Обучение грамоте ст. гр. Звук "Ж", буква "Ж". Постановка и автоматизация звука ж в слогах, словах, предложениях, стихах. Введение в тему урока

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Становская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по русскому языку

(Обучение грамоте)

Разработала:
Леонова Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

с. Становое, 2015 год

Тема урока: Звук ж . Буквы Ж, ж.

Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

Познавательные УУД :

принимать учебную задачу;

решать учебную задачу под руководством учителя;

группировать изученные буквы;

определять место на ленте букв изучаемой буквы;

Личностные УУД:

вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

осваивать новые виды деятельности,

участвовать в творческом, процессе;

Коммуникативные УУД:

отвечать на поставленные вопросы по содержанию теста;

работать в паре;

Регулятивные УУД:

определять цель учебного задания;

контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;

отвечать на итоговые вопросы.

Оборудование: учебник "Букварь " (авторы Л.Е.Журова и др.), рабочая тетрадь № 3 (авторы М.М.Безруких и др.), домики с буквами, слоговая таблица, сигнальные карточки (синие, белые), карточки-кружочки.

Ход урока:

Мотивация

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости.

Ученик:

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Мы хотим вам показать,

Как умеем отвечать.

Не судите строго,

Ведь учились мы немного.

Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем. Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?

Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем - с согласного твёрдого, с согласного мягкого звука.

2. Актуализация опорных знаний.

Поиграем в игру «Доскажи словечко».

Наша речь состоит ….(из предложений).

Р-П-С-С-Б-З

Звуки мы…..(слышим и произносим)

Буквы……….(видим, пишем и читаем)

А сейчас проверим, верны ли наши утверждения.

Слайд 1(Буквы и звуки русской азбуки)

Звуки бывают … (гласные и согласные).

При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

Слайд 2(Буквы и звуки русской азбуки)

Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова?

Отгадайте загадку:

Крошки-птички сели в ряд

И словечки говорят.

С виду чёрные, кривые,

От рождения немые,

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят.

(буквы)

Давайте познакомимся с «жильцами» первого домика.

Назовите буквы.


Почему эти буквы поселились в домике под красной крышей? (гласные )

Назовите буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука.

(а, о, у, ы)

Назовите буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного звука.

(и, е, я)

Какие «хитрые» буквы поселились в этом домике? (е, я)

Почему их называют «хитрыми»? (обозначают два звука)

Молодцы! Продолжим знакомство и посмотрим, какие буквы проживают во втором домике.


Назовите буквы.

Почему эти буквы поселились в домике под синей крышей? (согласные )

Какие звуки обозначают эти буквы - звонкие или глухие?

Давайте проверим. (Положить ладонь на горлышко и чётко произнести звук. Если чувствуешь вибрацию-звонкий, если нет-глухой)

Молодцы! Два домика мы с вами исследовали, пойдёмте знакомиться с другими «жильцами».

- Назовите буквы.

Какие это буквы - гласные или согласные? (согласные )

Почему они поселились в отдельном домике? (обозначают глухой звук)

Какие из этих букв обозначают только один звук? (ш - ш -твёрдый, ч- ч , -мягкий)

Ребята, посмотрите, на этой станции есть ещё один домик. Кто же в нём живёт?

- Как называется эта буква? (мягкий знак)

Для чего служит мягкий знак? (для обозначения мягкости предшествующего согласного звука)

Чем мягкий знак отличается от других букв? (не обозначает звука)

Ребята, вы отлично справились с заданиями, а теперь нас ждут новые испытания.

3.Выявление места и причины затруднения

1.Выделение нового звука, его характеристика.

Послушайте загадку-шутку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

Какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении? (ж)

Какой он, гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

Игра «Твёрдый-мягкий». (Приложение к учебнику)

ВЫВОД: У звука [ж] нет мягкой пары - в этом его особенность (Показать на доске)

[Ж] согласный, звонкий, всегда твёрдый

О ком это стихотворение? (о жуке)

Давайте составим схему этого слова.

В каком месте слова находится звук [ж]?

-Давайте проверим. (Приложение к учебнику)

А теперь открою тайну природы: в мире существует очень много видов жуков. Среди них есть вредные жуки, есть полезные жуки.

Самый большой жук- Олень. Раньше этот жук встречался в дубовых лесах, а сейчас занесён этот жук в Красную книгу. Как вы думаете почему?

Потому что этот вид может исчезнуть, но я думаю этого не случится, ведь вы не будете ловить и обижать их верно?

Жук олень не только красавец, он ещё приносит пользу: личинки этого жука перерабатывают гнилую древесину, удобряют почву.

