Обучение грамоте ст. гр. Звук "Ж", буква "Ж". Постановка и автоматизация звука ж в слогах, словах, предложениях, стихах. Введение в тему урока
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Становская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по русскому языку
(Обучение грамоте)
Разработала:
Леонова Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
с. Становое, 2015 год
Тема урока: Звук ж . Буквы Ж, ж.
Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.
Познавательные УУД :
принимать учебную задачу;
решать учебную задачу под руководством учителя;
группировать изученные буквы;
определять место на ленте букв изучаемой буквы;
Личностные УУД:
вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
осваивать новые виды деятельности,
участвовать в творческом, процессе;
Коммуникативные УУД:
отвечать на поставленные вопросы по содержанию теста;
работать в паре;
Регулятивные УУД:
определять цель учебного задания;
контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;
отвечать на итоговые вопросы.
Оборудование: учебник "Букварь " (авторы Л.Е.Журова и др.), рабочая тетрадь № 3 (авторы М.М.Безруких и др.), домики с буквами, слоговая таблица, сигнальные карточки (синие, белые), карточки-кружочки.
Ход урока:
Мотивация
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости.
Ученик:
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Мы хотим вам показать,
Как умеем отвечать.
Не судите строго,
Ведь учились мы немного.
Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем. Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?
Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем - с согласного твёрдого, с согласного мягкого звука.
2. Актуализация опорных знаний.
Поиграем в игру «Доскажи словечко».
Наша речь состоит ….(из предложений).
Р-П-С-С-Б-З
Звуки мы…..(слышим и произносим)
Буквы……….(видим, пишем и читаем)
А сейчас проверим, верны ли наши утверждения.
Слайд 1(Буквы и звуки русской азбуки)
Звуки бывают … (гласные и согласные).
При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).
Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).
Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).
Слайд 2(Буквы и звуки русской азбуки)
Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова?
Отгадайте загадку:
Крошки-птички сели в ряд
И словечки говорят.
С виду чёрные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу все заговорят.
(буквы)
Давайте познакомимся с «жильцами» первого домика.
Назовите буквы.
Почему эти буквы поселились в домике под красной крышей? (гласные )
Назовите буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука.
(а, о, у, ы)
Назовите буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного звука.
(и, е, я)
Какие «хитрые» буквы поселились в этом домике? (е, я)
Почему их называют «хитрыми»? (обозначают два звука)
Молодцы! Продолжим знакомство и посмотрим, какие буквы проживают во втором домике.
Назовите буквы.
Почему эти буквы поселились в домике под синей крышей? (согласные )
Какие звуки обозначают эти буквы - звонкие или глухие?
Давайте проверим. (Положить ладонь на горлышко и чётко произнести звук. Если чувствуешь вибрацию-звонкий, если нет-глухой)
Молодцы! Два домика мы с вами исследовали, пойдёмте знакомиться с другими «жильцами».
Какие это буквы - гласные или согласные? (согласные )
Почему они поселились в отдельном домике? (обозначают глухой звук)
Какие из этих букв обозначают только один звук? (ш - ш -твёрдый, ч- ч , -мягкий)
Ребята, посмотрите, на этой станции есть ещё один домик. Кто же в нём живёт?
Для чего служит мягкий знак? (для обозначения мягкости предшествующего согласного звука)
Чем мягкий знак отличается от других букв? (не обозначает звука)
Ребята, вы отлично справились с заданиями, а теперь нас ждут новые испытания.
3.Выявление места и причины затруднения
1.Выделение нового звука, его характеристика.
Послушайте загадку-шутку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
Какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении? (ж)
Какой он, гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?
Игра «Твёрдый-мягкий». (Приложение к учебнику)
ВЫВОД: У звука [ж] нет мягкой пары - в этом его особенность (Показать на доске)
[Ж] согласный, звонкий, всегда твёрдый
О ком это стихотворение? (о жуке)
Давайте составим схему этого слова.
В каком месте слова находится звук [ж]?
-Давайте проверим. (Приложение к учебнику)
А теперь открою тайну природы: в мире существует очень много видов жуков. Среди них есть вредные жуки, есть полезные жуки.
Самый большой жук- Олень. Раньше этот жук встречался в дубовых лесах, а сейчас занесён этот жук в Красную книгу. Как вы думаете почему?
Потому что этот вид может исчезнуть, но я думаю этого не случится, ведь вы не будете ловить и обижать их верно?
Жук олень не только красавец, он ещё приносит пользу: личинки этого жука перерабатывают гнилую древесину, удобряют почву.
Поэтому берегите и охраняйте природу.
Развитие фонематического анализа
А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)
Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….
Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…
Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….
Как на письме мы обозначим звук (ж)? ( Звук [ж] обозначается на письме буквой ж.)
- Ну а теперь давайте познакомимся с хозяйкой сегодняшнего урока.
Нас встречает сама (буква Ж) … ой, ребята, неужели мы ошиблись.
Ведь это не буква Ж. Кто мне скажет, что за буква?
Правильно - Это буква К, но не совсем. Потому что, стоит нам развернуть лист и вот, перед нами хозяйка домика буква Ж.
Это - Ж, А это — К,
Целый жук и полжука.
( А. Шибаев )
- А давайте напишем её портрет. (На что похожа буква Ж)
Дети читают стихи.
1 ученик:
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Стала снежинка
Буквою Ж,
Солнце ее
Не растопит уже!
Просмотр видео «Учим букву Ж» (до слов « на жука» остановить)
- Ребята у вас на столе лежат листочки с рисунком, переверните. Кто нарисован? (Жук) Давайте украсим спинку жука для этого выложим букву Ж. Напоминаю, что не должно быть пластилина не на полу, столе. Работаем аккуратно. Жук запомнит, какая буква у него на спинке? А вы запомнили?
4.Построение проекта выхода из затруднения
А теперь слушайте и запоминайте слова с буквой Ж. (Продолжение видео)
Физкультминутка
Пока мы отдыхали, наша буква ж подружилась с буквами, которые живут в красном домике. Давайте с вами прочитаем слоги:
Жа жо жу жи аж ож уж иж
(Дети читают слоги в учебнике на с.)
5.Реализация построенного проекта
Упражнение в выделении звука [ж]
Я сейчас предлагаю вам придумать рассказ вместе со мной, в котором встречается буква Ж.
У девочки по имени (Анжелика) есть собака по кличке (Жужик). Однажды они пошли в лес. Анжелика под дубом собирала (желуди). Жужик гонялся за летающим (жуком - божией коровкой). Вдруг Анжелика услышала лай. Это Жужик заметил большую колючую (ежиху) с маленькими (ежатами). Анжелика позвала Жужика, а ежиха и ежата убежали под елку.
В. Волина
- А теперь попробуйте без моей помощи составить рассказ.
(Приложение к учебнику)
А теперь давайте посмотрим мультфильм и проверим, правильно ли мы составляли.
( Приложение к учебнику. Просмотр мультфильма)
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Дифференцированная работа
1 группа (находит слова на картинке с буквой ж)
2 группа Замените в словах первый звук на звук [Ж], чтобы получилось новое слово:
лук - жук
зал - жал
баба - жаба
печь - жечь
мир - жир
мало - жало
Лора - Жора
идет - ждет
пакет - жакет
бетон - жетон
билет - жилет
пучок - жучок
ракетка - жакетка
Веня - Женя
(Проверка по эталону)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).
8.Включение в систему знаний и повторение
- Я прочитаю вам сказку, а вы должны обвести слова, где есть буква Ж.
Жадная Жаба.
Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Од-нажды важный Жук говорит Ужу:
— Надо бы нам крышу покрасить.
— Покрасить можно,— говорит осторожный Уж.— Только какой краской?
— Желтой,— важно сказал Жук.
— Но у нас нет желтой краски.
— Ну, тогда оранжевой!
— И оранжевой тоже нет.
— Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оран-жевой краски.
А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.
— Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?
— Не дам! — отвечает Жаба.— Жалко краску.
Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:
— Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.
— Нет у меня никакого джема!
— Ахты ж-жадина! — рассердился Шмель да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вы-лезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:
— Пожалейте меня, несчастную-ю!
Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу. ( Г. Юдин)
- Прочитайте, какие слова вы обвели.
9.Рефлексия
Какой была тема урока? (Звук [ж], буква Ж) (СЛАЙД )
Какие цели вы ставили? (Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой)
- «Жильцом» какого домика станет буква Ж?
Удалось ли достичь этих целей?
Шкала самооценки:
Возникали у вас затруднения?
Вы смогли их преодолеть?
Если было легко, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на самый большой цветок.
Если было трудно, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на средний цветок
Если было трудно, было много ошибок, то на самый маленький цветок.
На память о нашем уроке я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем уроке.
Тема: Звук (Ж) и буква (Ж).
Интегрируемые образовательные области
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Форма деятельности
Совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Познакомить со звуком «Ж» -согл. Познакомить с условным обозначением звуков «Ж» - синий квадрат (всегда твердый). Познакомить с печатной буквой «Ж». Формировать навык написания буквы, а также слов. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Оборудование: мяч, зеркала, набор картинок, наборное полотно, магнитная доска, фломастер, набор цветков из бархатной бумаги, шерстяная нить, жук.
