Пространство для творческой среды. Творческая среда

Творческая обстановка на функционирующем предприятии, поощряемая и направляемая должным образом очень важна, она является наибольшим достижением руководителя коллектива. Для того чтобы ее создать, необходимо поддерживать инициативные и творческие устремления сотрудников. Перед руководителем стоит сложная задача создать такой микроклимат внутренней среды компании (творческую атмосферу), чтобы творческие личности, работая в группе, не теряли своей яркой индивидуальности, превращаясь с течением времени в «серого» члена группы.

Творческая атмосфера - это в первую очередь доброжелательное окружение, обеспечивающее поддержку и ощущение причастности к команде, принятие и безоценочное отношение, которые создают ту безопасную среду, в которой творческие способности смогут раскрыться. Для создания такой творческой атмосферы необходимы специальные усилия менеджеров по формированию команды и налаживанию коммуникаций.

Как построить отношения в коллективе, чтобы творческое начало каждой личности было направлено на решение задач коллектива, и в каких случаях творческий подход со стороны отдельных работников улучшает результаты деятельности всего коллектива в целом - эти вопросы интересуют многих руководителей.

Грамотно построенная творческая обстановка в компании прямым образом связана с увеличением производительности труда и улучшением качества выпускаемой продукции, благодаря тому, что ее наличие позволяет решить ряд важных проблем:

· существенным образом повышает качество организационных решений,

· помогает внедрять выгодные, перспективные, многообещающие новшества,

· приводит к повышению производительности труда в силу оживления производственной деятельности,

· повышает профессиональные навыки персонала.

Для создания творческого коллектива руководителю недостаточно просто хотеть, чтобы специалисты были самыми креативными и продуктивными. Помимо желания требуется понимание определённых правил этой игры, своей ответственности и - некоторые действия по изменению собственного управленческого общения. Сформулируем важные критерии работы творческих специалистов.

1) Креативность - это наличие у сотрудника возможности предлагать нестандартные, творческие идеи в плане решения стиля, концепции оформления, а также необходимость в рамках должностных обязанностей заниматься креативом, предлагать то, чего еще никто не предлагал. Однако следует учесть, что если сотрудник очень неординарен и креативен, а от него ждут монотонного труда, то через определенное время созреет конфликтная ситуация.

2) Продуктивность - это скорость работы творческого сотрудника. На сегодняшний день большая часть работы специалистов выполняется за компьютером, скорость работы напрямую зависит от знания пакета специальных программ и опыта работы в них. Помимо этого, значение имеет характер, темперамент сотрудника, ведь даже саамы креативный сотрудник прекрасно владеющий и программным обеспечением и информацией в целом может долго собираться с мыслями, что элементарные операции у него занимают весьма много времени и что бы работать с ним успешно, надо изначально быть готовым к медлительным реакциям, а есть специалисты, воплощающие свой креатив со скоростью мысли.

3) Корпоративная культура и коммуникабельность - это умение эффективно выстроить отношения с сотрудниками, клиентами и другими окружающими людьми. Творческий сотрудник не обязательно должен обладать этими качествами. Во многих случаях процессы управления выстроены таким образом, что творческому специалисту нежелательно общаться с заказчиком и в этом есть рациональное зерно. Корпоративная культура компании, зачастую принимается творческими сотрудниками как некие правила, которые он может игнорировать, порой достаточно демонстративно, однако подобное поведение чаще прощается, если креативная личность при этом эффективно работает.

4) Творческий рост - эволюцию нельзя остановить, в том числе и в творческих начинаниях.

5) Удовлетворение работой, оплата труда - это своего рода признание уникальности и степени потребности именно в данном творческом сотруднике. Материальная сторона очень важна, как правило, творческие специалисты считаются высокооплачиваемыми сотрудниками.

6) Расширение свободы - в творческом отделе каждый сотрудник уникален, как и ожидаемый результат его деятельности, а непредсказуемый результат тянет за собой обязательное расширение свободы в рамках производственных правил стандартов поведения. Еще одна особенность заключается в том, что расширение свободы творческим сотрудникам должно сопровождаться дополнительными материальными и финансовыми ресурсами.

7) Эффективное взаимодействие творцов - особого внимания заслуживают особенности межличностного взаимодействия внутри творческой группы, так как процессы общения и взаимодействия могут оказывать на сотрудников как мотивирующий результат, так и демотивирующий.

В целом, можно сказать, что руководство креативной деятельностью (в большей степени, чем многие экономические и технологические решения) все-таки требует научного подхода и высокого профессионализма. Это предполагает:

Во-первых, поиск и привлечение работников, обладающих необходимыми творческими способностями и профессиональными навыками, так как компания вынуждена соперничать на кадровом рынке в привлечении творческих работников;

Во-вторых, заполучив эту «движущую силу организации», компания стремится использовать ее с наибольшей отдачей, для чего создаются необходимые организационные условия и психологический климат.

В современных условиях для эффективной работы компании возрастает необходимость выстраивать гибкие, подвижные взаимосвязи в организационной структуре, тесные контакты в процессе нововведений, совместных усилий персонала в подготовке и принятии решений, интенсивных отношений с внутренними и внешними партнерами. Эффективной чертой управления творческими потенциалами сотрудников является тесная увязка инновационных стратегий и политики управления человеческими ресурсами.

