Гоголь человек в футляре краткое содержание

Рассказ «Судьба человека» был написан в 1956 году. Автор всего за неделю создал шедевр советской литературы. И уже 31 декабря 1956 года в газете «Правда» получил свою первую публикацию. Сюжет рассказа взят Шолоховым из реальной жизни.

  • Главный герой рассказа – не легендарная личность, а простой человек, солдат Андрей Соколов.
  • Название «Судьба человека» символично. Это рассказ о народной судьбе.
  • Повествование ведется от первого лица. Герой неторопливо рассказывает свою историю судьбы. Автор, как случайный собеседник, слушатель, посредник между читателями и героем.

В рассказе соединяются трагедия и геройство, подвиг и человеческие страдания в единую мысль – человек сильнее войны. Знакомство с Соколовым происходит через автора-рассказчика, который случайно встречает героя на переправе. Андрей был с мальчиком лет шести и подсел закурить. Здесь он и рассказывает свою жизнь, всю от начала до конца.

Уроженец Воронежской губернии ещё молодым ушел на гражданскую войну. За это время семья его – мать, отец и сестра умерли от голода. Выучился на слесаря, женился. Жену Ирину очень уважал. Так легко ему было с ней жить. Рад Соколов был, что имеет такую жену-подругу! Когда появились дети – сын и две дочки – выпивать перестал и получку всю домой приносил. За годы семейной жизни скопили денег и построили дом недалеко от авиазавода, обзавелись хозяйством. Да война пришла…

Прощание с женой и детьми было тяжелым. Сын Анатолий – ему было уже семнадцать – держался, девочки тоже, а жена прощалась с Соколовым так, как будто видятся они в последний раз. Сжалось у Андрея сердце от жалости, да ничего не мог он поделать, ушел на фронт. Там дали ему ЗИС-5 - возить боеприпасы. Только не пришлось Соколову долго воевать. Два раза был ранен, но все везло ему. А тут - снаряды срочно на линию фронта везти. Стрельба кругом. Машину подорвали, но Соколов выжил.

Оказался в тылу врага. Фрицы не убили его, а погнали в плен. Вспомнил Андрей, как ночевать пленных загнали в церковь. Там помог ему военный врач – вправил выбитую взрывом руку. А потом расстреляли нескольких человек - один верующий не мог осквернить церковь и стал стучать в дверь, чтобы выйти по нужде. Ночью Соколов услышал разговор некоего Крыжнева со своим взводным, которого он хотел выдать немцам, как коммуниста. Убил он этого предателя, задушил руками.

Соколов оказался в Познани. Сумел бежать, далеко ушел, да нашли его немцы. Собак натравили, вернули и в карцер посадили. За два года плена Соколов обошел пол-Германии. Били его до смерти, кормили как скотину, иногда даже воды не давали, а работать заставляли как ломовую лошадь. Перебросили пленных в лагерь Б-14 под Дрезден, на карьер. Работал и там Соколов, не покладая рук. Однажды имел он неосторожность сказать что-то, нашлись люди, донесли.

Вызвал его Мюллер, приговорил убить. Да предложил выпить перед смертью за победу немецкого оружия. Отказался Андрей. Тогда предложил – за собственную смерть. Выпил Соколов. Тогда Мюллер дал ему хлеба, сала и сказал, что он – настоящий русский солдат и отпустил. Делили хлеб всем бараком. Через некоторое время Соколов попал на шахты, в шоферы. Стал начальника возить и задумал побег. Убежал и немца-инженера с его бумагами с собой прихватил.

Прорвался он через линию фронта к своим, упал на землю и стал целовать её. Русские отвели к командиру. За такого немца его обещали даже к награде представить. Соколов набрался сил, пришел в себя и сразу домой написал. Но пришел ответ, что жена Ирина и дочки погибли, от дома их только воронка осталась. А сын Анатолий ушел на фронт. Нашел Соколов сына, гордиться им стал – Анатолий в звании капитана и ордена имеет. Только не довелось им свидеться. 9 мая 1945 года Анатолий погиб от снайперской пули.

После демобилизации поехал Соколов в Урюпинск к знакомым. Там увидел он маленького Ванюшу. Отец и мать его погибли. Решил Андрей, что будет ему отцом. Два одиночества открыли друг другу новую жизнь. Андрей Соколов, уже отчаявшийся и потерявший веру в жизнь, взял мальчика, чтобы вернуть ему детство. И маленький Ванюша, поверивший, что Соколов и есть его отец, теперь улыбается. Вот финал рассказа. Война принесла Соколову столько горя, разрушила его жизнь, отобрала все самое родное, но он остался человеком.

