Правописание местоимений задания. Упражнения «Местоимение

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Правописание местоимений» Упражнение 1. Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее. Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него). Упражнение 2. Спишите, вставляя подходящие предлоги. Определите падежи местоимений. 1) Егор сидел рядом... мной. 2) Ты всегда был строг... мне. 3) Сердце... мне сжалось. 4) Вникните... всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать... мною. 6) Вспомните... мне. 7) Мелькнуло... мною моё детство. 8) Он славился... всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся... что-то. Упражнение 3. Замените существительные в скобках местоимениями 3-го лица; где надо, добавляйте к местоимению н. Определите падежи этих местоимений. 1 / 8

2 1) Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с (бурей). 2) Поутру над (Невы) брегами теснился кучами народ. 3) Под (парусом) струя светлей лазури. Над (парусом) луч солнца золотой. 4) Буре плач (Терека) подобен. 5) У ног (Рагима) плескалось море. 6) С (Онегиным) подружился я в то время. Мне нравились (Онегина) черты. Упражнение 4. Объясните написание местоимений. Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем. Упражнение 5. Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений. 1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.) 2 / 8

3 Упражнение 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. 1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12. Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным. Упражнение 7. Спишите, вставляя вместо точек е или и. 3 / 8

4 1) Я окликнул хозяев н...кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н...кого не было. 2) Долго не находил я н...какой дичи. 3) Я н...чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... на кого пенять сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... с кем не мог. 6.) Оба они н... к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н... в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н... на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н... с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести. (Из произведений И. С. Тургенева.) Упражнение 8. I. Составьте и напишите предложения со следующими формами отрицательных местоимений: Ничего, нечего, никем, ни с кем, некем, не с кем, не у кого, никакие, ничьи, ни с чьей. II. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений: Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём. 4 / 8

5 Упражнение 9. Напишите не или ни слитно или раздельно, как того требуют правила. 1) В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик. (Н О.) 2) (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел. (М. Г.) 3) Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актёру-художнику, какой отыщется в труппе. (Г.) 4) (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя. 5) Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось. 6) Этот провал [в Пятигорске] есть (не, ни) что иное, как потухший кратер. (Л.) 7) Гость был (не, ни) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 8) (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу. 9) Оказалось, что был он [экипаж] (не, ни) что иное, как рессорная лёгкая бричка. Упражнение 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать. 5 / 8

6 Тест по теме "Правописание местоимений" 1. В каком варианте пишется буква Е? 1) н... кто не знает 2) н.. за что на свете 3) н... чего раздумывать 4) н.. до чего нет дела 2. В каком варианте пишется буква И? 1) н... кому остаться дома 2) н... за что не скажу 3) н... у кого попросить денег 4) н...которые люди 6 / 8

7 3. В каком варианте необходимо слитное написание? 1) (не)сколько книг 2) не(с)кем посоветоваться 3) ни(у)кого не спросил 4) ни(о)чем не думай 4. В каком варианте необходимо раздельное написание? 1) (ни)чего не осталось 2) (ни)чем не интересовался 3) (не)чем заняться 4) (не)о(чем) переживать 5. В каком варианте может быть вариативное написание? 7 / 8

8 1) (не/ни)какой 2) (не/ни)кто 3) (не/ни)чей 4) (не/ни)который Ответы: 8 / 8


Местоимение Отрицательные местоимения Отрицательные местоимения имеют общую с вопросительными, относительными и неопределёнными местоимениями базу для образования: слова кто и что и их предложно-падежные

Предлог. Правописание предлогов Предлог служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и окончания

Тема урока: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Тип урока: Изучение нового материала. Форма урока: Урок исследования. Цели урока: Образовательная: дата понятие о местоимении как части речи;

МЕСТОИМЕНИЕ Местоимение часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их (я, наш, этот, кто, всякий). Разряды местоимений Личные Возвратное Притяжательные Разряды местоимений

6 класс. МЕСТОИМЕНИЕ. ВАРИАНТ 1. ЧАСТЬ 1. А1. Укажите, какое слово в предложении является местоимением: Он приступил к работе немедленно. 1) первое слово; 2) второе слово; 3) третье слово; 4) четвертое

