Что значит хокку. Как написать хокку: японская поэзия для всех. Общее и частное в хокку

Представленная информация не предназначена для самолечения. Не гарантируется ее точность и применимость в вашем случае. Обращайтесь к врачам-специалистам!

Мы проводим во сне едва ли не треть жизни. Очень важно уметь спать правильно, так, чтобы позвоночник по ночам действительно отдыхал, а не подвергался дополнительной нагрузке.


Бытуют различные мнения о правильном положении тела в постели. Особенно часто приходится слышать о вреде сна на спине.


В большинстве случаев данное утверждение представляется необоснованным.


Вредно подолгу лежать на спине может быть разве что беременным женщинам на поздних сроках, а также очень полным людям. Большой живот создаёт усиленную нагрузку на позвонки поясничного отдела.


Нежелательна упомянутая спальная поза для «сердечников» и астматиков, для храпунов.


Здоровому же человеку ни в коей мере не воспрещается лежать в «прямой» позе.


Другое дело, что любителям дремать на спине нужно очень тщательно позаботиться об удобном спальном месте. Чересчур мягкая или чересчур жёсткая поверхность кровати не повторяет естественных изгибов позвоночника. В первом случае мы глубоко проваливаемся уютную в ямку перины и наутро просыпаемся уставшими, а во втором - не можем как следует расслабиться.


Решить проблему поможет небольшая и не слишком воздушная подушка (лучше всего - ортопедическая) под голову и невысокий гибкий валик под поясницей. Валик легко сделать из какой-нибудь ткани вроде фланели.


В дополнение скажем, что спать на животе тоже следует лишь при определённых условиях - с подложенным под стопы валиком, позволяющим немного согнуть ноги в коленях, и без подушки под головой.


А людям, которые предпочитают засыпать на боку с подогнутыми ногами порекомендуем особенно тщательно регулировать положение шейного отдела позвоночника и не подгибать к животу обе ноги. Одну ногу подгибайте, а вторую вытягивайте во всю длину.

Другие варианты позы для сна

Постарайтесь не привыкать строго к одной позе. У любой позы, если оценивать очень придирчиво, есть свои преимущества и недостатки; чередование компенсирует «минусы» и подчеркнёт «плюсы».


Помните, что лучший советчик в поиске ответа на вопрос «Как лучше спать?» - ваше собственное тело. Если вы утром чувствуете ломоту и дискомфорт в спине, постарайтесь запомнить, в каком положении вы проснулись, и избегать его впоследствии.


Спокойной ночи вам, приятных снов и, конечно же, здоровья!

ЗдПолезно ли спать, лежа на спине, или это вредно для организма? Здоровый сон считается одним из важных условий для нормальной жизнедеятельности человека, поэтому вопрос, как спать правильно, серьезно обсуждается медицинскими светилами.

Как спит человек, какую позу он принимает, не менее важно, чем окружающая обстановка и время отдыха. В каждой позе по-разному протекает работа систем организма, в зависимости от того, на какую систему направлена нагрузка, замедляется или ускоряются внутриклеточные метаболические процессы.

Когда ночь спал крепко, но поза была неудобной, просыпаешься утром разбитым.

Поэтому важно не только высыпаться, а знать, как нужно правильно спать. На спине, на животе, на боку, свернувшись калачиком, на твердом матрасе или на мягкой перине.

Позы для ночного отдыха

Каждый человек спит в своей любимой позе, которую он принимает автоматически. Многие во сне – особенно дети – по несколько раз переворачиваются.

В какой позе спать полезно?


