Образцы нормы поведения относятся к. Социальные нормы — правила поведения. Правила поведения в обществе

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть обще ственными отношениями . Значительная часть обще?ственных отношений характеризуется противоречи?выми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между чле нами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными - естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальныенормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельнос?ти людей . Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ?лений людей о добре и зле, о справедливости и не?справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошед?шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев - это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.

С развитием общества они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обще?стве были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому?либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и неформальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам. Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое название - деликвентное (буквально - преступное) поведение.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.), ко второму - поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).

Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые?социологи обратили внимание на то, что и девиантное и деликвентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может приобретать тотальный характер.

Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis - подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конечном счете основной задачей нормативного регулирования и социального контроля является воспроизводство в обществе именно конформистского типа поведения.

Правила поведения учащихся

поведения учащихся в

Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении муниципального образования город Нягань

«Общеобразовательной средней школы № 3».

Целями настоящих Правил являются создание благоприятной обстановки для обучения, безопасных условий пребывания в школе и на ее территории, воспитание уважения к человеческой личности, развитие навыков культурного поведения в обществе.

Учащиеся школы ведут себя честно и достойно, соблюдают нормы морали, этики в отношениях между собой и со старшими.

· проявлять уважение к старшим;

· помогать младшим, когда им нужна помощь;

· аккуратно обращаться с имуществом школы, а также со своими и чужими вещами;

· выполнять требования учителей и других работников.

Учащиеся обращаются к педагогам по имени, отчеству и на «Вы», к незнакомым взрослым – тоже на «Вы».

Учащиеся должны уступать дорогу взрослым; старшие школьники – пропускать вперед младших школьников, мальчики – девочек.

Для выяснения отношение учащиеся никогда не применяют физическую силу и не употребляют грубых выражений. Применение физической силы оскорбляет достоинство человека и в школе категорически запрещается.

· уходить из школы и с ее территории во время занятий без разрешения педагога или руководителей школы;

· самовольно покидать спортивные, культурные и внеклассные мероприятия;

· приносить и использовать в школе и на ее территории оружие, взрывчатые и огнеопасные вещества, горючие жидкости, пиротехнические изделия, газовые баллончики, сигареты, спиртные напитки, наркотики, одурманивающие средства, а также ядовитые и токсичные вещества;

· пользоваться во время учебных занятий мобильным телефоном.

· залезать на подоконники, шкафы, оборудование помещений, здания;

· кататься на перилах, сидеть на перилах, толкать других учеников;

· открывать и входить в хозяйственные помещения школы, не предназначенные для нахождения там людей;

· открывать электрические шкафы;

· использовать не в соответствие с их назначением спортивный и игровые конструкции на территории школы.

2. До начала занятий в школе

Учащиеся приходят в школу не позднее, чем за 10 минут до начала занятий, в чистой одежде и в опрятном виде. Ученики младших классов приходят в школу не позднее, чем за 10 минут до начала занятий.

После входа в школу учащиеся снимают в гардеробе верхнюю одежду и обувь, надевают сменную обувь, приводят в порядок одежду и прическу, занимают свое место в классе и готовят к уроку книги, тетради, ручки и другие нужные на уроке принадлежности.

При входе педагога в класс учащиеся встают. Они садятся после приветствия и разрешения педагога. Так же ученики приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий. При выходе педагога или другого взрослого из класса учащиеся тоже встают.

На время урока учитель устанавливает правила поведения на уроке.

Во время урока нельзя отвлекаться самому, отвлекать товарищей от занятий разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку, делами.

Если учащийся хочет что-нибудь сказать, попросить, задать вопрос учителю или ответить на вопрос, он поднимает руку и говорит только после разрешения учителя.

Звонок (сигнал) об окончании урока дается для учителя. Он определяет точное время окончания урока и объявляет ученикам о его окончании.

Если учащийся пропустил уроки в школе, то он должен предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей. Пропускать и опаздывать на уроки и занятия в группе продленного дня без уважительных причин не разрешается.

4. На переменах и после окончания занятий

Во время перерывов (перемен) учащиеся обязаны:

· привести в порядок свое рабочее место;

· выйти из класса;

· подчиняться требованиям дежурных педагогов и работников школы.

На переменах запрещается:

· бегать по лестницам, вблизи оконных проемов, стеклянных витрин и в других местах, не приспособленных для игр;

· толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу;

· употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать другим, отдыхать.

Находясь в столовой, учащиеся:

· проявляю внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд;

· употребляют еду и напитки, приобретенные в столовой;

· подчиняются требованиям педагогов, а также работников столовой;

· соблюдают очередь при получении пищи;

· убирают со стола после еды.

5. Поведение на территории школы

Территория школы является частью школы (школьным участком). На школьном участке учащиеся обязаны:

· находиться в пределах его границ;

· соблюдать общие правила поведения, установленные разд.1, и правила поведения на переменах, установленные пунктом 4.2. настоящих Правил.

6. Заключительные положения

6.1. За нарушение настоящих Правил и устава школы к учащимся применяются меры дисциплинарного и воспитательного воздействия, предусмотренные уставом школы и Правилами о поощрениях и взысканиях. За грубые и неоднократные нарушения требований устава школы и запретов настоящих Правил учащийся может быть исключен из школы.

6.2. Настоящие Правила распространяются на все мероприятия, проводимые за пределами школы.

6.3. Настоящие Правила вывешиваются в школе на доске объявлений для ознакомления.

www.86sch3-nyagan.edusite.ru

Социология

  • Нормы поведения и социального контроля

    Любое общество для самосохранения устанавливает определенные нормы, правила поведения и соответствующий контроль за их исполнением.

