Княжество литовское и русское. Великое княжество литовское и русские земли. Литовцы на памятнике «тысячелетию россии»

Национальное государство - это государство, образованное этносом (нацией) на базе этнической территории и воплощающее политическую независимость и самостоятельность народа . Теоретической и идеологической основой такого государства стал принцип национальности, под флагом которого экономически и политически окрепшая буржуазия боролась с отжившим феодализмом. Стремление к созданию национального государства в значительной мере объясняется тем, что сохранение социально-экономической (или в конечном счете этнической) целостности нации возможно лишь при условии нахождения ее в рамках одного государства. Образование национального государства более всего удовлетворяет этим требованиям общественного развития и поэтому является тенденцией всякого национального движения.

Национальные государства обычно складывались в условиях, когда формирование наций и образование государства происходило одновременно, в связи с чем политические границы чаще всего совпадали с этническими . Таким образом возникли государства Западной Европы, Латинской Америки. Это было типичным, нормальным для капиталистического периода развития. Так как в странах Западной Европы, где впервые в истории началось формирование наций, этот процесс совпал с возникновением и централизацией государств, сложившихся на территориях с преимущественно этнически однородным населением, сам термин «нация» приобрел здесь политический смысл - принадлежность людей к одному, «национальному», государству. Принцип «одна нация - одно государство» начал пропагандироваться в Европе еще во времена Французской революции . В Европе долгое время существовала точка зрения, что национальное государство является оптимальной моделью организации общества. Национальные государства
сложились здесь в форме монархии, парламентских и президентских республик.

После Первой мировой войны по инициативе президента США Вудро Вильсона принцип «одна нация - одно государство» применяется в Центральной и Восточной Европе . Границы новых стран нарезаются по национальному признаку. Это помогло снять многие прежние противоречия, но породило новые. Фундаментальная трудность успешного применения такого подхода проявляется в том, что даже при попытке объективного определения разграничительных линий между нациями сделать это последовательно невозможно. Почти не существует этнически гомогенных массивов, которые бы не смешивались на значительной части своих пограничных или глубинных территорий и иными национальными границами, которые, оказавшись заключенными в границы иного национального государства, не превращались бы в национальные меньшинства. Так, раздел Османской империи и распад империи Габсбургов в Европе прошли под знаком создания небольших государств, процесс дробления на которые получил название «балканизации», причем с отрицательным смыслом.

Государства Европы и других континентов в тех границах, которые мы знаем, формировались на протяжении нескольких веков. Большинство из них стали мононациональными. В связи с этим сам термин «нация» приобрел политический смысл - принадлежность людей к одному «национальному» государству. В данном случае термин «нация» используется в этатистском значении и относится к государствам, возникшим по принципу «одна нация - одно государство». Следовательно, понятие «нация - государство» справедливо лишь для мононациональных государств.

Национальное государство создает необходимые условия для экономического, социального, культурного прогресса народа, для сохранения национального языка, традиций, обычаев и т. п . Поэтому создание своей государственности является желанной целью каждого этноса. Однако реализовать эту цель все этносы не могут. Для этого необходимы, по меньшей мере, два условия: компактность проживания и немалочисленность.

В связи с этим не раз в научной литературе обсуждался вопрос о том, является ли государственность обязательным, необходимым признаком нации. Большинство исследователей считают, что нет. На практике же при отнесении той или иной этнической общности к нации нередко особое значение придается наличию у нее своего государства. Это в значительной мере объясняется тем, что сохранение социально-экономической (и в конечном счете этнической) целостности нации возможно лишь при условии нахождения ее в рамках одного государства. Однако «свое» государство является далеко не обязательным признаком нации. Истории известно немало примеров наличия в составе одного государства нескольких наций. В состав Австро-Венгерской, Османской, Российской империй входили различные нации, не имеющие своей государственности. Известно также, что польская нация надолго была лишена своей государственности, однако не перестала быть нацией.

