Шпеер Альберт: биография, фото, работы. Альберт Шпеер после тюрьмы. Значение шпеер, альберт в энциклопедии третьего рейха

Начало карьеры

Шпеер родился на юго-западе Германии, в городе Мангейм, 19 марта 1905 года. Его отец был архитектором, и именно благодаря ему сформировались вкусы и интересы мальчика. Альберт учился в Карлсруэ, Мюнхене и Берлине. В 22 года он окончил столичное училище и стал дипломированным архитектором.

Карьера Шпеера началась с того, что он стал преподавателем. Как заявлял сам архитектор, в своей юности и молодости он был глубоко аполитичным. Однако именно в это время Германия переживала кризис за кризисом, из-за чего стала популярной радикальная нацистская партия. В 1930 году Шпеер Альберт вступил в ее ряды после того, как услышал речь Гитлера, которая его крайне воодушевила и оставила сильные впечатления.

Вступление в нацистскую партию

Молодой человек стал не просто членом партии. Он оказался в рядах штурмовых отрядов (СА). Политическая деятельность не помешала ему расти профессионально. Он поселился в родном Мангейме и стал получать заказы на изготовление планов построек. Партийное руководство также не обошло стороной молодой талант. Нацисты платили ему за перестройку зданий, в которых размещались учреждения НСДАП.

Реконструкция здания министерства пропаганды

Уже тогда Шпеер Альберт был непосредственно знаком с партийной верхушкой. В 1933 году Гитлер окончательно пришел к власти. Тогда же Геббельс дал Шпееру самое ответственное на тот момент для него задание - перестроить устаревшее здание, в котором должно было начать работать министерство пропаганды. Это была новая структура, созданная нацистами после прихода к власти. В министерстве было несколько отделов - административный, отвечающий за прессу, пропаганду, радио, литературу и т. д. Огромное государственное учреждение включало в себя многотысячный штат. Он должен был уместиться в новом здании так, чтобы не только успешно работать, но и быстро контактировать между собой. Все эти задачи были поставлены перед командой, которую возглавил Шпеер Альберт. Работы амбициозного архитектора вселяли уверенность в то, что он справится со своей миссией. Так и случилось. Во время Альберт Шпеер привлек внимание фюрера. Гитлер имел собственного архитектора - Пауля Трооста. Шпеер был назначен его помощником.

Помощник Пауля Трооста

Пауль Троост был знаменит по своим работам в Мюнхене, где много лет прожил Гитлер. Например, это знаменитый Коричневый дом, где до самого окончания войны располагалась баварская штаб-квартира нацистской партии. В 1934 году Троост скончался - вскоре после того, как Шпеер был назначен его ассистентом.

После этой потери Гитлер сделал молодого специалиста своим личным архитектором, поручая ему самые важные проекты. Шпеер Альберт занялся перестройкой столичной рейхсканцелярии. Еще за год до смерти Трооста он отвечал за оформление атрибутов партийного съезда, проходившего в Нюрнберге. Тогда впервые вся Германия увидела демонстрацию огромного символа Третьего рейха - красного полотна с символом черного орла. Этот съезд был запечатлен в пропагандистском документальном фильме «Победа веры». Вдохновителем многого из того, что было на пленке, был Альберт Шпеер. Архитектор с этого времени оказался в ближайшем окружении Адольфа Гитлера.

Несмотря на свою занятость Шпеер Альберт, личная жизнь которого сложилась крайне удачно, не забывал и о своей семье. Он был женат на Маргарет Вебер, у них было 6 детей.

Перестройка Берлина

В 1937 году Шпеер Альберт получил должность генерального инспектора имперской столицы, отвечающего за строительство. Архитектор получил задание разработать проект полной реконструкции Берлина. План был закончен в 1939 году.

