Герои с именем иван. Какой подвиг совершил Иван Сусанин. Другая версия подвига

Семнадцатый век в истории России открывается трагедией Смуты. Это был первый страшный опыт гражданской войны, в которую оказались вовлечены все слои русского общества. Однако с 1611 г. гражданская война в России стала приобретать характер борьбы против иноземных захватчиков, за национальную независимость. Второму ополчению под руководством Минина и Пожарского суждено было стать спасителем российского государства. В феврале 1613 г. самый представительный за всю историю своего существования земский собор провозгласил новым царем Михаила Федоровича Романова. С этим событием и связан подвиг Ивана Сусанина - спасителя основателя новой русской династии Романовых.

Действительно, подвиг Ивана Осиповича Сусанина - крестьянина села Домнино Костромской области стал неотъемлемой частью русской истории. Однако единственным документальным источником о жизни и подвиге Сусанина является жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которую он даровал в 1619 г., «по совету и прошению матери» крестьянину Костромского уезда «Богдашке Сабинину половину деревни Деревищ, за то, что его тесть Иван Сусанин, которого «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович..., ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти». Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 г. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII в. почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нем существовали и передавались из рода в род. Согласно преданию в марте 1613 г. один из польских отрядов, изгнанных из Москвы, прорвался в Костромской уезд и искал проводника, чтобы попасть в село Домнино - вотчину Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Федорович. Придя в Деревеньки (в 3 км от села Домнино), интервенты ворвались в избу Сусанина и потребовали указать им дорогу. Сусанин намеренно завел вражеский отряд в непроходимые места (ныне «Сусанинское болото»), за что был поляками убит. Погиб и весь польский отряд. Тем временем царь, предупрежденный зятем Сусанина - Богданом Сабининым, укрылся в Костроме в Ипатьевском монастыре.

Память о патриотическом подвиге Сусанина сохранилась не только в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг как идеал народной доблести и самопожертвования оказался востребован и в ходе событий Отечественной войны 1812 г., сопровождавшейся крестьянским партизанским движением. Неслучайно в том же 1812 г., на волне патриотического подъема, М.И. Глинка создает оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Образ крестьянина-патриота, отдавшего жизнь за царя, вполне вписывался в официальную идеологическую доктрину «православие, самодержавие, народность» и именно поэтому особенно стал востребован в царствование Николя I. В 1838 г. им был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанина и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения». Его подвиг нашел отражение во многих произведениях художественной литературы, а Н.В. Гоголь отмечал: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным». Изображен Сусанин и на известном памятнике «Тысячелетие России» Михаила Микешина. Правда, после революции 1917 г. имя Сусанина попало в разряд «слуг царей», а памятник в Костроме был варварски уничтожен. Однако в конце 1930-х гг., в связи с формированием сталинской политико-экономической и идеологической системы, о его подвиге вновь вспомнили. Героя «реабилитировали». В 1938 г. вновь началось возвеличивание Сусанина как героя, отдавшего жизнь за Отчизну. В 1939 г. в Большом театре была возобновлена постановка оперы Глинки, правда с другим названием и новым либретто. В конце лета 1939 г. в честь Сусанина был переименованы районный центр и район, на территории которого он жил и погиб. Особенно «связь времен» стала востребована в годы Великой Отечественной войны. Так, например, в 1942 г., 83-летний крестьянин Матвей Кузьмин, повторил его подвиг. В Куракино, родной деревне Матвея Кузьмина, квартировал батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии (всем известная «Эдельвейс»), перед которым в феврале 1942 г. была поставлена задача произвести прорыв, выйдя в тыл советским войскам в планирующемся контрнаступлении в районе Малкинских высот. Командир батальона потребовал у Кузьмина выступить проводником, пообещав за это денег, муки, керосина, а также охотничье ружье марки Зауэр «Три кольца». Кузьмин согласился. Предупредив через 11-летнего внука Сергея Кузьмина воинскую часть Красной Армии, Матвей Кузьмин долго водил немцев окольной дорогой и наконец вывел вражеский отряд к засаде в деревне Малкино под пулемётный огонь советских воинов. Немецкий отряд был уничтожен, но сам Кузьмин был убит немецким командиром.


Краткая форма имени Иван. Ваня, Ванюха, Ванюша, Ванюшка, Иванко, Ванюра, Ванюся, Ванюта, Ванютка, Ванята, Ванятка, Иваня, Иванюха, Иванюша, Ивася, Ивасик, Иваха, Иваша, Иша, Ишу.
Синонимы имени Иван. Иоанн, Джон, Джек, Шон, Ойн, Иан, Иоганн, Оганес, Хуан, Джованни, Жан, Жуан, Янош, Ян, Янис, Йован, Йоханнес, Юхан, Яхья, Эван, Айван.
Происхождение имени Иван. Имя Иван русское, православное.

