Понятия производной и производящей основы. Непроизводные и производные основы

Слова русского языка различаются по строению основы, или морфологическому составу.

Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся на две группы: основы непроизводные и производные. Слова вода, гора имеют непроизводную основу, а паводок, пригорок - производную (вод-а, гор-а, па-вод-ок, при-гор-ок).

Непроизводная основа (немотивированная) - это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части); производная основа (мотивированная) - составное единство, членимое на отдельные морфемы.

Членимость производной основы на значащие части является морфологической особенностью этой основы и отличает ее от непроизводной. Это свойство производной основы наличествует в ней лишь тогда и до тех пор, пока в языке наличествует непроизводная основа, соответствующая данной производной. Основы слов горец, курица, палочка являются производными; они расчленяются на отдельные морфемы потому, что в современном языке имеются соответствующие им непроизводные основы: гор-а, кур-ы, палк-а.

Производная основа теряет способность члениться на морфемы и становится непроизводной, если соответствующая ей непроизводная основа исчезает из языка или перестает соотноситься с ней. Так, основы слов палка, лавка, миска, кочка утратили членимость на отдельные морфемы, стали в современном языке непроизводными потому, что соотносившиеся с ними в древнерусском языке непроизводные основы (пала, лава, миса, коча) выпали из словаря современного русского литературного языка. Основы слов мешок, столица, обруч, погост, живот, прелесть также перешли в разряд непроизводных, так как перестали соотноситься с имеющимися в современном русском литературном языке непроизводными основами (мех, стол, рука, гость, жить, лесть).

Непроизводная основа, соотносимая с производной, может наличествовать в языке в двух разновидностях: как отдельное слово (в чистом виде) и как отдельная морфема (в связанном виде), сочетающаяся с аффиксами или другой основой. Основы слов хвостик, звонарь, лесок являются производными, так как соотносятся с непроизводными основами хвост, звон, лес, которые выступают в современном русском языке в качестве отдельных, самостоятельных слов. Основы слов спешк-а, выдержк-а, стирк-а являются производными, но соотносимые с ними непроизводные основы (спеш-, держ-, стир-) не являются самостоятельными словами, а выступают исключительно как связанные основы, в качестве морфем-корней (по-спеш-и-ть, за-держ-а-ть, вы-стир-а-ть).

Для отнесения основы к производным основам достаточно наличия в современном языке хотя бы одного родственного слова, которое имеет соотнесенную основу в чистом или связанном виде (ср.: павлин - пава, палец - шестипалый, ветка - ветвь). Основа считается производной и в том случае, если суффикс, выделяющийся при соотнесении основ, является непродуктивным и не встречается в других основах (ср.: молодой - молодежь, тлеть - тлен).


Различие между основами непроизводной и производной не исчерпывается их морфологическими свойствами. Это различие распространяется и на лексическое значение основ.

Непроизводная основа слов вал, стакан, город, море не дает возможности ответить на вопрос, почему данные предметы в действительности именно так называются. Значение непроизводной основы как бы заложено в ней самой, является немотивированным. Значения производных основ слов валик, подстаканник, городище, приморский в некоторой степени осмысленны и мотивированны. Значения таких основ складываются из значений отдельных морфем, входящих в основу: валик мы осмысливаем как «небольшой вал», подстаканник - как «подставка, в которую вставляется стакан», городище - как «громадный город», приморский - как «расположенный на берегу моря».

Таким образом, производная основа обозначает предмет действительности путем установления связи этого предмета с другими предметами опосредствованно, а непроизводная основа - непосредственно, чисто условно. Указанное различие в значении непроизводной и производной основы не является всеобщим; ср.: ножик - нож, зонтик - зонт.

Противопоставление производной и непроизводной основ выражается в том, что производная основа: 1) расчленяется на отдельные морфемы, 2) существует как производная до тех пор, пока наличествует соответственная ей непроизводная, 3) обозначает предметы действительности опосредствованно; непроизводная основа: 1) морфологически не расчленяется, 2) обозначает предметы действительности условно и немотивированно.

