Николай некрасов полная биография и творчество. Основные даты жизни и творчества. О чем писал Николай Некрасов
Николай Алексеевич Некрасов - русский поэт-демократ, автор блистательных образцов гражданской лирики, сделавший поэзию «народной лирой» и орудием в борьбе за права угнетенного народа. Его поэтическая муза - муза «мести и печали», боли, борьбы с несправедливостью по отношению к крестьянству.
Поэт родился 28 ноября 1821 года в городе Немирове (Винницкий уезд Подольской губернии, ныне - территория Украины). В Немирове познакомились его родители - отец служил в полку, квартировавшем в этом городе, мать, Елена Закревская, была одной из лучших - красивейших и образованнейших - невест городка. Родители Закревской не собирались отдавать дочь за офицера Некрасова, который явно женился по расчету (к моменту знакомства с Закревской у него образовались карточные долги и желание решить финансовый вопрос за счет выгодной женитьбы). В результате Елена выходит замуж против воли родителей, и, конечно, замужество оказывается несчастливым - нелюбящий муж сделал её вечной затворницей. Образ матери, светлый и нежный, вошел в лирику Некрасова как идеал женственности и доброты (поэма «Мать» 1877 г., «Рыцарь на час» 1860-62 гг.), а образ отца трансформировался в образ дикого, необузданного и тупого деспота.
Литературное становление Некрасова не может быть отделено от фактов его трудной биографии. Вскоре после рождения поэта семья переезжает в родовое имение отца, в Грешнев Ярославской области. У поэта было 12 братьев и сестер, большинство из которых умерли в раннем возрасте. Отец был вынужден работать - поместного дохода на нужды большой семьи не хватало - и он стал служить в полиции исправником. Сына часто брал с собой на работу, поэтому ребенок с малолетства стал свидетелем выбивания долгов, страданий и мольбы, смертей.
1831 год - Николая Некрасова отправляют учиться в гимназию в Ярославль. Мальчик был способным, но отношения с коллективом умудрялся испортить - был резок, остер на язык, сочинял про одноклассников ироничные стихи. После 5 класса обучение прекратил (есть мнение, что отец перестал оплачивать обучение, не усмотрев для не слишком прилежного сына необходимости в образовании).
1837 год - 16-летний Некрасов начинает самостоятельную жизнь в Петербурге. Против воли отца, видевшего в нем скромного чиновника, Николай пытается поступить в университет на филологический факультет. Экзамены не сдал, но с упорством 3 года штурмовал факультет, посещая занятия вольнослушателем. В это время отец отказался поддерживать его финансово, поэтому жить приходилось в страшной нищете, порой с ночевками в приютах для бездомных, в постоянном голоде.
Первые деньги удалось заработать на должности гувернера - Некрасов служит учителем в зажиточной семье, параллельно сочиняя сказки и редактируя азбуки для детских изданий.
1840 год - Некрасов зарабатывает как драматург и критик - петербургский театр ставит несколько его пьес, а «Литературная газета» издает несколько статей. Накопив денег, Некрасов в этом же году издает за свой счет сборник стихотворений «Мечты и звуки», который попал под такой шквал критики, что поэт выкупил почти весь тираж и сжег его.
1840-е годы: Некрасов знакомится с Виссарионом Белинским (который незадолго до этого беспощадно раскритиковал его первые стихи) и начинает плодотворное сотрудничество с журналом «Отечественные записки».
1846 год: улучшившееся финансовое положение позволило Некрасову самому стать издателем - уходит их «Записок» и покупает журнал «Современник», в котором начинают печататься молодые и талантливые литераторы и критики, покинувшие «Записки» вслед за Некрасовым. Царская цензура пристально следит за наполнением журнала, набравшего высокую популярность, поэтому в 1866 году его закрывают.
1866 год: Некрасов выкупает журнал «Отечественные записки», в котором прежде трудился, и намерен довести его до того же уровня популярности, до которого ему удалось довести «Современник». С этого времени он более активно публикуется сам.
Выходят такие произведения:
- «Саша» (1855 г. Поэма о думающей женщине. Саша близка к народу и любит его. Она находится на жизненном перепутье, много размышляет о жизни, когда ей встречается молодой социалист. Агарин рассказывает Саше о социальном мироустройстве, неравенстве и борьбе, он позитивно настроен и ждет «солнышка правды». Проходит несколько лет, и Агарин разуверился в том, что народом можно управлять и дать ему свободу, он может только философствовать на тему того, как дать крестьянам свободу, и что они с ней будут делать. Саша же в это время занимается пусть мелкими, но реальным делами - она оказывает крестьянам медицинскую помощь).
