Презентация на тему творчество цветаевой. Презентация на тему "Жизнь и творчество М. Цветаевой". «Не их я ненавижу, а коммунизм»

Слайд 1

Марина Цветаева
Выполнила: Сурина Александра

Слайд 2

Если душа родилась крылатой - Что ей хоромы - и что ей хаты! Что Чингис-Хан ей и о - Орда! Два на миру у меня врага, Два близнеца, неразрывно-слитых: Голод голодных - и сытость сытых! 5 августа 1918

Слайд 3

Слайд 4

Иван Владимирович Цветаев
Профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета
Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн)
Пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна

Слайд 5

В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 – весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.
Образование

Слайд 6

Начало творчества
Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), участвует в деятельности кружков и студий при издательстве "Мусагет".
Л. Л. Кобылинский
В. Я. Брюсов

Слайд 7

В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи и на свои деньги, выпускает довольно объемный сборник “Вечерний альбом”, посвящённый памяти Марии Башкирцевой. Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин.
«Первая моя книга «Вечерний альбом», - вспоминала Марина Цветаева, - вышла, когда мне было 17 лет,- стихи 15-ти, 16-ти и 17 лет. Издала я ее по причинам, литературе посторонним, поэзии же родственным, взамен письма к человеку, с которым я была лишена возможности сноситься иначе».

Слайд 8

"Вечерний альбом"
Стихи Вечернего альбома отличались «домашностью», в них варьировались такие мотивы, как пробуждение юной девичьей души, счастье доверительных отношений, связывающих лирическую героиню и ее мать, радости впечатлений от мира природы, первая влюбленность, дружба со сверстницами-гимназистками. Раздел Любовь составили стихотворения, обращенные к В.О.Нилендеру, которым тогда была увлечена Цветаева. Стихи сочетали темы и настроения, присущие детской поэзии, с виртуозной поэтической техникой.

Слайд 9

Зимой 1910–1911 М.А.Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию провести лето 1911 в Коктебеле, где он жил. В Коктебеле Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном.

Слайд 10

В Сергее Эфроне Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой.
Я с вызовом ношу его кольцо - Да, в Вечности - жена, не на бумаге.- Его чрезмерно узкое лицо Подобно шпаге.
Встречу с ним Цветаева восприняла как начало новой, взрослой жизни и как обретение счастья.

Слайд 11

В январе 1912 произошло венчание Цветаевой и Сергея Эфрона.

Слайд 12

В сентябре этого же года у них родилась дочь Ариадна

Слайд 13

Сергею Эфрону Цветаева посвящает второй сборник своих стихов “Волшебный фонарь“(1912 г)
Спи, царевна! Уж в долине Колокол затих, Уж коснулся сумрак синий Башмачков твоих. Чуть колышутся березы, Ветерок свежей. Ты во сне увидишь слезы Брошенных пажей. Тронет землю легким взмахом Трепетный плюмаж. Обо всем шепнет со страхом Непокорный паж. Будут споры… и уступки, (Ах, нельзя без них!) И коснутся чьи-то губки Башмачков твоих. (Колыбельная песня Асе)

Слайд 14

Стихотворения 1916, отражают роман Цветаевой с О.Э.Мандельштамом (1915–начало 1916). Мандельштам посвятил Цветаевой несколько стихотворений.

Слайд 15

Имя твое - птица в руке, Имя твое - льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое - пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок. Имя твое - ах, нельзя! - Имя твое - поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое - поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток… С именем твоим - сон глубок.

Слайд 16

На протяжении 1913–1915 совершается постепенная смена цветаевской поэтической манеры. В поэтический мир Цветаевой проникают страшные и трагические темы, а лирическая героиня наделяется и чертами святости, сравнивается с Богородицей, и чертами демоническими, темными, именуется «чернокнижницей».
Собирая любимых в путь, Я им песни пою на память - Чтобы приняли как-нибудь, Что когда-то дарили сами. Зеленеющею тропой Довожу их до перекрестка. Ты без устали, ветер, пой, Ты, дорога, не будь им жесткой! Туча сизая, слез не лей,- Как на праздник они обуты! Ущеми себе жало, змей, Кинь, разбойничек, нож свой лютый. Ты, прохожая красота, Будь веселою им невестой. Потруди за меня уста,- Наградит тебя Царь Небесный! Разгорайтесь, костры, в лесах, Разгоняйте зверей берложьих. Богородица в небесах, Вспомяни о моих прохожих!

