Есть нулевое окончание в слове сквозь. Два окончания в слове. Виды слов с нулевыми окончаниями

Вызывает много вопросов у тех, кто изучает теорию русского языка, будь то русские школьники или иностранцы. Трудности возникают, во-первых, тогда, когда нужно отличить слова без флексии (без окончания) от слов с нулевой флексией (нулевым окончанием).

Главный критерий

В общем, основной критерий различения формулируется просто: слова с нулевым окончанием - это изменяемые слова, а слова без окончания - неизменяемые. Однако такая формулировка проста только для тех, кто хорошо знает, какие именно слова изменяются, а какие нет. Именно в этом и заключается «коварство» этого вопроса: прежде чем разобраться с тем, что такое нулевое окончание, нужно понять, что такое грамматическое изменение, слова каких частей речи изменяются, а каких - нет, что такое окончание, в отличие от всех остальных частей слова (морфем).

Если слова не приспосабливать друг к другу

Только малыши, начинающие говорить, не стараются приспособить слова друг к другу. Они или хитро избегают этой необходимости, «изобретая» такие слова, которые не нуждаются в приспособлении, или составляют «неправильные» с точки зрения взрослых предложения.

Например, русский малыш может говорить: «Мама баи» («Мама спит»), «Машинка тю-тю» («Машинка уехала», «Машинки нет», «Машинка пропала»), «Киса бах» («Киса упала»). Слова «баи», «тю-тю», «бах» не только не имеют возможности как-то измениться, но и не нуждаются в этом. Они могут с равным успехом сочетаться с существительными разного рода и числа: «Дед баи», «Машинки тю-тю», «Котик бах». Предложения с такими словами не выглядят «неправильными», а воспринимаются как «детские».

В других случаях малыши говорят «неправильно», и эта неправильность очень хорошо ощущается взрослыми именно как искажение взрослого языка. Это могут быть личные формы глагола, употребленные неправильно: «Машинки спит» ("Машинки спят"), либо инфинитив, употребленный вместо личной формы глагола: «Машинки спать» ("Машинки спят"), «Вова спать» ("Вова спит").

Изменяемые и неизменяемые слова в детской речи

Как видим, в первом случае предложение не воспринимается как неправильное, так как выбранный глагол не подразумевает своего приспособления к другим словам. Это как бы глагол с универсальной, подходящей для всех единой формой (бах, тю-тю, баи). Это неизменяемые слова, в их составе нет такой части, которая, меняясь, приспосабливала бы глагол к разным существительным.

Во втором случае такой универсальной правильной формы у глагола нет. Каждый раз сочетаясь с существительными разного рода и числа, глагол должен как-то измениться, чтобы получилось правильное словосочетание. У глагола есть для этого возможности, так как у него есть окончание: меняясь, оно меняет форму глагола.

Изменяемые и неизменяемые слова во «взрослом» языке

В общем-то, во «взрослом» языке все обстоит приблизительно так же. Одна часть слов, имея окончания, подразумевает свое изменение, чтобы приспосабливаться к другим словам, а другая часть, не имея окончания, не может изменяться, а сочетаясь с другими словами, остается неизменной.

Например, прилагательное «симпатичный» имеет окончание, которое, меняясь, меняет и форму слова, позволяя ему повторять форму имени существительного: «симпатичная девушка», «симпатичный слоненок», «симпатичные отношения», «симпатичных лиц», «симпатичными людьми» и т. д. Среди таких могут быть и слова с нулевым окончанием. Примеры проще всего найти среди существительных мужского рода единственного числа: «дом», «сад», ключ».

А наречие «далеко», напротив, не подразумевает никаких изменений и, образуя словосочетание с глаголами, никак не меняется: «далеко ушла», «далеко выскочил», «далеко убежали», «далеко уйду» и т. д.

Окончания и формы слов

О форме слова принято говорить только тогда, когда оно может ее менять, то есть когда у него есть окончание. У имени прилагательного «симпатичный» ровно столько форм, сколько окончаний. А у наречия «далеко» нет ни окончания, ни форм.

