Сапун гора где похоронены убитые немцы. Сапун-Гора. Сапун-Гора, Севастополь. Бой на Сапун-Горе. Хронология исторических событий



Экспозиционный зал Диорамы. Экспонаты о героической обороне Севастополя.

Сферическая панорама 360 градусов.

Сферическая панорама 360 градусов.


Советские танки и самоходки. Май 2015 года.
Сферическая панорама 360 градусов.


Советская самоходная артиллерия. Май 2015 года.
Сферическая панорама 360 градусов.


Советские противотанковые пушки и гаубицы. Май 2015 года.
Сферическая панорама 360 градусов.


Советские зенитные пушки. Май 2015 года.
Сферическая панорама 360 градусов.


Экспозиция корабельной артиллерии и оборудования времен Второй мировой войны. Май 2015 года.
Сферическая панорама 360 градусов.


Тяжелые самоходные артустановки ИСУ-152 и ИСУ-122

Советские самоходные артустановки СУ-100 и СУ-76М

Боевые машины реактивной артиллерии БМ-31-12 и БМ-13-16 на шасси автомобилей ЗИС-12

45мм противотанковая пушка М-42, 57мм противотанковая пушка ЗИС-2, 76мм дивизионная пушка ЗИС-3

122мм гаубица М-30, 152мм гаубица Д-1 и 122 мм пушка А-19

Советская 152мм пушка БР-2, 160мм казнозарядный дивизионный миномет МТ-13, 120мм полковой миномет ПМ-120

37-мм автоматическая зенитная пушка 61-К, 85-мм зенитная пушка 52-К

Торпедный катер проекта 123-К ("Комсомолец"), парогазовая торпеда 45-36НУ, авиационная магнитная донная мина АМД-1000

100мм универсальная корабельная установка Б-34, 85мм морская пушка 90-К, 37мм спаренная зенитная автоматическая установка В-11, 45мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-К

Стререодальномер ДМ-6, корпус командно-дальномерного поста крейсера "Молотов", якорь крейсера "Молотов"

45мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-К, 37мм зенитная автоматическая пушка 70-К, башенные корабельные артустановки

Служебный автомобиль ГАЗ-М1 генерала армии И.Е.Петрова

85мм морская пушка 90-К, 130мм корабельная установка Б-13-2С, 100мм универсальная корабельная установка Б-34-УСМ-1 с крейсера "Молотов"

Зенитная автомобильная прожекторная установка З-15-14 на шасси автомобиля ЗИС-12


В память о беспримерном подвиге советских воинов на Сапун-горе сооружен величественный мемориальный комплекс в который входит Диорама "Штурм Сапун-Горы 7 мая 1944 г.", памятники Славы советским воинам-освободителям, мемориальные стены с наименованиями соединений и частей советских войск и именами Героев Советского Союза, Вечный огонь, Аллея славы, экспозиция советской и трофейной боевой техники и вооружения периода Великой Отечественной войны, историко-мемориальный парк.

Использование панорам и фотографий допускается только с разрешения автора сайта
"Виртуальный Севастополь".
Отзывы, пожелания, предложения о размещении рекламы/информации на сайте, конструктивную критику, замечания по описаниям к фотографиям шлите по адресу.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»

Тема освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков нашла отражение в работах многих советских художников-живописцев и графиков. Наиболее всесторонне изучил эту тему военный художник студии имени М. Б. Грекова заслуженный деятель искусств РСФСР Петр Тарасович Мальцев. Больше всего его заинтересовали боевые действия при штурме вражеских позиций на Сапун-горе.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны П. Т. Мальцев побывал в Севастополе. Здесь он осмотрел места боев, ознакомился с особенностями местности. На вершине Сапун-горы художник сделал пейзажные зарисовки, написал этюды участков каменистого горного склона, сохранившего следы боев, остатки вражеских оборонительных сооружений. Тогда же у художника возник сюжет большой батальной картины, раскрывающей подвиг героев штурма Сапун-горы. Этот замысел глубоко захватил художника.

После создания ряда крупных батальных полотен Мальцев приступил к живописному разрешению давно задуманной картины о штурме Сапун-горы. На основе исторических материалов и воспоминаний участников боев художник написал в 1957 году картину «Штурм Сапун-горы». Это произведение получило высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Советских Вооруженных Сил. Но сам художник мечтал о еще более широком воспроизведении боев по освобождению Севастополя.


В это время общественные организации Севастополя приняли решение создать диораму штурма Сапун-горы и установить ее в специальном здании на месте боев. Заказ на создание такого произведения был дан студии военных художников имени М. Б. Грекова. Петру Тарасовичу Мальцеву предложили стать автором диорамы, так как он имел опыт в искусстве панорамной живописи и создал картину «Штурм Сапун-горы». С большой радостью и волнением приступил П. Т. Мальцев к этой работе.

Диорама - особая, очень выразительная форма изобразительного искусства, раскрывающая сложные жанровые сюжеты с широким показом места действий и массы людей. Она состоит из двух элементов: живописного полотна и натурного плана. Если в панораме живописное полотно расположено по замкнутой окружности вокруг смотровой площадки, что дает возможность зрителю последовательно осуществлять полный круговой обзор всего воспроизведенного, то в диораме полотно занимает лишь часть окружности, обычно половину ее. Но и диорама позволяет изображать события, проходящие одновременно на большом участке местности. На живописном полотне раскрывается все основное содержание диорамы. Между живописным полотном и смотровой площадкой устанавливается натурный (предметный) план, на котором доподлинно воспроизводится участок местности с объемными характерными предметами. Составляя по содержанию и цвету одно целое с живописным полотном, натурный план создает впечатление охвата диорамой большой глубины пространства и намного усиливает ощущение полной реальности всего изображенного.