В современных условиях понятие «национальное государство» используется в двух значениях . Во-первых, для обозначения государств с абсолютным большинством этнически однородного состава населения. К таким национальным государствам относятся Япония, Италия, ФРГ, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия, Греция, Польша, Венгрия, Франция, большинство арабских и латиноамериканских стран, где представители титульной нации составляют 90 и более процентов населения этих государств. Во-вторых, понятие национальное государство употребляется и в отношении тех государств, где кроме титульной нации, проживают значительные группы других этнических образований. Однако исторически на данной территории образовалось государство, носящее наименование самого крупного этноса, расселенного на этой территории. В числе таких государств - Румыния, Швеция, Финляндия, Сирия, Ирак, Чехия, Словакия, Болгария, Македония и др. В связи с ростом межгосударственных миграций и полиэтничности населения число таких национальных государств будет постепенно увеличиваться.

Необходимо отметить, что, хотя в Российской Федерации государствообразующая нация - русские - составляет 82% состава населения, она не относится к категории национальных государств, а является многонациональным государством . Это связано с тем, что на территории России, кроме русских, проживают десятки коренных народов, многие из которых здесь же сформировались в нации и имеют свою национальную государственность, находясь в составе Российской Федерации. Поэтому Россия является этнической территорией многих нерусских народов, составляющих вместе с русскими многонациональный народ.

После Октябрьской революции большинство народов, живущих на территории Российской империи, создали различные формы национально-государственных образований и национальные государства. Причем избранные этносами формы национальной государственности не оставались неизменными: они совершенствовались, развивались. Большинство народов перешло от первоначальной низшей формы к более высокой форме национальной государственности. Например, киргизский этнос за короткий период прошел путь от автономной области к союзной республике в составе СССР.

По Конституции 1977 г. в СССР было 53 национальных государства и национально-государственных образования: 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. в составе Российской Федерации находится 21 республика (национальное государство), некоторые из них являются двунациональными, например, Кабардино-Балкария, и даже многонациональными (Дагестан); одна автономная область и 10 автономных округов. Фактически все республики и национально-государственные образования являются полиэтничными. Поэтому республики в составе РФ являются государственностью не только «титульной» нации, а всего полиэтничного народа данной республики, граждан всех национальностей, живущик на их территории.

В этот день:

Дни смерти 1979 Умер - советский археолог, специалист по археологии Молдавии, основные труды посвящены славянскому заселению территории Молдавии. 1996 Умер Яков Иванович Сунчугашев - специалист по истории древнего горнорудного дела и металлообработки, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Хакасия.

Человек во все времена был существом стадным. Вопреки распространенному мнению о том, что каждый из нас может существовать совершенно обособленно от себе подобных. Конечно, наличие сознания у человека влияет на его способ жизни и умение добывать какие-либо блага. Однако социальная составляющая заставляет каждого из нас реализовать свою деятельность исключительно в среде подобных существ. Иными словами, «стадность» заложена у людей на подсознательном уровне. Данный фактор влияет не только на повседневную жизнь, но и на многие глобальные процессы. Например, желание и тяга объединения в группы в древние времена обусловила создание государств. Потому что эти структуры представляют собой огромные по своим размерам социальные формации.

Следует отметить, государства не являются в подавляющем количестве однородными. Все они наделены теми или иными особенностями. Наиболее интересными и необычными на сегодняшний день являются страны национального характера. Как показывает практика, национальных государств в чистом виде в XXI веке практически не осталось, однако в небольшом количестве они существуют. Поэтому в статье мы попытаемся разобраться, что собой представляют эти структуры и какими характерными особенностями они обладают.

Страна - понятие

Прежде чем рассмотреть факт того, что собой представляют национальные государства, необходимо разобраться с классическим видом данного термина. Следует заметить, что долгое время ученые не могли прийти к единому мнению о создании понятия представленной категории. Однако по истечении определённого количества времени удалось создать наиболее классическую теоретико-правовую модель государства. Согласно ей, любая держава - это организация независимая и самостоятельная, которая наделена суверенитетом, а также имеет разработанные механизмы принуждения и управления. Помимо того, государство устанавливает на определенной территории режим порядка. Таким образом, то, что мы привыкли называть своей страной, является сложным социально-политическим механизмом, который не только регламентирует, но еще и координирует деятельность своего общества.

