Хохлов иван тихонович герой соц труда биография. Иван хохлов – пилот от бога. Это было со страной - значит, было и с нами…

Виктор Горбачёв, Владимир Князев, «Обнимая небо...»

Первым освоил «четверку» и обучил других

«Воздушные извозчики» великой эпопеи

На характер и темпы развития тюменской авиации в следующем десятилетии повлиял целый ряд событий, главными из которых стали образование 14 августа 1944 года Тюменской области и открытие в середине 1950-х – начале 1960-х крупных запасов газа и нефти на севере региона.

Возведённая в ранг областного центра Тюмень, что называется, по определению должна была обзавестись более или менее прилично оборудованным аэропортом и предметно заботиться о развитии авиационного сообщения между населёнными пунктами обширного региона. Тем более что наземная транспортная инфраструктура была развита крайне слабо не только на севере, но и на юге области, где тоже полностью отсутствовали шоссейные автомагистрали с твердым покрытием, а существовали лишь «улучшенные грунтовые пути», связывающие между собой южные районы до Тобольска включительно. А за Тобольском на север вели зимой лишь зимники и тропы, в период навигации добирались водным путём: за это время надо было ухитриться забросить в северные районы запасы всего необходимого на восемь-девять месяцев.

Герои войны воспитали героев труда

В прежние годы забота обо всём этом, о развитии транспортной инфраструктуры Обь-Иртышского района переходила – в плане партийно-советского руководства – из рук в руки: Тюмень являлась отдалённой окраиной то в Уральской области, то в Омской. Теперь областное руководство приблизилось к нуждам тюменских авиаторов, хотя авиационное начальство находилось сначала в Новосибирской, затем в Свердловской областях: Обской объединённый авиаотряд, преобразованный в июле 1945 года в 21-й транспортный авиаотряд, входил первоначально в состав Западно-Сибирского, затем Уральского управлений гражданской авиации.

Ещё в годы войны кадровый состав Обского отдельного авиаотряда начал пополняться высококлассными специалистами, прошедшими закалку на фронтах Великой Отечественной. В числе первых «прописались» в тюменском небе фронтовики: Герой Советского Союза Пётр Яковлевич Панов, Михаил Хрисанович Наумов, Алексей Степанович Мартьянов, Михаил Сергеевич Базовкин, Дмитрий Петрович Турлаков, Владимир Игнатьевич Несветаев, Павел Прокопьевич Быструшкин и другие.

Под руководством таких людей и проходили школу гражданского, человеческого и профессионального воспитания выпускники авиационных училищ, направляемых в Тюменскую область, число которых стало заметно возрастать в начале и середине 1950-х годов – им предстояло сыграть особую роль на первоначальном этапе разведки и освоения нефтегазоносных недр региона. Не случайно именно из этого поколения вышли такие известнейшие тюменские авиаторы, как прибывшие в регион после окончания Сасовского лётного училища в 1950-1953 годах будущие Герои Социалистического Труда Николай Макарович Белобородов, Юрий Александрович Южаков, Иван Тихонович Хохлов, равно как и многие другие известнейшие тюменские лётчики.

Летали они на том, что доходило при распределении техники до окраинной авиагруппы. В конце 1940-х на смену морально устаревшим и вылетавшим свой ресурс самолётам довоенного производства (Г-3, П-5 и другим) стали поступать в «Аэрофлот» более современные машины – в частности, «демобилизованные» из армии Ли-2. Однако самолётный парк Тюменской авиагруппы составляли в своей основе По-2, Ша-2 и Як-12 – самолёты, хотя и не блиставшие высокими скоростными характеристиками, но отличавшиеся высокой надёжностью, поистине рекордной ремонтоспособностью и способностью приземляться на «пятачке» более или менее ровной земли или на акватории самого небольшого по размерам водоёма. И именно при полётах на таких машинах у пилотов вырабатывались такие драгоценные для лётчика качества, как умение точно рассчитывать любой манёвр и интуиция.