Поэтому берегите и охраняйте природу.

Развитие фонематического анализа

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Как на письме мы обозначим звук (ж)? ( Звук [ж] обозначается на письме буквой ж.)

- Ну а теперь давайте познакомимся с хозяйкой сегодняшнего урока.

Нас встречает сама (буква Ж) … ой, ребята, неужели мы ошиблись.

Ведь это не буква Ж. Кто мне скажет, что за буква?

Правильно - Это буква К, но не совсем. Потому что, стоит нам развернуть лист и вот, перед нами хозяйка домика буква Ж.

Это - Ж, А это — К,

Целый жук и полжука.

( А. Шибаев )

- А давайте напишем её портрет. (На что похожа буква Ж)

Дети читают стихи.

1 ученик:

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце ее

Не растопит уже!

Просмотр видео «Учим букву Ж» (до слов « на жука» остановить)

- Ребята у вас на столе лежат листочки с рисунком, переверните. Кто нарисован? (Жук) Давайте украсим спинку жука для этого выложим букву Ж. Напоминаю, что не должно быть пластилина не на полу, столе. Работаем аккуратно. Жук запомнит, какая буква у него на спинке? А вы запомнили?

4.Построение проекта выхода из затруднения

А теперь слушайте и запоминайте слова с буквой Ж. (Продолжение видео)

Физкультминутка

Пока мы отдыхали, наша буква ж подружилась с буквами, которые живут в красном домике. Давайте с вами прочитаем слоги:

Жа жо жу жи аж ож уж иж

(Дети читают слоги в учебнике на с.)

5.Реализация построенного проекта

Упражнение в выделении звука [ж]

Я сейчас предлагаю вам придумать рассказ вместе со мной, в котором встречается буква Ж.

У девочки по имени (Анжелика) есть собака по кличке (Жужик). Однажды они пошли в лес. Анжелика под дубом собирала (желуди). Жужик гонялся за летающим (жуком - божией коровкой). Вдруг Анжелика услышала лай. Это Жужик заметил большую колючую (ежиху) с маленькими (ежатами). Анжелика позвала Жужика, а ежиха и ежата убежали под елку.

В. Волина
- А теперь попробуйте без моей помощи составить рассказ.

(Приложение к учебнику)

А теперь давайте посмотрим мультфильм и проверим, правильно ли мы составляли.

( Приложение к учебнику. Просмотр мультфильма)

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Дифференцированная работа

1 группа (находит слова на картинке с буквой ж)

2 группа Замените в словах первый звук на звук [Ж], чтобы получилось новое слово:

лук - жук

зал - жал

баба - жаба

печь - жечь

мир - жир

мало - жало

Лора - Жора

идет - ждет

пакет - жакет

бетон - жетон

билет - жилет

пучок - жучок

ракетка - жакетка

Веня - Женя

(Проверка по эталону)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).

8.Включение в систему знаний и повторение

- Я прочитаю вам сказку, а вы должны обвести слова, где есть буква Ж.

Жадная Жаба.

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Од-нажды важный Жук говорит Ужу:

Надо бы нам крышу покрасить.

Покрасить можно,— говорит осторожный Уж.— Только какой краской?

Желтой,— важно сказал Жук.

Но у нас нет желтой краски.

Ну, тогда оранжевой!

И оранжевой тоже нет.

Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оран-жевой краски.

А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.

Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?

Не дам! — отвечает Жаба.— Жалко краску.

Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:

Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.

Нет у меня никакого джема!

Ахты ж-жадина! — рассердился Шмель да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вы-лезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

Пожалейте меня, несчастную-ю!

Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу. ( Г. Юдин)

- Прочитайте, какие слова вы обвели.

9.Рефлексия

Какой была тема урока? (Звук [ж], буква Ж) (СЛАЙД )

Какие цели вы ставили? (Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой)

- «Жильцом» какого домика станет буква Ж?


Удалось ли достичь этих целей?

Шкала самооценки:

Возникали у вас затруднения?

Вы смогли их преодолеть?

Если было легко, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на самый большой цветок.

Если было трудно, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на средний цветок

Если было трудно, было много ошибок, то на самый маленький цветок.

На память о нашем уроке я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем уроке.

Тема: Звук (Ж) и буква (Ж).

Интегрируемые образовательные области

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Форма деятельности

Совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Познакомить со звуком «Ж» -согл. Познакомить с условным обозначением звуков «Ж» - синий квадрат (всегда твердый). Познакомить с печатной буквой «Ж». Формировать навык написания буквы, а также слов. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Оборудование: мяч, зеркала, набор картинок, наборное полотно, магнитная доска, фломастер, набор цветков из бархатной бумаги, шерстяная нить, жук.

