Хабаров ерофей павлович, русский землепроходец. Краткие биографические сведения. Путь от Якутска до Амура

Хабаров Ерофей Павлович - один из самых знаменитых исследователей российских территорий. Благодаря его трудам было открыто большое количество новых земель, которые стали использовать в сельскохозяйственных целях. Первооткрыватель ряда соляных залежей. Сегодня мы поговорим о том, какую удивительную жизнь прожил Ерофей Хабаров. Что открыл этот человек, и какой след оставил в истории нашей страны.

Появление на свет

На сегодняшний день доподлинно неизвестно, где именно родился землепроходец. Единственное точно удалось узнать - это случилось в Вотложемской волости.

Согласно мнениям некоторых этнографов прошлого века, существует три варианта селений, где родился Хабаров:

  • село Курцево;
  • село Дмитриево;
  • посёлок Святица.

Но теорию ленинградского учёного Белова о том, что местом рождения Хабарова является село Дмитриево, в начале 21-го века опровергли. Это связано с тем, что современная территория поселения на тот момент не входила в Вотложемскую волость.

Краткие биографические сведения

Исследователь Ерофей Хабаров (годы жизни 1603-1671) умер в возрасте 68 лет. За это время он успел оставить огромный след в истории.

Хабаров был крестьянином, но, несмотря на все трудности, которые выпадали на плечи этой категории населения, он не переставал мечтать о путешествиях.

В возрасте 25 лет его мечта, наконец, осуществилась. Оставив достаточно крупное хозяйство, он вместе с другими зажиточными селянами, рыболовами, охотниками, казаками и просто любителями приключений отправился за территорию Каменного Пояса.

В 1628 году он уже прибыл к Енисею. На данной территории молодой человек быстро освоился и начал заниматься привычным для себя хлебопашеством, в круг его интересов вошла торговля. Через некоторое время Ерофей поступил на военную службу в Енисейске.

После окончания военной службы Ерофей Хабаров, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, вместе со своим братом Никифором хотел вернуться на родину, но из-за гонений вологодских и устюжских переселенцев, братья приняли решение отправиться в Сибирь. На новом месте жительства будущий исследователь снова занялся торговлей, и в течение короткого промежутка времени стал достаточно богатым предпринимателем.

Когда на территории Сибири появились слухи о природных богатствах возле берегов реки Лены, Хабаров вместе с небольшим отрядом отправился исследовать новую территорию.

Попадание в тюрьму

После переселения к берегам реки Лены, Хабаров Ерофей Павлович (кратко о его жизни известно каждому, интересующемуся историей нашей страны) решил заняться пушным промыслом и поэтому путешествовал по всем притокам реки.

В 1639 году его серьезно заинтересовали соляные ключи, которые были размещены поблизости с устьем Куты. Здесь он и принял решение остановиться. Поскольку с технологией изготовления соли мужчин познакомился ещё на своей родине, то единственное, что ему оставалось, это выкупить участок земли и построить на нём колодцы и варницы. В скором времени Хабаров наладил торговлю хлебом, солью и другими необходимыми продуктами.

Но поскольку мужчина не любил длительное время оставаться на месте, то через 2 года он решил перебраться к устью Киренги. На этой территории он тоже создал небольшое предприятие с солеварения, которое очень быстро развивалось.

Хабаров Ерофей никогда не жалел денег и еды для бедных и нуждающихся. В один из дней известный на тот момент военный деятель Иван Головин (воевода поселения, где обитал исследователь) попросил у Хабарова три тысячи пудов хлеба в долг для его отряда. Но по прошествии времени он не только не вернул взятое, а и с помощью силы отобрал у Хабарова его солеварню и землю с посеянным зерном, а самого исследователя отправил в заточение. Выйти на волю мужчине удалось только в 1645 году, но все его предприятия уже были изъяты.

Даурская экспедиция

В 1648 году Ерофей Хабаров, фото которого, как читатель сам понимает, с тех времен не сохранились, услышал о том, что на территории Даурии находится огромное количество природных богатств и имеется возможность построить значительный капитал. Поскольку самостоятельно отправляться на новую территорию у мужчины не было ни средств, ни желания, он решил воспользоваться поддержкой нового воеводы поселения - Дмитрия Францбекова.

Расписав воеводе все плюсы от данной экспедиции, Хабаров Ерофей получил взаймы казенное оружие (в состав входило даже несколько пушек), снаряжение для военных действий и ряд сельскохозяйственных принадлежностей. Из собственных финансовых средств Францбеков выделил каждому участнику экспедиции небольшую сумму. Для того чтобы Ерофей и его помощники смогли переплыть через реку, воевода предоставил им судно, отобранное у промышленников из Якутии. У этих же торговцев и был отобран хлеб в таком количестве, которого было достаточно, чтобы прокормить 70 человек (именно это число людей входило в отряд Хабарова).

Переправа по реке

Хабаров Ерофей, узнав о том, каким образом Францбеков нашёл весь необходимый инвентарь для его экспедиции, решил не медлить с отплытием, поскольку опасался недовольства со стороны якутских торговцев.

В 1649 году отряд исследователя уже направлялся в сторону устья Тунгира по рекам Лена и Олекма. В пути их застигли заморозки, поэтому участники экспедиции были вынуждены совершить остановку.

Вначале января 1650 года участники экспедиции перебрались в нарты и поплыли по Тунгиру в южном направлении.

Пересёкши отроги Олемкинского Становика, отряд достиг Урки (через промежуток времени там была построена железная дорога и поселение, названное в честь Хабарова).

Изучение земель

Жители Дауры узнали о приближении отряда Хабарова раньше срока, поэтому, собрав вещи, покинули своё место обитания. Таким образом, участники похода прибыли в опустевший город.

Исследовав город, Хабаров и его помощники обнаружили около сотни больших домов с широкими окнами. Согласно расчётам, в одном таком доме могло поселиться не менее 50 человек. Также на территории поселения находились глубокие ямы, в которых были скрыты запасы хлеба.

Затем мужчины решили отправиться к берегу Амура. На их пути встретилось несколько поселений, которые также были пустыми. В одном из таких жилищ участники отряда обнаружили женщину, которая рассказала о том, что на другом берегу реки находится большой город, правитель которого обладает сильным войском и несметными богатствами. Она описывала Маньчжурию.

Очередная экспедиция

Получив информацию от женщины, Хабаров решил оставить в освоенной территории 50 человек из своего отряда, а сам, вместе с оставшимися людьми отправился обратно в Якутию. В конце весны 1650 году он достиг своей цели.

На обратном пути в Якутию исследователь занимался составлением детального чертежа территории Даурии, который затем был отправлен в Москву.

Именно этот чертёж был основой при создании карт Сибири 17-го века.

В Якутии Хабаров начал собирать новый отряд, соблазняя людей несметными богатствами земель Даурии. В результате данной пропаганды ему удалось собрать 110 человек. При этом 27 из них были подручными Францбекова. Отряд был снабжён тремя пушками.

Вначале осени этого же года Ерофей снова вернулся к берегам Амура.

Захватнические действия

Прибыв на территорию Даурии, исследователь обнаружил оставшихся здесь людей у стен крепости Албазин, где они сражались с местными жителями. Увидев подмогу со стороны Хабарова, коренные жители решили отступить. Но люди Ерофея догнали их и взяли в плен.

Ерофей Павлович принял решение сделать базовый лагерь на территории крепости Албазин. Именно оттуда он курировал нападения на местных жителей. Стоит отметить, что участники отряда брали в плен даурийских женщин и делили их между собой.

Исследования берегов Амура

Вначале лета 1651 года Хабаров и его люди начали исследовать просторы Амура. Изначально участники отряда видели только покинутые поселения, но уже спустя несколько дней, они достигли хорошо укреплённого города. За его стенами к борьбе приготовился целый отряд даурийских воинов. Но, воспользовавшись пушками, отряд Хабарова преодолел препятствие и захватил город.

