"православная мама" владимир зоберн. Представьте себе такое – человеку вовремя не делается операция, потому что некого с ним положить! Как лечат детей из детдомов

Когда мама не озабочена карьерой и зарабатыванием денег, а может спокойно заниматься детьми, это, конечно, хорошо. «Дистанционное» родительское воспитание и раньше было чревато тем, что на казенном языке принято называть «безнадзорностью». А при нынешнем падении нравов тем более опасно полагаться в таком важном деле на чужих и, по большому счету, мало за что отвечающих людей, ссылаясь на свой собственный детский опыт: дескать, «школа плохому не научит… нами никто особо не занимался - и ничего, выросли…» Разумнее держать руку на пульсе.

Не знаю, как в других городах, а в Москве и Подмосковье, жители которого массово едут на работу в Москву, в последнее десятилетие появилось немало женщин, имеющих возможность не работать, а сидеть с детьми. Причем это вовсе не обязательно «жены олигархов», как думают некоторые люди, не очень хорошо представляющие себе нынешнюю московскую реальность. Отцы таких семейств могут быть компьютерщиками, юристами, менеджерами, пиарщиками, журналистами, редакторами, телевизионщиками. У кого-то есть свой мелкий или средний бизнес. Кто-то занимается строительством и ремонтом. Кто-то - извозом. Есть неплохо зарабатывающие сантехники, электрики, архитекторы, дизайнеры. И даже (человеку, мыслящему устаревшими стереотипами ельцинской эпохи, это может показаться несусветной чушью)… многие преподаватели и врачи. Кто-то получил в наследство квартиру и имеет возможность ее сдавать. Некоторым молодым семьям помогают деньгами родители (тоже вовсе не обязательно олигархи). Короче говоря, активный народ за последнее десятилетие как-то приспособился к новой жизни, хотя, безусловно, отцам в таких семействах приходится работать очень много. Порой даже с перехлестом: от женщин нередко слышишь жалобы на то, что их мужья - трудоголики и жен с детьми практически не видят. Но зато жена может уже не печься о заработке и спокойно заниматься детьми.

Так что же? Если мама дома, все проблемы решены? Отнюдь. Могут возникнуть новые, в принципе ожидаемые, но далеко не всегда ожиданные. Какие?

День да ночь - сутки прочь

Да хотя бы проблема лени! Люди, как известно, бывают разные: одни активные, деятельные, собранные, другие склонны к расслабленности. Первые всегда находят себе занятие, у них уже с детства есть самоконтроль и чувство ответственности. Вторые и во взрослом возрасте нуждаются в «погонялах» и «внешнем корсете». Предоставленные сами себе, они не могут организовать свое время и легко скатываются к «растительному» существованию: «поели - теперь можно и поспать; поспали - теперь можно и поесть».

Конечно, когда детей несколько, сильно не разоспишься, но и от многодетных порою слышишь, что время уходит словно дым в трубу. Вроде бы только встали - а уже вечер. И никуда не ходили, и уборку не затевала, и белья целая куча нестиранного лежит. Впрочем, тут впечатление о бездарно потраченном времени скорее субъективное. У многодетной матери обычно столько забот, что только поворачивайся. И на чистку картошки для пяти-шести детских ртов уходит, естественно, больше времени, чем для одного-двух, и тарелок сколько надо за день перемыть, и носов утереть. А еще требуется этого утешить, тех разнять, этих приласкать или, наоборот, наказать… Опомниться не успеешь, как уже ночь на дворе.

Бесспорно, бывают и многодетные лентяйки, у которых дома разруха, дети запущены, голодают - одним словом, сироты при живых родителях. Но тут уже не просто лень, а алкоголизм или серьезная психическая патология. Настолько серьезная, что она заглушает даже материнский инстинкт, лежащий в основе женской природы. И хотя таких случаев немало, мы о них говорить не будем, поскольку эти люди вряд ли окажутся среди наших читателей. И помощь им нужна куда более основательная, чем просто чтение книг и статей.

Тем же мамам, которые не страдают вышеупомянутыми дефектами, а просто склонны излишне расслабляться, стоит почаще напоминать себе, что чем больше расслабляешься, тем больше устаешь, поскольку воля, как и мышцы, без тренировки атрофируется. Помню, как лет пятнадцать назад одна знакомая, отпраздновав 70-летний юбилей, заявила, что для поддержания жизненного тонуса ей теперь необходимо… увеличить нагрузку. Поэтому в дополнение ко всем своим предыдущим занятиям (несмотря на преклонный возраст, она продолжала работать в сфере образования и вдобавок активно занималась общественной деятельностью), Мария Петровна взяла на себя попечение о внучке-первокласснице, которую нужно было водить в школу и по кружкам.

Как у вас сил на все хватает? - изумилась я, глядя на сухонькую, маленькую старушку.

А это как при забеге на длинные дистанции, - улыбнулась она, - вдруг открывается второе дыхание. Ну, а после 70, если хочешь дольше жить, надо, чтобы открылось и третье. Ведь современные люди физически очень сильно недогружены.

Схожих взглядов придерживается и врач В.А. Копылов, возглавивший первую в СССР Проблемную научно-исследовательскую лабораторию немедикаментозных средств лечения и разработавший уникальный метод «внешнего болевого воздействия» (ВБВ), при помощи которого ему удалось поставить на ноги тысячи тяжело и даже смертельно больных людей.

«По моему убеждению, Богом дан лишь один путь укрепления и совершенствования - напряжение духовное и физическое, - пишет доктор Копылов. - Во всех результативных методах лечения и укрепления здоровья… эффективных системах тренинга, рациональных диетах лечебным фактором является напряжение». И добавляет: «Весьма распространено мнение, что патология возникает от перенапряжения органа или системы. Весь мой 35-летний опыт лечения свидетельствует об обратном: напряжение, и даже очень сильное, какого-либо органа или системы не ведет к их ослаблению. Напротив, заболевают органы, которые не получили для них достаточного напряжения… Именно недостаток напряжений приводит к ослаблению органов и является причиной заболевания» .

Впрочем, и не прибегая к научным обоснованиям, а просто на собственном опыте я неоднократно убеждалась: стоит дать себе (вернее, своей лени) волю, как самочувствие резко ухудшается. Безделье засасывает, будто болото. Наступает состояние хронической расслабленности, упадок сил. А с ними - досада на свою немощь. Когда же входишь в рабочий ритм, организм мобилизуется, день становится длинней и насыщенней. И усталость, возникающая под вечер, воспринимается совсем иначе - как закономерный итог не напрасно прожитого дня.

Чтобы себя немного дисциплинировать, людям, которые склонны расслабляться, я бы советовала применять простейшие приемы самонаблюдения и анализа. Например, каждый вечер подводить итоги прошедшего дня: что успели, что - нет и почему; ставить перед собой какие-то задачи, учиться планировать время. Это нужно не только для «личного самоусовершенствования», как говорили когда-то, но и для воспитания детей.

Не пытайтесь объять необъятное

Деятельным, энергичным женщинам тоже не всегда легко приноровиться к роли неработающей мамы. Решив посвятить себя ребенку, они порой нагружают его, как верблюда, занятиями и требованиями. И упорно отказываются замечать, что он уже валится с ног. А если к намерению «дать ребенку по максимуму» примешивается желание преодолеть через него свои комплексы (из серии «раз уж мне не удалось, пусть хоть он добьется»), то может возникнуть стойкое раздражение. Психологически это понятно: на другого сердиться проще, чем на себя. А тут раздражение в двойном размере: на себя и «на того парня». Немудрено, что дети невротизируются, начинают проявлять негативизм и непослушание.

Девятилетняя Катя, переступив порог родного дома, менялась до неузнаваемости. В школе это была исполнительная, аккуратная девочка, с подружками не ссорилась, никаких нареканий учительницы не вызывала. Войдя же в квартиру, Катя не просто начинала капризничать, а истерически рыдала, валилась на пол, не желала снимать зимние сапоги и пальто. Приготовление уроков, посещение кружков, утренние сборы в школу и вечерний отход ко сну - все происходило «с боем». Мать от нее страшно уставала и, когда рассказывала о том, что у них творится, выглядела несчастной жертвой маленькой тиранки. Но довольно быстро обнаружилось, что, когда Катя ведет себя хорошо, это маму не особенно радует. Она гораздо больше фиксируется на плохом. И, на словах желая улучшить ситуацию, не делает довольно простых вещей, которые ведут к желаемому результату. Так, мама ни в какую не соглашалась снизить нагрузки, хотя девочка явно изнемогала, поскольку училась в двух школах: в гимназии с достаточно сложной программой и в музыкалке, да еще ходила в бассейн, на танцы и на английский. Трудно было маме и лишний раз похвалить, приласкать Катюшу, поиграть с ней, пожалеть, когда она нуждалась в жалости.

