Кохановский В.П. Философия и методология науки. учебник для магистратуры

В учебнике представлен материал по общим проблемам и концепциям современной философии и методологии науки. Освещены проблемы эпистемологии науки: охарактеризована структура эмпирического и теоретического знания, а также проблемы роста и развития научного знания. Рассмотрены проблемы методологии науки и проанализированы основные методы современной науки. В результате обучения студенты будут знать современные методы научного исследования, понимать специфику методологических подходов в контексте открытия и в контексте обоснования научного знания. В издании использован широкий круг современной философской и методологической литературы. В каждой главе приведены темы рефератов, а также вопросы и задания для самоконтроля, которые помогут учащимся проверить качество усвоения изученного материала.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. В учебнике рассматриваются предмет и основные концепции современной философии науки, а также социально-философская проблематика науки, раскрывающая ее место в культуре современной цивилизации. Освещаются проблемы эпистемологии науки: охарактеризована структура эмпирического и теоретического знания, а также проблемы роста и развития научного знания. Обсуждаются проблемы методологии науки и анализируются основные методы современной науки. Рассматриваются актуальные философские проблемы социальной работы.
    Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.
    Для магистров, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям, аспирантов, преподавателей, научных работников.

    Философские проблемы науки и философия науки.
    Объект и предмет философии науки. Человек познает мир по-разному: в формах научного и обыденного сознания, философского и художественного (высшим воплощением которого является искусство) освоения мира. Существует также религиозно-мифологическое познание мира. Взаимодействие науки как особого вида познавательной деятельности с другими формами познания проявляется в процессе научных открытий, в специфике их внедрения в культуру, а также во влиянии науки на все другие формы человеческого познания.

    Философия науки ставит своей целью выявить место и роль науки на разных этапах развития общества, особенности научного познания, его структуру, проанализировать познавательные процедуры и методы, обеспечивающие порождение нового знания. Анализируя закономерности развития научного знания, философия науки учитывает также исторический характер науки, поскольку процесс ее развития - это не только накопление новых знаний, но и существенное изменение ранее сложившихся представлений о мире.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Философия и методология науки, Кузьменко Г.Н., Отюцкий Г.П., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Название: Философия и методология науки

    Учебник для высших учебных заведений

    Ростов н/Д.: «Феникс», 1999, - 576 с.

    ISBN 5-222-00502-X

    Формат: DjVu

    Размер: 4,4 Мб

    Качество: сканированные страницы

    Язык: Русский

    Первый фундаментальный учебник по дисциплине «Философия и методология науки» подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Госкомвуза РФ. Рассматривает специфику науки как системы знания, формы духовного производства и социального института; анализирует закономерности развития науки, ее структуру, уровни и методологию научного познания; выявляет сходство и различие естественных и гуманитарных наук, этапы их формирования и специфику их методов; показывает, как решаются данные проблемы современными западными философами. Учебник отличает ясность и четкость изложения материала.
    Рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей, а также всех, интересующихся проблемами истории, философии и методологии науки.

