Как понять хороший ли у тебя голос. Учимся петь или как развить голос

Бархатистый или звучный голос, способность задевать за живое с помощью своего пения – подлинное мастерство. Некоторые люди обладают этим даром от природы, другим нужно долго и упорно учиться, чтобы хоть немного приблизиться к идеалу. Бывает и так, что у человека есть музыкальный слух, но голосовые связки недостаточно развиты и пение получается не таким, как хотелось бы. Таким людям помогут долгие и упорные тренировки над развитием своего голоса. Ведь голосовые связки – это тоже мышцы, которые можно разрабатывать и тренировать.

Основное, что следует помнить, приступая к упражнениям по развитию голоса – это необходимость правильного дыхания. Именно с него нужно начинать тренировки. Ведь если человек дышит неправильно, сила его голоса никогда не достигнет нужного уровня. Чтобы научиться правильно дышать, можно попробовать ходить по комнате, считая вдохи и выдохи. На первых двух шагах – вдох, на вторых – выдох. Но это только в первые дни занятия. Постепенно нужно увеличивать промежутки между вдохом и выдохом до десяти шагов. Также полезным является следующее упражнение: нужно встать прямо, поставить ноги на ширине плеч, а руки соединить в замок и поднять вверх. Прогибаясь назад, делать вдох, а на выдохе наклоняться вперед. При наклоне одновременно с выдохом произносить различные гласные: "а-а-а", "у-у-у", "о-о-о", "и-и-и", "е-е-е". Регулярное выполнение этих несложных упражнений – первый этап, как развить голос для пения. Желательно выполнять эти и последующие упражнения перед зеркалом, чтобы следить за тем, как работает диафрагма.

Для тех же, кто поставил перед собой цель, как развить голос для пения в домашних условиях, стоит перейти к следующим упражнениям – проговариванию слогов. Лучше всего использовать такие звукосочетания, которые содержат одновременно звонкие и глухие согласные в сочетании с гласными звуками. К примеру: тхпи, тхпе, тхпа, тхпо, тхпу. Если поначалу сложно запомнить, то можно написать их заранее на листе бумаги и зачитывать вслух. Также помогают для усиления голосовых связок скороговорки. Их очень много, поэтому выбрать можно те, которые наиболее понравятся. Например: "Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры". Лучше всего подыскать такие скороговорки, которые содержат разные звуки и звукосочетания. Проговаривать их нужно в разном темпе: начиная с медленного и постепенно увеличивая.

Полезно читать вслух различные произведения: как стихи, так и прозу. При этом нужно следить за дикцией и четко проговаривать каждую букву, учиться ставить в нужных местах логические ударения. Лучше делать это, записывая на диктофон, чтобы иметь возможность прослушать свой голос и понять, какие ошибки допускаются в процессе чтения. Поначалу читать вслух литературу можно по десять – пятнадцать минут, но постепенно увеличивать время до часа и больше.

Хорошо помогает для развития голоса непосредственно пение, начиная от распевок, заканчивая исполнением самих музыкальных произведений. Распевки могут быть самые разные: те же самые слоги, которые проговаривались вслух, но напеваемые в разной тональности. Начинать следует с низкой тональности и заканчивать так высоко, как только получится. Так можно определить свой диапазон. Иногда понизить голос помогает обычное дыхание через нос. Также для этой цели поможет несложное упражнение, которое называют жужжанием. Нужно прижать подбородок к груди и просто издавать звук: "ж-ж-ж". Если выполнять жужжание каждый день, то довольно быстро можно заметить результат. Итак, зная эти нехитрые приемы, как разработать голос для пения в домашних условиях, можно сделать свой голос более звучным и сильным.

По утверждению педагогов-музыкантов, нет в мире человека, лишенного музыкального слуха. Просто у одних этот слух развит больше, у других меньше, у третьих находится в зачаточной стадии и требует больших трудозатрат. Вокальный голос является производной от музыкального слуха, хотя его развитие требует больших усилий.

Инструкция

Попробуйте спеть простую мелодию, возможно. обычную гамму. Скорее всего, с первого раза вы не сможете этого сделать, потому что ваш голос не скоординирован со слухом. А слух, в свою очередь, пока еще недостаточно развит. Спойте еще раз и запишите свой голос на диктофон.