- «Кому на Руси жить хорошо» (1860 - 1877 гг.. Эпическая крестьянская поэма, обличающая неспособность самодержавия обеспечить народу подлинную свободу, несмотря на отмену крепостного права. Поэма рисует картины народной жизни и живо наполнена народной речью).
- «Коробейники» (1861).
- «Мороз, красный нос» (1863 г. Поэма, воспевающая силу духа русской крестьянки, способной на тяжелую работу, верность, самоотверженность, выполнение долга).
- «Русские женщины» (1871-71 гг. Поэма, посвященная мужеству декабристок, отправившихся в след за мужьями в ссылку. Содержит 2 части «Княгиня Волконская» и « Княгиня Трубецкая». Две героини принимают решение последовать за сосланными мужьями. Княгини, которым неведома голодное нищее существование, тяжелая работа, отказываются от своей прежней жизни. Они демонстрируют не только любовь и взаимовыручку, присущие всем хранительницам домашнего очага по умолчанию, но и открытое противостояние власти).
Стихотворения:
- «Железная дорога»
- «Рыцарь на час»,
- «Несжатая полоса»
- «Пророк»,
- циклы стихов о крестьянских детях,
- циклы стихов о городских нищих,
- «панаевский цикл» - стихотворения, посвященне гражданской жене
1875 год - поэт тяжело заболевает, но, борясь с болью, находит силы писать.
1877 год: последние произведения - сатирическая поэма «Современники» и цикл стихотворений «Последние песни».
Поэт скончался 27 декабря 1877 года в Петербурге, похоронен на Новодевичьем кладбище. Несмотря на страшный мороз, проводить поэта в последний путь пришли тысячи почитателей.
Николай Некрасов является известным русским поэтом, писателем и публицистом. Его произведения стали классикой русской литературы. Он был одним из первых поэтов, кто начал уделять большое внимание крестьянской жизни.
Биография Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 г. в Немирове Подольской губернии Российской империи. У него было 13 братьев и сестер, 10 из которых умерли еще в детстве.
Отец Некрасова, Алексей Сергеевич, был деспотичным и суровым человеком. Работая исправников (главой полиции), ему нередко приходилось силой выбивать недоимки у крестьян.
Детство и юность
Отец часто брал с собой маленького Колю, когда работал в разъездах. В результате таких вынужденных командировок будущий писатель был невольным свидетелем многих ужасных картин.
Он нередко видел, как крестьян, неспособных уплатить налоги, забивали до смерти, а их родственники подвергались всяческим человеческим унижениям.
Кроме этого отец неоднократно устраивал оргии с крепостными девушками, которым приходилось подчиняться своему хозяину.
Одной из таких любовниц и стала мать Некрасова, терпевшая жестокое обращение со стороны исправника.
Все эти события отразились на биографии Некрасова и повлияли на становление его личности.
Образование
В 11-летнем возрасте Николай начал учиться в Ярославской гимназии. У него была не очень хорошая успеваемость из-за того, что он все свободное время писал .
Проучившись в гимназии 5 лет, он окончил ее в 1837 г., в год, когда трагически погиб . Поскольку отец хотел сделать из сына военного, в 1838 г. он устроил его в Константиновское артиллерийское училище, находящееся в .
Однако военное дело не очень интересовало будущего писателя, вследствие чего он решил поступить в Петербургский университет.
Такое решение привело отца в ярость. Он пригрозил сыну прекратить материальную поддержку, если тот поступит в университет.
Интересно, что Некрасова это нисколько не испугало, в результате чего он начал активно готовиться к сдаче экзаменов. Но сдать их ему не удалось, поэтому он стал вольнослушателем на филологическом факультете.
Трудные годы
В связи с тем, что отец перестал высылать сыну деньги, Николай оказался в крайней нужде. Он часто голодал, и нередко ему было попросту негде ночевать. Какое-то время он жил на улице, влача жалкое существование.
Однажды проходивший мимо него нищий сжалился над ним, и отвел его в одну из трущоб, где он мог хотя бы иметь крышу над головой.
Эти годы станут самыми трудными в биографии Некрасова, хоть они и закалили его юношеский .
Литературная деятельность
Спустя несколько лет, Некрасову удалось приспособиться к условиям в которых он жил. Вскоре он начал писать небольшие статьи и печататься в разных изданиях. Кроме этого, он периодически давал уроки, благодаря чему имел дополнительный доход.