Очень многое в организации зависит от самого руководителя и избранного им стиля управления. Он может как стимулировать инициативу сотрудников, так и подавлять ее еще в зародыше. Более всего способствует раскрытию творческого потенциала сотрудников демократический стиль управления. Он предполагает делегирование ответственности и значительную степень свободы, устанавливая определенные рамки, определяющие согласованность общих усилий, позволяя контролировать процесс, обеспечивая четкость администрирования. Руководитель, выбирающий демократический стиль управления, поддерживает творческую инициативу, способствует организации креативного процесса, а часто и сам служит вдохновляющим примером для своих сотрудников.

Таким образом, для того чтобы сотрудники могли в полной мере раскрыть свои таланты и направить их на пользу дела, в организации должна быть создана особая творческая среда, основными характеристиками которой являются:

Открытость новому,

Поддержка инноваций;

Доверие и сотрудничество на всех уровнях;

Демократический стиль управления;

Организация обучения и профессионального общения.

Взаимодействие творческих сотрудников с руководством компании должно быть построено так, чтобы новые идеи, которым требуется организационная поддержка, не терялись. Для этого необходимо наладить канал их получения. В зависимости от специфики бизнеса, особенностей корпоративной культуры и размеров организации могут быть использованы различные варианты решений:

· создается отдельная структура, ответственная за инновации;

· назначается менеджер, к которому стекаются все предложения от персонала;

· предложения принимают непосредственные руководители;

· создаются временные творческие группы для решения конкретных творческих задач;

· организуются кружки новаторов, изобретателей;

· проводятся специальные мероприятия - «креативные дни», конференции и фестивали идей;

· устанавливается специальный ящик для сбора идей.

Важный момент в управлении творческими потенциалами заключается в том, чтобы поток идей не прекращался, а произойти это может по следующим причинам: бюрократизм, связанный с процедурой выдвижения идей; отсутствие обратной связи; невостребованность.

Одним из важных факторов для расцвета творчества в организации является постоянный приток в организации новых знаний, информации, впечатлений. Следует сказать, что дело это благодарное - креативные сотрудники с удовольствием учатся, стажируются, посещают конференции и другие мероприятия. Общение с коллегами помогает им раздвигать рамки собственных представлений, улавливать новые тенденции, генерировать новые идеи. Например, японские корпорации для повышения креативности сотрудников намеренно погружают проектные команды в принципиально новую среду - географическую, культурную или интеллектуальную с помощью поездок в новые места и представления знаний из не связанных с их бизнесом областей. Существуют специальные программы развития творческих способностей. Тренинг креативности помогает активизировать творческий потенциал каждого человека за счет осознания внутренних барьеров и лучшего понимания своих возможностей, повышает мотивацию к творческому труду. Овладение методами и технологиями творчества позволяет сделать творческий процесс более эффективным, гарантирует получение идей и решений в любых ситуациях.

Одним из наиболее распространенных барьеров для проявления творчества являются, офисы, не обеспечивающие основных физиологических условий, необходимых для проявления креативности, - достаточность пространства, хорошее освещение, свежий воздух, удобная мебель. Типичная офисная гамма - бело-серо-черная - творчество также не стимулирует, ведь его вдохновляют совсем другие цвета - желтый, оранжевый, синий и фиолетовый.

Проблемы при выполнении учебных заданий актуальны для всех студентов и дизайнеры, привыкшие работать над своими проектами в определенном стиле, выработав свои методы проектирования за долгое время обучения, сталкиваются с проблемой научно-исследовательского проектирования.

Для того, чтобы разобраться, что же нужно студенту творческой специальности и что ему мешает для продуктивной работы, мы провели анкетирование. В результате опроса мы выявили ряд факторов, которые влияют на рабочую обстановку. Многим студентам мешает средовой фактор: очень маленькое пространство, в котором сосредоточены вещи, отвлекающие внимание, а иногда даже раздражающие, неправильное расположение рабочего места, отсутствие информационной базы, выхода в Интернет. Психологический фактор: лень, отсутствие мотивации для работы, боязнь перед началом проектирования, депрессия. Также существует внутренний фактор – физиологическое состояние человека.

Рост творческих способностей происходит в той среде, которая наиболее благоприятна для студента. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотворческого процесса, творческой общности (клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества. Для перехода от репродуктивного освоения социально-художественного опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходимы творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социально-педагогических условий. Это положение разделяется многими учеными. Например, А.Г. Ковалев отмечает, что признание творческих проявлений имеет тем большую основу, чем "раньше и отчетливее выступают оригинальные творческие элементы". Таким образом, для творческого роста молодого человека имеют значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.

Всем опрошенным хотелось находиться в таком универсальном пространстве, которое могло трансформироваться из персонального пространства в открытое. Студенты заметили, что во время общения с коллегами возникает определенная атмосфера творчества, в которой появляется желание творить. Но для реализации возникших идей требуется рабочее место, с появлением которого человек осознает, что у него появились новые проблемы и задачи.