Имя Иван происходит от древнеиудейского Иоанн и в переводе означает «помилованный Богом». Имя Иван – самое русское имя. Во время Великой Отечественной войны немцы именно так называли всех русских. На латыни имя Иван читается как Айван. Во второй половине ХХ века мода на славянские имена распространилась в испаноязычных и португалоязычных странах, в этих странах помимо родных для них имен Хуан и Жан появились имена Иван и Эван.

У имени Иван множество аналогов в различных странах. Так, например, в Германии Ивана будут звать Иоганн, Йоханн, Ганс, в Италии – Джованни, Джанни, в Англии – Джон, во Франции – Жан, в Армении – Ованес, Оганес, в Испании – Хуан, в Сербии – Йован, в Финляндии, Эстонии, Швеции – Юхан, в Грузии – Вано, в Польше, Чехии, Нидерландах – Ян , у мусульман – Яхья (исламский пророк, соответствующий библейскому Иоанну Крестителю).

Для имени Иван существуют женские формы этого имени – Иоанна , Иванна. Существует ударение в имени Иван как на первый, так и на второй слоги.

Имя Жан (французский аналог имени Иван) дало в средневековой Англии такие формы имён как Джон, Джек, Джейк, Джекки. В современности эти все имена стали самостоятельными. Также от имени Жан было образовано много женских имен – Жанна , Джейн, Джин, Джанин, Жаннета. Все они также ведут свою самостоятельную жизнь. От имени Ян появились имена – Яна , Янина .

Не стоит путать европейское имя Жан, Джанни с мусульманским именем Джан , которое на латинице может записываться идентично, а в имени произноситься и как Джан, и как Жан.

Иван – активный и волевой человек, отличающийся завидной быстротой реакции. По складу характера Ваня – холерик, поражающий окружающих своим взрывным характером.

На самом деле характер человека по имени Иван очень противоречив. В нем в одинаковой мере сочетаются слабость и сила, открытость и любовь схитрить, добродушие и коварство. Сложный характер обрекает Ивана на сложную жизнь, наполненную препятствиями и ухабами. Этот мужчина с честью выносит все испытания благодаря своей выносливости. К желаемой цели Иван идет спокойно и настойчиво, не сворачивая с прямого пути. Иногда в моменты, когда до желаемого осталось лишь протянуть руку, Иван внезапно отказывается от этого.

Мужчина с именем Иван обладает широкой, разносторонней натурой. При этом он сторонник сохранения обычаев. Ваня относится к тому числу мужчин, которые высоко ценятся среди других людей. Он открыт и отзывчив, не замедлит помочь.

Иван не наделен в должной мере интуицией. Он часто не может выбрать, сильно нервничает и в итоге совершает промах. Мужчина не обладает быстрым умом. Он может долго обдумывать одну проблему, не в состоянии быстро принимать решение.

Иван не приемлет компромиссов. Он обладает высокой нравственностью, очень предан близким. Если друзья допускают в общении с ним какой-либо нечестный поступок, то это очень ранит Ивана.

В отношениях главная цель для Ивана - создание крепкой и надежной семьи. Иван не пойдет изменять своей избраннице, если она не разочарует его.

Среди увлечений Ивана обязательно присутствуют рыбалка и футбол. Кроме того, мужчина старается быть в курсе всех политических событий. Он всегда рад гостям и готов заводить новые знакомства.

Для Ивана нет ограничений в профессиях. С одинаковой вероятностью он может стать и мастером-лесорубом, и возвышенным поэтом, и смелым летчиком. Душа этого человека полностью открыта миру.

Хотя в трудолюбии Ивану не откажешь, он все-таки несколько тяжел на подъем. Для коллег он, как правило, «свой парень». Имея широкий круг интересов, Ивану под силу найти общий язык с каждым. Если он берется за дело, то, скорее всего, оно ему удастся.

В компании Иван веселый и щедрый человек. Он очень просто относится к людям, всегда остается открыт, но ненавязчив.

