Доклад на тему "эффективность и целесообразность применения методических приемов в рабрте воспитателя в рамках фгос". Что такое Целесообразность? Значение и толкование слова tselesoobraznost, определение термина

Замысел исследования - это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы. В замысле исследования выстраиваются в логический порядок: цель, задачи, гипотеза исследования; критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования; определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала. Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит их трех основных этапов.

Первый этап работы включает в себя:

Выбор проблемы и темы;

Определение объекта и предмета, целей и задач;

Разработку гипотезы исследования. Второй этап работы содержит:

Выбор методов и разработку методики исследования;

Проверку гипотезы; - непосредственно исследование;

Формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;

Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Третий этап (заключительный) строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется. Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Чем характерен каждый этап работы? Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью и т.д.), так и субъективными - опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, складом ума и т.д.

Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать. Тема - в ней отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Объект - это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска.

В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования. Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития. Третья- со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая - с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Приступая к выполнению работы специалист должен обосновать актуальность выбранной темы. Под актуальностью темы проекта (работы) следует понимать важность ее постановки и решения в данный период времени.

Специалист должен дать полную характеристику выбранной темы. Для оценки актуальности научной тематики могут быть использованы характеристики, объединенные в следующие группы: социально-политической, экономической, научно-теоретической и инженерно-технической значимости темы.

Так, социально-политическая - характеризуется политико-идеологическим значением темы, социальным эффектом, важностью для обороны страны. Экономическая - определяется экономической эффективностью темы, уровнем рентабельности производства новой продукции, возможностями экономии ресурсов. Научно-теоретическая - указывает на научную новизну темы, раскрытие закономерностей развития природы и общества, получение новых представлений об изучаемых явлениях и т.п. Инженерно-техническая - может быть охарактеризована научно-техническим уровнем создаваемой техники, патентоспособностью темы, оригинальностью технических решений.

В качестве возможных видов реализации результатов научно-исследовательских работ можно назвать: определение перспектив создания принципиально новой техники и способов ее применения; определение новых принципов создания новой техники; разработку технических условий на новые технические устройства или технологические процессы; разработку технических заданий на новые НИР; разработку методики решения оригинальных задач; создание новых организационных структур и т. д.

На предпроектных стадиях необходимо также обосновать целесообразность разработки новых изделий или технологических процессов. В этом случае специалист должен охарактеризовать общественные потребности, которые призвано удовлетворить вновь разрабатываемое изделие. В этом случае, если для удовлетворения потребностей используется выпускаемое в нашей стране электроизделие, необходимо указать, какими преимуществами обладает новое изделие.

Этими преимуществами могут быть: более высокие технико-эксплуатационные параметры, меньшие затраты на производство, снижение материальных затрат, решение социальных задач и т. д. Если изделие приобретается за рубежом, необходимо дать характеристику технических и экономических преимуществ отечественной техники. Тогда, когда изделие призвано удовлетворять новые потребности, необходимо отметить важность разработки, вероятность ее реализации, возможность организации выпуска новой продукции на предприятиях отрасли. Аналогично проводится оценка целесообразности создания нового технологического процесса.

Эффективность и целесообразность применения методических приемов в работе воспитателя в рамках ФГОС.

Воспитатель Наприенко Л.Б.

У ФГОС есть новые требования к результатам образования. Они связаны с тем, что система образования получает новые приоритеты, новые задачи.
Развитие и проявление творческих способностей возможно только последовательным формированием, а фактически непрерывным воспитанием у подрастающего поколения, начиная от дошкольного возраста и вплоть до перехода к профессиональной деятельности, творческого и созидательного начала к жизнедеятельности, учебе, труду.
Основным результатом реализации стандартов должно стать формирование личности школьника, его творческих способностей, воспитание нравственных и эстетических чувств, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способной получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Школа должна сегодня стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, чтобы здесь ребёнок сумел сделать выбор, сумел научиться свободно проявлять свою волю, раскрыться как творческая личность. В формате реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения важно заинтересовать ребёнка так, чтобы школа стала для него вторым домом.

Методы обучения и воспитания – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных и воспитательных целей.

Методы обучения можно подразделить на две обобщенные группы: пассивные методы и активные методы.

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и воспитателя, в которой воспитатель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия. При этом учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога.

В свою очередь, активный метод обучения подразумевает активное взаимодействие учащихся и учителя в ходе урока.

Почему ФГОС отдает предпочтение активно-деятельностным образовательным технологиям?

Во-первых, активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность, активизируют мышление и поведение обучающихся, причем делают это исподволь, незаметно для них самих.

Во-вторых, активным методам обучения присущи повышенная степень мотивации, эмоциональности, творчества. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей.

В-третьих, одним из характерных признаков активных методов обучения является диалог. В результате него все участники образовательного процесса могут услышать, понять друг друга, выработать доступный язык общения, что позволит достичь запланированного результата.

В-четвертых, активные методы обучения способствуют интеграции процесса обучения и воспитания за счет групповой формы организации работы . На смену психологическому дискомфорту («не разговаривать!», «не подсказывать !») приходит непринужденное общение, а воспитательное взаимовлияние не пресекается, а наоборот приветствуется.

Одним из активных методов обучения и воспитания учащихся является методический прием «зеркало».

Это достаточно эффективный инструмент для активизации познавательной деятельности учеников. Метод «зеркала» позволяет школьникам взглянуть на себя, свой ответ, свою работу со стороны. На занятиях ученикам регулярно предлагаются задания следующего типа: найти неточности в ответе товарища, выявить ошибки в его работе и т.п. Это способствует уменьшению ошибок, допускаемых учениками при оформлении собственных работ.