Формы слова, которое изменяется, принято называть словоформами. Все они для одного и того же слова называются парадигмой словоизменения. Это одно и то же слово, но представленное во всем богатстве своих форм, каждая из которых отличается друг от друга грамматическим значением. Например, у словоформы «симпатичный» такое грамматическое значение: именительный падеж, А словоформы «симпатичными» следующее грамматическое значение: творительный падеж, множественное число. Слова, имеющие нулевое окончание, заведомо являются словоформами, так как любое окончание, в том числе нулевое, призвано образовывать словоформу.

Окончания и грамматическое значение

Формально (зрительно и на слух) эти словоформы отличаются друг от друга именно окончаниями, и именно окончания дают или отбирают у слова то или иное грамматическое значение.

Так, если говорить об окончании «ый» слова «симатичный», то именно оно имеет все перечисленные грамматические значения (как приставка «от» в слове «отбежать» имеет значение «удаления»).

Каждое окончание имеет свое грамматическое значение и может его сообщить словоформе. Однако, разумеется, на это есть жесткие ограничения. Например, окончание «ыми» не может дать значение «творительный падеж, множественное число» существительному «собака», так как у него совсем другая парадигма окончаний.

То же можно сказать про слова с нулевым окончанием. Примеры: нулевое окончания слова «ночь» имеет значение «именительный падеж, единственное число».

Нет звуков, но есть окончание

Если слово изменяемое, значит, у него обязательно есть окончание, абсолютно во всех формах. И неважно, выражено это окончание звуками (буквами) или нет. В большом количестве случаев окончание представлено, как принято говорить, «нулем звука»: после основы нет звуков, однако это не значит, что нет окончания.

Например, в слове «пёс» за корнем не следует никакого звука, однако окончание у этого слова как у изменяемой части речи есть, именно такое окончание называется «нулевым»: пёсØ.

Значение этой словоформы - именительный падеж, единственное число существительного, имеющего мужской род. Нулевое окончание легко «почувствовать», если понять, что именно из-за того, что на месте окончания в данном случае «ноль звука», слово воспринимается как имеющее именно это грамматическое значение. Значит, «ноль звука» здесь имеет значение «именительный падеж, единственное число» существительного мужского рода.

Важно понимать, что нулевое окончание имен существительных омонимично нулевому окончанию глаголов, так как эти два окончания имеют совершенно разные значения и образуют разные словоформы.

Значимое отсутствие

Таким образом, такое отсутствие нельзя назвать отсутствием в собственном смысле слова. Отсутствует окончание у наречия «славно», деепричастия «заевшись», предлога «в», частицы «не». У слова «пёс» окончание не отсутствует, а представлено «нулем звука». А нулевые окончания глаголов образуют форму прошедшего времени единственного числа (нес, вез, мыл), и нельзя говорить, что у этих слов нет окончания.

Само по себе отсутствие здесь является значимым, знаковым. Это можно сравнить с массой чисто бытовых случаев. Например, мы часто договариваемся друг с другом: «Если будет что-то не так, я перезвоню. А если я не позвоню, значит, все в порядке, все идет по плану».

Так же и здесь: если у слова «пёс» окончание представлено «нулем звука», значит, его форма - именительный падеж, единственное число.

Как не спутать «значимое» отсутствие с обычным

Договорившись о том, что, если все в порядке и все идет по плану, нам не перезвонят, мы в назначенное время часто начинаем беспокоиться: а вдруг отсутствие звонка - это не знак того, что все в порядке, а наш партнер просто не может позвонить?

Приблизительно поэтому же часто возникает путаница и с тем, как отличить нулевое окончание от его отсутствия. Как уже говорилось в самом начале статьи, самый главный критерий простой: слова с нулевым окончанием изменяются, а без них - нет.