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

Понятия производной, непроизводной, производящей основ

Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.

Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик --> домик ), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.

Упражнения

1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:

стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

Ответ:

Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть .

Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать .

2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

Ответ :

необходим ость, перенос чик, заявл ение, приходи ть, беззабот ный, интересн о, прекращ ение, охотнич ий, подорож ник.

Основные способы словообразования

Приставочный способ словообразованияобразование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

со + ученик
производящая основа

соученик
производная основа

пре + больш ой
производящая основа

пребольш ой
производная основа

пере + бежа ть
производящая основа

перебежа ть
производная основа

от + ныне
производящая основа

отныне
производная основа

Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

Упражнение

1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение .

Распределите слова по трем группам по способу образования.

Ответ:

    Приставочный способ:

    • высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.

    Суффиксальный способ:

    • выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.

    Приставочно-суффиксальный способ:

    • безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.

Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь --> увлечься, учить --> учиться, сломать --> сломаться ), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто --> кто-то, чей --> чей-либо, какой --> какой-нибудь, где --> где-то, когда --> когда-либо, как --> как-нибудь ).

Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучени е, рисовать – рисовани е, ходить – ходьба , белый – белизн а, темный – темнот а, слабый – слабость . Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь) . Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь .
Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- --> синева и син(ий) + --> синь .

Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово , или аббревиатура . Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз) , сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза) .
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный .

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) --> весной (наречие).

Упражнения

1. Укажите способ образования слов:

Ответ:

Суффиксальный:

  • столярничать, подружка.

Приставочно-суффиксальный:

  • предрассветный, собеседник.

Постфиксальный:

  • подняться, какой-нибудь.

Сложение:

  • желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.

2. Укажите способ образования следующих существительных:

бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.

Ответ:

    Приставочный:

    • подгруппа, суперобложка.

    Суффиксальный:

    • знание, читатель, школьный.

    Приставочно-суффиксальный:

    • бездорожье, пришкольный.

    Бессуффиксный:

    • вывих, приговор, тишь.

    Переход прил. или прич. в сущ.:

    • военный, мороженое, шашлычная.

    Сложение:

    • продмаг, теплоход, шестиклассница.

3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?

Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.

Ответ : первое, бессуффиксный;

4. Какой способ использован при образовании слова пригорок ?

Ответ : приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о .)

Другие способы словообразования

Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать --> вдуматься, шутить --> отшутиться, зевать --> зазеваться .

Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый --> гордиться, толпа --> толпиться .

Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять --> перестреливаться, говорить --> переговариваться .

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.

Проведем словообразовательный анализ слов, содержащихся в предложении:

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .

Обеденный <-- обед

1. Начальная форма – обеденный .
2. Производящее слово – обед . Обеденный – ‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн- .
4. Способ словообразования – суффиксальный.

Перерыв <-- перерыв ать

1. Начальная форма – перерыв .
2. Производящее слово – перерывать . Перерыв – ‘промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие’.

4. Способ словообразования – бессуффиксный.
а , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.

Сотрудники <-- труд иться

1. Начальная форма – сотрудник .
2. Производящее слово – трудиться . Сотрудники – ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и суффикс -ник- .
4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается гласный и , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы, и постфикс -ся .

Поесть <-- е сть

1. Начальная форма – поесть .
2. Производящее слово – есть . Поесть – глагол совершенного вида, парный к глаголу есть .
3. Словообразующая приставка – по- .
4. Способ словообразования – приставочный.

Отправились <-- отправи ть

1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить . Отправиться – ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – -ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.

Мороженое (сущ.) <-- мороженое (прич.)

1. Начальная форма – мороженое .
2. Производящее слово – прич. мороженое в форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую часть речи: причастия в существительное.

