От чего зависят вкусовые предпочтения человека. Исследование предпочтения людей в просмотре телевизора. Человек и его вкусовые предпочтения
Американские ученые показали, что даже в раннем детстве еда больше зависит от социальных факторов (мнений и поведения других людей), чем чисто биологических (вкус и полезность). В выборе пищи и формировании кулинарных симпатий и антипатий отношения между людьми играют основную роль. О смысле и результатах опытов сообщается в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Зачем есть
Еда - одна из важнейших сфер человеческой жизни. В ней, как в физической стороне любви, биологические потребности переплетаются с социальными установками. Американские ученые - психологи с сильным уклоном в физиологию - провели новаторское исследование, посвященное детям, точнее тому, как пищевые симпатии и антипатии закладываются в раннем возрасте.
Точкой отсчета послужили потребности выживания: выбор пищи как минимум должен обеспечивать человека питательными веществами и не приводить к отравлению. С этой точки зрения дети слабо компетентны: хотя у них рано появляются любимые блюда, они постоянно тянут в рот несъедобные и опасные для жизни вещества. Ребенок до двух лет часто не способен определить по виду и вкусу объекта, имеет ли он дело с пищей (такой способностью обладают дети постарше, а также взрослые приматы).
Однако дети учатся выбирать пищу (да и есть) не в одиночестве. Взрослые не просто помогают своим отпрыскам разбираться в блюдах - они учат (часто собственным примером), как, когда и с кем следует есть. Пища служит воротами в социальную систему, предписывающую, что считается чистым и нечистым, достойным и недостойным, запретным и дозволенным.
Авторы исследования подчеркивают фундаментально социальный характер употребления пищи человеком, то есть социальное тут важнее, чем физиологические потребности. Это подтверждается рядом наблюдений. Например, дети едят больше, когда вместе с ними за столом находятся взрослые, съедобность объекта определяют, глядя на других. Наконец, им не нравятся блюда, которые предлагают взрослые, отличающиеся антиобщественным поведением.
Пища как орудие социальных оценок
Кроме того, ученые заявили о формировании в самом раннем возрасте (до 2 лет) особой системы, которая увязывает пищу с размышлениями и решениями относительно намерений и социального статуса взрослых, предлагающих эту пищу. Для проверки своей гипотезы (о ранней системе социальной категоризации еды) психологи провели серию экспериментов.
Группе детей (всего в исследовании участвовали 48 человек возрастом 14 месяцев) показали несколько видеоклипов. Две женщины пробовали по ложке из полной миски, после чего одна выражала свое восхищение вкусом, а другая демонстрировала отвращение (говорила «фи» и морщила нос). Далее вторая актриса показывала, как ей не нравится ранее не возникавшая в кадре пища (миска «B»). В другой серии роликов женщины аналогичным образом реагировали на пустую миску. Выяснилось, что восприятие пищевых симпатий и антипатий отличается от отношения к другим объектам. При показе роликов о еде дети дольше смотрели на видео, где второй взрослый не соглашался с первым, при демонстрации аналогичных роликов с пустой миской - на неожиданный эпизод, где актриса говорила «фи» при виде нового объекта.
Изображение: Liberman et al
В ходе следующего опыта выражению отношения к пище предшествовало общение двух женщин. Они или улыбались друг другу, махали рукой, говорили «привет», или поворачивались друг к другу спиной, скрещивали руки на груди и издавали междометие «пфф!». Выяснилось, что для детей важны мнения о еде только склонных к коммуникации партнеров. Аналогичный эксперимент с билингвами (носителями английского и испанского языков) показал, что для ребенка значимо мнение о еде только тех, кто говорит на одном языке.
Однако опыты также выявили значимую асимметрию: если пищевые симпатии дети воспринимали от социальной близости взрослых (друг к другу и к ребенку), то выражение отвращения всегда однозначно считывалось как ценная информация. Таким образом, неприятие того или иного блюда не так зависит от социальных и культурных факторов - что, по всей видимости, помогает людям избегать случайного употребления опасной для здоровья пищи.
Психологи задаются вопросом, какие элементы этой социальной системы восприятия еды являются общими для человека и других животных, а какие - уникальными для Homo sapiens. Они допускают, что к первым относятся все средства распознавания опасных для организма веществ.
При всей ограниченности американских экспериментов (по сути, единственное основание для сделанных выводов - время, которое дети уделяли тому или иному ролику), они указывают на важную закономерность. С самого раннего возраста люди воспринимают еду не как «вещь в себе» (оценивая ее цвет, вкус и консистенцию), а через призму отношений между людьми.
