Каким было искусство в годы Великой Отечественной войны? Живопись в период великой отечественной войны

I. Введение

II. Литература в годы ВОВ

Ш. Искусство в годы ВОВ

3.1. Кинематограф и театральное искусство.

3.2. Агитационный плакат, как главный вид изобразительного искусства в годы ВОВ.

I . Введение

В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и независимость Родины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил советского народа в годы Великой Отечественной войны главной задачей нашей литературы и нашего искусства, которые стали могучим средством патриотической агитации.

II . Литература в годы ВОВ

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый со­ветский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадо­бится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели по­чувствовали себя «мобилизованными и призван­ными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.

Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, по­гибший незадолго до победы, писал: «Свой доб­рый век мы прожили как люди, и для людей».

Писатели жили одной жизнью со сражающим­ся народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку, со­вершали подвиги и...писали.

Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты.

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.

В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского.

Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов.

В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы).

В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.

Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержи­мые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свиде­тельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, дела­лись ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья Алексея Толстова "Москве угрожает враг".

Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.

Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года" Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.

В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.

В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капи­тана, провоевавшего под Сталинградом все дол­гие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела на­ша армия

Война стала для всех большой бедой, несчасть­ем. Но именно в это время люди проявляют нрав­ственную суть, «она (война) как лакмусовая бу­мажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега - малограмотный чело­век, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего пат­рона. А кончатся патроны - кулаками, зуба­ми...». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставле­на задача, то ее надо выполнять, несмотря на лю­бые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.

Читая повесть, чувствуешь веру автора в рус­ского солдата, у которого, несмотря на все страда­ния, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои по­вести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.

Ш. Искусство в годы ВОВ

Великая Отечественная война открыла взору художника россыпи материала, который таил огромные нравственные и эстетические богатства. Массовый героизм людей дал искусству как человековедению столько, что начатая в те годы галерея народных характеров все время пополняется новыми и новыми фигурами. Острейшие жизненные коллизии, в ходе которых с особой яркостью проявились идеи верности Отчизне, мужество и долг, любовь и товарищество, способны питать замыслы мастеров настоящего и будущего.

3.1. Кинематограф и театральное искусство.

Большую роль в развитии искусства, начиная с первых военных лет, сыграла театральная драматургия А. Корнейчука, К. Симонова, Л. Леонова и др. По их пьесам «Партизаны в степях Украины», «Фронт», «Парень из нашего города», «Русские люди», «Нашествие» позже по этим пьесам были поставлены фильмы.

Агитзадание и публицистика, карикатура и стихотворение, запись из фронтового блокнота и пьеса, напечатанная в газете, роман и радиоречь, плакатная фигура врага и возвышенный до пафоса образ матери, олицетворяющий Родину, - многоцветный спектр искусства и литературы тех лет включал в себя кинематограф, где немало из видов и жанров боевого искусства переплавлялось в зримые, пластические образы.

В годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных видов кино.

В искусстве на первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Широкий разворот документальных съемок, оперативный выпуск на экран киножурналов и тематических короткометражных и полнометражных фильмов - кинодокументов позволил хронике как виду информации публицистике занять место рядом нашей газетной периодикой.

Зенькович В.В. Букет в зеленой кружке. 1943

В суровые военные годы было важно не только снабжение фронта оружием и продовольствием, но и поддержание высокого боевого духа в войсках. Психологическая и идеологическая поддержка - мощное оружие победы, и в этом немалую роль сыграло искусство. В то время важным было каждое направление: живопись, кинематограф, литература, музыка - все это внесло свой вклад в преодолении силы захватчиков.

Фронтовое творчество

Художники, артисты и музыканты уходили на фронт, записывались в ополчение и партизанские отряды, отдавали жизни на полях сражений, но не забывали о своем творчестве. Именно в это время была как никогда важна патриотическая тема:

  • В годы войны огромную популярность приобрел кинематограф. Советские хроникеры работали буквально под пулями, снимая уникальные кадры, которые в дальнейшем стали свидетелями мировой истории. Из короткометражных лент монтировали боевые киносборники, которые демонстрировались и в годы войны, и позже.
  • Сложно переоценить значение музыки в военное время. Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски давал концерты на фронте, в 1941 году на Белорусском вокзале впервые прозвучала песня «Священная война». Песня «Катюша» Михаила Исаковского быстро стала известной всей стране. Многие бойцы писали ее героине письма, появилось множество поэтических народных версий. Другие песенные шедевры того времени, такие как «Синий платочек», «Случайный вальс» и многие другие, знакомы каждому россиянину до сих пор. Сильнейшим музыкальным произведением военных лет стала седьмая симфония Шостаковича, завершенная в блокадном Ленинграде.
  • Нельзя не отметить заслуги музыкальных и драматических театров. На фронте за годы войны выступали более 4000 артистических бригад, приносивших солдатам радость, улыбки и надежду на скорую победу.

Искусство в эвакуации

В эвакуации, вдали от фронтовой полосы, усилия людей искусства были направлены на помощь бойцам. В это время в живописи особое значение приобретает плакат. Именно плакатная живопись поднимала дух, помогала мужественно встречать врага и призывала к преодолению трудностей. Плакат «Родина-мать зовет», известный каждому, принадлежит Ираклию Тоидзе. Он же стал автором ряда шедевров плакатной живописи.