РУССКИЙ ЯЗЫК. Вебинар 11. Местоимение. Ольга Владимировна Долгих, кандидат филол. наук, доцент департамента иностранных языков МФТИ. ПЛАН 1. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. 2. Правописание

Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: «Правописание наречий» 7 класс Ибрагимова О.А, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 18 с УИОП г.армавира Краснодарского края Дорогой друг! Предлагаю

Правописание предлогов Предлоги делятся на непроизводные, сложные как разновидность первых и производные. 1. Предлоги без(безо), в(во), за, из(изо), к(ко) на, над(надо), о(об, обо), по, под(подо), про,

1 Инструкция по выполнению работы На выполнение тематической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 15 заданий. Ответы к заданиям 1 4, 6, 8, 10 15 записываются в виде одной цифры,

УЧЕБНЫЙ РАЗДЕЛ КТО-НИБУДЬ, НЕКТО ИЛИ НИКТО В.С. Ермаченкова, старший преподаватель Центра русского языка и культуры СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия Отрицательным и неопределённым местоимениям, как правило,

И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 Москва 2012 Пособие предназначено для проведения интервью с детьмимигрантами школьного возраста

03/15/15 Русский 4 Занятие 20 Имя Классная работа. Задание 1: Из данных слов составьте словосочетание и предложение. Книга, стол, лежит (на, в, за, под, у, перед) С помощью каких слов вы объединили слова

Вызов УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ «ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ» Цель урока развитие умений распознавать и склонять личные местоимения, использовать их в речи. Татьяна Юрьевна Салтыкова, учитель русского языка

УРОКРУССКОГО ЯЗЫКА 6 «А» класс Учитель: Шушпанова Т.А. b y С С К И И й Я З Ы К ема: ч / \ Разряды местоимений.личные место имения. Цель: Изучить разряды местоимений. Расширить знания о личных местоимениях.

Тема: Служебные части речи. Предлог. Урок русского языка в 10 классе Цель: Повторить и обобщить изученное по служебным частям речи. Оборудование: Интерактивная доска. Карточки по теме. Ход урока: Перед

Добрый день, здравствуйте! Сегодня я продолжаю отвечать на ваши вопросы. И сегодня я расскажу вам, как мы используем «-то», «-нибудь», «-либо» и «кое-». Например, «кто-то», «кто-нибудь», «кое-кто», «что-то»,

Русский 7 Занятие 17 8 февраля Имя.. Задание 1: Поговорим о повести Ю. Казакова Арктур - гончий пес 1) Как Арктур попал к хозяину? «Неизвестно, какое имя дала ему мать при рождении, - для людей он не имел

Тема: Обобщение знаний о местоимении Предметные результаты обучения: закрепить умение распознавать личные местоимения; определять их грамматические признаки; склонять личные местоимения и правильно употреблять

PRONOMI Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они Себя Мой, твой, ее, его, наш, ваш, их Этот, тот, такой (tale), таков (tale), столько Сам, самый, весь, всякий, любой, каждый Кто? Что? Какой? Чей? Который? Кто,

Разряды местоимений Разряды местоимений 1. Личные 2. Возвратное 3. Вопросительные 4. Относительные 5. Неопределѐнные 6. Отрицательные 7. Притяжательные 8. Указательные 9. Определительные Личные местоимения

Леденёва Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Касторенская СОШ 1» Касторенского района Курской области Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с

МБОУ СОШ 20 г. Сургута Тюменской области Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 6 класса по теме: «Отрицательные местоимения» Дата проведения: 02.03.2016 (6В класс) Выполнила: учитель

Тема: Правописание отрицательных местоимений Цели урока: Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания.

Урок русского языка с использованием методики Т.Я. Фроловой. Тема. Служебные части речи и их грамматические признаки. Цели: 1. Повторение и обобщение знаний о служебных частях речи. 2. Наблюдение за употреблением

Прочитайте внимательно фрагмент из романа И.А. Гончарова «Обломов» (часть первая, главаviii) и выполните задания. Настала одна из ясных, сознательных минут в жизни Обломова. Как страшно стало ему, когда

ВЕРБОВКА АЛЕКСАНДР ЦЫПКИН (РОДИЛСЯ В 1975 ГОДУ) ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы к тексту: 1) Кто пришел на собеседование к рассказчику? К рассказчику на собеседование пришла совсем юная

ВЫРАЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Когда шёл дождь, дети играли дома. 1 А) Прочитайте предложения. Разделите их на 3 группы предложения, где действия: а) совпадают во времени полностью, б) совпадают

Занятие 8 1. Буква Чч. Звук [ч"]. 1) Знакомство со звуком. Введение буквы. Загадка: Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, не догонишь его. (Время) Вспомните, какие единицы времени знает ребенок (год,

Программа по русскому языку и развитию речи 8-ой класс (дети 13-14 лет) 1 Грамматика и правописание Кол-во часов Требования к знаниям и умениям Глагол Глаголы 1 и 2 спряжения. Правописание безударных личных

КТО,ЧТО, ЧТО ЗА Придаточные изъяснительные с союзными словами осложняются добавочными оттенками значений: а) сосредоточивают внимание на субъекте или объекте действия. Примеры: Мне очень бы хотелось знать,

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 50 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Азарина Светлана Артемовна учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия 1 г. Липецк, Липецкая область УРОК В 7 КЛАССЕ «ПРЕДЛОГ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ»

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей указывают на отсутствие лица, предмета или их признака. Грамматические признаки отрицательных местоимений

Конспект урока письма и развития речи в 1 классе. Тема урока: Письмо слогов, слов и предложений с буквой я-. Цель урока: писать слоги, слова и предложения с буквой я-. Задачи урока: 1. Учить писать слоги,

Терехова Валентина Петровна учитель русского языка и литературы МКОУ «Суриковская CОШ» с.суриково Бирилюсский район Красноярский край Тип урока УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ Цель учебного занятия:

Урок русского языка в 7 классе Подумай слово тепло» обозначает одну и ту же часть речи или Тепло пришло в наши квартиры. Из-за мороза все были тепло одеты. В комнате тепло. Сформулируйте цели урока: 1)Познакомиться

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Зиновьева Ольга Николаевна воспитатель МАДОУ «ЦРР Д/С 33 «Радуга» г. Губкин, Белгородская область КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «РАЗНОЦВЕТНЫХ

Надежда Щербакова Ральф и Фалабелла Жил на свете кролик. Его звали Ральф. Но это был необычный кролик. Самый большой в мире. Такой большой и неуклюжий, что не мог даже бегать и скакать, как остальные кролики,

Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме: «Отрицательные местоимения» Шушпанова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ 20, г. Сургут Тема урока:

Информация для желающих сдать тест по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень В1 Примеры заданий теста элементарного уровня В1 Информация о выполнении теста: Необходимо выбрать правильный

Речь. Текст. Предложение. Слово. Текст состоит из предложений, а предложения- из слов. Текст Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль. Предложение Каждое предложение произносится

КУСТ СИРЕНИ АЛЕКСАНДР КУПРИН (1870 1938) ЗАДАНИЯ ПО ТЕКСТУ ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы по тексту. 1)Как зовут главных героев рассказа мужа и жену? 2) Откуда вернулся муж и в каком он был настроении?

СТАРШИЙ СЫН ЛЮДМИЛА УЛИЦКАЯ (РОДИЛАСЬ В 1943 Г.) ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы к тексту 1) Сколько детей было в семье, о которой говорится в рассказе? В семье, описываемой в рассказе,

Пессимист жалуется на ветер, оптимист ожидает от него изменений, а реалист настраивает паруса. Одним фортуна улыбается, над другими хохочет))) Ничто так стремительно не движет к цели, как отсутствие средств.

Скоро в школу! «От уроков этих так устали дети! или Уроки без стресса - 10 золотых правил!» Если совместное выполнение домашнего задания с ребенком обычно заканчивается ссорами и испорченным настроением,

Артем Кобин Женщина-Телец 1 Кристина. Офисная сотрудница. Знак зодиака телец. 2 Концерт проходил в зале. Была группа. Был рок. Была эмоциональная волна. Все, как полагается. Кристина одна. С ней нет подруг.

Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса (АСВ) Текст опросника для родителей детей от 11 до 21 года Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании

26 ФЕВРАЛЯ 2017г Имя: Домашняя работа 18 Учи стихи к празднику. Тема: Сочетания -ЧН- -ЧК-. Задание 1. Задания из учебника. Задания 107, 110 на стр. 60-61. Убери одну или две буквы. Запиши полученные слова.

