Методические рекомендации на тему "вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы". Основные пути привлечения родителей к жизни класса
Одна из серьезных проблем современного Российского общества – снижение воспитательной функции семьи. Даже не подвергая современную систему семейного воспитания глубокому научному анализу, располагая только фактами, можно говорить о нарастании разрушения семьи в ее традиционном понимании, о ее кризисе: непрочность семьи, подтверждаемая высоким уровнем разводов; конфликтность отношений между членами семьи; малодетность (1-2 ребенка); падение авторитета родителей; расширение безнадзорности как социального явления; подростковая преступность; детская и подростковая наркомания.
Задачи: –Консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей. –Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с постепенным, системным, поэтапным формированием у учащихся традиционных для российской семьи ценностей. –Формирование уклада школьной жизни, основанного на принципах соборности*, со=бытийности**. –Повышение педагогической, психологической, юридической, медицинской компетентности родителей. –Разработка методики работы с различными категориями и типами семей. –Разработка и внедрение методик работы с социально-неблагополучными семьями и семьями, воспитывающими одаренного ребенка, ребенка инвалида. –Организация непрерывного педагогического воздействия по формированию мировосприятия, миропонимания, мировоззрения ребенка с раннего детства до завершения образования и вступления в самостоятельную жизнь. –Анализ эффективности создаваемой воспитательной модели.
Современный русский человек унаследовал от своих предков любовь к соборности, только чаще сейчас вместо слова «соборность» употребляются более нейтральные слова, как солидарность, единение, сотрудничество и другие. Основные компоненты соборности: любовь, сострадание и уважение к ближнему, стремление к решению проблем сообща, взаимопомощь, следование морально-нравственным традициям. *Соборность в обучении и воспитании означает единение вокруг общего дела, направленного на помощь нуждающемуся или на благо общего дела»
**«Со–бытие» означает то, что произошло, факт общественной или личной жизни.2 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., Производные от этого понятия «со– бытийный» и «со–бытийность» означают насыщенность событиями, особую событийность жизни детей. Событийная общность – это взаимодействие детей и взрослых, возникающее как со-бытие. Событие-это момент педагогической реальности, в котором происходит развивающая целе- и ценностно ориентированная встреча Взрослого и ребенка. «Наше дело вместе с детьми придумывать такие дела, чтобы нам было каждый день интересно вместе» такова первая формула «краткосрочных замыслов». CINEMA – технология в своей основе заключает проживания и переживания. Это одна из перспективных технологий метода событийности в воспитательной системе.
Гипотеза программы Гипотеза программы заключается в предположении, что школа может стать духовно- нравственным и культурным центром, направленным на возрождение традиций российской семьи, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов и обеспечит гармоничное воспитательное воздействие педагогов и родителей на личность ребенка.
Основополагающая концептуальная идея воспитательной деятельности: Школьный уклад должен составлять живое полноценное внутреннее органическое единство школы, чтобы воспитать полноценного, цельного, творческого, не ущербного человека, который был бы здоров и телесно, и душевно, и духовно. Усилия школы устремлены к реализации этой идеи.
Концепция желаемого будущего состояния школы Школа – духовно-нравственный центр микрорайона, в котором: созданы условия для обучения, воспитания и развития каждого ученика в соответствии с его природными задатками, способностями, состоянием здоровья; организовано разноуровневое, дифференцированное обучение, позволяющее достичь уровня информационности и функциональной грамотности, отвечающей современным требованиям; обеспечивается духовно-нравственное становление и социальное взросление ребенка в совместной детско-взрослой общности, основанной на заботе, любви, доверии и уважении; создана благоприятная психологическая среда, позволяющая предупреждать социальное одиночество и предоставлять возможность для реализации ребенка в различных социально-полезных сферах деятельности; оказывается адресная психолого –педагогическая помощь семьям, направленная - на укрепление ее воспитательных функций.
Формы взаимодействия: Управляющий Совет школы; Попечительский совет; Совет профилактики; - родительские комитеты школы и классов; - родительское собрание; - родительский лекторий; - тематические конференции по обмену опытом воспитания детей; - презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации; - вечера вопросов и ответов; диспуты, дискуссии; семейные гостиные; школа семейной духовной культуры; - индивидуальные тематические консультации; - посещения на дому; родительские рейды; телефонная служба «Учитель-родитель-школа»; встречи родительской общественности с руководством школы.