Литература была неразрывно связана с фронтом. Многие писатели и поэты принимали участие в боях, но и те, кто находился в эвакуации, отдавали всю силу своего пера борьбе за победу. Стихи транслировались по радио, издавались в сборниках. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало выражением чувств и мыслей многих бойцов, мечтавших о возвращении домой.

Военное искусство представляет особый пласт в русской культуре, ведь в то время вся творческая энергия людей была подчинена единым целям - помочь фронту, поднять боевой дух советских солдат и защитить родную страну от захватчиков.

Цели и задачи:

  • Образовательная: Опираясь на субъектный опыт, дать целостное представление о искусстве периода Великой Отечественной войны. Познакомиться, совместно с учащимися с культурой нашей родины в годы ВОВ.
  • Воспитательная: Вызвать у учеников чувство гордости за свою Родину, за свой народ, отстоявший мир от фашизма, чувство признательности и вечной благодарности тем, кто не вернулся с полей сражений, кто ценой своей жизни завоевал для будущих поколений мир и свободу.
  • Развивающая: Позволяет формировать следующие умения: вести диалог, выражать собственное мнение об увиденном.

Ход урока

Организационный момент.

Задача: Познакомиться с видами искусства периода ВОВ и выразить свое личное отношение, вызванное произведениями искусства. Перед вами лежат чистые листы бумаги, на которых в течении урока вы должны будете самостоятельно выразить свои чувства, мысли и отношения к увиденному и услышанному на уроке. Мы их с вами назовем творческими листами.

9 мая вся страна будет праздновать 65-летие со дня победы в ВОВ, которая нам досталась дорогой ценой.

Немного истории: Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей родиной. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. "Все для фронта, все для победы" - эти слова стали девизом жизни и работы советских людей. Именно мобилизация духовных сил советского народа в эти годы стало главной задачей нашего искусства.

Давайте вспомним, в каких видах искусства может быть отражена военная тематика. (листы на магнитах с надписями «литература», «музыка», театр», «кино», «живопись») Сегодня речь пойдет именно об этих видах искусства.

Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый со­ветский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадо­бится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели по­чувствовали себя «мобилизованными и призван­ными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Писатели жили одной жизнью со сражающим­ся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, со­вершали подвиги и...писали.

Давайте вспомним уроки литературы. Кого из поэтов времен ВОВ вы можете назвать? А кто помнит известное стихотворение К. Симонова «Жди меня»? Какие чувства выражает это стихотворение?

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи породили многочисленные стихотворные ответы.

Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Константин Симонов.

Давайте представим ситуацию, к нам в руки попало письмо с поврежденным текстом, а на войне это было не редкостью. Я предлагаю вам восстановить текст с помощью слов, размещенных на слайде. Вы можете применить свое творчество.

Стихотворение Евгения Винокурова «Москвичи»

В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Маховой.

А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире,
Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Маховой.

В годы Великой Отечественной войны получила развитие проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, письма, листовки.

Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму. В сотнях статей приводились неопровержи­мые факты о зверствах захватчиков. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству.

Давайте на время представим себя летописцами времен войны. Вокруг идут боевые действия, и у вас есть буквально 2 минутки, для того, чтобы выразить свои чувства и мысли на творческих листах. Посмотрите видео и представьте, что вы находитесь именно в этом месте и в это время.

Выводы (учитель совместно с учащимися): Публицистика войны не утратила своего значения и до наших дней – она и сейчас помогает бороться с идеологией фашизма и занимает особое место в жизни каждого человека.

Следующий жанр: живопись.

Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, поэтому они с первых дней войны были вместе с защитниками Родины.

Одним се самых популярных в годы войны стал плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, СПАСИ!», выполненный способом фотомонтажа. В центре плакатного листа изображена молодая женщина, прижимающая к груди ребёнка, защищая его от окровавленного фашистского штыка. На её лице нет страха: оно выражает гнев и презрение к врагу – чувства, которые владели всеми людьми и на фронтах, и в тылу. В тексте плаката большими буквами выделено слово «СПАСИ!». Что способствует повышению его эмоционального звучания.

Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны.

Спустя неделю после её появился один из самых известных плакатов военных лет.

Кто из вас может назвать этот плакат? Ираклии Тоидзе - Родина Мать зовет. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Воздействие этого плаката заключено в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте. Таковы были плакаты: «Вперед за нашу победу» С. Бондара, «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «Вперед Буденовцы!» А. Полянского, «Стальной лавиной раздавим врага» В. Одинцова, «Руби ГАДОВ!» М. Авилова, «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!» А. Кокорекина. Плакаты должны были подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу.

Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

На время представьте себя художниками времен ВОВ. Попробуйте создать свой агитационный плакат или листовку, который может отражать ненависть к фашизму, мужество советских людей. На это задание вам отводится 5 минут. У вас на столах лежат листы, карандаши и фломастеры. Работаете вы в группах. После выполнения творческого задания вы должны объяснить, что вы хотели выразить своим плакатом.