04/12/15 Русский 4 Занятие 23 Имя Классная работа. Задание 1: Расставьте слова по колонкам. Музыка, праздник, весёлый, играл, на, танцуют, нарядные, в, мы, я, конфеты, угощают, без, карнавал, вкусный,

Существительные: 기계 = машина, механизм 대학교 = университет 트럭 = грузовик 검은색 = черный (цвет) 흰색 = белый (цвет) 음료수 = напиток 외국 = заграница 외국인 = иностранец 고등학교 = старшая школа 여행 (하다) = путешествие (путешествовать)

Занятие 9 1. Звук [ж]. Буква Жж. Сочетания ЖИ-ШИ. 1. Рассмотреть картинку на странице 25 и определить, в какую игру играют дети. Выделить из начала слова жмурки начальный звук. Несколько раз произнести

Конспект открытого урока по русскому языку. Способы связи слов в словосочетании. Место в учебном процессе: 8класс, I четверть Дата: 08.10.2015. Тема урока: Связь слов в словосочетании. Цели урока: 1.Закрепить

Местоимение как часть речи Местоимение это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Грамматические признаки местоимений различны

Тематическое планирование по русскому языку (экстернат) 4 класс. Т.Г.Рамзаева «Русский язык» Тема занятия Задания 1 ТРИМЕСТР 1. Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове. Слово. Предложение.

МОУ Большебыковская средняя общеобразовательная школа Автор: Косинова Наташа 5 класс МАЙ 2010г В некотором царстве, в некотором государстве жилбыл царь. Звали его Глагол. Был он очень строгий и не любил

ГЛАДКОЕ ЛИЧИКО ВИКТОРИЯ ТОКАРЕВА (родилась в 1937 году) ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы к тексту. 1) Какое событие произошло в жизни Елены Кудрявцевой? У Елены появился новый любовник по имени Сергей

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 4» город Сергиев Посад Открытый урок в рамках Дня открытых дверей русского языка в 7 «Б» классе по теме: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ ЧАСТИЦЫ НЕ- С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

Как помириться с родными У меня есть престарелая родственница, которой я по своей инициативе перечисляю деньги каждый месяц, помогаю, она же пенсионерка. Однако недавно мне пришлось столкнуться с грубостью

СТУДЕНТ АНТОН ЧЕХОВ (1860 1904) ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы к тексту. 1) Какая погода была в течение всего дня, до вечера? Погода была хорошая, тихая, в лесу кричали птицы и весело

КУСТ СИРЕНИ АЛЕКСАНДР КУПРИН (1870 1938) ЗАДАНИЯ ПО ТЕКСТУ ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы по тексту. 1)Как зовут главных героев рассказа мужа и жену? Главных героев зовут Николай Евграфович и Вера Алмазовы

РАЗГОВОР С ТОВАРИЩЕМ ЛЕНИНЫМ ДЕНИС ДРАГУНСКИЙ (родился в 1950 году) ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы к тексту. 1) Что происходит на Красной площади в Москве в январе в день смерти Ленина? На Красной площади

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КК ИНОСТРННОМУ ЯЗЫКУ ЗОЫЙ УРОЕНЬ Субтест ЛЕКСИК. РММТИК Инструкция к выполнению теста ремя выполнения теста 50 минут. Тест состоит из 4-х частей, включающих 110 заданий. При выполнении

Первушина Антонида Витальевна Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная)

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ И СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ Ребенок это свет счастья. Жить с ребенком это возможность постоянного общения со светом. СЧАСТЛИВАЯ ПЛАНЕТА Детство добрая планета, Это мир чудес

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку 1. Точка в конце предложения. Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку. Делай так: Птицы улетели. 2. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши

Спряжение греческих глаголов Прослушайте аудио урок с дополнительными объяснениями В греческом языке местоимение в разговорной речи чаще всего опускается. Но если можно опустить я / ты / он / она (местоимение),

УДК 811.161.1 Егорова, А.Ф. Трудные случаи русской грамматики: сборник упражнений по русскому языку как иностранному (электронное издание). 6-е изд. СПб. : Златоуст, 2015. 100 с. Yegorova, A.F. Problems

1 Завтра Хуго исполняется одиннадцать, и Отто с Анной придут к нему на день рождения. Многих его друзей уже отправили в дальние деревни, и оставшихся тоже скоро отправят. Напряжение в гетто велико, но

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах». УМК «Школа России» Тип урока: урок введения нового знания. Цель: - актуализировать знания о глаголе как части речи,

Тематическая диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ по теме «Местоимение. Глагол» 9 апреля 2015 года 6 класс Вариант РЯ60501 Выполнена: ФИО класс Инструкция по выполнению работы На выполнение тематической

Упражнение 1 .

Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее.

Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него).


Упражнение 2 .

Спишите, вставляя подходящие предлоги. Определите падежи местоимений.

1) Егор сидел рядом... мной. 2) Ты всегда был строг... мне. 3) Сердце... мне сжалось. 4) Вникните... всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать... мною. 6) Вспомните... мне. 7) Мелькнуло... мною моё детство. 8) Он славился... всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся... что-то.

Упражнение 3 .

Замените существительные в скобках местоимениями 3-го лица; где надо, добавляйте к местоимению н. Определите падежи этих местоимений.

1) Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с (бурей). 2) Поутру над (Невы) брегами теснился кучами народ. 3) Под (парусом) струя светлей лазури. Над (парусом) луч солнца золотой. 4) Буре плач (Терека) подобен. 5) У ног (Рагима) плескалось море. 6) С (Онегиным) подружился я в то время. Мне нравились (Онегина) черты.

Упражнение 4 .

Объясните написание местоимений.

Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем.

Упражнение 5 .

Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений.

1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.)

Упражнение 6 .

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12.

Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным.

Упражнение 7 .

Спишите, вставляя вместо точек е или и.

1) Я окликнул хозяев – н...кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н...кого не было. 2) Долго не находил я н...какой дичи. 3) Я н...чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... на кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... с кем не мог. 6.) Оба они н... к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н... в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н... на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н... с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести.

(Из произведений И. С. Тургенева.)

Упражнение 8 .

I. Составьте и напишите предложения со следующими формами отрицательных местоимений:

Ничего, нечего, никем, ни с кем, некем, не с кем, не у кого, никакие, ничьи, ни с чьей.

II. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений:

Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём.

Упражнение 9 .

Напишите не или ни слитно или раздельно, как того требуют правила.

1) В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик. (Н О.) 2) (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел. (М. Г.) 3) Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актёру-художнику, какой отыщется в труппе. (Г.) 4) (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя. 5) Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось. 6) Этот провал [в Пятигорске] есть (не, ни) что иное, как потухший кратер. (Л.) 7) Гость был (не, ни) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 8) (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу. 9) Оказалось, что был он [экипаж] (не, ни) что иное, как рессорная лёгкая бричка.

Упражнение 10 .

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

Тест по теме "Правописание местоимений"

1. В каком варианте пишется буква Е?

1) н... кто не знает

2) н.. за что на свете

3) н... чего раздумывать

4) н.. до чего нет дела

2. В каком варианте пишется буква И?

1) н... кому остаться дома

2) н... за что не скажу

3) н... у кого попросить денег

4) н...которые люди

3. В каком варианте необходимо слитное написание?

1) (не)сколько книг

2) не(с)кем посоветоваться

3) ни(у)кого не спросил

4) ни(о)чем не думай

4. В каком варианте необходимо раздельное написание?

1) (ни)чего не осталось

2) (ни)чем не интересовался

3) (не)чем заняться

4) (не)о(чем) переживать

5. В каком варианте может быть вариативное написание?

1) (не/ни)какой

2) (не/ни)кто

3) (не/ни)чей

4) (не/ни)который

Упражнение 93. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Не (за) что благодарить; н.. (за) что не благодарил; (не) когда болтать; (не) кого спросить; увидел (н..) кого иного, как отца; (н..) кого иного не увидел; (не) кому доложить; сообщил (н..) кому другому, как директору; (н..) кому другому нельзя доложить; (не) куда спешить; (н..) где не находил покоя; это (н..) как невозможно; (н..) какой благодарности; не (на) что купить; н.. (на) что не обращать внимания; не (от) куда ждать помощи; (не) чем заняться; здание было (н..) чем иным, как университетом; (н..) чем иным объяснить не мог; (н..) когда не опаздывал; (н..) куда не спешил; н.. (к) чему не притрагивался; н.. (от) куда не ждал вестей; н.. (по) чём не догадался бы; я здесь н.. (при) чём; это его (н..) сколько не занимало; (н..) чей щенок; (во) что (бы) то (н..) стало; н.. (в) какую не соглашался.