После этого исследователь занялся рассылкой гонцов в различные поселения Даурии для того, чтобы местные жители перешли под управление русского царя и начали выплачивать ему дань. Но большинство местных жителей отвергло предложение, поскольку они были подданными Маньчжурии и не желали выплачивать дань ещё одному правителю.

Добыв лошадей, отряд Хабарова направился дальше. На территории возле реки Зеи людьми исследователя было захвачено ещё одно поселение. Ерофей Павлович рассчитывал получить с пленных огромную дань, но местные жители предоставили ему только несколько соболей, пообещав, что к осени отдадут всё остальное. Казалось бы, отношения между отрядом Хабарова и местными жителями наладились, но буквально через несколько ночей коренные поселенцы сбежали. Исследователя это разозлило и он, сжёгши захваченную крепость, отправился дальше.

Начиная от устья Буреи, находились территории, заселенные гогулями - схожий с маньчжурами народ. Они также были захвачены и ограблены людьми Хабарова.

Территории нанайцев

В сентябре люди Хабарова достигли новых территорий и остановились в одном из крупных селений. Одну часть своего отряда мужчин отправил на вылов рыбы. Местные жители воспользовались этим и атаковали их. Но им не удалось получить победу, потеряв более 100 человек, они решили отступить.

В ответ на подобное поползновение Хабаров занялся укреплением поселения и остался в нём на зимовку. Именно оттуда люди исследователя отправлялись к местным жителям, грабя их или забирая дань.

Весной 1652 году Хабаров с людьми был подвержен нападению огромного отряда маньчжурских воинов, около 1000 человек. Но нападающие были повержены.

Ерофей Павлович Хабаров понимал, что количества его людей не хватит, чтобы захватить Маньчжурию, поэтому сразу же после таяния льда на реке он покинул место зимовки и отправился наперекор течению.

Раздор в отряде

Преодолев устье реки Сунгари, Хабаров и его люди встретили российский вспомогательный отряд. Но даже это не заставило его вернуться для завоевания территории Маньчжурии, поскольку он разведал, что правитель этой территории собрал против него шеститысячное войско.

В начале августа, возле устья реки Зеи, часть отряда Хабарова взбунтовалась, люди не желали просто так отступать от цели, поэтому, похитив 3 корабля, они бежали. Передвигаясь по просторам Амура, они занимались грабежом близлежащих территорий. Достигнув Гиляцкой земли, они решили создать там свой острог и изымать повинность из дауров.

Но подобный поворот ситуации не понравился Хабарову, поэтому, добравшись до данного острога, он уничтожил его. Изменники обещали сдаться при условии, если им оставят жизнь и добычу, но Ерофей Петрович не пошёл на договор и не только забрал добычу, но и избил предателей практически до смерти.

Очередная зимовка

Искоренив изменников, Хабаров остался на территории Гиляцкой земли для зимовки. Весной 1653 года он вернулся в Даурию, к устью речки Зеи, где и находился на протяжении всего лета. В этот период его люди ездили по прилегающим к Амуру территориям и собирали дань.

Немного позже к Хабарову и другим участникам похода прибыл посол российского царя, который привёз им награды. Он сообщил Ерофею Петровичу о том, что тот больше не имеет прав управлять отрядом, и отстранён от дел. После возражений исследователя он был избит и отправлен в Москву.

Зиновьев лишил мужчину всего.

Встреча с царем

В Москве Ерофей Хабаров, биография которого интересна современникам, предстал перед царём. Тот оказал ему достаточно хороший прием и дал приказ Зиновьеву вернуть всё имущество Ерофея Петровича.

Исследователь получил титул «боярского сына». Царь дал Хабарову возможность управлять несколькими поселениями, размещёнными на территории возле реки Лена, и подарил несколько сёл в Восточной Сибири. Он должным образом оценил вклад исследователя.

По прошествии времени на территории Дальнего Востока был создан большой край, центр которого получил название Хабаровск.

Последние свои годы землепроходец провёл на территории современного города Киренск (Иркутская область), согласно современным исследователям, именно там и расположена могила этого великого человека.

Ерофей Хабаров (кратко об этом человеке вы узнали из статьи) действительно заслуживает уважения, поскольку, несмотря на все жизненные тяготы, смог достигнуть больших высот и оставить своё имя в истории.

В биографии Ерофея Павловича Хабарова (прозвище Святитсякий) есть еще много неизученных моментов. Существуют разные версии и толкования его поступков и решений, которые позволяют видеть в человеке, именем которого назван дальневосточный край, более широкий спектр его жизненного пути. «Великий сын Великого Устюга», по другим данным — «сын сольвычегодской земли» , как иногда называют Е. П. Хабарова его биографы, был из той когорты землепроходцев, которые первыми проложили путь во имя России к богатствам Дальнего Востока.

Родился Ерофей Павлович Хабаров в семье крестьянина, по мнению его биографов, между 1601-1607 годами , а по мнению составителей Большой советской энциклопедии — примерно в 1610 году . Родился он предположительно, в деревне Дмитриево Вотложенского стана Устюжского уезда, что в 60 километрах от Устюга Великого, на берегу реки Сухоны. Вероятно также, что юношеские годы Хабарова проходили в Великом Устюге.

В XVII веке Великий Устюг занимал исключительно выгодное географическое и экономическое положение между европейской частью России и сибирскими землями, через него пролегали основные торговые пути «восток—запад». Поэтому детство и юность Хабарова проходили в атмосфере экономического подъема устюжской земли. Многие крестьяне, бросая обжитой предками родной угол, под влиянием рассказов о несметных богатствах сибирской земли и вдохновленные реальным успехом охочих людей, то подавались в Сибирь, за Камень, на промысел в «сибирские торги», то подряжались к московским купцам, то на извоз с «собственными товарами». Пришла в движение и семья Павла Хабарова. Старший из сыновей, Ярко, умный и проворный, не смог усидеть дома, занимаясь традиционным землепашеством в нищете и вечных долгах, когда на его глазах происходило нечто более серьезное, и многие люди смогли вырваться из кабалы, побывав за Камнем всего год-два. По мнению С. Маркова, Ерофей Хабаров тоже попробовал испытать счастье, и уже в 1623-1624 годах «проведывал» земли на реке Лене и возвратился с «успехом». Зимой 1626 года братьев Ерофея и Никифора увлекла в путь «златокипящая вотчина» Мангазеи, и уже весной братья вышли из дома. Одного Ярко отец не хотел отпускать из-за опасности пути, а потому напутствие в жизнь давал сразу обоим сыновьям. Велел братьям помогать друг другу во всем, а Никифору, как младшему и менее опытному, — отдельно, во всем слушаться старшего брата . Это стало последним напутствием старого крестьянина «в жизнь» своим сыновьям. И эта воля отца будущего землепроходца по Сибири и Дальнему Востоку исполнялась братьями всю их совместную жизнь.

Ко времени отъезда в Сибирь Е. П. Хабаров был уже женат, имел дочь Наташу. Жена его, Василиса, проживала во время одиссеи мужа то у своих родственников в Соли Вычегодской, то в Устюге Великом .

Братьев Хабаровых, Ерофея и Никифора, влекла не только манящая даль. Существовала другая, основная, причина их сибирской одиссеи. Только в первую треть XVII столетия через Мангазейскую таможню ежегодно проходило такое количество шкурок соболя, что их стоимость равнялась годовым доходам царского двора . Как отмечает М. И. Белов, вплоть до второй половины 30-х годов XVII века каждый вложенный в Мангазее рубль в случае удачи приносил охотнику-промысловику 32 рубля чистого дохода .