Основные признаки государственной структуры

Любое правовое явление имеет характерные признаки. По ним можно определить его сущность, а также понять принципы действия. Государство в данном случае не является исключением из правил. Оно также имеет целую систему характерных признаков. К их числу можно отнести следующие:

Наличие основного руководящего документа, например, конституции.

Управленческий и координационный характер власти.

Наличие собственности, населения и своей обособленной территории.

Наличие организационных и правоохранительных структур.

Существование собственного языка.

Наличие государственной символики.

Вдобавок к этим характерным признакам, можно также отнести некоторые экономические, социальные и политические факторы.

Национальное государство

Как уже указывалось автором ранее в статье, державы по своей структуре и характеристикам не являются идентичными. То есть существуют структуры, которые существенно выделяются среди себе подобных. Таковыми на сегодняшний день являются национальные государства. Подобные структуры представляют собой конституционно-правовой вид классической державы. Термин «национальные» применяется для того, чтобы подчеркнуть факт выражения своей воли на конкретной территории определенной нацией. Иными словами, в подобных государствах на первый план ставится этнический вопрос. То есть выражается воля не всех граждан, а именно отдельной, совершенно однородной нации, которая объединяется посредством общего языка, культуры и происхождения.

Признаки национальных стран

Любое современное национальное государство, как и иные формы подобных социальных объединений, имеет свои характерные признаки. В данном случае следует отметить, что помимо общих особенностей державы, национальные страны обладают рядом собственных. К ним можно отнести следующие, а именно:

Средством всех официальных коммуникаций в любой их форме является ;

Существует отдельная система национальных символов, которые принимаются и закрепляются в официальных документах;

Национальные государства - это страны, в которых царит монополия на процесс налогообложения;

В законодательстве таких стран нет каких-либо исключений для отдельных социальных групп или же меньшинств;

Существует устойчивая национальная валюта;

Вольный доступ к трудовому рынку, а также наличие гарантий для всех без исключения граждан;

Неделимая и единая абсолютно для всех система ;

Жесткая пропаганда патриотических идеалов;

Во внешней политике превалирует национальный интерес;

Таким образом, национальные государства - это достаточно специфические и сложные структуры, которые имеют ряд характерных признаков. При этом на сегодняшний день очень мало подобных держав в чистом виде. Число национальных государств составляет менее 10% от всей совокупности существующих стран.

Исторические предпосылки к появлению национальных держав

Образование национальных государств не происходило хаотично. Появление таких структур имело достаточно упорядоченный по своей сути характер. То есть непосредственное образование национальных государств произошло не сразу. Если посмотреть на историю, то этому явлению предшествовала череда определенных событий. Например, государства в классическом виде стали появляться лишь после Вестфальского мира, заключенного в 1648 году. Он ознаменовал конец Реформации и Тридцатилетней войны. Помимо того, данное соглашение привнесло в мир принципы верховенства права, независимости и суверенитета государств. Таким образом, в международных отношениях стали принимать участия уже новые, в большей части политико-правовые, а не феодальные структуры. Также большое влияние на образование национальных государств оказал развал папского владычества в Европе. Священная Римская империя фактически разваливается, а на политическую арену начинает выходить новое сословие - буржуазия. В XIX веке происходит развитие националистических идей, которые, по сути, обусловили формирование национальных государств.

Национализм и дальнейший процесс образования этнических держав

По своей сути, национализм - это идеология, а также специфическое направление в политике. Её приверженцы считают нацию самым высшим уровнем социального единства в той или иной стране. Помимо того, именно нация является ключевым фактором в процессе создания державы. Но это понятие является сугубо теоретическим. Политическая составляющая вопроса показывает стремление отстоять интересы определенного этноса. Националистическая идея начала активно развиваться в XX веке. В некоторых случаях политики злоупотребляли взглядами подобного характера для захвата власти. Отличным примером тому является Фашистская Италия и Нацистская Германия. Однако национализм в подобной форме достаточно негативно воспринимается что было доказано итогами Второй мировой войны. Но это не значит, что на сегодняшний день, национальные государства не существуют вовсе.