Дополнительные сведения о некоторых особенностях русского словообразования

1. Словообразовательные омонимы.

Суффиксы, так же как и слова, могут быть омонимичными. Например, суффикс -к- может образовывать существительные со значением лица женского пола от названия лица мужского пола (студент – студентка, москвич – москвичка) , уменьшительные существительные (репа – репка, комната – комнатка) , отглагольные существительные со значением действия (стирать – стирка, установить – установка) и т.д. Иногда омонимичные суффиксы добавляются к одной и той же производящей основе, и тогда получаются два слова-омонима. Поскольку возникновение таких омонимов связано со словообразованием, их называют словообразовательными омонимами , например: дождевик (плащ) и дождевик (гриб); пожарище (большой пожар) и пожарище (место после пожара), топорище (большой топор) и топорище (рукоятка топора). Пожарище (место) и топорище (рукоятка) – существительные среднего рода: страшное пожарище открылось нашему взору; у топора удобное топорище . А существительные с увеличительным значением топорище и пожарище – мужского рода (так же как сапожище, домище и т.д.), так как при образовании уменьшительных или увеличительных существительных род, как правило, не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав. Так, слово норка (зверь) непроизводное, а слово норка (маленькая нора) образовано с помощью уменьшительного суффикса -к- от слова нора .

2. Наложение морфем .

Прилагательное розоватый образовано от прилагательного розовый и обозначает слабую степень проявления этого признака. Значит, производящая основа розов- . Остающийся суффикс -ат- встречается в прилагательных, но он имеет значение обладания и образует прилагательные от существительных (усатый, бородатый, полосатый) . А значение слабой степени проявления признака имеет суффикс -оват- (ср. красноватый, голубоватый ). По правилу должно было бы получиться слово розововатый . Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов – ов . Они совместились друг с другом, и в результате получилось слово розоватый . Это явление называется наложением морфем. Другие примеры: Смоленск + -ск- --> смоленский (ср. Суздаль + -ск- --> суздальский ), лермонтовед (ср. пушкиновед ), чествовать (ср. приветствовать ).
По орфографическим правилам русского языка в слове не могут соседствовать три одинаковые согласные, даже если это и требуется составом слова. Это частный случай наложения морфем: рас- + ссорить --> рассорить, колонн(а) + -н- --> колонный, Одесса + -ск- --> одесский .

3. Различие словообразовательного и исторического (этимологического) анализа слова.

В процессе развития языка морфемный состав слова может измениться: производное слово, ранее членившееся на морфемы, может потерять членимость и стать непроизводным. Так, например, слова льгота, польза и нельзя были когда-то однокоренными словами. Но теперь, после исчезновения из языка слова льга (льзя), каждое из этих слов воспринимается как непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик . Это слово пришло к нам из голландского языка: zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик не выделялся суффикс, и значение его было ближе к значению голландского слова. Вот как его употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж . С течением времени произошли изменения не только в значении слова, но и в его морфемном составе. Теперь мы воспринимаем последнюю часть слова -ик как уменьшительный суффикс и, отбрасывая его, получаем слово зонт . Так что с исторической точки зрения слово зонт образовано от слова зонтик . А словообразовательный анализ современного русского слова показывает, что слово зонтик образовано от слова зонт с помощью уменьшительного суффикса -ик (ср. домик, столик ).

). С основой связано основное лексическое значение слова: пе -ть, чита -л, ид -ущий, нов -ый и так далее.
Основы возвратных глаголов с постфиксом -ся – такие основы называются прерывистыми : учи -ть-ся , смея -ла-сь .