Метод «отзеркаливания» собственных действий предоставляет возможность учащимся осваивать метод коррекции собственных действий. Им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить . В результате заметно повышается качество усвоения школьниками учебного содержания при уменьшении затраченного времени. Такие занятия являются наиболее интересными как для воспитателей, так и для учеников. Накопленный в ходе них опыт работы над ошибками легко переносится детьми на любой учебный предмет, любое задание.

1. Игры и упражнения , направленные на развитие творческих и эстетических способностей: «Недорисованные картинки», «Превратим предметы в героев сказок», «На что похоже? »

2. Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности - составление рассказа по картине, придумывание истории, загадки, разыгрывание сюжета, подбор музыкального сопровождения, звуков к образу («озвучивание картины») .

3. Метод акцентирования на деталях – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что всё изображенное на картине закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

4. Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда педагог спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Также музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

5. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

6. Метод пояснения – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете

7. Метод сравнения – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

8. Метод вызывания адекватных эмоций . Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в которых у детей было такое же настроение.

9. Найди «живое существо». Ребенку предлагается внимательно рассмотреть репродукцию и найти на ней изображение живого существа. Данный прием можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста;

10. Настольно-печатные игры для развития умений различать, сравнивать узоры, элементы, формы («Народные промыслы», «Найди формы», «Подбери цвета», разнообразные пазлы.

11. Подбери музыку (подумай какая, из предложенной педагогом, музыка подойдет). В данном приеме можно использовать не только целое музыкальное произведение, но и фрагмент. Также возможна реализация различных целей, при сочетании музыкальных и изобразительных произведений. (Усилить воздействие искусства на эмоции детей. Усилить воздействие разных видов искусств через сравнение. Показать гармонию музыки и живописи. Включение контрастных произведений разных видов искусства)

12. Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека, воссоздать предшествующее и последующее содержание событий на картине. Для того чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине «Хотим ли мы (хочу ли я) оказаться в этой картине? ».

13. Прием «узнавания» по описанию . Суть данного приема заключается в описании. При этом педагог лишь описывает репродукцию, не говоря ее название.

14. Прием визуального сравнения. Суть данного приема состоит в сравнении картин по цвету, настроению (портреты, материалу, расположению объектов и пр.

15. Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине. Например: а) «Что изменилось на картине между людьми (предметами? » (педагог закрывает часть картины листом) ; б) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами? »; в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека (предмета) именно такой величины? »; г) «Какой была-бы картина, если (убрать, добавить) ».

16. Приём мысленного создания картины по названию, данному художником . Вначале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки. – Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное? – Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне?

Что будет особенно красивым? – Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

17. Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

18. Прием точных установок и композиционных изменений. Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

19. Применение игровых элементов, стимулирующих желание ребёнка рассказать (поговорить) о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее? », Вспоминаем сказочных героев, «Фантазия или нет? », «Найди на что похоже», Сочини историю (сценку, придумай диалог, «Что главное на картине? », «Есть ли лишние предметы на картине? », Сочини историю, сказку, короткое стихотворение, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

20. Рассказ, используемый в различных ситуациях.

21. Рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных эстетически привлекательных предметов (предметы народных промыслов, интересные фотографии, заготовки, например деревянные ложки, одноразовые тарелочки для росписи, элементов росписи (альбомы, листы, а также «проектирование» с их помощью фрагментов среды (кукольного уголка) .

22. Создание ситуации упражняемости , для чего в уголке творчества следует предусмотреть варианты раскрасок, заготовки (листы с нанесенным рисунком или его частью, детские журналы с творческими заданиями; размещение на видном месте «полуготовых материалов» (листов разной формы и цвета для рисования и аппликации, заготовок с нанесенными фигурами, «незавершенных композиций» - художественный материал для индивидуальной и коллективной работы) ; использование так называемых пооперационных карт (карт или схем сложения) в процессе лепки, аппликации, конструирования.

23. Сравни настроение картин (море). Очень интересен этот прием при работе с детьми дошкольного возраста в рассмотрении картин маринистов (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов). Изображенный объект на 2 и более картинах (репродукциях) не только рассматривается, но и сравнивается. При этом применяются вопросы к детям: «Сравните по настроению, используемым цветам (и др.) », «Сравни, как автор по разному изобразил… ».

24. Тактильно-чувственный метод . Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых детей.

25. Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта, развитию обследовательских действий, аналитических умений, освоению сенсорных эталонов, что является важным в данной возрастной группе. В уголке творчества необходимо расположить «сенсорные наборы» (коллекции лоскута или картона разных цветов и оттенков, формы, фактуры, модели с изображением разнообразных форм, фигур, линий, модель «Радуга» (или ее вариант, наборы образных и интересных игрушек разного размера, материала для обследования, рассматривания и обыгрывания.

26. Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических варианто в – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника. Например: – Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах? Подбери палитру (найди цвета) ;

27. Экспериментирование с изобразительными материалами («Во что можно превратить отпечаток ладошки? », «Можно ли рисовать вишневым соком (помадой? », «Какого цвета небо? », «Какие бывают линии? », использование сочетаний уже освоенных детьми техник и материалов (дорисовать гуашевый рисунок цветными фломастерами, к рисунку добавить элементы аппликации, «рисовать» пластилином). Использование разных нетрадиционных техник в аппликации (ватные шарики, кусочки смятой бумаги, соль, песок, конфетти, в рисовании (отпечатки ладони, предметов, картофельных штампов, в лепке (цветное тесто, влажная вата)

А также возможны и такие приемы работы, как:

«Лови ошибку» - обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их.

«Светофор» - это полоска бумаги, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая «светофор» красной или зеленой стороной.

Блиц-опрос – проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной работы.

Опрос по цепочке – рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

Программируемый вопрос – ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (опрос проводится устно)

Для подведения итогов занятия можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно» . Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на занятии, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к воспитателю. Это упражнение позволяет воспитателю взглянуть на занятие глазами учащихся, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Таким образом, для детей с ОВЗ практически всегда используется вариативное сочетание методов и приемов обучения, воспитания и коррекции для достижения максимального раскрытия потенциальных возможностей детей.

