Гдз рус яз дидактический материал. Разбор предложения по членам

Дидактический материал (упражнения) к учебнику "Русский язык для 4 класса" Р.Н. Бунеева. - Комиссарова Л.Ю.

3-е изд., испр. - М.: 2012 - 96 с.

Пособие представляет собой сборник упражнений к учебнику "Русский язык" для 4-го класса (1-4) серии "Свободный ум". Последовательность разделов и система упражнений внутри каждого раздела соответствуют содержанию учебника "Русский язык". Для фронтальной, групповой и индивидуальной работы с детьми в классе, а также для занятий родителей с детьми.

Формат: pdf

Размер: 25 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
1. Повторение 4
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ
2. Простое предложение. Предложения с однородными членами 15
3. Сложные предложения с союзами и, а, но 21
4. Предложения с прямой речью 26
СЛОВО.
Части речи и члены предложения. Имя существительное
5. Что мы уже знаем об имени существительном 29
6. Изменение имён существительных по падежам 32
7. Три склонения имён существительных 38
8. Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имён существительных 43
9. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 46
Имя прилагательное
10. Что мы уже знаем об имени прилагательном 49
11. Словоизменение имён прилагательных 52
12. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных 56
Глагол
13. Что мы уже знаем о глаголе 62
14. Словоизменение глаголов 68
15. Правописание безударных личных окончаний глаголов 71
16. Разбор глагола по составу 83
17. Повторение 85
Итоговый тест 91
Подсказки к упражнениям 94

для 4-го класса

Дидактический материал по русскому языку для 4-го класса

Тема

Номера карточек

1. Повторение пройденного в 3 классе

    Правописание гласных и согласных в корне слова

    Части речи

2. Однородные члены предложения:

3. Части речи:

1). Имя существительное
2). Имя прилагательное
3). Местоимение
4). Глагол


№1-2
№1-6

1-7

. 1–4
№. 1-7
№. 1-5
№. 1-13

Правописание гласных и согласных в корне слова.
№1.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. На какие две группы можно разделить эти слова? Запишите каждую группу в отдельный столбик. Дополните столбики своими примерами.

Сно..., лу..., обу...ь, поко..., пло..., верблю..., фла..., медве...ь, жира..., пару..., мор..., самолё..., поез....

2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова.

Грус...ный, радос...ный, несчас...ный,
И прелес...ный, и ненас...ный,
Злос...ный, пос...ный, час...ный, мес...ный,
Неизвес...ный, ус...ный, чес...ный.

Повторение пройденного в 3 кл.

Тема: «Части речи».

1.

Прочитайте. Спишите. У имён существительных укажите склонение, число.

Что такое вышина?
Тучи, ветер, тишина,
А за тучами гуляют
Солнце, звёзды и луна.
Эту чудную картину
Я увидел из окна!

2.

Прочитайте. Как приготовить щи? Выпишите имена существительные, разберите их по составу.

Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!

3.

Спишите. Какой вопрос содержится в тексте? Ответьте на него.

Родной, далёкий, близкий,
Чужой, знакомый, низкий.
Плохой, хороший, милый, славный,
Весёлый, ласковый, забавный.
Кто смог слова все прочитать,
Тот скажет, как их называть.

Повторение пройденного в 3 кл.

Тема: «Части речи».

4.

Прочитайте. Выпишите глаголы, обозначьте время. Какой суффикс является общим для всех этих глаголов? На примере глаголов расскажите о правописании гласных и согласных в приставках.

Однажды паук
Поскользнулся на стенке
И на пол свалился,
Задев табурет.
Упал табурет -
Раскололся паркет,
И дом развалился.
А так как стоял этот дом
На пригорке,
То с грохотом дом
Покатился по горке,
Запрыгал и в речку
широкую -
Хлоп!
Засыпало речку,
Случился потоп.
И всё потонуло:
Долины и горы,
Деревья и камни,
Трава и заборы.

5.

Что означают эти фразеологизмы? Соедини фразеологизмы с их значениями линиями.

От корки до корки
Знать назубок
Вилами на воде
Зарубить на носу
Красная строка
Лезть на рожон
На лбу написано
Втирать очки
Перемывать косточки
Спустя рукава

красивая буква
все сомнительно, неясно
запомнить крепко-накрепко
превосходно выучить
надувать, обманывать
от начала до конца
делать что-нибудь лениво, нехотя, медленно
действие, обреченное на провал
ясно по выражению лица
сплетничать, злословить, судачить.

Повторение пройденного в 3 кл.

Тема: «Части речи».

6.

Какие фразеологизмы мы употребляем, когда хотим сказать...

1. Расти очень быстро и в изобилии.
2. Очень похожи друг на друга.
3. Очень сильно дрожать.
4. Внезапно появился, возник.
5. Делать что-либо вяло, неторопливо, без всякого желания.
6. Задремал на мгновение и опустил голову.
7. Нестись, мчаться очень быстро, стремительно, с большой скоростью.
8. Одежда, пропускающая холод.
9. Оказался в глупом, неловком положении.
10. Под надежной охраной.

Найди правильные ответы.

Как сонная муха. Как две капли воды. Клевать носом. Сел в лужу. На рыбьем меху. Как с неба свалился. Как грибы после дождя. Нестись на всех парусах. За семью замками. Дрожать как осиновый лист.

1.

Прочитайте. Спишите. Ставьте, где нужно, запятые.

1. Вот мужик думал-думал взял кота посадил в мешок завязал и понёс в лес.
2. Принёс волк барана ободрал шкуру и стоит в раздумье.
3. Заколол бедный крестьянин гуся сложил его в мешок и понёс помещику. Зашёл он к помещику стал здороваться кланяться сгибаться во все стороны.

2.

Прочитайте. Спишите сначала предложения с однородными подлежащими, потом с однородными сказуемыми, затем с однородными второстепенными членами предложения. Ставьте, где нужно, запятые.

1. Капитан корабля затянул пояс потуже влез на мачту посмотрел во все стороны. И вдруг он быстро спустился с мачты сорвал с себя тюрбан начал громко кричать.
2. Принцесса заперлась в своей комнате сбросила ослиную шкуру вымыла лицо и руки надела чистое платье и принялась готовить пирог. (Ш.Перро)
3. По дороге Элли находит друзей - Страшилу Железного Дровосека Трусливого Льва. (А.Волков)
4. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. Проказница Мартышка Осёл Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. (И.Крылов)
5. Зима еще хлопочет и на весну ворчит. (Ф.Тютчев)

3.

