Черкесы шапсуги. Современные шапсугские аулы. Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Заметки о Черкесии №10 - Шапсуги в предгорьях Кубани и у Черного моря (Rus, Eng subs)

    ✪ О народных традициях шапсугов

Субтитры

Всем привет! В эфире десятый выпуск исторической разведки и сегодня мы поговорим о следующем адыгском племени - шапсугах. Итак, шапсуги это субэтнос черкесов, проживавших в центральной части Краснодарского края. Свое название они получили от реки Шапсхо, в 5 километрах восточнее Джубги. В долине этой реки находились три древнейших рода племени шапсугов, от которых ведет происхождение весь этот субэтнос. Впервые упоминание о шапсугах появилось в 18 веке. В 1724 году турки писали о том, что шаспуги разбили крымского хана и захватили его в плен в районе современного поселка Пшада, чем привлекли внимание Османской империи. После этого они появляются в истории спустя 20 лет, как и соседние племена. Изначальной их родиной, откуда шло активное распространение шапсугов, являлась долина реки Шапсхо. Отсюда они распространились по побережью от Пшады до реки Шахэ. Первое время они проживали в узких высокогорных долинах. Постепенно население росло, расширялось. Стало не хватать земли и они переселились через Кавказский хребет, на его северную сторону на территории долины реки Псекупс, Северского района, условно между реками Адагум и Супс. Таким образом, земли шапсугов разделились на Большую Шапсугию, к северу от гор и Малую Шапсугию, на побережье. Шапсуги Малой Шапсугии так и назывались - прибрежными. Центр Большой Шапсугии был в районе современной станицы Убинской, вокруг священной черкесской горы Папай. Шапсуги вместе с натухайцами, о которых мы говорили в прошлом выпуске, являются практически единым субэтносом, многие современники их не разделяли. По побережью граница их находилась в районе Пшады, а на равнинной части река Адагум. К северу шапсуги граничили с бжедугами по реке Кубань. С востока с абадзехами, о которых мы поговорим в отдельном выпуске. На побережье в долине реки Шахэ они граничили с племенем убыхов, уникальным субэтносом района Сочи, о котором также поговорим в отдельном выпуске. К знакомым географическим названиям времен шапсугов относятся топонимы преимущественно Туапскинского и Лазаревского районов. Например, Шепси, Дедеркой, Макопсе, Мамедова Щель, Чемитоквадже, река Шахэ - граница племен. Шапсугское общество, как и другие племена черкесов 18 века проживало в высокогорье, своих князей у них не было. Присутствовала местная аристократия, например главы сообществ, отдельных аулов. Именно у шапсугов появились первые признаки феодализма. Отношения между крестьянами, а также рабами и аристократами ухудшались, что привело к социальному конфликту в обществе. Местные князья занимались работорговлей, набегами, грабежом, в то время как крестьяне жили хозяйством. Недовольство крестьян аристократией привело к восстанию первых, переросшему в широкую черкесскую революцию, которая закончилась Бзиюкской битвой. В этой битве шапсуги были ядром, за которым потянулись другие племена. У шапсугов имелся аристократический род Шеретлуковых, владения которых простирались на обе Шапсугии. Однажды, представители этого рода обидели купцов, находившихся под защитой крестьянского рода. В ответ шапсугские крестьяне оскорбили мать одного из Шеретлуковых, некоторых избили. Клубок взаимных обид привел к столкновениям Шеретлуковых с крестьянами. Восстание вынудило многих аристократов бежать под защиту бжедугских князей. Оттуда их представители, вместе с бжедугскими аристократами отправлялись в Санкт-Петербург просить помощи у Екатерины Второй против восставших крестьян. Определенная помощь была выделена. Из Екатеринодара выписали три казачьих отряда с медной пушкой, которая пугала черкесов. Противоборствующие стороны сошлись у реки Бзиюк, где произошла большая битва аристократии с крестьянством. По результатам битвы крестьяне потерпели значительные потери, они практически проиграли, но в последний момент убили бжедугского князя Батыр-Гирея Хаджемуко и переломили ход битвы в свою пользу. Закрепилась своеобразная ничья, которая в течение следующих 10-20 лет привела к практически полной утере аристократией прав в восставших обществах - у шапсугов, натухайцев и абадзехов. Аристократам позволялось вернуться, но жить наравне со всеми без привилегий. Однако, действовали некоторые поблажки. В случае судебных разбирательств, например кражи, если лошадь украли у крестьянина и у аристократа, штрафом за кражу был возврат украденного и еще двух лошадей крестьянину и трех аристократу. Что касается взаимоотношений шапсугов с турками до прихода России на Кавказ существует два обстоятельства. Во-первых религиозное влияние. Шапсуги одними из первых приняли ислам и активно распротраняли его среди соседей из-за чего у них случился конфликт с натухайцами. Позже, во время русско-турецких войн, начиная с 1815 года турками предпринимались попытки объединить черкесов для борьбы с Россией. Турция присылала имамов, которые вели пропаганду в племенах, убеждая их пойти войной на Россию, уничтожить недавно выстроенный Екатеринодар, освободить реку Кубань от русских укреплений. Турция прислала своего ставленника Хассан-Пашу, который активно занимался этими вопросами, но у него возник конфликт с шапсугами. Они отказались вступать в борьбу с Россией в интересах Турции, опасаясь потери собственной независимости. Шапсуги сами напали на Хасан-Пашу и разбили его отряды. Последний бежал в Анапу, где был комендантом и оттуда выплыл обратно в Турцию. В 1828 году, в разгар русско-турецкой войны вновь активизировались турецкие посланники, подталкивая черкесам к нападениям на Россию. Особого успеха они не имели. К тому же Россия также давила на черкесов, заставляя отказываться от агрессивных идей. Все изменилось в 1830-е годы, когда по плану генерала Эманнуэля Россия перешла от мирного покорения Черкессии к военному методу. В землях шапсугов были построены укрепления Георгие-Афипское и Новодмитриевское. Просуществовали они недолго, поскольку по изначальному плану строить их собирались параллельно берегу моря и Кубани вдоль древних дорог. Однако, со временем стало ясно, что черкесские племена проще разделить прямыми военными линиями от реки Кубань к Черному морю. План постройки укреплений изменился, началась постройка военной линии с севера на юг от станицы Афипской до Пшады. На побережье появились укрепления Тенгинское, современное Лермонтово, в самом ядре земель шапсугов, укрепления в районе Джубги, Головинское укрепление в устье реки Шахэ, Вельяминовское, современное Туапсе. Все они вошли в Черноморскую военную линию, целью который было отрезать поставки контрабанды из Турции морем. В рядах черкесов тогда было много наемников из Польши, которая тогда боролась за собственную независимость от России. Борцы за независимости из поляков воевали на всех фронтах российских войн. К концу 1830-х годов были укреплены линии от Кубани до Джубги и на побережье. На берегу самыми крупными стали крепости Новотроицкая в современной Кринице, позже уничтоженная и не восстановленная более и укрепление Михайловское. С ним связана такая история. К 1840 годам, когда в Черкессии случился голод из-за засухи и холодной зимы, а также изоляции в ущельях и нарушении поставок продовольствия российскими укреплениями. В результате этого, черкесы начали активно нападать на укрепления. В шапсугских землях пострадали укрепления Вельяминовское, полностью уничтоженное, укрепления линии Афипская-Пшада, которые сумели отбиться. В момент нападения на Михайловское укрепление, в нем было не более 250 человек в строю и около 3000 человек больных и раненых. Нападение произошло зимой, черкесы группой около 11 000 человек из разных племен окружили укрепление. Командующий, понимая, что им не отбиться дал поручение своему солдату Архипу Осипову, в случае падения укрепления, взорвать пороховой погреб. Он успешно выполнил поручение. Как только черкесы окружили ядро крепости, Архип взорвал пороховой погреб, чем уничтожил вместе с собой около 3000 черкесов. Крепость была полностью уничтожена большой кровью. Современное поселение Архипо-Осиповка на его месте с тех пор зовется именем солдата Тенгинского полка. К концу 1840-го года черкесы осознали, что нападения не меняют ситуацию и невлияют на позиции России. Нападения уменьшились, переросли в партизанскую войну, которая шла до конца Кавказской войны. Шапсуги были самыми основными противниками России и в отличие от натухайцев, никаких переговоров с Россией не вели. Общественное мнение на этот счет у них было единым - никакой сдачи и примирения с Россией. В итоге, в 1850-х годах шапсуги даже заключили союз с чеченским имамом Шамилем. Но союз не принес им плодов, поскольку русские власти успешно перекрывали сообщение с Восточным Кавказом. В конце 1860 года, когда Шамиль уже сдался и война в восточном Кавказе была окончена, шапсуги объединились с соседними племенами. Меджлис, прошедший в районе Туапсе, постановил объединяться всем черкесам в войне с Россией. Была выпущена декларация с которой черкесы поехали в Европу, где пытались найти поддержку в борьбе за независимость. Позже, похожий меджлис прошел в Сочи, где была оформлена первая черкесская Конституция, при поддержке англичан. В начале 1860-х Россия окончательно решила закончить черкесский вопрос военным способом, принятое новым императором Александром Вторым. Он приезжал на реку Белую, где встречался с представителями черкесов, предлагал им сдаться и перейти в подданство России. На это ему ответили отказом. Началось наступление с трех сторон. В шапсугских землях оно проходило по долинам рек Псекупс на Джубгу и Адагум и на Пшаду. Другое наступление шло по реке Белой, в сторону Туапсе через Хадыженскую станицу. По Белореченской и Адагумской линиям шли войска, выжигая аулы и сады, специально для того, чтобы некуда было вернуться. Вслед за ними шли казаки и насильно поселялись на месте бывших аулов, основывая будущие кубанские станицы. Огромная часть черкесов были выдавлены с равнинной части к побережью. За один год это явление достигло огромных масштабов, ушло практически все население. Всего 30 000 человек сдались России и были переселены на территорию современной Адыгеи, на берега Кубани, где их потомки в единичных количествах проживают в Тахтамукайском районе. Большая часть отступала по побережью к Лазаревскому. По пути они садились на турецкие лодки и уплывали, вступая в общее черкесское мухаджирство. К 10 октября 1862 года русские войска вышли к Джубге, Кринице и Пшаде. К 1864 году большинство оставшихся шапсугов были выдавлены в Лазаревский район. Большая часть из них предпочла уплыть в Турцию. Около 300 000 шапсугов проживало в регионе до выселения. Вместе с убыхами они были покорены, 21 мая 1864 года на территории современной Красной Поляны состоялся парад русских войск по поводу окончания Кавказской войны. В итоге, в течение десяти лет после войны, части шапсугов скрывались в горах. Позже, карательные отряды в течение 2 лет выдавили их из гор. Всего осталось в России, на Кубани и в Лазаревском районе не более 5000 человек. По настоящее время часть аулов Туапскинского и Лазаревского района являются полностью шапсугскими по составу населения, хотя в переписи обозначают себя как черкесы. Поскольку часть аулов осталась, для них в 1924 году сделали отдельный Шапсугский национальный район, который позже был ликвидирован и включен в Лазаревский район. Например, аулы Большое и Маленькое Псеушхо, Псебе - это исключительно шапсугские поселения. Дополнительно отмечу, что к шапсугам относится бывший президент Адыгеи - Хазрет Совмен, который помнит своих предков. На этом все, в следующем выпуске мы поговорим про абадзехов, подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте, всем пока.

