Односоставные предложения. Определенно-личные предложения. Односоставные предложения: примеры, виды. Односоставное безличное предложение: примеры

Определённо-личные предложения относятся к неполным предложениям, то есть предложениям, у которых отсутствует один из главных членов предложения, в данном случае, подлежащее.

Также к неполным предложениям относятся неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, инфинитивные (иногда их включают в безличные) и номинативные предложения. Почти все эти виды, кроме номинативных, бесподлежащные, т.е. у них отсутствует подлежащее.

Определение

Определённо-личное предложение – односоставное неполное бесподлежащное предложение, в котором в роли сказуемого выступает глагол 1-го или 2-го лица настоящего или будущего времени. Глагол в предложениях такого типа не нуждается в наличии местоимения, так как содержит в себе указание на действующее лицо.

Виды и примеры

В зависимости от формы выражения сказуемого различают два типа определённо-личных предложений:

1) Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения.

Пример: Завтра съездим к брату.

Схожу ещё раз туда, посмотрю там внимательно и приду, может быть, с новостями.

Не хотите ли ещё кофе?

2) Сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица повелительного наклонения:

Пример: Сегодня задержитесь на работе, доделайте отчёт.

Сегодня пойдёте туда опять?

Определённо-личные предложения близки к двусоставным предложениям. Для замены определённо-личного предложения двусоставным достаточно подставить в качестве подлежащего местоимения я, мы, ты, вы и т.д. Например : Посмотрю, что там, и сразу вернусь, задерживаться не стану. – Я посмотрю, что там, и сразу вернусь, задерживаться не стану.

В тексте определённо-личные предложения зачастую можно объединить со связанным с ним по смыслу предложением в сложное предложение:

Мы вчера опять ходили туда. Посмотрели, послушали, что говорят другие, но ничего нового не узнали. – Мы вчера опять ходили туда, смотрели, слушали, что говорят другие, но ничего нового не узнали.

Как правило, определённо-личные предложения – распространённые, т.е. включают в свой состав вспомогательные члены предложения. Нераспространённые определённо-личные предложения, чаще всего, являются неполными: контекстуальными, ситуативными либо диалогическими, причём предложение зачастую выражается одним словом:

– Идёт! (например, про приближающийся поезд)

– Ну что, сходил, узнал, какие документы нужны?

Односоставные предложения - предложения с одним главным членом только сказуемым или только подлежащим: Тишина. Светает. На улице никого нет . В односоставном предложении только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это главный член предложения.

Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными в зависимости от того, поясняется ли главный член дополнительными словами или нет. Односоставные предложения бывают двух видов: глагольные и субстантивные.

Глагольное односоставное предложение. Отличительная особенность глагольных односоставных предложений – бессубъектность: в них не представлен субъект действия, поэтому действие рассматривается как независимое. Такое односоставное предложение включает в себя спрягаемую форму глагола в качестве вспомогательного глагола или глагола-связки, или является только таким глаголом: Идешь домой?; За окном поют; Его не проведешь; Ему было весело; Здесь не пройти. Глагольные односоставные предложения подразделяются на:

    определенно-личные;

    неопределенно-личные;

    обобщенно-личные;

    безличные;

Определённо-личные предложения - односоставные предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите, давай(те) идти.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. (С. Есенин);

Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (А. Пушкин).

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, подставив в предложение подлежащее я, ты, мы или вы .

Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени, изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

Например:

На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница… (Н. Гоголь);

По улицам слона водили… (И. Крылов);

И пусть говорят, да пусть говорят, но - нет, никто не гибнет зря… (В. Высоцкий);

Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (Л. Ошанин).

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости ; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу ; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут ; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат; На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённо-личные предложения, как правило, распространённые. В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: В зале пели. В соседнем классе шумят. В юности часто стремятся кому-то подражать (А. Фадеев) ; Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека. 2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады; Сейчас его приведут сюда (М. Горький).

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое обозначает действие, которое выполняет широкий, обобщённый круг лиц.

Глагол-сказуемое в обобщённо-личном предложении стоит в той же форме, что и в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях. Ярким примером являются пословицы.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело - гуляй смело.

Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.(Пауст.)

Обобщённо-личные предложения употребляются в тех случаях, когда важно назвать само действие, а не лиц, которые его производят. Обобщённо-личные предложения – предложения, в которых действие вне времен, относится к любому, всякому лицу, к группе лиц. Распространены в пословицах, поговорках, афоризмах.

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение, то есть действие, о котором говорится в предложении, относится ко всем лицам вообще.