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Наука - сложное многогранное целостное явление, а процесс развития научного познания - в силу его сложной и многослойной структуры - не однонаправленный монотонный, «одноплоскостной» процесс. Это всегда, в любую эпоху процесс нелинейный, характеризующийся разнонаправленностью изменения форм научного знания, в котором постоянно возникают новые точки роста, нововведения и центры изменения, многообразные возможности и ситуации выбора. Поэтому не только возможны, но и необходимы разные модели и образы развития науки.
    Научное познание развивается в контексте исторического развития общества, А это значит, чтобы понять его природу, особенности и историческую динамику, необходимо рассматривать научное познание как социально-культурный процесс. Надо понять, как осуществляется и развивается социальная жизнь людей, как она определяет на разных этапах своей истории состояние и особенности научной деятельности.
    Наука является достаточно неоднородным образованием: наука переднего края и нормальная наука, наука Нового времени и современная, наука профессиональная и любительская, наука Запада и восточная наука, государственная и «народная» наука и т. п. Наука - это та сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, в которую науки - по мере своего развития - проникают все более глубоко и широко. Вместе с тем наука ориентируется и на человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления,
    Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания и о методах, принципах и приемах научной деятельности. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск.
    Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия и методология науки, исследующая общие закономерности научно-познавательной деятельности, структуру и динамику научногоизнания, его уровни и формы, его социокультурную детерминацию, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития знания.
    Философия науки сложилась к середине XX в, и как философское направление, исследующее общие характеристики научной деятельности в целом, и как раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских течений, поскольку они так или иначе обращаются к феномену науки.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Глава 1. НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
    § 1. Знание, познание и его формы
    § 2. Возникновение науки. Наука и практика
    § 3. Научное знание как система, его особенности и структура
    § 4. Классификация наук и проблема периодизации истории науки
    § 5. Наука как форма духовного производства и социальный институт
    § 6. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм

    Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ ОБРАЗЫ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОВ
    § 1. Идея создания «новой науки» (Ф. Бэкон, Р. Декарт)
    § 2. Как возможно научное знание? (И. Кант)
    § 3. Философия как «наука наук» (Г. Гегель)
    § 4. Наука - «сама себе философия» (О. Конт)
    § 5. Наука как «всеобщий духовный продукт общественного развития» (К. Маркс)

    Глава 3. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
    § 1. Преемственность в развитии научных знаний
    § 2. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки
    § 3. Дифференциация и интеграция наук
    § 4. Взаимодействие наук и их методов
    § 5. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
    § 6. Теоретизация и диалектизация науки
    § 7. Ускоренное развитие науки
    § 8. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма
    § 9. Все более полное приближение к абсолютной истине, преодоление заблуждений

    Глава 4. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
    § 1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование
    § 2. Особенности эмпирического исследования
    § 3. Специфика теоретического познания и его формы
    § 4. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой ее элемент
    § 5. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблема материализации научной теории

    Глава 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
    § 1. Метод и методология
    § 2. Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного
    § 3. Классификация методов

    Глава 6. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ
    § 1. Основные модели соотношения философии и частных наук
    § 2. Функции философии в научном познании

    Глава 7. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    § 1. Диалектика как система элементов, и их регулятивный характер
    § 2. Роль принципов диалектики как регулятивов научного поиска
    § 3. Границы, сфера действия диалектического метода
    § 4. Метафизика и ее значение для научного познания

    Глава 8. ОБЩЕЧАСТНОНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТОДОВ
    § 1. Научные методы эмпирического исследования
    § 2. Научные методы теоретического исследования
    § 3. Общелогические методы и приемы познания
    § 4. Частнонаучная методология
    § 5. Взаимодействие методов

    Глава 9. ПАРАДИГМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ
    § 1. Натурфилософия и естествознание
    § 2. Классическое естествознание и его методология
    § 3. Революция в естествознании конца XIX-начала XX в. и становление идей и методов неклассической науки
    § 4. Концептуально-методологические сдвиги в естествознании конца XX в.

    Глава 10. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
    § 1. Понятие социального познания
    § 2. Формирование социально-гуманитарной методологии в философии истории
    § 3. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Вивдельбанд, Г. Риккерт)
    § 4. Методология социальных наук М. Вебера
    § 5. Логика социальных наук К. Поппера
    § 6. Философская герменевтика Г. Гадамера
    § 7. Структурный метод в гуманитарных науках (М. Фуко)
    § 8. Особенности социального познания и его методов (общая характеристика)
    § 9. О новой парадигме социальной методологии

    Глава 11. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ В ПОСТПОЗИТИВИЗМЕ
    § 1. Концепция науки и развития научного знания К. Поппера
    § 2. Концепция смены парадигм и «методологические директивы» Т. Куна
    § 3. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса
    § 4. Реконструкция истории науки П. Фейерабендом и его теоретико-методологический плюрализм

