Дипломатический поступок. Почему важно быть дипломатом в повседневной жизни

Между прочим - вот что нам известно об искусстве дипломатии? Нет, ну понятно, что история человечества - это нескончаемая череда конфликтов, кризисов и катастроф. Алчность и жестокость здесь соседствуют с героизмом и милосердием, уныние и страх - с самыми смелыми устремлениями и надеждами. Но всегда, прежде чем сходились на полях сражений многотысячные армии, начинали невидимую битву за интересы своих держав переговорщики и парламентеры...

Наглядно это выглядит примерно так...

Чем цивилизованней становились отношения между народами и государствами, тем более значимой становилась роль людей, способных одерживать победы не оружием, а словом. Так дипломатия стала одной из самых престижных профессий, а дипломаты - наиболее значимыми представителями национальных элит.

Самый короткий ответ в истории дипломатии


Примечательно, но Спарта, в свое время, была единственной частью Греческого мира, которую формально не завоевал македонский правитель Филипп. После осуществления боевых действий, получив контроль над всей Грецией, Филипп направил в Спарту письмо-ультиматум с такими словами: «Если я войду в Лаконику, я сравняю Спарту с землей» . На что гордые спартанцы ему ответили:«Если» .

По слухам, царь Филипп был настолько восхищен ответным посланием спартанцев, которые на тот момент не могли выставить сильного войска, что оставил их земли в покое. Данный случай показывает значимость дипломатии, как части государственной политики. Гордый маленький народ сумел сохранить свой суверенитет.

(А нынешние правители умеют ценить и восхищаться подобными вещами? Сильно интересно!)

Кстати, стоит также отметить, что сын Филиппа - Александр Македонский, аналогично не стал вторгаться в Спарту в период своего правления...

(Вот что значит дать достойный ответ!)

Вообще, древние греки были полные молодцы по сравнению с нынешними деятелями. Вот смотрите:

Известно, что древние греки очень хорошо понимали значение правил. И даже считали, что все их обычаи (а можно сказать законы, поскольку у древних народов одно не отличалось от другого) дарованы им богами.

Поскольку же со сменой условий жизни надо было менять и обычаи, то существовала у греков такая традиция: община собиралась на форуме и выслушивала инициатора нововведений; и если хоть один из присутствующих не соглашался жить по предлагаемым правилам, то реформатора сбрасывали в пропасть или, в лучшем случае, отправляли в изгнание.

(Ну, что тут скажешь? Все по-делу!)

Вот ещё переговоры во времена оные - вроде давно, а темы все те же...

Время течет, но мало что меняется.... Лидеры всех мастей — князья, короли, президенты — вели и ведут друг с другом борьбу за власть, территории, богатства. Эта борьба, эта неспособность выйти из конфликтов мирным путем, без разрушений и крови как неприятное наследство или, как проклятие, передается от одних поколений к другим.

Что мы имеем на сегодняшний день? К третьему тысячелетию люди достигли небывалых высот в науке, технике, экономике, но по-прежнему, как и тысячи лет назад, им очень часто не удается, а порой и не хочется найти общий язык между собой, понять самих себя и друг друга и вот тут очень многое зависит от искусности дипломатов.

Есть множество остроумных высказываний известных личностей о ведении мирных переговоров не только, кстати, на международном уровне...

Вот послушайте:

Дипломат - это человек, у которого “может быть” означает “нет”, в отличие от женщины, у которой “может быть” означает “да”. Элберт Хаббард

Профессия дипломата сродни профессии фокусника. Обоим необходимы высокие котелки, и спрятанные там сюрпризы все до единого известны остальным дипломатам и фокусникам. Уилл Роджерс

Можно найти дипломатов, способных лгать больше и лучше, чем некоторые женщины, но не найдется ни одного, способного лгать быстрее. М. Шазаль

Больше всех понравился Карел Чапек:

Дипломатия: Мы, конечно, осуждаем насилие, но готовы поставлять оружие.

Ну, и конечно он - Sir Winston Leonard Spencer-Churchill


Англичане, по последним опросам, называют его самым великим гражданином Великобритании в истории страны, ставя его выше Шекспира, Ньютона, Дарвина.

Но и о нем отыскалась забавная история:

Как известно, Уинстон Черчилль, принимавший участие в англо-бурской войне в качестве военного корреспондента, попал в плен к бурам, успешно бежал и на товарном поезде сумел добраться до Мозамбика, бывшего тогда португальской колонией.

Прибыв в декабре 1899 года в Лоренсу-Маркиш (сегодня Мапуту) , он первым делом направился в британское консульство, представился и попросил о помощи. Однако после долгого путешествия в товарном вагоне выглядел он весьма непрезентабельно, и консул, приняв его за кочегара с одного из стоявших в порту кораблей, отказался признать в нем потомка рода Мальборо. Черчиллю было указано на дверь и сказано примерно следующее: "Если вы являетесь тем, за кого себя выдаете, то я - королева Великобритании" .