Безличные предложения - это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния.

Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу ); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно ); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью ); состояние дел (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты ) и т. д. По выражению Д. Э. Розенталя, безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности».

По школьной классификации, к безличным также относят инфинитивные предложения (то есть предложения с главным членом-сказуемым, выраженным независимым инфинитивом).

Главный член может быть выражен:

Формой 3-го лица единственного числа безличного или личного глагола: Светает! Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей);

Формой среднего рода: Замело тебя, счастье, снегами, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапогами отступающих в вечность солдат (Г. Иванов); Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);

Словом нет (в прошедшем времени ему соответствует форма среднего рода не было , а в будущем - форма 3-го лица единственного числа - не будет ): И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас покорней не было и нет (Н. Гумилёв).

Сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, - тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн); Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин);

Кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);

Инфинитивом: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов); Долго петь и звенеть пурге (С. Есенин).

Субстантивное односоставное предложение. Главный член выражен формой существительного. Субстантивные предложения являются не просто безглагольными, в них действие даже не предполагается. В зависимости от смысла субстантивные предложения разделяют на:

    номинативные;

    генитивные.

    назывные.

Номинативные предложения утверждают бытие предмета в настоящем времени: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок А.А.).

Генитивные предложения , кроме бытийности и настоящего времени, имеют значение избыточности, усиленное эмоциональной окраской. Генитивные предложения могут быть распространенными: Злато, злато, сколько через тебя зла-то! (Островский А.Н.)

Назывные – это один из типов односоставных предложений, форма главного члена в которых имеет сходство в выражении с подлежащим.

Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимения, обычно в разговорной речи: "Вот и я!" - сказала Ариэль, вплывая в гостиную . Использование независимого именительного падежа возможно в этих предложениях, так как их смысл – сообщение о бытии, наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишь одно грамматическое время – настоящее.

Типы назывных предложений

Назывные бытийные констатируют факт существования предмета. Подлежащее выражено именительным падежом любой именной части речи: Мама, каша, кошка, ложка, книжка, яркая обложка…

Назывные указательные указывают на предмет. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются указательные частицы ВОТ или ВОН: Вот вам софа, раскиньтесь на покой (Гр.).

Оценочно-назывные оценивают предмет с точки зрения говорящего. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются различные экспрессивно–эмоциональные частицы: Ну и ночка! Вот тебе, бабушка и Юрьев день.

Желательно-назывные выражают сильное желание чего-либо. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются частицы ТОЛЬКО БЫ, ЛИШЬ БЫ, ЕСЛИ БЫ: Только бы не контрольная.

Неполным называется предложение, отличающееся неполнотой грамматической структуры вследствие пропуска тех или иных формально необходимых членов (главных или второстепенных), которые и без называния ясны из контекста или обстановки.

Неполнота грамматической структуры таких предложений не мешает им служить целям общения, поскольку пропуск тех или иных членов не нарушает смысловой законченности и определенности данных предложений.

В этом отношении неполные предложения отличаются от предложений недосказанных, являющихся прерванными по тем или иным причинам высказываниями, например: Хотя погоди, Калинина, а что, если... Нет, так это не получится... (Б. Пол.); - Я ж, мамаша. Разве я... Люди ж говорят, что она... (Б. Пол.).

Соотнесенность с полными предложениями обнаруживается наличием в таких предложениях слов, сохраняющих грамматические функции и формы, свойственные им в соответствующих полных предложениях. Именно они указывают на «пустующие» позиции опущенных членов предложения. Неполные предложения особенно употребительны в разговорных стилях языка, они широко используются в художественной литературе как при передаче диалога, так и в описании.

Типы неполных предложений . Неполные предложения делятся на контекстуальные и ситуативные. Контекстуальными называются неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте: в ближайших предложениях или в том же предложении (если оно сложное).

Среди контекстуальных предложений выделяются:

    Простые предложения с неназванными главными или второстепенными членами (отдельно или по группам). Отсутствие подлежащего:

- Постой, ты кто же? - удивился Куров.

- Ростислав Соколов , - отрекомендовался мальчик и даже поклонился при этом (Б. Пол.).

Отсутствие сказуемого:

- Ты бросил жену, Микола?

- Нет, она меня (Шол.).

Отсутствие и подлежащего и сказуемого:

- Булочник Коновалов здесь работает?

- Здесь! - ответил я ей (М. Г.).

Отсутствие сказуемого и обстоятельства: Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же - к людям, к обществу (Т.).