Биограф Хабарова Сафронов описывает, что братья в этом путешествии сначала попали в Соликамск, затем — в Верхотурье и Тобольск. В Тобольске они наняли пятерых покрученников и примкнули к большому каравану кочей, во главе которого шли мангазейские воеводы Г. И. Кокарев и А. Ф. Палицын. Так, вместе со всеми братья пересекли Обскую и Тадовскую губы, поднялись по реке Тоз и остановились в Мангазее: на севере зима приходит рано.

Перезимовав в Мангазее, весной 1629 года Ерофей и Никифор дошли по Енисейскому волоку до Туруханска, оттуда по Енисею и дальше морем прошли в устье Пясины, а далее — волоком перебрались летом на реку Хету в Хетское зимовье. Здесь, в таможней избе, летом 1629 года Ерофей стал служить целовальником по сбору десятинной пошлины с торговых и промышленных людей, а Никифор с покрученными отправился в «нехоженые» земли южной и средней части Таймырского полуострова. В этих землях Никифору Хабарову и его покрученникам удалось добыть восемь сороков соболей (320 штук).

Через год, весной 1630-го, братья возвратились в Мангазею, а оттуда летом по морскому пути — в Тобольск. Именно здесь ярко проявился характер молодого Ерофея Хабарова: он был не только участником, но, как считают его биографы, организатором выступления торговых и промышленных людей против произвола воеводы Кокарева и, как подчеркивает М. Белов, действовал далее от их имени. Дело в том, что на обратном пути с Таймыра, где были братья Хабаровы, Ерофей стал свидетелем крупной ссоры между мангазейскими воеводами. Столкновение словесное завершилось весной 1631 года открытыми военными действиями обеих сторон. Хабаров с первых шагов не побоялся вступить в этот конфликт, примкнув к сторонникам А. Ф. Полицына, и стал в итоге организатором выступления против произвола Кокарева. Однако в выступлении сам лично уже не участвовал, так как не считал кровопролитие правильным решением вопроса и вообще был противником военного столкновения. Хабаров видел разрешение этого конфликта несколько иначе и поступал так, как велела ему совесть. Он понимал, что силой ничего не докажешь, и в поисках справедливого решения вопроса еще в конце 1630 года (по другим сведениям, в январе 1631) Ерофей Павлович отправился с братом в Сибирский приказ в Москву. По пути братья заехали в Великий Устюг (январь 1631 года), Никифор остался дома, а Ерофей сразу же поехал дальше, в Москву. Там он подал челобитную на мангазейского воеводу Кокарева, в которой обвинил его не только в грабеже торговых и промышленных людей, но и в недозволительной продаже вина, пива и меда, в незаконном содержании кабаков, в насильственных нападках на Палицына, стоявшего на соблюдении законности, а также в разорении Мангозейской «землицы» . В этой челобитной на имя царя от имени «мангазейского мира» Е. П. Хабаров, отстаивая «праведное дело», просил государя принять меры против произвола с тем, «чтобы.., мангазейская землица вконец не запустела». И выиграл спор. Так, в коридорах царского двора впервые прозвучало имя будущего великого амурского землепроходца.

Еще в 1630 году братья Хабаровы увлекли за собой своего племянника Артемия Петриловского, и будучи на Енисее, вблизи устья реки Тиса, вскоре от мангазейского воеводы Палицына узнали о возможностях развития на реке Лене «другой Мангазеи». А. Ф. Падицын излагал свои мысли царю на дальнюю перспективу и предлагал «послать сибирских людей», «поставить город или остроги» на Лене и других реках недалеко от нее с целью приведения «новых землиц людей» «под великую государеву руку», а «с них собирать ясак» для пополнения царской казны.

В этом деле Е. П. Хабаров решил попытать свое счастье и выехал. По вопросу о времени приезда братьев на Лену существуют разные мнения. Согласно одному Хабаров прибыл на Лену не позднее 1632 года, по другой версии — в 1638 году. Вместе с Ерофеем туда прибыли Никифор и их племянник Артемий Петриловский. Скорее всего, как считает Г. А. Леонтьева, все это произошло в 1632 году по возвращении братьев из Устюга Великого, где они немного отдохнули в кругу семьи и решили вопросы продажи привезенной рухляди — соболей.

Прибыв в Сибирь, Е. П. Хабаров после московской поездки подал челобитную с просьбой отправить его на Лену, нанял 27 рабочих — покрученников, произвел с ними предоплату, договорился с казной о выдаче разных продуктов и ждал разрешения. Из енисейского острога, после получения разрешения на свою челобитную, он отправился в дорогу и все лето провел в пути: плыл по Ангаре и ее притоку Илиму до Усть-Кутского острога. Там этот небольшой отряд обосновался на зиму, откуда они ходили по Лене к Якутску.

В это время якутский край был обжит промышленниками довольно слабо. Поэтому Е. П. Хабаров с артелью охотился на верхних притоках Лены: реке Куте, Киренге, Чечуе, Вилюе. Но это было недолго из-за наплыва промышленных людей, и Хабаров задумался об изменении направления своей деятельности. Он решил остановить свой выбор на обнаруженном им Усть-Кутском соляном месторождении .

Нужно отметить, что в будущем это месторождение, наряду с Иркутским Усольем, будет обеспечивать солью всю Восточную Сибирь. Здесь, на Усть-Кутском соляном месторождении Е. П. Хабаров основал соляные варницы, и уже к 1639 году артель хабаровцев обеспечивала потребности в соли не только близлежащие остроги, но и Якутск. Здесь же он параллельно обосновал соболиный и рыбный промысел, завел землепашество.

В эти годы Е. П. Хабарову посчастливилось еще в одном. Его отъезд на Лену в 1638 году совпал с отправкой туда же землепроходца Максима Перфильева с целью «проведывания новых землиц» в районе Витима — притока Лены. На этом пути землепроходцы познакомились лично и после встречи старались не терять связей. Вскоре Е. П. Хабаров стал одним из крупнейших хлеботорговцев в Якутском уезде . Его желанием было собрать более тысячи пудов хлеба в год и захватить хлебные рынки в Сибири.

Кроме солевой добычи и хлебопашества, рыбного и пушного промыслов покрученные Е. П. Хабарова занимались еще извозом через Ленский волок — от Илимского до Усть-Кутского острогов . Однако мечтам Е. П. Хабарова не суждено было осуществиться. Если бы не «желания» якутских воевод, возможно, не тронулся бы Е. П. Хабаров на амурскую землю, не гнала бы его судьба «встречь солнца». Все вышло не так, как замышлял промышленный человек Ерофейка, Павлов сын Хабаров. Первые якутские воеводы П. Головин и М. Глебов «заняли» у него в «государеву казну» 3000 пудов хлеба , затем они «отписали» в казну без всякого вознаграждения его соляной промысел, который Е. П. Хабаров передал десятнику Семену Андреевичу Шелковникову, тому самому, который в 1647 году основал первый русский порт на Тихом океане — Охотский острог. Отобрали у Хабарова и пашенные земли. Так, взятые в казну посевы Е. П. Хабарова положили начало казенной пашни по реке Лене .

Кроме «промысловой жилки» в это время, которое биографы Е. П. Хабарова называют Ленским периодом, по мнению Ф. Сафонова, Ерофей Павлович, «ища прибыли государям» и «прибытку себе», собирал сведения о Ленском бассейне, возможностях и времени хождения по Лене под парусами и греблей до устья, «какие люди по тем рекам живут», старался получить и перепроверить данные о различных народах этого бассейна.

После потери земли в 1641 году Е. П. Хабаров поселился в районе устья реки Киренги в Никольском округе. С появлением бесстрашного и предприимчивого человека на этой земле началась новая история Никольского острога. Вскоре он основал там селение, названное впоследствии Хабаровкой. Нужно отметить, что в этих местах до сих пор сохранились названия деревней: Хабаровка, Хабарово Поле, Хабарова Роща и т. д. У Е. П. Хабарова были свои заимка и мельница. Энергичный и деятельный человек, на новом месте он развел обширное хозяйство. Для якутских воевод, которые в своих «отписках» на имя царя постоянно затрагивали имя Е. П. Хабарова (уже вторично оно звучало в коридорах царских), он оказался «неудобным человеком», костью в горле. И повод для расправы с неуступчивым Хабаровым чиновники нашли быстро. В 1643 году за отказ «ссужать деньгами» воеводскую казну у него незаконно отобрали все владения, а самого бросили в якутскую тюрьму, где он просидел без всякого на то решения суда около двух с половиной лет, то есть до конца 1645 года . Но и это не сломило землепроходца.