Производные и непроизводные основы

Основы делятся на производные и непроизводные . Производные основы образованы от других основ . В их составе обнаруживаются живые аффиксы . Производные основы называют предметы и явления действительности мотивированно: дом-ик (маленький дом), на-дом-н -ый (расположенный на доме), комнат-к (маленькая комната) и так далее.
Непроизводные основы – это основы , в составе которых не выделяются живые аффиксы. Живой аффикс – это морф , значение которого определяется с позиций синхронного словообразования. Непроизводная основа называет предметы и явления немотивированно, непосредственно: дом, комнат -а, бел -ый . Непроизводная основа является нечленимой и состоит только из корня.

Связанные основы

Термин «связанные основы» («связанные корни») принадлежит профессору Г.О. Винокуру. Примерами таких понятий являются, в частности, слова: обуть, разуть; убавить, добавить и так далее. Связанные корни характеризуются определенным набором признаков, которые отвлечены от свободных корней:
связанные корни не могут употребляться самостоятельно, они обязательно связаны с аффиксами;
значение связанного корня вне аффиксов не понятно;
связанные корни обязательно должны повторяться в серии слов, в нескольких словах (свергнуть, ввергнуть, отвергнуть );
во многих случаях значение слова со связанными корнями понятно благодаря приставке . Стоит отметить, что лучше членятся слова с конкретным значением, а слова с отвлеченным значением утрачивают свою членимость, поэтому стоит так членить слова: от-ня-ть, раз-ня-ть, поня-ть, вня-ть и так далее;
если хотя бы один алломорф корня употребляется свободно, то и весь корень считается свободным.

Основы со специфической структурой

Кроме связанных основ имеются слова со специфической морфемной структурой (буженина, малина, калина, рябина, смородина). Мнения по поводу членимости этих основ расходятся. Так, по мнению проф. Смирницкого, Земской, Арутюновой, в данных словах выделяются корни бужен’, мал’, кал’, ряб’, смород’. За корнем в этих словах при таком рассмотрении следует суффикс со значением сорта ягод или мяса.
Однако проф. Винокур и академик Шанский считают эти слова нечленимыми.
Проф. Кубрикова считает такое членение дефектным, а выделяемые части называет квазиморфами (ложными морфами), так как по правилам их нельзя идентифицировать.

Производящая и производная основы

Для словообразования важно выяснить, от какого слова непосредственно образовано данное. Зачастую важно решить, какая из двух основ производящая , а какое слово – вторично. Поэтому необходимо установить направление производности.
В научной и учебной литературе существует несколько терминов, которые обозначают производящую и производную основы :
базовое и выводимое слово;
мотивирующее и мотивируемое слова;
производящая и производная основа .
Производная основа – это основа, от которой непосредственно образована данная основа. Существуют определенные правила, которые помогают установить направление производности. Производная и производящая основы являются ближайшими родственниками, это проявляется в том, что:
производная основа сложнее производящей по семантике: красный – краснеть (становиться красным);
производная основа сложнее производящей формально: земл-я – земл-ян-ой ;
при одинаковой формальной сложности производным является слово, которое сложнее по семантике: методика – методист; ученик – ученица (традиционно принято, что существительные женского рода образуются от существительных мужского рода);
независимо от формальной сложности в словообразовании мотивирующим является то слова, значение которого соответствует категориальному значению части речи. Особенно это правило актуально применительно к словам, образованным с помощью нулевых аффиксов : сухой – сушь (категориальное значение имени существительного – предмет или явление, а слово сушь обозначает признак);
слова, стилистически отмеченные, являются производными, они не могут быть производящими: интимный – интим, нейтральный – нейтрал ;
в словах со связанным корнем однозначно определить направление производности нельзя: обуть – разуть ;
в русском языке есть слова, которые характеризуются множественной производностью (имеют не одно, а несколько мотивирующих слов): мило – премило, премилый – премило; познакомить – познакомиться, знакомиться – познакомиться .

Неизменяемая морфологически часть слова, которая несёт лексическое значение, - это основа, именно в зависимости от неё различаются непроизводные и производные слова. Каждая основа характеризуется двусторонне: структурно и семантически.

