Казнь повстанцев

Алёна Арзамасская - женщина- атаман отряда во время крестьянского восстания под руководством С. Разина ; ранее была монахиней («старицей»), по происхождению -крестьянка Выездной Слободы у г. Арзамас. Когда войско Разина было разбито под Симбирском (окт. 1670), А. повела лесами свой отряд, насчитывавший ок. 600 чел., к г. Темников и соединилась с отрядом сподвижника Разина - Ф. Сидорова. Вместе они захватили город и стали обороняться от осадивших Темников цар. войск во главе с воеводой кн. Ю. Долгоруким. Вместе с Сидоровым А. управляла городским хоз-вом и обороной города, лечила раненых травами и кореньями, за что её прозвали колдуньей. 30 нояб. в 15 верстах от Темникова, у с. Веденяпино, произошло сражение между повстанцами и отрядом цар. войска во главе с воеводой И. Лихаревым. Восставшими (ок. 7 тыс.) руководили атаманы Ф. Сидоров, С. Сукин, Е. Иванов; у них были и пушки. В результате «большого боя» повстанцы потерпели поражение, и в Темников, оставшийся без войска, был послан с отрядом голова В. Волжинский. «Городские лучшие люди», которые «не приставали к воровским людям», вышли к нему с иконами и крестами и 340 руб., чтобы простил их за то, что «у воровских людей были поневоле». 4 дек. в город вступил с войском и воевода кн. Долгорукий. За 2 версты от городских ворот его встречали протопоп, священники и «темниковские всяких чинов люди» с иконами и крестами. Позади этой процессии вели связанных одной верёвкой бунтовщиков во главе с А. От иностр. наёмников в цар. войске стало известно, как была захвачена в плен А.: она осталась в Темникове и продолжала руководить его обороной. Когда Волжинский вошёл в город, А. укрылась в соборе, продолжая отстреливаться стрелами, и убила ещё несколько человек. «Увидев, что сопротивляться бесполезно и все кончено - собор окружен со всех сторон, - атаманша отвязала саблю, отшвырнула ее и бросилась навзничь к алтарю. Трудно себе вообразить изумление стрельцов, ворвавшихся в церковь, при виде женщины в монашеском платье и поверх него надетых военных доспехах. Нельзя было поверить, что женщина руководила бесстрашно и длительно обороной города. Современник событий пишет, что во всем войске Долгорукого не нашлось ни одного человека, который смог бы до конца натянуть принадлежавший ей лук - такой силой обладала Алена!» Приговор воеводы был беспощаден: всех приведённых к нему 16 человек он велел повесить, а А. вместе с её «воровскими письмами и кореньями велел сжечь в срубе». Известно, что А. встретила смертный приговор спокойно, а пытки перенесла столь мужественно, что палачи были потрясены и распустили слух: А.- колдунья, потому и боли не чувствует. Для её казни соорудили сруб из дерева, обложив его соломой и сухими ветками. А. якобы сказала перед смертью, что «если бы сыскать поболее людей, которые поступали бы, как им пристало, и бились так же храбро, как она, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять! Затем Алена перекрестилась, смело прыгнула в сруб, захлопнула за собой крышку, и никто не услышал более ни единого звука, пока пламя не сожрало все». Так иностранные очевидцы описали смерть А. между 4 и 6 дек. 1670. И в народе она приобрела широкую известность благодаря своей храбрости, а также героическому поведению на допросе и во время казни.

В истории Крестьянской войны 1670-1671 гг. под предводительством донского казачьего атамана Степана Разина много неясного. Прежде всего, непонятно, почему большинство сведений об этом восстании сохранилось именно в западных источниках. Спустя всего лишь после восстания – «бунт Стеньки Разина» стал предметом научных исследований в европейских университетах! Даже революция 1917 года не привлекла к себе внимания зарубежных историков столь быстро. При этом в России не уцелело даже следственное дело предводителя мятежников! Что вряд ли можно считать случайностью.

Восстание в Мордовии

Осенью 1670 года восстание, которое обычно называют крестьянским или казацко-крестьянским, широко разлилось по территории Среднего Поволжья. Оно распространилось быстро, как пожар. Тут и там стремительно возникали многотысячные и неплохо по тем временам вооружённые (ещё одна загадка) отряды бунтовщиков, возглавляемые авторитетными и искушёнными в военном деле командирами. История донесла до нас имена наиболее известных из них: Михаил Харитонов, Василий Фёдоров, Максим Осипов, Павел Елушев, Акай Боляев. Среди них – и инокиня Алёна, известная лишь по имени да по месту рождения.

Это был регион лишь недавно подвергшийся поверхностной русификации. Большинство населения, если не всегда по крестильным именам, то по языку составляли крещёные инородцы: мордва, марийцы (черемисы), чуваши, были и некрещёные – мишари (мещеряки), татары.

