Кто является основоположником ролевой теории личности. Ролевые теории. Особенности исследования личности в социологии. Основные подходы. Ролевая теория личности - шпаргалка по общей социологии

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Г.Мидом в книгах "Роль, Я и общество" (1934). "Исследование человека" (1936). Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, т.е. механическое повторение; 2) проигрывание, т.е. перевод от одной роли к другой; 3) групповое членство, т.е. освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы.

Вместе с тем ключевое понятие этой теории - "социальная роль" - было разработано в начале XX в. в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее - Т.Парсонса, Р.Липтона и др. Социальная роль (от франц. role) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая сданным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то повеление, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к "тюремному" эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: "Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты совершенно - здоровые в физическом и психическом отношениях...". Эксперимент планировалось провести в течение одной-двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Одну часть назначили "заключенными", другую - "тюремщиками". Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали "заключенных" и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать ото. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать "тюремщиков" от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести) предопределили поведение его участников. Они "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента. Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер. Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта. Ролевой конфликт - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию. Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход. Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества. В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола. В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей. Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж - высокой самоотдачи дома.

В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как творится, "переступать через самих себя". Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.

В настоящее время в социальной науке имеются два типа ролевых теорий: структуралистской и интеракционисткой. Структуралистская ролевая теория прочно стоит на социологических позициях. Теоретические основы социологической ролевой теории закладывались многими авторами – М. Вебером, Г. Зиммелем, Т. Парсаном и др. Все они разрабатывали проблемы связи индивидов и общества и влияния общества на индивида. Большинство этих авторов рассматривали объективные аспекты ролевых теорий и практически не касались ее субъективные сторон. Один лишь Вебер отмечал однажды, что социология должна учитывать субъективную мотивацию исполнителя роли для объяснения его поведения.

Современные интеракционистские ролевые теории опираются на социально-психологические концепции Дж. Мида, связанные с понятием "роль", введенным им в обиход социальной психологии. Мид не дал определения понятия роли при изложении своих концепций, употребляя его как весьма аморфное и неопреденное. Фактически это понятие было взято из сферы театра или обыденной жизни, где оно использовалось как метафора для обозначения ряда феноменов социального поведения, таких как проявления схожего поведения у самых различных людей в сходных обстоятельствах. Мид применял этот термин, когда он развивал идею "принятия роли другого", для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации.

Согласно Дж. Миду, "принятие роли другого", т.е. умение посмотреть на себя со стороны глазами партнера по общению, является необходимым условием для успешного осуществления любого акта взаимодействия между людьми. В качестве "принятия роли другого" у Мида фигурировали лишь детские ролевые игры, которые он считал одним из важнейших средств социализации личности. Этим, собственно, и ограничиваются его рассуждения о социальной роли личности. Позже понятия "роль" и "социальная роль" стали широко использовать и разрабатывать в западной социологии и социальной психологии. Значительный вклад в развитие ролевой теории внес социальный антрополог Р. Линтон. Он предложил так называемую статусно-ролевую концепцию. По мнению Линтона, для определения связи индивида с различными системами общества очень удобны такие термины, как "статус", и "роль". Статус, по мнению Линтона, - это то место, которое индивид занимает в данной системе. А понятие роль используется им для описания всей суммы культурных образцов поведения, связанных с определенным статусом. По мнению Линтона, таким образом, роль включает установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каждого из всех людей, имеющих определенный статус. В связи с этим что роль представляет собой внешнее поведение, она является динамическим аспектом статуса, тем, что индивид должен сделать, для того чтобы оправдать занимаемый статус. Поэтому при исследовании социальной роли можно выделить социологический и социально-психологический аспекты, которые тесно взаимосвязаны. Социологический подход к социальной роли, как правило, имеет отношение к ее безличной, содержательной и нормативной стороне, т.е. к виду и содержанию деятельности, к предлагаемому выполнению определенной социальной функции, а также к нормам поведения, предъявляемым обществом к выполнению этой социальной роли связан, прежде всего, с исследованием субъективных факторов социальной роли, т.е. с раскрытием определенных социально-психологических механизмов и закономерностей восприятия и исполнения социальных ролей. Для интеракционистов характерно придание особого значения именно социально-психологической стороне ролевой теории.

