Метод поедания лягушек. Метод расстановки приоритетов в тайм-менеджменте. Метод параллельного выполнения задач

Рационально использовать время пытался еще Леонардо да Винчи. Он построил свою систему тайм-менеджмента: 15 минут спал, 4 часа работал и снова четверть часа спал…

Здравый смысл в этом был: после сна активность мозга максимальная. Вот великий Леонардо и ловил минуты вдохновения, в остальное время позволяя организму отдыхать.

Однако долго жить «по-леонардовски» нельзя - как минимум заработаете нервный срыв. Все-таки человеку нужен полноценный 8‑часовой сон. Тем более есть другие, более эффективные способы организации времени.

Метод помидора

«Помидорный» метод - один из самых оригинальных в тайм-менеджменте. Придумал его итальянский студент Франческо Чирилло .

Он, как и все студенты, перед сессией пытался объять необъятное. И ему это удалось. С помощью… помидора. Точнее - кухонного таймера в виде помидора. Молодой человек заводил таймер на 25 минут, в течение которых интенсивно зубрил лекции. Потом устраивал 5‑минутную перемену. Далее следовал второй «помидор» продолжительностью 25 минут. И снова небольшой перерыв. После запуска четырех «помидоров» студент позволял себе расслабиться в течение 15-20 минут.

Что это дает? Человек способен максимально концентрироваться в течение получаса, потом активность мозга плавно снижается. Если планировать время с учетом этих биоритмов, можно выполнить большой объем работ в сжатые сроки.

Секрет успеха. Четко определите задачу. Например, вам нужно написать текст для завтрашнего выступления. Заведите таймер или будильник на 25 минут, дав слово не отвлекаться ни на звонки (перезвоните позже), ни на письма, ни на эсэмэски, ни на болтовню с коллегами. Если задача занимает больше 5-7 «помидоров», разбейте ее на подзадачи.

Метод лягушки

У каждого из нас есть неприятные дела. Для кого-то это звонок клиенту, для кого-то - разговор с шефом. Так вот, в терминологии тайм-менеджмента неприятные дела (которые тем не менее необходимы) называются… «лягушками». И каждое утро нужно начинать с ликвидации такой «лягушки».

Что это дает? Разделавшись с «лягушкой» с утра пораньше, вы почувствуете прилив сил и хорошего настроения - больше ничего плохого не предвидится. Если оттягивать решение неприятной задачи, это будет давить на психику, усиливая стресс и снижая производительность.

Секрет успеха. Составив список «лягушек», равномерно поделите их по дням недели. Копить не рекомендуется: чревато хроническим стрессом. Разделывайтесь с ними последовательно и спокойно - это сэкономит кучу времени и сил.

Метод слона

«Слонами» в тайм-менеджменте называют большие задачи и объемы работ.Например, написание диссертации, строительство дома, изучение иностранного языка и прочие глобальные проекты. Однако страшно становится уже от одного слова «глобальный». Такой проект нависает, словно бетонная махина. Вот почему рекомендуется делить его на фрагменты. Это называется «съесть слона». Предположим, если вам надо построить дом на участке, составьте сначала план местности, сделайте проект коттеджа, продумайте систему коммуникаций, найдите бригаду, закажите стройматериалы.

Что это дает? Когда дробишь задачу на подзадачи, она не кажется такой масштабной. Нервное напряжение уменьшается, а эффективность работы увеличивается.

Секрет успеха. Последовательно идти к своей цели, выполняя пункт за пунктом.

Метод швейцарского сыра

Швейцарский сыр, как известно, дырчатый. Если вы боитесь подступаться к какому-то делу, сделайте в нем «дырку», выполнив часть работ. Причем в отличие от последовательного «поедания слона» делать «дырки» можно в произвольном порядке. Допустим, если вы хотите строить дом, можно начать с тех пунктов, к которым сегодня больше лежит душа. Например, узнайте, сколько стоит брус или труд рабочих. Строгая последовательность необязательна: главное - ежедневно делать «дырки».

Что это дает? Чем сильнее «изъедена» задача, тем меньше времени уйдет на ее решение.

Секрет успеха. Метод швейцарского сыра хорош для раскачки, когда, с одной стороны, нужно приниматься за новый проект, а с другой - лень. Втянувшись, люди начинают разделывать «слона» более последовательно.

Личное мнение

Ксения Баженова, писательница

Я стараюсь планировать время, но бывает, планы нарушаются изменившимися обстоятельствами или просто ленью. Если дело касается работы, собираюсь и в итоге выполняю свои обязательства, иногда за счет сна.

Если же речь идет о хозяйстве - мытье посуды или готовке - могу отложить на потом. В общем, расставляю приоритеты.

Все мы время от времени это делаем: откладываем неприятные дела на потом, втайне надеясь, что оно не наступит никогда. Из-за этого мы буксуем, проблемы не решаются, настроение портится. Что делать? Мотивационный спикер Брайан Трейси советует каждое утро есть лягушку: расправляться как минимум с одной крайне неприятной задачей. Как сделать это своей привычкой и что дает этот принцип тайм-менеджмента?