Ход занятия
- 1. Разминка для ума.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Кто как передвигается?» (игра проводится в кругу с мячом).
Собака (бежит) кенгуру (прыгает)
Заяц (скачет) лошадь (скачет, бежит)
Змея (ползет) птица (летит)
Корова (идет) рыба (плывет)
Жук (ползет, летит) и т.д.
- 2. Повторение пройденного.
Артикуляционная гимнастика.
-«Трубочка» - раз
-«Заборчик» - два
-«Желобок» - три
-«Маляр» - четыре
-«Катание шарика» - пять и опять…..
- 3. Новый материал.
Дети, посмотрите, кто к нам прилетел? (на столе появляется жук)
Жук жужжит
Звук я новый вам скажу
Вы догадались какой звук мы будем сейчас изучать? (Ж)
Давайте споем любимую песню жука: «ж-ж-ж-ж»
Воспитатель объясняет артикуляцию звука «Ж»:
(дети смотрят в зеркало, произносят звук «Ж» и разбирают артикуляцию по схеме: губы-зубы-язык-связки-воздушная струя)
Губы в положении широкой трубочки,
зубы сближены,
широкий кончик языка за верхними зубами,
- 4. Закрепление нового материала.
Игра «Подскажи словечко»
Дети должны подсказать слово в конце стихотворения, найти изображение подсказки.
Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
А потому что он… (жираф).
Назвать картинку, которую нашли. (жираф)
Назвать первый звук в слове жираф. («Ж»)
Воспитатель уточнят, что звук «Ж» -звонкий, всегда твердый и обозначается на схемах только синим квадратом.
Игра «Слоговые домики»
Показать детям открытку с изображением буквы «Ж», прочитать стихотворение И.Блюмкина.
Буква Ж – совсем как жук:
Много ног и много рук.
- Прочертить изображение буквы в воздухе, спросить, чем отличается звук от буквы. (звук мы произносим и слышим, а букву мы видим и пишем)
- Написать букву «Ж» в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно.
- Прочитать слоги в слоговом домике
Уточнить, что слог ЖЕ читается так же, как ЖО.
Физкультминутка – игра «Жук»
Дети выполняют движение по тексту стихотворения.
На лужайке, на ромашке,
Жук сидел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Игра «Предмет, слово, схема»
- Написать название предмета в большом шарике. (Лыжи)
- Соединить большой шарик со схемой слова, которая ему подходит. (Лыжи – схема из четырех знаков: синий квадрат, красный квадрат, синий квадрат, красный квадрат.)
Игра «Говорящий жук»
Воспитатель называет слово, а ребенок у кого окажется жук изменяет его так, чтобы был хорошо слышен звук «Ж».
Воспитатель Дети
Снег снежок
Друг дружок
Сапог сапожок
Круг кружок
Утюг утюжок
Пирог пирожок
- 5. Заключительная часть.
Развитие мелкой моторики. Ниткография «Цветок»
Детям раздаются: контуры цветов-ромашек, колокольчиков, вырезанных из бархатной бумаги; - кусочки ворсистой нитки. Педагог предлагает украсить цветы ниточками, чтобы порадовать жука. Из получившихся цветов можно сделать панно «Полянка».
Воспитатель от имени жука восторгается цветами.
Тема урока: Звуки [ж], буква Ж.
Тип урока : урок «открытия» нового знания.
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука ж; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву Ж, ж и особенности звука ж;умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; понимают прочитанное и прослушанное произведение Г. Юдина «Поэты».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения;логические – словоизменение (замена одной буквы в слове); рассуждения об особенностях звука ж.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывают своё мнение; оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
ХОД УРОКА
1. Самоопределение учебной деятельности. Организационный момент.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Мы хотим им показать,
Как умеем отвечать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем.
Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?
2. Актуализация опорных знаний.
Игра «Доскажи словечко».
Какой бывает наша речь……(устная и письменная)
Наша речь состоит из... (из предложений)
Придумайте предложение из 2 слов, 3 слов. Какое правило написания предложения мы знаем?
Что такое буква?
Что такое звук?
Звуки бывают… (согласные и гласные)
Согласные звуки бывают… (твердыми и мягкими, звонкими и глухими)
Гласные звуки бывают… (ударными и безударными)
Какой секрет есть у букв Я, Е.... (могут обозначать 2 звука)
Дайте характеристику букве Б, Ш
Имена, фамилии, клички, города… (все с заглавной буквы пишутся всегда)
Ребята, вы знаете, что я люблю загадывать загадки. Вот и сейчас предлагаю послушать и отгадать загадку.