В человеке нет природы
Это исследование - одно из многих, заставляющих пересмотреть взгляд на детей как tabula rasa, пассивно воспринимающих окружающий мир и усваивающих только базовые природные свойства (тепло - холодно, приятно - неприятно, вкусно - невкусно). Оказывается, еще в самом раннем возрасте, даже не научившись говорить, ребенок воспринимает такие фундаментальные параметры социальной жизни, как родство, разноязычность и отношения превосходства (кто из двух конфликтующих взрослых, скорее всего, победит).
Практический вывод авторов исследования весьма тривиален: в борьбе с ожирением и нездоровым питанием важнее не критиковать картошку фри и газировку за их «вредность», а влиять на мнения людей, благодаря которым «опасная» еда пользуется такой популярностью. Однако есть и более значимый вывод: сформулирован новый и экспериментально обоснованный аргумент в пользу радикального социального конструкционизма - даже наиболее «естественные» объекты (еда, например) воспринимаются человеком прежде всего в рамках общественных отношений, формирующих его личность и бытие в мире.
Вкусовые пристрастия
Хочется сладкого – нехватка магния. пиколинат хромаХочется селёдки – нехватка правильных жиров (в сельди и другой морской жирной рыбе много полезной Омеги 6).
Хочется хлеба – опять не хватает жиров (организм знает, что обычно вы мазали что-то на хлеб – и жаждет: на-мажь!!).
Вечером тянет выпить чаю с сушками-печенюшками – днем не добрали правильных углеводов (нехватка витаминов группы B и пр.)
Хочется кураги – недостаток витамина А
Хочется бананов – недостаток калия. Или пьете много кофе, отсюда недостаток калия.
Хочется шоколада: Нехватка магния. Содержится в: нежареных орехах и семечках, фруктах, стручковых и бобовых.
Хочется хлеба: Недостаток азота. Содержится в: продуктах с высоким содержанием белка (рыба, мясо, орехи, бобы).
Хочется грызть лед: Нехватка железа. Содержится в: мясе, рыбе, птице, морской капусте, зелени, черешне.
Хочется сладкого:
1. Нехватка хрома. Содержится в: брокколи, винограде, сыре, курице, телячьей печени
2. Нехватка углерода. Содержится в свежих фруктах.
3. Нехватка фосфора. Содержится в: курице, говядине, печени, птице, рыбе, яйцах, молочных продуктах, орехах, стручковых и бобовых.
4. Нехватка серы. Содержится в: клюкве, хрене, овощах семейства крестоцветных (белокочанная капуста, брокколи, цветная капуста), листовой капусте.
5. Нехватка триптофана (одной из незаменимых аминокислот). Содержится в: сыре, печени, ягнятине, изюме, сладком картофеле, шпинате.
Хочется жирной пищи: Нехватка кальция. Содержится в: броколи, стручковых и бобовых, сыре, кунжуте.
Хочется кофе или чаю:
1. Нехватка фосфора. Содержится в: курице, говядине, печени, птице, рыбе, яйцах, молочных продуктах, орехах, стручковых и бобовых.
2. Нехватка серы. Содержится в: клюкве, хрене, овощах семейства крестоцветных (белокочанная капуста, брокколи, цветная капуста), листовой капусте.
3. Нехватка натрия (соли). Содержится в: морской соли, яблочном уксусе (заправить этим салат).
4. Нехватка железа. Содержится в: красном мясе, рыбе, птице, морской капусте, зеленых овощах, черешне.
Хочется подгоревшей еды: Нехватка углеродов. Содержится в: свежих фруктах.
Хочется газированных напитков: Нехватка кальция. Содержится в: броколи, стручковых и бобовых, сыре, кунжуте.
Хочется солененького: Нехватка хлоридов. Содержится в: некипяченом козьем молоке, рыбе, нерафинированной морской соли.
Хочется кисленького: Нехватка магния. Содержится в: нежареных орехах и семечках, фруктах, стручковых и бобовых.
Хочется жидкой пищи: Нехватка воды. Пить 8-10 стаканов воды в день, с добавлением сока лимона или лайма.
Хочется твердой пищи: Нехватка воды. Организм настолько обезвозжен, что уже потерял способность ощущать жажду. Пить 8-10 стаканов воды в день, с добавлением сока лимона или лайма.
Хочется холодных напитков: Нехватка марганца. Содержится в: грецких орехах, миндале, орехах-пеканах, голубике
Жор накануне критических дней:
Нехватка: цинка.Содержится в: красном мясе (особенно, мясе внутренних органов), морепродуктах, листовых овощах, корнеплодах.
Общий непобедимый жор напал:
1. Нехватка кремния.2. Нехватка триптофана (одной из незаменимых аминокислот).
Содержится в: сыре, печени, ягнятине, изюме, сладком картофеле, шпинате.
3. Нехватка тирозина (аминокислота).