Если попросить такую маму сравнить свой характер с характером ребенка, а затем пометить перечисленные черты знаками плюс и минус, то обилие отрицательных характеристик будет очень наглядным. Причем свой характер мамы могут оценивать по-разному, вовсе не обязательно тут будет «игра на контрастах». Нередко мать и о себе невысокого мнения. Но хотя сын или дочь совершенно очевидно наследовали материнские черты, их это в ее глазах не оправдывает. Наоборот, чем больше она недовольна собой, тем яростней борется. Только не со своими грехами и недостатками, а с детской натурой.

И тут порой задаешься вопросом: «А так ли уж хорошо, что мать не работает? Может, лучше бы она поменьше бывала дома, передоверив воспитание ребенка тому, кто не будет предъявлять к нему завышенных требований и проецировать на него свою неудовлетворенность собой и жизнью?»

Разумеется, чисто механическим способом глубинных психологических проблем не разрешить. Это если и поможет, то лишь отчасти. И еще неизвестно, как аукнется в будущем. Лучше разобраться в своих чувствах и навести в них порядок. Но перенаправить часть энергии в другое русло все-таки стоит. Ответственным мамам это не всегда легко сделать, потому что их гложет чувство вины. Кажется, что, занявшись чем-то посторонним, они недодадут ребенку внимания, упустят какие-то шансы в его развитии. Однако постоянное, пристальное (тем более со знаком минус!) внимание взрослого перенапрягает детей, да и гармоничное развитие предполагает определенную степень свободы, чтобы у ребенка было время отдохнуть, переварить впечатления, чем-то заинтересоваться самому. Существование же в режиме постоянной спешки, когда надо и то, и это, и пятое, и десятое, для большинства детей утомительно. Рано или поздно возникает ощущение, что все это нужно маме, а не им. Начинаются нытье и отказы. А маме, конечно, бывает жаль затраченных попусту сил. Она чувствует обиду и разочарование, ведь ребенок не оправдал ее надежд. И к уже накопившимся претензиям добавляются все новые и новые…

Душечка-мамочка

Есть и еще один соблазн, подстерегающий неработающую маму. Порой она настолько увлечена материнством, что прямо-таки купается в нем, стремясь полностью раствориться в ребенке. Особенно часто это бывает, когда ребенок поздний и выстраданный, вымоленный. И пока он маленький, такое слияние восхищает и умиляет. Особенно сейчас, когда столько матерей норовит поскорее отдалиться от младенца и заняться куда более важными и интересными, на их взгляд, делами.

Но если это слияние длится долго, оно становится неестественным. Ведь ребенку для нормального взросления необходимо отделяться от мамы и постепенно обретать самостоятельность. И речь тут не только о гиперопеке. Мама может очень даже поощрять самостоятельность сына или дочери, но при этом она живет исключительно их интересами, ничто другое ее не волнует. Есть такой тип женщин - «душечки», прекрасно описанный А.П. Чеховым. К ним можно относиться по-разному. В советское время принято было смеяться. Да и сейчас, я думаю, молодежь в основном воспринимает его презрительно. А ведь на самом деле это образ все отдающей любви и самопожертвования. Да, Чехов, конечно, иронизировал. Как личность его героиня вторична, она не имеет своих мнений и интересов. И даже - это следует из сюжета - у нее нет глубоких чувств. Кто оказался рядом - того она и любит. В этом смысле ее любовь всеядна и поверхностна. Чеховская Оленька Племянникова не соответствует русскому идеалу «но я другому отдана и буду век ему верна». И потому, в отличие от пушкинской Татьяны, не вызывает восхищения.

Но, с другой стороны, доминанта чеховского образа - это желание любить. Оно переполняет душу героини. Ей важно не получать, а отдавать. Она совершенно искренне и беззаветно любит тех, кто в данный момент для нее «ближний». Ее любовь «не ищет своего». Оленька никого не предает и не бросает. В ней, при всей ее вторичности, нет ни грамма ветрености. Разлука с любимыми существами происходит не по ее вине. То, что поначалу выглядело как шарж, как гротеск, в конце рассказа воспринимается совсем иначе. В повествовании о героине появляются уже совсем не сатирические, а трогательные, щемящие ноты. И (так мне, по крайней мере, кажется) многие мужчины, которые в юности посмеялись бы над такой «душечкой», гонясь за чем-то (вернее, кем-то) ярким, независимым и оригинальным, в более зрелом возрасте были бы не прочь иметь такую спутницу жизни, как Оленька. Ведь если разобраться, это прекрасная жена: верная, уважительная, заботливая, во всем помощница мужу. У многих великих (и не только) людей были именно такие жены. Лишь в испорченный эмансипацией век подобный образ кажется шаржем.

Но муж - это одно, а ребенок - другое. Мать, полностью растворившаяся в его интересах, начинает восприниматься им как нечто служебное, несамостоятельное, придаток. Она теряет свое место в установленной Богом семейной иерархии, а значит, утрачивает и авторитет. Свойственный детям эгоцентризм, ограничивать который родители должны и могут силой своего авторитета, в таких случаях расцветает пышным цветом. Дети требуют, чтобы мама бросила домашние дела и занималась только ими. При этом совершенно не ценят ее заботу, не стремятся заботиться о ней сами, очень неохотно откликаются на просьбы о помощи, но бывают страшно возмущены, если их просьбы почему-то встречают отказ. В дошкольном и младшем школьном возрасте они пытаются демонстративно завладеть вниманием матери в присутствии третьих лиц, не дают поговорить со знакомой на улице или даже с учительницей, тянут за рукав, настаивая на том, чтобы немедленно отправиться домой, кривляются, ноют. Мама-придаток не имеет права заболеть, устать, расстроиться. Все это вызывает у детей, привыкших к тому, что мама существует лишь для обслуживания их детских нужд, недовольство и гнев.

Но даже в тех достаточно редких случаях, когда ребенок не садится такой маме на шею, а наоборот, их отношения складываются идиллически - они неразлучны и понимают друг друга с полуслова, ребенка такой симбиоз рано или поздно начинает тяготить. Мама до сих пор по инерции говорит о нем «мы»: «Мы в школе упали», «у нас по математике четверка». А ему уже нужно другое «мы» - школьные и какие-нибудь еще друзья. И это совершенно нормально. Муж и жена - плоть едина. При гармоничных взаимоотношениях они чем дольше живут вместе, тем больше сродняются. Детям же предназначено, оставив отца и мать, выйти в «самостоятельное плавание», обрасти друзьями, знакомыми, жениться или выйти замуж, прилепившись к своей второй половинке. И они подспудно психологически к этому готовятся.

Кстати, в упоминавшемся рассказе Чехова очень точно описана совершенно различная реакция на «душечку» взрослых мужчин и школьника Саши. Мужчины с удовольствием принимают ее заботу, им нравится, что она растворяется в их интересах и «поет с их голоса». Мальчику же, которого Оленька по-матерински заботливо опекает и провожает в гимназию, «становится совестно, что за ним идет высокая, полная женщина; он оглядывается и говорит: “Вы, тетя, идите домой, а теперь уже я сам дойду”».

И отмахивается от ее наставлений: «Ах, оставьте, пожалуйста!» (Нынешние не столь благородно воспитанные дети обычно выражаются грубее.)

Для мамы же, которая много лет жила исключительно интересами детей, их отдаление бывает очень болезненным. Возникает чувство пустоты, своей ненужности, растерянность и тоска. Может даже показаться, что годы потрачены впустую (хотя это, разумеется, неверно). Нередко мать так и не может смириться с изменившимся статусом ребенка, воспринимает зятя или невестку как досадную помеху либо, напротив, пытается раствориться в жизни молодой семьи, опять-таки вызывая досаду своей излишней заботой и назойливостью.

Где муж?

Кстати, где в этой идиллии муж? Есть ли ему в ней место? Случайно ли такой затянувшийся симбиоз чаще бывает в неполных семьях, у матерей-одиночек либо тогда, когда люди в браке живут рядом, но не вместе, и женщина чувствует себя соломенной вдовой? Нет, конечно, не случайно. Это бессознательная попытка восстановить семейную гармонию, обрести опору. А поскольку маленький ребенок, по вполне понятным причинам, настоящей опорой быть не может, возникает перекос.

