Контрольная Диалог, виды диалогов, характеристика диалогов. Виды диалогов

Данная статья дает ответ на вопрос: "Что такое диалог и монолог?". В ней представлена характеристика двух этих форм речи, определения, даются разновидности каждой из них, пунктуационные и другие особенности. Надеемся, что наша статья поможет вам максимально подробно уяснить различия между ними, узнать для себя что-то новое.

Диалог: определение

Условия возникновения диалога

Для возникновения диалога, с одной стороны, нужна исходная общая база информации, которой будут делиться участники, а с другой, необходимо, чтобы существовала минимальная разница в знаниях участников данного речевого взаимодействия. Иначе они не смогут передать друг другу информацию о соответствующем предмете речи, а значит, диалог будет непродуктивным. То есть неинформативность негативно отражается на продуктивности данной формы речи. Подобный фактор может появляться не только при низкой речевой компетентности участников беседы, но и при отсутствии у них желания начать диалог или развивать его.

Диалог, в котором присутствует лишь одна из форм этикета речи, называемых этикетными формами, обладает формальным смыслом, другими словами, он неинформативен. При этом у участников отсутствует потребность или желание получить информацию, однако сам диалог является формально общепринятым в некоторых ситуациях (например, при встрече в местах общественного пользования):

Здравствуй!

Как твои дела?

Хорошо, спасибо. А у тебя?

Все нормально, работаю потихоньку.

Ну пока, счастливо!

Непременным условием возникновения диалога, направленного на то, чтобы получить новую информацию, является потребность в общении. Этот фактор возникает в результате потенциального разрыва в обладании информацией и знаниях между его участниками.

Типы диалогов

По задачам и целям, ролям собеседников и ситуации общения выделяются следующие типы диалогов: деловая беседа, бытовой диалог и интервью.

Отличительные черты бытового диалога - возможное отклонение от темы, незапланированность, отсутствие целей и необходимости в каком-либо решении, разнообразие тем обсуждения, личностное выражение, широкое применение невербальных (несловесных) средств и приемов общения,

Деловая беседа - это общение в основном между двумя участниками разговора, носящее поэтому во многом межличностный характер. При этом применяются различные приемы и способы вербального и невербального воздействия участников друг на друга. Деловая беседа, хотя и имеет всегда определенный предмет, более личностно ориентирована (в отличие, например, от и происходит в основном между представителями одной и той же фирмы.

Интервью - общение представителя прессы с кем-то, чья личность имеет общественный интерес. Его отличительная черта - двуадресность, то есть интервьюер (тот, кто проводит интервью) при непосредственном обращении к адресату выстраивает особую драматургию беседы, рассчитывая прежде всего на особенности ее восприятия будущими читателями.

Знаки препинания при диалоге

Правописание диалогов в русском языке - совсем несложная тема. Если реплики говорящих начинаются с нового абзаца, перед каждой из них пишется тире, например:

Что такое диалог и монолог?

Это две формы речи.

А чем они отличаются друг от друга?

Количеством участников.

Если же реплики идут подбором без указания на принадлежность тому или иному лицу, каждая из них оформляется в кавычки и отделяется от следующей с помощью тире. Например: "Что такое диалог и монолог?" - "Формы речи". - "Спасибо за подсказку!".

В случае если после высказывания следуют слова автора, перед следующим из них тире опускается: "Как живете?" - спросила Мария Петровна. "Ничего, потихоньку", - ответил Игорь Олегович.

Зная эти нехитрые правила и применяя их на практике, можно всегда грамотно составить диалог.

Монолог: определение

Монолог имеет относительную протяженность во времени (он состоит из разных по объему частей, представляющих собой связанные по смыслу и структуре высказывания), а также отличается разнообразием и богатством словарного состава. Весьма различны темы монолога, которые могут спонтанно меняться во время его развития.

Виды монолога

Принято выделять два основных вида монолога.

1. Монологическая речь, которая является процессом целенаправленного, сознательного сообщения и обращения к слушателю, в основном используется в устной форме книжной речи: научная устная (пример - доклад или учебная лекция), устная публичная и судебная речь. Наибольшее развитие получил монолог в художественной речи.

2. Монолог как речь наедине с собой, то есть направленный не к непосредственному слушателю, а к себе. Такой вид речи называется "внутренним монологом". Он не рассчитан на то, чтобы вызвать ответную реакцию того или иного лица.

Монолог, примеры которого многочисленны, может являться как спонтанным, неподготовленным (чаще всего он используется в разговорной речи), так и заранее спланированным, подготовленным.

Виды монолога по целям

По цели, которую преследует высказывание, выделяют три основных вида: информационная речь, убеждающая и побуждающая.