Аппетит пропал начисто:
1. Нехватка витамина Б1.Содержится в: орехах, семечках, бобовых, печени и других внутренних органах животных.
2. Нехватка витамина Б2.
Содержится в: тунце, палтусе, говядине, курице, индейке, свинине, семечках, бобовых и стручковых
3. Нехватка марганца.
Содержится в: грецких орехах, миндале, орехах-пеканах, голубике.
Хочется курить:
1.Нехватка кремния.Содержится в: орехах, семечках; избегайте рафинированных крахмалистых продуктов.
2. Нехватка тирозина (аминокислота).
Содержится в: витаминных добавках с витамином С или в оранжевых, зеленых и красных фруктах и овощах.
Чего-то хочется…
Арахис, арахисовое масло.Желание погрызть арахис, по утверждению ученых, присуще в первую очередь жителям мегаполисов. Если вы ис-пытываете страсть к арахису, а также к бобовым, значит, ваш организм недополучает витаминов группы В.
Если вы теряете голову от запаха спелых бананов, значит, вам нужен калий. Любители бананов встречаются, как правило, среди тех, кто принимает мочегонные или препараты кортизона, «съедающие» калий. Банан содержит около 600 мг калия, то есть четверть суточной потребности взрослого человека. Однако эти фрукты очень калорий-ны. Если вы боитесь набрать вес, замените бананы томатами, белой фасолью или инжиром.
Страсть к бекону и другим копченостям обычно одолевает людей, сидящих на диете. Ограничение жиросодержа-щих продуктов приводит к снижению уровня холестерина в крови, а копчености – как раз тот продукт, в котором насыщенных жиров больше всего. Не хотите свести эффект от диеты на нет – не поддавайтесь соблазну.
В дынях много калия, кальция, фосфора, магния, а также витаминов А и С. особую потребность в них испытывают люди со слабой нервной и сердечно-сосудистой системой. Кстати, половина средней дыни содержит не больше 100 ккал, так что лишние килограммы вам не страшны.
Кислые фрукты и ягоды.
Тяга к лимонам, клюкве и т.д. наблюдается во время простудных заболеваний, когда ослабленный организм испы-тывает повышенную потребность в витамине С и солях калия. Тянет на кислое и тех, у кого проблемы с печенью и желчным пузырем.
Краски, штукатурка, земля, мел.
Желание пожевать все это возникает обычно у малышей, подростков и беременных женщин. Оно указывает на дефицит кальция и витамина Д, который возникает в период интенсивного роста у детей и формирования костной системы плода во время беременности. Добавьте в рацион молочные продукты, яйца, сливочное масло и рыбу – так можно легко исправить положение.
Лук, чеснок, пряности и приправы.
Острую потребность в пряностях, как правило, испытывают люди, имеющие проблемы с органами дыхания. Если человека потянуло на чеснок и лук и он мажет хлеб горчицей вместо варенья – возможно, на носу какое-то респи-раторное заболевание. Видимо, таким образом – с помощью фитонцидов – организм пытается защититься от ин-фекции.
Молоко и кисломолочные продукты.
Любители кисломолочных продуктов, особенно творога, – чаще всего люди, нуждающиеся в кальции. Внезапная любовь к молоку может возникнуть и из-за недостатка незаменимых аминокислот – триптофана, лизина и лейцина.
Мороженое.
Мороженое, как и другие молочные продукты, – хороший источник кальция. Но особую любовь к нему испытыва-ют люди с нарушенным обменом углеводов, страдающие гипогликемией или сахарным диабетом. Психологи видят в любви к мороженому проявление тоски по детству.
Морепродукты.
Постоянная тяга к морепродуктам, особенно мидиям и морской капусте, наблюдается при дефиците йода. таким людям нужно покупать йодированную соль.
Маслины и оливки.
Любовь к маслинам и оливкам (а также к соленьям и маринадам) возникает из-за нехватки солей натрия. Кроме то-го, пристрастие к соленому бывает у людей с расстройством функции щитовидной железы.
Его обожают те, кто нуждается в кальции и фосфоре. Попробуйте заменить сыр капустой брокколи – в ней этих веществ значительно больше, а калорий почти нет.
Сливочное масло.
Тяга к нему наблюдается у вегетарианцев, в чьем рационе мало жиров, и у жителей Севера, которым не хватает ви-тамина Д.
Семечки подсолнечника.
Желание погрызть семечки чаще всего возникает у курильщиков, остро нуждающихся в витаминах-антиоксидантах, которым богаты семена подсолнечника.
Шоколад.
Любовь к шоколаду – всеобщее явление. Однако сильней других любят шоколад приверженцы кофеина и те, чей мозг особенно нуждается в глюкозе.