  • Возможны три основные формы контроля:
    • изоляция — отлучение от общества закоренелых преступников, вплоть до смертной казни;
    • обособление — отраничение контактов, неполная изоляция, например, колония, психбольница;
    • реабилитация — подготовка к возвращению к нормальной жизни. Реабилитация алкоголиков, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей.
  • Контроль может быть формальным и неформальным.
    Неформальный контроль — это неофициальное социальное давление окружающих, прессы. Возможно наказание через критику, остракизм; угроза физической расправы.
    Система формального контроля — организации, созданные для защиты порядка. У нас их называют правоохранительными. Они имеют разную степень жесткости: налоговая инспекция и налоговая полиция, милиция и ОМОН, суды, тюрьмы, исправительно-трудовые колонии. Любое общество создает нормы, правила, законы. Например, библейские заповеди, правила дорожного движения, уголовное законодательство и т. п.
    Любое общество не может нормально функционировать без разработанной системы норм , и правил , предписывающих выполнение каждым человеком требований и обязанностей, необходимых для общества. Люди практически в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют большую часть своих социальных ролей бессознательно, естественно, в силу привычек, обычаев, традиций и предпочтений.
    Как можно заставить современную женщину взять на себя неблагодарную домашнюю работу? Только воспитав, социализировав ее таким образом, чтобы она хотела и стремилась иметь детей, мужа, свой очаг и чувствовала себя несчастной без них. Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и моральным нормам, ограничивающим его свободу? Только культивируя, воспитывая у него с детства те чувства и стремления, которые приводят его к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества. Большинство своих социальных ролей люди выполняют не совсем удачно не потому, что они не способны, а потому, что они либо не принимают содержание этих ролей, либо не хотят их исполнять.
    Но в данном случае речь больше идет о внутреннем социальном контроле . Есть еще и внешний групповой социальный контроль за поведением человека. Каждый человек включен в самые различные социальные группы: семья, учебный или производственный коллектив, соседское сообщество, круг друзей и товарищей по совместным увлечениям и т. п. Необходимым условием включения индивида в ту или иную социальную группу является соблюдение человеком определенных культурных норм, принятых этой группой, составляющих своего рода кодекс поведения. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможны различные санкции к нарушителю, вплоть до изгнания из группы.
    В современном обществе, разумеется, для социального контроля недостаточно правил и норм, установленных на уровне первичных социальных групп. В масштабе всего общества формируется система законов и наказаний за нарушение установленных требований и правил поведения, применяется групповой социальный контроль от имени всего общества государственными органами управления. Когда отдельный человек не желает следовать требованиям законов, общество прибегает к принуждению.
    Нормы различаются по степени строгости, и любое их нарушение влечет за собой разные наказания. Существуют нормы-правила и нормы-ожидания. Случайные половые связи нарушают нормы-ожидания и не одобряются общественным мнением (ловелас, донжуан — общественный остракизм, изнасилования — строгое уголовное наказание). Нормы-ожидания регулируются общественным мнением, моралью, нормы-правила — законами, правоохранительными органами. Отсюда и соответствующие кары. Норма-ожидание может переходить в норму-правило, и наоборот.
    При этом следует иметь в виду, что преступление в определенной мере служит показателем несовершенства норм и нередко подготавливает почву для становления новых норм морали и права. Таким образом, в социологии девиантность предстает как социальное явление, которое изучается при помощи специальных социологических методов.

    socialworkstud.ru

    Нормы общественного поведения

    Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000 .

    Смотреть что такое «Нормы общественного поведения» в других словарях:

    Нормы культуры - это определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ - исторически сложившиеся или установленные к. л. образом стандарты деятельности, соблюдение к рых выступает для индивида и группы необходимым условием их подчинения определ. социальному целому; в системе Н. с. фиксируются определ. критерии… … Философская энциклопедия

    Общественного мнения психология в уголовном процессе - Состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к событиям судебного процесса, деятельности отдельных участников судебного разбирательства; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным юридически… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Норма социальная (социальные нормы) - официально установленные или сложившаяся под воздействием социальной практики норма и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Юридические нормы - правила, определяющие порядок поведения людей, живущих в обществе; во всей своей совокупности, имеющей применение в данном обществе, они называются объективным правом данного общества, в отличие от субъективного права. Различают две группы норм:… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРОВ - CODE OF CONDUCT OF ACCOUNTANTSКодекс профессионального поведения бухгалтеров, принятый Амер. обществом дипломированных бухгалтеров (АОДБ) в 1988 г., состоит из двух частей: 1) принципы, обеспечивающие основу профессионального поведения;2) правила … Энциклопедия банковского дела и финансов

    Императив поведения - (лат. – повелительный) – поведенческая модель, включающая нормы поведения, безусловно соблюдаемые как внутренний самоприказ, людьми одной общности (этноса, общественной организации, учреждения, страны в целом). Это своего рода норма… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Психология коллектива службы обеспечения охраны общественного порядка и безопасности ПОО - В юридической психологии одной из основных задач считается развитие психологического потенциала коллектива работников подразделений и служб. Психологический потенциал коллектива – это совокупность социально психологических явлений, определяющих… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Моральные нормы - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением; … Теория государства и права в схемах и определениях

    Право - совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С помощью П. класс или классы, держащие в руках государственную … Большая советская энциклопедия

    psychology.academic.ru

    Правила поведения в обществе: что отличает воспитанного человека?

    К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых людей. Как сделать культуру этикета частью своей жизни и стать желанным членом любой компании?

    Нормы и правила поведения в обществе распространяются на все формы взаимодействия человека с окружающим миром. Воспитанное поведение подразумевает, что человек корректно реагирует на любые события и не отвечает вспышками гнева на негатив.

    Становление личности начинается ещё в детстве, поэтому большая часть ответственности за воспитание лежит на родителях. Именно взрослые должны привить ребёнку любовь к близким, уважение к окружающим и, естественно, правила хорошего тона. И делать это нужно не только словами, но и собственным примером.