  1. Дети чаще всего засыпают, перевернувшись на живот. Ребенку можно спать носом в подушку, не задумываясь, как утром будет выглядеть лицо. У взрослых после подобного положения на лице отпечатываются все складки. И чем старше взрослый, тем труднее от них избавиться. А еще сон на животе не дает позвоночнику расслабиться полностью. Кстати, народные целители считают, что сон на животе у взрослого человека свидетельствует о скрытых проблемах с органами брюшной полости.
  2. Позу эмбриона принимают люди, которые себя чувствуют не очень уверенно. Они стремятся хотя бы во сне защититься от неуютного окружающего мира. Недостатков у этого положения масса: нагрузка на согнутый позвоночник, сдавливание внутренних органов, нарушение кровоснабжения в нижней конечности, на которую приходится основная нагрузка. Следы ото сна остаются не только на лице, но и на шее.
  3. Большинство людей на вопрос о позе для сна отвечают: «Я сплю на боку» . Эта поза более удобна для взрослого, но позвоночник расслабляется при следующих условиях: ровный матрас и низкая упругая подушка. При ином раскладе и шея находится во время сна в неестественном положении, и на одной из щек остаются некрасивые складки.
  4. Считается самым полезным спать на спине. Это поза способствует расслаблению всех органов, пищевод оказывается выше желудка.

К сожалению, многие после позы на спине чувствуют менее отдохнувшими, чем при остальных положениях. Кому и почему нельзя спать на спине?

Противопоказания для отдыха на спине

Общеизвестно, что беременным нельзя принимать эту позу даже для отдыха на поздних сроках, в конце II и начале III третьего триместра. Матка давит на полую вену, и у плода может развиться гипоксия.

Но пока срок небольшой, можно беременным спать на спине и нужно – это лучшее положение для разгрузки позвоночника и органов дыхания. Только в этой позе легкие расправляются полностью.

При сердечной недостаточности возрастает риск апноэ – остановки сердца в связи с недостатком кислорода. Предрасположенность выявляет врач по клинической картине, результатам обследования и жалобе на сильный храп во время сна.

Провоцирующим факторами для храпа являются:


  • нарушение работы ЦНС – центральной нервной системы;
  • ослабление связочного аппарата области гортани: потери тонуса мягкого неба, западание язычка;
  • смешанная причина, объединяющая оба фактора.

В позе на спине язычок перекрывает гортань почти полностью.

Нельзя спать на спине, когда болит горло и вследствие инфекционного заболевания.

В этом положении слизь стекает по задней стенке горла, и во сне можно захлебнуться. Физиологичен для младенцев и маленьких деток сон на боку из-за возможности срыгивания.

Всем остальным стоит задуматься о сне в правильной позе. Особенно женщинам, которые беспокоятся о своем внешнем виде.

Как научиться засыпать на спине

Самым радикальным способом, как научиться спать на спине, является совет – привязать себя к кровати. В первую ночь заснуть не удастся, во вторую, на третью получится точно. Но будет ли полноценным подобный отдых «из-под веревки»?

Менее жесткий метод – замучить себя морально и физически и плюхнуться на спину. Мгновенно проваливаешься в сон… Но гарантии, что не перевернешься, нет.

Если спать на спине не получается, стоит проанализировать, почему?

Может быть, неудобные постельные принадлежности? Проваливается матрас, впивается диванная пружина, слишком высокая или низкая подушка заставляет откидывать голову назад или прижимать к груди. Изменив условия для засыпания, удастся освоить нужное положение.


Не всегда и кровать нужно менять. Достаточно приобрести специальные приспособления для сна: ортопедические подушки и матрас, лёгкий плед вместо тяжелого одеяла, специальный ортопедический воротник, валик под ноги.

Некоторые отказываются спать на спине, объясняя: «Болит спина, когда так сплю» . Эта жалоба – сигнал к тому, чтобы проверить позвоночник, даже если в другом положении неудобство не испытываешь. В некоторых случаях от болей позволяют избавиться несколько сеансов массажа или занятия лечебной физкультурой с подбором правильных упражнений.

Бывает, что позу эмбриона или на боку принимают потому, что на спине лежать неудобно. Если обложить себя подушками, так, чтобы было невозможно перевернуться, освоить засыпание «не в своей» позиции получится быстрее.