Ожидаемый результат Базисными чувствами практических отношений должны стать: взаимопонимание, взаимопомощь, взаимозабота, взаимоотдача, отношение доверия и любви. Указанные отношения создают органическое свободное единство между людьми, именуемое созвучием, соцветием, основанное на сочувствии, совести, солидарности.
ШКОЛА Детско-спортивная школа СОЦИУМ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ДЮЦ Калининградский областной институт развития образования КОИРО ООО «Издательство «Академкнига/Учебник» Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии краеведения и туризма» ГАОУ ДОД КОДЮЦЭКТ КРОО «Экозащита!- Женсовет»
КЛАССНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ Сотрудничество наше – Не просто лишь слова. Помочь решить проблему Готовы мы всегда. Мы не навяжем мнение, И не дадим рецепт, Но тот, кто хочет слышать, Всегда найдёт ответ. Мы в формах самых разных – И в шутку, и всерьёз – Доступно разъясним вам Волнующий вопрос.
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ ПЕДСОВЕТОВ И ОТКРЫТЫХ УРОКАХ Непременно знать родители должны, Что каждый ребёнок личность особая, И чем больше способны в неё мы вложить - Тем отдача будет весомее. И чтобы цель нашу общую реализовать, Родителям в уроке участие предложили принять. Ведь здесь мы едины: родители – первейшие и лучшие соратники учителя.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ К Вашим услугам в любую погоду Помощь психолога и соцпедагога. Помогут, подскажут, направят, поймут И выход всегда непременно найдут. Психологические тренинги для родителей и детей. Решение трудных жизненных проблем за круглым столом с социальным педагогом.
Побыть в кругу семьи – счастливый случай, И кто здесь побывал, действительно, везучий. Любой вопрос, любую ситуацию На равных обсуждали не напрасно мы. Так много нового нам довелось узнать, И лучше стали мы друг друга понимать. Ну, а в финале – победителям награда, И радость от того, что мы просто рядом. СЕМЕЙНАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ Нам хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ваш ребёнок – это ваше будущее, Ваше бессмертие, Ваше продолжение. И Вы, конечно, хотите, чтобы Ваше продолжение было достойным. Мы – школа, учителя – тоже искренне заинтересованы в том, чтобы Ваш ребёнок стал полноценным Человеком, культурной, самостоятельной, творчески активной и социально зрелой личностью.
ПРОГРАММА
проведения единого методического дня
по теме: «Точки изменений – промежуточный итог»
Мероприятие |
Ответственный |
||
Встреча участников ЕМД |
Администрация МАОУ Вагайская СОШ |
||
Приветствие участников ЕМД |
Директор школы Володин Е.В. Зам. директора УВР Новикова М.В. |
||
Работа секционных площадок |
|||
1.Трансформация урока |
Акбашева Т.П., Володин Е.В. |
||
2. Проектирование среды развития |
Абдулаева Т.В., Мирошкина Л.Г., Коротаева И.А. |
||
3. «Scratch». Внеурочная деятельность. |
Мороз Н.Г., Новикова М.В. |
||
Кофе — брейк |
|||
12.40-13.00 |
Подведение итогов ЕМД |
12 января 2018 года на базе МАОУ Вагайская СОШ состоялся единый методический день по теме: «Точки изменений – промежуточный итог». Все педагоги работали на трёх секциях «Трансформация урока», «Проектирование среды развития», «Scratch» Внеурочная деятельность».
Первая точка изменений – это урок . Исходя из запросов общества и государства, он постоянно меняется, совершенствуется, трансформируется. Современный урок, занятие должны включать в себя образовательное общение с детьми в течение всего дня; развитие детской инициативы; развитие детей через интеграцию предметов, «живые» форматы проведения уроков, занятий в разнотрансформируемом пространстве, в т.ч. на производстве. И на первой секции педагоги трёх школ показали лучшие уроки, которые прошли в течение первых двух четвертей согласно реестра интегрированных уроков.
