Левша сокращение читать. Николай Лесков. Левша. Главные герои повести «Левша»

Рассказ «Левша» был написан Н. С. Лесковым в 1881 году. Кто такой Левша в произведении? Это талантливый тульский оружейник, который смог превзойти английских мастеров. Однако на родине его умения не были оценены по достоинству, и он умирает в больнице, позабытый всеми. Называя свое произведение рассказом, писатель, скорее всего, хотел подчеркнуть особую «сказовую» форму повествования.

Рассказ ведется от имени цехового мастера и только в заключительной главе приводятся размышления автора. Ниже вам предлагается краткое содержание «Левша» Лескова.

Краткий пересказ произведения

Персонажи

Главные герои:

  • Левша - оружейный мастер, сумевший подковать механическую блоху вместе с другими мастерами.

Описание других персонажей:

  • Платов - казачий атаман.
  • Александр Павлович - русский император, получивший в подарок от англичан заводную блоху.
  • Николай Павлович - русский император, который приказал тульским оружейникам улучшить английскую блоху.
  • Тульские мастера - оружейники, которые смогли подковать заводную блоху микроскопических размеров.
  • Английские мастера - оружейники и инженеры, пораженные умением тульских мастеров.
  • Мартын-Сокольский - врач, который пытался передать последние слова Левши русскому императору.
  • Чернышев - министр иностранных дел.

Рассказ «Левша»: краткое содержание по главам

Глава 1

В 1814 году русский император Александр I в сопровождении атамана Платова отправился в путешествие по Европе, чтобы увидеть достижения науки и искусства в других странах. Император восхищен изобретениями иностранцев, а Платов уверен, что русские мастера не уступают иностранным.

Глава 2

Император Александр I и донский казак Платов посещают Англию, где тоже смотрят на лучшие изобретения. Александра I вновь восхищают достижения иностранцев. Платов все еще уверен, что мастера из России ничем не хуже.

Глава 3

Англичане хотят впечатлить своих гостей и показывают им свое гениальное изобретение - заводную танцующую блоху, которую можно разглядеть только в микроскоп. Царь покупает блоху за миллион, а Платов ворует микроскоп, чтобы ее можно было рассмотреть. После чего Александр I и Платов возвращаются на родину.

Глава 4

В 1825 году, после смерти Александра І, его брату - Николаю І – достается шкатулка с блохой. Платов рассказывает Николаю историю, связанную с блохой. Посмотрев на блоху в микроскоп, царь отправляет Платова в Тулу. Император хочет, чтобы тульские мастера смогли превзойти английских.

Приехав в Тулу, Платов просит местных мастеров найти способ превзойти инженеров из Англии. На это он отводит мастерам две недели.

Услышав поручение Платова, трое лучших тульских оружейника покидают свои дома и уходят неизвестно куда. Среди этих оружейников был и Левша.

Глава 7

Оружейники добираются до города Мценска с целью поклониться иконе Св. Николая, который считался покровителем торговли и военного дела. После чего они возвращаются домой. Оружейники закрываются в доме и не выходят из него две недели.

Глава 8

По прошествии двух недель Платов приезжает в Тулу, чтобы забрать блоху. Он зовет трех мастеров, которые должны были выполнить работу.

Глава 9

Отправленные за мастерами курьеры пришли к дому, где закрылись оружейники. Но курьеров в дом не пускали и потому они снимают крышу с дома. Тем временем оружейники заканчивают работу и направляются к Платову.

Глава 10

Оружейники отдают механическую блоху Платову. Не заметив никаких изменений, Платов злится на них. Обиженные оружейники говорят, что их работу заметит только император. Платов сердится, бросает в свою повозку Левшу и уезжает в Петербург.

Глава 11

В Петербурге Платов говорит царю, что оружейники ничего не сделали и просто вернули блоху. Император в это не поверил и решил проверить сам.

Когда блоху заводят, выясняется что она больше не прыгает. Это привело Платова в ярость и он бьет Левшу, говоря что тот обманщик. На это мастер отвечает, что работу оружейников можно разглядеть только в очень сильный микроскоп.

Глава 13

Даже в очень сильный микроскоп царь не может разглядеть работу оружейников. Тогда Левша говорит, что следует обратить внимание на ноги блохи. После этого император, наконец, замечает, что блоха подкована. Это удивляет и радует царя.

Глава 14

Левша рассказывает императору, что на подковах можно увидеть имена самих мастеров. А имя Левши выгравировано на гвоздях, которыми подбиты подковы, хотя настолько сильных микроскопов еще не изобрели. Царь отправляет Левшу в Англию, чтобы тот показал иностранцам свою гениальную работу.

Глава 15

В Лондоне англичане восхищаются работой русских мастеров. Английские мастера даже уговаривают Левшу остаться, чтобы он мог получить образование и работать в Англии. Однако мастер отказывается поскольку любит свою родную страну, но он решает немного погостить.

Глава 16

Левше показывают заводы Англии. Ему нравится как в этой стране заботятся о рабочих и какой у них порядок. Также он замечает, что ружья у иностранцев в лучшем состоянии, чем у русских. После чего Левша отплывает обратно в Россию и на корабле знакомится с полшкипером.

Глава 17

По пути домой Левша с полшкипером много выпивают, отчего заболевают. Однажды Левша едва не падает за борт. Пьяных товарищей держат в каюте до окончания путешествия.

Глава 18

В Петербурге полшкипера отвозят в английское посольство, а Левша, ослабевший и не в состоянии даже разговаривать, попадает в квартал. Полицейские пытаются оставить его в какой-нибудь больнице, но без документов его нигде не принимают. Тогда его оставляют на полу в больнице для простонародья.