Чтобы понять, что перед нами: нулевое окончание (значимое отсутствие) или его отсутствие, нужно попытаться изменить слово: «пес» - «пса», «псом». Во-первых, слово изменяется, что само по себе уже показатель того, что у него есть окончание. Во-вторых, на месте нулевого появились другие окончания, составляющие парадигму окончаний этого слова.

При этом важно внимательно относиться к изменению: нужно изменять именно то же самое слово (то есть менять только грамматическое значение), а не образовывать новые. Так, прилагательное «удобная» - это не форма наречия «удобно». При изменении формы слова его часть речи, разумеется, должна оставаться такой же.

Неизменяемые слова

Для уверенности в том, что перед вами - нулевое окончание или его отсутствие, очень важно ориентироваться в том, слова каких частей речи - неизменяемые.

К неизменяемым словам относятся следующие:

  • Наречия (наречие - это неизменная часть речи, поэтому нельзя говорить, что у наречия есть нулевое окончание). Примеры: устало, удобно, вмиг, радостно, прекрасно, плохо, грустно, около, далеко. Обратите внимание, что наречия далеко не всегда заканчиваются на «о»: недаром, спьяну, сгоряча, поневоле, вчера, весной, чуть-чуть, много, втройне, дважды, вчетвером, сейчас, утром, завтра, днём, позже, погодя, всегда, вечером, ночью, там, вблизи, здесь, налево, вперед, навстречу, сбоку, вплавь, ползком, вперемешку, навзничь…

Коварным является сходство наречий и некоторых форм прилагательных и глаголов: "Мама устало присела на край дивана" (устало - наречие). "Солнце будто устало и очень быстро скрылось за тучами" (устало - глагол).

  • Несклоняемые имена существительные, например: авто, пальто, барокко, такси, кофе. Правда, есть точка зрения, что у этих слов есть окончания: именно потому, что это существительные (в школьной программе обычно такая точка зрения не рассматривается).
  • Несклоняемые имена прилагательные, например: бордо, хаки.
  • Притяжательные местоимения, которые указывают на принадлежность третьему лицу, например: их, её, его.
  • Эти группы слов запомнить, в общем-то, несложно, но в сложных случаях или случаях неуверенности дополнительным критерием, как уже говорилось, будет возможность изменить конкретное слово.

    Я не знаю как объяснить ребенку, ибо у меня подобных проблем не возникало. Ни у самого, ни с ребенком.

    Но компании из 15-ти человек с верхним техническим объясняю легко.

    Если на улице нулевая температура, то это не значит, что её нету вообще. А если у вас "нет температуры", то она далеко не нулевая.

    Сдается мне, что нет окончание и нулевое окончание в школьном контексте полные синонимы и нет оснований бороться против одного в силу другого. наоборот. Если у Пети нет яблок, значит у него их ноль, разве нет? Если у слова нет окончания, то в нём (в окончании) - ноль звуков, нет? Или дети в школе в век компьютеров не знают, что такое "ноль"?

    Признаться, идея с носом мне не совсем нравится. Нос-то есть. И он отнюдь не "нулевой". Просто не виден. Это совсем другое. В свое время (класса с пятого, ибо в третьем и четвертом в школе не учился) из-за подобных нестыковок и недомолвок частенько думал, что мне просто целенаправленно морочат голову.))) Это я в основном не про русский язык, но и с русским случалось недоразумения. Но не смею настаивать.

    Элен, отвечаю здесь
    //----------------------

    Вопрос в том, кому и зачем это надо. Может, вы объясните, чем руководствовался автор этой идеи?

    Простите, но я не спрашивал о школьниках. Вы не поняли. (Или "в толк не взяли").

    Они (ученики) быстрее понимают то, что Вы никак в толк не возьмёте.

    Я не могу взять в толк, зачем нужна такая система определений . А школьники понимают, зачем она нужна ? Не смешите. Они (так же как и я, кстати, Вы на меня напраслину наговариваете) понимают, что им говорят - но зачем это не понимают ни они, ни я, ни Вы. Если назовете эту цель (аргументировано), то я сразу пойму. Да что-то не получается ни у Вас, ни у Ваших предшественников. Только не надо повторять что "они лучше понимают". Назовите хотя бы что именно они "понимают".