Восстание бушевало совсем рядом с автономным Касимовским царством. Примечательны показания некоторых пленных разинцев: на допросах, они говорили, что целью их отрядов является город Касимов

Считается, что восставшие потерпели поражение, потому что не смогли объединить действия отдельных отрядов и были поодиночке разбиты царскими войсками. Предводительницей одного из самых многочисленных и удачливых отрядов стала женщина – инокиня Алёна из Арзамаса.

Знахарка

На самом деле Алёна была родом из Выездной Слободы, что совсем рядом с нынешней городской чертой Арзамаса (сейчас называется Выездное). В те времена это была казачья слобода, основанная во время войн Ивана Грозного против марийцев. Судя по всему, изначально население слободы составляли мещёрские казаки – мишари.

Неизвестно, было ли имя Алёна крестильным или уже иноческим именем нашей героини. Выданная, как водилось в крестьянских и казацких семьях, рано замуж, Алёна овдовела. В таком положении многие русские женщины предпочитали уходить в монастырь. Нам неизвестен её возраст к моменту восстания. Неизвестно также, много ли лет она провела в монастыре перед этим.

Единственная достоверная черта биографии – Алёна была знахаркой и лекаркой. Она знала лечебные свойства растений и другого природного сырья, умела их применять. По-видимому, про её мастерство в этом деле было известно в округе. Судя по всему, еще до начала восстания Алёна обладала некоторым авторитетом в округе, что и позволило ей довольно быстро возглавить повстанцев.

С христианской точки зрения, знание лечебных сил растений считалось ведовством. В монастыре оно точно не поощрялось, а за монастырскими стенами едва терпелось властями. Следовательно, Алёна могла получить свои знания только до прихода в монастырь. Вероятно, многое она знала ещё с детства. Для уроженки мещёрских, муромских, мордовских краёв это не удивительно: русские всегда считали «чудь», «мордву» колдунами, знающимися с нечистой силой.

Монашка в бегах

Неизвестно, бежала ли Алёна из монастыря непосредственно перед восстанием или уже давно была монашкой в бегах. Неизвестен в точности даже тот монастырь, где она приняла постриг. Историки говорят о женском Николаевском монастыре под Арзамасом, но это не точно. Ведь даже с местом её рождения выходит путаница. Есть свидетельства, что она была родом из-под Красной Слободы.

Впрочем, она вполне могла там жить перед началом восстания. Её популярность и навыки говорят, скорее, в пользу того, что вооружённые драки и скитания по больших дорогам были для неё не в новинку. То есть, прежде чем в Поволжье распространились вести о Стеньке Разине, Алёна уже какое-то время была «каликой перехожей» и занималась целительством вне монастырских стен. Побег из монастыря да в сочетании с таким колдовским ремеслом это уже двойное преступление против религии, наказывавшееся по Соборному уложению 1649 года сожжением живьём. Становясь во главе мятежников, Алёна практически ничего не теряла.

Лгут ли иностранцы

Дальнейшие события – её руководство восстанием, оборона города Темникова от царских войск, пленение и казнь – хорошо описаны в литературе и популярных статьях. Любопытно, что известия о разгроме Разина и его соратников, об их лютых казнях, появились за рубежом раньше, чем в России. Остается загадкой, кто об этом позаботился и зачем. Известно, во всяком случае, что иностранные наёмники составляли львиную долю московского царского войска при подавлении восстания.

Историки Елена Чистякова и Владимир Соловьёв, выпустившие в 1988 году книгу «Степан Разин и его соратники», считают, что многие иностранные свидетельства об Алёне Арзамасской элементарно могли быть вымыслом. В частности, её исключительная нечувствительность к пыткам была известным европейским художественным приёмом, призванным внушить читателям уверенность в том, что казнённая действительно была ведьмой, обладала какою-то сверхъестественной силой. К таким же средствам относится и упоминание о мощном луке атаманши, который якобы не смог натянуть никто из царских воинов.

(1670-12-04 ) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Алёна Арзамасская (Темниковская) (эрз. Эрзямассонь Олена ; ?, село Выездная Слобода , Арзамас - ) - казачка, монахиня из крестьян, возглавившая крупный отряд беглых и крепостных людей Арзамасского уезда во время крестьянской войны 1670-1671 годов под предводительством Степана Разина .