Этнология

Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсхо.

Впервые шапсуги названы своим именем в турецких хрониках 20-х годов XVIII века , в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства . В 1724 г. на р. Пшад они разбили напавших на них крымских татар , взяв в плен хана Девлет-Гирея [ ] . В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе , который «имеет особливый язык и такое же правление».

Общие сведения

В России живут на территории исторической Шапсугии - в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) в Краснодарском крае , а также в Адыгее . Многие во время переписей продолжают записываться черкесами или адыгейцами .

В советский период переписями шапсуги не учитывались и по косвенным данным в их насчитывалось около 4 тыс.человек.

  • город Сочи : 4 778 чел.
    • Лазаревский район : 4 014 чел.
    • Сельские округа, подчиненные администрации Лазаревского района
      • Кировский сельский округ
        • аул Тхагапш : 131 чел.
      • Кичмайский сельский округ
        • аул Большой Кичмай : 597 чел.
        • аул Малый Кичмай : 185 чел.
      • Лыготхский сельский округ
        • аул Калеж : 362 чел.
        • аул Лыготх : 38 чел.
        • аул Наджиго : 121 чел.
        • аул Хаджико : 469 чел.
  • Туапсинский район : 4 183 чел.
    • город Туапсе : 804 чел.
    • Новомихайловское городское поселение : 843 чел.
      • пгт Новомихайловский : 434 чел.
      • аул Псебе : 368 чел.
    • Вельяминовское сельское поселение :
      • село Цыпка : 166 чел.
    • Георгиевское сельское поселение : 544 чел.
      • аул Большое Псеушхо : 111 чел.
      • аул Малое Псеушхо : 223 чел.
      • село Георгиевское : 145 чел.
    • Небугское сельское поселение : 1 725 чел.
      • аул Агуй-Шапсуг : 1 501 чел.
      • село Небуг : 101 чел.

Также причерноморские адыги составляют большинство в внутригородских микрорайонах Сочи - Ахинтам , Хатлапе , Шахе и Шхафит .

История

Современные исследования подтвердили (Максидов А. А. , Чирг А. Ю.) - Древняя Шапсугия успешно осуществляла внешнюю торговлю и особенно активно с Анатолией .

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона] в конце 19 века, сообщал:

Шапсуги - сильное черкесское племя, жившее по обоим склонам Главного Кавказского хребта, занимая на северной его стороне страну между реками Адагумом и Супсой, а на южной - между реками Пшадой и Шахе.

В первой половине XVIII в. Шапсуги приняли ислам и из ревности к новому учению напали на своих соседей-натхокуаджей, собрали у них кресты и сожгли их.

Началась война, тянувшаяся 20 лет; натхокуаджи вторглись в землю Шапсуги и сожгли их мечети.

Анапские паши старались примирить враждующих, что им и удалось.

У Шапсуги не было князей (пши); народ делился на вуорков (дворян), торлокотлей (среднее сословие, вольные земледельцы), пшитлей (крестьяне) и унаутов (рабов). Строй общества был аристократический. Весь народ делился на отдельные самостоятельные общества - псухо и общины - хабль, управлявшиеся своими выборными старшинами или старейшими жителями. С давних пор дворяне (вуорки) господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ освободился от их подавляющего авторитета и на народных собраниях стал добиваться упразднения дворянских привилегий и свободы от притязаний дворян на его труд и имущество.

Долго шла эта борьба, но без определенного исхода; наконец в 1790-х годах произошел взрыв из-за насилия, совершенного дворянами Шеретлуковыми над проезжими торговцами, которые находились под покровительством одного общества; народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действием его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество.

Такое неуважение к дворянству было первым примером нарушения дворянских преимуществ и послужило поводом к открытой борьбе дворянства с народом.

