К достижениям теории п торренса относятся. Элис Пол Торренс — Отец современной теории творчества. Схема протокола к методике «Вербальная фантазия»


Тест творческого мышления П. Торренса

Данный тест впервые предложен американским психологом П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет). Главная задача, которую ставил перед собой П. Торренс, - получить модель твор­ческих процессов, отражающую их природную сложность.

В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд), к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление , вторая - образное творческое мышление, третья - словесно-звуковое творче­ское мышление.

Тест творческого мышления П. Торренса предполагает возможность различных ва­риантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптиро­ванных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева). Ниже приводится «классический вариант» теста П. Торренса.

Подготовка к тестированию

Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы.


  1. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже небольшие "импро­визации" требуют повторной стандартизации и валидизации теста. Не следует также увеличивать время выполнения теста, так как нормативные дан­ные, представленные в руководстве, соответствуют указанному лимиту времени.

  2. Во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмо­сферу. Употребления слов «тест», «проверка», «экзамен» необходимо избегать, так как тревожная, напряженная обстановка блокирует свободу творческих проявлений. Тестирование проходит в форме увлекательной игры, интересных заданий, в обста­новке поощрения воображения, любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов.

  3. Оптимальный размер группы - 15-35 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10-15 человек, а для дошкольников предпочтитель­ но индивидуальное тестирование.

  4. Бремя выполнения фигурной формы теста - 30 минут, Учитывая подготовку, чтение инструкций, возможные вопросы, необходимо для тестирования отвести 45 минут.

  5. Если инструкция вызовет вопросы детей, ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами.
Необходимо избегать примеров и иллюстраций возможных ответов-образцов. Это при­водит к уменьшению оригинальности и в некоторых случаях - количества ответов.

Вербальное творческое мышление (методика П.Торренса)

Вербальный буклет «А»

Задания 1-7

Инструкция. Предлагаю вам выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы полу­чился интересный рассказ-картинка.

Время выполнения каждого задания ограничено, поэтому старайтесь хорошо его ис­пользовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Старайтесь обдумывать идеи. Если вы успеете полностью выполнить задание до команды об истечении времени - сидите тихо и ждите, пока не будет дано разрешение всем приступить к следующему заданию. Если вы не успеваете выполнить задание в отведенный период времени, переходите к выполнению следующего по общей команде. Если у вас возникнут вопросы , молча поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения.

Первые три задания будут связаны с рисунком, который вы видите (рис. 1). Эти зада­ния позволяют узнать, умеете ли вы задавать вопросы и строить догадки о некоторых со­бытиях, их причинах и последствиях.

Посмотрите на картинку и подумайте: что произошло? Что можно с уверенностью ска­зать, глядя на эту картинку? Что нужно еще узнать, чтобы понять, что случилось, почему случилось и чем это может закончиться?


Рис.1

Задание 1. Задай вопросы

Инструкция. Напиши все вопросы, которые можешь придумать по этой картинке (к это­му и последующим заданиям прилагается чистый лист бумаги, на котором в столбик про­ставлены номера вопросов от 1 до 23). Задай все вопросы, которые необходимы для того, чтобы понять, что случилось. Не задавай таких вопросов, на которые можно ответить, взгля­нув на картинку. Рассматривай картинку сколько захочешь.

Задание 2. Отгадай причины

Инструкция. Постарайся найти и записать как можно больше причин события, изоб­раженного на рисунке. Можно исходить из тех событий, которые могли бы случиться до момента, изображенного на картинке, или спустя много времени после него. Не бойся стро­ить догадки.

Задание 3. Отгадай последствия

Инструкция. Укажи как можно больше возможных результатов события, изображен­ного на рисунке. Напиши о том, что может случиться сразу после события, или о том, что может случиться в далеком будущем.

Задание 4. Результаты усовершенствования

Инструкция. Ты видишь набросок (эскиз) мягкой игрушки - слона (рис. 2). Приду­май, как можно изменить этого игрушечного слона, чтобы детям было веселее и забавнее с ним играть. Напиши самые интересные и необычные способы его изменения.

Рис.2

Задание 5. Необычные способы употребления (картонные коробки)

Инструкция. Большинство людей выбрасывают пустые картонные коробки, но эти коробки могут иметь тысячи интересных и необычных способов употребления. Придумай как можно больше таких интересных и необычных способов употребления. Не ограничи­вай себя только такими способами употребления, какие ты видел или о каких слышал.

Задание 6. Необычные вопросы

Инструкция. В этом задании требуется придумать как можно больше вопросов о кар­тонных коробках. Эти вопросы должны подразумевать самые разнообразные ответы и привлекать интерес к другим коробкам. Постарайся придумать самые необычные вопро­сы о таких свойствах картонных коробок, которые обычно не приходят в голову.

Задание 7. Давайте представим

Инструкция. Вообрази себе такую невероятную ситуацию: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до земли (рис. 3). Что случилось? Подумай, к каким возмож­ным событиям это приведет, какие могут быть последствия? Выскажи как можно больше догадок и предположений. Запиши свои мысли и догадки.

Изобразительное творческое мышление (методика П.Торренса)

Построение образа на основе графического стимула

Невербальный буклет «А»

Субтест 1. Нарисуй картинку

Тестовый материал: а) фигура овальной формы (рис. 4) из цветной бумаги. Цвет фи­гуры может быть любой, но такой насыщенности , чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри контура; б) чистый лист бумаги; в) клей; г) цветные ка­рандаши.

Инструкция. Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую кар­тину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет, явление или рассказ.

С помощью клея поместите эту фигуру на чистом листе в любом месте, где вам боль­ше нравится. А затем дорисуйте ее карандашами, чтобы получилась задуманная вами кар­тина.

Постарайтесь придумать такую картину, которую никто бы не смог придумать. Допол­няйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из него как можно более интересную и увлекательную историю.

Когда вы закончите рисунок, придумайте к нему название и напишите внизу листа. Сделайте это название как можно более необычным. Используйте его для того, чтобы луч­ше рассказать придуманную вами историю.

Начинайте работу над рисунком, делая его непохожим на другие и сочиняя как можно более сложную и интересную историю.

Комментарий. На девятой минуте напомните детям, что нужно закончить и подписать название рисунка, а также свою фамилию и класс. По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу над заданием субтеста 1.

Субтест 2. Закончи рисунок

Тестовый материал: а) простой карандаш; б) тестовый бланк, состоящий из десяти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы (рис. 5).