Но сейчас наша тема не воспитание детей в неполной семье, а те проблемы, с которыми может столкнуться неработающая мама. А столкнуться она рискует с тем, что ее поглощенность материнством может породить трения и во вполне благополучной семье. Хотя если работа отнимает у мужа много времени и сил, он совсем не обязательно заметит это сразу. А быть может, даже поначалу обрадуется. Ведь многие жены, сидя дома и не будучи особо занятыми, склонны ревновать мужей к их делам. А тут жена переключается на ребенка, и муж чувствует себя более свободным. Но рано или поздно он начнет ощущать себя третьим лишним, и в душу закрадется обида. Ему может показаться, что нужны только его зарплата и помощь по хозяйству, что его «используют». В молодежных семьях (а молодежный возраст сейчас растягивается довольно надолго!), где в отношениях, как правило, много страстности и максимализма, а также еще не изжит подростково-юношеский эгоизм, конфликты такого рода вспыхивают особенно часто. Распространенный сценарий: пока не было детей, супруги не ссорились и вроде бы понимали друг друга; а когда родился ребенок, начались обиды и размолвки.

Конечно, порой муж ведет себя как великовозрастное дитя, конкурируя с сыном или дочкой за внимание «мамочки». Таких случаев сейчас немало, поскольку в отцовский возраст вступила целая плеяда избалованных, инфантильных мужчин, не имевших в детстве перед глазами примера заботливого, ответственного главы семейства, за которым чувствуешь себя как за каменной стеной. Но частенько бывает, что дело не в этом. Муж как раз старается войти в новую, пока не привычную для него роль. А жена, став матерью, не проявляет по отношению к нему должного такта, не понимает, что у мужчины нет и в принципе не может быть такой же пуповинной связи с ребенком, как у женщины. И, пытаясь судить о нем по себе, искренне недоумевает: чем он недоволен? Почему не готов подолгу обсуждать такие интересные темы, как выбор правильного режима кормления, «правильных» подгузников, развивающих игр, игрушек, занятий? Почему, придя домой с работы, раздражается, если дети требуют внимания? Они же по нему соскучились, а его это почему-то не умиляет… Нет, конечно, он им немного внимания уделит, но потом заявляет, что хочет тишины, а сам утыкается в телевизор. Хотя там никакой тишины нет и в помине…

На поверку же зачастую оказывается, что муж мало интересуется детьми потому, что жена мало интересуется мужем. Происходит так называемый «отрицательный перенос»: обида на жену бессознательно распространяется и на детей, поскольку они с матерью связаны в единое целое. Конечно, так реагировать нельзя, ведь дети ни в чем не виноваты. Но поскольку это довольно распространенный сценарий ухудшения семейных взаимоотношений, лучше иметь в виду особенности мужской психологии и не допускать ошибок, которые ведут к развитию такого сценария. Это же архетипический сюжет: муж-кормилец возвращается после трудового дня домой, где его ждут заботливая жена и послушные, любящие дети. Хотим мы того или нет, но это сюжет на все времена, для всех культур и обществ. Он и сейчас существует в нашем коллективном бессознательном. Даже если мы никогда в своей жизни не видели этих идиллических картин, они все равно незримо присутствуют в нашем восприятии. И когда что-то идет «не так», мы это пусть смутно, но чувствуем и даем соответствующую реакцию.

С другой стороны, от жены (во всяком случае, в нашей культуре) традиционно ожидается, что она должна быть помощницей и советчицей мужу. Вспомните житие святых благоверных Петра и Февронии, издревле считавшихся на Руси покровителями семьи. Вспомните один из любимейших образов русских сказок - Василису Премудрую.

С мужьями, правда, в отличие от руки или ноги, дело в подобных случаях гораздо чаще заканчивается «хирургической операцией» - разводом. Причем, если вспомнить тоже архетипический и, увы, слишком распространенный в наше время сюжет, как разбивают семью, то мы увидим, что разлучницы обычно ловят чужого мужа как раз на крючок «понимания»: проявляют живой (хотя нередко наигранный) интерес к его личности, выражают солидарность, эмоциональную поддержку, уважение и восхищение. Таких «непонятых» в семье и нашедших «понимание» на стороне - пруд пруди. Ну, а то, что в новой семье, которую затем пытаются построить на обломках старой, история с «непониманием» вполне может повториться, в расчет стараются не принимать, ведь если ты уходишь оттуда, где тебе плохо, естественно, хочется надеяться на лучшее.

Кощеева игла

Внимание к личности мужа, к его работе и тем людям, которые для него дороги, разделение его интересов способствует не только укреплению семьи и гармоничному развитию детей, но и собственному, как сейчас порой говорят, «личностному росту». (Разумеется, речь идет о нормальных интересах, а не о том, что, наоборот, провоцирует деградацию.)

И вот тут-то мы подходим к самой, пожалуй, главной проблеме, о которой в дискуссиях на тему «работа или материнство» нередко умалчивают, но которая, как мне кажется, и порождает необъяснимый, на первый взгляд, накал страстей вокруг данной темы. Дело в том, что отношение общества и государства к неработающим матерям весьма двусмысленно. На словах все за семью и за то, что детьми необходимо заниматься. В реальности же законотворцы и чиновники с упорством, достойным лучшего применения, продолжают встраиваться в уродливую глобалистскую конструкцию, проектировщики которой не скрывали и не скрывают, что традиционная семья в этом «глобальном мире» должна отмереть вместе со всеми своими устаревшими стереотипами о роли отца и матери, о безусловной ценности родительской любви и прочей подобной ерунде. Отсюда - непрекращающиеся попытки навязать школьному образованию секс-просвет, представляющий собой не что иное, как методичную и массированную антидетородную пропаганду. Отсюда - инициативы по внедрению в России системы ювенальной юстиции, превращающей родителей в бесправных козлов отпущения, а чиновников, работающих в этой системе, - в непогрешимых жрецов, имеющих полномочия разрушить практически любую семью и отобрать у нее детей. Отсюда - навязывание сексуальных извращений в качестве новой нормы и требования «прекратить дискриминацию по признаку сексуальной ориентации», позволив содомитам заключать официальные браки, усыновлять детей, работать воспитателями детских садов и школьными учителями. Отсюда - препятствование реальным мерам поддержки семьи и рождаемости. Как известно, даже пресловутый материнский капитал, который удалось ввести, с большим трудом преодолев сопротивление «контролеров рождаемости», и тот в основном существует лишь на бумаге. Большинство матерей имеют шанс получить его лишь в отдаленном будущем, как прибавку к пенсии, до которой еще неизвестно, удастся ли дожить.

Короче говоря, наше встраивание в «прекрасный новый мир», который довольно подробно на заре его создания описал Олдос Хаксли, происходит, хотя и несколько тормозится благодаря тому, что люди (в основном, православные), понимающие, чем это грозит, активно выражают свое несогласие. Но никакого кардинального перелома в процессе встраивания пока не произошло.

А в «прекрасном новом мире», как явствует из романа Хаксли и из самой логики уничтожения семьи, слово «мама» было выведено в разряд сверхнеприличных, его социализированные люди никогда не употребляли. Понятие же «материнство» было упразднено за ненадобностью, потому что дети рождались из пробирки и с младенчества росли в «воспитательных сообществах» - яслях, детсадах и школах, под бдительным надзором соответствующих профессионалов, отвечавших за формирование нужной государству личности.

Разумеется, Хаксли тут не первопроходец. Утопии эти, как анекдот, - с очень большой бородой. (Только, в отличие от анекдота, в них нет ничего смешного, поскольку в реальном воплощении это всегда море слез и крови.) Просто Хаксли, на мой взгляд, наиболее емко, ярко и доходчиво воспроизвел образ глобалистской утопии на современном этапе «развития человечества». И очень многое из его футуристического романа уже претворилось в жизнь!

Нет, слово «мама» еще не стало окончательно запретным. Хотя, как мы знаем, шаги в данном направлении предпринимаются, и с февраля 2011 года в документации Госдепартамента США слова «мама» и «папа» выведены из официального оборота. При подаче заявлений на оформление официальных документов в анкетах отныне будет значиться «родитель № 1» и «родитель № 2». «Госдеп разъяснил, - пишет Лариса Саенко в статье «США упраздняют слово “мама”», - что прежняя гендерная идентификация “отец” и “мать” противоречит современным реалиям: в США однополая семья прочно застолбила свои права, и целое поколение юных американцев не должно чувствовать себя ущербными только потому, что у них “два папы”. Как у суррогатного ребенка британца Элтона Джона и его партнера, которого пара продемонстрировала миру на днях. По оценкам на 2005 год, в нетрадиционных американских семьях подрастает почти 300 тысяч детей. Можно предположить, что за последующие пять лет их число только увеличилось» .

