Методические рекомендации на тему "вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы". Основные пути привлечения родителей к жизни класса

Одна из серьезных проблем современного Российского общества – снижение воспитательной функции семьи. Даже не подвергая современную систему семейного воспитания глубокому научному анализу, располагая только фактами, можно говорить о нарастании разрушения семьи в ее традиционном понимании, о ее кризисе: непрочность семьи, подтверждаемая высоким уровнем разводов; конфликтность отношений между членами семьи; малодетность (1-2 ребенка); падение авторитета родителей; расширение безнадзорности как социального явления; подростковая преступность; детская и подростковая наркомания.














Задачи: –Консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей. –Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с постепенным, системным, поэтапным формированием у учащихся традиционных для российской семьи ценностей. –Формирование уклада школьной жизни, основанного на принципах соборности*, со=бытийности**. –Повышение педагогической, психологической, юридической, медицинской компетентности родителей. –Разработка методики работы с различными категориями и типами семей. –Разработка и внедрение методик работы с социально-неблагополучными семьями и семьями, воспитывающими одаренного ребенка, ребенка инвалида. –Организация непрерывного педагогического воздействия по формированию мировосприятия, миропонимания, мировоззрения ребенка с раннего детства до завершения образования и вступления в самостоятельную жизнь. –Анализ эффективности создаваемой воспитательной модели.


Современный русский человек унаследовал от своих предков любовь к соборности, только чаще сейчас вместо слова «соборность» употребляются более нейтральные слова, как солидарность, единение, сотрудничество и другие. Основные компоненты соборности: любовь, сострадание и уважение к ближнему, стремление к решению проблем сообща, взаимопомощь, следование морально-нравственным традициям. *Соборность в обучении и воспитании означает единение вокруг общего дела, направленного на помощь нуждающемуся или на благо общего дела»


**«Со–бытие» означает то, что произошло, факт общественной или личной жизни.2 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., Производные от этого понятия «со– бытийный» и «со–бытийность» означают насыщенность событиями, особую событийность жизни детей. Событийная общность – это взаимодействие детей и взрослых, возникающее как со-бытие. Событие-это момент педагогической реальности, в котором происходит развивающая целе- и ценностно ориентированная встреча Взрослого и ребенка. «Наше дело вместе с детьми придумывать такие дела, чтобы нам было каждый день интересно вместе» такова первая формула «краткосрочных замыслов». CINEMA – технология в своей основе заключает проживания и переживания. Это одна из перспективных технологий метода событийности в воспитательной системе.


Гипотеза программы Гипотеза программы заключается в предположении, что школа может стать духовно- нравственным и культурным центром, направленным на возрождение традиций российской семьи, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов и обеспечит гармоничное воспитательное воздействие педагогов и родителей на личность ребенка.


Основополагающая концептуальная идея воспитательной деятельности: Школьный уклад должен составлять живое полноценное внутреннее органическое единство школы, чтобы воспитать полноценного, цельного, творческого, не ущербного человека, который был бы здоров и телесно, и душевно, и духовно. Усилия школы устремлены к реализации этой идеи.


Концепция желаемого будущего состояния школы Школа ­­– духовно-нравственный центр микрорайона, в котором: созданы условия для обучения, воспитания и развития каждого ученика в соответствии с его природными задатками, способностями, состоянием здоровья; организовано разноуровневое, дифференцированное обучение, позволяющее достичь уровня информационности и функциональной грамотности, отвечающей современным требованиям; обеспечивается духовно-нравственное становление и социальное взросление ребенка в совместной детско-взрослой общности, основанной на заботе, любви, доверии и уважении; создана благоприятная психологическая среда, позволяющая предупреждать социальное одиночество и предоставлять возможность для реализации ребенка в различных социально-полезных сферах деятельности; оказывается адресная психолого –педагогическая помощь семьям, направленная - на укрепление ее воспитательных функций.








Формы взаимодействия: Управляющий Совет школы; Попечительский совет; Совет профилактики; - родительские комитеты школы и классов; - родительское собрание; - родительский лекторий; - тематические конференции по обмену опытом воспитания детей; - презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации; - вечера вопросов и ответов; диспуты, дискуссии; семейные гостиные; школа семейной духовной культуры; - индивидуальные тематические консультации; - посещения на дому; родительские рейды; телефонная служба «Учитель-родитель-школа»; встречи родительской общественности с руководством школы.