Именины Ивана

Иван празднует именины 2 января, 5 января, 11 января, 14 января, 20 января, 27 января, 28 января, 30 января, 3 февраля, 4 февраля, 8 февраля, 9 февраля, 11 февраля, 12 февраля, 13 февраля, 16 февраля, 17 февраля, 19 февраля, 23 февраля, 26 февраля, 28 февраля, 5 марта, 6 марта, 7 марта, 8 марта, 9 марта, 11 марта, 14 марта, 18 марта, 22 марта, 23 марта, 24 марта, 25 марта, 29 марта, 1 апреля, 2 апреля, 9 апреля, 10 апреля, 11 апреля, 12 апреля, 13 апреля, 14 апреля, 19 апреля, 21 апреля, 25 апреля, 27 апреля, 30 апреля, 1 мая, 2 мая, 6 мая, 9 мая, 10 мая, 12 мая, 19 мая, 20 мая, 21 мая, 25 мая, 27 мая, 5 июня, 6 июня, 7 июня, 8 июня, 9 июня, 11 июня, 15 июня, 17 июня, 20 июня, 22 июня, 23 июня, 25 июня, 26 июня, 2 июля, 3 июля, 7 июля, 9 июля, 10 июля, 11 июля, 13 июля, 14 июля, 16 июля, 22 июля, 25 июля, 27 июля, 29 июля, 31 июля, 2 августа, 3 августа, 6 августа, 10 августа, 12 августа, 13 августа, 16 августа, 17 августа, 20 августа, 22 августа, 25 августа, 31 августа, 2 сентября, 4 сентября, 5 сентября, 7 сентября, 9 сентября, 10 сентября, 11 сентября, 12 сентября, 15 сентября, 16 сентября, 17 сентября, 19 сентября, 20 сентября, 23 сентября, 27 сентября, 28 сентября, 30 сентября, 1 октября, 3 октября, 4 октября, 6 октября, 11 октября, 12 октября, 14 октября, 15 октября, 16 октября, 19 октября, 21 октября, 25 октября, 28 октября, 29 октября, 31 октября, 1 ноября, 2 ноября, 3 ноября, 5 ноября, 9 ноября, 10 ноября, 13 ноября, 14 ноября, 16 ноября, 17 ноября, 22 ноября, 23 ноября, 25 ноября, 26 ноября, 29 ноября, 30 ноября, 2 декабря, 3 декабря, 5 декабря, 8 декабря, 9 декабря, 10 декабря, 11 декабря, 12 декабря, 15 декабря, 16 декабря, 17 декабря, 20 декабря, 23 декабря, 24 декабря, 26 декабря, 30 декабря, 31 декабря.

В русских сказках третьего сына почти всегда нарекали Иваном. При этом имён у старшего или среднего сына порой вообще не было, хотя изредка и встречались, но вот третий сын был именно Иван и никто другой. Почему? Есть два объяснения этого интересного факта.

Первая версия довольно очевидна. Имя Иван - это упрощённое произношение христианского имени Иоанн, которым крестили мальчиков на Руси. Так как имя Иоанн встречается в святцах практически каждый день, а если быть точнее, то 298 дней в году, получается, что каждый второй рождённый мальчик получал это имя. При этом имя носили в различных сословиях – и бояре, и князья, и простой люд.

Но почему именно третьего сына звали Иваном, а не первого или второго? Здесь нужно вспомнить, что как раз третьему сыну в сказках удавалось сделать невозможное, поймать жар-птицу, победить Кощея и совершить много других подвигов. Слушатели-мальчики ассоциировали себя с героем сказки, а так как большая часть слушателей носила имя Иван, то и «воспитательный» эффект таких сказок был максимальным.

Вторая версия появления имени Иван в русских сказках такова. И до принятия христианства на Руси существовал народной фольклор, где также были свои герои. Но так как многие народные сказки появилась гораздо раньше, чем на Русь пришла новая религия, можно предположить, что герой в них не имел конкретного имени, а подразумевался некоторый собирательный образ. Это был добрый молодец, юный храбрец, защитник обиженных и искатель невесты – то есть юноша, у которого закончилось отрочество и началась пора молодости (в то время – возраст примерно 15-20 лет).

По исследованиям известного языковеда Макса Фасмера слово «герой» на старославянском звучало как «юнак», в дальнейшем оно трансформировалось в «юнец», что более близко к понятию «молодёжь». Изначальный корень junъ («юн», «унъ») дал во многих славянских языках (болгарском, сербском, словацком, хорватском) и его диалектах слова, схожие по звучанию и близкие по смыслу «junota» (молодёжь), «junoch» (юноша), «junak» (парень, смельчак), «yuvan», «уunаs» (молодой, юноша).

На древнерусском «юноша» звучало как «уноша», а с ХI века произношение изменилось: «у» заменилось на «ю». В Киевской Руси перед начальным «у» стали ставить «в» (улица-вулица, умный-вумный). Поэтому слово далее трансформировалось в «вуноша», изначальное «унъ» стало «вунъ», а «yuvan» стал «уван».

