Мучают угрызения совести что делать. Угрызения совести

Мы с детства слышим слово «совесть», и иногда люди употребляют его, даже не понимая, что это такое. В этой статье мы хотим разобраться, что такое совесть, и понять, как часто мы поступаем по совести и найти способы, позволяющие избавиться от угрызений совести. Довольно часто люди сравнивают совесть с компасом, который нужен путешественникам, чтобы правильно выбирать дорогу.

Если уметь пользоваться компасом вместе с подробной картой, то в этом случае проблем никаких не будет. Этим они схоже с совестью. Если правильно обучить совесть, то проблем можно избежать, если, конечно же, быстро реагировать на предупреждения своей совести.

Следует отметить, что без совести все мы давно пропали бы. Существует много теорий, которые определяют слово «совесть». Например, в Библии слово совесть означает «знание самого себя».

При этом сам Бог даровал нам способность познавать самих себя, то есть иными словами каждый человек может посмотреть на себя со стороны и оценить себя, или свои поступки, чувства или решения. Совесть содействует нашей радости, но порой она нас сильно мучает.

Каждый имеет свое понятие и представление о совести. К примеру, одни говорят, что совесть – это личный тайник, где хранится душевные качества человека. Другие утверждают, что она есть только у того, кто наблюдает со стороны, ведь по их мнению, тот, кто действует, не имеет совести.

Также бытует мнение, что совесть - это враг, так считают те, кто желает добиться успеха в жизни как можно скорее, даже если успех придет нечестным трудом.

Вне зависимости от выбранной вами точки зрения, советуем вам прислушаться к своей совести. Чтобы не испытывать угрызения совести, вы должны работать над собой, ведь только тогда эгоистичные желания не окажут сильного влияния на вашу совесть.

Очень часто совесть подсказывает нам, в какое направление нам необходимо двигаться и как поступать в разных ситуациях. При этом порой мы отклоняемся от выбранного нами направления, в этот момент нас мучает угрызение совести, так как человек внутри себя понимает, что он делает что-то не так.

При этом долго терпеть угрызение совести могут лишь немногие, как правило, в такие моменты, у людей начинается депрессия, особенно, если они совершили нечто страшное. Например, предательство друга, кто-то спокойно извиняется и делает вид, что ничего не произошло, но кто-то не может даже смотреть в глаза тому, кого предал.

Его в этот момент мучает совесть, он становится раздражительным, нервным, и пока он не выскажется полностью, его совесть будет мучить его. Обычно так поступают люди, у которых родители обращали особое внимание на воспитание. Они с детства вселяли ему моральные ценности, и отступление от них после предательство сильно его гложет.

Это является важным аспектом психологической помощи страдающим данным состоянием, ведь вопрос избавления от него не решаем простыми способами для большого числа людей. Примечательно то, что каждый совершенно индивидуально переживает это и потому требуется совершенно разные подходы к коррекции состояния.

Угрызения совести – это то объективное чувство, которое мучает человека и не дает ему спокойно переосмыслить серьезность случившегося. Возникая по совершенно разным причинам, часть из которых связана с отношениями, причиненными обидами или вредом, невыполнением своих служебных обязательств, они затрудняют профессиональную деятельность и мешают начать дальнейший этап жизни.

Как избавиться от угрызений совести

Помощь друга

Вопрос как избавиться от угрызений совести, которые возникли после пренебрежения профессиональными обязательствами, самый важный, как и связанный с отношениями. Фактически помощь на данном этапе заключается в детальном разборе несчастья, однако, не только своими силами.

Здесь понадобиться помощь друга, который направит на нужный путь. Это значит, что его усилия будут направлены не на рационализацию того, почему это случилось, а на объективный способ компенсации причиненного вреда.

Занятость этим поможет не только получить прощение, которое также является действенным средством для прекращения мучений совести, но и искупить, почувствовать, что все то, что совершено, уже компенсировано и не имеет возможности в дальнейшем повлиять на ситуацию и ваше состояние.