Прослушайте запись. Поголовно у всех людей первая реакция на свой голос – панический ужас. Во-первых, вы не узнаете свой тембр, так как в привычном состоянии слышите себя через кость, то есть без некоторых обертонов. Если вы запишете просто свою речь, ситуация не улучшится принципиально, но любой другой человек узнает на записи ваш голос – это внешний голос, который слышат все окружающие.

Во-вторых, на записи вы услышите фальшь, которой при пении не ощутили. Если вы ее распознаете, значит, все отлично, слух у вас все-таки есть. Если нет, тоже можно порадоваться: возможно, у вас от природы развита координация слуха и голоса.



Если эти доводы вас не убедили, попросите своего друга-музыканта провести с вами пробный диагностический урок. Пусть он просто сыграет несколько нот, которые вы можете повторить голосом, а потом выскажет свое мнение. Скорее всего, оно будет в вашу пользу.

Если друга не нашлось, обратитесь к педагогу-вокалисту музыкальной школы или училища. Преподаватели институтов возьмут даже за пробный урок большую сумму денег, а качество преподавания необязательно будет выше, чем у коллег из другого учебного заведения.

Как распознать ноты

Подбор произведений на слух – одно из многих умений, которыми должен обладать музыкант. Обучение этому навыку происходит на уроках сольфеджио и теории музыки. Благодаря развитию слуха и аналитического мышления на этих занятиях музыкант может легко распознать ноты произведения – отдельные партии или общую гармонию.

Вам понадобится

Учебник ЭТМ;
- пособия по сольфеджио;
- сборники диктантов в 1, 2, 3, 4 голоса;
- аудиозаписи нот.

Инструкция

Пойте гаммы в разной последовательности. Изучите весь кварто-квинтовый круг и все разновидности тональностей: натуральные, гармонические, мелодические, народные лады. Каждую гамму пойте в удобной октаве. Называя знаки альтерации.

Научитесь петь интервалы в мелодическом и гармоническом расположении (последовательно или одновременно). Для второго варианта пригласите друга-музыканта, который будет петь второй голос. Особенно полезны для этого хоралы Баха и упражнения, представленные в пособиях по сольфеджио (в частности, пособие Ладухина).

Попросите друга наигрывать вам диктанты. Начните с простых одноголосных: мелодия исполняется на фортепиано, а вы пытаетесь ее угадать, повернувшись к инструменту спиной. Не тыкайте пальцем в небо. После нескольких занятий по теории музыки и пении сольфеджио вы уже научились определять ступени гаммы. В мелодии также пытайтесь найти тонику, тяготение к ней, расстояние от нее до исполняемой ноты.

Постепенно усложняйте задачу, увеличивая количество тактов в диктанте от 4 до 12-16. По мере развития слуха усложняйте ритмический рисунок, добавляйте хроматизмы. Дописав диктант и сверив с оригиналом, спойте его.

Развивайте не только мелодический слух (на одноголосных диктантах). Постепенно включайте в занятия двух- и трехголосные диктанты. Маленькая подсказка: в многоголосных упражнениях сначала записывайте не верхний, а нижний голос. Средние и высокие идут следом. После записи также пойте диктанты.

Слушайте любимые песни. Пробуйте записать их таким же образом, как диктанты: много раз повторяйте, затем записывайте бас, а потом аккорд и мелодию. Кстати, в этом деле у вас больше свободы, чем в диктанте: неважно, сколько раз вы проиграете трек. Кроме того, вы можете проверить свои догадки, сыграв ноту на инструменте (гитаре или фортепиано).

Как развить голос?

Чтобы научиться красиво петь, нужно уметь владеть голосовыми связками. Достигается это выполнением определенных упражнений. Проходя мимо музыкальной школы или училища можно услышать, как студенты на распев поют звуки. Это и есть одно из таких упражнений. Связки представляют собой мышцы, которые нужно постоянно тренировать. Профессиональные музыканты занимаются этим с самого детства, поэтому мы заслушиваемся их голосами.