Слайд 17

Первую мировую войну Цветаева восприняла как взрыв ненависти против дорогой с детства ее сердцу Германии. Она откликнулась на войну стихами, резко диссонировавшими с патриотическими и шовинистическими настроениями конца 1914.
Ты миру отдана на травлю, И счета нет твоим врагам, Ну, как же я тебя оставлю? Ну, как же я тебя предам?

Слайд 18

Февральскую революцию 1917 она приветствовала, как и ее муж. Октябрьскую революцию восприняла как торжество губительного деспотизма. Сергей Эфрон встал на сторону Временного правительства и участвовал в московских боях, обороняя Кремль от красногвардейцев. Известие об Октябрьской революции застало Цветаеву в Крыму, в гостях у Волошина. Вскоре сюда приехал и ее муж. 25 ноября 1917 она выехала из Крыма в Москву, чтобы забрать детей – Алю и маленькую Ирину, родившуюся в апреле этого года.

Слайд 19

Фронты Гражданской войны разлучили Цветаеву с мужем и с Волошиным. С Волошиными она больше никогда не увиделась. Сергей Эфрон сражался в рядах Белой армии, и оставшаяся в Москве Цветаева не имела о нем никаких известий. В голодной и нищей Москве в 1917–1920 она пишет стихи, воспевающие жертвенный подвиг Белой армии.
Белая гвардия, путь твой высок: Черному дулу - грудь и висок. Божье да белое твое дело: Белое тело твое - в песок.
К концу 1921 эти стихотворения были объединены в сборник Лебединый стан, подготовленный к изданию. (При жизни Цветаевой сборник напечатан не был, впервые опубликован на Западе в1957).

Слайд 20

В мае – июле 1921 она написала цикл Разлука, обращенный к мужу. Она и дети с трудом сводили концы с концами, голодали. В начале зимы 1919–1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжелом состоянии дочерей и забрала домой старшую, Алю, к которой была привязана как к другу и которую исступленно любила. Выбор Цветаевой объяснялся и невозможностью прокормить обеих, и равнодушным отношением к Ирине. В начале февраля 1920 Ирина умерла. Ее смерть отражена в стихотворении Две руки, легко опущенные… (1920) и в лирическом цикле Разлука (1921).

Слайд 21

Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были - по одной на каждую - Две головки мне дарованы. Но обеими - зажатыми - Яростными - как могла! - Старшую у тьмы выхватывая - Младшей не уберегла. Две руки - ласкать - разглаживать Нежные головки пышные. Две руки - и вот одна из них За ночь оказалась лишняя. Светлая - на шейке тоненькой - Одуванчик на стебле! Мной еще совсем непонято, Что дитя мое в земле.

Слайд 22

Наступивший НЭП Цветаева, как и многие ее литераторы-современники, восприняла резко отрицательно, как торжество буржуазной «сытости», самодовольного и эгоистического меркантилизма.

Слайд 23

11 июля 1921 она получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой армии из Крыма в Константинополь. Вскоре он перебрался в Чехию, в Прагу. После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и 11 мая 1922 вместе с дочерью Алей покинула родину. 15 мая 1922 Марина Ивановна и Аля приехали в Берлин.
«…я не эмигрант… я по духу, то есть по воздуху и по размаху - там, туда, оттуда…»

Слайд 24

В Берлине она отдает в печать новый сборник стихотворений – Ремесло (опубл. в 1923) – и поэму Царь-Девица. Сергей Эфрон приехал к жене и дочери в Берлин, но вскоре вернулся в Чехию, в Прагу. Цветаева с дочерью приехала к мужу в Прагу в августе 1922. В Чехии она провела более четырех лет. В феврале 1925 у нее родился долгожданный сын, названный Георгием (домашнее имя – Мур).