Оскорбленный Черчилль немедленно отправил телеграмму своим родственникам с просьбой повлиять на спесивого дипломата. На следующий день консул получил срочную депешу из Лондона: "Настоящим подтверждаем, что посетивший вас господин действительно является британским журналистом и сыном лорда Черчилля. Одновременно сообщаем, что вы не являетесь королевой Великобритании, также как и консулом Ее Величества в Лоренсу-Маркише".

Правда, говорят, что существует и более достоверная версия этой истории, согласно которой консул все-таки помог Черчиллю.

(Кстати, здание, где побывал Черчилль, сохранилось, там сейчас британское посольство и находится оно на улице Ленина (!)

Вообще, как посмотрел, дипломаты веселый народ - даже находясь в "горячих точках" чувства юмора они не теряют...

Вот такой анекдот раскопал от посла России в Египте:

"Скорпион просит лягушку переправить его через оросительный канал. Лягушка отвечает, что боится, как бы он ее не ужалил. На что скорпион заверяет ее в обратном, и лягушка на спине перевозит его на другой берег. После этого скорпион жалит ее. - За что?! - спрашивает лягушка. - Ты же обещал! - Извини, - отвечает скорпион. - Ты что забыла, что мы живем на Ближнем Востоке?"

А этот от Российского дипломата в Израиле:

"- Абрам, ты разделяешь мое мнение?- Да, дорогая. Я его разделяю, и причем на две части. Первую я отвергаю полностью, а со второй я категорически не согласен"

И о своей профессии шутят очень здорово:

"Что такое дипломатия? Дипломатия - это искусство произносить фразу "Хороший пёсик, пёсик хороший" до тех пор, пока под руку не попадётся хороший булыжник"

Или так:"Дипломат - это такой человек, который может убедить свою жену в том, что шуба её полнит".

Дипломатические курьезы

Любой турист, находясь за границей, может обратиться в свое Посольство за помощью. Но иногда эта помощь требуется в таких невероятных ситуациях, с которыми и в голову бы не пришло звонить или идти в консульский отдел.

Тем не менее, кому-то это в голову приходит… Такими случаями, наверно, может «похвастаться» любое Посольство, но именно представители Британии опубликовали список самых, мягко говоря, необычных запросов...

Например, в Риме, абонент (не назвавшись) просил перевести ему предложение, которое он собирался нанести себе в качестве татуировки.

Другой бдительный гражданин Великобритании, находясь в Стокгольме, просил проверить репутации девушки, с которой он только что познакомился.

В Камбодже обратился в Посольство Великобритании гражданин, пострадавший от нападения обезьян, причем, с требованием компенсации, извинений и гарантий, что это больше не повторится.

Монреальское консульство помогло выиграть спор одному англичанину, поспорившему о цвете британских паспортов.

И, напоследок, несколько слов о даме-дипломате, которая в свое время поразила весь дипломатический мир - Александре Коллонтай

И она действительно была удивительной - в неё влюблялись насмерть, то есть - в прямом смысле стрелялись и не один раз и это только один нюанс из её богатой на события жизни.

«Может быть, Коллонтай, писал финский дипломат Гриппенберг,иногда видела действительность в несколько более благоприятном свете, чем она была. Но ведь дипломатия это искусство делать и говорить самые неприятные вещи самым приятным образом».

А вот и Швеция, где Александра Коллонтай проживет целых пятнадцать лет!

Когда-то, 16 лет назад, Александру Михайловну выслали из Швеции по указу короля «навсегда», поэтому уже одно только появление ее в Стокгольме на высоком дипломатическом посту явилось неожиданностью. После ее приезда в правительственном вестнике мелким шрифтом была помещена заметка об отмене указа от 1914 года.

Стокгольмское общество с нескрываемым интересом ждало выступления советского полпреда.

Знаменитый шведский актер Карл Герхард писал в мемуарах: «Ее приезд в Стокгольм в качестве посланца России был большой сенсацией. Публика не сразу осознала, что одетая в меха дама, ехавшая в золотой карете, была одной из выдающихся личностей своего времени… Безусловно, это были удивительная женщина, и вокруг нее создавалась атмосфера политических салонов Парижа. Она обладала большим обаянием и тонким юмором. Она отличалась холодным умом, но умела очаровательно улыбаться. Она могла беседовать на многих языках и говорила на очаровательной смеси скандинавских языков. Ее отличали мудрость, дружелюбие и жизнеутверждающий характер». Вы подписаны

В чем секрет успешной жизни? Задаетесь таким вопросом ежедневно? Ответ прост – в вас самих. Только грамотная работа над собой может позволить достичь успеха.