Прочитайте. Как можно украсить салат? Спишите, вставляя пропущенные запятые.

Подавая на стол салат, можно красиво украсить его. Для украшения салатов обычно берут: петрушку яйца морковь свёклу репу зелёный лук кусочки яблок зеленый горошек репчатый лук. Вот у вас есть всё необходимое. Попробуйте украсить готовый салат сами. Как? Это
будет зависеть от вашего вкуса изобретательности умения. Украсить готовый салат – это тоже своего рода искусство!

4 класс. Тема: «Однородные члены предложения»

4.

Прочитайте. Запишите рецепт приготовления винегрета. Расставьте запятые.

Для приготовления винегрета возьмите вареный картофель свёклу морковь солёные огурцы антоновское яблоко квашеную капусту лук. Всё это нарежьте и заправьте растительным маслом уксусом. Соль сахар кладут по вкусу. Приятного аппетита!

5.

Прочитайте. Запишите толкования слов бортник и бортничество . Объясните их происхождение.

Когда человек приручил пчелу, мы не знаем. Но мёд он оценил очень давно. Мёд диких пчёл собирали ещё первобытные люди.
Шло время, и люди стали специально разыскивать пчелиные гнёзда и добывать мёд и воск. Позже они сообразили, что продуктов этих можно получать больше, если нарочно выдалбливать в лесных деревьях дупла, в которых поселялись бы новые пчелиные семьи. Дупло или дуплистое дерево раньше называли борть. Поэтому людей, которые устраивали для диких пчёл искусственные дупла, способствовали расселению пчёл и потом добывали мёд и воск, называли бортниками. А такой способ пчеловодства - бортничеством.

6.

Прочитайте. Как называют жителей Москвы? Объясните значение слова Подмосковье . Выпишите предложения с однородными членами, расставьте запятые.

Если ты родился в России, она твоя Родина, а ты - россиянин. Жителей Москвы зовут москвичами. Их малая родина - Москва. Всё, что около Москвы, называют Подмосковьем. Это небольшая часть нашей страны, и если ты родился и живёшь в Подмосковье, то это твоя малая родина.
Подмосковье больше, чем Дания, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Албания.
Подмосковье, как и Москва, горело в пожары вытаптывалось вражескими войсками оборонялось строилось заново трудилось развивалось и становилось важным центральным районом всей Руси.

4 класс. Тема: «Однородные члены предложения»

7.

Прочитайте. Попробуйте восстановить текст. Найдите абзац, который лучше поставить первым в данном тексте, вторым, третьим. Расставьте запятые.

ЧЁРНЫЙ ДРОЗД

Кормится дрозд на земле: листья опавшие перевёртывает червячков да личинок под ними собирает.
Красивая эта птица: сама чёрная, как сажа, а клюв и ободки вокруг глаз - жёлтые. И вся она такая блестящая стройная.
Сядет солнышко наступит вечер вылетит дрозд на вершину дерева спрячется в ветках - и поёт. Голос у него свистовой громкий торжественный но будто задумчивый печальный.

(В.Флинт )

4 класс. Тема: «Имя существительное».

1.

Прочитайте. Определите основную мысль текста. Выпишите имена существительные в два столбика: в первый – имена существительные в единственном числе, во второй – во множественном.

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях - в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды - еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы - дятел, синички, совы - еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.

2.

Прочитайте. Запишите слова в две группы – по склонениям.

Чистильщик, цемент, центнер, щавель, алфавит, доска, досуг, квартал, магазин, свекла, столяр , каталог, танцовщица.

3.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните окончание имён существительных: укажите склонение, падеж.

Эту историю о девочк... и Белочк... ра...казал мне воробей Чин, мой старинный друг, большой знаток горо...ской и л...сной жизн... .
Была ос...нь, парк обл...тел, в углу тлела куча опавших листьев, и в воздух... пахло дымком.
Гуляющих в парк... было мало. Я с...дел на своей любимой скамейк... под старым топол... и грус...но см...трел на ре...ких прохожих.

4.

Спишите, вставляя пропущенные окончания имён существительных. Укажите склонение и падеж.

Элли подобрала у края дорог... толстую ветку и предложила её Страшил... вместо трост ... . Сначала Тотошк... не нравился новый спутник. Он бегал вокруг Страшил... и обнюхивал его, считая, что в солом... внутри кафтана есть мышиное гнездо.

1.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных.

ЛЕСНЫЕ ШОРОХИ

Ночью стар... сосна,
Полусонн... со сна,
Шепчет маленьк... детишкам,
Озорным соснов... шишкам:
"Тихо, шишки, не шалите!
Лучше спите, крепко спите..."

2.

Спишите. Озаглавьте текст. Вставьте окончания прилагательных, обозначьте падеж.

А весенн... солнце продолжало нагревать землю. Дохнул теплом первый весенн... ветерок, прилетевший с тёпл... моря. Набухли почки на берёзах, а мохнат... ветви елей покрылись мягк... светл... почками. Это были молод... побеги новой хвои, выглянувшие зелён... глазками. Через мокр..., почерневший снег пробился своей жёлт... головкой первый подснежник.

3.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания.

В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзов... опушках зацвела иван-да-марья, показались лилов... колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находим душист... ночн... фиалки. А у глух... ручья, на берегу реки любовались голубыми незабудками.

4.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите словосочетания к схеме: прил. + сущ.

Осень, глуб... осень! Сер... небо, низк... , тяжёл..., влажн... облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесн... чаще, куда летом не проникал глаз человеческ... . Стар... деревья давно облетели, и только молод... отдельн... березки сохраняют ещё свои увядш... желтоват... листья.

4 класс. Тема: «Имя прилагательное».

5.

Прочитайте. Озаглавьте текст. Какими увидел осенние листья автор? Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Сколько разноцветн ... корабликов сегодня на нашем пруду: желт..., красн..., оранжев... - целая флотилия!
Все они прилетели сюда по воздуху.
Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, разноцветн... стеной окружающих наш красив... пруд. Теперь пока летят всё больше кленов...: они раньше других пускаются в путь – в своё перв... и последн... путешествие. А какие между ними есть нарядн..., просто прелесть! Вот плывёт целый отряд совсем пунцов..., - так и горят на солнышке! Это всё, должно быть, с того пышн... клена, который красуется вон там, на берегу, разрумянившись на славу.

6.