Глава 19

Полшкипер обнаруживает Левшу на больничном полу. Он находит мастеру доктора с помощью Платова, однако слишком поздно. Умирая, мастер просит доктора передать царю, что англичане «ружья кирпичом не чистят». Врач пытается донести послание мастера, но его не слушают и продолжают чистить ружья кирпичами аж до самой войны.

Глава 20

В конце произведения писатель размышляет о том, что в век технического прогресса гениальных мастеров заменили машины. Но память о талантливых людях, таких как Левша, будет жить вечно.

Заключение

Суть рассказа Лескова заключается в том, что огромное количество народных умельцев и талантливых людей не может полностью раскрыться по причине жизненных условий. Короткий пересказ произведения Лескова не передает всей силы таланта писателя. Поэтому лучше читать рассказ полностью.

Кто не знает рассказ о русском умельце, который всему миру доказал, что наши мастера самые лучшие специалисты своего дела. Рассказ «Левша» был написан Николаем Лесковым в 1881 году и включен в его сборник произведений «Праведники».

События этого произведения относятся приблизительно к 1815 году, в нем смешаны реальные и выдуманные исторические эпизоды. Хочется посоветовать прочитать не только краткое содержание рассказа Лескова «Левша», но и уделить внимание этой истории целиком. Произведение читается легко, оно захватывает интересным сюжетом о простом мастеровом из Тулы. Он не просто хорошо владеет своим делом, у него есть уникальные способности и любовь к своей профессии и родине.

Н. Лесков. «Левша». Краткое содержание рассказа: два государя

Российский государь по окончании Венского совета решает проехаться по Европе, чтобы разных чудес в чужих государствах повидать. При императоре состоит казак Платов, который чужим диковинам не удивляется. Он уверен, что в России можно найти ничуть не хуже. Но в Англии им попадается кунсткамера, в которой со всего света собраны «нимфозории». Там государь приобретает механическую блоху. Она не только очень маленького размера, она еще и «дансе» умеет танцевать. Вскоре от военных дел у императора Александра I случается меланхолия, он возвращается в Россию и умирает.

Его преемником становится император Через несколько лет после восшествия на престол он среди вещей покойного государя находит блоху и не может понять, в чем смысл данной «нимфозории». И только донской казак Платов смог объяснить, что это образец мастерства английских механиков. Николай I всегда был уверен в превосходстве своих соотечественников. Он поручает Платову отправиться с дипломатической миссией на Дон и заехать в Тулу на местные заводы. Государь не сомневался, что там можно найти мастеров, способных достойно ответить на этот вызов.

Н. Лесков. «Левша». Краткое содержание рассказа: тульские мастеровые

Платов берет блоху и отправляется на Дон через Тулу. Он показывает это изделие тульским мастерам и дает им срок две недели, чтобы они придумали и сделали что-то, что можно будет показать государю и утереть нос англичанам. За дело берутся три мастера, один из которых - Левша. Они собираются и отправляются в уездный город Мценск, чтобы поклониться находящейся там иконе святого Николая. Сделав это, мастера возвращаются домой и приступают к работе. Никто не знает, что именно они делают. Горожанам очень любопытно, что происходит за стенами мастерской, но работа ведется в огромном секрете.

Н. Лесков. «Левша». Краткое содержание рассказа: возвращение и негодование Платова

К установленному сроку Платов отправляется в обратный путь. Всю дорогу он подгоняет сопровождающих его казаков, ему не терпится увидеть работу. Приехав в Тулу, он сразу отправляется к мастерам, но те не отворяют двери, так как работу заканчивают. Только Платову не терпится, он заставляет казаков выбить дверь бревном. Но мастера непреклонны и просят еще немного подождать. Через некоторое время они выходят. Двое из них идут с пустыми руками, а третий несет все ту же «аглицкую» блоху. Возмущению Платова нет предела, он не понимает, что именно было сделано. А мастера отвечают только одно, что и так все на виду, и советуют везти блоху государю. Ничего не остается Платову, только возвращаться в Петербург, но с собой он берет Левшу, чтобы тот за всех ответил.

Н. Лесков. «Левша». Краткое содержание рассказа: Левша едет в Англию

Увидев, что тульские мастера , государь приходит в восхищение и отправляет Левшу отвезти ее в подарок англичанам. В Англии Левша демонстрирует умение русских мастеров. Там ему показывают местные заводы, рассказывают, как организована у них работа, и предлагают остаться. Только Левша тоскует по родине, он отказывается от предложения и отправляется в путь, несмотря на бурю.

Н. Лесков. «Левша». Краткое содержание рассказа: возвращение Левши в Россию

Возвращаясь домой, Левша заключает с подшкипером пари о том, кто из них перепьет другого. Они пьют всю дорогу, и доходит уже до того, что в море им мерещатся черти. В Петербурге пьяного англичанина отвозят в посольский дом, а Левшу забирают в квартал. Там у него отбирают подарки, требуют документы, а затем отправляют на открытых санях в больницу для простонародья, где принимают умирать всех людей неизвестного сословия. Перед смертью Левша думает о своем государстве, просит передать императору, что в Англии ружья кирпичом не чистят и чтобы у нас этого не делали, иначе они не годятся стрелять. Но его поручение так и остается не переданным.

Сегодня уже к делам минувших дней относится и сам Лесков, и Левша, но нельзя забывать народные легенды. Рассказ о Левше точно передает дух той эпохи, и сам автор сетует, что если бы слова мастера дошли до государя, то исход был бы совсем другой.

Николай Лесков.

Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе

Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: «так и так, и у нас дома своё не хуже есть,» - и чем-нибудь отведёт.

Англичане это знали и к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали, особенно в больших собраниях, где Платов не мог по-французски вполне говорить; но он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения. А когда англичане стали звать государя во всякие свои цейгаузы, оружейные и мыльно-пильные заводы, чтобы показать своё над нами во всех вещах преимущество и тем славиться, - Платов сказал себе:

Ну уж тут шабаш. До этих пор ещё я терпел, а дальше нельзя. Сумею я или не сумею говорить, а своих людей не выдам.