Несмотря на тяжелые условия войны, продолжала активно развиваться в это время выставочная деятельность. За годы войны было проведено много выставок, на которых художники представляли свои картины, этюды, рисунки. Давайте их рассмотрим.

Впечатляет суровый городской пейзаж А.Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», в котором удивительно точно передана атмосфера прифронтового города, подготовившегося к защите и смертельной схватке. Полотно Дейнеки «Оборона Севастополя»(1942): в сюжетном эпизоде одного города передан масштаб сражений и дух советского народа, проявленный в борьбе с фашистами.

«Мать партизана»(1943) Герасимова С. Можно отнести к самым лучшим произведениям советской живописи. Художник патетическими средствами показал в нём величие и душевную красоту русской женщины-матери, выразившей всем своим существом превосходство над фашистским офицером, пытающимся вырвать у неё признание и обнаруживающим своё бессилие и бешенную злобу перед простой крестьянкой, олицетворяющей весь советский народ.

Суровый колорит и весь композиционный строй картины замечательно выражают героизм советского народа.

Кто такие партизаны? Какую роль они играли в ВОВ?

Вывод: С той поры прошло много лет, выросло новое поколение художников, в творчестве которых нашла своё достойное отражение военная тематика, но произведения искусства, выполненные в годы войны, не только не утратили своего значения, но обрели ещё большую историческую ценность, как памятники героизму и мужеству великого народа.

Вернёмся к творческим листам. Отразите чувства, вызванные живописью времен ВОВ.

Следующий жанр: кинематограф.

Большую популярность в годы войны приобрёл кинематограф. Уже в первые дни войны на фронт выехало более 100 съёмочных групп, они отсняли тысячи метров плёнки, запечатлели самые важные битвы с врагом.

Советские кинохроникеры, работая в очень трудных условиях, деля с бойцами, офицерами и партизанами все тяготы ратной жизни, день за днем, шаг за шагом фиксировали боевой путь Советской Армии до Берлина. С первых дней войны во фронтовых съемках кинохроники принимало участие более ста пятидесяти операторов.

На первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Особенной популярностью у зрителей, как фронта, так и тыла пользовались “Боевые киносборники”, составленные из короткометражных художественных фильмов.

К наиболее многочисленной из них относятся фильмы, запечатлевшие главные, события войны Советской Армии против немецко-фашистских захватчиков. Какие решающие битвы ВОВ из курса истории вы можете назвать?

Это такие ленты, как «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), «Сталинград» (1943), «Орловская битва» (1943), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Берлин» (1945) и «Разгром Японии» (1945).

Какую роль сыграла Сталинградская битва?

(примерный ответ) Битва была одним из важнейших событий Второй мировой войны и наряду со сражением на Курской дуге была переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска потеряли стратегическую инициативу. Сражение включало в себя попытку вермахта захватить левобережье Волги в районе Сталинграда (современный Волгоград) и сам город, противостояние в городе, и контрнаступление Красной армии (операция «Уран»), в результате которого 6-я армия вермахта и другие силы союзников Германии внутри и вокруг города были окружены и частью уничтожены, частью захвачены в плен. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек.

Как вы думаете, какие чувства вызывали у людей периода ВОВ просмотры фильмов о войне?

(примерный ответ)

  • Патриотизм.
  • Героизм
  • Ненависть к фашизму
  • Мужество женщин и детей
  • Партизанская борьба.

В послевоенное время было создано много фильмов. И наверняка вы многие из них смотрели. Я предлагаю посмотреть кадры фильмов о военном времени определить их название. Вернемся к творческим листам, выразите свое отношение к фильмам военного времени.

Следующий жанр: театр времен ВОВ

Артисты драматических, музыкальных театров, эстрады, также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом.

С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад непосредственно на фронт, в заводские цеха, к труженикам сельского хозяйства. Только в Москве было создано 700 таких бригад, в Ленинграде – 500. За время войны на фронте побывало около 4 000 артистических бригад, в которых было занято 42 000 творческих работников. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.

Следующий жанр: музыка времен ВОВ

Несмотря на тяжесть военных лет, советское государство проявляет большую заботу о сохранении и росте вокальных кадров. Эвакуированные театры продолжают работать, консерватории- растить молодых певцов. Значительной вехой в развитии системы музыкального образования этих лет является открытие в 1944 году Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, специального вуза, имеющего основной целью подготовку квалифицированных музыкально-педагогических кадров для нашей страны.

Музыканты вместе с воюющим народом ковали победу и продолжали писать песни. Евгений Винокуров в 1945 году

Я эти песни написал не сразу.
Я с ними по осенней мерзлоте,
С неначатыми, по-пластунски лазал
Сквозь черные полу на животе.
Мне эти темы подсказали ноги,
Уставшие в походах от дорог.
Добытые с тяжелым потом строки
Я, как себя. от смерти не берег-

Их ритм простой мне был напет метелью,
3адувшею костер, и в полночь ту
Я песни грел у сердца, под шинелью,
Одной огромной верой в теплоту.
Они бывали в деле и меж делом
Всегда со мной, как кровь моя, как плоть.
Я эти песни выдумал всем телом,
Решившим все невзгоды побороть

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу.

