоюзные ).

5. Выделить второстепенные члены в каждой из частей сложного предложения, указать, распространенной или нераспространенной она является.

6. Отметить наличие однородных членов или обращения.

Предложение 1 (рис. 1).

Рис. 1. Предложение 1

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (имеет две грамматические основы), союзное (соединенное союзом и ), и первая, и вторая части - нераспространенные (рис. 2).

Рис. 2. Разбор предложения 1

Предложение 2 (рис. 3).

Рис. 3. Предложение 2

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное. Первая часть распространенная (есть определение), вторая нераспространенная (рис. 4).

Рис. 4. Разбор предложения 2

Выполните синтаксический разбор предложения (рис. 5).

Рис. 5. Предложение

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное. Первая часть распространенная, осложнена однородными сказуемыми. Вторая часть распространенная.

Рис. 6. Разбор предложения

Список литературы

1. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях Львова С.И., Львов В.В. 9-е изд., перераб. - М.: 2012 Часть 1 - 182 с., Часть 2 - 167 с., Часть 3 - 63 с.

2. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012. - Часть 1 - 192 с.; Часть 2 - 176 с.

3. Русский язык. 5 класс. Учебник / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. - М.: 2012 - 318 с.

4. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях Рыбченкова Л.М. и др. - М.: Просвещение, 2014. - Часть 1 - 127 с., Часть 2 - 160 с.

1. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» ()

Домашнее задание

1. Каков порядок синтаксического разбора сложного предложения?

2. Какие бывают сложные предложения по средству связи между частями?

3. Подчеркните грамматические основы в предложении:

Приближался рассвет торопливый, посветлела небесная высь.

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

Зимний пейзаж

Лирический пейзаж

Пейзажная зарисовка

Поднял на ходу

Подбежал в попыхах

  1. Составить предложения

Художник И.Шишкин обладал удивительным даром находить в природе чудесные пейзажные картины.3

  1. Работа с доской. (слайд 5)

Шишкин. Это Россия с

ног до головы. Он прекрасно

Мартирос Сарьян

  1. Тренировочное упражнение. (слайд 8)
  1. Фронтальный опрос

1 группа - Определённо-личные предложения

3 группа - Обобщенно - личные предложения

5 группа - Назывные предложения

3.По улицам слона водили - обобщенно-личное предложение?

3.В предложении:

И чувства нет в твоих очах,

и правды нет в твоих речах,

и нет души в тебе

(Ф. Тютчев.)

Слово нет - сказуемое?

  1. Работа с учебником стр 79-100
  2. Употребление односоставных предложений в речи

1-я группа. Определенно-личные предложения.

2-я группа. Неопределенно-личные предложения.

3-я группа. Обобщенно-личные предложения.

4-я группа. Безличные предложения.

5-я группа. Назывные предложения.

Добрый день! Счастливый путь!

  1. Самостоятельная работа (слайд 13)
  • Доказать что это текс
  • Озаглавить текст
  • Сравнить с эпиграфом
  • Найдите сложное предложение
  • Объясните знаки препинания
  • Провести морфемный разбор
  1. Тестовая работа.
  2. Итог урока, подведение итогов конкурса. (слайд 14)
  3. Домашнее задание. (слайд 15)

Просмотр содержимого документа
«Синтаксический разбор односоставных предложений. Систематизация и обобщение изученного по теме: " Односоставные предложения" »

Тема урока . Синтаксический разбор односоставного предложения. Систематизация и обобщение изученного по теме: « Односоставные предложения».

Цель урока. Познакомить учащихся с синтаксическим разбором односоставных предложений. Систематизировать ранее изученный материал. Обобщить все полученные знания по данной теме. Развивать речь учащихся, прививая чуство прекрасного к родной земле и родной природе.(слайд 2)

Ход урока.

    Организационный момент

    Сообщение темы урока. (слайд 1)

    Орфоэпическая работа. Расставить ударения. (слайд 3)

Тефтели, черпая, диалог, документ, банты, досуг, каталог, красивее, начать.

    Словарная работа (слайд 4)

Впопыхах

    Определить значение слов

    Составить словосочетания

Зимний пейзаж

Лирический пейзаж

Пейзажная зарисовка

Поднял на ходу

Подбежал в попыхах

    Разобрать словосочетания, указать вид связи

    Составить предложения

Художник И.Шишкин обладал удивительным даром находить в природе чудесные пейзажные картины. 3

    Работа с доской. (слайд 5)

Шишкин. Это Россия с

ног до головы. Он прекрасно

воспринимает свою природу, своё

солнце, свой воздух, свое пространство.

Мартирос Сарьян

    Тренировочное упражнение. (слайд 8)

    Фронтальный опрос

    Какие предложения по наличию главных членов предложения вы знаете?

    Что значит «Односоставные предложения»?

    Какие виды односоставных предложений вы знаете?

    Из представленных на экране предложений выбираем односоставные и записываем.