И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит:

Так и так, завтра мы с тобою едем их оружейную кунсткамеру смотреть. Там, - говорит, - такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.

Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил, а пришёл в свою квартиру, велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки , дерябнул хороший стакан, на дорожний складень богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было.

Думал: утро ночи мудрёнее.

На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собою не взял, потому что карету им подали двухсестную.

Приезжают в пребольшое здание - подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромадные бюстры, и посредине под Балдахином стоит Аболон полведерский.

Государь оглядывается на Платова: очень ли он удивлён и на что смотрит; а тот идёт глаза опустивши, как будто ничего не видит, - только из усов кольца вьёт.

Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли. Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажитацию, что для него все ничего не значит.

Государь говорит:

Как это возможно - отчего в тебе такое бесчувствие? Неужто тебе здесь ничто не удивительно?

А Платов отвечает:

Мне здесь то одно удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали.

Государь говорит:

Это безрассудок.

Платов отвечает:

Не знаю, к чему отнести, но спорить не смею и должен молчать.

А англичане, видя между государя такую перемолвку, сейчас подвели его к самому Аболону полведерскому и берут у того из одной руки Мортимерово ружьё, а из другой пистолю.

Вот, - говорят, - какая у нас производительность, - и подают ружьё.

Государь на Мортимерово ружьё посмотрел спокойно, потому что у него такие в Царском Селе есть, а они потом дают ему пистолю и говорят:

Это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства - её наш адмирал у разбойничьего атамана в Канделабрии из-за пояса выдернул.

Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может.

Взахался ужасно.

Ах, ах, ах, - говорит, - как это так… как это даже можно так тонко сделать! - И к Платову по-русски оборачивается и говорит: - Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал.

А Платов на эти слова в ту же минуту опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвёртку. Англичане говорят: «Это не отворяется», а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два - замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:

Ох-де, мы маху дали!

А государь Платову грустно говорит:

Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко. Поедем.

Сели опять в ту же двухсестную карету и поехали, и государь в этот день на бале был, а Платов ещё 6ольший стакан кислярки выдушил и спал крепким казачьим сном.

Было ему и радостно, что он англичан оконфузил, а тульского мастера на точку вида поставил, но было и досадно: зачем государь под такой случай англичан сожалел!

«Через что это государь огорчился? - думал Платов, - совсем того не понимаю», - и в таком рассуждении он два раза вставал, крестился и водку пил, пока насильно на себя крепкий сон навёл.

А англичане же в это самое время тоже не спали, потому что и им завертело. Пока государь на бале веселился, они ему такое новое удивление подстроили, что у Платова всю фантазию отняли.

На другой день, как Платов к государю с добрым утром явился, тот ему и говорит:

Пусть сейчас заложат двухсестную карету, и поедем в новые кунсткамеры смотреть.

Платов даже осмелился доложить, что не довольно ли, мол, чужеземные продукты смотреть и не лучше ли к себе в Россию собираться, но государь говорит:

Нет, я ещё желаю другие новости видеть: мне хвалили, как у них первый сорт сахар делают.

Англичане всё государю показывают: какие у них разные первые сорта, а Платов смотрел, смотрел да вдруг говорит:

А покажите-ка нам ваших заводов сахар молво?

А англичане и не знают, что это такое молво. Перешёптываются, перемигиваются, твердят друг дружке: «Молво, молво», а понять не могут, что это у нас такой сахар делается, и должны сознаться, что у них все сахара есть, а «молва» нет.

Платов говорит:

Ну, так и нечем хвастаться. Приезжайте к нам, мы вас напоим чаем с настоящим молво Бобринского завода.

А государь его за рукав дёрнул и тихо сказал:

Пожалуйста, не порть мне политики.

Тогда англичане позвали государя в самую последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории, начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи, которую глазам видеть невозможно, а угрызение её между кожей и телом.

Государь поехал.

Осмотрели керамиды и всякие чучелы и выходят вон, а Платов думает себе:

«Вот, слава богу, все благополучно: государь ничему не удивляется».

Но только пришли в самую последнюю, комнату, а тут стоят их рабочие в тужурных жилетках и в фартуках и держат поднос, на котором ничего нет.

Государь вдруг и удивился, что ему подают пустой поднос.

Что это такое значит? - спрашивает; а аглицкие мастера отвечают:

Это вашему величеству наше покорное поднесение.

Что же это?

А вот, - говорят, - изволите видеть сориночку?

Государь посмотрел и видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.

Работники говорят:

Извольте пальчик послюнить и её на ладошку взять.

Файл в формате pdf

Изд: М, "Правда", 1981, Собрание сочинений в пяти томах. Том III.

(Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: "так и так, и у нас дома свое не хуже есть,-- и чем-нибудь отведет. Англичане это знали и к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали, особенно в больших собраниях, где Платов не мог по-французски вполне говорить; но он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения. А когда англичане стали звать государя во всякие свои цейгаузы, оружейные и мыльно-пильные заводы, чтобы показать свое над нами во всех вещах преимущество и тем славиться,-- Платов сказал себе: -- Ну уж тут шабаш. До этих пор еще я терпел, а дальше нельзя. Сумею я или не сумею говорить, а своих людей не выдам. И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит: -- Так и так, завтра мы с тобою едем их оружейную кунсткамеру смотреть. Там,-- говорит,-- такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся. Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил, а пришел в свою квартиру, велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки, дерябнул хороший стакан, на дорожний складень богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было. Думал: утро ночи мудренее.