Николай Алексеевич с головой погрузился в литературу, читая произведения русских и зарубежных авторов. После этого он стал оттачивать свое мастерство в написании стихотворений и водевилей, а также усердно работать над прозой.
В результате он заработал ту сумму денег, которая была необходима для публикации его первого сборника стихотворений «Мечты и звуки» (1840 г.).
Интересен факт, что Некрасова сильно расстраивала критика в адрес его произведений, так как по натуре он был очень эмоциональным человеком.
Нечто подобное до него сделал , который скупил и сжег «Ганца Кюхельгартена».
Однако, несмотря на критику, Николай Некрасов не опустил рук, а наоборот продолжил работать над собой. В скором времени он начал сотрудничать с известным петербургским изданием «Отечественные записки».
С каждым годом его работы становились все лучше, и довольно скоро между Некрасовым и Белинским развились теплые и дружеские отношения.
В этот период биографии Некрасова, его произведения начинают активно публиковаться и получать положительные отзывы у критиков, в том числе и у самого Белинского.
В материальном положении писатель также не испытывал никаких трудностей. В 1846 г. он вместе с единомышленниками приобрел журнал «Современник», в котором позже начали печататься многие литераторы: , и т.д.
В связи с тем, что издание находилась под царской цензурой, большая часть произведений носила приключенческий характер, однако это никоим образом не влияло на популярность журнала.
В середине 50-х годов, в биографии Некрасова происходит серьезная неприятность. Он заболевает горловой болезнью, в результате чего ему приходится уехать лечиться в Италию.
Пробыв там какое-то время, он пошел на поправку и снова вернулся на родину. Тем временем его произведения стали считаться одними из лучших, а в числе его верных друзей и помощников оказались и Добролюбов.
В 1866 г. «Современник» был закрыт, вследствие чего Некрасову пришлось искать новые пути для продолжения своей деятельности.
Вскоре он арендовал издание «Отечественные записки», в котором начал успешно публиковать собственные работы, а также сотрудничать с другими литераторами.
Наиболее известным трудом в биографии Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо», которая была закончена в 1876 г.
В ней повествовалось о путешествии 7 простых мужиков, ищущих счастливого человека.
После нее из-под пера поэта выходит множество стихотворений, имеющих положительные отзывы, как у критиков, так и у простого читателя.
Любовь в жизни поэта
В биографии Некрасова было 3 женщины, которые отличались между собой и по характеру, и по социальному положению.
Первой любовью была Авдотья Панаева, которую Некрасов впервые увидел в 1842 г. Вскоре у них начался бурный роман, в результате чего они начали жить вместе.
И хотя они не были официально расписаны, им удалось прожить вместе более 15 лет. Авдотья являлась грамотной и красивой женщиной.
Интересен факт, что в нее был влюблен Федор Достоевский, который, однако, так и не смог добиться взаимности (см. ).
Следующей девушкой Некрасова стала француженка Селина Лефрен, отличавшаяся легким характером и простотой.
Их близкие отношения развивались на протяжении нескольких лет, однако до женитьбы дело так и не дошло.
Третьей и последней женщиной в биографии Некрасова стала Фекла Викторова.
Всю свою жизнь она прожила в деревне, и была очень простым и добродушным человеком.
Несмотря на то, что она имела скудное образование, Николай Алексеевич влюбился в нее до беспамятства.
Пара обвенчалась за полгода до смерти поэта, так и не сумев в полной мере насладиться супружеской жизнью.
Смерть
В 1875 г. у Некрасова обнаружили рак кишечника. Болезнь причиняла много страданий, которые не давали ему полноценно заниматься писательской деятельностью.
Однако после того как ему начали приходить письма от преданных читателей, он воспрянул духом и вновь взялся за перо.
Болеющий Некрасов продолжает работать в постелиВ последние годы жизни ему удалось написать сатирическую поэму «Современники», а также сочинить ряд стихотворений «Последние песни».
Николай Алексеевич Некрасов умер 27 декабря 1877 г. в возрасте 56 лет. Несмотря на сильные декабрьские морозы, проститься с русским поэтом пришли тысячи людей.
Если вам понравилась биография Некрасова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся и биографии великих людей – подписывайтесь на сайт сайт . С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 г. в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил в то время в армии в чине капитана. Через три года после рождения сына, выйдя в отставку майором, он с семьей навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешневе. Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.
Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой, которой он потом посвятил столько восторженных и нежных стихов. «Благословенная река, кормилица народа!» – говорил он о ней. Но здесь же, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг увидел бурлаков, которые брели вдоль реки,
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой...