    Следующий этап развития личности – это самовоспитание. Упорное и целенаправленное движение по этому пути формирует характер, позволяет сознательно выработать в себе наиболее ценные человеческие качества и усвоить правила поведения, принятые в обществе. Здесь не должно быть отговорок, ведь сегодня для самовоспитания имеются все необходимые ресурсы – широкая сеть библиотек, театры, телевидение, Интернет. Главное - не впитывать в себя весь поток информации, а научиться отбирать самые ценные крупицы истины.

    Для развития культуры поведения делайте упор на эстетическом самовоспитании. Оно развивает чувство прекрасного, учит правильно понимать и воспринимать красоту природы и искусства, получать удовольствие от общения в позитивном ключе. Но стоит оговориться: просто знать и применять правила поведения, принятые в нашем обществе, недостаточно. Ложь и притворство здесь неприемлемы – в сердце по-настоящему воспитанного человека есть место только естественной вежливости, чуткости и тактичности.

    Основные нормы и правила поведения в обществе

    Доброта и внимание к окружающим – самые важные правила общественного поведения. А вот список хороших манер довольно обширен. Рассмотрим основные из них:

  1. Думайте не о себе, а о других. Окружающие люди ставят в приоритет чуткость, а не эгоизм.
  2. Проявляйте гостеприимство и дружелюбие. Если вы приглашаете гостей, относитесь к ним как к самым близким людям.
  3. Будьте вежливы в общении. Всегда говорите приветственные и прощальные слова, благодарите за подарки и оказанные услуги не только словом, но и делом.
  4. Исключите хвастовство. Пусть окружающие судят о вас по поступкам.
  5. Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника - вы успеете высказать свою точку зрения позже.
  6. Не «тычьте» в людей пальцем и не смотрите пронзительным взглядом. Это смущает их, особенно, инвалидов.
  7. Избегайте критики и жалоб. Человек с хорошими манерами старается не обижать людей негативными высказываниями и не сетует на судьбу.
  8. Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях. Гнев не только приводит к ненужным конфликтам с окружающими, но и вносит диссонанс в собственный внутренний мир.
  9. Будьте пунктуальны. Опоздания показывают, что вы не умеете планировать свой день и не цените время других людей.
  10. Держите слово. Невыполненное обещание может привести к настоящей трагедии в жизни обнадёженного вами человека.
  11. Вовремя возвращайте долги. Несоблюдение этого правила часто становится причиной не только прекращения дружбы и хороших взаимоотношений, но и серьёзной вражды.

В бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

Правильное поведение в обществе деловых людей

В бизнес-среде, так же как и в светской жизни, существует определённый этикет. Он во многом повторяет основные правила поведения людей в обществе, но имеет и собственные нюансы. Владея нормами делового этикета, вы получите признание в мире успешных людей, сможете быстро построить карьеру или продвинуть собственную компанию на лидирующие позиции рынка. Конечно, в бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

  • Пунктуальность. Один из основополагающих постулатов делового мира гласит «время – деньги». Вы можете великолепно вести переговоры, харизматично представлять презентации, профессионально управлять персоналом, но… «воровство» чужого времени путём вечных опозданий сводит на нет весь эффект от положительных качеств. Непунктуальный человек не вызывает доверия и уважения и вряд ли найдёт постоянных партнёров среди успешных крупных компаний. Правильное поведение в обществе деловых людей требует чёткого планирования рабочего дня и полного контроля над ходом событий.
  • Дресс-код. Внешний вид – визитная карточка человека, которая рассказывает о его характере и внутреннем мире больше, чем любые слова. Провокационный облик выказывает протест против законов и устоев общества, а это не принимается в деловом мире. А вот строгий деловой костюм, аккуратная причёска и гармонично подобранные аксессуары свидетельствуют о том, что человек готов подчиняться всеобщим правилам и работать в единой команде.
  • Грамотная речь. Бормотание под нос или жаргонные словечки сведут на нет даже самый правильный внешний вид. Если у вас нет врождённого дара внятно излагать мысли, работайте в этом направлении. Речь по существу, без лишних лирических отступлений поможет найти общий язык с коллегами и клиентами и станет хорошим подспорьем для движения по карьерной лестнице.
  • Соблюдение коммерческой тайны. В жизни не любят болтунов и сплетников, а в деловом мире – нелояльных сотрудников. Разглашение секретов компании может стать не только причиной увольнения, но и вызовет сложности с последующим трудоустройством – шпион сразу попадает в негласный «чёрный список» неблагонадёжных работников.
    • Уважение. Профессионал обязательно проявляет вежливость к своим партнёрам, клиентам и коллегам. Способность выслушать чужие доводы без споров и критики и обсудить разногласия в конструктивном и позитивном ключе – неоценимое качество делового человека.
    • Взаимопомощь. Нужно помогать коллегам и словом, и делом, особенно тем, которые недавно работают вместе с вами. В большинстве случаев добро возвращается нам сторицей.
    • Ответственность. Все знают, что на работе нужно работать. Тем не менее, многие сотрудники тратят рабочее время на болтовню и личные дела. Это прямая безответственность по отношению к общему делу. Полбеды, если это отразится только на самих бездельниках. А ведь срыв важного проекта может оставить компанию без прибыли, а сотрудников – без зарплаты.
    • Телефонный этикет. Деловые переговоры по телефону требуют особого подхода, ведь на расстоянии с собеседником нельзя наладить визуальный и эмоциональный контакт. Чтобы оставить о себе позитивное мнение, не перебивайте собеседника, говорите чётко и ясно, задавайте вопросы только по делу. Если говорить о телефонном этикете внутри компании, то старайтесь избегать личных звонков в рабочее время – они отвлекают внимание других сотрудников и позиционируют вас как несерьёзного болтливого человека.
    • Перечислить все правила и нормы поведения человека в обществе и на работе, пожалуй, невозможно. Чтобы прослыть воспитанным человеком, не забывайте основы культуры этикета и проявляйте к людям такое отношение, какого желаете самому себе.