    Количество учебных заведений,
    которые уже выбрали это издание:
    91

    • Адыгейский государственный университет (г. Майкоп).
    • Академия русского балета им. А.Я.Вагановой (г. Санкт-Петербург)
    • Академия труда и социальных отношений (г. Москва)
    • Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова (г. Барнаул).
    • Башкирский институт физической культуры - филиал Уральского государственного университета физической культуры (г. Уфа)
    • Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород).
    • Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова (г. Улан-Удэ).
    • Бурятский государственный университет (г. Улан-Удэ).
    • Владимирский филиал РАНХиГС (г. Владимир)
    • Военный университет Министерства Обороны РФ (г. Москва)
    • Волго-Вятский институт (филиал) МГЮА им. О.Е.Кутафина (г. Киров).
    • Волгоградский государственный университет (г. Волгоград).
    • Волжский государственный университет водного транспорта (г.Нижний Новгород).
    • Воронежский государственный технический университет (г.Воронеж)
    • Восточно-Сибирский государственный институт культуры (г. Улан-Удэ).
    • Горский государственный аграрный университет (г. Владикавказ)
    • Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова (г. Москва).
    • Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) КФУ им. В.И. Вернадского (г.Ялта)
    • Гуманитарно-социальный институт (г. Люберцы)
    • Дагестанский государственный университет (г. Махачкала).
    • Дальневосточная государственная академия физической культуры (г. Хабаровск).
    • Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (г. Владивосток).
    • Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина (г. Елец).
    • Ивановский государственный химико-технологический университет (г. Иваново).
    • Институт современного искусства (г. Москва)
    • Институт управления (г. Архангельск)
    • ИП Сексенова Назира Кшбаевна
    • Иркутский государственный университет (г. Иркутск).
    • Иркутский национальный исследовательский технический университет (г. Иркутск).
    • Казанский национальный исследовательский технологический университет (г. Казань)
    • Камчатский государственный технический университет (г. Петропавловск-Камчатский).
    • Костромская государственная сельскохозяйственная академия (п. Караваево).
    • Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (г. Симферополь).
    • Кубанский государственный университет (г. Краснодар)
    • Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева (г. Кемерово).
    • МГУ им. М.В. Ломоносова (г.Москва). Экономический факультет.
    • Московская академия Следственного комитета РФ (г. Москва).
    • Московский городской педагогический университет (г. Москва).
    • Московский государственный институт культуры (г. Химки).
    • Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (г. Москва).
    • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (г. Москва).
    • Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (г. Москва).
    • Московский педагогический государственный университет (г. Москва)
    • Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск)
    • Национальный исследовательский Томский политехнический университет (г.Томск)
    • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва)
    • Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» (г. Москва)
    • Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (г.Нижний Новгород).
    • Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород).
    • Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород).
    • Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств (г. Новосибирск).
    • Омский государственный медицинский университет (г. Омск).
    • Омский государственный университет путей сообщения (г. Омск).
    • Оренбургский государственный аграрный университет (г. Оренбург).
    • Пензенский государственный университет (г. Пенза).
    • Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (г. Пенза).
    • Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (г. Москва).
    • Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (г. Пермь).
    • Приморская государственная сельскохозяйственная академия (г. Уссурийск).
    • Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург).
    • Российский университет кооперации (г.Мытищи)
    • Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г.Москва).
    • Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева (г. Рязань).
    • Самарский государственный технический университет (г. Самара).
    • Самарский государственный университет путей сообщения (г. Самара).
    • СамГТУ (г.Самара). Академия строительства и архитектуры
    • Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (г. Санкт-Петербург).
    • Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) (г. Санкт-Петербург)
    • Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург).
    • Северо-Восточный государственный университет (г. Магадан).
    • Северо-Западный институт (филиал) МГЮА им. Кутафина (г. Вологда).
    • Северодвинский филиал САФУ им. М.В. Ломоносова (г. Северодвинск).
    • Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (г. Омск).
    • Сибирский государственный технологический университет (г. Красноярск)
    • Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (г.Орел).
    • Сургутский государственный педагогический университет (г. Сургут).
    • Тверской государственный технический университет (г. Тверь).
    • Тюменский индустриальный университет (г.Тюмень)
    • Удмуртский государственный университет (г. Ижевск).
    • Ульяновский государственный технический университет (г. Ульяновск).
    • Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург)
    • Уральский финансово-юридический институт (г.Екатеринбург)
    • Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова (г.Москва)
    • Филиал МАГУ (г. Апатиты).
    • Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета (г. Октябрьский)
    • Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета (г. Стерлитамак)
    • Челябинский государственный университет (г. Челябинск).
    • Югорский государственный университет (г. Ханты-Мансийск).
    • Южно-Уральский государственный национальный исследовательский университет (г. Челябинск).
    • Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета (г. Юрга)
    • Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова (г. Ярославль).