ГЛАВА ВТОРАЯ

На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собою не взял, потому что карету им подали двухсестную. Приезжают в пребольшое здание -- подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромадные бюстры, и посредине под Балдахином стоит Аболон полведерский. Государь оглядывается на Платова: очень ли он удивлен и на что смотрит; а тот идет глаза опустивши, как будто ничего не видит,-- только из усов кольца вьет. Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли. Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит. Государь говорит: -- Как это возможно -- отчего в тебе такое бесчувствие? Неужто тебе здесь ничто не удивительно? А Платов отвечает: -- Мне здесь то одно удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали. Государь говорит: -- Это безрассудок. Платов отвечает: -- Не знаю, к чему отнести, но спорить не смею и должен молчать. А англичане, видя между государя такую перемолвку, сейчас подвели его к самому Аболону полведерскому и берут у того из одной руки Мортимерово ружье, а из другой пистолю. -- Вот,-- говорят,-- какая у нас производительность,-- и подают ружье. Государь на Мортимерово ружье посмотрел спокойно, потому что у него такие в Царском Селе есть, а они потом дают ему пистолю и говорят: -- Это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства -- ее наш адмирал у разбойничьего атамана в Канделабрии из-за пояса выдернул. Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может. Взахался ужасно. -- Ах, ах, ах,-- говорит,-- как это так... как это даже можно так тонко сделать! -- И к Платову по-русски оборачивается и говорит: -- Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал. А Платов на эти слова в ту же минуту опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане говорят: "Это не отворяется", а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два -- замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: "Иван Москвин во граде Туле". Англичане удивляются и друг дружку поталкивают: -- Ох-де, мы маху дали! А государь Платову грустно говорит: -- Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко. Поедем. Сели опять в ту же двухсестную карету и поехали, и государь в этот день на бале был, а Платов еще 6ольший стакан кислярки выдушил и спал крепким казачьим сном. Было ему и радостно, что он англичан оконфузил, а тульского мастера на точку вида поставил, но было и досадно: зачем государь под такой случай англичан сожалел! "Через что это государь огорчился? -- думал Платов, -- совсем того не понимаю",-- и в таком рассуждении он два раза вставал, крестился и водку пил, пока насильно на себя крепкий сон навел. А англичане же в это самое время тоже не спали, потому что и им завертело. Пока государь на бале веселился, они ему такое новое удивление подстроили, что у Платова всю фантазию отняли.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