С появлением христианства в Киевской Руси наиболее часто встречаемое в святцах имя Иоанн наложилось на уже известного народу героя сказок. С тех пор он приобрёл имя личное, превратился во всем известного Ивана, ведь для простого люда произношение «Иоанн» оказалось чересчур сложным. Однако смысловой подтекст характеристик героя сохранился – это всегда добрый молодец, совершающий различные невозможные подвиги.

Известные люди с именем Иван

  • Иван Грозный, Иоанн IV Васильевич ((1530 - 1584) великий князь Московский и всея Руси с 1533, первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575-1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович). Предание гласит, что в честь рождения Иоанна была возведена Церковь Вознесения в Коломенском. Номинально стал правителем в 3 года. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц, регентским советом - «Избранной Радой». При нём начался созыв Земских соборов, составлен «Судебник» (1550). Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Cибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. В 1560 году Избранная рада была упразднена, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правление царя. Вторая половина правления Ивана Грозного была отмечена полосой неудач в Ливонской войне и учреждением опричнины, в ходе которой был нанесён удар старой родовой аристократии и укреплены позиции поместного дворянства. Иван IV правил дольше всех стоявших во главе Российского государства - 50 лет и 105 дней.)
  • Иван Айвазовский ((1817 - 1900) имя при рождении - Ованнес Айвазян; всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Наиболее выдающийся художник-армянин XIX века. Брат армянского историка и священника Габриэла Айвазовского.)
  • Иван Кулибин ((1735 - 1818) выдающийся русский механик-изобретатель)
  • Иван Бунин ((1870 - 1953) русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе (1933))
  • Иван Гончаров ((1812 - 1891) русский писатель; член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), действительный статский советник)
  • Иван Крузенштерн ((1770 - 1846) имя при рождении - Адам Иоганн фон Крузенштерн; российский мореплаватель, адмирал, океанограф. Происходит из остзейских немецких дворян. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию (1803-1806).)
  • Иван Тургенев ((1818 - 1883) русский писатель, поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860). Считается одним из классиков мировой литературы.)
  • Иван Мичурин ((1855 - 1935) русский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, почётный член АН СССР (1935), академик ВАСХНИЛ (1935). Награждён орденами Святой Анны 3-й степени (1913), Ленина (1931) и Трудового Красного Знамени. Три прижизненных издания собраний сочинений.)
  • Иван Ефремов ((1908 - 1972) русский советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, создатель тафономии; философ-космист и социальный мыслитель. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952). В своих книгах показал как прошлое, так и возможное коммунистическое будущее человечества.)
  • Иван Павлов ((1849 - 1936) один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».)
  • Иван Сытин ((1851 - 1934) российский предприниматель, книгоиздатель, просветитель)
  • Иван Петровский ((1901 - 1973) выдающийся советский математик и деятель отечественного образования. С 1951 по 1973 годы - ректор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.)
  • Иван Барков ((1732 - 1768) русский поэт, автор эротических, «срамных од», переводчик Академии наук, ученик Михаила Ломоносова, поэтические произведения которого пародировал. Его биография обросла огромным количеством легенд.)
  • Иван Мазепа, также Мазепа-Колединский или Мазепа-Калединский ((1639 - 1709) государственный и политический деятель. С 1687 года гетман Войска Запорожского Левобережной Украины, а с 1704 года, после объединения Левобережной и Правобережной Украины, - Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман (Гетман и Кавалер Царского Пресветлого Величества войска Запорожского) (1687-1709). Второй в российской истории кавалер ордена Андрея Первозванного («славного чина святого апостола Андрея кавалер») с 1700. Князь Священной Римской империи с 1 сентября 1707 года. Длительное время был одним из ближайших сподвижников русского царя Петра I и много сделал для экономического подъёма Левобережной Украины. За воинские заслуги королём Речи Посполитой Августом Сильным награждён польским орденом Белого Орла. В 1708 году перешёл на сторону противника Российского государства в Северной войне - шведского короля Карла XII, почти за год до его разгрома русской армией. За измену присяге предан гражданской казни с лишением титулов и наград, которые он получил от царя. Русская православная церковь предала Ивана Мазепу анафеме.)