Вторая точка изменений – это проектирование среды развития. Школьная предметная среда претерпевает изменения. Образовательные акценты предметной среды меняются в соответствии с тематикой текущего периода и событиями, которые происходят в жизни. Весь образовательный процесс должен быть построен на событийном проживании всеми участниками (учащимися, сотрудниками, родителями). В планы воспитательной работы вносим изменения, касающиеся развития культурных практик. Меняем подходы к внеурочной деятельности. На второй и третьей секциях педагоги обменялись мнениями, как среду сделать по-настоящему развивающей и образовательной.
Решение ЕМД:
- В свете модернизации современного образовательного процесса активно использовать в своей практике трансформацию урока в разных её интерпретациях с целью повышения качества обучения (постоянно, все педагоги)
- Внести изменения в планы воспитательной работы с учётом составленных календарей школьных событий, атласа идей вовлечения родителей в жизнь школы, карт культурных практик, отражающих добровольное волонтёрское движение (3 неделя четверти, кл. руководители)
- Шире использовать развивающие программы в урочной и внеурочной деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса постоянно, все педагоги).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Атлас идей вовлечение родителей в школьную жизнь. Здоровье сберегающая среда
Атлас идей вовлечение родителей в школьную жизнь
Атлас идей вовлечения родителей в школьную жизнь 1-3 класс
Атлас идей вовлечение родителей в волонтерскую деятельность (социокультурная среда)
Календарь школьных событий для 5-11 классов (социокультурная среда к Году волонтёра и добровольца)
Своё выступление я хотела бы начать с таких слов:
“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.
Я часто размышляю о связи школы и семьи, потому что порой эта связь превращается в тонкую ниточку, которая может порваться, т.к. очень часто школа только информирует родителей о поведении и учёбе детей.
Во-первых , процесс этот сложный, здесь нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга необходим контакт. Педагог должен уметь использовать мудрое слово, т.к. именно оно доставляет радость, а бестактная речь приносит беду. Необходимо следить за своей интонацией. Взгляд, жест, улыбка также поможет вовлечь родителей в разговор.
1 класс, первое собрание. Знакомство состоялось ещё в мае прошлого года. Именно на этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зарождали успех нашим следующим встречам.
Итак, работа пошла. Август. Мамочки моют окна, папы готовят кабинет к началу учебного года, озеленяют класс, оказывают помощь в проведении торжественной линейки.
В начале сентября, без малейших усилий, выбираем родительский комитет. По желанию родители разбиваются на 4 группы. Ими и руководит данный комитет, ну а я, как классный руководитель, только направляю процесс в нужное русло.
Название 1-й группы – “Творчество”. Они оказывают помощь в разработке плана воспитательной работы, сценариев вечеров, в обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.
2-я группа – “Наш дом”. Это и решение бытовых проблем класса и школы, это и приобретение подарков для детей к праздникам.
3-я группа – “Фонд класса”. Их функция – финансовая деятельность, ведение летописи класса.
Ну а 4-я группа – “Услуги”, оказывает помощь по ксерокопированию, фото, видеосъемки.
Между нами рождается взаимное уважение, благодаря тому, что при первой встрече “мы отдали друг другу тепло”.
Во-вторых , придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы. Эта работа вошла в мою практику. Пусть мамочки убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И я уже с лёгкостью нахожу с ними общий язык и вырабатываю единую стратегию.
Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращалась к ним. Понимая это, они помогали и проявляли своё творчество во всём.
Например: Вместе с детьми оформляли стенгазеты, организовали группу ребят для дополнительного изучения английского языка, учили девочек азам балета, стали посещать музыкальный театр “Пьеро” в детско-юношеском центре и добились хороших результатов. В течение учебного года мы провели:
1. Праздник осени. (Активно участвуют 6 мамочек. Это сама Осень, Сентябрина, Октябрина, Ноябрина, Солнышко, Цветочки). С днем рождения мы поздравляли не только детей, но и родителей.
2. Экскурсию в город Архангельск, организованную родителями:
- Поездка в усадьбу Плотниковой.
- Поездка в школу народных ремёсел Бурчевского.
3. Семейный вечер в Детском юношеском центре.
4. Новогодний вечер.
5. “Папа, мама, я – спортивная семья”. В этом мероприятии участвуют дети, родители и учитель.