Отличия

Непроизводная основа не является семантически мотивированной, поскольку её невозможно объяснить при помощи родственных слов, и морфологически она нечленима. По своей структуре она равноценна Например: лес -а; храбр -ый; добр -о; рек -и и так далее.

Эти основы непроизводные. И производные слова именно по этим признакам можно отличать: мотивированная семантически, объясняющаяся подбором родственной основы. Структура её легко членима на два равноценных по значимости блока, то есть саму основу, образовывающую производные слова, и словообразующий аффикс. Примеры будут те же: лес -н-ой; храбр -ость; добр -от-а;

Первый блок - база

Непроизводные и производные слова относятся к области словообразования, где центральным понятием является основа - базовая или производящая. Из базовой по форме и смыслу, то есть двусторонне, выводится производная, именно потому она и считается мотивирующей для производной основы. Значит, база производного слова является основой мотивирующего. Например, в слове лес-ист- ый базовая основа - лес , а вот лесист- является основой прилагательного мотивирующего. Таким образом и различаются непроизводные и производные слова.

Первым блоком этой словообразовательной структуры является основа лес, она и является базовой, как и в любом другом производном слове. Она, в свою очередь, может стать непроизводной, потому что всё зависит от способности разбиваться на отдельные члены. Например, слово лесист -ость. Во всех случаях всё решает ступень производности. То есть, первая ступень - производное слово, выведенное из корневой морфемы, здесь база непроизводная, а все последующие ступени делают слово производным.

Схемы

Производная и непроизводная по своей словообразовательной структуре может быть представлена следующими схемами:

1. Базовая основа (I) + (II) + флексия. Примеры: горд -ость; реч -к-а; книж -н-ый.

2. Словообразовательный префикс (II) + базовая основа (I) + флексия. Примеры: на-всег -да; пра-вну -к.

3. Словообразовательный префикс (II) + базовая основа (I) + словообразовательный суффикс (II) + флексия. Примеры: со-бесед -ни-к; при-мор -ск-ий.

Таким образом можно сформулировать из приведённых схем основные закономерности Производная и непроизводная основа слова достаточно легко разграничиваются.

Базовые основы

Первое правило: слово всегда образуется от базовой основы, которая имеется в языке, а помогают в этом процессе словообразовательные аффиксы. Вообще базовая основа - функциональное понятие, поскольку она может быть одной и той же для целого ряда слов, ведь от одного корня мы образовываем несколько, а иногда и множество других. Например, от существительного происходят всевозможные прилагательные, которые различаются только словообразующими аффиксами: голов -а - голов -н-ой - голов -аст-ый; глаз - глаз -н-ой - глаз -аст-ый и так далее.

Все слова имеют свойство производное и непроизводное, значение слова от этого в основном и зависит. Но базовую основу имеют все производные. Если сама база членима, тогда возникают затруднения и даже ошибки в определении словообразующих аффиксов. Например: такое существительное, как талантливость, происходит от прилагательного талантливый , а не наоборот, как всегда бывает. Существительное талант сначала должно было образовать талант -лив-ый, а уже отсюда появилось и новое существительное при помощи аффикса -ость . Иначе получилось бы "талант -ость", как-то некрасиво.

Аффиксы

Второе правило: все слова в одном значении базовых основ получаются с помощью одного и того же аффикса или одного его вида. Здесь действует принцип семантической выводимости, служащий фундаментом мотивационных отношений базовых слов и их производных. Конечно, добавляет сложности этому принципу такое явление, как В русском языке большинство их полисемично, и это отражается в словообразовании.