Отсутствие сказуемого и дополнения: Кто его ждал? Пустая, неуютная комната (Б. Пол.).

Отсутствие второстепенного члена предложения (дополнения, обстоятельства) при наличии определения, относящегося к отсутствующему члену: Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои (С. Бар.).

    Сложные предложения с неназванной главной или придаточной частью.

- Ну, где ж твои Ближние Мельницы? - А это тебе что? Скажешь, не мельницы? - Где? - Что значит, «где»? Тут. - Где же тут? - Где мы идем (Кат.). В последнем предложении не названа главная часть.

    Неполные предложения, составляющие часть сложного предложения с неназванным членом, имеющимся в другой части сложного предложения.

В сложносочиненном предложении: В одной руке он держал удочку, а в другой - кукан с рыбешкой (Сол.). Во второй части сложного предложения не названы главные члены, имеющиеся в первой части.

В сложноподчиненном предложении: Лопахин прыгнул в окоп и, когда поднял голову , увидел, как ведущий самолет, нелепо завалившись на крыло, оделся черным дымом и стал косо падать (Шол.). В придаточной части предложения когда поднял голову не названо подлежащее, общее с главной частью.

В бессоюзном сложном предложении: Так и едем: по ровному месту - на телеге, в гору - пешком, а под гору - так с трусцой (Сол.). В пояснительной части сложного предложения не названо сказуемое, упомянутое в поясняемой части.

Ситуативными называются неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой. Например: Как-то, за полночь, он постучался в дверь к Журавушке. Она откинула крючок... - Можно? - спросил он дрогнувшим голосом (М. Алексеев).

Изредка где-то ухало. Судя по всему, не близко.

- Утихомирились , - миролюбиво сказал мой сосед (С. Бар.). Пока я ждал своей очереди, за моей спиной начали прокручивать печатные машины. На них сегодня работали одни женщины.

- Я за вами! - предупредил я и побежал к своей машине (С. Бар.).

Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи , представляющей собой сочетание реплик или единство вопросов и ответов. Особенность диалогических предложений определяется тем, что в устной речи в качестве дополнительных компонентов, наряду со словами, выступают и внеязыковые факторы: жесты, мимика, ситуация. В таких предложениях называются лишь те слова, без которых мысль становится непонятной.

Среди диалогических предложений различаются предложения-реплики и предложения-ответы на вопросы.

Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим, причем реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу, чем последующие. Например:

- На перевязку иди.

- Убьют...

- Ползком.

- Все одно не спасешься (Нов.-Пр.).

Предложения-ответы различаются в зависимости от характера вопроса. Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:

- Что у вас в узле, орлы?

- Раки, - ответил неохотно высокий.

- Ого! Где вы их достали?

- Возле плотины (Шол.).

Могут быть ответами на вопрос, требующий подтверждения или отрицания сказанного:

- У тебя баба есть?

- Никак нет.

- А матка?

- Есть (Нов.-Пр.).

Могут быть ответами на вопрос с предложенными вариантами ответов:

- Чего не пробовали - удить или любить?

- Первое (М. Г.).

И, наконец, ответами в форме встречного вопроса со значением утверждения:

- Чем же вы жить-то будете?

- А голова-то, а руки-то на что? (М. Г.).

- Скажи, Степан, вы женились по любви? - спросила Маша.

- Какая у нас в деревне любовь? - ответил Степан и усмехнулся (Ч.).

Представляет собой логичную систему, с которой школьники в России тесно знакомятся начиная с 8 класса.

Синтаксический разбор включает в себя полную характеристику предложения:

  • по цели высказывания (повествование, вопрос или побуждение);
  • по интонации (восклицательное, невосклицательное);
  • по составу (из скольких частей состоит: простое, сложное);
  • по типу грамматической основы (сколько главных членов в основе - один или оба: двусоставное, односоставное);
  • по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное);
  • по наличию осложняющих конструкций (осложненное, неосложненное).

Так, по типу грамматической основы все синтаксические конструкции делятся на две категории , которые согласно всем основным программам, установленным государственными стандартами, изучаются в 8 классе:

  1. Двусоставные (в предложении есть подлежащее и сказуемое). Пример: Сорока улетела в лес. (Подлежащее сорока, сказуемое улетела)
  2. Односоставные (в синтаксической конструкции нет подлежащего либо сказуемого, однако отсутствие главного члена предложения не сказывается на полноте смысла конструкции). Пример: Мне дали яблоко. (Сказуемое дали, подлежащее формально не выражено).