Вкусы
СЛАДКОЕ. Возможно, вы работаете на износ и уже подсадили нервишки. Глюкоза активно участвует в выработке гормона стресса – адреналина. Потому при нервном и умственном перенапряжении сахар расходуется быстрее, и организм постоянно требует все новые порции.
В такой ситуации побаловать себя сладеньким не грех. Но лучше не уплетать куски сдобных тортов (в них много тяжелых углеводов), а ограничиться шоколадом или пастилой.
СОЛЕНОЕ. Если зверем набрасываетесь на соленые огурцы-помидоры и селедку, если пища все время кажется не-досоленной, речь может идти об обострении застарелого воспаления или появлении нового очага инфекции в орга-низме.
Практика показывает, что чаще всего эти проблемы связаны с мочеполовой системой – циститом, простатитом, вос-палением придатков и т. д.
КИСЛОЕ. Нередко это сигнал пониженной кислотности желудка. Такое бывает при гастритах с недостаточной сек-реторной функцией, когда вырабатывается мало желудочного сока. Проверить это можно с помощью гастроско-пии.
Также пища с кислым вкусом обладает охлаждающими, вяжущими свойствами, помогает облегчить самочувствие при простудах и повышенной температуре, возбуждает аппетит.
ГОРЬКОЕ. Возможно, это сигнал интоксикации организма после недолеченной болезни или зашлакованности пищеварительной системы.
Если часто хочется чего-нибудь с горьковатым вкусом, есть смысл устроить разгрузочные дни, заняться очищаю-щими процедурами.
ЖГУЧЕЕ. Блюдо кажется пресным, пока не опрокинете в него половину перечницы, а ноги сами ведут в мексикан-ский ресторан? Это может означать, что у вас «ленивый» желудок, он медленно переваривает пищу, ему для этого требуется стимул. А жгучие специи и пряности как раз стимулируют пищеварение.
Также потребность в остреньком может сигналить о нарушении липидного обмена и увеличении количества «пло-хого» холестерина. Острая пища разжижает кровь, способствует выведению жиров, «чистит» сосуды. Но при этом раздражает слизистую. Так что не набрасывайтесь на чили и сальсу на голодный желудок.
ВЯЖУЩЕЕ. Если вдруг нестерпимо захотелось отправить в рот горсть ягод черемухи или не можете спокойно пройти мимо хурмы, ваши защитные силы слабеют и срочно нуждаются в подпитке.
Продукты с вяжущим вкусом способствуют делению клеток кожи (помогают заживлять раны), улучшению цвета лица. Помогают остановке кровотечений (например, при миомах), выводят мокроту при бронхо-легочных пробле-мах.
Но вяжущая пища сгущает кровь – это может быть опасным для людей с повышенной свертываемостью крови и склонностью к тромбообразованию (при варикозе, гипертонии, некоторых сердечных заболеваниях).
ПРЕСНОЕ. Потребность в такой пище нередко возникает при гастрите или язве желудка с повышенной кислотно-стью, запорах, а также проблемах с печенью и желчным пузырем.
Пресная пища слабит, помогает снимать спастические боли, успокаивает желудок.
Страсть шоколадно-сладкая
Чаще других «шоколадоманией» страдают поклонники кофеина и те, чей мозг особенно нуждается в глюкозе. Это относится и к другим сладостям. Если ты несбалансированно питаешься, твой организм также будет испытывать потребность в глюкозе – как самом быстром источнике энергии. А именно шоколад отлично справляется с такой задачей. Но учти, что этот продукт содержит много жира, избыток которого опасен для твоих сосудов и фигуры.*** Ешь побольше овощей и круп – они богаты сложными углеводами. А в качестве десерта выбирай сухофрукты или мед с небольшим количеством орехов.
Страсть сырная
Острый, соленый, со специями и без… Ты не можешь прожить без него ни дня, его вкус сводит тебя с ума – ты го-това поглощать его килограммами (во всяком случае, съедаешь не менее 100 г в день). Диетологи уверяют, что сыр обожают те, кто испытывает острую потребность в кальции и фосфоре. Конечно, сыр – наиболее богатый источник этих столь необходимых и чрезвычайно полезных организму веществ, но жиры…*** Попробуй заменить сыр капустой брокколи – в ней много кальция и фосфора, а калорий почти нет. Если твой организм хорошо воспринимает молоко – пей 1-2 стакана в день, а сыр ешь понемногу (не более 50 г в день) и вме-сте с сырыми овощами.
Страсть кисло-лимонная
Возможно, в твоем рационе преобладают трудноусваиваемые продукты, и организм для облегчения своей работы пытается повысить кислотность желудочного сока. При простуде тебя тоже может потянуть на кислые фрукты и ягоды – отличный источник витамина С.*** Выбирай блюда с умеренным содержанием жира и не смешивай много продуктов в один присест. Избегай жа-реной, пересоленной и чересчур острой пищи, а также той, которая прошла чрезмерную термическую обработку. Заметив неполадки с пищеварением (особенно со стороны печени и желчного пузыря), обязательно обследуйся у гастроэнтеролога.
