Общество как динамичная система

Тема Общество

А1. Обществом в широком смысле слова называют:

1) объединение людей по интересам

2) жителей той или иной страны

3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе

4) совокупность форм объединения людей

А2. Человек воздействует на природу:

1) благоприятно

2) его влияние не имеет последствий

3) и - благоприятно, и не благоприятно

4) неблагоприятно

А3. К общественным отношениям не относятся:

1) отношения в семье

2) отношения между работником и работодателем

3) отношения между природой и обществом

4) связи между социальными группами и внутри них

А4. Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня:

1) экономического развития страны

2) политического развития страны

3) духовности общества

4) развития межнациональных отношений

А5. Верны ли следующие суждения?

А. «Исторически общество первично, а государство - вторично».

Б. «Государство порождает общество».

1) верно А

2) верно Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А6. Организация, регулирование, управление жизнью общества осуществляется в:

1) экономической сфере

2) духовной сфере

3) политической сфере

4) социальной сфере

А7. Характерной чертой западной цивилизации является:

1) низкая социальная мобильность

2) длительное сохранение традиционных правовых норм

3) активное внедрение новых технологий

4) слабость и неразвитость демократических ценностей

А8. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

1) революционный характер перемен

2) скачкообразность

3) насильственные методы

4) постепенность

А9. К числу глобальных проблем не относится:

1) угроза ядерной войны

2) распространение наркомании

3) дефицит природных ресурсов

4) атеизм как противопоставление религиозной идеологии

А10. Демографические проблемы порождены:

1) гонкой вооружения

2) соперничеством СССР и США

3) быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете

4) загрязнением окружающей среды

А11. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество, как и природа, является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека материальный мир.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А12. Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состоит в:

1) эволюции человека как гармонично развитой личности

2) улучшении нравов

3) развитии науки и разума

4) росте идеалов истины и справедливости

А13. Какое из ниже перечисленных определений истории как реальности является самым глубоким и точным?

1) любая последовательность событий

2) живая память общества, народа, социальной группы

3) прошлое, давно минувшее

4) сущностная динамика общественного развития

А14. Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация – культура» верны?

А. Цивилизация - приспособление к условиям природной среды; культура - творческое отношение человека к миру и к самому себе.

Б. Цивилизация - сущее; культура в большей мере - должное (долг быть человеком).

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения?

Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как (укажите самое глубокое обоснование):

А. Этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты.

Б. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабильности и развития человеческого общества, сколь генетическое разнообразие - для природы.

1) верно А

2) верно Б

3) верно только А

4)верно только Б

А16. Вопросы власти, государства решаются в:

1) экономической сфере

2) духовной сфере

3) социальной сфере

4) политической сфере

А17. Понятие «развитие », «взаимодействие элементов» характеризует общество как:

1) динамичную систему

2) часть природы

3) весь окружающий материальный мир

4) взаимодействие людей в социальных группах

А18. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:

1) возникновение первых очагов цивилизации в речных долинах

2) строительство египетских пирамид

3) распад империи Карла Великого

4) объединение земель вокруг Москвы

А19. Природные условия России:

1) были благоприятны для занятия земледелием

2) позволяли тщательно обрабатывать землю

3) требовали крайнего напряжения сил

4) слабо влияли на жизнь людей

А20. Верны ли суждения? Геополитическое положение России было

А. Благоприятным для развития страны.

Б. Неблагоприятным, тормозило развитие экономики, социальных и политических институтов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А21. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1) производства, распределения, потребления и духовной сферы

2) экономики и политики

3) экономики и социальных отношений

4) экономики и культуры

А22. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество?

1) стремление к прогрессу

2) «непрерывность», плавность исторического процесса

3) высокая социальная мобильность

4) стремление максимально использовать природу в своих целях

А23. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

1) личность подчинилась обществу

2) возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений

3) усилилось внешне экономическое принуждение

4) возросла социальная мобильность

А24. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общества?

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А25. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А26. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А27. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.

Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А28. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.

Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

3) О. Шпенглер

4) Г. Плеханов

А30. А. Тойнби сформулировал закон:

1) единства и борьбы противоположностей

2) смены общественно-экономических формаций

3) классовой борьбы

4) «вызов - ответ»

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв ИЛИ цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1 Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:

«……………. среда - это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование».

В2 Какому понятию соответствует следующее определение?

