Фразеологизмы с числительными. Семь пятниц на неделе

Московские слова, словечки и крылатые выражения Муравьев Владимир Брониславович

Семь пятниц на неделе

Семь пятниц на неделе

Это выражение переносит нас из древней приказной Москвы, Москвы дьяков и подьячих, в Москву департаментов, секретарей, столоначальников, то есть в XIX век.

С. В. Максимов в книге «Крылатые слова», вышедшей впервые в 1890 году, уже дал то толкование поговорке про семь пятниц на неделе, которое бытует и сейчас. «Роковое мистическое число семь, примененное к одному из дней недели, - пишет С. В. Максимов, - обращается в справедливый упрек тем общественным деятелям, на которых ни в каком случае нельзя полагаться и им доверять. Это люди, давая обещания твердые и надежные, по-видимому, не исполняют их… виляют и обманывают, отлагая со дня на день на все семь дней недели».

Правда, затем он, отклоняясь от прямого истолкования происхождения этого выражения, переходит к рассказу о том, что на Руси с языческих времен пятница считалась праздничным днем.

Один из рецензентов поправил Максимова: «…Потому семь пятниц на неделе, что некогда в Москве на Красной площади вдоль Кремлевской стены стояло пятнадцать церквей и между ними большинство Пятницких», то есть во имя Параскевы Пятницы. Максимов возражал: «…Как могло уместиться столько зданий, хотя бы и малого размера, на таком сравнительно небольшом пространстве?»

Полемика увела от сути дела, и поскольку Максимов, в общем, ясного и определенного толкования выражения не дал, то версия про церкви на Красной площади получила широкое распространение.

Новейший толковый словарь (Шанский Н. М. и др. Опыт этимологического словаря русской фразеологии. М., «Русский язык», 1987) дает выражению «Семь пятниц на неделе» такое толкование: «О том, кто часто меняет свои решения, мнения. Собств. русск. Примерно с XVIII в. В пятницу, которая была свободным от работы днем, в базарный день, устраивались всякие сделки (прежде всего торговые), заключались они обычно в присутствии свидетелей, нанимаемых за определенную плату. Если нужно было расторгнуть договор, зарегистрировать его выполнение и т. п., то это делалось опять-таки в пятницу, в присутствии тех же свидетелей. Свидетели, желая получить выгоду, часто торопили события, не дожидаясь пятницы». На наш взгляд, объяснение неубедительное, поскольку свидетели никогда не влияли да и не могли влиять на сделки, тем более свидетели, «нанимаемые за определенную плату».

Однако имеется возможность восстановить биографию выражения «Семь пятниц на неделе». Именно биографию, потому что оно не пребывало неизменным с момента своего возникновения, а изменяло свое значение с течением времени.

Пятница - особо важный день в христианской религии: в пятницу был казнен Христос. В дальнейшем в народных воззрениях на пятницу соединились самые различные языческие, бытовые и социальные обычаи, суеверия и предрассудки, выразившиеся в запрете работать в этот день. А раз можно не работать, значит, пятница - праздник, что и отразилось в пословице, помещенной в «Толковом словаре» В. И. Даля: «Семь пятниц (семь праздников) на неделе».

Главное влияние на запрещение работать в пятницу («Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться», «Кто в пятницу прядет, святым родителям кострыкой глаза запорашивает». В. И. Даль) во времена крепостного права имели не религиозные праздники, приходившиеся на пятницу, а социальные условия. Царскими указами помещикам запрещалось занимать крепостных крестьян барскими работами только в субботу и воскресенье. Поэтому только в эти дни мужик мог работать на себя.

Помните, у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву»:

«- Бог в помощь, - сказал я, подошед к пахарю, который, не останавливаясь, доканчивал зачатую борозду. - Бог в помощь, - повторил я.

Спасибо, барин, - говорил мне пахарь, отряхая сошник и перенося соху на новую борозду.

Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?

Нет, барин, я прямым крестом крещусь, - сказал он.

Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенью не спускаешь, да еще и в самый жар?

В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину…

Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?

Не одни праздники, и ночь наша».

И вот поскольку из своих дней мужику для отдыха было выкроить нечего, то оставался единственный выход: посягнуть на барщинные. Вот откуда родилась и укрепилась поговорка про пятничные праздники.

А та поговорка, про которую говорит Максимов и которая заключает в себе совсем иной смысл, гораздо моложе и обязана своим происхождением другим причинам и другой среде. Она, можно сказать, однофамилица праздничной.