Каждая военная песня имеет свою уникальную историю

"Священная война" (Музыка Александр Александрова, слова В. Лебедева-Кумача)

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия.

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Три группы сразу же выехали на фронт, а четвертая, руководимая А. В. Александровым, оставалась временно в Москве, для обслуживания воинских частей, госпиталей, выступлений на радио и разучивания новых песен. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.

В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

Группой учащихся вашего класса были подготовлены творческие задания. Прошу вас по одному выходить к доске с вашими сообщениями.

(во время сообщений учеников звучит соответствующая музыка)

"В землянке" (муз. К.Листова, сл. Алексей Суркова)

“Это были шестнадцать “домашних” строк из письма моей жене Софье Антоновне", – вспоминал Алексей Александрович Сурков, – "написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой".

Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты “Красноармейская правда” композитор Константин Листов, которому позарез нужно было “что-нибудь, на что можно написать песню”. “Чего-нибудь” не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным в том, что... песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет...

Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню “В землянке”. Всем показалось, что песня “вышла”. После опубликования в “Комсомольской правде” стихов и мелодической строчки песню подхватили и запели всюду.

И сейчас, спустя четыре с половиной десятилетия, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.

"В лесу прифронтовом" (сл. Михаила Исаковского, муз. М.Блантера)

“Стихи написаны на Каме, – вспоминал о рождении этой песни Михаил Исаковский, – когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу композитору Матвею Блантеру (с ним создавали “Катюшу”). Спустя несколько месяцев услышал по радио.

"Катюша" (сл. М. Исаковский, муз. М.Блантера)

Особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. В Литературном музее в Москве я записал некоторые из них: "Все мы любим душеньку "Катюшу", любим слушать, как она поет, из врага вытряхивает душу, а друзьям отвагу придает".

Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне".

Историю, которую рассказали ветераны: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"!..

В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим".

"Шумел сурово брянский лес" (муз. С. Каца, сл. Анатолия Софронова)

Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла несколько необычная радиограмма: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню». Это писали партизаны брянских лесов. Политуправление фронта обратилось к поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу с просьбой выполнить партизанский заказ.

Для А. Софронова и С. Каца это была не первая совместная творческая работа. С тех пор они написали много песен – героических и шуточных, строевых и лирических, маршеобразных и частушечных. А вот партизанскую песню писать не приходилось. Какой она должна быть?

Песня сравнительно быстро была написана. Получилась она поистине суровая, широкая, величественная, близкая по духу характеру народных мстителей. Её исполняли вполголоса в лесу, в землянке, у костра. Осталось только проверить, как песня будет звучать в хоре.

"Синий платочек" (муз. Е. Петерсбурского, сл. Я.Галицкого)

Казалось, что среди грохота сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь боевые песни да марши. Однако, как отмечал поэт А. Сурков, «уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с кованными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова в общем-то не очень сильной песни «Синий платочек».

"Случайный вальс" (муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского)

2 февраля 1943 года победоносно закончилась Сталинградская операция: завершена была ликвидация окруженной группировки противника. В Сталинграде наступила непривычная тишина... – А через несколько дней, – вспоминает поэт Евгений Долматовский, – мы с композитором Марком Фрадкиным уже ехали в эшелоне на новый фронт – будущую Курскую Дугу. Поезд шел медленно, часто останавливался, и мы стали сочинять песню.

И здесь Фрадкин вспомнил историю, рассказанную знакомым военным летчиком. ...Однажды пришлось этому летчику побывать летним вечером в небольшой деревушке в прифронтовой полосе. Остановились передохнуть. Вдруг офицер услышал звуки музыки – местная молодежь танцевала под старый, разбитый патефон. Он подошел ближе и увидел девушку, одиноко стоящую в стороне. Лейтенант пригласил ее на вальс. Разговорились, но тут пришлось проститься – засигналил шофер, пора в путь. С тех пор прошло много времени, молодой офицер не может забыть эту девушку. Может быть, об этом написать песню?

В годы войны были созданы замечательные произведения камерной, оперной и симфонической музыки. Во время ВОВ в свет выходит Седьмая симфония Шостаковича. Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию". Во время ленинградской блокады Дмитрий Шостакович вместе с другими ленинградцами дежурил на крышах домов, куда падали зажигательные бомбы, умирал от голода, и в это же время с необыкновенным воодушевлением сочинял свою знаменитую симфонию.

9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской консерватории, на стене которой красовалась надпись: "Граждане! Осторожно! При артобстеле эта сторона опасна!" – в городе, где люди каждый день гибли от голода и бомбёжек – при всех зажжённых люстрах, что символизировало презрение к врагу, состоялась премьера Седьмой "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен. Организовал этот концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. А исполнял симфонию Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.