Ожидаемый результат Базисными чувствами практических отношений должны стать: взаимопонимание, взаимопомощь, взаимозабота, взаимоотдача, отношение доверия и любви. Указанные отношения создают органическое свободное единство между людьми, именуемое созвучием, соцветием, основанное на сочувствии, совести, солидарности.




ШКОЛА Детско-спортивная школа СОЦИУМ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ДЮЦ Калининградский областной институт развития образования КОИРО ООО «Издательство «Академкнига/Учебник» Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии краеведения и туризма» ГАОУ ДОД КОДЮЦЭКТ КРОО «Экозащита!- Женсовет»


КЛАССНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ Сотрудничество наше – Не просто лишь слова. Помочь решить проблему Готовы мы всегда. Мы не навяжем мнение, И не дадим рецепт, Но тот, кто хочет слышать, Всегда найдёт ответ. Мы в формах самых разных – И в шутку, и всерьёз – Доступно разъясним вам Волнующий вопрос.


УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ ПЕДСОВЕТОВ И ОТКРЫТЫХ УРОКАХ Непременно знать родители должны, Что каждый ребёнок личность особая, И чем больше способны в неё мы вложить - Тем отдача будет весомее. И чтобы цель нашу общую реализовать, Родителям в уроке участие предложили принять. Ведь здесь мы едины: родители – первейшие и лучшие соратники учителя.




ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ К Вашим услугам в любую погоду Помощь психолога и соцпедагога. Помогут, подскажут, направят, поймут И выход всегда непременно найдут. Психологические тренинги для родителей и детей. Решение трудных жизненных проблем за круглым столом с социальным педагогом.






Побыть в кругу семьи – счастливый случай, И кто здесь побывал, действительно, везучий. Любой вопрос, любую ситуацию На равных обсуждали не напрасно мы. Так много нового нам довелось узнать, И лучше стали мы друг друга понимать. Ну, а в финале – победителям награда, И радость от того, что мы просто рядом. СЕМЕЙНАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»






ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ Нам хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ваш ребёнок – это ваше будущее, Ваше бессмертие, Ваше продолжение. И Вы, конечно, хотите, чтобы Ваше продолжение было достойным. Мы – школа, учителя – тоже искренне заинтересованы в том, чтобы Ваш ребёнок стал полноценным Человеком, культурной, самостоятельной, творчески активной и социально зрелой личностью.

ПРОГРАММА

проведения единого методического дня

по теме: «Точки изменений – промежуточный итог»

Мероприятие

Ответственный

Встреча участников ЕМД

Администрация МАОУ Вагайская СОШ

Приветствие участников ЕМД

Директор школы

Володин Е.В.

Зам. директора УВР

Новикова М.В.

Работа секционных площадок

1.Трансформация урока

Акбашева Т.П., Володин Е.В.

2. Проектирование среды развития

Абдулаева Т.В., Мирошкина Л.Г., Коротаева И.А.

3. «Scratch». Внеурочная деятельность.

Мороз Н.Г., Новикова М.В.

Кофе — брейк

12.40-13.00

Подведение итогов ЕМД

12 января 2018 года на базе МАОУ Вагайская СОШ состоялся единый методический день по теме: «Точки изменений – промежуточный итог». Все педагоги работали на трёх секциях «Трансформация урока», «Проектирование среды развития», «Scratch» Внеурочная деятельность».

Первая точка изменений – это урок . Исходя из запросов общества и государства, он постоянно меняется, совершенствуется, трансформируется. Современный урок, занятие должны включать в себя образовательное общение с детьми в течение всего дня; развитие детской инициативы; развитие детей через интеграцию предметов, «живые» форматы проведения уроков, занятий в разнотрансформируемом пространстве, в т.ч. на производстве. И на первой секции педагоги трёх школ показали лучшие уроки, которые прошли в течение первых двух четвертей согласно реестра интегрированных уроков.