Отметим, что в Тюменской области Ша-2, равно как и По-2, летали и составляли по объёму основную часть самолётного парка вплоть до 1958 года. Могли бы, наверное, задержаться и дольше, если бы с середины 1950-х Тюменская область – самая большая по площади в СССР и одна из самых отсталых в экономическом отношении – не начала, причём резкими темпами, выдвигаться в число самых перспективных, кандидатов в «третье Баку»: в стране стала ощущаться острая нехватка энергетических ресурсов – нефти и газа.

Маневр и интуиция

В 1952 году 21-й транспортный отряд ГУ ГВФ был преобразован в Тюменскую авиагруппу Западно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота.

За полтора десятка лет, когда авиация нашего региона развивалась под эгидой Тюменской авиагруппы, произошло много значимых событий. И в центре этих событий оказалось предприятие, дислоцированное в Плеханово – колыбели Тюменской авиации. Здесь первыми в Тюменской авиагруппе осваивались новые типы воздушных судов, готовились под них кадры лётного и инженерно-технического состава, переучивались специалисты из других предприятий авиагруппы.

Так, в середине 50-х годов в авиагруппу стали поступать самолёты Ан-2, вертолёт Ми-1 и Ан-2В. Осваивать новую технику первыми приступили пилоты и инженерно-технический состав 48-й авиаэскадрильи, которая базировалась в г. Тюмени в аэропорту «Плеханово». В числе первых, кто осваивал эти самолёты, были пилоты В.А.Биркин, Н.А.Петров, А.Т.Аксёненков, П.Е.Румянцев, В.А.Моргунов, В.В.Шершов, А.С.Антонов.

Затем самолёты Ан-2В и вертолёты Ми-1 стали поступать в северные летные подразделения Салехарда и Берёзово. В Салехарде уже действовала 49-я авиаэскадрилья, а вскоре был создан лётный 234-й отряд.

Самолёт Ан-2 значительно превосходил По-2 и Ша-2 по скорости, грузоподъёмности и дальности полёта. Универсальность этого самолёта позволила ему занять на долгие годы прочное место на местных воздушных линиях по перевозке пассажиров, грузов и оказанию авиационных услуг геологам, нефтяникам, строителям, лесникам, рыбакам и обработке самолётами сельхозугодий. В эти же годы началось освоение вертолёта Ми-1, осваивать их первыми приступили также пилоты 48-й АЭ И.Т.Хохлов, Н.М.Белобородов, В.М.Курашов, Ю.М.Булюхин.

«У нас в авиаэскадрильи существовала особая атмосфера взаимопонимания, чуткого, очень бережного отношения к молодым специалистам, – вспоминает ветеран авиации Юрий Михайлович Булюхин. – А это очень важно, ведь в авиационные училища рвались тогда энтузиасты неба – профессия авиатора была почётной, престижной, она была окутана романтикой. А вот когда в 1954 году я прибыл в Тюмень после окончания лётного училища – то это от романтики было далеко: устаревшие самолеты По-2 и Ша-2 – особенно не разбежишься. Зато какие люди, учителя и в профессии, и в жизни были! Петров, Шершов, Биркин, Талалаев, Турлаков, Будницкий, Лепёшкин. Ввёлся командиром По-2, начал вводиться на Ан-2, а тут вертолёты появились. Многие к ним относились настороженно, а меня как-то сразу к ним потянуло: поразили их возможности – взлетать и садиться вертикально. Так и пересел в 1957 году в числе первых на Ми-1, затем Ми-4 и Ми-6. Летал по всей области, работал на геологов, нефтяников, газовиков и строителей.

Вертолёт Ми-1 – «почтарь», «скорая медицинская помощь» – внёс свой вклад, и очень весомый, в дело разведки нефтегазоносных кладовых севера области, причём самых крупных – это не обошлось без непосредственного участия первого поколения тюменских вертолётчиков. Так, например, первый профиль по Уренгойскому поднятию был пройден отрядом полевика-гравиметриста Анатолия Бисерова при непосредственном участии совсем молодого командира вертолёта Ми-1 Николая Белобородова – его машина обслуживала отряд на всём протяжении профиля.