    Работа в группах. (Представлено 5 групп, каждая выбирает себе название) (слайд 9)

    Коллективная работа по карточкам

1 группа – Определённо-личные предложения

2 группа - Неопределённо- личные предложения

3 группа – Обобщенно – личные предложения

4 группа - Безличные предложения

5 группа – Назывные предложения

Каждая группа рассказывает о своём предложении

Блиц-опрос

Отвечает каждый участник творческой группы. Ответ: "да" - "нет".

1-я группа. Определенно-личные предложения.

1.Определенно-личное - двусоставное предложение?

2.Главный член определенно-личного предложения в форме сказуемого 1 или 2-го лица?

3.Люблю грозу в начале мая - определенно-личное предложение?

2-я группа. Неопределенно-личные предложения.

1.Это односоставные предложения?

2.В них можно восстановить подлежащее? Нужно ли?

3.Могут ли в них быть подлежащими местоимения 1-го, 2-го лица?

3-я группа. Обобщенно-личные предложения.

1.Обощенно-личное предложение указывает на то, что действие производится любым лицом, всеми?

2.Обобщенно-личные предложения чаще используются в устной речи в виде пословиц?

3.По улицам слона водили – обобщенно-личное предложение?

4-я группа. Безличные предложения.

1.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения?

2.Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?

3.В предложении:

И чувства нет в твоих очах,

и правды нет в твоих речах,

и нет души в тебе

(Ф. Тютчев.)

Слово нет - сказуемое?

5-я группа. Назывные предложения.

1.Может ли назывное предложение быть нераспространенным?

2.Имеют только один главный член подлежащее?

3.Зима. Крестьянин торжествуя. Оно назывное?

  1. Суха теория, мой друг. Работа с текстом (слайд 10)

Выписать односоставные предложения, вставить орфограммы.

Зимний лес. Вокруг ни души. Тишина. Торжественно и чуткое безмолвие. По обоим сторонам тропинки сосны. Впереди деревья, поваленные бурей. На некоторых из них ветки, укутанные снегом. Вдали вижу длинные, обледеневшие косы берёз, спускающиеся чуть ли не до самой земли. Глубок снег. Иней похож на кружево. Красиво! Даже дух захватывает.

    Синтаксический разбор односоставного предложения. (слайд 12)

    Работа с учебником стр 79-100

    Употребление односоставных предложений в речи

Каждая группа представляет индивидуальные задания. Употребление односоставных предложений в речи Различные виды односоставных предложений имеют определенное отношение к той или иной сфере общения. Расскажите об этом.

1-я группа. Определенно-личные предложения.

Очень часто употребляются в художественной литературе, разговорной речи. Сфера употребления обширна. Особенно часто местоимения опускаются в стихах, т.к. личное местоимение не прибавляет нового смысла, но делает текст громоздким

Пять лет пронеслось: все тоскую по Вас. (Лермонтов)

Употребление их в речи делает ее живой, непринужденной, динамичной.

2-я группа. Неопределенно-личные предложения.

Сфера употребления более узкая. Почти не встречается в научных трудах, в деловых документах, т.к. язык научных произведений, деловых бумаг не терпит никакой неясности. В разговорной речи употребляются, когда не хотят называть действующее лицо.

3-я группа. Обобщенно-личные предложения.

Свойственны народной речи, выражают суждение общего характера:

Смотришь - и глазам своим не веришь.

4-я группа. Безличные предложения.

Безличные предложения, обозначающие явления природы (темнеет, вечереет), состояние человека (нездоровится, меня что-то гнетет), используются преимущественно в разговорной речи.

5-я группа. Назывные предложения.

Чаще всего употребляются в художественной речи, публицистической. Находятся в начале текста, составляют цепочку, рисуют обстановку, в которой происходят события:

Какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханное поле.

Могут выражать приказ, приветствие.

Добрый день! Счастливый путь!

    Самостоятельная работа (слайд 13)

Заботливой хозяйкой пришла зима в наши леса. Вот холм у опушки. С него шаловливый ветер взял да сдул белую шапку. Нужно её надеть.

В тяжёлые снеговые шубы нарядила зима ели и сосны, до самых бровей нахлобучила белоснежные шапки, даже о веточках не забыла. Им связала пуховые варежки.

И рябине подарила белую шаль. Из-под неё словно гроздья ягод, словно красные серьги виднеются.

Стоишь смотришь вокруг и замираешь от этого чуда.

    Доказать что это текс

    Определить его тему, тип речи, стиль текста

    Озаглавить текст

    Сравнить с эпиграфом

    Найдите виды односоставных предложений

    Найдите сложное предложение

    Объясните знаки препинания

    Провести морфологический разбор

    Провести морфемный разбор

    Тестовая работа.

    Итог урока, подведение итогов конкурса. (слайд 14)

    Домашнее задание. (слайд 15)

Написать сочинение на тему: «Зимнее утро в лесу» (опираясь на картину И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»