Инструкция. На этих листах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь при­думать такие картинки или историю , которые никто больше придумать не сможет. Сде­лайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу этой картинки. (если дети огорчены тем, что не успевают закончить задание вовремя, скажите следующее: «Вы все рабо­таете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».) По истечении десяти минут выключите секун­домер и остановите работу.

Субтест 3. Линии

Инструкция. Постройте как можно больше предметов или сюжетных картинок из каж­дой пары линий (рис. 6). Эти линии должны составлять основную часть вашей картины. Карандашом добавьте линии к каждой паре, чтобы картина была закончена. Можно рисо­вать между линиями, над линиями, вокруг линий - где угодно.

Составьте как можно больше предметов или картинок. Постарайтесь сделать их как можно более интересными. Подпишите каждую картинку, придумав название.

По истечении десяти минут выполнение задания прекращается. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них названия сразу после тестирования.


Словесно-звуковое творческое мышление

Диагностика словесно-звукового творческого мышления состоит из двух тестов, проводи­мых при помощи магнитофонной записи.

Б первом тесте - «Звук и образы» - используются в качестве акустических стимулов для узнавания и ассоциирования знакомые и незнакомые звуки (используются естествен­ные, синтетические и музыкальные звуки).

Второй тест - «Звукоподражание и образы» - содержит различные слова, интонации, напоминающие различные содержательные знаки (скрип, треск), имитирующие естествен­ные звуки, присущие какому-то объекту, музыкальные интонации , интонационные комп­лексы, смоделированные на синтезаторе.

В обоих тестах испытуемый после прослушивания звуковой записи пишет, на что по­хож тот или иной звук. При ответах дается полная свобода воображению ребенка.

Звуковые последовательности предъявляются четыре раза.

Обработка экспериментальных данных

Характеристика основных показателей творческого мышления

1. Легкость (беглость) - количественный показатель, отражающий способность к порож­дению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов. 2. Гибкость - отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения.

Измеряется числом категорий. Категории:


  • мир природы;

  • животный мир;

  • человек;

  • механическое;

  • символическое;

  • декоративные элементы;

  • видовое (город, дом, шоссе, двор);

  • искусство;

  • динамические явления.

  1. Оригинальность - характеризует способность к выдвижению идей, отличных от оче­видных, нормативных. Измеряется количеством неординарных и неповторяющихся отве­тов, образов, идей.

  2. Разработанность (тщательность, детализация образов) - фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных деталей при разработке основной идеи.
При обработке экспериментальных данных необходимо иметь в виду, что причины низких и высоких показателей по всем когнитивным параметрам креативности могут быть различными. Так, низкие показатели по фактору «беглость» могут быть связаны с высо­кой детализацией, разработанностью идей. Высокие показатели по данному фактору мо­гут свидетельствовать об импульсивности или поверхностности мышления. Низкие пока­затели по фактору «гибкость» свидетельствуют о ригидности мышления или низкой информированности, слабой мотивации. Чрезвычайно высокие показатели имеют «нега­тивный оттенок» и могут свидетельствовать о неспособности к единой линии в мышлении. Высокий коэффициент оригинальности иногда наблюдается при психических и невроти­ческих расстройствах.

Поэтому при обработке эмпирических данных существенным является не только ко­личественный результат (баллы), но и причины этого результата.

Невербальный буклет «А»

Построение образа на основе графического стимула. Адаптация теста осуществлена со­трудниками центра «Творческая одаренность» НИИ ОПП АПН СССР Н. В. Шумаковой, Е. И. Шелбановой, Н. П. Щербо.

Оценка выполнения задания по субтесту 1 «Нарисуй картинку»

Оригинальность. При обработке используется шкала от 0 до 5 баллов, согласно часто­те встречаемости одинаковых ответов. Ответы, встречающиеся в 5% и более случаев, получают 0 баллов. Так же оцениваются и очевидные ответы, вроде «капля», «груша», «яйцо».

Ответы, встречающиеся в 4,00-4,99%, оцениваются 1 баллом, в 3,00-3,99% - 2 баллами, в 2,00-2,99% - 3 баллами, в 1,00-1,99% - 4 баллами. Все другие ответы получают 5 баллов.

Не засчитываются ответы, которые не соответствуют заданию, если рисунок не связан с цветной фигурой.

Тщательность разработки. В основе обработки этого показателя лежат два положения: первое включает понятие простейшего ответа - минимального и первичного. Во втором - придумывание и изображение деталей относится к проявлению творческой способности, определяющей уровень разработанности идей.

При оценке тщательности разработки баллы даются за каждую значимую деталь (су­щественную идею), дополняющую исходную стимульную фигуру , как в границах ее кон­тура, так и за ее пределами. При этом основной простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Один балл дается за каждую существенную деталь общего ответа (при этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается);


  • цвет, если он дополняет основную идею;

  • штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);

  • украшение, если оно имеет смысл;

  • каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значи­мую по отношению к основному ответу;

  • каждую подробность в названии сверх необходимого. Если линия разделяет рису­нок на две значимые части, подсчитываются баллы в обеих частях рисунка. Если линия обозначает определенный предмет (пояс, шарф...), она оценивается одним баллом.
Оценка выполнения задания по субтесту 2 «Закончи рисунок»

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Макси­мальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категорий могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает).

Оригинальность и тщательность разработки оценивается аналогично обработке зада­ния субтеста 1.

Оценка выполнения задания по субтесту 3 «Линия»

Производится аналогично первым двум технологиям.

Дополнительные премиальные баллы за оригинальность идеи.

Такие баллы даются:

1, За нестандартность мышления и отклонение от общепринятого, которая проявляет­ся в объединении нескольких исходных повторяющихся фигур (пар параллельных линий) в единый рисунок. П. Торренс относит это к проявлениям высокого уровня творческих способностей. Такие дети видят возможности там, где они скрыты от других.

В связи с этим необходимо присуждать дополнительные баллы за объединение в бло­ки исходных фигур: объединение двух пар линий - 2 балла; трех - пяти пар - 5 баллов, шести - десяти пар - 10 баллов, одиннадцати - пятнадцати пар - 15 баллов, более пят­надцати пар - 20 баллов.

Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по все­му третьему заданию.

2. За эстетические художественные компоненты воплощения идеи. Экспериментальные исследования показали, что художественно одаренные дети включают эстетические и худо­жественные элементы в выполнение заданий. К этим элементам относятся прежде всего:

а) эмоциональная выразительность воплощения (экспрессия);

б) целостность композиции при высоком уровне разработанности.

Эти проявления творческих способностей стандартизировать чрезвычайно сложно, так как они отражают индивидуальные характеристики личности; поэтому оценка в баллах - прерогатива экспериментатора совместно с экспертной группой - специалистов в облас­ти эстетического воспитания и художественного образования.