Виды односоставных предложений

В свою очередь, все односоставные предложения делятся на две категории:

  1. Номинативные (назывные). Грамматическая основа такого рода синтаксических конструкций состоит лишь из одного главного члена - подлежащего. Пример: Мороз и солнце! День чудесный! (А.С. Пушкин).
  2. Сказуемостные. Грамматическая основа таких конструкций состоит из одного сказуемого. В зависимости от грамматического значения и формы главного члена сказуемостные предложения подразделяют на несколько групп, которые можно представить в следующей таблице:

Кроме того, некоторые ученые-филологи выделяют еще одну группу односоставных конструкций, в которых формально выражено только сказуемое - инфинитивные предложения . Сказуемое в предложениях этой группы выражено независимой неопределенной формой глагола и обозначает необходимое или желательное действие (по грамматическому значению такой инфинитив близок к повелительному наклонению глагола).

Пример: Нужно закончить работу. Однако это замечание ученики 8–11 классов должны лишь принять во внимание, поскольку школьная программа не предполагает изучения инфинитивных конструкций как отдельной категории и включает их в группу безличных.

Односоставные определенно-личные конструкции: значение и структура

Односоставные определенно-личные предложения отражают высказывания непосредственных участников разговора или мысли субъекта. Они используются, когда самое важное в конструкции именно действие, а не тот, кто его совершает. Эти предложения близки по своему значению к двусоставным, поскольку подлежащее формально хоть и не выражено, но домысливается однозначно. Тем не менее односоставные конструкции более лаконичны. Их использование придает высказыванию динамику, энергичность. Как же научиться узнавать такие конструкции?

Определенно-личные предложения могут быть простыми - иметь единственную грамматическую основу - или входить в состав сложных. Пример: Знаю, выйдешь вечером за кольцо дорог, сядем в копны свежие под соседний стог. (С. А. Есенин) (В этом сложном предложении три грамматические основы: 1) «знаю», 2) «выйдешь», 3) «сядем». Все три части представляют собой односоставные конструкции с формальным выражением лишь сказуемого. Во всех частях формы сказуемого точно определяют возможные подлежащие. Следовательно, все три предложения в составе сложного являются односоставными определенно-личными).

Чаще всего односоставные определенно-личные конструкции являются распространенными - помимо главных, в их структуре есть и второстепенные члены. Пример: Еду ли ночью по улице темной…(Сказуемое - «еду». Еду (когда?) - ночью (обстоятельство времени). Еду (где?) - по улице (обстоятельство места). По улице (какой?) - темной (согласованное определение)).

Односоставные определенно-личные конструкции: формальное выражение

Чтобы уметь отличать определенно-личные предложения от других типов односоставных синтаксических конструкций, ученикам 8 класса следует руководствоваться следующим правилом. Грамматическая основа не имеет выраженного подлежащего, однако оно подразумевается в точной форме (проще говоря, к сказуемому можно подставить одно из слов: «я», «мы», «ты», «вы»).

Сказуемое, выраженное глаголом , всегда стоит в изъявительном или повелительном наклонении, настоящем или будущем времени, в 1 или 2 лице, в любом числе. Внимание: главный член предложения в определенно-личной конструкции никогда не может стоять в прошедшем времени, поскольку подобная форма может подразумевать различные подлежащие.

Определенно-личные предложения: примеры

Определенно-личные предложения часто встречаются в русской литературе. Особенно широко они используются в стихотворных формах, поскольку для соблюдения ритма и размера произведения автор должен подобрать наиболее емкие конструкции, требующие меньшего количества слов без потери основной идеи произведения. Часто такие синтаксические конструкции помогают автору использовать множество фигур речи: риторические обращения и восклицания, параллелизмы, ряды однородных членов.

Необходимо привести несколько примеров с определенно-личными предложениями , поскольку теоретические знания, подкрепленные практическими элементами, запоминаются гораздо быстрее.

Подобранные конструкции относятся к разным стилям речи: несколько примеров взяты из текстов художественной литературы, остальные - из каждодневных речевых ситуаций (разговорный стиль). Это говорит о том, что односоставные определенно-личные предложения широко распространены не только в художественной литературе, но и в повседневном общении, официальных бумагах, поскольку придают высказыванию интонацию доверительности, создают впечатления беседы, а также помогают передать состояние души автора. Очевидна универсальность таких конструкций, а значит, изучение и понимание их необходимо образованному человеку.