Согласно макету, Берлин должен был получить новое название - Столица мира Германия. Это словосочетание полностью отражало пропагандистскую и идеологическую основу перестройки города. В названии употреблялась латинская версия написания слово «Германия». В немецком языке оно обозначало не страну (Deutschland), а ее женский образ. Это был национальная аллегория, которая пользовалась популярностью в XIX веке, когда еще не было никакой объединенной Германии. Жители многочисленных княжеств считали этот образ единым для всего немецкого народа вне зависимости от того, на территории какого государства он жил.

Над проектом новой столицы работали непосредственно Адольф Гитлер и его приближенный Альберт Шпеер. Архитектура города должна была быть монументальной, что символизировало бы центр мира. В своих публичных выступлениях Гитлер не раз упоминал о новой столице. По его задумке, этот город должен был походить на Вавилон или Рим во время существования античной империи. Конечно, Лондон и Париж казались бы провинциальными местечками по сравнению с ним.

Большую часть идей фюрера перенес на бумагу Шпеер Альберт. Фото современного Берлина также могут содержать некоторые его реализованные задумки. Например, это знаменитые фонари, которые были установлены рядом с Шарлоттенбургскими воротами. Столица должна была быть пронизана двумя осями дорог, которые позволяли бы быстро добраться до кольцевого шоссе, окружавшего город. В самом центре оказалась бы рейхсканцелярия, над реконструкцией которой также работал Альберт Шпеер. Проекты архитектора, касавшиеся перестройки Берлина, были одобрены фюрером.

Для того чтобы Шпеер как можно быстрее мог воплотить в жизнь амбициозный план, Гитлер наделили его невиданными полномочиями. Архитектор мог даже не считаться с мнением городских властей Берлина, в том числе магистрата. Это также говорит и большой степени доверия, которое Гитлер питал к своему приближенному.

Реализация проекта

Перестройка города должна была начаться со сноса большого жилого массива, в котором проживало около 150 тысяч жителей. Это привело к тому, что в столице оказалось много беспризорников. Для того чтобы расселить бездомных на новые квартиры, в Берлине начали репрессии против евреев, которых изгоняли из их родных апартаментов. Жилье отдавали вынужденным переселенцам, чьи кварталы сносились для реконструкции.

Реализация проекта началась накануне Второй мировой войны и продолжалась до 1943 года, когда многочисленные поражения на разных фронтах привели к экономическим проблемам. Реконструкция была заморожена до лучших времен, однако так и не возобновилась из-за поражения Третьего рейха.

Интересно, что перестройка затронула не только жилые кварталы. Были уничтожены кладбища в разных районах города. Во время реконструкции было перезахоронено порядка 15 тысяч трупов.

Зал Народа

Зал Народа являлся одной из самых значительных идей, которые были представлены в рамках проекта реконструкции Берлина. Это сооружение должно было появиться на севере столицы и стать важнейшим символом мощи немецкого государства. По задумке Шпеера, главный зал смог бы поместить около 150 тысяч посетителей во время торжеств.

В мае 1938 года Гитлер побывал в Риме. В античной столице он посетил многие памятники древности, в том числе и Пантеон. Именно это здание стало прообразом Зала Народа. Берлинский Пантеон планировалось построить из высококачественного мрамора и гранита. Гитлер рассчитывал, что здание простоит как минимум десять тысяч лет. Как и другие важные сооружения новой столицы, Зал Народа должен был быть построен к 1950 году, когда Германия окончательно покорила бы Европу.

Венцом сооружения был купол, который по проекту в десять раз превышал объем купола Собора Святого Петра в Ватикане. По подсчетам специалистов, строительство Зала могло обойтись немецкой казне в миллиард рейхсмарок.

Депутат рейхстага

Так как с наступлением войны большая часть профессиональной деятельности Шпеера была связана со столицей, он также начал участвовать в организационной жизни города. С 1941-го по 1945-й архитектор был депутатом берлинского рейхстага. Он был избран в западном избирательном округе города.