Существуют и другие упражнения, как развивать голос для пения:

  • произносите нараспев слоги, в которых есть глухие и звонкие согласные звуки;
  • читайте прозу вслух, растягивая предложения, как в песне;
  • пойте скороговорки;
  • тренируйте артикуляцию, раскрывая рот при пении как можно шире.

Особенно красиво звучит глубокий, грудной голос. Его тоже можно развить, но для начала проверьте, может, он у вас в норме. Приложите ладонь к груди и спойте что-нибудь. Если вы рукой чувствуете вибрацию за грудной клеткой, значит, у вас есть грудной голос.

Как научиться петь в домашних условиях?

Если вы всерьез решили заняться развитием певческих талантов и хотите узнать, как заняться и развить голос в домашних условиях, то чаще слушайте сами себя. Собственные звуки можно записать на диктофон, а потом анализировать. Кроме того, за правильное пение отвечает соответствующее дыхание, а его придется выработать. В противном случае вы не сможете допеть песню и начнете задыхаться.

  1. Начинайте утро с дыхательной гимнастики. Сделайте 7−8 коротких вдохов и 1 длинный выдох.
  2. При пении следите, чтобы ваша грудь «не колыхалась». Воздух должен опускаться в живот, который может раздуваться и сдуваться, а грудь должна оставаться неподвижной.
  3. Во время пения дышите только носом.
  4. Не задирайте голову. Растягивая гортань, вы мешаете себе петь.

Чтобы развить музыкальный голос, можно воспользоваться услугами педагога по вокалу. Совсем не обязательно учиться годами, если вы, конечно, не собираетесь покорить мир. Можно взять несколько уроков, во время которых педагог сможет проверить ваш слух, поставить голос и научить, как выражать эмоции в песне. Красивое пение не может быть без души, и поэтому, исполняя песню, вкладывайте в нее свои переживания и чувства.

Каждый голос уникален и неповторим по своему звучанию. Благодаря этим особенностям, мы можем легко узнавать голоса своих знакомых даже по телефону. Певческие голоса отличаются не только по тембру, но и по высоте раскрытия голоса, диапазону, индивидуальной окраске. И в этой статье вы узнаете, как правильно определить тип голоса ребёнка или взрослого человека. А также, как определить свой удобный диапазон.

Певческие голоса всегда подходят под одну из вокальных характеристик, которые придумали в итальянской оперной школе. Их сравнивали по звучанию с музыкальными инструментами струнного квартета. Как правило, звучание скрипки сравнивали с женским голосом сопрано, альта – с меццо. Самые низкие голоса – контральто – сравнивали со звучанием валторны (как и тембр тенора), а низкие басовые тембры – с контрабасом.

Так появилась классификация голосов, близкая к хоровой. В отличие от , в котором пели только мужчины, оперная школа Италии расширила возможности пения и позволила создать классификацию женских и мужских голосов. Ведь в церковном хоре женские партии исполняли дисканты (сопрано) или тенора-альтино. Эта характеристика голосов сохранилась и сегодня не только в оперном, но и в эстрадном пении, правда, в эстраде подача звука другая. Некоторые критерии:

4 критерия определения голоса

В профессиональном пении есть свои критерии определения. Во время прослушивания преподаватель обращает внимание на:

  1. Тембр голоса . Так называют неповторимую окраску голоса, которая может быть светлой и тёмной, насыщенной и мягкой, лирической нежной. Тембр складывается из индивидуальной окраски голоса, которая есть у каждого человека. У одного голос звучит мягко, тонко, даже немного по-детски, у другого уже в ранние годы имеет насыщенную грудную окраску. Различают тембр головной, грудной и смешанный, мягкий и резкий. Он является основной характеристикой окраски. Есть голоса, резкий тембр которых звучит очень отталкивающе и неприятно до такой степени, что им не рекомендуется заниматься вокалом. Тембр, как и диапазон, является отличительной особенностью певца, а голос выдающихся певцов и певиц отличается яркой индивидуальностью и узнаваемостью. В вокале цениться мягкий, красивый и приятный для слуха тембр.
  2. Диапазон. Каждый тип голоса имеет не только своё характерное звучание, но и диапазон. Его можно определить во время распевания или, попросив человека спеть песню в удобной для него тональности. Обычно певческие голоса имеют определённый диапазон, который позволяет безошибочно определить его тип. Различают рабочий и нерабочий диапазон голоса. Профессиональные певцы имеют широкий рабочий диапазон, который позволяет им не только замещать коллег с другими голосами, но и красиво исполнять оперные арии для других партий.
  3. Тональность . Любой голос имеет свою тональность, в которой исполнителю удобно петь. Она будет разной у каждого типа.
  4. Тесситура. Так называется определённый участок диапазона, в котором исполнителю удобно петь. Для каждого голоса он свой. Чем шире этот участок, тем лучше. Часто говорят о том, что есть удобная и неудобная тесситура для голоса или исполнителя. Это значит, что, песня или партия в хоре может быть удобной для пения одним исполнителем и неудобной для другого, хотя диапазоны у них могут быть одинаковыми. Так можно определить и особенности голоса.