Психология творчества, креативности, одаренности Ильин Евгений Павлович

Тест творческого мышления П. Торренса

Данный тест впервые предложен американским психологом П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5–6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 1720 лет). Главная задача, которую ставил перед собой П. Торренс, – получить модель творческих процессов, отражающую их природную сложность.

В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд), к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая – образное творческое мышление, третья – словесно-звуковое творческое мышление.

Тест творческого мышления П. Торренса предполагает возможность различных вариантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптированных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева). Ниже приводится «классический вариант» теста П. Торренса.

Подготовка к тестированию

Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы.

1. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже небольшие «импровизации» в инструкциях требуют повторной стандартизации и валидизации теста. Не следует также увеличивать время выполнения теста, так как нормативные данные, представленные в руководстве, соответствуют указанному лимиту времени.

2. Во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу. Употребления слов «тест», «проверка», «экзамен» необходимо избегать, так как тревожная, напряженная обстановка блокирует свободу творческих проявлений. Тестирование проходит в форме увлекательной игры, интересных заданий, в обстановке поощрения воображения, любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов.

3. Оптимальный размер группы – 15–35 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10–15 человек, а для дошкольников предпочтительно индивидуальное тестирование.

4. Время выполнения фигурной формы теста – 30 минут. Учитывая подготовку, чтение инструкций, возможные вопросы, необходимо для тестирования отвести 45 минут.

5. Если инструкция вызовет вопросы детей, ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами.

Необходимо избегать примеров и иллюстраций возможных ответов-образцов. Это приводит к уменьшению оригинальности и в некоторых случаях – количества ответов.

Вербальное творческое мышление

Вербальный буклет «А»

Задания 1–7

Инструкция. Предлагаю вам выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы получился интересный рассказ-картинка.

Время выполнения каждого задания ограничено, поэтому старайтесь хорошо его использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Старайтесь обдумывать идеи. Если вы успеете полностью выполнить задание до команды об истечении времени – сидите тихо и ждите, пока не будет дано разрешение всем приступить к следующему заданию. Если вы не успеваете выполнить задание в отведенный период времени, переходите к выполнению следующего по общей команде. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения.

Первые три задания будут связаны с рисунком, который вы видите (рис. 1). Эти задания позволяют узнать, умеете ли вы задавать вопросы и строить догадки о некоторых событиях, их причинах и последствиях.

Посмотрите на картинку и подумайте: что произошло? Что можно с уверенностью сказать, глядя на эту картинку? Что нужно еще узнать, чтобы понять, что случилось, почему случилось и чем это может закончиться?

Рис. 1

Задание 1. Задай вопросы Инструкция. Напиши все вопросы, которые можешь придумать по этой картинке (к этому и последующим заданиям прилагается чистый лист бумаги, на котором в столбик проставлены номера вопросов от 1 до 23). Задай все вопросы, которые необходимы для того, чтобы понять, что случилось. Не задавай таких вопросов, на которые можно ответить, взглянув на картинку. Рассматривай картинку сколько захочешь.

Задание 2. Отгадай причины Инструкция. Постарайся найти и записать как можно больше причин события, изображенного на рисунке. Можно исходить из тех событий, которые могли бы случиться до момента, изображенного на картинке, или спустя много времени после него. Не бойся строить догадки.

Задание 3. Отгадай последствия Инструкция. Укажи как можно больше возможных результатов события, изображенного на рисунке. Напиши о том, что может случиться сразу после события, или о том, что может случиться в далеком будущем.

Задание 4. Результаты усовершенствования

Инструкция. Ты видишь набросок (эскиз) мягкой игрушки – слона (рис. 2). Придумай, как можно изменить этого игрушечного слона, чтобы детям было веселее и забавнее с ним играть. Напиши самые интересные и необычные способы его изменения.

Рис. 2

Задание 5. Необычные способы употребления (картонные коробки) Инструкция. Большинство людей выбрасывают пустые картонные коробки, но эти коробки могут иметь тысячи интересных и необычных способов употребления. Придумай как можно больше таких интересных и необычных способов употребления. Не ограничивай себя только такими способами употребления, какие ты видел или о каких слышал.

Задание 6. Необычные вопросы Инструкция. В этом задании требуется придумать как можно больше вопросов о картонных коробках. Эти вопросы должны подразумевать самые разнообразные ответы и привлекать интерес к другим коробкам. Постарайся придумать самые необычные вопросы о таких свойствах картонных коробок, которые обычно не приходят в голову.

Задание 7. Давайте представим

Инструкция. Вообрази себе такую невероятную ситуацию: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до земли (рис. 3). Что случилось? Подумай, к каким возможным событиям это приведет, какие могут быть последствия? Выскажи как можно больше догадок и предположений. Запиши свои мысли и догадки.

Рис. 3

Изобразительное творческое мышление

Построение образа на основе графического стимула Невербальный буклет «А»

Субтест 1. Нарисуй картинку

Тестовый материал: а) фигура овальной формы (рис. 4) из цветной бумаги. Цвет фигуры может быть любой, но такой насыщенности, чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри контура; б) чистый лист бумаги; в) клей; г) цветные карандаши.

Рис. 4

Инструкция. Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую картину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет, явление или рассказ.

С помощью клея поместите эту фигуру на чистом листе в любом месте, где вам больше нравится. А затем дорисуйте ее карандашами, чтобы получилась задуманная вами картина.

Постарайтесь придумать такую картину, которую никто бы не смог придумать. Дополняйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из него как можно более интересную и увлекательную историю.

Когда вы закончите рисунок, придумайте к нему название и напишите внизу листа. Сделайте это название как можно более необычным. Используйте его для того, чтобы лучше рассказать придуманную вами историю.

Начинайте работу над рисунком, делая его непохожим на другие и сочиняя как можно более сложную и интересную историю.

Комментарий. На девятой минуте напомните детям, что нужно закончить и подписать название рисунка, а также свою фамилию и класс. По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу над заданием субтеста 1.

Субтест 2. Закончи рисунок

Тестовый материал: а) простой карандаш; б) тестовый бланк, состоящий из десяти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы (рис. 5).

Рис. 5

Инструкция. На этих листах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь придумать такие картинки или историю, которые никто больше придумать не сможет. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу этой картинки. (Если дети огорчены тем, что не успевают закончить задание вовремя, скажите следующее: «Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».) По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу.