Прочитайте. Определите, к какому типу речи относится текст: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение. Докажите свой ответ. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царём всей водяной, или водоплавающей, птицы.
Бел... как снег, с блестящ... , прозрачн... небольшими глазами, с черн... носом и черн... лапами, с длинн... , гибк... и красив... шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелён... камышей по тёмно-син... гладк... поверхности воды.

7.

Прочитайте. Что вы знаете об оренбургских платках? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Найдите словосочетания, которые построены так: прил. + сущ.

Может быть, вы слышали об оренбургск... пухов... платках? Они очень красив..., тепл... и такие тонк..., что больш... платок можно легко пропустить сквозь маленьк... колечко. Эти знаменит... на весь мир платки делают из пуха коз оренбургск... породы. Она выведена в нашей стране - в Оренбургской области.

1.

Прочитайте. Почему в некоторых предложениях местоимение вы пишется с большой буквы? Спишите.

1. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? (А.Пушкин )
2. Геннадий Сергеевич, Вы бывали в наших местах?
3. Ребята, вы читали эту книгу?
4. Ольга Петровна, ребята Вас уже ждут.

Придумайте и запишите предложения с местоимением 2-го лица в вежливой форме.

.

2.

Прочитайте, дополните предложения подходящими по смыслу личными местоимениями. Знаете ли вы названия басен И.А. Крылова, из которых взяты эти предложения?

1. Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь... мастерица?
2. Очков с полдюжины себе... достала.
3. Как, милый Петушок, поёшь... громко, важно!
4. Кумушка, ... странно это: да работала ль... в лето?
5. Смотри, уж... хрипишь, а... себе идёт вперёд и лаю твоего совсем не примечает.
6. А... , друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

Спишите предложения, вставьте пропущенные местоимения. Определите их лицо и число.

4 класс. Тема: «Местоимение».

3.

Спишите. Определите род, число, падеж местоимений. У каких местоимений можно определить род?

КОТ УСПОКОИЛСЯ

- Ну ничего, Дядя Фёдор, не унывай. Хорошо, что я у тебя есть. Мы и с твоим трактором справимся. Будем перед ним сосиску на удочке держать. Он за сосиской поедет и нас повезёт.
Так они и сделали. Скоро трактор исправляться начал. А вообще-то он был весёлый. Кабина пластмассовая, голубая, а колёса железные. И смазывать его надо было не машинным маслом, а подсолнечным.

4.

Прочитайте. Спишите. У местоимений укажите лицо, число, падеж. Выпишите местоимения с предлогами.

Страшила тоже пошёл в лес. Ему посчастливилось найти дерево, на котором росли орехи. Он рвал их своими мягкими непослушными пальцами. Орехи выскальзывали у него из рук, и ему приходилось собирать их в траве. В лесу было темно, как в погребе, и только Страшиле, видевшему ночью, как днём, это не причиняло никаких неудобств. Но когда он набирал полную горсть орехов, они вдруг вываливались у него из рук, и всё приходилось начинать снова.

5.

Прочитайте стихотворение выразительно. Объясните название стихотворения. Спишите. Подчеркните местоимения.

ВЕСЁЛЫЙ ЖУК

Он весел и счастлив
От пят до макушки –
Ему удалось убежать от лягушки.
Она не успела
Схватить за бока
И съесть под кустом
Золотого жука.
Бежит он сквозь чащу,
Поводит усами,
И чаща встречает
Его голосами.
Зелёные стебли,
Как сосны в лесу,
На крылья его
Осыпают росу...

4 класс. Тема: «Глагол».

1.

Прочитайте загадки. Спишите. Найдите глаголы, укажите время.

1) Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
2)На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
3)В лесу у пня суета, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет.

2.

Замени фразеологизмы синонимами.

Волком выть, во всё горло, баклуши бить, руки не доходят, проглотить язык, плестись в хвосте, извиваться ужом, родился в рубашке, с минуты на минуту, ума не приложу, водить за нос.

3.

Прочитайте. Проверьте себя: умеете ли вы различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать ? и что сделать ? Запишите глаголы в два столбика. В какой форме они употреблены? Выделите ть , ти или чь .

"Не надо, - сказал я, - подушку взбивать,
А также простынкой кровать накрывать,
А также не надо кровать согревать
Моим одеялом из шерсти верблюда!
Я спать не пойду ни за что, никогда!
Я буду слоняться туда и сюда,
Плясать
Или просто за ухом чесать,
Но спать, безусловно, я больше не буду!
Кататься верхом на слоне - это да!
Запеть петухом в тишине - это да!
Шептаться со львом при луне - это да!
Шататься от стенки к стене - это да!
Но только не спать ни за что, никогда!

4 класс. Тема: «Глагол».

4.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, что означают слова ельник , лиственница . Выпишите глаголы настоящего времени.

Зимой в заснеженном лесу зелён..., в бел... шапочк... и бел... шарфик... ёлочка – перв... красавица. Густ... лапы не пропускают в чащу злой леденящий ветер, оттого тут и теплее. Поэтому птицы в непогоду и летят в ельник. Он и от метел... укроет, и на ночь приютит.
Но есть дерево, у которого хвоя к осен... желтеет и осыпается. Поэтому-то и назвали это дерево лиственницей.

5.

Прочитайте. Что вы узнали о ящерице круглоголовке? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов.

От жары и опасности ящерица круглоголовка зарыва...тся в песок. Да так быстро, словно тон...т в нём. А вот так она врагов пуга...т: хвост пружиной закрут...т, пасть раскро...т - даже страшно! Но на самом деле круглоголовка совсем не опасна.

6.

Прочитайте стихотворение выразительно. Глаголы какого времени использованы в тексте? Придумайте заглавие. Выпишите глаголы, обозначьте время, определите род, выделите приставки.

Ветер
В наш лес
Песню донёс.
Песню пролаял
Охотничий пёс.
Волк
Эту песню
Провыл на опушке.
Дружно
Проквакали
Песню
Лягушки.
Бык
Эту песню,
Как мог, промычал.
Рысь
Промурлыкала.
Сом
Промолчал.
Филин
Прогукал.
Уж
Прошипел.
А соловей
Эту песню
Пропел.

4 класс. Тема: «Глагол».

7.

Прочитайте. Что нового вы узнали о животных? Выпишите глаголы настоящего времени. Укажите их лицо и число. Выделите окончание.