Чтобы найти проектный выход, мы обратились к аналогам, которые уже существуют. Например, оформление офиса группы компаний Lego выполнено так, что атмосфера офиса должна вдохновлять сотрудников на новые эксперименты. Стол приема – продолжение барной стойки. Этот объект стал центром притяжения всех отделов предприятия. В этой зоне происходит неформальное общение, за чашкой кофе – разрядка, появляются новые идеи. В любой зоне офиса посетители и сотрудники могут обедать, общаться, решать деловые вопросы, работать, свободно передвигаться. В офисе также существуют две особые комнаты: «Динамичная проектная комната» (рис. 1) представляет собой подобие лофта, где хаотично разбросаны сидения-мешки, посредине находится большой стол и максимум открытого пространства; «Опытная комната» (Рис. 2) имеет скромные размеры, освобождена от мебели. Декорации на стенах и потолке имитируют отдых на лужайке в солнечный день, когда есть одно желание – созидать.

Еще одна компания может стать отличным аналогом в создании творческой среды для работы. Это швейцарская компания Vitra. В концепте этой фирмы разрешается, чтобы люди сами выбирали часы работы, так как у каждого человека существуют свои биологические часы. В организации среды в компании придерживаются того, чтобы пространство офиса было открытым, минимум стен. Но и для людей, которым нужно уединение, существуют «островки» (Рисунок 3, 4).

Есть два варианта решения задачи создания творческой среды в вузе. Первый вариант – это аудитория в Уральской государственной архитектурно-художественной академии (№ 420). Хотелось бы показать, как из открытого пространства она могла бы стать мобильной и соответствовать названным нами требованиям. Аудитория небольшая, но это не мешает ее сделать мобильной и уютной для работы. Планировка комнаты должна быть тщательно спроектирована и соответствовать всем эргономическим нормам. Цветовое решение помещения должно не раздражать, не расслаблять человека, а мотивировать на работу. Так как студентов много, нужно составить расписание и определить время, когда студенты могут пользоваться помещением для работы, а когда для общения. Эта комната будет предназначена для работы, как коллективной, так и индивидуальной, а также для общения, хранения книг, документов, материалов и проектов.

Второй вариант – это клуб для студентов творческих специальностей, в котором организация пространства позволит неформально общаться друг с другом, вдохновлять друг друга на новые эксперименты, делиться опытом, разрядиться и зарядиться новыми эмоциями. Клубная среда приблизит творческую личность к реальному выполнению различных видов творчества. Клубная микросреда, доминирующая в процессе осуществления продуктивной деятельности, поведет за собой развитие. В этом особенно ярко проявляется диалектика творческой деятельности, которая концентрирует все интеллектуальные, эмоционально-чувственные и творческие возможности. Клубная среда, входя в культурно-досуговое пространство, мобилизирует в участнике главным образом необходимые знания, усовершенствует и разовьет умения и навыки (художественно-творческий опыт деятельности).

Литература

    Ковалев А.Г. Психология личности. – М., 1970.

    Хилько Н.Ф. Социокультурная среда как фактор развития творческой деятельности молодежи. – Омск, 1994.

    Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности. – М.: Логос, 1996.

Кондратьева Ольга Сергеевна,
Егорова Екатерина Вадимовна
студентыУралГАХА
Научный руководитель:
доктор искусствоведения,
профессор Павловская Е. Э.

На сегодняшний день в разных городах мира около 100 Impact Hub и более 16 тысяч резидентов. Первый хаб был основан в Лондоне в 2005 году, и постепенно разрасталась в разные страны мира. В Алматы сформировалась команда из трех соучредителей - Зарины Биюмбаевой, Зульфии Абдухаликовой, Индиры Шах и креативного менеджера Ольги Дружининой.

Концепция хабов заключается в трех составляющих: физическое пространство, программы обучения и поддержки предпринимательства, объединение единомышленников в единое сообщество. С октября 2016 года соучредители пространства занимаются формальным процессом вступления в мировую сеть Impact Hub. По словам Индиры, во время подачи заявки большое внимание уделяется команде, их опыту работы и даже тому, насколько они дружны и разделяют ценности. Полгода девушки готовились подать заявку pre-candidate, в которой они рассказывали о положении социальных предпринимателей, местном рынке, своей команде, видении хаба.

«Мы прошли первый этап, и перешли на стадию candidate, это более глубокая заявка, практически как диссертация, – рассказывает Индира Шах. – Сделали глубокий анализ рынка, рисков, создали бизнес модель. Мы должны показать свою состоятельность как социальное предприятие, - четкое понимание социальной миссии и финансовой устойчивости, а также четкого определения, какого социального эффекта мы хотим достичь. Мы определились, что для нас важны такие вопросы, как образования, инклюзивное общество, поддержка молодежи и так далее».