Групповая работа на занятиях в рамках ФГОС.

В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Теперь задачей школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

Преимущества групповой формы учебной работы

    Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся обратиться за помощью к учителю.

    Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

    У учеников формируется своя точка зрения, дети учатся отстаивать свое мнение.

    Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и применять их в конкретных заданиях.

    Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями.

    Развивается чувство товарищества, взаимопомощи

Дети объединяются в группы, которые могут быть постоянного и временного состава. С целью лучшей организации учебной деятельности учителю целесообразно самому определить рабочее место каждому ученику. Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. В них некому руководить, подавать пример познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не способны оказывать друг другу действенную помощь. Оправдывают себя группы из четырех человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах.

Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи .
Задача воспитания
: учить умению сотрудничать и работать в группе и паре, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

1 этап. Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации.
2 этап. Парная работа. Правила работы в паре: Говорим шепотом. Работаем вместе. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. Оцениваем работу, благодарим друг друга.

3 этап. Групповая работа
Правила организации групповой работы.

1. Убедись, что в разговоре участвует каждый;

2. Говори спокойно и ясно;

3. Говори только по делу.

Существуют различные методы групповой работы:
Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.

    Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения

    Мозговой штурм - используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей.

    Групповой опрос - проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы.

Прием "Кубик"

Данный прием используется на этапе осмысления

Положительные стороны приема "Кубик":

позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на занятии целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.

Приём «Синквейн»

это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”

Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Приём "толстых” и "тонких” вопросов.

Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём "толстых” и "тонких” вопросов. "Умный вопрос - это уже добрая половина дела”, - писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного (см. таблицу).

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что?

Когда?

Как звать...?

Было ли...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чём различие...?

Предположите, что будет, если...?

Что, если...?

Может...?

Будет...?

Мог ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.

По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Технология коллективных творческих дел как инструмент достижения запланированных воспитательных результатов в условиях ФГОС

Технология КТД помогает сблизиться детям, преодолеть преграды в общении, а главное – рас В процессе работы по данной технологии создаем условия для:

проявления самостоятельности;

проявления активной гражданской позиции;

саморазвития и самореализации;

социализации личности в современных условиях.

Технология коллективных творческих дел оказывает большое влияние на личность каждого ребёнка, потому что является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни, в то же время, являясь основным воспитательным средством.

КТД всегда подчинено определенной теме, содержит в себе различные игры, соревнования, музыкально и художественно оформленные мероприятия.

Коллективные творческие дела по содержанию можно разделить на несколько групп:

познавательные – аукцион знаний, академия математических наук, викторина, эрудит – шоу, КВН, «Что? Где? Когда», фестиваль дружбы народов, день памяти.

трудовые – «Книжкина больница», день самоуправления, трудовой десант, город искусных мастеров, фабрика игрушек

художественные – карнавал, день сказок, кинофестиваль, народные праздники, бал, концерт.

спортивные – Олимпиада, остров приключений, турпоход, спортивные праздники.

Рассмотрим основные этапы технологии КТД:

1. Предварительная работа учителя. Целеполагание .

На данном этапе учитель ставит конкретные воспитательные задачи, намечает пути выполнения Дела, продумывает его содержание. Чтобы заинтересовать детей, учитель может провести анкетирование, беседу, игру в выборе дела и т.п.
Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда?

2. Коллективное планирование КТД.

Учитель выносит на обсуждение, как интересно провести Дело. Форма обсуждения может быть в виде «мозгового штурма», аукциона идей, деления класса на малые группы по 4-7 человек, чтобы каждый участник мог высказаться. В конце обсуждения выбираются наиболее интересные, полезные предложения. На данном этапе выбирают Совет Дела – временная инициативная группа, которая руководит подготовкой и проведением мероприятия.

3. Подготовка КТД.

Очень часто процесс подготовки мероприятия намного значимее по воспитательному влиянию, чем само Дело.

4. Проведение КТД.

Учитель должен поддерживать ребят, внушать им уверенность в своих силах, учить взаимовыручке, сопереживанию.

5. Коллективное подведение итогов КТД.

Вопросы для обсуждения прошедшего дела:

Какими мы были?

Что было хорошо? Что получилось?

Что нужно сделать, чтобы в следующий раз было лучше?

Ребята должны научиться делать выводы, в случае неудачи, уметь предвидеть их в будущем. Учитель должен помочь выработать конструктивное решение, похвалить тех, кто помог общему делу. Обсуждение может проводиться в виде «огонька» (общего собрания), анкеты, линейки с отчётами, «молнии», радио-, фото-, стенгазеты, и т. п.

6. Последействие.

На этом этапе учитель, по сути, анализирует результаты КТД, намечает новые перспективы, задумывается над новым КТД.

Любой этап КТД - это творчество ребенка, которое обязательно нужно заметить. Если один сделал костюм, другой - своими руками декорации, а третий использовал и костюм, и декорации в своей роли, то успех следует, конечно, разделить на всех. Это и есть коллективный успех.

В основе технологиии лежит ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Дружба, Семья, Мир, Знания, Земля, Отечество, Культура,

Безопасность.

Результаты работы при использовании технологии КТД:

При работе в микрогруппах, во время совместной деятельности ребята объясняют друг другу всё, что им не ясно. Если необходимо, то не стесняются вместе обратиться за помощью к педагогу.

Дети учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить пути их решения.

Все понимают, что успех зависит не только от запоминания готовых знаний, но и от способности самостоятельно приобретать новые сведения и умения их применять в конкретных случаях.

У детей появляется собственная точка зрения, они учатся её отстаивать.

Дети научились уступать, договариваться, общаться между собой, с педагогом.

Ребята научились помогать друг другу, выручать в трудных ситуациях.