Смысловая структура производного и многозначного исходного слов достаточно часто кардинально отличается друг от друга. Производное слово обычно имеет какое-то одно, обособленное значение, чем и отличается от базовой основы. Здесь главную роль играет производная и непроизводная основа слова. Примеры можно найти повсюду. Возьмём прилагательное старый . Значений у него несколько: человек, животное или предмет, достигший старости; нечто давнее, существующее с древних времён; долго бывший в употреблении, ветхий, испортившийся от времени; старинный; негодный, недействительный; прежний, устаревший, несовременный и много-много ещё. Группа производных от этого слова многочисленна и связана с первым, исходным значением базовой основы: старческий, старичок, состариться, старик, старуха, старость, стареть и так далее. Отсюда появляются производные, меняющие первоначальное значение.

Непроизводные слова

Известно, что граница между классами, которые представляли бы точное противопоставление, какие слова производные, а какие непроизводные, строга недостаточно. Акцентологический анализ проводит это разграничение так, чтобы к категории непроизводных принадлежали слова, не имеющие никакой семантической связи ни с одним реально существующим словом в русском языке. Их много: багаж, автор, живой, вода, крепкий, брать и так далее. Кроме того, непроизводными должны быть слова с основой одноморфной - лай, бег и так далее. Также в числе непроизводных будут и слова, так скажем, "опростившиеся".

Что значит "производные и непроизводные слова" становится более понятным, когда прояснится принцип присоединения морфем. Присоединение может быть плотным и нет. Каким образом соединяются две словоформы в одно слово? Основная его часть - самостоятельно существующая словоформа. Переработка и нефтепереработка, красный и прекрасный, вход и выход - миллион примеров. Вот последнее - плотно присоединилось, а первое - неплотно.

Слова-труженики

Никак нельзя путать производное и производящее слово. Производящее - трудится, непосредственно от него и появляется производное, своим материальным костяком повторяющее родительские черты, но не полностью, а так, как примерно сын похож и на мать, и на отца, а то и на двоюродную бабушку: там окончание усечено, а иногда и суффикс исчезает. Работ-ник - работ-ать; при-цеп-щик - при-цеп-ить и так далее. Вот, производящее слово здесь неизменно, а производное получается при помощи аффиксов и часто не тождественно обычной основе слова.

На эту тему - "Производные и непроизводные слова" - получился бы интересным, поскольку словообразование очень сильно связано со всеми проявлениями человеческого существования. Учителю просто раздолье в подборе примеров, сопоставлений, иллюстраций.

Анализ

Сопоставлять в анализе производное слово с родственными ему словами, то есть близкими по смыслу и звучанию, нельзя, а это делается очень часто. Очень трудно дать исчерпывающий ответ на вопрос, какие слова называются непроизводными. Производными же оперировать проще. Термин этот сам по себе слишком широк, поскольку охватывает огромное словообразовательное гнездо, где находятся производные не только с производящей основой, которая нас интересует, но и масса слов, не имеющих к ней непосредственного отношения, очень много родственных образований.

Например, прилагательное раз-говор-чив-ый . Здесь можно привести родственные слова: раз-говор-юсь, раз-говор-ить-ся, раз-говор-ный, раз-говор-или-сь . И здесь только одно, второе, будет производящим, именно от него непосредственно образовывается это прилагательное. Последние два вообще лишние, они не способствуют выбранному нами направлению анализа, потому что прилагательное раз-говор-чив-ый образовано не от глагола, а от существительного раз-говор , то есть от его субстативной производящей основы, а прошедшее время (форма) - от инфинитива, который включил в себя ко всему прочему суффиксы как дополнительные элементы. Вот отсюда и можно наблюдать, что значит производная и непроизводная основа слова в словообразовании.

И всё-таки - определение

Непроизводными словами можно считать те, которые не образуются и не образованы ни от какого другого однокоренного существующего в языке слова. Относительно производных слов - всё наоборот. Это образования от слов, уже существующих в языке, при помощи разнообразных моделей словообразования. Мотивацией для него служат отношения двух однокоренных слов. Значение одного из них определяется либо через значение другого (краб - краб-ик, то есть, маленький, но всё-таки краб), либо через тождество во всех компонентах, исключая грамматическое значение части речи (бел-ый - бел-изн-а, беж-а-ть - бег и так далее).