    Основная часть публикации представляет собой лекцию В.Н. Ильина по логике и методологии наук. Ей предшествует вступительная статья, посвященная взглядам В.Н. Ильина на философию науки. Автор статьи показывает общий подход В.Н. Ильина к логике, связь между системой морфологии, логикой и онтологией. Кроме того, автор рассматривает работы В.Н. Ильина по проблемам научного мировоззрения. В.Н. Ильин доказывал, что логика и психология взаимосвязаны, они являются основой для научного миросозерцания. Он рассматривал понятие логики в контексте морфологии, для него центральными образами логики являлись «мысль» и «логос». По мнению Ильина, именно «логос» есть основание логики как науки о правильном мышлении. Логика есть наука («знание о знании»), через логику философия влияет на духовную жизнь человека. Логика составляет основу большинства наук. Кроме того, история философии показывает, что логика давала импульс развитию человеческой мысли в разные эпохи. Ильин утверждал, что необходима новая история логики, что должна быть написана книга о значении логического знания в истории мировой культуры. Ильин предлагал реформу традиционной логики: логика будет преобразована во всеобъемлющее знание («панлогику»), взаимодействие логики и морфологии объединит «науки о природе» и «науки о духе». Необходимость такой реформы логики Ильин связал с изменением научной картины мира в ХХ в., с революционными открытиями в физике (теории Н. Бора, А. Эйнштейна и других ученых).

    Список литературы

    1. Троицкий М.М. Немецкая психология в текущем столетии. Историко-критическое исследование с предварительным очерком успехов психологии в Англии со времен Бэкона и Локка. - М., 1867.

    2. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. - Пг., 1922. Т 1-2; 2-е изд. Прага, 1924.

    3. Уэвелл У. История индуктивных наук от древнейшего и до настоящего времени. В 3 т - СПб., 1867-1869.

    4. Пирсон К. Грамматика науки. - СПб., 1911.

    5. Raymundus Lullius. Ars magna.

    6. Leibniz. De arte combinatoria. 1666.

    7. Frege F.L.G. Begriffsschrift, eine der arithmetischen nachgebildete Formelsprache des reinen Denkens. 1879).

    8. Кутюра Л. Философские принципы математики. - СПб., 1913.

    9. Флоренский П.A. Мнимости в геометрии. 1922.

    10. Флоренский П.A. О символах бесконечности (Очерк идей Г. Кантора). 1904.

    11. Эвклид. Начала / с пояснительным введением и толкованиями М.Е. Ващенко-Захарченко. - Киев, 1880.

    12. Ильин В.Н. История средневековой философии в связи общей историей культуры, науки и богословия.


    Для цитирования:

    Ермишин О.Т. В.Н. Ильин о методологии и философии науки. Философские науки . 2017;(2):98-112.

    For citation:

    Ermishin O. V.N. Ilyin on Methodology and Philosophy of Science. Russian Journal of Philosophical Sciences . 2017;(2):98-112. (In Russ.)

    ISSN 0235-1188 (Print)
    ISSN 2618-8961 (Online)