Шеретлуковы решились кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бзедухам и в 1793 г. отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь казаков. В 1796 г. бзедухи, с подмогой от русских (три сотни черноморских казаков с 1 пушкой), одержали над Шапсуги решительную победу на берегах Бзиюкозауо (см.Бзиюкская битва . Долго после того ещё продолжалась борьба, лилась кровь и истреблялось имущество Шапсуги и бжедухов; наконец Шеретлуковы помирились со своим народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенскую черкесскую станицу.

Шапсуги достигли своего и ограничили права дворян. Хотя дворянство сохранило некоторые преимущества перед народом, но они имели скорее характер почетных отличий; например, за кровь убитого дворянина платится 30 голов скота, а за торлокотля - 28; за кражу лошади, кроме возвращения украденного, ещё 2 лошади дворянину, 1 лошадь торлокотлю. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя их иго.

Многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие - к русским; оставшиеся на родине дворяне потеряли все преимущества, кроме тех, которые даются умом, красноречием и храбростью. Такой же демократический переворот, но постепенно, без кровопролития, совершился у натхокуаджей и абадзехов в течение двух поколений. Большая часть дел перешла к народному собранию, на которое сходился весь народ и где разбирались крупные тяжбы, общественные нужды и дела.

Законодательная и исполнительная власть находилась в руках народа, а отсутствие главы делало управление республиканским. В собрании присутствовали все сословия, кроме зависимых крестьян; позже собрание составлялось из депутатов от обществ.

Каждое псухо (общество) управлялось своей мирской сходкой - зауча или джеме. Гражданский и юридический быт Шапсуги был основан на трех главных началах: 1) на праве собственности, 2) на праве употребления оружия каждым свободным человеком и 3) на родовом союзе, со взаимной обязанностью защищать друг друга, мстить за смерть, оскорбление и нарушение прав собственности всем за каждого и с ответственностью перед чужими родовыми союзами за всех своих. Суд сначала производился на основании обычая, адата, но затем, под влиянием духовенства, усилившегося вследствие борьбы с русскими и развития фанатизма, стал вводиться суд духовный, по шариату, хотя суд по адату преобладал до конца.

Борьба шапсугов с русскими продолжалась до 1863 г., когда они принуждены были выселиться на Кубанскую равнину или уйти в Турцию: они предпочли последнее, хотя многие также были выселены насильно. Южные приморские Шапсуги были покорены генералом Гейманом в 1864 г. и тоже выселились в Турцию.

Современные шапсугские аулы

  • Туапсинский район Краснодарского края: Агуй-Шапсуг (ранее Куйбышевка),

Шапсуги - древнейшее население Причерноморья, до Кавказской войны - самое многочисленное адыгское племя. Несмотря на попытки внедрения христианства и ислама, народ сохранил традиционную веру в силы природы. Устраиваются молебны и жертвоприношения богам у священных деревьев, камней и дольменов, проводятся обряд вызывания дождя, используется вода священных источников. Удивительно - проживают шапсуги в сердце главной курортной зоны России - Лазаревском и Туапсинском районах Краснодарского края.

Название

Название народу подарила реки Шапсухо, расположенная в месте проживания трех влиятельных черкесских родов: один из них положил начало шапсугам. Впервые название письменные источники упоминают в начале XVIII столетия: в ходе войны адыгов с Крымским ханством шапсуги разбили войско крымских татар, пленив знаменитого хана Девлет Гирея. В 1720-х их ассоциировали с субэтносом соседнего народа абазе, к концу столетия считали черкесами.

Где живут, численность

Историческая территория обитания шапсугов - северные горные и предгорные районы Кавказского хребта, ограниченные реками Адагум, Супса, Пшада и Шахе. Немного позже народ спустился на побережье, заняв территории современного Туапсе, Сочи, Адлера.
Из-за геноцида народа после Кавказской войны 150 000 человек покинули родные края, отправившись в Турцию. Крупные диаспоры населяют Израиль, Сирию, Иорданию.
После Кавказской войны Россию населяли 5 000 шапсугов. Часть принудительно переселена на Кубань, меньше 2 000 осталось в историческом регионе проживания. Российская перепись 2010 года показала наличие 3,9 тысячи шапсугов. Фактически представителей народности больше: многие записываются черкесами, адыгами.

Шапсугские аулы находятся в Туапсинском и Лазаревском районах Краснодарского края, городе Сочи, Республике Адыгея.

Язык

Народ использует собственное уникальное наречие, выступающее диалектом адыгейского языка. Основой письменности служил арабский алфавит, сегодня используется русская графика. Отличительная особенность языка - выделение большего числа звуков.

История

Пять тысяч лет назад древние предки народа заняли кавказские территории. Найденные археологические памятники охватывают эпохи бронзового и железного веков: артефакты Меотской, Майкопской, Дольменной культур. Взаимодействие с местными народами образовало древние племена ахеев, меотов, торетов, керкетов, зихов, синдов, сформировавших после адыгские народности. Предположительно предками шапсугов стало племя зихов (зиков).


Шапсуги считались самым многочисленным, влиятельным адыгским народом, приняли активное участие в Кавказской войне. Национальным героем стал Тугужуко Кызбэч, принимавший участие в кровопролитных сражениях, ведший партизанскую войну. Воин выступил прототипом Казбича, описанного М.Ю. Лермонтовым в «Герое нашего времени» (глава «Бэла»).
Отказавшись принять власть Российского государства, шапсуги во главе с адыгским предводителем Шамилем под исламскими флагами защищали свободу родины. Неравные силы послужили причиной поражения: в 1864 году восстание полностью подавили, выселив народ в Турцию, на Кубань.

Семейный уклад

Жизнь шапсугов строилась на трех китах:

  1. Уважении к старшим.
  2. Уважении к женщине.
  3. Уважении к гостю.

В родовых поселениях главную роль играли мужчины-старики: численность общины составляла 20-100 человек, ведущих общее хозяйство. Женщина с ранних лет обязана слушаться мужчину: сестра - брата, жена - мужа, дочь - отца.


Патриархальный семейный уклад сочетался с почитанием женщины: жены, матери, девушки. Браки заключались по взаимной симпатии: выбирала мужа девушка, приглядываясь к потенциальным женихам на общих гуляньях, чужих свадьбах. С наступлением брачного возраста, под присмотром брата или матери, девушка принимала в доме парней: выбирала супруга.
Важную роль играло соблюдение семейных традиций, порядков. Сохранение уклада семьи мужа считалось приоритетным: жена первый год после свадьбы не работала, вникала в особенности хозяйства свекров. Рождение ребенка, особенно мальчика, считалось большим счастьем. Имя ребенку выбирал первый посетивший жилище человек: руководствуясь традицией гостеприимства, шапсуги считали каждого гостя посланником бога.

Жилище и социальный строй

Шапсугское общество, в отличие от других адыгских народов, существовало без князей и единого управленческого центра. Долгое время главенствующую роль играли дворяне вуорки, значительный слой составляло среднее сословие: зажиточные вольные земледельцы торлокотли. Низшее положение занимали небогатые крестьяне пшитли и зависимые рабы унауты. Со временем в обществе стало нарастать недовольство дворянством, усилившееся после убийства торговцев представителями знатного рода Шеретлуковых.