3-е правило – обе стороны должны быть благодарны за общение. “Спасибо вам, милые родители! Какие вы умницы!” – часто говорю я им. “А что бы мы без вас делали” – слышу в ответ.
Каждый должен помнить: мы живём по закону зеркала. Ведь если человеку ничего не давать, ему нечего и возвращать, поэтому каждая крупица неравнодушия должна быть замечена и со стороны учителя, и со стороны родителя.
Нельзя отметать такие виды работы, как посещение семьи, ведение дневника педагогических наблюдений, индивидуальные и групповые консультации. И это далеко не полный набор правил.
За 7 месяцев учебной деятельности наш коллектив очень сплотился.
К концу 1-го класса мы перешли на другой этап – этап , когда родители становятся готовыми действовать самостоятельно, а я лишь направляю их в нужное русло. А это всего – 1-й класс! Так мамочки из 9 человек организовали ансамбль. С песней “Наши дети” они выступали на областном семинаре и с удовольствием исполнили эту песню для родителей будущих первоклассников на Дне открытых дверей.
Имея таких талантливых и заинтересованных родителей, дети тоже стараются не подвести взрослых. Сейчас я буду говорить только о городских конкурсах.
- Мы стали лауреатами конкурса “Поющий класс”.
- Заняли первое место в конкурсе работ по “правильному питанию”. Эти семейные шедевры украшают нашу столовую.
- Дали открытые уроки для учителей школы, города, области. Жизнь в классе бурлит.
Вы спросите меня, кого я хочу воспитать – певцов? Художников? Артистов? Я не знаю, кем будут мои дети. Дело не в этом. Главная моя цель, чтобы распахнуть у маленького человека сердце и душу.
Итак, подводя итог всему сказанному, хочется еще раз напомнить основные пути привлечения семьи к жизни класса.
1. Налаживание контакта, знакомство с детьми и
родителями.
2. Формирование базы данных о ребенке и семье,
проведение диагностики, посещение квартир
учащихся.
3. Организация работы с родительским активом,
постепенное вовлечение всех родителей в дела
класса и школы.
4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия
со стороны классного руководителя и
администрации школы.
5. Ведение дневника педагогических наблюдений.
Полученные сведения помогают проводить
родительские собрания, групповые и
индивидуальные консультации.
6. Связь с учителями-предметниками, психологом и
социальным педагогом школы. При совместной
работе идет корректировка воспитания в семьях
отдельных учащихся, обращается внимание на
трудности, не забываем развивать одаренных
детей.
7. Этап, когда родители готовы действовать
самостоятельно. Идет взаимодействие с
внешкольными учреждениями.
8. Анкетирование и пожелания по организации
школьной жизни детей на следующий учебный год.
Какова же результативность этой работы?
– 100 % охват родителей во внеклассной работе.
– Позитивное отношение их к школе.
– Аактивная деятельность родительского комитета.
А сейчас обратите внимание на диаграмму, которая отражает оценку родителей о совместно проделанной работе.
– 35% отметили сплочённость коллектива;
– 15% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня самих родителей;
– 10% старались оказать помощь классному руководителю;
– 40% оказывали поддержку детям.
Нам предстоит работать вместе ещё 3 года. Во 2-ом классе жизнь коллектива будет ещё интересней. Осенью мы обсудим все предложения. Ну, а дети? Я уверена – они захотят участвовать во всех делах и будут очень огорчаься, когда из-за каких-либо причин занятия в школе будут отменяться. А это для нас самое главное!
Морозова Наталия Николаевна
Воспитатель 1й квалификационной категории
ГБОУ СОШ №1 структурное подразделение детский сад «Теремок»
Муниципального района Сергиевский Самарской области
Опыт работы
Пояснительная записка
Своё выступление я хочу начать с фразы: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе – это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» , - так говорил Макаренко.
В программе выделяется специальный блок «Взаимодействие с семьями детей» , следовательно, и в планировании и в практической деятельности работе с родителями должно уделяться особое внимание. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как «взаимная связь двух явлений» и «взаимная поддержка» .
Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.
В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего детский сад, в отдельности не может ни один из них. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия.
Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с младшей группы.