Как вычислить лягушку

Лягушка в тайм-менеджменте - неприятное дело, которого мы всячески избегаем. Оно нас раздражает, вызывает отторжение на сознательном и бессознательном уровне. По словам эксперта в области психологии успеха и автора множества книг Брайана Трейси, «лягушка - та самая крупная, самая важная задача, в отношении которой вы склонны проявлять медлительность и нерешительность, если с ходу не отважитесь „взять быка за рога“. Эта задача имеет ключевое позитивное влияние на вашу жизнь и карьеру в данный момент».

Несмотря на обилие метафор, суть проста: мы не хотим браться за дело, потому что оно нам неприятно, и чем дольше откладываем, тем неприятнее оно становится.

У каждого из нас свои лягушки: для одного это разговор на щепетильную тему с коллегой, для другого - отчет, за который давно пора сесть, для третьего - поход к стоматологу.

Мы переносим их на завтра, на следующий понедельник, на начало следующего месяца, надеясь, что необходимость разбираться с ними отпадет, но этого, скорее всего, не случится.

Несъеденные лягушки превращаются в «жаб»: еще более трудозатратные и неприятные задачи. Это сигнал того, что дальше откладывать «трапезу» не стоит: неизвестно, кем жаба обернется завтра, говорит Брайан Трейси. Пора ее есть.

Но я не хочу!

Как правильно «позавтракать»?

Старайтесь не мешкать, не пускаться в предварительные, нередко праздные рассуждения. Беритесь за неприятное дело сразу и не останавливайтесь, пока с ним не будет покончено.

В этом весь смысл. Есть задачи, которые необходимо выполнять, хотим мы того или нет. И сколько бы мы ни откладывали «час Х», рано или поздно он наступит. Брайан Трейси уверен: лучше рано, чем поздно. Желательно на завтрак - возможно, не буквально, но именно утром.

Раннее поедание лягушек существенно увеличивает производительность в течение всего оставшегося дня: самое неприятное позади, гора с плеч, вы молодец, вас ждут великие дела.

Кроме того, в результате этой процедуры в кровь выбрасываются эндорфины, мы гордимся собой и испытываем невероятный эмоциональный подъем. Хотя бы ради этого стоит опробовать.

Как метод выглядит на практике

Брайн Трейси советует такой алгоритм:

1. В конце рабочего дня составьте список дел на весь следующий день - лучше ручкой на бумаге. Вообще-то гуру саморазвития советует составлять списки на неделю и даже на год.

2. Выделите в перечне лягушку, «препарируйте», разбив на понятные, выполнимые шаги. Если на вашей тарелке и лягушка, и жаба, начните с особи покрупнее. То же самое с двумя равнозначными лягушками: начинайте с той, что неприятнее.

3. Поставьте этот «завтрак» первым пунктом в плане на день.

4. Проснувшись, действуйте.

Автор блога Asian Efficiency Тан Пэм дополняет инструкцию Трейси и предлагает составлять «лягушачье меню» на неделю вперед. Он считает, что стоит знать наверняка, с какими неприятными делами вам предстоит расквитаться в каждый из дней на неделе.

Блогер и предприниматель Шон Ким признается , что самая сложная задача для него - написать пост в блог, и именно с нее он старается начинать рабочий день.

Активно советует пользоваться «лягушачьим методом» и эксперт по тайм-менеджменту Глеб Архангельский. В книге «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать» он приводит впечатления одного студента: «Я думал, у меня стада „лягушек“, зеленые ковры вокруг меня... А когда ввел „правило ежедневной лягушки“ - они все разошлись за две недели». Еще один момент: «деликатес» должен быть в меню ежедневно. Трейси утверждает, что через 21 день вы войдете во вкус или, по крайней мере, привыкнете. И сможете оценить эффективность метода.

Да и, в конце концов, как говорил Марк Твен, «если утром съесть жабу, то остаток дня пройдет с приятным ощущением, что хуже уже не будет».

Прочитано: 2 844

О таких известных методах, как «поедание лягушки» от Брайана Трейси, наслышаны многие. Но зачастую только на уровне терминов: «съесть лягушку» – «тайм-менеджмент». А вот что за «лягушки» и за чем их есть с утра, знают, увы, не все. А зря. Введение этого простого принципа в ежедневный распорядок дня позволяет успевать значительно больше дел, а главное, заряжаться позитивом на сутки вперед и методично двигаться к цели.

В чем секрет «лягушачьей диеты»?

Съесть лягушку – тайм-менеджмент в действии

Начнем с основного: почему лягушка?

Скорее всего потому, что у большинства жителей планеты – за исключаем французов и гурманов со схожими привычками – лягушки, жабы и прочие земноводные вызывают брезгливость. То есть питаться ими совсем не хочется.

В этом и суть.

Съесть Выполнить то, что тебе не хочется. То дело, которое имеет важность для настоящего и будущего, но вызывает отторжение на сознательном и бессознательном уровне.