Страсть копченая
Страсть к копченостям и им подобным деликатесам обычно одолевает тех, кто сидит на слишком строгой диете. Длительное ограничение в рационе жиросодержащих продуктов приводит к снижению уровня «хорошего» холе-стерина в крови, а в копченостях предостаточное количество насыщенных жиров.*** Не увлекайся обезжиренной пищей – выбирай ту, в которой все же есть немного жира. Например, покупай йо-гурт, кефир или ряженку одно- или двухпроцентной жирности. Ешь не менее столовой ложки растительного и чай-ной ложки сливочного масла в день, даже если ты сидишь на строгой диете. Ученые опытным путем доказали, что быстрее худеют именно те, кто употребляет достаточное количество жиров.
Пищевые страсти и болезни
Лук, чеснок, пряности и приправы. Острая потребность в этих продуктах и специях, как правило, указывает на проблемы с органами дыхания.Маслины и оливки. Такое пристрастие возможно при расстройстве функций щитовидной железы.
Мороженое. Особую любовь к нему испытывают люди с нарушениями обмена углеводов, страдающие гипогли-кемией или больные сахарным диабетом.
Бананы. Если ты теряешь голову от запаха спелых бананов, обрати внимание на состояние своего сердца.
Семена подсолнечника. Желание погрызть семечки чаще всего возникает у тех, кто остро нуждается в витаминах-антиоксидантах. Это значит, что в твоем организме много свободных радикалов – основных провокаторов прежде-временного старения.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Понятие, функции и принципы досуга и свободного времени. Значение отдыха и рекреации в жизни человека. Досуговые предпочтения различных типов молодых людей. Социологическое исследование предпочтений молодёжи в городе Саратове. Досуг с помощью компьютера.
курсовая работа , добавлен 24.01.2009
Факторы, влияющие на читательские предпочтения. Оценка значимости литературы в жизни студентов московских ВУЗов. Способы их студентов к книгам, повышения популярности чтения. Определение времени, отводимого на чтение и их отношение к различным жанрам.
курсовая работа , добавлен 04.12.2014
Индивидуальные свойства, характеризующие индивида, их влияние на возможности перемены места приложения труда, проживания, социального положения. Предпочтения, побуждающие индивида к перемене своего статус-кво, их функции в социологическом исследовании.
контрольная работа , добавлен 20.07.2009
Реклама как социокультурный феномен: понятие, механизмы воздействия и функции. Потребительские предпочтения молодёжи как социально-демографической группы. Программа социологического исследования, результаты анкетирования и фокус-групповой дискуссии.
дипломная работа , добавлен 03.11.2015
Характеристика основных причин и предпосылок формирования ценностей городского жителя приграничного города. Критерии определения приграничных опорных городов, их перспективный потенциал. Социологическое исследование ценностных ориентаций у оренбуржцев.
контрольная работа , добавлен 08.10.2014
Определение степени влияния факторов подвижности населения на самодвижение. Проблемы, возникающие при оценивании уровня жизни в группах, качества жизни населения стран и регионов. Основные предположения и методика уточнения разновидности зависимости.
реферат , добавлен 20.07.2009
Телевидение в жизни ребёнка. Игра как часть досуга. Массовизация общества как "феномен стадности" по Ортега-и-Гассету. Коммуникативная деятельность на телевидении. Пути совершенствования социально-культурной деятельности. Телевизионная реклама в России.
курсовая работа , добавлен 10.12.2012
Испытания никогда не приходят к нам в той форме, в которой мы предпочитаем.
На грани (The edge)
Любовь – это безусловное предпочтение одного человека всем остальным.
Философские афоризмы
Предпочтительность (Предпочтение) как качество личности – способность ума и разума признавать преимущества перед кем-либо, чем-либо другим; делать выбор в пользу того, кого ум или разум признал лучшим в сравнении с кем-либо, чем-либо другим.
Из числа женихов своей дочери Фемистокл отдал предпочтение хорошему человеку перед богатым, сказав: «Лучше человек без денег, чем деньги без человека».
Решил мужчина создать семью и покончить с холостяцкой жизнью. И было у него три возлюбленных, и долго думал он кого из них взять в жены. И решил он проверить их и дал каждой 5000 долларов.
Первая решила сделать все, чтобы выглядеть сногсшибательно: накупила дорогой и стильной одежды, посетила элитный салон красоты, приобрела самую лучшую косметику: - Я люблю тебя и хочу, чтобы ты всегда гордился своей красивой женой – сказала она ему.