Некуда девать руки? У йогов есть поза шавасана, в которой верхние конечности находятся под головой. Может тогда и подушки не понадобится?

Тем, кто имеет проблемы с сердечно-сосудистой системой, вследствие чего руки периодически затекают, с йогой лучше не экспериментировать.

Чтобы настроиться на сон, перед ним лучше всего выпить горячего чая с мятой или стакан молока с медом, почитать бумажную книжку, откинуть дневные заботы. Расслабившись, уснуть можно даже в непривычной позе.

Какова правильная поза для сна и как ее выбрать в зависимости от особенностей организма? Человек проводит спящим около одной третьей части своей жизни. Это период, когда тело пребывает в состоянии покоя. На время, пока человек спит, у него замедляется сердечная деятельность и дыхание, отключается сознание, мышцы находятся в расслабленном состоянии. Но и этого может оказаться недостаточным, для того чтобы полноценно отдохнуть.

Чтобы организм смог как следует восстановиться, нужно принимать во сне правильное положение. Но чтобы его выбрать, необходимо принять во внимание особенности организма конкретного человека. Поза, удобная для одного человека, может оказаться неправильной и даже вредной для других людей.

Сон на животе обладает как преимуществами, так и недостатками. Положение считается удобным при сравнении с прочими, но при этом не самым полезным. На животе люди засыпают намного легче, и потому большинство избирают именно такое положение.

Поза для сна: на животе

Но медики утверждают, что спать так стоит разве что в тех случаях, когда часто ощущается дискомфорт в пищеварительных органах. При укладывании на живот удается снизить неприятное чувство сдавливания.

Плюсы такого положения на этом заканчиваются, после чего начинаются минусы.

Когда человек спит или просто лежит на животе, голову он поворачивает набок. Одна из артерий позвоночника при этом сгибается и придавливается. Из-за этого происходят нарушения в мозговом кровообращении. Легкие человека, лежащего на животе, неспособны полностью расправиться из-за сдавленной грудной клетки. Дыхание при этом становится затрудненным.

У людей, спящих на животе, могут возникать сложности сексуального характера. В такой позе под тяжестью тела на внутренние органы оказывается неблагоприятное давящее воздействие. Постепенно в нижней части живота может нарушиться кровообращение, что напрямую оказывает влияние на здоровье человека в сексуальном плане.

Косметологи также не рекомендуют подолгу лежать на животе. Это может спровоцировать возникновение ранних морщин, углубить носогубные складки. Женщины, любящие спать в таком положении, приобретают складки и морщины на груди, которые убрать будет достаточно трудно. По утрам после такого сна лицо может отекать.

Стоит ли спать в положении на боку

Наиболее естественной для спящего человека считается поза, при которой он лежит на боку. Ее нередко сравнивают с положением, которое принимает плод в утробе матери, и этим обусловлено ее название: поза зародыша или эмбриона. Можно встретить и такое мнение, что при положении во сне на левом боку человек продлевает себе жизнь. Считают, что это утверждение бытует в тибетской медицине.

Плюсы положения на боку в первую очередь могут оценить те, у кого неполадки с поясницей. Позвоночник, расположенный таким образом, принимает наиболее естественный изгиб, при котором спина может полноценно отдохнуть.


Поза для сна: на боку.

Другие достоинства лежания на боку: уменьшаются неприятные ощущения при таких проблемах, как изжога и несварение. Поза поможет справиться и с храпом.

Недостатки позы тоже есть. Нередко после такого сна возникают боли в области шеи. При наличии гипертонии на левом боку лежать не стоит. Для сердца при этом будет лишняя нагрузка. Надо иметь в виду, что при лежании на боку на той стороне лица, которая прикасается к подушке, появляются морщины.