Из этой статьи вы сможете узнать основные навыки дипломатического этикета, которые пригодятся в повседневной жизни.

Дипломат всегда знает, что спросить, когда не знает, что ответить.
Константин Мелихан

Умение слушать: получение информации и крепких отношений

В современном мире, большинство предельно загружено своими проблемами. С учетом сложного графика, а также (преобладают переписки в социальных сетях или телефонные звонки), люди склонны делиться своими проблемами практически с каждым. Не стоит отказывать в такой слабости. С точки зрения дипломатии, умение слушать во многом приносит плоды. Человек в дальнейшем испытывает к вам доверительные чувства, а полученная информация не всегда может быть бессмысленной.

Таким образом, проведенное за беседой с человеком время станет исключительно положительным моментом не только с точки зрения психологии.
Что стоит делать во время монолога собеседника:

  • Держитесь спокойно, смотреть следует в глаза (если это получается с трудом, то обратите внимание на тот предмет, который находится в поле зрения самого собеседника);
  • Перебивать вашего партнера по разговору можно только в исключительных случаях. Например, когда он допустил явную ошибку. Ваша реплика будет оценена, ведь, таким образом, вы демонстрируете свою концентрацию на словах собеседника и общем ходе разговора, что, несомненно, важно для общего духа беседы;
  • Периодически подчеркивайте положительное в разговоре, если речь идет о чем-то радостном или же имейте сожаление относительно негативных моментов. Заметьте, что такие действия – не признак лицемерия, а лишь проявление вежливости.

Чего не стоит делать в момент разговора:

  • Резко менять тему. Вы лишь покажете, что проблемы собеседника не имеют для вас какого-либо значения, а это вряд ли поможет заключить сделку либо наладить партнерские отношения;
  • Постоянно соглашаться или противоречить. Ключевой задачей такого разговора, является понимание проблем другого лица, а это порой не требует дополнительного словесного вмешательства;
  • Утверждать, что у вас «побед больше» или «поражений достаточно». Такие заявления лишь демонстрируют собственную эгоистичность и считаются дурным тоном.

Принятие решений: скорость не показатель качества

В дипломатической сфере есть железное правило: «если у проблемы нет решения, то стоит держать ситуацию под контролем до тех пор, пока оно не появится». Можно смело утверждать, что такой совет полностью подходит для большинства жизненных ситуаций.

Эффективность решения – это результат, к которому оно привело. Конечно, можно рискнуть, однако, в ситуациях, где речь идет о важных ценностях, риск не всегда уместен. Пока точного плана действий нет, стоит задуматься о том, как удержать ситуацию в стабильном положении.

Сделать это возможно с помощью таких дипломатических приемов:

  • Поддержка контакта с нужными людьми. Речь может идти о партнерах по бизнесу или членах , друзьях;
  • Отсутствие значимых действий. Такое положение вполне возможно. «Не навреди» - афинская мудрость, полезная в такой ситуации;
  • Не отказывайтесь от получения дополнительной информации по проблеме. Нужные данные можно взять из разных источников, главное, не упустить их.

Другое дело, когда ваше решение уже созрело. Здесь могут помочь некоторые основы дипломатического действия. Прежде чем что-то заявить:
  • Убедитесь, что это не навредит вашему имиджу;
  • Определитесь с тем, что вы действительно получите в результате такого действия;
  • Просчитайте худшие последствия.

Прагматизм должен быть рациональным, но тот, кто анализирует худший вариант развития событий всегда готов к устранению негативных последствий своего решения.

Дипломат - это человек, которому много платят за то, чтобы он долго думал, прежде чем ничего не сказать.
Дуайт Эйзенхауэр

Могу ли я стать истинным дипломатом?

Современная жизнь подталкивает нас к успеху! Стоит лишь научиться тому, что сегодня доступно каждому. Дипломатия считается важным элементом не только в пределах государства, но и отдельного человека! Так повелось еще со времен древней Греции, где, как известно, существовал культ развития человеческой личности.

Заключение

Развивайте свои дипломатические способности, практикуйте навыки и спустя короткое время сами не заметите того, как ваша жизнь изменилась в лучшую сторону!

Важным качеством при ведении любых переговоров является дипломатичность - способность подбирать слова, имеющие только положительный оттенок, передающие смысл глубокого уважения, восхищения, доверия, выгодного сотрудничества.

Дипломатичность позволяет обернуть любую распрю в повод для беседы за столом переговоров, в ходе которой обязательно каждая сторона получает определенные выгоды для себя.