Ход занятия

  1. 1. Разминка для ума.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Кто как передвигается (игра проводится в кругу с мячом).

Собака (бежит) кенгуру (прыгает)

Заяц (скачет) лошадь (скачет, бежит)

Змея (ползет) птица (летит)

Корова (идет) рыба (плывет)

Жук (ползет, летит) и т.д.

  1. 2. Повторение пройденного.

Артикуляционная гимнастика.

-«Трубочка» - раз

-«Заборчик» - два

-«Желобок» - три

-«Маляр» - четыре

-«Катание шарика» - пять и опять…..

  1. 3. Новый материал.

Дети, посмотрите, кто к нам прилетел? (на столе появляется жук)

Жук жужжит

Звук я новый вам скажу

Вы догадались какой звук мы будем сейчас изучать? (Ж)

Давайте споем любимую песню жука: «ж-ж-ж-ж»

Воспитатель объясняет артикуляцию звука «Ж»:

(дети смотрят в зеркало, произносят звук «Ж» и разбирают артикуляцию по схеме: губы-зубы-язык-связки-воздушная струя)

Губы в положении широкой трубочки,

зубы сближены,

широкий кончик языка за верхними зубами,

  1. 4. Закрепление нового материала.

Игра «Подскажи словечко»

Дети должны подсказать слово в конце стихотворения, найти изображение подсказки.

Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

А потому что он… (жираф).

Назвать картинку, которую нашли. (жираф)

Назвать первый звук в слове жираф. («Ж»)

Воспитатель уточнят, что звук «Ж» -звонкий, всегда твердый и обозначается на схемах только синим квадратом.

Игра «Слоговые домики»

Показать детям открытку с изображением буквы «Ж», прочитать стихотворение И.Блюмкина.

Буква Ж – совсем как жук:

Много ног и много рук.

  • Прочертить изображение буквы в воздухе, спросить, чем отличается звук от буквы. (звук мы произносим и слышим, а букву мы видим и пишем)
  • Написать букву «Ж» в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно.
  • Прочитать слоги в слоговом домике

Уточнить, что слог ЖЕ читается так же, как ЖО.

Физкультминутка – игра «Жук»

Дети выполняют движение по тексту стихотворения.

На лужайке, на ромашке,

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Игра «Предмет, слово, схема»

  • Написать название предмета в большом шарике. (Лыжи)
  • Соединить большой шарик со схемой слова, которая ему подходит. (Лыжи – схема из четырех знаков: синий квадрат, красный квадрат, синий квадрат, красный квадрат.)

Игра «Говорящий жук»

Воспитатель называет слово, а ребенок у кого окажется жук изменяет его так, чтобы был хорошо слышен звук «Ж».

Воспитатель Дети

Снег снежок

Друг дружок

Сапог сапожок

Круг кружок

Утюг утюжок

Пирог пирожок

  1. 5. Заключительная часть.

Развитие мелкой моторики. Ниткография «Цветок»

Детям раздаются: контуры цветов-ромашек, колокольчиков, вырезанных из бархатной бумаги; - кусочки ворсистой нитки. Педагог предлагает украсить цветы ниточками, чтобы порадовать жука. Из получившихся цветов можно сделать панно «Полянка».

Воспитатель от имени жука восторгается цветами.

Тема урока: Звуки [ж], буква Ж.

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука ж; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву Ж, ж и особенности звука ж;умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; понимают прочитанное и прослушанное произведение Г. Юдина «Поэты».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения;логические – словоизменение (замена одной буквы в слове); рассуждения об особенностях звука ж.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывают своё мнение; оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

ХОД УРОКА

1. Самоопределение учебной деятельности. Организационный момент.

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Мы хотим им показать,

Как умеем отвечать.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем.

Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?

2. Актуализация опорных знаний.

Игра «Доскажи словечко».

Какой бывает наша речь……(устная и письменная)

Наша речь состоит из... (из предложений)

Придумайте предложение из 2 слов, 3 слов. Какое правило написания предложения мы знаем?

Что такое буква?

Что такое звук?

Звуки бывают… (согласные и гласные)

Согласные звуки бывают… (твердыми и мягкими, звонкими и глухими)

Гласные звуки бывают… (ударными и безударными)

Какой секрет есть у букв Я, Е.... (могут обозначать 2 звука)

Дайте характеристику букве Б, Ш

Имена, фамилии, клички, города… (все с заглавной буквы пишутся всегда)

Ребята, вы знаете, что я люблю загадывать загадки. Вот и сейчас предлагаю послушать и отгадать загадку.