В современных синтаксических исследованиях вопрос о выделении односоставной определенно-личной конструкции в качестве самостоятельной синтаксической категории не решен. Исследователи выделяют среди односоставных предложений определенно-личные: Т.Г. Почтенная, А.А. Юдин, Е.А. Седельников, А.Г. Руднев, В.В. Бабайцева и др. Ряд ученых относят односоставные конструкции к двусоставным неполным предложениям, некоторые ученые считают все двусоставные конструкции определенно-личными предложениями. Важным для решения вопроса о выделении любого типа предложения является определение его формально-грамматических признаков и семантической функции, учитывающие как план содержания, так и план выражения.

Определенно-личными называются бесподлежащныеодносоставные предложения, главный член которых выражается личной формой глагола, указывающей на определенное лицо, характеризуемое по действию, состоянию, отношению к другим лицам, предметам и т. д.Глагол в таком случае не нуждается в наличии местоимения, так как значение конкретного лица передается его личным окончанием. Например: Отпущу свою душу на волю И пойду по широкому полю (Ю. Кузнецов).

Главный член в определенно-личных предложениях может быть выражен:

1) глаголом 1-го лица ед. ч. изъявительного наклонения , когда выражаются действия говорящего, «автора» речи: Беру перо, привычке повинуясь, пишу стихи и – недовольный, жгу (Н. Некрасов);

Однако нужно отметить, что форма 1-го лица ед. числа может служить для обозначения обобщенного субъекта , и в этом случае индивидуально-личное значение ее ослабевает. Особенно выразительно такое обобщенное употребление в рассуждениях, в общих сентенциях (например, в поговорках: Чье кушаю, того и слушаю и т. п.). Однако и в этих случаях прямое отношение к говорящему субъекту, к я, все же отчетливо сохраняется, поэтому предложения, главный член которых представлен глагольной формой 1-го лица ед. ч. В.В. Виноградов рекомендует относить в разряд определенно-личных: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной… (М. Лермонтов).

2) глаголом 2-го лица ед. ч. изъявительного наклонения, когда выражаются действия собеседника, слушающего, читающего, то есть того, к кому обращена речь – «адресата» речи: Поэт! Не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: Но ты останься тверд, спокоен и угрюм (А. Пушкин). Определенно-личное значение предложения этого типа имеют только в тех случаях, когда говорящий обращается непосредственно к собеседнику.

3) глаголом 1-го лица мн. ч. изъявительного наклонения , когда выражают действие группы лиц, объединяемых говорящим лицом: говорящий и другие лица («мы»). При этом в контексте действующие лица могут быть названы и конкретно: И вот, наконец, едем … Нас двое. Сидим в столовой на станции Шилово. (В. Песков). Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня
(А. Пушкин).



4) главный член может быть представлен и глаголом в форме повелительного наклонения как ед., так мн. ч. : Свои слезы оставь на потом
(Ю. Кузнецов); Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои (Ф.Тютчев).Часто в таких предложениях императив звучит категоричнее, определеннее: Беги в город, скажи , чтобы лошадей подали к перевозу и пролетку, и бричку, и телегу еще для багажа, понял? Катай! (Горький).

Возникают следующие модели:

а) субъект действия – говорящий и его собеседник : Оставим этот разговор, – решительно сказал Трубачевский. Неворожин сморщился, потом улыбнулся. – Отложим. (В. Каверин).

б)субъект действия – говорящий и группа его собеседников , слушателей и т.п.: Бежим ко мне, дети! (М. Горький); Давайте обсудим это сообща: есть такие высоты, которые не берутся в одиночку (Л. Леонов). Такие предложения служат для выражения совместности действия говорящего и его собеседника

Глагол 1 и 2 лица ед.ч. может быть заменен в стилистических целях глаголом в форме 1-го лица мн. ч.:

а) со значением побуждения к совместному действию: Мастеруем? – равнодушно кинул он (Закр). Здесь говорящий делается как бы соучастником действия;

б) действие со значением участливой совокупности, совместности в обращении к собеседнику: Как себя чувствуем? (при обращении врача к пациенту).

в) действие соотносится с лицом говорящим, выявляемым контекстуально, в связи с этим рождаются речевые штампы: Тебе говорят (я тебе говорю); Просят не шуметь (просим вас не шуметь);

г) 1-е лицо ед. ч. для большей выразительности может заменяться формой 1-го лица мн. ч., такая замена лиц позволяет говорящему не выдвигать себя как действующее лицо на первый план: – Понимаем, – вмешался Парабукин, откашливаясь. – Не вы одни газетки читаете (К. Федин);

д) 1-е лицо ед. ч. заменяется формой 1-го лица мн. ч. в научной литературе и в письменной речи других стилей – так называемое «авторское мы»: Возьмем словосочетание … (А. Пешковский); Приведем три примера хирургического лечения… (П. Корнев);

е) 2-е лицо ед. ч. заменяется формой 1-го лица мн. ч.: Чай будем пить ? – спросила проводница. – Угощали уже, – сказал Трубников. – В Москве по-московски (Вл. Лидин). В таких случаях говорящий как бы представляет себя соучастником действия.

