Практическая работа по теме растворы. Практическая работа по химии на тему "приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества"

Цели:

1. Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.

2. Воспитывать сознательную дисциплину во время практической работы. Развивать диалектическое мировоззрение, воспитывать коммуникативную культуру учащихся, формировать умения организовать работу.

3. Создать условия для развития логического мышления, интеллектуальных умений.

Оборудование: Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.

Реактивы : Н 3 ВO 3 , NaHCO 3 , KMnO 4 – все кристаллические, дистиллированная (кипяченая) вода.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Подготовка к выполнению практической работы.

Правила техники безопасности

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.

3. Ход работы.

Цель: Закрепить знания по теме «Растворы», развить навыки решения задач на нахождение массовой доли вещества, обращения с химическими реактивами.

Схема движения по модулю

УЭ-1: входной контроль

Цель. Проверить знания и готовность к практической работе.

Работаем в тетради для практических работ.

ЗАДАНИЕ

I вариант

1. Массовая доля – физическая величина, которая измеряется:

а) в литрах;
б) в граммах;
в) в процентах;
г) в молях.

2. Что называют мениском?

(1 балл.)

3. Какова массовая доля (в %) гидроксида калия в растворе, содержащем в 200 г воды 40 г КОН?

а) 16,7;
б) 20;
в) 40;
г) 33,4.

II вариант

1. Массовая доля – физическая величина, которая обозначается:

а) m;
б) w;
в) V;
г) M.

2. Какой мениск даёт вода в стеклянном сосуде?

3. Какова массовая доля (в %) гидроксида калия в растворе, содержащем в 180 г воды 20 г КОН?

а) 16,7;
б) 20;
в) 10;
г) 33,4.

Проверь себя по ответам на доске.
Если ты набрал 0 баллов, то при выполнении УЭ пользуйся тетрадью с конспектами.
Если ты набрал 1 балл, переходи к УЭ-2.
Если ты набрал 2 балла, переходи к УЭ-3.
Если ты набрал 3 балла, переходи к УЭ-4.

Цель. Развить умения подбирать разновесы для отвешивания вещества определенной массы.

Упражнения.

1. Отобрать разновесы для отвешивания 6,25г вещества (5г + 1г + 0,2г +0,05г = 6,25г).

2. Отобрать разновесы для отвешивания 3,64г вещества 2г + 1г + 0,2г + 0.2г + 0,2г + 0,02г + 0,02г

Цель. Развить навыки решения задач на нахождение массы растворенного вещества в растворе.

I вариант

Какую массу гидрокарбоната натрия надо взять, чтобы приготовить раствор массой 20 г с массовой долей соли 2%? Где используют данный раствор?

Ответ: m (NaHCO 3) = 0,4 г. Полученный раствор используют для обработки кожного покрова в случае попадания на него кислоты.

II вариант

Определите массу борной кислоты, необходимую для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?

Ответ: m (H 3 BO 3) = 1 г, Раствор борной кислоты используют в медицине как дезинфицирующее средство. В лаборатории он хранится в аптечке для промывания глаз в случае попадания в них щелочи.

Цель. Закрепить практические умения по приготовлению раствора с заданной массовой долей растворенного вещества в растворе.

При ожогах электрическим током накладывают повязку, смоченную 1 % раствором марганцовокислого калия KMnO 4 . Приготовьте 80 г данного раствора.

Цель. Выпарили 150 г 15 % -ного раствора сахара. Сколько сахара осталось в чашке после выпаривания?

Сдайте тетрадь для практических работ учителю. Приведите в порядок свое рабочее место.

Рефлексия

Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу по трем направлениям: «я», «мы», «дело».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ С
ОПРЕДЕЛЕННОЙ МАССОВОЙ ДОЛЕЙ РАСТВОРЕННОГО ВЕЩЕСТВА».