Понятно, что официальными документами дело не ограничится. Вскоре школьные учителя и воспитатели детских садиков могут получить инструкции, что говорить детям про «маму» и «папу» не толерантно. Еще в 1997 году «НГ-Религия» опубликовала статью с характерным названием «Католики Ирландии скоро забудут слово “мама”» . В ней рассказывалось о проводимой католиками программе по внедрению «целесообразной корректности в классах». Тогда толерантность связывалась, правда, не с проблемой гомосексуализма, а с ростом числа неполных семей. Но существа вопроса это не меняло. В программе, предназначенной для детей 4-5 лет, воспитателям рекомендовалось вместо традиционных слов «отец» и «мать» использовать сочетания «взрослые, которые живут в вашем доме», и «люди, которые тебя воспитывают». В 1997 году по данной программе уже обучалось 100 с лишним детей.

Постепенно «нетолерантные» слова уходят и из общения на бытовом уровне. Особенно если их уходу способствовать путем применения разных карательных санкций. Постигнет ли слово «мама» такая же участь, покажет время. А вот то, что отношение к материнству за XX век изменилось благодаря борцам с рождаемостью далеко не в лучшую сторону, это уже время показало. В частности, быть «просто мамой» стало не только экономически сложно, но и не престижно. И вот тут-то, как мне кажется, и следует искать кощееву иглу, уколы которой, вероятно, так уязвляют совесть некоторых людей, что при одном лишь упоминании о материнстве как о главном предназначении женщины у них возникает бурная реакция протеста.

Хотя по-латыни praestigium - это иллюзия, обман чувств, что наводит на мысль об эфемерности человеческой славы, почета и уважения, вопросы престижа играли большую роль всегда. Ну, а сейчас - тем более, ведь в современном обществе, нацеленном на конкуренцию и личный успех, честолюбие так подогревается, что слово «амбициозный», еще недавно произносившееся с оттенком осуждения, приобрело однозначно положительную окраску. Да и слово «карьерист» того и гляди вырулит в плюс.

В традиционных обществах мать семейства - это весьма престижное положение женщины, на достижение которого ее нацеливают с детства. Соответственно, престижно владеть теми навыками и умениями, которыми должна обладать жена, принадлежащая к тому или иному сословию и занимающая то или иное положение в обществе.

Откуда же пошло ощущение, что домашний труд - ерунда и скучная рутина, а вот «работа» (какой бы скучной и рутинной на самом деле она ни была) - это совсем другое дело - серьезное, «настоящее», и только там может быть что-то престижное?.. Возникло такое ощущение, конечно же, неспроста. Когда традиционный уклад стали интенсивно разрушать, вместе с ним разрушались и привычные понятия о том, как надо жить и к чему стремиться. Соответственно, менялись и представления о престиже.

Россия, ставшая после 1917 года обширным полигоном для испытания утопических проектов, вступила на новый путь раньше других стран. В постановлении коллегии Народного комиссариата труда РСФСР от 15 февраля 1931 года о мероприятиях к Международному дню работниц 8 марта подчеркивалось, что «в условиях ликвидации безработицы и все возрастающей потребности в новых кадрах рабочих создаются все возможности для фактического раскрепощения женщины от домашнего хозяйства и приобщения ее к общественно-производительному труду». Постановление предусматривало очередную кампанию по проверке государственных учреждений и предприятий под лозунгами «1 миллион 500 тысяч женщин в народное хозяйство», «Быт на службу промфинплану».

То есть, словом и делом внушалось, что домашний труд унизителен, поскольку это форма рабства, от которого женщину надо освободить («раскрепостить»), а престижен труд «общественно-производительный», хотя на самом деле он тогда нередко был гораздо более тяжелым и подневольным, чем занятие домашним хозяйством. Постепенно новая психология укоренилась. Тем более что и Запад пошел по проторенной Россией дорожке, хотя и не обязательно под социалистическими лозунгами.

Из идеи «освобождения женщины от семейного рабства» автоматически вытекала мысль, что дети, особенно когда их много, свободной труженице мешают. Недаром аборты были впервые разрешены именно в Советской России. Другое дело, что фашистскую направленность, когда бедные и «расово неполноценные» были объявлены недостойными иметь детей и подлежали принудительной стерилизации, «планирование семьи» приобрело не у нас, поскольку у нас это никак не сопрягалось с идеями социального равенства и братства трудящихся. Но если последний аспект оставить в стороне, а сфокусироваться на создании предпосылок для вовлеченности женщин в «общественно-производительный» труд, то тут легко прослеживается прямая связь с ограничением рождаемости. Иными словами, если говорить совсем без обиняков, за вписывание в новую жизнь, за то, что стало в этой новой жизни считаться общественно-признанным и престижным, многим миллионам людей пришлось платить убийством собственных детей. Эту страшную правду, конечно, постарались завуалировать, приводя «строго научные» данные о том, что зародыш и не человек вовсе, а «проходит стадию лягушки». Ну, а про бессмертную душу - это и вовсе «поповские бредни». Но правда все равно прорывалась, хотя и кособоко: тоской, разводами, горечью, запоздалым раскаянием - всем тем, что западные пролайфисты называют «постабортным синдромом».

И конечно, при нераскаянности, когда правда колет глаза, людям свойственно ударяться в агрессию. Отсюда, как мне кажется, проистекает и такая острая, если не сказать - истерическая, реакция на тему «работа или материнство», и крики про нищету. В позднесоветское время нищета и голодная смерть детям не угрожали, но от них все равно избавлялись: один, максимум два ребенка есть и хватит. Куда больше?! Конечно, можно еще порассуждать о маленькой жилплощади, но, с другой стороны, в крестьянских избах, где жило подавляющее большинство наших многодетных предков, места было еще меньше, западный стандарт «комната на человека» никому и в голову не приходил.

Да, стандарты сейчас сменились, это верно. Но сказать прямо, что в жертву этим изменившимся стандартам приносятся жизни нерожденных детей, большинство людей не отваживается. И слава Богу! Если бы антисемейная, антидетородная идеология, которую силы, что мы теперь называем глобалистскими, упорно насаждали в течение последнего столетия, восторжествовала окончательно, прикрываться разговорами про нищету было бы уже не нужно. Отказ от детей и презрение к семейной жизни стали бы престижными. И принявшим новые правила игры не приходилось бы оправдываться ни перед собой, ни перед окружающими. Наоборот, можно было бы с гордостью заявлять, что ты чайлд-фри, что ребенок - это «орущий кусок мяса» и что мечтать о детях могут лишь те, кому в жизни больше нечем заняться, у кого нет никаких интересов, кроме как становиться «свиноматкой» и «родильной машиной». Но пока, несмотря на все усилия «контролеров рождаемости», вкладывающих в антисемейную пропаганду баснословные деньги, подобные заявления, особенно в публичном пространстве, отнюдь не приветствуются. Это выглядит грубо, вызывающе и не может привлечь на свою сторону большинство народа, который в массе своей, напротив, за семейные ценности.

С другой стороны, возрождение семейных ценностей идет не так уж и быстро. Люди с неохотой меняют привычный образ жизни и мыслей. Тем более когда социально-экономический уклад этому отнюдь не способствует. В современных условиях неработающие женщины - своего рода диссиденты. А диссидентом быть нелегко, поскольку плыть против течения всегда очень трудно и не престижно. От скольких матерей мне пришлось за последние годы услышать жалобы на то, что родные не понимают и не одобряют их выбора!

«Зря тебя, что ли, учили?.. Губишь свою жизнь в четырех стенах, а ведь подавала такие надежды! Неудачница!» - подобные слова больно ранят, когда исходят от близких, чье мнение для нас особенно дорого.

А скольким молодым женщинам каждая следующая сохраненная беременность давалась с боем! Их собственные матери за это чуть ли не проклинали, причем вовсе не потому, что дочь собиралась «повесить» детей на них. А просто «перед людьми стыдно, у всех нормальные дочки: работают, второе высшее получают… А эта сидит, как клуша, совсем на своей религии сдвинулась!»