Все ранее созданные диорамы, такие, как «Взятие Ростова», «Альпийский поход Суворова» (в написании последней П. Т. Мальцев принимал основное участие), «Полтавская битва», «Бой на Одерском плацдарме», «Форсирование Днепра войсками Советской Армии», «Волочаевский бой» и многие другие, имеют относительно небольшие размеры. В них на переднем плане полотна фигуры и предметы написаны меньше их натуральной величины, а предметы натурного плана представлены макетами также в уменьшенных размерах. При этом ощущается условность, снижающая иллюзию полной действительности изображаемого. Для таких диорам не требуется специальных зданий, они размещаются в музеях страны.

Приступая к созданию диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», автор задался целью достичь максимальной реальности изображения. Размер живописного полотна был значительно увеличен, чтобы охватить в одной картине весь участок решающего наступления советских войск и изобразить на переднем плане фигуры в их натуральную величину. Такая диорама в советском изобразительном искусстве создавалась впервые.

К апрелю 1958 года П. Т. Мальцев выполнил карандашом эскиз в одну десятую размера живописного полотна. Сюжет будущей диорамы нашел свое первое композиционное решение. В основу диорамы автор взял свою картину «Штурм Сапун-горы» и значительно развил ее в соответствии с широким охватом воспроизводимых событий.

Общественность города Севастополя на открытом просмотре обсуждала эскиз диорамы. Художник еще раз непосредственно на местности проверил правильность выбора в будущей диораме наиболее удобной точки обозрения всех событий решающего момента штурма. Самым тщательным образом, на основании исследования архивных данных автор диорамы изучил ход боевых действий во всех деталях и подробностях.

В конце июля 1958 года П. Т. Мальцев закончил написанный маслом эскиз размером 3,5 х 0,9 метра. В нем окончательно были определены композиция картины и ее цветовое решение.

Этот эскиз живописного полотна будущей диорамы был выставлен на просмотр в Академии Генерального Штаба и получил хороший отзыв специалистов. После просмотров и положительных отзывов художников Москвы эскиз длительное время экспонировался в картинной галерее Севастополя. Здесь он также встретил одобрение и был утвержден, как основа будущей диорамы.


Г.В.Терновский. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Крымиздат. Симферополь. 1969

Примерно в 6 км к юго-востоку от Севастополя протянулась горная гряда - Сапун-гора. Созданная природой преграда на пути к городу из века в век становилась местом отчаянных сражений российской, а затем и советской армии с захватчиками. Память о тех боях хранится здесь по сей день.

Есть на Сапун-горе памятник периода Крымской войны - Британский военный мемориальный комплекс. 13 октября 1854 года здесь произошло Балаклавское сражение. Каткартов холм, названный в честь английского генерала Георга Каткарта, стал последним пристанищем для сотен английских солдат, включая самого генерала.

Спустя 87 лет в ходе обороны Севастополя у подножия высоты шли ожесточённые бои советских войск с 11-й армией под командованием Эриха фон Манштейна. И, наконец, в мае 1944 года Сапун-гора стала местом проведения операции по освобождению Севастополя войсками 4-го Украинского фронта.

Через 15 лет после героического сражения в 1959 году здесь был открыт музей-диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.", в который мы сегодня и пойдем.

Дорога к зданию диорамы проходит через Аллею Славы. После боев за Крым земля Сапун-горы была выжжена и изрыта бомбежками. Здесь еще долго работали сапёры, извлекая неразорвавшиеся снаряды. Очистив плоскогорье от искореженного металла, специально для посадки деревьев из долины завезли плодородную почву. Спустя десятилетия здесь выросли крымские сосны и акации.

В 1944 году уцелевшие воины 51-й армии установили на Сапун-горе скромный памятник, увенчанный красным флажком с вырезанной на нем надписью "51 А". В 1962 году на его месте появился гранитный обелиск, в основании которого - мемориальные плиты с высеченными на них наименованиями частей и соединений 4-го украинского фронта и Черноморского флота, освобождавших Севастополь.

В 25-ю годовщину победы у обелиска был зажжен Вечный огонь. Честь зажечь пламя, символизирующее бессмертие павших в бою солдат, была предоставлена Людмиле Павличенко - знаменитой женщине-снайперу, и подполковнику Фёдору Ивановичу Матвееву - участнику штурма Сапун-горы, бывшему командиру отделения 263-й стрелковой дивизии 51-й армии 4-го Украинского фронта.

В 1974 году у обелиска, вдоль аллеи, ведущей к музею-диораме, были установлены мемориальные доски с высеченными 240 именами Героев Советского Союза - освободителей Севастополя и наименованиями 118 частей и соединений, удостоенных почетного звания "Севастопольских".

"Здесь раньше вставала земля на дыбы, а ныне гранитные плиты..." Высоцкий.

К 50-ю победы на частные пожертвования рядом с обелиском был построен храм-часовня св. Георгия Победоносца. Кто-то сравнивает купол храма со свечой, а кому-то он напоминает пулю.

Неподалеку на двух площадках установлена советская военная техника времен Великой Отечественной войны.

Торпедный катер 123К "Комсомолец", спроектированный в 1943 году для уничтожения боевых кораблей противника. Его главное оружие - две торпеды, макеты которых установлены рядом. Катер развивал скорость до 100 км/ч, что позволяло ему быстро подойти к вражескому кораблю, выстрелить и уйти за новыми торпедами, за что его называли "морским охотником".

Зенитная прожекторная установка "З-15-14" на шасси автомобиля "ЗИС 12" 1943 года. Эти прожекторы освещали вражеские самолеты на расстоянии 20 км при высоте полета 5 км.