На другой день, как Платов к государю с добрым утром явился, тот ему и говорит: -- Пусть сейчас заложат двухсестную карету, и поедем в новые кунсткамеры смотреть. Платов даже осмелился доложить, что не довольно ли, мол, чужеземные продукты смотреть и не лучше ли к себе в Россию собираться, но государь говорит: -- Нет, я еще желаю другие новости видеть: мне хвалили, как у них первый сорт сахар делают. Поехали. Англичане всє государю показывают: какие у них разные первые сорта, а Платов смотрел, смотрел да вдруг говорит: -- А покажите-ка нам ваших заводов сахар молво? А англичане и не знают, что это такое молво. Перешептываются, перемигиваются, твердят друг дружке: "Молво, молво", а понять не могут, что это у нас такой сахар делается, и должны сознаться, что у них все сахара есть, а "молва" нет. Платов говорит: -- Ну, так и нечем хвастаться. Приезжайте к нам, мы вас напоим чаем с настоящим молво Бобринского завода. А государь его за рукав дернул и тихо сказал: -- Пожалуйста, не порть мне политики. Тогда англичане позвали государя в самую последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории, начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи, которую глазам видеть невозможно, а угрызение ее между кожей и телом. Государь поехал. Осмотрели керамиды и всякие чучелы и выходят вон, а Платов думает себе: "Вот, слава богу, все благополучно: государь ничему не удивляется". Но только пришли в самую последнюю, комнату, а тут стоят их рабочие в тужурных жилетках и в фартуках и держат поднос, на котором ничего нет. Государь вдруг и удивился, что ему подают пустой поднос. -- Что это такое значит? -- спрашивает; а аглицкие мастера отвечают: -- Это вашему величеству наше покорное поднесение. -- Что же это? -- А вот, -- говорят, -- изволите видеть сориночку? Государь посмотрел и видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка. Работники говорят: -- Извольте пальчик послюнить и ее на ладошку взять. -- На что же мне эта соринка? -- Это, -- отвечают, -- не соринка, а нимфозория. -- Живая она? -- Никак нет,-- отвечают,-- не живая, а из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами выкована, и в середине в ней завод и пружина. Извольте ключиком повернуть: она сейчас начнет дансе танцевать. Государь залюбопытствовал и спрашивает: -- А где же ключик? А англичане говорят: -- Здесь и ключ перед вашими очами. -- Отчего же,-- государь говорит,-- я его не вижу? -- Потому,-- отвечают,-- что это надо в мелкоскоп. Подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит. -- Извольте,-- говорят,-- взять ее на ладошечку -- у нее в пузичке заводная дырка, а ключ семь поворотов имеет, и тогда она пойдет дансе... Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую, и так в три верояции всю кавриль станцевала. Государь сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами,-- хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями. Англичане попросили, чтобы им серебром отпустили, потому что в бумажках они толку не знают; а потом сейчас и другую свою хитрость показали: блоху в дар подали, а футляра на нее не принесли: без футляра же ни ее, ни ключика держать нельзя, потому что затеряются и в сору их так и выбросят. А футляр на нее у них сделан из цельного бриллиантового орех а-- и ей местечко в середине выдавлено. Этого они не подали, потому что футляры, говорят, будто казенный, а у них насчет казенного строго, хоть и для государя -- нельзя жертвовать. Платов было очень рассердился, потому что, говорит: -- Для чего такое мошенничество! Дар сделали и миллион за то получили, и все еще недостаточно! Футляр,-- говорит,-- всегда при всякой вещи принадлежит. Но государь говорит: -- Оставь, пожалуйста, это не твое дело -- не порть мне политики. У них свой обычай.-- И спрашивает: -- Сколько тот орех стоит, в котором блоха местится? Англичане положили за это еще пять тысяч. Государь Александр Павлович сказал: "Выплатить", а сам опустил блошку в этот орешек, а с нею вместе и ключик, а чтобы не потерять самый орех, опустил его в свою золотую табакерку, а табакерку велел положить в свою дорожную шкатулку, которая вся выстлана преламутом и, рыбьей костью. Аглицких же мастеров государь с честью отпустил и сказал им: "Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут". Те остались этим очень довольны, а Платов ничего против слов государя произнести не мог. Только взял мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил, потому что "он сюда же,-- говорит,-- принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли". Государь, этого не знал до самого приезда в Россию, а уехали они скоро, потому что у государя от военных дел сделалась меланхолия и он захотел духовную исповедь иметь в Таганроге у попа Федота. Дорогой у них с Платовым очень мало приятного разговора было, потому они совсем разных мыслей сделались: государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве, а Платов доводил, что и наши на что взглянут -- всє могут сделать, но только им полезного ученья нет. И представлял государю, что у аглицких мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия, и каждый человек у них себе все абсолютные обстоятельства перед собою имеет, и через то в нем совсем другой смысл. Государь этого не хотел долго слушать, а Платов, видя это, не стал усиливаться. Так они и ехали молча, только Платов на каждой станции выйдет и с досады квасной стакан водки выпьет, соленым бараночком закусит, закурит свою корешковую трубку, в которую сразу целый фунт Жукова табаку входило, а потом сядет и сидит рядом с царем в карете молча. Государь в одну сторону глядит, а Платов в другое окно чубук высунет и дымит на ветер. Так они и доехали до Петербурга, а к попу Федоту государь Платова уже совсем не взял. -- Ты,-- говорит,-- к духовной беседе невоздержен и так очень много куришь, что у меня от твоего дыму в голове копоть стоит. Платов остался с обидою и лег дома на досадную укушетку, да так все и лежал да покуривал Жуков табак без перестачи.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Удивительная блоха из аглицкой вороненой стали оставалась у Александра Павловича в шкатулке под рыбьей костью, пока он скончался в Таганроге, отдав ее попу Федоту, чтобы сдал после, государыне, когда она успокоится. Императрица Елисавета Алексеевна посмотрела блохины верояции и усмехнулась, но заниматься ею не стала. -- Мое,-- говорит,-- теперь дело вдовье, и мне никакие забавы не обольстительны,-- а вернувшись в Петербург, передала эту диковину со всеми иными драгоценностями в наследство новому государю. Император Николай Павлович поначалу тоже никакого внимания на блоху не обратил, потому что при восходе его было смятение, но потом один раз стал пересматривать доставшуюся ему от брата шкатулку и достал из нее табакерку, а из табакерки бриллиантовый орех, и в нем нашел стальную блоху, которая уже давно не была заведена и потому не действовала, а лежала смирно, как коченелая. Государь посмотрел и удивился. -- Что это еще за пустяковина и к чему она тут у моего брата в таком сохранении! Придворные хотели выбросить, но государь говорит: -- Нет, это что-нибудь значит. Позвали от Аничкина моста из противной аптеки химика, который на самых мелких весах яды взвешивал, и ему показали, а тот сейчас взял блоху, положил на язык и говорит: "Чувствую хлад, как от крепкого металла". А потом зубом ее слегка помял и объявил: -- Как вам угодно, а это не настоящая блоха, а нимфозория, и она сотворена из металла, и работа эта не наша, не русская. Государь велел сейчас разузнать: откуда это и что такое означает? Бросились смотреть в дела и в списки,-- но в делах ничего не записано. Стали того, другого спрашивать,-- никто ничего не знает. Но, по счастью, донской казак Платов был еще жив и даже все еще на своей досадной укушетке лежал и трубку курил. Он как услыхал, что во дворце такое беспокойство, сейчас с укушетки поднялся, трубку бросил и явился к государю во всех орденах. Государь говорит: -- Что тебе, мужественный старик, от меня надобно? А Платов отвечает: -- Мне, ваше величество, ничего для себя не надо, так как я пью-ем что хочу и всем доволен, а я,-- говорит,-- пришел доложить насчет этой нимфозории, которую отыскали: это,-- говорит,-- так и так было, и вот как происходило при моих глазах в Англии,-- и тут при ней есть ключик, а у меня есть их же мелкоскоп, в который можно его видеть, и сим ключом через пузичко эту нимфозориюы можно завести, и она будет скакать в каком угодно пространстве и в стороны верояции делать. Завели, она и пошла прыгать, а Платов говорит: -- Это,-- говорит,-- ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или в Сестербеке,-- тогда еще Сестрорецк Сестербеком звали,-- не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались. Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил, он и ответил Платову: -- Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь, и я тебе это дело поручаю поверить. Мне эта коробочка все равно теперь при моих хлопотах не нужна, а ты возьми ее с собою и на свою досадную укушетку больше не ложись, а поезжай на тихий Дон и поведи там с моими донцами междоусобные разговоры насчет их жизни и преданности и что им нравится. А когда будешь ехать через Тулу, покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают.