Слайд 25

Цветаева его обожала. Стремление сделать всё возможное для счастья и благополучия сына воспринимались взрослевшим Муром отчужденно и эгоистично; вольно и невольно он сыграл трагическую роль в судьбе матери.

Слайд 26

Слайд 27

В Праге у Цветаевой впервые устанавливаются постоянные отношения с литературными кругами, с издательствами и редакциями журналов. Ее произведения печатались на страницах журналов «Воля России» и «Своими путями», Цветаева выполняла редакторскую работу для альманаха «Ковчег». В 1928 в Париже выходит последний сборник- «После России»

Слайд 28

В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому»
Превыше крестов и труб, Крещенный в огне и дыме, Архангел-тяжелоступ - Здорово, в веках Владимир! Он возчик и он же конь, Он прихоть и он же право. Вздохнул, поплевал в ладонь: - Держись, ломовая слава! Певец площадных чудес - Здорово, гордец чумазый, Что камнем - тяжеловес Избрал, не прельщась алмазом. Здорово, булыжный гром! Зевнул, козырнул и снова Оглоблей гребет - крылом Архангела ломового.

Слайд 29

В сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к убийству советскими агентами И.Рейсса – также бывшего агента советских спецслужб, попытавшегося выйти из игры. Вскоре Эфрон был вынужден скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна. Цветаева осталась в Париже вдвоем с сыном, но Мур также хотел ехать в СССР. Не было денег на жизнь и обучение сына, Европе грозила война, и Цветаева боялась за Мура, который был уже почти взрослым. Она опасалась и за судьбу мужа в СССР. Ее долгом и желанием было соединиться с мужем и дочерью.

Слайд 30

12 июня 1939 на пароходе из французского города Гавра Цветаева с Муром отплыли в СССР, 18 июня вернулись на родину. На родине Цветаева с родными первое время жили на государственной даче НКВД в подмосковном Болшеве, предоставленной С.Эфрону. Однако вскоре и Эфрон, и Ариадна были арестованы.
Душа – птица, которая не может жить в клетке. Она должна парить. В неволе душа умирает.
Любовь – трагедия, всегда рядом с разлукой. Любовь – поединок роковой, за которым чаще всего следует разрыв.

Слайд 37

В истории отечественной литературы поэзия Марины Цветаевой всегда будет занимать свое особое место. Ее лирика уникальна, поэтому она так влечет читателя своей неповторимостью, мятущейся, вечно ищущей истины, беспокойной душой.

РАННЯЯ ЛИРИКА В ТВОРЧЕСТВЕ ЦВЕТАЕВОЙ
Вслед за «Вечеpним альбомом» появилось еще два стихотворных сборника Цветаевой: «Волшебный фонаpь» (1912г.) и «Из двух книг» (1913г.) - оба под маpкой издательства «Оле-Лукойе», домашнего пpедпpиятия Сеpгея Эфpона, дpуга юности Цветаевой, за котоpого в 1912 году она выйдет замуж. В это время Цветаева - «великолепная и победоносная» – жила уже очень напряженной душевной жизнью.
К тому времени Цветаева уже хорошо знала себе цену как поэту в 1914г. она записывает в своем дневнике: «В своих стихах я уверена непоколебимо», но ровным счетом ничего не делала для того, чтобы наладить и обеспечить свою человеческую и литеpатуpную судьбу. Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи. Марина очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов.
Из рук моих - нерукотворный град

Над городом, отвергнутым Петром,Перекатился колокольный гром.Гремучий опрокинулся прибойНад женщиной, отвергнутой тобой.Царю Петру и вам, о царь, хвала!Но выше вас, цари, колокола.Пока они гремят из синевы -Неоспоримо первенство Москвы.И целых сорок сороков церквей,Смеются над гордынею царей!