"Катюши", созданные еще до войны для стрельбы снарядами, начиненными отравляющими веществами.

В начале войны их снаряды оснастили взрывчаткой, и уже в июле 1941 года они стреляли в Орше. Во время обороны Севастополя сражался дивизион "Катюш" из 12 установок, которые при отступлении были затоплены в Камышовой бухте, чтобы не достались врагу. При освобождении города в 1944 году принимали участие уже сотни ракетных установок.

С плоской вершины Сапун-горы открывается панорама Балаклавской долины. Отсюда видны не только реконструированные фрагменты советских оборонительных сооружений 1941 года, но и построенные немцами во время оккупации Крыма: на коротком участке склона было свыше 60 ДОТов и ДЗОТов, долина была изрезана траншеями, опутана проволочными заграждениями и заминирована - был создан целый укрепленный каменный пояс. В 1944 году фашисты хотели планомерно эвакуировать свои войска, для чего им нужно было выиграть время за счет укрепления подступов к Севастополю и особенно Сапун-горы.

Как уже писала выше, мемориальный комплекс, обустройство которого началось сразу после освобождения Крыма в 1944 году с установки обелиска бойцам 51-й армии, посвящен обороне Севастополя в 1941-1942 годах и штурму 1944 года.

Нижний этаж в здании диорамы полностью отдан под экспозицию "Севастополь в годы Великой Отечественной войны". За стеклами витрин разложены карты, документы, фотографии и личные вещи защитников Крыма. Косвенно и напрямую, люди на фотографиях имеют отношение к решающему бою на Сапун-горе.

В музее хранится часть немецкого парашюта, на котором в первую же ночь войны в Севастопольскую бухту были сброшены авиационные магнитные донные мины. Фашисты планировали заминировать бухту и авиацией уничтожить корабли. В налете участвовали 4 самолета бомбардировщика. На отражение удара поднялись летчики Черноморского флота. Один вражеский самолет был сбит, остальные, беспорядочно сбросив мины, повернули обратно.

Вскоре выяснилось, что мины были секретной конструкции: магнитная мина, сброшенная в порт, спокойно пребывала на дне до того момента, пока над нею не проходил корабль, металлический корпус которого изменял магнитное поле Земли и происходил взрыв. В первый же день войны, 22 июня, на Главной морской базе Черноморского флота от подводного взрыва погиб буксир СП-12, через два дня - 25-тонный плавучий кран, следом - эсминец "Быстрый".

Для решения проблемы, над которой уже несколько лет работали и английские физики, из Ленинградского физико-технического института в Севастополь была переброшена группа ученых, среди которых был крымчанин, будущий академик Игорь Васильевич Курчатов. К осени они разработали методы размагничивания кораблей и расчистки бухт, за что командование Черноморского флота представило ученых к награждению медалью "За оборону Севастополя". Общими усилиями ученых и моряков была расчищена бухта и спасены корабли.

В 1941 году на Крым наступали 11-я армия Эриха фон Манштейна и Румынский горно-стрелковый корпус под командованием генерала Георгий Аврамеску. На севере полуострова больше месяца их сдерживала 51-я и Приморская армии. После прорыва обороны немцами, 51-я армия отошла на Керченский полуостров, а Приморская стала двигаться в сторону Севастополя для защиты города. Но немцы её опередили, оказавшись в городе еще в конце октября. Приморская армия вошла в город небольшим Севастопольским гарнизоном.

Первой открыла огонь по врагу 54-я береговая батарея под командованием двадцатитрехлетнего старшего лейтенанта Ивана Ивановича Заики. Батарея, построенная всего за 2 месяца до начала войны, находилась в 40 км от Севастополя у деревни Николаевка. Бой 54 батареи 30 октября 1941 года возвестил о начале 250 дневной обороны Севастополя.

250 дней против планов немцев взять Севастополь за 5 дней. В первые дни осады генерал Манштейн писал в своем приказе: "Севастополь - крепость слабая. Она защищена всего несколькими батареями береговой обороны и десятком пулеметных блиндажей… Взять маршем! Коротким ударом!"

Для сравнения: немцы захватили Францию за 44 дня, Польшу - за 35, Бельгию и Голландию - за 19, а у Севастополя они стояли 250 дней. И это только официальные данные. В действительности город не сдавался дольше, и об этом расскажу, когда побываем на месте 35-й береговой батареи.

За Севастополь сражались моряки, пехотинцы, летчики. Черноморский флот передал на сухопутные рубежи 52 тысячи человек - морских пехотинцев. Немцы называли морскую пехоту "черной смертью", "полосатым дьяволом".

Тылом для Севастополя был Кавказ, откуда в Крым доставлялось все необходимое для жизни города. За стеклом хранятся ленточки от бескозырок с названиями кораблей, которые проделали десятки боевых рейсов в бухты Севастополя. Они доставили сотни тонн военного груза, а из города вывезли десятки тысяч раненых и мирных жителей.

Здесь же выставлены фотографии и медаль, которой посмертно был награжден политрук Николай Фильченков, возглавивший 18 отдельный батальон морской пехоты. Официально батальон был сформирован только 1 ноября 1941 года, а уже 7 ноября политрук вместе с Иваном Красносельским, Даниилом Одинцовым, Юрием Паршиным и Василием Цибулько вступили в бой с многочисленной гитлеровской пехотой в районе Дуванкоя (Верхне-Садовое). Врага задержали, но сами погибли.