Рейхсминистр вооружения и боеприпасов

В 1942 году в авиационной катастрофе недалеко от Растенбурга погиб рейхсминистр вооружения и боеприпасов Фриц Тодт. На освободившуюся должность неожиданно был назначен Альберт Шпеер. Биография этого человека представляет собой пример жизнеописания дисциплинированного члена партии, который старательно делал свою работу, вне зависимости от того, какой пост занимал.

Также Шпеер отвечал за инспекцию энергоресурсов и дорог в Германии. Он регулярно посещал промышленные предприятия страны и делал все для того, чтобы они максимально долго работали на полную мощность, снабжая армию всем необходимым в условиях тотальной войны. На этой должности Шпеер много сотрудничал с Генрихом Гиммлером, который курировал концентрационные лагеря. Рейхсминистрам удалось создать экономическую систему, при которой благосостояние государства было основано на подневольном труде заключенных. В это время все взрослые и здоровые немцы сражалась на фронте, поэтому промышленность приходилось развивать за счет других ресурсов.

Последние месяцы войны

Весна 1944 года была крайне тяжелой для Шпеера. Он заболел и не мог работать. Отчасти из-за его отсутствия, но по большей части из-за бедственного положения экономики в это время немецкая промышленность находилась на грани краха. Летом был раскрыт неудачный заговор, целью которого было убийство Гитлера. Была обнаружена переписка предателей, в которой они обсуждали идею о том, чтобы сделать Шпеера министром в новом правительстве. Архитектору только чудом удалось убедить нацистскую верхушку в том, что он не был причастен к заговору. Сыграла роль и привязанность Гитлера к рейхсминистру.

В последние месяцы войны Шпеер пытался убедить фюрера не применять тактику выжженной земли. Уходя из городов, куда приближались союзники, немцы, как правило, разрушали всю промышленность, чтобы осложнить врагам их жизнь на пути наступления. Рейхсминистр понимал, что эта тактика гибельна не только для союзников, но и для Третьего рейха, где к концу войны не осталось ни одного стабильно работающего предприятия. Дороги и инфраструктура были разрушены снарядами и артобстрелами. стратегических объектов Германии стали регулярным событием, особенно после того, как к союзникам присоединились американцы.

Арест и приговор

Шпеер был арестован 23 мая 1945 года. Он был одним из немногих, кто признал свою вину на Архитектор также избежал смертной казни, в отличие от многих своих коллег в нацистском правительстве. Главным обвинением против рейхсминистра стало обвинение в использовании труда заключенных концентрационных лагерей. Шпеер использовал его в то время, когда отвечал за За свои преступления он был приговорен к тюремному сроку в 20 лет.

Заключенного отправили в Шпандау. Местная тюрьма контролировалась четырьмя странами-союзницами. Он отбыл весь положенный срок и вышел на свободу в 1966 году.

После освобождения

В 1969 году Альберт Шпеер (после тюрьмы) издал написанные за решеткой мемуары «Воспоминания». Эта книга сразу стала бестселлером в Европе и США. В Советском Союзе мемуары рейхсминистра не издавались. Это произошло уже после распада коммунистического государства.

В 90-е годы в России были изданы не только «Воспоминания», но и еще несколько книг Шпеера. В них он не только описывал обстановку в высших эшелонах власти Третьего рейха, но и пытался объяснить свои поступки на разных государственных должностях. Альберт Шпеер после тюрьмы жил в свободной обстановке буржуазной Европы. В 1981 году он скончался во время визита в Лондон.