Освободившись из заключения, он вернулся в Усть-Киренгу и вместе с братом и племянником принялся восстанавливать свое хозяйство . По случаю самоуправных действий воеводы П. П. Головина Е. П. Хабаров обратился к царю с челобитной на притеснения воеводы и просьбой «разрешить ему выезд на родину для освобождения своей семьи от правежа». И такое разрешение он получил, но с условием «оставления своей пашни брату Никифорке Хабарову» . Это был третий случай, когда имя Хабарова поневоле появилось на устах чиновников в Москве.

Описываемые события, связанные с отстаиванием своих прав против незаконных действий якутского воеводы П. П. Головина, совпали по времени с возвращением в 1646 году с Амура экспедиции В. Д. Пояркова. Слухи о богатствах Приамурья завладели Хабаровым. Он был осведомлен об экспедициях Перфильева, Бахтеярова и получил информацию о последней — поярковой, а также о путях, которыми отряд добирался на Амур. Однако сам он на подобный шаг до поры не решался, так как на организацию большой экспедиции нужны были большие деньги, а ими в тот момент Хабаров не располагал. Трижды ему пришлось поправлять разоренное Головиным хозяйство. Кроме того, на этой почве у Хабарова не сложились отношения с администрацией, поэтому думать о денежном кредите или о возможности получить из казны снаряжение не приходилось. Тем более что экспедиция В. Д. Пояркова, по оценке администрации, оказалась безрезультатной. Поэтому в сложившейся ситуации всякую мысль об экспедиции на Амур приходилось откладывать до более подходящего момента.

В 1646 году вместо смещенного за злоупотребления и самоуправство воеводы П. П. Головина из Москвы прислали православного ливонского немца по происхождению Дмитрия Андреевича Францбекова (Фаренсбаха), который, по словам С. Маркова, «обеими руками вцепился в государеву казну, которую он считал за свою собственную». Ждать чего-либо от Францбекова также не приходилось, и Е. П. Хабаров, понимая выгодность Амурской экспедиции, предложил совершить ее за свой счет. Францбеков согласился и отдал «оптовщику» наказ о походе в Даурию.

Как считает А. Алексеев, Хабарову не удалось собрать нужного числа людей . В своей челобитной он просил у воеводы дать ему на Амур 150 человек, которых соберет за свой счет. Однако только около 70 добровольцев вызвались идти в далекий поход . Но это не задержало Е. П. Хабарова. Самое главное, на руках у него было разрешение воеводы на совершение Амурской экспедиции. А вот когда в период подготовки похода Хабарову нужны были деньги, воевода их давал «в заем» под 50 процентов.

В конце марта 1649 года отряд Е. П. Хабарова уже вышел из Илимского острога и весной 1650 года достиг амурских берегов. На пути к Амуру к отряду примыкали небольшие группы охочих и промышленных людей .

Обнаружив на Амуре опустевшие городки местного населения князца Лавкая, Е. П. Хабаров решил дальше не идти, а вернулся с небольшой группой в Якутск, доложил Д. А. Францбекову обстановку, пополнил запасы продовольствия и оружия, и с новыми людьми, присоединившимися к его отряду, осенью 1650 года снова был на Амуре. Здесь ему пришлось выручать из-под осады оставленных им членов экспедиции на амурской земле.

В 1651 году Е. П. Хабаров заложил первую русскую крепость Албазин, но сам в ней не остался, пошел дальше и спустился до устья реки Уссури. Установление российской власти на Амуре сопровождалось сооружением острожков: Усть-Стрелочный, Албазинский, Кумарский, Ачанский .

Хабаровцы прошли Амур до самого устья. Понимая важность колонизации земель на востоке, еще в 1651 году российское правительство по просьбе Е. П. Хабарова и Д. А. Францбекова собиралось отправить на Амур 3-тысячное войско под командованием князя Лобанова-Ростовского, но этот поход в связи с внешнеполитической обстановкой в России не состоялся.

С целью предварительной рекогносцировки на Амур к Е. П. Хабарову Сибирским приказом был направлен московский дворянин Д. И. Зиновьев. Встреча хабаровского отряда с представителем Москвы произошла только в 1653 году. Обладая воеводскими полномочиями, Д. И. Зиновьев официально подтвердил включение Приамурья отрядом Е. П. Хабарова в состав Российского государства, вручил Хабарову и «его людям» царские награды и, превысив всякие полномочия, самоуправно и безосновательно за «дерзость» (Хабаров потребовал у Зиновьева царского указа о его отстранении от дел на Амуре после «великой» государевой награды) приказал арестовать землепроходца. Он отстранил его от должности и дальнейшей работы на Амуре и велел передать полномочия приказного человека есаулу и пушкарю Онуфрию Степанову (Кузнецу), который с отрядом хабаровцев до 1658 года разъезжал по Амуру и собирал с местного населения ясак.

Спешность отправки Зиновьева в столицу со «свитой» для доклада объясняется его боязнью возможной голодной зимы на Амуре. Вместе с собой Зиновьев забрал находящегося «под присмотром» Хабарова для «объяснения» в Москве. На самом же деле, добравшись до Тугирского волока в октябре 1653 года, московский дворянин вдруг забыл о поспешности и остался зимовать до наступающей весны. Опасаясь того, что Е. П. Хабаров может уйти и вернуться на Амур, а он, Зиновьев, будет разоблачен в самоуправстве и невыполнении задания Сибирского приказа в подготовке прибытия 6-тысячного войска, Зиновьев отдал распоряжение изолировать Хабарова и в наиболее доступных для возможного побега местах надевать на землепроходца кандалы (смычки).

Поездка Е. П. Хабарова до Москвы была тяжелой и изнурительной. Зиновьев вымогал у землепроходца то соболью шубу, то шапку, то собольи пластины. Грабил московский дворянин и других охочих и промышленных людей: как встречавшихся на дороге, так и тех хабаровцев, забранных из отряда в качестве обвинителей приказного человека, кто грозился выступить в Москве. Потом они горько раскаивались в содеянном и вместе с Хабаровым написали и отдали в Енисейском остроге воеводе Пашкову челобитные на Зиновьева о его самоуправстве, грабежах и вымогательствах, а также в шантаже.

На основании этих челобитных и по настоянию Е. П. Хабарова Пашков вынужден был провести расследование и конфисковал у Зиновьева отнятое им имущество служилых людей, а также вместе с нарочным отправил все конфискованное в Сибирский приказ. Так, благодаря принципиальности и настойчивости Е. П. Хабарова было спасено награбленное Зиновьевым.

По дороге Е. П. Хабаров видел, как поток служилых и охочих людей по проторенным его отрядом путям двигался на Амур, несмотря на всевозможные запреты и преграды со стороны властей.

Какую-то часть пути до столицы Е. П. Хабаров проделал без Зиновьева, так как последний опасался обвинений и нагонял в дороге время. В декабре 1654 года Д. И. Зиновьев был уже в Сибирском приказе в Москве, где сразу доложил о проведенной работе на Амуре. Он подтвердил факт и значение присоединения Хабаровым Приамурья к России, но самого землепроходца охарактеризовал крайне отрицательно.