Севастопольский гарнизон продержался до начала ноября. 9 ноября подошла Приморская армия, и был создан Севастопольский оборонительный район (СОР), который возглавил Филипп Сергеевич Октябрьский. Для удобства управления войсками и боевыми службами вся территория СОР была разделена на четыре сектора. Комендантом первого сектора СОР - от берега моря у Балаклавы до Ялтинского шоссе - был назначен Пётр Георгиевич Новиков. Военкомом - полковой комиссар Арон Давыдович Хацкевич. Их фотография здесь же:

После сдачи города они оказались среди тех старших командиров и политработников, которые не сумели эвакуироваться и остались на полуострове. По одной версии Новиков и Хацкевич, при попытке уйти из Севастополя на катере, попали в плен и были расстреляны в лагере. По другой версии в плен попал Новиков, а Хацкевич не смог покинуть 35-ю батарею, о которой речь будет позже, и погиб вместе с оборонявшимися бойцами.

Севастополь регулярно бомбили, поэтому предприятия перевели в Инкерманские штольни. Когда-то здесь добывали камень для строительства домов, устраивали винные погреба, теперь на подземных спецкомбинатах делали мины, гранаты, гранатометы и шили обмундирования. Рабочая смена была по 14-16 часов.

Здесь же под землей были организованы школы, где обучалось более 2 тысяч детей. "Нельзя детей оставлять неучами даже в осажденном городе", - так рассуждали учителя.

Рядом фото снайпера Людмилы Павличенко, на счету которой за 1 год войны было 309 фашистов. Людмила Белова (Павличенко фамилия первого мужа) родилась в городке Белая Церковь. Четверокурсницей истфака ушла на войну, и вскоре стала снайпером 25-й Чапаевской стрелковой дивизии.

Для поднятия боевого духа солдат, на фронтах печатали листовки с ее интервью: "Когда я пошла воевать, у меня была только злость на немцев за то, что они нарушили нашу мирную жизнь. Но то, что я увидела потом, породило во мне чувство такой ненависти, что ее трудно выразить чем-то иным, кроме как пулей в сердце фашиста".

Самые трагические бои в Крыму были в июне 1942 года. Фашисты готовились к третьему решающему штурму, подтянули свежие силы. Превосходство по количеству войск и техники по сравнению с советской армией было бесспорным и значительным.

К примеру, под Бахчисараем стояла гигантская пушка "Дора", из которой по Севастополю было сделано 53 выстрела. Вес снаряда пушки - 7 тонн, вес всей установки - 1.350 тонн.

К 1944 году Севастополь был разрушен на 98% - в центре города уцелели только 7 зданий.

Но и немцы несли потери - за время осады Севастополя гитлеровцы потеряли 300-тысячную армию.

Советская армия продолжала держать оборону. Какой был настрой у защитников, видно из последнего письма краснофлотца Щелокова. Тут, как говорится, без комментариев - "…Но знаю другое. В истории найдется страница о подвиге моряков черноморцев".

4 июля 1942 года Севастополь был сдан. Крым был полностью оккупирован на долгих 2 года. Официальные потери Советской армии - 156 тысяч человек, в том числе более 80 тысяч попали в плен.

Только 8 апреля 1944 года войска 4-го Украинского фронта начали операцию по освобождению Крыма: с севера наступали 2-я Гвардейская армия и 51-я, с Керченского полуострова - отдельная Приморская армия. К 18 апрелю 3 армии подошли к Севастополю.

Среди участников освобождения Севастополя был поэт Эдуард Асадов. Он оказался на фронте с первых дней войны, сразу после окончания 10 класса. Сначала сражался под Ленинградом, затем его минометная бригада была переброшена на юг, где он служил помощником командира минометной батареи. При доставке снарядов на батарею, Асадов был тяжело ранен. В результате в 20 лет потерял зрение. После войны закончил Московский литературный институт и стал поэтом. В 1983 году он подарил музею книгу своих стихов.

По приказу ставки город освобождали кратчайшим путем, который проходит в районе Сапун-горы. Это позволяло отрезать фашистам пути к бухте, и не дать войскам эвакуироваться. Штурм Сапун-горы был назначен на 7 мая.

Самое время из нижнего музейного зала подняться на смотровую площадку диорамы. С видового балкона, устроенного с внешней стороны здания, открывается вид на местность, запечатлённую на картине Диорамы. Здание для диорамы построено на самой высокой точке Сапун-горы, на том самом месте, где происходили выбранные для её сюжета события.

По просьбе участников боёв было решено к 15-летию освобождения города создать монументальный живописный памятник. Диорама представляет собой картину 25,5х5,5 метров и расположенный перед ней предметный план площадью 83 кв.м. Рисовали диораму в Москве, затем перевезли в Севастополь и доделывали уже на месте. На предметном плане, повторяющем контуры склона, когда до гребня горы оставалось несколько десятков самых трудных метров, выстроены фрагменты инженерных укреплений, разложены настоящее оружие, снаряжение и обмундирование, собранные на поле боя.

Когда художники обследовали местность, кто-то из них нашел на склоне обломок ДОТа, на котором в 1941 году красноармеец написал на незастывшем цементе "Да здравствует армия!" Во время обороны Севастополя ДОТ был разрушен, обломок валялся на склоне горы.

По замыслу художника, на картине разворачиваются события второй половины дня, хотя штурм начался в 10 часов 30 минут. По воспоминаниям участников боя, только после 16 часов произошел перелом в сражении - советские воины пошли в решительное наступление.

Бой шел по всей многокилометровой линии фронта от высоты Сахарная головка до бухты Балаклава. В Балаклавской долине наступают Приморская армия и 51-я армии. У подножия Крымских гор сосредоточены "Катюши", залпы которых накрывают передовые траншеи немцев, не давая им вести прицельный огонь.