26-летний архитектор вступил в НСДАП в 1931 г. — как он говорил позже, был впечатлен не идеологией, а лично Гитлером. Альберт Шпеер желал стать великим творцом, и партия сулила отличную карьеру. Уже через пару лет таланты и умение нравиться привели амбициозного Шпеера в ближний круг фюрера. С Гитлером, который сам был неудавшимся архитектором, они мечтали о строительстве новой величественной столицы. Личный архитектор фюрера, генеральный инспектор Берлина по строительству, депутат рейхстага — еще до войны Шпеер получил колоссальные творческие возможности, влияние, славу, богатство и высокие должности. Гитлер дал все, и Шпеер был рад вниманию «самого великого человека», и даже назвал в его честь своего сына (конечно, позже Адольфа переименовали в Арнольда). Художник продал душу дьяволу.

Но война, а не архитектура составляла суть нацизма, и Альберту Шпееру, человеку совсем не воинственному, пришлось служить «великой миссии» своего покровителя. 8 февраля 1942 г. он был назначен рейхсминистром вооружений и боеприпасов: руководством производства оружия Шпеер занимался до конца войны. Его организационные способности помогли экономике Германии продержаться до начала 1945 г.

Архитектор Гитлера стал единственным «добрым нацистом» из осужденных

Рационализация в производстве, стандартизация и удешевление оружия давали отличные результаты, но самый значительный вклад внесло другое новшество — использование рабского труда военнопленных, узников концлагерей и насильно угнанных остарбайтеров (всего около 7 млн человек). Драгоценные арийцы не должны были ощущать тягот войны. Условия в большинстве мест были таковы, что даже физически крепкий молодой человек едва ли мог продержаться больше года — гибли прямо на рабочих местах. Объемы производства вооружений постоянно росли, и в разы, даже в 1944 г. в условиях масштабных бомбардировок союзниками промышленных объектов. Но рабский труд миллионов остарбайтеров лишь оттягивал неизбежный крах гитлеровской Германии.


«Храм света» (Lichtdom), построенный в Нюрнберге по проекту Шпеера

Шпеер стремился во что бы то ни стало избежать виселицы и постарался стереть следы своей причастности к преступлениям, а также саботировал приказ Гитлера «Нерон» о разрушении промышленных и инфраструктурных объектов Германии. Еще с 1944 г. Шпеер выступал за прекращение войны. Его записка Гитлеру от 30 января 1945 г., в которой говорилось, что война проиграна окончательно, возможно, имела целью побудить фюрера к ее прекращению. Но Гитлер предпочел смерть, свою и еще миллионов людей, и в мае 1945 г. Шпееру пришлось заботиться о своем выживании. 23 мая союзники арестовали его и других видных нацистов во Фленсбурге, городке на границе с Данией.


Министр Шпеер предстал перед Нюрнбергским трибуналом — его обвиняли в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Действия архитектора во время процесса вошли в историю куда ярче его зданий: он стал единственным, кто признал коллективную ответственность нацистского руководства за преступления.

Бомбардировки союзниками заводов были почти безрезультатны

Стратегия защиты Шпеера оригинальна и находчива: признание коллективной ответственности одним из обвиняемых было очень на руку суду, при этом Шпеер уменьшал свою личную вину. Было глупо и бесполезно отпираться от обвинений, подкрепленных доказательствами, как делали другие подсудимые — Шпеер признал использование рабского труда и заявил о своем раскаянии. В его искренность поверил даже судебный психолог процесса Густав Гилберт (а позже и знаменитый Эрих Фромм). Правда, в один момент Шпеер чуть было не переиграл, рассказав, что в конце войны планировал убить Гитлера: пытался забросить яд в воздухозаборник его бункера, но в решающий момент не нашел стремянки. У других обвиняемых эта история вызвала издевательские смешки.


А. Шпеер во время Нюрнбергского процесса

Доказательств других злодеяний у суда не было. Шпеер заявил, что не знал о тайно проводимом Холокосте и избежал обвинений в гонениях на евреев. Публичное раскаяние и осуждение Гитлера спасли Шпееру жизнь. Он, так или иначе, заронил у суда сомнения в том, заслужил ли он повешения (на чем, кстати, настаивала советская сторона). К тому же, в течение 10 дней до ареста Шпеер давал показания американским военным аналитикам о своей работе, а также об эффекте, произведенном союзническими бомбардировками военных заводов, показав себя как ценного информанта. Приговор за военные преступления был мягок — всего 20 лет тюрьмы. Кадры видеохроники процесса запечатлели, как Шпеер выдохнул, услышав вердикт.