Упражнение 94. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.

1. (Н..) кто ему не возразил, но (н..) кто и не по..держал его (Кочетов). 2. На плечах его висело (н..) что, напом..нающее пиджак (М. Горький). 3. Он (н..) когда н.. (в) чём (н..) кому не отказывал, но и (н..) чего не давал (Рыбаков). 4. Пр..дерёт..ся к тому, к сему, а чаще н.. (к) чему (Грибоедов). 5. Он не пил, не бродил по посёлку и (н..) когда н.. (с) кем не с..орился (Гладков). 6. Наряжены мы вместе город ведать, но, кажется, нам н.. (за) чем смотреть (Пушкин). 7. И опять стрельцы н.. (с) чем (А.Н. Толстой). 8. Они пострадали в самом деле н.. (за) что (Тихонов). 9. Всякий дом есть (н..) что иное, как поселенная единица (Салтыков-Щедрин). 10. Макар Семёнов стоял как н.. (в) чём ни бывало (Л. Толстой). 11. Я н.. (в) чём не виноват перед ним, я не сделал ничего плохого, ему н.. (в) чем упрекнуть меня (Нагибин). 12. (Н..) когда и (н..) зачем было об..яснять Лизке, и (за) одно и ребятам, (по) чему он поставил избу в стороне (Абрамов). 13. И все как будто стали строже: ведь (не) куда (нибудь), а всё же в Атлантику входили мы (Флеров). 14. - (За) чем пр..шёл? Н.. (за) чем. Пр..шёл просто так (Катаев). 15. Н.. (за) чем было затевать столь опас..ный разговор (Катаев). 16. И слёзы матери здесь вовсе н.. (при) чём (Катаев). 17. Да он н.. (по) чём не признается, хоть реж.. его! (Гладков) 18. Я не слыхал, чтоб он на что (нибудь) или кого (нибудь) жаловался (Гончаров). 19. И всё (таки) самое страшное было ещё (в) переди (Саянов). 20. Глаза его искали кругом кого (то) (Лермонтов). 21. Мог ли кто (либо) об этом подумать? (Куприн). 22. Майор успел кое (с) кем подружит..ся и кое (с) кем по..сорит..ся (Б. Полевой). 23. А я кое (кого) из вас, кажется, знаю (Мальцев). 24. (За) чем пойдёшь, то и найдёшь (пословица). 25. (За) чем же так неблагосклонно хлопочем, судим обо всём... (Пушкин). 26. (По) этому признаку и (по) тому, что нижняя часть ствола обг..рела, я разгадал происхождение ямы (Пришвин). 27. Леонтьев был страс..ный любитель-рыболов. (По) этому он выбрал самый лесистый район (Паустовский). 28. (От) того я присмирел, что я слышу топот дальний (Пушкин). 29. (От) того, кто не мил, и подарок постыл (пословица). 30. (При) том же и жара немного спала (Тургенев). 31. (При) том же заводе находит..ся и школа. 32. У тебя солидный опыт работы, (при) чём в области перестройки и поиска новых форм (Белов). 33. Вот я таки н.. (при) чём останусь - это верно (Салтыков-Щедрин). 34. Другая есть причина, (по) чему она ждать не будет (Тургенев). 35. (По) чему конкретно вы заключаете о болезни ребёнка?

Дидактический материал по теме: «Местоимение»

4 класс

Упражнение 1 (местоимения в начальной форме) РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ (МЕСТОИМЕНИЯ, ДРУГИЕ СЛОВА)

Я, на, он, ты, ох, она, ух, ау, мы, ой, кот, вы, рис, оно, сом, они.

Упражнение 2 (местоимения в падежных формах) РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ (МЕСТОИМЕНИЯ, ДРУГИЕ СЛОВА)

Нас, нём, мни, нами, яму, мной, вас, нос, тебя, низ, вес, тобой, табун, его, вар, мне.