Бой шел на земле, на воде и в воздухе. На картине видно, как по долине Золотая балка движутся боевые машины 19 танкового корпуса. На море действовали торпедные катера. В небе сражаются летчики. В течение дня части 8-й воздушной армии выполнили 755 боевых вылетов, сбросили 236 т бомб на врага и сыграли важную роль в штурме Сапун-горы.

На переднем плане в сценах ближнего боя изображены реальные люди, те, кто штурмовал Сапун-гору. Кто-то из них не дожил до окончания войны и их рисовали по фотографиям. Ветераны, прошедшие войну до конца встречались с художниками, позировали им для картины.

Большинство эпизодов картины исторически достоверны. Вот 45-миллиметровая противотанковая пушка бьет прямой наводкой по амбразуре вражеского дота, замаскированного у гребня Сапун-горы. Эта пушка прошла от Сталинграда до Севастополя, и, втянув на руках солдат к самой вершине, орудие наводит тяжело раненый командир Н. Галицын и А. Санонов.

Одними из первых красное знамя водрузили на склоне бойцы капитана Шилова. За станковым пулеметом двадцатилетний Кузьма Москаленко, который сражался на Сапун-горе во время обороны Севастополя и теперь в первых рядах штурмовал вражеские укрепления. Коробки с пулеметными лентами ему подносит солдат Петухов. Рядом изображен снайпер Н. Морятов, который берет на прицел гитлеровского офицера, пытающегося поднять своих бойцов в контратаку.

Чтобы помочь раненым под ураганным огнем в первых рядах штурмовых групп поднялась на Сапун-гору медсестра Женя Дерюгина. Она погибла. Её рисовали по фотографиям, но сохранив портретное сходство, художник обобщил в её образе черты бесстрашных санинструкторов Красной армии.

На гребень Сапун-горы поднялась группа В. Жукова (изображен с пистолетом). С гранатой в руке атакует вражеский блиндаж рядовой Илья Поликахин. В числе первых были разведчик Иван Поликахин, рядовой Абдурахманов и ефрейтор Дробяско. Правее изображён рядовой Иван Яцуненко, подхвативший знамя полка из рук смертельно раненного парторга роты Евгения Смелковича. Пронеся штурмовой стяг под вражеским огнем, Яцуненко водрузил его на гребне Сапун-горы, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

На диораме рассказывается о подвиге старшины Степана Погодаева. Так об этом рассказывал его однополчанин Федор Иванович Матвеев: "9 мая 1944 года 263 дивизия вместе с другими частями наших войск начала штурм Сапун - горы. Впереди шло стрелковое отделение сержанта Степана Погодаева. Но вот оно залегло. Из дота бил вражеский пулемет. Если его не подавить, атака на этом участке сорвется. И сержант Погодаев сам двинулся вверх. Немцы, заметив храбреца, открыли по нему огонь. Но сержант продолжал ползти. Вот бетонная громада дота. В узкой продолговатой амбразуре пульсируют языки пламени. Погодаев метнул гранату, но пулемет продолжал стрелять. Тогда он резко выпрямился, сделал несколько прыжков и грудью упал на амбразуру дота. Пулемет смолк, захлебнувшись кровью героя". За время штурма 4 воина пожертвовали жизнью, накрыв собой дзоты. В их числе был и двадцатилетний Михаил Дзигунский, так же изображенный на диораме.

Освобождали город крымские партизаны - они изображены на полотне с красной повязкой на руке.

Немцы засели в небольших окопах - "лисьих норах". Они сопротивляются, но им уже не удержать высоту. Из укрытий их выжигали огнем ранцевых огнеметов. Каждый огнемет весил по 20 кг и стрелял на 30 метров.

После девятичасового боя высота Сапун-гора была взята. Бои продолжались на улицах города, и уже 9 мая 1944 Севастополь был освобожден.

Замерев на пару минут, можно не только увидеть, но и услышать бой. Вряд ли кто-то из нас сможет хоть на какую-то значимую долю ощутить тот момент. Но, глядя на работу художников, есть повод остановиться и задуматься о том, что было, и о том, что есть.

Как добраться: Сапун-гора находится примерно в 6 километрах от города. От Малахова кургана к Сапун-горе идет автобус №1. От конечной остановки автобуса вправо идет аллея, которая ведет к Диораме. Или на машине двигаясь по Ялтинской дороге, ведущей на Сапун-гору, сразу после пересечения Симферопольского шоссе, на первом повороте напротив автобусной остановки, повернуть вправо, на проселочную дорогу.

Тэги: ВОВ, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Крым, военный музей, военная техника, диорама

Имеет долгую и интересную историю. Севастополь, исконно русский город, за время существования пережил немало героических страниц. Недалеко от города находится Сапун-Гора, с которой связаны славные события Великой Отечественной, на ней возвышается 28-метровый обелиск Славы с музеем и диорамой боев весны 1944 года. С этого места открывается потрясающий вид на окрестности.

Возвышенность возле Севастополя

С северо-востока на юго-запад протянулись горы Крымского полуострова, составляющие три гряды. Самая внешняя из них начинается с возвышенности возле Севастополя и называется Сапун-Гора, по-татарски - "мыльная". От нее возвышенность протягивается до города и представляет собой природный вал, ограждающий побережье полуострова. Именно эти географические особенности способствовали тому, что создавались хорошие условия для обороны военно-морских баз с суши.

Данная высота была ключевой в боях за город Севастополь в Крымской войне и Второй мировой. Всего несколько минут подъема на машине - высота 231 метр над уровнем моря, но эта возвышенность обеспечивает господство над южной стороной города и просмотр дороги от Ялты до Севастополя.