Cлайд 1

Cлайд 2

Родилась 26 сентября 1892 года в самом центре Москвы Был абсолютный слух, превосходно играла на фортепиано Огромное влияние матери(много читала детям, занималась музыкой, языками) Начала рифмовать с четырех лет Учеба в гимназии, затем –за границей После смерти матери - одиночество, взросление

Cлайд 3

Марину готовили в пианистки: У нее был абсолютный слух и пластичные руки. Не чувствуя любви к музыкальным занятиям, она никог да не пыталась от них увильнуть. Позже поэтесса писала, что собствен ные «экзерсисы» не доставляли ей радости, потому что она рано научи лась любить музыку в прекрасном исполнении матери. Но она делала большие успехи и признавалась, что, проживи мать дольше, стала бы пианисткой.

Cлайд 4

Марина Цветаева и музыка... Тема, ждущая своего исследователя. Марина занималась музыкой лет с шести. С семи уже выступала в школьных концертах в Москве, в частной музыкальной школе в Мерзляковском переулке. После смерти матери, пианистки выдающегося таланта, ученицы Рубинштейна, в 1906 году занятия музыкой прекратились. Но знание музыки, ее понимание, создание музыки словесной - сохранились на всю жизнь. Разве мог бы написать такого "Крысолова" поэт, чуждый музыке?..

Cлайд 5

И.В. Цветаев с дочерью Мариной. «Семейная жизнь мне не удаласьуд удалась, зато удалось служение < Родине» И.В. Цветаев с дочерью Мариной. Мос

Cлайд 6

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ АСЕ Спи, царевна! Уж в долине Колокол затих, Уж коснулся сумрак синий Башмачков твоих. Чуть колышутся березы, Ветерок свежей. Ты во сне увидишь слезы Брошенных пажей. Тронет землю легким взмахом Трепетный плюмаж. Обо всем шепнет со страхом Непокорный паж. Будут споры... и уступки, (Ах, нельзя без них!) И коснутся чьи-то губки Башмачков твоих.

Cлайд 7

"Кто для Аси нужнее Марины? Милой Асеньки кто мне нужней?" - Так вопрошала юная Марина в 1911 году. Марина всегда говорила о сестре "моя неразлучная". Гибель прежней России и связанные с этим события жизни в 1927 году навсегда разлучили сестер. Марина жила в Париже, Ася в Москве. Когда Марина Цветаева вернулась в Россию, Анастасия Цветаева находилась в лагере на Дальнем Востоке. Несмотря на отсутствие связи наяву, сестры душами - бесконечно родными - чувствовали друг друга. *** Не в споре, а в мире - Согласные сестры. Одна - меч двуострый Меж грудью и миром Восставив: не выйду! Другая, чтоб не было гостю обиды - И медом и миром.

Cлайд 8

Марина с Сережей нашли друг друга мгновенно и на- всегда. Встреча с Эфроном была тем, чего жаждала душа Цветаевой: ее влекли героизм, романтика, жертвенность, не- обыкновенные люди, высокие чувства…

Cлайд 9

Cлайд 10

Возможно, и не сознавая этого, Ма Марина сразу взяла Сережу в сыно сыновья. Она взяла его за руку и повела по жизни. Сережа стал ей не только мужем, но и самым трудным из ее детей…

Cлайд 11

Аля была достойной дочерью своей матери. В семь лет она писала стихи, рисовала, переписывалась с Анной Ахматовой,Волошиным…

Cлайд 12

Аля…И похожа на меня и непохожа. Похожа страстью к слову, жизнью в нем…непохожа – гармоничностью, даже идилличностью всего существа.

Cлайд 13

Аля очень помогает…Хорошая, здоровая,красивая девочка- Очень красивая, хорошеет день ото дня.

Cлайд 14

Ты будешь невинной, тонкой, Прелестной - и всем чужой! Стремительной амазонкой, Пленительной госпожой, ……………. И многих пронзит царица, Насмешливый твой клинок, И все, что мне только снится, Ты будешь иметь у ног.

Cлайд 15

В 1937 году Ариадна Эфрон попала из Парижа в Сибирь. На ее долю выпали тюрьмы, пытки, лагеря, ссылки. Она вернулась к жизни только через 17 лет.

Cлайд 16

В 1922 году Цветаева уез жает в Берлин, через два месяца – в Прагу. В ноябре 1925 года Марина с детьми приехала в Париж.