«Форма общественного развития, противоположная прогрессу, возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация»,

В3 Цивилизация - это:

А. Определенный этап общественного развития

Б. Высокий уровень культуры и воспитанности

В. Совокупность определенных норм, отличающих одну общность людей от другой

г. Особое состояние общества с правами и свободами

1) верно А Б

2) верно Б Г

3) верно А Г

4) верно А Б В Г

В4. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга своими ___________(1). Главными институтами общества являются __________(2). Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может: институты создают условия, в которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает и изменяет институты. Развитие социальных институтов происходит в ходе _________(3) общества».

Выберите из предлагаемого списка соответствующие понятия, приведенные в именительном падеже. Выбирайте каждое понятие одно за другим, мысленно заполняя пробелы. При этом вариантов понятий больше, чем пробелов.

А) частный бизнес

Б) государство

В) функциональные качества

Г) экономика, семья, образование, религия

Д) общественные потребности

Е) эволюция

Ж) совместная деятельность

В7. Впишите слово, которое пропущено в следующей фразе:

«Науку, нравственность, религию, философию, культурные и образовательные учреждения, религиозные организации, соответствующую деятельность людей охватывает ………. сфера жизни общества».

Ответ: ……………………

В8. Что из перечисленного ниже характерно как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока?

1) Приоритет индивидуального над коллективным

2) Развитие литературы и искусства

3) Наличие социальных групп с различным социальным статусом

4) Разнообразие философских учений

5) Государственное регулирование основных сторон жизни общества

Запишите в порядке возрастания соответствующие цифры:

В9. Вставьте пропущенное слово:

«Материальное производство - это создание вещей, а ………... производство - создание идей.

Ответ:_________________

В10. Из ниже приведенного списка выберите признаки индустриального общества.

1) Основа производства - земля, сельскохозяйственный труд

2) Развитие крупной машинной промышленности

3) Преобладание ручного труда

4) Основа производства - знания, информация

5) Широкое применение машинной техники

6) Неграмотность большинства населения

7) Основной вид экспорта - средства производства

8) Основной вид экспорта – сырье

9) Основной вид экспорта - интеллектуальные продукты (программы, технологии и т.д.)

10) Ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование

11) Непрерывное образование граждан

12) Решается задача преодоления неграмотности населения

В11. Что из приведенного ниже является проявлением глобальных проблем?

1) Истощение плодородного слоя почвы

2) Истощение запасов пресной воды

3) Спад производства

4) Увеличение задолженности развивающихся стран развитым

5) Кризис финансовой системы

6) Проблемы войны и мира

Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:

В12. Вставьте пропущенное слово: «Промышленной революцией называется замена …………... труда машинным, мануфактуры фабрикой».

Ответ: _______________

В13. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления.

1) Возникновение государства

2) Переход от присваивающего хозяйства к производящему

3) Изменение климата на планете

4) Формирование наций

5) Способность человека к чувственному познанию

6) Традиции и обычаи

7) Генетическая предрасположенность человека к какому-либо заболеванию.

Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ. При выполнении заданий необходимо уметь:

1) перечислять признаки какого-либо явления, объекта одного класса;

2) раскрывать понимание какого-либо теоретического положения на конкретном примере;

3) решить задание-задачу, содержащую условие в виде ситуации или высказывания на основе предписаний (вопросов) к ней;

4) проанализировать фрагмент текста на основе заданий к нему;

5) написать краткое сочинение - эссе научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение темы, выделив проблему и аргументировав ее на основе оперирования понятиями обществоведческого курса, знания фактов общественной жизни, использования личного опыта и обоснования своей позиции.

С1. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

С2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?

С3. Назовите три исторических типа общества, По каким признакам они выделены?

С4. Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «вторгаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».

Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.

С5. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем человечества.

С6. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Набирая все новые и новые силы, цивилизация не редко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций...

Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства – миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться. В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм ......

Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности и желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации...

Маловероятно чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание. особенно сейчас. когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом . А.Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

С7. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде краткого сочинения-эссе.

1. «Я - гражданин мира». (Диоген Синопский)

2. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». (Ж. Вольфром)

3) «Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченности. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание никогда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здоровое. Представлять цивилизацию творением элиты - значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно различные вещи». (А. Камю)

ОТВЕТЫ: Уровень А

№ задания

№ задания

№ задания

Уровень В

Задания

Ответ

Естественная

1 - В; 2 - А; 3 - Г; 4 - Б

1 -В; 2-Г; 3-Ж

1 - В; 2 - А; 3 - Б; 4 - Г

Духовная

Духовное

Уровень С

С1. Правильный ответ может содержать следующие характеристики: целостность; состоит из взаимосвязанных элементов; элементы изменяются с течением времени; меняется характер взаимосвязи между системами; меняется система в целом. Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую (буржуазную), социалистическую (коммунистическую)

С3. Традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустриальное.