Субтест 3. Линии

Инструкция. Постройте как можно больше предметов или сюжетных картинок из каждой пары линий (рис. 6). Эти линии должны составлять основную часть вашей картины. Карандашом добавьте линии к каждой паре, чтобы картина была закончена. Можно рисовать между линиями, над линиями, вокруг линий – где угодно.

Рис. 6

Составьте как можно больше предметов или картинок. Постарайтесь сделать их как можно более интересными. Подпишите каждую картинку, придумав название.

По истечении десяти минут выполнение задания прекращается. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них названия сразу после тестирования.

Словесно-звуковое творческое мышление

Диагностика словесно-звукового творческого мышления состоит из двух тестов, проводимых при помощи магнитофонной записи.

В первом тесте – «Звук и образы» – используются в качестве акустических стимулов для узнавания и ассоциирования знакомые и незнакомые звуки (используются естественные, синтетические и музыкальные звуки).

Второй тест – «Звукоподражание и образы» – содержит различные слова, интонации, напоминающие различные содержательные знаки (скрип, треск), имитирующие естественные звуки, присущие какому-то объекту, музыкальные интонации, интонационные комплексы, смоделированные на синтезаторе.

В обоих тестах испытуемый после прослушивания звуковой записи пишет, на что похож тот или иной звук. При ответах дается полная свобода воображению ребенка.

Звуковые последовательности предъявляются четыре раза.

Из книги Стратегии гениев. Альберт Эйнштейн автора Дилтс Роберт

5. МИКРОАНАЛИЗ ПРОЦЕССА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЭЙНШТЕЙНА Теперь мы имеем общее представление о том, как мыслил Эйнштейн и как использовал основные психологические процессы, фундаментальные для повседневного мышления – “сенсорные опыты”, “картины-воспоминания”,

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

Области применения творческого мышления... Мы рассмотрели различные важные аспекты, относящиеся к природе, основаниям и необходимости творческого мышления. Все эти рассуждения могут показаться академической рефлексией, но это далеко не так. Человек, знакомый с

Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ПОЗИТИВНОГО ИЛИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Желтая и зеленая шляпы выделяют время, специально предназначенное для целенаправленного творческого усилия и позитивного мышления. Однажды я наблюдал, как Рон Барбаро, президент «Пруденшл», слушал, как кто-то

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

ЧАСТЬ 3 Применение творческого мышления Применение... Первая часть книги касалась природы, логики и значения творческого мышления.Во второй части описывались систематические инструменты нестандартного мышления.Последняя часть книги посвящена вопросам практического

Из книги Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) автора Пиз Алан

Из книги Психология критического мышления автора Халперн Дайана

Развитие творческого мышления Самое сильное развитие систем восприятия человек получает в первые 3 года жизни. В этот же период очень часто выбирается и та система, которую человек будет использовать большую часть жизни в качестве приоритетной (визуал, аудиал, кинестет).

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Тест для определения характера мышления Тест составлен для определения женского или мужского начала в уме каждого человека. Ответов правильных или неправильных нет - результат просто покажет вероятный уровень мужских гормонов, которые получил или не получил ваш мозг

Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна

Стратегии творческого мышления Нация, пренебрегающая творческими идеями сегодня, завтра падет лицом в грязь. Фред Хойл В стандартных образовательных программах никогда не уделялось заслуженного внимания творчеству. Более трех десятилетий назад Ловенфельд (Lovenfeld, 1962)

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П.Торренса Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда . Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры

Из книги Психология детского творчества автора Николаева Елена Ивановна

Диагностика невербальной креативности (Краткий вариант теста Торренса){А. Н. Воронин} Полный тест Торренса (Torrance Test of Creative Thinking) представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая –

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Атлас типичных рисунков Тест Торренса(завершение картинки) Картинка № 1 Картинка № 2 Картинка №3 Картинка №4 Картинка №5 Картинка № 6 Тест Торренса (бланк ответов) Фамилия И. О. ____________________Возраст ____________________Пол ____________________Дорисуйте картинки и

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

Из книги автора

Стимулирование творческого и логического мышления На пятой и шестой стадиях цель заключается в том, чтобы по-прежнему следовать за ребенком, но побуждать его теперь к развитию и расширению выдуманных сюжетов и затем - к перебрасыванию мостов между идеями. Если ребенок

Из книги автора

1.6. Психологические особенности творческого мышления Как оценить возможность того, о чем не знает никто? Как определить умение создавать то, что еще не существует? Как предсказать создание нового этим человеком, а не другим?Мы уже говорили, что творчество – это создание

Из книги автора

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В практической и теоретической деятельности человек сталкивается с задачами или фактами, для которых в его мышлении нет подходящих методов и понятий. Случается, что задачи, с которыми человек столкнулся, не могут быть решены с помощью

Из книги автора

Режимы творческого мышления, ассоциативная сеть и распределенное внимание Идеи механизмов, которые могут быть сопоставлены с интуитивным полюсом мышления, в современной психологии восходят к работам С. Медника. В начале 1960-х годов он предположил, что индивидуальные

Данный тест впервые предложен американским психологом П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет). Главная задача, которую ставил перед собой П. Торренс, - получить модель твор­ческих процессов, отражающую их природную сложность.

В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд), к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая - образное творческое мышление, третья - словесно-звуковое творче­ское мышление.

Тест творческого мышления П. Торренса предполагает возможность различных ва­риантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптиро­ванных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева). Ниже приводится «классический вариант» теста П. Торренса.

Подготовка к тестированию

Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы.

    Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже небольшие "импро­визации" требуют повторной стандартизации и валидизации теста. Не следует также увеличивать время выполнения теста, так как нормативные дан­ные, представленные в руководстве, соответствуют указанному лимиту времени.

    Во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмо­сферу. Употребления слов «тест», «проверка», «экзамен» необходимо избегать, так как тревожная, напряженная обстановка блокирует свободу творческих проявлений. Тестирование проходит в форме увлекательной игры, интересных заданий, в обста­новке поощрения воображения, любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов.

    Оптимальный размер группы - 15-35 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10-15 человек, а для дошкольников предпочтитель­ но индивидуальное тестирование.

    Бремя выполнения фигурной формы теста - 30 минут, Учитывая подготовку, чтение инструкций, возможные вопросы, необходимо для тестирования отвести 45 минут.

    Если инструкция вызовет вопросы детей, ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами.

Необходимо избегать примеров и иллюстраций возможных ответов-образцов. Это при­водит к уменьшению оригинальности и в некоторых случаях - количества ответов.

Вербальное творческое мышление (методика П.Торренса)

Вербальный буклет «А»

Задания 1-7

Инструкция. Предлагаю вам выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы полу­чился интересный рассказ-картинка.