Но если говорить о начальном периоде разведки и освоения нефтегазоносного Тюменского Севера, то среди всех других типов воздушных судов надо выделить вертолёт Ми-4. Освоение вертолёта Ми-4 началось в Тюмени, для чего была образована 50-я вертолётная авиаэскадрилья, которую возглавил И.Т.Хохлов, освоивший первым эту машину. Он охотно передавал свой богатый опыт полётов на вертолётах своим подчинённым.


ХОХЛОВ Иван Тихонович (20.01.1932, с. Новоселки Рязанской обл.), Герой Соци­алистического Труда (1966), заслуженный пилот СССР (1973). Хохлатка плотная Окончил Сасовское лётное уч-ще (1953), Высшее авиационное уч-ще гражд. авиации (1965). Работал пилотом-инструктором, с 1957 - в Тюменском упр. гражд. авиации, где прошёл путь от пилота до нач. упр. Пилот 1-го класса. Обладая отличной тех­никой пилотирования, освоил все типы вертолетов (Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8), имел допуск к самостоят, полетам и тренировке лет, состава на самолетах Ан-2, Ли-2, Ан-24, Ту-134, Ан-12. В 1980 окончил курс теоре-тич. и лет. подготовки по специальности: командир возд. судна самолета Як-42. В 1977 назначен нач. управления Мин-ва гражд. авиации СССР. Награждён орденами Октябрьской Ре­волюции (1973) и Трудового Красного Зна­мени (1981).

  • АВИАЦИОННАЯ ГРУППА - АВИАЦИОННАЯ ГРУППА, 1) неск. подразделений, частей или соединений авиации (одного или различных её родов), временно объединённых общим управлением старшего авиац. начальника для выполнения определ. бо...
  • АВИАЦИОННОЕ КРЫЛО - АВИАЦИОННОЕ КРЫЛО (иностр.), осн. тактическая единица в воен. авиации США и ряда др. кашмалистич. гос-в, способная самостоятельно решать боевые задачи. А. к. включает, как правило, несколько однородны...
  • АВИАЦИОННО-ТЕХНЙЧЕСКАЯ БАЗА - АВИАЦИОННО-ТЕХНЙЧЕСКАЯ БАЗА, 1) авиационно-техническая часть тыла ВВС, авиации ВМФ, авиации ПВО; 2) подразделение инж.-авиац. службы гражданской авиации.
  • АНОЩЕНКО Николай Дмитриевич - АНОЩЕНКО Николай Дмитриевич [р. 25.9 (7.10).1894, Белгород], один из пионеров свободных воздухоплавательных полётов, активный участник Гражд. войны. С 1914 добровольцем в авиац. отряде участвовал в 1-...
  • АРМИЯ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ - АРМИЯ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ (АОН) (ист.), авиационная армия резерва Главнокомандования, высшее оперативное объединение советских ВВС в 30-е гг., предназначавшееся для выполнения самостоят, операт. и стра...
  • АСТАХОВ Фёдор Алексеевич - АСТАХОВ Фёдор Алексеевич , советский военачальник, маршал авиации (1944). Чл. КПСС с 1931. В Сов. Армии с 1919. В годы Гражд. ...
  • АЭРОДРОМНАЯ СЕТЬ - АЭРОДРОМНАЯ СЕТЬ, совокупность аэродромов (авиационных баз, аэропортов), расположенных на территории государства (области, военного округа, в зоне базирования флота, в полосе фронта, на театре воен. д...
  • АЭРОПОРТ - АЭРОПОРТ, предприятие гражданской авиации, обеспечивающее регулярные перевозки пассажиров, грузов и почты средствами возд. транспорта, организацию и обслуживание полётов самолётов (вертолётов) и имеющ...
  • БУГАЕВ Борис Павлович - БУГАЕВ Борис Павлович (р. 29.7.1923, с. Маньковка Черкасской обл.), маршал авиации (1973), Герой Социалистам. Труда (1966). Чл. КПСС с 1946. В 1941 был призван в Сов. Армию и зачислен в Актюбинскую уч...
  • Бурцовы - Бурцовы - Предок рода Б., Трофим Б., находился осадным головой в Лихвине в 1543 г. Некоторые из Б. упоминаются в казанском походе. Иван Семенович Б. за храбрость на войне с турками в 1680 г. пожалован...
  • Еремеевы - Еремеевы - pyccкиe дворянские роды. Иван Борисович Е. убит в Казанском походе 1550 г. Яков Тихонович Е. убит в 1634 г. при осаде Смоленска. Этот род Е. внесен в VI часть родословной книги Казанской и...
  • Зыковы - Зыковы - русский дворянский род. Один из них восходит к XV в. Афанасий Тихонович З. был во второй полов. XVII в. думным дворянином, Федор Тихонович - воеводою в Тамбове и окольничим, Федор Андреевич З...
  • Имам-кули - Имам-кули - хан бухарский, из Астраханской династии, царствовал с 1608 по 1644 г. Воевал с киргизами и калмыками, сносился с Россией. К нему был послан Иван Данилович Хохлов. Н. В.