Cлайд 17

Цветаева относилась к нему так, что Мур рос в ощущении, что он - центр мирозданья. По- сторонним он часто казался несносным, но она этого не по- нимала и не хотела понять.

Слайд 2

Слайд 3

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 9 октября 1892 года в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева и пианистки Марии Александровны Мейн, в этот миг вдруг по всей Москве зазвонили колокола. И ещё был знак судьбы – рябина. Старожилы Москвы не помнили, чтобы столько было рябины.

Слайд 4

Отец – профессор Московского университета – Иван Владимирович Цветаев, впоследствии основатель Музея изящных искусств, ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Слайд 5

Мать Мария Александровна Мейн происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой.

Слайд 6

Трехпрудный переулок в Москве

Слайд 7

Зимнее время года семья проводила в Москве, лето – в городе Тарусе Калужской губернии. Ездили Цветаевы и за границу. В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.

Слайд 8

Первый сборник стихов «Вечерний альбом» 1910 год

Ваша книга – это весть оттуда,Утренняя благостная весть.Я давно уж не приемлю чуда,Но как сладко слышать: чудо – есть! М.Волошин

Слайд 9

Никогда ещё Марина не была так хороша собой. Её золотистые волосы вились. На щеках играл румянец, а глаза цвета спелого крыжовника, из-за близорукости имели колдовское выражение

Слайд 10

М. Цветаева

Слайд 11

Летят они, написанные наспех,

Горячие от горечи и нег.

Между любовью и любовью распят

Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.

Слайд 12

1917 год. Февральская революция. Большинство русской интеллигенции увидело в ней свершение своих идеалов и надежд. Цветаева безошибочно чувствует – не то.Пройдёт совсем немного времени, к власти придут большевики и развяжут Гражданскую войну. С первых её дней уйдёт в Белую армию Сергей Эфрон.

Слайд 13

Марина и дети с трудом сводили концы с концами, голодали. В начале зимы 1919–1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжелом состоянии дочерей и забрала домой старшую, Алю. Выбор Цветаевой объяснялся невозможностью прокормить обеих. В начале февраля 1920 Ирина умерла. Ее смерть отражена в стихотворении «Две руки, легко опущенные…» (1920)

Слайд 14

11 июля 1921 Марина Цветаева получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой армии из Крыма в Константинополь. Вскоре он перебрался в Чехию, в Прагу. После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и 11 мая 1922 вместе с дочерью Алей покинула родину.

Слайд 15

В Праге у Цветаевой впервые устанавливаются постоянные отношения с литературными кругами, с издательствами и редакциями журналов.

Слайд 16

Во второй половине 1925 Цветаева приняла окончательное решение покинуть Чехословакию и переселиться во Францию. Ее поступок объяснялся тяжелым материальным положением семьи; она полагала, что сможет лучше устроить себя и близких в Париже, который тогда становился центром русской литературной эмиграции. 1 ноября 1925 Цветаева с детьми приехала во французскую столицу; к Рождеству туда перебрался и Сергей Эфрон.

Слайд 17

Переезд во Францию не облегчил жизнь Цветаевой и ее семьи. Сергей Эфрон, непрактичный и не приспособленный к тяготам жизни, не мог прокормить семью; только сама Цветаева литературным трудом могла зарабатывать на жизнь. Однако в ведущих парижских периодических изданиях Цветаеву печатали мало, зачастую правили ее тексты. За все парижские годы она смогла выпустить лишь один сборник стихов – «После России» (1928). Эмигрантской литературной среде были чужды стихи Цветаевой.

Слайд 18

Неприятие Цветаевой усугублялись ее сложным характером и репутацией мужа (Сергей Эфрон хлопотал с 1931 о советском паспорте, высказывал просоветские симпатии, работал в «Союзе возвращения на родину»). Он стал сотрудничать с советскими спецслужбами. Но Цветаева, в отличие от мужа и детей, не питала никаких иллюзий в отношении режима в СССР и просоветски настроена не была).