Власть дворянства свергли, оставив лишь номинальные привилегии: за убийство представителя знати выплачивали «налог» 30 голов скота, жизнь земледельца стоила 28. Упразднение главенствующего положения знати привело к бунтам рабов, вскоре получивших статус свободного населения.
Шапсуги стали селиться отдельными «обществами», называвшимися «псухо». Внутри псухо выделялись родовые общины, основанные на совместном ведении хозяйства, взаимопомощи. Во главе обществ стояли выборные старейшины, вопросы решали мировые сходки: джеме, зауче, хасе. Решения считались непреложными законами, строго соблюдались всеми членами общества: систему управления шапсугов можно назвать республиканской.
Изначально народ жил на равнинах, с увеличением численности спустился с хребта, заняв причерноморские области. Общность шапсугов осталась единой, территориально произошло разделение на Шапсугию Большую (горную) и Малую (прибрежную).
Жители равнин продолжали возводить традиционные адыгские дома, сооруженные из плетня, обмазанного глиной. Крыша, односкатная или двускатная, покрыта верхним слоем из соломы, камыша. На побережье народ строил деревянные дома, четырехугольная форма перенята у русских: жилища назывались урыс ун, что значило «русский дом».


Жизнь

Шапсуги занимались разведением скота и птицы, земледелием, виноградарством. Важную роль играло коневодство: аулы района Аше выращивали выносливых лошадей с выработанным иммунитетом к малярии, типа кабардинских, высоко ценившихся. Рыба считалась нехорошим продуктом: согласно поверьям, относилась к нижнему миру духов. В повседневной жизни ее ели, а гостям на стол не подавали.
Особое внимание шапсуги уделяли садоводству: выращивали алычу, персики, сливы, орехи. Отправляясь в путь, брали черенки плодовых деревьев, высаживая на пути следования. Шапсугские сады растянулись на многие километры, выручали народ во время засух, военных конфликтов.

Религия

Официально шапсуги - мусульмане-сунниты, но ислам сочетается с традиционными верованиями. Религиозные каноны ислама соблюдаются отчасти: шапсуги, известные виноградари, пьют вино и едят свинину.
Древние верования народа основывались на обожествлении силы природы. Почитался главный бог, создатель сущего Тха. Бога плодородия Созереша народное сознание определило одним из мусульманских пророков. Бог молнии Шибле в молитве упоминается одновременно с Аллахом.


Шапсуги чтили священные деревья, становившиеся такими после удара молнии. Людей, погибших от этой силы, считали святыми: могилы становятся местом проведения обрядов, совершения молитв. Благословленными Шибле считается род умершего от разряда: потомки играют ведущие роли в обрядах, считаются уважаемыми людьми.
Современные шапсуги практикуют обряд вызывания дождя, имеющий две вариации:

  • При обряде «ханцгуаше» к лопате прибивают поперечную палку, надевают на конструкцию женские одежды, украшения, платок. Куклу с молитвами и обливанием встречных водой несут на реку, где топят и прижимают камнями ко дну, пока дождь не пойдет. В реку кидают и девушку из рода святых: отголосок древних человеческих жертвоприношений;
  • Вторая вариация обряда обязывает отправить гонцов к священному горному озеру Хуко, что недалеко от горы Фишт, подарившей название олимпийскому стадиону. Бутыли с водой из озера приносят в аул и выливают в реку: когда вода добежит до моря, начнется дождь.

Важно проследить за целостностью бутылки и куклы ханцгуаше, иначе жди наводнения. Местные жители уверены: именно так приключилось в 1991 году.

Особую роль играют дольмены: регион проживания шапсугов сохранил более 200 сакральных сооружений. Раньше в дольмены заносили больных горячкой, оставляя на 2-3 дня для излечения. С приходом ислама распространилось поверье, что в каменных конструкциях живут злые духи. Сегодня шапсуги используют дольмены для молений, обрядов, туристы считают сооружения местами силы.

Видео

, Касоги , Каски

Шапсу́ги (самоназвание: адыгэ , шапсыгъ ) - субэтнос адыгейцев , в прошлом - одно из крупнейших адыгских племён . Проживают в Адыгее , а также в Краснодарском крае (район Туапсе и Сочи). Говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка .

Этнология

Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсхо.

Впервые шапсуги названы своим именем в турецких хрониках 20-х годов XVIII века , в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства . В 1724 г. на р. Пшад они разбили напавших на них крымских татар , взяв в плен хана Девлет-Гирея. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе , который «имеет особливый язык и такое же правление».

Общие сведения

В России живут на территории исторической Шапсугии - в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) в Краснодарском крае , а также в Адыгее . Многие во время переписей продолжают записываться черкесами или адыгейцами .

В советский период переписями шапсуги не учитывались и по косвенным данным в их насчитывалось около 4 тыс.человек.

  • город Сочи : 4 778 чел.
    • Лазаревский район : 4 014 чел.
    • Сельские округа, подчиненные администрации Лазаревского района
      • Кировский сельский округ
        • аул Тхагапш : 131 чел.
      • Кичмайский сельский округ
        • аул Большой Кичмай : 597 чел.
        • аул Малый Кичмай : 185 чел.
      • Лыготхский сельский округ
        • аул Калеж : 362 чел.
        • аул Лыготх : 38 чел.
        • аул Наджиго : 121 чел.
        • аул Хаджико : 469 чел.
  • Туапсинский район : 4 183 чел.
    • город Туапсе : 804 чел.
    • Новомихайловское городское поселение : 843 чел.
      • пгт Новомихайловский : 434 чел.
      • аул Псебе : 368 чел.
    • Вельяминовское сельское поселение :
      • село Цыпка : 166 чел.
    • Георгиевское сельское поселение : 544 чел.
      • аул Большое Псеушхо : 111 чел.
      • аул Малое Псеушхо : 223 чел.
      • село Георгиевское : 145 чел.
    • Небугское сельское поселение : 1 725 чел.
      • аул Агуй-Шапсуг : 1 501 чел.
      • село Небуг : 101 чел.

Также причерноморские адыги составляют большинство в внутригородских микрорайонах Сочи - Ахинтам , Хатлапе , Шахе и Шхафит .

История

Современные исследования подтвердили (Максидов А. А. , Чирг А. Ю.) - Древняя Шапсугия успешно осуществляла внешнюю торговлю и особенно активно с Анатолией .

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона] в конце 19 века, сообщал:

Шапсуги - сильное черкесское племя, жившее по обоим склонам Главного Кавказского хребта, занимая на северной его стороне страну между реками Адагумом и Супсой, а на южной - между реками Пшадой и Шахе.

В первой половине XVIII в. Шапсуги приняли ислам и из ревности к новому учению напали на своих соседей-натхокуаджей, собрали у них кресты и сожгли их.

Началась война, тянувшаяся 20 лет; натхокуаджи вторглись в землю Шапсуги и сожгли их мечети.

Анапские паши старались примирить враждующих, что им и удалось.

У Шапсуги не было князей (пши); народ делился на вуорков (дворян), торлокотлей (среднее сословие, вольные земледельцы), пшитлей (крестьяне) и унаутов (рабов). Строй общества был аристократический. Весь народ делился на отдельные самостоятельные общества - псухо и общины - хабль, управлявшиеся своими выборными старшинами или старейшими жителями. С давних пор дворяне (вуорки) господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ освободился от их подавляющего авторитета и на народных собраниях стал добиваться упразднения дворянских привилегий и свободы от притязаний дворян на его труд и имущество.

Долго шла эта борьба, но без определенного исхода; наконец в 1790-х годах произошел взрыв из-за насилия, совершенного дворянами Шеретлуковыми над проезжими торговцами, которые находились под покровительством одного общества; народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действием его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество.

Такое неуважение к дворянству было первым примером нарушения дворянских преимуществ и послужило поводом к открытой борьбе дворянства с народом.