Полезно ли спать на спине

Если человек предпочитает спать на спине, про него иногда говорят, что он почивает по-королевски.

Достоинства эта поза во время сна имеет немалые, что и заставляет считать ее достаточно благоприятной. При сколиозе рекомендуется спать именно так. Если человек, получивший некогда травму спины, спит в такой позе, он ощутит, как расслабляются мышцы, и уходит излишек напряжения в районе позвоночника.


Поза для сна: на спине

Для гипертоников такое положение представляется наилучшим вариантом. На сердце при этом оказывается равномерная, посильная нагрузка. Но вот для тех, кто страдает апноэ, храпом, такая позиция для сна противопоказана.

Не так-то просто приучить себя к новому, непривычному положению для сна. Позы спящего человека соответствуют его характеру, наиболее подходящему для него типу психологической защиты, природе личности. Но со временем, избрав для себя оптимальное положение на кровати, к нему привыкают все.

Выбирая для себя удобную позу на время отдыха, особенное внимание обращайте на положение, которое принимает шея. Кровь должна без препятствий проходить к головному мозгу: это обеспечит вам здоровый и спокойный сон.

Хокку (хайку) - это вид японской поэзии. Оригинальное японское трехстишие состоит из 17 слогов, которые записывают в один столбец. Самым известным автором хокку является Мацуо Басё. Впрочем, уже у него встречаются отступления от нормы слогового состава. Особыми разделительными словами - кирэдзи (яп. кирэдзи - «режущее слово») - текст хайку делится в отношении 2:1 - либо на пятом слоге, либо на двенадцатом.

Зарождение хокку

Слово «хокку» первоначально означало начальную строфу другой японской поэтической формы - рэнга (яп. рэнга - «нанизывание строф»). С начала периода Эдо (XVII век) хокку стали рассматриваться и как самостоятельные произведения. Термин «хайку» предложил поэт и критик Масаока Шики в конце XIX века для различения этих форм. Генетически восходит к первой полустрофе танка (хокку буквально - начальные стихи), от которого отличается простотой поэтического языка, отказом от прежних канонических правил.

В своём становлении хайку прошло несколько этапов. Поэты Аракида Моритакэ (1465-1549) и Ямадзаки Сокан (1465-1553) представляли себе хокку как миниатюру чисто комического жанра (такие миниатюры впоследствии получили название сенрю. Заслуга превращения хокку в ведущий лирический жанр принадлежит Мацуо Басё (1644-1694); основным содержанием хокку стала пейзажная лирика. С именем Ёса Бусона (1716-1783) связано расширение тематики хокку. Параллельно в XVIII веке развиваются комические миниатюры, выделившиеся в самостоятельный сатирико-юмористический жанр сэнрю (яп. сэнрю ­ - «речная ива»). В конце XVIII - начале XIX веков Кобаяши Исса ввел в хайку гражданские мотивы, демократизировал тематику жанра.

В конце XIX - начале XX веков Масаока Шики приложил к хокку заимствованный из живописи метод сясэй (яп. сясэй? - «зарисовки с натуры»), способствовавший развитию реализма в жанре хайку.

Как понять хокку

При переводе хайку на западные языки традиционно - с самого начала XX века - местом возможного появления кирэдзи соответствует разрыв строки, так что хайку представляет собой трёхстишие слоговой структуры 5-7-5.

В 1970-е годы американский переводчик хайку Хироаки Сато предложил в качестве более адекватного решения записывать переводы хайку как моностихи; вслед за ним канадский поэт и теоретик Кларенс Мацуо-Аллар заявил, что и оригинальные хайку, создаваемые на западных языках, должны быть однострочными.

Встречаются - среди переводных и оригинальных хайку - и двустрочные тексты, тяготеющие к слоговой пропорции 2:1. Что касается слогового состава хайку, то к настоящему времени и среди переводчиков хайку, и среди авторов оригинальных хайку на разных языках сторонники соблюдения 17-сложности (и/или схемы 5-7-5) остались в меньшинстве.