Великие дипломаты предотвращали военные конфликты, устанавливали добрососедские отношения с заклятыми врагами. Тем более стоит использовать дипломатичность в своей повседневной жизни, налаживая личные связи и деловые контакты благодаря способности сглаживать любые трения.

Дипломатичность в общении

Нередко личности импульсивные не подбирают слов, выражаясь напрямик, действуя прямолинейно, но . Одну и ту же мысль можно выразить разными способами. Способ передачи информации обуславливает ответную реакцию, которая, мягко говоря, может пойти нам вовсе не на пользу.

Приведу пример: часто соседи ссорятся из-за каких-либо неудобств, которые создают друг другу. Отстаивая свои права (каждый ведь уверен в своей правоте), спорщики могут не стесняться в выражениях, красочно описывая все, что думают по этому поводу. Итог: проблема усугубляется (ведь тогда обидчик может продолжать свои действия назло), отношения портятся, что уж говорить о настроении. Противно из дома выходить! Дипломатичность может исправить ситуацию. Вместо злобных, резких высказываний можно спокойно объяснить суть неприятностей. Выразить понимание возникшей необходимости, попросить учитывать ваши интересы (однако будьте искренними, сарказм тут неуместен). Редкий человек станет упорствовать, продолжая наносить вам вред, создавать неудобства.

Еще пример: раздраженный муж, пришедший с работы, может вести себя не совсем корректно. Отвечая тем же тоном, жена разжигает конфликт на ровном месте. Подбирая нужные слова или проявив внимание, такт, можно снять напряжение. Итог: сохраненные добрые взаимоотношения, хорошее настроение.

Есть множество возможностей высказывать свое неодобрение спокойными словами, несущими положительный смысл. Говорить о проблеме, не переходя на личности. Выражать свою заинтересованность в конструктивном решении конфликтов, недоразумений, проявляя к оппоненту.

Дипломатичность в общении заключается в умении:

  • Подбирать слова, несущие положительный оттенок.
  • Проявлять уважение, к оппоненту.
  • Подчеркивать достоинства других.
  • Концентрировать внимание на преимуществах.
  • Находить взаимовыгодные решения, учитывать интересы .
  • выражать свое недовольство, исключая эмоциональность, оперируя фактами, давая неоспоримые обоснования.
  • Выражать восхищение, благодарить.
  • Настраиваться на сотрудничество, избегая конфликтов.
  • , на фактах объяснить, почему невыгодно с вами ссориться, показать выгоду хороших отношений (при острых конфликтах).

Разум, уравновешенность, положительный настрой - основные составляющие дипломатичности в общении. Не обязательно быть аристократом, чтобы проявлять это благородное качество, сохраняя дружественные взаимоотношения с окружающими.

Ключевые слова: воздействие, деловая беседа, дипломатия, жесты, манипуляция, мимика, общение, переговоры, телодвижение.

Key words: influence, diplomacy, gesture, manipulation, facial personal contact, negotiations, talks, motion.

В данной работе рассматриваются психологические аспекты коммуникативной деятельности дипломата, в частности невербальные приёмы, наиболее распространённые жесты, особое внимание уделяется так называемому нейролингвистическому программированию, а иначе говоря, основам эффективной коммуникации между людьми.

This paper discusses the psychological aspects of communication activities to the diplomat, in particular non-verbal techniques, the most common gestures, special attention is paid to the so-called neuro-linguistic programming, and in other words, the basics of effective communication between people.

В Большой Советской Энциклопедии слово «дипломатия» имеет следующее определение: «Официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Служит интересам господствующих классов. В литературе нередко принято определять дипломатию как “науку о внешних сношениях”, как “искусство ведения переговоров”» .

Цитируя Большой Юридический Словарь, это «Один из способов реализации внешней политики государства». Для успешной дипломатической деятельности необходимо хорошо знать международные отношения и положение дел в каждой стране.

«Задача дипломатии - поддерживать связь между двумя суверенными государствами при помощи переговоров», - пишет известный автор трудов по дипломатии англичанин Гарольд Николсон, британский дипломат и историк. В 1939 году он опубликовал книгу «Дипломатия», ныне считающуюся классической работой такого рода. Николсон отметил, что несмотря на то, что дипломаты общаются, используя некий общепринятый международный код (специальные фразы, выражения и слова), тем не менее даже они не застрахованы от того, что иностранные коллеги поймут их неверно.

Роль коммуникативной деятельности человека в современном мире трудно переоценить, особенно говоря о дипломатии. Речь занимает особое положение в иерархии психических процессов, благодаря чему выступает как основное средство общения, орудие мышления и является частью человеческой культуры.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.