Мальчик долго бежал вслед за бурлаками и, когда они расположились на отдых, приблизился к их костру. Он услышал, как один из бурлаков, больной, замученный трудом, сказал товарищам: «А кабы к утру умереть – так лучше было бы еще...» Слова больного бурлака взволновали Некрасова до слез:
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!
У впечатлительного мальчика очень рано появилось то страстное отношение к людским страданиям, которое и сделало его великим поэтом.
Вблизи усадьбы Некрасовых проходила дорога, по которой гнали в Сибирь закованных в кандалы арестантов. Будущий поэт на всю жизнь запомнил «печальный звон – кандальный звон», раздававшийся над проторенной цепями» дорогой. Рано открылось ему «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье, ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян. Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев сердитого мужа. Его это так раздражало, что он набрасывался с кулаками и на жену. Она убегала от мучителя в дальнюю комнату. Мальчик видел слезы матери и горевал вместе с ней.
Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Ее трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные». Задумываясь в детстве о печальной судьбе матери, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, униженным, замученным женщинам. По словам Некрасова, именно под влиянием воспоминаний о матери им написано столько произведений, протестующих против угнетения женщины («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Мороз, Красный нос» и др.).
Когда Некрасову исполнилось десять лет, его отдали в Ярославскую гимназию. Учителя в гимназии были плохие: они требовали от учеников только зубрежки и за всякую провинность секли их розгами.
Ничему путному такие учителя не могли научить любознательного, богато одаренного мальчика. Некрасов не кончил гимназию. Он ушел из V класса, так как отец отказался вносить плату за его обучение.
В эти годы Некрасов полюбил книги. Они заменили ему школу. С жадностью прочитывал он все, что мог раздобыть в провинциальной глуши. Но этого ему было мало, и вскоре он задумал уехать из деревни в Петербург, чтобы поступить в университет, стать студентом.
Ему шел семнадцатый год, когда он покинул родительский дом и в ямщицкой телеге впервые приехал в столицу. При нем была лишь большая тетрадь его полудетских стихов, которые он тайком мечтал напечатать в столичных журналах.
В Петербурге Некрасову жилось очень трудно. Отец хотел, чтобы сын поступил в военную школу, а сын стал хлопотать, чтобы его приняли в университет. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему больше ни копейки. Юноша остался без всяких средств к жизни. С первых же дней по приезде в столицу ему пришлось добывать себе пропитание тяжелым трудом. «Ровно три года, – вспоминал он впоследствии, – я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день...»
Поселился он в убогой каморке, которую снимал с одним товарищем. Однажды им нечем было заплатить за нее, и хозяин выгнал их на улицу. Ютясь то на чердаке, то в подвале, без хлеба, без денег, без теплой одежды, Некрасов на себе испытал, каково живется бедноте и как обижают ее богатые люди.
Некоторые из своих ранних стихов ему удалось напечатать в журналах. Увидев, что юноша талантлив, петербургские книготорговцы стали ради наживы заказывать ему разные книжки, за которые платили гроши. Некрасов, чтобы не умереть с голоду, сочинял для них всевозможные стихи и рассказы, писал день и ночь, не разгибая спины, и все же оставался бедняком.
В это время он познакомился и близко сошелся с великим русским критиком, революционным демократом Виссарионом Григорьевичем Белинским. Он требовал от современных писателей правдивого, реалистического изображения русской действительности. Некрасов и был таким писателем. Он обратился к сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью, стал писать проще, без всяких прикрас, и тогда особенно ярко засверкал его свежий, многосторонний талант.
В 1848 г. писатель Панаев вместе с Некрасовым приобрели журнал «Современник». Им вместе с Белинским удалось превратить его в боевой печатный орган, на страницах которого печатались произведения самых передовых и даровитых писателей: Герцена, Тургенева, Гончарова и многих других. Там же, в «Современнике», Некрасов помещал и свои стихотворения. В них он с гневом писал о жестоких обидах, которые приходилось терпеть при царе трудовому народу. Вся лучшая молодежь того времени с восторгом читала «Современник». А правительство царя Николая I возненавидело и Некрасова, и его журнал. Поэту не раз угрожала тюрьма, но он бесстрашно продолжал свое дело.
После смерти Белинского Некрасов привлек для работы в журнале продолжателей дела Белинского – великих революционных демократов Чернышевского и Добролюбова, и «Современник» стал еще бесстрашнее и последовательнее призывать к революции. Влияние «Современника» росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась гроза. В 1861 г. умер Добролюбов. Через год арестовали и (после заключения в крепости) сослали в Сибирь Чернышевского.