Главная цель информационной - передача знаний. Говорящий в этом случае учитывает в первую очередь интеллектуальные и восприятия текста слушателями.

Разновидностью информационного монолога являются различные выступления, отчеты, лекции, доклады, сообщения.

Убеждающий монолог направлен в первую очередь к эмоциям и чувствам слушателя. Говорящий прежде всего учитывает восприимчивость последнего. К данной разновидности речи принадлежат: торжественные, поздравительные, напутственные.

Побуждающий монолог (примеры которого - весьма популярные в наше время политические выступления) преследует прежде всего цель побудить слушателей к разным действиям. К нему относятся: речь-протест, политическая речь, речь-призыв к действиям.

Композиционная форма монолога

Монолог человека по своей структуре представляет композиционную форму, зависящую либо от функционально-смысловой либо от жанрово-стилистической принадлежности. Разновидности жанрово-стилистического монолога выделяют следующие: ораторская речь, официально-деловой и художественный монолог по русскому языку, а также другие типы. К функционально-смысловому относят повествование, описание, рассуждение.

Монологи бывают разными по степени официальности и подготовленности. Так, например, ораторская речь - это всегда заранее запланированный и подготовленный монолог, который непременно произносится в официальной обстановке. Но в некоторой степени он представляет собой искусственную форму речи, стремящуюся всегда стать диалогом. Поэтому любой монолог имеет различные средства диалогизации. К ним относятся, например, риторические вопросы, обращения, вопросно-ответная форма речи и др. Другими словами, это все, что говорит о желании произносящего речь увеличить речевую активность своего адресата-собеседника, вызвать его реакцию.

В монологе различаются вступление (в котором определяется предмет выступления говорящим), основная часть и заключение (в котором говорящий подводит итоги своей речи).

Заключение

Таким образом, можно отметить, что монолог и диалог - это две главные формы речи, отличающиеся между собой по числу участвующих в общении субъектов. Диалог является первичной и естественной формой, как способ обмена мнениями и мыслями между его участниками, а монолог - это развернутое высказывание, при котором рассказчиком является только одно лицо. Как монологическая, так и диалогическая речь существуют и в устной, и в письменной форме, хотя в основе последней всегда лежит а диалогическая - в основе устной формы.

представляет из себя диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула («пароля») и реплики-реакции («отзыва»). Например:

Здравствуйте, Иван Степанович!(пароль)

Рад вас видеть (отзыв) - реплика-реакция.

По значению этикетные диалоги можно разделить на несколько групп.

Так, Н.Д. Арутюнова и Н.И. Формановская выделили:

диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление);

побудительные речевые акты (просьба, совет, предложения,

команды, приказ, требования);

ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие,

отказ, разрешение.

язык внешнего вида учителя

Э. д. необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте.

Например:

У вас есть часы?

Нет (у меня часов).

Да (у меня есть часы).

У вас есть часы?

Без пяти минут двенадцать.

Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба.

Э. д. социален по своей природе. Он отражает социальные роли говорящих: постоянные и переменные, симметричные и асимметричные. Для составления Э. д. актуальны и такие моменты, как:

выбор уместных языковых средств (при взаимодействии партнеров общения);

учет обстановки общения и характера взаимоотношений общающихся, а также закономерности построения диалогического

единства (имеется в виду вертикальный и горизонтальный разворот реплик диалогов).

В речи говорящих Э. д. принимает характер таких жанров, как извинение, благодарность, просьба, одобрение, похвала, совет, предложение и др.

Лит.: Арутюнова Н.Д. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1985; Арутюнова Н.Д. Некоторые типы диалогических реакций и «почему» - реплики в русском языке // ФН. - 1970. - № 3; Леонтьев А.А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1976; Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1984.

  • - , журнал Ленинградского обкома и горкома КПСС. Издаётся с 1942 , 3 номера в месяц. Адресуется агитаторам, политинформаторам, пропагандистам, партийным активистам...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - разговор между двумя или несколькими лицами...

    Начала современного Естествознания

  • - лит. жанр, оформившийся в филос. соч. Платона. В Д. взгляды автора выражаются в форме беседы к.-л. мудреца с учениками или друзьями...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - . Сформировавшиеся в др. произведениях Д. использовал в своей прозе Платон иод влиянием диалектики Сократа. Сохранилось ок. 25 подлинных Д., в которых Платон популяризировал свою систему...

    Словарь античности

  • - ДИАЛОГ. ом в широком смысле называют всякое собеседование; в частности - обмен мыслями. Драматический диалог - обмен драматическими репликами - имеет особое содержание. Слово в драме действенно...

