Подземный танк хрущева. Без «Крота» и жизнь не та. Взяли украденное, но свое

Один из многочисленных мифов о секретной сверхтехнике Третьего рейха гласит, что существовали разработки боевых подземных средств под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р. Требелецкого) и «Midgardschlange» («Змей Мидгарда»), (проект Риттера).


Огромный подземоход по второму проекту состоял из нескольких отсеков, имеющих размеры в длину 6 метров, в ширину 6.8 и в высоту - 3.5, общей длиной от 400 до 524 метров. Вес - 60 тысяч тонн. Имелось 14 электродвигателей мощностью в 20 тысяч лошадиных сил. Скорость - под водой 30 км/ч, в грунте - от 2 до 10 км/ч. Управлял средством экипаж в 30 человек. Вооружение - мины и пулемёты, подземные торпеды «Fafnir» (боевая) и «Alberich» (разведывательная). Вспомогательные отделяемые средства - снаряды для облегчения проходки в скальных грунтах «Mjolnir» и малый транспортный челнок для сообщения с поверхностью «Laurin».

По окончании Второй мировой войны в районе г. Кенигсберга были найдены штольни неизвестного назначения, а рядом взорванная конструкция непонятного назначения. Существует вероятность, что это были остатки «Змея Мидгарда» разрабатываемого как одно из воплощений « возмездия».

Смотреть фильм: Подземная лодка

Потерянная субтерина

На протяжении тысячелетий люди мечтали покорять стихии. Наши давние предки сделали первые шаги в освоении морей и океанов; наблюдая за полетом птиц - люди мечтали освободиться от земного притяжения и научится летать. И вот, казалось бы, сегодня человек осуществил свои мечты - быстроходные океанские лайнеры гордо рассекают волны всех морей и океанов, атомные подводные лодки бесшумно крадутся в толще вод, а небо исчерчено инверсионными следами реактивных самолетов. За прошедший 20 век мы даже сумели преодолеть земное притяжение, сделав первый шаг в бесконечное космическое пространство. Все это так, но у человечества была еще одна сокровенная мечта - совершить путешествие к центру Земли.

Подземный мир всегда был для людей чем-то очень таинственным, манящим и в то же время пугающим. Мифология и религия практически всех народов, так или иначе, связана с подземным царством и существами, которые его населяют. И если в древности подземный мир был для человека запретным местом, то с развитием наук и появлением первых гипотез строения Земли, идея путешествия к ее центру становилась все более заманчивой. Но как это сделать?

Конечно, этот вопрос не мог не волновать писателей-фантастов и, пока ученые гадали об устройстве подземного мира, в 1864 году Жюль Верн заканчивает роман «Путешествие к центру Земли», в котором главные герои его произведения, профессор Линденброн и его племянник Аксель совершают путешествие к центру Земли через жерло вулкана. Путешествуют они на плоту по подземному морю и возвращаются на поверхность через пещеру. Надо сказать, что в те годы была популярна теория о существовании обширных полостей внутри Земли, которую, судя по всему, Жюль Верн положил в основу своего романа. Однако позже ученые доказали несостоятельность гипотезы «полой Земли», а в 1883 году была опубликована повесть графа Шузи «Подземный огонь». Герои его произведения, при помощи обычных кирок, пробивают сверхглубокую шахту в зону «подземного огня». И хотя в повести «Подземный огонь» не описаны какие-либо механизмы, ее автор уже тогда осознавал, что дорога к центру Земли должна быть проделана человеком, и что никаких полостей, по которым можно путешествовать глубоко под землей, нет. Оно и понятно, ведь Земное ядро подвержено воздействию колоссального давления и температуры, а из этого следует, что ни о каких «подземных полостях», и тем более существовании в них жизни, говорить не приходится.

В последующих научно-фантастических произведениях появляются описания инструментов для проникновения в земную твердь, куда более совершенные, нежели кирка из повести графа Шузи «Подземный огонь. Так, например, в 1927 году выходит научно-фантастический роман графа Алексея Николаевича Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», в котором инженер Гарин с помощью своего изобретения - гиперболоида (теплового лазера) - пробивает многокилометровую толщу земной породы и достигает загадочного оливинового пояса.

По мере совершенствования науки о Земле и развитий технологий прокладки шахт глубокого бурения, возникла идея подземохода, некой фантастической машины, способной передвигаться в толще твердых земных пород. Так, в романе Григория Адамова «Победители недр», вышедшем 1937 году, автор отправил своих героев в подземный мир на подземоходе, который представлял собой массивный ракетоподобный снаряд. Этот фантастический аппарат имел в передней части буровые коронки и острые ножи, изготовленные из сверхпрочного металла и способные раздробить любую породу на своем пути. Его подземная лодка могла передвигаться со скоростью до 10 км в час.
Надо сказать, создано и создаются по сей день множество научно-фантастических произведений, посвященных теме путешествий к центру Земли, и если раньше в них человек пешком добирался в глубины нашей планеты, то с развитием техники и науки подземные путешественники прокладывают свой путь с помощью аппаратов во многом напоминающими современные подводные лодки. Существование таких аппаратов в реальной жизни до сих пор находится под сомнением, однако есть некоторые факты позволяющие предположить, что человек не один раз пытался спроектировать и построить подземную лодку.