  • Иван Крылов ((1769 - 1844) русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841). В молодости Крылов был известен, прежде всего, как писатель-сатирик. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Басни И.А.Крылова положены на музыку, например, А.Г.Рубинштейном - басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».)
  • Иван Козловский ((1900 - 1993) советский оперный и камерный певец (лирический тенор), режиссёр. Народный артист СССР (1940). Герой Социалистического Труда (1980).)
  • Иван Папанин ((1894 - 1986) советский исследователь Арктики, доктор географических наук (1938), контр-адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (1937, 1940))
  • Иван Владимиров ((1869/1870 - 1947) российский, советский живописец и рисовальщик, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Известен как художник реалистической школы в живописи, баталист и автор цикла документальных зарисовок 1917-1918 годов.)
  • Витус Ионассен Беринг, тождественно Иван Иванович Беринг ((1681 - 1741) мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. По происхождению датчанин. В 1725-1730 и 1733-1741 годах руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия.)
  • Иван Гусев ((1918 - 1945) старший сержант Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945))
  • Иван Гарднер ((1898 – 1984) в монашестве - Филипп; историк, исследователь русского церковного пения, православный регент. В 1942-1944 годах - епископ Потсдамский Филипп, викарий Берлинской епархии Русской Зарубежной Церкви.)
  • Иван Юрин ((1896 - 1951) советский генерал, участник Сталинградской битвы, создатель войск связи Войска Польского (1944-1947))
  • Иван Алонсо ((род.1979) уругвайский футболист)
  • Иван Амилахори (Амилахвари, Амилохваров) ((1829 - 1905) князь, генерал-адъютант, генерал от кавалерии, один из выдающихся боевых деятелей Кавказа)
  • Иван Макаревич, Иван «James Oclahoma» Макаревич ((род.1987) российский актёр и музыкант)
  • Иван Колышкин ((1902 - 1970) командир 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота, капитан 2-го ранга; первый из советских моряков-подводников, удостоенный в годы Великой Отечественной войны звания Герой Советского Союза)
  • Иван Бартц (Барц) ((1848 - 1933) немецкий композитор, органист и хормейстер)
  • Иван Толстой ((1644 - 1713) русский государственный деятель петровского времени. Старший в роду Толстых, брат графа П.А.Толстого, свояк царя Фёдора Алексеевича. От него происходит нетитулованная ветвь рода (с 1910 года известная также как Толстые-Милославские).)
  • Иван Сильвай-Сливка (Сильвай) ((1838 – 1904) литературный псевдоним - Уриил Метеор; карпаторусский поэт и писатель, греко-католический священник)
  • Иван Кочерга ((1881 - 1952) украинский советский драматург, Заслуженный деятель искусств УССР (1950))
  • Иван (Иосиф) Аренс ((1889 - 1938) Генеральный консул СССР в Нью-Йорке)
  • Иван Баранка ((род.1985) профессиональный словацкий хоккеист, защитник)
  • Иван Бассо ((род.1977) профессиональный итальянский велогонщик. Бассо является двукратным победителем одной из трёх самых сложных и продолжительных веломногодневок - Giro d’Italia, победив на ней в 2006 году, выступая за команду CSC, и в 2010 году, выступая за Liquigas-Doimo.)
  • Иван Белка Отяев (вторая четверть XV века - ?) посол Ивана III в Рязанском княжестве, родоначальник дворянского рода Белкиных, наиболее вероятный основатель села Белкина Репинской волости)
  • Иван Варавва ((1925 - 2005) русский советский поэт, участник Великой Отечественной войны)
  • Иван Капнист ((ок.1794 - 1860) тайный советник (1849) в звании камергера (1835). Губернатор Смоленской (1842-1844) и Московской (1844-1855) губерний. Сенатор (с 1855 года).)
  • Иван Лут ((1910 - 1981) сталевар комбината им.Ильича. Рационализатор, Герой Социалистического Труда, Почётный гражданин Мариуполя.)
  • Иван Ровный ((род.1987) российский трековый и шоссейный велогонщик, выступающий за RusVelo)
  • Иоаннис Варвакис, по-русски его именовали сначала Ян Варвач или Ворвач, а впоследствии - Иван Варваци ((1732/1750 – 1825?) российский дворянин, кавалер орденов Святого Владимира и Святой Анны, прославленный огромной и разносторонней благотворительностью, видный член тайного греческого общества «Филики Этерия», а затем - в возрасте 90 лет - активный участник греческой национально-освободительной революции. В 35 лет - знаменитый пират, за голову которого турецкий султан обещал тысячу пиастров, в 1770 году Варвакис, подобно многим своим землякам, добровольно присоединился на собственном двадцатипушечном судне к русской эскадре Первой Архипелагской экспедиции под командованием графа А.Орлова и адмирала Г.Спиридова, неожиданно объявившейся в Эгейском море. Именно с Чесмой связывает традиция начало русской службы капитана Варвакиса, хотя документы только косвенно подтверждают это. Боевой эпизод с участием Варвакиса приводит по архивным данным известный в прошлом веке историк русского флота А.