    Словарь литературных терминов

  • - в художественном произведении - разговор двух или нескольких лиц. В более широком смысле ом называется особая форма построения литературного произведения или научного сочинения как беседы двух лиц. Рубрика:...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - - разговор двух действующих лиц в литературном произведении. Д. доминирует в драме, но имеет очень большое значение и в эпических произведениях...

    Словарь литературоведческих терминов

  • - ДИАЛО´Г - 1) разговор двух или нескольких лиц в литературно-повествовательном произведении или в поэме, например Д. цыгана и Алеко в поэме Пушкина «Цыганы»; и Марии, Мазепы, Орлика и др. в «Полтаве»...

    Поэтический словарь

  • - форма речи, разговор, в к-ром дух целого возникает и прокладывает себе дорогу сквозь различия реплик. Д. может быть формой развития поэтич. замысла...

    Энциклопедия культурологии

  • - Группа "Диалог" основана в 1969 году в виде школьного ансамбля, в который вошли Ким Брейтбург, Виктор Литвиненко, Анатолий Дейнега. Группа распадается через два года после своего существования...

    Малая энциклопедия русского рока

  • - информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующи-ми сторонами, посредством которого происходит понимание...

    Новейший философский словарь

  • - ДИАЛОГ - языковое общение между двумя или более лицами. Д. как литературный жанр и как метод философствования имеет давнюю традицию, обычно возводимую к школе Сократа...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - 1) переговоры, свободный обмен мнениями, напр. политический диалог - форма целенаправленного двустороннего духовного взаимодействия политических субъектов в процессе реализации ими своих прав и полномочий в...

    Политология. Словарь.

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - этик"...

    Русский орфографический словарь

  • - I. ЭТИКЕТНЫЙ I ая, ое. étiquette f. 1. Соответствующий, следующий правилам этикета. Этикетный поклон. БАС-1. Наконец французское этикетное общество создало менуэт и гавот для высшаго круга. 1859. Зотов Театр. восп. 88...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

"Этикетный диалог" в книгах

8. ДИАЛОГ

Из книги Непримиримость. Повесть об Иосифе Варейкисе автора Хотимский Борис Исаакович

8. ДИАЛОГ Диалог сей имел место зимним вечером в доме Юдановых на Левашовской улице занесенного снегом Киева.Женщины в этот час хлопотали на кухне и потому не присутствовали. Зато в разговоре принимал молчаливое участие великолепный кот Бузук, мудрейший из мудрейших.

ДИАЛОГ

Из книги Режиссерские уроки К. С. Станиславского автора Горчаков Николай Михайлович

ДИАЛОГ Константин Сергеевич придерживался установленного им самим плана очень точно. Первая встреча с ним была посвящена репетиции картины в доме у графа де Линьер.Пришел, как всегда, на репетицию и В. В. Лужский. В первый раз смотрела нашу работу Е. С. Телешева, которая

Диалог

Из книги Темы с вариациями (сборник) автора Каретников Николай Николаевич

Диалог Александр Васильевич Гаук. Народный артист РСФСР, профессор, главный дирижер Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. Сейчас трудно говорить о том, как подобный дирижер – он совершенно не мог удержать в памяти правильные темпы сочинений, которые ему

Диалог

Из книги Чертов мост, или Моя жизнь как пылинка Истории: (записки неунывающего) автора Симуков Алексей Дмитриевич

Диалог Когда пришло время посмотреть, что же получилось из моей затеи, я взял наугад одну из работ и стал ее читать, заинтересовавшись обширной ремаркой. Начиналась она так: «Тенистый сад психиатрической больницы». Молодец студент. Нетривиальную себе выбрал обстановку.

Диалог

Из книги Господь управит автора Александр Авдюгин

Диалог Храм-часовня. Вечер. Я наблюдаю из алтаря…Заходит молодой человек. Перекрестился. Медленно, внимательно, рассматривает каждую икону. Молча. Сосредоточенно.Долго стоит у Георгия Победоносца, а затем поворачивается к Олегу (староста наш) и спрашивает:- А почему у

ДИАЛОГ

Из книги Жизнь драмы автора Бентли Эрик

ДИАЛОГ КАК НАМ НРАВИТСЯ ГОВОРИТЬ! Вся литература слагается из слов; особенность пьес состоит в том, что они слагаются из слов, которые должны быть произнесены. Правда, вслух можно прочесть вообще любое литературное произведение, но пьесы, в отличие от прочей литературы,

ДИАЛОГ.