Что касается Е. П. Хабарова, он в Сибирский приказ не очень спешил. Землепроходец прекрасно понимал, что сразу его никто не станет слушать, а потому рассчитывал прибыть на высокий прием после отчета, сдачи конфискованного награбленного имущества и документов расследования по делу самоуправства и шантажа, отправленных нарочным от воеводы Пашкова. За это время Хабаров побывал в Великом Устюге и только в середине февраля 1655 года был расспрошен в Сибирском приказе в Москве его руководителем князем А. Н. Трубецким, а затем его помощником дьяком Г. Протопоповым.

Одержав победу в главном вопросе, Е. П. Хабаров подал на Зиновьева жалобу, к которой приложил документы на 1500 рублей, то есть на ту сумму, на которую его ограбил дворянин. Жалоба Хабарова и вина Зиновьева были настолько очевидны, что суд вскоре разобрался во всем и 13 июня 1655 года вынес вердикт. Первое: в действиях дворянина Д. И. Зиновьева по отношению к Хабарову усмотреть злоупотребление служебным положением и намерение обобрать и оклеветать землепроходца. Но учитывая, что подобное у Зиновьева случилось впервые, суд вынес в адрес «московского представителя на Амуре» предупреждение. Второе: дворянину Д. И. Зиновьеву следовало возвратить Хабарову отнятое у него незаконным путем имущество на сумму 1500 рублей.

Однако Е. П. Хабарову удалось получить только часть. Этим он смог рассчитаться с Соковкиным, должником которого был землепроходец. Относительно второй части долга, из-за бесчестности Зиновьева и волокиты в случае продолжения судебного процесса, Хабаров настаивать на возвращении денег не стал. 5 июля 1655 года по совету дьяка Протопопова он написал челобитную на имя царя Алексея Михайловича об официальном зачислении его на службу «в тот чин, в котором он пригодится».

Сибирский приказ удовлетворил челобитную Хабарова, но лишь частично. Он признал заслуги землепроходца, поверстал его в «дети боярские», установив оклад в размере 10 рублей деньгами, 10 четвертей ржи, 10 четвертей овса и полутора пуда соли в год . Так в Москве оценили заслуги землепроходца.

Нужно отметить, что факт зачисления Е. П. Хабарова в «дети боярские», минуя казачью или стрелецкую службу, был большой редкостью для Сибири. Однако возмещение Е. П. Хабарову материальных убытков, нанесенных Зиновьевым, Сибирский приказ игнорировал.

В Москве Е. П. Хабаров пробыл до осени 1655 года, то есть до момента организации 20 августа Амурского воеводства и назначения туда первым воеводой Афанасия Пашкова. Вероятно, потому, что, с точки зрения Сибирского приказа, Е. П. Хабаров уже выполнил свою миссию на Амуре и его нахождение там могло поставить воеводу в дискомфортное положение, туда его не пустили, а отправили в Илимский гарнизон «согласно реестру» : землепроходец был назначен управителем приленских деревень от Усть-Кута до Чечуйского волока . На Лену Хабаров возвратился в 1658 году и поселился в Киренге — своей деревне, которую местные жители называли Хабаровкой.

Еще в 1650 году, уезжая в Приамурье, Е. П. Хабаров по договору передал Панфилу Яковлеву на период экспедиционной работы эту деревню с мельницей, пашенными землями и сенокосами. Панфил Яковлев, как мог, поддерживал все, за что был ответственен, и даже сумел организовать распашку части новой земли. Вернувшись в родную деревню, землепроходец занялся благоустройством своего быта. Он поставил новый двор, «хоромы» и различные хозяйственные постройки, распахал под пашню 18 десятин земли на Киренском лугу, Байдановской и Русовской заимках, расширил свои владения на лугу, поставил две мельницы: одну на Чечуевском волоке, другую — против Усть-Киренского Никольского погоста за Леной. За все это Ерофей Павлович исправно платил оброк.

Хозяйство Хабарова в Сибири было поставлено на широкую ногу и носило многоотраслевой характер. У него сеяли хлеб, выращивали скот, занимались мукомольным, скорняжным и кожевенным промыслами. Хабаров сумел организовать и использовать труд как нескольких зависимых, работающих за часть урожая половников, так и наемных работников, которых он приглашал к себе на работу в пору страды. Из этих же людей Хабаров вербовал покрученников, которых отправлял на соболиный промысел в места хорошо знакомые: Олекму, Тугирь, Тугирский волок и его окрестности. Сам Хабаров в тайгу не ходил, так как по службе не мог отлучаться надолго. Он считался непосредственным представителем воеводской власти над крестьянами, а его полномочия, определявшиеся воеводской наказной памятью, были очень широкими. Как приказной человек он не только контролировал работу и наблюдал за государственным хозяйством, включавшим десятинную пашню и обрабатывающих ее крестьян, а также при необходимости вмешивался в личное крестьянское хозяйство, если того требовала обстановка, отвечал за моральные устои своих «подопечных» и их общественную благонадежность.

Однако, имея широкий круг обязанностей, он стремился к возвращению на «свой» Амур. И случай вновь пройти на Тугирский волок ему представился, но уже по воле якутского воеводы Михаила Лодыженского, который на основании грамоты из Сибирского приказа велел взять Хабарова под стражу и отвести его на Тугирский волок «для поиска» снаряжения, спрятанного там во время отправления Хабарова с Амура дворянином Зиновьевым для объяснений в Москву. Речь шла о порохе и свинце, которые следовало отправить в Нерчинск воеводе Афанасию Пашкову. Сопровождали Хабарова 30 казаков во главе с сыном боярским Федором Пущиным, в казенной памяти которого предписывалось отпустить землепроходца, если казну обнаружат, а в противном случае препроводить его в Якутск для объяснений.

Поездка результатов не дала, на волоке Е. П. Хабаров спустя столько лет ничего не нашел, да и отыскать было бы уже невозможно из-за большого промежутка времени и значительного потока людей, двигавшихся на Амур через Тугирский волок. Не было ни казны (свинца и пороху), ни серпов, ни кос, ни сошников, которые он когда-то прятал. А потому Хабарова доставили в Якутск и предъявили долг на сумму 4550 рублей, которых, естественно, у землепроходца на тот момент не было. После долгих переговоров с воеводой стороны пришли к согласию на уплату долга в казну частями: Е. П. Хабаров обязался посылать в Якутск ежегодно 1600 пудов хлеба. Свое слово землепроходец сдержал.

Из официальных документов переписки известно, что к 1660 году у Е. П. Хабарова имелись уже внук и два сына — Андрей и Максим . Хабаров действительно был любящим мужем и заботливым отцом. Находясь даже в самых трудных условиях, по долгу не имея сообщений из дома о своей семье, он использовал любой подходящий момент, чтобы побывать на родине. Сегодня найдены документы, согласно которым можно полагать, что в 1651 году его семья проживала в Сибири: либо в Якутске, либо в Илиме.

Жена Ерофея Павловича Василиса умерла до 1667 года. Именно в этом году Хабаров наказывал старцам Усть-Киренского монастыря ее поминать . В это время дети Хабарова уже с ним не жили и были «отделены», так как он не хотел их сделать наследственными должниками в казну. После похорон жены землепроходец стал реже и реже бывать в своей деревне, у него сократились посевные площади, которые были уже неоднократно защищены от посягательств со стороны.

В 1663 году в его деревне Хабаровке старцем Гермогеном был основан Усть-Киренский монастырь, с которым также были земельные споры.

Из документов также известно, что 28 октября 1666 года Е. П. Хабаров обращался с просьбой отпустить его снова на Амур к илимскому воеводе С. О. Аничкову (Оничкову) по службе или так, чтобы строить там «город» и завести пашни. Но воевода этот вопрос не решил и посоветовал ему обратиться с подобной просьбой к тобольскому воеводе Петру Годунову, который считался старшим (главным) по службе среди воевод Сибири, или в Сибирский приказ.