Повысился уровень воспитанности учащихся, взаимная ответственность.

И поскольку, не существует двух одинаковых личностей, двух одинаковых мнений, одинаковых школ и даже классов, то и результаты, которые мы получим, апробируя данную технологию, будут различными, но обязательно с положительной динамикой.

Внеурочная деятельность школьников – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Широкий спектр возможностей школа может предоставить ребенку, если объединит свойства шести основных системообразующих компонентов , вплетающихся один в другой:

Первой из этих подсистем является воспитание в процессе обучения (уроки, исследовательские проекты, факультативные занятия спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д.).

Второй подсистемой – комплексы классных мероприятий , характерных для каждой возрастной группы школьников.

Третья подсистема – это годовой цикл общешкольных мероприятий по различным направлениям: познавательное, творческое, художественно – эстетическое, трудовое, экологическое, нравственное, формирование здорового образа жизни, правовое и военно-патриотическое, изучение основ пожарно-технических знаний и безопасности дорожного движения и т.д.

Четвертая подсистема – это участие в районных, краевых мероприятиях , в том числе с учетом региональных особенностей.

Пятой подсистемой является самоуправленческая общественная деятельность учащихся (ученическое самоуправление и детские общественные организации и объединения ).

Шестую подсистему представляет дополнительное образование учащихся , реализуемое в школе путем создания внутренней сети кружков, клубов секций, а также расширением связей с учреждениями дополнительного образования.

Интеграция вышеназванных компонентов образовательной деятельности образует единую систему массового вовлечения школьников во внеурочную деятельность. В результате у детей появляется широкий спектр выбора внеурочной деятельности, что позволяет привлечь к активной деятельности максимально возможное количество учащихся .

В Федеральном стандарте рекомендуется использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. То есть предлагается применять известные формы воспитательной работы и дополнительного образования. Право выбора форм представляется педагогам и их воспитанникам. Формы организации внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение.

В «Методическом конструкторе внеурочной деятельности школьников» (авторы Д.В. Григорьев, к.п.н., П.В. Степанов, к.п.н., Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО) предполагается как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками - «интенсивами» (например, сборы, слёты, соревнования, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и т. п.).

Итак, интенсив внеурочной деятельности – это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.

Организационные формы

реализации интенсивов внеурочной деятельности

Объединения по интересам (органы ученического самоуправления, детские общественные объединения, клубы, научные общества и др.), действующие по программам внеурочной деятельности на основе разработанных программ деятельности объединений;

Временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий (поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, праздники, проекты, акции, экскурсии и т. п), действующие по комплексным и тематическим программам внеурочной деятельности.

Согласно требованиям ФГОС любые выбранные образовательным учреждением формы (в том числе и интенсивы) должны быть отражены:

в программах внеурочной деятельности;

в расписании внеурочной деятельности;

в журналах учета внеурочной деятельности (дополнительного образования).

Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения, используемых в лицее для достижения оптимальных результатов образования.

Учителями на уроках используется огромное количество методов, приемов и средств обучения для достижения наиболее оптимальных результатов образования. Учитель на своих уроках не только обучает и воспитывает, он еще и развивает своих учеников.

При работе с ребятами на уроках наиболее часто используются следующие методы – беседа, работа с книгой, упражнения, обучающий контроль, самостоятельные работы. Менее часто используется рассказ, лекция, демонстрация, иллюстрация, практический метод.

Урок в первую очередь должен быть эффективным, а для этого необходимы следующие критерии:

  1. активная мыслительная деятельность каждого ученика на уроке;
  2. обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и к деятельности других;
  3. мотивация познавательной деятельности;
  4. наличие самостоятельной работы на уроке;
  5. наличие контроля на уроке;

Для достижения активной мыслительной деятельности на уроке учащиеся включаются в проверку домашнего задания, слушают объяснение нового материала, участвуют в его закреплении, выполняют самостоятельную работу. Для активизации мыслительной деятельности используются следующие методы - упражнения, самостоятельная работа - обучающая, координирующая и контролирующая, беседа.

Для обеспечения эмоциональной сопричастности учащихся к собственной деятельности и деятельности других учитель ставит перед учащимися реальные задачи - упражнения, выполняя которые ребенок верит в свои силы, в следующий раз он поднимается выше и старается добиться лучших результатов. Например, при составлении самостоятельной работы можно сделать два варианта: один «сильный» для учеников сильных и средних, вариант на пять, а другой «слабый» - для слабых учеников, вариант на три-четыре.

На уроках каждому учащемуся предоставлена возможность раскрыть свой потенциал, проявить свои знания и умения в практической деятельности. Для этого учащиеся работают на уроках в группах, что позволяет включить ученика во взаимодействие с другими учащимися. При рассказе или лекции учителя также происходит побуждение ученика к мыслительной деятельности.

Практически ни один урок не проходит без самостоятельной работы. Это может быть любой вид работы: и обучающая, и координирующая, и контролирующая. Первые самостоятельные работы по теме носят в основном обучающий и корректирующий характер. С их помощью осуществляется оперативная обратная связь в обучении: учитель видит все недостатки в знаниях учащихся и своевременно устраняет их. От занесения в классный журнал оценок "2" и "3" можно воздержаться (выставляя их в тетради учащихся либо в собственный журнал учителя). Если самостоятельная работа носит контролирующий характер, то в журнал выставляются все оценки. Такая система оценивания является достаточно гуманной, хорошо мобилизует учащихся, помогает им лучше осмысливать свои затруднения и преодолевать их, способствует повышению качества знаний. Учащиеся оказываются лучше подготовленными к контрольной работе, у них исчезает страх перед такой работой, боязнь получить двойку. Количество неудовлетворительных оценок, как правило, резко сокращается. У учащихся вырабатывается положительное отношение к деловой, ритмичной работе, рациональному использованию времени урока.