Когда композитор бочком
Пробрался к подножью рояля,
В оркестре, смычок за смычком
Проснулись, зажглись, засияли,
Как будто из мрака ночей
Дошли к нам порывы метели,
И сразу у всех скрипачей
С подставок листы полетели.
И эта ненастная мгла,
В траншеях свиставшая хмуро
Никем до него не была
Расписана, как партитура.
Над миром взрывалась гроза.
Еще никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти.
Как дом, от полов до стропил
Охваченный пламенем сразу
Оркестр, обезумев, вопил
Одну музыкальную фразу.
Ей пламя дышало в лицо,
Глушила ее канонада,
Она прорывала кольцо
Блокадных ночей Ленинграда.
Гудела в глухой синеве,
Весь день пребывала в дороге
И ночью кончалась в Москве
Сиреной воздушной тревоги.

Тогда весь мир был потрясён стойкостью и мужеством ленинградцев-блокадников. Исполнение симфонии передавалось по радио и городским громкоговорителям. И в гитлеровских войсках это произведение тоже слушали. И, по признанию некоторых немецких солдат, в тот день они поняли, что войну проиграют.

Вернемся к вашим творческим листам. Я предлагаю вам сейчас зачитать свои чувства, мысли и отношения. Какую роль на ваш взгляд сыграло искусство в период ВОВ?

Вывод: Сегодня мы лишь коснулись культуры, созданной нашим народом в годы ВОВ. В трудное время наш народ всегда мог сплотиться. Своей культурой и искусством мы доказали врагу, что варварство присуще им, а наша страна осталась страной свободных и талантливых, никому не покорившихся, художников, поэтов и музыкантов.

  1. Рисунки, М.: искусство. – 1961.
  2. Краткая история советского кино. М.: Искусство. – 1969.
  3. Грошев А. Долинский И. Новаторство советского кино. М.: Просвещениие. – 1986.
  4. Юренев Р. Н. Новаторство советского киноискусства. М.: Просвещение. – 1986
  5. Баскаков В, Е. Фильм – движение эпохи. – М.: Искусство, 1989
  6. Бондарчук С. Ф. Желание чуда – М.: Молодая гвардия. – 1984
  7. Кашималов А. И. Право на поиск. - М.: Молодая гвардия. 1984
  8. Капралов Г. А. Талант, совесть и страсть: девять штрихов к портрету М. Ульянова. – М., 1988
  9. www.victori.mail.ru

Используемые фрагменты фильмов:

  1. Судьба человека - режиссер Сергей Федорович Бондарчук.
  2. Фильм Летят журавли - режиссер Михаил Константинович Калатозов.
  3. А зори здесь тихие- режиссер Станислав Иосифович Ростоцкий.
  4. На безымянной высоте - режиссёр: Вячеслав Никифоров

Роль искусства в годы Великой Отечественной войны

Прошло уже 66 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей, в искусстве и песенном творчестве.

Гудят колокола памяти. Гудят они над тихими полями Белоруссии, над Хатынью и Брестом, Бабьим Яром и Киевом, над малыми поселками и большими городами – всюду, где ступал кованый сапог фашиста. И в этом гуле слышится нам реквием и гимн. Реквием тысячам убитых, замученных, сожженных заживо, и гимн в честь устоявших, выживших в страшных условиях войны и победивших. И огромная роль в этой победе по праву принадлежит советской культуре. Деятели литературы и искусства почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу с первых же дней войны. Искусство укрепляло и закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе, оно само было сражающимся. Тысячи деятелей культуры встали в строй и с оружием в руках защищали независимость Родины.

Литература Великой Отечественной войны начала складываться сразу после 22 июня 1941 года. Поэтому главной задачей литературы стало помочь партии организовать, направить, сделать целеустремленным и неотразимым боевой дух народа, укрепить его веру в свои силы, готовность сражаться за свое Отечество. В первые дни войны на фронт в качестве бойцов и командиров, политработников и корреспондентов ушло около тысячи литераторов. Публицистичен по своей направленности и знаменитый рассказ М. Шолохова “Наука ненависти” о лейтенанте Герасимове. Две силы показывает писатель, которые помогают Герасимову преодолеть страшные испытания – ненависть к захватчикам и отчетливое понимание гуманистических идеалов советского народа. Послушайте отрывок из этого рассказа…”

“…И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”, - а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, что ненависть к врагу всегда мы носим на кончиках штыков. Извините, если это замысловато сказано, но так думаю, - закончил лейтенант Герасимов и впервые за время нашего знакомства улыбнулся простой и милой, ребяческой улыбкой.”

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев сказал: “Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером” . Поэзия надела военную шинель и шагнула в бой. Уже на третий день войны по всей стране, как призыв, зазвучала песня “Священная война” на стихи Лебедева-Кумача.

“В этот же день она прозвучала по радио в исполнении знаменитого актера Малого театра Александра Остужева. Опубликованные одновременно в “Красной звезде” и “Известиях”, стихи буквально потрясли всех, ошеломили своей гневной силой и удивительной способностью выразить то, что кипело на душе у каждого. В сердце ударила строка, вынесенная в заголовок стихотворения, “Священная война”. Да, именно священная! Под таким же сильным впечатлением создал музыку к этой песне руководитель ансамбля красноармейской песни и пляски А.В. Александров, почти также стремительно, буквально озаренный моментально зазвучавшей в нем музыкальной темой. 27 июня красноармейцы впервые спели “Священную войну” на Белорусском вокзале бойцам, отправляющимся на фронт. И те, кто слушал, уходя на фронт, провожая близких и друзей, и те, кто исполнял, не могли сдержать слезы. Поэт назвал свою песню “взволнованной речью”, и эта речь отозвалась в сердцах миллионов соотечественников как гимн, как набат. Песня стала моментом истории, встала вместе с солдатами в строй, сама стала.