      • Дмитрий Медведев рассказал о новых мерах поддержки семей с детьми в 2018 году 30 ноября 2017 года в прямом эфире премьер-министр России ответил на вопросы ведущих пяти крупнейших российских телеканалов в […]
      • Судебные решения по ДТП Предыдущая статья: Штраф за ДТП Судебный процесс – это сложная и длительная процедура, однако в некоторых ситуациях взыскать с виновной стороны денежную компенсацию, необходимую для […]
      • Тяжкое удо В настоящее время освободиться условно-досрочно вполне осуществимо, если учитывать определенную специфику и готовиться к формальному сроку наступления УДО заранее. Прежде всего, необходим большой […]

    Социальная норма -это правила поведения человека в обществе, чтобы и он и общество пребывали в согласии. Но эти правила касаются не конкретного человека, а всех людей в данном обществе, и они не только общие, но и обязательные для исполнения. Социальные нормы, которые действуют в современном обществе, делятся по способу их установления и по средствам охраны их требований от нарушений.
    Выделяют следующие виды социальных норм:
    1. Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
    2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии моральными представлениями людей и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
    3. Нормы общественных организаций - правила по ведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и ими же и охраняются.
    4. Нормы обычаев - правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей.
    5. Нормы традиций - наиболее обобщенные и стабильные правила поведения, которые возникают в определенной сфере жизнедеятельности человека (семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции).
    6. Нормы ритуалов - разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия.
    Деление социальных норм проводится и по содержанию. По этому признаку выделяют политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития. По определению любая социальная норма носит общий характер и адресуется не к конкретному человеку, а ко всему обществу или к большой группе людей. Моральные нормы регулируют не внутренний мир человека, а отношения между людьми. Правовые нормы затрагивают ту же область. Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
    Однако нормы права и нормы морали различаются:
    1. Происхождением. Нормы морали складывались на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости и входили в обиход постепенно, ненасильственным путем. Нормы права вводятся государством, после вступления в законную силу они становятся обязательными для всех.
    2. Формой выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Правовые же нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах,
    указах, постановлениях).
    3. Способом защиты от нарушений. Нормы морали и нормы права вправовом обществе обыкновенно соблюдаются добровольно, поскольку они справедливы. Реализация и тех и других идет согласно желаниям самого человека или под давлением общественного мнения. Такого способа достаточно для охраны моральных норм и недостаточно для обеспечения правовых: в случае нарушения норм применяются меры государственного принуждения.
    4. Степенью детализации. Нормы морали содержат обобщенные правила поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые нормы регламентируют детализированные правила поведения и закрепляют четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.
    Поскольку нормы права и нормы морали очень тесно соприкасаются и часто даже вовсе смыкаются, они постоянно взаимодействуют между собой - дополняют друг друга в регулировании общественных отношений. Успешность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей, то есть высшие моральные требования современного общества. Норма морали институируется обществом, а норма права устанавливается или санкционируется государством как модель поведения, которая закрепляется в официальных государственных актах и имеет предоставительно-обязывающий характер.
    В одно и то же время она и разрешает человеку свободу действий для реализации законных прав, и обязывает его совершать или не совершать какие-то действия, ограничивая его свободу. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц. Иногда реализация правовой нормы требует мер государственного принуждения. Если нарушены границы свободы дозволенного, происходит применение со стороны компетентных государственных органов мер юридической ответственности к правонарушителю. Опора на принуждение позволяет нормам права выступать государственным регулятором типовых общественных отношений (отношений подчиненности в армии, отношений купли-продажи при совершении имущественных сделок).
    Поскольку действие права состоит в том, чтобы «повелевать (обязывать), запрещать, разрешать, наказывать (карать)», нормы всегда что-либо предписывают как обязанности; что-либо разрешают; что-либо запрещают как недозволенное или за что-либо карают как вредное и опасное для людей и общества. Для достижения целей правового регулирования норма права должна выразить само содержание правовой нормы; определить условия, при которых содержание правовой нормы может осуществляться; установить правовые последствия нарушения правовой нормы. Поэтому структура правовых норм строится в виде трех элементов деонтической логики, получивших в правовой науке название диспозиции, гипотезы и санкции. Наиболее существенно различаются особенности структуры норм регулятивных, предписывающих права и обязанности участников отношения, и норм правоохранительных (карательных), закрепляющих меры ответственности.
    Структура правовой нормы выглядит так:
    гипотеза - юридический факт, с которым связано задействование нормы;
    диспозиция - собственно правило поведение;
    санкция - последствия в случае невыполнения диспозиции.
    Гипотезы и диспозиции бывают простые, альтернативные, сложные; абстрактные, конкретные. Вместе с тем, правовая норма может быть и без гипотезы (безусловная норма) либо без санкции (незащищенная норма), которая санкцию имеет, но общего характера (как, например, в международном праве, или общая, как статья КоАП об административной ответственности за непредоставление документов государственным органам). Санкция имеет два вида - правовосстановительная и штрафная (карательная).
    Регулятивные нормы права устанавливают содержание правила поведения, которое выражается в мере дозволенного и должного поведения участников регулируемого отношения. В современном законодательстве развитых стран эта правовая регуляция достигается определением прав и обязанностей сторон отношения. Та часть правовой нормы, которая закрепляет права и обязанности как меру их поведения, именуется диспозицией. Диспозиция может относиться не только непосредственно к правам и обязанностям, но и к объекту отношения, его субъектам, документам, оформляющим отношение, и иным сторонам регулируемого отношения.
    Однако любая норма, предусматривающая, например, виды субъектов (товарищества, акционерные общества), виды объектов (движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, имущественные права, нематериальные блага и т. п.), виды документов (доверенность, сертификат качества и т. п.), связывает их правовое значение с правами и обязанностями сторон, участников отношения. Права и обязанности лиц и организаций, предусмотренные диспозицией правовой нормы, возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, наличие которых выступает условием осуществления данной нормы. Закрепление условий, при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников общественного отношения, носит название гипотезы правовой нормы.
    Соблюдение норм права обеспечивается возможностью применения мер принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законом и в целях защиты интересов общества и государства, прав и свобод граждан и организаций. Закрепленные в нормах права предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей и в целях защиты прав других лиц носят название санкции правовой нормы.
    В административном праветипичны ми санкциями являются штрафы, исправительные работы, административный арест, отстранение от должности, а также особые случаи прекращения государственной службы. Санкциями норм уголовного права служат меры наказания за совершение преступлений, предусмотренных УК РФ. В комплексных отраслях и массивах права (земельном, природоохранительном, транспортном и др.) меры принуждения (ответственности) сочетают гражданско-правовые (возмещение вреда), административные взыскания (штрафы, лишение прав на охоту, приостановление и прекращение деятельности предприятий), уголовно-правовые наказания, предусмотренные УК РФ, и гражданско-правовые санкции за причинение вреда природным объектам.
    Нормы различаются в первую очередь по построению системы права (по отраслям права и правовым институтам, нормы публичного и частного права).
    Различаются они и по способу объективации (то есть первичной текстуальной привязки): обычные, гетерономные (установленные социальным авторитетом, например, государством), автономные (из автономных правовых текстов, согласуемых самими субъектами, например, нормы международного права).
    Существует также деление на общие и специальные нормы: первые применяются относительного всех случаев, применение вторых оговорено - это исключения из правил применительно к особым случаям.
    По функциям в механике правового урегулирования различаются нормы общего и конкретного содержания (большинство норм имеет конкретное содержание, поскольку.ориентировано на рассмотрение определенных ситуаций), общие или родовые нормы определяют понятия и основания возникновения отдельных институтов права или (еще более общие) - устанавливающие исходные начала (принципы) или общие определения для «национального» права в целом или для отрасли права (учредительные, дефинитивные).
    Нормы разделяются и по категоричности предписаний - императивные, диспозитивные, рекомендательные. Первые не допускают отступления от правил, вторые допускают регулирование отношения по соглашению сторон и устанавливают правило лишь на случай отсутствия соглашения, третьи рекомендуют правильные действия.
    Нормы можно разделить по социальному назначению и роли в правовой системе: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).
    Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства. Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Декларативные нормы включают в себя положения программного характера. Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий. Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу прекращения его действия.
    Нормы различают по предмету правового регулирования - конституционного, гражданского, уголовного-, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы подразделяются на материальные (правила поведения субъектов) и процессуальные (предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил).
    Различаются нормы по форме выражения диспозиции: управомочивающие, обязывающие, запретительные; по признакам структуры (имеются ли все три элемента структуры), по сфере действия (во времени, пространстве, по кругу лиц); по времени (постоянного или временного действия), по степени определенности различных элементов структуры (абсолютно-определенные, относительно-определенные или альтернативные, бланкетные), по субъектам правотворчества (государство или общество); дефиниции (является ли нормой или просто служебным средством для других норм); по цели; по источникам и их месту в иерархии (в законе или подзаконных актах).