Зебры прячутся в высокой траве, кустарниках. Бродят по саваннам бесчисленные стада антилоп. В тени акации прячутся жирафы. Прекрасно бегает самая большая на свете птица - страус. В реках и озёрах водятся бегемоты. Пасть у бегемота огромная, а питается он травой.

8.

Спишите, вставляя личные окончания глаголов. Обозначьте спряжение, выделите окончания.

Лает, квака...т, ползёт,

Ду...т, прыга...т, идёт.
Шьёт, на дудочке игра...т,
белит кистью, подмета...т.
Вар...т, пил...т, приседа...т,
Скач...т, ёжится, лета...т.
Бьёт, ласка...т, крут...т, спит,
И за партою сидит.

9.

Прочитай. Попробуй вставить пропущенное слово. Спиши. У глаголов настоящего времени укажи лицо и число.

В Канаде кленовый лист стал национальным символом и украшает флаг этой страны. Ливанский кедр изображён на флаге Ливана. А какое самое распространённое дерево в российских лесах? Берёза? Ель? Сосна? ... ! Древесина у этого дерева твёрдая, тяжёлая и очень долговечная. Долго не поддаётся гниению в почве и даже в воде. Хвоинки мягкие и опадают каждую осень, как листва, - отсюда и название дерева.

4 класс. Тема: «Глагол».

10.

Прочитайте выразительно. Придумайте заглавие. Выпишите глаголы, обозначьте время, укажите лицо и число.

Плывёт, плывёт кораблик,
Кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки,
Подарки нам с тобой.
На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат.
На палубе матросы -
Четырнадцать мышат.
Плывёт, плывёт кораблик
На запад, на восток.
Канаты - паутинки,
А парус - лепесток.
Ведёт корабль утка,
Испытанный моряк.
- Земля! – сказала утка. -
Причаливайте! Кряк!

11.

Прочитайте. Расскажите, как цапля добывает себе пищу. Вставьте пропущенные буквы. Укажите у глаголов лицо и число.

У цапли клюв - пика. Долго стоит цапля на берегу - застыла, не шелохнётся. Лягушки, рыбы перестают обращать на неё внимание. И тут цаплин клюв мгновенно пронза...т воду. Удар - и добыча оглушена. Схват...т, подброс...т цапля свою поживу и проглот...т. Да так ловко лов...т, что проскальзыва...т рыбка сквозь глотку головой вперёд. Так она ни за что не застрян...т.

12.

не . Какие глаголы с частицей не вы "подсказали бы" Магдалине Харитоновне? Запишите их.

Магдалина Харитоновна очень долго и очень скучно толковала о том, что надо слушаться взрослых, не бегать, быть осторожным, не баловаться, не драться, громко не смеяться, сырой воды не пить, зеленых ягод не есть и еще штук пятнадцать разных противных "не".

4 класс. Тема: «Глагол».

13.

Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей не .

Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком. "Ну где же тебе быть военным! - смеялся над ним отец. - Ты и ружья не подымешь!" Слова отца огорчили Суворова. Он решил закаляться.
Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в теплые шубы или вовсе не выходят из дому, а маленький Суворов накинет лёгкую куртку и целый день проводит на улице.
Наступит весна. Только вскроются реки, ещё никто и не думает купаться, а Суворов - бух в холодную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.

, Русский язык , Школьникам и абитуриентам

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.Книга содержит 10 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы (ВПР) за курс начальной школы.Ответы к заданиям являются материалами для учителя, а поэтому даны в середине пособия и могут быть легко изъяты, что повышает объективность оценки знаний учащихся.Сборник предназначен для учащихся 4-х классов начальной школы, учителей и методистов, использующих типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы.

Купить

Комиссарова Л. Ю.

Русский язык. 4 класс. Дидактический материал (упражнения). К учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной

Педагогам , Русский язык

Пособие представляет собой сборник упражнений к учебнику "Русский язык" для 4 класса. Последовательность разделов и система упражнений внутри каждого раздела полностью соответствуют содержанию учебника "Русский язык". Для фронтальной, групповой и индивидуальной работы с детьми в классе, а также для занятий родителей с детьми.Учебники "Русский язык" для 1-4 классов авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Учебники и "Дидактический материал" к ним - составная часть комплекта развивающей Образовательной системы "Школа 2100".


Купить

Комиссарова Л. Ю.

Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь

Школьникам и абитуриентам

Данное пособие составлено с учётом результатов пробных Всероссийских проверочных работ, прошедших в декабре 2015 года, и предназначено для учащихся 4 классов общеобразовательных организаций. Задания, представленные в пособии, позволяют оценить достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для успешного продолжения обучения в основной школе. Данная рабочая тетрадь также может использоваться для диагностики и устранения пробелов в освоении программы по русскому языку.Задания составлены в соответствии с требованиями ФГОС и содержанием примерной основной образовательной программы начального общего образования. Использование пособия обеспечивает качественную подготовку к Всероссийской проверочной работе.


Купить

Комиссарова Л. Ю.

Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь

Школьникам и абитуриентам

Данное пособие предназначено для 5 классов общеобразовательных организаций и направлено на системную подготовку школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку. Задания рабочей тетради охватывают весь перечень проверяемых в ходе Всероссийских проверочных работ тем учебного курса и соответствуют требованиям к уровню подготовки обучающихся. Задания составлены в соответствии с ФГОС с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку. В пособии представлены тренировочные задания разной степени сложности, направленные на проверку освоения школьниками не только содержания учебного материала, но и предметных и метапредметных умений, а также даны варианты диагностических работ. Данная рабочая тетрадь может использоваться как в ходе учебного процесса в течение учебного года, так и при обобщающем повторении учебного материала для диагностики и устранения пробелов в освоении программы по русскому языку.


Комиссарова Л. Ю.

Дидактический материал (упражнения) к учебнику "Русский язык". 3 класс

Педагогам , Русский язык

Пособие представляет собой сборник упражнений к учебнику "Русский язык" для 3 класса (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина). Последовательность разделов и система упражнений внутри каждого раздела соответствуют содержанию учебника "Русский язык".Предназначается для фронтальной, групповой и индивидуальной работы с детьми в классе, а также для занятий родителей с детьми.


Комиссарова Л. Ю.