По одной из версий первенство в создании подземных снарядов принадлежит Советскому Союзу. Еще в 30-е годы инженер А. Треблев, конструкторы А. Кирилов и А. Баскин создали проект подземной лодки. По их замыслу она должна была быть использована в качестве подземного нефтедобытчика - заглубляться в грунт, находить залежи нефти, и прокладывать туда нефтепровод. Изобретатели взяли за основу конструкции подземохода строение живого крота. Испытания подземной лодки проходили на Урале в рудниках под горой Благодать. Своими фрезами, примерно такими, как на угледобывающих комбайнах, подземоход разрушал крепкие горные породы, медленно продвигаясь вперед. Но аппарат оказался ненадежным, часто выходил из строя и проект был признан несвоевременным. Однако на этом история первых довоенных разработок в нашей стране не заканчивается. Так известно, что доктора технических наук П. И. Страхова, который являлся конструктором подземных проходческих комбайнов, в начале 1940 года, в то время когда он был занят строительством московского метро, вызвал Д. Ф. Устинов, будущий нарком вооружения СССР. Состоявшийся между ними разговор более чем интересен. Устинов интересовался у Страхова, слышал ли он о работах его коллеги, инженера Треблева, который в 30-е годы предложил идею подземного автономного самоходного аппарата? Страхову было известно об этих работах, и он ответил утвердительно.

Тогда Устинов сообщил, что для него имеется гораздо более важное и срочное задание, чем метро, - работа над созданием подземного самоходного аппарата для Красной Армии. По словам самого Страхова, он согласился участвовать в этом проекте. Ему были выделены неограниченные средства и людские ресурсы, а уже спустя полтора года опытный экземпляр подземохода прошел приемочные испытания. Автономность подземной лодки была рассчитана на неделю, именно настолько должно было хватить водителю запасов кислорода, пищи и воды. Однако с началом войны, Страхову пришлось переключиться на строительство бункеров и дальнейшая судьба подземной лодки ему неизвестна.

Не следует забывать и о многочисленных легендах окутавших сверхоружие Третьего Рейха. Согласно одной из них, в нацисткой Германии, существовали проекты боевых подземных аппаратов под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р. Требелецкого) и «Midgardschlange» ("Змей Мидгарда", проект Риттера).

Подземоход «Midgardschlange» проектировался как сверхамфибия, способная двигаться по земле, под землей и под водой на глубине до 100 метров. Аппарат создавался как боевое универсальное транспортное средство и состоял из большого числа соединенных воедино отсеков, имеющих размеры в длину 6 метров, в ширину 6.8 м и в высоту - 3.5 м. Общая длинна аппарата варьировалась от 400 до 524 метров, в зависимости от поставленных задач. Вес этого «подземного крейсера» составлял 60 тысяч тонн. По некоторым предположениям разрабатывать его начали в 1939 году. Это боевое средство имело на борту большое число мин и малых зарядов, 12 спаренных пулеметов, боевые подземные торпеды «Fafnir» и разведывательные «Alberich», малый транспортный челнок для сообщения с поверхностью «Laurin» и отделяемые снаряды для помощи в проходке трудных участков грунта «Mjolnir». Экипаж состоял из 30 человек, внутреннее устройство корпуса, напоминало схему расположения отсеков подводной лодки (жилые отсеки, камбуз, радиорубка, и т.д.). 14 электродвигателей мощностью 20 тысяч лошадиных сил и 12 дополнительных двигателей мощностью 3 тысячи лошадиных сил, должны были обеспечить «Змея Мидгарда» максимальной скоростью под водой в 30 км/ч, а под землей - до 10 км/ч.

Когда закончилась Вторая мировая война, в районе города Кенигсберга, были обнаружены штольни неизвестного происхождения, а рядом остатки взорванной конструкции, возможно это остатки «Змея Мидгарда» - возможного варианта «Оружия возмездия» Третьего Рейха.

Был в Германии и другой, менее амбициозный чем «Змей Мидгарда», но от того не менее интересный проект, - к тому же начат он был гораздо раньше. Назывался проект «Морской лев» (другое название «Subterrine») и патент на него был зарегистрирован еще в 1933 году немецким изобретателем Хорнером фон Вернером. По замыслу фон Вернера его подземный аппарат должен был обладать скоростью до 7 км/ч, экипажем в 5 человек, нести боезаряд в 300 кг и передвигаться как под землей, так и под водой. Само изобретение было засекречено и передано в архив. Возможно, о нем бы так никогда и не вспомнили, если бы на него в 1940 году случайно не наткнулся граф фон Штауфенберг, к тому же Германия разработала операцию «Морской лев» по вторжению на Британские острова и подземная лодка с одноименным названием могла бы очень пригодиться. Идея заключалась в том, что подземная лодка с диверсантами на борту, могла беспрепятственно пересечь Ла-Манш и, добравшись до острова незаметно пройти под английской землей в нужное место. Однако этим планам не суждено было сбыться. Шеф люфтваффе Герман Геринг сумел убедить Гитлера, в том, что его авиация в одиночку сумеет поставить Англию на колени. В результате операция «Морской лев» была отменена, о проекте забыли, а Геринг так и не сумел выполнить своего обещания.