    Они устанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом. Общественные нормы указывают, какими должны или могут быть человеческие по­ступки.

    Социальные нормы являются правилами поведения общего характера

    Это означает, что требования социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, как, например, индивидуальные правила, а на всех людей, живущих в обществе.

    Более того, нормы действуют постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев, кото­рые предусмотрены правилом.

    Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения

    Поскольку нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости - государственно-властным принуждением.

    Таким образом, социальные нормы - это общие правила поведения, непрерывно дей­ствующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

    Структура правовой нормы. Виды норм права.

    Виды социальных норм

    Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:

    1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяют­ся на:

      • нормы права - общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые госу­дарством;
      • нормы морали - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве.Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;
      • нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;
      • нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;
      • политические нормы - это общие правила поведения, регулирующие отношения между клас­сами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства.
      • экономические нормы - представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.
      • нормы общественных организаций (корпоративные нормы) являются правилами поведения, ре­гулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраня­ются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.
      • религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат . «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных рели­гий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистичес­кие (языческие), а потом и монотеистические религии;

    2. По способу образования социальныенормы подразделяются на стихийно образован­ные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).



    3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и госу­дарственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.).

    9.Понятие, содержание, проблематика правотворчества.

    Правотворчество - деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм.



    Правотворчество охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению, дополнению или отмене нормативно-правовых актов.

    Стадии правотворчества:

    1. обсуждение проекта правовой нормы.

    2. принятие правовой нормы.

    3. вступление в юр. силу.

    Еще выделяют реализацию права законодательной инициативы

    Принципы правотворчества – основополагающие начала.

    1. законность.

    2. системность – каждая, вновь принятая, норма права должна быть согласована со всем комплексом уже действующих правовых норм.

    3. принцип научной обоснованности.

    4. принцип демократизма – это учет общественного мнения при подготовке правовых актов.

    5. принцип профессионализма.

    6. принцип процедурной обеспеченности.

    Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц. Итак, принципы правотворчества - это основные начала осуществления правотворческой деятельности.

    1. Демократизм. Этот принцип проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.

    2. Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам более высокой юридической силы. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.

    3. Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

    4. Научный характер . Правотворчество призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы,

    5. Профессионализм, то есть участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

    6. Тщательность, скрупулезность подготовки проектов . В правоподготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.

    7. Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для законодателя.

    Процесс создания нормативного акта складывается из отдельных стадий его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения).