Дидактический материал (упражнения) к учебнику "Русский язык" для 2 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной

Педагогам , Русский язык

Пособие представляет собой сборник упражнений к учебнику "Русский язык" для 2 класса серии "Свободный ум". Последовательность разделов и система упражнений внутри каждого раздела полностью соответствуют содержанию учебника "Русский язык".Предназначается для фронтальной, групповой и индивидуальной работы с детьми в классе, а также для занятий родителей с детьми.Учебники "Русский язык" для 1-4 классов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной и "Дидактический материал" к ним Л.Ю.Комиссаровой - составная часть комплекта Образовательной системы "Школа 2100".



Купить

Комиссарова Л. Ю. , Хасянова М. П. , Антонова В. В.

ВПР. Русский язык. 6 класс. 10 вариантов

Школьникам и абитуриентам

Серия «ВПР. Всероссийские проверочные работы» подготовлена разработчиками вариантов для проведения Всероссийских проверочных работ.В сборнике представлены: 10 типовых вариантов проверочной работы по русскому языку в 6-х классах, составленных в соответствии с образцом проверочной работы; инструкция по выполнению работы; ответы и указания по оцениванию; карта индивидуальных достижений, фиксирующая результаты выполнения всех вариантов проверочной работы.Выполнение типовых вариантов предоставляет обучающимся возможность самостоятельно подготовиться к Всероссийским проверочным работам и объективно оценить уровень своей подготовки.Учителя могут использовать издания серии для организации контроля результатов освоения школьниками образовательных программ основного общего образования и интенсивной подготовки обучающихся к Всероссийским проверочным работам.

Научные и учебно-методических работы за последние 5 лет

  1. I . Монографии и коллективные монографии
  2. Комиссарова, Л.Ю. Орфографическая навигация (методика формирования орфографической зоркости у учащихся с опорой на опознавательные признаки орфограмм): [Монография] / Л.Ю.Комиссарова. – М.: Баласс, 2014. – 176 с.
  3. Комиссарова, Л.Ю. Стратегические компоненты модели системы обучения орфографии в непрерывном курсе русского языка // Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка (К юбилею профессора А.Д.Дейкиной): коллективная монография / под науч.ред. Е.А.Рябухиной, В.Д.Янченко. – М.- Пермь: От и До, 2014. – С.187-203.
  4. Комиссарова, Л.Ю. Методическая концепция правописания в динамике развития идей профессора М.Т.Баранова // Научно-методическое наследие М.Т.Баранова: идеи и воплощение (К 90-летию со дня рождения ученого): коллективная монография / под науч.ред. А.Д.Дейкиной, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой; сост. Л.Ю.Комиссарова, А.Ю.Гавриленко. – М.: Баласс, 2014. – С.36 – 44.
  5. Комиссарова, Л.Ю. Методический диалог: идеи ак. А.В.Текучёва об обучении орфографии в новом методическом времени //Идеи А.В.Текучёва в новом методическом времени / Коллективная монография/ Науч.ред. А.Д.Дейкина, редакторы-сост. Л.Ю.Комиссарова, А.Ю.Гавриленко. − М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР.− 2013.− С.27-31.
  6. 5. Комиссарова, Л.Ю. Виды повторения орфографического материала в непрерывном курсе русского языка //Исследовательский поиск в русле методич.исследований (к юбилею проф. Еремеевой А.П.): коллективная монография / под науч.ред. А.Д.Дейкиной, Л.Ю.Комиссаровой; сост. Л.Ю.Комиссарова, А.Ю.Гавриленко..− М: Изд-во МГОУ, 2012. − С.132-138.
  7. Комиссарова, Л.Ю. Сущность словарно-орфографической работы в непрерывном курсе русского языка // Развитие личности учащихся в процессе обучения русскому языку: духовное, интеллектуальное, эмоциональное / Материалы Международной научно-практической конференции (20-21 марта 2014 г.) − монография/ Науч.редактирование и составление д.п.н. проф. А.Д.Дейкина, д.п.н. проф. А.П.Еремеева, к.п.н. доц. О.Ю.Ряузова; сост. – к.п.н. Р.К.Рамазанов. − М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР.− 2014.− С.434-438.
  1. II . Научные статьи, опубликованные в периодических изданиях, включенных в перечень научных изданий ВАК Министерства образования и науки РФ
  2. Комиссарова, Л.Ю. Cовершенствование орфографических умений старшеклассников в непрерывном курсе русского языка /Л.Ю.Комиссарова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. − 2015. − №2. − С.115-128.
  3. Комиссарова, Л.Ю. Содержание и организация словарно-орфографической работы в непрерывном курсе русского языка /Л.Ю.Комиссарова // Начальная школа плюс До и После. − 2014. − №6. − С.84-88.
  4. Комиссарова, Л.Ю. Основные направления преемственности при обучении орфографии в непрерывном курсе русского языка /Л.Ю.Комиссарова // Интернет-журнал «Проблемы современного образования». − 2013.− №1. − С.16-23 ; http//www/pmedu/ru
  5. Комиссарова, Л.Ю. Особенности применения проблемно-диалогической технологии на уроках орфографии в непрерывном курсе русского языка /Л.Ю.Комиссарова // Начальная школа плюс До и После. − 2011. − №11. − С.68-72.
  6. Комиссарова, Л.Ю. Роль графического моделирования в процессе обучения орфографии /Л.Ю.Комиссарова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – №12. – С.60-65.
  7. Комиссарова, Л.Ю. Реализация принципа непрерывности и преемственности образования (На примере курсов русского языка и риторики) / Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, З.И.Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – №11. – С.3-7.
  8. Комиссарова, Л.Ю. М.А.Шелякин. Объяснительный словарь непроверяемых орфограмм русского языка /Л.Ю.Комиссарова // Русский язык в школе. – 2010. − №9 . – С.87- 90.

Ш.Научные статьи, материалы выступлений и докладов, опубликованные в российских периодических изданиях и сборниках

  1. Комиссарова, Л.Ю. Использование орфографических понятий в непрерывном курсе русского языка /Л.Ю.Комиссарова //Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г.Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 года) / Ред. кол.: Л.А.Вербицкая, К.А.Рогова, Т.И.Попова и др.– В 15 т.− Т.10.− СПб.: МАПРЯЛ, 2015. − С.528-532.
  2. Комиссарова, Л.Ю. Особенности работы по правописанию в 10 -11 классах /Л.Ю.Комиссарова // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку: сб. материалов Межрегион. конф.,15–17 декабря 2014 г. / науч. ред. д-р пед. наук, проф. О.А. Скрябина; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань, 2014. – С.48-52.(Общее кол-во -1309 с.)
  3. Комиссарова, Л.Ю. Cпецифика изучения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в непрерывном курсе русского языка /Л.Ю.Комиссарова // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: Материалы IV Конгресса «РОПРЯЛ», проходящего в рамках I Педагогического форума «Русский язык в современной школе» (Сочи, 1-2 ноября 2014 г.) / Редколлегия: К.А.Рогова, Г.М.Васильева, Д.А.Щукина и др.− В 4 т. –Т.3.− СПб.: «РОПРЯЛ», 2014.− С.51-55.