В русской литературе очень много талантливых писателей, но по-настоящему жизненных и поучительных произведений не так уж и много. К таким вот удивительным людям, умеющим на бумаге отразить непростые человеческие судьбы, и относится А. П. Чехов. «Человек в футляре», краткое содержание которого позволяет ознакомиться с творчеством великого писателя, переносит читателей в XIX век, где после охоты двое друзей заводят разговор о закрытых и одиноких людях.

Начинается рассказ разговором двух друзей - Иван Ивановича, ветеринарного врача, и Буркина, учителя гимназии. Первый удивлен поведением супруги старосты, у которого они остались ночевать. Дело в том, что женщина все время сидит дома, а на улицу выходит только по ночам. Буркин возражает, говоря, что на свете немало чудных людей и рассказывает другу историю, произошедшую с его коллегой по гимназии, учителем греческого языка Беликовым.

Краткое содержание «Человек в футляре» - это история об учителе, который вел странный образ жизни. Он постоянно хотел отгородиться ото всех, создавал футляры и перегородки между собой и внешним миром. Даже летом он ходил в темных очках, в теплом пальто и с зонтиком, каждую вещь Беликов прятал в чехол. Он понимал лишь указы, где что-то запрещалось, потому что в них все понятно, а вот указания, где что-то разрешалось, учитель не понимал, ведь границ вседозволенности нет, поэтому как бы чего не вышло.

Беликов ходил в гости к своим коллегам, но лишь молча сидел, а потом прощался и уходил, он пытался оградить всех от опасности, но окружающие его боялись и называли не иначе как «человек в футляре». Чехов, краткое содержание произведения которого позволяет понять характер одинокого индивида, был очень хорошим психологом, потому что раскрыл не только проблемы одного Беликова, но и всего общества того времени.

Краткое содержание «Человек в футляре» показывает, что даже с таким чудаковатым человеком могут случиться перемены. С Беликовым они произошли после приезда в гимназию нового учителя истории со своей сестрой. Варя была красива собой, весела, хорошо пела, она очаровала всех, не смог устоять перед ее чарами и Беликов. Он стал с ней гулять, но все время намекал, что женитьба - это очень серьезно.

Учитель был очень ранимым и боязливым человеком, что и показывает краткое содержание «Человек в футляре». После карикатуры, нарисованной на него и Варю, он ходил сам не свой, добила его встреча с Варей и ее братом, которые ехали на велосипедах. По представлению Беликова, девушке и учителю гимназии не пристало так проводить время. Чтобы объясниться с ними, он пошел к семейству домой, но Вари не было, а свободолюбивый брат попросту спустил своего коллегу с лестницы. В момент, когда Беликов катился по ступенькам, пришла Варвара, от увиденной картины девушка залилась звонким смехом.

Краткое содержание «Человек в футляре» показывает, насколько учителю страшно было даже представить, что о его позоре узнает весь город. Он пришел домой, убрал фотографию своей невесты и слег. Беликов скончался через месяц. На лице покойного была радостная улыбка, как будто он нашел то, что искал - надежный футляр, из которого он не выйдет. Люди хоронили его с приятным чувством освобождения, словно освободились от ненужных обязательств.

8613985ec49eb8f757ae6439e879bb2a

Рассказа ведется от лица учителя гимназии Буркина, который рассказывает после охоты ветеринарному врачу Ивану Ивановичу историю жизни одного из своих коллег – учителя греческого языка Беликова.

Беликов был очень осторожным человеком, всегда, выходя из дому, надевал галоши и брал с собой зонтик, даже если на небе ярко светило солнце. Кроме того, он постоянно ходил в пальто, опасаясь замерзнуть и простудиться. Все его вещи были аккуратно уложены в специальные футляры, находясь дома, он всегда тщательно запирал дверь, а по улице ходил всегда в темных очках – одним словом, он изо всех сил стремился отгородить себя от внешнего мира с помощью своеобразного футляра, который старательно создавал вокруг себя. Жизнь его была вся построена на четко разработанных циркулярах и нормах, и любой отход в сторону казался ему настоящим преступлением – и это чувствовали на себе не только его ученики, но и все жители города.

Однажды к ним в город приехал новый учитель Михаил Саввич Коваленко. С ним вместе приехала и его сестра Варенька, которая тут же очаровала всех, кто ее узнал. Это была очень веселая, живая и красивая девушка, которая не могла усидеть на месте, отлично пела и очень любила танцевать. Не остался равнодушным к ее очарованию и Беликов. Увидев это, коллеги Беликова решили, что его нужно женить на Вареньке – и тогда он сможет измениться, сможет жить так, как живут все люди.