По мнению соучредителей хаба, пространство объединит людей, стремящихся изменить мир, и поможет им в развитии. Поскольку сам Impact Hub является также социальным предприятием и коммерческой организацией в определенный срок им нужно будет выйти на точку безубыточности. Одна из статей доходов – это членство. Сейчас команда разработала 5 видов резидентства, каждый имеет бесплатный период пользования, своего рода демонстрацию того, что получат участники Impact Hub Almaty. Также для людей с других городов разработан Hub Connect – вид членства, открывающий доступ к информации и услугам, которые могут быть оказаны онлайн. В зависимости от цены участники хаба получают доступ к коворкингу, использованию meeting room, нетворкингу, консалтингу, менторам, акселератору и так далее. Кроме того, резидент Impact Hub Almaty автоматически получает возможность поработать в любом хабе мира. Так, оказавшись в Вене, Тбилиси или Лондоне, они смогут провести там время, пообщаться с единомышленниками и другими социальными предпринимателями.

Компания Chevron поддержала соучредителей хаба с момента возникновения идеи. «У них тоже была возможность увидеть хабы в Лондоне, и они увидели смысл в том, чтобы привнести такой концепт в Алматы, потому что они уже на протяжении многих лет поддерживают аудиторию социальных и творческих предпринимателей», – говорит Индира. По словам Зарины Биюмбаевой, благодаря финансовой поддержке компании, у команды появилась возможность думать в первую очередь о качестве их продукта.




«Конечно, мы должны быть устойчивы, чтобы выплачивать аренду помещения, чтобы нанимать хороших тренеров для наших ребят, чтобы обеспечить их хорошей инфраструктурой, техникой. Дать им возможность выстраивать коммуникации. Но в нашем случае мы ориентируемся больше на социальный капитал, благодаря тому, что Chevron нас поддержал, у нас есть возможность без гонки за деньгами выдерживать наше качество. У нас есть определенный бюджет, который позволит нам больше сделать акцент на качество, потом уже думать о деньгах, – рассказывает Зарина. – Тут стоит вопрос не только окупаемости, но больше цели его существования. Потому что Impact Hub это не бизнес ради бизнеса, это больше миссия. В Казахстане сейчас очень активен класс предпринимательства. Мы рассматривали три этапа развития предпринимательства. Когда Фонд ДАМУ начал поддерживать, затем НПП, потом появились акселераторы, инкубаторы, в которые частный бизнес вкладывал деньги, помогал молодому бизнесу расти и развиваться. В этот момент очень большой акцент ушел в бизнес ради денег и IT проекты. Те люди, которые имели креативный либо социальный эффект бизнеса, оставались в стороне. Нет до сих пор ни одной государственной программы, которая имела бы инструменты поддержки этого вида предпринимательства. Как правило, социальный, творческий и креативный бизнес в нашей среде теряется. Однако именно этот класс может принести наибольший эффект в развитие нашей страны. Такие предприниматели остались без поддержки, они знают причины проблем, они знают проблему, знают, как ее решить, но не знает как выстроить путь к решению и остаться при этом устойчивыми. В связи с этим мы увидели потребность в том, чтобы привезти в Казахстан международную сеть и ее методологию, которая даст качественные инструменты по поддержки этого класса предпринимателей. Чем отличается Impact Hub от остальных coworking space? Да, вроде бы пространство, но это пространство нацелено именно на то, чтобы люди, которые приходят, получали все инструменты развития от идеи до создания организации, а также дальнейшего масштабирования. По статистике, из 100% проинвестированных проектов всего три остаются устойчивыми в виде организации. В связи с этим мы изучили методологию Impact Hub, убедились, что у них очень богатая экспертная база, мы убедились, что у них есть инструменты для всех этих этапов. Но мы понимаем, что мы не можем взять чужое, привезти и сказать, что это будет работать. Наша команда провела огромную работу по адаптации этих инструментов для реалий нашего рынка. До этого мы действовали как проектная команда, но уже на сегодняшний день мы провели ряд сессий с предпринимателями, мы увидели их точные проблемы, и будем работать надо ними».


Зульфия Абдухаликова отмечает, что команда хаба поможет предпринимателям отследить их социальный эффект для включения в отчеты и привлечения финансирования в свои проекты.

«Если говорить об Impact Hub, важно выделить, эту коллаборацию, которая здесь происходит. Это очень сложно отследить, но мы более года проводим мероприятия и замечаем, что организации и социальные предприниматели уже начинают работать вместе, – рассказывает Зульфия. –В условиях конкурентной среды социальные предприниматели сталкиваются с недостатком ресурсов. Наша цель превратить эту конкурентную среду в зону, где все работают друг с другом, и при этом каждый достигает своих целей».

«Для нас понимание сообщества более обширное. Несмотря на то, что наша основная целевая аудитория это социальные и творческие предприниматели, для нас это те люди, которые своими действиями, проектами и творчеством создают решения актуальных проблем, но при этом ещё стараются быть финансово устойчивыми, – поддерживает Индира. – Нам также важны студенты, журналисты, писатели, и т.д., кто разделяют наши ценности, . Сейчас в Казахстане, на наш взгляд, очень мало устойчивых решений социальных проблем, те, что предлагаются, они часто носят краткосрочный характер. Мы хотим объединить их в сообщество единомышленников, кому это тоже не безразлично, кто тоже ищет какие- то пути и готов делиться своим опытом, временем, экспертизой. Также в широком понимании сообщество мы видим и организации, которые поддерживают и ищут интересные решения социальных вызовов. Это корпоративные доноры, международные организации и государство в том числе, частные лица, инвесторы», - говорит Абдухаликова.