17.Комиссарова, Л.Ю. Активизация видов повторения орфографического материала на современном уроке русского языка /Л.Ю.Комиссарова // Реализация ФГОС НОО: опыт и перспективы: сб.статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Калуга, 03-04 апреля 2014г.) − Калуга: КГУ им.К.Г.Циолковского, 2014. – С.31-34.

  1. Комиссарова, Л.Ю. Основные особенности непрерывного курса русского языка в образовательной системе «Школа 2100» / Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова // Реализация ФГОС дошкольного, начального и основного образования средствами образовательной системы «Школа 2100». Мат-лы межрегиональной научно-практич.конференции, посвященной 20-летию использования в Тюменской обл. учебников ОС «Школа 2100». Часть 1. Непрерывность и преемственность образования – базовый принцип ФГОС. – Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – С.18-21.
  2. Комиссарова, Л.Ю. Обучение орфографии в условиях новых образовательных стандартов /Л.Ю.Комиссарова // Динамика языковых и культурных процессов в современной России / Материалы III Конгресса РОПРЯЛ. – Т.2.- СПб.: Изд. дом «МИРС», 2012.− С.41-45.
  3. Комиссарова, Л.Ю.Возможности графического моделирования как метода обучения орфографии /Л.Ю.Комиссарова // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании: Сб. научных ст. Вып.11. В 2 т. = М.: МГПИ, 2012. – Т.2 – С.124 -128.
  4. Комиссарова, Л.Ю. Использование проблемно-диалогической технологии на уроках орфографии /Л.Ю.Комиссарова //Язык, культура, личность: развитие творческого потенциала уч-ся средствами р.я..-М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР.- 2011.− С.386 – 390.
  5. Комиссарова, Л.Ю. Непрерывность и преемственность в преподавании русского языка и риторики / Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, З.И.Курцева // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. Сб. трудов по мат-лам научно-методич. конференции. – М.: Русская школа, 2010. – С.70-75.
  1. IV . Учебные и учебно-методические пособия, программы

23.Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений в 2-х кн. Кн.1 / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В. Текучева, Н.А.Исаева; под науч.ред.ак.РАО А.А.Леонтьева.- Изд.4-е, перераб.- М.: Баласс, 2013.-256 с. (Переиздание 2014 г.)

  1. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений в 2-х кн. Кн.2 / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В. Текучева, Н.А.Исаева; под науч.ред.ак.РАО А.А.Леонтьева.- Изд.4-е, перераб.- М.: Баласс, 2013.-240 с. (Переиздание 2014 г.) Федеральный перечень до 2014г.
  2. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений в 2-х кн. Кн.1 / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В. Текучева; под науч.ред.ак.РАО А.А.Леонтьева.−Изд. 3-е, испр.− М.: Баласс, 2011.−256 с. (Переиздание 2012 г.). Федеральный перечень.
  3. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений в 2-х кн. Кн.2 / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В. Текучева; под науч.ред.ак.РАО А.А.Леонтьева.- Изд.3-е, испр.− М.: Баласс, 2011.−240 с. (Переиздание 2012 г.). Федеральный перечень.
  4. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений в 2-х кн. Кн.1 / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В. Текучева, Н.А.Исаева – Изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2012.- 224 с. (Переиздание 2013, 2014 г.)
  5. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений в 2-х кн. Кн.2 / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В. Текучева, Н.А.Исаева. – Изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2012.- 144 с. (Переиздание 2013, 2014 г.) Федеральный перечень до 2014 г.
  6. Комиссарова, Л.Ю.Русский язык: Учеб. для 6 класса основной школы / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В. Текучева; под науч.ред. ак. РАО А.А.Леонтьева.− Изд. 2-е, перераб.− М.: Баласс, 2010.− 288 с. (Переиздание 2011г.). Федеральный перечень.
  7. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В. Текучева, Н.А.Исаева. – Изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2013.- 288с. (Переиздание 2014 г.) Федеральный перечень до 2014 г..
  8. Учеб. для 7 класса основной школы / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В. Текучева; под науч.ред. ак. РАО А.А.Леонтьева.- Изд. 2-е, перераб.− М.: Баласс, 2011.- 288с. (Переиздание 2012 г.). Федеральный перечень.
  9. Комиссарова, Л.Ю.Русский язык: Учеб. для 8 класса основной школы / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В. Текучева; под науч.ред. ак. РАО А.А.Леонтьева.- Изд. 2-е, испр.− М.: Баласс, 2010.- 304 с. (Переиздание 2011, 2012, 2013, 2014 гг.) Федеральный перечень до 2014 г.
  10. Комиссарова, Л.Ю.Русский язык: Учеб. для 9 класса основной школы / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Е.С.Барова, Л.Ю.Комиссарова, И.В. Текучева; под науч.ред. ак. РАО А.А.Леонтьева.- М.: Баласс, 2010.- 176 с. Федеральный перечень.
  11. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В. Текучева. − Изд. 2-е, испр.−М.: Баласс, 2011.−176 с. (Переиздание 2012, 2013 г.) Федеральный перечень до 2014 г.
  12. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. 10 кл. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарных уровней / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, З.И.Курцева, О.В.Чиндилова.− Изд.2, дополн.− М.: Баласс, 2013. – 320 с. Федеральный перечень до 2014 г.
  13. 36. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. 10 кл. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарных уровней / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, З.И.Курцева, О.В.Чиндилова.− М.: Баласс, 2010. – 320 с. Федеральный перечень
  14. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. 11кл. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарных уровней / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, З.И.Курцева, О.В.Чиндилова.− Изд.2, перераб.− М.: Баласс, 2013.– 272 с. Федеральный перечень до 2014 г.
  15. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. 11кл. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарных уровней / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, З.И.Курцева, О.В.Чиндилова.− М.: Баласс, 2010.– 272 с. Федеральный перечень.
  16. Комиссарова, Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 2 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной. Пособие для учащихся / Под науч.ред. Е.В.Бунеевой / Л.Ю.Комиссарова. − Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 20010. −128 с. (Переиздание 2011, 2012, 2013, 2014 гг.)
  17. Комиссарова, Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 3 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной. Пособие для учащихся / Под науч.ред. Е.В.Бунеевой / Л.Ю.Комиссарова.−Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2010. − 96 с. (Переиздание 2011, 2012, 2013, 2014 гг.)
  18. Комиссарова, Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучевой. Пособие для учащихся / Л.Ю.Комиссарова. – М.: Баласс, 2010. −144 с.
  19. Комиссарова, Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 4 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной. Пособие для учащихся / Под науч.ред. Е.В.Бунеевой / Л.Ю.Комиссарова.- Изд.2-е, испр. – М.: Баласс, 2010. − 96 с. (Переиздание 2011, 2012, 2013, 2014 гг.)
  20. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации для учителя / Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева, Л.Ю.Комиссарова. – Изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2012. − 432 с.(Переиздание 2014 г.)
  21. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. 6 класс. Методические рекомендации для учителя / Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, Н.А.Исаева.− Изд.3-е, перераб.− М.: Баласс, 2013.−304 с.
  22. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. 9 класс. Методические рекомендации для учителя / Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, Н.А.Исаева. − М.: Баласс, 2014.−160 с.
  23. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов, Л.Ю.Комиссарова, Н.В.Ладыженская.− М.: Просвещение, 2012.− 144с.
  24. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова, Т.М.Ладыженская.− М.: Просвещение, 2012.−159 c.