Учителя начали расписывать Беликову все прелести женитьбы, а Варенька стала относиться к нему с большой благосклонностью. Он даже начал приглашать ее на прогулку, не забывая, впрочем, взять с собой зонтик и надеть калоши. Он уже почти решился на то, чтобы сделать ей предложение, когда произошла она вещь, которая заставила его вновь уйти в свой «футляр» - кто-то нарисовал картинку, на которой он идет под руку с Варенькой с зонтом в руках.

А спустя несколько дней после этого произошел еще один, возмутительный, с точки зрения Беликова, случай – он увидел, как Коваленко вместе с Варенькой катаются на велосипедах. Сам Беликов считал, что учителю и женщине вовсе не пристало ездить на велосипедах, о чем он и решил известить Коваленко, придя к нему в дом, когда Вареньки дома не было. Но Коваленко даже не стал его слушать – он просто спустил Беликова с лестницы, и его, катящегося вниз по ступеням, увидела Варенька и весело рассмеялась. Подумав, что этот случай станет известен всем в городе, Беликов настолько расстроился, что, придя домой, заболел, а спустя месяц умер.

Удивительно, но в гробу он лежал со счастливым выражением на лице, словно наконец-то смог найти футляр, который будет надежно оберегать его от мира.

История человека, который жил по законам общества, всегда находясь в страхе осуждения. Беликов – главный герой рассказа, общество которого избегали все в округе. Приезд нового учителя Михаила в город меняет жизнь Беликова. Он осуждает сестру Михаила Вареньку за катание на велосипеде, за что получает отпор от ее брата. В потасовке главный герой падает с лестницы. Это вызывает смех у очевидцев. Страх осуждения и насмешек приводит к тому, что Беликов умирает.

Рассказ Антона Павловича Чехова «Человек в футляре» отражает духовное состояние общества в конце 19-го века. Общество, в котором отсутствует духовная свобода, свободомыслие, господствует всеобщий страх перед жесткими ограничениями, установленными правилами и предписаниями, поощряются доносы, недоверие друг к другу. Замкнутая в «футляр» жизнь людей – это внутреннее рабство, подавляющее в человеке проявление естественных человеческих чувств, открытости и доброжелательности, человеческого достоинства, возможности выражать свои мысли без страха.

Читать краткое содержание рассказа Чехова Человек в футляре

Главный герой рассказа Беликов - учитель древнегреческого языка в гимназии. Его образ является собирательным, типичным для общества. В характере и в облике главного героя наиболее ярко выражены все особенности внешности и характера человека «в футляре». Жизнь Беликова проходит в постоянном страхе нарушить какие-либо устои, нормы, предписания. Все в его жизни устроено так, чтоб не испортилось.

Все было защищено «футляром»: ноги - в калошах, чтобы не замочить; тело - в теплом пальто, чтобы не простудиться; ножичек - в футляре, чтобы не порезаться; зонт - в футляре, чтобы не сломался. Все действия и поступки окружающих, которые не вписываются в строгие правила, вызывают у Беликова осуждение. Вся гимназия, да и жители всего города боялись вызвать своими действиями осуждение Беликова. Этого с виду порядочного, но ужасно скучного и надоедливого человека, стараются никуда не приглашать и по возможности избегать. В его обществе каждый проникается страхом что-то сделать не так, чтобы не стать виноватым и осужденным.

Однажды в гимназию приехал на работу новый учитель, которого зовут Коваленко Михаил. Приехал он с сестрой, которую звали Варенька. Она очаровала своей внешностью и характером всех в гимназии, включая Беликова. Беликов стал часто приходить к Коваленко в гости, гулять с Варенькой. Собирался даже жениться. Но однажды кто-то изобразил Беликова с Варенькой на картинке и разослал карикатуру всем учителям. А вскоре Беликова возмутил еще один случай. Однажды он увидел Михаила и Варю, которые катались на велосипедах. За это он и осудил поведение девушки.

Свои претензии на счет недопустимости катания женщины на велосипеде, Беликов высказал Михаилу, а тот спустил главного героя с лестницы. Эту сцену увидела Варенька и ее знакомые. Все громко рассмеялись. Страшная мысль о том, что весь город будет в курсе об этой ситуации, привела главного героя в такой ужас, что он, придя домой, слёг в постель. Через месяц он скоропостижно умер.