Вторая потратила все деньги на возлюбленного: купила ему дорогой костюм, рубашку и галстук, заказала нужный инструмент для его автомобиля. — Ты – все, что есть у меня, я живу только тобой и потому истратила все деньги на тебя! – услышал мужчина от нее.
Третья пустила полученные деньги в оборот, удвоила их и отдала мужчине. — Я готова ради тебя на все. Я поступила так, чтобы ты знал, что я самостоятельна, умна и экономна! И задумался мужчина. Нелегок был его выбор. В итоге он отдал предпочтение той девушке, у которой грудь была больше!
Предпочтение – способность разума распознать преимущества одного объекта над другим. Реальные, психологические предпочтения тряпкой не сотрёшь. Их определяет сознание. Они идут из прошлых жизней. Один предпочитает быть воином, второй – врачом, а третий – кузнецом. Даже новорожденный младенец уже имеет предпочтения. Ему уже что-то нравится, что-то не нравится, он уже улыбается или плачет, уже имеет предпочтения.
Если мы уважаем предпочтения другого человека – значит, мы уважаем его ум. Личные предпочтения у всех индивидуальны. Предпочтение показывает, что нам ближе, понятнее и роднее. Всё познаётся в сравнении. Предпочтение основано на сравнении. Ум скажет, что ему нравится больше, чем всё остальное. Разум подскажет, что полезнее, эффективнее, безопаснее, выгоднее.
Когда предпочтения и личные желания соблюдены, человек радостен и доволен. Это правильно. Глупо отдавать предпочтение тому, что не нравится, что вредно и неэффективно. Мы не может долго заниматься самообманом и заставлять себя верить, что мне нравится то, что на самом деле не нравится. Энергия души будет нас неизбежно подталкивать отдавать предпочтение тому, кто нравится.
Предпочтения не терпят насилия. Невозможно по своему усмотрению менять предпочтения другого человека. Нравится другому что-то, вы не в силах это изменить. Кому-то не нравится манная каша, и вы хоть что ему говорите, всё бес толку. Его от неё тошнит. Поэтому навязанное предпочтение нежизнеспособно.
Даже на смертном одре предпочтение остаётся в сознании человека. Великий философ Чжуан-цзы лежал на смертном одре, и ученики собирались устроить ему пышные похороны. Чжуан-цзы сказал: - Небо и Земля будут мне внутренним и внешним гробом, солнце и луна - парой нефритовых дисков, звёзды - жемчужинами, а вся тьма вещей - посмертными подношениями. Разве чего-то не хватает для моих похорон? Что можно к этому добавить? - Но мы боимся, - ответили ученики, - что вас, учитель, склюют вороны и коршуны. Чжуан-цзы сказал: - На земле я достанусь воронам и коршунам, под землёй пойду на корм муравьям. За что же муравьям такое предпочтение?
На духовное предпочтение не влияет ни семья, ни нация, ни страна. У души нет национальности, а именно она определяет предпочтения. Философ Вячеслав Рузов говорит: «Ни семья, ни нация, ни страна не определяет духовное предпочтение. То есть, состояние души определяется именно предпочтениями души. Невозможно ни по нации, ни по стране, ни по семье определить духовное предназначение. Это называется, в общем-то, свободой вероисповедания, т.е. абсолютно спокойно может быть другое мировоззрение в одной и той же традиции, в одной и той же семье, в одной и той же нации, в одной и той же конфессии.
Могут быть разные мировосприятия. Поэтому, это именно свобода. Любовь – она не может быть по традиции. По традиции любовь не может быть. Еще призвание может быть по традиции, а вот любовь точно никак не может быть. Т.е. любовь – это всегда свободный выбор, всегда. Поэтому, нет никаких предварительных предпосылок, чтобы как-то ввести в рамки любовь человека. Ввести в какие-то рамки. Поэтому, в общем-то, на этом уровне и начинаются проблемы, потому что мы пытаемся обусловить духовную жизнь, обусловить любовь какими-то историческими фактами. Ну, тут начинаются проблемы. Нет, душа человека полностью свободна в своем выборе, и нельзя ее заставить, бесполезно. Можно, конечно, внешне заставить, в принципе, проблем нет, но это не изменит ситуацию.
Если, действительно у человека есть духовная жизнь, то он не сможет ее поменять. Если любовь есть, то ты ее не вышибешь из сердца. Он может вести себя так, чтобы на него не ругались, это да. Факт, почему нет, но это не уйдет из сердца, поэтому это не решит проблемы. Нужно быть аккуратным, поэтому мы должны понимать, что ни у кого нет никаких причин принимать нашу точку зрения. Они могут иметь свою точку зрения, это свобода. Когда мы принимаем чужую свободу, то другие принимают нашу свободу. Если мы не принимаем чужую свободу, то наша свобода тоже не принимается, так начинаются войны – внутрисемейные, межгосударственные, какие угодно, межрелигиозные. Нужно уметь принимать чужую свободу воли.