    Если опять не поняли. ЖИ и ШИ пишут с И совсем не потому, что они так "лучше понимают". А потому, что так правильно, объяняется традицией и исторической фонетикой. Вот и аргументируйте, если не трудно, идея "у слова стол флексия нулевая, а у пальто - её нет" правильно, а не просто волюнтаристски задано.

    А вот чем руководствуются люди, изобретающие вопросы ЕГЭ, мне непонятно. (Я о вопросе про грамматическую связь в словосочетании "его появление".)

    При чем тут ЕГЭ? Но если это вопрос, то они руководствовались не иначе как соображениями типа "они так лучше понимают".

    Но вопрос-то на самом деле в другом. А как правильно (логичнее, понятнее - на Ваш выбор), считать, что несклоняемые имена/местоимения не имеют флексий вообще - и, как следствие, путаться во всех формулировках, это понятие использующих ("его пальто" - это просто один из примеров) или сделать формулировку универсальной - и снимающей многие нестыковки во всей системе определений.

    Вот где собака-то порылась. А Вы мне - про детский сад и "лучше понимают". А как они "понимают хуже", позвольте спросить? Если есть "лучше", значит и "хуже" должно быть, нет?

    Добрый вечер, уважаемый читатель сайта!
    Мы рады будем помочь Вам в решении всех интересующих вас вопросах. Вас волнует ответ на тему того, в каких словах нулевое окончание? Обязательно приведите примеры. Давайте же разбираться во всем вместе.
    Вообще, нулевыми называются флексии, которые мы не произносим и не слышим – звуками они не выражены, а также не пишем и не видим. Флексии такие встречаются лишь у знаменательных изменяемых слов, т.е. склоняемых или спрягаемых.
    Флексия нулевая выявляется простым сопоставлением данной нам формы с другими словоформами этой же лексемы.
    Рассмотрим следующий пример:
    Сестричка выполняла домашние задания. Как мы видим, в нём две лексемы с нулевыми флексиями: СЕСТРИЧКА, ВЫПОЛНЯЛА. Лексема СЕСТРИЧКА – в форме начальной, за основой в ней отсутствует ВЫРАЖЕННАЯ флексия, но понять, что она есть, помогают любые словоформы из парадигмы его формоизменения: СЕСТРИЧКОЙ. То же самое и в глаголе ВЫПОЛНЯЛА: едва поставим его в иной род или иное число (ВЫПОЛНЯЛО, ВЫПОЛНЯЛ, ВЫПОЛНЯЛИ) – станет ясно: в словоформе из приведённого как пример предложения флексия нулевая.
    Но где же чаще всего встречаются нулевые флексии?
    1. У ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
    2-го скл. муж. рода в им. падеже, например призрак , перебой, интернационализм.
    неодушевлённых 2-го скл. муж. рода в вин. падеже, например узнаю шкафчик, телефон, подъём.
    3-го скл. в пад. им. и вин. степень, мышь, мишень, фальшь.
    2. У ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:
    Притяжательных на -ИЙ, -ОВ (-ЕВ), -ИН- (-ЫН-) – это всё суффиксы, в пад. им. и вин. муж. рода: чей? – Машин, папин, дедов;
    Мужского рода: красив, интересен, великолепен, привлекателен;
    3. У МЕСТОИМЕНИЙ
    указательных и притяжательных в числе ед. рода муж; существительное неодушевлённое, вин.): этот, тот, свой, мой, наш; указательного ТАКОВ и вопросительно-относительного КАКОВ; личных Я, ТЫ и ОН (в других флексии выраженные – в словах МЫ, ВЫ;
    4. У ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ:
    количественных со значением а) единиц (5 – 9), б) целых десятов (10 – 80) и в) целых сотен (200 – 900) в пад. им. и вин. – причём в сложных числит. в этих падежах по две нулевые флексии; количественных, обозначающих целые сотенки
    5. У ГЛАГОЛОВ :
    наклонения изъявительного в муж. роде времени прошедшего: перевёл, апробировал, разбросал;
    наклонения условного в роде муж. числа ед.: перевёл бы, апробировал бы, проиллюстрировал бы;
    наклонения повелительного в числе ед.: пересмотри, рассмеши, прибавь;
    6. У ПРИЧАСТИЙ страдательных кратких числа ед. рода муж.: несом (от несомый), решаем (от решаемый), выполнен, построен.
    Так на основе всего выше сказанного и приведенных примерах, я надеюсь, что Вы усвоили тему, и наша команда стола ответить на все интересующие вас вопросы!
    Желаем удачи и успехов!