Пребывание за решеткой он посвятил созданию мифа о «добром нацисте». Покинув Шпандау в 61-летнем возрасте, через три года (1969) Шпеер издал подготовленные там «Воспоминания», и чуть позже — тюремный дневник. «Гитлера поддерживали идеализм и преданность таких людей, как я», — писал он. Книги стали бестселлерами и сделали автора богачом и любимчиком публики и СМИ. За интервью платили десятки тысяч марок. Образ «доброго нациста», обманутого Гитлером интеллектуала и художника, ничего не знавшего о его преступлениях и лично преданного своему вождю, пришелся немцам по душе. На него хотелось быть похожим, с ним ассоциировали себя бывшие нацисты и их сторонники.


Ворота Шпандау

Но сохранение мифа и сопутствующего ему богатства требовало усилий. Еще в тюрьме Шпеер боялся новых обвинений: «Шпандау кажется мне не местом моего заключения, а моей защитой». В 1971 г. историк Э. Гольдхаген нашел подтверждение того, что в октябре 1943 г. Шпеер был на конференции в Познани, где Гиммлер открыто заявлял, что всех евреев истребят. Легенда дала сбой. Шпеер заявил, что еще до речи Гиммлера покинул зал. Когда это было опровергнуто, ему удалось найти свидетелей, клявшихся, что Шпеер в самый важный момент заседания куда-то вышел.

На производстве оружия под руководством Шпеера умирали сотни тысяч

В том же 1971 г. с ним начала переписку вдова бельгийского партизана Элен Жанти-Равен. Ее книга о пережитом в годы войны сильно потрясла Шпеера, и в одном из писем он признался, что слышал речь Гиммлера, но «был против [того], что будут убиты все евреи». Вероятно, Шпеер осознавал и свою вину в происходящем в 1943 г., однако пути назад не было уже давно. Но о письме к Элен стало известно уже после его смерти. Умер богатый и обласканный вниманием Альберт Шпеер в 1981 г. от кровоизлияния в мозг в отеле с молоденькой замужней любовницей.


1969 г., время славы и интервью за огромные гонорары

Правда об участии Шпеера в преступлениях против евреев, которой он так боялся, обнаружилась после его кончины. Годами историки изучали сотни тысяч актов ведомственных архивов — по крупицам тайное становилось явным. Во время многочисленных интервью после тюрьмы Шпеер говорил, что «никогда ничего не слышал конкретно об Освенциме». Самым большим потрясением для общества стало обнаружение документов, подтверждающих участие Шпеера в перестройке этого лагеря, в том числе проектировании его крематориев. Архитектор проектировал смерть. Он и его помощники инспектировали различные концлагеря. В одном из писем Гиммлеру в 1943 г. Шпеер писал: «Меня радует, что осмотр концентрационных лагерей дал в итоге положительную картину». Он настаивал на сбережении стройматериалов — качество бараков для заключенных мало его волновало.

Шпеер также принимал, как выяснилось, самое деятельное участие в выселении берлинских евреев — 75 000 человек были изгнаны из 24 000 квартир. Архитектор прекрасно знал, куда отправят несчастных. Он принимал участие в расхищении их ценностей. Во время войны Шпеер собирал коллекцию картин — дорогие полотна старых мастеров были отобраны или принудительно выкуплены за бесценок у еврейских коллекционеров. Альберт Шпеер стал одним из новых владельцев. В конце войны картины были спрятаны с помощью друга архитектора Роберта Франка. Теперь этот накопленный прежде капитал делал Шпеера богатым. Шедевры анонимно продавались на аукционах — сумма одной из сделок составила 1 млн марок (по грубому подсчету, сегодня это не менее полумиллиона евро). Продал «добрый нацист» и сохранившиеся у него рисунки Гитлера — и торговался с покупателями настойчиво, не уступая в цене. «Именно мы, люди, менее всего склонные к эгоизму и корысти, создали условия для его [Гитлера] существования», — писал Шпеер в своем дневнике.