Помощь психолога

Обращение к психологу целесообразно в любых случаях, когда возникают угрызения совести, особенно если объективной возможности исправить последствия невозможно. Смерть по неосторожности, причинение не возмещаемого вреда человеку или убийство: все эти причины собственного беспокойства требуют квалифицированного подхода психолога, иначе собственных возможностей для того, чтобы перебороть это чувство без агрессии недостаточно.

В противном случае всегда возникнет предпосылка для повторения чудовищного опыта. Однако тогда пути назад может уже не появиться, так как остаток жизни придется провести в раздумьях, однако смотря на мир сквозь решетку.

Психологическая помощь оказывается всем желающим. При необходимости назначается конкретное лечение специализированными средствами. Другого пути не имеется, и каждому, кого мучает объективное и вполне осязаемое чувство вины, нужно пройти через это, чтобы попытаться компенсировать свой ущерб и реабилитироваться в обществе через некоторое время, которое также очень важно для избавления.

Надеемся, что эта статья поможет вам избавиться от угрызений совести.

Каждое падение это возможность чему-то научиться, получить ценный взгляд в собственный мир, взять большую ответственность за свою жизнь. Однако частое переживание разочарований через свои моральные падения вызывает то, что чувство вины нас не оставляет, и мы сами себя осуждаем. В таких ситуациях чувство вины вредно: оно становится муками вместо того, чтобы быть стимулом. Чувство вины сопровождает нас в жизни, а угрызения совести - это нормальный опыт для большинства из нас.

То, как мы воспринимаем чувство вины, влияет на наше эмоциональное и духовное развитие. Только психопат утверждает, что не имеет чувства вины.Но этот тип личности не является предметом наших размышлений. Мы будем говорить о тех, кто в своей жизни переживают нормальное чувство вины. Абсурдным является утверждение, что мы никогда не должны чувствовать вину ни по какому поводу. Если бы это было правдой, то наше общество было бы поистине психопатическое. Никто из нас не был бы в безопасности при чьем-то присутствии.

Нормальное, здоровое чувство вины является тем, что предохраняет здоровье общества. Чувство вины может быть стимулом, быстрым, болезненным сотрясением, которое направляет нас к перемене. Угрызения совести помогают признать, что мы поступили плохо - и именно так должно происходить. Эти ощущения должны также помочь нам учиться на собственных ошибках. Останавливались ли мы когда-нибудь, чтобы осознать, как много падений, ошибок, грехов в нашей жизни? Как мы справляемся с последствиями этого всего - с чувством вины, и учимся на пережитом? Иногда мы заключаем себя сами - за решеткой угрызений совести.

Такое состояние называется хроническим чувством вины. Оно не оставляет человека после прощения, отпущения грехов, акта сожаления, даже после возмещения за совершенный проступок, оно постоянно тяготеет над человеком и парализует его. Так чувство вины становится невротическим и мешает нормальному функционированию. Иногда видим такое самонаказание из-за развода супругов, смерти любимого человека, потери работы, или из-за разочарования; также и в том случае, когда мы специально кого-то раним, когда мы мстительны. В таких случаях виноватая сторона без необходимости мучает себя за свои недостатки и ошибки.

Сознательно или подсознательно люди иногда наносят себе раны, чтобы самому определить для себя наказание. Чрезвычайно важно иметь контакт с тонким, скрытым чувством вины и добывать его на поверхность - иначе оно дезорганизует нашу жизнь. Заглушенное чувство вины будет преследовать нас в другой форме: беспокойства, депрессии, раздражения или в виде различных психосоматических отклонений. Иногда мы имеем угрызения совести без очевидного повода. Мы сознательно ничего не сделали плохого. Говорим: «Имею угрызения совести, но не могу сформулировать, почему». Такое нелепое чувство может создавать беспокойство и бесконечные пытки. Время от времени такие чувства могут нас мучить. Если позволим им себя «достать», они способны завладеть нашей жизнью. Преимущественно это нелогично и безосновательно.