В 1945 году, после победы над фашисткой Германией, на ее территории действовали многочисленные «трофейные команды» бывших союзников, и проект немецкой подземной лодки «Морской лев» попал в руки генерала СМЕРШа Абакумова. Проект был отправлен на доработку. Изучением возможностей развития идеи боевой подземной лодки занимались профессора Г. И. Бабат и Г. И. Покровский и пришли к выводу, что эти разработки имеют большое будущее. Тем временем, генеральный секретарь Никита Сергеевич Хрущев, сменивший умершего Сталина, лично проявил к проекту интерес. Ученые, занимавшиеся этой проблемой, уже имели собственные наработки подземной лодки, а прорыв науки в области ядерной энергетики, выводил проект на новую ступень технологического развития - создания атомной подземной лодки. Для их серийного производства стране срочно требовался завод, и в 1962 году по приказу Хрущева на Украине, в местечке Громовка начинают строительство стратегического завода по производству подземных лодок, а Хрущев дает публичное обещание «достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли». В 1964 году завод был построен и произведена первая советская атомная подземная лодка, получившая название «Боевой Крот». Подземная лодка имела титановый корпус с заостренным носом и кормой, диаметром 3,8 м и длиной 35 м. Экипаж состоял из 5 человек. Кроме того, она способна была взять на борт еще 15 человек десанта и тонну взрывчатки. Главная энергетическая установка - ядерный реактор - позволяла ей развивать скорость под землей до 7 км/ч. Ее боевая задача состояла в уничтожении подземных командных пунктов и ракетных шахт противника. Высказывались идеи о возможности доставки таких «субтерин», специально сконструированными атомными субмаринами к берегам США, в район Калифорнии, где, как известно часто случаются землетрясения. Затем «субтерина» могла бы установить подземный ядерный заряд и, подорвав его вызвать искусственное землетрясение, последствия которого были бы списаны на стихийное бедствие.

Первые испытания «Боевого Крота» происходили осенью 1964 года. Подземная лодка показала поразительные результаты, пройдя сложный грунт «как нож через масло» и уничтожив подземный бункер условного противника.

В дальнейшем испытания продолжались на Урале, в Ростовской области и в подмосковном Нахабино… Однако, во время очередных испытаний, произошла авария, повлекшая за собой взрыв и подземная лодка с экипажем, включая десантников и командира - полковника Семена Будникова, навсегда осталась замурованной в толще каменных пород Уральских гор. В связи с этим инцидентом испытания были прекращены, а после прихода к власти Брежнева проект был закрыт, а все материалы строго засекречены.

В 1976 году по инициативе начальника Главного управления гостайн Антонова в прессе стали проскальзывать сообщения об этом проекте, ну а остатки самого подземного атомохода, тем временем, ржавели под открытым небом до 90-х годов. Ведутся ли исследования и испытания подземных лодок в наше время и если да, то где? Все это останется загадкой, на которую мы вряд ли получим удовлетворительный ответ в обозримом будущем. Ясно одно, что человек лишь отчасти осуществил мечту о путешествии к центру Земли, и пусть проекты «субтерин», созданных учеными, не могут сравниться с аппаратами из научно-фантастических произведений и способных достичь Земного ядра, все же человечество сделало свой первый робкий шаг в освоении подземного мира.

Возможно, кто-то из вас, уважаемые читатели, смотрел фильм режиссера Джона Эмиела «Земное ядро» (The Core). По сюжету картины земное ядро перестает вращаться, что может привести к гибели всего человечества. Чтобы спасти всех от Армагеддона, группа американских ученых и инженеров создает подземную лодку, при помощи которой отправляется прямо к ядру Земли, чтобы восстановить его вращение посредством взрыва нескольких атомных бомб.

Все это, конечно, фантастика. Однако в XX веке сразу несколько стран, включая СССР и Германию, разрабатывали подземные лодки. Прототипом для них служил так называемый проходческий щит. Впервые проходческий щит был применен в Великобритании при строительстве туннеля под Темзой еще в 1825 году. С его же помощью были сооружены большинство тоннелей метро в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

В России о создании подземной лодки задумались еще в начале XX века. Так, в 1904 году инженер Петр Рассказов отправил в британский технический журнал статью, в которой рассказал о возможности создания специальной капсулы, способной преодолевать большие расстояния под землей. Но в том же году во время волнений в Москве ученый был убит шальной пулей. Так же создание подземной лодки приписывают другому российскому ученому Евгению Толкалинскому. Будучи инженером-полковников Царской армии, он зимой 1918 года смог через финский залив сбежать из страны. Он сделал карьеру на одной из шведских фирм, усовершенствовав знакомый нам проходческий щит.

Александр Требелевский

Но по-настоящему серьезно за этот проект взялись лишь в 1930-х годах. Инженер Александр Требелевский (в некоторых источниках Требелев, - прим. ред 24smi.org) буквально жил идеей создания «подземохода», которому он дал название «субтеррина». Изобретатель был настолько одержим этой идеей, что даже своей единственной дочери дал имя Субтеррина. При этом Требелевский даже и не думал об использовании подземной лодки в военных целях. Он считал, что его «субтеррину» будут применять для геологоразведки, рытья туннелей под коммунальные нужды и для добычи полезных ископаемых. Например, подземная лодка могла бы пробиться к подземным запасам нефти, протянув к ним трубопровод, который мог выкачивать «черное золото» на поверхность. При этом Требелевский хотел, чтобы его устройство могло свободно перемещаться как под землей, так и под водой. Даже в наши дни подобное изобретение кажется фантастическим.

Подземная лодка Требелевского
Фото:zhurnalko.net
Изначально Требелевский намеревался создать так называемый термальный суперконтур – устройство, которое при необходимости могло нагревать внешнюю оболочку подземной лодки и прожигать твердый грунт. То есть «субтеррина» могла бы входить в землю как нож в масло.