Время выполнения каждого задания ограничено, поэтому старайтесь хорошо его ис­пользовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Старайтесь обдумывать идеи. Если вы успеете полностью выполнить задание до команды об истечении времени - сидите тихо и ждите, пока не будет дано разрешение всем приступить к следующему заданию. Если вы не успеваете выполнить задание в отведенный период времени, переходите к выполнению следующего по общей команде. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения.

Первые три задания будут связаны с рисунком, который вы видите (рис. 1). Эти зада­ния позволяют узнать, умеете ли вы задавать вопросы и строить догадки о некоторых со­бытиях, их причинах и последствиях.

Посмотрите на картинку и подумайте: что произошло? Что можно с уверенностью ска­зать, глядя на эту картинку? Что нужно еще узнать, чтобы понять, что случилось, почему случилось и чем это может закончиться?

Рис.1

Задание 1. Задай вопросы

Инструкция. Напиши все вопросы, которые можешь придумать по этой картинке (к это­му и последующим заданиям прилагается чистый лист бумаги, на котором в столбик про­ставлены номера вопросов от 1 до 23). Задай все вопросы, которые необходимы для того, чтобы понять, что случилось. Не задавай таких вопросов, на которые можно ответить, взгля­нув на картинку. Рассматривай картинку сколько захочешь.

Задание 2. Отгадай причины

Инструкция. Постарайся найти и записать как можно больше причин события, изоб­раженного на рисунке. Можно исходить из тех событий, которые могли бы случиться до момента, изображенного на картинке, или спустя много времени после него. Не бойся стро­ить догадки.

Задание 3. Отгадай последствия

Инструкция. Укажи как можно больше возможных результатов события, изображен­ного на рисунке. Напиши о том, что может случиться сразу после события, или о том, что может случиться в далеком будущем.

Задание 4. Результаты усовершенствования

Инструкция. Ты видишь набросок (эскиз) мягкой игрушки - слона (рис. 2). Приду­май, как можно изменить этого игрушечного слона, чтобы детям было веселее и забавнее с ним играть. Напиши самые интересные и необычные способы его изменения.

Рис.2

Задание 5. Необычные способы употребления (картонные коробки)

Инструкция. Большинство людей выбрасывают пустые картонные коробки, но эти коробки могут иметь тысячи интересных и необычных способов употребления. Придумай как можно больше таких интересных и необычных способов употребления. Не ограничи­вай себя только такими способами употребления, какие ты видел или о каких слышал.

Задание 6. Необычные вопросы

Инструкция. В этом задании требуется придумать как можно больше вопросов о кар­тонных коробках. Эти вопросы должны подразумевать самые разнообразные ответы и привлекать интерес к другим коробкам. Постарайся придумать самые необычные вопро­сы о таких свойствах картонных коробок, которые обычно не приходят в голову.

Задание 7. Давайте представим

Инструкция. Вообрази себе такую невероятную ситуацию: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до земли (рис. 3). Что случилось? Подумай, к каким возмож­ным событиям это приведет, какие могут быть последствия? Выскажи как можно больше догадок и предположений. Запиши свои мысли и догадки.

Креативность высоко ценится в современном мире - на рынке труда растёт спрос на людей творческих профессий. Умение оригинально разрешать любые ситуации может пригодиться не только в работе, но и в повседневной жизни. Неслучайно вопросом наличия у ребёнка творческих способностей задаются и родители, и работники образования. Имеющийся потенциал следует начинать развивать как можно раньше. Узнать, насколько креативен тот или иной ребёнок, можно с помощью теста Э.П. Торренса.

Характеристика теста креативности Э.П. Торренса

Автор методики - Элис Пол Торренс, известный американский психолог, посвятивший жизнь исследованию творческого мышления и внёсший большой вклад в теоретическое и практическое изучение умственных процессов. В качестве педагога он много лет работал с одарёнными детьми. Тесты составлялись для выявления скрытых творческих способностей, а также с целью разработки коррекционных программ обучения, акцент в которых делался на индивидуальном подходе к каждому из учащихся. В полной мере осознавая всю сложность оценки креативного потенциала, который не может быть измерен в количественных показателях (в отличие от уровня интеллекта), Торренс тем не менее стремился создать надёжную методику для его изучения. Результаты диагностики обладают высокой степенью надёжности, так как методика была разработана по итогам длительных исследований, проведённых на большом количестве испытуемых.

Тест творческого мышления Торренса предназначен для детей старшего дошкольного (5–6 лет) и школьного возраста (от 7 до 18 лет). Он состоит из 3 частей:

Процедура проведения диагностики творческого мышления

Рекомендуется проводить тест в небольших группах - от 5 до 10 человек. Причём чем младше участники, тем меньше их должно быть в объединении. Испытуемому полагается сидеть за столом одному или с помощником экспериментатора, который пояснит задание или подпишет рисунок в том случае, если ребёнок недостаточно хорошо и быстро это делает сам. Для детей дошкольного возраста тест лучше организовывать в индивидуальном порядке.

Для получения объективных результатов тестирование не должно включать в себя элемент соревнования или подразумевать наличие «правильных» ответов. Напротив - исследованию полагается проходить в расслабленной и спокойной обстановке, в которой дети смогут раскрыть свой потенциал без страха получить плохую оценку. Лучше всего, если экспериментатор преподнесёт задания в игровой форме. Сделать это будет не так сложно, поскольку тесты изначально предназначались для детей старшего дошкольного и школьного возраста, поэтому автор старался сделать их небанальными, чтобы заинтересовать тестируемых. Рекомендации к подготовке детей к предстоящей работе включают в себя фразы вроде: «Ребята! Я уверен(а), что вам понравится предстоящая игра. Это поможет и нам понять, как вы умеете придумывать новое и решать разные вопросы. Вам потребуется подключить всю вашу фантазию и умение думать».

Для выполнения заданий участникам тестирования нужна бумага, карандаши и ручки. Лучше убрать со стола все лишние предметы, которые могут отвлекать детей. Испытуемым также предоставляются листы со стимульным материалом. Во избежание путаницы следует обратить внимание детей на то, что бланки необходимо подписать. Рекомендуется предварять выполнение теста примерно таким вступлением: «Перед вами незаконченные фигуры. Если дорисовать к ним что-то, у вас получатся интересные картинки и истории. Это вам нужно сделать за 10 минут. Постарайтесь выдумать такой предмет или сюжет, который больше никто не нарисует. Придумайте ещё и необычное название для каждого изображения».