Сегодня это место активно посещают туристы. Для них особым преимуществом является то, что Крым, Сапун-Гора и другие достопримечательности дают возможность сочетания активного отдыха на прекрасной природе, эстетического наслаждения потрясающими видами с познавательными экскурсиями и прикосновением к истории.

Великая Отечественная война

В 1941-1942 годах с большими потерями немецкие войска сумели захватить Севастополь после 250-дневной осады. Основные бои проходили на Сапун-Горе, на которой полегло немало немецких солдат. Бойцы Пятьдесят первой и Приморской армий отступили к Херсонесу, но они знали, что вернутся в эти места. Ждать пришлось почти два года. В 1944-м советские войска выбивали фашистов с родной земли, и им предстояло освобождение Крыма. И снова вершина перед Севастополем была использована, но уже врагом, как природная основа для создания трехэшелонной линии укреплений. Здесь развернулись самые ожесточенные бои, которые определяли успех всей наступательной операции и полного освобождения полуострова.

Надежды противника

После 1943 года стратегическая инициатива в великой войне перешла на сторону Советского Союза. В марте 1944 года советские войска появились на некоторых участках границы. Все это означало, что близится освобождение родной земли. Но сопротивление врага стало еще ожесточеннее. Немецкие базы в Крыму оказались блокированы, но продолжали сражаться. Гитлер полагал, что их оставление повлечет за собой выход из союзников, чего нельзя было допустить. Немцы в Крыму, по сути, были обречены на поражение, но в их задачу входило, сколько возможно, сковывать силы советских армий. Для этого Сапун-Гора была укреплена тремя линиями обороны. Они были снабжены протяженной полосой окопов, долговременными огневыми точками различных видов, как земляными, так и железобетонными. Взять высоту штурмом было неимоверно трудно. Но отечественные войска приобрели богатый опыт боев, взяли не одну высоту, командование подготовило предпоследний бой наступательной операции за Крым.

Подготовка к штурму

С ходу советским войскам не удалось взять природную преграду с укрепившимся на ней противником. Поэтому началась почти месячная подготовка к штурму. Командование планировало начать 5 мая наступление второстепенными силами через Микензееву возвышенность и выйти к городу с севера. Этот маневр должен был иметь преимущественно отвлекающий характер.

Спустя сутки главные силы начнут наступление с левого фланга. Их целью будет Сапун-Гора, Севастополь с южной стороны. Несколько недель оставалось на подготовку войск. Новобранцев рассредоточивали среди опытных солдат и обучали брать укрепления, созданные здесь же, для тренировки. Суворовская пригодилась в полной мере: смекалка, глазомер, обходные маневры и осторожные действия без ненужного риска. Особо учили солдат видеть поле боя, различать укрепления противника и брать их целенаправленно. В эти дни пришлось поработать и разведке. Благодаря ее усилиям еще до основного наступления раскрыли себя несколько огневых точек противника, а взятые "языки" дали полный расклад по оснащению и количеству войск.

Бой за Сапун-Гору

В 9 часов утра 7 мая 1944 года началась мощная артподготовка, которая должна была предварить наступление советских войск. Авиация и "катюши" своими залпами взрывали землю, накрывая огневые точки противника. В течение часа не смолкал шум огня, все, что можно было сделать, чтобы облегчить наступление, было сделано. В 10 часов 30 минут красная ракета дала сигнал наступлению пехоты на передний край вражеских укреплений. И, хотя действовали бойцы исключительно слаженно, шестиярусная защита противника с минными полями, колючей проволокой и скрытыми огневыми точками не позволила им сходу захватить передние укрепления.

Через час движение приостановилось, саперы под огнем врага сумели все же сделать несколько проходов через проволоку и немцев. Советские солдаты двинулись в траншеи неприятеля, но получили отпор. Еще полтора часа окопы переходили несколько раз из рук в руки, пока, наконец, на одном из флангов наши бойцы не захватили передний край обороны фашистов.

Впереди был крутой подъем. Сапун-Гора стонала от взрывов мин и гранат, пулеметного огня. И в этом месиве, шаг за шагом, цепляясь за каждый камешек, продвигался русский солдат. К 14 часам первая позиция немецкой обороны была захвачена по периметру всей высоты. Это продвижение составило в формальном выражении всего 50-100 метров. Но уже менее чем через час была сломлена и вторая линия обороны.

Сапун-Гора взята

Оставалось так мало до вершины, но это мало значило очень много. Если остановить продвижение, то с большой долей вероятности все наши войска просто скатятся вниз. Останавливаться нельзя. Преодолевая огонь противника, используя навык, приобретенный на тренировках, солдаты продвигались вперед. На самой вершине проходило таинство, которого уже не видели наблюдатели из командного пункта. Лишь взрывы гранат и очереди пулеметов. Вскоре началась рукопашная схватка. У артиллерии закончились снаряды, у авиации - запас бомб. К 20 часам на гребне заалели долгожданные красные флаги, бой на Сапун-Горе подходил к концу вместе с таким тяжелым, напряженным и длинным днем.