Мы заметили, что не все родители открыто идут на контакт. Не было сплочённости родительского коллектива и не было большой заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Каждый интересовался только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами.
Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.
Эти наблюдения мы решили обязательно учесть при дальнейшем планировании воспитательно-образовательной деятельности.
Методическая разработка
Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость) .
Успех взаимодействия педагогов и родителей напрямую связан с активной позицией самих педагогов, с их желанием или нежеланием чему-то научится, измениться. Верно, говорит древняя мудрость: «сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам» .
Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка».
Очень хочется, чтобы правильное воспитание ребёнок получил не только в детском саду, но и в семье. Ведь семья - это счастье и любовь в доме.
Цели работы ДОУ с семьями:
- Установление доверительных, партнёрских отношений с родителями.
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство
Задачи взаимодействия ДОУ с родителями.
Работать в тесном контакте с семьями воспитанников;
Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
Формы взаимодействия педагогов с родителями
Педагоги ДОУ используют широкий спектр стандартных форм работы с семьями воспитанников:
1. Изучение социального статуса семей, их пожеланий. Это
- беседы,
- заполнение анкет,
- анонимное анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересуют, консультации каких специалистов ДОУ они хотели бы получить. Опыт показывает, что при анонимном анкетировании родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.
2. Наглядные формы работы:
- информация о режиме работы, оздоровительных мероприятиях,
- письменные приглашения родителей к участию в детских тематических проектах, праздниках, собраниях,
- оформление фотогазет, персональных и групповых выставок детского творчества.
3. Мероприятия для родителей в детском саду – это:
- индивидуальные беседы,
- организация встреч родителей со специалистами ДОУ,
- проведение групповых праздников, развлечений,
- проведение нетрадиционных родительских собраний (тренинги, беседы за круглым столом, семинары – практикумы) .
Поскольку мы запланировали вовлечь родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей, нам пришлось пересмотреть формы взаимодействия педагогов с родителями.
- для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса,
- к участию в различных конкурсах, драматизация сказок, праздник «День именинника» проводимых в детском саду.
Взаимодействие с родителями в соответствии
с комплексно-тематическим планированием ДОУ
Вся воспитательно-образовательная деятельность в детском саду строится в соответствии с комплексно-тематическим планированием. На каждый тематический блок мы планируем формы взаимодействия с семьями и возможное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Стало традиционным у нас в детском саду проведение выставки «Дары природы» в конце тематического блока «Осень» . Для этой выставки родители совместно с детьми изготавливают чудесные поделки из природного материала и из овощей и фруктов.
Мы стали практиковать в детском саду такую форму взаимодействия с семьями, как привлечение родителей для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса. Так, например, на неделе «Зимующие птицы» папа Матвея Ф. и Матвея М. делали с детьми кормушки для птиц из бросового материала.
При изучении животных нашего края итоговым мероприятием стали работы родителей – книжки – малышки «Домашние животные»
ПопоПо теме «Моя семья» родители проявили невероятные таланты – сделали коллажи и в стихах рассказали про свою семью.
По теме «В мире сказок» родители подготовили и показали детям сказку «Курочка Ряба» . Дети были очень рада, восторгу не было предела.
Стало традицией проводить «День именинника» детям, очень нравится затея родителей.
Творчество родителей – это волшебный мир, в котором интересно всем: и самим детям и взрослым. Традиционным стало проведение ежегодной акции «Новогодняя игрушка своими руками» . Цель этой акции - развитие творческого потенциала личности дошкольника, активизации совместного творчества детей и родителей, создание праздничной атмосферы.
Наши родители и ребята активно участвуют в творческих конкурсах. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки. Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями. Кроме того, дети всегда открыто радуются поощрительным призам, которые им приготовили воспитатели за активное участие в конкурсе.
Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, установилась атмосфера взаимоуважения.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
И в заключении я хочу закончить своё выступление ещё одной фразой, сказанной Макаренко: «Не думайте, что ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома»
Список литературы
- Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.: Логос, 2010.
- Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ. – М.: Сфера, 2001.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие / Айрис-Пресс, 2007.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М.: Сфера, 2005 год
- Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Айрис-Пресс, 2006 г.
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка-Пресс, 2007 г.