Из книги Учебник писателя автора Демиденко Сергей Николаевич

ДИАЛОГ. Мысль, что в повести проще всего написать диалоги, является ошибочной, не смотря на всю свою привлекательность,. В повести каждое слово, включая диалог, требует обработки, иначе диалог станет чересчур "рыхлым". Обычно, диалоги самые приятные фрагменты повести,

Диалог

Из книги Природа Фильма. Реабилитация физической реальности автора Кракауэр Зигфрид

Диалог Роль живой речи. Ее неверное применение. Что же огорчало Эйзеншгейна, предвидевшего поток «высококультурных драм» как следствие введения звука? Он, несомненно, боялся, что живая речь может стать единственным выразителем значительных мыслей фильма и таким

Диалог

Из книги Без любви жить легче автора Толстой Лев Николаевич

Диалог Эту запись своего разговора с женой в ночь с 28 на 29 июля 1898 года Толстой намеревался послать Т. А. Кузминской, поэтому запись сделана в форме письма к ней. Однако Толстой не отослал ее, и запись осталась в его бумагах. Разговор шел об отношениях С. А. Толстой с С. И.

Диалог

Из книги автора

Диалог МЭА не стоит на месте, и сегодня одна из его миссий заключается в налаживании диалога со странами-потребителями, не входящими в эту организацию, а также со странами-производителями, членами и не членами ОПЕК. Это отражает глубокую перемену в отношениях между

Диалог

Из книги Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений автора Шмитт Бернд

Диалог Если вы участвуете в диалоге, то задаете вопрос, выслушиваете ответ, снова спрашиваете и снова слушаете. Это не пассивный сбор информации вроде опроса покупателей, покидающих магазин. Опросы предполагают строго определенный набор вопросов, который обеспечивает

Диалог

Из книги Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох автора Седнев Андрей

Диалог Если в вашем выступлении нет диалога, значит, вы передаете сводку новостей, пересказываете статью или повествование – но только не рассказываете историю. Диалог – важный компонент любой истории: он возвращает в настоящее события прошлого.Например:

Часть вторая. Необходимость осознания дополнительности: Современный диалог иудаизма и христианства Современный диалог иудаизма и христианства Эта часть посвящена новым аспектам еврейско- христианских взаимоотношений, возникшим за последнее столетие; изменению

Диалог.

Диалог как форма устной речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством языка. Это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей . Если кто-то из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог. Если оба отказываются, то, естественно общение прекращается.

Речевое поведение каждого участника диалога можно разбить на такты : один такт – речь, другой – молчание. Эти такты постоянно сменяют друг друга, что позволяет считать диалог ритмическим процессом.

Английский специалист в области коммуникации П.Кокарн считает, что в телефонном диалоге молчание может быть весьма эффективным: «Если ваш клиент размышляет, вы не обязаны заполнять образовавшуюся паузу… Если ваш клиент молчит, это может означать, что он с вами не согласен или согласен не полностью. Постарайтесь интерпретировать смысл молчания. Он может быть различным:

Клиент обдумывает то, что вы сказали, и принимает во внимание ваши комментарии.

Клиент обдумывает то, что вы сказали и не соглашается с вашими комментариями.

Клиент полностью согласен с вами и считает, что отвечать нет необходимости.

Клиент соглашается с вашим предложением и намеревается действовать в соответствии с ним.

Клиент соглашается, но не собирается что-либо делать.

Клиент слишком рассержен, чтобы говорить.

Клиент не слушал и не понимает, что от него ждут ответа.

Клиент в замешательстве.

Клиент не знает, что ответить.

Если вы сделали клиенту предложение. Дайте ему время все обдумать. Если же вы будете спешить и делать другие предложения, то можете все испортить» (Кокарн П. Продажи по телефону при помощи исходящих звонков.- М.: NIPPO, 2004).

Выделяют два класса диалогов : информационный и интерпретационный.

Информационный диалог характерен для ситуаций, в которых к началу общения между партнерами имеется разрыв в знаниях. Так, если партнеры будут обмениваться общеизвестными истинами типа «Волга впадает в Каспийское море» или «Цветной телевизор позволяет получать цветное изображение», то диалог не состоится.

Интерпретационный диалог характеризуется тем, что знания партнеров примерно равны, но получают разную интерпретацию (при помощи языковых средств; новый аспект в восприятии общеизвестной информации).

Исходя из целей и задач диалога, ролей партнеров и ситуации общения выделяют следующие разновидности диалогов:

- бытовой диалог : для него характерны незапланированность, большое разнообразие обсуждаемых вопросов и быстрый переход с темы на тему; разговорный стиль речи; отсутствие целевых установок на принятие решения; большая эмоциональная экспрессивность.