Анекдоты в тему.
В мединституте идет лекция. Профессор говорит: — Прежде чем назвать вам тему сегодняшней лекции, я вам расскажу случай из собственной жизни. Когда я был студентом, мне нравилась одна девушка. Нравилась она и еще одному студенту. Девушка отдала предпочтение тому студенту. Я остался с носом, а тот молодой человек — без носа. Теперь я вам объявлю тему сегодняшней лекции: «Сифилис и его последствия».
Дорогая, а что ты сделаешь, если я сегодня ночевать не приду? - Напишу на твоём надгробии: «У него было светлое будущее, но он предпочёл светлую память!»
Петр Ковалев
Адепты неоклассической экономики считают, что движущей силой поведения потребителей является гедонизм (hedonism, стремление получить удовольствие), но эта позиция противоречит результатам психологических тестов, которые говорят: конкретные действия не только раскрывают предпочтения человека, но и во многом формируют их.
Согласно этой точке зрения, наши предпочтения очень восприимчивы к воздействию внешних факторов. Проблема в том, что люди, как правило, не ощущают влияния этих факторов на свое поведение и не связывают их к возникающим предпочтением. Получается, что наше поведение детерминируется не гедонистическими устремлениями, а чем-то иным, ошибочно воспринятым как ценность, чем-то, что просто задержалось в памяти.
Ниже будут рассмотрен процесс формирования предпочтений, а также описано то, какие уникальные возможности предлагает нейровизуализация для ответа на вопрос: что же все-таки определяет потребительское поведение?
Введение
Экономисты и психологи солидарны в том, насколько важную роль в определении поведения человека играет фактор полезности. Хотя этот концепт трактуется по-разному в каждой дисциплине, идея того, что полезность является главной движущей силой в человеческой мотивации и деятельности никем не оспаривается.
Однако, несмотря на важность этого концепта, психологи и экономисты имеют существенные различия в понимании и определении самой природы полезности.
Центральным аспектом полезности для экономистов является гедонизм, гедонистическая ценность, то есть когда субъект оценивает все происходящее в мире как нечто, несущее либо боль и страдание, либо удовольствие и радость. В этой теории мозг играет роль своего рода барометра наслаждения, который прогнозирует последствия каждого действия и описывает его в рамках шкалы «боль-удовольствие». Эти гедонистические ожидания не обязательно оказываются точными (например, поход в кино на популярный фильм может оказаться самым скучным мероприятием в вашей жизни), но они по сути контролируют человеческое поведение, служат той базой, на основе которой и принимаются решения. Согласно этой позиции, все наши действия являются следствием оценки полезности поведения.
Хотя экономисты рассматривают полезность как сумму позитивного и негативного влияния какого-либо действия, психологи утверждают, что у человека нет заранее сформированных предпочтений, и что они формируются в конкретный момент времени.
По мнению Дэна Ариэли(Dan Ariely), профессора психологии и поведенческой экономики Университета Дьюка (Duke University), и Майкла И. Нортона (Michael I. Norton), профессора менеджмента в Гарвардской школе бизнеса, отсутствие устойчивых предпочтений может иметь для человека два ключевых последствия. Во-первых, его действия и решения могут быть очень чувствительны к влиянию ситуативных факторов, даже если такие факторы не имеют никакого отношения к реальной полезности этого поведения. Что еще хуже, люди не ощущают реального воздействия этих факторов на свое поведение и вместо того, чтобы нейтрализовать их влияние и предотвратить совершение действия, приходят к выводу, что предыдущие оценки являются хорошим индикатором их полезности.
То есть, когда люди оценивают полезность того или иного действия, они полагаются не только на гедонистические стремления, но и на воспоминания полезности их прошлого поведения. Иными словами, с психологической точки зрения наши действия часто создают, а не отражают предпочтения.
Психологические доказательства того, что действия формируют предпочтения
Классический эксперимент Фестингера и Карлсмита (Festinger, Carlsmith) является одной из самых известных демонстраций того, как действия могут повлиять на воспринимаемую ценность: участников эксперимента попросили выполнить несколько невероятно скучных заданий. Затем они должны были расписать выполнение этих заданий как очень интересное и увлекательное занятие другим людям. Одной группе за эту ложь полагалось вознаграждение в $20, другой — в $1. Таким образом исследователи сравнивали, что одержит вверх — установка на то, что выполняемое ими задание скучное, или вера в то, что задание все же интересное. После этого участники должны были выразить свое отношение к выполненной работе.