Наличие контроля на уроке можно осуществлять несколькими способами. Например, можно после проведения самостоятельной работы по-вариантно обменятся с соседом и по написанным на доске ответам сверить ответы соседа с правильными. Другой вариант: работа по группам - проверка самостоятельных работ идет в группах. Немаловажен и самоконтроль, когда учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивает их. При этом постепенно у учащихся исчезает страх перед плохими отметками.

Немало времени отводится и на работу с книгой. С ее помощью учащиеся приучаются работать самостоятельно, находить нужный материал и выделять главное. Важно приучить ребенка выделить именно ту часть текста, которая нужна и важна для дальнейшей работы.

На уроках использование игры или ее элементов способствует лучшему запоминанию материала. Например, при изучении производной или первообразной, класс можно поделить на две команды и по очереди из каждой команды к доске выходит по одному человеку и пишет формулы, которые до этого были написаны на доске учителем. Ребята соревнуются, вспоминают формулы, поправляют своих одноклассников. Все это способствует лучшему запоминанию материала.

Обязательно использование разнообразных плакатов с геометрическими фигурами, если это урок геометрии. Если проводится урок алгебры и изучаются какие-либо формулы, то плакаты с этими формулами.

При соблюдении вышесказанного урок становится более интересным, эффективным и результативным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения»

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения» (из опыта работы учителя математики МОУ СОШ №2 г. Николаевска...

Презентация "Эффективные методы,приемы и технологии организации дифференцированного обучения учащихся иностранному языку для успешного решения задач ФГОС"

Доклад на тему "Эффективные методы, приемы и технологии организации дифференцированного обучения учащихся иностранному языку для успешного решения задач ФГОС" был подготовлен для городского семинара п...

организация процесса деятельности в соответствии с целью. Отношение целесообразности, характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулирующихся систем. В человеческой деятельности понятие целесообразности связано с целеполаганием, как существенным признаком именно человеческой деятельности (см. цель) как в мышлении, так и в практике.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

соответствие явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели. Целесообразность рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой - как некоторое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение целесообразности, характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем (т. е. систем, способных достигать одинакового конечного результата независимо от начальных условий). Генетически понятие целесообразности связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего процесс труда (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189). Основа целесообразной деятельности человека - законы внешнего мира, природы (см.: Ленин В. И. ПСС, т 29, с. 171). В мышлении донаучного периода в силу его антропоморфизма представление о целесообразности, которая присуща человеческой деятельности, распространялось на природу. Антропоморфизм характерен и для религиозного мировоззрения, толкующего целесообразность как выражение божественного разума; он лежит в основе идеалистической телеологии, извращенно представляющей целесообразность. Вместе с тем в классических формах телеологии (имманентная телеология Аристотеля, Лейбница, Шеллинга и особенно Гегеля) были раскрыты некоторые диалектические аспекты проблемы целесообразности. Научная интерпретация этой проблемы стала возможной лишь в рамках мышления, выявляющего объективное значение целесообразности.

При исследовании форм целесообразности как объективного факта природы особое значение приобретает изучение органической целесообразности, которая проявляется в характерных для живых систем особенностях строения и функций, организации процесса обмена веществ, управления и регуляции и пр. Именно здесь телеология в разных ее формах претендовала если не на универсальное значение, то во всяком случае на роль необходимого «дополнения» к якобы недостаточному каузальному (причинному) анализу. По мере развития биологии постепенно преодолевалось телеологическое мышление, органическая целесообразность объяснялась обращением к материальным причинам. Особое значение имела здесь теория эволюции Дарвина, в которой органическая целесообразность представала как приспособленность организмов к условиям их существования. Отвергая телеологию, дарвинизм вместе с тем не отбрасывал фактор органической целесообразности.

С позиций системно-структурного детерминизма получают объяснение не только структурные, но и генетические аспекты органической целесообразности, т. е. представление об известной направленности (и в этом смысле целесообразности) морфофизиологической реакции - наследственных изменений, метаболических, термодинамических и прочих процессов в живых системах. Эта направленность процессов, определяемая взаимодействием внешних и внутренних условий, активностью организмов, вырабатываемая исторически и в индивидуальном развитии, реально обнаруживается лишь в качестве общей тенденции - статистически.

Новые аспекты проблемы органической целесообразности раскрывает развитие биокибернетики, в частности принцип обратной связи, согласно которому в живых системах происходит обратное воздействие конечного эффекта, результата процесса на его исходный пункт, начало. Отношение целесообразности выступает здесь как специфическая форма взаимодействия, позволяющая обнаружить определенную направленность процессов, их обусловленность конечными результатами, предстающими в качестве целей (разумеется, речь идет не о сознательных целях, а лишь об их аналогах, объективных по самой своей природе). Условность подобного использования понятия целесообразности не является основанием для отказа от него. Аналогия с процессами целесообразной человеческой деятельности может быть в некоторых случаях весьма эффективной, в частности в биологии и кибернетике. В то же время вполне правомерен особый научный подход - т н. целевой, ориентирующий исследование на анализ отношения целесообразности, взаимодействия процессов в эквифинальных системах. Основой его является методологический принцип целесообразности, г е. подчинение процесса научного исследования его целевой, конечной стадии. Интерпретируемый г о. целевой подход может широко применяться в исследовании не только таких систем, но и циклических процессов или процессов поступательного развития.

Лит.: Энгельс Ф. Диалектика природы.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20; Фролов И. Т. Проблема целесообразности в свете современной науки. М., 1971; Он же. Жизнь и познание. М., 1981, гл. 2; Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. М., 1988; Dobihansky Т. Determinism and Indeterminism in Biological Evolution.- Philosophical Problems in Biology. N. Y, 1966; Rosenblueth A., WenerN., JBigelowJ. Behavior, Purpose and Teleology.- Purpose in Nature. Englewood Cliffs, 1966.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Актуальность и целесообразность внедрения проекта

Жизнь в ХХI веке ставит перед школой много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Медицинская проблема здоровья подрастающего поколения переходит в иную плоскость и становится категорией педагогической, так как кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы медицинских работников и педагогов.