Шеретлуковы решились кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бзедухам и в 1793 г. отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь казаков. В 1796 г. бзедухи, с подмогой от русских (три сотни черноморских казаков с 1 пушкой), одержали над Шапсуги решительную победу на берегах Бзиюкозауо (см.Бзиюкская битва . Долго после того ещё продолжалась борьба, лилась кровь и истреблялось имущество Шапсуги и бжедухов; наконец Шеретлуковы помирились со своим народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенскую черкесскую станицу.

Шапсуги достигли своего и ограничили права дворян. Хотя дворянство сохранило некоторые преимущества перед народом, но они имели скорее характер почетных отличий; например, за кровь убитого дворянина платится 30 голов скота, а за торлокотля - 28; за кражу лошади, кроме возвращения украденного, ещё 2 лошади дворянину, 1 лошадь торлокотлю. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя их иго.

Многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие - к русским; оставшиеся на родине дворяне потеряли все преимущества, кроме тех, которые даются умом, красноречием и храбростью. Такой же демократический переворот, но постепенно, без кровопролития, совершился у натхокуаджей и абадзехов в течение двух поколений. Большая часть дел перешла к народному собранию, на которое сходился весь народ и где разбирались крупные тяжбы, общественные нужды и дела.

Законодательная и исполнительная власть находилась в руках народа, а отсутствие главы делало управление республиканским. В собрании присутствовали все сословия, кроме зависимых крестьян; позже собрание составлялось из депутатов от обществ.

Каждое псухо (общество) управлялось своей мирской сходкой - зауча или джеме. Гражданский и юридический быт Шапсуги был основан на трех главных началах: 1) на праве собственности, 2) на праве употребления оружия каждым свободным человеком и 3) на родовом союзе, со взаимной обязанностью защищать друг друга, мстить за смерть, оскорбление и нарушение прав собственности всем за каждого и с ответственностью перед чужими родовыми союзами за всех своих. Суд сначала производился на основании обычая, адата, но затем, под влиянием духовенства, усилившегося вследствие борьбы с русскими и развития фанатизма, стал вводиться суд духовный, по шариату, хотя суд по адату преобладал до конца.

Борьба шапсугов с русскими продолжалась до 1863 г., когда они принуждены были выселиться на Кубанскую равнину или уйти в Турцию: они предпочли последнее, хотя многие также были выселены насильно. Южные приморские Шапсуги были покорены генералом Гейманом в 1864 г. и тоже выселились в Турцию.

.

Современные шапсугские аулы

  • Туапсинский район Краснодарского края: Агуй-Шапсуг (ранее Куйбышевка), Большое Псеушхо , Малое Псеушхо , Псебе .
  • Лазаревский район города Сочи: Хаджико (ранее Красноалександровский 1-й), Калеж (ранее Красноалександровский 2-й), Лыготх (ранее Красноалександровский 3-й), Наджиго , Большой Кичмай , Малый Кичмай , Тхагапш (ранее им. Кирова).
  • Тахтамукайский район Адыгеи: Афипсип , Панахес , Псейтук , Хаштук .

Лазаревский этнографический музей

В музее можно увидеть исторические реликвии, возраст которых достигает 4-5 тысяч лет , кроме того имеется экспозиция старинного черкесского оружия, снаряжение воина, конской упряжи, красивейшие образцы праздничной адыгской женской одежды (из темного бархата и парчи, украшенной золотой вышивкой, серебряной тесьмой и позолоченными застежками). Шапсугские женщины были искусными мастерицами.

Известные шапсуги

  • Тугужуко Кызбэч - один из наиболее значительных предводителей адыгов во время Кавказской войны XIX веке
  • Ачмизов Айдамир Ахмедович - Герой Советского Союза (31.03.1943)
  • Совмен Хазрет Меджидович - президент Республики Адыгея (2002-2007)
  • Коблев Якуб Камболетович - Заслуженный тренер СССР
  • Шхалахов Валентин Ибрагимович - Заслуженный тренер СССР по дзю-до
  • Напсо Кушук Заидович - Заслуженный строитель России, депутат Законодательного Собрания Сочи, член Общественной Палаты города Сочи
  • Чуц Абубачир Батербиевич - Герой Советского Союза (1912 - 27.03.1944)
  • Тхагушев Исмаил Халалович - Герой Советского Союза(17.03.1920-15.11.1943)
  • Бирбас Натхо - футболист сборной Израиля.

См. также

Напишите отзыв о статье "Шапсуги"

Примечания

Литература

  • Адыгская (Черкесская) энциклопедия. Москва, 2006
  • Шапсуги // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Шапсуги

– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.
Ослабевший французский офицер был Рамбаль; повязанный платком был его денщик Морель.
Когда Морель выпил водки и доел котелок каши, он вдруг болезненно развеселился и начал не переставая говорить что то не понимавшим его солдатам. Рамбаль отказывался от еды и молча лежал на локте у костра, бессмысленными красными глазами глядя на русских солдат. Изредка он издавал протяжный стон и опять замолкал. Морель, показывая на плечи, внушал солдатам, что это был офицер и что его надо отогреть. Офицер русский, подошедший к костру, послал спросить у полковника, не возьмет ли он к себе отогреть французского офицера; и когда вернулись и сказали, что полковник велел привести офицера, Рамбалю передали, чтобы он шел. Он встал и хотел идти, но пошатнулся и упал бы, если бы подле стоящий солдат не поддержал его.
– Что? Не будешь? – насмешливо подмигнув, сказал один солдат, обращаясь к Рамбалю.
– Э, дурак! Что врешь нескладно! То то мужик, право, мужик, – послышались с разных сторон упреки пошутившему солдату. Рамбаля окружили, подняли двое на руки, перехватившись ими, и понесли в избу. Рамбаль обнял шеи солдат и, когда его понесли, жалобно заговорил:
– Oh, nies braves, oh, mes bons, mes bons amis! Voila des hommes! oh, mes braves, mes bons amis! [О молодцы! О мои добрые, добрые друзья! Вот люди! О мои добрые друзья!] – и, как ребенок, головой склонился на плечо одному солдату.
Между тем Морель сидел на лучшем месте, окруженный солдатами.
Морель, маленький коренастый француз, с воспаленными, слезившимися глазами, обвязанный по бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубенку. Он, видимо, захмелев, обнявши рукой солдата, сидевшего подле него, пел хриплым, перерывающимся голосом французскую песню. Солдаты держались за бока, глядя на него.
– Ну ка, ну ка, научи, как? Я живо перейму. Как?.. – говорил шутник песенник, которого обнимал Морель.
Vive Henri Quatre,
Vive ce roi vaillanti –
[Да здравствует Генрих Четвертый!
Да здравствует сей храбрый король!
и т. д. (французская песня) ]
пропел Морель, подмигивая глазом.
Сe diable a quatre…
– Виварика! Виф серувару! сидябляка… – повторил солдат, взмахнув рукой и действительно уловив напев.
– Вишь, ловко! Го го го го го!.. – поднялся с разных сторон грубый, радостный хохот. Морель, сморщившись, смеялся тоже.
– Ну, валяй еще, еще!
Qui eut le triple talent,
De boire, de battre,
Et d"etre un vert galant…
[Имевший тройной талант,
пить, драться
и быть любезником…]
– A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..
– Кю… – с усилием выговорил Залетаев. – Кью ю ю… – вытянул он, старательно оттопырив губы, – летриптала, де бу де ба и детравагала, – пропел он.
– Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь?
– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду.
Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение.
Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов.
Чем дальше бежали французы, чем жальче были их остатки, в особенности после Березины, на которую, вследствие петербургского плана, возлагались особенные надежды, тем сильнее разгорались страсти русских начальников, обвинявших друг друга и в особенности Кутузова. Полагая, что неудача Березинского петербургского плана будет отнесена к нему, недовольство им, презрение к нему и подтрунивание над ним выражались сильнее и сильнее. Подтрунивание и презрение, само собой разумеется, выражалось в почтительной форме, в той форме, в которой Кутузов не мог и спросить, в чем и за что его обвиняют. С ним не говорили серьезно; докладывая ему и спрашивая его разрешения, делали вид исполнения печального обряда, а за спиной его подмигивали и на каждом шагу старались его обманывать.
Всеми этими людьми, именно потому, что они не могли понимать его, было признано, что со стариком говорить нечего; что он никогда не поймет всего глубокомыслия их планов; что он будет отвечать свои фразы (им казалось, что это только фразы) о золотом мосте, о том, что за границу нельзя прийти с толпой бродяг, и т. п. Это всё они уже слышали от него. И все, что он говорил: например, то, что надо подождать провиант, что люди без сапог, все это было так просто, а все, что они предлагали, было так сложно и умно, что очевидно было для них, что он был глуп и стар, а они были не властные, гениальные полководцы.
В особенности после соединения армий блестящего адмирала и героя Петербурга Витгенштейна это настроение и штабная сплетня дошли до высших пределов. Кутузов видел это и, вздыхая, пожимал только плечами. Только один раз, после Березины, он рассердился и написал Бенигсену, доносившему отдельно государю, следующее письмо:
«По причине болезненных ваших припадков, извольте, ваше высокопревосходительство, с получения сего, отправиться в Калугу, где и ожидайте дальнейшего повеления и назначения от его императорского величества».
Но вслед за отсылкой Бенигсена к армии приехал великий князь Константин Павлович, делавший начало кампании и удаленный из армии Кутузовым. Теперь великий князь, приехав к армии, сообщил Кутузову о неудовольствии государя императора за слабые успехи наших войск и за медленность движения. Государь император сам на днях намеревался прибыть к армии.
Старый человек, столь же опытный в придворном деле, как и в военном, тот Кутузов, который в августе того же года был выбран главнокомандующим против воли государя, тот, который удалил наследника и великого князя из армии, тот, который своей властью, в противность воле государя, предписал оставление Москвы, этот Кутузов теперь тотчас же понял, что время его кончено, что роль его сыграна и что этой мнимой власти у него уже нет больше. И не по одним придворным отношениям он понял это. С одной стороны, он видел, что военное дело, то, в котором он играл свою роль, – кончено, и чувствовал, что его призвание исполнено. С другой стороны, он в то же самое время стал чувствовать физическую усталость в своем старом теле и необходимость физического отдыха.
29 ноября Кутузов въехал в Вильно – в свою добрую Вильну, как он говорил. Два раза в свою службу Кутузов был в Вильне губернатором. В богатой уцелевшей Вильне, кроме удобств жизни, которых так давно уже он был лишен, Кутузов нашел старых друзей и воспоминания. И он, вдруг отвернувшись от всех военных и государственных забот, погрузился в ровную, привычную жизнь настолько, насколько ему давали покоя страсти, кипевшие вокруг него, как будто все, что совершалось теперь и имело совершиться в историческом мире, нисколько его не касалось.
Чичагов, один из самых страстных отрезывателей и опрокидывателей, Чичагов, который хотел сначала сделать диверсию в Грецию, а потом в Варшаву, но никак не хотел идти туда, куда ему было велено, Чичагов, известный своею смелостью речи с государем, Чичагов, считавший Кутузова собою облагодетельствованным, потому что, когда он был послан в 11 м году для заключения мира с Турцией помимо Кутузова, он, убедившись, что мир уже заключен, признал перед государем, что заслуга заключения мира принадлежит Кутузову; этот то Чичагов первый встретил Кутузова в Вильне у замка, в котором должен был остановиться Кутузов. Чичагов в флотском вицмундире, с кортиком, держа фуражку под мышкой, подал Кутузову строевой рапорт и ключи от города. То презрительно почтительное отношение молодежи к выжившему из ума старику выражалось в высшей степени во всем обращении Чичагова, знавшего уже обвинения, взводимые на Кутузова.
Разговаривая с Чичаговым, Кутузов, между прочим, сказал ему, что отбитые у него в Борисове экипажи с посудою целы и будут возвращены ему.
– C"est pour me dire que je n"ai pas sur quoi manger… Je puis au contraire vous fournir de tout dans le cas meme ou vous voudriez donner des diners, [Вы хотите мне сказать, что мне не на чем есть. Напротив, могу вам служить всем, даже если бы вы захотели давать обеды.] – вспыхнув, проговорил Чичагов, каждым словом своим желавший доказать свою правоту и потому предполагавший, что и Кутузов был озабочен этим самым. Кутузов улыбнулся своей тонкой, проницательной улыбкой и, пожав плечами, отвечал: – Ce n"est que pour vous dire ce que je vous dis. [Я хочу сказать только то, что говорю.]
В Вильне Кутузов, в противность воле государя, остановил большую часть войск. Кутузов, как говорили его приближенные, необыкновенно опустился и физически ослабел в это свое пребывание в Вильне. Он неохотно занимался делами по армии, предоставляя все своим генералам и, ожидая государя, предавался рассеянной жизни.
Выехав с своей свитой – графом Толстым, князем Волконским, Аракчеевым и другими, 7 го декабря из Петербурга, государь 11 го декабря приехал в Вильну и в дорожных санях прямо подъехал к замку. У замка, несмотря на сильный мороз, стояло человек сто генералов и штабных офицеров в полной парадной форме и почетный караул Семеновского полка.
Курьер, подскакавший к замку на потной тройке, впереди государя, прокричал: «Едет!» Коновницын бросился в сени доложить Кутузову, дожидавшемуся в маленькой швейцарской комнатке.

На черноморском побережье Кавказа, в районе Сочи, проживает малочисленный народ - шапсуги, принадлежащий к абхазо-адыгской этнической группе. Шапсугов сегодня около 15.000 человек. Но ещё сравнительно недавно, в первой половине XIX века, шапсуги были одним из крупных этносов Западного Кавказа. Наряду с абазами и натухайцами они составляли до 2/3 общей численности адыгов.Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсхо.


Старинный шапсугский дом


Впервые шапсуги названы своим именем в турецких хрониках 20-х годов XVIII века, в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства. В 1724 г. на р. Пшад они разбили напавших на них крымских татар, взяв в плен хана Девлет-Гирея. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».

Шапсуги жили большими семьями, насчитывавшими, как правило, больше двадцати человек. В некоторых семьях количество членов превышало сто человек. Все они вели общее хозяйство.

В честь рождения ребенка устраивался праздник - день совершения обряда укладывания младенца в колыбель. В этот день ему давали имя. Его мог назвать первый человек, вошедший в дом. Обязательно еще давали второе, обманное прозвище, чтобы отвлекать внимание злых духов от настоящего имени. Его также давали, когда ребенок часто болел.

Девушки не прятали лица и могли появляться в любом обществе, вступать в разговор со старшими. До замужества они не работали по хозяйству.

С давних пор дворяне (вуорки) господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ стал добиваться упразднения дворянских привилегий и своеволия.

Решающие события произошли в 1790-х годах. Дворяне Шеретлуковы ограбили проезжих торговцев, которые находились под покровительством одного общества. Народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действием его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество. Шеретлуковы решили кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бзедухам и в 1793 г. отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь 300 казаков при 1 пушке. В 1796 г. бзедухи, с русской подмогой одержали над шепсугами победу на берегах Бзиюкозауо.
Кровопролитие, однако, продолжалось ещё долго. Наконец, Шеретлуковы помирились с народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенскую черкесскую станицу. Права дворян были ограничены, хотя некоторые почётные отличия всё же сохранились: например, за кровь убитого дворянина платится 30 голов скота, а за свободного шапсуга - 28. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя крепостное иго. Многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие - в Россию.