ГЛАВА ПЯТАЯ

Платов взял стальную блоху, и как поехал через Тулу на Дон, показал ее тульским оружейникам и слова государевы им передал, а потом спрашивает: -- Как нам теперь быть, православные? Оружейники отвечают: -- Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется, а как нам в настоящем случае быть, того мы в одну минуту сказать не можем, потому что аглицкая нацыя тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и искусство в ней с большим смыслом. Против нее,-- говорят,-- надо взяться подумавши и с божьим благословением. А ты, если твоя милость, как и государь наш, имеешь к нам доверие, поезжай к себе на тихий Дон, а нам эту блошку оставь, как она есть, в футляре и в золотой царской табакерочке. Гуляй себе по Дону и заживляй раны, которые принял за отечество, а когда назад будешь через Тулу ехать,-- остановись и спосылай за нами: мы к той поре, бог даст, что-нибудь придумаем. Платов не совсем доволен был тем, что туляки так много времени требуют и притом не говорят ясно: что такое именно они надеются устроить. Спрашивал он их так и иначе и на все манеры с ними хитро по-донски заговаривал; но туляки ему в хитрости нимало не уступили, потому что имели они сразу же такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил, а хотели прямо свое смелое воображение исполнить, да тогда и отдать. Говорят: -- Мы еще и сами не знаем, что учиним, а только будем на бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыждении не будет. Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять, подал им табакерку с нимфозорией и говорит: -- Ну, нечего делать, пусть,-- говорит,-- будет по-вашему; я вас знаю, какие вы, ну, одначе, делать нечего,-- я вам верю, но только смотрите, бриллиант чтобы не подменить и аглицкой тонкой работы не испортьте, да недолго возитесь, потому что я шибко езжу: двух недель не пройдет, как я с тихого Дона опять в Петербург поворочу,-- тогда мне чтоб непременно было что государю показать. Оружейники его вполне успокоили: -- Тонкой работы,-- говорят,-- мы не, повредим и бриллианта не обменим, а две недели нам времени довольно, а к тому случаю, когда назад возвратишься, будет тебе что-нибудь государеву великолепию достойное представить. А что именно, этого так-таки и не сказали.

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Платов из Тулы уехал, а оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны, попрощались с товарищами и с своими домашними да, ничего никому не сказывая, взяли сумочки, положили туда что нужно съестного и скрылись из города.ы Заметили за ними только то, что они пошли не в Московскую заставу, а в противоположную, киевскую сторону, и думали, что они пошли в Киев почивающим угодникам поклониться или посоветовать там с кем-нибудь из живых святых мужей, всегда пребывающих в Киеве в изобилии. Но это было только близко к истине, а не самая истина. Ни время, ни расстояние не дозволяли тульским мастерам сходить в три недели пешком в Киев да еще потом успеть сделать посрамительную для аглицкой нации работу. Лучше бы они могли сходить помолиться в Москву, до которой всего "два девяносто верст", а святых угодников и там почивает немало. А в другую сторону, до Орла, такие же "два девяносто", да за Орел до Киева снова еще добрых пять сот верст. Этакого пути скоро не сделаешь, да и сделавши его, не скоро отдохнешь -- долго еще будут ноги остекливши и руки трястись. Иным даже думалось, что мастера набахвалили перед Платовым, а потом как пообдумались, то и струсили и теперь совсем сбежали, унеся с собою и царскую золотую табакерку, и бриллиант, и наделавшую им хлопот аглицкую стальную блоху в футляре. Однако такое предположение было тоже совершенно неосновательно и недостойно искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Туляки, люди умные и сведущие в металлическом деле, известны также как первые знатоки в религии. Их славою в этом отношении полна и родная земля, и даже святой Афон: они не только мастера петь с вавилонами, но они знают, как пишется картина "вечерний звон", а если кто из них посвятит себя большему служению и пойдет в монашество, то таковые слывут лучшими монастырскими экономами, и из них выходят самые способные сборщики. На святом Афоне знают, что туляки -- народ самый выгодный, и если бы не они, то темные уголки России, наверно, не видали бы очень многих святостей отдаленного Востока, а Афон лишился бы многих полезных приношений от русских щедрот и благочестия. Теперь "афонские туляки" обвозят святости по всей нашей родине и мастерски собирают сборы даже там, где взять нечего. Туляк полон церковного благочестия и великий практик этого дела, а потому и те три мастера, которые взялись поддержать Платова и с ним всю Россию, не делали ошибки, направясь не к Москве, а на юг. Они шли вовсе не в Киев, а к Мценску, к уездному городу Орловской губернии, в котором стоит древняя "камнесеченная" икона св. Николая; приплывшая сюда в самые древние времена на большом каменном же кресте по реке Зуше. Икона эта вида "грозного и престрашного" -- святитель Мир-Ликийских изображен на ней "в рост", весь одеян сребропозлащенной одеждой, а лицом темен и на одной руке держит храм, а в другой меч -- "военное одоление". Вот в этом "одолении" и заключался смысл вещи: св. Николай вообще покровитель торгового и военного дела, а "мценский Никола" в особенности, и ему-то туляки и пошли поклониться. Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились домой "нощию" и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете. Сошлись они все трое в один домик к , двери заперли, ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили и начали работать. День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют -- ничего неизвестно. Всем любопытно, а никто ничего не может узнать, потому что работающие ничего не сказывают и наружу не показываются. Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются, и даже чем питаются -- неизвестно. Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит,-- не выскочут ли в перепуге и не объявится ли тогда, что ими выковано, но ничто не брало этих хитрых мастеров; один раз только левша высунулся по плечи и крикнул: -- Горите себе, а нам некогда,-- и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул, и за свое дело принялися. Только сквозь малые щелочки было видно, как внутри дома огонек блестит, да слышно, что тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают. Словом, все дело велось в таком страшном секрете, что ничего нельзя было узнать, и притом продолжалось оно до самого возвращения казака Платова с тихого Дона к государю, и во все это время мастера ни с кем не видались и не разговаривали.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Платов ехал очень спешно и с церемонией: сам он сидел в коляске, а на козлах два свистовые казака с нагайками по обе стороны ямщика садились и так его и поливали без милосердия, чтобы скакал. А если какой казак задремлет, Платов его сам из коляски ногою ткнет, и еще злее понесутся. Эти меры побуждения действовали до того успешно, что нигде лошадей ни у одной станции нельзя было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали. Тогда опять казак над ямщиком обратно сдействует, и к подъезду возворотятся. Так они и в Тулу прикатили,-- тоже пролетели сначала сто скачков дальше Московской заставы, а потом казак сдействовал над ямщиком нагайкою в обратную сторону, и стали у крыльца новых коней запрягать. Платов же из коляски не вышел, а только велел свистовому как можно скорее привести к себе мастеровых, которым блоху оставил. Побежал один свистовой, чтобы шли как можно скорее и несли ему работу, которою должны были англичан посрамить, и еще мало этот свистовой отбежал, как Платов вдогонку за ним раз за разом новых шлет, чтобы как можно скорее. Всех свистовых разогнал и стал уже простых людей из любопытной публики посылать, да даже и сам от нетерпения ноги из коляски выставляет и сам от нетерпеливости бежать хочет, а зубами так и скрипит -- все ему еще нескоро показывается. Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Тульские мастера, которые удивительное дело делали, в это время как раз только свою работу оканчивали. Свистовые прибежали к ним запыхавшись, а простые люди из любопытной публики -- те и вовсе не добежали, потому что с непривычки по дороге ноги рассыпали и повалилися, а потом от страха, чтобы не глядеть на Платова, ударились домой да где попало спрятались. Свистовые же как прискочили, сейчас вскрикнули и как видят, что те не отпирают, сейчас без церемонии рванули болты у ставень, но болты были такие крепкие, что нимало не подались, дернули двери, а двери изнутри заложены на дубовый засов. Тогда свистовые взяли с улицы бревно, поддели им на пожарный манер под кровельную застреху да всю крышу с маленького домика сразу и своротили. Но крышу сняли, да и сами сейчас повалилися, потому что у мастеров в их тесной хороминке от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть. Послы закричали: -- Что же вы, такие-сякие, сволочи, делаете, да еще этакою спиралью ошибать смеете! Или в вас после этого бога нет! А те отвечают: -- Мы сейчас, последний гвоздик заколачиваем и, как забьем, тогда нашу работу вынесем. А послы говорят: -- Он нас до того часу живьем съест и на помин души не оставит. Но мастера отвечают: -- Не успеет он вас поглотить, потому вот пока вы тут говорили, у нас уже и этот последний гвоздь заколочен. Бегите и скажите, что сейчас несем. Свистовые побежали, но не с уверкою: думали, что мастера их обманут; а потому бежат, бежат да оглянутся; но мастера за ними шли и так очень скоро поспешали, что даже не вполне как следует для явления важному лицу оделись, а на ходу крючки в кафтанах застегивают. У двух у них в руках ничего не содержалось, а у третьего, у левши, в зеленом чехле царская шкатулка с аглицкой стальной блохой.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

