Масло добываемое из растений раст рос. Правило написания корней раст ращ рос. Урок: Правописание букв а,о в корне –раст, — ращ, — рос
Одна из наиболее сложных орфограмм в русском языке - безударная чередующаяся гласная в корне. Например, слова "растения", "рост", "выращенный" и "выросли" являются однокоренными, но пишутся по-разному. От чего зависит выбор "а" или "о" в корнях "раст", "ращ" и "рос"?
Тип орфограммы
Безударные гласные в корне бывают трех типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
Столкнувшись с безударной проверяемой гласной в корне, достаточно подобрать проверочное слово, в котором эта буква окажется под ударением. Для непроверяемых такие слова не подбираются, поэтому верное написание можно только выучить. Случаи с чередованием особенно важно запомнить, поскольку попытка определить гласную с помощью однокоренных может привести к неправильному результату.
Именно к этому типу относится орфограмма в корнях "раст", "рос" и "ращ".
Правило
Верную гласную можно выбрать, исходя из вида корня: перед "ст" и "щ" пишется буква "а", а перед "с" ставится "о": прорастать, зарастание, выращивать, наращивание, заросли, проросли.
Естественно, в корнях "раст" и "рос" под ударением надо писать ту гласную, которая слышится, как, например, в слове "рост".
Исключения
В случае с корнем "ращ" правило выполняется всегда, а для корней "раст" и "рос" существуют исключения.
В нескольких словах с корнем "рост", всегда пишется "о": росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, на вырост. Все слова, образованные от данных, также пишутся через "о".
Например, "ростовщичество", образовано от "ростовщик" с помощью суффикса "еств", поэтому в корне гласная "о". Существительное "росточек" получено добавлением суффикса "ек" к "росток", следовательно, и в этом случае пишем "о".
Исключение с корнем "рас" - это слово "отрасль" и все производные от него. Например, прилагательное "межотраслевой", образованное приставочно-суффиксальным способом.
Таким образом, для верного выбора гласной в корнях "раст" и "рос" достаточно лишь запомнить простое правило и слова-исключения.
Цели и задачи:
- закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
- развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
- воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.
Оборудование:
- Ноутбук.
- Мультимедийный проектор.
- Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1 )
- Учебник “Русский язык 5 класс” Т.А. Ладыженской и др.
- Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.
Ход урока
1. Организационный момент.
Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)
2. Проверка домашнего задания.
Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.
Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.
- 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
- 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.
Затем осуществляется совместная проверка.
Устный опрос:
От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?
3. Закрепление.
1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)
(водоросли)
Какие корни встречаются в этом слове?
Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).
(В чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)
Что растет по берегам реки? (слайд 3)
(камыш, рогоз)
Обратите внимание, как пишется слово рогоз . Объясните орфограмму в слове камыш.
Составьте и запишите предложение с этим словом.
(У берега растет высокий камыш.)
Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.
2) - После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.
Что растет на берегу? (слайд 4)
(яблонька)
Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).
Учащийся читает стихотворение.
Р_сти, р_сти яблонька
Подр_стай!
Цв_ти, цв_ти яблонька
Расцв_тай!
З_лотое солнышко,
Жарче грей!
Выр_стайте яблоки
Поскорей!
Р_сла, р_сла яблонька
Подр_сла.
Цв_ла, цв_ла яблонька
Отцв_ла.
Отр_хнула яблонька
Свой наряд,
И поспели яблоки
Для ребят.
Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.
Над какими орфограммами работали?
Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.
3) - Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)
(бутылка)
А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)
Это письмо от ребят. Прочитаем его.
Сад вырос.
У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.
Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.
Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.
Где находился садик? Кто его вырастил?
Как двор выглядел сначала?
Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?
Как разрастался сад?
Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.
(вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)
Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.
Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.
Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.
(бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)
Проверим, правильно ли мы распределили слова.
5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.
4. Итог урока.
С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?
Вы хорошо сегодня поработали.
5. Домашнее задание.