Фестингер и Карлсмит предположили, что плата в $1 не будет достаточным основанием для лжи, поэтому люди будут искать позитивную сторону в задании, чтобы оправдать ее, и, следовательно, оно им понравится. Тем участникам, которым заплатят $20, по мнению исследователей, не нужно будет искать объяснения своей лжи: они честно скажут, что задание было неинтересным. В результате так и получилось.
Еще один пример влияния действия на формирование предпочтений — так называемый эксперимент Coherent Arbitrariness (зависимые суждения). Участникам исследования предлагалось принять решение, стоит ли брать бутылку вина за цену, соответствующую двум последним номерам их социального страхового полиса. То есть у каждого участника была своя цена, с которой он мог согласиться и которую мог отвергнуть. Затем участников попросили оценить эту бутылку вина, попытаться угадать, какова ее реальная стоимость. Оказалось, что чем выше была случайная стоимость (набор цифр полиса), тем выше человек оценивал вино, и наоборот.
Примеров, когда ситуационные факторы оказывают влияние на предпочтения, очень и очень много. Другой вопрос, что большинство таких примеров взяты из опыта проведения лабораторных исследований. Критики указывают, что эти результаты не могут полноценно отразить реальность, поскольку они получены в искусственных условиях. Очевидно, что исследования в этой области должны продолжаться, но большее предпочтение должно отдаваться опытам не в лабораториях, а в реальной жизни.
Измерение полезности
Представление о том, что отношения между воспринимаемой полезностью чего-либо и действиями являются двунаправленными, поднимает проблему измерения полезности. Снова рассмотрим ситуацию, в которой цена на бутылку вина устанавливалась произвольно.
В стандартной экономической модели люди ориентируются на удовольствие, которое они планируют получить, выпив конкретную бутылку вина, что отражается на их действиях (например, той сумме, которую они готовы заплатить за эту бутылку).
Однако, как мы уже выяснили, кроме гедонистической полезности, которую учитывают люди при принятии решения о покупке, они также ориентируются и на свой предыдущий опыт, даже если их последние решения не имеют никакого отношения к их текущей ситуации. Готовность платить за бутылку вина больше просто потому, что номер полиса страхования оказался больше (обычная случайность, по сути), меняет оценку этого вина в данный момент и влияет на поведение в долгосрочной перспективе, создавая прецедент, на который человек ориентироваться в будущем: в дальнейшем это вино (бренд) он будет оценивать гораздо выше, как и вина, которые будут неким образом похожи на ту самую бутылку.
Ключевым моментом здесь является то, что хотя весь этот процесс может быть запущен в движение случайным образом, зависимость людей от их поведения в прошлом — и их чувствительность к воздействию ситуационных факторов — заставляет их вести себя так, как будто эти вина на самом деле представляют собой разную ценность.
Использование нейровизуализации для измерения полезности
Пример выше иллюстрирует две основные проблемы при измерении полезности объекта. Во-первых, если прошлый опыт изменил представление человека о полезности чего-либо, то действие не может быть рассмотрено как мера измерения полезности. Во-вторых, то, как именно прошлые действия влияют на восприятие полезности, пока не совсем ясно: тот ли это случай, когда заплаченная в прошлом высокая цена за бутылку вина повышает гедонистическую полезность этого вина в настоящем, или гедонистическая полезность вина остается прежней, просто оценка формируется несколько предвзято? Самое важное, как мы можем измерить эти потенциально различные — порой даже противоречиво — оценки полезности?
В жизни мы можем наблюдать только за действиями людей, которые (как было указано в предыдущем разделе) могут и не отражать истинное восприятие полезности; в экспериментах же возможно как наблюдать за действиями, так и опрашивать людей о причинах того или иного решения.
Нейромаркетинг предлагает определенные перспективы для оценки фактора полезности и выявления того, как именно наши действия формируют предпочтения. Многие исследователи в настоящий момент пытаются определить источник оценки полезности как работу специфических разделов мозга, связанных с вознаграждением. Нейровизуализация — это общее название нескольких методов, позволяющих визуализировать структуру, функции и биохимические характеристики мозга.
Заключение
Несмотря на то, что поведение человека во многом обусловлено стремлением получить гедонистическую ценность, полезность продукта, весомое влияние на поведение оказывает и прошлый опыт индивида, а также наличие ситуационных факторов, как, например, номер социального страхования. Но главное в том, что эти ориентиры люди воспринимают как отражение собственных, истинных предпочтений.
Методы нейровизуализации могут предложить понимание центральной дилеммы — роли различных оценок полезности в формировании предпочтений и последующего поведения.
А что, на ваш взгляд, определяет выбор того или иного действия? Как часто вы опираетесь в своих решениях на сложившееся ранее мнение, возможно случайное? Расскажите в комментариях.