Упражнение 3 (местоимения разных разрядов в различных падежных

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ (МЕСТОИМЕНИЯ, ДРУГИЕ СЛОВА)

Кто, о себе, мне, мни, верх, ваш, себя, нос, с нами, через тебя, из-за меня, поле, нас, сом, сам, пол, что, тот, с этими, май, вой, с вами, этаж, мой, ваш, этот, свой, свая.

Упражнение 4 (распознавание личных местоимений среди других) УКАЖИ ЛИЧНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ

Меня, никто, себя, весь, кто, нас, вами, о тебе, тот, он, у, её. Чей, твой, обо мне, около тебя, этот, что, он, через них. Я, ваш, мной, свой, на себе, вы, с тобой. Наш, ты, нами, своя, у себя, он, у нас.

Упражнение 5 (распределение местоимений по разрядам)

РАЗБЕЙ НА ГРУППЫ (ЛИЧНЫЕ, ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ, ВОЗВРАТНЫЕ,

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ)

Я, мой, тот, кто-то, кто, что-то, который, себе, этот, твой, ты, мы, наш, такой, сколько, кто-нибудь, что, что-нибудь, свой, она, тебе, ваш.

Упражнение 6 (укажи местоимения)

Побежал ветер, звать на помощь молнию:

Помоги, сестрица молния, окажи мне услугу.

Опозорил меня дуб. Пообещал я его одолеть, а он меня на смех поднял, говорит, никакими силами его не свалить. Прошу я тебя, повали его, сожги.

(Л. Жариков "Дуб и Ветер")

Упражнение 7 (распознавание форм местоимений) УКАЖИ ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЯ "Я"

Меня, тебя, тобой, мной, мне, обо мне, о тебе.

УКАЖИ ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЯ "ТЫ"

Меня, его, тебя, тобой, мной, мне, к тебе, о тебе.

УКАЖИ ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЯ "ОН"

Его, её, ему, ей, под ним, в ней, о нём.

УКАЖИ ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЯ "ВЫ"

Нас, с вами, нам, вас, нами, на вас, вами.

УКАЖИ ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЯ "ОНА"

Его, её, ему, ей, под ним, около неё, с нами, о нём, тебе, со мной, через неё.

УКАЖИ ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЯ "ОНО"

О них, о нём, в ней, через него, к тебе, к нему, с ним.

УКАЖИ ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЯ "ОНИ"

К ним, за тобой, за ними, перед ними, через них, у него, в них, их, у него.

УКАЖИ ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЯ "МЫ"

Нас, перед ним, около него, с нами, им, о нас, нам, у нас, между нами.

Упражнение 8 (распознавание форм личных местоимений.)

Распознавание форм личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа родительного, творительного и предложного падежей

НАЙДИ ПАРУ

От меня; у тебя; тобой; мной; обо мне; о тебе.

2л., ед.ч., Р.п.; 1л., ед.ч., Р.п.; 2л., ед.ч., Т.п.; 1л., ед.ч., Т.п.; 2л., ед.ч., П.п.; 1л., ед.ч., П.п.

Распознавание форм личных местоимений 3 лица родительного, винительного и предложного падежей

НАЙДИ ПАРУ

У него; про него; от неё; на неё; около них; за ними;

3л., ед.ч., м.р., Р.п.; 3л., ед.ч., ж.р., Р.п.; 3л., ед.ч., м.р., В.п.; 3л., мн.ч., Т.п.; 3л., ед.ч., ж.р., В.п.; 3л., мн.ч., Р.п.

Распознавание форм личных местоимений 2 и 3 лица различных падежей

НАЙДИ ПАРУ

С нами; о нас; перед ней; про вас; за Вами; к тебе.

3л., ед.ч., ж.р., Т.п.; 2л., мн.ч., В.п.; 1л., мн.ч., Т.п.; 1л., мн.ч., П.п.; 2л., ед.ч., Д.п.; 2л., ед.ч., Т.п.

Распознавание форм личных местоимений 1, 2 и 3 лица различных падежей

НАЙДИ ПАРУ

К Вам; перед вами; у них; со мной; о нём; из-за тебя.

2л., ед.ч., Р.п.; 3л., ед.ч., м.р., П.п.; 2л., мн.ч., Т.п.; 1л., ед.ч., Т.п.; 2л., ед.ч., Д.п.; 3л., мн.ч., Р.п.