Позднее он обратил внимание на то, что с увеличением скорости резки грунта уменьшается давление резания, что позволяло значительно снизить мощность, необходимую для работы подземной лодки. В сотрудничестве с конструкторами А. Баскиным и А. Кирилловым Требелевский изобрел конструкцию, принцип работы которой был заимствован у обычного подземного крота. Ученые долго изучали работу кротов в специальном ящике, просвечиваемым рентгеновским аппаратом. Исследования, проведенные Кирилловым, Баскиным и Требелевским, показали, что животные роют землю, вращая лапами и головой, а затем проталкивают свое тело задними лапами. При этом вся выбуренная таким образом земля вталкивалась ими в стенки получившейся норы.

Именно по этому принципу и была спроектирована подземная лодка. В передней ее части находился мощный бур, посередине были установлены специальные шнеки, вдавливающие породу в стенки скважин, а сзади находились четыре мощных домкрата, проталкивающие устройство вперед. При вращении бура со скоростью 300 об/мин подземная лодка за час преодолевала расстояние в 10 метров.

Хорнер фон Верн

Но оставим ненадолго Требелевского и перенесемся в Германию. Здесь в 1933 году, незадолго до прихода к власти нацистов, Хорнер фон Верн подал в Патентный комитет заявку, в которой описал устройство, способное передвигаться под землей и нести экипаж из нескольких человек. Но в то время новый режим, и без того озабоченный насущными проблемами страны, не стал возиться с инженером, однако фон Верн все же получил патент на свое изобретение, о котором, впрочем, до поры до времени благополучно забыли.


Подземная лодка фон Верна
Фото:х/ф "Подземный крейсер"
О немецком инженере и его изобретении вспомнили лишь во время Второй мировой войны. Германия вовсю готовилась к операции «Морской лев», целью которой являлось вторжение в Великобританию. Именно тогда проект подземной лодки фон Верна и попался на глаза Клаусу фон Штауфенбергу. Немцы планировали применять против Великобритании массированные бомбардировки и изматывать врага постоянными вылазками в тыл. Именно для последнего как нельзя лучше подходили подземные лодки, способные незаметно проникнуть в тыл англичан с запасом взрывчатых веществ.

Перед фон Верном поставили задачу изобрести готовое устройство, способное передвигаться под землей со скоростью 7 км/ч и нести на борту экипаж в 5 человек, а также 300 килограммов взрывчатки. Однако проект был свернут на стадии экспериментов. Гитлера убедили, что создание подземной лодки – дело бесперспективное, поэтому фюрер решил сделать ставку на авиаудары. Такое решение Гитлера оскорбило Клауса фон Штауфенберга, который, напомним, в 1944 году организовал неудачное покушение на фюрера, за что и был расстрелян.

Снова Требелевский


Иллюстрация подземной лодки
Фото:4bb.ru
На этом немецкая история подземной лодки заканчивается. Осенью 1944 года советские разведчики смогли захватить чертежи по подземной лодке, а в 1945 году всю информацию об этом проекте решили систематизировать. Тут то и всплыло имя Александра Требелевского, который в 1933 году был арестован НКВД за то, что за два года до своего ареста побывал в Германии, где встречался с неким инженером и привез оттуда чертежи. Как оказалось, Требелевский позаимствовал идею подземной лодки у Хорнера фон Верна и пытался довести ее до ума, что ему, как было написано выше, блестяще удалось. Но это выяснилось лишь в 1945 году в Москве, когда в результате экспертизы определили, что чертежи Требелевского практически полностью совпадают с чертежами фон Верна.

В СССР закипела работа над созданием подземной лодки. 18 мая 1949 года министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов потребовал от президента Академии наук СССР Сергея Вавилова предоставить в его распоряжение группу ученых, которые бы занялись разработкой подземной лодки. Создать опытную модель по найденным в архивах чертежам, было делом времени. Однако, как десять лет назад в Германии, этот проект был свернут, но теперь уже в пользу разработки ядерного оружия.

«Боевой крот»


Подземная лодка "Боевой крот"
Фото:topwar.ru
Об инженере Требелевском и его чертежах вспомнят лишь в 1960-х годах. Возглавивший страну после смерти Сталина Никита Хрущев достаточно быстро заинтересовался возможностью создания подземной лодки. В 1962 году жителей местечка Громовка, что на западном побережье Крыма, в 24 часа выселили из своих домов, предоставив неплохую компенсацию и квартиры в соседнем Черноморске. На месте крымской деревне должны были построить завод по производству подземных лодок. В период «холодной войны» создание подобного оружия казалось более чем перспективным, а обещание Никиты Сергеевича «достать империалистов из под земли» выглядело в этом свете куда более реалистичным.

Завод в Крыму возвели за рекордные два года. Первый экспериментальный образец подземной лодки был собран уже к весне 1964 года, который представлял собой титановый цилиндр диаметром в 3 метра и длиной в 25 метров, имеющий заостренный нос и корму. «Субтеррина» управлялась экипажем из пяти человек и могла нести в себе тонну вооружений и 15 бойцов. Скорость ее передвижения под землей составляла 15 км/ч. Не так много, как хотелось бы, но атомные субмарины вполне могли доставить подземные лодки к берегам США.

Испытания подземной лодки и закрытие проекта

Первые испытания «субтеррины» состоялись осенью 1964 года в Уральских горах. Подземная лодка получила название «Боевой крот». В ходе учений аппарат, работавший на атомном двигателе, проник в грунт со скоростью пешехода, прошла около 15 километров и разрушила условный подземный бункер врага. Результатами испытания были поражены даже бывалые военные и ученые. Эксперимент решили повторить, но боевой крот неожиданно для всех взорвался под землей, погубив всех находящихся на его борту людей. Что стало причиной взрыва - доподлинно неизвестно, потому что все материалы по данному инциденту до сих пор находятся под грифом «Совершенно секретно». Вероятнее всего взорвался атомный двигатель установки.