Вторая точка изменений – это проектирование среды развития. Школьная предметная среда претерпевает изменения. Образовательные акценты предметной среды меняются в соответствии с тематикой текущего периода и событиями, которые происходят в жизни. Весь образовательный процесс должен быть построен на событийном проживании всеми участниками (учащимися, сотрудниками, родителями). В планы воспитательной работы вносим изменения, касающиеся развития культурных практик. Меняем подходы к внеурочной деятельности. На второй и третьей секциях педагоги обменялись мнениями, как среду сделать по-настоящему развивающей и образовательной.

Решение ЕМД:

  1. В свете модернизации современного образовательного процесса активно использовать в своей практике трансформацию урока в разных её интерпретациях с целью повышения качества обучения (постоянно, все педагоги)
  2. Внести изменения в планы воспитательной работы с учётом составленных календарей школьных событий, атласа идей вовлечения родителей в жизнь школы, карт культурных практик, отражающих добровольное волонтёрское движение (3 неделя четверти, кл. руководители)
  3. Шире использовать развивающие программы в урочной и внеурочной деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса постоянно, все педагоги).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Атлас идей вовлечение родителей в школьную жизнь. Здоровье сберегающая среда

Атлас идей вовлечение родителей в школьную жизнь

Атлас идей вовлечения родителей в школьную жизнь 1-3 класс

Атлас идей вовлечение родителей в волонтерскую деятельность (социокультурная среда)

Календарь школьных событий для 5-11 классов (социокультурная среда к Году волонтёра и добровольца)

Своё выступление я хотела бы начать с таких слов:

“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Я часто размышляю о связи школы и семьи, потому что порой эта связь превращается в тонкую ниточку, которая может порваться, т.к. очень часто школа только информирует родителей о поведении и учёбе детей.

Во-первых , процесс этот сложный, здесь нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга необходим контакт. Педагог должен уметь использовать мудрое слово, т.к. именно оно доставляет радость, а бестактная речь приносит беду. Необходимо следить за своей интонацией. Взгляд, жест, улыбка также поможет вовлечь родителей в разговор.

1 класс, первое собрание. Знакомство состоялось ещё в мае прошлого года. Именно на этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зарождали успех нашим следующим встречам.

Итак, работа пошла. Август. Мамочки моют окна, папы готовят кабинет к началу учебного года, озеленяют класс, оказывают помощь в проведении торжественной линейки.

В начале сентября, без малейших усилий, выбираем родительский комитет. По желанию родители разбиваются на 4 группы. Ими и руководит данный комитет, ну а я, как классный руководитель, только направляю процесс в нужное русло.

Название 1-й группы – “Творчество”. Они оказывают помощь в разработке плана воспитательной работы, сценариев вечеров, в обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.

2-я группа – “Наш дом”. Это и решение бытовых проблем класса и школы, это и приобретение подарков для детей к праздникам.

3-я группа – “Фонд класса”. Их функция – финансовая деятельность, ведение летописи класса.

Ну а 4-я группа – “Услуги”, оказывает помощь по ксерокопированию, фото, видеосъемки.

Между нами рождается взаимное уважение, благодаря тому, что при первой встрече “мы отдали друг другу тепло”.

Во-вторых , придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы. Эта работа вошла в мою практику. Пусть мамочки убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И я уже с лёгкостью нахожу с ними общий язык и вырабатываю единую стратегию.

Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращалась к ним. Понимая это, они помогали и проявляли своё творчество во всём.

Например: Вместе с детьми оформляли стенгазеты, организовали группу ребят для дополнительного изучения английского языка, учили девочек азам балета, стали посещать музыкальный театр “Пьеро” в детско-юношеском центре и добились хороших результатов. В течение учебного года мы провели:

1. Праздник осени. (Активно участвуют 6 мамочек. Это сама Осень, Сентябрина, Октябрина, Ноябрина, Солнышко, Цветочки). С днем рождения мы поздравляли не только детей, но и родителей.

2. Экскурсию в город Архангельск, организованную родителями:

  • Поездка в усадьбу Плотниковой.
  • Поездка в школу народных ремёсел Бурчевского.