Как видно, в большинстве случаев роль индивида при ее социально-психологическом рассмотрении связывается с его положением, статусом. При этом статус зачастую рассматривается интеракционистами не как объективное положение индивида в системе определенных социальных отношений, а прежде всего как субъективная категория, т.е. "набор" или "организация ролевых ожиданий", которые подразделяются на ожидания-права и ожидания-обязанности индивида при исполнении им той или иной роли. Хотя социально-психологический анализ социальной роли и предполагает рассмотрение, прежде всего субъективных факторов ролевого поведения, однако подлинное проникновение в сущность этих факторов требует не их абсолютизации, а тесного связывания субъективных аспектов ролевого поведения с объективными общественными отношениями, так как именно последнее является в конечном итоге определяющими для формирования в общественном сознании ожиданий-требований, прав и обязанностей, способов поведения, соответствующих той или иной роли.


Условия формирования учебно-познавательной мотивации
Развитию мотивационно-познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении. Учителю необходимо уметь оптимально соотносить между собой функции, выполняемые той или иной группой методов ("живое созерцание" при наблюдении, абстрактное мы...

Тайна имени.
Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии полу­чила новый импульс развития. Теоретики данного направления считают, что определяющее влияние имени человека на его характер вызвано следующими факторами. С одной стороны, максимальная скорость роста мышечной ткани у ребенк...

Концепция ИСД Мерлина B.C.
В своих исследованиях B.C. Мерлин исходил из общей в отечественной психологии концепции деятельности . Он применял термин "стиль" для понимания взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. Индивидуальный стиль, возникая на основе природных форм реагирования, не сводится к этим формам, а вырабатыв...

То, что вы говорите, навязано вам обществом или эти мысли принадлежат только вам? Задумывались ли вы об этом? Ведь большинство людей ежедневно вынуждены выполнять социальные функции, которые приписываются к их социальному положению окружающими. Иными словами, такую личность стоит анализировать с точки зрения ролевой теории.

Ролевая теория личности в социологии

Ролью называют стиль поведения человека, выбранный под влиянием, как общественных, так и межличностных . У каждого из нас есть определенная роль и, независимо от личностных характеристик, индивидуальных особенностей, человек должен ее выполнять, соответствуя ожиданиям окружающего мира/

Следует отметить, что принято различать:

  • ведущую социальную роль, происходящую из общества;
  • роль, для реализации которой необходима социальная активность и, которая возникает во взаимодействии с группами людей.

Ролевые конфликты в ролевой теории личности

Исходя из того, что каждый человек ежедневно, скажем так, надевает различные социальные маски, порой, возможно возникновение такого понятия, как «ролевой конфликт». Так, от юноши, как его родители, так и друзья, ожидают определенного стиля поведения. Он, в свою очередь, не может удовлетворить потребности обеих сторон по причине, что функции его ролей разнятся. Такая конфликтность внутри личности в этот жизненный период способна исчезнуть спустя годы. Правда, случается такой психологический конфликт и у взрослых людей, который несет в себе более губительные последствия (преданному своей семье, мужчине-семьянину сложно ужиться с ролью строгого начальника).

Статусно-ролевая теория личности

Человек имеет не одно количество статусов. Это объясняется тем, что он состоит в различных организациях, сообществах, группах. Так, вы можете быть врачом, матерью, дочерью, зрелой личностью и пр. Если рассматривать все эти статусы как единое целое, их следует объединить под названием «статусный набор». То, что вы делаете, исходя из имеющихся статусов, какую предпринимаете манеру поведения, называется выполнением роли.

Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологические школы представлены в работах И. П. Павлова, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова и др.

В советской психологии сложилась традиция различения индивида и личности. Больше всего в направлении этого различения сделали два советских психолога – Б. Г. Ананьев и А. Н. Леонтьев. При некоторых различиях в понимании личности и при общих различиях или подходах эти авторы определяли природу и свойства индивида и проводили линию различия («демаркационную линию») в одном и том же месте. Индивид, по их мнению, есть существо природное, биологическое, обладающее как врожденными, так и прижизненно сформированными свойствами. Личность – социально сформированное качество.

Человек, по мнению А. Н. Леонтьева, как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной деятельности, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей.

Характеризуя человека как индивида, Б. Г. Ананьев писал, что имеются основания для выделения двух основных классов индивидуальных свойств:

1) возрастно-половых;

2) индивидуально-типических.

В первый класс входят:

1) возрастные свойства, которые развертываются в процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции), и половой диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим стадиям;

2) конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии-асимметрии, функционирования парных рецепторов и эффекторов). Определяя указанные свойства как первичные, а психофизические функции и органические потребности – как вторичные, названные авторы отмечают, что в темпераменте и задатках происходит высшая интеграция всех этих свойств. Определяя отличие личности от индивида, А. Н. Леонтьев писал, что личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих отношения субъекта. В качестве фундаментального отличия личности он называл специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности.