Картина из коллекции Шпеера. «Изображение Кампании», Бёклин, 1859

Но Альберт Шпеер, осознавая тяжесть преступлений, в которых он принимал деятельное участие (пусть даже без удовольствия и, возможно, внутренне протестуя), в общем, считал их приемлемой платой за собственное положение. Как и последующую ложь. Он писал в своем дневнике, имея в виду других нацистов: «В этом мире хитрость и умение приспосабливаться могут далеко тебя завести». Историк Иоахим Фест много беседовал с ним и писал биографию «доброго нациста». Он сожалел, что миф Шпеера развенчан с опозданием: «Альберт Шпеер с чистосердечным лицом всех нас обвел вокруг пальца».

Д аже став известным архитектором, Шпеер-младший оставался сыном «того самого» Шпеера. Когда совпали не только имена, но и профессии, сравнений с родителем не избежать. К тому же, и дед, и прадед в семье Шпеер также были архитекторами - такая вот преемственность поколений.

Однако кажется, Шпеер выбрал профессию архитектора не по семейной традиции, а, скорее, вопреки ей, в абсолютной уверенности, что это - то, чем он хочет заниматься всю жизнь. И понимая, что одним из главных испытаний станут бесконечные сравнения с отцом.

После Нюрнбергского процесса Шпеер-старший попал в тюрьму Шпандау. Оттуда он писал , что сын Альберт хотел стать архитектором еще в школе. Так и произошло.

Когда в 60-х молодой Шпеер открыл архитектурное бюро во Франкфурте, его отец все еще сидел в тюрьме. Компания занимала квартиру, и чтобы убедить иностранных партнеров, приходилось звать друзей и изображать большой офис.

Шпеер придумал себе подпись - такую, которая сильно отличается от подписи отца. От старшего Шпеера он никогда не отрекался, говоря, что он военный преступник, но все-таки отец.

В 70-х бюро Шпеера-сынв стало международным - он работает в странах Африки и Азии, проектирует в родном Франкфурте-Майне. Казахстан, Непал, Ливия, Китай, Ганновер, Мюнхен, Франкфурт… Один из последних проектов - объекты к чемпионату мира в Катаре.

Как повлияла жизнь отца на сына - сказать трудно. Но их архитектурная судьба была разной. Снос зданий, чтобы построить новый Берлин, бараки для рабочих, перестройка стадиона Цеппелинфельд - у Шпеера-отца. Экологичные города, много «воздуха» - у сына.

Был ли виноват Шпеер-отец в преступлениях нацистской Германии? Тут мнения историков расходятся. Не знать о них он не мог, однако и биограф Шпеера, и многие другие считают, что во всем виновато слепое доверие Гитлеру и загруженность работой. Он не был ни политиком, ни военным. Однако именно Шпеера Гитлер назначил министром вооружений - и именно это сыграло далеко не в его пользу на Нюрнбергском процессе.

По воспоминаниям, на суде он молчал, не прося ни о помиловании, ни о казни. Его приговорили к двадцати годам тюрьмы - из Шпандау он вышел только в 1966 году. Все прошения о помиловании, которые подавала семья, были отклонены.

В тюрьме личный архитектор Гитлера писал книгу воспоминаний, где представлял себя интеллектуалом, который не хотел знать о преступном режиме и просто исполнял свой долг. В 1981 году Шпеера-старшего не стало.