- деловая беседа : это акт прямой взаимной коммуникации в официально-деловой сфере. Осуществляется при помощи слов и невербальных средств. Для этой разновидности диалога характерно распределение ролей (начальник – подчиненный, сотрудник – сотрудник), осознание ответственности и собственной значимости в решении обсуждаемой проблемы, наличие плана разговора, критическая оценка мнений, культура делового общения и вежливая форма обращения, нацеленность на принятие решения.

- переговоры : процесс целенаправленного делового общения в форме диалога. Переговоры проводятся:

По определенному поводу

При определенных обстоятельствах (несовпадение интересов)

С определенной целью (заключение договора)

По определенным вопросам.

Структура переговоров сводится к обобщенной схеме:

1) введение в проблематику

2) характеристика проблемы и предложения о ходе переговоров

3) изложение позиции

4) ведение диалога

5) решение проблемы



Монологическая речь 1. Краткие высказывания о фактах и событиях с использованием основных коммуникативных типов речи (описание / характеристика, повествование / сообщение, эмоциональные и оценочные суждения) 2. Передача содержания, основной мысли прочитанного с опорой на текст 3. Сообщение по прочитанному / услышанному тексту 4. Сообщение о своем городе / селе, своей стране и стране изучаемого языка


1. Понимание основного содержания несложных звучащих аутентичных текстов. 2. Выборочное понимание необходимой / запрашиваемой информации в несложных звучащих аутентичных текстах 3. Полное и точное понимание содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров (изучающее чтение)


1. Понимание основного содержания аутентичных текстов на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка (ознакомительное чтение). 2. Выборочное понимание нужной / интересующей информации из текста (просмотровое / поисковое Чтение).




1. Грамматическая сторона речи 1. Коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные – и порядок слов в них. Прямой и обратный порядок слов. Все типы вопросительных предложений: общий, специальный, разделительный вопросы в Präsens, Perfekt, Präteritum, Futurum 2. Безличные предложения Es ist … (Es ist heiß. Es ist Sommer.) 3. Предложения с конструкцией Es gibt … 4. Неопределенно - личные предложения с man 5. Сложносочиненные предложения с союзами und, aber, oder, denn. 6. Сложноподчиненные предложения с придаточными: дополнительными – с союзами daß, о b и др.; причины с союзами weil, da; условными – с союзом wenn; времени с союзами wenn, als, nachdem; цели – с союзом damit 7. Косвенная речь, в том числе косвенный вопрос с союзом ob 8. Предложения с конструкциями entweder … oder, bald …bald, weder …noch


9. Условные предложения. Формы Konjunktiv от глаголов haben, sein, werden, kőnnen, mőgen и сочетания wűrde + Infinitiv для выражения вежливой просьбы, желания 10. Инфинитивный оборот с um … zu, statt...zu, ohne … zu + Infinitiv 11. Управление наиболее употребительных глаголов. Использование после глаголов типа beginnen, vorhaben сочетаний типа den Wunsch haben + смысловой глагол в Infinitiv с zu 12. Глагол - связка 13. Наиболее употребительные глаголы сильного, слабого, смешанного спряжения 14. Модальные глаголы (können, wollen, sollen, dürfen, mögen, müssen) и их эквиваленты 15. Образование и употребление наиболее употребительных глаголов в Präsens, Perfekt, Präteritum, Futurum в активном залоге 16. Образование и употребление наиболее употребительных глаголов в Präsens, Perfekt, Präteritum, Futurum в пассивном залоге


17. Имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения 18. Склонение нарицательных существительных 19. Определённый, неопределённый и нулевой артикли 20. Местоимения: личные, притяжательные, вопроси - тельные, указательные, неопределённые, возвратные местоимения (sich) 21. Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения 22. Употребление местоименных наречий Wofür? – dafür, Worauf? – darauf и т. п. 23. Наречия в сравнительной и превосходной степенях 24. Числительные количественные, порядковые 25. Предлоги места, направления, времени 26. Различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (und, aber, dann, danach, trotzdem, schließlich и т. д.)


Лексическая сторона речи 1. Лексические единицы, обслуживающие ситуации в рамках тематики начальной и основной школы. 2. Наиболее распространённые устойчивые словосочетания. 3. Реплики - клише речевого этикета, характерные для культуры стран изучаемого языка. 4. Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Интернационализмы. 5. Лексическая сочетаемость. 6. Префиксы существительных и глаголов: vor-, mit- Префикс существительных и прилагательных: un- Аффиксы существительных: -chen, -in, -er, -ung, -heit, -keit, -schaft, -or, -um, -ik, - e; -ler, -ie Аффиксы прилагательных: – ig, -lich, -isch, -los, -sam, - bar