Все современники свидетельствуют, что московские бюрократические учреждения XIX века в отличие от петербургских сохраняли патриархальные черты: в них главенствовали не законы и правила, а воля начальства и обычай. Московские чиновники в пятницу работали рассеянно, занятые мыслями не о делах, а о предстоящих днях отдыха. Пятница из всех присутственных, то есть рабочих, дней недели была их любимым днем.

Отец драматурга А. Н. Островского, чиновник, писал в 1822 году своему приятелю: «У нас весь год состоит из пятниц; для них все хлопоты и занятия; и они ж так скоро бежат, одна за другой».

И в творчестве самого Островского имеется упоминание о пятнице в том же смысле. В «Очерках Замоскворечья» читаем: «А у меня вечеринка была; то есть не то чтобы бал какой, а так, по случаю пятницы: завтра, дескать, суббота - день неприсутственный; так можно и… таво… то есть ничтоже сумняшеся». И к этой фразе Островский еще дает авторское примечание: «Пятница очень уважается у чиновников по вышеописанной причине».

Можно представить, каково было отношение чиновников к просителям в пятницу и какова цена обещаниям, данным только для того, чтобы отделаться от докучливого посетителя. Эти обещания забывались тотчас же, и при новом обращении просителя решение чиновника, естественно, не имело ничего общего с прежним. Просители прекрасно знали это, свидетельством чего и является поговорка.

В 1826 году П. А. Вяземский написал стихотворение «Семь пятниц на неделе», о котором А. С. Пушкин тогда же в письме к автору писал: «„Семь пятниц“ - лучший твой водевиль».

В этом стихотворении Вяземский отмечал и поверье, что пятница - несчастливый день: «„День черный - пятница!“ - кричит нам суевер», и заключающийся в этом выражении смысл:

«Женюсь! Нет, путь женатых скользк.

Подам в отставку! Нет, ни слова!

В Париж поеду! Нет, в Тобольск!

Прочту Сенеку! Нет, Графова!» -

Так завсегда по колесу

Вертятся мысли в пустомеле,

Вот что зовется - на часу

Иметь семь пятниц на неделе.

О неверности «пятничных» обещаний, знаменитых «завтраков» - главного приема в отношениях с посетителями и нашей современной бюрократии - Вяземский также пишет в стихотворении:

У должников и знатных бар

Дню ныне - завтра не наместник:

День завтра часто очень стар,

И не упомнишь, чей ровесник;

Он день отменный, и сравню

Его я с первым днем в апреле:

Кто верит завтрашнему дню,

Тот знай семь пятниц на неделе.

Можно приблизительно определить время, когда поговорка «Семь пятниц на неделе» обрела современный смысл. В. И. Даль знает только прежнее - праздничное - значение поговорки, а С. В. Максимов - только новое, значит, это произошло около 1860–1870-х годов.

В современном нашем понимании, по сравнению с максимовскими временами, поговорка получила более расширительное значение, как и полагается «крылатому слову». Ныне о каждом человеке, не исполняющем своих обещаний, меняющем свои решения, говорят, что у него «семь пятниц на неделе».

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Семь мудрецов На стенах дельфийского храма было написано семь коротких изречений - уроков жизненной мудрости. Они гласили: «Познай себя самого»; «Ничего сверх меры»; «Мера - важнее всего»; «Всему свое время»; «Главное в жизни - конец»; «В многолюдстве нет добра»;

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Семь врат Вот как дальше описывает храм кафиров Робертсон. Передний фасад этого храма имел семь ворот. Каждые из этих ворот были снабжены небольшой калиткой. Однако все семь врат открывались крайне редко. Очевидно, это происходило по большим праздникам или в случае войны,

Из книги Неизвестная война. Тайная история США автора Бушков Александр

1. Семь пар нечистых Поскольку эта глава, в общем, не только об «идейных» чужеземцах, оказавшихся участниками Гражданской, а обо всех иностранцах, вовлеченных в войну, то начать следует с народа совершенно безыдейного.С наемников. Об этом как-то подзабылось, но

Из книги Почти серьезно автора Никулин Юрий Владимирович

СЕМЬ ДОЛГИХ ЛЕТ Многие люда пережили трагедию, но не о каждом писал ее Софокл. Станислав Ежи Лец Почти семь лет я не снимал с себя гимнастерку, сапоги и солдатскую шинель. И об этих годах собираюсь рассказать. О моей действительной службе в армии, о двух войнах, которые