Решение проблемы чувства вины не означает освобождение от последствий наших падений. Мы будем с этим жить и исправлять содеянное, например - заплатить за тарелку, которую разбил, швырнув ее в брата; опровергнуть ложь, которую сказал о ком-то. Последствия травм особенно для нас болезненные, когда речь идет о наших близких отношениях. Потому случается, что несмотря на полученное от оскорбленного прощение, несмотря на сожаление за содеянное, наша связь не восстанавливается в прежнем виде или даже распадается. Так распадаются семьи; когда один из партнеров способен убедить другого вернуться - доходит до развода. В таких ситуациях нужно больше времени, чтобы угрызения совести погасли.

Неизвестно, что такого натворили в прошлом наши читатели, но по результатам очередного опроса, Trend Life большую их часть, аж 81.00% мучают кое-какие угрызения совести... У 9.00% совесть, напротив, совершенно чиста. У 4.00% совести нет вовсе, а 3.00% признались, что грешков у них на душе более чем достаточно, так что совесть у них соооовсем не чиста.

Мнение ученых

Природа совести (как и природа многих других человеческих чувств) еще толком не изучена. Вплоть до того, что некоторые и вовсе сомневаются в ее существовании. Однако ученые все же кое-как сформулировали все свои мысли по этому поводу, и вывели весьма туманное, но все же определение. По их мнению, совесть - это потребность человека нести ответственность за свои действия, которая осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

И если вдуматься в это определение, то невольно напрашивается мысль о том, что корить кого-то, призывая к совести, - занятие, в принципе, бесполезное. Ведь коли "нравственный кодекс" у каждого свой, то и единого критерия совести, единого морального УК быть не может... От такого положения вещей даже страшновато становится, ибо попахивает анархией и вседозволенностью. Благо, не все так плохо на самом деле - большинство внутренних судей, которые, в случае чего начинает пренеприятно капать нам на мозги, воспитаны на общечеловеческих критериях порядочности.

Отшучиваясь от совести

Но говорить о сей высокой материи исключительно всерьез невозможно - с тоски помрешь или сам себя замучаешь за то, что в 5-м классе подложил учительнице кнопку на стул. И люди шутят. Шутят на тему совести оголтело, без устали и со смаком. Михаил Жванецкий, например, говорит, что "совершенно чистая совесть - это признак плохой памяти". И, думается, что он прав абсолютно - таких святых, которые ни разу в жизни никакого, даже самого крохотного проступка не совершили, даже на страницах Библии с трудом найдешь. Хотя, конечно, учительница, севшая на кнопку и обманутые вкладчики АО МММ - это разные вещи. Впрочем, еще неизвестно, кто больше раскаивается в содеянном - тот самый пятиклассник или Сергей Мавроди.

Другой юморист обезоруживающе улыбается: "моя совесть чиста - я ею не пользуюсь". Третий призывает быть гуманнее и подкармливать несчастное животное, ведь "если совесть вас не будет грызть, то она умрет с голоду". Одним словом, люди всячески пытаются ослабить кандалы, которые надевает на них совесть.

Как избавиться от угрызений совести

Для того, чтобы быть счастливым, необходимо находиться в гармонии с собой, а значит, в том числе и не мучиться угрызениями совести. Разумеется, лучший способ избежать этого - не совершать никаких пакостей вообще. Но, увы, это невозможно. Ну и что, что вы никого не предавали и мужа из семьи не уводили? Зато утром пожилой тетеньке место в автобусе не уступили. А для некоторых (таких, правда, немного) это уже повод мучиться весь день. Так что предлагаем вам список "народных" методов борьбы с угрызением совести:

1) Найдите себе советчика, который "не посоветует вам ничего дурного". Одним словом - авторитетного единомышленника. В сомнительных случаях смело обращайтесь к нему за советами. Следуйте им. А едва лишь совесть начнет к вам приставать - ссылайтесь на вашего советчика. Ну, как еще вы могли поступить, получив такой совет от такого человека? И совесть отступит. Она тоже уважает авторитеты.
2) Изучите историю. Всю историю учить не надо, достаточно ознакомиться с анекдотами про исторических лиц. Известно, что многие из них частенько совершали бессовестные поступки.
Взять хотя бы Аристотеля, предавшего своего друга и учителя Платона (помните: "Платон мне друг, но истина дороже"?). Или Наполеона, который объявил войну собственному тестю - австрийскому императору Францу I.. Однако им никто не ставит это в вину. Более того, именно благодаря своему вероломству оба они и многие другие стали тем, кем они стали.
3) Утешайтесь альтернативными моральными концепциями. Изменяя жене, помните, что ислам допускает многоженство. Обманывая друга, не забывайте о буддизме, который именно вас ставит в центр бытия. Не вступаясь за слабого, мотивируйте это тем, что даосское ничего неделание - единственный путь мудреца. Существуют и более продвинутые концепции. Так, по мнению субъективных идеалистов, весь мир есть ни что иное, как плод вашего воображения. Так дайте ему разыграться, не сковывайте его рамками приличий, которые кто-то там придумал...
4) Выберите благую цель. Но такую, которая оправдает бессовестные средства. Она не должна отличаться от вашего бизнес плана. Главное, чтобы за нее не было стыдно. Потому что если стыдно за цель - никакие средства не помогут. (Ещё и свой бизнес угробите).
5) Пейте, курите и питайтесь с избытком. Это поможет вам заработать склероз. Ничего лучше от угрызений совести человечество пока еще не придумало. Вы просто не будете помнить всех тех гадостей, которые совершили. Против этого совесть бессильна.
6) Относитесь с юмором к своим проступкам. Юмор - очень эффективное средство.
Говорят, он убивает даже такую мощную вещь, как половой инстинкт - что же говорить о совести?
7) Жертвуйте деньги сиротам и инвалидам, бедным слоям населения и одиноким матерям. Эти пожертвования станут хорошим козырем в споре с вашей совестью.
8) Освойте практику самобичевания. Эта процедура, как и занятия спортом, укрепляет дух. В средневековье самобичевание было повсеместно распространено среди доминиканцев и иезуитов. Недаром, слава об их злодеяниях до сих пор будоражит некоторые умы.

9) Раскаивайтесь. Раскаяние обезоруживает совесть. Ей просто будет нечего вам предъявить. Даже в раю раскаявшийся грешник ценится больше, чем закоренелый праведник. Признавайтесь в мелких грехах. Это обманет вашу совесть, и большие грехи останутся за рамками ее упреков.

Такие вот "хитрости"... Конечно, все это на 90% шутка. А оставшиеся 10% могут пригодиться тем, кто пользуется главным способом не быть съеденным совестью заживо - не совершает безнравственных и подлых поступков. Наверное, таким совесть все же может пойти на некоторые уступки и позволить с собой договориться, если речь идет о чем-то мелком.

Уже совершив какой-то недостойный поступок, мы думаем, как избавиться от угрызения совести. А может, мы преувеличиваем масштабы и зря терзаем себя?

Почему возникают угрызения совести?

Если вы совершите какой-то поступок, который противоречит вашим жизненным принципам, или скажете то, что не следовало, после этого вас будут мучить мысли, терзать сомнения. Такие переживания — признак того, что вы человек совестливый, правильный, неэгоистичный. Какие же ситуации могут вызвать у нас такие муки?

  • Игнорирование просьб и указаний, связанных с профессиональной деятельностью.
  • Недостойное поведение в состоянии алкогольного опьянения во время какой-нибудь пьянки, например, корпоратива.
  • Ваши высказывания, например, вы в сердцах кого-то оскорбили или сказали лишнее — то, что должно было оставаться тайной.
  • Совершение каких-то действий, которые противоречат вашим моральным принципам. Например, вы не приехали в офис в выходной, хотя должны были, и теперь боитесь, что начальство узнает об этом.
  • Тайны и секреты от близких — родителей или мужа.
  • События, приведшие к трагическим последствиям (болезни, смерти).