Спустя 36 лет умер и его сын, который даже после смерти на 83-м году остался «младшим». Это, впрочем, никак не умаляет его талант.

Архитектура и скульптура Третьего Рейха призваны были реализовать со всей возможной выразительностью идею циклопической Мощи и потрясающего сознание Величия Империи, воссозданной на руинах Прошлого.

Главным идеологом и творцом Новой тысячелетней Империи был Альберт Шпеер. Новую скульптуру арийского государства создавал Арно Бреккер - один из талантливейших учеников Огюста Родена. Образы Империи Ариев - государства безжалостных и жестоких Владык Нового Мира - поражают воображение своей грубой и сильной выразительностью, в них не осталось ничего человеческого, гуманного - одна только чудовищная Воля и все сокрушающая Мощь.

Следует признать, что воздействие образов архитектуры и скульптуры на сознание униженных, преданных и ограбленных германцев было чрезвычайно велико. Нацистским лидерам удалось вернуть в массовое сознание общества ощущение Силы и Гордости. Вернуть и преумножить. Однако обществу были предложены иллюзорные, даже фальшивые идеалы. Позже германскому народу пришлось расстаться с лживым очарованием национал-социализма, заплатив огромную и кровавую цену. В сознании многих бывших граждан Третьего Рейха до сих пор остаётся чувство вины и стыда из-за причастности к деяниям национал-социализма.

Возможно, одним из наиболее ярких и значительных образов новой жизни стали Flakturm - некогда грозные, могучие творения Альберта Шпеера. Сохранившиеся и поныне гигантские башни, обрамлённые живой яркой зеленью парков, утратили свою былую

мрачную силу. Прошлое осталось в прошлом, Новая яркая Жизнь бурлит вокруг.


1. Новый Рейсхтаг.

4. Рейхстаг. Зал собраний.

5. Берлин - столица нового тысячелетнего Рейха дожен был стать величайшим городом на Земле.

6. Гигантские стадионы должны были вмещать десятки тысяч граждан Рейха.

12. Здесь нет места Человеку, есть только единая многотысячная eine Masse.

14. Огромные коллонады.

15. Человечек стоящий перед такими дверями чувствует себя входящим во врата Обители Гигантов.

18. Скульптура в условиях Третьего Рейха могла развиваться только вместе с архитектурой: ведь функционально ее сущность сводилась к роли постоянного аллегорического символа в архитектурном пространстве.

19. В скульптуре Третьего Рейха нет Человека, только Идея абсолютного превосходства Ариев.

20. Ариец.

21. Единство. Йозеф Торак (Клоны)

23.

25. Очень популярный мотив - Прометей.

25. Прометей, утверждается что Арно Бреккер вдохновлялся личностью А Гитлера. Воображение творческого человека - удивительно.

27. Исторический источник вдохновения - статуая Кондотьера Леоне(вместе с лошадкой). Во всяком случае некие рудименты человеческого сохранились

Альберт Шпеер, без сомнения, оставил очень сильный след в моей душе. В первую очередь тем, что он один из немногих людей, который никак не отрицал свою вину на Нюрнбергском процессе, а наоборот полностью помогал следствию. Хотя в большинстве своем, этот человек не устраивал массовые расстрелы, уничтожения, переселения народа. Всё что он хотел сделать - это в первую очередь помочь своей родине победить, а когда катастрофа стала неминуема, то хотя бы не обрекать свой народ на верную гибель и дать ему надежду на восстановление, пусть хоть ценой собственной жизни.