Из книги Самодержец пустыни [Издание 2010 г.] автора Юзефович Леонид

Семь голосов 1Спустя полтора десятка лет после того, как Унгерн был расстрелян, в китайском Калгане во Внутренней Монголии одиноким стариком в нищете доживал век Дмитрий Петрович Першин, уроженец Даурии, известный в прошлом журналист, публиковавшийся под псевдонимом

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Семь царей Традиция неизменно говорит о семи римских царях, всегда называя их одними и теми же именами и в одном и том же порядке: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Московские высотки. «Семь сестёр», «семь сталинских высоток» Их семь – высотных зданий, построенных в Москве в конце 40-начале 50–х годов ХХ века. Их называют в народе «семь сестёр», или «сталинские высотки».Некоторые специалисты считают, что архитектурным прообразом Базлов Григорий Николаевич

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Семь божеств и семь творений Именно идея о «семи божествах» и стала главным новшеством учения Зороастра, хотя их основой были старые представления о происхождении мира. Сначала, как полагал Зороастр, Ахура-Мазда сотворил при помощи Святого Духа (Спэнта-Маинйу) шесть

Из книги Приживется ли демократия в России автора Ясин Евгений Григорьевич

Семь свойств Каков наш национальный характер? Т. Заславская выделяет следующие основные его черты:1) сакральное восприятие власти и государства. Установка на сильное государство, способное поддерживать общественный порядок даже суровыми методами: «с нами иначе

Из книги Легенды и мифы России автора Максимов Сергей Васильевич

XLI. ДВЕНАДЦАТЬ ПЯТНИЦ Среди захолустных обывателей и доныне пользуется большой популярностью так называемая рукописная духовная литература. Правда, духовенство всеми мерами старается изъять из обращения эти остатки старины, но благочестиво настроенные мещанки,

Из книги Приватизация по Чубайсу. Ваучерная афера. Расстрел парламента автора Полозков Сергей Алексеевич

Семь претендентов Я не оговорился, именно кандидатом в кандидаты, так как по закону о выборах депутатов СССР выдвижение от коллектива еще не означало, что моя фамилия автоматом попадает в бюллетени для голосования. Необходимо было еще пройти через сито окружного

"В свое время кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева". Фото с сайта liveinternet.ru Почему мы так говорим? Фразеологизмы

Бить баклуши

Значение: Бездельничать, заниматься пустым делом.

Происхождение: В свое время кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу . Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить ».

Семь пятниц на неделе

Значение: О человеке, который легко меняет свои решения, намерения и т. д.

Происхождение: Пятница некогда была свободным от работы, а потому базарным днём. Долгое время она была и днём исполнения различных торговых обязательств. В пятницу получали деньги и давали обещание привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу получали товар и обещали в следующую пятницу отдать за него деньги. О нарушающих эти обещания и говорили, что у них семь пятниц но неделе. Позже этот фразеологизм стали применять к людям, часто меняющим свои решения.

Без сучка, без задоринки

Значение: Хорошо, безукоризненно, без затруднений, без помех.

Происхождение: Из речи столяров и плотников. Первоначально о древесине, досках высокого качества и о тщательной обработке древесины. Задоринка - шероховатость, зацепина на поверхности гладко выструганной доски. Буквально - без каких-либо изъянов.

Лодыря гонять

Значение: Бездельничать, ничего не делать.

Происхождение: Оборот возник в первой четверти XIX века и восходит к имени врача - немца Лодера, жившего в Москве и, в частности, рекомендовавшего своим больным быструю ходьбу. В глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпрепровождением.

Играть в бирюльки

Значение: Заниматься пустяками, ерундой.

Происхождение: Была такая игра – Бирюльки. Перед вами лежит кучка крошечных вещичек: рюмочек, молоточков, сердечек - бирюлек , - нагроможденных в беспорядке. Требуется маленьким крючком вытаскивать из груды одну бирюльку

за другой так» чтобы остальные не потревожить.

Разводить антимонии

Значение: Болтать, вести пустые разговоры

Происхождение: От латинского названия сурьмы – antimonium , которую использовали в качестве лекарственного и косметического средства, предварительно ее растерев, а затем растворив. Сурьма плохо растворяется, поэтому процесс был очень долгим и трудоемким. И, пока она растворялась, фармацевты вели бесконечные разговоры.

Тертый калач

Значение: Так называют опытного человека, которого трудно провести

Происхождение: был раньше сорт хлеба – «тертый калач ». Тесто для него очень долго мяли, месили, терли, отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица: «Не терт, не мят, не будет калач». То есть, испытания и беды учат человека. Фразеологизм и пошел от пословицы, а не от названия хлеба.