Но даже если близкие оказывают поддержку, все равно порой гложет червячок сомнения: правильно ли я сделала? А вдруг и вправду жизнь проходит мимо? Ведь что греха таить, многие женщины предпочитают поскорее выйти на работу вовсе не потому, что без работы не проживешь, а потому, что там интересней. Хотя если разобраться, то «там» тоже все достаточно одинаково. Редко бывают работы с полной и постоянной сменой впечатлений. Но в целом, конечно, впечатлений больше. Особенно если не присматриваться к ребенку…

Не помню, в каком году на фестивале «Семья России» гран-при получил непритязательный, но очень глубокий по содержанию документальный фильм о многодетной московской семье. Состоял он, в основном, из монологов матери. Молодая интеллигентная женщина делилась воспоминаниями о том, как непросто ей было войти во вкус материнства. Ей очень нравилась ее работа художника-модельера, ее считали талантливой, и в какой-то момент, когда детей было, если не ошибаюсь, лишь двое, она вернулась к любимой работе, участвовала в конкурсах, получала призы. А потом это все утратило для нее тот огромный смысл, который имело еще недавно. Она вдруг поняла, что главное - то, как растут, меняются ее дети, - проходит мимо. В самые уникальные годы, когда каждый день приносит что-то новое, когда они так жадно впитывают впечатления и так сильно нуждаются именно в маме, их воспитание и развитие нельзя передоверять другим людям. Не только потому, что другие вложат в них что-то свое, но и потому, что эти мгновения больше никогда не повторятся. А вскоре мама обнаружила, что воспитание - это тоже творческое занятие, причем для нее лично оно стало гораздо более интересным, нежели то, чем она занималась раньше. С каждым следующим ребенком перед ней распахивался новый мир, возникали новые идеи и возможности.

И действительно, наблюдение за детьми развивает вдумчивость, помогает понять не только их, но и других людей; свежее детское восприятие освежает и взрослый, порядком уже «замыленный» взгляд; необходимость говорить с детьми на их языке будит фантазию, наивные детские вопросы проникают в самую суть вещей и заставляют не только вспоминать физику, химию и прочие премудрости, но и испытывать свою совесть, открывать свою душу. Так что героиня фильма нисколько не преувеличивала, говоря, что быть многодетной мамой оказалось (по крайней мере, для нее) еще интересней, чем дизайнером по костюму.

Не дай себе засохнуть. Или закиснуть?

Но, с другой стороны, не у всех же есть педагогические таланты, не все могут одинаково заинтересоваться детской психологией и процессом становления детской личности! Не так уж и редко слышишь от неработающих женщин, что они, при всей любви к семье, со временем начали чувствовать, что «закисают», «деградируют» и им нужно еще какое-то поле приложения сил и способностей. И это, конечно, не блажь, как считает родня или уставшие от бесконечного зарабатывания денег подруги, которым с мужьями-добытчиками не повезло. Современным женщинам, которых семья и общество с младых ногтей нацеливают на существование и самореализацию вне семейного очага, крайне трудно избавиться от этой установки. Она действительно впитывается сейчас с молоком матери и ко взрослому возрасту, образно говоря, входит в состав наших клеток.

Да и мужчины, как правило, хотят, чтобы их жена что-то собой представляла. Раздающиеся со всех сторон призывы к самореализации и успеху нередко приводят к тому, что у мужчин формируются завышенные и весьма противоречивые требования к супруге: с одной стороны, престижно иметь умную, образованную, талантливую - одним словом, яркую личность; но если эта личность начинает «гореть на работе», возникают претензии: одновременно хочется, чтобы жена была прекрасной хозяйкой и заботливой матерью. Можно ли совместить эти, казалось бы, трудно совместимые ипостаси?

В условиях потогонной системы, когда карьерный рост (да и просто сохранение рабочего места!) в большинстве случаев связан с ежедневной работой от звонка до звонка, это, разумеется, нереально. Тут даже двужильный человек не сдюжит. Просто из-за нехватки времени. Воссоздание же более традиционного семейного уклада, когда на плечи жены ложатся основные попечения о доме и детях, а муж нацелен на заработок и продвижение по работе, на самом деле не ограничивает женщину, а наоборот, предоставляет ей обширные возможности для расширения сферы интересов и приложения своих талантов. Творческие способности есть у каждого, ведь мы созданы по образу и подобию Творца. Только их надо раскрыть. А для этого - начать что-то делать, куда-то двигаться. Причем, если, помня притчу о талантах, двигаться в правильном, душеполезном направлении, стараясь понять о себе замысел Творца, таланты, которые Он нам дал, непременно раскроются и преумножатся. Любой мало-мальски внимательный человек столько раз это замечал, что примеры можно приводить до бесконечности.

К сожалению, далеко не все взрослые люди ощущают внутренний творческий импульс, побуждающий их «вдруг» заинтересоваться тем или другим, попробовать приложить свои силы в той или иной области. Многие томятся ощущением пустоты, но без импульса извне не могут из нее вырваться. Нередко это тянется из детства, ведь даже дети, существа гораздо более резвые и любознательные, чем взрослые, порой томятся скукой, но при этом отказываются заняться какой бы то ни было формой детского творчества: не могут самостоятельно играть, не любят рисовать, лепить, мастерить, конструировать, петь, рассказывать стихи, сочинять сказки. А в компании, вдохновленные чужим примером, постепенно преодолевают комплексы, порождающие внутреннюю скованность.

На занятиях по нашей с Ириной Яковлевной Медведевой методике куклотерапии мы это видим регулярно. Причем расцветают не только дети, но и мамы, поскольку для многих это неожиданно открывает не только душевный мир их детей, но и позволяет приложить свои способности, которые, казалось, давно утратились или были погребены под спудом серых будней.

Вообще заниматься детьми вовсе не означает непременно опускаться до их уровня и жить их интересами. Мать, имеющая свои собственные творческие, познавательные интересы, самим этим фактом дает ребенку так много, что еще неизвестно, где он больше получит: в соответствующем кружке или сидя рядом с ней, когда она играет на пианино, рисует, вяжет, читает, походя ему что-то объясняя, показывая, отвечая на вопросы. Я, например, убеждена (и мой родительский опыт это подтверждает), что второе гораздо важнее первого.

Я уж не говорю о том, что масса занятий, которые интересны маме, дают возможность напрямую подключить к ним детей! В семьях творческой интеллигенции мы это видим из поколения в поколение. Фактически это аналог жизни русского дворянства, когда женщины не ходили на службу, но при желании могли заниматься разными видами творчества, делами милосердия. Так, кстати, может создаваться (и потихоньку создается) современная православная культура, которая - я в этом убеждена - станет настоящим противовесом деструктивной масс-культуре, идущей с Запада.

Многие жены, занимаясь детьми и домом, успевают помогать мужу в его работе: ищут по интернету нужную информацию, ведут телефонные переговоры, переписку, бухгалтерский учет, составляют письма, бумаги, объявления и т.п.

Да и самые обычные, рутинные домашние дела вообще-то не мешают развитию личности. При желании (особенно имея в виду детей) можно превратить это в такое увлекательное, веселое занятие, что дети будут с радостью вспоминать, как они пекли с мамой пирожки, «драили палубу» (то есть пылесосили или мыли пол), «поили» комнатные растения, одновременно узнавая что-то интересное из области ботаники… Недавно выяснилось, что для моего старшего сына до сих пор самые вкусные конфеты - те, что напоминают домашние трюфели, которые я 25 лет назад готовила из детской молочной смеси «Малютка». Покупные трюфели были тогда дороги и дефицитны, а это - дешево и сердито, вот мы и лепили с ребятами конфеты: и в выходные, и по праздникам, и просто так, что называется, от избытка чувств… А наш с дочкой торт с домиком и куколками из пряничного теста, который мы решили испечь, польстившись на красивую картинку в каком-то журнале, вкусом никого не обрадовал - яблочная шарлотка, которую осенью в урожайные на яблоки годы я пекла чуть ли не каждый день, была гораздо вкуснее, - но зато вошел в анналы семейной истории как пример кулинарной скульптуры.

Конечно, «праздник каждый день» устраивать некогда и незачем; будни необходимы, иначе возникает пресыщенность, и яркость праздничных ощущений тускнеет. В связи с этим в феминистской литературе часто встречаются проклятия в адрес домашнего женского труда, поскольку, дескать, это дурная бесконечность: посуда каждый день снова грязнится, мебель пылится, полы пачкаются. Все это, конечно, так, но, с другой стороны, монотонная физическая работа хороша тем, что не занимает мысли и под нее легко молиться, удобно размышлять. С детства слыша о важности чередования умственного и физического труда, я не придавала этому особого значения, пока не начала заниматься художественным переводом и чисто эмпирически не пришла именно к такому алгоритму. Когда нужное слово никак не подбиралось (а при литературном переводе это обычное дело), я начинала нервничать, качаться на стуле, теребить что-то в руках, ходить из угла в угол… А потом вспоминала про немытую посуду в раковине или о том, что не мешало бы сварить на завтра суп. И в какой-то момент нужный словесный оборот находился как бы сам собой. В то же время и домашние дела были сделаны, что тоже радовало. Так что теперь, едва у меня начинается «творческий кризис», я сразу иду искать домашнюю работу. Благо ее всегда предостаточно.