«Если говорить об экспертах, – продолжает Зульфия. – Будет две основные программы. Мы запускаем менторскую программу, где наши эксперты будут подбираться под каждого предпринимателя. Также мы хотели бы создать пул экспертов со стороны корпоративного сектора. Здесь менторство работает с двух сторон, с одной стороны сами предприниматели получают поддержку, с другой стороны наши социальные предприниматели тоже оказывают компаниям менторскую поддержку в социальной сфере».

«Да, если говорить о таком понятии, как pro-bono, то есть компании, в которых трудятся сотрудники, обладающие определенной экспертизой. Мы знаем таких людей и видим, что у них в какой-то момент появляется потребность делиться. Делиться во благо. И мы хотим развивать направление pro-bono, где эксперты готовы на бесплатной основе давать консультации, проводить тренинги для нашего сообщества. В широком понимании мы рассматриваем вовлечение таких экспертов, организаций как способ создания экосистемы поддержки таких предпринимателей», – резюмирует Индира.

По мнению соучредителей хаба, его резидентами могут стать знакомые многим алматинцам социальные и творческие предприниматели, как создатель проекта , участники Urban Talks Almaty, автор проекта интернет-магазина, на котором представлена продукция сделанная людьми с особыми потребностями, и другие. Автор проекта « » Алеся Нугаева рассказала, что она на короткое время смогла поработать в Impact Hub в Мюнхене. Оказавшись месяц назад в Тбилиси, она смогла взглянуть на работу грузинского хаба.


«Хотелось посмотреть, что нас ждет впереди. Увидеть, как живет хаб изнутри, пообщаться с резидентами и организаторами. Ребята за год раскачались до того, что у них 90 резидентов, и у меня был главный вопрос: случаются ли у вас коллаборации? Помогают ли друг другу проекты? Один эколог, другой производственник, почему бы не сделать вместе экологически чистые стаканчики, условно говоря. Они говорят, что именно вот это и помогает им сейчас держаться на плаву, что это 90 абсолютно разных людей, которые миксуют друг с другом свои идеи. Они рассказали, что достаточно того, что человек вот тут сидит, ты к нему подходишь, и начинает пространство само жить. Это идеально, когда не нужны мероприятия, чтобы люди сами начали что-то генерить», – рассказывает Алеся.

«Театр соседей» – это совместная инициатива проекта «Это - двор» и Play Back театра И.Л.И. Так, в микрорайоне Тастак на пустыре появился социальный театр на основе импровизации, где зрители рассказывали волнующие их истории, а сразу после этого актеры, импровизируя в рамках сценических форм, отображают этот рассказ.

«Все лето мы приглашали алматинские театры, чтобы они проводили для них разные мастер– классы, воркшопы, но помимо этого мы вычленяли творческих людей в этой среде и пытались раскрыть их таланты. Давали им площадку для выступления, для подготовки разных спектаклей и так далее. Идея была в том, чтобы когда мы ушли оттуда, площадка продолжала работать, – говорит Нугаева. – Так и случилось, это пространство жило, они использовали его для своих мероприятий. Мне было очень интересно работать с локальными сообществами. Мы так работаем уже в течение 4 лет. Сначала мы благоустраивали дворы, используя ресурсы своей мастерской, и опять же ресурсы жителей, чтобы они своими силами делали какой– то ремонт, сажали деревья и так далее. Поскольку я сама работаю с сообществами простых обычных людей, горожан, мне очень интересно, как строится профессиональное сообщество. А стать его частью, мне кажется, это очень важно. Сейчас мы готовим большой городской фестиваль, который тоже строится на том, что гражданские активисты объединяются с дизайнерами, художниками. И это отлично выстреливает».


«Я понимаю, что у нас сейчас небольшой внутренний кризис в проекте. Мне кажется, участие в хабе будет большим рывком. Почему это место? Потому что я вижу, что за этим местом может скрываться большой ресурс человеческого капитала, а это всегда для меня в приоритете», - говорит она.

Создатель проект Tumar, направленного на повышение безопасности на дорогах, Саид Максимов считает, что Impact Hub станет своего рода образовательным центром для социальных и творческих предпринимателей.

«В нашей жизни каждый человек – учитель. Кто- то учит, как надо делать, как не надо. Impact Hub – это место, где будут собираться социальные и творческие предприниматели, у которых можно чему-то поучиться. Любое общение, любые встречи, любые инициативы – это всегда то, что можно для себя что-то извлечь и для себя для личностного роста, и тем более для проектов. У большинства социальных предпринимателей примерно похожие проблемы и когда мы собираемся вместе, нам легче их решать, сообща, потому что кто-то может быть уже проходил этот путь, и уже имеет решение этой проблемы. Кому-то это предстоит, и таким образом можно вместе развиваться и делать какую-то работу над ошибками. В этом Impact Hub может сыграть эту роль. Сам по себе сегмент социального предпринимательства он достаточно свежий и немного новый для Казахстана, то что есть инициатива собирать всех вместе и работать – это большой шаг навстречу ускорению процесса обучения, развития команд и компаний», – говорит Саид.