Сообщение.

“В годы войны массовая песня – самый распространенный жанр советской музыки. Она одной из первых отразила события войны и стала ее музыкальной летописью. 4 года войны стали знаменательным периодом, утвердившим новый песенный стиль, характеризующийся взаимопроникновением лирики и героики. Песня была могучим духовным оружием на фронте и в тылу. Темы, образы и содержание песен воплотили борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков, эмоциональную атмосферу военного времени. Было написано, исполнено, прочувствованно и принято множество песен: “Заветный камень” Мокроусова и Жарова, “Вечер на рейде” Соловьева-Седова и Чуркина, “В землянке” Листова и Суркова и другие. Их пели в тылу и на фронте, на поле боя и в короткие минуты отдыха, в землянках и партизанских отрядах. Они звучали в исполнении концертных бригад и отдельных певцов. Выдающимися исполнителями были: Лидия Русланова, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко…”

И у каждой из песен была своя судьба

Сообщения учащихся

Почему важное значение в поднятии боевого духа имела именно музыка?

Какие песни времён ВОВ вы знаете?

Учащиеся слушают песни и рассказывают историю их создания.

  1. 1.«Священная войная»
  2. 2.«Тёмная ночь»
  3. 3.«В землянке»
  4. 4.7-я симфония Д. Шостаковича
  5. 5.«Шумел сурово Брянский лес»

Война в живописи

Военная живопись 1941-1945гг.

Тяжелейшим испытанием для страны стала ВОВ с Гитлеровской Германией. Когда разразилась вторая мировая война, история мирового искусства пережила чрезвычайные события. Социальные движения тех лет вызывают революционные течения художественного творчества. Национальные движения возбуждают новые идеи и формы искусства. Высокоразвитая художественная культура сталкивается в эти годы с элементарным идеологизмом и грубым популизмом. В этот период государственная власть и политические партии все с большей настойчивостью проявляют свою заинтересованность в искусстве.

Все чаще эта заинтересованность выражалась в культурной политике, в духе которой провозглашаются права на национальное и классическое наследие и получают идеологическую, политическую квалификацию современные художественные движения, из чего проистекают и практические выводы. Накал яростной борьбы народа пытались отразить живописцы того времени через изображение русской природы, для которой чуждо присутствие пришельцев-захватчиков, раскрывалось многое из событий войны. Летопись скорбных утрат навечно запечатлела русская живопись. События Великой Отечественной войны никогда не сотрутся в памяти людской. К ней еще не раз обратиться художники. Глубочайшая драма, пережитая человечеством за истекшие десятилетия 20-го века, - нашествие фашизма и вторая мировая война - поставила историко-художественные процессы в самую прямую связь и зависимость от нее. Эмиграция архитекторов и художников из стран, захваченных фашизмом, внесла немалые изменения в демографию художественной культуры мира. Бегство от фашизма, неприятие его художниками, замкнувшимися в своем внутреннем мире, сберегающем образы и идеалы их творчества, явилось актом духовного сопротивления фашистской агрессии.

В СССР создаются также капитальные произведения станкового искусства. В странах, захваченных фашизмом, образуется искусство Сопротивления - художественное движение политической действенностью и вырабатывающее свои собственные свойства содержания и стиля. Это искусство содержит острый отклик трагедии войны, воплощает в аллегорических и конкретно событийных композициях кошмары фашизма.

Аркадий Александрович Пластов

Пластов А.А. родился в1893 в с. Прислониха Симбирской губ. Лучшие его картины стали классикой русской живописи XX в. Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов и останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.

Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем. В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи. В 1917-1925 гг. Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе.

В 1931 г. у Пластова А.А. сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда - и число его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов - несколько сотен. В основном это портреты односельчан. Художник много и плодотворно работает в 1930-х гг., но первые свои шедевры он создает в военные годы.

Аркадий Александрович - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры.

Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, - А. Е. Архипова, Ф. А Малявина, К. А. Коровина. Пластов А.А. осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд. На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова - воплощенная гармония природы и человека.

В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны ("Фашист пролетел", 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы ("Жатва", "Сенокос", 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии). Картина "Сенокос" прозвучала как красочный гимн наступившей мирной жизни, радости народа, с честью и славой вышедшего из тяжелых испытаний войны. В картине "Жатва" - тема войны скрыта, она - в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле.

Во время войны художник жил и работал в селе Прислониха. Полотно Пластова "Фашист пролетел" (1942) - одно из наиболее тревожащих и незабываемых произведений живописи. Русская осень с золотым убором опадающей листвы, с увяданием зелени на полях и фигурой погибшего мальчика-пастушка на первом плане несет на себе следы бессмысленной военной жестокости. У горизонта чуть виден силуэт улетающего немецкого самолета-убийцы.