По общему мнению большинства теоретиков, единая слоговая мера для хайку на разных языках невозможна, потому что языки значительно отличаются друг от друга средней длиной слов и, следовательно, информационной ёмкостью одинакового количества слогов. Так, в английском языке 17-ти слогам японского текста в среднем соответствуют по информационной ёмкости 12-13 слогов, а в русском, напротив, около 20-ти. Поскольку жанр - это формально-содержательное единство, для хайку важны отличающие его смысловые характеристики. Классические хайку обязательно строятся на соотнесении человека (его внутреннего мира, биографии и т. п.) с природой; при этом природа должна быть определена относительно времени года - для этого в качестве обязательного элемента текста используется киго (яп. киго - «сезонное слово»).

Чаще всего повествование ведётся в настоящем времени: автор представляет свои переживания. В сборниках хокку каждое стихотворение часто печатается на отдельной странице. Это делается для того, чтобы читатель мог вдумчиво, не торопясь, проникнуться атмосферой стихотворения.

Чтобы правильно понять хокку нужно вчитываться в каждое слово, представляя его. Для японцев в каждом явлении природы скрыт тайный смысл на уровне ассоциаций. Например, часто авторы упоминают сакуру. Это цветущая вишня. Растение, полностью покрытое белыми цветами представляется чем-то молодым, навинным и первозданным. Подобные образы придают хокку атмосферу таинственности и недосказанности.

Недаром европейцы считают, что хокку пробуждает зависть: сколько западных читателей мечтали так прогуливаться по жизни с блокнотиком в руке, отмечая здесь и там некие «впечатления», краткость которых была бы гарантией совершенства, а простота - критерием глубины (и все благодаря мифу, состоящему из двух частей, одна из которых - классическая - делает лаконизм измерением искусства, другая - романтическая - в импровизации усматривает правдивость). Будучи абсолютно понятным, хокку при этом ничего не сообщает, и именно благодаря этому двойному условию оно, кажется, преподносит себя смыслу с услужливостью воспитанного хозяина, который предлагает вам чувствовать себя у него как дома, принимая вас со всеми вашими привязанностями, ценностями и символами; это «отсутствие» хокку (в том смысле, какой имеется в виду, когда говорят об отвлеченном сознании, а не об уехавшем хозяине) чревато соблазном и падением - одним словом, сильным вожделением смысла.

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

Тополиные листья

Перед грозой неземного цвета.

Покорны стихии.

Где ты, Вселенная?

Днем суета. Ночью тусклые звезды.

Равнодушие мегаполиса.

Япония - это страна с очень своеобразной культурой. Формированию ее в значительной мере поспособствовали особенности географического положения и геологические факторы. Японцы смогли обжить долины и побережье, однако постоянно страдают от тайфунов, землетрясений, цунами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что их национальное сознание обожествляет природные силы, а поэтическая мысль стремится проникнуть в самую суть вещей. Это желание воплощается в лаконичных формах искусства.

Особенности японской поэзии

Прежде чем рассматривать примеры хокку, необходимо обратить внимание на особенности искусства Страны восходящего солнца. Лаконичность эта выражается по-разному. Она свойственна и японскому саду с его незаполненным пространством, и оригами, и произведениям живописи и поэзии. Главные принципы в искусстве Страны восходящего солнца - это естественность, недосказанность, а также минимализм.

В японском слова не рифмуются. Поэтому в данном языке не могла сложиться привычная для отечественного обывателя поэзия. Однако Страна восходящего солнца подарила миру не менее прекрасные произведения под названием хокку. В них сокрыта мудрость восточного народа, его непревзойденное умение познавать посредством природных явлений смысл бытия и сущность самого человека.