    Я не знаю как объяснить ребенку, ибо у меня подобных проблем не возникало. Ни у самого, ни с ребенком.

    Но компании из 15-ти человек с верхним техническим объясняю легко.

    Если на улице нулевая температура, то это не значит, что её нету вообще. А если у вас "нет температуры", то она далеко не нулевая.

    Сдается мне, что нет окончание и нулевое окончание в школьном контексте полные синонимы и нет оснований бороться против одного в силу другого. наоборот. Если у Пети нет яблок, значит у него их ноль, разве нет? Если у слова нет окончания, то в нём (в окончании) - ноль звуков, нет? Или дети в школе в век компьютеров не знают, что такое "ноль"?

    Признаться, идея с носом мне не совсем нравится. Нос-то есть. И он отнюдь не "нулевой". Просто не виден. Это совсем другое. В свое время (класса с пятого, ибо в третьем и четвертом в школе не учился) из-за подобных нестыковок и недомолвок частенько думал, что мне просто целенаправленно морочат голову.))) Это я в основном не про русский язык, но и с русским случалось недоразумения. Но не смею настаивать.

    Элен, отвечаю здесь
    //----------------------

    Вопрос в том, кому и зачем это надо. Может, вы объясните, чем руководствовался автор этой идеи?

    Простите, но я не спрашивал о школьниках. Вы не поняли. (Или "в толк не взяли").

    Они (ученики) быстрее понимают то, что Вы никак в толк не возьмёте.

    Я не могу взять в толк, зачем нужна такая система определений . А школьники понимают, зачем она нужна ? Не смешите. Они (так же как и я, кстати, Вы на меня напраслину наговариваете) понимают, что им говорят - но зачем это не понимают ни они, ни я, ни Вы. Если назовете эту цель (аргументировано), то я сразу пойму. Да что-то не получается ни у Вас, ни у Ваших предшественников. Только не надо повторять что "они лучше понимают". Назовите хотя бы что именно они "понимают".

    Если опять не поняли. ЖИ и ШИ пишут с И совсем не потому, что они так "лучше понимают". А потому, что так правильно, объяняется традицией и исторической фонетикой. Вот и аргументируйте, если не трудно, идея "у слова стол флексия нулевая, а у пальто - её нет" правильно, а не просто волюнтаристски задано.

    А вот чем руководствуются люди, изобретающие вопросы ЕГЭ, мне непонятно. (Я о вопросе про грамматическую связь в словосочетании "его появление".)

    При чем тут ЕГЭ? Но если это вопрос, то они руководствовались не иначе как соображениями типа "они так лучше понимают".

    Но вопрос-то на самом деле в другом. А как правильно (логичнее, понятнее - на Ваш выбор), считать, что несклоняемые имена/местоимения не имеют флексий вообще - и, как следствие, путаться во всех формулировках, это понятие использующих ("его пальто" - это просто один из примеров) или сделать формулировку универсальной - и снимающей многие нестыковки во всей системе определений.

    Вот где собака-то порылась. А Вы мне - про детский сад и "лучше понимают". А как они "понимают хуже", позвольте спросить? Если есть "лучше", значит и "хуже" должно быть, нет?