Признаки: доиндустриальное общество: основа - сельское хозяйство;

индустриальное общество: основа - крупная промышленность;

постиндустриальное (технотронное, технологическое) общество: основа - информация.

С4. Правильный ответ может содержать следующие позиции: общество и природа взаимосвязаны; природа - естественная среда обитания общества; цель производства - удовлетворение фундаментальных потребностей человека в пище, одежде; столетиями человек пользовался богатствами природы, загрязняя атмосферу, вырубая леса, добывая полезные ископаемые, заражая воду, уничтожая почву; в результате возникла угроза глобальной экологической катастрофы - необратимых изменений естественных условий жизни на Земле, грозящих деградацией и даже гибелью человека; в нынешнем Уголовном кодексе РФ предусмотрена серьезная ответственность за такие экологические преступления, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, незаконная охота и т.д. Могут быть приведены другие позиции.

С5. Могут быть приведены любые три примера взаимосвязи глобальных проблем современности, например: угроза, экологического кризиса отражается на экономике: развитые страны стремятся переводить вредные» производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север - Юг»; угроза международного терроризма переплетается с проблемой угрозы ядерной войны в связи со стремлением террористов к доступу к технологиям производства оружия массового поражения; демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает разрыв в экономическом отношении с развитыми странами.

1) Выделены проблемы: ограниченность ресурсов; неравномерность развития (проблема «Север - Юг»); демографическая; последствия НТР.

2) Могут быть сделаны предположения: наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальных преобразований создает угрозу самой жизни на Земле; формирование общества потребления делает скорость и комфорт приоритетными ценностями. Могут быть сделаны другие предположения, не искажающие смысла суждения.

3) Могут быть указаны, например: коммунистические утопии; вера во всемогущество научно-технического прогресса; вера в идеалы свободы и справедливости в понимании деятелей Просвещения. Могут быть приведены другие примеры, не искажающие смысл суждения.

4) Если дается отрицательный ответ, то приводятся аргументы: демографическая ситуация в бедных странах усугубляет их отставание от богатых стран; в результате - слабое участие в мировом разделении труда; как следствие - однобокое развитие экономики и зависимость от богатых стран. Могут быть приведены другие аргументы.

«Общество как социальная система» - Социальные слои. Потребность в воспроизводстве рода. Общество как социальная система. Системные качества. Основные элементы структуры общества. Социальная система. Органическое единство трех элементов. Потребность в решении духовных проблем. Методология исследования общества как системы. Виды социальных групп.

«Общество» - Функция интеграции. Реформа. Территория. Понятие «общество». Индустриальная цивилизация. История развития общества. Изменения в социальной структуре общества. Формационный подход. Влияние территории. Прогресс. Снижение уровня благосостояния людей. Автономность. Основные факторы социокультурного единства.

«Природа общество человек» - Написание картины. Обмен информацией, чувствами, идеями. Как вы думаете, что называют«Второй природой»? Реальное. Последствия НТР. Природа. Завышенная. Игра. Выбор. Учение. Конструктивные. Взаимосвязь. А. Маслоу. Труд. Экономическая. Основная деятельность. Природа- уникальный, целостный организм, основа жизнедеятельности человека.

«Общество 8 класс» - Социальное расслоение. "Сильная рука". Социальный класс. Критерии деления. Социальная мобильность. Социальная сфера жизни общества. Прожиточный уровень. Социальный климат. Социальные роли личности. Социальные проблемы. Изменение социальных отношений в российском обществе. Различие уровня жизни и доходов.

«Проблемы современного общества» - В современной промышленности действуют десятки тысяч роботов и автоматизированных комплексов. рудно представить современную жизнь без машин, самолетов, спутников Земли. Первобытная обезьяна. 3. Сколько очагов располагалось в центре первобытного жилища? Растут противоречия между экономически развитыми странами и развивающимся странам.

««Общество» 9 класс» - Задание А7 (д.в. 2012г.). Верны ли следующие суждения об обществе? Задание А10 (д.в. 2011г). Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? Задание В2 (д.в. 2011г). Процесс социализации продолжается всю жизнь. Задание А9 (д.в. 2010г). Задание В1 (д.в. 2009г). Взаимодействие общества и природы.