Хокку - поэтическое искусство Страны восходящего солнца

Бережное отношение японцев к своему прошлому, к наследию древности, а также строгое соблюдение правил и норм стихосложения превратило хокку в подлинный вид искусства. В Японии хокку является отдельным типом мастерства - например, как искусство каллиграфии. Свою подлинную емкость оно обрело в конце XVII века. На непревзойденную высоту сумел его поднять известный японский поэт Мацуо Басе.

Человек, который изображается в стихотворении, всегда находится на фоне природы. Хокку призвано передавать и показывать явления, но не называть их прямо. Эти коротенькие стихи иногда называют «картинами природы» в поэтическом искусстве. Неслучайно к хокку создавались и художественные полотна.

Размер

Немало читателей задаются вопросом о том, как написать хокку. Примеры этих стихотворений показывают: хокку - это коротенькое произведение, которое состоит всего лишь из трех строк. При этом первая строка должна содержать в себе пять слогов, вторая - семь, третья - также пять. В течение столетий хокку были основной поэтической формой. Краткость, смысловая емкость и обязательное обращение к природе - вот основные характеристики данного жанра. В действительности, правил сложения хокку намного больше. Сложно поверить, но в Японии искусству составления таких миниатюр обучались десятилетиями. И к этим занятиям также добавлялись уроки живописи.

Японцы также понимают хокку как произведение, состоящее из трех фраз по 5, 7, 5 слогов. Различие в восприятии этих стихотворений разными народами заключается в том, что на других языках обычно они записываются в три строки. По-японски же они пишутся в одну строку. А раньше их можно было увидеть и написанными сверху вниз.

Стихотворения хокку: примеры для детей

Нередко школьники получают на дом задание выучить или составить хокку. Эти короткие стихотворения легко читать и быстро запомнить. Это демонстрирует следующий пример хокку (2 класс - слишком раннее время, чтобы проходить японскую поэзию, однако в случае необходимости школьники могут обратиться к данному трехстишию):

Солнце заходит,
И паутинки тоже
В сумраке тают…

Автор этого лаконичного стихотворения - Басе. Несмотря на емкость трехстишия, читатель должен подключить воображение и частично принять участие в творческой работе японского поэта. Следующее хокку также написано Басе. В нем поэт изображает беззаботную жизнь маленькой птички:

В лугах привольных
Заливается песней жаворонок
Без трудов и забот…

Киго

Многие читатели задаются вопросом о том, как написать хокку на русском. Примеры данных трехстиший показывают, что одной из основных особенностей данного жанра поэзии является соотнесение внутреннего состояния человека с временем года. Это правило также можно использовать в сочинении собственных хокку. В правилах классического стихосложения обязательным было употребление особого «сезонного» слова - киго. Оно представляет собой слово или фразу, которое указывает на время года, описываемое в стихотворении.

Например, слово «снег» будет указывать на зиму. Фраза «Луна в дымке» может указывать на наступление весны. Упоминание о сакуре (японской вишне) будет также указывать на весну. Слово кинге - «золотые рыбки» - будет свидетельствовать о том, что поэт изображает в своем стихотворении лето. Этот обычай использования киго пришел в жанр хокку из других форм. Однако эти слова также помогают поэту выбрать лаконичные слова, придают смыслу произведения еще большую глубину.

Следующий пример хокку расскажет о лете:

Солнце сияет.
Птицы притихли в полдень.
Лето настало.

А прочитав следующее японское трехстишие, можно понять, что описываемым временем года является весна:

Вишня цветет.
Дали окутал туман.
Рассвет наступил.

Две части в трехстишии

Еще одной характерной особенностью хокку является использование «режущего слова», или кирэдзи. Для этого японские поэты использовали различные слова - например, я, кана, кэри. Однако они не переводятся на русский язык, поскольку имеют очень расплывчатое значение. По сути, они представляют собой некую смысловую отметку, которая делит трехстишие на две части. При переводе на другие языки обычно вместо кирэдзи ставится тире или же восклицательный знак.