В отдельных источниках говорится, что не следует ограничивать детей по времени, так как это может помешать гармоничному протеканию творческого процесса. В оригинальном же описании теста указывается, что на выполнение каждого субтеста отводится 10 минут, поэтому экспериментатору понадобится секундомер. Если участники обеспокоены по этому поводу, то следует предупредить их, чтобы не волновались и работали в своём ритме: «Вы работаете с разной скоростью. Кто-то успевает сделать всё очень быстро, а затем возвращается к заданиям и доделывает. Другие рисуют понемногу, но из каждой картинки делают сложные и интересные истории. Поступайте, как вам удобнее».

Экспериментатору следует обязательно поинтересоваться, не возникло ли вопросов. В случае замешательства понадобится повторить инструкцию простым и доступным языком с учётом возраста испытуемых. Но ни в коем случае нельзя предоставлять примеры выполнения теста, поскольку это может привести к снижению оригинальности работ.

По окончании тестирования организатору нужно проследить, чтобы к каждому рисунку был дан соответствующий комментарий. Если ребёнок забыл подписать какое-либо изображение, экспериментатору или его помощникам стоит сразу же выяснить ответы и подписать стимулы самостоятельно. В противном случае могут возникнуть сложности с интерпретацией результатов. Именно поэтому ассистентов должно быть достаточно, чтобы охватить всю группу испытуемых.

Тест креативности Торренса можно проводить повторно для оценки развития творческих способностей. Рекомендуется использовать при этом следующие пояснения: «Мы хотим понять, как изменились ваши умения придумывать новое и решать проблемы. Люди измеряют рост и вес регулярно, чтобы узнать, насколько выросли и поправились. Мы делаем почти то же самое, но только с целью исследования ваших способностей. Постарайтесь проявить себя как можно лучше». Сравнивая результаты тестов, можно отследить динамику развития креативности ребёнка на протяжении всего периода обучения в школе.

Обработка и интерпретация результатов

Приступая к интерпретации, следует прежде всего оценить соответствие результатов заданию. Ответ признаётся неадекватным в случае, если:

  • не был использован предложенный элемент;
  • рисунок тестируемого представляет с собой неопределённую абстракцию;
  • название картинки бессмысленное, не связанное с изображением;
  • та или иная иллюстрация копирует один из предыдущих ответов.

Беглость

Белглость (продуктивность) оценивается подсчётом завершённых заданий: тестируемому начисляется по 1 баллу за каждое. Следует отметить, что этот критерий не является прямой оценкой творческого мышления. Он используется лишь в качестве ориентира для других параметров.

Оригинальность

Все результаты, которые были признаны адекватными, следует проанализировать по предложенной составителем теста шкале: баллы за оригинальность начисляются за статистически наиболее частые ответы на задания, заслуживающие 0 или 1 балла, редко встречающиеся и необычные варианты оцениваются 2 очками.

Этот показатель является наиболее значимым. Высокие результаты по шкале оригинальности говорят о способности испытуемого находить нестандартные решения, отличные от общепринятых и банальных.

Рассматриваемый показатель можно анализировать в соотношении с беглостью: для этого полученные за оригинальность баллы следует разделить на количество завершённых заданий и умножить на 100%.

Примерные ответы с низкой оригинальностью

  • 0 баллов: рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

Стимул №1:

  • 0 баллов: абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица (летящая), чайка.
  • 1 балл: брови, глаза человека, волна, море, животное (морда), кот, кошка, облачко, туча, сверхъестественные существа, сердце («любовь»), собака, сова, цветок, человек, мужчина, яблоко.

Стимул №2:

  • 0 баллов: абстрактный узор, дерево и его детали, рогатка, цветок.
  • 1 балл: буква (Ж, У и другие), дом, строение, знак, символ, указатель, птица, следы, ноги, цифра, человек.

Стимул №3:

  • 0 баллов: абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человек, парусный корабль, лодка, фрукты, ягоды.
  • 1 балл: ветер, облака, дождь, воздушные шарики, дерево и его детали, дорога, мост, животное или его морда, карусели, качели, колёса, лук и стрелы, луна, рыба, санки, цветы.

Стимул №4:

  • 0 баллов: абстрактный узор, волна, море, вопросительный знак, змея, лицо человека, хвост животного, хобот слона.
  • 1 балл: кот, кошка, кресло, стул, ложка, половник, мышь, насекомое, гусеница, червяк, очки, птица (гусь, лебедь), ракушка, сверхъестественные существа, трубка для курения, цветок.

Стимул №5:

  • 0 баллов: абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, корабль, лодка, лицо человека, зонт.
  • 1 балл: водоём, озеро, гриб, губы, подбородок, корзина, таз, лимон, яблоко, лук (и стрелы), овраг, яма, рыба, яйцо.

Стимул №6:

  • 0 баллов: абстрактный узор, лестница, ступен, лицо человека.
  • 1 балл: гора, скала, ваза, дерево (ель), кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек (мужчина, женщина), цветок.

Стимул №7:

  • 0 баллов: абстрактный узор, автомобиль, ключ, серп.
  • 1 балл: гриб, ковш, черпак, линза, лупа, лицо человека, ложка, половник, молоток, очки, самокат, символ (серп и молот), теннисная ракетка.

Стимул №8:

  • 0 баллов: абстрактный узор, девочка (женщина), человек - голова или тело.
  • 1 балл: буква: У и другие, ваза, дерево, книга, майка, платье, ракета, сверхъестественные существа, цветок, щит.

Стимул №9:

  • 0 баллов: абстрактный узор, горы, холмы, животное и его уши, буква М;
  • 1 балл: верблюд, волк, кот, лиса, лицо человека и фигура, собака.

Стимул №10:

  • 0 баллов: абстрактный узор, гусь, утка, дерево (ель), сучья, лицо человека, лиса.
  • 1 балл: Буратино, девочка, птица, сверхъестественные существа, цифры, человек (фигура).

Параллельные линии:

  • 0 баллов: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

Гибкость

Этот показатель позволяет оценить способность ребёнка переходить от одной стратегии к другой, уровень информированности и мотивации. Разнообразие идей и подходов у испытуемого выявляется количеством категорий, к которым могут быть отнесены его ответы (как рисунки, так и подписи к ним). Разделив это значение на показатель беглости и умножив его на 100%, можно получить индекс гибкости. Низкие результаты говорят о негибкости мышления либо о недостаточном интересе к выполнению теста.