Свой проект Tumar Максимов решил реализовывать, пережив три серьезные аварии. В общей сложности парень провел на реабилитации около года.


«Для любого человека, особенно для экстраверта, это серьезное испытание – быть в четырех стенах, быть изолированным от общества, чувствовать себя ограниченным. Именно так ты себя чувствуешь, когда на тебе гипс весом 25 кг от бедра до кончиков пальцев, – делится Максимов. – Фактически ты не можешь ничего сделать самостоятельно и это ужасно. Ужасно потому, что невозможно от этого избавиться в одно мгновение. В трех авариях я могу, будучи критичный человеком, я могу взять ответственность за одну из них на себя, когда я был водителем. В других двух случаях я был пешеходом и пассажиром такси, где ровным счетом от меня ничего не зависело. За чужие ошибки я расплачивался своим опытом, своим временем, своим здоровьем и своими возможностями. Когда тебе 20 лет, весь мир открыт перед тобой, и вместо того чтобы пробовать что-то делать, ты лежишь на кушетке с гипсом. Это поспособствовало возникновению идеи. Аварии происходили на протяжении 9 лет. Обычно люди не выживают после таких аварий. Последняя стала последней каплей. У меня было большое количество травм, я был в коме, но почему- то я живой сейчас сижу перед вами. В этом есть какой-то смысл. Какой предстает разгадать. Но раз уж мне дана такая возможность быть среди живых, значит, для чего-то я нужен. Я решил изменить свой образ жизни. У меня было большое количество возможностей и целей именно в корпоративном мире, поскольку я работал в крупной корпорации. Потом я решил всё поменять, так родился этот проект. Я начал относиться к этому как к знамениям».

Проект пережил множество преобразований. Началось все с продажи светоотражающих аксессуаров, просветительской работы в школах с учениками и их родителями. Продолжилось созданием приложения для охвата большей аудитории. Сейчас создатели проекта участвуют в конференциях и форумах по безопасности на дорогах.

«В итоге мы привлекли интерес ключевого дня нас СМИ, это автопортала «Колёса». Мы начали сотрудничество с мелких шагов. Сначала делали статьи совместные, потом писали для них о безопасности, организации дорожной инфраструктуры и поведенческой психологии – как вести себя всё-таки безопаснее. Мы являемся постоянными партнерами, делаем совместные программу, где обсуждаем нововведение, делимся экспертизой и разбираем курьезные ДТП», – говорит Максимов.

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Ларионова Т. И. Создание творческой среды в кабинете «Технология» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 133–138..htm.

Аннотация. В статье автор представляет опыт педагогической деятельности по созданию творческой среды для развития одарённости, учитывая новые информационные технологии, умело используя их на уроках в качестве дополнительного средства обучения детей.

В современной школе одной из актуальных проблем является проблема развития творческих способностей школьника. Многие десятилетия школа и научно-педагогическое образование занимаются поиском путей повышения эффективности учебного процесса, направленных на творческое развитие детей. Для этого требуется сформировать из ученика субъект деятельности, то есть такого учащегося, который почувствовал бы себя на уроке активным творцом, а не пассивным исполнителем. Советский психолог Л.С. Выгодский сформулировал эту задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения».

Огромную роль в развитии творческих способностей решает предмет «Технология». Ведь развивать творческие способности человека - это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, то есть те качества, без которых невозможно творчество.

Что же такое творчество? Американский психолог и психотерапевт, теоретик экзистенциальной психологии Р. Мэй пишет: «…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс,… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира». Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу , связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Через творчество раскрываются потенциальные возможности и способности ученика.

Эффективность учебно-воспитательного процесса, по мнению доктора психологических наук Г. А. Ковалева, в настоящее время определяется средой, которая включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие и функционирование ребенка.

Очень важно создать на уроке эмоциональный комфорт, ситуацию успеха и творческую раскованность, когда не порицаются ошибочные действия школьника.

В этом первоочередную роль играет создание на уроке творческой среды. Но для их проявления необходимо создание специальных условий, ситуаций, моментов.

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала учащихся.

Организуя учебно-воспитательный процесс на основе творческой среды, необходимо учитывать психологические условия, способствующие формированию чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми творческих начинаний ребенка. Доктор психологических наук В.А. Ясвин отмечает, что творческая среда создает благоприятные условия для саморазвития свободной и активной личности, которой свойственна инициативность в освоении и преобразовании окружающего мира,высокая самооценка, открытость, а также свобода суждений и поступков. Творческая среда отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением.

Становится ясно, что создание творческой среды в учебной деятельности не только создает комфортную обстановку на уроке, формирует коллектив, прививает интерес к предмету, но и при систематической работе способствует интеллектуальному развитию всех учащихся. Но нужно помнить, что сущность этой среды - совместный поиск, совместное созидание, творческие споры равных партнеров. «Творческая» среда «изживает себя», когда в группе выделяется авторитарный лидер, который стремится направлять мысли и деятельность своих товарищей.