Правительство, вступившее на путь жестокой расправы со своими врагами, решило уничтожить ненавистный журнал. В 1862 г. оно приостановило издание «Современника» на несколько месяцев, а в 1866 г. совсем запретило его издание.
Но не прошло и двух лет, как Некрасов стал редактором журнала «Отечественные записки»; в качестве соредактора он пригласил великого сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина . «Отечественные записки» стали таким же боевым журналом, как и «Современник». Они следовали революционным заветам Чернышевского, в них впервые проявился во всей своей мощи сатирический гений Салтыкова-Щедрина. Некрасову вместе с Салтыковым-Щедриным приходилось по-прежнему вести упорную борьбу с царской цензурой.
Наивысший расцвет творчества Некрасова начался с 1855 г. Он закончил поэму «Саша», в которой заклеймил так называемых «лишних людей», выражавших свои чувства к народу не делами, а болтовней. Тогда же он написал: «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». В них обнаружились его могучие силы народного певца.
Первый сборник стихов Некрасова (1856) имел огромный успех – не меньший, чем в свое время «Евгений Онегин» и «Мертвые души». Царская цензура, испугавшись такой популярности поэта, запретила газетам и журналам печатать хвалебные отзывы о нем.
Стихи Некрасова прекрасны и певучи, написаны они замечательно богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в ярославской деревне. Когда мы читаем у него:
Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться,
мы чувствуем, что это подлинная, живая народная речь. Как хороши, например, здесь два слова: рожь-матушка, выражающие любовь и даже нежность крестьянина к тем долгожданным колосьям, которые он с таким упорным трудом взрастил на своей скудной земле!
Много в поэзии Некрасова ярких, метких и чисто народных выражений. Он говорит о ржаных колосьях:
Стоят столбы точеные,
Головки золоченые.
И о свекле, которую только что выдернули из земли:
Точь-в-точь сапожки красные
Лежат на полосе.
О весеннем солнце, окруженном веселой толпой облаков, Некрасов пишет:
Весной, что внуки малые,
С румяным солнцем-дедушкой
Играют облака.
Некоторые из этих сравнений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы – могучего богатыря и чародея. Особенно близки Некрасову русские народные песни. Слушая с детства, как поет их народ, он и сам научился создавать такие же прекрасные песни: «Солдатская песня», «Песня дворового», «Песня убогого странника», «Русь», «Зеленый Шум» и др. Кажется, будто их сложил сам народ.
Пристально изучая крестьянскую жизнь, поэт готовился к великому литературному подвигу – к созданию большой поэмы, прославляющей великодушие, героизм, могучие духовные силы русского народа. Поэма эта – «Кому на Руси жить хорошо». Герой ее – все многомиллионное «мужицкое царство». Такой поэзии еще не бывало в России.
Некрасов начал поэму вскоре после «освобождения» крестьян в 1861 г. Он очень хорошо понимал, что никакого освобождения не было, что крестьяне по-прежнему остались под властью помещиков и что, кроме того,
На место сетей крепостных
Люди придумали много иных...
В центре своей эпопеи Некрасов поставил Савелия, «богатыря святорусского», человека, как бы созданного для революционной борьбы. По убеждению Некрасова, таких богатырей в русском народе – миллионы:
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик – не богатырь?..
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней – сломалися...
И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится...
Ужли не богатырь?
Рядом с Савелием в поэме встают привлекательные образы русских крестьян. Это Яким Нагой, вдохновенный защитник чести трудового народа, Ермил Гирин, деревенский праведник. Самим своим существованием эти люди свидетельствовали о том, какая несокрушимая сила скрыта в народной душе:
Сила народная,
Сила могучая –
Совесть спокойная,
Правда живучая!
Сознание этой нравственной «силы народной», предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником того оптимизма, который чувствуется в великой поэме Некрасова.
В 1876 г. после перерыва Некрасов снова вернулся к поэме, но у него уже не было сил закончить ее. Он тяжело заболел. Врачи отправили его в Ялту, на берег моря, но ему с каждым днем становилось все хуже. Трудная операция лишь на несколько месяцев отсрочила смерть.
Страдания Некрасова были мучительны, и все же нечеловеческим напряжением воли он находил в себе силы слагать свои «Последние песни».
Когда читатели узнали из этих песен, что Некрасов смертельно болен, его квартиру завалили телеграммами и письмами. В них была скорбь о любимом поэте.