Биография

Образ Алёны Арзамасской в литературе

  • Глава об Алёне Арзамасской есть в книге Натальи Кончаловской «Наша древняя столица», представляющей собой краткое изложение русской истории в стихах .
  • Алёне Арзамасской посвящена одноимённая поэма известной донской поэтессы Елены Нестеровой .
  • Ей также посвящена «Песня про Алёну-Старицу» Дмитрия Кедрина ().
  • Эрзянский классик Кузьма Абрамов в своем романе-сказании «Олячинть кисэ» («За волю»), вышедшем в 1989 году , повествует о борьбе народов Среднего Поволжья против царских воевод и бояр в 1670-1672 годах и не обходит стороной предводителей восстания - Акая Боляева и Алёну Арзамасскую.
  • Повесть Т. Н. Митряшкина (Тимофей Тимин) «Горит Эрзяния» посвящена «колоритнейшей и загадочнейшей героине отечественной истории - Олёне Эрзамасской» .
  • Ярославский писатель Валерий Замыслов в книге «Алёна Арзамасская: Сказание о легендарной воительнице Алёне Арзамасской и удалом атамане Илейке Иванове» прославляет

Отрывок, характеризующий Алёна Арзамасская

У угла Маросейки, против большого с запертыми ставнями дома, на котором была вывеска сапожного мастера, стояли с унылыми лицами человек двадцать сапожников, худых, истомленных людей в халатах и оборванных чуйках.
– Он народ разочти как следует! – говорил худой мастеровой с жидкой бородйой и нахмуренными бровями. – А что ж, он нашу кровь сосал – да и квит. Он нас водил, водил – всю неделю. А теперь довел до последнего конца, а сам уехал.
Увидав народ и окровавленного человека, говоривший мастеровой замолчал, и все сапожники с поспешным любопытством присоединились к двигавшейся толпе.
– Куда идет народ то?
– Известно куда, к начальству идет.
– Что ж, али взаправду наша не взяла сила?
– А ты думал как! Гляди ко, что народ говорит.
Слышались вопросы и ответы. Целовальник, воспользовавшись увеличением толпы, отстал от народа и вернулся к своему кабаку.
Высокий малый, не замечая исчезновения своего врага целовальника, размахивая оголенной рукой, не переставал говорить, обращая тем на себя общее внимание. На него то преимущественно жался народ, предполагая от него получить разрешение занимавших всех вопросов.
– Он покажи порядок, закон покажи, на то начальство поставлено! Так ли я говорю, православные? – говорил высокий малый, чуть заметно улыбаясь.
– Он думает, и начальства нет? Разве без начальства можно? А то грабить то мало ли их.
– Что пустое говорить! – отзывалось в толпе. – Как же, так и бросят Москву то! Тебе на смех сказали, а ты и поверил. Мало ли войсков наших идет. Так его и пустили! На то начальство. Вон послушай, что народ то бает, – говорили, указывая на высокого малого.
У стены Китай города другая небольшая кучка людей окружала человека в фризовой шинели, держащего в руках бумагу.
– Указ, указ читают! Указ читают! – послышалось в толпе, и народ хлынул к чтецу.
Человек в фризовой шинели читал афишку от 31 го августа. Когда толпа окружила его, он как бы смутился, но на требование высокого малого, протеснившегося до него, он с легким дрожанием в голосе начал читать афишку сначала.
«Я завтра рано еду к светлейшему князю, – читал он (светлеющему! – торжественно, улыбаясь ртом и хмуря брови, повторил высокий малый), – чтобы с ним переговорить, действовать и помогать войскам истреблять злодеев; станем и мы из них дух… – продолжал чтец и остановился („Видал?“ – победоносно прокричал малый. – Он тебе всю дистанцию развяжет…»)… – искоренять и этих гостей к черту отправлять; я приеду назад к обеду, и примемся за дело, сделаем, доделаем и злодеев отделаем».
Последние слова были прочтены чтецом в совершенном молчании. Высокий малый грустно опустил голову. Очевидно было, что никто не понял этих последних слов. В особенности слова: «я приеду завтра к обеду», видимо, даже огорчили и чтеца и слушателей. Понимание народа было настроено на высокий лад, а это было слишком просто и ненужно понятно; это было то самое, что каждый из них мог бы сказать и что поэтому не мог говорить указ, исходящий от высшей власти.
Все стояли в унылом молчании. Высокий малый водил губами и пошатывался.
– У него спросить бы!.. Это сам и есть?.. Как же, успросил!.. А то что ж… Он укажет… – вдруг послышалось в задних рядах толпы, и общее внимание обратилось на выезжавшие на площадь дрожки полицеймейстера, сопутствуемого двумя конными драгунами.
Полицеймейстер, ездивший в это утро по приказанию графа сжигать барки и, по случаю этого поручения, выручивший большую сумму денег, находившуюся у него в эту минуту в кармане, увидав двинувшуюся к нему толпу людей, приказал кучеру остановиться.
– Что за народ? – крикнул он на людей, разрозненно и робко приближавшихся к дрожкам. – Что за народ? Я вас спрашиваю? – повторил полицеймейстер, не получавший ответа.
– Они, ваше благородие, – сказал приказный во фризовой шинели, – они, ваше высокородие, по объявлению сиятельнейшего графа, не щадя живота, желали послужить, а не то чтобы бунт какой, как сказано от сиятельнейшего графа…
– Граф не уехал, он здесь, и об вас распоряжение будет, – сказал полицеймейстер. – Пошел! – сказал он кучеру. Толпа остановилась, скучиваясь около тех, которые слышали то, что сказало начальство, и глядя на отъезжающие дрожки.
Полицеймейстер в это время испуганно оглянулся, что то сказал кучеру, и лошади его поехали быстрее.
– Обман, ребята! Веди к самому! – крикнул голос высокого малого. – Не пущай, ребята! Пущай отчет подаст! Держи! – закричали голоса, и народ бегом бросился за дрожками.
Толпа за полицеймейстером с шумным говором направилась на Лубянку.
– Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж, мы собаки, что ль! – слышалось чаще в толпе.

Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.
Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d"en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным.

Алёна родилась в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом (дата неизвестна), на территории современной Мордовии. Тот факт, что она была православной монахиней, позволяет художникам изображать её с типично русским лицом, однако, на деле, русской была скорее всего наполовину, а вообще почти наверняка чистокровной мордвинкой.

Алёна рано осиротела, родня по-быстрому сбагрила девушку замуж и забыла про неё. Замужество Алёны было непродолжительным, муж от «надсадной» работы заболел и умер. У Алёны было два пути: с сумой по миру ходить или уйти в монастырь, она выбрала второе.

В женском Николаевском монастыре, под Арзамасом, Алёна обучилась грамоте и овладела искусством врачевания травами. Знала, как лечить почками, корой деревьев и кустарников; с помощью «банной плесени» умела заживлять даже гнойные язвы (в просвещённой Европе их прижигали калёным железом), лечила болезни домашнего скота. Бунтарский характер проявился уже тогда, и пришлось Алёне, с благословения настоятельницы, а может и по её велению, перебраться в уединённый лесной скит – с глаз подальше.

В 1669 году, когда началось восстание Степана Разина, Алёна присоединилась к восставшим. Ей удалось собрать отряд, с которым она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии, разбить войско арзамасского воеводы и занять город. Алёна более двух месяцев управляла Темниковым и отрядом, в котором насчитывалось до пяти тысяч повстанцев.

Алёна обладала огромной физической силой и острым умом, прекрасно обращалась с оружием, могла вести конный бой. Имела полководческие способности, грамотно применяла имеющиеся в отряде пушки. Такие нетипичные для женщины того времени дарования сослужили плохую службу: поползли слухи, что она «водится с нечистою силою» и «всё это от диавола».

Эти слухи умело были использованы направленным против неё воеводой Долгоруковым, дважды потерпевшим поражение в открытом бою (один из боёв закончился паническим бегством царского войска, за которым никто не гнался, остановить которое смогли только через 60 вёрст). Тайные подсылы воеводы проникли в ряды повстанцев, пробрались в город и начали поддерживать и усиливать разговоры о «колдовстве» и «бесовском наваждении» мятежной монахини.

Испугавшись Божьей кары сильнее земных казней, значительное число соратников предало Алёну и ушло на поклон к воеводе, купив прощение за бешенные по тем временам деньги: 340 рублей, а заодно открыв городские ворота.

4 декабря 1670 года Алёна была захвачена в плен. Русские воины воеводы Долгорукова побоялись выходить против «колдуньи» и её, укрывшуюся в церкви, атаковали немецкие солдаты-наёмники. Дальше процитирую одного из них, Иоганна Фриша, вернувшегося домой и написавшего книгу о своих приключениях:
« … она укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того как увидела что дальнейшее сопротивление невозможно - отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука».

После казни на пепелище не нашли ни останков Алёны, ни цепей, в которые она была закована…

Поговаривали разное: враги - что её забрал диавол, друзья – что Господь, романтики – что мордва в ночь после казни выкрала останки с неостывшего пепелища, что бы с честью похоронить.

В церквях Арзамасского уезда по Алёне долгое время шли поминальные службы, и власти не осмеливались их запрещать.

Именно информация о том, что Алена Арзамасская лечила плесенью холеру, была использована советским учёным-микробиологом Зинаидой Виссарионовной Ермольевой для создания бактериофага показавшего высокую эффективность не только при холере, но и при брюшном тифе и дифтерии. В 1939 году это помогло сохранить жизнь множеству людей при вспышке холеры в Афганистане, а впоследствии и в других странах. В годы войны З. В. Ермольевой и Т. И. Балезиной удалось выделить из плесени пенициллин, который отличался более высокой активностью по сравнению с американским аналогом и был более дёшев в производстве. Это позволило спасти миллионы жизней раненых.

Подморозило. К утру повалил большими хлопьями мягкий пушистый снег, разом преобразивший Темников. Припорошенные снегом, как-то веселее глянулись вросшие в землю, серые, покосившиеся избы, засияли на белом фоне крыш голубые маковки церквей, засветились матовыми зеркалами затянутые ледяной коркой лужи, повеселели и темниковцы. Ни воевода Лихорев, ни вошедший после него в город воевода Щербатов расправ над горожанами не чинили, следствия по делу о воровстве темпиковских мужиков не вели, ждали набольшего своего боярина Юрия Алексеевича Долгорукого.