Я блестящая такая

И, конечно, легковая,

По дороге мчусь стрелой –

Не угнаться вам за мной!

У меня есть руль и шины,

Как зовут меня? Машина.

(слово записано на доске)

Составим схему слова МАШИНА.

Составьте схему этого слова.

Дайте полную характеристику звуку [Ш].

А какая орфограмма спряталась в слове МАШИНА…(ШИ пиши с буквой И).

3. Введение в тему урока.

Эта машина привезла нам на урок цветок. Это цветок не простой, он поможет нам попасть из холодного декабря в тёплое лето. Ребята почему цветок закрыт? (…)

А на нём загадка…

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын…. (жираф)

Составьте схему этого слова. У нас 2 варианта схем, а какая правильная?

4. Постановка учебной задачи

Как бы вы назвали тему нашего урок? (звуком [ж] и буквы Ж, ж)

А хотите узнать, почему он особенный. Это нам и предстоит сегодня узнать.

5. Характеристика звука [ж].

Что нужно сделать, чтобы узнать какой звук? Нужно его произнести.

Какой это звук? (согласный)

Почему? (когда произносим звук, воздух встречает преграду)

- А звонкий или глухой?

Произнесите слова и послушайте, как произносится звук в словах.

(журнал, жёлудь, жевачка, жираф)

Как мы его слышим твердо или мягко? (Твердо)

Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким?

Я тоже не смогла придумать такие слова.

Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

Звук [ж] только твёрдый.

Значит какая схема будет правильной?

- Расскажите, что узнали про звук [ж]?

Физкультминутка

Игра «Найди звук». Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте, если же звука не услышите, руки положите на парту. Будьте внимательны.

Жираф, учебник, желуди, чайник, жаба, желток, мороженое, цветы, лужайка, морж.

6. Знакомство с буквой

Прятался, прятался звук [ж] в словах и спрятался в букве.

И стали ее называть ЖЭ.

На кого она похожа? (на жука)

Эта буква широка

И похожа на жука

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук.

Откройте тетради и давайте напечатаем новую букву, но сначало посмотрим на экран.

Давайте отгадаем загадки и напечатаем слова и схемы в нашей тетрадке.

Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский …(жук)

На зеленой ветке

В бежевой беретке

Всем твердит крепыш:

Стройным и могучим дубом! (жёлуди)

7. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.

Рассказал звук [ж] такую историю.

В стране Жужжандия жил – был звук ж. Жужжал он, жужжал, скучно ему стало. С кем бы подружиться? Давайте ему поможем и познакомим его с гласными звуками.

жа жо жу же жи

В чём особенность звука [ж]? как он произносится?

Получилось ли у букв е , и смягчить предшествующий согласный? (не получилось)

Найдите букву Ж в каждом элементе м раскрасьте её жёлтым цветом. Кто у вас получился? (жираф)

Прочитаем слова (окройте учебники на стр. 25)

Друг, дружок, могу, может, жук, Жучка, телега, тележка

Вопросы по прочитанным словам:

Когда говорят «друг, телега», а когда «дружок, тележка»?

О ком так говорят «могу» и «может»?

Почему слово «Жучка» записано с большой буквы? (имя собственное)

Проверим ваши знания.

Поиграем в игру «Большая -маленькая».
ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны. Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.

Работа с текстом (учебник, стр. 25)

Посмотрим на рисунок внизу страницы.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?

Прочитаем текст по цепочке, будьте внимательны.

Дети читают текст по цепочке.

Проверка первичного восприятия.

О ком этот рассказ?

Как озаглавили бы текст?

Ученики читают текст про себя,

Вопросы учащихся к тексту.

Игра «Учитель-ученик»

В какую игру играют дети?

Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей?

О чем предупредили ребята Женю?

Можно ли сказать, что ребята настоящие друзья?

Продолжим и мы дружно работать на уроке и помогать своим друзьям.

Выборочное чтение.

Прочитайте слова с звуком [ж].

Закрепление.

Обведите слова на букву Ж.

Собери пазлы. Что у вас получилось? А как вы думаете почему эти картинки привязла волшебная машина к нам сегодня на уроке?

Развитие связной речи .

Давайте составим рассказ по картинкам.

А теперь посмотрим мультфильм по нашему рассказу.

13. Итог урока.

Мы дружно сегодня работали на уроке?

- Вспомните тему нашего урока.