Особенно растрогал больного прощальный привет Чернышевского из ссылки в августе 1877 г.
«Скажи ему, – писал Чернышевский одному литератору, – что я горячо люблю его как человека, что я благодарю за его расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума».
Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышным шепотом: «Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его... Я теперь утешен... Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова...»
Умер Некрасов 27 декабря 1877 г. (по новому стилю 8 января 1878 г.). Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа. ()
Некрасов всегда страстно желал, чтобы его песни дошли до народа. Надежда поэта сбылась. Да и как было народу не петь этих некрасовских песен, если в них высказывались те самые чувства, которые всегда волновали народные массы! Поэт в мрачную пору предчувствовал и приветствовал будущую всенародную революцию:
Рать подымается –
Неисчислимая!
Сила в ней скажется –
Несокрушимая!
Родился 28 ноября (10 декабря) 1821 г . на Украине в местечке Немиров Подольской губернии в дворянской семье отставного поручика Алексея Сергеевича и Елены Андреевны Некрасовых.
1824–1832 гг. – жизнь в селе Грешнево Ярославской губернии
1838 г. – покидает имение отца Грешнево, чтобы по его воле поступить в Петербургский дворянский полк, но, вопреки его желанию, решает поступать в Петербургский университет. Отец лишает его средств к существованию.
1840 г. – первый подражательный сборник стихов "Мечты и звуки".
1843 г. – знакомство с В. Г. Белинским.
1868 г. – выход первого номера нового журнала Н.А.Некрасова "Отечественные записки" с поэмой "Кому на Руси жить хорошо".
1868 –1877 гг. – совместно с М.Е.Салтыковым-Щедриным редактирует журнал "Отечественные записки".
1869
– появление в № 1 и № 2 "Отечественных записок" "Пролога" и первых трех глав "Кому на Руси жить хорошо".
Второе заграничное путешествие. Привлечение В. А. Зайцева к сотрудничеству в "Отечественных записках".
1870
– сближение с Феклой Анисимовной Викторовой – будущей женой поэта (Зина).
В № 2 "Отечественных записок" печатаются IV и V главы поэмы "Кому на Руси жить хорошо" , а в № 9 – поэма "Дедушка" с посвящением Зинаиде Николаевне.
1875 – избрание Некрасова товарищем председателя Литературного фонда. Работа над поэмой "Современники", появление первой части ("Юбиляры и триумфаторы") в № 8 "Отечественных записок". Начало последней болезни.
1876
– работа над четвертой частью поэмы "Кому на Руси жить хорошо".
Стихотворения "Сеятелям", "Молебен", "Скоро стану добычею тления", "Зине".
1877
– в начале апреля – выход книги "Последние песни".
4 апреля – венчание на дому с Зинаидой Николаевной.
12 апреля – операция.
Начало июня – свидание с Тургеневым .
В августе – прощальное письмо от Чернышевского .
Декабрь – последние стихотворения ("О, Муза! Я у двери гроба").
Умер 27 декабря 1877 г. (8 января 1878 г.
– по новому стилю) в Петербурге. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.
Творчество Н.А. Некрасова актуально сейчас, как и в XIX веке. Гражданская позиция молодёжи должна быть активной, именно к этому призывал великий русский поэт. Истоки творчества Н. Некрасова помогает понять изучение его биографии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Николай Алексеевич Некрасов
(1821-1878)
Очерк жизни и творчества
Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении жизни народа
Цели занятия:
Расширить знания студентов о жизни и творчестве Некрасова (условия жизни - формирование его личности и таланта);
Помочь студентам определить основные темы лирики Некрасова;
Совершенствовать технику выразительного чтения;
Воспитывать гражданственность, патриотизм.
После изучения темы студенты должны
Знать:
Биографию Н. Некрасова, условия формирования его личности и таланта:
Деятельность Некрасова как редактора журналов «Современник» и «Отечественные записки»:
Основные темы лирики Н.Некрасова.
Уметь:
Анализировать лирические произведения;
Теория литературы: народность
Оснащение:
Портрет Н. Некрасова;
И. Фогельсон «Литература учит», М., Пр., 1990 г., стр. 116;
Н. Некрасов «Стихотворения и поэмы», М., 1984 г.