И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень: "Родник" (1952), "Юность" (1953-54), "Весна" (1954), "Лето" (1959-60), "Ужин трактористов" (1951). Среди работ Пластова также выделяется картина "Весна" (1951). Поэтическим ощущением жизни веет от этого полотна. Молодая девушка, выбежав из деревенской баньки, заботливо одевает маленькую девочку. Художник мастерски передает красоту юного обнаженного женского тела, прозрачность еще студеного воздуха. Человек и природа предстают здесь в неразрывной связи.

Не случайно в названиях многих его картин есть нечто обобщающее. Аркадию Александровичу дана редкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства мироздания. Поэтому он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическую художественную традицию.

Счастье бытия, неизъяснимо сладкое чувство Родины буквально изливаются на нас с картин Пластова. Но... та Россия, которую так любил Пластов, частью которой он был, уже на его глазах уходила в прошлое. "Из прошлого" (1969-70) - так и называется одна из последних крупных работ художника. Крестьянская семья в поле, во время короткого отдыха. Все так естественно просто и так значительно. Крестьянское святое семейство. Мир гармонии и счастья. Частица рая на земле.

Интересны и иллюстрации Пластова к произведениям русских поэтов и прозаиков. Они очень близки по мировосприятию его картинам. Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации ("Мороз, Красный нос" Н. А. Некрасова, 1948; "Капитанская дочка" А. С. Пушкина, 1948-1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.).

Полотно "Колхозный праздник". По ряду признаков это произведение подходит под определение стиля социалистического реализма, провозглашенного основным для советского искусства. Правда, следует уточнить, что упомянутую картину включали в реалистический метод с оговорками, поскольку она слишком ярка и демонстративно народна. Автор несколько раз перегрузил сюжет подробностями, но это помогло ему создать впечатление естественного деревенского веселья, лишенного официальной праздности.

Пластов А.А. - советский живописец, народный художник СССР. Пленэрные жанровые картины и пейзажи, портреты Пластова проникнуты поэтическим восприятием природы, жизнь русской деревни и ее людей ("Фашист пролетел", 1942, цикл "Люди колхозной деревни", 1951 - 1965). Ленинская премия (1966). Гос. премия СССР (1946).

В 1945 году завершился большой период истории искусства 20-го века. Победа демократических сил над фашизмом и последовавшие за ней грандиозные социально-политические, национальные и международные перемены решительным образом перестроили художественную географию мира, внесли серьезные изменения в состав и ход развития мирового искусства. С новыми своими проблемами искусство вступает в послевоенное время, когда определяющие его развитие три основных фактора - социально-политический, национальный и интернациональный, идейно-художественный - создают новую историко-художественную ситуацию.

Духом военного времени было проникнуто творчество художников и скульпторов. В годы войны получили широкое распространение такие формы оперативной наглядной агитации, как военный и политический плакат, карикатура. Многотысячными тиражами выходили такие памятные всему военному поколению советских людей плакаты: «Воин Красной Армии, спаси!» (В. Корецкий), «Партизаны, мстите без пощады!» (Т. Еремин), «Родина-мать зовет!» (И.Тоидзе) и многие другие. Более 130 художников и 80 поэтов принимали участие в создании сатирических «Окон ТАСС».

Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)

Одаренный живописец и график, мастер книжной иллюстрации, прирожденный педагог, С. В. Герасимов успешно реализовал свой талант во всех этих сферах творчества.

Художественное образование он получил в СХПУ (1901-07), затем в МУЖВЗ (1907-12), где учился у К. А. Коровина и С. В. Иванова. В молодости Герасимов отдавал предпочтение акварели и именно в этой тонкой технике вырабатывал свойственную его произведениям изысканную колористическую гамму с серебристо-жемчужными переливами свободных, легких мазков. Наряду с портретами и пейзажами часто обращался к мотивам народного быта, но не повествование и не этнографические подробности привлекали здесь художника, а сама стихия сельской и провинциальной городской жизни ("У телеги", 1906; "Можайские ряды", 1908; "Свадебные в трактире", 1909). В рисунках, литографиях, гравюрах начала 1920-х гг. (серия "Мужики") художник искал более острого, драматически напряженного выражения крестьянских характеров. Эти поиски отчасти продолжились и в живописи: "Фронтовик" (1926), "Колхозный сторож" (1933). Герасимов - лирик по натуре, изысканный пейзажист. Его высшие достижения - в небольших натурных этюдах русской природы. Они замечательны своей поэтичностью, тонким ощущением жизни, гармонией и свежестью колорита ("Зима", 1939; "Лед прошел", 1945; "Весеннее утро", 1953; серия "Можайские пейзажи", 1950-е, и др.). Между тем по принятой в его время официальной иерархии жанров полноценным произведением живописи считалась картина с развернутым и идеологически выдержанным сюжетом. Но такие картины в известной мере удавались Герасимову лишь тогда, когда он и в них мог передать лирическое состояние, объединяющую поэтичность природной среды: "На Волхове. Рыбаки" (1928-30), "Колхозный праздник" (1937).