Соколов. В 1789 году грек был принят «в вечное России подданство». Все свои незаурядные способности и энергию он отдал коммерции и благотворительности. Иоаннис Варвакис, которого теперь называют в документах господином надворным советником Иваном Андреевичем Варвацием, скоро стал миллионером. Известно, что переговоры с городским обществом Таганрога о постройке храма Александра Невского в Греческом иерусалимском монастыря (того храма, в котором в 1825 году больше месяца стоял гроб с забальзамированным телом Александра I) Варваций начал в 1809 году, а в 1813 году он окончательно переехал в Таганрог. По-видимому, в 1823 году (то есть одновременно с Байроном) он нелегально перебрался в Грецию. На свои деньги он вооружил отряд повстанцев и вместе с ними участвовал в осаде Моденской крепости. Больше года - до самой своей смерти накануне Рождества 1825 года - Иоаннис Варвакис вновь жил и сражался на своей родине. Если верна традиционная дата его рождения (1750), он умер в 75 лет, если же правильны опубликованные А.С.Марковым семейные сведения, то в 93 года. На могиле Иоанниса Варвакиса в Афинах стоит величественный мраморный монумент.)
  • Иван Гейм ((1759 - 1821) российский ученый, ректор Московского университета, автор работ по экономике, географии, лингвистике)
  • Иван Зязюн ((род.1938) ректор Полтавского педагогического института им.Короленко с 1975 по 1990 г., министр просвещения и науки Украины в 1991 году)
  • Иван Джуха ((род.1952) российский историк (автор публикаций по истории греков в России), геолог, политический деятель)
  • Иван Десни ((1922 - 2002) немецкий актёр)
  • Иван Балан ((род.1949) советский футболист (вратарь). Заслуженный тренер Украины.)
  • Иван (Мамия, Мамиа) Орахелашвили ((1881 - 1937) грузинский большевик и советский партийный деятель)
  • Иван Луис Саморано Самора ((род.1967) чилийский футболист, один из лучших нападающих в истории чилийского футбола. Один из трёх лучших футболистов Чили всех времён (наряду с Элиасом Фигероа и Марсело Саласом). Входит в список ФИФА 100 - ста лучших футболистов XX века по версии ФИФА.)
  • Иван Бохонко ((род.1956) морской лётчик, генерал-лейтенант авиации, Герой Российской Федерации)
  • Иван Дельпоццо ((1739 - 1821) русский генерал, один из первых деятелей покорения Кавказа)
  • Иван Граф ((род.1987) хорватский футболист, защитник)
  • Иоан Водэ Лютый ((1521 - 1574) господарь Молдавского княжества с февраля 1572 года по июнь 1574 года. Дмитрий Кантемир упоминает его под именем Иоан Армянин.)
  • Иван Гржимали ((1844 – 1915) чешско-российский скрипач и музыкальный педагог)
  • Иван Илич ((род.1978) американский пианист сербского происхождения)
  • Иван Кабат ((1812 - 1884) врач-офтальмолог, лейб-окулист Александра II)
  • Йован Йованович ((1833 – 1904) псевдоним - Змей; сербский поэт)
  • Иван Антон Казначич ((1784 - 1874) далматинский патриотический поэт. Отец писателя Ивана Августа Казначича. Известен рядом стихотворений на праздник Рождества.)
  • Иван Капелли ((род.1963) итальянский автогонщик, участник чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1»)
  • Иван Карабиц ((1945 - 2002) советский и украинский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Народный артист УССР (1991). Почетный гражданин Дзержинска.)
  • Иван Кальдерон Марреро ((род.1975) пуэрториканский боксёр-профессионал, выступающий в минимальной (Minimumweight) весовой категории. Является действующим чемпионом мира по версии ВБО (WBO). Наилучшая позиция в мировом рейтинге: 2-й.)
  • Иван Кортацци ((1837 - 1903) российский астроном)
  • Иван Гейер ((1860 - 1908) русский историк и этнограф по Средней Азии)
  • Князь Иван Пронский Турунтай ((ум.1569) боярин и воевода на службе у великого князя московского и царя Ивана IV Васильевича Грозного)
  • Иван Крно ((1891 – 1961) после эмиграции фамилия – Керно; словацкий юрист и дипломат. В 1946-1952 годах был первым юридическим консультантом ООН и заместителем генерального секретаря ООН по юридическим вопросам. После того, как в 1948 году к власти в Чехословакии пришли коммунисты, остался в США и жил в эмиграции.)
  • Иван Мозер ((1933 - 2006) советский футболист и тренер. Заслуженный тренер РСФСР (1981). Играл на позиции правого крайнего и полусреднего нападающего, полузащитника.)
  • Граф Иван де Витт ((1781 - 1840) генерал от кавалерии на русской службе, ключевая фигура русской разведки войны 1812 года. Сын знаменитой авантюристки Софии Глявоне и польско-литовского генерала.)
  • Иван Лаcаро Педросо Солер ((род.1972) знаменитый кубинский прыгун в длину, олимпийский чемпион и многократный чемпион мира. Личный рекорд - 8 м 71 см (18 июля 1995, Саламанка).)
  • Иван Липранди ((1790 - 1880) генерал-майор, историк и деятель тайной полиции)
  • Иван Охлобыстин ((род.1966) российский актёр, режиссёр, сценарист, драматург, журналист и писатель. Священник Русской православной церкви, временно запрещённый в священнослужении по собственному желанию. В настоящее время занимает пост творческого директора компании «Евросеть».)