Перед отправкой в Тобольск, будучи уже в пожилом возрасте (56-60 лет), Е. П. Хабаров подарил монастырю мельницу, а затем ему же пожертвовал недвижимость своей деревни, на что старцы обещали в случае смерти землепроходца поминать его, Василису и их родителей. А насеянный хлеб, ценные вещи (медную посуду, изделия из железа) и скот Хабаров продал.

Осенью 1667 года с ясачной казной и документацией Е. П. Хабаров прибыл в Тобольск и 15 октября подал челобитную с просьбой отпустить его на Амур. В ней землепроходец указывал, что «поднимет на своих проторях сто человек и на своих судах и хлебными запасами», а на Амуре поставит город (острог) и займется хлебопашеством .

Дать разрешение на эту челобитную Е. П. Хабарову, которого на Амур не пустил Сибирский приказ, воевода не решился и порекомендовал отправиться землепроходцу самому в Сибирский приказ. Он надеялся, что Хабаров по возрасту уже не пойдет на этот шаг и просто не поедет в такую даль, перестанет тревожить «начальство». Очень уж «известным» был Е. П. Хабаров в Сибири, и за ним на амурские земли могло потянуться большое количество людей, что было нежелательно для властей: Сибирь по сравнению с Амуром была в это время менее заселенной. Это оказалось второй причиной отказа землепроходцу. В Сибирском приказе, как и следовало полагать, никто не стал хлопотать перед царем за Хабарова. Он им был просто не нужен. Ограничились лишь повышением ему оклада за безупречную службу перед царем и Отечеством, а остальные вопросы, в том числе и просьбу о разрешении уехать на Амур, оставили без внимания.

Ничего не добившись, Е. П. Хабаров вновь возвратился в ставшую родной Киренгу, в свою Хабаровку, так как по условиям завещания, написанного землепроходцем перед отъездом, она переходила в собственность монастыря только после его смерти.

Немолодые годы, нелегкая работа и быт землепроходца брали свое. По предположению А. Алексеева, Ерофей Павлович Хабаров свои последние годы провел в Илимском остроге или в своей деревне возле Усть-Киренги . Когда и как умер землепроходец, где похоронен — для историков пока остается загадкой.

По мнению Б. П. Полевого, Е. П. Хабаров умер в начале февраля 1671 года в возрасте 64-66 лет . По сведениям сибирских краеведов, он похоронен в ограде Усть-Киренского Троицкого монастыря. Однако 1 декабря 1981 года в газете «Тихоокеанская звезда» прошло сообщение, что в селе Калинино (бывшее название — Монастырщина) на Амуре была обнаружена плита с хорошо различимыми словами «Ерофей Павлович...», в связи с чем возникла версия, что землепроходец все-таки вернулся на Амур именно в поселок Калинино, где доживал свои последние дни, там же умер и похоронен. А благодарные потомки спустя время поставили эту надгробную плиту с высеченным на камне его именем [Тихоокеанская звезда, 1981. 1 декабря]. Дом Е. П. Хабарова не сохранился, но место это до сих пор в Киренге называют Хабаровским.

Таков очень краткий рассказ по имеющимся у историков в наличии архивным документам о судьбе амурского землепроходца Ерофея Павловича Хабарова — устюжанина, крестьянского сына.

* В отдельных литературных источниках можно встретить данные «300 пудов хлеба». Возможно, это опечатка. — Прим. В. Павлика.

Ерофей Хабаров, краткая биография которого будет рассмотрена далее, внес огромный вклад в расширение территории страны. Его судьбу и жизнь захватило движение на восток государства. Рассмотрим далее, как жил Хабаров Ерофей Павлович, что открыл этот человек, какими достижениями вошел в историю.

Место рождения

Споры о нем ведутся достаточно давно. Основными местами рождения называют деревню Святица в Вотложемской волости, села Курцево и Дмитриево. Первое считается наиболее подходящим вариантом. Автором теории о том, что Хабаров Ерофей родился в Дмитриево, был ученый из Ленинграда Белов. Он исследовал достаточно много документов, на основании чего и выдвинул гипотезу. Посчитав местом рождения село Дмитриево (которое сейчас существует в Нюксенском районе), ученый не принял во внимание тот факт, что это поселение не относилось по прежнему административно-территориальному делению к Вотложемской волости.

Ерофей Хабаров: краткая биография

Будущий предприниматель и путешественник был крестьянином. Ерофей Хабаров (годы жизни и смерти 1603-1671) оставил свою семью и довольно крупное хозяйство и вслед за другими вполне зажиточными и вольными хлебопашцами Вологодчины, охотниками и рыболовами Приморья, ищущими приключений и богатства казаками с Дона и Волги, направился за Каменный Пояс. Все эти люди стремились в таежные края к рекам в Восточной Сибири. Так, Ерофей Хабаров прибыл в 1628-м году к Енисею. Здесь он достаточно быстро освоил территорию, стал заниматься привычным хлебопашеством, начал торговлю. Некоторое время Хабаров Ерофей служил в Енисейске. Совершив поход к Таймыру и Мангазее, вместе с братом Никифором он хотел вернуться к семье, под Великий Устюг. Однако вместо этого они снова направились в Сибирь. Шли они за толпой устюжских и вологодских переселенцев. Людей гнали по указу царя вместе с двинскими женщинами. Последние предназначались в жены ленским и енисейским стрельцам. Хабаров Ерофей не стал в Сибири развивать хлебопашество. Но ему очень везло в торговле. Вскоре он стал богатым предпринимателем. После того как в народе прошел слух о богатствах на берегах реки Лены, он собрал отряд, получил необходимые припасы из казны и направился в новое место.

Тюрьма

В течение первых семи лет Хабаров Ерофей скитался по притокам реки. Здесь он занимался пушным промыслом. В 1639-м он остановился в устье Куты. Со дна озера, находившегося там, били небольшие соляные ключи. Здесь и осел Хабаров Ерофей, засеял участок, соорудил колодцы и варницы. Несложную технологию солеварения он выучил еще на родине - в Тотьме, Устюге и Соли Вычегодской. Вскоре здесь развернулась торговля солью, хлебом и другими товарами. Весной 1641-го Хабаров Ерофей перешел к устью Киренги. Здесь он также завел хозяйство, которое достаточно быстро расширялось. Однажды он одолжил отряду Головина 3 тыс. пудов хлеба. Однако воевода не только не вернул то, что взял, но и в скором времени отнял у Ерофея весь хлеб, соляную варницу передал в казну, а самого Хабарова бросил в тюрьму. Вновь обрести свободу предпринимателю удалось только к 1645-му году. Однако все, чем занимался русский исследователь Ерофей Павлович Хабаров, осталось в прошлом.

Поход в Даурию

В 1648-м году на смену Головину пришел Францбеков. Приблизительно в это же время состоялась экспедиция Пояркова в Даурию. Однако контакт с местными жителями был не очень удачным. Хабаров знал об этом. Кроме того, у него была информация от разных людей о нравах, богатствах Даурии. Ерофей Хабаров кратко изложил имевшиеся сведения Францбекову. Он рассчитывал на то, что новый воевода не упустит шанса разбогатеть. Так состоялась экспедиция Ерофея Хабарова в Даурию. Собственных средств у него не было, однако путешественник уже достаточно хорошо знал нравы начальников. Францбеков дал в кредит казенное оружие (несколько пушек в том числе) и военное снаряжение, а также сельскохозяйственный инвентарь. Из личных средств воеводы (под проценты) все участники похода получили деньги. Для обеспечения перемещения по реке, Францбеков отобрал суда у якутских промышленников. Воевода отнял у них также и хлеб в достаточно большом количестве, чтобы снабдить 70 казаков, которых собрал в отряд Хабаров.