Делай, что должно, а будет - как Бог даст

Православным воцерковленным женщинам, особенно после 35, среди которых, как я уже писала, сейчас достаточно много домохозяек, свыкнуться с этой ролью, конечно, проще, чем тем, кто лишь недавно закончил институт. С одной стороны, они уже успели потянуть лямку работы в нелегких условиях российского капитализма. С другой стороны, если женщина действительно старается жить по-христиански, искать не своей, а Божией воли, то она уже совсем иначе воспринимает многие обстоятельства своей жизни. Смирение, которое призваны стяжать христиане, гасит суетные амбиции. В то же время Господь, если Его об этом просят, помогает человеку найти себе применение, дает те возможности, которые нужны именно тебе для спасения твоей души. На приходе всегда есть чем заняться, где приложить свои силы и способности. Есть музыкальные данные - пой в хоре. (И дети, кстати, с малолетства проникаются красотой церковных песнопений, а впоследствии нередко сами просятся на клирос.) Для рукодельниц - такой простор, что разбегаются глаза. Те, кто любят делиться знаниями, могут преподавать в воскресной школе, вести кружок, курсы, психологические или юридические консультации. Некоторые многодетные мамы, имеющие акушерское образование, готовят беременных к родам. В организации паломнических поездок и летних детских лагерей тоже нередко играют большую роль мамы, которые, конечно, стараются для своих детей, но, с другой стороны, располагают временем и возможностями, чтобы порадеть о чужих. Всегда полно уборки, готовки, всегда есть больные и немощные, которых надо проведать, которым надо помочь.

А сколько женщин, не обремененных необходимостью ходить на работу, с радостью откликаются на призыв почитать акафист, поучаствовать в крестном ходе, помолиться о чьем-то здравии или упокоении! На крестных ходах можно встретить матерей даже с крошечными детишками. А сколько их молится дома, незримо помогая своим близким! Сколько таких женщин годами молит Бога за невоцерковленных родственников, которые, естественно, не ведают, какой это нелегкий труд (а часто и не подозревают о нем), и считают дочь или невестку бездельницей и ограниченной, узколобой фанатичкой.

Что же касается «карьерного роста», на который сейчас нацеливают молодых женщин рекламные объявления и современные образы престижа, то, конечно, важных государственных постов, родив и воспитав детей, уже не займешь. Да и в «крутой» фирме начальницей скорее всего не будешь. Но, во-первых, многие из тех, кто упорно делал карьеру, в какой-то момент сходит с дистанции, поняв, что семья дороже. И все их карьерные достижения оказываются никому, в том числе им самим, не нужны. А во-вторых, жизнь не кончается ни в 30, ни в 40, ни даже в 50. Я знаю случаи, когда женщина, вырастив детей и став посвободней, с такой энергией берется за какое-то новое дело, что в очень короткие сроки добивается больших успехов.

Моя близкая знакомая, мать троих детей, вынуждена была «осесть» дома, потому что у одного из сыновей начало развиваться тяжелейшее заболевание. Единственным добытчиком в семье на многие годы стал отец. Мальчику дали инвалидность, мама регулярно привозила его из далекого северного города в Москву, водила по врачам, клала в больницы. В промежутках - учила с ним дома уроки, урывками воспитывала других детей (благо бабушка уже вышла на пенсию и могла с ними оставаться во время ее отлучек). А еще возила Алешу по святым местам, потому что в какой-то момент врачи прямо сказали, что надеяться в его случае можно только на Бога. И надежда не подвела. Теперь сыну 25, он здоров, закончил институт. А мама, воцерковившись в процессе его лечения, сперва стала активной прихожанкой, потом создала в своем городе филиал родительского движения, объединив людей, которые не хотели, чтобы в школах появился секс-просвет и якобы антинаркотические, а на самом деле вредоносные «профилактические» программы. И вот она уже член местной Общественной палаты, регулярно выступает по радио, телевидению, в печати, участвует в крупных конференциях и круглых столах. В том числе в Государственной Думе. И дети, которых она воспитывала своим самоотверженным примером, ей помогают, гордясь тем, что у них такая удивительная мать.

Другой женщине, моей соседке по дому, тоже было не до работы: младшая дочь из-за плохого здоровья учиться в школе не могла. Домашнее обучение, хозяйство, лечение - все было на маме. Порой она по неделям не могла отойти от девочки, потому что в любой момент мог случиться приступ, и пришлось бы вызывать «скорую». Да еще и старшая, погодок, требовала внимания, заботы, ласки. Когда мы встречались на улице или у лифта, все разговоры вертелись вокруг детей. Маме было больше ни до чего. Но когда девочки подросли и здоровье старшей пошло на поправку (а врачи говорили, что это лотерея: либо годам к 16 все начнет налаживаться, либо надо готовиться к худшему), у мамы появилось свободное время, и она стала думать, чем его заполнить. Сидеть перед телевизором, как многие домохозяйки, Ольга считала ниже своего достоинства. Вернуться на хорошую, перспективную работу, с которой уволилась десять с лишним лет назад, было нереально. Квалификацию она растеряла, ни на какое продвижение по прежней трудовой линии рассчитывать не приходилось. Поезд ушел давно и навсегда. И вдруг приятельница, промышлявшая изготовлением и продажей женских головных уборов, предложила ей… делать шляпки. Ольга сочла такое предложение за шутку, ведь она никогда ничем подобным не занималась. Правда, ей нравилось шить, но это совсем другое… И все-таки соседка решила попробовать. В конце концов, с голоду они не умирают; не получится - ничего страшного!

Но у нее очень даже получилось. Через некоторое время она стала вполне умелой и оригинальной мастерицей, художественные салоны с удовольствием брали ее изделия на реализацию. Когда мы увиделись в очередной раз, Ольга рассказала, что она участвует в выставках и собирается вступать в Союз художников. И добавила: «Знаете, мне порой кажется, что это удивительный сон. Никогда бы не подумала, что жизнь может так повернуться».

А я подумала, что это Божия награда за ее терпение, веру и верность. Ведь никто, кроме Него, не знал, что выпадет в конце этой многолетней «лотереи». История вполне могла завершиться иначе. Но мать, как принято говорить про защитников Отечества, «честно выполняла свой долг», не требуя никаких гарантий. И этот долг любви был неизмеримо важнее, выше и прекраснее, чем любая самая что ни на есть сверхуспешная карьера.

Текущая страница: 1 (всего у книги 24 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Владимир Зоберн
Православная мама. Пособие по воспитанию и уходу за ребенком

© ООО «Издательство «Эксмо», 2015

* * *

Предисловие

Более 1000 лет православная вера определяла сознание русского народа. Совершив ломку народной души, годы атеизма не смогли перечеркнуть эти столетия. Православие, являясь главнейшей частью русского самосознания, сохранилось в исторической памяти, в генофонде русского народа. Поэтому, несмотря на то что книга в первую очередь ориентирована на воспитание детей в традициях православия, в ней смогут найти советы, как сохранить духовное и физическое здоровье ребенка, мамы и папы, не считающие себя верующими. На Западе подобная литература предназначена для людей с иным мироощущением, с другой историей, с другой религией.

Традиционная русская медицина никогда не шла вразрез с учением Православной Церкви. Единство священника и врача в исцелении больного всегда подчеркивалось как в Церкви, так и в дореволюционной медицине. И прежде всего это единство заключается в любви к больным, в непременном следовании правилу «Не навреди».

В Евангелии тело названо храмом души (см.: 1-е послание к Коринфянам, глава 3, стих 16; глава 6, стих 19). Но душа не просто облекается телом, она находит в нем выражение для земной жизни.

Дух – это та часть души, которой она сообщается с Богом. «Дух, – говорит святитель Феофан Затворник, – как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем Одном находит покой».

Болезни также подразделяются на телесные, душевные и духовные.

Телесные болезни возникают, когда поврежден физический «состав» человека.

Душевные – когда происходит нарушение его психической деятельности («психо» от греч. – душа); изучением этих болезней занимается такая область медицины, как психиатрия.

Духовная болезнь – это в первую очередь грех, ее крайняя форма – одержимость нечистыми духами. Практически всегда человек заболевает духовно, когда прибегает к помощи экстрасенсов, оккультистов. Человеку, заболевшему духовно, помочь может только священник.

В первой части книги рассказано о духовном развитии ребенка на основе святоотеческой литературы. Большое внимание уделено воспитанию ребенка в духе Православия через Крещение, Причащение Святых Христовых Тайн, исповедь, молитву, пост.

Во второй части книги показан период физического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, рассказано об основных болезнях роста, их симптомах и доврачебной помощи.

Надеемся, что книга будет полезна живущим в тех местах России, где по разным причинам не представляется возможным быстро вызвать врача, – в сельской местности, труднодоступных районах.

В третьей части дан молитвослов в помощь болящим, а в части четвертой – наставления о посте для детей и родителей.