Список можно продолжать до бесконечности. У каждого свой порог совестливости. Кто-то может мучиться даже из-за испачканной блузки подруги, а кто-то пожалуется на коллег начальству и будет абсолютно спокоен.

Как избавиться от угрызений совести?

По какой бы причине вас ни мучили переживания, от этого нужно попытаться избавиться, чтобы поберечь свою нервную систему. Для этого есть несколько правил.

  1. Не паникуйте и не считайте себя плохим человеком. Да, вы сделали что-то, что идет вразрез с нормами и вашими принципами. Но это не повод клеймить себя. Ошибки допускают все. Примите это, возможно, все не так страшно.
  2. Не держите все в себе. Зацикливание на этой ситуации и постоянные негативные мысли могут пагубно отразиться на вашем психическом состоянии.
  3. Полностью проанализируйте ситуацию. Ответьте себе на вопрос: «Почему я сказал (сделал) это?». Оцените степень последствий за сделанное (сказанное). Возможно, все уже забыли о вашей выходке, а вы все еще грызете себя за нее.
  4. Если вы все-таки допустили ошибку, но ничего серьезного из-за этого не произошло, как можно быстрее забудьте об этом, отвлекитесь на что-то положительное.
  5. Нет ничего лучше, чем действовать. Извинитесь, поговорите с тем, кому могли навредить ваши слова или действия. Возможно, извинениями дело не обойдется, и нужно приложить усилия, выполнить какие-то действия.
  6. Если вы что-то скрыли и совсем не можете молчать — признайтесь и искренне раскайтесь. Очистив свою душу, вы сможете простить сами себя.
  7. Если речь идет о чем-то действительно серьезном, например, по вашему мнению, именно вы стали причиной болезни или смерти человека, то вышеперечисленные способы могут не принести желаемого результата. В таком случае лучше обратиться за помощью к психологу.

Не жалейте о содеянном и не терзайте себя. Умейте вовремя отпускать плохие мысли и признавать свои ошибки.


Совесть - самая главная черта характера человека духовного. А характер - суть Эго, и передаётся он из воплощения в воплощение. Сколько же надо прожить жизней, чтобы обрести эту черту?! Сколько же надо пройти испытаний, накопить жизненного опыта, обрести способность самостоятельно принимать нравственные обязанности, чтобы Совесть стала неотъемлемой частью человека, которого смело можно назвать Человеком с большой буквы?!

Совесть является внутренним нравственным законом каждого человека, и каждый может заявить, что он не без-Совестный. Его совесть отражает внутренний мир и осмысление своей жизни через многие причины: через воспитание, через боль, через душевные переживания, через всё то, что сделало этого человека именно таким, какой он есть сейчас, сию минуту. Но даже через мгновение человек может осознать себя совсем по-иному. Это или внутреннее озарение, или внешнее событие.

«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону », - сказал однажды Иммануил Кант. Но когда возникло у людей чувство совести? Пример из Библии наглядно показывает, что она не появилась у первых людей человечества. Каин убил богопослушного Авеля. Это было первое убийство на Земле. Несмотря на то, что Каин заслуживал смертного приговора за совершенное им преступление, сострадательный Творец пощадил его и дал ему возможность раскаяться. Но Каин только всё больше ожесточал своё сердце. Подстрекая к восстанию против Божественной власти, он стал родоначальником дерзких, распутных грешников. Этот отступник, руководимый сатаной, соблазнил и других. Его пример и влияние оказывали столь сильное разлагающее действие, что земля растлилась и наполнилась насилием до такой степени, что возопила об уничтожении. Ни о каких угрызениях совести Каина нет даже намёка.

Угрызения совести, муки совести, раскаяние, сожаление, терзание, мучение, страдания, душевные переживания по поводу чувства вины - это удел людей противоположного Каину сознания. Тех, у кого есть Со-Знание Высокого Предназначения Человека. Такие люди даже в шутку не скажут: «У нас свобода совести: хочешь, имей совесть - хочешь, не имей » (Андрей Кнышев).