Всего в теме 18 презентаций

Вариант 2

1. В какой из приведенных ниже фраз понятие «общество» употребляется в более широком смысле?

1) общество садоводов представило на выставке новый сорт гладиолусов

2) современное общество нерачительно распоряжается природными ресурсами

3) американское общество активно интересуется президентской кампанией

4) общество объединяет историю, настоящее и будущее человечества

2. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Системный характер общества выражается во взаимосвязи сфер общественной жизни.

Б. Системный характер общества проявляется в обособлении общества от природы

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Революция в отличие от реформы

1) является средством социального развития

2) предполагает резкие коренные изменения

3) проводится по инициативе властей

4) влечет противоречивые последствия

4. Понятия «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как:

    динамичную систему;

    часть природы;

    весь окружающий человека материальный мир;

    не подверженную изменениям систему.

5.

А. Общество, как и природа, является динамичной системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир.

    Верно только А;

    верно только Б;

    верны оба суждения;

    оба суждения неверны.

6.. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является развивающейся системой.

Б. Общество как динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними.

    Верно только А;

    верно только Б;

    верны оба суждения;

4) оба суждения неверны

7. Общество в узком смысле – это:

    часть материального мира;

    производительные силы;

    природная среда;

    этап исторического развития.

8. Что из нижеприведенного характеризует общество как систему?

    обособление от природы;

    постоянное развитие;

    сохранение связи с природой;

    наличие сфер и институтов

9. В отличие от природы, общество:

    является системой;

    находится в развитии;

    выступает в качестве творца культуры;

4) развивается по собственным законам

10. Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризует общество как

    часть материального мира

    социальную среду обитания человека

    целостную систему

    совокупность общностей

11. Общество как динамическую систему характеризует

    изменяемость некоторых видов растений

    наличие различных сфер общества

    обновление форм взаимодействия социальных групп

    изолированность от природы

1. Найдите в приведенном ниже списке примеры влияния природы на общество и запишите цифры, под которыми они указаны

1) уборка школьниками парка от бытового мусора

2) ликвидация последствий наводнения

3) гибель урожая от засухи

4) вырубка леса под строительство дома

5) интенсивная добыча нефти и газа

Ответ__________

2. Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением одного, характеризуют общество, как динамичную систему.

1) связь с природой

2) изменение общественных отношений

3) развитие социальных институтов

4) отмена устаревших норм

5) совершенствование социальной организации

Найдите и запищите номер признака, выпадающего из этого ряда

Ответ______________

3. Запишите слово, пропущенное в таблице

4. Соотнесите системные элементы общества и характеризующие их объекты.

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Социальные институты существуют в культуре, политике, __________ (1). Например, в политической сфере жизни основным социальным институтом является __________ (2). А в духовной сфере общественной жизни к социальным институтам можно отнести _________ (3). Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более _____________ (4).

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

А) государство

Б) парламент

В) прогрессивное

Г) экономика

Д) устойчивое

Е) школа

6. Установите соответствие между значениями понятия «общество» и примерами их употребления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ Понятие общество

1)Расцвет средневекового западноевропейского общества А) в широком значении

продолжался несколько веков. Б) в узком значении

2)Под обществом понимают все способы

взаимодействия людей

3)Общество собаководов организовало очередную выставку.

4)Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества.

5)Общество любителей изящной словесности избрало своего

председателя.


Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

^ 32. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Группа ученых во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб - международную неправи тельственную организацию, цель которой - изучение проблем современного мира. (2)Обострение глобальных проблем сви детельствует, по мнению ряда специалистов, о кризисе современной цивилизации. (З)Другие же считают, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (4)В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

^

А) фактический характер

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


1

2

3

4

^ 33. Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.

34. Назовите любые три черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества.

35. Американский ученый Ф. Фукуяма в работе «Конец истории» (1992 г.) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: «У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив». Выразите свое отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.

^ Задания 36-38 предполагают написание обществоведческого эссе.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опит.

36.

37.

38.