Вскоре после ЧП в Уральских горах решение о дальнейшем использовании подземной лодки отложили. У руля СССР встал Леонид Брежнев, который назначил куратором этого проекта Дмитрия Устинова, решившего поставить на «субтеррине» крест в пользу разработки космического ядерного щита и постройки командного пункта РВСН на Луне. Проект подземной лодки засекретили окончательно, а взрыв в Уральских горах объяснили проведением горнопроходческих работ.


Иллюстрация "Боевого крота"
Фото:topwar.ru
Таким образом, подземная лодка стала очередным неудачным научным экспериментом продолжительностью в несколько десятилетий. Однако подобное оружие с условием достижений современной науки имеет огромные перспективы. И кто знает, возможно, создание подземной лодки будет вновь возобновлено.

Алексей Ковальский

Более 50 лет назад в нашей стране создали боевую машину, которая проходила сквозь гранит как сквозь масло. «Боевой крот» спокойно вгрызался в скалы и уходил в их глубину с небывалой для проходческих машин скоростью. Однако во время очередных испытаний в 1964 году машина, проникшая в Уральские горы под Нижним Тагилом на расстояние в 10 км, по неизвестным причинам взорвалась.

Но обо всем по-порядку.

Сегодня различным горным проходческим оборудованием никого не удивишь. С начала ХХ века из разработано и создано великое множество. Однако помимо мирных машин под покровом тайны разрабатывались боевые «кроты», способные разрушать подземные коммуникации противника, уничтожать его заглубленные пункты управления, подрывать арсеналы, скрытые в толщах скальных пород. А еще они могли незаметно прорываться под землей в глубокий тыл врага, выползать наружу и высаживать десант там, где его никто не ждал. Сколько здесь правды, а сколько фантастики?

Первый проект боевого подземного самодвижущегося аппарата разработал наш соотечественник Петр Рассказов еще в 1904 году. Но во время революционных событий он был убит и перед первой мировой войны его чертежи пропали, считается, что были похищенны германской разведкой и в 30-е годы всплыли, естественно, в Германии

В 1930 году созданием «боевого крота» занимался инженер Требелев. Удалось даже построить и испытать опытный образец, но дальше дело не пошло. Подземоход Требелева был испытан на Урале, на горе Благодать, в 1946 году, на испытаниях опытная модель смогла проделать тоннель длиной 40 м.

В 1933 году немецкий инженер В. фон Верн запантетовал свой вариант подземной лодки. Изобретение было засекречено и отправлено в архив.
Затем в Германии к власти пришли нацисты, в 1940 году проект Верна попался на глаза графу Клаусу фон Штауфенбергу, который проинформировал о нём руководство вермахта начался проект «Подземная лодка Верна», параллельно усиленно стали разрабатывать «Боевого крота» на основе чертежей Требелева (начали в 1934), но проект назвали «Змей Мидгарда» (Midgard Schlange) — по имени подземного чудовища из скандинавских саг. Говорят, что вес подземного «змея» составлял 60 тысяч тонн с экипажем в 30 человек. В реализации проект оказался безумно дорог, шеф люфтваффе Герман Геринг убедил Гитлера в бесперспективности подземной лодки; Германия сделала ставку на воздушную войну, а проект фон Верна был закрыт, туда же похоронили и проект Верна.

Детально проработанные немецкие чертежи добыли уже советские разведчики в конце Великой Отечественной. Немецкие чертежи подземного чудо-оружия дали начало разработкам советских «подземных лодок» или «боевого крота»: с условным названием так и не определились.

Министр госбезопасности СССР Абакумов потребовал от Академии наук СССР создать группу ученых для изучения возможности проектирования подземной лодки. Создание «боевого крота» было засекречено еще больше, чем советский атомный проект. Еще бы, говорят, советский подземный аппарат мог пробиваться через толщу земли, проходя скальные породы как нож масло.
Профессор Г. Н. Покровский и академик А. Д. Сахаров разрабатывали более эффективные и быстрые способы передвижения в горных породах. Г. И. Покровский провел расчеты и доказал теоретическую возможность кавитации в горных породах. По его мнению, пузырьки газа или пара способны эффективно разрушать горные породы. По мнению академика Сахарова, при определенных условиях подземная лодка будет двигаться в облаке раскаленных частиц, что даст скорость передвижения в десятки, а то и сотни километров в час. Пригодились и более ранние разработки Требелева.

Некоторые эксперты утверждают, что боевая подземная машина не только была построена, но и обладала поистине фантастическими способностями. Назвали ее все таки «Боевой крот». Установка имела ядерную силовую установку, как и классическая атомная субмарина.

Вот параметры «Боевого крота»: длина корпуса 35 м, диаметр 3 м, экипаж 5 чел., скорость 7 км/ч. Секретный завод по изготовлению «Боевых кротов» был построен в 1962 году на Украине, в Крыму. Через 2 года изготовили первый экземпляр.
Первые же испытания дали потрясающие результаты. «Боевой крот» действительно спокойно вгрызался в скалы и уходил в их глубину с небывалой для проходческих машин скоростью.

Министр Обороны Малиновский командующему
войсками Уральского военного округа
Грознецкому:

Приказываю обеспечить проведение учений с
применением нового вида оружия. Начальникам
родов войск наладить оперативное взаимодействие
личного состава и техники.