Тянуть канитель

Значение: Медлить, затягивать какое-либо дело, говорить однообразно и нудно.

Происхождение: Канитель – тончайшая золотая, серебряная или медная нить, которой вышивали галуны, аксельбанты и прочие украшения офицерских мундиров, а также ризы священников и просто богатые костюмы. Ее изготавливали кустарным способом, раскаляя металл и осторожно вытягивая клещами тонкую проволоку. Процесс этот был чрезвычайно длительным, медленным и кропотливым, так что, со временем, выражение «тянуть канитель» стало относиться ко всякому затяжному и однообразному делу или разговору.


Интеллигентские- относящийся к интеллигенту, к интеллигенции, принадлежащий им, свойственный им (чаще о свойствах старой, буржуазной интеллигенции).Интеллигентская слабость.

Интеллигентные - Образованный, культурный; свойственный, присущий интеллигенту, интеллигенции.Интеллигентная внешность.

Туристический - связано по смыслу с существительным туризм и значит "относящийся к туризму". Туристическое бюро.

Туристский- относящийся к туристу (туристам). Туристская палатка.

Болотистый- изобилующий болотами, заболоченный; топкий, как болото. Болотистая внешность.

Болотный- относящийся к болоту, свойственный ему; предназначенный для работ на болоте, передвижения по болоту. Болотная вода

Экономный - бережливо расходующий что-либо, соблюдающий экономию.Экономная хозяйка.

Экономический- относящийся к экономике, хозяйственный. Экономическая деятельность

Человечный -достойный звания человека, отзывчивый, гуманный. Человечный подход

Человечий- относящийся к человеку, принадлежащий, свойственный ему. Человечий род

Обличие - лицо, наружность. Странное обличие.

Обличение - порицание, разоблачение. яростное обличение порока

Существо- предмет индивидуализированный и обладающий душою. Живое существо.

Сущность - философское постоянное основное свойство вещи, без которого она немыслима; атрибут субстанции. Сущность индивида.

Проблемный-заключающий в себе проблему, посвященный исследованию, разрешению какой-нибудь проблемы. Проблемная статья.

Проблематичный -предположительный, тольковероятный, неокончательный, остающийся еще проблемой. Проблематичное объяснение.

Удачный–успешный. Удачный день.

Удачливый- счастливый; тот, кому везет. Удачливый делец;

Задание 5. Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение

Как говорят:

1) о том, кто часто меняет свои решения –у него семь пятниц на неделе;

2) о том, кто часто бездельничает – он бьет баклуши/ плюет в потолок;

3) о человеке, который пришел не вовремя, некстати – явился, как черт из табакерки/нелегкая принесла;

4) о кротком, безобидном человеке – он и мухи не обидит/тише воды, ниже травы;

5) о человеке высокого роста – как верста коломенская/как каланча пожарная;

6) о болтливом человеке – у него язык без костей/раскудахтался, как курица;

7) о бесследном исчезновении кого-либо - канул в лету/как под землю провалился;

8) о положении, когда опасность грозит со всех сторон – попасть между молотом и наковальней/из огня да в полымя;

9) о чувстве большой неловкости, стыда – готов сквозь землю провалиться;

10) об очень дальних родственниках – седьмая вода на киселе;

11) о бесшабашном человеке –без царя в голове;

12) о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо – как в авгиевых конюшнях/вавилонское столпотворение;

13) о том, кто не знает чего-либо, всем известного –дубина стоеросовая\ни аза в глаза не знать;


Грамматика

Задание 1. Определите род существительного

1. Женский род:

Иваси, колибри, авеню, салями, цеце, плащ-палатка, «Юманите»,

2. Мужской род:

Кофе, тюль, атташе, ВУЗ, кенгуру, колибри, толь, рефери, МИД, шампунь, сулугуни, шимпанзе, пемоксоль, Хоккайдо.

3. Средний род:

Повидло, ООН, коммюнике, меню, купе, пенни, реле, сабо, танго, эскимо.

4. Множественное число

Задание 2. Запишите имена существительные в форме множественного числа

1. Заводские (корпус) –корпуса;

2. Опытные (штурман) –штурманы;

3. Морские (порт) –порты;

4. Молодые (инженер) –инженеры;

5. Опытные (бухгалтер) –бухгалтеры;

6. Дорожные (инспектор) –инспекторы;


Задание 3. Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Запишите полученный вариант. Нет (петля) –нет петли

1. Пачка (макароны) –нет пачки макарон;

2. Группа (грузины) –нет группы грузин;

3. Пять (кочерга) –нет пяти кочерег;

4. Килограмм (мандарины) –нет килограммов мандаринов;

5. Порция (оладья) –нет порций оладий;

Амбивалентность, фрустрация, ригидность — если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов. Катя Шпачук объясняет все доступно и понятно, а помогают ей в этом наглядные гифки.