Свистовые подбежали к Платову и говорят: -- Вот они сами здесь! Платов сейчас к мастерам: -- Готово ли? -- Все,-- отвечают, -- готово. -- Подавай сюда. Подали. А экипаж уже запряжен, и ямщик и форейтор на месте. Казаки сейчас же рядом с ямщиком уселись и нагайки над ним подняли и так замахнувши и держат. Платов сорвал зеленый чехол, открыл шкатулку, вынул из ваты золотую табакерку, а из табакерки бриллиантовый орех,-- видит: аглицкая блоха лежит там какая была, а кроме ее ничего больше нет. Платов говорит: -- Это что же такое? А где же ваша работа, которою вы хотели государя утешить? Оружейники отвечали: -- Тут и наша работа. Платов спрашивает: -- В чем же она себя заключает? А оружейники отвечают: -- Зачем это объяснять? Всє здесь в вашем виду,-- и предусматривайте. Платов плечами вздвигнул и закричал: -- Где ключ от блохи? -- А тут же,-- отвечают,-- Где блоха, тут и ключ, в одном орехе. Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил,-- никак не мог ухватить ни блохи, ни ключика от ее брюшного завода и вдруг рассердился и начал ругаться словами на казацкий манер. Кричал: -- Что вы, подлецы, ничего не сделали, да еще, пожалуй, всю вещь испортили! Я вам голову сниму! А туляки ему в ответ: -- Напрасно так нас обижаете,-- мы от вас, как от государева посла, все обиды должны стерпеть, но только за то, что вы в нас усумнились и подумали, будто мы даже государево имя обмануть сходственны,-- мы вам секрета нашей работы теперь не скажем, а извольте к государю отвезти -- он увидит, каковы мы у него люди и есть ли ему за нас постыждение. А Платов крикнул: -- Ну, так врете же вы, подлецы, я с вами так не расстануся, а один из вас со мною в Петербург поедет, и я его там допытаюся, какие есть ваши хитрости. И с этим протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шивороток босого левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги. -- Сиди,-- говорит,-- здесь до самого Петербурга вроде пубеля,-- ты мне за всех ответишь. А вы,-- говорит свистовым,-- теперь гайда! Не зевайте, чтобы послезавтра я в Петербурге у государя был. Мастера ему только осмелились сказать за товарища, что как же, мол, вы его от нас так без тугамента увозите? ему нельзя будет назад следовать! А Платов им вместо ответа показал кулак -- такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся -- и, погрозивши, говорит: "Вот вам тугамент!" А казакам говорит: -- Гайда, ребята! Казаки, ямщики и кони -- все враз заработало и умчали левшу без тугамента, а через день, как приказал Платов, так его и подкатили к государеву дворцу и даже, расскакавшись как следует, мимо колонн проехали. Платов встал, подцепил на себя ордена и пошел к государю, а косого левшу велел свистовым казакам при подъезде караулить.