Предложения, главный член которых представлен другими глагольными формами, определенно-личными считаться не могут:

1. Сказуемое не может быть в форме третьего лица . Эта форма сама по себе не указывает на конкретное действующее лицо. Ср.: Еду в поезде (я). – Едет в поезде (он? она? оно?). Поэтому предложение, главный член которых представлен одним глагольным сказуемым в форме 3-го лица ед. ч., является неполным, пропущено подлежащее в них легко восстанавливается как ситуативно, так и контекстуально: Пусть себе квартиру строит (Е. Воробьев);

2. Формы прошедшего времени глагола не могут быть сказуемым определенно-личных односоставных предложений, поскольку не выявляют определенного лица: По белевшей в ночи папахе угадал Половцева. Накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел (Шол.); Утром через силу поднялся и пошел в больницу (Ч.) – только контекст помогает установить действующее лицо, сама же форма глагола одинаково соответствует первому, второму и третьему лицу. Такие предложения относятся к двусоставным неполным. Даже в случае, когда сказуемое в большей мере конкретизирует деятеля, предложение является не односоставным, а неполным двусоставным: Превратила все в шутку сначала, Поняла принялась укорять , Головою красивой качала , Стала слезы платком вытирать (Блок).

Употребление определенно-личных односоставных предложений сообщает повествованию большую динамичность, энергичность, делает его более лаконичным. Еще Ломоносов писал: «Умолчание местоимений личных пред спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит»: Вижу восходящую брани тучу. А
А.М. Пешковский говорил о предложениях без подлежащих-местоимений (хотя и не выделял их среди односоставных предложений): «Мы заметим здесь некоторую энергичность, быстроту и взволнованность речи, но именно с этой-то точки зрения слова я, ты, мы, вы оказываются прямо неуместными: вставляя их, мы получим речь более вялую, разжиженную, спокойную, но ничем не более ясную (например, я люблю тебя, Петра творенье; Я сижу за решеткой в темнице сырой и т.д.)».

Славлю перец – в зерне и в пыльце, всякий: черный – в багряном борще, как бесенок в багряном плаще; красно-огненный в красном словце... Славлю перец во всем вообще (Н. Матв.); Я не одобряю ваших теорий (Грин); Я красной розы лепестки не оскорблю оттенками. Пускай немыслимо просты цветы недвуименные: пойду на битву за цветы, как за цвета знаменные (Н. Матв.).

Односоставные определенно-личные предложения, являясь синонимами двусоставных, помогают избежать словесного повторения. В подобных случаях внимание сосредоточено не на действующем лице, а на действии, важном для автора в его сообщении: Да и ты ведь такая, ты тоже ведь плакать не будешь , только старый будильник приучишься ставить на семь. Станешь вдвое работать ... Решивши забыть, позабудешь. Позабывши, не вспомнишь , не вспомнив, забудешь совсем (Сим.).

Не говорит она: отложим –

Любви мы цену тем умножим,

Вернее в сети заведём;

Сперва тщеславием кольнём

Надеждой, там недоуменьем

Измучим сердце, а потом

Ревнивым оживим огнём…

А.С. Пушкин:

Определенно-личные предложения употребляются в основном в художественных произведениях, в диалогической речи.

Урок — закрепление по теме

«Определенно-личные предложения»

Цель: совершенствовать умение находить односоставные предложения, отработать практические навыки по нахождению среди односоставных предложений определенно-личные.

— Учить детей активно пользоваться определенно – личными предложениями, учиться управлять своей речью, сознательно ее совершенствуя, сопоставляя данное и полученное предложение по оттенкам значений.

— Воспитывать интерес к предмету, к слову через внимательное восприятие речи окружающих, читаемых текстов, выразительных ситуаций использования изучаемых явлений языка.

Оборудование: компьютер, стихотворения поэтов, карточки, раздаточный материал, тесты, опорные таблицы

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

I. Вводное слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Определенно-личные предложения». Цель: совершенствовать умение находить односоставные предложения, отработать практические навыки по нахождению определенно-личных предложений

Сегодня перед нами стоит задача – увидеть использование определенно-личных предложений в художественных текстах, в речи, показать своеобразие этих односоставных предложений, а поможет нам в этом творчество великих русских поэтов Сергея Есенина, А.Пушкина, а также ваше творческое использование определенно-личных предложений в своей речи.