Угрызениями совести очень страдала за свою прошлую, молодую, жизнь Тереза Авильская — испанская монахиня-кармелитка, католическая святая, автор мистических сочинений. Она писала: «Так от рассеяния к рассеянию, от суеты к суете, от греха к греху я дошла до того, что мне было стыдно обращаться к Богу с молитвой: я чувствовала себя такой недостойной, что под предлогом смирения боялась молиться… Совесть обличала меня, а духовники оправдывали. Бедная душа моя! Когда я вспоминаю, как она лишена была всякой помощи, свободно предаваясь развлечениям и удовольствиям, которые считались дозволенными, то не могу не пожалеть себя » . Но угрызения совести помогли ей стать той, которой поклоняется всё человечество. «Лучше сломаться, чем согнуться », - почувствовала она и была верна этому всю свою оставшуюся жизнь.

Лично мне тоже пришлось мучиться угрызениями совести. Больше двадцати лет проработала историком в школе. Сколько неправды я внесла в умы своим ученикам, придерживаясь школьной программы! А получила такие знания я в институте. Тысячи книг прочитала, чтобы уроки мои были интересными, чтобы каждый абзац учебника истории могла обозреть широко. Считалась хорошим учителем. Да и сама стала считать себя такой, уходя на пенсию, пока не открыла «Тайную Доктрину» Е.П. Блаватской. Я читала её, и мне становилось страшно - насколько мои знания мизерны, да и те «пошли не в ту степь»… Я с головой ушла в Учение Жизни. Перелопатила все книги Живой Этики и сопутствующие ей. Меня истерзали муки совести за то, что дала ученикам знания совершенно неправильные. А ведь они меня любили и верили каждому моему слову!!! Из тысяч ребят, которых мне пришлось учить в общей сложности 30 лет, только один паренёк из десятого класса не брал всё на веру, имел своё мнение и мог задать вопросы, на которые я не была способна ответить вразумительно. Но тогда мне неоткуда было получить знания, которые я могла бы применить в разговорах с ним…

Пришёл момент, когда я уже не могла не обратиться к своим бывшим ученикам со своими извинениями и желанием рассказать им правду. Я искала выход, и он нашёлся. Я пошла в радиокомитет и попросила дать мне возможность прочитать несколько лекций по 20 минут. Но в радиокомитете я встретила человека, который был немного знаком с Живой Этикой, и он предложил подготовить беседы на основе моих лекций. Так родился цикл бесед по истории с применением Учения Жизни. Беседы в форме интервью заинтересовали многих. А я сразу же сообщила о радиопередачах нескольким своим бывшим ученикам, про которых знала, что им не всё равно. Удалось провести две телепередачи с моим участием, но на телевидении нам развернуться по Живой этике не удалось. Там сказали, что сразу посыпались требования от всех вер и конфессий - делать передачи о них, а не о «рериханутых», как нас назвали недоброжелатели. Но совесть моя немного поуспокоилась. Только душа болеть не перестала - ведь и сегодня детям вбивают не те знания, которые им необходимы, и я с этим ничего не могу поделать, хоть и не молчу. Будут ли сегодняшние школьные учителя испытывать нечто подобное моим угрызениям совести, когда они поймут, что учили детей не тому и не так?!

«Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью» , - заявил Адольф Гитлер. Что он имел в виду? Массовое уничтожение евреев и славян? Реки крови ни в чём неповинных людей? Бомбардировки мирных городов и сёл, куда он пришёл завоевателем? В отношениях между близкими людьми, поощряя своими словами всякие подлости, предательства, лицемерие и всё тому подобное? Мне кажется - всё! Но только по отношению к другим! Не к себе!!! Себя он обожал и требовал к себе чести, совести, порядочности.

«Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» , - сказал в своё время Дени Дидро. Осознал ли Гитлер, хоть перед смертью, величайшее зло, сотворённое им против человечества?!