Алена уже знала, что отряд Федора Сидорова разгромлен, и что сам он пленен и содержится в темпиковском остроге. Знала она, что разбиты отряды на большой темниковской засечной полосе, что Игнат Рогов убит в схватке со стрельцами, что Данило - кузнец христорадиевский, Мартьян Скакун, Семен Захарьевич Пусторуков и многие из тех, с кем начинала она весной 1670 года, повязаны и с обозом Юрия Долгорукого направляются в Темников для суда и расправы. Знала она и то, что пощады ей не будет, как не будет прощения и ее товарищам.

Алену до поры не тревожили. Только один раз, и то из любопытства, заглянул в ее камору воевода Щербатов. Осветив лицо факелом, воевода внимательно осмотрел Алену.

Баба, каких много, а не проста...

Сегодня с раннего утра в воеводском доме было суетно. Алена слышала, как стучали каблуки сапог по коридору. В доме мыли, скребли, прибирались, готовились к встрече Долгорукого. К полудню, загремев засовами, распахнулась дверь и в каморку, где содержалась Алена.

Выходи! - рявкнул стрелецкий десятник, просунув голову в дверь.

Алена переступила порог и отшатнулась: в глаза больно резанул солнечный свет, падающий снопами лучей через окна и играющий бликами на еще мокром после мытья полу.

Чего взбрыкиваешь? Не бойся, не казнить ведем. Воеводу Долгорукого встречать крестным ходом намерились, оттого и ты занадобилась. Пошли. Во дворе уже все колодники в сборе, токмо тебя не хватает...

Выйдя во двор, Алена увидела окруженных плотным кольцом стрельцов до двух десятков повстанцев, многие из которых были закованы в цепи. Алена поклонилась поясно своим товарищам и молча встала рядом со всеми.

По двое в ряд, становись! - раздалась команда, повстанцы задвигались, зазвенели цепями, колонна двинулась за ворота воеводского двора.

А Федор где? - не утерпела с вопросом Алена, обращаясь к идущему рядом незнакомому чернобородому мужику.

Побит сильно, оттого и нет его с нами. Стрельцы больно злобствовали, когда в полон взяли, больше всех над Федором измывались, сапогами топтали, - тихо рассказывал мужик. Многих до смерти забили, а иных вдоль дороги на деревьях повесили.

Кто? Щербатов? - удивленно воскликнула Алена.

Он самый.

Молчать! - заорал стрелец. - Зарублю, коли трепать языками станете! - пригрозил он.

Колонна вытянулась за ворота. Теперь Алена видела весь крестный ход. Впереди, в окружении священников и дьяконов приходских церквей, шествовал протопоп темниковский отец Мавродий. За ним шли темниковские всяких чинов люди, уездных церквей священники, крестьяне и все с крестами, плелись пленные повстанцы. За ними, опять плотной толпой, шли темниковские мужики, бабы, работный люд с будных майданов, а далее стройными рядами двигались стрелецкие сотни, вышедшие встречать своего воеводу.

Щербатов и Лихорев, в сопровождении полковников Волжинского и Лукина, отмежевавшись от крестного хода, ехали поодаль от растянувшейся колонны, полем на лошадях.

В двух верстах от города крестный ход остановился: впереди, конно, по четыре в ряд ехали рейтары, за рейтарским полком краснели кафтаны московских стрельцов.

«Долгорукий идет!» пронеслось над колонной темниковцев.

Лучшие градские люди, шедшие впереди колонны, пали ниц. Их примеру последовали остальные темпиковцы, и только протопоп размашисто осенял большим серебряным крестом подходивших царских рейтаров и стрельцов. Пленные повстанцы спин перед Долгоруким не согнули.

Когда Долгорукий в сопровождении стрелецких голов и рейтарских полковников подъехал ближе, вой поднялся над колонной коленопреклоненных мужиков и баб: винились темниковцы.

Говори, кому доручено! Слушаю.

С земли поднялись два сына боярских: темниковского уезда вотчины князя Одоевского стольник Василий Федоров и вотчины князя Черкасского стольник Михаил Петров. Оба они, подойдя к боярину Долгорукому, поклонились поясно и со слезливой дрожью в голосе запричитали:

Государь, отец родной, воевода Юрий Олексеевич, не оставь нас, людишек малых, милостью своей, челом тебе бьем и слезно умоляем, пожалей ты неразумных, не гневайся на нас, дозволь покаяться во грехах, что не по воле своей, а принуждением с ворами в городе были, их зрели и супротив них не стали. А воровские люди нас зорили и животов забирали, а женок наших силили...

А еще воры всех в круг согнали и в казаки всех поверстали, а кто не хотел в казачество, того в воду бросили...