Выполнить работу на карточке. (слайд 10)
Тема, рассматриваемая ещё в 5 классе школы. Однако часто можно встретить ошибочное использование корней с В чём же причина того, что вызывает затруднение написание, например, корней -зар-/-зор- или -раст-/-ращ-/-рос-? Правило, которое предлагается в курсе школьной орфографии, направлено в большей степени на заучивание информации, чем на её логическое и этимологическое объяснение. Дело усложняется, если правило содержит в себе исключения - слова без объяснений для запоминания. Ростовщик Ростислав из Ростова в пальто на вырост - это практически полный перечень слов-исключений из рассматриваемого ниже правила.
Формальное правило. Корни -раст-, -ращ-, -рос-
Правило лаконично дает понять, что орфограмма -о- используется при конечной -с- в корне, в то время как выбор орфограммы -а- отвечает за два варианта: - ст и - щ. Правильный выбор гласной в данном случае - основа для успешного освоения русского языка, поскольку вопрос затрагивает морфему первостепенной важности - корень. На него опирается слово - первый строительный элемент языка.
Почему возникает затруднение в выборе нужной орфограммы? Причина в том, что изменяемая гласная находится в безударном положении, поэтому и возникает необходимость сформулировать для корней (-раст-, -ращ-, -рос-) правило. Однако простое заучивание норм языка не всегда будет успешным, в отличие от логического объяснения, запоминающегося легче.
Исторические особенности
Дело в том, что чередование корней явилось следствием смешения двух языков: древнерусского, дописьменного языка Руси, и старославянского - языка церковных книг. К первому относятся слова с корнем с -о- (подросток, рослый, недоросль), ко второму - с -а (растение, отращивать, произрастать).
В современном языкознании наблюдается тенденция к унификации корня посредством создания общего семантического гнезда с главной орфограммой -а-. В данном случае опорой для усвоения орфограммы будет являться формальное правило. Однако существует предположение, что слова с разными орфограммами в корне являются производными от различных, хотя и однокоренных слов.
Слова с корнем -рос- наиболее близки к форме прошедшего времени глагола “расти”, например “он рос”. Если внимательно посмотреть на всё семантическое гнездо данных слов, то в глаза бросается обилие деепричастий прошедшего времени и существительных со значением уже свершившегося действия (взрослый - кто уже вырос, поросль - уже поросла).
Для корней с фонемой -а- словом-производителем будет являться глагол “расти”: возраст, растение.
Исключения
Однако не всё так просто с корнями -раст-, -ращ-, -рос-: правило затрагивает не все слова с безударной орфограммой в корне, поскольку существуют исключения. Они не очень сложны для запоминания, если разобраться в них более детально. Ростов и Ростислав относятся к категории имен собственных, которые не подчиняются общим законам для имен нарицательных.
Ещё исключения на -рост-, которые можно объяснить логически и через взаимосвязь со словом “рост”: ростовщик (тот, кто дает деньги под процент, то есть "в рост"), на вырост (то есть на будущий больший рост) и росток (молодое растение, которое только начало рост).
Стоит помнить при заучивании не только правописание -раст-, -ращ-, -рос-: правило подходит с формальной стороны. Лишь более детальное и развернутое исследование проблемы даст шанс к нахождению адекватного объяснения интересующего правила. При условии, что запоминаемый материал логически и исторически обоснован, он будет легче восприниматься и закладываться в память.
Цель: освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.
Формирование УУД:
Познавательные метапредметные умения
- Использовать орфографическое правило для решения проблем правописания.
- Воспроизводить текст, воспринимаемый под диктовку, соблюдая орфографические нормы.
- Уметь работать с толковым словарем.
- Уметь объяснять причину ошибок, исправлять их, приводить свои примеры.
Коммуникативные метапредметные умения
- Опираясь на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные метапредметные умения
- Планировать свою деятельность на уроке,осуществлять самопроверку письменных текстов.
- Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи, оценивая чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам.
- Исправлять речевые недостатки.
1 этап (Приложение 1 . Слайды 1, 2, 3, 4, 5)
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Учащимся предлагается решить два ребуса.
В результате в тетрадях учащихся и на доске записываются слова:
Заря.
Горение.
По каким правилам пишем эти слова?
Формируемые УУД
Развитие «Я - концепции»
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
2 этап (слайды 6, 7, 8)
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой а в корне. Прокомментируйте свой выбор.
- Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой о в корне. Прокомментируйте свой выбор.