ЦЕЛИ УРОКА:
- закрепление умений и навыков приготовления растворов с определенной
- массовой долей растворенного вещества;
- продолжить формирование навыков взвешивания веществ и измерения объема жидкости;
- формирование интереса к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ: весы, разновесы, мензурки, стаканы, стеклянные палочки, кисточки. Реактивы: вода, Na 2 CO 3 . Карточки по ТБ. Карточки-задания к практической работе. Листочки со «следами преступника» (тайнопись раствором фенолфталеина). Карточки с дополнительными заданиями. Схема, отражающая последовательность
выполнения работы. Алгоритм решения задач.
ХОД УРОКА.
1. Вступительное слово учителя (о целях урока).
Аннинский мясокомбинат сделал заявление о пропаже всей поваренной соли. Производство мясной продукции под угрозой срыва. Нам требуется в кратчайший срок найти преступника, который, как и всякий нарушитель закона, оставил следы на месте преступления. Выполнить столь трудную работу поручается отделам программистов, криминалистов и аналитиков. Каждый отдел должен приготовить
раствор карбоната натрия и с помощью его определить след преступника.
Совместными усилиями мы узнаем, кто является похитителем соли.
2. Инструктаж по технике безопасности. Фронтальная беседа о правилах техники безопасности, правилах взвешивания, измерения объема жидкости и растворения веществ.
3. Актуализация знаний о растворах. Беседа по вопросам:
- что такое раствор?
- из чего слагается масса раствора?
- как вычисляют массовую долю растворенного вещества?
4. Применение знаний умений и навыков. Учащиеся решают задачи, определяют массу соли и объем воды, готовят раствор. Когда раствор приготовлен, с его помощью проявляют рисунок на бумаге, сделанный раствором фенолфталеина. Полученную запись каждая группа записывает на доске.
Учащиеся, выполнившие задание, получают дополнительную задачу «Совершенно секретно» различной степени трудности.
Примечание. При выполнении практической части учащиеся работают в различных группах:
1) аналитики выполняют всю работу самостоятельно, не имеют право консультацию учителя;
2) криминалисты имеют схему, отражающую основные этапы работы, имеют право на одну подсказку;
3) программисты имеют схему, отражающую основные этапы работы, и алгоритм решения задачи на вычисление массы вещества и массы воды, необходимых для приготовления раствора.
Подведение итогов работы. Выявление «преступника» (H 2 O).
5. Домашнее задание.
Рассчитывать массовую долю сахара в вашем чае, если в 1 чайной ложке
содержится 10 г сахара.
6. Уборка рабочих мест.
Приложение.
Задание для группы аналитиков.
2. Определите цель вашей работы.
3. Решите задачу.
4. Приготовьте раствор.

Задание для группы криминалистов.
1. Запишите номер и название практической работы.
2. Определите цель работы.
3. Решите задачу:
а) запишите кратко условие задачи.
б) вычислите массу вещества, используя формулу:

m(в-ва) = (w(в-ва) m(р-ра)) / 100%

в) вычислите массу воды по формуле
m(H 2 O) = m(р-ра)- m(в-ва)

5.Приготовьте раствор.

Задание для группы программистов.
1. Запишите название практической работы.
2. Определите цель работы.
3. Решите задачу:
а) краткое условие задачи:
Дано:
m(р-ра Na 2 CO 3)=20г
w(Na 2 CO 3)=5%

Найти:
m(Na 2 CO 3)
m(H 2 O)
б) вычислите m (Na 2 CO 3), используя формулу

m(Na 2 CO 3) = (m(p-pa Na 2 CO 3) w(Na 2 CO 3)) / 100%

в) вычислите массу воды по формуле:

m(H 2 O) = m(p-pa Na 2 CO 3)-m(Na 2 CO 3)

4.Приготовьте раствор.

Дополнительные задания «Совершенно секретно».
1. Вычислите массовую долю хлорида натрия, если в 100 г раствора
содержится 5 г хлорида натрия.
2. Вычислите массовую долю хлорида натрия, если в 80 г воды растворили
20 г хлорида натрия.
3. К 100 г 5-%-ного раствора хлорида натрия добавили 20 г воды.
Определите массовую долю полученного раствора.

Название: Практическая работа «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества»

Должность: учитель химии и биологии
Место работы: МКОУ Верхнетишанская СОШ им.В.А. Фуфаева
Месторасположение: Воронежская область Таловский район


    Положения конкурсов:


    - Фото конкурсы

    Внеурочная работа:



    - КВН



    - Работа с родителями




    - Материалы к аттестации

    Школьные предметы:


    - Астрономия (класс 11)
    - Природоведение (класс 5)
    - Биология (5-11 класс)


    - Граждановедение (класс 5-7)
    - Естествознание (9-11 класс)

Практическая работа №1

«Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества»

Цель: научиться готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Реактивы: кристаллические соли, калий хлорид, натрий нитрат, натрий хлорид, дистиллированная вода.

Оборудование: технохимические весы с гирьками, химический стакан, стеклянная палочка, шпатель.

Правила техники безопасности во время выполнения практической работы

Для насыпания твердых веществ следует пользоваться шпателем. Брать реактивы не защищенными руками брать нельзя. Перемешивать жидкость в стеклянном стакане следует перемешивать стеклянной палочкой. Во время работы со стеклом необходимо быть осторожными, особенно необходимо беречь глаза.

Порядок выполнения работы

1. Вычислить массы соли и воды, которые необходимо взять для приготовления определенного раствора. Массовая доля w – это отношение массы растворенного вещества к массе раствора. Выражается в процентах.

Определяем массу растворенного вещества (соли), которая необходима для приготовления раствора по формуле:

m (рас. в-ва)= w

Находим массу воды. Посколько масса раствора состоит из массы растворенного вещества и массы воды, то масса воды равна разницы между массой растворенного вещества и массой раствора.

Вычисляем объем воды, так как взвешивать воду на весах нельзя. Плотность воды при температуре +25°С равна 1 г/см 3 .

V =;

После вычисления массы соли и объема воды необходимо взвесить на весах необходимую массу соли. Для этого используют технохимические весы, которые дают результаты с точностью до 0,01 г.