Часть первая
Духовное развитие ребенка

Глава 1
Таинство брака (венчания)

Брак между мужчиной и женщиной установлен Самим Господом, создавшим их: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему <…> Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Книга Бытия, глава 2, стихи 18, 24).

«Брак – это Божественное Таинство. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека, – писала святая царица-мученица Александра Феодоровна, подавшая всем женщинам образец христианского исполнения подвига супружества и материнства. – Это самая тесная и самая святая связь на земле… Без благословения Бога, без освящения Им брака все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни в любой момент может быть разрушена».

В Христианской Церкви Божие благословение вступающих в брак ниспосылается Господом в Таинстве Венчания. Гражданский брак определяется Церковью блудным сожительством, кроме тех случаев, когда один из супругов сознательно приходит к вере, уже состоя в браке, а второй не желает венчаться. В этом случае Церковь основывается на словах святого апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1-е послание к Коринфянам, глава 7, стихи 12–14). Но тут же апостол прибавляет: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1-е послание к Коринфянам, глава 7, стих 15).

Следовательно, если невенчанный брак заключен до воцерковления супругов, то инициатива развода не должна принадлежать верующему супругу. Если же к вере приходят и муж, и жена, конечно, им необходимо освятить свой союз благодатным церковным Таинством Брака (Венчания). (Название «Венчание» происходит от возложения венцов на брачующихся.)

Бывает, что молодые люди венчаются в Церкви не по убеждению, а только потому, что «это красиво», не понимая, что церковный брак – нерасторжимый союз.

«К сожалению, не всегда понимают важность этого священнодействия те, над которыми оно совершается , – наставлял женихов и невест епископ Дмитровский Виссарион (Нечаев). – Оттого-то они и во время совершения его ведут себя без надлежащего благоговения и не приготовляются к нему предварительными молитвами о ниспослании благословения Божия. Но если священнодействие Брака есть Таинство, то, как и всякое другое Таинство, оно требует от приступающих к нему молитвенного настроения духа.

Как приступающие к Таинству Исповеди должны предрасположить себя к нему предварительным продолжительным подвигом молитвы, иначе не получат ожидаемой от него пользы для душ, так и вступающие в брак обязаны быть в молитвенном настроении духа не только во время совершения над ними сего Таинства, но и до совершения его. В ком нет такого настроения до Венчания, то благодать Божия, даруемая в Таинстве Брака, падает на почву совершенно бесплодную» .

Советуя вступающим в брак воздерживаться перед венчанием от забав и суетных попечений, епископ далее говорит о том, как хороша и благодатна совместная молитва жениха и невесты о благословении на предстоящую жизнь в супружестве.

Перед Таинством Венчания Православная Церковь предписывает жениху и невесте исповедаться и причаститься.

Церковный брак нерасторжим, что явствует из слов Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 6). Исключения делаются в особых случаях, как мы видим из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на Архиерейском соборе 2000 года: «В 1918 году Поместный собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак также отпадение одной из сторон от православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» .

Причины наподобие «не сошлись характерами» не могут являться основанием для расторжения христианского брака. Но как же поступать в таких случаях? Вновь обратимся к дневниковым записям святой царицы-мученицы Александры Феодоровны: «По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливым очень велика, но нельзя забывать и возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений.

Первый урок, который нужно выучить и исполнить, – это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни сливаются в одну, более благородную, сильную, полную, богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое…

Еще один секрет счастья в семейной жизни – это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий; от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб.

Еще один важный элемент в семейной жизни – это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена будет охотно интересоваться делами ее мужа. Она захочет узнать о каждом его новом проекте, плане, затруднении, сомнении. Она захочет узнать, какое из его начинаний преуспело, а какое нет, и быть в курсе всех его ежедневных дел. Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим. Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них. Почему бы им не говорить друг с другом о своих искушениях, сомнениях, тайных желаниях и не помочь друг другу сочувствием, словами ободрения? Так они и будут жить одной жизнью, а не двумя.

Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вместо того чтобы сдержаться, произносится неумное, неосторожное слово – и вот между двумя сердцами, которые до этого были одним целым, появилась маленькая трещинка, она ширится и ширится до тех пор, пока они не оказываются навеки оторванными друг от друга. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание? Неважно, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами.

Удерживайтесь от ссоры. Не ложитесь спать, затаив в душе чувство гнева. В семейной жизни не должно быть места гордости. Никогда не нужно тешить свое чувство оскорбленной гордости и скрупулезно высчитывать, кто именно должен просить прощения. Истинно любящие такой казуистикой не занимаются. Они всегда готовы и уступить, и извиниться».

Мы не зря так много внимания уделили «рецептам семейного счастья» от святой государыни-мученицы Александры Феодоровны. Множество современников святого государя-мученика Николая Второго, даже из числа его явных недоброжелателей, вспоминали, что никогда не встречали столь дружной и счастливой семьи, которая могла бы служить образцом подражания для всех. Естественно, что при таком отношении царственных супругов друг к другу духовное и душевное здоровье их детей было вне опасности.

Но как часто, особенно в современных семьях, причинами болезней детей, не только духовных, но и физических, являются настроения в семье, атмосфера нелюбви, неуважения родителей друг к другу.

Неверность одного из супругов становится катастрофой для всей семьи.

«Многие думают, что Церковь запрещает блуд просто из принципов христианской морали, – пишет протоиерей Борис Нечипоров. – Но не в этом дело. В браке муж и жена образуют особое единство, а блуд создает трещину, раскол, черную дыру. А это, в свою очередь, тяжелейшим гнетом ложится на детей».

Врачи доказали, что для женщины первый сексуальный контакт не только является сильным психологическим потрясением, но и влияет на ее наследственность, так как мужское семя, попав в женский организм, неизбежно вызывает в нем изменения, что впоследствии сказывается на потомстве. Именно поэтому для девушки необходимо соблюдение целомудрия, хранение себя для брака. Не менее важно сохранение чистоты до брака и для мужчины.

Но более тяжкий грех, чем блуд, – супружеская измена. «Самый большой грех и самое большое преступление в семье – это измена, нарушение супружеской верности. Измена в семье – иудин грех – ведет к смерти брака и к распаду семьи. В семье, где есть дети, это величайшая и религиозная, и моральная, и социальная, и биологическая трагедия. Если такое несчастье случится в христианском браке – верная половина (муж и жена) должна остаться верной. Данте утверждал, что «истинная любовь не может не быть взаимной. И верность в ответ на измену иногда творит чудеса и возвращает через некоторое время заблудшего…» (И. М. Андреев).

Протоиерей Борис Ничипоров:

Блудник или прелюбодей говорит сам себе, что никто не узнает его похождений. Но ведь сердце чувствует, что мистически это не только не сокрыто ни от кого, но об этом знают вообще все: и небо, и земля, и дети, и жена или муж… Вторая иллюзия состоит в том, что в блуде якобы есть только телесное сочетание и нет духовной порочности. На это отвечает апостол Павел, который говорит: «Ничто не должно обладать мною. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть… <…> всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1-е послание к Коринфянам, глава 6, стихи 12–13, 16, 18, 19).

Следствием невероятной духовной и профессиональной деградации выглядят советы многих горе-психотерапевтов: «Если у вас половая несовместимость с мужем (женой) – найдите себе партнершу (или партнера)». Партнера! Эти «специалисты» ничего не смыслят в науке о человеке и вполне соответствуют евангельскому образу: «Они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Евангелие от Матфея, глава 15, стих 14).

Меня могут спросить, а что все же делать, если действительно несовместимость? И я отвечу. Надо разбираться в каждом конкретном случае, но твердо знать, что нравственное падение не рождает ни душевного, ни физического комфорта. Напротив, такие советы порождают еще целый ряд проблем и переживаний.

Христианство несет в основе своей жертву. Господь ради спасения рода человеческого принес Себя в жертву за грехи людей и следующих за Ним учеников призывал к самопожертвованию – к несению своего креста. Устроение христианского брака как дела богоугодного также никогда не обходится без самопожертвования.

Сколько раз приходилось слышать, что человек оставил семью ради карьеры, работы, из-за невозможности примириться с какими-то качествами супруги (супруга), из-за того, что «вторая половинка» почему-то стала уже неинтересна, и т. д. Но люди, вступающие в брак с намерением провести всю жизнь без остатка с одним-единственным человеком, не оставляют для себя такой лазейки, как возможность развода. Будучи готовыми к самопожертвованию во имя семьи, они преодолевают множество испытаний, открывая друг в друге всё новые прекрасные качества и возрастая из любви в любовь.