Тип занятия: комбинированный
Методы работы: анализ лирического произведения
ВПС: поэзия Ф.Тютчева и А. Фета
Поэзия А. Пушкина и М. Лермонтова
Структура занятия
- Оргмомент
- Мотивация темы
Русская лирика первой половины XIX века описывала с болью и сочувствием, негодуя и протестуя, страдания народа, выражала любовь и внимание к народной жизни. Вспомните «Деревню» А. Пушкина, «Родину» Лермонтова. И это было величайшим завоевание нашей литературы. Однако, авторское «я» в таких стихотворениях выражала эти чувства как бы «со стороны» - с позиции духовного мира передового человека, но другой социологической среды - дворянина.
Лирика Некрасова сделала следующий шаг. Поэт наглядно слился с народом, с его представлениями, идеалом, что в лирике авторским «я» стал сам человек из народа - городской бедняк, солдатский рекрут, крепостной мужик, женщина- крестьянка. Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова, это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти.
Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слёз!
Родились вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьётесь о сердца людские,
Как волны об утёс.
(1858 г.)
Творчество Н.А. Некрасова занимает особое место в истории литературы. С одной стороны, Н. Некрасов связан с традициями А. Пушкина и М. Лермонтова, а с другой - является одним из зачинателем нового направления.
Чем отличается лирика Некрасова от лирики Тютчева и Фета, от представителей «чистого мастерства? От лирики Жуковского, Дельвига?
Давайте сравним отрывки из стихотворений поэтов-романтиков с соответст- t вующими строками из лирики Некрасова. Что нового появляется в его поэзии? (Фогельсон, стр. 122)
мы находим в лирике Некрасова новизну проблематики, композиции, жанров, своеобразие авторского видения мира, гражданственность.
Как формировался Некрасов как поэт и личность? Что знаете о его детстве?
- Изложение нового материала. Творчество Н.А. Некрасова.
Я лиру посвятил народу своему
I. Детство, ярославская гимназия. Первые годы жизни в Петербурге (1821- 1840). После отказа сына поступить на военную службу, отец лишил его наследства и содержания. «Петербургские мытарства» - нищета, провал на экзаменах в университет, разнос в критике сб. «Мечты и звуки» (подражательный характер).
II.Сближение с В. Белинским - переломный момент в творческой биографии Некрасова.
(ст., «Родина» (1846)
Ш.Некрасов - издатель и редактор журнала «Современник» (1847-1866) Тематическое и жанровое богатство творчества Некрасова:
- цикл лирических стихотворений;
- стихотворения о городских бедняках («На улице», «О погоде...»)
- стихотворения о женской доле («Свадьба», «В полном разгаре страда деревенская...»);
- стихотворения о тяжёлой судьбе народа («Несжатая полоса», «Арина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Железная дорога», поэмы «Крестьянские дети», «Коробейники», «Мороз, Красный нос»);
- гражданская лирика («Поэт и гражданин»);
- тема России, самосознание и общественное назначение русского человека («Саша», «Тургеневу»);
- Некрасов - издатель и редактор журнала «Отечественные записки» (1867-1877)
- Творчество Некрасова 1867-1877 гг.:
- поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877 гг.);
- поэмы о декабристах и их жёнах («Дедушка», «Русские женщины»);
- поэма о бюрократах, буржуазии и либеральных дельцах («Современники» - сатира);
- стихотворения, проникнутые элегическими настроениями («Три элегии», «Утро», «Уныние», «Элегия»);
- стихотворения, выражающие веру поэта в будущее России, народа («Пророк»).
Анализ лирических произведений
«Родина» (1846) - своеобразный итог идейных исканий Некрасова.
В основу стихотворений легли факты биографии поэта, но эти детали биографии перерастают в исторические закономерности судеб людей крепостной России.
Для Некрасова нет даже первоначального радостного пушкинского переживания при виде сада, дома.
«Родина» написана в форме лирического монолога. Новаторство Некрасов заключается не только в новизне проблематики, но и в том, что Некрасов, разрушая жанровые перегородки (включает элементы сатиры, элегии, пейзаж лирики), он создаёт новые по форме лирическое стихотворение, насыщенное социальным содержанием.
«Поэт и гражданин»
(стихотворение «Поэт и гражданин», видеопроект т/к «Культура»)
вопросы для обсуждения:
- К чему призывает поэта гражданин?
- В чём своеобразие композиции стихотворения?
(столкновение двух характеров, двух типов отношения действительности. В жанровом отношении - это философский спор в форме драматургии.
- Каков жанр стихов?
- Почему Некрасов выбирает форму диалога? (раздвоенность автора)
- Каков мотив стихотворения?
Мотив - основное настроение поэта, чувство, которое он испытал во время написания стихотворения
Диалог в стихотворениях мог быть воспринят как полемика между представителями «чистого искусства» и революционно-демократического.