А тех, государь, градских и уездных людишек, кои с ворами заодно были, мы переловим и тебе приведем...

Дозволь нам, благодетель наш Юрий Олексеевич, передать тебе воров, коих мы переимали. Воры те супротив твоих, воевода, ратных людей боем бились и бунты многие заводили, и дома грабили, и женок силили, а иных до смерти запытали.

По знаку Василия Федорова стрельцы подвели пред боярские очи пленных повстанцев.

Ты кто будешь? - кивнул боярин стоявшей впереди всех Алене.

То вор-старица Алена, - опередил ее с ответом Михаил Петров. Главная заводчица воровских казаков. Сама мужиков на твоих, воевода, ратных людей водила.

Долгорукий махнул рукой, чтобы Петров замолчал и, приблизившись к Алене, спросил:

Верно, что ты рать водила боем биться?

Водила, боярин, дело не хитрое, - глядя Долгорукому в глаза, спокойно ответила Алена.

И что же, слушались тебя мужики?

А почто им супротивиться. Я их не на разбой водила, землю добывать, волю...

Хватит! - перебил Алену боярин. - Мужиков и бабу эту в Пытошную, я сам поспрошаю...

Долгорукий сел в седло и, подъехав ближе к темпиковцам, крикнул:

Решение мое таково тех мужиков, кто с ворами были и кровь на ком - сыскать, и спрос учинить строгий, остальных же города Темникова жильцов и иных уездных деревень крестьян привести к вере в соборной церкви, чтобы впредь к воровству или к какой иной шатости не приставали.

Боярин махнул рукой, и два десятка рейтаров двинулись вперед, грозя затоптать коленопреклоненных мужиков и баб, расчищая боярину дорогу.

Протопоп темниковский отец Мавродий, тянувший ранее руку с крестом, призывая всем своим существом боярина Долгорукого стать под благословение, отброшенный крупом рейтарской лошади на обочину дороги, сидел, обливаясь слезами, заслонивши рясой лицо, в которое из-под лошадиных копыт летели комья мокрого снега и грязи, и причитал:

Спаси и сохрани, Боже! Спаси и сохрани!

В Пытошную Алену привели за полночь. Вскоре пожаловал и Долгорукий. Кутаясь в соболью шубу, он сел на лавку к столу и, кивнув на Алену, строго спросил стрелецкого сотника, на коего была возложена охрана повстанцев:

Почто не в цепях?

Побледнев, сотник упал на колени и, склонивши голову, еле слышно ответил:

Недоглядел, прости, боярин, нерадивого.

Встань! Прощаю. Всё ли готово к пытке?

Всё, государь.

Заплечных дел мастер подтолкнул Алену поближе к столу, за которым сидел Долгорукий.

Как зовут и какого чину будешь? - спросил боярин.

Алена, города Арзамаса Выездной слободы крестьянская дочь.

Говорят, что ты старица? Алена подтвердила:

Была в монастыре, да ушла.

Почто же так?

Богу везде молиться можно, он услышит.

Ведомо ли тебе, сколь тяжкий грех свершила ты, уйдя из монастыря?

Ведомо, - спокойно ответила Алена.

Анафеме предана ты за проступок свой, отлучена от церкви и от Бога.

Алена вскинула голову.

От церкви отринуть вы во власти, а от Бога - нет! Бог в сердце моем!

Вырву и сердце! - крикнул боярин. - Вырву и собакам брошу!

Он подал знак. Палачи только этого и ждали. Привычно они сорвали платье, затянули дыбный хомут, подняли на дыбу.

Десять боев в полсилы! - приказал боярин.

Палачи принялись за дело: тело Алены покрылось багровыми полосами. Она, стиснув зубы, даже не застонала, что очень удивило Долгорукого, великое множество раз побывавшею на допросах и видевшего немало. Боярин, выхватив из настенного светца факел, подскочил к женщине.

Ну, как угощеньеце, по нраву ли? злорадствуя, спросил он, поднося факел к аленнному лицу. Поглядев ей в глаза, боярин отшатнулся: страшной ненавистью пылал взор голубых глаз, отчаянной решимостью и непреклонной волей дышало лицо.

Боярин протянул руку и сорвал с молодой женщины нательный крестик.

Пять боев в полную силу! - приказал он.

Кровь брызнула из-под кнутов, но Алена не разжала рта.

Не каждому мужику под силу пятнадцать боев сдюжить, а ей нипочем. Знать, верно говорили, что ведунья ты. У Федьки Сидорова и у иных воров были найдены заговорные письма и коренья разные. С пытки сказались мужики, что ты им дала коренья те и ведовству их учила. Так ли?

Алена сквозь губы процедила:

Коренья те от болезней всяческих и иных напастей, а заговорные письма от пули, от ножа.

Откель письма те у тебя? - впился взглядом боярин.

Грамоте обучена, сама и написала, - превозмогая боль, ответила Алена.