Шапсуги имели на Кавказе репутацию непобедимых и во время полувековой Кавказской войны оказали яростное сопротивление русским войскам. Этому способствовало то обстоятельство, что в начале XIX в. шапсуги приняли ислам суннитского толка. Сосланный на Кавказ декабрист А.А.Бестужев-Марлинский писал о них: "…Я видел много горцев в бою, но признаться лучше шапсугов не видал; они постигли в высшей степени правило: вредить как можно более, подвергаясь как можно менее вреду…Дворяне их отчаянно храбры; но одна беда: никак не действуют заодно".

Знаменитый "лев черкесов" Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил М.Ю. Лермонтову прообразом Казбича в повести "Бэла".

Весной 1864 года в глухом урочище Гбаада (где ныне находится популярный курорт Красная поляна), была поставлена точка в кровопролитной бойне. Боевые части русской армии с развернутыми знаменами прошли парадом перед главнокомандующим Кавказской армии великим князем Михаилом Николаевичем. Очевидец, полковник Семен Исадзе так описывал этот заключительный эпизод Кавказской войны: «Осмотрев войска, Великий князь направился к собравшимся черкесским старшинам. Все они от имени своего народа заявили безусловную покорность и готовность подчиняться всем приказаниям, с единственной просьбой - дать им возможность переселиться в Турцию, как страну ближе им известную, нежели те земли, которые предназначены были для выдворения на Кубани. Великий князь ответил, что земли их назначаются для поселения русских, что согласен на их просьбы и дает им месяц сроку для того, чтобы они могли приготовиться к переселению и выйти со своими семействами».

За этим последовал трагический исход шапсугов в Турцию. По различным данным численность эмигрантов составила от
150.000 до 300.000 человек. На родине осталось не более двух тысяч человек.



Шапсугская семья из долины реки Аше. 1916 г.

Сегодня шапсуги проживают в нескольких бедных аулах. Таков, например, аул Большой Кичмай в 40 километрах от Сочи.

В центре аула старый, заколоченный, сейчас уже никому ненужный колодец. Тут же за невысоким забором сельская школа. Во дворе бюст односельчанину - Герою Советского Союза Айдамиру Ачмизову и установленная пять лет назад стела памяти жертв кавказской войны.




До 1927 г. шапсуги использовали арабский алфавит, с 1927 по 1938 г. - перешли на латиницу. Ныне причерноморские шапсуги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, имеющего свою письменность на основе русской графики. Особенность
шапсугского диалекта состоит в том,что если в современном адыгейском языке число звуков составляет 67, то в шапсугском диалекте оно доходит до 88.

С 1924 по 1940 год на территории Лазаревского и Туапсинского районов Краснодарского Края существовал Шапсугский национальный район, где шапсуги составляли 60% населения.

Пять лет назад постановлением правительства Российской Федерации шапсуги включены в единый перечень коренных малочисленных народов. В бюджете Краснодарского края вот уже несколько лет отдельной строкой выделяются средства на национально-культурные и социально-экономическое развитие шапсугов.

Шапсуги — один из субэтносов западных адыгов (черкесов). Сегодня они живут на территории Краснодарского края и Адыгеи. В силу исторических причин этот народ разделен на жителей прикубанской равнины и жителей горных ущелий побережья Черного моря.

На краудфандинговой платформе Planeta.ru запущен проект «Шапсугская экспедиция» . В рамках его поддержки Юга.ру публикуют новый материал историка-любителя, исследователя адыгского (черкесского) этноса Виталия Штыбина. В преддверии начала экспедиции, результатом которой станут книги, фотовыставки и YouTube-сериал, он рассказывает, где жили шапсуги, как они воевали с казаками и что с этим народом сейчас.

Необычная география проживания причерноморских шапсугов и сохранение ими элементов старинной культуры не раз привлекали внимание исследователей. Экспедиции в прибрежные аулы проводились с начала XX века. Увлекательные описания одной из них оставил этнограф Леонид Лавров, исследовавший шапсугов побережья в 1930-е годы.

«В один из дней я познакомился с очень бодрым 72-летним колхозником, который удивил отличным знанием русского языка и абсолютно правильным произношением русских слов. Еще более удивительным казалось то, что на своем языке он говорил с русским акцентом — в частности, не мог произносить смычных звуков. Объяснение крылось в его необычной биографии, которую он мне поведал.

Ему едва исполнилось 6 лет, когда в 1864 году царские войска вступили в Черноморскую Шапсугию и сожгли село, где он жил. В суматохе боя мальчик отбился от родителей, попал в плен и оказался на воспитании русского генерала. Когда вырос, генерал определил его на службу в казачий полк, стоявший в Дагестане. Там он впервые серьезно задумался над вопросами: кто он и что означает слово «шапсуг», которое записано в его документах. Получив отпуск, юноша приехал к воспитавшему его генералу, чтобы расспросить о своем происхождении. Узнав обстоятельства пленения и название ущелья, где это произошло, он отправился на Кубань к тем немногим шапсугам, которые в 1864 году не переселились в Турцию. Однако родственников на Кубани не нашел, но узнал, что кто-то из однофамильцев остался на Черноморском побережье, где прежде жили шапсуги. Тогда он отправился на поиски. На Черноморском побережье ему удалось найти родителей. Последние свыклись с мыслью о гибели своего ребенка и поэтому не собирались признавать сыном какого-то незнакомца, который даже разговаривать с ними не мог без переводчика. Первой признала его мать. Затем на его теле были найдены приметы, заставившие и отца поверить в возвращение сына. Обрадованные родители устроили по этому случаю большой пир, на котором гуляло все селение. После окончания военной службы молодой человек вернулся навсегда в родные места».

Леонид Лавров, «В Черноморской Шапсугии», 1930 год

Современные шапсуги равнины и побережья не слишком отличаются друг от друга, среди них распространены одни и те же родовые фамилии. Однако приморские жители предпочитают называть себя шапсугами, а равнинные чаще относят себя к адыгам (адыгейцам) или черкесам в целом, предпочитая не выделять свой субэтнос. Равнинные шапсуги представлены в Адыгее в аулах Афипсип, Панахес, Псейтук и Хаштук. Приморские жители — в Лазаревском и Туапсинском районах Краснодарского края в аулах Тхагапш, Большой и Малый Кичмай, Большое и Малое Псеушхо, Калеж, Хаджико, Наджиго, Лыготх, Псебе и Агуй-Шапсуг. Живут они и в других населенных пунктах края и республики, но в меньшем числе.

Условное разделение шапсугов на равнинных и прибрежных произошло очень давно. До конца Русско-Кавказской войны (1864 год) шапсуги были самым многочисленным субэтносом адыгов (черкесов) в Закубанье. По одной из версий, родиной шапсугов является долина реки Шапсухо (в устье которой сейчас стоит пос. Новомихайловский), которая дала имя субэтносу. Считается, что именно отсюда происходило расширение и объединение различных старинных родов средневекового племени зихов, объединившихся под новым именем шапсугов. Один из таких родов предпочел остаться внутри нового союза со старым названием — они были известны как общество гуайе, проживавшее в долине реки Псезуапсе. К шапсугам также относился субэтнос натухайцев, проживавших в районе Анапы и Тамани и предпочитавших сохранять свое имя.