II. ПРОВЕРКА домашнего задания.

1.Фронтальный опрос

Какие предложения называются определенно-личными?

Чем выражено сказуемое в определенно-личных предложениях?

Можно ли определенно-личные предложения считать неполными, так как в них отсутствует подлежащее? (Нет, глагол-сказуемое не нуждается в наличие подлежащего)

В каких стилях речи используются определенно — личные предложения?

Как вы думаете, на каких уроках часто используются определенно- личные предложения? (На математике, так как операции, производимые в ходе математических доказательств относятся ко всем лицам вообще -«рассмотрим, предположим, построим, обозначим…»

Каков алгоритм нахождения этих предложений? 1)Алгоритм нахождения. (ответ ребенка) слайд 2

Чтобы правильно и быстро найти в тексте определенно-личные

предложения, создан алгоритм их нахождения.

С чего нужно начать?

Грамматическая основа предложения

1 главный член (односоставный) 2 главных членов (двусоставных)

Сказуемое

1,2 лица настоящее, будущее

время, изъявительное

наклонение, повелительное

наклонение

Определенно-личные предложения.

Итак, подведем итоги сказанному. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.

III. Закрепление материала.

1.Самостоятельная работа.

— Пользуясь алгоритмом, определите определенно-личные предложения, подчеркните в них сказуемое. Слайд 3-4

Спишите предложения. Подчеркните главный член. Укажите, какой частью речи он выражен. Назовите тип предложения.

Расставьте недостающие знаки препинания

1. Брошу в море сети частые белый парус подыму.

2. Плывем пусты(н, нн)ой Ладогой под яркой аркой-радугой.

3. О чудесном лесе буду песни складывать расскажу про терем сказку-правду мудрую.

4. Милый крот слепой рабочий! Выбирай темнее ночи бер..гись сверканий дня! (В.Брюсов)

1. Люблю дымок спале(н,нн) жнивы

2. От маршировки меня избавь.

3. Сам узна..шь будет время бра(н,нн)ое житье.

4. Молча сижу под окошком темницы.

5. Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный.

6. (Не) смейся над моей пророч..ской тоской.

7. Гляжу на будущность с боязнью гляжу на прошлое с тоской и, как пр..ступник перед казнью, ищу кругом души родной.

8. (Не)грусти дорогая соседка.

9. Возьму винтовку длинную пойду я из ворот.

М.Ю.Лермонтов

2. Выборочный диктант. Данный вид предложений часто встречается в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта. Сейчас мы постараемся найти определенно-личные предложения в стихотворениях С.А. Есенина, А.С. Пушкина.

Выпишите определенно – личные предложения Работа с поэтическими текстами С.А.Есенина, А.С.Пушкина. Слайд 5-7

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

С. Есенин

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль…

3. Работа по вариантам. Предлагается исследовать текст:

Выписать из текста определенно-личные предложения;

Определить стиль текста, объяснить, с какой целью используются в нем определенно-личные предложения;

1вариант:

Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, на стене висел еще диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени. Пугачев сел на том диване, на котором, бывало, дремал Иван Кузмич, усыпленный ворчанием своей супруги. Швабрин сам поднес ему водки. Пугачев выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: «Попотчуй и его благородие». Швабрин подошел ко мне со своим подносом; но я вторично от него отворотился. Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостью. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно: «Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее».

Швабрин побледнел как мертвый. «Государь, — сказал он дрожащим голосом… — Государь. Она не под караулом … она больна… она в светлице лежит».

«Веди ж меня к ней», — сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повел Пугачева в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал.

Швабрин остановился на лестнице. «Государь! – сказал он. – Вы властны требовать от меня, что вам угодно; но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей».

Я затрепетал. «Так ты женат!» — сказал я Швабрину, готовяся его растерзать.

— Тише! – прервал меня Пугачев. Это мое дело. А ты, — продолжал он, обращаясь к Швабрину — не умничай и не ломайся: жена она тебе или не жена, а я веду к ней кого хочу. Ваше благородие, ступай за мною.

— Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.

2 вариант

«Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15 сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согла¬сия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость.

Отец твой А.Г

4. Творческий диктант. Прочитайте предложения. Какие из них можно преобразовать в определенно-личные? Запишите их в преобразованном виде. Почему другие предложения не допускают такого преобразования? Слайд 8-9

1. Мы любовались чудесной картиной осенней природы.