Искусство общения - важнейший навык. Чтобы стать мастером общения, необходимо развивать самые разнообразные навыки: это и ораторское мастерство, и умение управлять конфликтом, и навыки ведения переговоров, и подстройка к собеседнику, владение мимикой, голосом и жестикуляцией.

В жизни дипломата искусство общения занимает особое место. Дипломат должен уметь общаться с разными слоями населения правильно и грамотно. Умение владеть языком – один из главных инструментов дипломата.

Для дипломата, участвующего в переговорах, работа начинается задолго до того, как он встречает своего оппонента. Прежде всего необходимо изучить проблему, которую предстоит обсуждать. Общее правило здесь простое - чем больше вы знаете, тем лучше. Еще в древние времена считалось, что хороший дипломат должен быть разносторонне образованным человеком. Аристотель в своей "Риторике" дает длинный перечень наук, которыми будущий дипломат должен овладеть, прежде чем он дерзнет показать себя на поприще внешней политики. Древнегреческие дипломаты должны были разбираться не только в текущих политических проблемах, но заодно владеть географией, историей, экономикой, военным делом и быть хорошими ораторами. Впрочем, из этого правила бывают и исключения. Когда дипломат долго участвует в сложном переговорном процессе, он, случается, слишком углубляется в детали и теряет из виду перспективу .

Переговоры, - это, в сущности, основа дипломатии и умение вести переговоры - "высший пилотаж" в дипломатической профессии. Дело это далеко не простое. У дипломатических переговоров есть ряд особенностей, благодаря которым они существенно отличаются от, скажем, переговоров в бизнесе и даже от внутриполитических переговоров .

Прежде всего, дипломат, строя свою переговорную позицию, исходит из понятия "национального интереса". Это значит, что его позиция должна быть надпартийной и не зависеть от идеологических и прочих интересов.

В ходе переговоров обычно используются все средства давления на противника. Участники начинают с изложения своих исходных позиций, часто включающих завышенные требования, и нередко делают это в ультимативной форме. Во время переговоров между соперниками, для того, чтобы вызвать замешательство противника, стороны нередко выставляют дополнительные требования в моменты, когда все основные параметры будущего соглашения, казалось бы, уже согласованы. Очень часто используется увязка объективно не связанных или слабо связанных между собой вопросов. Переговоры между соперниками обычно сопровождаются пропагандистской кампанией в средствах массовой информации, рассчитанной на то, чтобы оказать еще большее давление на противника.

Участие в переговорах такого типа связано с большими психологическими нагрузками. Важно воздерживаться от эмоциональных реакций, на что противник часто и рассчитывает. Важно также не отвергать его предложения с порога, но стараться найти в них позитивные элементы и перефразировать так, чтобы получилась приемлемая формулировка. Даже в самой накаленной атмосфере желательно чаще говорить "да" с оговорками, чем однозначное "нет".

Психологическая подготовка к деловой беседе и настрой на партнера - дело очень важное, но не решающее. Результат зависит от подготовленности, но определяется тем, как будет построен сам разговор. Для того чтобы не совершать очевидных ошибок в построении беседы, психологи предлагают воспользоваться следующими основными принципами .

1. Рациональность. В ходе беседы необходимо вести себя сдержанно, даже в том случае, если партнер проявляет эмоции. Почему? Во-первых, неконтролируемые эмоции всегда отрицательно сказываются на решении. Вo-вторых, существует психологическое правило, которое гласит: «В дискуссии побеждает тот, кто более спокоен». Спокойствие и рациональность - лучший ответ на всплеск эмоций со стороны партнера.

2. Понимание. Необходимо постараться понять собеседника. Ведь он пытается объяснить свою позицию, довести до собеседника свое мнение, но из-за невнимания к его точке зрения не может достичь цели. А это вызывает раздражение и грозит взаимонепониманием позиций. Прежде чем влиять на позицию партнера по общению, следует ее понять.

3. Внимание. Установлено, что в процессе беседы уровень концентрации внимания колеблется. И это происходит даже тогда, когда отсутствуют отвлекающие факторы. Концентрация и внимание на протяжении беседы неодинаковы. Психика человека устроена таким образом, что в процессе получения информации ему время от времени требуются перерывы. В эти моменты внимание непроизвольно рассеивается, и собеседник на несколько минут как бы «выпадает», выключается из разговора. В такие моменты следует вербально или невербально привлечь его внимание, восстановить разорванный контакт. Лучший способ для этого - задать вопрос: «Вы меня слушаете?»

4. Достоверность. В беседе не следует давать ложную информацию даже тогда, когда это делает собеседник. Иначе тактический может обернуться стратегическим поражением.