1. После Венского конгресса Александр I путешествовал по Европе. Везде его пытались чем-нибудь удивить. Бывший с ним в поездке атаман Донского казачьего войска Платов на это всегда замечал, что и в России не хуже есть.

2. В Англии Александра I привели в «кунсткамеры». В числе показанных ему диковинок оказалась «пистоля» неизвестного мастера, которую английский адмирал «у разбойничьего атамана в Канделабрии из-за пояса выдернул». Платов у этого чуда оружейного вынул замок, а под ним обнаружил надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

3. На следующий день Александру I поднесли в дар миниатюрную блоху из стали, которая могла танцевать, если ее завести ключиком. Хорошо разглядеть это диво можно было только в микроскоп. Подарок удивил императора. Александр I щедро наградил англичан и купил у них футляр из «цельного бриллиантового ореха», предназначенный для хранения танцующей блошки. Платов же самовольно прихватил микроскоп.

4. Вскоре Александр I скончался, а блоха оказалась у Николая I. Сначала при дворе не могли понять, для чего она нужна. Об этом узнал Платов и приехал к новому императору с докладом. Он рассказал о случившемся в Англии и пообещал найти в Туле мастеров, которые смогут превзойти англичан. Николай I, уверенный в русских людях, дал на это добро. Император велел Платову отправиться на «тихий Дон», чтобы узнать настроения местных жителей, а по пути заехать в Тулу.

5. Тульские мастера попросили оставить им блоху и уверили, что вернут ее, когда Платов будет ехать обратно в Петербург. Они пообещали «что-нибудь государеву великолепию достойное предоставить».

6. После отъезда Платова из Тулы трое оружейников ушли из города, но никто не знал, куда они отправились. Среди них был «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны».

7. Туляки ходили в Мценск, где хранилась древняя икона св. Николая, считавшегося покровителем торгового и военного дела. Там они отслужили два молебна. Вернувшись, оружейники заперлись в доме левши и принялись за работу.

8. Возвращаясь с Дона в Петербург, Платов очень спешил. Когда он прибыл в Тулу, то от нетерпения послал к оружейникам одного за другим всех свистовых, а в придачу к ним еще и «простых людей из любопытной публики».

9. Когда послы добрались до дома левши, тульским мастерам оставалось один гвоздь забить. Пока гонцы разговаривали с оружейниками, те успели завершить работу. Они отправили послов вперед, а сами поспешили за ними, застегивая кафтаны на ходу.

10. Оружейники отдали Платову блоху, но ему не удалось понять, что они с ней сделали. Тогда атаман обвинил их в обмане. Обиженные мастера отказались рассказывать, в чем заключалась выполненная работа. Рассерженный Платов взял блоху, захватил с собой левшу, чтобы в случае чего было кому держать ответ, и покатил в Петербург.

11. Платов надеялся, что государь о блохе не вспомнит, но на прием ее принес. Николай I «был ужасно какой замечательный и памятливый», поэтому об английской диковинке спросил. Платов рассказал ему о случившемся в Туле, уверяя, что местные мастера ничего сделать не сумели. Император не поверил и попросил показать блоху.

12. Николай I позвал дочь – Александру Николаевну. У нее были тонкие пальчики, и она могла завести блоху. Оказалось, что дивное изобретение англичан больше не танцует. Разгневанный Платов побежал к подъезду, где оставил левшу, и стал его бить за то, что туляки блошку испортили. Мастер начал уверять атамана в исправности диковинки и посоветовал рассмотреть ее в самый мощный микроскоп.

13. Государь последовал совету, но ничего не заметил. Тогда позвали к нему левшу. Он сказал, что надо одну блошиную ножку под микроскоп положить. Император так и сделал. После этого Николай I обнял и поцеловал левшу. Затем государь сообщил придворным, что туляки блоху подковали.

14. Левша рассказал о работе подробнее. Если взять микроскоп получше, можно увидеть на каждой подкове имя мастера. Сам же левша делал гвоздики – их разглядеть нельзя. При этом туляки микроскопами не пользовались. Николай I велел блоху отвезти обратно англичанам с целью показать, какие в Туле умельцы живут. За границу отправили самого левшу и курьера, «который на все языки учен».

15. Как только англичане увидели поразительную работу туляков, сразу пошли к левше. Несколько дней они с ним разговаривали – просили навсегда остаться в Англии, расспрашивали о России. Левша в чужой стране жить наотрез отказался. В итоге сошлись на том, что он погостит некоторое время.

16. Изучая мастерство англичан, левша особое внимание обращал на их старые ружья. Пожив немного в Англии, запросился он домой. Левше дали денег, хорошо одели и посадили на корабль. Там ему довелось познакомиться с полшкипером, говорившим по-русски. Новые друзья заключили пари, кто кого перепьет.

17. Допились они до того, что чертей начали видеть. Несмотря на это, до Петербурга оба добрались, и спор так никто не выиграл. Англичанина повезли в посольство, «а левшу – в квартал».

18. Английского моряка быстро поставили на ноги. Левшу обобрали и отправили в «Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают», так как документов у него не было. Оклемавшийся англичанин решил отыскать русского друга.

19. Моряк быстро нашел левшу, но тот уже был при смерти. Единственное его желание – сказать пару слов императору. Англичанин побежал к графу Клейнмихелю, потом – к Платову, от него – к коменданту Скобелеву. Последний отправил к левше доктора Мартын-Сольского. Когда врач приехал, тульский мастер был совсем плох. Перед смертью он успел сказать, что англичане ружья кирпичом не чистят и нам не следует. Не дай бог начнется война, а оружие «стрелять не годится». Доктор передал слова левши графу Чернышеву, но тот его не послушал, что привело к негативным последствиям на Крымской войне.