    Предварительное формирование государственной воли {подготовка проекта). Это первый этап правотворческого процесса. Он начинается с принятия решения о подготовке проекта. Такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или какому-либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе Президента, Правительства Российской Федерации. При подготовке проектов обычно применяется ведомственный, отраслевой принцип, в соответствии с которым первоначальные проекты составляются теми органами и организациями, профилю деятельности которых они соответствуют.

    Следующая стадия правотворческого процесса - предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. До начала подготовки проекта важно выявить общественную потребность в нормативном регулировании соответствующей сферы общественных отношений. На данном этапе весьма важно получить подробную информацию о действующем законодательстве по затрагиваемому вопросу, проанализировать его состояние, практику применения. Анализ состояния законодательства по вопросам, относящимся к теме проекта, помогает ответить и на вопрос, можно ни ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или действительно необходимо подготовить новый акт. Заранее должны быть определены возможные последствия действия акта: экономические, социальные, юридические, экологические и другие, а также просчитаны возможные затраты материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для решения вопроса, соответствующие доходы, издержки и т. д.

    Следующая стадия - этоподготовка первоначального текста проекта . Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов.

    После того как первоначальный проект разработан, наступает следующая стадия правотворческого процесса - предварительное обсуждение проекта . Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтересованных органов организаций, общественности.

    После учета замечаний и предложений проект окончательно отрабатывается и редактируется. Как правило, это делает та рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст проекта.

    Затем наступает новый этап правотворческой процедуры, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом. Этот этап начинается с внесения проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его.

    Следующая стадия правотворческого процесса, свойственная коллегиальному правотворческому органу, - внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания . Затем следует обсуждение и официальное принятие проекта.

    Рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях , если законодательным органом применительно к конкретному проекту не будет принято иное решение.

    При первом чтении законопроекта заслушивается доклад инициатора законопроекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают основные положения законопроекта и высказывают предложения и замечания в форме поправок, рассматривают предложения об опубликовании при необходимости законопроекта для обсуждения. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет основные положения законопроекта или отклоняет его.

    При втором чтении с докладом выступает председатель головного по данному законопроекту комитета либо руководитель органа, дорабатывающего проект. Обсуждение проводится постатейно, по разделам или в целом.

    В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку. На голосование ставятся отдельно каждая статья либо раздел или глава проекта. Статья, раздел, глава принимаются за основу, затем на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки.

    При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Коллегиальные правотворческие органы (Правительство, государственные комитеты и др.) принимают нормативные акты простым большинством голосов. Президент государства, министры и другие органы единоличного руководства утверждают свои акты (указы, приказы, инструкции и т. д.) в персональном порядке.

    Официальное оглашение принятого нормативного акта . Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование принятого нормативного акта в особых, предусмотренных законом печатных органах (специальные издания, газеты), а также его официальное оглашение в иной форме (по радио, телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации). Ведомственные акты, издаваемые министерствами, государственными комитетами и иными учреждениями, публикуются в издаваемых этими органами бюллетенях (если таковые имеются), а также в официальном порядке рассылаются в подчиненные органы, учреждения, организации.

    1.2 Социальные нормы и нормы права

    Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.

    Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.

    Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку. Социальные нормы характеризуются рядом признаков:

    – являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение;

    – это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил). Общий характер социальной нормы выражается в том, что ее требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим людям. В силу данного свойства предписание нормы должно исполняться всякий раз каждым, кто окажется в сфере ее действия;

    – это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все другие социальные нормы являются обязательными для тех, к кому они относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требования социальных норм, в зависимости от характера нарушения могут быть применены меры государственного или общественного воздействия. Если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему применяются меры государственного принуждения. Нарушение же требований моральной нормы (аморальный поступок) может повлечь за собой применение мер общественного воздействия: общественного осуждения, порицания и других мер.

    Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений. Они активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.

    Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.

    Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

    Все социальные нормы , действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:

    – по способу их установления (создания);

    – по средствам охраны их требований от нарушений.

    На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:

    1) нормы морали (нравственности) – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением;

    2) нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций;

    3) нормы обычаев – это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека;

    4) нормы-традиции выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции);

    5) нормы-ритуалы представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются во время проведения национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов – их красочность и театрализованность;

    6) нормы права – правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

    Ранее отмечалось, что с формальной точки зрения право представляет собой систему норм, которые исходят от государства. Другими словами, право состоит из правовых норм. Правовая норма – это первичная клеточка права.

    Норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Норма права предусматривает свободу участников регулируемых общественных отношений в двояком смысле:

    – как способность воли субъекта сознательно избирать тот или другой вариант поведения (внутренняя свобода);

    – как возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода);

    – каковы же характерные признаки правовой нормы?

    Норма права устанавливается или санкционируется государством. Это модель поведения, которая закрепляется в официальных государственных актах.

    Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер . С одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав субъекта. Что такое право собственности? Это есть свобода лица-собственника в полном объеме владеть и распоряжаться принадлежащей ему вещью. А право кредитора? Это его свобода требовать от должника возвращения долга. С другой стороны, норма права обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая таким образом свободу отдельных лиц. Эта содержательная сторона правовой нормы является такой же существенной, как и предоставляемая свобода действий. В самом деле, если представить, что свобода лица ничем не ограничена, то при таком порядке вещей вообще не может быть речи о праве. Если бы каждому человеку была предоставлена обязательная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значило бы, что никто не имеет права на жизнь; если же нет правила, ограничивающего свободу присвоения чужой вещи, то ни у кого не будет права собственности.

    Таким образом, норма права сочетает в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц.

    Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения. Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение со стороны компетентных государственных органов мер юридической ответственности к правонарушителям. Охранительный характер правовой нормы позволяет надежно защищать законные права и интересы граждан государства.

    Благодаря вышеуказанным признакам (свойствам) нормы права выступают государственным регулятором типовых общественных отношений (например, отношений подчиненности в армии, отношений купли-продажи при совершении имущественных сделок). В этом выражается социальная роль правовых норм.