Иван Сусанин известен многим любителям истории. Но к сожалению о жизни этого знаменитого человека нам известно мало потому что в его биографии очень много пробелов так как жизнью обычного крестьянина в те времена не интересовала.

Известно что Иван Сусанин был обычным крестьянином и проживал в обычном крестьянском селе Домино. Об Иване Сусанине известно нам очень мало потому что в те времена обычным крестьянам фамилии не давали, а давали чаще всего прозвища по имени отца, а если отца не было то по имени матери. По этим сведениям мы можем знать что у Ивана Сусанина не было отца.

А прозвище ему дали по имени его матери. О личной жизни Ивана Сусанина к сожалению тоже почти ничего не известно. Известно только то что он был женат и у него была дочь которую он выдал замуж и у нее были дети однако точных данных нет. По сведениям жена умерла рано. Известно что в своей крестьянской деревне Иван Сусанин развивался и был даже управляющим. Сусанин стал не простым крестьянином, а стал старостой в деревне, а после этого он уже стал управляющим в деревне. Но это всё не точные факты, у историков по поводу этого возникло много сомнений и споров.

Какой подвиг совершил Иван Сусанин

Иван Сусанин национальный Русский герой. О подвиге Ивана Сусанина известно всему миру ведь произошло событие которое, вошло в историю. Это было когда Михаил Федорович Романов был главным претендентом на престол Российской империи в 1612 — 1613 году, происходило это событие зимой. Всё было потому что король Польши Сигизмунд планировал посадить на российский престо своего старшего сына Владислава.

Известно что в то время в стране была смута, и происходила борьба за власть. Тогда Михаила Фёдоровича спрятали монахи в монастыре. Поляки были в ярости и повсюду искали Михаила Фёдоровича Романова, но не где найти так и не смогли, Иван Сусанин отводил поляков по дальше от монастыря где укрывали будущего императора России. Иван Сусанин завёл войско поляков на большие болота и они не смогли от туда выбраться и все до одного там погибли. Царь Михаил Фёдорович за свое спасение наградил Ивана Сусанина и всех его потомков посмертно охранной грамотой. Некоторые из историков говорят что это просто легенда и поэтому это всё не доказано.

Почему вошел в историю

Иван Сусанин вошел в историю благодаря своему подвигу ведь он отдал свою жизнь ради спасения будущего императора Михаила Фёдоровича. Иван Сусанин погибал страшной и мучительной смертью ради царя и в его честь стоит памятник на Волге. Он совершил великий подвиг и это говорит нам о том что Иван Сусанин был мужественным и храбрым человеком который не боялся смерти и был предан царю.Известно что он жил во времена страшной и великой смуты в то время жизнь была не лёгкой и очень трудной были постоянные сражения за власть и погибало много большое количество людей в стране был страшный голод. Таких людей как Иван Сусанин стоит уважать и помнить вечно. Иван Сусанин обычный крестьянин стал национальным героем и запомниться в истории на века.

Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», – это слова Гоголя.

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова – «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».

Официальная версия

Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.

Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.

Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.

Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней - чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери - имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

История символическая, притчевая, таинственная.

Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?

Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.

Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…

В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.

Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», – в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

“Куда ты завел нас?” – Лях старый вскричал.
– “Туда, куда нужно!” – Сусанин сказал.
– “Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: – я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит”. –

“Злодей!”, закричали враги закипев:
“Умрешь под мечами!” – “Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!” –
“Умри же!” Сарматы Герою вскричали –
И сабли над старцем, свистя, засверкали!
“Погибни, предатель! Конец твой настал!” –
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», – писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

Ни одна царская династия не пришла к престолу так необыкновенно, как дом Романовых. Это замечание принадлежит известному писателю Ивану Гоголю, не без оснований считавшему, что подвиг Ивана Сусанина неразрывно связал царя с подданными. Что известно об этом знаковом для истории России происшествии?