В методическом арсенале учителя технологии сегодня достаточно самых разнообразных и по форме, и по эффективности методов и приёмов, способных создать творческую среду на уроке. К числу таковых отношу и использую в своей практике:

  • · Проведение необычных по форме и замыслу уроков: уроков творчества, уроков-состязаний, уроков-игр;
  • · Открытую защиту проектов;
  • · Работу в парах, группах;
  • · Работу с опорными сигналами, памятками, алгоритмами;
  • · Использование на уроках игровых ситуаций: технических дуэлей, терминологических зарядок и т. д.;
  • · Использование на уроках занимательного материала: кроссвордов, головоломок и т. д.
  • · Проведение интегрированных уроков.

Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных учащихся, используя потенциал их возможностей.

Выделены следующие формы деятельности:

  • · индивидуальное обучение по программам творческого развития;
  • · система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
  • · научно-практические конференции и семинары;
  • · участие на выставках творчества.

Этапы развития творческой активности школьника:

  1. Создание презентаций, творческих работ
  2. Реферативная деятельность.
  3. Метод проектов
  4. Исследовательская деятельность.

Характеристика этапов.

1.Создание презентаций, творческих работ. Учащиеся нестандартно передают изучаемый материал. Были представлены интересные красочные презентации национальных костюмов мира, таких как турецкий костюм, шотландский, казахский, бразильский, армянский и т.д. Работа над созданием презентации позволяет ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления презентации. Всё это развивает коммуникабельность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Творческие работы стимулируют гибкость мышления, развивают умение в обычном находить необычное.

2. Реферативная деятельность. Реферат способствует умению работать с дополнительной литературой, при этом находя убедительные доказательства, как истории предметов «Волшебная иголка», « Из истории национальных блюд», «Алло, алло», «История лоскутного шитья», так и современности по изучаемой проблеме «Современные средства по уходу за одеждой», «Косметика или уход за лицом и волосами» и т. д.

3. Проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно - ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Данный вид деятельности формирует умение отбирать нужный материал для подготовки темы, всесторонне рассмотреть эти явления (например, с точки зрения технологии), обработать, полученные результаты привести в виде схем, таблиц, графиков, алгоритмов. В результате проектной деятельности учащиеся видят перед собой - вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу.

4. Исследовательская деятельность - более самостоятельная работа. Учащиеся высказывают собственные идеи и отстаивают их. Педагог лишь вносит различную корректировку в работу школьников. В итоге высокая познавательная потребность с внутренней мотивацией дают хорошие результаты. Были выполнены такие работы как: «Громкая музыка: польза и вред», «О вреде курения», «Влияние спиртных напитков на здоровье подростков», «Какую цель в жизни выбирает нынешний подросток», «Вредное влияние компьютера», «Современные молодежные субкультуры», «ЗОЖ, режим труда и отдыха», «ЗОЖ, наркотикам НЕТ!», «Тряпичная кукла как творческая основа материнства». Темы проектов девочки выбирают сами, исследования и эксперименты ведутся с согласия учеников в определенном классе. Именно при выполнении исследовательских работ ребята получают свой личный опыт применения полученных знаний на практике, оказываются в среде, способствующей развитию их творческих способностей.

В использовании приёма «виртуальная экскурсия в стране кулинария» на уроке технологии - ещё один способ преподнести нестандартно, необычно, а значит, привлечь внимание учащихся, вызвать необычные эмоции. Эта деятельность способствует не только пробуждению и закреплению интереса к разнообразным блюдам мира, но и помогает обратить внимание ребёнка к необычному в обычных овощах и фруктах, будь, то сервировка стола или оформление и подача блюд. А это развитие фантазии, воображения, творчества.

Несмотря на то, что выставки декоративно- прикладного творчества - это традиционное мероприятие в нашей школе, она всегда вызывает положительные эмоции учащихся. Создается особая атмосфера, пронизанная духом созидания, сотворчества, желанием поделится собственными умениями и навыками, открытиями.

Таким образом, постепенно в течение учебного процесса можно создать портфолио достижений. Основной смысл - «показать всё, на что ты способен». Портфолио содержит многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащегося. А также помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьника; поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Результаты деятельности представлены в виде сертификатов, грамот и дипломов.

Не последняя роль отводится наличию условий, в которых проходит урок. Это учебная мастерская, где имеются все необходимые наглядные пособия, накоплен и систематизирован дидактический материал включающий:

  • · таблицы;
  • · инструкционные карты;
  • · банк учебных проектов.

Здесь полный набор необходимого для индивидуальной и групповой работы инструмента, стандартного оборудования: промышленные швейные машины, электрические швейные машины, утюги с паром, манекен, примерочная, интерактивная доска, компьютер. Оформлен стенд по технике безопасности и периодически обновляется выставка работ, стенд лучших поделок по бисероплетению, вязанию, вышивке, действует в течение учебного года стенд “Лучшие проектные работы”, под рукой библиотечка технической и прикладной литературы, альбомы эскизов моделей, орнаментов для вышивания, папки с различными видами лоскутков ткани. Большую помощь в работе оказывает просторный, хорошо оснащенный уютный кабинет.