Для Б. Г. Ананьева исходным моментом структурно-динамических свойств личности является ее статус в обществе, где складывается и формируется данная личность.

А. Н. Леонтьев считает, что личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

5. Факторный анализ в изучении личности

В западных теориях личности зрительную роль играют теория З. Фрейда, аналитическая теория К. Юнга, Э. Берна. Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, охватывающих всю жизнь человека и используемых для описания его как личности, внутренних психологических свойств индивида, в первую очередь его потребностей и мотивов.

Аналитическая психология К. Юнга рассматривает поведение личности во взаимоотношении с окружающими, т. е. социальную сторону его поведения.

В теории Э. Берна господствует трансакционный анализ.

Основной проблемой психоанализа, рассматриваемого З. Фрейдом, является проблема мотивации.

В психической жизни З. Фрейд выделяет три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное. Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению (как в его моторных, так и в мыслительных формах), является бессознательное. Оно насыщено сексуальной энергией (Фрейд обозначает ее термином «либидо»).

З. Фрейд занимался проблемами неврозов, разработал психоанализ – психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способов проникновения в бессознательное. Он изучал психологические аспекты развития сексуальности, в которых выделил ряд стадий, расширяя сферу применения психоанализа.

Структура личности понимается З. Фрейдом как состоящая из «я» и «оно». Фрейд считает, что движущей силой развития психики является энергия бессознательного, психосексуального влечения.

К фрейдистской школе относится А. Адлер, который стал основателем индивидуальной психологии, где движущей силой развития психики является комплекс неполноценности, в результате преодоления которого осуществляется развитие психики. Представители неофрейдизма несколько отходят от биологизаторства Фрейда, приближаясь к антропологическому психологизму и экзистенциализму. Разрабатывая целостную концепцию развития личности, Э. Фромм например пытался выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества, по мнению Э. Фромма, имеет социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху. Страх подавляет и вытесняет в бессознательное черты, не совместимые с господствующими в обществе нормами.

Западные психологические теории, таким образом, склоняются к доминированию в процессе развития личности биологических факторов.

6. Ролевые теории личности

Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее выпукло эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.

Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств.

Роль чаще всего понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Существуют различные теории ролевого поведения личности (например, концепция символического интеракционизма связана с введением американским психологом Дж. Мидом понятия «обмен символами», которые выражаются в словесной и другой форме представлениями о партнере взаимодействия и его ожидании определенных действий со стороны субъекта.

РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или же вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – иначе говоря, ролей . Такие социальные роли вытекают из её социального статуса.

Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Г. Мидом в книгах «Роль, Я и общество» (1934) и «Исследование человека» (1936). Дж.Г. Мид считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль.

В освоении ролевых функций Джордж Герберд Мид выделил три стадии :

1) имитация, т.е. механическое (по сути бездумное) повторение: дети копируют поведение взрослых, по сути, не понимая его;

2) стадию ролевых игр, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, полицейского, военного, автогонщика и т.д., попросту воспроизводя эти роли в процессе игры. Примером такой игры может быть индивидуальная игра девочки в «Дочки-матери»: девочка вначале говорит от лица матери – то ласково, то сердито, потом – «сюсюкающим» голосом уже от лица ребенка, затем – опять от лица матери и т.д.). Иными словами, переход от одной ролевой игры к другой развивает у ребенка способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, каковой придают им другие члены общества, иными словами, - смотреть на ситуацию глазами другого человека;

3) стадию коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. К примеру, каждый игрок футбольной команды придерживается правил и идей, общих для всей команды и для всех игроков в футбол. Эти общие установки и ожидания создают для человека образ некого «другого» - т.е. некого безликого (обобщенного) человека со стороны, олицетворяющего общественное мнение. Таким образом, дети оценивают свое поведение по стандартам, установленными «другими со стороны». Следование правилам игры в тот же футбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. Кроме того, на стадии коллективных игр формируется чувство социальной идентичности (принадлежности).

Вместе с тем, ключевое понятие этой теории – «социальная роль» - было разработано в начале 20 века в работах Э. Дюргейма, М. Вебера, а позднее – Т. Парсонса, Р. Липтона и др.

Социальная роль (от фанц. role) – образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения.

Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого от нас ждут окружающие, зная наш социальный статус.

Ролевое исполнение – это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

Для того, чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к эксперименту с «искусственной тюрьмой» американского исследователя Филиппа Зимбардо .