Авиакомпания UTair увековечила память заслуженного пилота СССР Ивана Тихоновича Хохлова, возглавлявшего тюменское управление гражданской авиации (ТУГА) с 1973 по 1977 год – в честь летчика, посвятившего жизнь небу, назвали самолет Boeing 767-200. Во вторник, 7 февраля, генеральный директор Андрей Мартиросов вручил дочери авиатора Ольге фотографию лайнера и памятный экземляр приказа о присвоении борту имени.

Дату выбрали не случайно – именно в этот день авиакомпания отметила свое пятидесятилетие. Ровно полвека назад, в 1967 году в Тюмени начало свою работу ТУГА — ведомство, преобразованное в начале 90-х в АООТ “ТюменьАвиаТранс” и переименованное в 2002 году в UTair. Торжественная встреча, посвященная юбилею, состоялась в Сургуте, в зале филармонии.

Открывая праздничное мероприятие, Андрей Мартиросов обратил свои первые слова к ветеранам воздушного флота. “Благодарю вас за колоссальный импульс профессионального мужества, мастерства, за тот дух победителей, который вы сформировали своим беспримерным подвигом в течение первых лет существования нашей компании”, — сказал руководитель в своем выступлении.

Благодарность отцам-основателям тюменской, югорской и ямальской авиации стала, пожалуй, одним из ключевых мотивов дня. Неслучайно в начале встречи вместе с генеральным директором авиакомпании на сцену вышел заслуженный пилот Геннадий Ласкин – человек, возглавлявший ТУГА с 1977 по 1989 год, самый старший из ныне живущих экс-начальников управления. Слова признательности в адрес пилотов-первопроходцев, впервые взрезавших винтами небо Сибири, звучали из уст всех выступавших.

“Наши авиаторы – это не простые люди. Это те, кто ежедневно идет на работу совершать подвиг. У UTair есть важное отличие от других перевозчиков. В большинстве авиакомпаний крылья есть только у самолетов, а в нашей – и у самолетов, и у людей”, — отметила в своей речи губернатор ХМАО Наталья Комарова.

Со сказанным трудно не согласиться. На заре становления тюменской области авиаторы столкнулись с непростыми задачами – шло освоение недр севера, нужно было обеспечивать транспортные нужды на почти дикой земле, где не было ни дорог, ни какой-либо иной инфраструктуры. Во многом, именно благодаря труду пилотов Тюменская область стала крупнейшим нефтедобывающим регионом СССР, а затем и РФ.

Воспоминания авиаторов тех лет изложил в своей книге “Тюменские летчики в память о пережитом“ пилот-ветеран Алексей Валишин. “В то время на строительство нефтегазового комплекса шел поток грузов. Отправка их строго контролировалась. Не было ни одного сбоя, хотя ситуация была очень сложной. Было очень много различных организаций, которым отправить на Север груз было строго необходимо.”, — рассказывает товарищ автора Александр Касаткин. Как отмечает участник событий, нередко приходилось выжимать из крылатой машины максимум возможного.