Как правильно определить тип голоса у детей

Детские голоса ещё не имеют сформированного тембра, но уже в это время можно определить их тип во взрослом возрасте. Обычно их делят на высокие и низкие, как у мальчиков, так и у девочек. В хоре их называют сопрано и альт или дискант и бас. В смешанных хорах есть 1 и 2 сопрано, а также 1 и 2-й альт. После переходного возраста они приобретут более яркую окраску и уже после 16-18 лет можно будет определить взрослый тип голоса.

Чаще всего из дискантов получаются тенора и баритоны, из альтов – драматические баритоны и басы . Низкие голоса девочек могут превратиться в меццо-сопрано или контральто, а сопрано стать немного выше и ниже и приобрести свой неповторимый тембр. Но бывает, что низкие голоса становятся высокими и наоборот.

Дискант хорошо узнаваем по звонкому высокому звучанию. Некоторые из них могут петь даже партии для девочек. У них хорошо развит высокий регистр и диапазон.

Альты и мальчики, и девочки имеют грудное звучание. У них красивее звучат низкие ноты, а не верхние. У сопрано – самых высоких голосов у девочек – лучше звучат высокие ноты, начиная от соль первой октавы, чем низкие. Если определить их тесситуру, то можно понять, как он будет развиваться. То есть, как определить диапазон этого голоса во взрослом возрасте.

Как правильно определить свой тип голоса

В настоящее время есть 3 типа женских и мужских голосов. Каждый тип имеет свои отличия.

Сопрано – наиболее звонкий, лёгкий высокий женский голос. Он имеет яркий женственный тембр и может звучать высоко, звонко и пронзительно. Ему удобнее петь в конце первой октаве и во второй, а некоторые колоратурные сопрано легко поют высокие ноты в третьей. У мужчин похожее звучание имеет тенор.

Меццо-сопрано – сочный и насыщенный средний женский голос. Чаще всего, он имеет красивый глубокий тембр и диапазон, который красиво раскрывается в первой октаве и в начале второй. Низкие ноты этого голоса звучат наполнено, сочно, с красивым грудным звучанием. Он аналогичен звучанию баритона.

Контральто – глубокий, чувственный, бархатный и самый низкий голос у женщин. Он имеет звучание, напоминающее по тембру виолончель, и может брать низкие ноты малой октавы. А самым низким мужским голосом является бас-профундо, который в природе встречается очень редко. Чаще всего самые низкие партии в хоре поют басы.

Прослушав выдающихся певцов вашего пола, вы без труда поймёте, как определить по окраске свой тип.

Как определить безошибочно, тональность голоса? Вы сможете это сделать дома, если у вас есть музыкальный инструмент. Выберите песню, которая вам нравиться и спойте её в удобной тональности. Она должна иметь широкий диапазон, чтобы охватить хотя бы полторы октавы. Затем попробуйте подобрать её мелодию. В каком диапазоне вам удобно её петь? Затем поднимите её выше и ниже.

Где лучше раскрывается ваш голос? Это и есть наиболее удобный участок вашего рабочего диапазона. Сопрано будет удобно петь в конце первой и начале второй октавы и выше, меццо – в первой, а контральто ярче всего звучит в последнем тетрахорде малой октавы и в первой сексте первой. Это хороший способ, верно определить тональность своего голоса.