Первое испытание было успешным. Все участники испытаний
были поражены. Подземная лодка прошла небольшой скоростью насквозь с одного склона горы на другой. Во время второго испытания в 1964 году машина, проникшая на расстояние в 10-30 км (точно установить не удалось) в толщу Уральских гор под Нижним Тагилом в гору Благодать по неизвестным причинам взорвалась. Гора Благодать второй раз выбрана полигоном для подземного «крота». Поскольку взрыв был ядерным, то сам аппарат с находившимися в нем людьми просто испарился, а пробитый туннель обрушился.

Но официального подтверждения этому ни разу не прозвучало. Проект закрыли, все документальные свидетельства о нем засекретили или уничтожили, словно ничего и не было. Почему так случилось?
Издавна существовали легенды о том, что внутри нашей планеты существует иная разумная неведомая нам цивилизация, которая реально управляет Землей. И будто бы есть некие порталы, которые позволяют избранным войти в этот иной мир, а также выйти из него. Нацистские ученые-мистики из тайного общества Аненербе вполне серьезно искали эти порталы.

Не секрет, что Урал является местом концентрации наблюдаемых НЛО, причем тех, что уходят под землю или под воду озер. Про Северный Урал достаточно мифов, легенд и сказок, как про ворота в иные миры. А тут испытывают «Боевого крота» не где-то в Сибири или степях-пустынях Средней Азии, а на Урале, до еще и под Нижним Тагилом: месте концентрации необъяснимых явлений, севернее города 25 км, в горе Благодать. Гора Благодать является частью Уральского хребта и находиться на окраине городка Кушва. Сейчас на месте центральной части горы Благодать находится карьер километрового диаметра и глубиной 315 метров.

Поговаривают, что подземная цивилизация предъявила землянам жесткий ультиматум: «не лезьте в наш мир», потому создание и испытания боевых «Кротов» с тех пор прекращены во всем мире. Ну, или, что вероятнее всего: нет смысла грызть земную кору дорогущими аппаратами там, где с бункерами справятся авиация и ракеты.

Подземный ядерный взрыв вблизи Нижнего Тагила был зафиксирован сейсмостанциями в разных концах Земли и ощущался жителями соседних населенных пунктов: Кушвы, Верхней Туры, Красноуральска, Баранчинского. Американцы, зафиксировавшие подземный ядерный взрыв прислалих запрос: «Как же так?! Ведь недавно договорились о запрещении ядерных испытаний».
В связи с этим инцидентом испытания были прекращены. Конкретные причины взрыва подземной лодки были засекречены.

Шахта, гора Благодать. Фото из архива

В архивах Сейсмологической лаборатории АН СССР имеется запись, что сейсмодатчики метеостанции Нижнего Тагила в день испытаний зафиксировали подземные толчки, однако их эпицентр обнаружить не удалось.

По результатам испытаний, лодка прошла под землей в общей сложности около 10-30 километров, а, возможно, и гораздо больше, но её след терялся где-то на границе земной коры и мантии. Похоже, что титановый корпус не выдержал погружения на предельную глубину, что повлекло за собой взрыв атомного реактора.

Вот такая легенда про подземные лодки. Что здесь правда, что вымысел?

Рассказывая о разработке этого уникальнейшего сверхоружия, невозможно не вспомнить американский фантастический триллер «Дрожь земли». В отличие от киношного монстра-червя, убивавшего все живое на своем пути, советским конструкторам удалось создать его реальный механический прототип.
Однако советский механический «крот» самоликвидировался вместе с находившимися внутри людьми.

Без «Крота» и жизнь не та

Как это чаще всего и бывает в научном мире, разработкой машины, которая могла бы свободно проходить глубоко под землей и внезапно совершать диверсии в тылу врага, занимались конструкторы разных стран. Это была одна из идей фикс ХХ века. Тем не менее, лидерство в данном направлении принадлежит москвичу Петру Рассказову, который первым в 1904 году схематично изобразил подземный самодвижущийся аппарат.

Здесь следует сразу отметить, что все связанное с изобретением «кротовьего» механизма с самого начала сопровождается многочисленными и разнообразными отступлениями, сильно попахивающими мистикой.

Рассказова якобы случайно убила шальная пуля во время революции 1905 года. Потом его чертежи пропали, и со временем чудесным образом материализовались в Германии.

Две мировые сверхдержавы начали работать над аналогичным проектом одновременно. В СССР в начале 30-х годов этим проектом руководил инженер Александр Требелев. На пятки ему наступал немецкий коллега Хорнер фон Вернер.

Треблеву, одержимому идеей соорудить машину, которая копировала бы подлинные кротовьи умения, якобы удалось дойти до создания опытного образца. Но на этом дело и стало. Гитлеровцы тоже своего «Midgard Schlange» («Змей Мидгарда», так звали чудовище из скандинавской саги) не запустили: проект стоил баснословных средств, по этой причине щепетильные немцы его и свернули.

Взяли украденное, но свое

Дальнейшая история создания советской подземной субмарины чем дальше, тем глубже обрастает конспирологическими деталями, поскольку постепенно теряются документальные обоснования тех или иных событий. Наверное, в данном случае эти нюансы можно списать на закон жанра. Или, если угодно, на засекреченность темы как таковой.

Тем не менее, именно заимствованный опыт зарубежных разработок «боевых кротов» в сталинском СССР был взят за основу. О том, что его основу заложил русский ученый, никто больше не вспоминал. Курировал тему лично министр госбезопасности Советского Союза В. С. Абакумов. О подробностях задания, которое Виктор Семенович дал лично президенту Академии наук СССР Сергею Ивановичу Вавилову, по-видимому, еще не пришло время узнать – эти детали до сих пор скрыты под грифом «совершенно секретно».