Такие державы есть и довольно эффективно функционируют. Как показывает практика, в подобных странах регулирование общественных отношений происходит более централизованно и практичнее. Ведь когда население однородно, то его удобнее контролировать. Система национальных государств сформирована практически по всему миру. В большей части случаев они функционируют на основе религиозных норм и т. п.

Современные национальные страны

Роль национальных государств в современном мире не столь велика, как это было, например, в середине XX столетия. В большей части случаев многие особенно на территории Европы, объединяют в своем составе множество людей, принадлежащих к тем или иным Таким образом, классические формы однородных государств встречаются крайне редко. Однако они все же существуют. Национальными государствами в большей части являются мусульманские и африканские страны. Это обусловлено целым рядом определенных факторов. Во-первых, в таких государствах основным регулятором общества является традиционно-религиозное учение.

Причем на территории Африки существуют места, где все еще царят первобытные нормы, которые, в свою очередь, регулируют важные политические и национальные вопросы отдельных государств данного континента. Конечно, с точки зрения сохранения культуры, традиционные и религиозные страны являются отличным инструментом для организации этого процесса. Но, как правило, политическая жизнь в них является крайне скудной. Подобные социальные формирования находятся на стадии глубокого консерватизма, а также достаточно скованны в большем количестве политических вопросов. Это основная проблема национального государства представленной направленности. Однако националистический вопрос в традиционных и религиозных державах имеет первостепенно значение, что обусловлено обособленностью и отдаленностью от западного и европейского мира. Это позволяет сохранить экономическую стабильность, относительно неизменный уровень социальной жизни, а также обеспечивает недопустимость попадания в деятельность страны иностранного «элемента».

Если посмотреть на Европейские государства, то в силу своей многонациональности, они очень часто попадают в кризисные ситуации. Поэтому концепция повсеместного принятия мигрантов не всегда позитивно сказывается на политической стабильности этих стран.

Общество и национальное государство

Большое количество ученых, изучающих проблематику этнических держав, очень часто задумываются над ролью общества в них. Следует отметить, что последняя категория, является ключевой в процессе становления и развития представленных в статье стран. Ведь именно на основе однородности общества государство можно причислить к разряду национальных. Таким образом, население - это ключевая характеристика этнических стран. При этом однородность общества должна определяться не только языком или же юридическим критерием, о чем пойдет речь далее, но также общей культурой, а, что самое главное, местом происхождения. В данном случае необходимо различать и гражданства. Вторая категория показывает структурированную правовую связь человека и страны. В свою очередь, нацию характеризует, как уже указывалось ранее, общая культура, принадлежность к одному этносу, язык и социальное осознание.

Критерии определения национальной державы

Учитывая все представленные в статье особенности, можно сделать вывод, что все национальные государства можно оценить с точки зрения определенных критериев. Именно они будут свидетельствовать о том, является ли страна этнической структурой. По мнению многих ученых, существует два основных критерия, а именно:

  1. Юридический.
  2. Численный.

В первом случае национальный закрепляется на уровне конституции. То есть в основном законе существуют специальные нормы, которыми обусловлена ключевая роль однородного населения в державе. Что касается численного критерия, то он заключается в реальной части этнически однородного населения в числе всей массы людей, проживающих на территории государства.

Национальный вопрос России

На сегодняшний день можно встретить много высказываний о том, что Россия - национальное государство. Вопреки распространенному мнению, это не так. Во-первых, РФ является федерацией. Это значит, что на данной территории проживает большое количество народностей и этносов. Во-вторых, в составе Российской Федерации существуют территориальные области, национальные идеи которых отличны от государственных.