      Слов с нулевым окончанием много, они в именительном падеже имеют нулевое окончание, а при склонении изменяются.

      К примеру:

      страх (нулевое окончание) - страха(окончание -а-), волк - волком, степь - степью,

      боль- боли

      брат - брату, чтобы понять что есть нулевое окончание достаточно слово изменить по числу или падежам.

      Примеры нулевых окончаний :

      • секретарь;
      • помощь;
      • калькулятор;
      • журнал;
      • жизнь;
      • конюх;
      • батарей;
      • лентяй;
      • занавес;
      • прадед;
      • пришел;
      • светлячок;
      • осуществил;
      • вольт;
      • композитор;
      • водопровод;
      • соловей;
      • чертополох;
      • муравей.
    • Примеры слов с нулевым окончанием могут быть следующими: ход, союз, арбуз, год, город, плод, мост, мышь, ранен, орден, муж, стол, сват, брат, нос, луг, лист, карапуз, носок, тапок, лось, слон, герой, ночь, красив и прочее.

      Примеры существительных с нулевым окончанием, как правило это слова 2 или 3 склонения, например:

      сирень, казнь, компот, стул, телефон, двигатель, рюкзак, печь.

      Стоит отметить, что нулевое окончание в других падежных формах становится материально выраженным. Сравните:

      сирень - нулевое окончание,

      сирени - окончание И;

      компот - нулевое окончание,

      компотом - окончание ОМ.

      Примеры глаголов с нулевым окончанием, большой пласт таких слов составляют слова мужского рода прошедшего времени изъявительного наклонения, например:

      зашел, закончил, перебежал, высыпал, добежал, заглянул, перепрыгнул, выпил, закончил и т.д.

      Примеры - лисий, задач, ходил, печь.

      Есть определенные правила, устанавливающие определение нулевого окончания. Это правило проходят уже в третьем классе и звучит оно так

      Запоминаем склонение род, число, падеж, какое влияние они оказывает на формирование окончания.

      Примеры слов с нулевым окончанием: стол, кот, мех, грех, топор, пирог, лес, бес, свет, ответ, муж, трон, маг, мир, затвор, закат, ответ, стог, хлев, казак, воин, кузнец, доспех, океан, динозавр, космос. В других формах все эти слова имеют окончания. Например: кузнец-а, кузнец-ом, кузнец-ы. Поэтому все приведнные для примера слова тоже имеют окончание, которое считается нулевым.

      Слова с нулевым окончанием не нужно путать с неизменяемыми словами, поскольку у тех в любых формах окончаний нет.

      Нулевыми называются флексии (окончания в школьной программе), которые мы не произносим и не слышим звуками они не выражены , а также не пишем и не видим буквами они не обозначены . Флексии такие встречаются лишь у знаменательных изменяемых слов склоняемых или спрягаемых.

      Флексия нулевая выявляется простым сопоставлением данной нам формы с другими словоформами этой же лексемы , где флексии выраженные.

      Рассмотрим как пример маленькое предложение: Братик выполнял домашние задания. В нм две лексемы с нулевыми флексиями: БРАТИК, ВЫПОЛНЯЛ. Лексема БРАТИК в форме начальной, за основой в ней отсутствует ВЫРАЖЕННАЯ флексия, но понять, что она есть, помогают любые словоформы из парадигмы его формоизменения: БРАТИКА, БРАТИКОМ (флексии -А, -ОМ). То же и в глаголе ВЫПОЛНЯЛ: едва поставим его в иной род или иное число (ВЫПОЛНЯЛО, ВЫПОЛНЯЛА, ВЫПОЛНЯЛИ) станет ясно: в словоформе из приведнного как пример предложения флексия нулевая.