Глава 2
Зачатие ребенка

В хорошей, дружной семье рождение детей – всегда радость. И радость эта не омрачается, как во многих современных безбожных семьях, мыслями о предстоящих трудностях с появлением нового человека. Памятуя о том, что подвиг супружества – подвиг мученический, муж и жена заранее готовы к неизбежным для брака жертвам. В данном случае – во имя ребенка, которого дарует им Господь. Мать должна примириться с тем, что с рождением ребенка ей нужно будет посвятить ему себя, забыв на какое-то время (лучше всего – на возможно более длительное) о работе, пусть даже любимой. Матери неизменно предстоит и волноваться, и недосыпать, и уставать, при этом отказавшись от многого привычного и приятного. Муж также должен это понимать и стать реальной опорой для жены и для детей, и не только содержать семью, но и принимать полноценное участие в воспитании своих сыновей и дочерей, а первое время и в уходе за ними. Если супруги подходят к зачатию ребенка с такой готовностью к самопожертвованию, сознавая, какая это великая Божественная тайна, какое великое событие – рождение человека, то им и в голову не придет, что ребенок может быть нежеланным или незапланированным. «Планирование семьи» (какое распространенное ныне, привычное словосочетание!) верующие супруги предоставляют исключительно Богу. Сколько бы детей ни родилось в семье, как бы трудно ни было, мать и отец не воспримут рождение еще одного малыша как испытание, но только – как благословение.

Говоря о зачатии ребенка, подчеркнем: Церковь не благословляет использовать противозачаточные средства. Почему?

Протоиерей Димитрий Смирнов так отвечает на этот вопрос:

…Применение противозачаточного средства есть то же самое, что механическое освобождение желудка для принятия еще раз ненужной пищи. Это некий самообман, превращение родовой жизни в бессмысленную физиологическую эксплуатацию организма человека без реализации родовой деятельности… Если Бог благословляет детей, значит, надо их рожать. Применение противозачаточных средств стимулирует безответственность к великому Таинству Брака – этому Божественному, таинственному установлению, потрясающему по своему значению. В браке два человека соединяются в любви – и из двух клеток, объединяющихся в одну, появляется новый человек, которого никогда на земле не было, со своими способностями, особенностями, несущий в себе весь генетический ряд своих предков…

Противозачаточные средства – это средства противоестественные… Поэтому с точки зрения нравственности такие средства применять нельзя. Церковь не может это благословить как извращение человеческой природы, созданной Богом… Причем ведь известно, насколько вредны все до одного противозачаточные средства.

То есть когда речь идет о том, убить ребенка или нет, люди думают о своем здоровье – им вредно рожать.

А когда речь идет о противозачаточных средствах, они сознательно ему вредят. Значит, дело не в здоровье, а в страсти.

Если супруга не желает быть матерью или муж, именуя ее своею женою, не хочет иметь от нее детей, то совесть властно запрещает даже приступать к супружескому ложу.

Действительно, как печально, что многие родители воспринимают «незапланированное» зачатие малыша как досадную случайность! А ведь, по утверждению врачей, действие всех противозачаточных средств – абортивное. Зачатие все-таки происходит, но оплодотворенная яйцеклетка убивается в первые дни после зачатия ребенка. Умирает человеческая душа, вложенная Богом в эту клеточку, – уже настоящий ребенок! Можно ли будет надеяться, что рожденные впоследствии дети будут здоровы и счастливы, когда множество их братьев и сестер было убито таким прикрытым способом?

То, что грехи родителей отражаются на детях, не «плод фантазии церковников». Это подтверждается самой жизнью.

Протоиерей Артемий Владимиров:

Наши дети страдают еще до своего зачатия, а точнее сказать, те страдания, которые причиняют друг другу сладострастные родители, ругаясь над собственным естеством, отражаются на телесном и душевном состоянии их будущих детей.

Церковь предписывает верующим родителям воздерживаться от супружеских отношений в среду, пятницу, воскресенье (начиная с вечера предыдущего дня до вечера текущего). Три выделенных дня – особые: в среду Господь наш Иисус Христос был предан Иудой, в пятницу – претерпел крестные муки и смерть, а в воскресенье – воскрес из мертвых. Точно так же великие и особо чтимые христианские праздники и, конечно, время четырех постов – Рождественского, Великого, Петрова, Успенского – и первую Пасхальную неделю – Светлую седмицу – человеку надлежит проводить в воздержании, в молитве, обращать особое внимание на духовную жизнь. Запрещение супружеской жизни в это время носит не искусственный характер: многолетние наблюдения показывают, что дети, зачатые в такие дни, довольно часто рождаются больными.

Протоиерей Артемий Владимиров:

По свидетельству некоторых церковных писателей, состояние души ребенка во многом предопределяется состоянием сердец в священный час зачатия… Если люди по своему духовному невежеству отдаются сладострастным помыслам, мечтаниям, воображениям, если растлевают себя неестественным блудом, то они тем самым уже подтачивают творческие силы своего ребенка.

И конечно же, не может быть речи о зачатии малыша «под винными парами», когда ребенок не только физически, но и духовно может стать жертвой родительской страсти к алкоголю.

Покупая эту книгу (именно с такой обложкой, как на фото) в церковной лавке, я тихо радовалась. А как же! Всегда интересно и полезно узнать что-то, чего ещё не знаешь или углубить свои уже имеющиеся знания. Ожидала я красивого, ненавязчивого духовного повествования. Да и название к этому располагало:

"Православная мама . Пособие для семьи, с наставлениями священника и советами детского врача".

А я ведь как раз ждала свою дочурку!

Правда, меня, как медика и православную христианку, несколько привёл в недоумение анонс на последней странице обложки.

Традиционная русская медицина никогда не шла вразрез с учением Православной Церкви. И прежде всего это единство заключается в любви к больным, в непременном следовании правилу: "Не навреди". <...> в ней могут найти советы... мамы и папы, не считающие себя верующими."

Традиционная русская? Нет такой, ну да ладно, пусть уж будет, раз автору так хочется. "Не навреди" вообще-то выведено язычником Гиппократом, при чём тут Православие? Но тогда я просто пожала плечами и, радостная, пошла домой читать и просвещаться.

С первых же строк книги меня взяло изумление. А затем и отвращение. Почему? Потому что все медицинские понятия оказались вывернутыми наизнанку. Такую ахинею, подкреплённую, к тому же, словами священников, очень трудно и неприятно читать. Кроме этого, глупых высказываний в книге тоже полно. Я не знала, плакать мне или смеяться, когда читала такие строки:

"подвиг супружества - подвиг мученический во имя ребёнка, которого дарует Господь", " вредны все до одного противозачаточные средства", "мать согласится умереть сама или даже вместе с ребёнком, но не стать его убийцей

(сделать аборт по мед. показаниям)".

Это только цветочки. Мои глаза почти вывалились из орбит при дальнейшем чтении этой "духовно-просветительской" книженции. Про челюсть я уже не говорю - она как "упала" на землю, так до конца прочтения там и "валялась"... Оказывается,

"по естественным законам"

беременная женщина сразу после зачатия должна прекратить с мужем супружеские отношения. И не начинать их вплоть до окончания периода грудного вскармливания, иначе

"сладострастие отравит естество матери и проникнет в молоко", "супружеская жизнь крайне вредна для младенца",

да и вообще молоко пропадёт, как оказалось...

Таких ужасных сентенций в книге не просто полно - она кишит ими! Повторю, я читала книгу с перерывами, очень тяжело воспринимала текст (хотя он написан достаточно хорошим языком в литературном плане), и временами готова была биться головой об стену в связи с понятиями-перевёртышами. Мой медицинский ум не мог смириться с утверждениями "традиционной русской медицины", а моя воцерковлённая православная душа - с ужасными околодуховными "правилами".

Может быть, единственное. что в этой книге более-менее полезно для души - это цитаты из дневника государыни Александры Фёдоровны. Правда, привязаны эти цитаты к очень спорным моментам в мыслях автора. И не вспоминает он, почему-то, что "о Счастье в семье" царица-мученица писала, как глубоко несчастная женщина. Да-да, ведь вряд ли жена может быть счастлива, когда муж имеет фаворитку (с которой царица "подружилась"); или мать, у которой умерло несколько детей - может ли быть вполне счастлива?

В конце книги приводятся рецепты постных блюд - наверное. это единственное, чем может похвастаться данный опус.

В общем, от книги у меня осталось ужасно противное впечатление. Каким образом эта белиберда попала в церковные лавки - не имею ни малейшего понятия. Это книга из тех, которые нужно нещадно бросать в огонь. На костёр!!! Я с ней так и поступила. Считаю, что в духовном (да и светском) плане книга просто вредна! Это никак не душеполезное чтение. Никому ни за что не рекомендую.