^ 39. С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер:

1) изобретения письменности

2) успехов в освоении космического пространства

3) отмирания обычая кровной мести

4) учения о разделении властей

^ 40. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?:

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную

^ 41. Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?:

1) экономической и социальной

2) политической и экономической

3) социальной и духовной

4) экономической и духовной

^ 42. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи:

1) общества и природы

2) техники и технологии

3) цивилизации и культуры

4) экологии и морали

^ 43. Ученые-вулканологи, обследовав склон вулкана, предупредили местных жителей об опасности извержения. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?:

1) познавательно-объяснительная

2) культурная

3) социальная

4) мировоззренческая

^ 44. Верны ли следующие суждения об обществе?:

А. Общество представляет собой часть материального мира.

Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникать новые и отмирать старые элементы.

1) верно только А

2) верно только Б

^ 3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

45. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?:

А. Забастовка авиадиспетчеров с требованием увеличить

оплату труда иллюстрирует взаимосвязь экономической и социальной сфер общества. Б. Принятие парламентом закона, запрещающего насилие над животными, иллюстрирует взаимосвязь духовой и социальной сфер общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

^ 3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

46. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 годов респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли вы нынешней системой образования в России?» Были получены следующие результаты:


^ Варианты ответов

% от числа опрошенных

2004

2005

Определенно да/скорее да

23

18

Ни да ни нет

20

22

Скорее нет/определенно нет

50

50

Затруднились ответить

7

10

^ Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?:

1) Более половины россиян не смогли определить свое от ношение к проблеме.

2) Значительно выросло количество россиян, удовлетворенных качеством образования.

3) По мнению половины опрошенных, качество образова ния в России остается неудовлетворительным.

4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования.

^ 47. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Преуменьшение опасности новой мировой войны в со временных условиях неоправданно. (2)По официальным сведе ниям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (З)Проведенные расчеты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (4) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

^ Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


1

2

3

4

^ 48. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Характеристика общества как ___________ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются ______________ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую _____________ (3) общества. _____________ (4) в каждой из сфер решают важные со циальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов _____________ (5), а также управление совместной ____________ (6) людей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовало только одинраз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

^ А) целостность

Б) система

В) общество

Г) социальные блага

Д) сфера

Е) производство

Ж) культура

3) социальные институты

И) деятельность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

^ Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


1

2

3

4

5

6

49. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об общественных: отношениях.

^ 50. В отличие от природы общество:

1) является системой

2) находится в развитии

3) выступает в качестве творца культуры

4) развивается по собственным законам

^ 51. Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется:

1) народом

2) культурой

3) обществом

4) государством

^ 52. Обществом в широком смысле слова называют:

1) весь окружающий мир

2) совокупность форм объединения людей

3) группы, в которых происходит общение

4) взаимодействия людей в повседневной жизни

^ 53. Понятие «общество» включает:

1) природную среду обитания

2) способы взаимодействия людей

3) принцип неизменности элементов

4) окружающий мир

^ 54. Понятия «развитие», взаимодействие элементов характеризуют общество как:

1) динамичную систему

2) часть природы

3) весь окружающий человека материальный мир

4) не подверженную изменениям систему

^ 55. Верны ли следующие суждения об обществе?:

А. Общество, как и природа, является динамичной системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека материальный мир.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

^ 56. Верны ли следующие суждения об обществе?:

А. Общество является развивающейся системой.

Б. Общество как динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

^ 57. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему.

Б. Общество в широком смысле - это весь окружающий чел опека мир.

1) верно только А

2) верно толы Б

4) оба суждения неверны

3) верны оба суждения

^ 58. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество - это часть материального мира.

Б. Общество включает в себя способы взаимодействия людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

^ 59. Раскройте на трех примерах значения понятия «общество».

60. Примером взаимодействия общества и природы является:

1) глобальное потепление климата в современных условиях

2) изменение демографической структуры населения в связи с миграцией

3) развитие сферы образовательных услуг

4) рост городов в результате отделения ремесла от сельского хозяйства

^ 61. Отношения общества и природы характеризуются тем, что:

1) общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу

2) природа полностью определяет направление развития общества

^ 3) общество не оказывает существенного влияния на природу

4) природа и общество воздействуют друг на друга

Данные об авторе

Сартакова Надежда Никитична

Место работы, должность:

МОУ " СОШ № 12 " Изобильненский район, Ставропольского края Сартакова Надежда Никитична

Ставропольский край

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Высшее профессиональное образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

История

Цель урока:

Конроль знаний

Тип урока:

Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Краткое описание:

Тестирование

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В 10 классе.

Составила: Сартакова Надежда Никитична

учитель истории и обществознания

Общество как динамичная система.