Контратака противника

Потеряв свои позиции на вершине горы, немцы не готовы были сдать город. Надеясь, что вымотанные за прошедший день советские войска не смогут отразить новых атак, они подготовили контрнаступление на утро следующего дня. Но наше командование за ночь сумело укрепить и пополнить передовые линии новыми частями и соответственно подготовиться к отражению атаки. Одиннадцать новых наступлений неприятеля в течение дня перенесли наши воины, выстояли и удержали оборону важной высоты. Сколько полегло за эти два дня солдат на этой вершине! Взятие Сапун-Горы стоило нашим войскам жизней 80 тысяч советских солдат. Немцы же потеряли 30 тысяч. Что ж, те, кто идет на штурм, всегда теряют больше. 9 мая 1944 года (не правда ли, интересная дата?) Севастополь был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

Память

Эти священные места - Сапун-Гора, Севастополь - останутся таковыми навсегда по праву той жертвы, которая была принесена тысячами солдат, сложивших свои головы за свободу от немецко-фашистского ига. В течение десяти лет, кроме алых пламенных маков, ничего не росло на вершине. Еще продолжались бои за освобождение Европы, еще гидра фашизма не была уничтожена, а на склоне Сапун-Горы уже воздвигли два обелиска в честь бойцов Приморской армии и 51-й армии, штурмовавших высоту. В мае 1945 года стал действовать музей, в котором появились первые экспонаты - свидетели великих битв в этих местах. Через 15 лет музей реконструировали, на его месте было построено новое здание, в котором находилась диорама боя 7 мая 1944 года. Спустя 20 лет после боев обелиск Приморской армии был модернизирован и заложен современный мемориальный комплекс.

Диорама "Сапун-Гора"

Все дальше от нас годы страшной войны. Все тяжелее представить, что происходило на полях сражений в те далекие времена. Диорама, как вид современного искусства, помогает окунуться в атмосферу боя и прочувствовать, хотя бы отчасти, запах пороха, страх и боль при виде гибнущих товарищей, жестокость происходящего. Диорама "Сапун-Гора, штурм 7 мая" является одной из самых крупных в своем роде в мире. Ее размер составляет двадцать пять с половиной метров на пять с половиной. С помощью технических средств, живописных приемов и предметного переднего плана достигнут эффект присутствия зрителя во время боя, он становится свидетелем подвигов, запечатленных живописцами. Создатели диорамы - художники студии М. Б. Грекова Петр Мальцев, Георгий Марченко, Николай Присекин - провели большую поисково-исследовательскую работу. Их произведение - это не просто художественный вымысел, это запечатление реальных событий по словам и описаниям очевидцев.

Парк возле мемориала славы

После просмотра диорамы посетители выходят на балкон и видят реальное место битвы, угадывают показанные художниками места. Это еще более усиливает полученные впечатления от изображения баталии. Недалеко от музея разбит парк. Его высадка была неимоверно сложной работой, потому что там преобладала каменистая почва. В нем создана выставка боевой техники времен Великой Отечественной. Самоходки, танки, славные боевые "катюши". Рядом находятся трофейные немецкие орудия, сохранившие даже собственную окраску. Ближе к дороге выставлены корабельные орудия и другая военная техника. На некоторых туристических сайтах Крыма карта "Сапун-Гора" показывает все памятные места и маршрут передвижения для туристов, предпочитающих самостоятельно осмотреть все достопримечательности.

Храм-часовня

Так получилось, что каждое поколение внесло свой вклад в то, чтобы сохранить и почтить память погибших. Сапун-Гора - фото, сделанные до 1995 года и после, изменились благодаря постройке небольшой часовенки. В течение нескольких месяцев было воздвигнуто это культовое сооружение. Ангел с крестом на вершине усеченного конуса, икона-мозаика у входа, образ Святого внутри - это продолжение традиций русского зодчества в сочетании с новыми современными тенденциями. Часовня является действующим храмом, в котором совершаются службы в память усопших воинов - защитников Отечества.

Торжества на мемориале памяти

Последние пятнадцать лет происходят торжественные мероприятия, посвященные Дню великой Победы и освобождения города Севастополя на мемориале "Сапун-Гора". Как добраться туда в эти дни?

Ветеранов привозят специальные машины, реконструкция боевых автомобилей и мотоциклов 40-х годов. Другие желающие увидеть эти места могут доехать маршрутами №№ 107 и 71. Кроме привычного праздничного регламента, на мемориале, возле обелиска Приморской армии, проводится акция "Знамена Славы". Торжественно выносят к памятнику знамена тех воинских частей и кораблей, которые защищали Севастополь в 1942-м и освобождали город весной 1944-го. К подножию обелиска ветераны возлагают цветы в память о товарищах, не вернувшихся из боя. Во второй половине дня на склоне Сапун-Горы проходят соревнования по мотокроссу.

Историческая реконструкция

Отрадно, что дань памяти героическому прошлому воздает и молодежь. Уже традиционной стала реконструкция штурма Сапун-Горы, проводимая молодежными общественными организациями и историческими В воскресный день, ближайший к дате 7 мая, на склоне горы снова взрываются гранаты, строчат пулеметы и советские воины идут в рукопашную против "фрицев", засевших в окопах. История оживает. Ежегодно здесь собираются тысячи зрителей, которые переживают эти памятные события и могут воочию увидеть героизм и мужество солдат, захватывающих высоту памятной весной 1944 года. И, хотя сражение длится всего полчаса, этого достаточно, чтобы погрузиться в историю и навсегда запомнить, что наша свобода и мирное небо сполна оплачены кровью прадедов, обагривших ею эту землю. В реконструкции могут принять участие все желающие. Важным условием является заблаговременная регистрация и самостоятельное обеспечение формой и атрибутами.

В продолжение своих рассказов о путешествии в Севастополь, расскажу Вам еще об одном культовом месте, которое обязательно стоит посетить. Шестью километрами восточнее Севастополя, на вершине Сапун-горы, близ величественного памятника Славы, возвышается полукруглое здание строгой формы. Это самая большая в мире диорама - "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года".