Зловещая тайна советского боевого «Наутилуса»: погиб, вгрызаясь в недра

Утверждается, что советский «Боевой Крот» все же был создан. И подземную боевую машину наделяли невиданными доселе способностями: якобы она оснащалась ядерной силовой установкой наподобие классической атомной субмарины. Описываются и технические характеристики советской механической «Дрожи земли»: 35 метров в длину, 3 метра в диаметре. Управляли всем этим пятеро человек экипажа, скорость «Боевого крота» 7 километров в час.

Советский «Крот» мог вгрызаться в землю с 15 десантниками на борту, к 1962 году все было готово к «практическому применению». В 1964 году пилотный экземпляр подземной субмарины создали до степени «схода со стапелей».

Конспирология создания «Боевого крота» изобилует деталями, которые на сегодняшний день не имеют научного подтверждения. В частности, к отцам-основателям подземной боевой машины причисляют академика Андрея Сахарова.

Описания практического применения «Крота» есть (они датируются 1964 годом), но этот опыт больше похож на финал фантастической повести, нежели на результат научного эксперимента: якобы на десятиметровой глубине подземная лодка рванула, и это был ядерный взрыв. Находившиеся в испарившемся аппарате люди погибли.

… Тайна советского «Большого Крота» напоминает сюжет с перевалом Дятлова. Но если в случае с историей гибели группы советских альпинистов для исследователей сегодня открыты если не все, то очень многие детали происшедшего, то с судьбой подземной советской субмарины до сих пор больше неясностей, чем какой-либо фактурной определенности, на которой можно было бы строить обоснованную версию создания и испытания советской научно-технической разработки.

Накануне Второй мировой войны Советский союз и Германия активно разрабатывали новое оружие - боевые субтеррины (подземные лодки), предназначенные для нанесения ударов по стратегически важным объектам противника буквально из-под земли.

Идеи подземной войны не были забыты и после победы над Германией, но до сих пор разработки в этой сфере находятся под завесой тайны. По некоторым данным, 50 лет назад в СССР был создан успешный прототип боевой машины нового типа.

Еще в 1904 году русский изобретатель Петр Рассказов опубликовал в английском журнале материал о самоходной капсуле, которая может двигаться под землей. Причем, впоследствии его чертежи всплыли в Германии. А первый подземный самоходный аппарат в 1930-х годах прошлого века создал советский инженер и конструктор А. Требелев, которому помогали А. Кирилов и А. Баскин.

Принцип работы этой подземной лодки во многом был скопирован с действий роющего норы крота. Прежде чем приступить к проектированию субтеррины, конструкторы при помощи рентгена тщательно изучили биомеханику движений животного, помещенного в ящик с землей.

Особое внимание уделялось работе головы и лап крота, и уже на основе полученных результатов был сконструирован его механический «двойник». Капсулообразная субтеррина Требелева двигалась под землей за счет бура, шнека и четырех кормовых домкратов, которые толкали ее, подобно задним лапам крота.

Машиной можно было управлять как изнутри, так и снаружи - с поверхности земли при помощи кабеля. По тому же кабелю подземная лодка получала и электропитание. Средняя скорость движения субтеррины составляла 10 метров в час.

Но из-за ряда недоработок и частых отказов аппарата проект был закрыт. По одной из версий ненадежность субтеррины была выявлена уже во время первых испытаний. По другой - перед самой войной ее все же пытались доработать по инициативе будущего наркома вооружений СССР Д. Устинова.

Согласно второй версии, в начале 1940-го года конструктор П. Страхов по личному заданию Устинова усовершенствовал субтеррину Требелева. Причем этот проект изначально создавался исключительно для военных целей, и новая подземная лодка должна была действовать без связи с поверхностью.


За полтора года был создан опытный экземпляр. Предполагалось, что он сможет проработать в автономном режиме под землей несколько дней. На этот срок субтеррина снабжалась топливом, а экипаж, состоявший из одного человека - кислородом, водой и пищей. Однако закончить работу над проектом помешала война. Судьба опытного экземпляра подземной лодки Страхова неизвестна.

Интерес к подземным лодкам проявлял не только Советский Союз. Перед войной субтеррины разрабатывали и германские конструкторы. В 1930-е годы инженер фон Верн (по другим источникам - фон Вернер) оформил патент на подводно-подземную «амфибию» которая так и называлась - Subterrine.

Аппарат имел возможность двигаться как в водной стихии, так и под поверхностью земли, причем, согласно расчетам фон Верна, в последнем случае субтеррина могла развивать скорость до 7 километров в час. При этом Subterrine была рассчитана на транспортировку экипажа и десанта в составе пяти человек и 300 килограммов взрывчатки.

В 1940 году Германия всерьез рассматривала проект фон Верна для использования в военных действиях против Великобритании. В планах разработанной Гитлером операции «Морской лев», предусматривавшей высадку на Британские острова немецкого десанта, нашлось место и подводно-подземным лодкам фон Верна.

Его амфибии должны были незаметно подплыть к британским берегам и продолжить движение по английской территории под землей, чтобы затем нанести внезапный удар по обороне британцев в самом неожиданном для противника районе.

Проект Subterrine погубила самонадеянность Г. Геринга, руководившего люфтваффе и рассчитывавшего победить англичан в воздушной войне без помощи из-под земли. В итоге подземная лодка фон Верна так и осталась нереализованной идеей, как и фантазии его знаменитого однофамильца Жюля Верна, задолго до появления подземных лодок написавшего фантастический роман «Путешествие к центру Земли».