Данный эксперимент начинался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: «Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые как в физическом, так и психическом отношениях…». Эксперимент планировалось провести в течение одной-двух недель. После того, как участники были подобраны, их разделили случайным методом «орел-решка» на две части: одну часть назначили «заключенными», а другую – «тюремщиками-надзирателями». Затем все были перевезены в тюрьму, где «тюремщики» приступили к выполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали «заключенных» и развели их по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать «тюремщиков» от излишней жестокости. На шестые сутки эксперимент пришлось вообще прекратить, поскольку участники-«заключенные» были физически травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести в соответствии с социальными ожиданиями от той или иной роли) предопределили поведение его участников. Они буквально «вошли в роль» , и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти молодые люди (по сути, студенты одного и того учебного заведения) оказались на какое-то время в разных социальных ролях. Именно «тиски» социальных ролей предопределили поведение участников данного эксперимента.

Обращаем внимание, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению.

В нормативной структуре той или иной социальные роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания, требования, связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли («справляется» либо, наоборот, «не справляется»);

4) санкции, которые могут носить как негативный, так и положительный характер.

Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует свой спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором . Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта.

Ролевой конфликт – это столкновение требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей.

Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию:

Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли самой личностью, с одной стороны, и окружающими людьми, - с другой стороны. К примеру, либеральный преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего учебного предмета студентами без жесткого давления на них, однако руководство кафедры требует использовать иной методический подход, основанный на «закручивании гаек».



Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката, согласно принципу судебной состязательности, требуется принятие всех мер к оправданию подзащитного, но одновременно от него же, как юриста и правоведа, ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

В-третьих, это конфликт между необходимостью проявлять требуемые для исполнения данной социальной роли личностные и профессиональные качества, с одной стороны, и противоположными ожиданиями, предъявляемыми авторитетными и значимыми для этого человека людьми, - с дугой стороны. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако, исследователи Штайн и Гофман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию и сочувствию. В результате спортсмены-мужчины вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте (проявляя эмоциональную холодность и твердость), с одной стороны, и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола (проявляя эмоциональную теплоту и сочувствие), - с другой стороны.

В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей. К примеру, от женщины ее непосредственный начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж – высокой самоотдачи дома.

В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов, с одной стороны, и ролевыми требованиями, - с другой стороны. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми личностными качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, иначе говоря, «переступать через самого себя».

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, нежели другие. Так, в некоторых случаях следует выбирать, что важнее: семья или работа. Для женщины нормальным считается выбор пользу первого, для мужчины – в пользу второго.

3.7. ТЕОРИЯ «ЗЕРКАЛЬНОГО Я»

Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория «зеркального Я». Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как своеобразные «зеркала» его Я.

«Я» (или образ «Я», своего рода отражение моего «Я» в зеркале ) – это центральное понятие целого ряда трактовок личности.

«Я» - это самость, т.е. интегральная целостность, «одноличие», «подлинность» индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя самого от внешнего мира и других людей.

У. Джеймс , один из основоположников теории «зеркального Я», выделял в «Я» так называемое социальное «Я», которое было тем, чем признают данного человека окружающие его люди. Человек имеет столько «социальных Я», сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых является важным для данного человека.

Эту идею развил Чарльз Кули , американский социолог и социальный психолог. Ч. Кули считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать своё Я. Остальным условием этого, по мнению Ч. Кули, является общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Не существует чувства Я без соответствующих ему чувств Мы, Он или Они. Сознательные действия индивида всегда социальны. Они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его Я, которые складываются у других людей.Другие люди – это те зеркала, в которых для индивида формируется образ самого себя .

Согласно Ч. Кули ,личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем со стороны окружающих его людей.

Собственное Я человека – это суммирование тех впечатлений , которые, как ему кажется, он производит на окружающих .

Человеческое «Я» включает в себя:

1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку;

2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»;

3) вытекающее из этого специфическое чувство «Я» типа гордости или унижения – иными словами, «самоуважение».

Всё это вместе взятое (1,2 и 3) складывается в человеческое чувство личной определенности» или – «зеркальное Я».

«Я» выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и итогом его взаимодействия с обществом. При этом общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым, понятие «Я» в сущности является продуктом воображения.

Теория «зеркального Я» была развита Дж.Г. Мидом , который ввел понятие «стадий» формирования Я. Стадии принятия роли другого, других и, наконец, «обобщенного другого» выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее социальное Я, вырабатывали навыки отношения индивида к самому себе как к социальному субъекту.