Называют ряд слов с единым корнем, которые последовательно мотивированы. Начальное, исходное звено - немотивированное слово, далее с каждым новообразованным словом мотивированность подрастает. Таким образом определяются и производные, и непроизводные слова. Примеры: стар-ый - стар-еть - у-стар-еть - у-стар-ел-ый - у-стар-ел-ость. Здесь челых четыре степени мотивированности, а все вместе они составляют словообразовательное гнездо, в котором птенцов гораздо больше. Исходное слово - как бы птица-мама, своеобразная вершина - оно и является немотивированным. От него исходят словообразовательные цепочки, которые имеют одинаковое исходное слово.

Морфемы

Сначала необходимо дать определения каждому элементу структуры. Часть слова, где выражено лексическое его значение, называется основой. Флексия - это окончание, которое всегда указывает отношение этого слова к другим. Корень - часть слова, являющаяся общей для всех родственных. Аффиксы (или форманты) - морфемы, присоединяющиеся к корню и служащие для образования новых слов.

Современное русское словообразование происходит разными способами - как морфологическими, так и неморфологическими. Прежде всего - закономерность в сочетании морфем в процессе словообразования.

Способы словообразования

Морфологические способы словообразования довольно многочисленны.

1. Сложение основ, то есть образование сложных и сложносокращённых слов (земле-трясение, небо-свод, паро-ход и рай-ком, лик-без, сбер-банк ).

2. Редко используемый безаффиксный способ, действует только для существительных, там меняется согласный звук в конце и ударение, а основа остаётся неизменной.

3. Аффиксный - из самых продуктивных, когда к корню присоединяются морфемы, создающие и лексические, и грамматические формы.

4. Суффиксальный - прибавляется к основе суффикс.

5. Префиксальный - прибавляется приставка.

6. Суффиксально-префиксальный - соответственно прибавляется и то, и другое.

7. Постфиксальный - прибавляется аффикс после окончания.

Неморфологических способов словообразования всего три: лексико-семантический (слово с новым значением), лексико-синтаксический (бывшие словосочетания типа с-ума-сшедший ) и морфологическо-синтаксический, когда слова становятся другими частями речи. Усвоив эти правила словообразования, человек уже сможет ответить, какие слова производные, а какие непроизводными никогда не бывают.

1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.

Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.

Например, стол□ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол- также непроизводная (она включает только корень стол-).

2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.

Брат□, ночь□, стен-а, окн-о.

Обратите внимание!1) Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются.

Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени -л, однако в словообразовании мы не учитываем этот суффикс. Основу слова мы определяем по инфинитиву чита-ть.

2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам мы определяем спряжение глагола.

Ср.: пис-а-ть, беж-а-ть, вел-е-ть, реш-и-ть.

Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива -ть) в русском языке очень немного.

Бы-ть, пи-ть, мы-ть, би-ть.

Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).

Ср.: пи-ть – пьj-ю (чередования в корне пи-/пj-), мы-ть – моj-ю (чередования в корне мы-/моj-).

Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.

Ср.: пис-а-ть – пиш-у, беж-а-ть – бег-у.

3) Не забывайте, что постфикс -ся (учиться, мыться ) не является формообразующим, поэтому обязательно включается в словообразовательную основу слова (учить и учиться – это разные слова, а не разные формы одного слова!).

3. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).

Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.

4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим ).

Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.

Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару .Например: ночь → ночной; читать → читатель.

5. Основа производного слова называется производной основой , основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой .

Например: ночь□ (производящая основа ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-); чита-ть (производящая основа чита-) → читатель□ (производная основа читатель-).

Сложные слова имеют две и более производящие основы.Например: семь лет → сем-и-лет-н-ий; нос□, рог□ → нос-о-рог