      Нулевые флексии есть:

      У ИМН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

      числа единственного:

      • 2-го скл. муж. рода в им. пад.: призрак, перебой, интернационализм, павиан, брат;
      • неодушевлнных 2-го скл. муж. рода в вин. пад.: узнаю шкафчик, телефон, подъм, будильник;
      • 3-го скл. в пад. им. и вин.: степень, мышь, мишень, фальшь;
      • разноскл. ПУТЬ в тех же падежах;

      числа множественного:

      • 2-го скл. муж. и средн. рода (не у всех) и 1-го скл. рода жен. и муж. в пад. род.: нет местечек, училищ, земель, сестрнок, круч, дедушек;
      • разноскл. на -МЯ в пад. род. мн. числа (кроме лексем ТЕМЯ, ПЛАМЯ, БРЕМЯ у них нет мн. числа): имн, времн, племн, знамн, вымн (непривычно, но лексема ВЫМЯ употребляется во мн. числе), семян, стремян;

      У ИМН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:

      • Притяжательных на -ИЙ, -ОВ (-ЕВ), -ИН- (-ЫН-) это вс суффиксы, в пад. им. и вин. муж. рода: чей? Машин, папин, царицын, дедов, Далев (о словаре), вороний, волчий, медвежий;
      • кратких качественных в числе ед. рода муж.: красив, интересен, великолепен, привлекателен, могуч;

      У МЕСТОИМЕНИЙ

      • указательных и притяжательных в числе ед. рода муж. (падежи им. и, если распространяют существительное неодушевлнное, вин.): этот, тот, свой, мой, наш, твой, ваш;
      • указательного ТАКОВ и вопросительно-относительного КАКОВ в числе ед. рода муж.;
      • личных Я, ТЫ и ОН (в других флексии выраженные в словах МЫ, ВЫ флексия -Ы);

      У ИМН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ:

      • количественных со значением а) единиц (5 9), б) целых десятов (10 80) и в) целых сотен (200 900) в пад. им. и вин. причм в сложных числит. в этих падежах по две нулевые флексии: в конце слова и середине, как и по две выраженные в других пад., за исключением двух указанных выше;
      • количественных, обозначающих целые сотенки (200 900) в род. пад. на конце слов: двухсот, четырхсот, восьмисот, пятисот;
      • ОДИН (муж.) в пад. им. и, когда сочетается с сущ. неодушевлнными, в вин.;

      У ГЛАГОЛОВ:

      • наклонения изъявительного в муж. роде времени прошедшего: перевл, апробировал, проиллюстрировал, разбросал;
      • наклонения условного в роде муж. числа ед.: перевл бы, апробировал бы, проиллюстрировал бы, разбросал бы;
      • наклонения повелительного в числе ед.: пересмотри, рассмеши, прибавь, отметь;

      У ПРИЧАСТИЙ страдательных кратких числа ед. рода муж.: несом (от несомый), решаем (от решаемый), выполнен, построен.

      Кроме того, следует различать слова с нулевыми флексиями и слова, в которых флексий нет .

      Нулевое окончание довольно частый случай в русском языке и слов, которые имеют такое не выраженное звуками или буквами окончание довольно много. Например многие существительные имеют нулевые окончания в именительном падеже: Волк, Заяц, Слон, Дрозд, Мышь, Кролик. При изменении формы слова окончание в этих словах появляется - Волк-Волку-Волка-Волком-Волке.

      Другим случаем наличия нулевого окончания может быть исчезновение выраженного звуком окончания при склонении, например во множественном числе. Так в слове Сова окончание А, но во множественном числе и родительном падеже получаем слово (нет кого?) СОВ, также с нулевым окончанием.

      Нулевое окончание материально не выражено. То есть, оно есть, но мы его не видим. После корня отсутствует звук, чем выражается грамматическое значение. Например, слово дом. При изменении появляется окончание - дому, дома, доме и т.д.

      Сын, грузин, солдат, гранат, ход, год, город, плод, мост, орден, сват, брат, муж, стол, нос, луг, лист, союз, арбуз, карапуз, носок, тапок, лось, слон, герой, ночь, мышь, ранен, красив и т.д.