Упражнение 9 (выделение местоимений, у которых можно определить род)

УКАЖИ МЕСТОИМЕНИЯ, У КОТОРЫХ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ РОД

Он, они, мы, я, она, оно, у него. К ней, ко мне, к тебе, к вам, к ним, к нему. С ним, со мной, с нами, с ней, с ними, с тобой, с вами. У неё, у меня, у вас, около него, около них, от неё, через нас, перед ней.

Упражнение 10 (правописание местоимений с предлогами)

С "н" ИЛИ БЕЗ "н"

1) Встретил _его, встречался с _им, согласна с _ей, приехать с _ими, уйти из _её дома, уйти от _её, подойти к _ей, попросить _её, опоздал из-за _его.

2) Ждал _её, около _их дома, подобно _ему, подойти к _ему, согласны с _им, рассказал _ему, рассказал о _ём, беседовал с _ей, забежать за _им, увидел _её, видел с _ей.

3) Мимо _их, пробежал мимо _её, возле _её, увидел _её, рядом с _ими, около _его, подумал о _их, рад _ему.

Упражнение 1

Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее.

Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него).

Упражнение 2.

Спишите, вставляя подходящие предлоги. Определите падежи местоимений.

1) Егор сидел рядом... мной. 2) Ты всегда был строг... мне. 3) Сердце... мне сжалось. 4) Вникните... всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать... мною. 6) Вспомните... мне. 7) Мелькнуло... мною моё детство. 8) Он славился... всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся... что-то.

Упражнение 3.

Замените существительные в скобках местоимениями 3-го лица; где надо, добавляйте к местоимению н. Определите падежи этих местоимений.

1) Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с (бурей). 2) Поутру над (Невы) брегами теснился кучами народ. 3) Под (парусом) струя светлей лазури. Над (парусом) луч солнца золотой. 4) Буре плач (Терека) подобен. 5) У ног (Рагима) плескалось море. 6) С (Онегиным) подружился я в то время. Мне нравились (Онегина) черты.

Упражнение 4.

Объясните написание местоимений.

Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем.

Упражнение 5.

Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений.

1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.)

Упражнение 6.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12. Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным.

Упражнение 7.

Спишите, вставляя вместо точек е или и.

1) Я окликнул хозяев – н...кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н...кого не было. 2) Долго не находил я н...какой дичи. 3) Я н...чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... на кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... с кем не мог. 6.) Оба они н... к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н... в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н... на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н... с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести.

(Из произведений И. С. Тургенева.)

Упражнение 8.

I. Составьте и напишите предложения со следующими формами отрицательных местоимений:

Ничего, нечего, никем, ни с кем, некем, не с кем, не у кого, никакие, ничьи, ни с чьей.

II. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений:

Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём.

Упражнение 9.

Напишите не или ни слитно или раздельно, как того требуют правила.

1) В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик. (Н О.) 2) (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел. (М. Г.) 3) Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актёру-художнику, какой отыщется в труппе. (Г.) 4) (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя. 5) Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось. 6) Этот провал [в Пятигорске] есть (не, ни) что иное, как потухший кратер. (Л.) 7) Гость был (не, ни) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 8) (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу. 9) Оказалось, что был он [экипаж] (не, ни) что иное, как рессорная лёгкая бричка.

Упражнение 10.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

Тест по теме "Правописание местоимений"

1. В каком варианте пишется буква Е?

1) н... кто не знает

2) н.. за что на свете

3) н... чего раздумывать

4) н.. до чего нет дела

2. В каком варианте пишется буква И?

1) н... кому остаться дома

2) н... за что не скажу

3) н... у кого попросить денег

4) н...которые люди

3. В каком варианте необходимо слитное написание?

1) (не)сколько книг

2) не(с)кем посоветоваться

3) ни(у)кого не спросил

4) ни(о)чем не думай

4. В каком варианте необходимо раздельное написание?

1) (ни)чего не осталось

2) (ни)чем не интересовался

3) (не)чем заняться

4) (не)о(чем) переживать

5. В каком варианте может быть вариативное написание?

1) (не/ни)какой

2) (не/ни)кто

3) (не/ни)чей

4) (не/ни)который

Ответы:

1. - 3)

2. - 2)

3. - 1)

4. - 4)

5. - 2)