5. Разграничение. Установление границы между собеседником и предметом разговора - очень важный психологический принцип. В процессе общения мы зачастую отождествляем то, что говорит партнер, с ним самим или даже с нашим отношением к нему. Приятная информация, сообщенная неприятным собеседником, теряет половину своей привлекательности. Наше личное отношение к человеку, которого мы недолюбливаем, часто затрудняет объективную оценку информации, им сообщаемой. Чтобы этого избежать, следует обращать внимание, прежде всего на то, что именно сообщается, а не на то, и как сообщает.

Как и в любой другой технологии, в НЛП существует огромное количество приёмов .

1. Раппорт. Раппорт - это довольно хрупкие формы обратной связи в процессе общения, вызывающие в собеседнике ощущение того, что его понимают, что он нравится. В случае хорошего раппорта у собеседника появляется чувство доверия к коммуникатору. В дипломатической деятельности умение правильно создавать «раппорты» может оказаться очень полезным, поскольку у дипломата, вызывающего доверие, вести переговоры получится более успешно, чем у его коллеги, доверия не вызывающего.

В ходе установки раппорта важно суметь подстроиться. Подстройка бывает:

Подстройка к позе. Когда создаётся раппорт, следует сначала принять ту же позу, что у партнера - «отразить» позу партнера.

Подстройка к дыханию. Здесь возможны варианты: подстройка к дыханию бывает прямая и непрямая. Прямая подстройка - начать дышать в том же темпе, что и партнёр. Непрямая подстройка - согласование с ритмом дыхания партнёра какой-то части своего поведения, например, качание рукой в такт дыханию партнера, или говорить в такт его дыханию, то есть на его выдохе. Прямая подстройка более эффективна при создании раппорта.

Подстройка к движениям. Она более сложна, чем предыдущие виды подстройки, потому что и поза, и дыхание - это нечто относительно неизменное и постоянное, это можно рассмотреть и приступить к копированию постепенно. Движение - относительно быстрый процесс, в этой связи от коммуникатора потребуется, во-первых, наблюдательность, и во-вторых, нужно заранее подумать о том, чтобы партнер не смог осознать действия коммуникатора.

«Отзеркаливание» должно быть крайне осторожным и деликатным, иначе оно вызовет прямо противоположную реакцию. За подстройкой следует ведение, когда коммуникатор, изменяя свое поведение, вызывает изменения в поведении партнера. Первичное ведение так же является проверкой, насколько хорошо работает раппорт.

2. Ключи глазного доступа. Человек устроен так, что в то время, когда он думает и говорит, происходит движение его глазных яблок. Наши глаза демонстрируют особенности памяти и процесса мышления, показывают, каким образом человек получает доступ к информации, закодированной в нашем мозгу. При разговоре с собеседником можно заметить, что его глаза находятся в постоянном движении.

Для дипломата важно не только уметь правильно интерпретировать взгляды, но и следить за собой, контролировать себя.

Взгляд вверх и влево: визуальная память. Это хранимые визуальной памятью образы прошлого. Сюда входят и сны, сконструированные образы, которые уже были “увидены” ранее.

Взгляд вверх и вправо: конструирование визуальных образов. Как правило, здесь человек конструирует образы, которые он не видел.

Взгляд горизонтально налево: аудиальная память. Запомненные звуки (звуки речи, мелодии, часто номера телефонов, запомненные стихи без фокусировки на смысле - ритмичное запоминание).

Взгляд горизонтально вправо: аудиальное конструирование. Обычно это конструируемая речь или конструирование звуков с новым тембром, ритмом, высотой и т. д.

Взгляд вниз налево: внутренний диалог. Внутренний диалог является комментарием опыта. Внутренний диалог может быть орудием рационального логического мышления.

Взгляд вниз вправо: чувства. В этот момент человек может получить доступ к эмоциям и к кинестетическим переживаниям. Характерная поза для людей, находящихся в депрессии: голова опущена, “поникший” вид, взгляд вниз вправо (или вниз влево).

Расфокусированные глаза: человек находится не менее чем в двух системах. Например, слышит и видит, видит и чувствует, а возможно, все вместе. Такое состояние называют легким трансом измененным сознанием.

3. Разрыв шаблона. Многие наши действия совершаются по определенной программе, повторяемой сотни и тысячи раз без изменений: приветствие, рукопожатие, курение. Когда встречаются знакомые и спрашивают: «Как дела?», их на самом деле не интересует состояние дел - они просто действуют по программе, которая называется «приветствием» и которая предусматривает шаблонный ответ: «Нормально» на шаблонный вопрос.

Можно вопрос: «Как дела?» ответить: «Ужасно, скоро помру»; или начните подробно рассказывать о своих делах: «Да вот, представляешь, вчера в метро на Василеостровской все ноги оттоптали, а сегодня не услышал будильник, проспал, на лекцию опоздал. Я вообще-то хотел пораньше лечь, но не получилось: сначала телевизор с соседями смотрели, а потом я вспомнил, что мне ещё много дел делать надо…». Такое поведение не соответствует общепринятой программе и вызывает у партнера замешательство. И этой ситуацией замешательства можно воспользоваться - если старая программа поведения, старый шаблон у партнера сломан, возможно навязать ему новую программу.