В противовес примеру с Гитлером - пример Сталина является антиподом. Недавно в интернете я увидела статью «Жестокая правда о казни Космодемьянской. Зверская прихоть Сталина?» (По материалам сайта svpressa.ru). В ней говорится, цитирую: «СП» опубликовала статью «Правда о Зое Космодемьянской», в которой была обнародована информация о том, что юная героиня никогда не была партизанкой, а являлась красноармейцем диверсионно-разведывательной бригады Артура Спрогиса. В ночь с 27 на 28 ноября 1941 года в деревне Петрищево она подожгла жилой дом, где расположились фашистские штабные офицеры, и замаскированный под конюшню полевой пункт радио- и радиотехнической разведки. За что была подвержена зверским издевательствам, а потом повешена.

В статье кратко цитировался секретный приказ Ставки ГКО № 0428 от 17 ноября 1941 года, в соответствии с которым действовали бойцы Спрогиса: «Лишить германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и тёплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом… Разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40 - 60 км в глубину от переднего края и на 20 - 30 км вправо и влево от дорог … Для уничтожения населённых пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами. При вынужденном отходе наших частей… уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населённые пункты, чтобы противник не мог их использовать».

Приказ жестокий. Но можно ли Сталина обвинить в преступлении за этот приказ? Цитирую дальше: «Нужно хорошо представлять себе обстановку, в которой подписывался этот приказ. Соотношение сил под Москвой оказалось далеко не в нашу пользу: по состоянию на 30 сентября у гитлеровцев насчитывалось здесь около 2 миллионов штыков, 14 тысяч орудий и минометов, 1700 танков, 1390 самолётов. Нельзя забывать, что на Москву устремились объединенные войска всей Европы: итальянские и румынские дивизии, четыре венгерских бригады, которые поддерживались 4-м воздушным флотом и румынской авиацией. Кроме того, по состоянию на октябрь 1941 года, в вермахте была сформирована 250-я пехотная дивизия испанских добровольцев (18 тысяч человек), 638-й пехотный полк французских добровольцев, а также бельгийские, шведские, хорватские воинские соединения.

У нас к тому времени на всех фронтах московского направления были сосредоточены 1 миллион 250 тысяч бойцов, 7600 орудий и миномётов, 990 танков, 660 самолётов. То есть объединенные силы Европы имели значительный перевес. Чтобы их победить, нужны были чрезвычайные меры. Я бы даже сказал: невиданные в истории меры. На такие не была способна ни одна страна. Вспомним, Европа сдалась практически без боя и легко встроилась в фашизм».

Давайте, вспомним и мы, но - войну с Наполеоном, Москву сожгли не французы! Её сожгли русские! Сталин последовал примеру патриотов-москвичей, потому что - цитирую: «Нельзя также забывать, что в России фашисты вели войну иначе, чем в Европе. Здесь они действовали на уничтожение целой нации. Потеря государственности в данном случае сопровождалась бы гибелью практически всего населения. Поэтому «гуманность Сталина» (к фашистам; зам. моё) в такой ситуации, прояви он ее, несомненно, обернулась бы неизмеримо большими жертвами и потерями» (советских людей; зам. моё). Под Москвой стоял вопрос о жизни и смерти государства. Фашисты были сильней, и любой ценой нужно было перерезать линии их снабжения, лишить более или менее комфортного жилья, отдыха. Такие задачи и ставил приказ. Неизвестно, чем бы закончилось самое кровопролитное сражение Второй мировой войны, если бы фашистам дали полную возможность отдыхать в натопленных деревенских избах и откармливаться колхозными харчами. К тому же многие бойцы бригады Спрогиса взрывали и поджигали только те избы, где квартировались фашисты и размещались штабы».

Страдал ли Сталин угрызениями совести, уничтожая эти населённые пункты в Подмосковье? Нет! Он спасал Родину!

В наше сегодняшнее непростое время ярко раскрываются души миллионов людей. Очень многие понимают, что их совесть — это сознание и чувство моральной ответственности за свое поведение, служащие руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. И они делают выбор по своему видению жизненных ситуаций как своих, так и государственных.