Другой еще более грандиозный проект германского конструктора по фамилии Риттер был назван с изрядной долей пафоса «Змей Мидгарда» (Midgard Schlange) в честь мифической рептилии - мирового змея, опоясывающего всю обитаемую землю.

Эта машина должна была передвигаться над и под землей, а также по воде и под водой на глубине до ста метров. При этом предполагалось, что «Змей» будет двигаться под землей со скоростью от 2 км/ч (в твердом грунте) до 10 км/ч (в мягком грунте), 3 км/ч - под водой и 30 км/ч - по поверхности земли.

Но больше всего поражают колоссальные размеры этой гигантской машины. Midgard Schlange задумывался, как подземный поезд, состоящий из множества вагонов-отсеков на гусеничном ходу. Каждый - по шесть метров в длину. Общая длина соединенных воедино «змеиных» фаланг-вагонов составляла от 400 метров, в самой длинной комплектации - более 500 метров.

Путь «Змею» в грунте пробивали четыре полутораметровых бура. Кроме того, в машине имелись три дополнительных буровых комплекта, а ее вес составлял 60 000 тонн. Чтобы управлять такой махиной требовалось 12 пар рулей и 30 человек экипажа.

Впечатляло и вооружение гигантской субтеррины: две тысячи 250-килограмовых и 10-килограмовых мин, 12 спаренных пулеметов и шестиметровые подземные торпеды. Изначально планировалось использовать «Змея Мидгарда» для уничтожения фортификаций и стратегических объектов на территории Франции и Бельгии, а также для подрывав британских портов.

Но в итоге, подземный колосс Рейха так и не принял участие ни в одной из боевых операций. Точных данных о том, был ли изготовлен хотя бы опытный экземпляр «Змея» или эта идея, как и Subterrine, осталась лишь в бумажном воплощении, нет.

Известно, что наступающие советские войска обнаружили под Кенигсбергом таинственные штольни, а рядом - уничтоженную машину непонятного предназначения. Кроме того, в руки разведчикам попала техническая документация, описывающая немецкие подземные лодки.

После войны проект субтеррины попытался реализовать руководитель СМЕРШа В. Абакумов, привлекший к работе с трофейными чертежами и материалами профессоров Г. Бабата и Г. Покровского. Но по-настоящему продвинуться в этой сфере удалось лишь в 1960-х годах с приходом к власти Н. Хрущева.

Новому лидеру СССР понравилась идея «достать империалистов из-под земли». Более того, он даже заявил об этих планах публично. И, судя по всему, для подобных заявлений к тому времени уже имелись веские основания. В частности, известно, что на Украине близ поселка Громовка был построен секретный завод по производству подземных лодок.

В 1964 году была выпущена первая советская субтеррина с ядерным реактором, получившая название «Боевой крот». Об этой разработке, правда, известно немного. Подземная лодка имела вытянутый титановый цилиндрический корпус с заостренным концом и мощным буром.

По разным данным, размеры атомной субтеррины составляли от 3 до почти 4 метров в диаметре и от 25 до 35 метров в длину. Скорость движения под землей - от 7 км/ч до 15 км/ч. В экипаж «Боевого крота» входили пять человек. Кроме того, машина могла перевозить до 15 десантников и около тонны груза - взрывчатки или вооружений.

Такие боевые машины должны были уничтожать фортификационные сооружения, подземные бункеры, командные пункты и ракетные пусковые установки в шахтах. Кроме того, «Боевые кроты» готовились к выполнению особой миссии. По замыслу военного командования СССР, в случае обострения отношений с США субтеррины можно было использовать для подземного удара по Америке.

С помощью подводных лодок планировалось доставить «Боевых кротов» в прибрежные воды сейсмически нестабильной Калифорнии, затем пробуриться на территорию США и установить подземные ядерные заряды в тех районах, где находились американские стратегические объекты.

В случае приведения атомных мин в действие, в регионе возникли бы мощнейшие землетрясения и цунами, которые можно было бы списать на обычный природный катаклизм. По некоторым данным, испытания советской атомной субтеррины проводились в разных грунтах - в Подмосковье, Ростовской области и на Урале.

Испытание новейшего «чудо-оружия» происходило на территории Свердловской области, близ города Кушва, в районе горы Благодать. Первое уральское испытание завершилось успешно. Все участники испытаний были поражены итогом первого запуска в условиях твердых уральских грунтов - подземная лодка прошла небольшой скоростью насквозь с одного склона горы на другой.

Однако во время второго испытания, в толще скальной породы горы Благодать экспериментальная машина с ядерным реактором по неизвестным причинам взорвалась, весь экипаж лодки погиб из-за взрыва, а лодка осталась замурованной в толще породы. Судьба ядерного реактора лодки осталась неизвестной.


Гора Благодать с часовней на вершине, 1910

После случившейся аварии проект был закрыт, а все данные по испытания новейшего вооружения были либо уничтожены, либо засекречены. Официального подтверждения испытаний не было и нет до сих пор.

После закрытия проекта, по некоторым данным, оборудование и опытные экземпляры установок пытались перепрофилировать под гражданские нужды и адаптировать боевые машины под горнопроходческие нужды, к примеру, для строительства метрополитена. Но военные технологии требовали значительных доработок, прежде чем их можно было бы использовать в гражданской среде.

В итоге, было принято решение не тратить средства на переоборудование машин и их переработку, а попросту все ликвидировать. Так была поставлена точка в истории подземной боевой машины. К сожалению, сделать сказку былью советским конструкторам не удалось.

Использованы материалы статьи Андрея Любушкина с сайта