В стихотворениях Некрасов излагает свои взгляды на роль и назначение поэта. Содержание стихотворения - разговор между условными персонажами - Поэтом и Гражданином. Перед нами не столкновение двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначение поэзии в общественной жизни. Автор высказывает следующую мысль: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений, активной борьбы за эти убеждения.
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
«Элегия» (1874)
(Элегия - стихотворение, в котором выражены настроения, грустные раздумья, скорбь, философские размышления)
Какова обстановка в России; обстоятельства жизни Некрасова в годы создания «Элегии»? (первая половина 70-х годов XIX в)
Почему Некрасов выбрал жанр элегии?
Стихотворение посвящено А.Н. Ермакову, другу Некрасова, инженеру путей сообщения.
Почему посвящение Ермакову включено в текст? Что это даёт читателю?
Посвящение делает это стихотворение личным документом, лирическим произведением, посвящённым двум общественным темам: положению народа и роли певца в обществе, а также призванию каждого человека, его месту в обществе.
В это время (время написания стихотворения 15 августа 1874 г.) в стране спад революционного движения. Разгромлена Парижская коммуна. Н.Некрасов много болеет, он теряет голос, жалуется на желудок, потом выясняется, что у него рак. Друзей рядом становилось всё меньше. Поэт сомневается в отношении молодёжи к себе теперешнему. Главный вопрос - что с народом, каков он и что с ним будет? Поводов для размышлений много.
Поэтому Некрасов избирает жанром своего стихотворения «Элегию», что является выражением преимущественно грустных раздумий.
Что в этом стихотворении личного?
«Я» поэта существует в трёх из четырёх строф стихотворения:
во второй Некрасов думает о сущности своей поэзии, о своей совести;
в третьей - об увиденном и услышанном в жизни;
в четвёртой - о том, как к нему приходит вдохновение .
Каков Некрасов в этом стихотворении?
Это человек, умеющий думать («Ответа я ищу не там?)
Это человек, работающий не ради славы, а ради своей совести.
В чём Некрасов видит существо своей поэзии?
Цель поэзии - служение народу. Поэт прославляет союз музы с народом («И в мире нет прочней, прекраснее союза!») и подтверждает личным примером:
Я лиру посвятил народу своему
Как он воспринял реформу 1861 года? Стало ли легче крестьянину?
Есть ли в стихах описание природы?
Природа соответствует настроение поэта: задумчива, грустна
Что в этом стихотворении общезначимого для всех эпох? для потомства?
Мы разобрали несколько стихотворений, и в каждом из них услышали неповторимо своеобразный голос поэта, ощущали особенности его стиля.
- Что же такое стиль писателя?
Стиль - это единство всех средств художественного изображения жизни в произведении писателя.
Своеобразие стиля зависит от его взглядов на жизнь и искусство, нравственных и эстетических идеалов, политических и художественных убеждений, особенностей его личности и таланта.
Некрасову свойственны важные черты:
Изображение жизни с присущими ей сложностью и противоречивостью;
Стремление к правде, постижению закономерных (типических) процессов и явлений действительности;
Критика несправедливого социального устройства;
Выражение передовых общественных идеалов;
Поэтизация мира крестьянина.
(Стр. учебника. Стиль писателя)
Основные мотивы лирики:
Назначение поэта и поэзии;
Тема народа;
Образ нового человека, героя времени;
Тема России.
IV. Закрепление
Что можно сказать о детстве и отрочестве писателя?
Как проходила его жизнь в Петербурге?
Какую роль в его жизнь сыграло знакомство с Белинским?
Что можно сказать о Некрасове-журналисте?
Чем отличалась Муза Некрасова от музы Пушкина, Лермонтова?
Каково назначение поэта в общественной жизни?
Что говорит Некрасов о судьбе русского народа и русской женщины- крестьянки?
Как раскрывается образ Родины в поэзии Некрасова?
Важно только одно -
Любишь народ, родину,
Служить им сердцем и душой.
Н. Некрасов
VI. Домашнее задание:
Написать сочинение «Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ».
Список использованной литературы:
1. Некрасов Н.А.. Собрание сочинений. Стихи. Поэмы.
2. Некрасов Н.А.. Кому на Руси жить хорошо. Серия «Классика для школы». М.: «Стрекоза-Пресс», 2005.
3. Коровин В.И. Русская поэзия ХIХ века. М., 1983.
4.Живые страницы. Н.А.Некрасов в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. М., 1974;
5. Скатов Н.Н. «Н.А. Некрасов. Жизнь замечательных людей.», М.,1994