2. Мы идем по тенистой лесной тропинке.

3. Лодка чуть покачивалась у причала.

4. Ты не забудь положить в портфель завтрак.

5. Ты выполнил работу отлично.

6. Пианист исполняет этот этюд виртуозно.

1. Ты постарайся выполнить работу аккуратно.

2. Я торопливо иду на перрон, радуясь близкой встрече с друзьями.

3. Он учится в техникуме и работает на заводе токарем.

4. Мы ощупью входим в коридор, стараясь ничего не опрокинуть.

5. Мы выполним задание с честью.

6. Мы пришли домой поздним вечером.

7. Вы расскажите о ваших впечатлениях от поездки.

8. Ты пишешь неаккуратно и делаешь много ошибок.

9. Ветер воет и свистит за окном.

Физкультминутка

Учитель: Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. Обратите внимание на доску. Вы видите ряд предложений, причем вы уже можете сказать, какие они (односоставные, определённо-личные). Давайте все вместе не только проговорим эти предложения, но и покажем их жестами.

ПОДНИМУСЬ И

РАССКАЖУ.

5. Корректирование текста

— А сейчас каждый из вас поработает корректором Развитие учебно- языковых умений, работа по стилистике (1 ученик у доски, другие работают в тетрадях).

1) На доске записан текст, прочитайте его. Можно ли его оставить в таком виде или вам что- то хочется изменить в нем.

Раннее утро. Я просыпаюсь и на ц_почках я вхожу в п лисадник. Я иду (в)доль реки. Я наблюдаю, как к_мпания приехавшая в машине ра_пол_гается на отдых. Тропинка обогнула песча_ый косогор и я выхожу на просторный луг, на котором (кое) где р_стут деревья.

6. Работа по развитию речи (дифференцированно)

1) Написать небольшой текст, в котором использовались бы определенно-личные предложения. Сейчас за окном зима. Перед вами картины о зиме,которые помогут вам в написании сочинения-миниатюры о зиме.

2) Карточка

ТЕКСТ №1.

Очень жаль, что (не)долго кр..суются в своих нарядах деревья сердитый ветер..делает свое дело: закружит в пестром хор..воде их красоту, и уронит на землю. Когда осенью идеш.. по улицам нашего города, видиш.. как листья свой обычный летний наря.. м..няют на осен..ий. С особенным чувством вспоминаю первое путешествие.

Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок.

7. Тестирование.

Задание. Укажите номера определенно- личных предложений.

1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста.

2.В мещерском крае можно увидеть сосновые боры.

3.Выглядываю в окно и не узнаю леса.

4.Весенняя ночь стояла над горами.

5.Стою под солнцем.

6.Она хотела уехать в деревню.

7.Не люблю снег с дождем.

8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.

9.Река неожиданно меняет направление.

10.Друзья берегите природу!

Учащиеся сами проверяют свои работы и выставляют себе оценки (самоконтроль)

1,3,5,7,8,10
Оценка:
«5»-6 правильных ответов

«4»-5 правильных ответов

«3»-4 правильных ответов

8. Игра. РАССЫПАЛОСЬ предложение.

а) Не, разевай, каравай, на, рот, чужой, а, да, добывай, свой, пораньше, вставай.

б) Не, тем, сделать, хвались, что, можешь, а, тем, уже, сделал, что.

9. Работа по заполнению таблицы. На доске вам необходимо заполнить графу Способы выражения сказуемого

Знакомство со структурными особенностями определенно-личных предложений, со способами выражения сказуемого в них.

Примеры определенно-личных предложений Способы выражения сказуемого 1. Люблю грозу в начале мая… Глагол, 1 лица, ед.ч., наст. вр. 2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Глагол 2 лица, ед.ч, наст. вр. 3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. Глагол 1 лица, мн.ч, наст. вр. 4. Выйду, сяду под березой, буду слушать соловья. Глагол 1 лица, ед. ч., буд.вр. 5. Напиши мне письмецо! Глагол 2 лица, ед.ч, буд., вр., повелит. накл.

Подведение итогов.

Над каким видом односоставных предложений мы работали на уроке?

По каким признакам можно узнать эти предложения?

IV. Домашнее задание: выписать из художественной литературы 6 определенно-личных предложений.

Написать письмо другу, используя глаголы, которые выражают благодарность, поздравления, пожелания; написать письмо другу о своем рабочем дне, используя определенно-личные предложения;

No related posts.

♦ Рубрика: .