Вот ещё один способ , как определить, какой у тебя природный голос. Нужно взять распевку в диапазоне октавы (например, до – ми – ля – до (вверх) до –ми –ля (вниз), и спеть её в разных тональностях, которые будут отличаться на секунду. Если голос раскрывается, когда вы поёте верх, значит, его тип – сопрано. А, если тускнеет и теряет выразительность – меццо или контральто.

Теперь то же самое проделайте сверху вниз. В какой тональности вам стало петь удобнее всего? Не стал ли голос терять свой тембр и становиться тусклым? При движении вниз сопрано теряют свой тембр на низких нотах, им неудобно их петь, в отличие от меццо и контральто. Так вы сможете определить не только тембр голоса, но и наиболее удобный участок для пения, то есть рабочий диапазон.

Как определить, какой у тебя голос в студии? Выбрать несколько фонограмм любимой песни в разной тональности и пропеть их. Там, где лучше всего раскрывается голос, и стоит петь в дальнейшем. Ну а заодно вы будете знать, как определить свой тембр, прослушав запись несколько раз. И, хотя вы можете с непривычки не узнать свой голос, порой запись может наиболее точно определить его звучание. Так что, если вы хотите определить свой голос и понять, как с ним надо работать, отправляйтесь в студию. Удачи!

Многие начинающие вокалисты, да и не только начинающие, задаются вопросом: "А как мне определить свой тип голоса? " А зачем его вообще определять? А затем, чтобы знать, какие песни подойдут под Ваш голос, а какие нет.

Диапазон разных типов голоса

Для начала посмотри, какие бывают октавы:

А теперь смотрим, в каком диапазоне поют разные типы голосов:

  • Сопрано – от До 1 октавы – до До 3 октавы;
  • Меццо-сопрано – от Ля малой октавы – до Ля 2 октавы;
  • Контральто – от Ми малой октавы – до Фа 2 октавы;
  • Тенор – от До малой октавы – до До 2 октавы;
  • Баритон – от Ля большой октавы – до Соль 1 октавы;
  • Бас – от Ми большой октавы – до Ми 1 октавы.

Обратите внимание, что это примерные диапазоны. Таким образом, у двух людей с одинаковым типом голоса могут быть разные диапазоны.

Вот и все. Если Вы не знаете обозначение нот на пианино, то прошу сюда: " ".

Как определить тип голоса

Но так ли просто определить тип голоса, как может показаться? Конечно же, нет. Даже многие опытные вокалисты до сих пор не могут с этим определиться. Но Вы хотя бы можете примерно определить. Итак, для этого нужно обладать каким-никаким слухом, а в противном случае Вы бы не начали заниматься вокалом и сейчас не читали бы эту статью 🙂

Пробуем спеть самую низкую ноту, которую только сможете. Определяем эту же ноту на пианино - записываем. Пробуем спеть самую высокую ноту, естественно, она будет фальцетная, то есть писклявая (спетая ). Ищем эту ноту на клавиатуре пианино - это будет крайняя нота. Смотрим на диапазон голосов, что я писал выше, и определяем свой тип голоса.

Конечно, все это условно. Ведь в этой таблице для голосов всего 2 октавы, но есть же вокалисты с диапазоном голоса и в 3, и в 4 октавы. Так что тип голоса не является ключевым моментом в пении, но это не значит, что он вовсе не важен.

Переходные ноты

  • Высокие женские голоса: Ми-Фа# 2 октавы;
  • Низкие женские голоса: До-Ре 2 октавы;
  • Высокие мужские голоса: Ми-Фа# 1 октавы;
  • Средние мужские голоса: Ре-Ми 1 октавы;
  • Низкие мужские голоса: Ля-Си малой октавы.

Задача вокалиста - всегда пытаться сгладить переход от грудного голоса к фальцету, чтобы он был не заметен.

Заключение

Вот мы с Вами и разобрались в вопросе Как определить тип голоса . Конечно, есть еще много критериев, по которым (в том числе) следует определять тип голоса. Например, стоит взять во внимание тембр голоса, как звучат верха.

Вообще, очень сложно самому определить тип голоса. Особенно новичку. Лучше сходить на пару занятий к педагогу по вокалу, который поможет Вам , а также определит тип голоса.