48.Комиссарова, Л.Ю. Диагностические итоговые работы для оценки качества обучения. Русский язык. Математика. 4 класс. Учебное пособие / Л.Ю.Комиссарова, И.Р.Высоцкий, Т.И.Голенищева-Кутузова, А.В.Семёнов, Н.А.Сопрунова, И.А.Хованская, Д.Э.Шноль, И.В.Ященко; Учебно-издательский Центр «Интерактивная линия», Московский Центр непрерывного математического образования. – М.: Интеллект-Центр, 2014. – 64 с. (С. 4-23)

  1. Комиссарова, Л.Ю. Диагностические итоговые работы для оценки качества обучения. Русский язык. 5-7 классы. Учебное пособие / Л.Ю.Комиссарова, А.Ю.Кузнецов, Т.В.Межина; Учебно-издательский Центр «Интерактивная линия», Московский Центр непрерывного математического образования. – М.: Интеллект-Центр, 2014. – 104 с. (С. 4-15, 46-48, 55-56, 61, 64-75)
  2. Комиссарова, Л.Ю. Тестовые задания для проведения итоговой аттестации: русский яз., матем., история, обществозн.: подготовка к ГИА: 5 класс / Л.Ю.Комиссарова, Ж.В.Афанасьева, В.П.Гейдман и др. ; науч.ред. О.А.Котова.− М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.− С.15-52.
  3. Комиссарова, Л.Ю. Тестовые задания для проведения итоговой аттестации: русский яз., математика, окружающий мир: 4-й класс / Л.Ю.Комиссарова, Ж.В.Афанасьева, В.П.Гейдман, И.В.Ященко и др. ; науч.ред. О.А.Котова. − М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.− С.12-24.
  4. Комиссарова, Л.Ю. Начальная школа: Русский язык. Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников: 4 класс / Л.Ю.Комиссарова.− М.: АСТ: Астрель, 2010. – 64 с.
  5. Комиссарова, Л.Ю. Программа «Русский язык» 5 – 9 классы / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева // Программы учебных предметов (курсов) для основной школы, 5-9 классы / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна.− Изд.2-е, испр.− М.: Баласс, 2014. – С.4-32.

54.Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов, Л.Ю.Комиссарова, Н.В.Ладыженская.− 2-е изд. − М.: Просвещение, 2014.− 144с.

  1. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов, Л.Ю.Комиссарова, Т.М.Ладыженская.− 2-е изд. − М.: Просвещение, 2014.−159 c.
  2. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 кл. Методические рекомендации для учителя / Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, З.И.Курцева. − М: Баласс, 2015.− 64 с.

Русский язык. 4 класс . Упражнения на повторение. Ф. ___________________

Спиши только однокоренные слова, разбери их по составу.

Вода, водить, провод, водянистый.

Снег, снежный, на снегу, снега.

Гора, горелка, загорелый.

Вставь пропущенные буквы.

А) Прим…рение, ро…кий, нак…тался, см…нился, гла…кий, в…днелись, чес…ный, б…лет, ре…кий, выд…ржит, прекрас…ный, отв…чает, к…пус…ный, адр…с, б…рё…ка, у…кий, зам…чает, б…жать, перел…вался, боров…чки, кре…кие, разд…вались, пробр…лась, сп…сительный.

Б) Подн…лась, в…лялись, сер…це, перет…щил, выб…лся, гры…ть, сп…шит, р…внина, д…лёкий, опас…ность, в…черняя, р…сли, р…дами, поз…но, осв…тила, к…залось, стру…ки, уд…вительный, подобр…лась, сколь…кий, зап…хнулся, гл…дел, пок…зались, напр…влялись, ис че…, скр…пят.

В) Добр…лись, окрес…ность, разд…ются, оп…дут, лё…кий, ужас…ный, заб…леют, выгл…нут, прин…сёт, г…лу..ка, хрус…нул, вя…кое, ож…вает, пр…мой, а….етит, наскво…ь, сп…шит, поли…ка, жалос…ливый, блюю…це, …довитый, гр…ч…та, завя…ь, п…щать, п…чен…е, об…ятия.

Г) Ж…лище …жихи, об…щ…ние внуч…т, оруж…е Миш…, пуш…стый Рыж…к, уч…ял добыч…, ш…рокая ш…на, ч…сто кр…ч…ть, уч…ял щ…ку, г…рящ…я св…ч…, п…щ…т зайч…та, прит…щ… к…льч…гу.

Спиши слова в 4 столбика: Ъ, м-ь, р-ь, ь-показатель рода.

В…юга, Ол…га, об…едки, ноч…ю, пер…я, рож…, раз…ехались, об…езд, васил…ки, доч…, нел…зя, камыш…, с…ёжились, лист…я, бол…ной, вещ…, в…ётся, пред…явил, полноч…, скатерт…, помощ…

- Какое слово не вошло ни в один столбик? Почему?

Спиши текст. Определи части речи (сущ., прил., мест., глаг., нар., пр., союз).