Переправы

Хабаров, понимая, что незаконные поборы и лихоимство воеводы могут привести к смуте, в короткий срок провел сборы и вышел из Якутска. Осенью 1649-го года его отряд уже шел вверх по рекам Лена и Олекма к устью Тунгира. Во время заморозков экспедиция сделала остановку. В январе 1650-го отряд пересел на нарты и двинулся вверх по Тунгиру к югу. Пройдя отроги на Олемкинском Становике, весной люди добрались до Урки. Спустя время здесь будет располагаться и поселение (то, что названо в честь Ерофея Хабарова).

Освоение территорий

Дауры, узнав о приближении отряда, поспешили покинуть свои поселения. Так хабаровцы вступили в первый хорошо укрепленный, но к тому времени уже пустой город князя Лавкая. Здесь казаки увидели большие и светлые бревенчатые дома. Их было несколько сотен. Широкие окна домов были затянуты промасленной бумагой. В каждом из них могло жить 50 и больше человек. Были здесь и хорошо укрытые большие ямы. В них находились хлебные запасы. Следующий пункт, к которому шел Ерофей Хабаров, - Амур. По пути отряд заходил в такие же пустые городки и поселения. В итоге в одном из сел казаки обнаружили женщину. Ее привели к Хабарову. Она рассказала, что по другую сторону реки находилась страна, много богаче и больше, чем Даурия. В ней был влиятельный правитель, обладавший войском с пушками и другим оружием. Страной, о которой женщина говорила, была Маньчжурия.

Новый поход

В "Левкавом городке" Хабаров оставил около 50-ти казаков. В 1650-м к концу мая он вернулся в Якутск. Будучи в походе, Хабаровск составил чертеж Даурии. Эту карту и отчет о его поездке впоследствии переправили в Москву. Чертеж территории стал одним из ключевых источников, использованных при создании в 17-м веке карт Сибири. В Якутске Хабаров снова объявил набор в отряд, говоря везде и всюду о несметных богатствах Даурской земли. В итоге к нему присоединилось 110 человек. Францбеков приставил к ним 27 "служилых" людей и снабдил отряд тремя пушками. К осени 1650-го Хабаров вернулся к Амуру.

Захватнические походы

Свой отряд он обнаружил у стен крепости Албазин. Казаки пытались штурмовать ее. Дауры, увидев новый отряд, бросились бежать. Но русские догнали их, захватили множество пленных. Хабаров сделал Албазин своим базовым лагерем. Отсюда он совершал нападения на даурские селения, расположенные поблизости, брал пленных. Среди заложников были и женщины. Их казаки распределяли между собой.

Флотилия

В июне 1651-го начались плавания по Амуру. Первое время казаки видели только оставленные и сожженные жителями небольшие поселения. Однако спустя несколько дней флотилия Хабарова подошла к хорошо укрепленному городу. За его стенами к обороне приготовился целый даурский гарнизон. Благодаря пушечному обстрелу казаки взяли город. После захвата в течение нескольких недель отряд стоял в городе. Хабаров рассылал гонцов во все стороны, чтобы убедить даурских князей добровольно перейти под власть русского царя и выплачивать ясак. Но местные жители были в то время подданными Маньчжурии. Даурские князья не видели смысла в выплате дани еще одному правителю. Флотилия Хабарова, захватив лошадей, направилась дальше. Казакам снова встречались несжатые пашни и опустевшие селения. Согласно источникам, в августе чуть ниже устья русский отряд без сопротивления занял крепость, окружил соседнее поселение и заставил местных жителей признать подданство царя. Хабаров рассчитывал получить крупную дань, но захваченные смогли принести несколько соболей, пообещав, что осенью выплатят ясак полностью. Между казаками и даурами установились на первый взгляд мирные отношения. Однако спустя несколько дней местные жители вместе с семьями бросили жилища и ушли. Хабаров в ответ на это сжег крепость и продолжил поход вниз по Амуру. От устья Буреи начиналась территория, заселенная гогулями. Это был родственный маньчжурам народ. Поселения были разбросаны и местные жители не могли оказать сопротивления казакам, которые высаживались на берег и грабили их. Также быстро были захвачены пашенные дючеры, которые в свое время истребили часть отряда, участвовавшего в походе Пояркова. Люди Хабарова были лучше вооружены и их было много больше.

Нанайские поселения

К концу сентября отряд достиг новых территорий и остановился в большем поселении. Половину казаков Хабаров направил за рыбой вверх по реке. Нанайцы вместе с дючерами, воспользовавшись этим, напали на часть отряда. Однако местные жители были повержены и, потеряв более ста человек убитыми, отступили. Хабаров, в свою очередь, укрепив поселение, остался там зимовать. Оттуда казаки совершали набеги на местные поселения и собирали ясак. Весной 1652-го на них напал большой (порядка 1000 человек) маньчжурский отряд. Но нападавшие были разгромлены. Хабаров понимал, что своим немногочисленным отрядом не сможет захватить всю страну. Как только вскрылась река, он оставил острожек и направился против течения.

Раскол отряда

В июне чуть выше устья р. Сунгари Хабаров встретил русский вспомогательный отряд. Но, несмотря на это, отступление он продолжил, поскольку узнал, что маньчжуры собрали против него 6-тысячное войско. В начале августа Хабаров остановился у устья р. Зеи. Там часть отряда "охочих людей" взбунтовалась и, захватив три корабля, бежала. Двигаясь по Амуру, они грабили и убивали нанайцев, дауров и дючеров. Так они приплыли к Гиляцкой земле и поставили острог для сбора ясака. Однако Хабарову не нужны были соперники. В сентябре он добрался до этого острога и обстрелял его. Взбунтовавшиеся люди пообещали сдаться, если останутся в живых и у них не заберут их добычу. Хабаров выполнил это условие только частично. По его приказу изменников жестоко избили (некоторых до смерти), а добычу он оставил себе.

Вторая зимовка

Ее Хабаров провел в Гиляцкой земле. К весне 1653-го он вернулся к устью Зеи, в Даурию. В течение лета его казаки плавали вниз и вверх по Амуру, собирали ясак. Левый берег реки между тем опустел. Власти Маньчжурии приказали жителям переселиться на правую сторону. Русский царь к тому времени направил войско из 3-х тысяч человек, которым командовал Лобанов-Ростовский. Однако перед дружинниками прибыл посол царя Зиновьев. Он привез Хабарову и другим участникам похода награды. Вместе с этим Зиновьев отстранил атамана от дальнейшего руководства. Когда же Хабаров стал возражать, посол избил его и повез в Москву. По пути Зиновьев отобрал у него все, что было.

После встречи с царем

Алексей Михайлович пожелал видеть Хабарова. Он оказал ему хороший прием, приказав Зиновьеву вернуть атаману все имущество. Хабарову царь пожаловал звание "сына боярского". Государь назначил его приказчиком поселений на территории от Лены до Илима. Кроме этого, Хабаров получил несколько сел в Восточной Сибири. Однако царь, зная о жестокости атамана к туземному населению, запретил ему возвращаться на освоенные земли. Государь высоко оценил тот вклад, который внес в расширение территории страны Хабаров Ерофей Павлович - что открыл и освоил этот человек с того времени является частью державы. Со временем на Дальнем Востоке был образован огромный край. Его административный центр носит название Хабаровск. Кроме этого, выше было сказано о железнодорожной станции, которая носит имя этого человека. Следует сказать, что это поселение существует и сегодня. Кроме этого, именем атамана названо несколько небольших сел, улицы в различных городах страны.

Место захоронения

Оно доподлинно неизвестно. Как говорят источники, последние свои годы Хабаров провел в Усть-Киренге. Сейчас он называется городом Киренском (в Иркутской обл.). Поэтому широкое распространение получило мнение, что место смерти атамана именно там. Но, согласно другим данным, могила Хабарова находилась в Братском остроге (г. Братск той же Иркутской обл.).