Для политической составляющей это крайне негативный фактор. Потому что российские национальные государства в большей части случаев имеют свое видение политического режима РФ. Поэтому этническая раздробленность достаточно часто играет крайне негативную роль. Однако с учетом федеративного устройства от этого никуда не деться.

Итак, в статье мы рассмотрели понятие, ключевые особенности и то, как проходило создание национального государства в мире. В заключение следует отметить тот факт, что подобные державы - это достаточно серьёзный уровень гражданского самосознания. В большей части случаев он позитивно влияет на политическое состояние государства. Поэтому этническую однородность населения необходимо контролировать и поддерживать.

Это сложное явление, которое состоит из трех, взаимосвязанных элементов:

Формы правления;

Территориального устройства;

Формы государственного режима.

Виды форм государственного устройства в зависимости от наличия суверенитета у субъектов государства:

- Простая форм а: унитарное государство. Унитарное государство – простое государство, которое состоит из административно - территориальных единиц, не обладающих суверенитетом, либо государство, которое не разделено на административно - территориальные единицы (Сингапур, Мальта);

- Сложная форма : конфедерация и федерация. Конфедерация – временный союз нескольких государств, обладающих суверенитетом (СССР). Федерация – сложное государство, состоящее из суверенных государственных субъектов (Российская Федерация).

К формам государственного устройства не могут относиться содружества и межгосударственные объединения.

Полис

Одной из форм государства в период античности был полис. Полис представлял собой государственное объединение землевладельцев, которые занимались различными промыслами.

Полис – это народное государство-город, граждане которого обладали правом собственности, социально-экономичными и политическими правами. Полис состоял из двух частей: центра и хоры, прилегающей к центру территории сельскохозяйственного назначения.

Государственный строй в полисах был самый разнообразный: демократия, монархия, олигархия. Высшая власть в демократических полисах принадлежала народному собранию, в олигархических - цензовому собранию, в монархических – монарху.

Нация

Нация представляет собой большую группу людей, которые объединены культурно–политической, социально-экономической и духовной обобщенностью.

Нацию можно рассматривать в двух ключах: как группу людей, являющимися гражданами одного государства, и как этническую обобщенность людей с общим языком и схожим самосознанием.

Нация делится на две разновидности: моноэтничная и полиэтничная . В наше время моноэтничные наци встречаются крайне редко, и в основном в отдаленных странах, например, в Исландии.

Зачастую нация создается на базе многих этносов, которые из-за исторических обстоятельств были сведены на одной территории. Понятие «нации» появилось не так давно - в начале 18 века, и окончательно закрепилось в обществе во времена Французской революции.

Государство - нация

Государство – нация представляет собой конституционный тип государства. Государство – нация выражает форму организации и самоопределение нации, которая проживает на территории самого государства. Национальный характер государства всегда закрепляется в конституциях.

Национальное государство обладает правом монополии на применение силы в рамках своей территории, а также на формулирование правил, обязательных к исполнению. Основой государства- нации является признание всех граждан единой нацией, с общей культурой, историей и языком.

Необходимость основания Литовского княжества была продиктована рядом причин, основными из которых были ликвидация феодальной раздробленности, обеспечение защиты от немецких крестоносцев, установление торговых связей.

Борьба князя Миндовга с немецкими католическими орденами, его объединительная политика и гибель

Во второй четверти тринадцатого столетия литовские кунигасы, пользуясь тем, что русский народ вёл тяжёлую борьбу против , начали набеги на территории Западной Руси, в которых одерживали победы. На тот момент самым сильным из литовских князей был Миндовг. Он сумел взять в свои руки власть над другими литовскими князьями и с их помощью захватил западнорусские земли по верхнему течению реки Неман.

Необходимость создания объединённого княжества была продиктована тремя причинами:

  • Во-первых, литовские феодалы хотели утвердить собственную власть в западнорусских регионах и упрочить господство над своими крестьянами.
  • Во-вторых, в Прибалтике усиливалась агрессия немецкого католического ордена, с которой необходимо было бороться.
  • В-третьих, необходимо было ликвидировать натуральный характер хозяйства с целью развития торговых отношений.