Изменения в содержании школьного образования, интенсификация труда учащихся и учителей предъявляют высокие требования как к системе образования, так и к нервной системе школьника и учителя. Это требует особенно бережного отношения к здоровью всех участников образовательного процесса, внося коррективы в организацию образовательного процесса.

По данным Министерства образования Республики Беларусь, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды:

· уровень освещенности в школе значительно занижен;

· ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия) ;

· распространенность новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся;

· недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования;

· несоответствие мебели гигиеническим требованиям, загрязнение воздуха в школьных помещениях.

Однако состояние здоровья человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Понятно, что выработка такого отношения – важнейшее условие оздоровления общества. И начинать его необходимо со школы, поскольку именно она – единственный институт, через который проходит все население страны, и образовательный процесс – единственный систематизированный процесс возможного формирования полезного поведения. Следует отметить, что в работе школ вопросу валеологического воспитания уделяется недостаточно внимания. Нетрудно заметить, что у детей отсутствует мотивация к здоровому образу жизни, нарушен режим труда, отдыха, питания, двигательная активность. Вот почему роль школы в сохранении и укреплении здоровья не может не стать ведущей.

Если научить детей с самого раннего возраста ценить и укреплять здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Проанализировав сложившуюся систему работы по формированию основ здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья в Лебедевской школе, можно сделать вывод, что в данном направлении деятельности скрыты нереализованные резервы. Для раскрытия внутренних возможностей школы требуется поиск адаптивных здоровьесберегающих технологий, обновление содержания, организационных форм образовательного процесса, диагностической и мониторинговой систем, иными словами, развитие деятельности в данном направлении влечет за собой действия, далеко выходящие за рамки частичных обновлений.

Все вышесказанное и определило необходимость внедрения модели формирования основ валеологической культуры у школьников, начиная 1 класса (Приложение 1). Осуществление деятельности в данном направлении создаст комплекс условий для развития и самореализации личности, позволит снять перегрузки, снизить уровень тревожности, утомляемости и заболеваемости детей, позволит сформировать у каждого ребенка валеологическую грамотность как жизненную потребность современного человека; убеждение в необходимости бережного отношения к своему здоровью; стремление к адекватному восприятию знаний и навыков по его охране и совершенствованию, их воплощению в повседневную жизнь; приобщению к мировому уровню культуры здоровья.

Проблема: сегодня деятельность учреждений образования сориентирована на выполнение основных государственных программ, направленных на укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения. Поэтому движение за здоровый образ жизни остаётся одной из приоритетных проблем, стоящих как перед врачами, так и перед педагогами.

Решению этой проблемы призван способствовать педагогический проект «Внедрение модели формирования основ валеологической культуры у школьников 1 ступени обучения».

Ведущая идея : содержание и организация взаимосвязанных компонентов педагогической системы школы (управление, образовательный процесс, школьные службы и предметно-пространственная среда) нацелены на обеспечение условий для воспитания, обучения и развитие здорового ученика.

Цель : создать адаптивную образовательную среду, направленную на охрану и укрепление здоровья ребёнка, формирующую позицию созидателя в отношении здоровья своего и окружающих. (Приложение 3)

Задачи :

1. Изучение, освоение научно-методического обеспечения педагогического проекта «Внедрение модели формирования основ валеологической культуры у школьников 1 ступени обучения».

2. Разработка необходимых и достаточных организационно-педагогических условий, обеспечивающих внедрение проекта.

3. Определение последовательности этапов формирования у школьников основ валеологической культуры на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной деятельности.

4. Овладение субъектами образовательного процесса здоровьесберегающими технологиями.

5. Разработка учебно-методического и дидактического обеспечения проекта.

Цель: осмысление теории и практики, принятие коллективом необходимых целенаправленных изменений, оформление документов для открытия проекта.

II этап: проектировочный (апрель – август 2010 г.)

Цель: создание приказа по школе, определение участников проекта и утверждение их функциональных обязанностей, определение основных направлений исследований, форм мониторинга и внутришкольного контроля, форм отчётности.

III этап: диагностический (сентябрь 2010 г.)

Цель: диагностика готовности и мотивации к проектной деятельности педагогического коллектива школы; определения уровня обученности, воспитанности и личностного развития учащихся; состояния здоровья учащихся и готовность учителей к его охране.

IV этап : практический (сентябрь 2010г. – май 2014 г.)

Цель: организация работы по выполнению всех планов проектной деятельности. Систематическое отслеживание процесса, приёмов, методик, механизмов, анализ промежуточных результатов.

V этап: обобщающий (май 2014г.)

Цель: анализ полученных результатов, опыта. Составление отчётов участниками педагогического проекта, описание опыта и оформление материалов.

VI этап: внедренческий (сентябрь 2014 г.)

Цель: перенос опыта в практику работы других учителей, других учебных заведений. Подготовка методических рекомендаций.

Объект проекта: здоровье учащихся 1 ступени обучения.

Предмет проекта: образовательный процесс в 1 – 4 классах .

Готовность участников проекта к внедрению проекта

В учреждении имеется опыт работы по внедрению педагогических проектов. С 2002 года по 2008 год в школе внедрялся педагогический проект «Этношкола».

В образовательном учреждении ведется определённая работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В школе имеется соответствующая материально-техническая база: спортивный зал, стадион, что позволяет успешно решать задачи физического воспитания учащихся. Организованы факультативные занятия по здоровому образу жизни, ведется кружковая работа (секция греко-римской борьбы , гимнастика, пляжный волейбол). Работа по формированию здорового образа жизни учащихся находится на постоянном внутришкольном контроле. Система работы по формированию основ здорового образа жизни неоднократно рассматривалась на педагогических советах, совещаниях, заседаниях методических объединений. Систематически ведется совместная методическая учёба педагогических кадров по повышению психолого-педагогического уровня и профессиональных умений и навыков в воспитании здорового ребенка. Вопрос внедрения здоровьесберегающих технологий является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности школы.