2. Отмеряем с помощью мерного цилиндра необходимый объем дистиллированной воды. Наливаем в мерный цилиндр дистиллированную воду так, чтобы нижний уровень вещества касался выбранной отметки. Во время измерения цилиндр должен находиться в вертикальном положении, а глаза наблюдающего и значение объема на одном расстоянии.

3. Вливаем отмеренный объем воды в химический стакан с солью. Аккуратно перемешиваем содержимое стеклянной палочкой до полного растворения соли.

Составляем отчет в такой форме:

    Вычисляем массу соли и объем воды, необходимый для приготовления раствора.

    Взвешиваем на весах соль определенной массы и высыпаем ее в химический стакан.

    Отмеряем с помощью мерного цилиндра воду необходимого объема и выливаем ее в химический стакан.

    Перемешиваем содержимое химического стакана стеклянной палочкой для полного растворения.

Задания

А) приготовить 20 г раствора с массовой долей калий хлорида 0,05;

Б) приготовить 25 г раствора с массовой долей натрий нитрата 4%;

В) приготовить 10 г раствора с массовой долей натрий хлорида 10%;

Наблюдения: соль растворилась.

Выводы: взята соль с растворенным веществом. В данном растворе соль является растворенным веществом, вода – растворитель.

Общий вывод работы: во время выполнения практической работы научились готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовали навыки работы с лабораторным оборудованием.

Сильванович Марина Сергеевна

Учитель химии

КГУ «Бастомарская средняя школа»

Цель урока: сформировать умение приготавливать раствор заданной концентрации.

— закрепление теоретических знаний о растворах и способах выражения их концентрации;

— совершенствование навыков работы с лабораторным оборудованием и умений решать расчетные задачи на определение концентрации раствора;

— воспитание аккуратности, наблюдательности и культуры безопасного поведения в химическом кабинете.

Оборудование: весы учебные с разновесами, колба коническая, колба мерная цилиндр измерительный, стеклянная палочка, лист бумаги, кристаллическая поваренная соль.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

На прошлых уроках мы с вами говорили, что растворы являются неотъемлемой частью нашей жизни.

— Ребята, вспомним, что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)

— Вспомните, какое значение имеют растворы? (Ответы учащихся: почти все лекарственные вещества действуют на организм в растворенном состоянии, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растений и т.д.;получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги, парфюмерной продукции протекают в растворах).

Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.

— Какова цель нашего урока? (ребята самостоятельно формулируют цель практической работы).

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с растворами: при приготовлении солений, компотов, при употреблении лекарственных препаратов. Многие профессии связаны с растворами: фармацевт, медсестра, кондитер, учитель химии, лаборант.

Сегодня на уроке мы на практике научимся готовить раствор нужной концентрации.

1. Из каких компонентов состоят растворы? (растворитель, растворимое вещество)

2. Из чего складывается масса раствора? (Масса растворителя и масса растворенного вещества)

3. Что показывает массовая доля растворенного вещества?

4. В 150 г воды растворили 50 г сухого молока. Массовая доля растворенного вещества в растворе равна.

5. Для приготовления 500 г 2 % молочного напитка необходимо взять воды массой.

3. Выполнение практической работы.

— Химик-органик Н.Н. Семенов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть».

Правила техники безопасности.

При проведении любой практической работы мы с вами должны соблюдать правила техники безопасности.

(Ученики по очереди объясняют всему классу правила ТБ при проведении практической работы).

Помни каждый ученик, Знай, любая кроха, Безопасность – хорошо, А халатность – плохо!

Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай, Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай!

Чтобы опыт получился, Пользуйся посудой чистой!

Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе будто мармелад, Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд!

Практическая работа № 4:

Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

Цель работы: приготовить раствор с заданной массовой долей растворённого вещества

Оборудование. Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка.

Реактивы: поваренная соль — NaCl, дистиллированная (кипяченая) вода – Н2О.

Ход работы:

1. Расчет массы необходимых веществ для приготовления раствора.

* Из предложенных условий выберете один и рассчитайте массы воды и соли.

ВАРИАНТ 1.

Приготовить 25 г 4 %-ного раствора поваренной соли.

ВАРИАНТ 2.

Приготовить 20 г 5 %-ного раствора поваренной соли.

ВАРИАНТ 3.

Приготовить 25 г 2 %-ного раствора поваренной соли.

2. Измерение массы соли и объема воды

* Уравновесить весы с помощью листа бумаги.

* На правую чашку весов установить гирьку, на левую насыпать соль до уравновешивания.

* Высыпать соль в коническую колбу.

* Измерить необходимое количество воды с помощью мерного цилиндра (mH2O=VH2O)

* Перелить воду в коническую колбу.

3. Приготовление раствора

* Перемешайте соль и воду в конической колбе с помощью стеклянной палочки до полного растворения соли.

* Перелейте полученный раствор в мерный цилиндр и измерите объем раствора.

* Приготовленный раствор сдайте учителю.

4. Оформление работы

4. Итог урока, выставление оценок.

5. Домашнее задание.