Смыслом всей своей жизни Беликов считал отстранение от всех с помощью чехлов и футляров. И окончательно отгородился. Он оказался в гробу – вечном и идеальном футляре. Из такого он уже точно никогда не выйдет. В этот день идет дождь. Присутствующие надели калоши и спрятались под зонтами. Почти как Беликов при жизни. И это символически показывает, что со смертью Беликова в обществе не произошло глубинных перемен.

Со временем в гимназии и в городе все равно воцарилась атмосфера недоверия, подозрительности, доносительства. Потому что «футлярный образ мыслей» является типичным явлением для тогдашней эпохи в Российском государстве, в котором существовали вполне реальные и страшные механизмы духовного подавления личности.

Картинка или рисунок Человек в футляре

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мальчики с бантиками Пикуль

    «Мальчики с бантиками» является автобиографичной повестью. Здесь автор, от лица главного героя Савки Огурцова, рассказывает о своих годах, проведенных в школе юнг ВМФ на Соловках и его дальнейшем пути на Северном флоте.

    Парень Ванюша, которого отец, родные братья и все окружающие считали дурачком, встретил волшебного конька. Конек-горбунок помогал Ванюше исполнять сложные царские задания

Антон Павлович Чехов — автор многих новаторских произведений, где читатель видит не только тонкую сатиру, но и детальное описание человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и весьма одаренный психолог.

«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.

Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, центральный образ «Человека в футляре» является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.

Жанр, конфликт и композиция

Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений. Стиль выражается и в композиции : текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном.

В рассказе мы наблюдаем конфликт между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко (жизнеутверждающую, активную позицию, позитивное мышление) и Беликова (пассивное и безжизненное прозябание, внутреннее рабство), что помогает ему еще лучше раскрывать поставленную проблему. Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя.

Литературный жанр – рассказ, который входит в состав «маленькой трилогии» из трех отдельных, но совмещенных одной идеей рассказов. «Человек в футляре» написан с явной сатирической окраской, таким приемом писатель высмеивает саму сущность «маленького человека», который просто-напросто боится жить.

Смысл названия

В своём рассказе Чехов предупреждает нас, что совершенно любой человек, сам того не желая, может заточить себя в «футляр», именно отсюда и появилось такое название. Под футляром понимается зацикленность на неписанном своде правил и ограничений, которыми люди сковывают себя. Зависимость от условностей превращается для них в болезнь и препятствует их сближению с обществом.

Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их. Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится. Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.

Главные герои

  1. Главным героем рассказа является Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Он устанавливает определенные правила в своей жизни, и больше всего боится, что что-то пойдёт не так, как было задумано. Беликов даже в самую ясную и тёплую погоду одет в калоши и тёплое пальто с поднятым воротником, он прячет своё лицо за темными очками и шляпой, чтобы как можно лучше оградить себя от влияния окружающей среды: не только природной, но и социальной. Его пугает современная реальность и раздражает все, что происходит вокруг, именно поэтому учитель облачается в некий футляр и внешне, и внутренне.
  2. Михаил Коваленко — новый учитель истории и географии, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой. Михаил — молодой, общительный и жизнерадостный мужчина высокого роста, большой любитель посмеяться и даже похохотать от души.
  3. Его сестра Варенька — женщина 30 лет, очень жизнерадостная и счастливая, обожает веселиться, петь и плясать. Героиня проявляет интерес к Беликову, который, в свою очередь, уделяет ей время и соглашается на прогулки, чтобы порассуждать о том, что брак — это слишком серьезная вещь. Женщина все же не теряет надежды расшевелить кавалера, что выдает в ней такие качества, как настойчивость и целеустремленность.

Темы

  1. Основная тема рассказа Чехова — это замкнутая и обособленная жизнь человека , который дичится окружающего мира и чуждается любого проявления чувства. Он прячет глаза от окружающих людей, постоянно носит все свои вещи в чехле, будь это маленький нож, предназначенный для заточки карандаша, или обычный зонтик, которым так удобно скрывать лицо. Многие духовные ценности были дики главному герою, а эмоции — непонятны. В этом выражается его ограниченность, отравляющая существование.
  2. Тема любви в рассказе раскрывается в отношении Вареньки к Беликову. Девушка пытается заинтересовать героя и возвратить его к полноценной жизни. Она до последнего верит, что он еще может измениться к лучшему. Но он закрывается и от неё, ведь его начинают пугать перспектива брака и навязчивые разговоры коллег об их женитьбе.
  3. Чехов объясняет читателю, что самое страшное, что может случиться с человеком — это равнодушие к жизни. Беликов настолько замкнулся в себе, что перестал различать краски мира, получать удовольствие от общения, стремиться к чему-то. Ему уже все равно, что происходит за пределами его футляра, лишь бы были соблюдены многочисленные приличия.
  4. Человек в футляре — собирательный образ робких людей, которые боятся своих же чувств и эмоций. Они абстрагируются от окружающего мира и замыкаются в себе. Поэтому тема одиночества тоже является важной в рассказе Антона Павловича Чехова.
  5. Основные проблемы