Я блестящая такая
И, конечно, легковая,
По дороге мчусь стрелой –
Не угнаться вам за мной!
У меня есть руль и шины,
Как зовут меня? Машина.
(слово записано на доске)
Составим схему слова МАШИНА.
Составьте схему этого слова.
Дайте полную характеристику звуку [Ш].
А какая орфограмма спряталась в слове МАШИНА…(ШИ пиши с буквой И).
3. Введение в тему урока.
Эта машина привезла нам на урок цветок. Это цветок не простой, он поможет нам попасть из холодного декабря в тёплое лето. Ребята почему цветок закрыт? (…)
А на нём загадка…
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын…. (жираф)
Составьте схему этого слова. У нас 2 варианта схем, а какая правильная?
4. Постановка учебной задачи
Как бы вы назвали тему нашего урок? (звуком [ж] и буквы Ж, ж)
А хотите узнать, почему он особенный. Это нам и предстоит сегодня узнать.
5. Характеристика звука [ж].
Что нужно сделать, чтобы узнать какой звук? Нужно его произнести.
Какой это звук? (согласный)
Почему? (когда произносим звук, воздух встречает преграду)
- А звонкий или глухой?
Произнесите слова и послушайте, как произносится звук в словах.
(журнал, жёлудь, жевачка, жираф)
Как мы его слышим твердо или мягко? (Твердо)
Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким?
Я тоже не смогла придумать такие слова.
Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?
Звук [ж] только твёрдый.
Значит какая схема будет правильной?
- Расскажите, что узнали про звук [ж]?
Физкультминутка
Игра «Найди звук». Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте, если же звука не услышите, руки положите на парту. Будьте внимательны.
Жираф, учебник, желуди, чайник, жаба, желток, мороженое, цветы, лужайка, морж.
6. Знакомство с буквой
Прятался, прятался звук [ж] в словах и спрятался в букве.
И стали ее называть ЖЭ.
На кого она похожа? (на жука)
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук.
Откройте тетради и давайте напечатаем новую букву, но сначало посмотрим на экран.
Давайте отгадаем загадки и напечатаем слова и схемы в нашей тетрадке.
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский …(жук)
На зеленой ветке
В бежевой беретке
Всем твердит крепыш:
Стройным и могучим дубом! (жёлуди)
7. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.
Рассказал звук [ж] такую историю.
В стране Жужжандия жил – был звук ж. Жужжал он, жужжал, скучно ему стало. С кем бы подружиться? Давайте ему поможем и познакомим его с гласными звуками.
жа жо жу же жи
В чём особенность звука [ж]? как он произносится?
Получилось ли у букв е , и смягчить предшествующий согласный? (не получилось)
Найдите букву Ж в каждом элементе м раскрасьте её жёлтым цветом. Кто у вас получился? (жираф)
Прочитаем слова (окройте учебники на стр. 25)
Друг, дружок, могу, может, жук, Жучка, телега, тележка
Вопросы по прочитанным словам:
Когда говорят «друг, телега», а когда «дружок, тележка»?
О ком так говорят «могу» и «может»?
Почему слово «Жучка» записано с большой буквы? (имя собственное)
Проверим ваши знания.
Поиграем в игру «Большая -маленькая».
ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны. Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.
Работа с текстом (учебник, стр. 25)
Посмотрим на рисунок внизу страницы.
Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?
Прочитаем текст по цепочке, будьте внимательны.
Дети читают текст по цепочке.
Проверка первичного восприятия.
О ком этот рассказ?
Как озаглавили бы текст?
Ученики читают текст про себя,
Вопросы учащихся к тексту.
Игра «Учитель-ученик»
В какую игру играют дети?
Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей?
О чем предупредили ребята Женю?
Можно ли сказать, что ребята настоящие друзья?
Продолжим и мы дружно работать на уроке и помогать своим друзьям.
Выборочное чтение.
Прочитайте слова с звуком [ж].
Закрепление.
Обведите слова на букву Ж.
Собери пазлы. Что у вас получилось? А как вы думаете почему эти картинки привязла волшебная машина к нам сегодня на уроке?
Развитие связной речи .
Давайте составим рассказ по картинкам.
А теперь посмотрим мультфильм по нашему рассказу.
13. Итог урока.
Мы дружно сегодня работали на уроке?
- Вспомните тему нашего урока.
Дайте характеристику букве Ж
Назовите слова с звуком [ж].
Ребёта посмотрите а наш цветочек раскрылся. Почему?
14. Рефлексия
Молодцы, вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались. А вам понравилось как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?