Ожидаемые результаты

1. Укрепление здоровья школьников, овладение учащимися умениями и навыками заботы о своем здоровье.

2. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

3. Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха учащихся.

4. Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.

5. Повышение уровня профилактической работы.

6. Изменение восприятия проблемы сохранения здоровья педагогами, обучение их технологиям работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе .

Критерии и показатели эффективности деятельности по внедрению педагогического проекта

Критерии эффективности

Показатели

Состояние здоровья учащихся

· положительная динамика уровня здоровья;

· снижение количества заболеваний простудного характера за год;

· количества дней пропущенных по болезни;

· положительная динамика показателей физического развития детей

Психоэмоциональное состояние учащихся

· положительная динамика уровня работоспособности школьников;

· положительная динамика эмоционального состояния детей в течение дня, недели, месяца;

· характер межличностных отношений;

· положительная динамика эмоционального отношения учащихся к занятиям физической культурой и спортом;

Осознанное отношение учащихся к состоянию здоровья

· положительная динамика осознанности учащимися состояния своего здоровья

· сформированные здоровые установки и навыки ответственного поведения

· бережное отношение к своему здоровью

· соблюдение норм и правил гигиены

Осознанное отношение родителей к сохранению здоровья их детей

· положительная динамика отношения родителей к здоровьесберегающим правилам воспитания детей

· качество обучения родителей с валеологическим курсом

Качество обученности учащихся

· положительная динамика учебных и творческих достижений учащихся;

· качество предметной подготовки учащихся;

· характер сформированности представлений учащихся о здоровье и здоровом образе жизни

Личностное развитие учащихся

· положительная динамика развития мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, общеучебных умений и навыков учащихся, навыков организации учебного исследования, проектной деятельности, самооценки, самоконтроля и саморазвития;

Исследовательская компетентность и культура учителей

· создание профессиональной среды для обмена опытом;

· интенсивность внедрения новых педагогических технологий;

· наличие эффективной системы повышения квалификации;

· личностные достижения учителей и их воспитанников

Качество управления

· наличие необходимых организационно-педагогических и материально технических условий;

· эффективность функционирования системы управления качеством;

· обеспеченность программно-методическими комплексами;

· наличие системы стимулирования педагогов

Удовлетворённость результатами проектной деятельности субъектов образовательного процесса

· мотивированность на достижение высоких результатов;

· положительная динамика удовлетворённости работой;

· благоприятный психологический климат;

· удовлетворение запросов родителей на оказание дополнительных оздоровительных и образовательных услуг;

· положительная динамика участия родителей в образовательном процессе

Внедрение проекта позволит:

2. Создать индивидуальный темп продвижения в развитии и обучении ребенка.

3. Обеспечить формирование умственных действий и понятий, умений самостоятельно добывать знания на достаточном уровне.

4. Повысить профессиональный уровень педагогов, создать среду для обмена опытом работы и его внедрением.

5. Создать банк методических разработок для использования данной модели педагогами 1 ступени обучения.

Возможные риски и ограничения в реализации проекта

1. Низкая мотивация отдельных учащихся и родителей в процессе реализации проекта;

2. Недостаточный уровень материально-технического и научно-методического сопровождения проекта.

Формы отчётности

1. Педагогические дневники

2. Педагогические советы

3. Публикации

4. Анализ работы участников педагогического проекта

5. Отчёт о результатах проектной деятельности

Нормативное и правовое обеспечение:

1. Конституция Республики Беларусь.

2. Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании » от 01.01.2001г. № 000-3.

3. Закон об образовании.

4. Положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь 07.07.2004г. №44 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь 06.12.2006г. № 000).

5. Образовательный стандарт «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования», утверждён постановлением Министерства образования 10.01.2007г. №2.

6. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на годы, зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 19.02.2007 №8/15912.

7. Декрет Президента Республики Беларусь от 01.01.01 г. №15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования».

8. Инструкция «Об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь», утверждённая постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 8.12.2006.2006 года № 000 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь» (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 11.06.2007 № 8/16618).

9. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений Санитарные правила и нормы 2.4.2..

11. Медико-педагогический контроль за организацией учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации. – Минск: Пачатковая школа, 2007.

Материально-техническое обеспечение:

Школа расположена в д. Лебедево Молодечненского района и представляет собой трёхэтажное кирпичное здание.

В школе имеется 2 учебный кабинет, спортивный зал, компьютерный класс, столовая совмещённая с актовым залом. На школьной территории находится стадион, игровая площадка. Имеется современная материально-техническая база.

Кадровое обеспечение:

· администрация – 2 человека;

· учителя начальной школы – 4 человека;

· учителя физической культуры и здоровья – 3 человека;

· педагог-психолог – 1 человек;

· педагог социальный – 1 человек;

· педагог-организатор – 1 человек

Финансовое обеспечение:

Школа финансируется за счёт бюджетных и внебюджетных средств .

Литература

1. Бедулина, здорового образа жизни: социально-педагогическое проектирование: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / Г. Ф. Бедулина. – Минск: Нац. Ин-т образования, 2009. – 192с.

2. Груша, М. Ю. наш здоровый образ жизни / // Адукацыя і выхаванне. – 2006. №6. – С. 33 – 39.

3. Калачевский, формы воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни учащихся / // Адукацыя і выхаванне. – 2008. - №3. – С. 55 –61.

4. Купчинов, Р. И. формирование здорового образа жизни учащейся молодёжи: пособие для педагогов / . – Минск: НИО, 2007. – 192с.