Слайд 19

У Цветаевой произошел тяжелый конфликт с дочерью, настаивавшей, вслед за своим отцом, на отъезде в СССР; дочь ушла из материнского дома. В сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к убийству бывшего агента советских спецслужб, попытавшегося выйти из игры. (Цветаева о роли мужа в этих событиях осведомлена не была). Вскоре Эфрон был вынужден скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна. Цветаева осталась в Париже вдвоем с сыном, но Мур также хотел ехать в СССР. Не было денег на жизнь и обучение сына, Европе грозила война, и Цветаева боялась за Мура, который был уже почти взрослым. Она опасалась и за судьбу мужа в СССР. Ее долгом и желанием было соединиться с мужем и дочерью.

Слайд 1

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Слайд 2

Марина Цветаева
Родилась 26 сентября 1892 года в Москве. Отец-Иван Владимирович-профессор Московского университета. Мать-Мария Александровна Мейн-страстная музыкантша.Страсть к стихам-от матери.

Слайд 3

Родители
Страсть к работе и к природе-от обоих родителей. Ее отец, профессор.Он познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее мифами и легендами. Значительное влияние на формирование духовности Цветаевой оказала и христианская мифология и связанное с нею искусство.

Слайд 4

Детство
Несмотря на духовно близкие отношения с матерью, Цветаева ощущала себя в родительском доме одиноко и отчужденно. Она намеренно закрывала свой внутренний мир и от сестры Аси, и от сводных брата и сестры - Андрея и Валерии. Даже с Марией Александровной не было полного взаимопонимания. Юная Марина жила в мире прочитанных книг, возвышенных романтических образов. Зимнее время года семья проводила в Москве, лето - в городе Тарусе Калужской губернии. Ездили Цветаевы и за границу. В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 - весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.

Слайд 5

Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Флейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы. Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник "Вечерний альбом", который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как В.Брюсов, Н.Гумилев и М.Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.

Слайд 6

Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. Октябрьскую революцию она не приняла, видя в ней восстание "сатанинских сил". В литературном мире М.Цветаева по-прежнему держалась особняком. В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго живет в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебирается в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.

Слайд 7

В 1912 вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом. Творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: в 1923 в Берлине, в издательстве "Геликон", вышла книга "Ремесло", получившая высокую оценку критики. В 1924, в пражский период, пишет поэмы "Поэма Горы", "Поэма Конца". В 1926 заканчивает поэму "Крысолов", начатую еще в Чехии, работает над поэмами "С моря", "Поэма Лестницы", "Поэма Воздуха" и др.

Слайд 8

ДЕТИ
В январе 1912 произошло венчание Цветаевой и Сергея Эфрона. 5 сентября (старого стиля) у них родилась дочь Ариадна (Аля). 13 апреля 1917 года рождается вторая дочь, Ирина. В начале зимы 1919-1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжелом состоянии дочерей и забрала домой старшую, Алю, к которой была привязана как к другу и которую исступленно любила. Выбор Цветаевой объяснялся и невозможностью прокормить обеих, и равнодушным отношением к Ирине. В начале февраля 1920 Ирина умерла. Ее смерть отражена в стихотворении Две руки, легко опущенные… (1920) и в лирическом цикле Разлука (1921).

Слайд 9

11 июля 1921 она получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой армии из Крыма в Константинополь. Вскоре он перебрался в Чехию, в Прагу. После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и 11 мая 1922 вместе с дочерью Алей покинула родину. 15 мая 1922 Марина Ивановна и Аля приехали в Берлин. Там Цветаева оставалась до конца июля, где подружилась с временно жившим здесь писателем-символистом Андреем Белым.

Слайд 10

Творчество
Вздрогнешь - и горы с плеч, И душа - горe. Дай мне о гoре спеть: О моей горe. <..> О, далеко не азбучный Рай - сквознякам сквозняк! Гора валила навзничь нас, Притягивала: ляг!
В печати произведения Цветаевой появились в 1910, когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов - Вечерний альбом. Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость и нежелание соответствовать социальной роли «литератора». Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение. Стихи Вечернего альбома отличались «домашностью», в них варьировались такие мотивы, как пробуждение юной девичьей души, счастье доверительных отношений, связывающих лирическую героиню и ее мать, радости впечатлений от мира природы, первая влюбленность, дружба со сверстницами-гимназистками. Раздел Любовь составили стихотворения, обращенные к В.О.Нилендеру, которым тогда была увлечена Цветаева. Стихи сочетали темы и настроения, присущие детской поэзии, с виртуозной поэтической техникой.