Спасибо, вам, ребята, за работу. А гостям спасибо за терпение и внимание.
Тема: Звук [ ж] . Буквы Ж,ж.
Комарова Светлана Васильевна,
учитель начальных классов
МОУ «Обманковская ООШ»
Цель: познакомить с новым согласным звуком и буквами.
Задачи:
дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;
способствовать развитию внимания, фонематического слуха;
способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым.
Оборудование: карточки: «согласные», «гласные»; предметные картинки – солнышки для рефлексии, карточка с буквами Ж, ж; портрет жука для домашнего задания, карточки со скороговорками.
Техника: компьютер, медиапроектор, экран, колонки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.
Чтобы сегодня у вас всё получилось, нужно приготовить свой организм. Сделаем массаж головы: разотрём ладошки и тёплыми пальчиками помассируем голову. Вымоем руки, стряхнём. Снова разотрём ладошки и погладим ушки, чтобы внимательно слушали. Помассируем край ушей. Отогнём верхний край и отпустим. Опять вымоем руки и стряхнём. Подышим: вдохнём и на выдохе скажем отрывисто «и-и-и-и…».
Какое у вас настроение?
2. Введение в тему урока (приложение 1)
Ребята вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать.
Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку (СЛАЙД №3)
-
Он живёт в лесу дремучем,
Сам
он круглый и колючий.
Угадайте, это
кто же?
Ну конечно, это
(Ёжик).
-
Узнать его нам
просто,
Узнать его легко:
Высокого
он роста
И видит далек (жираф)
-Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
По болотам ходит-бродит,
Там лягушек ищет, ловит (журавль)
Как можно назвать всех одним словом?
Произнесите все слова. Чем все слова похожи? ([ ж] )
А это кто? (СЛАЙД№4)
3. Постановка учебной задачи
Как вы думаете, почему во всех словах есть один и тот же звук?
Как бы вы назвали наш урок?
Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?
4. Характеристика звука [ ж ].
Как узнать какой звук? (СЛАЙД №5)Составление плана.
РАБОТА В ПАРАХ:
Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж] (артикуляция)
Что нужно сделать, чтобы сказать этот звук?
Какой это звук? (согласный)
Что ещё нужно знать про звук? (слушаем в наушниках)
Как произносится звук? (звонко)
Послушаем, как произносится звук в словах. Игра «Поймай звук».
ПРАВИЛА: Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте. Будьте внимательны.
Пиджак, рубашка, майка
Шарф, жилет, шапка
Шорты, бриджи, штаны
Брюки, носки, джинсы
Где услышали звук, как он произносится? Как можно назвать одним словом?
== Расскажите, что узнали про звук [ж]?
Про звук мы узнали, можно познакомится и с буквой, с помощью которой он записывается. (СЛАЙД №6).
Почему же нет буквы? Я думаю, что жуку будет приятно послушать стишок, а мы немного отдохнём.
Ф/М На лужайке, по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
5. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.
Вот и буква Ж. На что похожа буква? (СЛАЙД №6)
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак)
У нас в комнате тоже есть буквы Ж. Найдите их (дети расходятся по классу, ищут буквы, заранее спрятанные учителем в разных местах; можно спрятать и буквы Х, К).
Жук на ромашке оставил нам слоги. Прочитаем их. (СЛАЙД №7)
Жук нам показал только одну букву. Но у буквы Ж есть пара (показ карточки Ж, ж)
Когда слова начинаются с большой буквы Ж?
Проверим ваши знания. Поиграем в игру «Большая -маленькая».
ПРАВИЛА : если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны.
-Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.
6. Закрепление.
Ребята, жук нас с буквой познакомил, слоги показал, а как называется жук, мы и узнали. Хотите узнать? Об этом можно прочитать в скороговорке (СЛАЙД №8).
- В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц.
Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицыприносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада.
(буклет садоводу-огороднику РИСУНОК № 1 )
7. Итог урока
Как назывался наш урок? Почему?
8. Рефлексия
Продолжите предложения (СЛАЙД №9)
Подарите жуку солнышко: если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке и всё у вас получилось, подарите солнышко того цвета, в названии которого есть звук [ж].(РИСУНОК №2)
А если не совсем довольны своими ответами, солнышко того цвета, в названии которого нет звука [ж].
9. Домашнее задание
На память вам жук дарит свой портрет. К сожалению цветной бумаги не было, поэтому портрет черно-белый. Если вы захотите, закрасьте те части, в которых есть буква Ж. Если не ошибётесь, у вас получится цветной портрет жука и вы увидите какой разной может быть буква Ж.