Одним из запомнившихся рейсов для Александра стала доставка многотонного груза труб для нужд геологов на самолете Ан-12. Дозаправиться на севере было невозможно, весь запас топлива нужно было везти с собой, заполняя в Тюмени баки на весь предстоящий рейс. Здесь и крылась опасность — с такой коммерческой загрузкой масса “Ан’а” превышала допустимый посадочный максимум. Согласно руководству по летной эксплуатации, приземляться было нельзя. Справиться с этим заданием удалось лишь благодаря запасу прочности, позволявшему в крайних случаях садиться с перегрузом, и мастерству экипажа.

Андрей Мартиросов вручает дочери Ивана Хохлова фотографию именного борта

Полет, о котором вспоминает Касаткин, ему поручил лично Иван Хохлов, руководивший в те годы управлением гражданской авиации. По мнению современников, именно благодаря профессионализму этого человека, тюменским и югорским летчикам удавалось делать то, что еще недавно казалось невозможным. За особые заслуги Иван Тихонович при жизни удостоился звезды героя социалистического труда и звания заслуженного пилота.

После смерти летчиков, подаривших региону крылья, потомки не забыли об их подвигах – имена первых двух руководителей тюменского управления гражданской авиации Константина Лужецкого и Владимира Кулешова присвоили лайнерам Boeing 737-800. В феврале 2017 года в небо поднялся и их преемник Иван Хохлов. В его честь назвали флагман UTair — самолет Boeing 767-200 с бортовым номером VP-BAL.



Хохлов Николай Дмитриевич - главный инженер завода № 586 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике.

Родился 3 декабря 1918 года в селе Садки ныне Чеховского района Московской области. Русский. Окончил 10 классов.

В 1941 году окончил Московский механико-машиностроительный институт (МВТУ имени Н.Э.Баумана) по специализации “Металлорежущие станки”, по специальности - инженер-механик.

С 1941 по 1951 годы работал конструктором, начальником бюро, заместителем начальника и начальником цеха на заводе № 8 Министерства вооружений СССР (ныне - город Королёв, Московской области).

С 1951 по 1952 год являлся начальником отдела Главного Управления Министерства вооружений СССР, в 1952 году занимал должность главного инженера завода № 88 Министерства вооружений СССР (ныне - город Королёв, Московской области).

В 1952-61 годах работал главным технологом, в 1961-65 годах - главным инженером и заместителем директора на заводе № 586 (ныне - завод "ЮжМаш", город Днепропетровск).

Участник работ по созданию и сборке первых отечественных баллистических ракет дальнего действия Р-2, Р-5М (с ядерной боеголовкой), Р-12 (боевой), Р-15 (морского базирования), Р-16 (на высококипящих компонентах топлива), Р-12У и ШПУ "Маяк", Р-14, и на базе них космических ракет-носителей для запуска искусственных спутников Земли (ИСЗ). Один из ведущих руководителей работ по созданию беспилотных и пилотируемых кораблей “Восток”, “Восход”, “Союз”, кораблей по лунным программам Л-1, Н-1, Л-3.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечение успешного полёта человека в космическое пространство Хохлову Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 60-х годах Н.Д.Хохлов и его завод продолжал работы по двум направлениям – выпуску боевых ракет наземного базирования с ядерными зарядами, испытанию их (высотные и наземные ядерные взрывы), сдаче их на вооружение промышленности и созданию на их основе космических ракет-носителей для запуска спутников серии "Космос", а также пилотируемых космических кораблей.

В 1965 году Н.Д.Хохлов был назначен заместителем Министра общего машиностроения СССР (МОМ) и проработал на этом посту до 1984 года. Большое внимание в рамках своей деятельности он уделял созданию космических аппаратов, многочисленных ИСЗ различных назначений, а также продукции, выпускаемой предприятиями отрасли в плане конверсии (тракторы, холодильники и пр.). Автор научной работы «О путях решения технологических проблем при создании РКТ в КБ Королева С.П., Янгеля М.К., Челомея В.Н.»