На п…лян… ст…яла од…нок…я р…бина. Она т…нулась (к)небу. Зимн…. пич…… ки (с)ярк…м …п…рен…ем (под)л…тали к р…бин… . Сн…гири и с…ницы медл…….о нач…ли кл…вать крупные яг…ды. (На)бел…й скат…рт… снега по…вились первые сл…ды.

«Преврати » глаголы в имена сущ., имена сущ. – в имена прил., а имена прил.- в глаголы.

Бежать, зелень, красный, книга, взглянул, берёза, смешной.

Вставь, где нужно, ь.

Ковш…, суш…, хрящ…, ландыш…, врач…, роскош…, меч…, калач…, плач…, мелоч…, экипаж…, пляж…, чертёж…, дрож…, молодёж…, плющ…, сторож…, стриж…, мыш…, меч…, доч…, шалаш…, ноч…, ёрш…, глуш…, Тиш…, камыш…, плащ…, луч…, лещ…, чертёж…, ключ…, багаж…, гараж…, упряж…, карандаш…, товарищ…, мяч…, обруч…, рож…, дич…, малыш…, помощ…, богач…, реч…, лож…, чиж…, борщ…, теч…, манеж…, трубач…, вещ…, ковш…, бреш…, залеж… .

Вставь пропущенные окончания.

Спать в постельк…, прыгать на постел…, играть на площадк…, стоять на площад…, шел по деревн…, на краю деревн…, на ветк… яблон…, ехал на лошад…, скакал на лошадк…, отдыхал в август…, стоял около избушк…, писал в тетрад… по математик…, жил в город… Казан…, кедры в Сибир…, ехал на трамва…, в алле… у скамейк…, ехал по пустын… на верблюд…, зайчик скучал по морковк…, витамины в морков… .

Подбери к прилагательным сначала синонимы, а потом антонимы.

Соседнее селение - ближнее, далёкое , веселый мальчик - …, …, холодный воздух - …, …, пасмурный день - …, …, огромный дом - …, …, робкий ответ - …, … .

Напиши текст под диктовку.

Я получил письмо от бабушки. Она живет в деревне Московской области. Бабушка пригласила меня с сестричкой на лето в деревню. Мы с удовольствием поехали. У дома расстилалась лужайка. В зелёной травке прыгали кузнечики.

Определи число, лицо, род и падеж местоимений.

Играю с ним (…), думаю о ней, увижусь с тобой, приходил к нему, узнал о нас, посмотрел на него, рассказал о вас, отошел от меня, направился к вам, находился у них, взял у тебя, гулял со мной.

Разбор предложения по членам

Сегодня я разглядывал на снегу следы зверушек. Теплый ветерок ласкает верхушки деревьев. На лесных полянах появились голубые подснежники. По тропинке в лесу бегут хлопотливые муравьи.

Весенний лес просыпается после зимнего сна. На столе стояла чашка с топлёным молоком.

Вставь пропущенные запятые.

А) Потоки воды размывают вершины оврага роют ямы на его дне образуют новые боковые овражки. Они ползут во все стороны прорезают поля подступают к селениям размывают улицы уничтожают дороги подкапываются под дома. Ветер загудел затрещал сорвал крышу сарая и помчался дальше. Вот он снова несётся ломает сучья крутит пыль на дороге подхватывает солому и бросает её через дорогу.

Б) Повсюду встречаются жаворонки зяблики трясогузки зеленушки. В голубом небе проносятся белые чайки пёстрые чибисы. На реках озёрах показались утки. Всё ожило пробудилось. И вдруг налетела буря. Ручьи озёра затянул лёд. Для птиц это настоящим бедствием. Чибисы и чайки полетели на юго-запад, к берегам больших незамерзающих водоёмов.

В) В нашем лесу растут сосна ель береза осина дуб ольха. В лесу мы собираем землянику и ежевику. В лесу растут волки лисицы зайцы и белки. Летом мы часто видим иволгу щегла синицу дятла кукушку сороку чижа.

Г) У белки мягкая шерсть чуткие уши быстрые глаза цепкие лапы. Она очень быстро скачет с ветки на ветку прыгает с вершины дерева на землю и не разбивается. Белка принадлежит к грызунам и питается древесными почками зёрнами орехами семечками еловых и сосновых шишек. Зубки у белки то стираются, то опять подрастают.

Спиши текст без ошибок.

А) Я шол полестной дорошки в диревню. Месность была мне знакома. В чащи леса слышался голосок малиновке. У опушке милькали голубые колаколчики белаи рамашки на высокай ношки. От апушке к деревни тенулась паляна. Заней сенела речька. Около речке послось стадо. (25 ош.)

Б) Была тихая звёзная ноч. В позний вечер за акном шумела буря. Здраствуй, княсь ты мой прекрастный! Что ты тих, как день ненасный? Дуют ветры яросные, гонят лотки парустные. Гром – первый весник весны.

В) Стаят силные марозы. На диревях лижат сниговые шабки. Дятел на сасне стучит сваим кребким клювом. Марос затенул прут литком. Мяхкий белый кавёр пакрыл халодною землю.

Напиши текст под диктовку.

А) Я получил письмо от бабушки. Она живет в деревне Московской области. Бабушка пригласила меня с сестричкой на лето в деревню Каменка. Мы с удовольствием поехали. Возле дома деревни расстилалась лужайка, около неё мелкая речушка Выпрейка. В зелёной травке прыгали кузнечики. Красота!

Вставь, где нужно, непроизносимые согласные.

А) Мраморная лес…ница, гиган…ское дерево, искус..ная поделка, ужас...ное зрелище, безжалос…ный хищник, влас…ный голос, древес…ный жук, добросовес…ная работа, громко свис…нул.

Б) Доброе сер…це, бессовес…ный обманщик, доблес…ный солдат, небес…ная синь, звёз…ная ночь, поверхнос…ные знания, поз…ний вечер, громоз…кий чемодан, ярос…ный крик.

В) Весёлый праз…ник, радос…ное чу…ство, прелес…ные цветы, извес…ный писатель, вкус…ный обед, сахарный трос…ник, капус…ные листья, опас…ный путь, ус…ный ответ.

Вставь, где нужно, ь.

Знания ценят…ся в голове, а не на словах. Умел ошибит…ся, умей и поправит…ся. Волков боят…ся, в лес не ходить. С умным знат…ся – ума набрат…ся. Счастье не в воздухе вьёт…ся, а руками достаёт…ся.