3. Семейный вечер в Детском юношеском центре.

4. Новогодний вечер.

5. “Папа, мама, я – спортивная семья”. В этом мероприятии участвуют дети, родители и учитель.

3-е правило – обе стороны должны быть благодарны за общение. “Спасибо вам, милые родители! Какие вы умницы!” – часто говорю я им. “А что бы мы без вас делали” – слышу в ответ.

Каждый должен помнить: мы живём по закону зеркала. Ведь если человеку ничего не давать, ему нечего и возвращать, поэтому каждая крупица неравнодушия должна быть замечена и со стороны учителя, и со стороны родителя.

Нельзя отметать такие виды работы, как посещение семьи, ведение дневника педагогических наблюдений, индивидуальные и групповые консультации. И это далеко не полный набор правил.

За 7 месяцев учебной деятельности наш коллектив очень сплотился.

К концу 1-го класса мы перешли на другой этап – этап , когда родители становятся готовыми действовать самостоятельно, а я лишь направляю их в нужное русло. А это всего – 1-й класс! Так мамочки из 9 человек организовали ансамбль. С песней “Наши дети” они выступали на областном семинаре и с удовольствием исполнили эту песню для родителей будущих первоклассников на Дне открытых дверей.

Имея таких талантливых и заинтересованных родителей, дети тоже стараются не подвести взрослых. Сейчас я буду говорить только о городских конкурсах.

  • Мы стали лауреатами конкурса “Поющий класс”.
  • Заняли первое место в конкурсе работ по “правильному питанию”. Эти семейные шедевры украшают нашу столовую.
  • Дали открытые уроки для учителей школы, города, области. Жизнь в классе бурлит.

Вы спросите меня, кого я хочу воспитать – певцов? Художников? Артистов? Я не знаю, кем будут мои дети. Дело не в этом. Главная моя цель, чтобы распахнуть у маленького человека сердце и душу.

Итак, подводя итог всему сказанному, хочется еще раз напомнить основные пути привлечения семьи к жизни класса.

1. Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.
2. Формирование базы данных о ребенке и семье, проведение диагностики, посещение квартир учащихся.
3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в дела класса и школы.
4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя и администрации школы.
5. Ведение дневника педагогических наблюдений. Полученные сведения помогают проводить родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации.
6. Связь с учителями-предметниками, психологом и социальным педагогом школы. При совместной работе идет корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся, обращается внимание на трудности, не забываем развивать одаренных детей.
7. Этап, когда родители готовы действовать самостоятельно. Идет взаимодействие с внешкольными учреждениями.
8. Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий учебный год.

Какова же результативность этой работы?

– 100 % охват родителей во внеклассной работе.
– Позитивное отношение их к школе.
– Аактивная деятельность родительского комитета.

А сейчас обратите внимание на диаграмму, которая отражает оценку родителей о совместно проделанной работе.

– 35% отметили сплочённость коллектива;
– 15% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня самих родителей;
– 10% старались оказать помощь классному руководителю;
– 40% оказывали поддержку детям.

Нам предстоит работать вместе ещё 3 года. Во 2-ом классе жизнь коллектива будет ещё интересней. Осенью мы обсудим все предложения. Ну, а дети? Я уверена – они захотят участвовать во всех делах и будут очень огорчаься, когда из-за каких-либо причин занятия в школе будут отменяться. А это для нас самое главное!

Морозова Наталия Николаевна

Воспитатель 1й квалификационной категории

ГБОУ СОШ №1 структурное подразделение детский сад «Теремок»

Муниципального района Сергиевский Самарской области

Опыт работы

Пояснительная записка

Своё выступление я хочу начать с фразы: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе – это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» , - так говорил Макаренко.

В программе выделяется специальный блок «Взаимодействие с семьями детей» , следовательно, и в планировании и в практической деятельности работе с родителями должно уделяться особое внимание. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как «взаимная связь двух явлений» и «взаимная поддержка» .

Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.

В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего детский сад, в отдельности не может ни один из них. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия.

Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с младшей группы.

Мы заметили, что не все родители открыто идут на контакт. Не было сплочённости родительского коллектива и не было большой заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Каждый интересовался только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами.

Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.

Эти наблюдения мы решили обязательно учесть при дальнейшем планировании воспитательно-образовательной деятельности.

Методическая разработка

Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость) .

Успех взаимодействия педагогов и родителей напрямую связан с активной позицией самих педагогов, с их желанием или нежеланием чему-то научится, измениться. Верно, говорит древняя мудрость: «сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам» .

Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка».

Очень хочется, чтобы правильное воспитание ребёнок получил не только в детском саду, но и в семье. Ведь семья - это счастье и любовь в доме.

Цели работы ДОУ с семьями:

  1. Установление доверительных, партнёрских отношений с родителями.
  2. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Задачи взаимодействия ДОУ с родителями.

Работать в тесном контакте с семьями воспитанников;

Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.

Формы взаимодействия педагогов с родителями

Педагоги ДОУ используют широкий спектр стандартных форм работы с семьями воспитанников:

1. Изучение социального статуса семей, их пожеланий. Это

  • беседы,
  • заполнение анкет,
  • анонимное анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересуют, консультации каких специалистов ДОУ они хотели бы получить. Опыт показывает, что при анонимном анкетировании родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

2. Наглядные формы работы:

  • информация о режиме работы, оздоровительных мероприятиях,
  • письменные приглашения родителей к участию в детских тематических проектах, праздниках, собраниях,
  • оформление фотогазет, персональных и групповых выставок детского творчества.

3. Мероприятия для родителей в детском саду – это:

  • индивидуальные беседы,
  • организация встреч родителей со специалистами ДОУ,
  • проведение групповых праздников, развлечений,
  • проведение нетрадиционных родительских собраний (тренинги, беседы за круглым столом, семинары – практикумы) .

Поскольку мы запланировали вовлечь родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей, нам пришлось пересмотреть формы взаимодействия педагогов с родителями.

  • для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса,
  • к участию в различных конкурсах, драматизация сказок, праздник «День именинника» проводимых в детском саду.

Взаимодействие с родителями в соответствии

с комплексно-тематическим планированием ДОУ

Вся воспитательно-образовательная деятельность в детском саду строится в соответствии с комплексно-тематическим планированием. На каждый тематический блок мы планируем формы взаимодействия с семьями и возможное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Стало традиционным у нас в детском саду проведение выставки «Дары природы» в конце тематического блока «Осень» . Для этой выставки родители совместно с детьми изготавливают чудесные поделки из природного материала и из овощей и фруктов.

Мы стали практиковать в детском саду такую форму взаимодействия с семьями, как привлечение родителей для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса. Так, например, на неделе «Зимующие птицы» папа Матвея Ф. и Матвея М. делали с детьми кормушки для птиц из бросового материала.

При изучении животных нашего края итоговым мероприятием стали работы родителей – книжки – малышки «Домашние животные»

ПопоПо теме «Моя семья» родители проявили невероятные таланты – сделали коллажи и в стихах рассказали про свою семью.

По теме «В мире сказок» родители подготовили и показали детям сказку «Курочка Ряба» . Дети были очень рада, восторгу не было предела.

Стало традицией проводить «День именинника» детям, очень нравится затея родителей.

Творчество родителей – это волшебный мир, в котором интересно всем: и самим детям и взрослым. Традиционным стало проведение ежегодной акции «Новогодняя игрушка своими руками» . Цель этой акции - развитие творческого потенциала личности дошкольника, активизации совместного творчества детей и родителей, создание праздничной атмосферы.

Наши родители и ребята активно участвуют в творческих конкурсах. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки. Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями. Кроме того, дети всегда открыто радуются поощрительным призам, которые им приготовили воспитатели за активное участие в конкурсе.

Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно.

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, установилась атмосфера взаимоуважения.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

И в заключении я хочу закончить своё выступление ещё одной фразой, сказанной Макаренко: «Не думайте, что ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома»

Список литературы

  1. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.: Логос, 2010.
  2. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ. – М.: Сфера, 2001.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие / Айрис-Пресс, 2007.
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М.: Сфера, 2005 год
  6. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Айрис-Пресс, 2006 г.
  7. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка-Пресс, 2007 г.