Отступление от общепринятой нормы

Всегда находятся такие художники или поэты, которые стремятся нарушить общепринятые, классические правила. То же самое касается и написания хокку. Если стандарт написания этих трехстиший предполагает структуру 5-7-5, использование «режущих» и «сезонных» слов, то во все времена находились новаторы, которые в своем творчестве стремились игнорировать эти предписания. Есть мнение, что хокку, в которых нет сезонного слова, следует относить к группе сэнрю - юмористических трехстиший. Однако подобная категоризация не учитывает существования муки - хокку, в которых нет указания на сезон, и которые для раскрытия своего смысла в нем попросту не нуждается.

Хокку без сезонного слова

Рассмотрим пример хокку, который можно отнести к данной группе:

Кошка гуляет
По улице города,
Окна открыты.

Здесь указание на то, в какое именно время года животное ушло из дома, неважно - читатель может наблюдать картину ухода кошки из дому, дорисовывая в своем воображении полную картину. Может быть, дома что-то произошло, что хозяева не обратили внимания на открытое окно, и кошка, проскользнув в него, отправилась на долгую прогулку. Может, хозяйка дома с беспокойством ожидает, когда вернется ее четвероногая любимица. В данном примере хокку для описания чувств не обязательно указание времени года.

Всегда ли есть в японских трехстишиях скрытый смысл?

Рассматривая различные примеры хокку, можно увидеть всю простоту этих трехстиший. Во многих из них отсутствует скрытый смысл. Они описывают обычные явления природы, воспринимаемые поэтом. В следующем примере хокку на русском, автором которого является известный японский поэт Мацуо Басе, описывается картина природы:

На мертвой ветке
Чернеет ворон.
Осенний вечер.

Этим хокку отличаются от западной поэтической традиции. Во многих из них нет никакого скрытого смысла, они отражают собой истинные принципы дзэн-буддизма. На Западе принято всякую вещь наполнять скрытой символикой. В следующем примере хокку о природе, также написанным Басе, этого смысла не найти:

Иду по тропинке на гору.
О! Как чудесно!
Фиалка!

Общее и частное в хокку

Известно, что японскому народу свойственен культ природы. В Стране восходящего солнца к окружающему миру относятся совершенно по-особому - для ее жителей природа представляет собой отдельный одухотворенный мир. В хокку проявляется мотив всеобщей связи вещей. Конкретные вещи, которые описываются в трехстишиях, всегда связаны с общим круговоротом, они становятся частью череды бесконечных изменений. Даже четыре времени года японские поэты подразделяют на менее длительные подсезоны.

Первая капля
С неба упала на руку.
Приблизилась осень.

Джеймс Хэкет, который был одним из самых влиятельных западных сочинителей хокку, считал: в данных трехстишиях передаются ощущения такими, «какие они есть». А именно это и свойственно поэзии Басе, в которой показана непосредственность текущего момента. Хэкет дает следующие советы, следуя которым, можно написать собственное хокку:

  • Источником стихотворения должна быть сама жизнь. В них можно и нужно описывать ежедневные события, которые на первый взгляд кажутся обычными.
  • При составлении хокку следует созерцать природу в непосредственной близости.
  • Необходимо отождествлять самого себя с тем, что описывается в трехстишии.
  • Размышлять всегда лучше в одиночестве.
  • Лучше использовать простой язык.
  • Желательно упомянуть время года.
  • Хокку должны быть простыми, ясными.

Хэкет говорил также о том, что всякому, кто хочет создавать красивые хокку, следует помнить о словах Басе: «Хокку - это палец, который указывает на Луну». Если этот палец будет украшен кольцами, то внимание зрителей будет приковано к этим драгоценностям, а не к небесному светилу. Пальцу не нужны никакие украшения. Иными словами, различные рифмы, метафоры, сравнения и другие литературные приемы лишние в хокку.