Это очень хороший и эффективный приём, но применять его в дипломатической практике следует с особой осторожностью, т.к. необходимо соответствовать строгому дипломатическому протоколу, нарушение которого чревато серьёзными последствиями не только для имиджа конкретного дипломата, но и для международных отношений

Эти основные аспекты языка телодвижений помогут дипломату произвести хорошее впечатление на окружающих .

Лицо. Лицо должно быть оживлённым, больше улыбок, но в меру. Необходимо следить за зубами, чтобы иметь возможность ими сверкнуть.

Жесты. Жесты должны быть выразительными, но тоже в меру. Во время жестов нельзя растопыривать пальцы, а руки следует держать ниже уровня подбородка, не скрещивая руки и ноги.

Движения головы. Следует чаще кивать, подтверждая сказанное собеседником, а слушая – склонять голову набок. Подбородок держать поднятым.

Зрительный контакт. Зрительный контакт не должен вызывать чувства неловкости и дискомфорта. Если национальные традиции не запрещают смотреть прямо в глаза собеседнику, то те, кто смотрит прямо, завоёвывают больше доверия, чем те, кто предпочитает смотреть в сторону.

Осанка. Слушая, следует наклоняться вперёд. Говоря, стоять прямо.

Территория. Стоять следует на комфортном расстоянии от собеседника. Если собеседник отступает, не следует приближаться к нему.

Зеркальность. Обладая навыками отзеркаливания, можно незаметно копировать сигналы языка, телодвижений собеседников.

Психолого-политические качества дипломата проявляются в его активности, поведении, работе и дипломатической деятельности. Дипломатия - профессиональная трудовая деятельность и, более того, деятельность научно-практическая. В той же мере она такая же научная дисциплина, как физика, математика, биология, только ее предметом является власть, "психолого-практическое поле власти", не менее природное, нежели поле гравитационное или магнитное.

Выбор средств воздействия на состояния людей и применение к ним методов управления предполагают исключительно высокие характеристики для самого дипломата - обладание развитыми самоконтролем, саморегуляцией, самоуправлением и самовоспитанием, знаниями в области практической психологии.

Выбирая между средствами воздействия, дипломат рискует, как ни в одном другом виде трудовой деятельности. От ответственности его освобождает только успех, победа. В случае поражения его ждет или прекращение карьеры (политическая смерть), осуждение или террор (физическая смерть), запрет на профессию (профессиональная смерть), дискредитация в средствах массовой информации и исторической литературе (моральная смерть). Выбор средств сопряжен с тяжелыми психологическими переживаниями, с исключительно трудными решениями.

Основные проблемы, с которыми мне пришлось столкнуться в ходе подготовки этой работы, заключаются в отсутствии достаточного количества литературы, посвящённой психологическим аспектам коммуникативной деятельности конкретно в дипломатии.

11. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://bse.sci-lib.com (дата обращения: 21.10.2010).

12. Горин С. А. А вы пробовали гипноз (стенограммы семинаров). М., Лань, 1995. – 208 c.

14. Пеке А. Рассуждение об искусстве переговоров / пер. с фр. Л. Сифуровой. – М.: Научная книга, 2004. – 192 c.

15. Попов В.Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия – наука и искусство: Курс лекций / В. Белов. – М: Междунар. отношения, Юрайт-Издат, 2006. – 575 c.

16. Рытченко Т.А., Татаркова Н.В. Психология деловых отношений. –М.: МГУЭСИ, 2001. – 91 c.

Умение дипломатично выходить из сложных ситуаций - ценный навык секретаря. Выдержка и самообладание помогут найти подход к руководителю и коллегам. Можно ли научиться дипломатичности или это качество, с которым нужно родиться?

Из этой статьи вы узнаете:

Среди требований к профессиональному помощнику руководителя встречаются такие термины как сдержанность, тактичность, самообладание. Всех их можно объединить словом «дипломатичность ». Его вспоминают, когда речь идет о политике и юриспруденции. В бизнес-среде эта черта характера не менее значима. Дипломатичный человек анализирует ситуацию, перед тем, как действовать. Он тактичен и объективен, умело справляется с собственной самоуверенностью, действует тонко и рассудительно.