С ростом населения отсутствие свободной земли толкнуло шапсугов на миграцию через хребет на север — в предгорные равнины современного Краснодарского края. Так образовались Малая Шапсугия в прибрежной зоне и Большая Шапсугия в равнинной. Условные границы Малой Шапсугии простирались по берегу Черного моря от реки Пшада на западе до реки Шахэ на востоке. Большая Шапсугия раскинулась с запада на восток между реками Адагум и Супс, с севера на юг между Кубанью и горным хребтом. Правда, четких границ среди адыгов (черкесов) не существовало — аулы перемещались, растягивались отдельными домами в долинах и ущельях, смешивались с другими субэтносами и жили с ними по соседству.

«Заметки о Черкесии №10 — Шапсуги в предгорьях Кубани и у Черного моря», видео канала Simple History

Постепенно сложились крупнейшие общества побережья в долинах рек Джубга, Пшада, Шахэ и равнин в долинах рек Иль, Хабль, Афипс, Убин. Впервые шапсуги упоминаются в турецких хрониках 20-х годов XVIII века — в связи с борьбой адыгов (черкесов) против Крымского ханства. В русских документах за 1743 год имеется упоминание о народе «сапсих», который «имеет особливый язык и такое же правление».

В отличие от равнинных соседей социальное устройство шапсугского общества было организовано на основе народного правления. Самых крупных аристократов, претендовавших на власть князей, шапсуги с кровавыми сражениями изгнали в конце XVIII века. Позднее власти лишились и крупные аристократы, а управление обществом окончательно перешло к народным собраниям — хасэ, которые часто возглавляли тфокотли — свободные зажиточные крестьяне. Стройные станы гордых и смелых мужчин; прекрасные женщины; наполненный честью, справедливостью и порядком свод правил адыгэ хабзэ, по которому жили адыги (черкесы), — все это привлекало внимание, удивляло и поражало многочисленных зарубежных путешественников, этнографов и даже российских шпионов.

«Дополнение к выпуску о Шапсугах», видео канала Simple History

Многие со школы помнят персонажа лермонтовского «Героя нашего времени» Казбича — а прообразом его стал реальный человек, отчаянный шапсугский наездник Кызбеч Шеретлуко . Знаменитый наездник времен Кавказской войны наводил ужас на Черноморскую кордонную линию. По его зову тысячи собирались в поход. Ему часто сопутствовала удача, даже в отчаянных и дерзких одиночных вылазках. Судьба отводила его от участия в провальных набегах. Дважды ходивший в хадж в Мекку, Шеретлуко считал борьбу с противником правым делом. Даже гибель единственного сына не поколебала его. Как рассказывал английский путешественник Джеймс Белл в 1838 году, Кызбеч считал, что сын погиб за правое дело и не сомневался в том, что тот попадет в рай — а значит и нечего о нем переживать. Его портрет, выполненный Беллом, хотел выторговать у него сам император Николай Первый, но Кызбеч отказался общаться с русскими чиновниками. Еще при жизни ему слагали песни, а после смерти от тяжелых ран многим джигитам он мерещился на белом коне во время жестоких боев.

«Кызбеч Шеретлуко — Лев Черкесии», видео канала Simple History

Появление на Кубани черноморского казачества привело к конфликтам с адыгами (черкесами), в которых ключевой стороной чаще всего выступали именно шапсуги. Некоторые считают, что конфликт впервые проявился после участия казачьего отряда в Бзиюкской битве. В ней шапсуги сражались против своих аристократов, поддержанных князьями адыгов-бжедугов, на чьей стороне и выступили казаки. Однако архивные материалы показывают, что набеги адыгов (черкесов) на правую сторону Кубани и казачьих отрядов на левую сторону начались еще в 1793 году в процессе расселения казаков вдоль реки.

Русско-Кавказская война стала трагедией для шапсугов. Финальный этап войны (с 1861 по 1864 год) привел к военным потерям и выселению, по различным данным, от 150 до 300 тыс. человек в Турцию. Небольшая часть шапсугов приняла условия Российской империи и поселилась на указанных им участках земли на болотистых равнинах Прикубанья. До конца XIX века многие из них продолжали переселение в Турцию. Прибрежным шапсугам пришлось особенно тяжело — принудительное выселение с гор привело к запустению побережья. Несколько тысяч человек вынуждены были скрываться от поисковых отрядов в горах в течение нескольких лет после войны. До 1874 года они выходили оттуда отдельными группами, которые расселяли в аулы напротив станиц Шапсугского казачьего батальона. В 1870-е — 1880-е годы жителям этих аулов разрешено было расселиться на прежних местах в долинах рек Аше, Шахэ, Псезуапсе и т.д. Так появились вновь на своих местах те аулы, которые существуют сегодня. Часть семей вернулась в них с прикубанских равнин и из Турции.

В раннее советское время, когда Шахан-Гирей Хакурате активно формировал Адыгейскую автономную область, шапсуги также направляли ходатайство о присоединении к ним, но им отказали на основании территориальной отдаленности от земель будущей автономии. Проекты большой Адыгской (черкесской) республики также не были поддержаны властями. Но шапсугам удалось добиться для себя отдельного национального Шапсугского района, который был учрежден в 1924 году. В него вошли десять шапсугских аулов и два промежуточных русских селения с центром в Туапсе, который в него не входил. В 1930 году центр Шапсугского района был перенесен из Туапсе во 2-й Красно-Александровский аул (ныне аул Калеж), а в октябре 1930 года — в поселок Совет-Квадже (ныне Голубая Дача). Первоначально территория района состояла из трех небольших анклавов, не имевших общей границы.

Со временем Шапсугский район значительно увеличился в размерах, трижды сменил районный центр, пока в 1934 году его окончательно не перенесли в Лазаревское. С ростом территории района удельный вес шапсугов в населении резко уменьшился. Перед войной от района отрезали территорию с аулами Псебе и Куйбышевка (ныне Агуй-Шапсуг), а 24 мая 1945 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании Шапсугского района в Лазаревский.

«О народных традициях шапсугов», видео канала Simple History

Потеряв свою национальную территорию, шапсуги так и не стали национальным меньшинством Краснодарского края, хотя и внесены в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ. Эти вопросы наряду с постепенной потерей национального языка и смешением населения до сих пор стоят на повестке дня в шапсугских аулах. В то же время национальный колорит шапсугских аулов привлекает сегодня многочисленных туристов, отдыхающих на побережье Черного моря, а священное тюльпановое древо из старой шапсугской рощи стало символом поселка Головинка, ранее имевшего статус аула.

Вкуснейший жареный сыр, народные танцы на вечерках, яблоки и груши из черкесских садов, вкусные пирожки-лакумы, насыщенный чай и горный мед давно стали символами шапсугского колорита среди туристов. Но нельзя забывать, что не только в них кроется особенность этого народа. До сих пор шапсуги хранят память многих поколений своих предков, знания жизни в гармонии с природой своего родного горного края и множество преданий и легенд, каждая из которых — кладезь информации об истории черноморского края.

«Приготовление адыгейского (адыгского/черкесского/шапсугского) сыра», видео канала Simple History

Узнать еще больше об истории и современной жизни народов Адыгеи вы сможете, финансово поддержав проект «Шапсугская экспедиция» на сайте Planeta.ru. Стоимость лотов начинается от 100 руб., а за взнос 300, 600, 1200 или 2400 руб. вы получите открытку, сможете поучаствовать в экскурсии по Краснодару или нескольким адыгейским (черкесским) аулам, пообщаться с Виталием Штыбиным и узнать, как прошла экспедиция, — после ее завершения.