1. Фрустрация

Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нехотенья. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается.

Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют сили человека для борьбы с новым вызовом.

2. Прокрастинация

— Так, с завтрашнего дня сажусь на диету! Не, лучше с понедельника.

— Доделаю потом, когда настроение будет. Время еще есть.

— А…, напишу завтра. Никуда не денется.

Знакомо? Это прокрастинация, то есть, откладывание дел на потом.

Мучительное состояние, когда надо и не хочется.

Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы.

По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.

3. Интроспекция

Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы. Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу.

Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.

4. Бихевиоризм

Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты — короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.

Основатель метода американец Джон Уотсон предполагал, что с помощью тщательного наблюдения, можно предугадать, изменить или сформировать должное поведение.

Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий.

В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психично устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму. Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. В студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью. Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.

5. Амбивалентность

С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное. Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении.

По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.

6. Инсайт

В переводе с английского «insight» — это проницательность, способность проникновения в суть, озарение, внезапное нахождение решения и тд.

Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.

7. Ригидность

В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и тд.

Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников. Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность. Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.

8. Конформизм и нон-конформизм

«Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства - время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм — ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других.

Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.

Конформист человек, который меняет свое мнение, убеждения, установки, в пользу общества, в котором находится.

Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.

9. Катарсис

С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное. Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге до потери близкого человека. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать. Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.

10. Эмпатия

Переживаете ли вы вместе с человеком, который рассказывает вам свою историю? Проживаете ли ее вместе с ним? Поддерживаете ли эмоционально человека, которого слушаете? Тогда, вы – эмпат.

Эмпатия – понимание чувств людей, готовность оказать поддержку.

Это когда человек ставит себя на место другого, понимает и проживает его историю, но, тем не менее, оставаясь при своем рассудке. Эмпатия – процесс чувствующий и отзывчивый, где-то эмоциональный.

Цель урока: дать понятие о фразеологизмах - устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. Научить умению употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф.
Подобное же мы видим в жизни слов. Живут- поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

Вот символ фразеологизма (слившегося из деталей в букву Ф ):

ВОДА НЕ РАЗЛИТЬ = ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЁШЬ

Например, существуют слова:

вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь;

как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться.

Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов. Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота.
Висеть на волоске - никто не висит, да и волоска не видно.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.
Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями («много снега – много хлеба»); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями («пусто, словно Мамай прошёл»); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений («страшнее кошки зверя нет»).
Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.

ИЗ АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ И БИБЛЕЙСКИХ ПРЕДАНИЙ

В а в и л о н с к о е с т о л п о т в о р е н и е

По библейскому преданию, жители Вавилона вознамерились добраться до небес и с этой целью начали строить высокую башню. Разгневанный бог смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга, и наступил хаос.
Употребляется выражение в значении: суматоха, бестолковщина, беспорядок, неорганизованность.

Г о м е р и ч е с к и й х о х о т

Гомер – легендарный древнегреческий поэт. Его считают автором поэм «Илиада» и «Одиссея». Герои его поэм – боги – наделены необычайными качествами. Они сильны, мужественны, находчивы, обладают мощными голосами. Смех их подобен раскатам грома.
Выражение «ГОМЕРИЧЕСКИЙ ХОХОТ» употребляется в значении: неудержимый, громкий смех; эпитет «гомерический» ещё и в значении: обильный, огромный.

Л а в р о в ы й в е н о к. Л а в р ы п о ж и н а т ь. Л а у р е а т

Вот сколько различных выражений обязано своим существованием скромному деревцу, листья которого хозяйки преспокойно кладут в кастрюльку «для вкуса».

У греков был миф: не желая стать женой бога Аполлона, нимфа Дафна, убегая от него, превратилась в лавровое дерево. С тех пор вечнозелёное растение стало деревом Аполлона, покровителя поэзии и искусств. Ветвями лавра и лавровыми венками стали увенчивать победителей сначала на поэтических, музыкальных, а потом и спортивных состязаниях. Затем те же почести стали воздавать и за военные подвиги.
«Пожинать лавры» стало значить: пользоваться плодами завоёванного успеха.