Возможные категории

  • Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор.
  • Ангелы и другие божественные существа, их детали, включая крылья.
  • Аксессуары: браслет, корона, кошелёк, монокль, ожерелье, очки, шляпа.
  • Бельевая верёвка, шнур.
  • Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания.
  • Воздушные шары: одиночные или в гирлянде.
  • Воздушный змей.
  • Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утёс.
  • Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник.
  • Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры.
  • Дерево: все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма.
  • Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекрёсток, эстакада.
  • Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака.
  • Животное: следы.
  • Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприёмник, рация, камертон, телевизор.
  • Зонтик.
  • Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка.
  • Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор.
  • Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь.
  • Книга: одна или стопка, газета, журнал.
  • Колёса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал.
  • Комната или части комнаты: пол, стена, угол.
  • Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик.
  • Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник.
  • Коробка: коробок, пакет, подарок, свёрток.
  • Космос: космонавт.
  • Костёр, огонь.
  • Крест: Красный крест, христианский крест, могила.
  • Лестница: приставная, стремянка, трап.
  • Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолёт, спутник.
  • Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта.
  • Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтёрский молот.
  • Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы.
  • Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки.
  • Наземный транспорт - см. «Автомобиль», не вводить новую категорию.
  • Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк.
  • Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение луны, звезда, луна, метеорит, комета, солнце.
  • Облако, туча: разные виды и формы.
  • Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли.
  • Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка.
  • Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемёт, пушка, рогатка, щит.
  • Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис.
  • Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепёшка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб.
  • Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган.
  • Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щётка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щётка.
  • Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыплёнок.
  • Развлечения: певец, танцор, циркач.
  • Растения: заросли, кустарник, трава.
  • Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог.
  • Сверхъестественные (сказочные) существа: Аладдин, баба Яга, бес, вампир, ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт.
  • Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа.
  • Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема.
  • Снеговик.
  • Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота.
  • Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскрёб, отель, пагода, хижина, храм, церковь.
  • Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба.
  • Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба.
  • Тростник и изделия из него.
  • Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш.
  • Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко.
  • Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан.
  • Цифры. одна или в блоке, математические знаки.
  • Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер.
  • Девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определённая личность, старик.
  • Части тела человека: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык.
  • Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.

Разработанность

Разработанность подразумевает степень детализации рисунка - наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов. Дополнительный балл начисляется за:

  • каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается (например, при густой листве засчитывается 1 балл за весь элемент, несмотря на количество прорисованных листиков).
  • цвет, если его использование дополняет основной сюжет изображения.
  • особую штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею) - тени, объём, оттенки.
  • каждую идею оформления (кроме чисто количественных повторений) рисунка, значимую с точки зрения сюжета. Например, одинаковые предметы иногда изображаются для создания ощущения пространства.
  • поворот рисунка на 90 градусов и более, оригинальность ракурса (вид снизу или изнутри, например), выход изображения за рамки стимула.
  • подробный заголовок.

Высокие показатели разработанности говорят об изобретательности и способности к конструктивной деятельности. Низкие характерны для детей со слабой мотивацией и успеваемостью.

Абстрактность названия

В тесте оцениваются не только рисунки участников, но и названия-пояснения, которые они им дают. Баллы за заголовки начисляются по следующей шкале:

  • 0: очевидные названия, простые, констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект, состоящие из одного слова («Сад», «Горы», «Булочка» и так далее);
  • 1: простые названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на изображении, или из каковых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект («Мурка», «Летящая чайка», «Новогодняя ёлка», «Саяны», «Мальчик болеет» и прочие);
  • 2: образные названия («Загадочная русалка», «SOS»), описывающие чувства, мысли («Давай поиграем», например);
  • 3: абстрактные и философские заголовки, выражающие суть рисунка, его глубинный смысл («Мой отзвук», «Зачем выходить оттуда, куда ты вернёшься вечером» и подобные).

Пример расшифровки

Представленный на картинке пример демонстрирует, как начисляются баллы в соответствии со шкалами. Первая цифра (слева направо) относится к номеру категории, вторая обозначает баллы, полученные за оригинальность, третья - очки за разработанность.

Подсчёт баллов и их анализ

Все выставленные баллы суммируются и делятся на количество категорий, по которым оценивалась работа ребёнка (беглость, оригинальность и так далее). Результаты сверяются со следующей шкалой:

  • 30 - плохо;
  • 0-34 - меньше нормы;
  • 35-39 - немного ниже нормы;
  • 40-60 - норма;
  • 61-65 - несколько лучше нормы;
  • 66-70 - выше нормы;
  • >70 - отлично.

Таблица: Средние значения показателей креативности у учащихся разных классов

Сам Торренс утверждал, что для успеха во взрослой жизни одного только творческого потенциала недостаточно. Для полной реализации возможностей человеку также требуется наличие определённых умений и мотивации. Только при условии сочетания этих трёх составляющих можно рассчитывать на большие творческие достижения в дальнейшей жизни. Иными словами: мало иметь способности к креативности, их нужно развивать и стремиться применять смолоду.

Построение образа на основе графического стимула

Невербальный буклет «А»

Субтест 1. Нарисуй картинку

Тестовый материал: а) фигура овальной формы (рис. 4) из цветной бумаги. Цвет фи­гуры может быть любой, но такой насыщенности, чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри контура; б) чистый лист бумаги; в) клей; г) цветные ка­рандаши.

Инструкция. Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую кар­тину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет, явление или рассказ.

С помощью клея поместите эту фигуру на чистом листе в любом месте, где вам боль­ше нравится. А затем дорисуйте ее карандашами, чтобы получилась задуманная вами кар­тина.

Постарайтесь придумать такую картину, которую никто бы не смог придумать. Допол­няйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из него как можно более интересную и увлекательную историю.

Когда вы закончите рисунок, придумайте к нему название и напишите внизу листа. Сделайте это название как можно более необычным. Используйте его для того, чтобы луч­ше рассказать придуманную вами историю.

Начинайте работу над рисунком, делая его непохожим на другие и сочиняя как можно более сложную и интересную историю.

Комментарий. На девятой минуте напомните детям, что нужно закончить и подписать название рисунка, а также свою фамилию и класс. По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу над заданием субтеста 1.

Субтест 2. Закончи рисунок

Тестовый материал: а) простой карандаш; б) тестовый бланк, состоящий из десяти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы (рис. 5).

Инструкция. На этих листах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь при­думать такие картинки или историю, которые никто больше придумать не сможет. Сде­лайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу этой картинки. (если дети огорчены тем, что не успевают закончить задание вовремя, скажите следующее: «Вы все рабо­таете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».) По истечении десяти минут выключите секун­домер и остановите работу.

Субтест 3. Линии

Инструкция. Постройте как можно больше предметов или сюжетных картинок из каж­дой пары линий (рис. 6). Эти линии должны составлять основную часть вашей картины. Карандашом добавьте линии к каждой паре, чтобы картина была закончена. Можно рисо­вать между линиями, над линиями, вокруг линий - где угодно.