В 1262 году у озера Дурбе войсками князя Миндовга было нанесено тяжёлое поражение Ордену. Однако среди литовских князей были сторонники крестоносцев. Их переход на сторону врага был вызван недовольством объединительной политикой Миндовга. В 1263 году князь стал жертвой заговора и убит. После гибели Миндовга Литва на 30 лет погрузилась в междоусобицу, следствием которой стало усиление агрессии Ордена и захват последним города Полоцка.

Правление князя Витеня, продолжение борьбы с крестоносцами

В 1293 году к власти пришёл князь Витень, который продолжил дело Миндовга по объединению территорий. В процессе борьбы с Орденом князю удалось захватить Динабург (Двинск), а затем в 1307 году – Полоцк, в котором от рук литовцев погибли все немцы и были сожжены возведённые ими костёлы.

Особенно отличился староста из Гродно Давид, показавший недюжинные способности полководца. Под его руководством литовско-русским войскам удалось разгромить крестоносцев, сделавших попытку в 1314 г. овладеть Новгородком — городом, бывшим в то время литовской столицей.

Правление Гедимина и Ольгерда, распространение власти литовских феодалов на ряд территорий

С 1316 по 1341 год в Литве правил брат Витеня – князь Гедимин. В этот период литовские феодалы распространили свою власть на территории, расположенные между Западной Двиной, Днепром и Припятью. Эти земли на сегодняшний день являются территорией Белоруссии.

В XIII–XIV веках литовцы захватывали русские земли, как правило, без войны. Для этого заключался «ряд», иначе говоря, договор, согласно которому феодалы Белоруссии и Украины сами отдавали свои земли. Этим самым они стремились упрочить союз с Литвой с целью обеспечения своей безопасности от крестоносцев и татаро-монгол.

При князе Ольгерде, правившем с 1345 по 1377 год, к княжеству отошла большая часть земель Украины. Однако, когда Ольгерд пытался предпринять набег на Северо-Восточную Русь, то встретил мощное сопротивление со стороны Московского князя Дмитрия Донского. Столкновение закончилось поражением литовцев.

Независимые княжества при Витовте

В период правления князя Витовта, которое продолжалось с 1392 по 1430 год земли княжества на юге распространились до Чёрного моря, а на Востоке – до верхней Oки. Большие русские княжества, присоединённые к Литве, находились под властью потомков Гедимина, прочие же сохраняли внутреннюю независимость и управляли ими местные русские князья.

При князе Витовте появилась тенденция к централизованной власти, однако государственная структура больше напоминала Федерацию независимых княжеств, власть которых находилась в руках у местных аристократов. Вмешательство великого князя в их дела было сведено к минимуму.

Уния между Литвой и Польшей. Подневольное положение княжества

Во второй половине XIV века княжеству вновь стали угрожать крестоносцы. Ими с 1340 по 1410 г. было совершено около сотни нападений на западные и центральные земли. Единственным выходом для Литвы в этой ситуации было объединить свои силы, в виду того, что Орден являлся их общим врагом.

В городе Крево в 1385 году Литва и Польша заключили между собой унию, которая была скреплена бракосочетанием Ягайлы, который был великим литовским князем с королевой Польши Ядвигой. Заключение унии поставило страну в подневольное положение.

Борьба за свободу, потеря Литвой земель

Литовские феодалы начали компанию за восстановление прежнего статуса Литвы. Во главе этой деятельности стоял князь Витовт. Результатом стало заключение договора в Острове, в 1392, дававшем независимость княжеству. Князь Витовт носил теперь титул великого князя, однако, с 1440 года на его престол стали восходить потомки Ягайлы, которые были также польскими королями.

Потеря Литвой большой части территорий произошла в XV веке. Территории Причерноморья, принадлежавшие Литве, захватило Крымское ханство. В 1434 году запад Подолии вошёл в состав Польши. В конце XV – начале XVI веков восточные территории княжества были введены в состав Русского государства, стремившегося воссоединить русские земли.