    Из книги Международное право в судебной практике России: уголовное судопроизводство автора Зимненко Богдан

    Обычные нормы международного права Верховный Суд РФ неоднократно обращал внимание на то, что несоблюдение норм международного права при осуществлении уголовного судопроизводства является основанием к отмене соответствующих судебных актов.Военный суд

    Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

    Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации

    Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

    Нормы уголовно-исполнительного права Норма уголовно-исполнительного права – это вариант (предел) должного поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия. Норма

    Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

    Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

    11.2 Социальные и технические нормы Действующие в обществе нормы принято подразделять на две большие группы: социальные и технические.Социальные нормы - это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения. Иногда в юридической

    Из книги Происхождение государства и права автора Кашанина Татьяна Васильевна

    Глава 13 НОРМЫ ПРАВА 13.1 Понятие и признаки нормы права Как уже указывалось, норма права - важнейшая часть социальных норм. Она частица права, его исходный элемент, основополагающее понятие правовой системы, поскольку все юридические понятия, конструкции, все

    Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

    Глава 6. Социальные нормы первобытного общества 6.1. Саморегуляция как признак человечестваОдним из вопросов, будоражащих умы ученых вот уже на протяжении многих и многих веков, является вопрос: чем человек отличается от животного. Надо сказать, что несмотря на множество

    Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

    Глава 19. Нормы права § 1. Понятие правовой нормы, ее признаки В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и

    Из книги Альтернатива призыву: тем, кто делает выбор [издание 2-ое, дополненное] автора Левинсон Лев Семенович

    1.10. Нормы права Понятие нормы права и ее источники (формы выражения) Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путем определения прав

    Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

    Структура нормы права Структура нормы права – это ее смысловое построение. Нормы права излагаются на разных языках и при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула (структура нормы): «Если..., то..., иначе...».Элементы структуры норм

    Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

    НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Всеобщая декларация прав человекапровозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года (извлечения)Статья 1Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в

    Из книги автора

    15. Структура нормы права Норма права состоит из трех элементов:1. Гипотеза – содержит условия, при возникновении которых данная норма подлежит применению, а также перечень лиц, в отношении которых она применяется.С помощью гипотезы определенный в диспозиции абстрактный

    Из книги автора

    § 1.2. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе Общая собственность на продукты производства и социальное единство внутри родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины.В осуществлении

    Из книги автора

    Глава 2. Нормы права Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Нарушение норм права вызывает применение мер воздействия

    Из книги автора

    § 3.1. Социальные и технические нормы Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью

    Подробное решение Параграф § 14 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

    Вопрос 1. Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо? Существуют ли правила поведения для всех? Какой человек может стать преступником? Чем опасны алкоголь и наркотики?

    Да, это хорошо тем, что общество помогает человеку не сбиваться с верного пути, не делать ошибок.

    Социальные нормы - общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

    Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.

    Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности и мотивация, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы.

    Алкоголь не решает проблем, а наоборот еще больше их усугубляет. В состоянии опьянения человек совершает неадекватные поступки, нарушается нормальная работа многих органов (в том числе и головного мозга), что приводит к постепенной его деградации, разрушаются также взаимоотношения с другими людьми. И если не остановиться вовремя, это приводит, в конце концов, к смерти.

    Вопросы и задания к документу

    Вопрос 1. Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.

    Общечеловеческие: воспитание детей, помощь больным и старикам, ну и библейские (не убей, не укради, не прелюбодействуй).

    Расовые: допустим у европеоидной расы общедемократические ценности (равенство перед законом, выборы главы гос-ва, свобода и ценность личности), а у монголоидной как правило диктатура главы гос-ва или правящей партии, ценность не личной, а коллективной выгоды.

    Классовые: Куршавель для олигархов, Турция с Египтом для среднего класса и деревенька для бедных.

    Групповые: студентам – учёба и соответственно все что с ней связано, спортсменам – тренировка, военным – учения или боевые действия.

    Вопрос 2. К какому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы вместе идём в баню», «раздельное обучение чёрных и белых», «солидарность рабочих всех стран»?

    1. Общечеловеческий.

    2. Внутригрупповой.

    3. Межнациональный

    4. Групповой.

    Вопрос 3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?

    Более высокий уровень социальных норм – это те нормы, которые играют наибольшую роль в обществе и нарушение которых ведет к значительным негативным последствиям для человека и общества в целом.

    Более низкий уровень соц. норм – нарушение которых не наносит особого вреда обществу и поэтому вполне достаточен неформальный социальный контроль.

    Вопрос 4. Почему в случае нарушения норм более высокого уровня необходимы наиболее решительные действия государства?

    Потому что при нарушении норм высокого уровня последствия могут быть гораздо серьёзнее.

    Вопрос 5. Как проявляется социальный контроль в случае нарушения более низкого уровня социальных норм? Почему?

    Выражается в неформальном давлении общества на нарушителя. Общественное порицание, остракизм и прочее. Потому что нормы низшего уровня, хотя и не прописаны как закон, но исполнение этих норм в целом социально оправдано в среде.

    Вопрос 6. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?

    Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий. Самоконтроль тесно сплетен с понятиями совесть и мораль. Внутренний самоконтроль характерен для обществ с высокой моральной составляющей, ну т.е. с совестью. Демократическое общество выступает за ослабление внешнего контроля, полагаясь на внутренний самоконтроль, результатом чего становится увеличение девиантности (отклонения об общепринятых норм) социальной среды.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    Вопрос 1. Приведите примеры каждого вида социальных норм.

    Основные виды социальных норм:

    1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством. (Законы УК, АК).

    2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия. (Надо уважать старших, помогать инвалидам).

    3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

    4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

    Вопрос 2. Что такое социальный контроль?

    Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем. Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности обеспечивается социальным контролем.

    Любая деятельность включает в себя разнообразные действия, и каждый человек совершает их многократно, вступая в активное взаимодействие с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством, другими индивидами). Все эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества.

    Пока эти действия не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен, его как будто нет. Однако стоит нарушить правила, отступить от образцов поведения, принятых в обществе, и социальный контроль проявляет себя.

    Люди, среагировавшие на нарушение социальных норм, отражали установки общественного сознания (или общественного мнения), которое поддерживает порядок, охраняемый нормами. Именно поэтому с их стороны последовала реакция осуждения названных действий. Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом,- всё это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля.

    Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают либо позитивные, которые направлены на поощрение, либо негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения.

    Общество (большие и малые группы, государство) оценивает индивида, но и индивид оценивает общество, государство, самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных институтов, человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает через собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным; оно может быть положительным и резко отрицательным.

    Таким образом, наряду с контролем со стороны общества, группы, государства, других людей важнейшее значение имеет внутренний контроль, или самоконтроль, в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

    Вопрос 3. В чём состоит значение самоконтроля?

    В процессе самоконтроля большую роль играет совесть, т. е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоянии возбуждения, по ошибке или поддавшись соблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, моральные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

    Способность осуществлять самоконтроль - ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует своё поведение в согласии с общепринятыми нормами. Самоконтроль - одно из важнейших условий самореализации личности, её успешного взаимодействия с другими людьми.

    Вопрос 4. Каковы причины отклоняющегося поведения?

    Исследователи имеют различные точки зрения по этому вопросу.

    В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение отклонений: наличие у некоторых людей врождённой предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п.

    Другие учёные искали психологические объяснения отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности. Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве.

    Например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребёнку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых. Исследования показали, что низкое самоуважение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удаётся привлечь к себе внимание, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак сильной личности.

    Широкое признание получило социологическое объяснение отклоняющегося поведения, причины которого известный социолог Э. Дюркгейм видел в зависимости от кризисных явлений, происходящих в обществе. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъёмы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестаёт соответствовать идеалам, воплощённым в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

    Некоторые учёные связывали отклоняющееся поведение и с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создаёт свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.

    Вопрос 5. В чём социальная опасность преступности?

    Наибольшую опасность для личности, общества, государства представляет собой организованная преступность. В широком смысле слова она подразумевает любую группу лиц, организованных на постоянной основе для извлечения средств незаконным способом.

    Опасность для личности заключается в подавлении её прав и свобод актами насилия и другими средствами. Это проявляется в уничтожении мелких предпринимателей, которые отказываются выплачивать деньги для получения защиты со стороны преступников (рэкет); принуждении женщин и подростков заниматься проституцией; распространении влияния и контроля, например, над профсоюзами; росте стоимости товаров и услуг; возможности полного подавления конституционных прав и свобод граждан путём физического и морального террора.

    Опасность для общества состоит в перехвате прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества организованными преступными сообществами и коррумпированными группами чиновников (особенно в сферах торговли, добычи и распределения стратегического сырья, драгоценных металлов, производства и оборота оружия); возможности манипулировать значительным капиталом, проникать в область законного предпринимательства и разорять своих конкурентов с помощью контроля над ценами; насаждении идеологии преступного мира, её романтизации, культивировании мафиозных и коррумпированных отношений, насилия, жестокости, агрессивности, что создаёт условия для «социального заражения» преступными обычаями и традициями.

    Опасность организованной преступности для государства проявляется в создании на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур, незаконных вооружённых формирований; подготовке, финансировании и организации прямых антиконституционных действий в виде разжигания национальной вражды, организации массовых беспорядков, заговоров- с целью захвата власти; стимулировании таких преступлений, как бандитизм и контрабанда; проникновении в политические партии и государственный аппарат коррупции; стремлении ослабить федеральную власть, чтобы облегчить контроль организованной преступности над целыми регионами.

    Вопрос 6. Каковы последствия наркомании для личности, семьи, общества?

    Последствия наркомании для семьи катастрофические, как в принципе и для самой личности. Сама личность со временем становится абсолютно асоциальной. Полностью стираются социальные установки – социальные статусы такие как, профессионал, отец, сын, товарищ и т. д. Существование субъекта сводится только к нахождению доз и к употреблению, как правило, при более длительном употреблении в жизни человека уже не существует других потребностей. Семья постоянно живет в стрессе, что само по себе называется созависимостью, то есть вся жизнь семьи со временем становится ориентирована только на жизнь наркозависимого. Как правило, семья начинает испытывать серьезные финансовые трудности, так же очень много серьезных заболеваний фиксируется у созависимых родственников наркопотребителей.

    ЗАДАНИЯ

    Вопрос 1. Как вы относитесь к высказыванию английского историка Г. Т. Бокля (1821-1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его»? Разъясните его на каком-либо примере, взятом из газет.

    Я понимаю так, что любое преступление обусловлено социальными факторами, сформировавшими личность преступника, или создавшими ситуацию, приведшую к его совершению. А преступник как бы играет роль «исполнителя», разрешающего эту ситуацию в негативном плане.

    Вопрос 2. Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639-1699): «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.

    Согласен, причина тому причинно-следственная связь. Многие известные преступники начинали с мелких краж и уже не могли остановиться.

    Вопрос 3. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия. Одна сторона утверждала: «Нужно ужесточить наказания. Посмотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками - высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, - тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует». Другая возражала: «Жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное - неотвратимость наказания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится». А что по этому вопросу думаете вы? Свой ответ аргументируйте.

    Любой суд не застрахован от ошибки, в то время как он должен принимать решения. При высшей мере наказания может пострадать невинный, а это не исправишь. Неотвратимость наказания делает шанс совершения преступления минимальным, т.к. преступник осознает, что его найдут и накажут.