Дипломатичность – что это : свойство характера или навык общения

Мы часто слышим, как тактичного рассудительного человека называют «прирожденным дипломатом». К таким людям причисляют успешных лидеров, наделенных обаянием, чувством юмора, развитыми волевыми качествами. Дипломатичность - это черта всесторонне развитой, зрелой личности, обладающей высоким интеллектом. Ее относят к этическим качествам и часто ошибочно характеризуют как избегание конфликтов. Истинный дипломат не прячется от проблем, а решает их по-деловому, приводя убедительные доводы и уважая противоположную сторону.

Природное обаяние - фундамент для искусства дипломатии. Человек, стремящийся овладеть им, должен не просто быть приятным и вежливым в обыденной жизни. Ему необходимо глубокое знание психологии общения. Профессионал добивается цели без малейшего давления, чувствуя собеседника. Такой навык важен для любого профессионала, в том числе секретаря, который часто становится связующим звеном между руководством и коллективом.

Трудно классифицировать как врожденную черту. Скорее это совокупность опыта и знаний, стратегия, рассчитанная на трансформации человеческого поведения.

Дипломатичность в общении : какими навыками владеет дипломат

В повседневном общении дипломатичность проявляется, прежде всего, как умение выстраивать диалог. Большинство людей довольно импульсивны и привыкли выражаться напрямик. Владеющий искусством дипломатии умеет выражать одну и ту же мысль различными способами. Выбранный способ передачи информации определяет ответную реакцию. - это умение предугадать ее.

Дипломатичное поведение укрепляет деловые и личные связи. Оно помогает обернуть любой конфликт в тему для переговоров. При этом переговоры будут взаимовыгодными.

В рабочей среде любой конфликт можно обратить на пользу его участникам. Спор становится поводом для обсуждения рабочих моментов. Когда все стороны удовлетворены принятым решением, конфликт считается исчерпанным.

В опроснике противопоставлены факторы прямолинейности и дипломатичности . Тест позволяет оценить отношение личности к окружающей действительности и другим людям. Он характеризует тактическое мастерство, которое вместе с высоким интеллектом и лидерскими качествами, является признаком дипломата.

Люди, получающие высокие оценки по данному фактору - независимы интеллектуалы со сложной натурой. Это лидеры аналитических дискуссий, личности, формирующие функциональные групповые решения.

Как развить дипломатичность

Выстраивание отношений с руководством и коллегами - неотъемлемая часть работы секретаря. Конфликты и недопонимание негативно сказываются не только на обстановке в коллективе, но и на производительности труда. Длительная работа над собой поможет овладеть искусством дипломатии и избавит от многих трудностей.

Чтобы понять, что значит дипломатичность для помощника руководителя, вспомните последний конфликт с вашим начальником и попробуйте найти взаимовыгодное решение. В качестве примера предлагаем случай из практики.

Помощник нескольких руководителей: какие трудности возникнут и как с ними справиться

Валерия ГРИШЕЧКИНА,эксперт в области администрирования

В моей практике был один руководитель, который в буквальном смысле использовал меня как «подушку безопасности» в общении с руководителями других департаментов. В сложных случаях, когда моей компетенции не хватало, и я пыталась донести до него, что вопросы нужно согласовывать именно с ним, он утверждал, что я не умею договариваться. При этом все начальники изливали друг на друга потоки негатива через меня.

Чтобы развить навыки дипломатичного поведения, следуйте следующим рекомендациям :

  • Не принимайте конфликты на личный счет

Спокойствие - залог дипломатичного поведения. Постарайтесь понять, чем вызвано недовольство оппонента и предложите взаимовыгодное решение. Действуйте в интересах дела, а не в пользу личных амбиций.

  • Избегайте поспешных выводов

Не провоцируйте конфликт до того, как выяснили мотивацию оппонента. Почувствуйте, что движет собеседником , и только после этого выстраивайте диалог. Так вы избежите конфликта и укрепите свою репутацию рассудительного и взвешенного человека.

  • Не допускайте двусмысленности

Исключите из речи выражения, допускающие двойную трактовку. Оперируйте точными фактами и проверенной информацией. Если вы недостаточно знаете собеседника, избегайте ироничных интонаций и шутливых выражений.

  • Не отчаивайтесь в случае неудачи

Реакция собеседника не всегда соответствует нашим ожиданиям. Отрицательный результат - источник информации для анализа. Ключ к несговорчивому оппоненту может оказаться в самом неожиданном месте. Неудача - это подсказка, где его искать.

Считают красивым синонимом хитрости. Различие состоит в том, что дипломатичный человек способен извлечь пользу из конфликтной ситуации и найдет взаимовыгодное решение. Никто не становится дипломатом с рождения. Это тонкое искусство дается с большим трудом, но помогает всю жизнь. Найти общий язык можно с любым человеком. Попробуйте сделать это искренне, и коллеги станут единомышленниками, а руководство поможет развитию карьеры.