(АВГИЕВЫ КОНЮШНИ, АХИЛЛЕСОВА ПЯТА, ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП, ГАННИБАЛОВА КЛЯТВА, ГЕРКУЛЕСОВ ТРУД, ДАМОКЛОВ МЕЧ, ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ, КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ, ПАНИЧЕСКИЙ СТРАХ, ЯБЛОКО РАЗДОРА, ЭЗОПОВ ЯЗЫК И ДР. см. в книге «Русский язык. Учимся играя» В.Волина, Екатеринбург, ТОО «Издательство АРГО», 1996 г.)

II. Лексические задания.

1.Фразеологический зверинец.

а) вместо точек вставьте названия животных.

Голоден как … Надут как …
Хитёр как … Нем как …
Труслив как … Грязный как …
Здоров как … Упрям как …
Изворотлив как … Болтлив как …
Колючий как …

(Ответ: волк, лиса, заяц, бык, уж, ёж, индюк, рыба, свинья, осёл, сорока.);

б) назовите фразеологизмы, связанные с конём, лошадью, медведем, белкой, вороной, гусём, свиньёй, курицей.

(Ответ: не в коня корм; работать как лошадь; медвежья услуга; вертеться как белка в колесе; ворон считать; гусь свинье не товарищ; свинья всегда грязь найдёт; денег куры не клюют).

в) прочитайте рассказ про мальчика Бобу. Запомните и запишите в тетради фразеологические обороты. (см. книгу «Русский язык Учимся играя» В.Волина стр.471). (Приложение № 1 .)

2. Соревнование «Кто больше?»

(Класс разбивается на 3 группы, каждая группа на листке бумаги должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога.)

Ответ:

Язык (язык без костей, тянуть за язык, язык проглотить, язык не поворачивается, язык до Киева доведёт, острый на язык, злые языки, найти общий язык, держать язык за зубами, не сходить с языка.)

Глаз (мозолить глаза, говорить в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, как бельмо в глазу, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз, открыть глаза, смотреть чужими глазами.)

Нос (задирать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, не видеть дальше собственного носа, вешать нос, зарубить на носу, держать нос по ветру, встретиться нос к носу.)

3. Вспомните фразеологические обороты со словом рука. Объясните, как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.

Валится из рук (не клеится, не работается); взять голыми руками (легко сделать); дать по рукам (наказать, отучить); из рук в руки (непосредственно); не покладая рук (неустанно); из рук вон плохо (очень плохо); лёгкая рука; умывать руки; взять себя в руки; дать руку на отсечение; как без рук; мастер на все руки; прибрать к рукам; сидеть сложа руки.

4. Загадки – шутки.

а) Есть ли ноги у газеты, книги?
б) В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения?
в) Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели?

(Ответы: а) наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (газету) вверх ногами; б) ясно как дважды два четыре; в) их можно… согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)

5. Что это?

а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего- то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.
в) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

(Ответы: Нос. Уши. Ветер.)

6. Как об этом говорят?

Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

О том, кто часто меняет свои решения.
О человеке, которого трудно заставить поверить чему – либо, убедить в чём- нибудь.
О кротком и безобидном человеке.
Об излишней вежливости.
О болтливом человеке.
О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

(Ответы: У него семь пятниц на неделе. Фома неверующий. Мухи не обидит. Китайские церемонии. У него язык без костей. Между двух огней.)

7. В три колонки.

Укажите сначала фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать» и, наконец, со значением «быстро». Выпишите их в три колонки.

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

8. Вместо фразеологизмов – синонимы.

Замените фразеологические обороты словами – синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчёлся; куры не клюют; кожа да кости.

(Ответы: медленно; близко; грустить; мало; много; худой.)

9. « Ни – ни!»

Подберите 5 устойчивых словосочетаний с повторяющимися словами «ни…ни».

(Ответ: ни два ни полтора; ни кола ни двора; ни свет ни заря; ни много ни мало; ни дать ни взять.)

10. Рисунки – подсказки. (Стр.475, книга «Русский язык Учимся играя», В.Волина, г.Екатеринбург, ТОО «Издательство АРГО», 1996 г.) (За приложением № 2 обратитесь к автору).

III. Итоги урока.

IV. Домашнее задание:

  1. Подобрать 3–4 статьи из фразеологического словаря и из словаря «Крылатые слова», объясняющие значения выбранных фразеологизмов или крылатых слов (выражений);
  2. Сделать свои рисунки к фразеологизмам, которые выбрали из словаря.