С 1984 по 1996 годы Н.Д.Хохлов работал ведущим инженером по отрасли, ведущим инженером-технологом в НИИ технологии машиностроения MОM (ныне - ФГУП “НПО “Техномаш”, город Москва).

Под его руководством разработаны материалы для Генеральной схемы развития и размещения производственных сил отрасли. С его участием проводились прогнозные исследования, им разработан ряд стандартов предприятия по прогнозированию. Был ответственным исполнителем за проведение работ по формированию перспективных планов развития технологии в ракетно-космической отрасли. Разработал “Основы направления развития отрасли в части технологии”.

Авиакомпания «ЮТэйр » с большим размахом отпраздновала свой полувековой юбилей. Торжественное мероприятие, приуроченное к 50-летию со дня своего основания, и ко Дню гражданской авиации, состоялось 7 февраля в Сургутской филармонии.

Начало торжественного праздника было намечено на 11 утра, однако в фойе Филармонии гости начали собираться ещё задолго до мероприятия. Ветераны, первые лица регионов, представители авиакомпании, гости из Сургута , Тюмени , Москвы , Красноярска и с Ямала – вот далеко не полный список тех, кого жизнь связала с «ЮТэйр».

Для каждого из них авиация сыграла важную роль в жизни, в особенности для нынешних ветеранов. Во время освоения новых нефтяных и газовых месторождений, тюменским лётчикам пришлось доставлять первопроходцев в югорскую тайгу – на плечах и на руках. Было тяжело, но ни один из них не жаловался.

– Для жителей Югры начало февраля ознаменуется двумя историческими событиями – Днём рождения «ЮТэйр» 7 февраля и Днём гражданской авиации 9 февраля, – отметила в приветственном слове губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова . – И тогда, и сейчас лётчики, благодаря своему горячему сердцу, вносят колоссальный вклад в промышленное развитие Югры и России в целом.

От лица депутатского корпуса Думы ХМАО-Югры «ЮТэйр» поздравил и председатель Думы региона Борис Хохряков .

Название «ЮТэйр» вписано золотыми буквами в историю гражданской авиации нашей страны. Пройдя сложный, героический полувековой путь, вы являетесь одним из лидеров по авиаперевозкам и крупнейшим вертолётным оператором в мире. И даже ваш девиз, который написан в бортовом журнале «Мы летаем везде, где есть небо» как нельзя лучше говорит о масштабах вашей работы. Счастья вам и безоблачного неба!

В честь Дня гражданской авиации и юбилея авиакомпании из рук губернаторов ХМАО-Югры, Ямала, Тюменской области и председателя Думы Югры, награды и благодарственные письма получили более 150 сотрудников авиакомпании. Среди них – командир авиационной эскадрильи №5 лётного отряда №2 «ЮТэйр – Вертолётные услуги» Юрий Слободенюк , авиатехники линейной станции СТО воздушных судов Виктор Шестаков и Игорь Король, и многие другие.

– Невозможно переоценить значение вашего предприятия для транспортной отрасли Тюменской области, – отметил в своём видеопослании губернатор региона Владимир Якушев . – Сегодня авиакомпания переживает новый виток развития – обновляется парк воздушных судов, модернизируется материально-техническая база и расширяется география полётов.

Особую благодарность Владимир Якушев выразил ветеранам, участвовавшим в освоении нефтяных и газовых богатств Сибири , выстраивании транспортного сообщения с отдалёнными районами и усовершенствования инфраструктуры.

Ключевым моментом торжества стало присвоение самолёту Boeing 767-200 (номер VQ-BA) им. Героя Социалистического Труда Ивана Тихоновича Хохлова , который руководил управлением ГА в период с 1973 по 1977 годы. Гендиректор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов вручил фото именного воздушного судна дочери лётчика. Отныне память о заслуженном работнике авиации будет жить вечно.

Отметим, что в 2016 году самолеты авикомпании перевезли более 6,6 млн человек. В 2017-м году планка поднята до 7 млн пассажиров.