Монумент

Он установлен (административном центре края) на привокзальной площади. Скульптура, взятая за основу монумента, была создана Мильчиным. Памятник Ерофею Хабарову установили 29-го мая 1958-го г. Решение же создать монумент приняли за пять лет до 100-летия города. Работа над скульптурой началась еще в 1950-х годах. Она была небольшого размера и выставлялась на Художественной Всесоюзной выставке. Когда решался вопрос о памятнике Хабарову, за основу была взята именно эта скульптура. Что касается сходства, то о нем не может идти речь. В источниках нет ни изображений, ни даже описаний внешности Хабарова. Работа над монументом продолжалась до февраля 1958-го года. В то время начали отливать гипсовые формы отдельных элементов памятника. К середине марта была завершена формовка. Готовые элементы отправили в Подмосковье (в Мытищи) на художественный литейный завод. Монумент показывает Хабарова поднявшимся на скалу. Всматриваясь в амурские дали, в левой руке он держит свиток, а правой поддерживает полу шубы, соскользнувшей с плеча. На лицевой части постамента присутствует надпись "Ерофею Павловичу Хабарову". Высота фигуры - 4.5 м, общая высота вместе с постаментом - 11.5. Сооружение памятника было произведено за 2 дня до столетия города.

В начале 17 века он путешествовал в районе бассейна реки Лена.

Стараниями этого отважного землепроходца были отрыты новые земли, пригодные для сельского хозяйства, а так же соляные источники.

В 1649 году он отправляется в Приамурь, исследования продолжались до 1653 года, за это время ученый совершил ряд походов, которые не прошли даром. Полученные Хабаровым знания о местности нашли свое отражение в его чертежах, в которых он подробно описал местность возле реки Амур.

Биография Хабарова очень интересна, он прожил сложную жизнь, полную взлетов и падений, много путешествовал и многое видел.

Ерофей Хабаров родился под Великим Устюгом. Точная дата его рождения не известна, предположительно он родился в 1603 году. В юности вместе со своими братьями занимался пушным промыслом в районе Таймырского полуострова. Потом судьба забросила его в район Архангельска, где он занимался солеварением.

В 1632 году Ерофей Хабаров бросает семью и отправляется на реку Лену. Почти семь лет ходил в окрестностях бассейна этой реки, занимаясь пушным промыслом. Затем стал заниматься хозяйством в устье реки Куты. Он засеял землю и стал выращивать хлеб, торговать им.

Через два года (в 1641 году) Хабаров отправился в устье реки Киренги, где освоил большую площадь земли, и соорудил мельницу. Жил в достатке и припеваючи. Однако местному воеводе, не нравилось богатство Ерофея.

Воеводу звали Петр Головин. Сначала Головин все увеличивал и увеличивал размер «налога», который уплачивал ему Хабаров. В итоге же, Головин просто отнял у него мельницу и все хозяйство, и посадил его в тюрьму. Из острога он освободился только в 1645 году.

В 1648 году вместо Петра Головина, новым воеводой стал Дмитрий Францбеков. Хабаров узнал о богатствах в даугурских землях, и попросил воеводу помочь с формированием отряда для похода. Воевода ответил согласием, помог снарядить отряд, выделил оружие, продовольствие, а так же дал денег под проценты.

Почти четыре года (с 1649 по 1653) отряд Хабарова «путешествовал» по Амуру. За это время было одержано множество побед. Русские громили даурских и дючерских князей, заставляя их платить дань русскому царю. Участвуя в этом походе, Хабаров составил - «Чертеж реки Амур», это была большая кропотливая и плодотворная работа.

В 1653 году на Амур прибыл дворянин Зиновьев, имея на руках царский указ, о приготовлении войска для похода по Амуру. Многие местные казаки были недовольны Ерофеем Хабаровым и, по прибытию Зиновьева, пожаловались на него. Говорили, мол, Хабаров слишком жесток с местными жителями, так же обвинили в том, что он сильно прекукрашевал богатства, которые есть в Приамурье.

Ерофей Павлович был смещен со своей должности приказного человека, и вместе с Зиновьевым отправился в . В столице прошли разбирательства, в ходе которых Хабаров был оправдан. В 1655 году Хабаров отправил челобитную, в которой описывал свои заслуги в покорение даурских и сибирских простор. Царь, изучив челобитную, признал его заслуги. Он был возведен в чин - «сына боярского».

Дальше следы Ерофея Павловича Хабарова в русской истории теряются. В 1667 году он объявился в Тобольске, где обратился к местному воеводе с просьбой снарядить отряд, и отправиться в поход по Амуру. Какой Хабаров получил ответ, никто не знает.

Когда и где умер Хабаров точно не известно. Так же неизвестно, где находится его могила. Говорят, что в Иркутской области, но где конкретно, никто не знает, разные предположения есть, на сей счет. Хабаров оставил большой след в русской истории. Его заслуги в открытие и освоение новых земель, еще долго будут в памяти русского народа. В честь него, во многих городах России названы улицы, есть даже город Хабаровск, названный в его честь.

Русский землепроходец и промышленник Ерофей Павлович Хабаров (по прозвищу Святитский) (около 1603-1671) родился в крестьянской семье на Русском Севере (по одной из версий – в дер. Дмитриево близ г. Великий Устюг). В 1625 Хабаров совершил на коче свой первый сибирский поход из в Мангазею – город в Сибири, расположенный на полуострове Таймыр. В 1628 он добрался по волокам и рекам до р. Хета (Восточный Таймыр); в 1630 возвратился в Тобольск.

С 1632 Хабаров, бросив семью, поселился в Сибири (жил в верховьях р. Лена), где занимался скупкой пушнины, хлебопашеством, построил соляную варницу, мельницу. Дела шли в гору, но в 1643 якутский воевода Петр Головин конфисковал у Хабарова имущество («отписал на государя»), заточил его в тюрьму в Якутском остроге, где он пробыл до конца 1645. В 1648 место Головина занял Дмитрий Францбеков, к которому Хабаров обратился с предложением организовать экспедицию на р. Амур.

Осенью 1649 Хабаров с отрядом в 70 чел. отплыл из Якутска и добрался до города даурского князя Лавкая. Оставив 50 чел. в «лавкаевом городке», весной 1650 Хабаров вернулся в Якутск, где, распространяя слухи о невероятных богатствах увиденных земель, набрал в войско дополнительно еще 140 чел. Осенью 1650 отряд Хабарова занял Албазин, а весной 1651, построив суда, начал «огнем и мечом» свой поход по Амуру. В апреле 1652 войско Хабарова соединилось с отрядом Третьяка Чечигина, отправленного Францбековым на Амур в июле 1651. Объединенный отряд теперь состоял более чем из 300 чел., однако в августе 1652 в нем произошел раскол. Часть казаков (более 130 чел.) под предводительством Стеньки Полякова, Чечигина и Иванова, недовольные Хабаровым, взбунтовались и поплыли вниз по Амуру. Хабаров не смирился с бунтом и отправился вслед за поляковцами. Зима прошла в противостоянии. В феврале 1653 построенный бунтовщиками острог был уничтожен Хабаровым; бунт был подавлен.

В августе 1653 на Амур прибыл царский уполномоченный Дмитрий Зиновьев. Хабаров был обвинен в злоупотреблениях, арестован; у него было отнято имущество. Затем Зиновьев привез Хабарова в декабре 1654 в , где тот подал челобитную царю Алексею Михайловичу, упомянув о своих обидах и заслугах. В 1655 Хабаров был оправдан, получил звание сына боярского и был отправлен в Сибирь управлять Усть-Кутской волостью. Последние годы жизни землепроходец провел в Усть-Киренге (ныне – г. Киренск Иркутской области).

Жизнь Ерофея Хабарова сопровождалась удивительными взлетами и падениями. Историки неоднозначно трактуют фигуру Хабарова. Сам он обладал предприимчивостью, энергией, умом, был умелым военачальником и в то же время отличался крутым нравом и жестокостью как по отношению к местным жителям, так и к своим соратникам. Результатом путешествия Хабарова стал составленный им «чертеж реке Амуру». В его честь названы.