Боярин отступил на шаг и только сейчас обратил внимание на ее наготу.

Ладно тело, похотливо. Замужем была?

Алена кивнула головой.

А с ворами, поди, прелюбодейничала? Чего молчишь? Знаю, на такую ладную бабу всегда охотник находится… Может, сам Стенька Разин был в полюбовниках, али Федька Сидоров?

Алена молчала.

Гордая, говорить со мной не хочешь, - и, кивнув палачам, Долгорукий приказал: - Ведунью огнем пытать, пока в ведовстве не сознается.

Боль страшная, режущая обрушилась на левую грудь, Алена вскрикнула и потеряла сознание.

Под вечер, грохоча сапогами, в подвал спустились стрельцы. Подхватив Алену под руки, они выволокли ее наверх, где их поджидал кузнец с молотом и наковальней.

Тоскливо отозвались в сердце атаманши удары молота: железные обручи стянули запястья рук, щиколотки ног, тяжелые цепи потянули к земле.

Алену повели. Идти было трудно: каждый шаг отзывался болью во всем теле, цепи волочились за ногами, мешая ступать.

Ножные-то железа в руки возьми, всё легче идти будет, - посоветовал кто-то из стрельцов.

Алена последовала совету, идти стало легче. Прошли Губную избу, воеводский двор минули.

«Значит не на пытку ведут, куда же?» - терялась в догадках страдалица. Улицы города были пустынны. Вот и прошли крепостные ворота, впереди взгляду открылось поле, огромная гудящая толпа темниковских мужиков и баб, чуть поодаль стоящие стройными рядами стрелецкие полки, Алена насчитала их четыре, и над всем этим угрожающе возвышающиеся горбатыми спинами виселицы.

«Казнь! - мелькнуло в голове. - Вот и отмучилась!»

Когда пленницу подвели, толпа расступилась, давая дорогу.

Алену, Алену ведут! - пронеслось над толпой темни-ковцев и окрестных сел и деревень крестьян.

Матушку нашу, заступницу ведут!

Бабоньки, гли, что деется-то, - истошно закричала какая-то баба, - женку босу по снегу ведут, изверги!

Народ зашумел, задвигался. Стрельцы, стаявшие настороже, подобрались, покрепче взялись за бердыши, готовые в любой момент двинуться на мужиков.

Алену ввели в круг, образованный двумя рядами стрельцов. В середине круга возвышалось шесть виселиц, а рядом с ними громоздился сруб, выпирая концами разных но длине бревен, внутрь которого был навален сушняк, а в середине торчал высоченный столб. У сруба еще копошились, стуча топорам и молотками, мужики, сооружавшие помост и ступени.

Пленные повстанцы стояли рядом с помостом, обречено взирая на народ, виселицы, стрельцов. Здесь же, чуть поодаль, стояли воеводы: Долгорукий, Щербатов, Лихорев. Среди стрелецких толов и рейтарских полковников Алена разглядела темниковского воеводу князя Щеличева. Почти у самого помоста, ближе к пленным повстанцам, прямо на снегу сидел покалеченный нищий. Раскачиваясь из стороны в сторону и мелко тряся толовой, он причитал:

Спаси и сохрани, Боже! Спаси и сохрани….

Алена хотела подойти к повстанцам, но сопровождавшие ее стрельцы преградили дорогу. Уперев конец сабли ей в грудь, одни из них рявкнул:

Не велено!

Атаманша издали поприветствовала повстанцев, те ответили на приветствие позвякиванием цепей. Лица у многих просветлели: ибо видели мужики, что не бросил их атаман в последний час жизни, разделил судьбу с ними поровну.

Наконец мужики закончили возиться у помоста и, оттащив ненужные бревна в сторону, с виноватым видом юркнули в толпу темниковцев.

На помост взобрался дьяк. Развернув лист, принялся читать, гнусавя и растягивая слова. Дойдя до приговорной части, он замолчал, прокашлялся и, возвыся голос, прокричал в толпу темниковцев:

И за те воровские дела великий государь наш, царь и великий князь Алексей Михайлович повелел: попа Савву и иных мужиков разных сел и деревень предать казни

повесить, Алену же бывшую старицу Никольского монастыря, воровавшую також, за ее воровство и ведовство, с воровскими заговорными письмами и кореньями сжечь в срубе.

Ропот недовольства поднялся над толпой согнанных на казнь темниковцев, бабы заголосили, запричитали, дрогнуло сердце у Алены.

«Знать, судьба и смерть в муках принять, - подумала она. - Что ж, на миру и смерть красна. Сил бы вот только достало принять ее по чести!»

Алена повела взглядом в сторону и чуть было не воскликнула. Среди стрелецких сотников стоял Гришка Ильин. На нем был новый кафтан, стрелецкая шапка с околышем, на ногах сапоги зеленого сафьяна. Глядя на страдалицу, он ухмылялся. Превозмогая боль, рванулась Алена к предателю.