    1. Консервативность. Автор с ужасом и жалостью осознаёт, что некоторые его современники создают себе оболочку, в которой погибают морально и духовно. Они существуют в мире, но не живут. Люди плывут по течению, более того, они даже не могут позволить судьбе вмешаться и поменять что-то в лучшую сторону. Эта боязнь новых событий и перемен делает людей пассивными, неприметными и несчастными. Из-за обилия таких консерваторов в общество и образуется застой, через который сложно пробиться молодым побегам, способным развиваться и развить страну.
    2. Проблема бессмысленности жизни . Для чего жил Беликов на земле? Он так и не сделал никого счастливым, даже самого себя. Герой трясётся над каждым своим поступком и постоянно вторит: «Как бы чего не вышло». Минуя вымышленные горести и страдания, он упускает само счастье, таким образом, его цена психологического комфорта чересчур велика, раз уничтожает саму сущность бытия людей.
    3. Перед читателем вырисовывается проблема счастья , точнее, проблема его достижения, сути и цены. Герой заменяет его на покой, но, с другой стороны, он сам вправе определять, что для него наивысшая ценность.
    4. Проблема страха перед любовью. Люди, которые окружают его, так же несчастны, они оказываются по ту строну вымышленного футляра, Беликов просто не может открыться и подпустить кого-то ближе. Герой так и не смог развить свои чувства к понравившейся девушке, он просто испугался их и остался ни с чем.
    5. Проблема социапатии . Учитель боится общества, презирает его, отгораживается, не позволяя никому из окружающих людей себе помочь. Они бы и рады, но он сам не позволяет это сделать.

    Главная мысль

    Чехов был не только врачом по образованию, но и лекарем душ по призванию. Он осознавал, что болезнь духовная подчас оказывается опаснее физического недомогания. Идея рассказа «Человек в футляре» — это протест против одинокого закрытого прозябания под оболочкой. Автор вкладывает в произведение мысль о том, что футляр нужно безжалостно сжечь, чтобы почувствовать свободу и относиться к жизни с легкостью.
    Иначе судьба замкнутой личности может сложиться плачевно. Так, в финале главный герой умирает в одиночестве, не оставив ни благодарных потомков, ни последователей, ни достижений. Писатель показывает нам, как никчемно может закончиться земной путь «футлярного» человека. Коллеги и знакомые, которые присутствуют на его похоронах, мысленно счастливы, что, наконец, распрощались с Беликовым и его назойливостью.

    Антон Павлович вкладывает в своё произведение социально-политический подтекст, подчеркивая важность социальной активности и гражданской инициативы. Он выступает за насыщенную и полноценную жизнь, наделяет главного героя отталкивающими чертами характера, чтобы доказать людям, как убого и жалко выглядит обитатель «футляра», растрачивающий себя впустую.

    Таким образом, Чехов описывает удел многих клерков, которые серо жили в душном городе, разбирая никому не нужные бумажки. Он иронично обыгрывает тип «маленького человека», нарушая литературную традицию изображать его в идиллических тонах. Его авторская позиция — не созерцательная или сентиментальная, а активная, не терпящая компромиссов. Жители футляра не должны смаковать свое ничтожество и ждать жалости, им надо меняться и выдавливать из себя раба.

    Чему учит автор?

    Антон Павлович Чехов заставляет нас задуматься над своей собственной жизнью и задаться интересным вопросом: «А не строим ли мы себе тот же самый футляр, что был у главного героя Беликова?». Автор в прямом смысле учит нас жить, на примере показывая, как может потускнеть и пропасть личность, пресмыкающаяся перед условностями и стереотипами. Чехов действительно смог внушить людям отвращение к серой, никчемной жизни, показать, что бездействие и безразличие – это самое страшное, что может случиться с нами.

    Боязнь открытий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства. Писатель верит, что человеческая натура гораздо богаче и способнее, чем то, во что страх и лень ее превращают. Счастье, по Чехову, заключается в полноценной жизни, где есть место сильным эмоциям, интересному общению и индивидуальности.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!