Составьте как можно больше предметов или картинок. Постарайтесь сделать их как можно более интересными. Подпишите каждую картинку, придумав название.

По истечении десяти минут выполнение задания прекращается. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них названия сразу после тестирования.

Словесно-звуковое творческое мышление

Диагностика словесно-звукового творческого мышления состоит из двух тестов, проводи­мых при помощи магнитофонной записи.

Б первом тесте - «Звук и образы» - используются в качестве акустических стимулов для узнавания и ассоциирования знакомые и незнакомые звуки (используются естествен­ные, синтетические и музыкальные звуки).

Второй тест - «Звукоподражание и образы» - содержит различные слова, интонации, напоминающие различные содержательные знаки (скрип, треск), имитирующие естествен­ные звуки, присущие какому-то объекту, музыкальные интонации, интонационные комп­лексы, смоделированные на синтезаторе.

В обоих тестах испытуемый после прослушивания звуковой записи пишет, на что по­хож тот или иной звук. При ответах дается полная свобода воображению ребенка.

Звуковые последовательности предъявляются четыре раза.

Обработка экспериментальных данных

Характеристика основных показателей творческого мышления

1. Легкость (беглость) - количественный показатель, отражающий способность к порож­дению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов. 2. Гибкость - отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения.

    мир природы;

    животный мир;

  • механическое;

    символическое;

    декоративные элементы;

    видовое (город, дом, шоссе, двор);

    искусство;

    динамические явления.

    Оригинальность - характеризует способность к выдвижению идей, отличных от оче­видных, нормативных. Измеряется количеством неординарных и неповторяющихся отве­тов, образов, идей.

    Разработанность (тщательность, детализация образов) - фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных деталей при разработке основной идеи.

При обработке экспериментальных данных необходимо иметь в виду, что причины низких и высоких показателей по всем когнитивным параметрам креативности могут быть различными. Так, низкие показатели по фактору «беглость» могут быть связаны с высо­кой детализацией, разработанностью идей. Высокие показатели по данному фактору мо­гут свидетельствовать об импульсивности или поверхностности мышления. Низкие пока­затели по фактору «гибкость» свидетельствуют о ригидности мышления или низкой информированности, слабой мотивации. Чрезвычайно высокие показатели имеют «нега­тивный оттенок» и могут свидетельствовать о неспособности к единой линии в мышлении. Высокий коэффициент оригинальности иногда наблюдается при психических и невроти­ческих расстройствах.

Поэтому при обработке эмпирических данных существенным является не только ко­личественный результат (баллы), но и причины этого результата.

Невербальный буклет «А»

Построение образа на основе графического стимула. Адаптация теста осуществлена со­трудниками центра «Творческая одаренность» НИИ ОПП АПН СССР Н. В. Шумаковой, Е. И. Шелбановой, Н. П. Щербо.

Оценка выполнения задания по субтесту 1 «Нарисуй картинку»

Оригинальность. При обработке используется шкала от 0 до 5 баллов, согласно часто­те встречаемости одинаковых ответов. Ответы, встречающиеся в 5% и более случаев, получают 0 баллов. Так же оцениваются и очевидные ответы, вроде «капля», «груша», «яйцо».

Ответы, встречающиеся в 4,00-4,99%, оцениваются 1 баллом, в 3,00-3,99% - 2 баллами, в 2,00-2,99% - 3 баллами, в 1,00-1,99% - 4 баллами. Все другие ответы получают 5 баллов.

Не засчитываются ответы, которые не соответствуют заданию, если рисунок не связан с цветной фигурой.

Тщательность разработки. В основе обработки этого показателя лежат два положения: первое включает понятие простейшего ответа - минимального и первичного. Во втором - придумывание и изображение деталей относится к проявлению творческой способности, определяющей уровень разработанности идей.

При оценке тщательности разработки баллы даются за каждую значимую деталь (су­щественную идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее кон­тура, так и за ее пределами. При этом основной простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Один балл дается за каждую существенную деталь общего ответа (при этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается);

    цвет, если он дополняет основную идею;

    штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);

    украшение, если оно имеет смысл;

    каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значи­мую по отношению к основному ответу;

    каждую подробность в названии сверх необходимого. Если линия разделяет рису­нок на две значимые части, подсчитываются баллы в обеих частях рисунка. Если линия обозначает определенный предмет (пояс, шарф...), она оценивается одним баллом.

Оценка выполнения задания по субтесту 2 «Закончи рисунок»

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Макси­мальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категорий могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает).

Оригинальность и тщательность разработки оценивается аналогично обработке зада­ния субтеста 1.

Оценка выполнения задания по субтесту 3 «Линия»

Производится аналогично первым двум технологиям.

Дополнительные премиальные баллы за оригинальность идеи.

Такие баллы даются:

1, За нестандартность мышления и отклонение от общепринятого, которая проявляет­ся в объединении нескольких исходных повторяющихся фигур (пар параллельных линий) в единый рисунок. П. Торренс относит это к проявлениям высокого уровня творческих способностей. Такие дети видят возможности там, где они скрыты от других.

В связи с этим необходимо присуждать дополнительные баллы за объединение в бло­ки исходных фигур: объединение двух пар линий - 2 балла; трех - пяти пар - 5 баллов, шести - десяти пар - 10 баллов, одиннадцати - пятнадцати пар - 15 баллов, более пят­надцати пар - 20 баллов.

Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по все­му третьему заданию.

2. За эстетические художественные компоненты воплощения идеи. Экспериментальные исследования показали, что художественно одаренные дети включают эстетические и худо­жественные элементы в выполнение заданий. К этим элементам относятся прежде всего:

а) эмоциональная выразительность воплощения (экспрессия);

б) целостность композиции при высоком уровне разработанности.

Эти проявления творческих способностей стандартизировать чрезвычайно сложно, так как они отражают индивидуальные характеристики личности; поэтому оценка в баллах - прерогатива экспериментатора совместно с экспертной группой - специалистов в облас­ти эстетического воспитания и художественного образования.

Индивидуальный лист оценок (по тесту Торенса фигурная форма А построение образа на основе графического стимула)

ФИО ______________________________________________________________

Дата проведения _______________________ Возраст ______________________

Класс _________________________ Пол _________________________________

Задание 1

Задание 2

Задание 3

беглость

гибкость

оригинальность

разработанность

беглость

гибкость

оригинальность

разработанность

беглость

гибкость

оригинальность

разработанность