Дайте характеристику букве Ж

Назовите слова с звуком [ж].

Ребёта посмотрите а наш цветочек раскрылся. Почему?

14. Рефлексия

Молодцы, вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались. А вам понравилось как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?

Спасибо, вам, ребята, за работу. А гостям спасибо за терпение и внимание.

Тема: Звук [ ж] . Буквы Ж,ж.

Комарова Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

МОУ «Обманковская ООШ»

Цель: познакомить с новым согласным звуком и буквами.

Задачи:

    дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;

    способствовать развитию внимания, фонематического слуха;

    способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым.

Оборудование: карточки: «согласные», «гласные»; предметные картинки – солнышки для рефлексии, карточка с буквами Ж, ж; портрет жука для домашнего задания, карточки со скороговорками.

Техника: компьютер, медиапроектор, экран, колонки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

Чтобы сегодня у вас всё получилось, нужно приготовить свой организм. Сделаем массаж головы: разотрём ладошки и тёплыми пальчиками помассируем голову. Вымоем руки, стряхнём. Снова разотрём ладошки и погладим ушки, чтобы внимательно слушали. Помассируем край ушей. Отогнём верхний край и отпустим. Опять вымоем руки и стряхнём. Подышим: вдохнём и на выдохе скажем отрывисто «и-и-и-и…».

Какое у вас настроение?

2. Введение в тему урока (приложение 1)

Ребята вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать.

Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку (СЛАЙД №3)

- Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну конечно, это
(Ёжик).

- Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далек (жираф)

-Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

По болотам ходит-бродит,

Там лягушек ищет, ловит (журавль)

Как можно назвать всех одним словом?

Произнесите все слова. Чем все слова похожи? ([ ж] )

А это кто? (СЛАЙД№4)

3. Постановка учебной задачи

Как вы думаете, почему во всех словах есть один и тот же звук?

Как бы вы назвали наш урок?

Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

4. Характеристика звука [ ж ].

Как узнать какой звук? (СЛАЙД №5)Составление плана.

РАБОТА В ПАРАХ:

Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж] (артикуляция)

Что нужно сделать, чтобы сказать этот звук?

Какой это звук? (согласный)

Что ещё нужно знать про звук? (слушаем в наушниках)

Как произносится звук? (звонко)

Послушаем, как произносится звук в словах. Игра «Поймай звук».

ПРАВИЛА: Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте. Будьте внимательны.

    Пиджак, рубашка, майка

    Шарф, жилет, шапка

    Шорты, бриджи, штаны

    Брюки, носки, джинсы

Где услышали звук, как он произносится? Как можно назвать одним словом?

== Расскажите, что узнали про звук [ж]?

Про звук мы узнали, можно познакомится и с буквой, с помощью которой он записывается. (СЛАЙД №6).

Почему же нет буквы? Я думаю, что жуку будет приятно послушать стишок, а мы немного отдохнём.

Ф/М На лужайке, по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

5. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.

Вот и буква Ж. На что похожа буква? (СЛАЙД №6)

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак)

У нас в комнате тоже есть буквы Ж. Найдите их (дети расходятся по классу, ищут буквы, заранее спрятанные учителем в разных местах; можно спрятать и буквы Х, К).

Жук на ромашке оставил нам слоги. Прочитаем их. (СЛАЙД №7)

Жук нам показал только одну букву. Но у буквы Ж есть пара (показ карточки Ж, ж)

Когда слова начинаются с большой буквы Ж?

Проверим ваши знания. Поиграем в игру «Большая -маленькая».

ПРАВИЛА : если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны.

-Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.

6. Закрепление.

Ребята, жук нас с буквой познакомил, слоги показал, а как называется жук, мы и узнали. Хотите узнать? Об этом можно прочитать в скороговорке (СЛАЙД №8).

- В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц.

Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицыприносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада.

(буклет садоводу-огороднику РИСУНОК № 1 )

7. Итог урока

Как назывался наш урок? Почему?

8. Рефлексия

Продолжите предложения (СЛАЙД №9)

Подарите жуку солнышко: если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке и всё у вас получилось, подарите солнышко того цвета, в названии которого есть звук [ж].(РИСУНОК №2)

А если не совсем довольны своими ответами, солнышко того цвета, в названии которого нет звука [ж].

9. Домашнее задание

На память вам жук дарит свой портрет. К сожалению цветной бумаги не было, поэтому портрет черно-белый. Если вы захотите, закрасьте те части, в которых есть буква Ж. Если не ошибётесь, у вас получится цветной портрет жука и вы увидите какой разной может быть буква Ж.