Если Вы планируете свой маршрут в Севастополь, то посещение достопримечательностей стоит начать с Балаклавы, что я и сделал прежде всего. Тщательно познакомившись со всеми её достопримечательностями, такими как крепость Чембало и секретный "Объект 825 ", мы отправились дальше. Удобнее всего по пути из Балаклавы в Севастополь посетить именно комплекс Диорамы, чтоб потом не возвращаться назад, и продолжить знакомство с самим городом. Прежде всего стоит рассказать что же такое Диорама. Это лентообразное, в форме полукруга, живописное полотно с передним предметным планом. Благодаря такому расположению достигается ощущение присутствия зрителя, позволяющая как бы пережить заново все эти моменты, окунувшись в историю. Из ныне действующих диорам мира Севастопольская является самой большой.

Точка расположения — Сапун-гора — естественная и самая главная горная преграда на подступах к городу. Здесь происходили самые ожесточенные бои, как за весь период героической обороны Севастополя 1941-1942 годов, так и во время его освобождения в 1944 году. На самой вершине Сапун-горы и расположился мемориальный комплекс в честь воинов, героически защищавхих, а затем и освобождавших город-герой Севастополь

От остановки до здания диорамы примерно 200 метров по аллее вверх

По бокам аллеи множество экспонатов, военной техники времен войны: танки, пушки, самоходные орудия, мины

Девушка блондинка задумчиво рассматривает боевое орудие:)

Ближе к зданию диорамы находится торпедный катер “Комсомолец” , рядом с ним торпеда

Сверху открывается замечательный вид, именно здесь шли одни из самых ожесточенных боев за всю историю Великой Отечественной войны. Сейчас здесь резвятся дети и с восхищением бродят туристы, осматривая комплекс диорамы

До наших пор сохранились фрагменты окопов тех времен, а так же часть техники

Очень удивила марка резины на пушках, что на фото выше. К сожалению об этих орудиях не было никакой информации, могу только догадываться что это немецкие пушки(по марке резины:)). Да и по качеству тоже, на всех пушках свободно крутятся все прицельные наводящие механизмы. Эти пушки не входят в основную композицию диорамы, а расположены внизу, на склоне

Осмотрев все экспонаты на улице мы пошли во внутренние выставочные залы Диорамы . Строгие женщины во всю бдили и запрещали фоткать, тем не менее мы сделали несколько снимков внутри.Экспозиции внутри рассказывают о событиях городской жизни в сложной военной обстановке: отражении авиационных налетов, строительстве оборонительных рубежей, формировании народного ополчения. Здесь представлены документы, фотографии, личные вещи, награды и оружие защитников Севастополя.

Гитлеровское командование рассматривало Крым и главную базу Черноморского флота - Севастополь как основное препятствие на пути к кавказской нефти. Его устранение считалось одной из важнейших задач немцев.Первый свой шаг по крымской земле солдаты 11-й немецкой армии под командованием генерал-полковника Эриха фон Манштейна сделали 25 октября 1941 г. А уже 30 октября фашисты подошли к Севастополю. Началась 250-дневная героическая оборона города. С первых боев матросские бушлаты и ленточки на бескозырках стали символом бесстрашия и отваги защитников города. Именно моряки-черноморцы сорвали планы быстрого захвата Севастополя.

Для объединения сухопутных и морских сил был создан Севастопольский оборонительный район под командованием вице-адмирала Ф. С. Октябрьского. Попытки неприятеля штурмом прорвать оборону в ноябре и декабре 1941 г. провалились благодаря организованному взаимодействию в обороне различных родов войск, безмерному мужеству и героизму защитников. Важнейшую роль в обороне сыграли корабли Черноморского флота, которые поддерживали защитников огнем корабельной артиллерии, доставляли пополнение, продовольствие и боеприпасы, эвакуировали на Кавказ раненых бойцов и жителей города. В сражающемся Севастополе не было тыла: город и фронт жили одной жизнью, одной судьбой. Промышленные предприятия, находящиеся под непрерывными ударами вражеской авиации, ушли в штольни, “закопались” в землю. Ежедневно из цехов подземных спецкомбинатов на фронт уходили десятки машин с военной продукцией: снарядами, минами, гранатами, минометами. Осажденный город продолжал жить и бороться. Для разрушения оборонительных укреплений Севастополя фашисты использовали тяжелую сверхмощную артиллерию, и даже самое большое орудие 2-ой мировой войны - гигантскую пушку “Дора”. На фото ниже сама пушка и снаряд которым она стреляла (на фоне танка Т-34)

Командующий 11-й армией, осаждавшей Севастополь, Э. фон Манштейн, писал о Доре:

“И знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм. Она была спроектирована для разрушения наиболее мощных сооружений линии Мажино, однако использовать её там для этого не пришлось. Это было чудо артиллерийской техники. Ствол имел длину порядка 30 м, а лафет достигал высоты трёхэтажного дома. Потребовалось около 60 железнодорожных составов, чтобы по специально проложенным путям доставить это чудовище на огневую позицию. Для его прикрытия постоянно стояло наготове два дивизиона зенитной артиллерии. В целом эти расходы, несомненно не соответствовали достигаемому эффекту. Тем не менее это орудие одним выстрелом уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в скалах на глубине 30 м.”

С мая 1942 г. артобстрелы и авианалеты стали непрерывными. Враг разрушал неприступный город и делал все, чтобы прервать связь Севастополя с портами Кавказа по морю. 7 июня 1942 г. началось 3-е фашистское наступление на город. Неприятель превосходил силы защитников в 2 раза - по численности, в 5 раз - по количеству самолетов, а танков - в 12 раз! Но город, почти полностью лишенный снабжения, прекратил организованное сопротивление лишь месяц спустя. Район 35-й береговой батареи на мысе Херсонес стал местом героической трагедии последних боев за Севастополь. Именно сюда, на западное побережье, отступили остатки войск Севастопольского оборонительного района, большую часть которых постигла участь пленников. На фото ниже письмо солдата родным, датированное 24 июня 1942 года