Виды «лягушек» тайм-менеджмента

Перечень нелюбимых земноводных у каждого свой. Примерный список откладываемых и невыполняемых мероприятий может включать:

  • звонки клиентам или родным;
  • походы в школу или в административные органы;
  • обязательные платежи;
  • написание отчетов;
  • уборка дома;
  • общение с руководством;
  • совещание с подчиненными…

Продолжать можно бесконечно. Смысл в том, что:

Лягушка – это достаточно мелкое и часто несложное дело, которое мы не хотим выполнять по определенным причинам.


Метод съесть лягушку

Правило «съесть лягушку с утра» гласит: нелюбимые, раздражающие, откладываемые дела нужно делать в первую очередь.

Как найти такие дела?

Часто мы сами их прекрасно знаем. Это то, что переносится из плана в план или упорно задвигается на задворки памяти, чтобы потом «не успеть» сделать из-за рутины.


Важно! Если в наличии имеется две лягушки, то первой «съедается» самая противная из них!

Почему «лягушек» нужно есть именно утром

Секрет кроется в нашей физиологии.

Да-да, тайм-менеджмент – система управлением времени – тесно связан с природными ритмами и ресурсами человека, с психологией.

Что происходит, если мы все-таки решились «съесть лягушку с утра»?

Эмоциональный подъем.

Гордость за себя и свои достижения.

Выброс эндорфинов.

Восторг лимбической системы.

Гормоны радости – приятный бонус. Поэтому если практиковать естественные выбросы эндорфинов с утра, можно считать, что весь день пройдет на позитиве. Да что считать – так и будет!

– при регулярных выбросах эндрофинов «согласится с доводами» неокортекса о необходимости планирования, работы и достижений. И дела пойдут гораздо лучше, так как ресурсов и возможностей на физическом и интеллектуальном уровне станет больше.

Так что Брайан Трейси был исключительно прав: метод «съесть лягушку» отлично подходит для утренних ритуалов и позволяет не только оптимизировать свой день, но и стать банально счастливее.

А какое «меню» у вас? Если ли лягушки в вашем рационе? Планируете добавить?

Знакомы ли вы с таким понятием, как «тайм-менеджмент»? Если нет, срочно обзаведитесь этим полезным знакомством! Благодаря семи советам, приведенным ниже, вы научитесь эффективно управлять своим временем.

Список дел

Возьмите листок бумаги, ручку и быстренько набросайте список дел, которые ждут вашего внимания. После десятиминутного отдыха критически осмотрите свое творение. Что из вышеперечисленного мешает вам проставить галочки напротив каждого пункта?

Вычеркните лишнее

Снова просмотрите список. А вы уверены, что вам обязательно нужно прочитать все эти книги? Они как-то помогут вам? Безжалостно вычеркните ненужное. Время - ресурс исчерпаемый, поэтому его следует тратить только на полезные дела.


Правило двух минут

Все, кто мало-мальски знаком с тайм-менеджментом, слышали о правиле двух минут: все дела, которые занимают не больше пяти минут, выполняются сразу и с чистой совестью вычеркиваются из списка. Навести порядок в сумке, разложить продукты в холодильнике, смахнуть пыль с полочек - каждое из этих мелких дел заберет у вас в среднем пять минут времени. Таким образом, за полчаса вы можете успеть выполнить до десяти дел!

Съешьте «лягушку»

Нет, я ни в коем случае не призываю вас стать гурманом и испробовать знаменитый французский деликатес. «Лягушками» в тайм-менеджменте называются наименее приятные дела, которые мы постоянно откладываем в долгий ящик. Поедать таких «лягушек» лучше всего утром. Допустим, вам нужно написать отчет. Представьте, как вы его пишете, вплоть до мельчайшей циферки. А теперь титаническим усилием воли заставьте себя выполнить это дело. Получилось? Ура! Оставшуюся часть дня можно заняться чем-то более интересным.

Поделите «слона»

«Слонами» именуются самые трудные дела. Если вы и так и эдак пытаетесь подступиться к «слону», но ничего хорошего из этого не получается, попробуйте разделить его на части. Разбиение на этапы поможет вам справиться с массивным животным гораздо быстрее. Не забывайте о главном правиле: к этим маленьким частям одного большого дела необходимо возвращаться каждую свободную минуту. Например, вы решили освоить хинди. С утра выучите пару грамматических правил, в обед - 15 новых слов, а вечером попробуйте составить предложения, используя выученные слова и правила. Не успеете оглянуться, как этот неподъемный индийский «слон» падет к вашим ногам!

Сам себя не похвалишь…

Пустующие клеточки напротив запланированных дел вызывают досаду, зато зеленые галочки вмиг поднимают настроение. Выполнили дело - вычеркните его и удовлетворенно погладьте себя по головке. Вы заслужили любимое пирожное или поход в кинотеатр как минимум!

Подводите итоги

Возьмите себе за правило каждую неделю или месяц (на вкус и цвет, как говорится) подводить итоги. Так вы увидите, что несколько «лягушек» благополучно ускакали, «слоны» заметно похудели, да и многие дела выполнены полностью. Правда, приятно? Еще бы! Не забудьте похвалить себя и пополнить список новыми делами.

Следуйте этим простым правилам, и не заметите, как станете гуру в области управления временем!