Альберт Шпеер также примечателен тем, что он один из тех немногих людей, которых Гитлер с натяжкой мог назвать своим другом (хотя друзей то у него по сути никогда и не было). Возможно, это связано с любовью фюрера к архитектуре и далеко идущих мечтах о новом Берлине и о новой Германии в целом. Шпеер практически всегда был постоянным гостем на обедах у Гитлера, поэтому в своих воспоминаниях он с достаточно большой достоверностью описывает застолья с фюрером, начиная вкусовыми предпочтениями Гитлера, заканчивая тем, как должны располагаться люди вокруг стола. Именно из таких крохотных деталей получается полный портрет того или иного человека. Шпеер часто упоминает о том, что беспокоило Гитлера в каких-то несерьезных вопросах, рассказывает о его врачах и бесконечных закулисных интригах вокруг фюрера.

Говоря об интригах, хочется отметить, что Альберт Шпеер пытался как мог от них отгородиться, но у него не всегда это получалось. Он пишет, что со временем в его руках концентрировалось все больше власти, а это, как известно, нравится далеко не всем. Единственное, что порой его выручало - это защита фюрера.

Отношение к самому Гитлеру у Шпеера меняется на протяжении всего повествования. Начиная от гипнотического наваждения и заканчивая полным разочарованием с некой примесью жалости:

"Это его состояние, несомненно, волновало тех, кто был рядом с ним и во времена его триумфов. Нынешний Гитлер столь сильно отличался от прежнего, что и я склонен был испытывать к нему жалость. Вероятно, именно по той же причине его окружение не высказывало возражений, когда он приказывал бросать в бой дивизии, существовавшие лишь на бумаге, или авиасоединения, которые уже не могли летать из-за отсутствия горючего."

Также стоит отметить, что Альберт Шпеер очень сильно заботился о судьбе собственного народа, о его прошлом, настоящем и будущем. То есть он отчетливо понимал, что если будет слепо выполнять приказы фюрера о «выжженной земли», то нация не сможет подняться с колен. Таким образом он лично бойкотировал и нарушал прямые приказания свыше: он ездил на фронт, разговаривал с главнокомандующими, он ездил на встречи с гауляйтерами и пытался их разубедить уничтожать те или иные построения. Примечателен один эпиод:

"Однажды я с гауляйтером Эссена смотрел с высокой террасы на руины пережившего бомбежку города. И вдруг гауляйтер вскользь заметил, что, раз уж кафедральный собор поврежден, его можно снести, чтобы он не мешал модернизации города. Бургомистр Мангейма умолял меня помочь предотвратить уничтожение выгоревшего Мангеймского замка и развалин Национального театра. Я узнал, что и в Штутгарте сгоревший дворец собирались снести по приказу местного гауляйтера. Во всех этих случаях гауляйтеры руководствовались одним и тем же лозунгом: «Долой замки и церкви; после войны мы построим свои собственные памятники!"

Я не могу с большой достоверностью сказать, был ли Альберт Шпеер действительно, в целом невиновным или нет, потому что, имея в руках такую огромную власть, очень трудно быть человечным, а тем более в условиях горнила войны, но я с уверенностью могу сказать, что в сравнении с другими лидерами Рейха, Шпеер самый достойный сын своей родины (который, кстати, полностью отсидел свои 20 лет в тюрьме).

Эта книга предназначена для широкого круга читателей и каждый в ней может найти что-то интересное для себя. В ней нету каких-то долгих, нудных рассуждений о родине, нету излишнего пафоса, нету излишних деталей (Например, Траудль Юнге, секретарь Гитлера, в своих мемуарах несколько раз подробно останавливалась на платьях Евы Браун), зато в ней есть бесконечное покаяние перед собой, а тем более перед всем немецким народом.

Данные мемуары могут помочь в полной мере представить, что творилось в элитных кругах Третьего Рейха. Исторические персонажи здесь не представлены в виде типичных злодеев или в виде коротенькой сносочки в учебнике/книге, нет. Здесь каждый человек - это действительно личность, не манекен, со своими объективными плюсами и минусами.

Повторюсь, больше всего меня поразило в этой книге то, что Альберт Шпеер полностью взял на себя груз ответственности за все свои деяния и понес заслуженное наказание с честью.

Это мемуары несломленного человека.