Что, иудушка, радуешься? Сколь за животы наши отвалили тебе серебра? Ответствуй, не таись. Всем нам, - повела Алена в сторону повстанцев, - узнать хочется, сколь кровь наша стоит.

Гришка Ильин побледнел и неожиданно для стоявших рядом с ним стрелецких сотников попятился от молодой женщины.

Чего ты за спины стрелецкие прячешься? От Божьего ока не укроешься, да и укрыться тебе негде, ибо везде народ, а память народная вечна.

Застыдившись невольно выказанного страха, Гришка Ильин выступил вперед и, принуждая себя, рассмеялся:

Тебе ли меня порочить? Одной ногой в могиле стоишь, о душе своей пекись, а о себе я сам позабочусь.

Попомни слово мое, - звякнув цепями, Алена направила руку в сторону Гришки Ильина, указывая на него перстом, - не долго тебе ногами своими землю поганить, - выкрикнула она. - Мы загинем, но вслед за нами придут другие вои и помстятся за нас, попомнят твое предательство. Сдохнешь как собака, и проклянут тебя люди, как я проклинаю, и плевать на могилу твою станут! Берегись, Гришка! Близка смерть твоя! Она уже коснулась тебя, оттого ты и бледен лицом.

Гришка, озираясь по сторонам, попятился назад; и вдруг, захрипев и схватившись руками за грудь, начал медленно валиться на землю.

Крики ужаса и ликования огласили место казни.

Что там? - недовольно бросил Долгорукий, видя замешательство среди стоявших в стороне стрелецких голов и сотников. Дьяк Михайлов, видевший все, что произошло, пояснил:

Мужик, что передал тебе, боярин Юрий Олексесвич, вора-старицу, попа Савву и иных воровских казаков убит токмо что нищим. Метнул нож убогонький, да должно в сердце угодил.

Вон тот, кривобокий?

Он, боярин.

На кол его! приказал Долгорукий. – Да и с этим кончайте поскорее, зябко...

Перным расковали Семена Захарьевича Пусторукова. Обнявшись с товарищами и поклонившись поясно Алене, он подошел к протопопу, перекрестился и поцеловал поднесенный к нему крест.

Кайся! – строго произнес протопоп, простирая руку с крестом.

Каюсь, в чем согрешил я перед людьми и Богом.

Протопоп широкими взмахами руки перекрестил Семена Захарьевича и кивнул палачам Те подхватили Пусторукова под руки и повели к виселице. За ним последовал второй, третий повстанец…

Долго не могли сладить с Саввой. Поп вырывался, бил ногами, головой, но и он затих под перекладиной.

Когда взяли нищего, толпа темпиковцев заволновалась, зашумела, ибо не все видели и знали истинную причину Гришки Ильина.

Не тронь убогонькою!

Блаженного то за что?

Грех на слабого руку поднимать! - раздавались выкрики из толпы.

На помост снова поднялся дьяк и, подняв руку, крикнул:

Божедом этот уличен в убивстве крестьянина села Веду Григория Ильина и потому посажен на кот будет!

Палачи добро знали свое дело, и казнь свершилась споро, без суеты.

Вот и Алену расковали.

Кайся! - протянул протопоп серебряный крест.

Не в чем каяться мне, отче. Перед кем и грешна, так это перед ними, - кивнула она на качающиеся в петлях тела мужиков. - Отойди! - повела атаманша рукой. - Дай с народом проститься.

Осторожно ступая обожженными ногами, Алена взошла па помост, поклонилась па четыре стороны.

Прощайте, люди добрые! - крикнула Алена. Голос ее зазвенел над притихшей толпой темниковцев и полками стрельцов, внимавших ей. - Немало порадели мы за дело народное, немало крови пролито, да видно сил недостало... Вот если бы Русь Великая поднялась, да каждый мужик бился так же храбро, как эти, - показала она рукой на повешенных, - так поворотил бы князь Долгорукий вспять и бежал бы он от мужицкой рати.

Боярин Долгорукий поморщился от Алениных слов и подал знак. Четверо палачей, одетых в черные полукафтаны, подбежали с горящими факелами к срубу. Сушняк загорелся, затрещал, пламя взметнулось к небу. Два палача поднялись на помост, взяли Алену под руки.

Она рванулась и, вытянув руку вперед, как бы заслоняясь, воскликнула:

Не троньте, я сама!

Палачи, повинуясь ей, отошли.

Прощайте! Простите, люди добрые! Живите счастливо, коли сможете, и помните о нас. И верьте, придет еще время, и запылают усадьбы боярские, полетят их головы поганые. Помните о том и готовьтесь!

Алена перекрестилась и бесстрашно бросилась, в бушующее пламя...

Так погибла народная героиня, уроженка Земли нижегородской, женщина неимоверной твердости духа, бесстрашная воительница крестьянской войны, старица Алена.