Слайд 11

В 1918 году Марина Цветаева пишет цикл стихов "Комедьянт", пьесы "Червоный валет" и "Метель". В 1919 году Марина Цветаева пишет цикл стихов "Стихи к Сонечке" и пьесы "Фортуна", "Каменный ангел", "Приключение", "Феникс". В 1920 году Марина Цветаева пишет поэму "Царь-девица". В 1921 году выходит сборник стихов "Версты". Марина Цветаева пишет поэмы "На красном коне" (посвященную Анне Ахматовой), "Егорушка" (продолжена в 1928 году, незакончена) и циклы стихов "Ученик", "Разлука" и "Благая весть". В 1922 году Марина Цветаева пишет поэму "Молодец" (посвященную Борису Пастернаку) и циклы стихов "Сугробы" (посвящен Эренбургу), и "Деревья" (посвящен Анне Тесковой). В 1922 году состоялось знакомство Марины Цветаевой и К.Б. (Константина Болеславовича Родзевича), разрыв с которым в 1923 году послужил основой для написания "Поэмы горы", "Поэмы конца" и стихотворения "Попытка ревности".

Слайд 12

Возвращение в СССР
У Цветаевой произошел тяжелый конфликт с дочерью, настаивавшей, вслед за своим отцом, на отъезде в СССР; дочь ушла из материнского дома. В сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к убийству советскими агентами И.Рейсса - также бывшего агента советских спецслужб, попытавшегося выйти из игры. (Цветаева о роли мужа в этих событиях осведомлена не была). Вскоре Эфрон был вынужден скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна. Цветаева осталась в Париже вдвоем с сыном, но Мур также хотел ехать в СССР. Не было денег на жизнь и обучение сына, Европе грозила война, и Цветаева боялась за Мура, который был уже почти взрослым. Она опасалась и за судьбу мужа в СССР. Ее долгом и желанием было соединиться с мужем и дочерью. 12 июня 1939 на пароходе из французского города Гавра Цветаева с Муром отплыли в СССР, 18 июня вернулись на родину.

Слайд 13

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, 8 августа 1941 Цветаева с сыном эвакуировались из Москвы и оказались в небольшом городке Елабуге. В Елабуге не было работы. У руководства Союза писателей, эвакуированного в соседний город Чистополь, Цветаева просила разрешения поселиться в Чистополе и места судомойки в писательской столовой. Разрешение было дано, но места в столовой не оказалось, так как она еще не открылась. После возвращения в Елабугу у Цветаевой произошла ссора с сыном, который, по-видимому, упрекал ее в их тягостном положении. На следующий день, 31 августа 1941, Цветаева повесилась.
Точное место ее захоронения неизвестно.

Слайд 14

Тарусский музей семьи Цветаевых
Особым памятным местом, связанным с именем Марины Цветаевой, является Тарусский музей семьи Цветаевых, второй филиал КОКМ в Тарусе. Он был открыт 4 октября 1992 г., накануне 100-летия поэтессы. Музей располагается в восстановленном так называемом «Доме Тьо». Дом был куплен в 1899 г. дедом М. Цветаевой по материнской линии Александром Даниловичем Мейном.
"Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в тех местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уже нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили с Тарусской каменоломни камень: Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева". Париж, май 1934 г

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 20

Литература
Марина Цветаева «Стихи и проза» Москва Эксмо 2002г www.tsvetayeva.com vvv.srcc.msu.su/asa/lit/mc.html cvetaeva.ouc.ru
Цифровой образовательный ресурс выполнен учителем русского языка и литературы МОУ Желтинская СОШ Агаповского района Челябинской области Шаульской Евгенией Леонидовной.