5. Основы валеолог ии и школьной гигиены; Учеб. пособие / , . – 2-е изд. – Минск: Выш. шк., 2004. – 238с.

6. Ростовцев, культуры здоровья: пособие для педагогов и воспитателей учреждений образования / , . – Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 120 с.

Приложение 1

Важнейшими модулями модели выступают:

· содержательно-проблемный – формирование у учащихся теоретических знаний основ валеологической культуры; формирование мотивации у учащихся здорового образа жизни; организация активной жизнедеятельности по формированию валеологической культуры овладение основами здорового образа жизни.

· технологический модуль – интегрирование основ валеологической культуры в учебные предметы школы; организация досуговой деятельности учащихся; деятельность кружков и научных обществ учащихся; проведение тематических дней, экскурсий, спортивных праздников, дней и недель здоровья; консультативная и реабилитационная работа психологического и медицинского кабинетов.

Разработанная модель предусматривает определенную организационную деятельность и создание условий для эффективного ее формирования:

· повышение валеологической компетентности педагогического состава общеобразовательного учреждения;

· интегрирование воспитательных усилий школы, учреждений культуры по месту жительства, семьи учащегося;

· учет индивидуальных особенностей каждого;

· организация досуговой деятельности учащихся.

Организация и практическая реализация модели формирования основ валеологической культуры у младших школьников предполагает соблюдения основных принципов, к числу которых следует отнести:

· принцип общекультурного и позитивного фона – заключается в позитивном восприятии ценностей основ валеологической культуры для боле успешного освоения их содержания;

· принцип соответствия социальной среде – содержание и организация методов формирования основ валеологической культуры младших школьников строится в соответствии с особенностями возраста;

· принцип компенсации – заключается в предоставлении учащимся возможности участия в различных видах деятельности , способствующих их духовно-нравственному развитию, формированию важных личностных качеств;

· принцип контроля – заключается в проведении валеологического мониторинга, осуществляемого при обработке полученных данных на всех этапах реализации модели формирования основ валеологической культуры у школьников 1 ступени обучения.

Модель формирования основ валеологической культуры у школьников 1 ступени обучения

left">

color:black; letter-spacing:.15pt">Валеология – интегративная наука о формировании, сохранении, укреплении и реабилитации здоровья, о факторах, его определяющих и разрушающих. Валеология как наука находится в стадии становления. Её контуры впервые обозначены (1980г.), а первые шаги в её становлении предприняты. В Беларуси разработкой педагогической валеологии занимается.

Объектом исследования валеологии является здоровье человека. Предмет валеологии – изучение путей самовосстановления здоровья, факторов, влияющих на здоровье человека, принципов формирования здорового образа жизни.

Объективные условия, побуждающие развитие и внедрение результатов валеологии в теорию и практику образовательной работы, следующие:

1. Научно-технический и социальный процесс ускоряются неизмеримо быстрее, чем физическое и психическое развитие человеческого организма.

2. Научно-технический прогресс ухудшил среду обитания человечества, что не замедлило сказаться на здоровье детей.

3. Снижение жизненного уровня населения отрицательно сказывается на питании и поддержании жизнедеятельности организма детей.

4. Малоподвижный образ жизни населения.

5. По педагогическим причинам постоянно увеличиваются нагрузки на одни и те же центры полушарий коры головного мозга, что приводит к переутомлению детей со всеми вытекающими последствиями.

О зависимости здоровья от образа жизни человека, догадывались ещё в древности. Гиппократ подчеркивал лекарственное значение физических упражнений, считал, что большинство заболеваний зависит от действий, поступков, мыслей челове­ка, условий его жизни, от природных факторов.

Важность образа жизни для охраны и укрепления здоровья - очевидная ак­сиома. Однако, несмотря на многочисленные исследования, проводимые в этой области, значимость указанной сферы жизнедеятельности ставит всё новые во­просы и противоречия, выдвигает новые требования и подходы для их решения.

­сов, выделили в науке несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной среды жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Также они определили критерии здоровья:

Для соматического и физического здоровья – я могу;

Для психического - я хочу;

Для нравственного - я должен.

И др. определили факторы, которые оказывают воздействие на здоровье человека.

Академик считает, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем.

В. Деркунская и Н. Поведенок выделили задачи воспитания валеологической культуры школьников:

1. Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.

2. Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье.

3. Становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасности поведения.

Приоритетными направлениями деятельности учреждений образования на современном этапе развития образования являются:

· обеспечение благополучия и комфортного пребывания ребенка в школе;

· ориентация на успешность обучения;

· охрана жизни и здоровья, физическое и психическое развитие детей;

· формирование с раннего возраста основ здорового образа жизни.

Внедрение основных положений валеологии в образовательный процесс и педагогическую деятельность учителей позволит обучать ребенка с учетом телесного, интеллектуального, социально-нравственного, психологического и эмоционального состояния.

Приложение 3

Критерии оценивания

адаптивной образовательной среды,

Критериями оценивания адаптивной образовательной среды будут являться следующие показатели:

Состояние здоровья на начало и конец учебного года.

Деятельность педагогического коллектива с учётом состояния здоровья, формирования здорового образа жизни. Участие в районных спортивных мероприятиях.

Критерии оценки

Диагностика состояния здоровья учащихся

Наличие программы «Здоровье учащихся»

Изучение особенностей адаптпции учащихся к школе

Мониторинг знаний учащихся основ валеологической культуры

Выявление уровня детской утомляемости на занятиях

Анкетирование родителей

Обеспеченность учебно-методическими материалами

Деятельность педагогического коллектива с учётом состояния здоровья, формирования здорового образа жизни

Выполнение режима дня

Организация питания

Организация обучения с задержкой в развитии и больных

Сотрудничество школы и семьи в работе, направленной на охрану и укрепление здоровья ребёнка

Подведение итогов работы за год