Затруднение. Проблемная ситуация.
Орфографическая 5-минутка. Вставить пропущенные буквы. Обсудить в паре.
Оч…ровать красотой
Заг…дать желание
Небо в з…рницах
Подг…ревший пирог
Прил…гать усилия
Дети подр…стают
Вот только на этом этапе формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь.
Формируемые УУД
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Поиск разнообразных способов решения задач
Формулирование проблемы
3 этап (слайды 9, 10, 11)
Этап открытия новых знаний, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, возможна работа со словарем.
Поразмышляем!
Вот вам карточки с группами слов.
Понаблюдайте, когда в этих словах пишется о
, а когда а.
Сделайте вывод.
(Работа в парах)
Карточка 1
Буквы о-а в корне -лаг- -- -лож-
- Предла гать - предло жить
- Сла гаемое - сло жение
- Прила гать - прило жение
Карточка 2
Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) -- -рос-
- раст - раст ение
- -ращ - выращ енный
- -рос - зарос ли
Исключения: отрас ль, рост ок, рост овщик, Рост ов, Рост ислав, подрост ковый, на вырост.
На основании исследования закономерностей в написании слов учащиеся устно формулируют два орфографических правила, затем учитель предлагает сверить с формулировкой, данной в учебнике. В процессе работы может возникнуть необходимость в толковании слов «ростовщик», «отрасль». Как правило, пятиклассники не могут объяснить их значения. Поэтому следующим этапом работы может стать работа с толковым словарем, в результате которой учащиеся составляют предложения со словами «ростовщик», «отрасль».
Словарь подскажет
- Отрасль - отдельная область науки, производства.
- Ростовщик - тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.
Формируемые УУД
- Поиск необходимой информации для решения учебных задач с использованием учебной литературы
- Структурирование знаний
- Использование речи для регуляции своего действия
4 этап (слайды 12, 13)
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Учащимся предлагается выполнить следующее задание на карточке (работа в парах)
Вставьтепропущенныебуквы:
1) изл_гать,
2) пол_гать,
3) сл_гаемое,
4) предл_гать,
5) возл_гать,
6) изл_жение,
7) возл_жить,
8) пол_г,
9) перел_жить,
10) распол_гать,
11) сл_гать,
12) предпол_гать
13) прил_гательное,
14) р_стение,
15) прор_сти,
16) отр_сль,
17) р_стовщик,
18) р_сток,
19) подр_сли,
20) прор_сти,
21) выр_щенный,
22) дор_сти,
23) р_стительность,
24) возр_ст,
25) прир_сти.
Формируемые УУД
- Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- Структурирование знаний
- Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы
5 этап (слайд 14)
Этап включения в систему знаний и повторения
Определите «третийлишний»
- прилагать, ловить, помирить;
- усложнить, положить, изложение;
- произрастать, потрясти, излагать.
Игра «Третий лишний» позволяет учащимся не только повторить изученные правила, но и осознать необходимость различения корней с чередованием и корней с проверяемой безударной гласной. Кроме того, учащиеся вспоминают о таком важном умении для формирования орфографических навыков, как умение верно выделять морфемы.
Формируемые УУД
- Развитие «Я концепции»
- Владение диалогической формой речи.
- Писк разнообразных способов решения задач
- Структурирование знания
6 этап (слайд 15)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
На этом этапе учащимся предлагается вспомнить этапы освоения орфографических правил и применить новые знания при решении очередной орфографической задачи, представленной на слайде. На этом же этапе учитель опрашивает учеников о том, как им работалось в парах, просит рассказать о положительных моментах совместной деятельности и о том, какие затруднения испытывали учащиеся, ребята заполняют карту успеха и сдают учителю.
Формируемые УУД
- Развитие «Я - концепции»
- Самооценка личности
Домашнее задание разных уровней сложности (слайд 16) (учащиеся выбирают одно задание)
- Выполнить упражнения 98 на стр.88 и упр.100 на стр.89 из учебника А.Д.Шмелева «Русский язык. 5 класс. В двух частях» М. «Вентана-Граф» 2014
- Составить связный текст для диктовки с использованием слов на изученные правила.
- Придумать стихотворение, которое поможет запомнить слова-исключения.