Для развития учащихся необходимо при создании творческой среды для развития одарённости учитывать новые информационные технологии, умело использовать их на уроке в качестве дополнительного средства обучения детей. Создана и используется коллекция презентаций по темам, например: “Костюмы стран мира ”, “Самое интересное о вязании”, “Плетение корзины из старых газет”, “История костюма”, «Полезные изделия из использованных пакетов» и др. Слайды презентации являются наглядной иллюстрацией к объяснению материала, что позволяет активизировать внимание детей и делает рассказ учителя живым и интересным.

Информатизация образования позволит решить проблемы качественного изменения информационной среды системы образования, предоставит новые возможности для развития личности и формирования коммуникативных умений, навыков, обеспечивая при этом развитие познавательного интереса и способностей, самостоятельности, самоконтроля, способствуя развитию творческой личности. Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, Профессор Московского государственного университета С.А. Илюшин и доктор психологических наук, профессор, академик РАО Б.Л. Собкин утверждают: «В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский».

Например, такой вид работы, как создание «Лента времени» учащимися призван показывать развитие одежды в разные эпохи, но и донести в увлекательной форме до своих одноклассников (в форме рисунков с привлечением материалов видео из художественных и документальных фильмов). Также рассказывать о жизни и творчестве знаменитых домов мод, и доносить до аудитории учащихся радость познания, радость творчества, радость общения.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Результаты работы показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Работая над развитием творческой активности детей, я заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились обоснованные результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальные мотивационно - потребительские восприятия мира.

И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. При выполнении проектов по национальным костюмам, и в проекте про обычную иголку, мы узнали много дополнительной информации в виде стихов, легенд, преданий.

С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Дети ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: проходит боязнь совершения ошибок, появляется взаимовыручка. Школьники с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и в городе, также на республиканском и всероссийском уровне. Результаты активного участия на научно-практических конференциях, выставках по декоративно-прикладному творчеству, различных конкурсах по предмету, олимпиадах муниципального, республиканского и всероссийского уровней отмечены сертификатами, грамотами, дипломами.

Таким образом, широко используя различные приемы развития творческой активности, создавая творческую среду в учебной деятельности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Список литературы

1. Боброва Л.В. Уроки с использованием ИКТ, внеклассные мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2009. С. 12.

2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. 93с.

3. Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Проектная деятельность учащихся – Волгоград: Издательство «Учитель» 2006. С. 2.

4. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт обще гуманитарных исследований, 2001. С. 43.

5. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С. 14.

6. Ясвин В. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. С. 121.

Инструкция

Если вы хотите попасть в творческую среду, для начала нужно определиться с наиболее важным для вас направлением творчества. Что это: литература, театр, живопись, дизайн, вас привлекает архитектура или манит музыка? Определитесь не только с направлением творчества, но и с более узкими жанрами, с которыми хотите познакомиться или работать.

Далее ответьте себе на вопрос, в какой роли вы хотите выступать в этой творческой среде, каких людей видеть рядом с собой. Это должны быть последователи творчества, фанаты или исполнители, создатели произведений искусства, литературы и музыки. В многоплановой культурной среде очень важно найти как свое место, так и своих людей, которые ближе вам по духу, увлечениям, которые способны дать вам больше, чем все остальные.

В зависимости от своей роли и желаемых людей в этой творческой среде, уже можно находить свои предпочтения. Если вы поклонник какого-либо определенного направления, можно посещать вечера, которые посвящены вашему кумиру или жанру в мире культуры. Это самый верный способ познакомиться с такими же последователями и фанатами, как и вы, а кроме того, и с самим кумиром. Творческие личности часто устраивают подобные вечера, особенно те из них, кто еще не слишком знаменит и не обременен постоянными гастролями или интервью.

Знакомиться с людьми творчества следует и в интернете. В социальных сетях или на форумах сейчас можно найти не только отдельные группы и темы, посвященные какому-то конкретному исполнителю, музыканту или писателю, но и разделы, в которых собираются творческие люди одного направления – любители литературы, поэзии, живописи. В таких темах можно общаться и высказывать свое мнение о любимых произведениях. Кроме того, подобные группы оповещают своих приверженцев о событиях в мире творчества: выставках, вечерах, встречах, да и сами такие обсуждения среди постоянных читателей часто перетекают в реальные встречи.

Обязательно посещайте события из мира культуры, о которых находите информацию в социальных сетях или новостях. На выставках, вечерах, встречах, показах фильмов и ярмарках можно познакомиться с представителями творческих направлений, которые вам интересны. А подружившись с ними, вы сможете даже бывать на более закрытых мероприятиях для узкого круга лиц. Это будет особенно полезно для тех, кто только начинает свой путь в творчестве, но хочет стать известным в этих кругах.

Хорошие возможности для творческих встреч и работы с людьми разных направлений предоставляют антикафе и популярные сейчас коворкинги. Коворкинг - это пространство для совместной работы людей одного направления, для передачи опыта более молодым коллегам, для обсуждения и работы над большими проектами. В антикафе часто проходят посиделки и вечера самого разного направления культуры.