1.В отличии от природы, общество

1)является системой

2)находится в развитии

3)выступает в качестве творца культуры

4)развивается по собственным законам

2.Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы, взаимодействия людей и формы их объединения, называется

1)народом

2)культурой

3)обществом

4)государством

3.Обществом в широком смысле слова называют

1)весь окружающий мир

2)совокупность форм объединения людей

3)группы, в которых происходит общение

4)взаимодействия людей в повседневной жизни

4.Понятие «обществ» включает

1)природную среду обитания

2)формы объединения людей

3)принцип неизменности элементов

4)окружающий мир

5.Понятия «развития», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как

1)динамичную систему

2)часть природы

3)весь окружающий человека материальный мир

4)не подверженную изменениям систему

6.Верны ли следующие суждения об обществе?

А.Общество, как и природа, является динамичной системой,отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б.Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир.1) верно только. Верно только Б. 3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны.

7.Верны ли следующие суждения об обществе?

А.Общество является развивающейся системой.

Б. Общество как динамичная система характеризуется неизменностью частей и связей между ними. 1) верно только А. 2) верно только Б. 3. Верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.

8.Верны ли следующие суждения об обществе?

А.Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему.

Б.Общество в широком смысле _ это весь окружающий человека мир.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.

9.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество- это часть материального мира.

Б.Общество включает в себя способы взаимодействия людей.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны. 4) Оба суждения неверны.

10.Какое слово пропущено в схеме?

Окружающий мир


11.Раскройте на трех примерах различные значения понятия «общество».

Общество и природа.

1.Примером взаимодействия общества и природы является

1)глобальное потепление климата в современных условиях

2)изменение демографической структуры населения в связи с миграцией

3)развитие сферы образовательных услуг

4)рост городов в результате отделения ремесла от сельского хозяйства

2.Отношения общества и природы характеризуются тем,что

1)общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу

2)природа полностью определяет направление развития общества

3)общество не оказывает существенного влияния на природу

4)природа и общество воздействуют друг на друга

3.Примером влияния природных факторов на развитие общества является

1)возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек

2)создание древнейшего памятника писаного права - законов Хаммурапи

3)строительство пирамид в Древнем Египте

4)распад Империи Карла Великого

4.Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи

1)цивилизации и религии

2)общества и природы

3)способа производства и отношений собственности

4)экономики и политики

5.Примером влияния природных факторов на развитие общества является

1)создание памятника древнерусского права- «Русской Правды»

2)совпадение территории расселения различных восточнославянских племен с бассейнами крупных рек

3)введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой

4)деление дружины на старшую и младшую

6.Утверждение о том, что общество обособилось от природы, означает, что оно

1)не зависит от природы

2)не оказывает влияния на природу

3)отличается от природы, обладает качественной спецификой

4)отделено от природы

7.Примером отрицательного воздействия общества на природу является

1)осушение болот

2)заболачивание почв в результате вырубки лесов

3)расширение посевных площадей в результате строительства дамб и плотин

4)разведение виноградников на склонах Кавказских гор

8.Верны ли суждения о взаимодействии общества и природы?

А.Исторически общество «старше» природы.

Б.Общество выступает творцом культуры, своего рода «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

9.Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества?

А.Развитие общества никак не связано с природным миром, поскольку общество обособилось от природы.

Б.Природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества.

1)верно только А 2)верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

10.Известный публицист заметил, что отношение общества к природе- зеркало отношения к отдельному человеку, Согласны ли вы с этим наблюдением? Подтвердите свой вывод тремя примерами.

Ответы к разделу «ОБЩЕСТВО»

1-3, 2-3, 3-2, 4-2, 5-1, 6-3, 7-1, 8-1, 9-3, 10-общество,

11. 1) в России после Отечественной войны 1812г. возникла сеть декабристских обществ. В данном примере понятие «общество» используется в значении «объединение, группа единомышленников»;

2) в словосочетании « средневековое общество» понятие «общество» используется в значении «историческая эпоха»;

3) в словосочетании «глобальные проблемы современного общества» понятие «общество» используется все «человечество».

Ответы к тестам « Общество и природа»

1-1, 2-4, 3-1, 4-2, 5-2, 6-3, 7-2, 8-2, 9-2, 10-1.существование природы и общества тесно связаны.

2.любой ущерб, причиненный природе, отражается на жизни человека. 3. Ухудшение экологической ситуации отражается на здоровье человека, сокращает возможности его преобразовательной деятельности.