Волков Адриан — картинка Смерть Ивана Сусанина

В связи с ограниченностью источниковой базы биография Ивана Сусанина является предметом исторических споров. Единственным документальным источником о его жизни является жалованная грамота Михаила Федоровича 1619 года. В ней говорится о даровании зятю Сусанина половины деревни с избавлением от всех податей и повинностей, при этом народный герой упоминается достаточно кратко. Остальные данные о жизни этого человека носят легендарный характер.

Принято считать, что Иван Сусанин родился в селе Домнино, что в 70 верстах Костромы. По одной версии, он был крепостным крестьянином дворян Шестовых, по другой – служил вотчинным старостой. Известно, что у него была дочь Антонида и зять Богдан Сабинин.

В указанной выше царской грамоте говориться, что зимой 1613 г. новоизбранный царь Михаил Романов вместе с матерью Марфой жил в деревне Домнино. В то время Смута из гражданской войны превратилась в борьбу против интервентов из Польши. Шляхтичи задумали захватить новоизбранного царя, с этой целью в Домнино направился небольшой польско-литовский отряд.

По пути интервенты встретили крестьянина Сусанина, которому приказали указать дорогу к деревне. Но он повел отряд в противоположную сторону, а в Домнино отправил своего зятя Богдана, чтобы предупредить о надвигающейся опасности царя и его мать. Сусанин завел поляков глубоко в лес, а затем к Исуповскому болоту, за что он был подвергнут пыткам и убит. Предполагается, что в то время этот человек был уже в преклонном возрасте. В непроходимой местности погиб и вражеский отряд. В это время Михаил Романов укрылся в Ипатьевском монастыре.

Спустя 6 лет царь отблагодарил родственников крестьянина, который его спас, даровав им землю и освобождением от податей. Гибель Ивана Сусанина не была забыта и позже. Потомки народного героя неоднократно получали жалованные грамоты и льготные указы вплоть до 1837 года.

Культ Ивана Сусанина во времена Российской империи

В царской России образ Ивана Сусанина был предметом культа. Его подвигу посвящали картины, скульптуры, музыкальные и литературные произведения. Именно его имя официальная пропаганда активно использовала в период подавления польских восстаний и войны 1812 года.

В 1838 г. центральную площадь города Костромы стали официально именовать Сусанинской. Кроме того, героя изобразили среди других видных исторических деятелей на памятнике «Тысячелетие России» (1862). Пропаганда возымела свое дело, спустя два века то, что сделал Сусанин, в некоторой мере повторил Осип Комиссаров, спасший от смерти императора Александра II. Интересно, что Комиссаров родился неподалеку от родной деревни Сусанина.

Тем не менее, именно в дореволюционной России прозвучала первая критика официальной версии подвига. Так, историк Н. Костомаров считал, что единственным достоверным фактом во всей истории Сусанина была его гибель от одного из разбойничьих отрядов в Смутное время. Критическими отзывами об этой истории также был известен С. Соловьев, считавший, что крестьянина замучили казаки.

предположительное место гибели

В советскую эпоху первоначальное отношение к Сусанину было негативным. Так, в 1918 году памятник Ивану Сусанину был сброшен с постамента. Народного героя стали называть царским слугой, а подвиг, которым он прославился, сказкой.

Отношение резко изменилось в конце 1930-х годов. Он вновь вошел в перечень народных героев. Райцентр, рядом с которым когда-то жил Сусанин, был переименован в его честь. В то же время распространилась версия о том, что он был «патриотом Земли Русской», который боролся против иностранных интервентов, а не спасал царя. В 60-х годах прошлого века в Костроме даже установили памятник Сусанину.

В постсоветской России личность Сусанина трактуется двояко. Большинство историков продолжают называть его народным героем, признавая при этом, что к подвигу его скорее побудила вассальная преданность, чем патриотизм. Также существует несколько версий того, как происходили события. К примеру, А. Широкопад считает, что Сусанин пострадал от разбойничьего набега запорожских казаков.

  • В некоторых публикациях Сусанину приписывают отчество Осипович. Однако в источниках об этом нет упоминаний, кроме того, в 17 веке крестьян не принято было называть по отчеству.
  • В советское время не меньше Сусанина был знаменит крестьянин Матвей Кузьмин. В 1942 году он ценой собственной жизни вывел немецкий отряд под пулеметный огонь советских солдат. Вражеский отряд был уничтожен, но немецкий командир успел убить Кузьмина. После окончания Второй мировой войны появилась книга, описывающая подвиги 58 «последователей» Сусанина.

В 2003 г. в некрополе деревни Исупово были обнаружены останки, которые могут принадлежать Сусанину. Однако профессиональные археологи и историки оспаривают их подлинность.