Попытки же передать драматические ситуации оказывались не слишком убедительными ("Клятва сибирских партизан", 1933; "Мать партизана", 1947). Среди графических работ художника наибольшую известность приобрели иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1933-36) и к роману М. Горького "Дело Артамоновых" (1939-54; за них Герасимов награжден золотой медалью Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе). С молодых лет и на протяжении всего творческого пути Герасимов увлеченно занимался преподаванием: в художественной школе при типографии Товарищества И. Д. Сытина (1912-14), в Государственной школе печатного дела при Наркомпросе (1918-23), во Вхутемасе - Вхутеине (1920-29), Московском полиграфическом институте (1930-36), МГХИ (1937-50), МВХПУ (1950-64). В 1956 г. ему присуждена ученая степень доктора искусствоведения.

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.

Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В.А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920-1925). Большое значение в творческом становлении и в формировании мироощущения художника имели годы ученичества и общения с В.А. Фаворским, а также встречи с В.В. Маяковским. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924, в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А.Д. Гончаров и Ю.И. Пименов), и на Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). В 1928 Дейнека стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931-1932 - членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике картины и акварели: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».

Новый знаменательный этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). В эти же годы художником были созданы смелые по своей новизне и поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932) и др. Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в берлине» (1933), наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А. Барбюса (1934). С середины 1930-х Дейнека увлекся современными темами. К теме авиации художник обращался и раньше («Парашютисты над морем», 1934), но работа в 1937 над иллюстрациями к детской книге летчика Г.Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938) способствовала тому, что мастер с новой силой заинтересовался авиацией. Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических -- «Будущие летчики» (1937). Историческая тема нашла свое воплощение в монументальных произведениях, посвященных в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке. К числу наиболее значительных работ конца 1930-х - начала 1940-х относится «Левый марш» (1940). В период Великой Отечественной войны Дейнека создал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 ГОДА» (1941) - первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение - «Сгоревшая деревня» (1942). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала Московского университета (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943), а за мозаики «Хорошее утро» (1959-1960) и «Хоккеисты» (1959-1960), он был удостоен Ленинской премии в 1964 году.

Дейнека преподавал в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-- 1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Он являлся членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962--1966), академиком-секретарем (1966-1968) отделения декоративных искусств Академии художеств СССР. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, герой Социалистического Труда (1969)

12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище

Античные традиции в мировой и европейской культурах

Живописных памятников древнеримской культуры сохранилось больше, чем древнегреческих (этих оригиналов больше осталось в прикладной живописи). Монументальная живопись возникла в период формирования полисной системы...

Готика. Застывшая эпоха ушедших времен

Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж...

Декоративно-прикладное искусство этрусков

«Погребальный пир». Фреска. 5 в. до н. э. Гробница Леопардов. Тарквинии Значение этрусских склепов для изучения культуры не исчерпывается техническим совершенством и своеобразием построек и уникальностью обнаруженных в них находок...

Жизнь и творчество Сергея Бондарчука

Война резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. После «пилотных» короткометражек «Боевых сборников» появились полнометражные фильмы о войне («Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя» и др.)...

Золотое сечение в искусстве

Очень часто в одном и том же произведении живописи встречается сочетание симметричного деления на равные части по вертикали и деление на неравные части по золотому сечению по горизонталям. Рассмотрим примеры...

Крито-Микенское искусство

Особым направлением в критском искусстве стала живопись. Уже с первых шагов рождающейся минойской цивилизации обозначается интерес критских мастеров к изображению в цвете различных явлений окружающего мира...

Крито-Микенское искусство

Дворцы, Несмотря на внешнюю простоту, здания были роскошно отделаны. Полы были расписаны шахматным орнаментом с включенными в клетки фигурами подводных богов -- тунцов, осьминогов. Стены дворца были сплошь покрыты фресками...

Культура в эпоху Петра I

В начале XVIII века, вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами...

Культурная революция в СССР (1922-1941 гг.)

«Программа партии в области искусства встречала сопротивление художников, тесно связанных с буржуазией, настроенной против Советской власти. Реакционные художники и теоретики искусства прибегали к клевете на большевиков, обвиняя их в том...

Мода в период Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны женщины в форме воспринимались как разумная необходимость. Слева на иллюстрации 4 женщина в форме Британского вспомогательного корпуса ATS. Основой формы служили куртка цвета хаки и такая же юбка до колена длиной...

Особенности художественной культуры Средневековья

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции...

Разработка проекта декоративного панно для современного интерьера по сюжету фильма Квентина Тарантино "Death proof"

Живопись (от рус. живо и писать) - это один из древнейших видов изобразительного искусства, художественные произведения...

Святая инквизиция в эпоху Средневековья и ее отражение в искусстве

В эпоху Средневековья живопись стала одним из главнейших видов искусств. Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений...

Эволюция иконостасной живописи в XVIII в.

Стенная живопись в храмах 1760-1770-х годов редкое явление, ее полностью заменяет живопись иконостасов. Роспись Троицкого собора в Чернигове, исполнена в 70-х годах, лишена монументально-декоративного характера и является, по существу...

Я.А. Эшпай - марийский композитор

В 1933 году Яков Андреевич приезжает в Йошкар-Олу. Здесь он работает зав. сектором искусств при ОБЛОНо, зав. музыкальным отделом Маргостеатра, музыкальным редактором Радиокомитета...